Запрос в минфин

Запрос в Минфин: азбука эффективного общения

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 8 ноября 2013 г.

Содержание журнала № 22 за 2013 г.М.А. Кокурина, юрист

Все знают, что если в какой-либо спорной ситуации с расчетом налога налогоплательщик следует разъяснениям Минфина, то в случае претензий налоговиков ему не страшны пени и штрафп. 8 ст. 75, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ.

Вы спросите, неужели это так просто — обратиться в Минфин и получить оттуда «личный» ответ. Мы раскроем вам секрет — просто, если знать некоторые правила. Мы расскажем, как сделать свой запрос таким, чтобы он был принят госорганом к рассмотрению и на него был дан ответ по существу. Причем с большой вероятностью — ответ именно в вашу пользу.

Когда нужно обращаться за разъяснением

Желательно вступать в переписку с Минфином только тогда, когда:

  • вы сами скрупулезно разобрали проблему, сделали для себя выводы, но не уверены, что налоговики при проверке будут читать нормы законодательства так же, как и вы;
  • отсутствуют решения ВАС РФ по данному вопросу;
  • цена вопроса для вашей компании высока;
  • у вас есть время — ведь ждать ответ придется 2—3 месяца.

Например, вы получили ответ Минфина в вашу пользу уже после того, как отразили в декларации свою спорную ситуацию. Тогда налоговики впоследствии смогут заявить, что при отражении в отчетности спорного вопроса вы не руководствовались разъяснениями Минфина. Ведь их на тот момент просто не было.

Или, предположим, спор с инспекцией возник у вас в ходе налоговой проверки. Безусловно, вы можете направить запрос в Минфин. Но вы должны понимать, что приостановления проверки в такой ситуации не произойдетп. 9 ст. 89 НК РФ.

И даже если впоследствии вы получите от Минфина ответ, подтверждающий вашу позицию, решение налогового органа по проверке придется оспаривать уже, скорее всего, в судест. 138 НК РФ;

  • нет писем Минфина, в которых даны разъяснения в вашу пользу. А вот если вы знаете, что Минфин уже выпускал невыгодные письма по аналогичному вопросу, это не должно вас останавливать. Ведь разъяснения Минфина не являются нормативными актами, обязательными для применения всеми налогоплательщиками. Не исключено, что организация, посылавшая запрос до вас, не проработала его, из-за чего и получила формальную отписку. Поэтому вы можете попробовать получить свой ответ.

Как составить запрос

Специальных правил составления обращений в Минфин нет. Но некоторые оформительские и содержательные традиции запросов в госорганы уже сложились. Кроме того, можете воспользоваться правилами, установленными для написания запросов в налоговые органыРегламент по информированию, утв. Приказом Минфина от 02.07.2012 № 99н (далее — Регламент).

Итак, составьте запрос в произвольной форме. Основные его реквизиты и их расположение можно посмотреть в ГОСТ 6.30-2003. Например, запрос может выглядеть так.

В Департамент налоговой и таможенно-тарифной политикиНаправляйте запрос в структурное подразделение Минфина, которое разъясняет применение именно налогового законодательства
Министерства финансов РФВ качестве адресата укажите в шапке запроса только Минфин, даже если такой же запрос вы подаете еще в какую-либо инстанцию (например, в ФНС). Тогда обращение не будет расценено как дубликат и оставлено без ответаподп. 8 п. 30 Регламента. Свои данные — полное наименование фирмы, ИНН, почтовый адрес — в шапке можно не указывать, если вы составите запрос на бланке компании, в котором все эти сведения есть

30.09.2013
г. Краснодар

Просим дать письменный ответ по вопросу применения законодательства о налогах и сборахЗадавайте вопрос, рассмотрение которого входит в компетенцию Минфина — «рассмотрение вопросов применения законодательства РФ о налогах и сборах»п. 1 ст. 34.2 НК РФ. А вот, допустим, за разъяснением гражданского законодательства, за проведением экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций в Минфин обращаться бесполезно в отношении расходов на благоустройство территории.

Наша организация строит на арендованном участке земли торгово-офисный комплекс (ТОК), который планирует сдавать в аренду (местонахождение — г. Краснодар). В договоре аренды земельного участка и в предварительных договорах с потенциальными арендаторами помещений в ТОК предусмотрено благоустройство прилегающей к ТОК территории. Оно включает в себя:
— озеленение территории (приобретение и посадка деревьев и кустарников), установку автоматической системы полива;
— асфальтирование прилегающей территории, устройство ограждений, систем освещения территории;
— асфальтирование и разметку территории для парковки, предназначенной для гостей торгового центра.

Облагораживание территории будет продолжаться 3 месяца после ввода здания в эксплуатацию.

До начала строительства к этой территории не было подъездных путей.

