Выплаты за выслугу лет

Содержание

Размер премии за выслугу лет

Надбавка за выслугу лет – это выплаты стимулирующего характера, служащие прибавкой к положенной зарплате. Полагаются представителям разного рода государственных структур. Размер их определяется продолжительностью стажа.

Кто может получить надбавку за выслугу лет?

Выдача стимулирующих выплат определенной категории сотрудников утверждена следующими актами:

  • Нормативным актом «О социальных гарантиях представителям ОВД РФ» от 19 июля 2011 года (в частности, его статьями 7 и 8).
  • ФЗ «О гражданской службе» от 28 июля 2004 года (в частности, пунктом 2 статьи 54).
  • Приказом министра обороны от 30 декабря 2001 года №2700.
  • Постановлением Правительственного аппарата России «Об условиях выплат» №638.

Сотрудники, которые имеют право на надбавку за выслугу лет:

  • Бюджетные и государственные служащие.
  • Представители ОВД.
  • Военнослужащие.

На увеличение зарплаты за счет стимулирующих выплат могут рассчитывать:

  • Летчики-испытатели.
  • Люди, работающие в авиации.
  • Медицинские работники.
  • Сотрудники бюджетных художественных учреждений.
  • Сотрудники силовых структур.
  • Космонавты.
  • Работники флота.
  • Преподаватели.
  • Сотрудники ФСИН.

ВАЖНО! Данный перечень установлен законами РФ. Работодатель обязан исполнять все нормативные акты. Также возможность выплаты надбавки за выслугу лет сотрудникам, которые не упомянуты в законе, можно указать в локальных актах предприятия, если у руководителя есть потребность простимулировать своих сотрудников.

Размер надбавки и нюансы ее расчета

Размер выплат будет определяться в проценте от оклада сотрудника. При этом учитывается продолжительность стажа. Размер надбавки может составлять от 5% до 40% от оклада. Точный процент зависит от должности работника.

Государственные и бюджетные служащие

Размер выплат представителям государственной службы установлен пунктом 5 статьи 50 закона «О гражданской службе» №73-ФЗ. В частности, в нормативном акте даны следующие значения:

  • 1-5 лет работы – 10% от оклада.
  • 5-10 лет – 15%.
  • 10-15 лет – 20%.
  • От 15 лет – 30%.

При вычислении стажа в расчет принимается работа в таких структурах, как:

  • Воинская, федеральная и гражданская.
  • Муниципальные.
  • Иные, если соответствующие данные есть в ФЗ.
  • Государственные (Указ Президента от 11 января 1995 года №32).

Данный порядок расчета оговорен пунктом 1 статьи 54 ФЗ «О гражданской службе» №73. Он обозначает следующие особенности начисления стажа:

  • Человек может работать на нескольких должностях при накоплении беспрерывного стажа. Одно условие: он должен служить в тех структурах, которые относятся к государственным и бюджетным.
  • В стаж включаются периоды, в которые сотрудник замещал на должности другого работника (пункт 2 статьи 54 того же закона).

Порядок расчета надбавки установлен Указом Президента от 19.11.2007 №1534. Нюансы этой процедуры даны в Письме ФНС от 26 июня 2011 года.

Особенности надбавки представителям бюджетных сфер оговорены в законах, касающихся конкретного ведомства. Например, это может быть постановление Правительственного аппарата «О порядке начисления стажа» №43, которое регламентирует надбавки представителям уголовно-исполнительных институтов, налоговой, таможни.

Сотрудники МВД

Размер доплаты сотрудникам МВД оговорен пунктом 7 статьи 2 ФЗ №247:

  • 2-5 лет работы – 10% от оклада.
  • 5-10 лет – 15%.
  • 10-15 лет – 20%.
  • 15-20 лет – 25%.
  • Больше 25 лет – 40%.

Расчет стажа будет проводиться по нормам, установленным постановлением Правительственного аппарата «О порядке расчета стажа представителям ОВД» №1158. В этом же постановлении во втором пункте содержится перечень мест службы, которые будут включены в стаж:

  • Войска национальной гвардии, полиции, ОВД.
  • Стажировка в ОВД.
  • Работа в налоговой полиции.

В постановлении отдельно оговаривается расчет стажа для представителей ОВД Крыма.

Военные

Надбавки военным утверждены ФЗ «О финансовом довольствии военнослужащих» №306 (размер выплат указан в части 13 статьи 2). Также соответствующая информация дана приказом министра обороны №2700 (размер надбавки установлен пунктом 40). Рассмотрим помесячные выплаты военным, служащим по контракту:

  • 2-5 лет стажа – 10% от оклада.
  • 5-10 лет – 15%.
  • 10-15 лет – 20%.
  • 15-20 лет – 25%.
  • 20-25 лет – 30%.
  • Больше 25 лет – 40%.

Исчисление продолжительности службы должно производится по ФЗ «О воинской службе» №53.

