Заявление на альтернативную службу

Какие убеждения дают право на альтернативную службу?

Убеждения человека — это его твердое мнение о чем-либо, сформировавшиеся воззрения. Входят ли эти воззрения в противоречие с несением военной службы – это тоже оценивает, прежде всего, сам человек, заявляющий о праве не служить в армии по убеждениям. Например, наиболее выраженными и общеизвестными являются убеждения пацифистские, основанные на неприятии силы как метода решения конфликтов.

Человек может иметь этические убеждения и позиционировать свои нравственные ценности, как противоречащие несению военной службы. Так человек может заявлять о ценности свободы, которая сильно ограничена в армии. И хотя альтернативнослужащий также имеет ограничения (он не может свободно уволиться с работы, когда захочет, например), но эти ограничения несравнимы с ограничениями в свободе военнослужащего.

Человек может считать недопустимым выстраивание отношений между людьми, как того требует воинский устав, например безоговорочно подчиняться приказам и вообще недопустимым, чтобы один человек приказывал другому.

Человек может считать ценностью право сохранять свою индивидуальность и выражать ее внешне, в том числе в манере одеваться, обустраивать свое жилище, в прическе, в речи, образе жизни, в то время как унификация всех сфер жизни в казарме не позволяет ему никак выражать свою индивидуальность.

Человек может иметь убеждения, тесно связанные с его образом жизни, или политическими воззрениями, которые противоречат военной службе. Например, человек является веганом (не употребляет продукты животного происхождения ни в пище, ни в одежде – ни в каком виде), анархистом (отрицает необходимость любых государственных институтов), считать себя противником института призывной армии или армии в целом.

Оценка человеком своих собственных убеждений (в частности, являются ли эти воззрения убеждениями, которым противоречит военная служба) может не совпадать с оценкой этих убеждений членами призывной комиссии. Однако, это не должно останавливать человека в его позиции. Убеждения – явление субъективное, личное. Даже если эти убеждения кому-то кажутся глупыми и не соответствующими объективной реальности, это не значит, что у человека отсутствуют эти убеждения или что эти убеждения не противоречат несению военной службы.

Очень подробно и доступно об убеждениях, противоречащих несению военной службы, можно почитать в книге Л. Левинсона «Альтернатива призыву. Тем, кто делает выбор«.

Мы не берем ни копейки денег за нашу работу, поэтому очень ценим вашу регулярную поддержку.

Альтернативная служба

Главная Карьера Альтернативная служба

Альтернативная служба в Вооруженных Силах Российской Федерации

Россия была первым государством в мире, которое ввело институт альтернативной службы. Освобождение от воинской обязанности по религиозным убеждениям стало практиковаться в нашей стране еще в XVIII веке.

«Альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву». Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе», статья 1, часть 1, извлечение. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой».

Конституция Российской Федерации, статья 59, часть3, извлечение.

Основополагающие принципы

  • На альтернативную гражданскую службу могут быть направлены только те граждане, которые признаны годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями;
  • Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территории субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают. Однако это правило не жесткое. Место прохождения службы определяет Федеральная служба по труду и занятости, руководствуясь ежегодно утверждаемыми перечнями профессий и ситуацией на рынке труда;
  • Граждане могут проходить АГС исключительно на государственных предприятиях;
  • Граждане, избравшие АГС, не вправе по собственной инициативе расторгнуть трудовой договор, участвовать в забастовках, подрабатывать по совместительству в других организациях;
  • Представители коренных малочисленных народов направляются для прохождения АГС в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов;
  • Срок альтернативной гражданской службы превышает срок службы по призыву.

Схема направления граждан на альтернативную службу

В настоящий момент прохождение АГС регулируется Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе».

  • Граждане подают заявление о замене военной службы по призыву на АГС в военный комиссариат, решение по заявлению принимается призывной комиссией;
  • К месту прохождения АГС гражданина направляет военный комиссар в соответствии с планом направления, утвержденном Федеральной службой по труду и занятости;
  • Граждане, избравшие АГС, могут быть заняты только на тех должностях и только в тех организациях, которые содержатся в официальном перечне, ежегодно утверждаемом Минздравсоцразвития;
  • Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом РФ.