Подробно и ясно описывайте свою ситуацию. Тогда впоследствии налоговые органы не смогут отказать в применении полученных вами от Минфина разъяснений, сославшись на то, что они основаны на неполной или недостоверной информациип. 8 ст. 76 НК РФ

В Налоговом кодексе в отношении объектов внешнего благоустройства сказано лишь, что они не амортизируются (ст. 256 НК РФ). Прямого запрета на учет в расходах затрат на облагораживание территории нет.

Перечисленные выше расходы на асфальтирование прилегающей к ТОК территории связаны с коммерческой деятельностью нашей организации и являются экономически обоснованными, так как они позволят обеспечить доступ клиентов к торговым и офисным помещениям.

Отметим, что имеются судебные решения, подтверждающие обоснованность таких расходов и разрешающие учитывать их при расчете налоговой базы по налогу на прибыльПостановления ФАС МО от 05.12.2012 № А40-47856/10-107-250; ФАС УО от 16.07.2012 № Ф09-5675/12.

Кроме того, в п. 8.1 Правил благоустройства территории, утвержденных Решением городской Думы г. Краснодара от 22.08.2013 № 52 п.6, установлено, что организация обязана выполнить нормы по озеленению территории вокруг построенных объектов деловой инфраструктуры. То есть озеленение производится в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.

Приводите свою систему аргументов, подкрепляя их ссылками на нормативные акты, в том числе на региональные и местные, и на судебную практику, если таковая имеется. Помните, что оперировать вы должны нормами законодательства, действовавшими на момент совершения вашей спорной операции. Без вашей аргументации и анализа норм законодательства Минфин может дать вам формальную отписку о том, что он не занимается «оценкой конкретных хозяйственных ситуаций»

Правильно ли мы понимаем,Наличие такого «закрытого» вопроса делает очень вероятным ответ Минфина: «Да, вы все понимаете верно»/»Да, вы правы» что мы можем учесть в целях исчисления налога на прибыль затраты на благоустройство территории, которые возникли:
— в период строительства;
— после окончания строительства и ввода торгового комплекса в эксплуатацию?

Приложите копии документов, подтверждающих исходные сведения, на основании которых вы формулировали запрос, и документов, подтверждающих ваши аргументы. Основные мысли в них лучше выделить цветным маркером, чтобы сотруднику Минфина, анализирующему ваш запрос, было проще их увидеть

Генеральный директор ООО «Уникум» Должна стоять подпись полномочного лица — руководителя или сотрудника, уполномоченного доверенностью на взаимодействие с госорганами. В последнем случае приложите к запросу копию доверенностиподп. 2, 4 п. 27 Регламента; Письмо Минфина от 20.09.2013 № 03-02-08/38952 Любопытный И.М.
М. П.
Печать лучше поставить, даже если вы составите запрос на бланке компании

Если по вашей ситуации есть противоречащие друг другу разъяснения Минфина, в запросе лучше на них сослаться, чтобы лишний раз показать, что нормы законодательства можно читать по-разному. И следовательно, толковаться они должны в пользу налогоплательщикап. 7 ст. 3 НК РФ.

Наверняка вы помните спорную ситуацию с порядком восстановления амортизационной премии при продаже основного средства до истечения 5-лет­него срока с момента ввода его в эксплуатациюп. 9 ст. 258 НК РФ (ред., действ. до 01.01.2013). В течение года ведомство несколько раз меняло свою позицию: надо учитывать премию при определении остаточной стоимости ОС или нет. И если бы законодатель не решил этот спорный вопросподп. 10 ст. 1 Закона от 29.11.2012 № 206-ФЗ, вы могли бы направить в Минфин такой запрос.

Наша организация продает основное средство через 3 года с момента ввода его в эксплуатацию. По этому основному средству была применена амортизационная премия, сумма которой теперь восстанавливается.

Ранее были выпущены следующие Письма Минфина:

— от 28.05.2012 № 03-03-06/2/68. В нем говорится, что при продаже ОС до истечения 5 лет с момента его ввода в эксплуатацию надо:

— остаточную стоимость объекта определить как разницу между первоначальной стоимостью, равной сумме затрат на его приобретение, и суммой начисленной амортизации;
— сумму амортизационной премии учесть во внереализационных доходах.

Такие разъяснения, на наш взгляд, соответствуют Налоговому кодексу РФ. Ведь согласно п. 1 ст. 257 НК РФ при продаже амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доход на его остаточную стоимость, которая должна определяться как разница между его первоначальной стоимостью и суммой амортизации. А вот корректировка первоначальной стоимости на величину амортизационной премии при реализации налоговым законодательством не предусмотрена;

— от 10.08.2012 № 03-03-06/1/404. В этом Письме говорится, что при «досрочной» продаже ОС из его первоначальной стоимости надо вычитать и амортизационную премию, и начисленную амортизацию. Таким образом, амортизационная премия:

— восстанавливается в доходах;
— увеличивает прибыль от продажи ОС.

Правильно ли мы понимаем, что имеется неясность законодательства, которая должна толковаться в пользу налогоплательщика? То есть нужно руководствоваться разъяснениями, содержащимися в Письме от 28.05.2012 № 03-03-06/2/68 (определять остаточную стоимость ОС при его досрочной продаже как разницу между первоначальной стоимостью ОС и начисленной за период эксплуатации амортизации).

