Жалоба в налоговую инспекцию

Содержание

Образец жалобы на налоговую инспекцию в вышестоящую

Жаловаться в вышестоящую налоговую инспекцию имеют возможность любые лица (физические, юридические, а включая ИП), чьи права нарушены ненормативными актами (касающимися конкретных лиц) либо действиями (бездействием) сотрудников нижестоящей ИФНС. С ней вправе обратиться и любой, кто выявил, что налоговое законодательство нарушено.

Структура письменной претензии с подписью обращающегося (его представителя) состоит из следующих элементов:

  1. Ф.И.О. и место жительства физлица, которое жалуется, либо наименование и адрес в случае с юридическим лицом.
  2. Действия (бездействие) сотрудников налоговой инстанции либо ее ненормативный акт, по поводу которых протестуют.
  3. Наименование органа — нарушителя прав налогоплательщика.
  4. Лицо, чьи права нарушены, указывает причины, по которым оно так считает.
  5. Запросы обратившегося.
  6. Как удобно получить результат разбора (бумажный почтой или электронный по интернету либо через личный кабинет налогоплательщика).

Кроме того, здесь прописывают контактные номера телефонов (факс), адрес электронной почты, иные данные, которые будут способствовать рассмотрению.

Приложениями здесь будут документы, которые подтверждают позицию автора и соответствующая доверенность при подаче через представителя. Вот так выглядит жалоба в налоговую инспекцию: образец можно использовать в качестве шаблона.

Как подают

Предметы жалобы, которые указаны выше, обжалуются в вышестоящем налоговом органе (ВНО). Соответствующие материалы попадают туда через орган, который принял или совершил оспариваемое решение (действие). Следовательно, жалоба в налоговую инспекцию на организацию подается в орган — нарушитель прав налогоплательщика. Для этого существуют три способа:

  1. Через личный кабинет налогоплательщика на ресурсе ФНС.
  2. Почтой России.
  3. Обратившись лично или через представителя в соответствующее территориальное подразделение ФНС.

Орган-нарушитель передает претензию плюс все приложенные к ней материалы в вышестоящую организацию. На это дается три дня со времени ее поступления.

С момента, когда пострадавшее лицо узнало о нарушении его прав, у него есть год на подачу необходимых документов. Аналогичное время (с даты вынесения спорного решения) есть для протеста на вступившие в силу решения об ответственности за налоговые правонарушения, если они не оспаривались через апелляцию.

Об апелляционной жалобе рассказано в специальной статье. Ее используют, когда спорят с не вступившим в силу решением об ответственности за правонарушение или отказ в этом, который фискальщики вынесли в порядке ст.

101 НК. Обжалование в ФНС происходит в течение трех месяцев со дня разрешения жалоб (апелляционной в том числе) вышестоящим органом.

Если время обжалования пропущено по уважительной причине, его его восстановить есть возможность, подав надлежащее ходатайство.

Как рассматривают

У вышестоящей организации на разрешение протестов есть месяц с момента их поступления, если они касаются решений налоговиков об ответственности за правонарушение или отказ в этом. По необходимости срок продлевают (максимум на 30 дней). Для других протестов подобный срок — 15 дней, аналогично пролонгируют. Если в указанные периоды реакции на претензию не последовало, ее обжалуют в суде. Напомним, что в ст. 139.3 НК отмечены случаи, когда протест не рассматривают.

При обжаловании акта или действия в вышестоящий орган они приостанавливаются (до принятия решения по претензии только по соответствующему заявлению). Причем такая приостановка возможна, когда оспаривают вступившее в силу привлечение к ответственности за налоговое нарушение либо отказ в этом. Заявление подают вместе с петицией и банковской гарантией, которая должна соответствовать п. 5 ст. 74.1 НК и другим условиям из п. 5 ст. 138 НК. По ней банк обязуется погасить обязательный платеж по спорному решению.

Можно ли подать жалобу анонимно

В органах ФНС анонимные послания не рассматриваются. Любой человек, обратившийся в эту службу, в обязательном порядке обязан назвать персональные данные, поэтому анонимная жалоба в налоговую — это не лучший способ донести информацию до фискальных служб. Для сохранения анонимности допускается обратиться по телефону горячей линии налоговой службы, но ждать быстрого рассмотрения и принятия мер по такому виду жалобы не стоит.

Необходимость в такой подаче возникает, когда гражданин, например, хочет донести на соседей о сдаче ими квартиры без уплаты налогов или работник — на своего работодателя, когда тот нарушает законодательство. В принципе в законодательстве нет указаний на то, как подать анонимную жалобу в налоговую и что обезличенное обращение примут к сведению. Но по собственной инициативе фискальщики могут рассмотреть и его. «Анонимку» подают следующими способами:

  • по телефону доверия, конкретный номер зависит от региона и указан на сайте ФНС в разделе «Контакты и обращения»;
  • посетив налоговиков лично;
  • посредством Интернета.

Если нужна уверенность в рассмотрении поданного документа, не скрывайтесь — указывайте ваши персональные данные.

Жалоба в ФНС на организацию

Мнение эксперта Григорьев Егор Кириллович Консультант в области права с 7-летним стажем. Специализируется в области уголовного права. Опыт более 3 лет в защите правовых интересов.

С жалобой на конкретную организацию к налоговикам есть возможность обратиться каждому, кто выявил нарушения. Правда, порядок оспаривания отличается от того, что предусмотрен НК (в гл. 19, 20), поскольку претензию вызвали действия организации, а не фискальщиков.

Ситуация регулируется ФЗ от 02.05.2006 № 59. Его ст. 7 устанавливает требования к такому обращению, ст. 10 говорит о его рассмотрении, а ст. 12 — о сроках этой процедуры. Общий срок рассмотрения такой петиции составляет 30 дней с момента ее регистрации. После рассмотрения обратившийся получит письменный ответ.

По ст. 1 и 2 ФЗ от 02.05.2006 № 59, обратиться с претензией в режиме данного ФЗ может любой недовольный возникшей проблемой в своей организации. Например, такеи причины как:

  • так называемая зарплата в конвертах;
  • уклонение от уплаты налогов и т. п.

При написании непременно обозначается жалующийся (Ф. И. О. плюс место проживания), точное наименование ИФНС, куда подается документ. Допускается указать и конкретное должностное лицо. Потом отмечается почтовый адрес, куда направят ответ по итогам разбора. Следующий обязательный элемент — это опись сути ситуации: описание нарушения и итоговую просьбу. Заканчивается документ постановкой даты и подписи обращающегося. К жалобе следует приложить доказательства факта описанного нарушения. Если доказательства находятся у работодателя и доступа у сотрудника к ним нет, необходимо отразить это в тексте

Претензия составляется в двух экземплярах, поскольку после регистрации канцелярией ведомства один налоговая оставит у себя, а второй останется у обратившегося. На нем должна стоять отметка сотрудника инспекции о приеме документа, его подпись и дата. Все материалы подают, явившись лично в ИФНС или по почте (заказным письмом с уведомлением). В последнем случае обращение регистрируется в течение трех дней после поступления. Зарегистрированная жалоба анализируется 30 дней, по необходимости указанный срок удлиняют еще на 30 дней, после этого автор документа получает ответ.