ВАЖНО! Выплаты проводятся только с момента достижения минимальной планки стажа. В данном случае она составляет 2 года. Надбавка перестает выплачиваться после даты издания приказа об увольнении военного, исключении его из перечня личного состава.

Могут ли рассчитывать на надбавки за стаж пенсионеры?

Ранее пенсионеры получали надбавку за выслугу лет к пенсии. На данный момент норма действовать перестала.

Однако нужно сказать, существуют некие региональные нормы, по которым надбавка выплачивается. К примеру, это закон Республики Алтай №25-28, по которому полагаются надбавки за непрерывный стаж.

Все нюансы выплат нужно узнавать в органах социальной защиты конкретного региона.

Порядок начисления надбавки

При выплате надбавок соблюдаются следующие правила:

  • Выплаты рассчитываются на основании оклада. Доплаты сотруднику (премии и так далее) при расчете учитываться не будут.
  • Выплаты производятся ежемесячно в день выдачи зарплаты.
  • Если человек работал на нескольких должностях на условиях совместительства, выплаты рассчитываются на основании основного оклада.
  • Если в период достижения определенного стажа человек находится на больничном или в отпуске, все доплаты он получает после выхода на работу.
  • Если сотрудник увольняется, размер надбавки будет определяться на основании фактически отработанного времени.
  • Стаж представителей государственной службы при расчете надбавки будет устанавливаться комиссией, участники которой утверждаются региональным управляющим госструктуры.

Для получения компенсаций сотрудник должен предоставить определенные документы:

  • Военный билет (для военных).
  • Трудовую книжку (для государственных и бюджетных служащих).
  • Справки из архива, выписки из приказов (в том случае, если трудовая книжка отсутствует).

Созванная комиссия решает вопрос о начислении надбавки. Решение оформляется в форме протокола, на основании которого руководитель должен издать приказ.

Мнение эксперта Григорьев Павел Кириллович Начальник отделения призыва граждан на военную службу РФ

В приказе оговаривается сумма надбавки. Копия этого документа прикрепляется к личному делу работника.

По достижении новой планки стажа размер надбавки увеличивается. То есть происходит регулярное увеличение зарплаты сотрудника.

Руководитель не имеет права не делать выплаты в том случае, если они положены сотруднику по закону. Однако если надбавка – инициатива самого работодателя, данное решение можно отменить.

Как правило, компенсации положены сотрудникам разного рода государственных структур. Надбавки крайне редко выплачиваются в коммерческих организациях по ряду причин.

В частности, это просто невыгодно предпринимателю. Редкий владелец фирмы кровно заинтересован в том, чтобы держать на одном месте сотрудника на протяжении нескольких десятков лет, а данная форма надбавки призвана стимулировать именно это.

Надбавка за выслугу лет является неотъемлемым элементом формирования доходов работников бюджетной сферы. Процентные ставки устанавливаются отраслевыми правовыми актами. Для коммерческих предприятий этот вид выплат носит добровольный характер. Надбавку можно использовать, как стимулирующий фактор.

Надбавка за выслугу лет: коммерческие организации

Полный перечень необязательных выплат, которые применяются на предприятии, должен быть отражен в локальном акте организации:

  • трудовом соглашении;
  • размер надбавок за время, проработанное в учреждении, прописывается в колдоговоре;
  • информация должна отражаться в Положении об оплате труда, Положении о порядке премирования.

В трудовом договоре разрешается не приводить шкалу применяемых коэффициентов для надбавки, можно ограничиться ссылкой на пункт документа, содержащего исчерпывающие сведения по этому вопросу. Надбавка к зарплате за выслугу лет устанавливается в процентном отношении к окладу за месяц.

Выплата не может быть приостановлена на периоды, когда сотрудник находился в отпуске или командировке. Если за работником сохраняется средний заработок, то ему положены и все надбавки (на применение которых имеются основания).

Премия за выслугу лет должна соответствовать ряду критериев:

  • регулярность выплат;
  • привязка процента вознаграждения к стажу работы в определенной сфере или на конкретном предприятии;
  • начисление происходит путем умножения процента на сумму оклада за проработанное время по табелю;
  • при изменении процентной ставки или размера оклада вычисления должны производиться отдельно по каждому уровню тарифа.

Вознаграждение за выслугу лет в коммерческих структурах может выплачиваться с разной периодичностью. Руководство предприятий может установить правило ежемесячного начисления надбавки одновременно с заработной платой. Разрешается вариант с выплатой надбавки в качестве поощрения раз в году.

Как считается надбавка за выслугу в бюджетных структурах

Лица, признаваемые государственными служащими, получают в качестве дополнительной выплаты надбавки за стаж. Процентные ставки установлены Законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ в ст. 50 п. 5 пп. 1:

  1. При выслуге более 1 года, но менее 5 лет, служащему будут начислять дополнительно к окладу 10%.
  2. Если диапазон выслуги от 5 до 10 лет, то в составе зарплаты будет учитываться ежемесячная надбавка за выслугу лет в размере 15%.
  3. Лица с суммарным сроком службы от 10 до 15 лет могут рассчитывать на 20% надбавки.
  4. Те, кто трудился на должностях госслужбы более 15 лет, получают 30% от оклада.