Куда направить запрос

Запрос надо направить по почте на адрес Минфина России: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9.

СОВЕТ

Чтобы знать, с какого дня отсчитывать время на подготовку Минфином для вас ответа, отправляйте заказное письмо с уведомлением.

Копии документов — приложений перечислите в описи вложения, один экземпляр которой с отметкой работника почты сохраните.

***

Помните еще вот о каких моментах.

Законодательство предусматривает ответственность должностных лиц госорганов за нарушение сроков подготовки ответа на запросы налогоплательщиковст. 5.59 КоАП РФ. Максимальный срок на ответ — 3 месяца со дня получения министерством вашего письма. Если этот срок подходит к концу, а ответа все нет, выясните, кто занимается вашим запросом. Узнайте у него, в какой срок будет готов ответ. И если это вас не устраивает, обжалуйте в суде его бездействие.

Вы сами решаете, пользоваться вам полученными разъяснениями Минфина или нет — нормативным правовым актом его письмо не является. Если разъяснение дано не в вашу пользу, просто не применяйте его и, конечно же, не показывайте налоговикам в случае проверки.

Не стоит отправлять в Минфин запрос, если вы сами тщательно не проанализировали нормативную базу и не проработали в деталях формулировку вопроса. Наспех написанный запрос может аукнуться неприятными последствиями не только для вашей компании, но и для других налогоплательщиков. Любой вопрос, по которому вышел пробюджетный ответ, налоговики могут рассматривать как повод для очередной придирки, которой могло бы и не быть без «лишнего» любопытства.

Получив положительный ответ Минфина на ваш запрос, убедитесь, что под ним стоит подпись сотрудника, уполномоченного подписывать разъяснения ведомства. Иначе ответ не спасет вас от пени и штрафа.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Документооборот»:

Просим Вас дать разъяснение по вопросу расчета компенсации стоимости материалов и изделий подрядчику

ПИСЬМО КОМИТЕТА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ МЭРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА от 14.02.96 № РЦ-29/92

«О едином порядке расчета компенсации стоимости материалов и изделий в исполнительной документации» В целях дальнейшего упорядочения расхода бюджетных средств, а также определения единого подхода к расчету компенсации стоимости материальных ресурсов между организациями-заказчиками мэрии и подрядными организациями, Региональный центр ценообразования в строительстве Комитета экономики и финансов устанавливает «Порядок расчета компенсации стоимости материалов в исполнительной документации» согласно приложению 1 и «Единую форму расчета компенсации» согласно приложению 2.

Указанный порядок расчета и представления компенсации является обязательным для объектов, строящихся за счет бюджетных средств.

Первый заместитель председателя Комитета экономики и финансов С.Ю.Вязалов

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к письму Комитета экономики и финансов от 14.02.96 года № РЦ-29/92

Порядок расчета компенсации стоимости материальных ресурсов в исполнительной документации

  1. Компенсация затрат подрядной организации на материалы и изделия сверх стоимости, учтенной текущим индексом, осуществляется заказчиком на основании расчетов, учитываемых по форме, указанной в приложении № 2, которая является неотъемлемой частью исполнительной документации.
  2. Расчет компенсационных выплат по материалам и изделиям производится подрядной организацией по номенклатуре основных строительных материалов (согласно указаний к заполнению формы расчета компенсации), на основании документов, подтвержденных данными первичного бухгалтерского (складского, производственного) учета, исходя из сроков их фактического приобретения.
  3. Суммы компенсационных выплат отражаются в Актах выполненных работ (по форме 2), отдельной строкой, до начисления налогов и обязательных платежей.
  4. Объемы компенсационных затрат, при определении размера сметной прибыли, в базу для ее исчисления не включаются.
  5. Расчет компенсации затрат по стоимости материалов и изделий, без учета их доли в общей стоимости материальных затрат, не допускается.
  6. При значительном превышении стоимости материалов и изделий, их средней стоимости по городу, заказчик вправе отказать подрядчику в компенсации указанных затрат или потребовать дополнительные обоснования.
  7. Затраты подрядной организации по транспортировке материалов и изделий должны учитывать рациональное использование транспортных средств, а также оптимальные схемы доставки.
  8. Компенсация затрат по статье «эксплуатация строительных машин и механизмов» решается заказчиком в исключительных случаях по тем видам строительства и работ, где применяется импортная техника и согласовывается с Региональным центром ценообразования в строительстве. Состав машин и порядок их работы определяется техническими условиями в составе проекта производства работ.
  9. Заказчик не вправе отказать подрядчику в компенсации, на основании настоящего Порядка, его обоснованных затрат на материальные ресурсы по необъективным причинам, если возможность такой компенсации определена договором подряда. Если договором подряда возможность компенсационных выплат не предусмотрена, заказчик вправе отказать подрядчику в выплате компенсации.
  10. Настоящий Порядок расчета компенсации стоимости материалов и изделий является обязательным для объектов, строящихся за счет бюджетных средств.