Как правильно составить жалобу на налоговую инспекцию с 2020 года

Имейте в виду, что Налоговый кодекс РФ не обязывает использовать форму жалобы, утвержденную ФНС России. Такого требования в ст. 139.2 НК РФ нет. Но чтобы уйти от лишних споров с налоговиками (в т. ч. по досудебному порядку обжалования), лучше использовать утвержденный с 2020 года бланк жалобы в налоговую.

Этот документ можно направлять по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Когда жалобу направляют по ТКС, ее нужно подписать усиленной электронной подписью.

Возможна подача и в письменной форме лично либо через представителя.

Оформление жалобы на ИФНС

То, как составить жалобу в налоговую на ИФНС вышестоящему налоговому органу, регулирует Приложение № 5 к упомянутому приказу ФНС от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645.

«Наименование вышестоящего налогового органа (ВНО)» и «Код ВНО» Наименование и код вышестоящего налогового органа по отношению к налоговому органу, ненормативные акты, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются «Номер жалобы (апелляционной жалобы):» При наличии – исходящий номер жалобы, присвоенный ей ее подателем «Предмет обжалования:» Одно из следующих значений:

  • 1 – решение налогового органа, вынесенное по результатам налоговой проверки;
  • 2 – налоговое уведомление;
  • 3 – требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов, процентов;
  • 4 – иные документы, действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов.
«Реквизиты обжалуемого документа:» Номер и дата обжалуемого документа (при наличии) «Наименование налогового органа, акт ненормативного характера, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются:» Наименование и код налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются «Основания, по которым лицо, подающее жалобу (апелляционную жалобу), считает, что его (лица, нарушение прав которого обжалуется) права нарушены:» Обстоятельства, на которых основаны доводы заявителя. При наличии указывают подтверждающую эти обстоятельства информацию. «Требования лица, подающего жалобу (апелляционную жалобу):» Требования заявителя по жалобе «Способ получения решения по жалобе (апелляционной жалобе):» Соответствующий признак получения решения по жалобе:

  • при направлении её в электронной форме по ТКС: «1» – на бумажном носителе по почте или «2» – в электронной форме по ТКС;
  • при направлении жалобы на бумажном носителе: «1» – на бумажном носителе по почте или «3» – лично;
  • при направлении жалобы через личный кабинет налогоплательщика: «4» – через личный кабинет.
«Код жалобы (апелляционной жалобы):» Одно из следующих значений в зависимости от подаваемого вида жалобы:

  • 1 – жалоба;
  • 2 – апелляционная жалоба.
«Жалоба (апелляционная жалоба) представлена представителем лица, нарушение прав которого обжалуется:» Одно из следующих значений:

При указании значения «2» заполняют поле «наименование и дата выдачи (составления) документа, подтверждающего полномочия лица, подающего жалобу (апелляционную жалобу)».

При этом в указанном поле помимо наименования и даты выдачи (составления) документа, подтверждающего полномочия лица, подающего жалобу, указывают и иные реквизиты такого документа, в т. ч. его номер, срок действия.

«Жалоба (апелляционная жалоба) составлена на _____ страницах с приложением подтверждающих документов или их копий на _____ листах» При подаче жалобы на бумаге указывают количество страниц, на которых составлен текст жалобы, а также количество листов документов, подтверждающих требования заявителя по жалобе, или их копий, и документа, подтверждающего полномочия лица, подающего жалобу при их наличии. «Лицо, подписавшее жалобу (апелляционную жалобу):» Фамилия, имя, отчество лица, подающее жалобу. Также проставляется дата составления жалобы и подпись заявителя по жалобе.

В случае направления жалобы в электронной форме по ТКС, подписанной усиленной квалификационной электронной подписью лица, представившего жалобу, а также при направлении жалобы через личный кабинет указанный блок не заполняют.

Особенности электронной жалобы

В случае направления жалобы по ТКС самые многословные поля «Основания, по которым лицо, подающее жалобу (апелляционную жалобу), считает, что его (лица, нарушение прав которого обжалуется) права нарушены:» и «Требования лица, подающего жалобу (апелляционную жалобу):» допускают текст не более 2000 символов.

Если лимит явно будет превышен, данные поля заполняют кратко, а полный текст оснований и требований приводят в приложениях к жалобе отдельным файлом. Это должен быть отсканированный документ.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган. Образец.

Представляю образец жалобы в Управление ФНС России. Образец возражения на акт налоговой проверки можно посмотреть по ссылке:

В Управление ФНС России по г. Москве
125284, г.Москва,
Хорошевское шоссе,12А

от
ООО «Ромашка»
ИНН … / КПП …
123456, г. Москва,
улица … , дом…

Жалоба
на Решение ИФНС России №. по г. Москве
№. от 12 февраля 2016 года
о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения

ИФНС России № . по г. Москве проведена выездная налоговая проверка ООО «Ромашка» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет налогов и сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с . по … 2014 г. По результатам проверки Обществу предложено уплатить недоимку в сумме . руб. Начислены пени за несвоевременную уплату налогов по состоянию на 12.02.2016 года в сумме … руб. Также ООО «Ромашка» привлечено к налоговой ответственности в размере … руб. По результатам налоговой проверки ИФНС России №. по г. Москве приняла Решение №. от 12 февраля 2016 года «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» (далее – Решение).
ООО «Ромашка» считает, что указанное выше Решение не соответствует закону.

В результате проведения выездной налоговой проверки в связи с тем, что руководитель ООО «Ромашка» не найден, документы для проведения выездной налоговой проверки не представлены, в соответствии с пп. 7 п.1 статьи 31 НК РФ инспекция определила суммы налогов, подлежащие уплате, расчетным путем. Однако расчеты инспекции противоречат налоговому законодательству и сложившейся правоприменительной практике, а также допущено нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, что является основанием для отмены Решения.
На странице 2 Акта выездной налоговой проверки ООО «Ромашка» № . от … года (далее – Акт) в пункте 1.6. указано, что бухгалтерская отчетность и налоговые декларации представлялись ООО «Ромашка» в налоговые органы в полном объеме и в установленные законодательством сроки. Представленная информация легла в основу вычисления налоговым органом сумм налогов, подлежащих уплате расчетным путем.
Однако, в нарушение пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ исчисление налоговым органом налога на прибыль и НДС, подлежащих доплате Заявителем, было осуществлено со следующими нарушениями: .

1. Согласно пп. 7 п. 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

Инспекция анализирует данные об иных аналогичных налогоплательщиках. Как указано на странице 3 Решения №. от 12 февраля 2016 года «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения»: «для определения суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет были отобраны аналогичные налогоплательщики ООО «А», ООО «В», ООО «И», ООО «Т», при выборе которых были учтены следующие критерии аналогичности: конкретный вид осуществляемой деятельности, среднесписочная численность, объем выручки, место осуществления деятельности».

Но выбор аналогичных налогоплательщиков осуществлен Инспекцией необоснованно, так как .