В приказе МВД от 31 декабря 2008 г. № 1192 приводится порядок подсчета стажа, дающего право на получение доплаты за проработанное время. Выплаты за выслугу лет производятся по шкале процентов, утвержденной приказом от 27 августа 2008 г. № 751 (Приложение 4):

  • при стаже от 1 до 2 лет назначается надбавка в размере 5%;
  • при сроке службы более 2 лет, но менее 5 – 10%;
  • нахождение показателя накопленной выслуги в интервале от 5 до 10 лет приравнивается к 20%;
  • те, кто отслужил в сфере МВД более 10 лет (при условии, что стаж не превысил отметки в 15 лет), получают стимулирующие выплаты в размере 25%;
  • при превышении показателем срока службы порога 25 лет размер надбавки увеличивается до 40%.

Оплата за выслугу лет военнослужащим регламентируется нормами приказа МО РФ № 2700. Выплата за стаж начинается с 2 летнего служебного стажа и процентной надбавки, равной 10%. Гражданскому персоналу воинских частей надбавка начисляется по нормам Приказа МО РФ от 23 апреля 2014 г. № 255:

  • при стаже от 1 года надбавка составляет 5%;
  • при стаже от 2 лет – 10%;
  • при увеличении стажа до 3 лет ставка повышается до 15%;
  • при достижении 5-тилетнего стажа надбавка равна 20%;
  • при 10 годах ставка возрастает до 30%;
  • максимальный размер в 40% получают обладатели 15-тилетнего стажа.

Как рассчитать надбавку за выслугу лет гражданскому персоналу силовых ведомств – для бухгалтера 2 категории оклад равен 7870 руб. Например, у занимающего эту должность сотрудника имеется стаж работы в воинских частях 2 года и 6 месяцев. В октябре 2017 года он отработал весь месяц. Сумма надбавки за октябрь будет равна 787 руб. (7 870 х 10%).

Для начала выплат надбавки или изменения ее размера в отношении любой категории работников или служащих необходимо издавать приказ об установлении надбавки за выслугу лет. В нем указывается дата изменения ставки и ее значение для конкретного человека.

Кому положена надбавка или доплата за выслугу лет

Доплатами и надбавками называются денежные вознаграждения, которые сотрудник получает согласно закону каждый месяц сверх заработной платы. Проработав на предприятии некоторый срок, вы вправе рассчитывать на прибавку к основному окладу за выслугу лет.

Данный вид поощрения использует наниматель, чтобы стимулировать сотрудника к развитию и уменьшить текучесть кадров. Ведь логично, что люди, занимающие одну должность, но проработавшие разное время и имеющие различный опыт, должны иметь и разное вознаграждение.

Конечно же при условии, что они имеют примерно одинаковую квалификацию и производительность труда.

Кому и когда положены поощрения, прописано в гл. 21 ТК Российской Федерации. Если вы числитесь в бюджетной организации, то это уже определено и прописано в законе. Все немного сложней для коммерческих фирм.

Основные документы, устанавливающие выплату

Согласно вышеуказанной главе ТК (трудового кодекса), руководители не бюджетных организаций сами решают выплачивать им дополнительные суммы к ставке или нет. То есть, если вы работаете в коммерческой фирме, гарантии, что отслужив достойный срок, вы получите дополнение к зарплате, никакой нет.

Премии и все возможные денежные бонусы должны быть отражены в локальных актах коммерческой организации. Правильно еще при приёме на работу обратить внимание, есть ли пункт про материальное вознаграждение за отработанное время. Все надбавки и их количество обязательно прописываются в контракте с сотрудником.

Согласно статье 135 ТК РФ стимулирующие выплаты являются необязательными. Но на свое усмотрение работодатель указывает их наличие и размер.

Учитываются также пожелания и рекомендации представительного органа трудящихся. Главной бумагой, на основании которой положены все виды материального стимулирования, для сотрудника частной фирмы будет трудовой договор с работодателем (копия этого договора должна находиться у работника).

Документы, в которых отражается система бонусов:

  • Трудовой договор с сотрудником
  • Коллективный договор
  • Положение о материальном или моральном поощрении в организации (о премировании)
  • Другие локальные акты.

Обратите внимание на обязательность указания суммы и периодичности выплаты награды за стаж работы в трудовом договоре!

Согласно абзацу 5 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, все размер денежных средств (в том числе сумма заработной платы, бонусов и премий) прописывается в трудовом договоре, либо даётся ссылка на пункт локального акта с указанной информацией. Порядок и условия начисления денег также должны быть записаны в трудовом договоре.

Размер и периодичность

Размер материального поощрения за количество отработанных лет начисляется в процентах от месячного оклада. Если ставка была изменена, то сумма вознаграждения за верность предприятию тоже изменяется. Выплата не прекращается во время отпуска, командировок, и других случаях, когда за наёмником сохраняется его заработная плата.