Начальник Регионального центра ценообразования в строительстве Е.Ф. Польский

Как получить адресное разъяснение Минфина

Если позиция Минфина совпадает с позицией компании, то это поможет убедить налоговый орган отказаться от соответствующих претензий. Поэтому для компании очень полезно получить адресные разъяснения важных вопросов, по которым практика неоднозначна или существует риск ее изменения.

Не стоит опасаться того, что Минфин даст невыгодный ответ.

  • Во-первых, НК РФ не обязывает компанию следовать разъяснениям Минфина. Это в своем письме обязательно отметят и сами чиновники.
  • Во-вторых, Минфин не направляет копию своего адресного ответа в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика. Если руководство компании само этого не захочет, то невыгодный ответ чиновников не попадет в руки проверяющих.

Адресные разъяснения могут появиться в справочно-правовых системах в обезличенной форме. И в их тексте не будет ясно, какая компания задавала вопрос. Эти письма не являются обязательными для налоговых органов (письма Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2–138 и ФНС России от 14.09.2007 № ШС-6-18/716@).

По некоторым вопросам разъяснение получить проще.

Если сотрудники Минфина не захотят отвечать на вопрос по существу, они всегда могут ответить, что «обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются». Либо формально без учета подробностей запроса процитируют статьи НК РФ — дадут отписку.

В то же время по ряду вопросов от Минфина все-таки можно получить выгодное разъяснение. Рассмотрим такие ситуации.

Ситуация
1 Уже имеется безадресное разъяснение Минфина
  • Следование разъяснениям Минфина, размещенным в справочных правовых системах и не адресованным конкретному налогоплательщику, не освобождает от штрафов и пеней (письмо Минфина России от 07.08.07 № 03-02-07/2–138).
  • Но в большинстве случаев для конкретного налогоплательщика Минфин готов изготовить адресную копию ранее данного безадресного разъяснения.
  • Поэтому, если удалось найти письмо Минфина с выгодной позицией по важному для компании вопросу, о нем обязательно стоит упомянуть в тексте запроса.
2 Минфин ранее в письмах уже высказывал неприемлемую для компании позицию
  • Переломить позицию Минфина новым запросом, скорее всего, не получится. Если только не возникли какие-то новые обстоятельства.
  • Например, изменился закон или появилось решение одного из высших судов.
  • Позиция компании является прямым следствием позиции Минфина. В некоторых случаях из выводов, сделанных Минфином в других письмах, выгодное компании толкование прямо следует логически или по аналогии.
  • Например, в своих разъяснениях Минфин ранее уже давал нужное определение какого-либо термина или высказывался о применимости льготы в аналогичной ситуации.
  • Можно сослаться на такой пример в запросе. Однако успех возможен, только если вывод или аналогия прямо следуют из ранее высказанной позиции Минфина.
2 Минфин ранее в письмах уже высказывал неприемлемую для компании позицию
  • Переломить позицию Минфина новым запросом, скорее всего, не получится. Если только не возникли какие-то новые обстоятельства.
  • Например, изменился закон или появилось решение одного из высших судов.
  • Позиция компании является прямым следствием позиции Минфина. В некоторых случаях из выводов, сделанных Минфином в других письмах, выгодное компании толкование прямо следует логически или по аналогии.
  • Например, в своих разъяснениях Минфин ранее уже давал нужное определение какого-либо термина или высказывался о применимости льготы в аналогичной ситуации.
  • Можно сослаться на такой пример в запросе. Однако успех возможен, только если вывод или аналогия прямо следуют из ранее высказанной позиции Минфина.
3 Судебная практика высших судов на стороне компании
  • Минфин в большинстве случаев готов учитывать позицию, высказанную в актах Верховного, Конституционного и Высшего арбитражного судов. Однако их решения, принятые в пользу налогоплательщика, обычно толкуются Минфином максимально узко.
  • Упоминая в тексте запроса о решениях высших судов, необходимо учитывать их статус, а также позднейшие изменения в судебной практике.
4 Текст нормы НК РФ подтверждает позицию компании
  • Если позиция компании напрямую следует из текста НК РФ, то Минфин, вероятнее всего, ее подтвердит.
  • Но существует ряд вопросов, по которым Минфин традиционно игнорирует текст НК РФ (например, письмо Минфина России от 02.04.2015 № 03-04-06/18275).

Важно грамотно составить запрос.

  1. Куда отправлять:
  • Запрос нужно направить по адресу: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9.
  • Можно сделать это по почте, но надежнее передать с курьером. Это исключит возможность утери обращения, и уменьшит общий срок получения ответа. Сохраните копию запроса со штампом Минфина о его получении.
  • Кому адресовать:
    • Адресовать письмо нужно директору департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В. Трунину с отметкой, что компания запрашивает письменное разъяснение по вопросу применения законодательства о налогах и сборах в порядке пункта 1 статьи 34.2 НК РФ.
    • Далее письмо будет передано конкретному исполнителю.
  • Что в запросе указать:
    • Название;
    • ИНН;
    • почтовый адрес организации.