Позицию ООО «Ромашка» подтверждает и судебная практика.

Так, в Постановлении ФАС . округа от . по делу № . суд отклонил довод инспекции о том, что .

Избранные налоговым органом организации не являются аналогичными по отношению к ООО «Ромашка», так как .

Мнение эксперта Григорьев Егор Кириллович Консультант в области права с 7-летним стажем. Специализируется в области уголовного права. Опыт более 3 лет в защите правовых интересов.

Данный вывод подтверждается и судебной практикой. Как указывается в Постановлении . суда от . N . по делу № . : «Инспекцией не проведен анализ . «.

Как указано в Определении ВАС РФ от . года № . по делу № . : «Признавая недействительным решение инспекции в оспариваемой части, суды апелляционной и кассационной инстанций оценили представленные доказательства и сделали вывод о том, что инспекция не обосновала размер начисленных налогов, пеней, штрафов, поскольку, применяя положения подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, не ДОКАЗАЛА, что использовала данные об аналогичных налогоплательщиках . «.

Расчет налога на прибыль не обоснован и произведен неверно, и, соответственно, инспекция не доказала наличие у Общества недоимки по налогу на прибыль в размере, указанном в оспариваемом Решении.

2. Неверный расчет подлежащего доплате НДС.

Расчет подлежащего доплате НДС приводится инспекцией на страницах 6 – 10 Решения №. от 12 февраля 2016 года.
Согласно пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговый орган имеет право определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках
В соответствии с п. 7 ст. 166 НК РФ в случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам.
.

В пункте 7 статьи 166 Кодекса законодатель предусмотрел возможность исчисления расчетным путем НДС, причитающегося к уплате по операциям, подлежащим налогообложению у налогоплательщика. Поскольку сумма налоговых вычетов не влияет на определение налоговой базы по НДС, то показатели вычетов не могут быть использованы в отношении расчета НДС, подлежащего уплате.

3. Процессуальное нарушение.

Как указано на странице 2 Акта выездной налоговой проверки ООО «Ромашка» № . от … года «на основании Решения заместителя начальника ИФНС России № . по г. Москве . от … года № … выездная налоговая проверка была приостановлена с … года». «На основании решения заместителя начальника ИФНС России № . по г. Москве . от … года № … проверка возобновлена с … года».

Между тем, ниже на странице 2 Акта указано, что … года произведен осмотр помещения, расположенного по адресу: . Составлен протокол осмотра территории, помещений, документов, предметов № б/н от … года.

Согласно пункту 2 статьи 92 НК РФ «2. Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра».

Так как осмотр осуществлен в период приостановления выездной налоговой проверки, его результаты не являются надлежащим доказательством и не могут учитываться при вынесении Решения инспекции.
Такой же позиции придерживается и судебная практика. Так в Постановлении ФАС . округа от … по делу № . указано: «…что, поскольку осмотр производился вне рамок выездной проверки и без согласия налогоплательщика, его результаты не являются надлежащими доказательствами».

4. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.

Акт не был направлен налогоплательщику.

В соответствии с пунктом 5 статьи 100 НК РФ «Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма».

Между тем, из Реестра отправленной заказной корреспонденции ИФНС РФ №. по г. Москве не следует, что акт налоговой проверки был своевременно, до вынесения Решения, направлен налогоплательщику. .

Акт проверки не был получен Обществом до вынесения Решения, в связи с чем были нарушены следующие права Общества: .

В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ «Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом».

На основании вышеизложенного, пункта 3 статьи 101.2 НК РФ и п.2 статьи 140 НК РФ ООО «Ромашка»
ПРОСИТ
Управление ФНС России по г. Москве

отменить Решение Инспекции ФНС России № . по г. Москве №. от 12 февраля 2016 года «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» и прекратить производство по делу.

12.02.2016 г. адвокат Гладилин А.Н.

Обращаю Ваше внимание, что на моем сайте начинается уникальный проект. Это публикация полных текстов исковых заявлений по различным вопросам, которые могли бы заинтересовать физических лиц. Уникальность проекта заключается в том, что мы планируем публиковать не формы или образцы для заполнения, а полные тексты заявлений. С указанными исками можно будет ознакомиться на моем сайте по ссылке:

Образец жалобы (обращения) в налоговую инспекцию на ее бездействие. Как написать жалобу и правильная ее подача в инспекцию.

Довольно часто налоговая инспекция задерживает выплаты по налоговым вычетам.

Срок для возврата налоговых вычетов, как социальных, так и имущественных, четко аргументирован в Налоговом Кодексе РФ, статьи я привела в самом образце жалобы ниже.

Есть очень «шустрые» налоговые инспекции и перечисляют денежные средства на счет раньше установленного кодексом срока (4 месяца), а есть «тягомотники», оправдывая свои действия перегруженностью работой и т.д.

Вот именно таких «тягомотников» мы и будет немножечко подгонять, ведь это в наших интересах получить свои деньги быстро

На сайте налоговой инспекции nalog.ru есть сервис под названием «Обратиться в ФНС».

Этот сервис удобен тем, что не нужно толпиться в очередях налоговой инспекции и ругаться с кем-либо, а можно спокойненько, сидя дома за компьютером заполнить форму и ждать звонка налогового инспектора.

Именно этот сервис поможет ускорить продвижение Вашего дела по налоговым вычетам и получить деньги не позднее 2-х недель с момента написания жалобы.

    1. Итак, заходим на сайт nalog.ru
    2. Выбираем вкладку «ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА» (выделена оранжевым цветом)
    1. Далее опускаемся чуть ниже и справа нажимаем ссылку «ОБРАТИТЬСЯ В ФНС РОССИИ» (отмечено выделением всей фразы справа)
    1. Прокручиваем вниз страницы и выбираем кнопку «ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО ИЛИ ИП»
  1. Далее попадаете на страницу «Регистрационная информация для физических лиц или ИП»

Ее заполняете по пунктам:

Обратиться в:

  • управление (по региону);
  • выбираете ФНС своего региона (для Московской области – это будет Управление ФНС России по Московской области).

Фамилия: вписываете Вашу фамилию

Имя: Ваше имя

Отчество: Ваше отчество

ИНН: Ваш номер ИНН

Контактный телефон: Ваш мобильный номер

В какие органы государственной власти Вы обращались по данному вопросу и когда: в ИФНС № 1000 по МО

: копируете сочиненное письмо, см. образец ниже

Вложить файл: если необходимо что-то приложить, это может быть заверенная декларация, опись вложения со штампом почтового оператора и т.д.

Как направить Вам ответ: выбираете «по почте в бумажном виде»

Вводите код с картинки

И нажимаете «Отправить»

Все, ждете звонка налогового инспектора. Желаем Вам удачи в получении своих денег.

Руководителю УФНС России по Московской области

от Семенович Анны Сергеевны

ЖАЛОБА

на бездействие налогового органа

Московская область 24 мая 2013 г.

07 декабря 2012 года в Налоговую Инспекцию ФНС России № 1000 по Московской области мною были отправлены по почте с уведомлением: налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2011 г. и документы, подтверждающие право на получение имущественного налогового вычета на покупку квартиры.