Получается, что не государственной фирме не выгодно и даже ущербно организовывать для своих сотрудников систему надбавок. Ведь таким образом повышается их зарплата, а значит, налог также будет увеличен.

Мнение эксперта Григорьев Павел Кириллович Начальник отделения призыва граждан на военную службу РФ

Если же ваш работодатель дорожит своими наёмниками и хочет их поощрить, дабы избежать переманивания квалифицированных кадров более щедрыми компаниями, то организует системы бонусов.

Сумму подсчитывает бухгалтер согласно внутренним актам предприятия. В приложении к коллективному договору разрабатывается шкала, исходя из которой, ценный кадр получает процент от оклада за непрерывный срок службы.

Обычно сумма аналогична с цифрами государственных учреждений: минимальная доплата 5 % (если сотрудник проработал на предприятии от 1 года), максимальная около 30 %.

Примерный процент поощрения за выслугу лет (устанавливается нанимателем):

Следует учитывать, что прибавка за срок труда начисляется только по основному месту работы. Если вы совмещаете какую-то должность в своей или другой компании, навряд ли сможете рассчитывать на доплату за стаж как совместителю.

Так как в ТК России не существует обязательных стимулирующих выплат в коммерческих организациях, каждая фирма вправе регулировать данный вид поощрения в своем локальном акте. Бухгалтер подсчитывает срок службы кадра с момента подписания им тд (трудового договора).

Как подсчитывается трудовой стаж

Основным документом, на основании которого вы сможете получить деньги за выслугу лет, является грамотно оформленная и заполненная трудовая книжка. Отметка про дату вступления в должность должна быть сделана сразу при приеме на службу.

Для получения процентных выплат, если организация коммерческая, вы должны работать в конкретной фирме определенный период времени (обозначенный в локальном акте компании). Работодатель будет обязан учесть время оплачиваемого отпуска, больничных и командировок как рабочий срок.

Любые периоды, за которые вам начислялся оклад, считаются вашим стажем работы.

Также смена должности в организации не повлияет на ваш рабочий стаж. Если вас перевели в другой отдел того же предприятия, то стаж для начисления надбавки за выслугу лет будет считаться суммарно.

Исключением становится, если меняется ваш оклад за месяц. В таком случае пересчитывается не срок службы, а сумма надбавки согласно процентам от заработной платы.

Бывают случаи, когда сотрудников переводят в другое предприятие при реорганизации. То есть собственник остается прежний, и место работы не меняется, а юридическое лицо становится другим. В таком случае сотруднику лучше заранее договориться, чтобы при переводе не было перерыва в трудовом стаже и отмены надбавки за выслугу лет.

Другой случай, когда работник долго трудился у одного работодателя, а потом на непродолжительный срок уходил к другому. Формально он должен заново “заслужить” доплату за выслугу лет.

Но в некоторых случаях, когда сотрудник является очень ценным и квалифицированным, можно обратиться к администрации с просьбой продолжить выплату надбавки. Если об этом заранее заявить и предприятие заинтересовано в работнике, практика показывает, что такая просьба принимается положительно.

Не бойтесь и не стесняйтесь договариваться о всех нюансах оплаты, не только о доплате за стаж.

За выслугу лет: как премировать лояльных сотрудников

Автор статьи Григорьев Павел Кириллович Начальник отделения призыва граждан на военную службу РФ Следующая КонтрактРапорт на основной отпуск военнослужащего по контракту: образец 2020 года Отличная статья 0

Приложение. Положение о порядке исчисления стажа работы для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет к должностному окладу работников федеральных государственных архивов

3. В общий стаж работы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, включается:

3.1. Время работы в организациях системы Федеральной архивной службы России:

федеральных государственных архивах;

научных и других организациях, подчиненных непосредственно Федеральной архивной службе России;

органах управления архивным делом субъектов Российской Федерации и подчиненных им организациях на должностях, соответствующих профилю основной деятельности федерального государственного архива.

3.2. Время работы в:

архивах и делопроизводственных службах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

Историко-архивном институте Российского государственного гуманитарного университета и других высших, а также средних специальных учебных заведениях, готовящих кадры для работы в архивах и делопроизводственных службах, на должностях профессорско-преподавательского состава;

научных организациях на должностях руководителей и специалистов, соответствующих профилю основной деятельности федерального государственного архива, а также в других организациях на работе, связанной с созданием и хранением аудиовизуальных документов или обслуживанием специального технологического оборудования по обеспечению физико-химической сохранности документов.