      Ответы на запросы Минфин всегда направляет по почте.

  • Кто подписывает запрос.
    • единоличный исполнительный орган;
    • представитель компании по доверенности (ст. 27, 29 НК РФ). В этом случае к запросу прикладывается оригинал или нотариально заверенная копия доверенности.

    Срок ответа на запрос составляет 2 месяца с момента его получения (п. 3 ст. 34.2 НК РФ, п. 11.10 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 15.06.2012 № 82н). Если компания не получила ответ в этот срок, то пишите жалобу на имя И.В. Трунина с приложением копии запроса и просьбой ответить на него по существу.

  • Что указать в содержании.
    • коротко и максимально обезличенно описать фактические обстоятельства ситуации. Слишком подробное описание может стать поводом для отказа в разъяснении со ссылкой, что Минфин не рассматривает конкретные хозяйственные ситуации.

      Помните, если адресное разъяснение основано на неполной или недостоверной информации (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ), то освобождение от штрафов и пеней не применяется.

    • указать в запросе только фактические обстоятельства, которые имеют правовое значение в рассматриваемой ситуации, так как ответ Минфина чаще всего содержит минимум информации о фактической ситуации. И поэтому будет анализироваться исходный текст запроса.
    • указать применимые нормы НК РФ и других нормативных актов и обязательно предложить желаемый вариант их толкования. Фактически запрашивать нужно не разъяснение нормы права, а подтверждение правильности ее понимания компанией. Минфин не обязательно согласится с предложенным толкованием, однако, если он готов это сделать, это сильно упростит работу исполнителю. И у него не будет готовых аргументов для отрицательного ответа.
    • в запросе придерживайтесь стилистики обычных писем Минфина, это упростит работу исполнителю.
    • указывайте реквизиты подтверждающих нужную позицию писем Минфина, других органов, решений высших судов.

    Рекомендуемая структура запроса выглядит следующим образом:

    • приветствие и просьба дать разъяснение в порядке пункта 1 статьи 34.2 НК РФ;
    • краткое описание фактических обстоятельств дела;
    • изложение применимых норм права;
    • изложение желаемого их толкования;
    • реквизиты писем и решений судов, в которых высказывается аналогичная позиция;
    • просьба подтвердить правильность вышеизложенного понимания норм;
    • адрес для отправки ответа.

    Шансы на положительный ответ можно увеличить.

    На практике существуют некоторые хитрости, которые позволяют увеличить шансы компании на получение положительного разъяснения.

    • Оценка масштаба проблемы. При написании запроса стоит учитывать, насколько положительный ответ может затронуть интересы бюджета. Если нужен ответ на очень узкий вопрос, есть смысл это максимально подчеркивать.
    • Повторный запрос. Иногда позиция компании может быть обоснована сразу несколькими аргументами, взаимоисключающими или плохо сочетающимися друг с другом. В таком случае стоит написать в Минфин через определенный интервал времени несколько запросов с описанием проблемы под разными углами. Возможно, один из таких аргументов рано или поздно убедит чиновников.

    Обращения граждан

    Порядок рассмотрения электронных обращений граждан, направленных через официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

    1. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации является дополнительным средством для обеспечения возможности обращений граждан в Министерство финансов Российской Федерации.

    2. К рассмотрению принимаются электронные обращения, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

    3. Порядок рассмотрения обращений граждан регламентируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации», Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Федеральным законом Российской Федерации от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а также Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н.

    4. По вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах Министерство дает письменные разъяснения на запросы граждан, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса в Министерство, в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации. По решению Министра (заместителя Министра) указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о продлении срока его рассмотрения.

    5. Электронное обращение не рассматривается, если:

    • не указаны фамилия или имя заявителя;
    • не указан адрес электронной почты для ответа;
    • текст обращения содержит нецензурные, либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
    • текст обращения не поддается прочтению;
    • текст обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы;
    • при наборе текста использована некириллическая раскладка клавиатуры или только заглавные буквы;
    • текст обращения не имеет знаков препинания, содержит непонятные сокращения;
    • является дубликатом предыдущего обращения заявителя;
    • текст обращения является рекламным материалом.

    6. Электронные обращения граждан, направляемые в Министерство финансов Российской Федерации минуя предлагаемую форму ввода, к рассмотрению не принимаются.

    7. Уведомление о приеме обращения к рассмотрению или об отказе в рассмотрении направляется на адрес электронной почты, указанный в обращении.

    8. Ответ на принятое к рассмотрению электронное обращение направляется на адрес электронной почты, указанный в обращении.