Сроки прохождения

Срок АГС для граждан, направленных для её прохождения с 1 января 2008 года, составляет:

  • 21 месяц – для граждан, проходящих АГС в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов РФ;
  • 18 месяцев – для граждан, проходящих АГС в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

История

После революции 1917 года Советская Россия наряду с Великобританией и Данией стала одной из первых стран, признавших право своих граждан на отказ от военной службы по соображениям совести в ХХ веке.

4 января 1919 года был издан Декрет «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям». Этот документ стал первым законодательным актом Советской республики, дающим реальное право на освобождение верующих от военной службы.

Летом 1923 года был принят Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, содержащий специальную главу «Об освобождении от военной службы по религиозным убеждениям», регулирующую порядок судебного производства. Суды с участием экспертов определяли, какая именно работа назначается взамен воинской службы, куда и в какой срок должен явиться гражданин для выполнения своих обязанностей.

Однако два года спустя круг лиц, которые могли воспользоваться правом на отказ от военной службы, был значительно сужен. В 1939 году, когда в Европе началась Вторая мировая война, альтернативная служба в СССР и вовсе была отменена.

Вопрос о восстановлении этого социального института вновь возник только после развала Советского Союза. В 1993 году в принятой всенародным голосованием Конституции РФ было закреплено право российских граждан на замену военной службы альтернативной гражданской в соответствии с миротворческими, философскими, морально-этическими, политическими или религиозными убеждениями.

Призывники, чьи взгляды и убеждения несовместимы с прохождением военной службы, имеют право вместо армии выбрать альтернативную гражданскую службу (АГС). Это право закреплено ч.3 ст. 59 Конституции России, регулируется Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе» и основано на международных документах.

Что такое АГС?

Альтернативная гражданская служба — это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства. Это обычная оплачиваемая работа в государственных учреждениях, предоставляемая взамен военной службы по призыву.

Когда подавать заявление?

Если молодой человек подлежит призыву на военную службу в ближайший осенний призыв, то заявление на АГС в отдел военного комиссариата, где он стоит на учете, ему надо успеть подать до 1 апреля текущего года. Требование подавать заявление на АГС за полгода до момента призыва на военную службу заложено в законе «Об альтернативной гражданской службе».

Например, если юноше 18 лет исполняется летом, то формально, при соответствующей категории годности, он подлежит призыву в октябре-декабре этого же года. В таком случае заявление на АГС подается до 1 апреля (еще до исполнения 18-ти лет).

Либо, если призывник заканчивает вуз в июне-июле, то подать заявление на АГС необходимо до 1 октября предшествующего окончанию вуза года.

При досрочном отчислении из вуза (например, по неуспеваемости), заявление на АГС надо успеть подать в течение 10 дней после даты подписания ректором приказа об отчислении, приложив к заявлению сам приказ или выписку из него.

Как подать заявление на АГС?

Заявление в призывную комиссию (ПК) о замене военной службы по призыву альтернативной службой можно подать лично или по почте ценным письмом с описанием вложения и с уведомлением о вручении в районный или муниципальный военкомат по месту постановки на воинский учёт не позднее полугода до начала того призыва, в ходе которого заявитель должен быть призван на военную службу.

Заявление о замене военной службы на АГС подаётся в 2-х экземплярах. Один остаётся в военкомате. На втором сотрудник военкомата должен поставить отметку о его принятии с датой и подписью и отдать его заявителю.

К первому экземпляру заявления должна быть приложена автобиография призывника и характеристика.

Таким образом, подавать надо три документа в свободной форме: заявление в призывную комиссию о желании пройти АГС с описанием убеждений, противоречащим прохождению военной службы; характеристику с последнего места учебы или работы; короткую автобиографию.

Зачастую призывники, приносящие заявление на АГС, сталкиваются с негативным отношением к себе со стороны сотрудников военкомата, которые под надуманными предлогами не принимают у них заявления, дезинформируют и даже запугивают претендентов. Поэтому от призывников здесь требуется настойчивость и знание своих прав.