3.3. Время работы на постоянной основе по 31 декабря 1991 года в архивах и делопроизводственных службах:

аппарата Президента СССР, аппаратах президентов союзных республик;

Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета СССР, Верховных Советов и президиумов Верховных Советов союзных и автономных республик, краевых и областных Советов народных депутатов (Советов депутатов трудящихся), Советов народных депутатов (Советов депутатов трудящихся) автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов (Советов депутатов трудящихся);

Совета Министров СССР, Кабинета Министров СССР, Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР, Межреспубликанского (Межгосударственного) экономического комитета, органов государственного управления при них, Советов Министров (Правительств) союзных и автономных республик, исполнительных комитетов краевых и областных Советов народных депутатов (Советов депутатов трудящихся), Советов народных депутатов (Советов депутатов трудящихся) автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов (Советов депутатов трудящихся);

министерств и ведомств СССР, союзных и автономных республик и их органов;

Комитета конституционного надзора СССР, Контрольной палаты СССР, органов государственного контроля, органов государственного арбитража, судов и органов прокуратуры СССР;

партийных и профсоюзных органов всех уровней.

3.4. Время работы по 31 декабря 1991 года в партийных органах на должностях, связанных с формированием их архивных фондов, принятых в федеральные государственные архивы.

3.5. Время обучения работников органов государственной власти в учебных заведениях, осуществляющих переподготовку, повышение квалификации, если они работали в архивах и делопроизводственных службах этих органов до поступления на учебу.

3.6. Время обучения в образовательных учреждениях, осуществляющих переподготовку и повышение квалификации кадров, если работник до этого работал в федеральном государственном архиве и вновь вернулся в него после обучения.

3.7. Время военной службы в соответствии с действующим законодательством.

3.8. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, если работник состоял в трудовых отношениях с организациями системы Федеральной архивной службы России.

  • 5.1. Вознаграждение по итогам работы за год
  • 5.2. Вознаграждение за выслугу лет
  • Глава 5

    Премирование работников

    В соответствии со ст. 135 ТК РФ системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

    Премия – это выплата стимулирующего или поощрительного характера, выплачиваемая сверх основного заработка работника за определенные достижения в трудовой деятельности в соответствии с показателями (основаниями) премирования, установленными в локальных нормативных актах организации.

    Таким образом, премирование может быть двух видов:

    1) премирование стимулирующего характера, которое предусмотрено системой оплаты труда;

    2) премирование поощрительного характера работников вне системы оплаты труда.

    Как следует из ст. 135, ТК РФ предоставляет право работодателю самостоятельно устанавливать систему премирования (коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами), не забывая при этом, конечно же, о требованиях закона.

    По вопросу, касающемуся применения стимулирующих и компенсационных выплат в организациях, финансируемых из федерального бюджета, действуют Методические рекомендации по совершенствованию организации заработной платы работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, на основе применения единой тарифной сетки оплаты труда, утвержденные Постановлением Минтруда России от 11 ноября 1992 г. № 32.

    Указанные методические рекомендации ориентируют применение доплат, надбавок и поощрений работников учреждений, организаций и предприятий бюджетной сферы на учет индивидуальных качеств работника, обеспечивающих высокую личную результативность его работы. При этом должны быть сохранены те виды доплат и надбавок, которые связаны с различиями в интенсивности труда и загрузке работников при равном должностном наименовании (например, доплата за классное руководство в школе, за ведение делопроизводства и бухгалтерского учета, когда это не входит в основную работу). Должны быть во всех случаях сохранены надбавки к заработной плате, выплачиваемые за вредные, тяжелые и опасные условия труда.

    Пункт 6.3 рекомендаций указывает, что введение надбавок за высокую результативность работы необходимо сопровождать установлением показателей, с помощью которых эта результативность должна быть изменена. Среди этих показателей могут быть, например, степень повышения нормируемого объема работ, успешное выполнение наиболее сложных работ (заданий), высокое качество выполняемой работы, систематическое досрочное выполнение работы с проявлением определенного риска и инициативы, определенный выход за рамки должностных обязанностей и т. п.

    У рабочих учреждений, организаций и предприятий бюджетной сферы могут достаточно широко применяться надбавки за профессиональное мастерство. Их целесообразно выплачивать работникам, обладающим высокими деловыми качествами, владеющим передовыми приемами и методами труда, имеющим высокий уровень профессиональной подготовки и устойчиво высокую производительность. Конкретные показатели высокого профессионального мастерства разрабатываются непосредственно в учреждении, организации и на предприятии. Одним из наиболее типичных показателей профессионального мастерства работника бюджетного учреждения, организации, предприятия (особенно небольших) может быть овладение профессиональными навыками нескольких профессий и специальностей (например, плотник, столяр, электромонтер, сантехник).

    В иных организациях система премирования может устанавливаться коллективным договором. Однако конкретный порядок, показатели, условия, размеры и иные элементы премирования должны определяться в положении о премировании или соответствующем разделе положения об оплате труда, которые являются локальными актами, либо непосредственно в трудовом договоре с работником (что возможно лишь в организациях с небольшой численностью работающих).

    Необходимо понимать, что, установив в организации систему премирования, работодатель возлагает на себя определенные обязательства по выплате премий работникам. Иначе говоря, на основании Положения о премировании у работника при выполнении им показателей и условий премирования возникает право требовать выплаты премии, а у работодателя – обязанность выплатить премию.