    УВЕДОМЛЕНИЕ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

    1. При использовании информации, размещаемой на официальном интернет-сайте Министерства финансов Российской Федерации (далее — Сайт), технические средства Сайта автоматически распознают сетевые (IР) адреса и доменные имена каждого пользователя (посетителя Сайта). Упомянутые сведения; электронные адреса лиц, пользующихся интерактивными сервисами Сайта и (или) отправляющих электронные сообщения в адреса, указанные на Сайте; автоматически накапливаемые сведения о том, к каким интернет-страницам Сайта обращались пользователи; иные сведения (в том числе персонального характера), сообщаемые пользователями, — хранятся с использованием технических средств Сайта для целей, перечисленных в пункте 2 настоящего Уведомления.
    2. Сведения о пользователях Сайта, накапливаемые и хранимые в технических средствах Сайта, используются исключительно для целей совершенствования способов и методов представления информации на Сайте, улучшения обслуживания его пользователей (посетителей), выявления наиболее посещаемых интернет-страниц (интерактивных сервисов) Сайта, а также ведения статистики посещений Сайта.
    3. Вне пределов, указанных в пункте 2 настоящего Уведомления, информация о пользователях Сайта не может быть каким-либо образом использована или разглашена. Доступ к таким сведениям имеют только лица, специально уполномоченные на проведение работ, указанных в пункте 2 настоящего Уведомления, и предупрежденные об ответственности за случайное или умышленное разглашение либо несанкционированное использование таких сведений.
    4. Информация персонального характера о пользователях Сайта хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.
    5. Какая-либо информация, являющаяся производной по отношению к сведениям, перечисленным в пункте 1 настоящего Уведомления, представляется для последующего использования (распространения) исключительно в обобщенном виде, без указания конкретных сетевых (электронных) адресов и доменных имен пользователей (посетителей) Сайта.

    Я согласен с правилами

    Решение № 2А-275/2017 2А-275/2017~М-231/2017 М-231/2017 от 3 мая 2017 г. по делу № 2А-275/2017

    РЕШЕНИЕ
    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    г. Торжок 03 мая 2017 года.
    Торжокский городской суд Тверской области в составе:
    председательствующего судьи Шабановой Н.А.,
    при секретаре судебного заседания Чернышовой М.П.,
    с участием старшего помощника Торжокского межрайонного прокурора Вакулиной Е.Н.,
    представителя административного ответчика – администрации муниципального образования Торжокского района Тверской области Сергеевой Т.В., действующей на основании доверенности от ***
    представителя заинтересованного лица финансового отдела администрации муниципального образования Торжокского района Тверской области Ермолаевой Н.В., действующей на основании распоряжения ***
    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Торжокского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования Торжокский район Тверской области о признании бездействия незаконным в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента и об обязании разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги о местных налогах и сборах,
    установил:

    Торжокский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать бездействие администрации муниципального образования Торжокского района Тверской области в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, обязать администрацию муниципального образования Торжокского района Тверской области разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуге по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
    В обоснование заявленных исковых требований указано, что Торжокской межрайонной прокуратурой при осуществлении надзора за соблюдением требований законодательства о налогах и сборах установлено, что в деятельности администрации муниципального образования Торжокского района Тверской области требования действующего законодательства не выполняются.
    В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», этим законом регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
    В силу пунктов 1, 4 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, а также исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг.
    Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона, административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу этого Федерального закона. При этом, исходя из части 3 указанной статьи, сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 01 июля 2011 года.
    В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право получать от финансовых органов муниципальных образования письменные разъяснения по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
    Финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах (пункт 2 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
    Согласно пункту 2 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
    Вместе с тем, администрацией МО Торжокского района Тверской области не приняты меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, соответствующие сведения о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг муниципального образования и в сети – Интернет отсутствуют.
    В судебном заседании административный истец – прокурор Вакулина Е.Н. поддержала заявленные исковые требования, просила административный иск удовлетворить по основаниям, в нём изложенным. В качестве дополнений пояснила суду, что дача письменных разъяснений является муниципальной услугой. Предоставление такой муниципальной услуги должно быть определено муниципальным правовым актом в виде регламента в силу Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». При этом не имеет правового значения, что Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не включен в перечень полномочий органов местного значения вопрос о даче разъяснений по применению нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.
    Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования Торжокского района Тверской области, Сергеева Т.В. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала письменные возражения о том, что дача разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах не является муниципальной услугой. Дача разъяснений носит произвольный характер, в то время как муниципальная услуга требует определённого стандарта её исполнения, определённого выполнения действий и влечёт определённые последствия. Дача информационной услуги выражает волю органа по своему усмотрению, оформляется в простой, письменной форме в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращения граждан». Функция финансовых органов по даче письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения законодательства о применении местных налогов и сборов нельзя считать оказанием муниципальных услуг по смыслу требований Федерального закона № 210-ФЗ. Кроме того, Минфин России не относит дачу письменных разъяснений налогового законодательства к государственной услуге. Запрос о даче письменных разъяснений налогового законодательства Российской Федерации рассматривается в порядке, установленном для любых других обращений, поступающих в Минфин (приказ Минфина России от 15 июня 2012 года № 82н «Об утверждении Регламента Министерства финансов Российской Федерации»). По вопросу разъяснений налогового законодательства в администрацию муниципального образования в января 2017 года обращался ***, за получением копии решения по ставкам земельного налога за 2017 год по сельским поселениям. 16 февраля 2017 года запрошенный документ был направлен заявителю.