На момент написания жалобы, причитающаяся к возврату из бюджета сумма на указанный счет в банке не поступила.

Мнение эксперта Григорьев Егор Кириллович Консультант в области права с 7-летним стажем. Специализируется в области уголовного права. Опыт более 3 лет в защите правовых интересов.

В соответствии со статьей 88 Налогового кодекса РФ камерная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, которые должны прилагаться к налоговой декларации.

В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Все сроки установленные Налоговым кодексом РФ на проведение камеральной проверки и на перечисление денежных средств истекли.

Таким образом, излишне уплаченная сумма НДФЛ должна быть возвращена налоговым органом не позднее 07.04.2013 г.

В связи с этим прошу обязать Налоговую Инспекцию ФНС России № 1000 по Московской области:

— уплатить пени за каждый календарный день нарушения срока возврата налога (в соответствии с п. 10 ст. 78 Налогового кодекса РФ).

В противном случае буду вынуждена обратиться в судебные органы для защиты своих интересов.

Жалоба на налоговую инспекцию: составление, образец и порядок подачи в 2018 году

Дата публикации материала: 19.02.2020

Последнее обновление: 19.02.2020

Рассказываем, как правильно составить и подать жалобу на ИФНС.

Основные обязанности налоговой инспекции в 2018 году

По каким вопросам можно обращаться в налоговую инспекцию? В соответствии с положениями ст. 32 НК РФ любой налоговый орган должен осуществлять следующие обязанности:

  • Бесплатное информированиеналогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц и так далее;
  • Ведение учетаорганизаций и физических лиц;
  • Контрольза соблюдением законодательства о налогах и сборах;
  • Отправканалоговых уведомлений и (или) требований об уплате налогов и сборов;
  • Предоставлениеналогоплательщикам сведений, необходимых для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов;
  • Предоставлениеналогоплательщикам форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснение порядка их заполнения;
  • Предоставлениесправок о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, и процентам;
  • Предоставлениесправок об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов.

Обратите внимание! В статье перечислены только основные функции ИФНС. Ч. 2 ст. 32 НК РФ указывает, что налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом и иными федеральными законами.

В каких случаях можно жаловаться на налоговую инспекцию?

В соответствии с действующим законодательством любой налогоплательщик имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по его мнению, такие акты, действия или бездействие нарушают его права (ст.137 НК РФ).

Как написать жалобу на налоговую инспекцию?

Типовая жалоба на ИФНС включает в себя следующие сведения:

  • Наименование инстанции, в которую подается жалоба;
  • ФИО и контактные данные заявителя;
  • Суть жалобы(в произвольной форме излагаются обстоятельства, которые стали причиной нарушения прав заявителя);
  • Просьба заявителя(например, отменить обжалуемое решение ИФНС);
  • Список прилагаемых документов;
  • Дата составления жалобы;
  • Расшифровка подписи заявителя.

Обратите внимание! При составлении жалобы мы рекомендуем придерживаться общих правил оформления официальных документов: ваше обращение должно быть лаконичным (не более 2000 знаков) и содержать конкретные жалобы и/или предложения. Помните, что заявления, содержащие нецензурные выражения, жаргон или угрозы, могут быть не приняты к рассмотрению.

Куда жаловаться на налоговую инспекцию в 2018 году?

Итак, жалоба на ИФНС составлена. Что делать дальше? В соответствии со ст. 139 НК РФ такая жалоба подается в вышестоящий налоговый орган, но через налоговый орган, чьи акты ненормативного характера, действия или бездействие обжалуются.

То есть, вам необходимо обратиться непосредственно в ту налоговую, на которую вы хотите пожаловаться. Ваша жалоба будет зарегистрирована и перенаправлена в вышестоящий налоговый орган.

Сроки подачи жалобы на налоговую инспекцию

Это важно! Ч. 2 ст. 139 НК РФ определяет, что жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана в течение 12 месяцев со дня, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Мнение эксперта Григорьев Егор Кириллович Консультант в области права с 7-летним стажем. Специализируется в области уголовного права. Опыт более 3 лет в защите правовых интересов.

В том случае, если вы пропустили установленный законом срок по уважительной причине (тяжелая болезнь, длительная командировка и так далее), вам необходимо обратиться в вышестоящий налоговый орган с ходатайством о восстановлении срока обжалования.

Автор статьи Григорьев Егор Кириллович Консультант в области права с 7-летним стажем. Специализируется в области уголовного права. Опыт более 3 лет в защите правовых интересов. Следующая СудОбразец жалобы на МФО в Центробанк Отличная статья 0

Жалоба на бездействие налоговой инспекции: образец

Актуально на: 13 июля 2017 г.

Если плательщик считает, что налоговики бездействовали в то время, когда должны были действовать, и из-за этого нарушены его права (например, ИФНС нарушила срок возврата переплаты (п. 6 ст. 78 НК РФ)), то этот плательщик вправе подать жалобу на бездействие налоговой инспекции (ст. 137 НК РФ).

Куда писать жалобу на налоговую инспекцию

Подается жалоба в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 138 НК РФ), то есть в УФНС того региона, к которому относится инспекция, на которую вы решили пожаловаться.

В суд можно обращаться только после того, как бездействие налоговиков было обжаловано в УФНС (п. 2 ст. 138 НК РФ).

Кстати, также возможна подача жалобы на налоговую инспекцию в прокуратуру (ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1).

В нашей статье мы рассмотрим подачу жалобы в УФНС.

Требования к жалобе на налоговую инспекцию

Жалоба должна содержать следующую информацию (п. 2 ст. 139.2 НК РФ):

  • наименование и адрес организации, подающей жалобу (если жалобу подает физлицо, то оно должно указать свои ФИО и адрес места жительства);
  • наименование ИФНС, чье бездействие обжалуется;
  • сведения о том, что именно обжалует плательщик (в нашем случае это бездействие ИФНС);
  • основания, по которым налогоплательщик считает, что его права были нарушены (как правило, это ссылка на законодательство);
  • требования, выдвигаемые налогоплательщиком;
  • желаемый способ получения решения по жалобе (на бумаге или в электронном виде по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика).

Также в жалобе имеет смысл указать номера телефонов и адреса электронной почты, которые налоговики могут использовать для связи с налогоплательщиком (п. 3 ст. 139.2 НК РФ).

При желании к жалобе можно приложить документы, подтверждающие факты, изложенные в ней (п. 5 ст. 139.2 НК РФ).

Подписать жалобу должно лицо, ее подающее, или же представитель (п. 1 ст. 139.2 НК РФ). Кстати, если жалобу подает уполномоченный на то представитель, то к ней нужно приложить документы, подтверждающие эти полномочия, например, доверенность (п. 4 ст. 139.2 НК РФ).

Отметим, что утвержденной формы жалобы нет, но можно воспользоваться формой, размещенной на сайте ФНС в разделе «Досудебное урегулирование налоговых споров».

Способы подачи жалобы

Жалобу можно подать (п. 1 ст. 139.2 НК РФ):

  • на бумаге (лично или по почте);
  • в электронном виде по ТКС;
  • через личный кабинет налогоплательщика.