Правозащитники обращают внимание на то, что сотрудники военкомата в любом случае, даже если срок подачи заявления пропущен, обязаны принять документы призывника на АГС и передать их на рассмотрение призывной комиссии. Но все же лучше успеть подать заявление в установленные законом сроки.

В случае с затруднениями при подаче заявления на АГС обращайтесь в правозащитную инициативу «Гражданин и Армия» по адресу электронной почты 9110306@gmail.com

После подачи заявления

После подачи заявления его в течение месяца должны рассмотреть на заседании призывной комиссии. На заседание ПК призывника должны вызвать повесткой через несколько дней после подачи заявления. Важно: в повестке обязательно должно быть указано, что причина вызова — рассмотрение ПК заявления на АГС. Если в повестке напишут что-то другое, например, явку на медицинское освидетельствование (МО), следует сообщить в военкомат о том, что такая повестка незаконна, так как медкомиссия для претендента на АГС проводится через полгода после рассмотрения его заявления. В случае если сотрудники военкомата начнут угрожать, то нужно сразу обращаться в прокуратуру с заявлением о нарушении прав, приложив копию повестки из военкомата.

Заседание ПК

После подачи заявления на АГС призывника в течение месяца вызывают на заседание призывной комиссии, где от него потребуется изложить свои убеждения, противоречащие несению военной службы. После заседания призывной комиссии призывнику оглашают заключение ПК о предоставлении ему АГС или об отказе ему в этом праве. Заключение об отказе должно быть обоснованно, его можно обжаловать в судебном порядке.

Медицинское освидетельствование

Если ПК примет заключение о замене военной службы на АГС, то через полгода после заседания ПК, в очередную призывную кампанию, претендента вызывают на медицинское освидетельствование. Призывник подлежит направлению на АГС, если медкомиссия определит ему категорию годности «А» или «Б». При категории «В» – молодого человека зачислят в запас как неподлежащего призыву в мирное время, при «Г» – дадут отсрочку для лечения, при «Д» – он будет непризывным даже во время войны.

После медосвидетельствования призывника вызовут на второе заседание ПК, где в соответствии с результатами МО будет принято окончательное решение.

Направление на АГС

После второго заседания ПК претендентам с категориями А или Б выдадут направления в учреждения, определённые Министерством труда и социальной помощи РФ. Для отправки на альтернативную гражданскую службу призывника вызывают отдельной повесткой. Получив направление, претендент должен на следующий день явиться к месту службы, если оно находится в доступной близости от места его жительства, или отбыть к месту службы, если оно в другом регионе. Явившись к руководителю учреждения, молодой человек заключает с ним трудовой договор и начинает проходить АГС в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Срок АГС составляет 21 месяц, но фактически служба длится год и семь месяцев, так как альтернативнослужащим предоставляют два месяца отпуска. Кроме того, так как АГС регулируется Трудовым кодексом, рабочий день альтернативщика составляет 8 часов 5 дней в неделю. АГС предусматривает оплату труда и засчитывается в трудовой стаж. Во время прохождения АГС можно получать вечернее или заочное образование.

Как заменить военную службу на альтернативную гражданскую службу?

Если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина, он имеет право заменить ее на альтернативную гражданскую службу. Замена военной службы на альтернативную гражданскую службу допускается также в иных случаях, установленных законом (ч. 3 ст. 59 Конституции РФ).

Основания для замены военной службы на альтернативную гражданскую службу

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, если (ст. 2 Закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ):

— несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию (убеждения могут быть любыми — миротворческими, философскими, морально-этическими, политическими, правовыми либо иметь взаимодополняющее содержание);

— гражданин относится к коренному малочисленному народу РФ, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционную хозяйственную деятельность и занимается традиционными промыслами коренных малочисленных народов РФ.

При этом само по себе отрицательное представление гражданина о военной службе и его нежелание в связи с этим проходить военную службу не дают ему право на ее замену альтернативной гражданской службой (Определение Конституционного Суда РФ от 25.09.2014 N 2204-О).