    Представитель заинтересованного лица финансового отдела администрации муниципального образования Торжокского района Тверской области Ермолаева Н.В. в судебном заседании возражала в удовлетворении исковых требований прокурора, пояснив, что обязанность финансовых органов муниципальных образований давать письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах установлена пунктом 2 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации, которые исходя из положений пункта 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, а функция установления, изменения и отмены местных налогов и сборов в соответствии с подпунктом 3 пункта 10 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является исключительной компетенцией представительного органа муниципального образования. В силу статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации финансовые органы муниципальных образований не являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
    Таким образом, письменные разъяснения финансовых органов муниципальных образований по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах не содержат правовых норм, не конкретизируют нормативные предписания и не являются нормативным правовым актом, а носят информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в разъяснениях. Письмо, изданное в ответ на индивидуальный запрос конкретного налогоплательщика, не нарушает его субъективных прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, является ответом на вопрос налогоплательщика, поэтому содержащиеся в нём разъяснения не могут иметь юридического значения и порождать правовых последствий. Тем самым, дачу письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах в рамках исполнения положений Налогового кодекса Российской Федерации нельзя считать оказанием муниципальной услуги. Получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований – по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах, является согласно статье 21 Налогового кодекса Российской Федерации правом налогоплательщика, поэтому запрос, направленный налогоплательщиком в рамках статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит рассмотрению как обращение по аналогии с позицией Министерства финансов Российской Федерации, в порядке, установленном для любых других обращений, поступающих в Министерства финансов Российской Федерации (приказ Минфина России от 15 июня 2012 года № 82н). Характер обращений, поступивших в адрес исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления муниципального образования Торжокский район в 2014 – 2017 годах, как правило, сводится к запросу копии принятого представительным органом местного самоуправления нормативного правового акта.
    Выслушав стороны, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
    В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают, и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядке, а также решают иные вопросы местного значения.
    По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
    Вопросы организации предоставления государственных и муниципальных услуг регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ).
    В силу статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления – это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставами муниципальных образований.
    Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления, определены Федеральным законом № 131-ФЗ.
    В уставе муниципального образования Торжокского района Тверской области в соответствии со статьёй 15 Федерального закона № 131-ФЗ определены вопросы местного значения муниципального района, разрешение которых выполняется исполнительно-распорядительным органом – администрацией Торжокского района путём оказания соответствующих муниципальных услуг.
    В целях обеспечения реализации требований Федерального закона № 210-ФЗ, распоряжением Правительства Тверской области № 205-рп от 30 апреля 2013 года утверждён Перечень типовых муниципальных услуг с элементами межведомственного взаимодействия.
    Постановлением администрации Торжокского района Тверской области № *** от *** года «Об утверждении Порядка разработки и предоставления муниципальных услуг в Торжокском районе Тверской области, решением собрания депутатов Торжокского района от *** № *** утверждён перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами местного самоуправления Торжокского района и предоставляемыми организациями, участвующими в предоставлении муниципальных услуг. Перечень этих услуг приведён в приложении 1 к решению собрания депутатов Торжокского района Тверской области № ***.
    Согласно пункту 12 подраздела III раздела II Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг в Торжокском районе Тверской области структура административного регламента должна содержать общие положения – наименование муниципальной услуги в той формулировке, которая указана в нормативном правовом акте, устанавливающем полномочие по предоставлению муниципальной услуги, исчерпывающий перечень нормативных правовых актов, в соответствии с которыми осуществляется предоставление муниципальной услуги, с указанием реквизитов нормативных правовых актов.
    Исходя из смысла приведённых выше норм, суд полагает установленным, что административный регламент — это нормативный правовой акт исполнительно – распорядительного органа местного самоуправления, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур и административных действий органов местного самоуправления, уполномоченных на оказание (исполнение) муниципальной услуги, а муниципальная услуга представляет собой юридически значимую услугу, результатом оказания которой является совершение юридически значимого действия.
    Проверяя доводы административного иска прокурора о непринятии администрацией Торжокского района Тверской области мер по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, суд полагает обратить внимание на следующие обстоятельства.
    В подпункте 4 пункта 1 статьи 28 Устава определено, что администрация Торжокского района в пределах полномочий осуществляет установление, изменение и отмену местных налогов и сборов муниципального района.
    Согласно пункту 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
    Налоговый кодекс Российской Федерации (статья 15) к местным налогам и сборам относит земельный налог, налог на имущество физических лиц и торговый сбор (в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге).
    То есть компетенция органа местного самоуправления по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов определяется указанными выше видами налогов и сборов, а также установлением налоговых ставок, порядка и сроков уплаты налогов, если такие элементы налогообложения не установлены нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
    При этом функция установления, изменения и отмены местных налогов и сборов в соответствии с подпунктом 3 пункта 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ относится исключительно к компетенции представительного органа муниципального образования.
    Представительными органами муниципальных образований в порядке и пределах, закреплённых нормами Налогового кодекса Российской Федерации могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения. Об этом свидетельствуют закреплённые в статье 31 «Земельный налог» и статье 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации полномочия представительных органов муниципальных образований при установлении соответствующих налогов определять налоговые ставки в пределах, установленных соответственно главами 31 и 32 Налогового кодекса Российской Федерации, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения.
    Проведение на территории муниципального образования Торжокский район единой налоговой политики во взаимодействии с другими органами исполнительной власти всех уровней, общественными и иными организациями относится к полномочиям финансового отдела администрации Торжокского района (пункт 1.5. Положения о Финансовом отделе администрации Торжокского района, утверждён постановлением главы администрации района от *** года № ***).