    Система премирования, разработанная в организации, должна включать в себя следующие элементы:

    1) показатели премирования;

    2) условия премирования;

    3) размеры премий;

    4) круг премируемых лиц;

    5) периодичность премирования;

    6) основание премирования.

    Обратите внимание, что премии, являющиеся частью системы оплаты труда, должны выплачиваться за определенные производственные или трудовые показатели. Причем система премирования подразумевает установление конкретных, определенных показателей. Например, увеличение объема продаж по отношению к плану; рационализаторское предложение и т. д.

    Показатели премирования разрабатываются в соответствии со спецификой конкретного предприятия и занимаемых работниками должностей. Так, показатели, за которые может быть премирован бухгалтер, отличаются от показателей премирования работника-станочника.

    Выбор показателей премирования может определяться установленной в организации формой оплаты труда. Так, для работников со сдельной оплатой труда показатели премирования могут быть поставлены в зависимость от качества производимой продукции (например, отсутствие брака), а для повременщиков могут быть установлены количественные показатели (например, выполнение нормы выработки на 110 %).

    Таким образом, показатели премирования должны носить производственный характер, быть достижимыми каждым конкретным работником и быть измеримыми.

    Условия премирования выполняют контрольную функцию, выступают определенным ограничителем, влияющим как на размер премии, так и на сам факт начисления или не начисления премии. Условиями премированиями могут быть, например, соблюдение техники безопасности труда, соблюдение трудовой дисциплины и др. Невыполнение этих условий может служить основанием для лишения работника премии.

    Размер премии может устанавливаться в виде твердой денежной суммы или в определенной части от заработной платы (денежного содержания).

    ТК РФ не запрещает устанавливать любой размер премий. В положении о премировании может быть закреплено, что премии максимальным размером не ограничиваются.

    При определении круга премируемых лиц следует помнить, что премированию могут подлежать только те работники, которые в свое работе могут достигнуть установленных показателей и тем самым оказать воздействие на достижение организацией производственных, финансовых результатов. Некоторые работники, например, уборщица, курьер и т. д. не должны подлежать премированию в силу выполняемых ими функций.

    Кроме того, в положении о премировании может быть установлен круг лиц, который не подлежит премированию. Как правило, это лица, не участвующие в производственном процессе (например, женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; работники, написавшие заявление на отпуск без сохранения заработной платы и т. д.).

    Выбор периода премирования определяется спецификой организации труда и производства. Периодичность премирования определяется руководителем организации. Наиболее распространенным является выплата премии ежемесячно одновременно с заработной платой. Однако в отдельных случаях, когда основным показателем премирования являются результаты хозяйственной деятельности, премирование может производиться поквартально, за полугодие, за год.

    Премии выплачиваются на основании приказа руководителя организации. Приказ оформляется по формам № Т-11 (если премия выплачивается одному работнику) или № Т-11а (если премия выплачивается нескольким работникам), утвержденным постановлением Госкомстата России «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

    В приказе обязательно указывается:

    1) фамилия, имя и отчество премируемых лиц, их табельные номера, должности и структурное подразделение, в котором они работают;

    2) причина выплаты премии (например, в связи с перевыполнением плана по выпуску продукции, по итогам деятельности организации за год и т. д.);

    3) основание для начисления премии (например, служебная записка руководителя структурного подразделения);

    4) сумма премии.

    Согласно ст. 191 ТК РФ, работодатель может поощрять работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности.

    Работникам могут выплачиваться разовые премии:

    1) за повышение производительности труда;

    2) за многолетний добросовестный труд;

    3) за улучшение качества продукции;

    4) за новаторство в труде;

    5) за достижения в профессиональных конкурсах;

    6) за безупречное исполнение трудовых обязанностей;

    7) по случаю государственных праздников;

    8) по случаю юбилея работника;

    9) за другие достижения в труде, предусмотренные Правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или положением о премировании.

    Такие премии не относятся к системам оплаты труда и выплачиваются на основе общей оценки труда данного работника в качестве единовременного поощрения.

    При этом работодатель руководствуется субъективной оценкой и не имеет никаких обязательств перед работниками по выплате премий. Соответственно, и работники не вправе предъявлять какие-либо требования относительно выплаты премий.

    При выплате разовых премий круг премируемых лиц заранее не определяется.

    Выплаты разовых поощрительных премий производятся только по решению работодателя, в котором указывается размер премии каждому конкретному работнику. При этом учитываются:

    1) личный вклад работника в деятельность организации;

    2) результат работы подразделения, в котором выполняет трудовые обязанности работник;

    3) результат деятельности организации.

    Специального премиального положения по разовым премиям можно не разрабатывать.

    В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

    В частности, в соответствии с п. 2 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.

    Обратите внимание, что условие о премировании работников обязательно должно быть отражено в трудовом договоре и (или) коллективном договоре. Только в этом случае суммы премий могут быть учтены в расходах на оплату труда.