Порядок замены военной службы на альтернативную гражданскую службу

Для замены военной службы на альтернативную гражданскую службу рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Подайте заявление и документы для замены военной службы на альтернативную гражданскую службу

Если вы желаете пройти альтернативную гражданскую службу, обратитесь с заявлением в военный комиссариат муниципального образования, где состоите на воинском учете (п. 1 ст. 10 Закона N 113-ФЗ).

Для обращения с заявлением установлены следующие сроки:

— заявление должно быть подано до 1 апреля гражданами, которые должны быть призваны на военную службу в октябре — декабре текущего года;

— заявление должно быть подано до 1 октября гражданами, которые должны быть призваны на военную службу в апреле — июне следующего года.

При пользовании отсрочкой от призыва на военную службу, срок действия которой должен был закончиться после окончания очередного призыва на военную службу, гражданин в случае преждевременного прекращения отсрочки вправе подать заявление о прохождении альтернативной гражданской службы после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.

При пользовании отсрочкой, срок действия которой должен истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, гражданин подает заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.

Решение о предоставлении права на альтернативную гражданскую службу принимает только призывная комиссия. В связи с этим сотрудники военного комиссариата обязаны принять заявление на альтернативную гражданскую службу, даже если оно подано с нарушением срока, и вынести его на рассмотрение призывной комиссии. При этом призывная комиссия может вынести положительное заключение по заявлению, даже если оно подано с нарушением срока его подачи, особенно если данная задержка произошла по уважительным причинам (например, убеждения окончательно сформировались только в этот период).

Отказ призывной комиссии в праве на альтернативную гражданскую службу можно обжаловать в суд. Имеются положительные решения судов, обязывающие предоставить гражданину право на альтернативную гражданскую службу, даже если заявление подано с нарушением срока подачи. Конституционный Суд РФ своим Определением от 17.10.2006 N 447-О указал, что соответствующая норма Закона N 113-ФЗ не может рассматриваться как устанавливающая такие сроки обращения гражданина с заявлением, которые в случае их пропуска по уважительным причинам не могли бы быть восстановлены судом или иным правоприменительным органом, то есть в первую очередь самой призывной комиссией.

О требованиях к составлению заявления

Гражданин, желающий пройти альтернативную гражданскую службу, должен обосновать, почему несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию (п. 1 ст. 11 Закона N 113-ФЗ).

В связи с этим в заявлении необходимо указать причины и обстоятельства, побудившие просить о замене военной службы альтернативной гражданской службой, а также лиц, которые согласны подтвердить доводы заявителя.

Следует подчеркнуть, что от гражданина не могут требовать справку либо иной документ от религиозного объединения, какой-либо другой общественной организации, подтверждающие его вероисповедание либо убеждения.

К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы. Иные документы гражданин приложить вправе, но не обязан (п. 2 ст. 11 Закона N 113-ФЗ).

Шаг 2. Получите документы о регистрации заявления

После принятия заявления вам обязаны выдать документ о его регистрации (п. 3 ст. 11 Закона N 113-ФЗ).

Шаг 3. Получите копию заключения (решения) призывной комиссии

Заявление рассматривается на заседании призывной комиссии в вашем присутствии. При этом призывная комиссия:

— анализирует заявление и приложенные к нему документы;

— выслушивает лиц, которые согласились подтвердить достоверность ваших доводов;

— анализирует полученные дополнительные материалы и по итогам заседания выносит заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.

Заявление рассматривается в течение одного месяца с момента окончания срока подачи заявления. Этот срок может быть продлен на один месяц в случае истребования призывной комиссией дополнительных материалов (п. п. 2, 3 ст. 12 Закона N 113-ФЗ).

Основания отказа в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу

Вам могут отказать в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу в случае (п. 4 ст. 12 Закона N 113-ФЗ):

— нарушения сроков подачи заявления;

— представления документов, которые противоречат доводам гражданина о замене военной службы;

— представления призывной комиссии заведомо ложных сведений;

— в случае повторной неявки на заседание призывной комиссии без уважительных причин или уклонения от ранее предоставленной возможности пройти альтернативную гражданскую службу.