Порядок подачи жалобы на ИФНС

Несмотря на то что жалобу нужно подать в УФНС, плательщик представляет ее именно в ИФНС, а налоговики уже передадут ее в Управление в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы (п. 6 ст. 6.1, п. 1 ст. 139 НК РФ). При этом ИФНС должна устранить нарушения, изложенные в жалобе (конечно, если эти нарушения имеют место быть), и сообщить об этом в УФНС так же в течение трех дней с момента устранения (п. 1.1 ст. 139 НК РФ).

Что же касается сроков подачи жалобы, то представить ее можно в течение года со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении его прав (п. 2 ст. 139 НК РФ). Правда, если срок был пропущен налогоплательщиком по уважительной причине, УФНС может его восстановить.

Кстати, до принятия решения по жалобе налогоплательщик может отозвать ее (п. 7 ст. 138 НК РФ). Однако отзыв жалобы лишит плательщика права на подачу новой жалобы по тем же основаниям.

Сроки рассмотрения жалобы и принятие решения по ней

По результатам рассмотрения жалобы на бездействие налоговой инспекции УФНС может оставить жалобу без удовлетворения или же признать бездействие ИФНС и вынести решение по существу (пп. 1, 5 п. 3 ст. 140 НК РФ).

На принятие того или иного решения у УФНС есть 15 рабочих дней со дня получения жалобы (п. 6 ст. 140 НК РФ). Правда, в некоторых случаях этот срок может быть продлен, но максимум еще на 15 рабочих дней.

Свое решение УФНС вручает/направляет налогоплательщику в течение трех рабочих дней со дня принятия этого решения (п. 6 ст. 140 НК РФ).

Узнать о судьбе своей жалобы можно посредством специального сервиса ФНС.

По каким причинам УФНС может отказаться рассматривать жалобу

В некоторых случаях Управление может отказать плательщику в рассмотрении его жалобы. Такое возможно, если (п. 1 ст. 139.3 НК РФ):

  • жалоба не подписана или подписана неуполномоченным на то лицом;
  • в жалобе не указано, в чем заключалось бездействие налоговиков;
  • срок подачи жалобы истек;
  • до принятия решения по жалобе плательщик отозвал ее;
  • плательщик уже подавал ранее жалобу по тем же самым основаниям;
  • до того, как УФНС приняло решение по жалобе, налоговики устранили нарушения.

Приведем образец жалобы на бездействие ИФНС.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа

Апелляционную жалобу налогоплательщик подает в том случае, если он не согласен с вынесенным, но не вступившим в силу решением ИФНС по результатам проверки (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Требования к апелляционной жалобе такие же, как и требования, например, к жалобе на бездействие налоговой инспекции (ст. 139.2 НК РФ).

Примерную форму апелляционной жалобы можно скачать на сайте ФНС.

Подается апелляционная жалоба в УФНС через налоговую инспекцию, вынесшую решение по проверке (п. 1 ст. 139.1 НК РФ). Причем подать такую жалобу плательщик должен успеть до дня вступления в силу решения, которое он обжалует (п. 2 ст. 139.1 НК РФ).

Так же как и жалобу на бездействие, апелляционную жалобу плательщик вправе отозвать (п. 7 ст. 138 НК РФ).

По результатам рассмотрения жалобы УФНС может (пп. 1, 3, 4 п. 3 ст. 140 НК РФ):

  • оставить апелляционную жалобу без рассмотрения;
  • отменить решение ИФНС полностью или частично;
  • отменить решение ИФНС полностью и принять новое решение по делу.

УФНС вправе отказать в рассмотрении апелляционной жалобе по следующим причинам (пп. 1, 3, 4 п. 1 ст. 139.3 НК РФ):

  • жалоба не подписана или подписана неуполномоченным лицом;
  • в жалобе не указаны акты ИФНС ненормативного характера, приведшие к нарушению прав плательщика;
  • плательщик отозвал жалобу;
  • ранее плательщик уже подавал жалобу по тем же основаниям.

Принять какое-либо решение по апелляционной жалобе УФНС должно в течение месяца со дня ее получения (п. 6 ст. 140 НК РФ). Этот срок может быть продлен еще на один месяц.

Довести свое решение до налогоплательщика УФНС обязано в течение трех рабочих дней со дня его принятия (п. 6 ст. 140 НК РФ).

Если вам неправомерно начислили налог. Порядок обжалования для физических лиц

Часто налогоплательщик не согласен с актами и действиями должностных лиц налоговой инспекции, например, с суммами начисленного налога или неправомерно начисленными пенями/штрафом. Даже если налог начислен полностью неправомерно, без вашего участия ошибку никто не исправит, а если вы не заявите о ней вовремя, за самим налогом последуют пени, штраф и принудительное взыскание.

  • Форма №12984: «Форма жалобы/апелляционной жалобы на акты, действия и бездействия налоговых органов с инструкцией по заполнению»

В первую очередь стоит явиться на прием в свою инспекцию и получить разъяснения. Вопрос может быть решен на месте — возможно, вы не знали о повышении налоговой ставки/базы или уведомление/требование об уплате налога было направлено вам ошибочно. По предложению налогоплательщика также может быть проведена совместная сверка уплаченных налогов. Если же в инспекции уверены в своей правоте, несмотря на ваши доводы, надо срочно вооружаться налоговым кодексом и подавать жалобу.

Право на обжалование актов ненормативного характера налоговых органов (к ним относятся требования, решения, письма, постановления и другие акты, принятые в отношении конкретного лица), а также действий (бездействий) их должностных лиц предусмотрено ст. 137 Налогового кодекса РФ.

Обжалование возможно как в административном (досудебном), так и в судебном порядке. В большинстве случаев административный (досудебный) порядок является обязательным, непосредственно в суд можно обжаловать только акты (действия), вынесенные самой ФНС, а также акты, вынесенные по результатам рассмотрения жалобы. Согласно ст. 138 НК РФ досудебное обжалование возможно в двух формах: обычная жалоба и апелляционная жалоба.

Стоит отметить, что ввиду отсутствия четкого установленного списка актов налоговых органов, относящихся к ненормативным, некоторые акты не всегда признаются таковыми, а соответственно вышестоящий орган или суд может отказать в жалобе. В частности, это касается уведомлений и требований. В этом случае стоит сначала направить в инспекцию письмо с требованием произвести перерасчет налога, указанного в уведомлении или требовании, по рассмотрению которого инспекция должна вынести акт, который уже можно будет обжаловать.

Важно: Исполнение акта полностью или частично не лишает налогоплательщика права на подачу жалобы. Обжалование ненормативных актов, действий и возврат излишне уплаченных сумм налога – разные способы защиты права, которые могут применяться независимо друг от друга.

Исполнив решение, вы снимаете с себя риски применения обеспечительных мер. Если в результате рассмотрения жалобы акт инспекции будет отменен, можно будет претендовать не только на возврат излишне взысканных сумм, но и на проценты (п. 5 ст. 79 НК РФ), начисляемые на сумму взыскания по ключевой ставке ЦБ РФ со дня, следующего за днем уплаты, по день возврата.