    Согласно пункту 2 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
    Порядок таких разъяснений и срок их представления определены законодателем в статье 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
    В силу статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации финансовые органы муниципальных образований не являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (статья 9 Налогового кодекса Российской Федерации).
    Таким образом, результатом рассмотрения письменного обращения налогоплательщика, налогового агента является официальное разъяснение финансового органа по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах. Такие письменные разъяснения не содержат правовых норм, не конкретизируют нормативные предписания и не являются нормативными правовыми актами, они носят информационно-разъяснительный характер и не могут быть унифицированы, как это требуется при оказании муниципальной услуги. Кроме того, письменные разъяснения не могут выходить за рамки адекватного (совпадающего, тождественного) истолкования (интерпретации) положений налогового законодательства и не влекут изменение правового регулирования соответствующих налоговых отношений в конкретных случаях.
    То есть письменные разъяснения финансового органа являются актами казуального толкования в ответ на индивидуальные запросы конкретных налогоплательщиков, не могут быть применены в качестве акта, имеющего нормативные свойства.
    С учётом приведённых выводов суд соглашается с позицией административного ответчика о том, что письменные разъяснения по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, как не порождающие правовых последствий, не являются муниципальной услугой по смыслу норм Федерального закона № 210-ФЗ.
    Возражения финансового отдела администрации Торжокского района Тверской области о том, что характер обращений, поступивших в адрес исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления муниципального образования Торжокского района, как правило, сводится к запросу копии принятого представительным органом местного самоуправления нормативного правового акта, подтверждаются представленным суду письменным запросом *** о предоставлении копии решения совета депутатов по ставкам земельного налога на 2017 год по сельским поселения Торжокского района Тверской области, и письменным ответом о направлении запрошенной копии заявителю 16 февраля 2017 года.
    Доводы административного истца о том, что отсутствие отдельного административного регламента влечёт нарушении прав неопределённого круга лиц на получение письменных разъяснений по вопросам местных налогов и сборов (как муниципальной услуги), из-за неосведомлённости о праве на получение такой информации, со ссылкой на статью 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд полагает необоснованными, поскольку получение таких письменных разъяснений определено законодателем в подпункте 2 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации является, и получение такой информации является правом налогоплательщика.
    В соответствии со статьёй 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
    В нарушение приведённых требований административным истцом не представлено бесспорных доказательств нарушения административным ответчиком прав неопределённого круга лиц.
    Учитывая, что получение от финансовых органов муниципального образования письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах, не является муниципальной услугой для оказания которой должен быть разработан и принят административный регламент (часть 1 статьи 29 Федерального закона № 210-ФЗ), суд приходит к выводу об отсутствии бездействия администрации муниципального образования Торжокского района в этой части. Соответственно не имеется оснований для возложения на административного ответчика обязанности разработать и утвердить административный регламент по вопросам правоприменения нормативных правовых актов о местных налогах и сборах.
    Поэтому в удовлетворении административного иска суд полагает отказать полностью.
    Руководствуясь статьями 176-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

    решил:

    в удовлетворении исковых требований о признании бездействия администрации муниципального образования Торжокский район Тверской области в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах незаконным; об обязании администрацию муниципального образования Торжокский район Тверской области разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, прокурору отказать.
    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Торжокский городской суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
    Председательствующий подпись
    Решение принято в окончательной форме 08 мая 2017 года.
    Решение не вступило в законную силу

    Суд:

    Торжокский городской суд (Тверская область)

    Истцы:

    Торжокская межрайонная прокуратура

    Ответчики:

    Администрация муниципального образования Торжокский район

    Иные лица:

    ЕрмолаеваНаталья Валерьевна
    Сергеева Т.В.
    Финансовый отдел администрации МО Торжокского района Тверской области

    Судьи дела:

    Шабанова Н.А. (судья)