Копия решения призывной комиссии должна быть выдана гражданину в трехдневный срок со дня принятия решения (п. 7 ст. 12 Закона N 113-ФЗ).

Шаг 4. Пройдите медицинское освидетельствование

Если призывная комиссия выносит решение заменить вам военную службу на альтернативную гражданскую службу, то впоследствии, перед направлением на службу, вы обязательно должны пройти медицинское освидетельствование. Если вы признаетесь годным к военной службе, то призывная комиссия выносит решение о направлении на альтернативную гражданскую службу. Если вы не годны по состоянию здоровья, то вы получаете освобождение и от альтернативной гражданской службы, и от военной службы по состоянию здоровья и направляетесь в запас (п. 6 ст. 12 Закона N 113-ФЗ).

Решение о направлении на альтернативную гражданскую службу может быть принято только по достижении гражданином возраста 18 лет (п. 3 ст. 13 Закона N 113-ФЗ).

В случае несогласия с решением призывной комиссии гражданин вправе оспорить его в суд. В этом случае выполнение решения приостанавливается до вступления в законную силу решения суда (ст. 15 Закона N 113-ФЗ).

Подготовлено на основе материала
адвоката Тригнина В.Г.,
Коллегия адвокатов г. Москвы
«Военная коллегия адвокатов»

«Электронный журнал «Азбука права», актуально на 04.02.2020

Другие материалы журнала «Азбука права» ищите в системе КонсультантПлюс.

Наиболее популярные материалы «Азбуки права» доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.

Вера Писарева Пресс-секретарь правозащитной инициативы «Гражданин и армия»

Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) рассматривает жалобу российского пацифиста Максима Дягилева на отказ ему в праве на альтернативную гражданскую службу (АГС). С одной стороны, это обычное дело для российской практики: отказов в замене военной службы АГС немало, и граждане их оспаривают. Но вместе с тем дело Дягилева крайне важно для российских призывников, так как в нем ключевым является не частный интерес, а публичный – защита права граждан России на свободу совести.

О деле Дягилева
Магистр философии Российского государственного педагогического университета Максим Дягилев дважды подавал в призывную комиссию (ПК) заявление о замене ему военной службы на альтернативную гражданскую в связи с наличием у него пацифистских убеждений. При этом заявитель оба раза подробно изложил суть своих взглядов и причины их возникновения, сославшись на философские тексты и ценность прав человека.

По первому заявлению, поданному в рамках осеннего призыва 2014 г., призывная комиссия вынесла немотивированный отказ. Второе, поданное весной 2015 г., комиссия не рассмотрела. Военный комиссар Санкт-Петербурга вернул его заявителю письмом, сославшись на ранее принятое решение об отказе в замене ему военной службы. При этом само решение ПК к письму не прилагалось. Позже оно не было представлено и в российские суды, в которых заявитель оспаривал отказ в предоставлении ему права на альтернативную гражданскую службу. И только на стадии ЕСПЧ это решение было представлено.

Жалоба в ЕСПЧ на нарушение статей Европейской конвенции о свободе совести и запрете дискриминации была подана Дягилевым в 2016 г.

Суд, коммуницировав жалобу «Дягилев против России» (Dyagilev v. Russia, № 49972/16), задал Правительству РФ вопросы о вмешательстве в права заявителя, а также запросил общую статистику по АГС в России.

Уполномоченный от России при Европейском Суде Михаил Гальперин заявил, что военные чиновники правомерно отказали Максиму Дягилеву в праве пройти службу без оружия в руках, а также указал, что призывные комиссии являются независимым органом от Министерства обороны. Кроме того, чиновник направил в Суд статистику, исходя из которой 98% заявлений на прохождение альтернативной гражданской службы имеют положительный исход.