Для возврата сумм налога подается заявление о возврате (зачете) сумм излишне уплаченного (взысканного) налога в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы в налоговый орган, в который данный налог был уплачен. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату (зачету) по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Сроки и порядок подачи жалобы

Апелляционная жалоба касается решений налогового органа, принимаемых по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения), не вступивших в силу на момент подачи жалобы. Возможность апелляционного обжалования предусматривается непосредственно в самом решении, там же указывается срок – один месяц со дня вручения решения налогоплательщику.

Восстановить срок апелляционного обжалования в случае его пропуска нельзя.

Обычная жалоба подается на вступившие в силу акты налогового органа ненормативного характера, а также на действия или бездействие его должностных лиц. Срок обжалования составляет один год со дня, когда лицо узнало о нарушении своих прав или со дня вынесения решения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке. Если срок пропущен по уважительной причине, то его можно восстановить на основании отдельного ходатайства (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Обе жалобы (далее под жалобой понимается как обычная, так и апелляционная жалоба) может подать как само лицо, права которого нарушены, так и его уполномоченный представитель (с обязательным приложением доверенности). В качестве адресата надо указать вышестоящий налоговый орган, но подавать через тот налоговый орган, который вынес решение. Т.е. жалобу на территориальную (районную, межрайонную) инспекцию следует подавать в Управление ФНС по субъекту через ту же территориальную инспекцию. Жалобу можно подать непосредственно в налоговый орган, отправить по почте или в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговый орган в течение трех дней со дня поступления жалобы обязан направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган, приложив свое заключение.

В жалобе необходимо указать акты налогового органа, совершенные действия (бездействие) его должностных лиц, которые привели к нарушению прав. Следует привести основания, подтверждающие нарушение прав (например, ошибочное применение законодательства, неправильная трактовка фактических обстоятельств и т.п.). Завершают жалобу требованием: отменить решение, признать действия инспекторов незаконными и т.п. (подп. 5 п. 2 ст. 139.2 НК РФ).

К жалобе стоит приложить все первичные подтверждающие документы. Данное требование необязательно, допускается преставление документов позднее в налоговый орган или суд (до момента принятия решения по жалобе), однако не стоит рисковать, суд вправе отказать в принятии документов, которые были в распоряжении налогоплательщика, истребовались налоговым органом, но представлены только в суд.

Также стоит привести все имеющиеся доводы о незаконности решения налогового органа в первоначальной жалобе в вышестоящий налоговый орган. Как и в случае с документами, если какие-то существенные доводы не будут приведены в первоначальном процессе, то суд может в дальнейшем отказать в их принятии.

Если в самой жалобе специально не указано, какие части решения обжалуются, то считается, что решение обжаловано в полном объеме. Можно обжаловать только часть вынесенного решения и прямо указать на это в жалобе, однако в дальнейшем решение может быть оспорено в суде только в той части, в которой оно было обжаловано в вышестоящий налоговый орган. В случае подачи апелляционной жалобы, даже если обжалована часть решения, такое решение не вступает в силу (п. 1 ст. 101.2 НК РФ).

Рассмотрение жалобы

Жалоба может быть рассмотрена с участием лица, подавшего жалобу, если вышестоящий налоговый орган выявит противоречия в материалах или несоответствия сведений налогоплательщика и нижестоящего налогового органа (п. 2, 5 ст. 140 НК РФ). При желании участвовать в рассмотрении стоит сделать акцент в жалобе на указанные противоречия, а также заявить ходатайство об участии в рассмотрении жалобы.

Решение по жалобе, поданной на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, должно быть принято в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Решение по иным жалобам принимается в течение 15 рабочих дней со дня их получения. Этот срок может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней.

Вынесенное решение направляется лицу в течение трех рабочих дней со дня его принятия (п. 6 ст. 140 НК РФ).

Нарушение срока рассмотрения жалобы не влечет недействительность решения, принятого по результатам такого рассмотрения. Однако налогоплательщик может заявлять доводы о пропуске срока давности взыскания, например, если обжаловано требование об уплате налога, и в течение двух месяцев, налоговый орган не принял решение, он лишается права на вынесение решения о взыскании налога.

Вышестоящим налоговым органом не может быть принято решение о взыскании дополнительных налоговых платежей, пеней, штрафов, не взысканных оспариваемым решением, но может быть дополнено и (или) изменено приведенное в обжалуемом решении правовое обоснование взыскания сумм налогов, пеней, штрафов, а также исправлены арифметические ошибки, опечатки, в том числе в сторону увеличения (п. 81 Постановления Пленума ВАС РФ № 57).

Обращение в суд

В случае несогласия с решением вышестоящего налогового органа, невынесения решения в установленный срок, а также при обжаловании актов (действий), вынесенных непосредственно ФНС можно обращаться в суд.

Административное исковое заявление (обжалование решения, действия, бездействия) может быть подано в суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).

С учетом обязательности досудебного порядка обжалования, трехмесячный срок на обращение в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом решении по его жалобе (п. 3 ст. 138 НК РФ).

При взыскании излишне уплаченных сумм налога заявление подается в суд общей юрисдикции по правилам искового производства в течение трех лет с моменты уплаты налога.