    При этом в трудовом договоре допускаются (кроме существенных условий трудового договора) ссылки на нормы коллективного договора, правила внутреннего трудового распорядка организации, положения о премировании и (или) других локальных нормативных актов без конкретной их расшифровки в трудовом договоре. В этом случае будет считаться, что указанные локальные нормативные акты будут распространяться на конкретного работника.

    Соответственно, если в трудовой договор заключенный с конкретным работником не включены те или иные начисления, предусмотренные в упомянутых коллективном договоре и (или) локальных нормативных актах, либо на них нет ссылок, то такие начисления не могут быть приняты для целей налогообложения прибыли.

    Кроме того, следует помнить, что ст. 270 НК РФ закреплены некоторые виды расходов, не относящихся к расходам для целей налогообложения независимо от того, установлены или нет такие выплаты в трудовом договоре. В частности, к таким расходам относятся расходы в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений.

    5.1. Вознаграждение по итогам работы за год

    Вознаграждение по итогам работы за год выплачивается по итогам финансово-хозяйственной деятельности организации. Данное вoзнаграждeние вполне можно отнести к стимулирующим выплатам, поскольку работники получают его с учетом продолжительности работы в организации, результатов деятельности всей организации, получения прибыли.

    В КЗоТ вознаграждению по итогам годовой работы была посвящена ст. 84: «В дополнение к системам оплаты труда может устанавливаться вознаграждение работникам предприятий и организаций по итогам годовой работы из фонда, образуемого за счет прибыли, полученной предприятием, организацией. Размер вознаграждения определяется с учетом результатов труда работника и продолжительности его непрерывного стажа работы на предприятии, в организации». Этот вид поощрения был введен постановлением Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. с целью усиления материальной заинтересованности работников в повышении эффективности производства и улучшении качества продукции, а также закрепления кадров на предприятиях, в организациях. Несмотря на то, что в действующем, ТК РФ подобной нормы нет, вознаграждение по итогам годовой работы широко применяется и в настоящее время.

    Порядок, условия и размеры исчисления и выплаты вознаграждения по итогам работы за год определяются Положением о выплате данного вознаграждения, которое является локальным актом и утверждается работодателем по согласованию с представителями трудового коллектива.

    Как правило, данный вид вознаграждения выплачивается работникам, полностью отработавшим календарный год. Однако может быть предусмотрено, что вознаграждение выплачивается и работникам, не проработавшим полный календарный год по уважительным причинам (пропорционально отработанному времени). Такими причинами могут быть, например, рождение ребенка, увольнение по старости (уход на пенсию), переход на выборную должность и др.

    В Положении о выплате вознаграждения могут быть предусмотрены основания, по которым работодатель может увеличить, уменьшить размер вознаграждения или лишить работника возможности его получения. Например, увеличение размера вознаграждения может иметь место за соблюдение трудовой дисциплины, высокое качество работы и т. д. соответственно, несоблюдение трудовой дисциплины, несвоевременное и некачественное выполнение трудовых обязанностей могут являться основаниями для уменьшения вознаграждения. Лишение работника премии может быть вызвано, например, систематическими прогулами, появлением работника на работе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

    Какие-либо ограничения размера выплачиваемых работникам вознаграждений за год нормативно не установлены. То есть администрация организации вправе самостоятельно определять конкретные суммы премий.

    В 2001 г. для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, стали появляться утвержденные в централизованном порядке положения о выплате единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года. Например, Положение, утвержденное приказом Министерства юстиции РФ от 20 сентября 2001 г., – для гражданского персонала уголовно-исполнительной системы, и Положение, утвержденное приказом Федеральной пограничной службы РФ от 12 ноября 2001 г., – для гражданского персонала воинских частей и организаций Пограничной службы РФ.

    5.2. Вознаграждение за выслугу лет

    Одной из распространенных надбавок к заработной плате различным категориям работников, оплата труда которых финансируется из бюджетных средств, является надбавка за выслугу лет. Основная цель такого вознаграждения – стимулирование длительной непрерывной работы в организациях определенной отрасли. Данное вознаграждение может выплачиваться единовременно по окончании календарного года (квартала) или в виде ежемесячных процентных надбавок к тарифным ставкам и окладам.

    Вознаграждение за выслугу лет устанавливается законами, указами Президента РФ либо постановлениями Правительства РФ. Например, действуют положения (инструкции) о порядке выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет гражданскому персоналу Военного эксплуатационно-восстановительного управления связи при Федеральной службе специального строительства РФ; государственным служащим органов федеральной фельдъегерской связи и работникам, занимающим должности, не отнесенные к государственной должности, и осуществляющим техническое обеспечение деятельности органов федеральной фельдъегерской связи; работникам из числа гражданского персонала отдельных органов МЧС России; гражданскому персоналу федеральных органов правительственной связи и информации.