В январе 2018 г. юридическая команда заявителя, членами которой являлись я как юрист правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» и адвокат Сергей Голубок, представила ЕСПЧ собственный меморандум, содержащий ответы на вопросы Суда сторонам, а также контрдоводы на аргументы властей Российской Федерации, указанные в меморандуме Правительства. В документе подчеркивалось, что дело Дягилева – это показательный пример обычной для России практики незаконного и немотивированного отказа призывнику в замене военной службы альтернативной гражданской. Внимание было уделено общей ситуации, касающейся реализации конституционного права российских граждан на альтернативную гражданскую службу в связи с наличием у них убеждений, препятствующих прохождению военной службы.

Общая ситуация с реализацией права на АГС в России
В меморандуме Правительства утверждается, что в России призывные комиссии одобряют большинство заявлений граждан о замене им военной службы альтернативной гражданской, а суды осуществляют эффективный контроль в связи со случаями отказа призывникам в этом праве. В действительности в России сложилась обратная ситуация: призывные комиссии удовлетворяют меньшую часть заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской, а судебный контроль неэффективен. Судами удовлетворяется лишь небольшая доля заявлений об оспаривании решений призывных комиссий об отказе в замене военной службы на альтернативную гражданскую. Кроме того, даже если суд выносит положительное для гражданина решение, право на альтернативную гражданскую службу все равно предоставляет призывная комиссия, которая зависима от военного ведомства.

Российские власти имеют искаженное представление о доступности альтернативной гражданской службы в России, а статистика, которой их снабжает военное ведомство, недостоверна. Об этом свидетельствуют расчеты, произведенные мною на основе анализа информации независимых источников, базы данных государственной системы «Правосудие», а также статистические данные, предоставленные на адвокатский запрос Сергея Голубка.

Так, в меморандуме Правительства заместитель министра юстиции Михаил Гальперин указал, что в России удовлетворяется 98% заявлений призывников о замене военной службы АГС. Российские власти также представили в Суд письмо начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ В.В. Герасимова от 8 сентября 2017 г., содержащее следующие данные: в 2014–2017 гг. в России в призывные комиссии подано 4110 заявлений о замене военной службы альтернативной гражданской, из которых удовлетворено 4022. Таким образом, по данным Правительства, призывные комиссии за все это время вынесли решения об отказе лишь по 88 заявлениям.

Однако Сергей Голубок на свой адвокатский запрос на имя губернатора Санкт-Петербурга, который является председателем призывной комиссии, а также военного комиссара Санкт-Петербурга получил противоречащие этим данным сведения. Согласно им, в период с 2014 по 2017 г. в Санкт-Петербурге соотношение поданных заявлений о замене военной службы альтернативной гражданской и одобренных призывными комиссиями заявлений было следующим:

  • в 2014 г. подано 129 заявлений, из которых 67 удовлетворено;
  • в 2015 г. подано 161 заявление, 91 удовлетворено;
  • в 2016 г. подано 138 заявлений, 73 удовлетворено;
  • в 2017 г. подано 132 заявления, 94 удовлетворено.

То есть за 2014–2017 гг. из 560 заявлений было удовлетворено 325. Получается, что только в одном из российских регионов за указанный период не было удовлетворено 235 заявлений о замене военной службы альтернативной гражданской, что более чем в два раза превышает указанное в меморандуме Правительства число неудовлетворенных заявлений по всей стране. Таким образом, количество удовлетворенных заявлений по стране составляет не 98%, как утверждают власти Российской Федерации, а около 58%.

Эти цифры подтверждаются и данными Движения сознательных отказчиков, выступающих в деле в качестве третьей стороны – друга Суда (amicus curiae). Согласно статистике Движения, менее половины призывников, подавших заявления о замене военной службы альтернативной гражданской, добиваются положительных решений призывных комиссий.

Правительство также ссылается на то, что с 1 января 2014 г. по 1 сентября 2017 г. российские суды удовлетворили 44 иска об оспаривании решений призывных комиссий об отказе в замене военной службы альтернативной гражданской. К меморандуму Правительства были приложены копии ряда судебных актов российских судов. Изучив их, мы обнаружили, что некоторые из них не являются релевантными, так как вынесены не по искам об оспаривании отказа комиссии в праве пройти АГС.