Образец жалобы в УФНС России на действия инспекторов

Цитата (Еженедельная профессиональная газета «Учет. Налоги. Право» 25 июня 2015 ):Как оформить жалобу в налоговую инспекцию Если организация не согласна с решением налоговиков, она может обратиться в вышестоящую инспекцию с жалобой. Жалоба в налоговую – это письменное обращение по обжалованию документов или действий (бездействия) налогового органа (п.1 ст.138 НК РФ).
В жалобе в налоговую инспекцию необходимо указать следующую информацию:
наименование и адрес организации, подающей жалобу;
обжалуемые акт налоговой инспекции ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;
наименование инспекции, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;
основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
требования лица, подающего жалобу.
В жалобе в ИФНС также можно привести номера телефонов, факсов, адреса электронной почты. При необходимости к ней прикладываются документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.
Образец жалобы в УФНС России на действия инспекторов при проверке полноты учета наличной выручки
Руководителю УФНС России
по г. Москве
от «Альфа»
ИНН 7708123456
КПП 770801001
ОГРН 1234567890123
Адрес (юридический и фактический):
125008, г. Москва, ул. Михалковская, д. 20
ЖАЛОБА
г. Москва 25.01.2015
С 24 января 2015 года отделом налоговых проверок ИФНС России № 20 по г. Москве проводилась проверка полноты учета организацией «Альфа» выручки и порядка работы с денежной наличностью. Проверкой установлены расхождения выручки по данным бухгалтерского учета по сравнению с выручкой фискальных отчетов за период с 1 по 31 декабря 2014 года. Расхождения связаны с неоприходованием в кассу организации денежной наличности в день ее поступления. В ходе проверки организация представила письменные объяснения по найденным нарушениям. Проверяющий, рассмотрев объяснения, не счел их обоснованными и отказался учесть их при написании акта.
Считаем, что действия инспекторов противоречат действующему законодательству по следующим основаниям.
Вся выручка организации в полном объеме обязательно приходуется, но по причине установленного администрацией организации графика работы бухгалтера (прилагается к настоящей жалобе) выручка предыдущего дня приходуется следующим днем.
Указанный график работы бухгалтера был установлен в связи с малым объемом ежедневной выручки. Факт, что данное условие является нарушением порядка ведения кассовых операций, что не было принято во внимание администрацией при определении графика работы бухгалтера, организация не оспаривает.
Вместе с тем, в целом вся выручка организации оприходована. У организации не было цели скрыть выручку, в этом не было смысла, так как организация применяет ЕНВД.
Принимая во внимание оборот денежных средств и размер несвоевременно оприходованной выручки, у органа, который будет рассматривать результаты проверки, есть основания признать правонарушение малозначительным.
На основании вышеизложенного в соответствии с пунктом 49 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н, просим обязать сотрудников ИФНС России № 20 приложить объяснения организации к акту проверки.
Директор
А.В. Львов
М.П.
Куда подать жалобу Жалобу следует подать в вышестоящую налоговую. Обратите внимание, что документ направляется в адрес той инспекции, чьи действия, бездействие или документы компания обжалует. Налоговики сами перешлют ее в вышестоящую организацию в течение трех дней с момента получения (п.1 ст.139 НК РФ).
Жалобу можно отвезти в канцелярию инспекции или окно приема документов, либо отправить ее по почте.
Срок обжалования решения по проверке — один год Нередко у компаний возникает вопрос, в течение какого срока можно обжаловать решение налоговиков и можно ли сразу обратиться в суд. Рассмотрим пример. В прошлом году у организации была выездная проверка по налогу на прибыль. По ее итогам компания заплатила недоимку, пени и штраф, апелляционную жалобу не подавали. Однако недавно аудиторы нашли постановление Пленума ВАС РФ, где судьи в аналогичной ситуации посчитали доначисления незаконными. Можно ли сейчас обратиться в суд или надо сначала подать жалобу в управление?
Если компания ранее не обжаловала решение по проверке, то сначала нужно подать жалобу в налоговую инспекцию. Досудебный порядок не зависит от того, что компания обнаружила новые обстоятельства (п. 2 ст. 138 НК РФ.). Решение по проверке можно обжаловать в течение одного года со дня, когда инспекция приняла решение по проверке. Основание — пункт 2 статьи 139 НК РФ.
Подготовлено по материалам Федеральной налоговой службы

Положение об Общественном совете

Общественный совет при Федеральной налоговой службе работает с 2009 года, и сделано за это время многое. Однако в настоящее время его деятельность приобретает для нас особую значимость, поэтому в этом году было принято решение обновить состав Общественного совета. Это связано с тем, что Федеральная налоговая служба претерпевает сегодня серьезные преобразования – как с точки зрения инновационной и технологической составляющей ее деятельности, так и с точки зрения принципов взаимодействия с обществом.

Именно поэтому роль Общественного совета для налоговой службы столь важна – как в качестве общественной и профессиональной экспертизы, так и в качестве площадки для выработки предложений и инициатив в сфере налогового администрирования.

По своему статусу это постоянно действующий консультативно-совещательный орган, осуществляющий свою деятельность на общественных началах. В новый состав Общественного совета вошли ученые, предприниматели, журналисты, общественные деятели, руководители крупнейших и социально значимых компаний. Это люди самых разных профессий и сфер деятельности.

Мы готовы к серьезной работе и сотрудничеству по всем вопросам налогового администрирования – повышения эффективности налогового контроля и информирования, развития налоговой культуры граждан. Очень важно, что в рамках Общественного совета ведется профессиональный разговор не только с финансистами, но и с представителями внешних сфер деятельности – науки, искусства, образования, общественной среды.

Нам предстоит большая и кропотливая работа, потому что должны быть освоены новые технологии и сервисы, учтены интересы самых разных слоев общества и сфер бизнеса, соблюден баланс интересов государства и отдельного налогоплательщика. Только так экономика станет эффективной, а граждане повысят свое благосостояние и социальную защищенность.

Деятельность Общественного совета при ФНС России курирует заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Андрей Николаевич Батуркин.

Основными задачами деятельности Общественного совета являются:

  • подготовка предложений по развитию нормативной базы, обеспечивающей реализацию конституционных прав и обязанностей граждан по уплате налогов и функционирование системы контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
  • содействие ФНС России в разработке и подготовке предложений по совершенствованию практики налогового контроля, направленной на формирование налоговой культуры населения.

Общественный совет выполняет следующие функции:

  • привлекает граждан и общественные объединения к реализации государственной политики в налоговой сфере, соблюдения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
  • проводит общественные экспертизы проектов, разрабатываемых ФНС России;
  • рассматривает инициативы институтов гражданского общества в области налоговой политики;
  • совместно с ФНС России проводит конференции и семинары по актуальным вопросам практики исполнения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
  • участвует в обсуждении и решении вопросов, находящихся в сфере ведения ФНС России;
  • осуществляет общественный контроль за деятельностью ФНС России;
  • участвует в выработке предложений по реализации мер правовой и социальной защиты государственных гражданских служащих ФНС России;
  • привлекает граждан, общественные объединения и представителей СМИ к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения прав и свобод граждан, и других вопросов, затрагивающих сферу деятельности ФНС России;
  • взаимодействует с федеральными органами государственной власти Российской Федерации и общественными советами, действующими при них, по вопросам, находящимися в сфере ведения ФНС России;
  • участвует в мероприятиях по противодействию коррупции и другим правонарушениям в налоговых органах.

Куда направить жалобу на налоговую?

Подача жалобы на работу налоговой инспекции происходит в несколько этапов:

  1. Изначально подаётся жалоба в налоговую инспекцию по месту жительства заявителя;
  2. Затем нужно направить жалобу в налоговое управление региона заявителя;
  3. И только в последнюю очередь следует направлять обращение в центральный аппарат – Федеральную Налоговую Службу.

Внимание

Обращаем ваше внимание, что отправлять обращение в вышестоящий налоговый орган необходимо через тот налоговый орган, на который написана жалоба.

Как подать жалобу в налоговую онлайн?

Жалобу в налоговый орган можно подать следующим образом:

  • Посредством онлайн-обращения;
  • Обратившись с заявлением лично. Здесь важно, чтобы у заявителя на руках было 2 экземпляра заявления. Первый экземпляр остаётся в налоговой, а на втором инспектор должен поставить свою подпись и дату принятия;
  • Отправив заказное письмо. Перед тем, как отправить письмо, необходимо попросить у сотрудника почты составить опись вложения в 2 экземплярах. Первый отправляется в инспекцию вместе с письмом, а второй заверяется работником почты и остаётся у заявителя. Также необходимо заказать услугу уведомления о вручении.

У налоговой службы есть официальный сайт, с помощью которого зарегистрированный пользователь может отправить онлайн-обращение.

Внимание

Для регистрации на сайте ФНС нужно обратиться в ближайшую налоговую инспекцию с паспортом, после чего обратившемуся лицу выдают регистрационную карту с данными для входа на сайт.