Например, отдельные решения были вынесены по следующим искам:

  • заявление о замене военной службы альтернативной гражданской не было рассмотрено призывной комиссией (решение Жигулевского городского суда Самарской области от 30 июля 2014 г.);
  • бездействие призывной комиссии по рассмотрению заявления о замене военной службы альтернативной гражданской (решения Ленинского районного суда г. Иваново от 13 мая 2014 г., апелляционное определение Ивановского областного суда от 27 августа 2014 г., решения Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 22 декабря 2014 г. и Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 17 июня 2014 г).

Наконец, используя открытую базу данных государственной автоматизированной системы «Правосудие», мы идентифицировали 123 вступивших в силу в 2014–2017 гг. решения районных судов, оставивших без удовлетворения иски граждан, которые оспаривали отказ в замене военной службы альтернативной гражданской. Эти цифры свидетельствуют о том, что система по обеспечению доступа призывников к альтернативной гражданской службе и по защите их права на свободу совести в России неэффективна.

Внимание ЕСПЧ было обращено на следующие причины этой неэффективности:

  • отсутствие презумпции добропорядочности при рассмотрении заявлений на АГС;
  • отсутствие независимого органа по рассмотрению заявлений о замене военной службы альтернативной гражданской;
  • неэффективность судебного контроля.

Ниже об этом подробнее.

Отсутствие презумпции добропорядочности
В России призывники часто получают отказ в замене военной службы альтернативной гражданской из-за того, что призывные комиссии не верят в искренность их заявлений, полагая, что таким образом они пытаются уклониться от военной службы. При этом члены призывных комиссий серьезно опасаются, что доступность АГС может отрицательно сказаться на обороноспособности страны.

Подобные опасения несостоятельны.

Во-первых, количество граждан, заявивших о желании пройти альтернативную гражданскую службу, незначительно – менее чем полпроцента от общего числа молодых людей, призванных на службу в Вооруженные силы РФ. Такой процент отказников не может повлиять на обороноспособность страны. Уже только это обстоятельство исключает необходимость ограничивать право граждан на альтернативную гражданскую службу.

Кроме того, АГС в России не является привлекательным видом службы. Она не легче армейской, а ее срок в 1,75 раза длиннее военной службы по призыву. У граждан нет возможности выбора профессии, учреждения и региона прохождения АГС. Чаще всего альтернативную гражданскую службу проходят в трудных условиях – в медицинской сфере и в сфере социальной поддержки населения – на наименее востребованных должностях, например оказываются санитарами в удаленных больницах. Заработная плата альтернативнослужащих, как правило, минимальная. Они не имеют права покидать населенный пункт, где проходят АГС, без согласования с работодателем, им запрещено совмещать работу с иной трудовой деятельностью.

Мы уверены: учитывая перечисленные обстоятельства, следует вовсе исключить проверку искренности убеждений заявителя и руководствоваться принципом презумпции искренности. Факт выбора Дягилевым альтернативной гражданской службы, несмотря на ее продолжительный срок и трудности, служит доказательством наличия у гражданина убеждений, не позволяющих ему проходить военную службу по соображениям совести.

Аналогичной логикой руководствовались власти Финляндии. В 1985 г. они ликвидировали проверку убеждений лица, претендующего на замену военной службы по призыву, сделав при этом замещающую службу на 240 дней длиннее военной. Таким образом, финские власти признали, что искренность убеждений, препятствующих несению военной службы, подтверждается выбором гражданином замещающей службы, которая продолжительнее военной.

Зависимость призывных комиссий
В России компетенция по принятию решений о предоставлении гражданам права на АГС находится в ведение призывных комиссий – органа, перед которым Правительство РФ изначально поставило другую задачу: осуществлять призыв граждан на военную службу (п. 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663). При этом призывные комиссии зависимы от военных властей, и связано это с их составом и формой организации. Кроме того, под влиянием ведомственных интересов члены призывных комиссий изначально относятся к претендентам на альтернативную гражданскую службу с предубеждением.

Персональный состав призывных комиссий

В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» председателем призывной комиссии является глава муниципального образования или его заместитель, заместителем председателя – военный комиссар (должностное лицо структурного подразделения Минобороны России). Также в состав призывной комиссии входят:

  • секретарь комиссии, которым обычно является сотрудник военного комиссариата;
  • врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию призывников (подчинен военному комиссариату);
  • представители органов полиции, образования и службы занятости населения.

То, что некоторые члены призывной комиссии относятся не к военному ведомству, а к другим государственным органам, не делает их независимыми. Все они неизбежно отстаивают государственные и ведомственные интересы. Никто из них не является беспристрастным экспертом, специализирующимся, например, на социальных науках и обладающим необходимыми познаниями для определения «глубины и искренности» убеждений отказников от военной службы. Этим во многом объясняется и то обстоятельство, что призывные комиссии зачастую не мотивируют свои решения об отказе претендентам в прохождении альтернативной гражданской службы, хотя ст. 12 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» обязывает их это делать.

Так, при рассмотрении заявления Дягилева призывная комиссия лишь почти дословно воспроизвела текст закона, никак не мотивировав свой отказ, т.е. не объяснила, почему пацифистские философские убеждения заявителя, о которых он ей сообщил, не являются действительными и достаточно глубокими для того, чтобы получить право на АГС.

Призывная комиссия, состоящая из представителей государственных структур, для которых призыв граждан на военную службу является приоритетной целью, не может считаться независимым и беспристрастным органом, способным выносить обоснованные решения по заявлениям о замене военной службы альтернативной гражданской.

Функциональное устройство ПК

Призывная комиссия лишена самостоятельного финансирования и ресурсов. Ее деятельность обеспечивается соответствующим военным комиссариатом – структурным подразделением Минобороны России. Именно военный комиссар играет ведущую роль на заседаниях комиссии, принимая основные решения. Это косвенно подтверждается и тем, что интересы призывных комиссий в судах представляют военные комиссариаты, которые, как указано в апелляционном определении Верховного Суда Республики Мордовия от 11 августа 2016 г. по делу № 33а-1946/2016, с учетом особенностей правового статуса ПК, являются административными ответчиками в делах об оспаривании решений призывных комиссий.

На судебных заседаниях по жалобе Дягилева на решения ПК представителем и призывной комиссии, и военного комиссариата являлось одно и то же лицо – штатный юрист военного комиссариата. Даже верность копии выписки из протокола заседания призывной комиссии, представленной в ЕСПЧ представителем государства-ответчика, засвидетельствована не председателем призывной комиссии, а военным комиссаром района, что подтверждает ведение военным комиссариатом всего делопроизводства и корреспонденции от имени комиссии.

Призывная комиссия, не имеющая собственного аппарата и находящаяся под определяющим воздействием военного ведомства, сотрудники которого даже представляют ее в судах, структурно заинтересована в том, чтобы граждане были отправлены на военную службу по призыву, несмотря на наличие у них препятствующих этому убеждений.

Неэффективность судебного контроля
Как указано выше, российскими судами удовлетворяется лишь небольшая доля исков об оспаривании решений призывных комиссий об отказе в замене военной службы альтернативной гражданской. Но даже признавая отказ комиссии незаконным, суды не могут своим решением направить гражданина на альтернативную гражданскую службу. Они лишь возвращают дело на рассмотрение в призывную комиссию – орган, не обладающий независимостью от военного ведомства.

Кроме того, как показывает практика, суды не возлагают на ПК обязанность принять решение о замене истцу военной службы альтернативной гражданской. Когда же Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в своем решении от 1 ноября 2016 г. все же возложил на призывную комиссию такую обязанность, оно было отменено в этой части апелляционным определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 января 2017 г. При этом ВС РБ отметил следующее: «Последствия вынесенного судом решения о признании решения призывной комиссии… незаконным заключаются в том, что недействительное решение рассматривается как акт, не имеющий юридической силы и не подлежащий применению, следовательно, у принявшего его органа в соответствии с функциональными полномочиями возникает обязанность повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса и принятия по нему нового решения».

Таким образом, возможность обжаловать решение призывной комиссии в суд не представляет собой эффективный механизм по обеспечению доступа призывника к альтернативной гражданской службе и защите его прав на свободу совести.