После того, как пользователь зарегистрировался на сайте ФНС, он может отправить жалобу. Для этого необходимо:

  • На главной странице сайта пройти по вкладке «Физические лица»;
  • Далее система переводит пользователя на страницу с перечнем предоставляемых услуг, среди которых нужно выбрать «Подача жалобы в налоговые органы»;
  • На следующей странице пользователю необходимо выбрать одну из четырёх предложенных ситуаций. Для того чтобы подать жалобу, необходимо выбрать «Я хочу подать жалобу на действия/бездействие налоговых органов»;
  • На вновь открывшейся странице пользователь может ознакомиться с предоставленной информацией. Например, о том, как оформляется жалоба. После изучения информации пользователю предлагается действовать согласно дальнейшим инструкциям.

Состав Общественного совета

С 2002 г. ректор Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации.

Председатель Попечительского Совета Общероссийской Общественной Организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Заместитель Председателя Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства.

Работа Общественного совета

^К началу страницы

В Федеральную налоговую службу и территориальные налоговые органы можно обратиться:

  • в письменном виде (почтовой связью, факсимильной связью) по адресу Федеральной налоговой службы (территориальных налоговых органов);
  • в электронном виде с официального сайта Федеральной налоговой службы в сети Интернет (посредством online-сервиса «Обратиться в ФНС России»);
  • непосредственно на личном приеме в Федеральной налоговой службе (территориальных налоговых органах);
  • а также в устной форме по специально выделенным номерам телефонов Федеральной налоговой службы (территориальных налоговых органов).

Обратиться

Предложения по внесению изменений и дополнений в План работы Общественного совета на год можно направить через сервис:

«Обратиться в общественный совет»

Рабочие группы

Перейти

Комитет по повышению уровня налоговой грамотности и добровольного соблюдения налогового законодательства Общественного совета при Федеральной налоговой службе

Перейти

Распоряжение от 07 октября 2011 № 150@ «О создании рабочей группы по повышению налоговой грамотности»

Перейти

Распоряжение от 21 февраля 2012 № 21@ «О внесении изменений в распоряжение ФНС России от 07.10.2011 № 150@ «О создании рабочей группы по повышению налоговой грамотности»

Перейти

Распоряжение от 26 февраля 2014 № 18@ «О внесении изменений в распоряжение ФНС России от 07.10.2011 № 150@ «О создании рабочей группы по повышению налоговой грамотности»

Протоколы заседаний Рабочей группы

Жалоба на налоговую в прокуратуру

Жалобу на налоговую службу следует отправлять в прокуратуру только в том случае, когда права налогоплательщика были грубо нарушены.

Обращаться необходимо в прокуратуру по местонахождению ИФНС. Можно составить заявление на бумаге и отнести в прокуратуру лично, а можно направить электронное обращение. Для этого:

  • В интернет-приёмной генеральной прокуратуры заявителю необходимо выбрать свой регион в выпадающем меню «Органы прокуратуры в субъектах РФ»;
  • После этого система переводит пользователя в интернет-приёмную прокуратуры его региона. Там пользователю необходимо изучить предлагаемую информацию, после чего нужно нажать кнопку «Согласен»;
  • Затем заявителю предлагается к заполнению форма, где необходимо вписать запрашиваемые данные в соответствующие пустые поля:
    • ФИО;
    • Адрес;
    • Электронная почта;
    • Телефон;
    • Район;
    • Кому адресовано обращение;
    • Текст обращения;
  • При необходимости можно прикрепить документы, относящиеся к теме жалобы. Для этого необходимо воспользоваться кнопкой «Выберите файл»;
  • После того, как форма будет полностью заполнена, нужно отправить обращение, нажав на соответствующую кнопку.

Срок рассмотрения жалобы

^К началу страницы

В Федеральную налоговую службы можно обратиться по вопросам сферы деятельности Федеральной налоговой службы, установленными «Положением о Федеральной налоговой службе», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506.

Если вопросы касаются конкретных ситуаций взаимодействия налогоплательщика с территориальными налоговыми органами, рекомендуем обращаться непосредственно в УФНС России (подведомственные ИФНС России).

При обращении в ФНС России, в соответствии с законодательством Российской Федерации, необходимо указать свою фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес либо адрес электронной почты, по которому должен быть направлен ответ либо уведомление о переадресации обращения, а также изложить суть обращения. В случае отсутствия указанных обязательных реквизитов обращение может быть оставлено без ответа.

Обращения, в которых не указаны предусмотренные законодательством Российской Федерации Фамилия, Имя, Отчество (при наличии), а также почтовый адрес (для направления ответа в бумажном виде) либо адрес электронной почты (для направления ответа в электронном виде) к рассмотрению не принимаются.

  • обращения, не поддающиеся прочтению;
  • обращения, на которые не может быть дан ответ без разглашения сведений, составляющих государственную, налоговую или иную охраняемую федеральным законом тайну;
  • обращения, в которых содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • обращения, в которых указан неполный или недостоверный почтовый адрес;
  • обращения, в которых для рассмотрения поставленных вопросов требуется наличие заверенных копий документов и (или) личной подписи заявителя;
  • обращения, в которых текст написан по-русски с использованием латиницы или набран целиком заглавными буквами, не разбит на предложения;
  • обращения, не содержащие конкретных заявлений, жалоб, предложений.

При поступлении обращения регистрируются, и, в зависимости от содержания, направляются руководителю (заместителю руководителя), либо направляются руководителям структурных подразделений ФНС России или территориальных налоговых органов, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Регистрация обращений, отправленных по электронным каналам связи, производится автоматически в день направления обращения. При этом заявителю направляется уведомление о регистрации в электронном виде по адресу электронной почты (e-mail), указанному в бланке обращения. При переадресации обращения в другой налоговый орган также направляется уведомление. Регистрация письменных обращений производится в течение трех дней с даты поступления обращения в налоговый орган.

Поступившие обращения рассматриваются в течение 30 дней со дня их регистрации. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней. О продлении срока рассмотрения обращения его автор уведомляется письменно (или по электронной почте). При необходимости обращения направляются по принадлежности в соответствующие территориальные налоговые органы Федеральной налоговой службы либо в иной государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Информация о персональных данных авторов обращений, хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Просим Вас с пониманием отнестись к указанным требованиям законодательства, внимательно и четко формулировать суть проблемы. Это значительно ускорит рассмотрение Вашего обращения по существу.

Обращение, направленное в налоговую инспекцию, регистрируется в течение 3 дней, после чего оно рассматривается в течение 30 календарных дней.

В некоторых случаях время рассмотрения может быть продлено ещё на 30 дней, но не более того. О продлении должностное лицо уведомляет заявителя заранее.

Прокуратура рассматривает обращения и принимает по ним решения в течение 30 дней.

Судья единолично рассматривает дела об оспаривании незаконных действий налоговой службы и принимает решение в течение 3 месяцев с момента поступления заявления. Этот срок может быть продлён судьёй на основании мотивированного заявления до 6 месяцев.