    Как правило, право работника на получение вознаграждения возникает по истечении определенного минимального стажа непрерывной работы в организации. Например, в соответствии с Указом Президента РФ «О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет» от 3 сентября 1997 г. № 982 (в ред. от 25 ноября 2003 г.) в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, включаются периоды работы (службы) на должностях, в том числе выборных, в государственных органах, на государственных должностях Российской Федерации, на должностях в органах местного самоуправления, на государственных должностях государственной службы, указанных в Приложении. Кроме того, в этот стаж, согласно Указу, включаются и другие периоды: военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, таможенных органах Российской Федерации; в международных организациях, в которых граждане Российской Федерации представляли интересы государства, иных периодов работы, учитываемых в соответствии с федеральными законами при исчислении указанного стажа федеральных государственных служащих, а также времени их обучения в учебных заведениях с отрывом от работы (службы) в связи с направлением соответствующим государственным органом для получения дополнительного профессионального образования, повышения квалификации или переподготовки. Периоды работы (службы), включаемые в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, суммируются.

    Иногда ежегодное вознаграждение за выслугу лет предоставляется в целях компенсации неблагоприятных условий труда. Например, постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1993 г. № 101 (в ред. от 27 декабря 2004 г.) утверждено Положение о порядке выплаты дополнительного вознаграждения за выслугу лет работникам предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Положение предусматривает ежегодное вознаграждение за выслугу лет работникам организаций различных форм собственности, расположенных на указанных территориях. Размер данного вознаграждения зависит от продолжительности непрерывного стажа работы и от зоны загрязнения. Согласно ст. 4 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» (в ред. от 22 августа 2004 г.) гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируются повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет.

    Надбавка по выслуге лет положена всем работникам бюджетной сферы: учителям, врачам, военным, федеральным, а также муниципальным чиновники.

    Подобная прибавка высчитывается из голого оклада, если в случае с учителями и военными это не так много в процентном соотношении по отношению к заработной плате, то в случае с военными и чиновниками данная надбавка может существенно повысить вашу зарплату.

    Дорогие читатели! Каждый отдельный случай индивидуален, поэтому вы можете уточнить информацию у наших юристов. Звонки на все номера бесплатны.

    • 8 (800) 350-02-93 – Регионы
    • +7 (499) 938-72-19 – Москва
    • +7 (812) 425-64-79 – Санкт-Петербург

    Нормативные акты

    Следующий перечень документов регулирует надбавки по выслуге лет в разных бюджетных сферах: от центральной власти и военных, до работников образовательной и медицинской отраслей.

    Трудовой кодекс Российской федерации (статьи: 21, 135, 143 и другие).

    Также данный тип стимулирующих надбавок регулируется множеством нормативно-правовых актов:

    От чего зависит размер надбавок?

    Важно знать, что в каждом отдельно взятом случае надбавка по выслуге лет рассчитывается индивидуально.

    Поэтому не стоит надеяться, что у коллеги она будет такой же, как у вас, ведь сама надбавка зависит от множества факторов, о которых речь пойдет ниже.

    Данная надбавка всегда рассчитывается в процентном соотношении и зависит от ряда факторов, которые мы приведем в списке ниже:

    1. род занятности (военные, МВД, образовательные и медицинские учреждения и т.д.);
    2. трудовой стаж;
    3. выслуга лет на конкретной должности;
    4. оклад, который вы получали ранее и который получаете сейчас;
    5. региональные и районные надбавки (зависят от конкретной местности);
    6. надбавки в зависимости от учреждения (устанавливаются индивидуально для той или другой отрасли);
    7. в зависимости от условий указанных в трудовом и коллективном договоре;
    8. в зависимости от указанных выплатах в положении о поощрениях (премиальные) в конкретной организации;
    9. процентное соотношение по годам выслуги:
      • выслуга до трех лет – 10% от оклада;
      • выслуга от трех до пяти лет – 20% от оклада;
      • выслуга более пяти лет – 30% от оклада;

    В военной сфере процентное соотношение надбавки по годам выслуги несколько разниться от гражданской:

    • от двух до пяти лет – 10%;
    • от пяти до десяти лет – 15%;
    • от десяти до пятнадцати лет – 20%;
    • от пятнадцати до двадцати лет – 25%;
    • от двадцати до двадцати пяти лет – 30%;
    • от двадцати пяти лет и больше – 40%.

    Для гражданских государственных служащих существуют следующие надбавки:

    • от двух до пяти лет – 10%;
    • от пяти до десяти лет – 15%;
    • от десяти до пятнадцати лет – 20%;
    • от пятнадцати лет и больше – 30%.

    Также в зависимости от занимаемой должности можно получать надбавки в размере от 60% до 200% (максимально).

    Если конкретный работник имеет доступ к государственной тайне, надбавка может составлять от пяти процентов (минимум), до семидесяти пяти процентов (максимум).

    Если конкретный чиновник занимается охраной гостайны, то он может получать надбавку в 20 процентов дополнительно.

    Кто имеет право на надбавку по выслуге лет?

    Каждый работник бюджетной отрасли имеет право получить надбавку по выслуге лет. Правда данный тип надбавки рассчитывается индивидуально от факторов, которые мы перечислили выше.

    Такие надбавки также доступны и работникам не только бюджетной и государственной отрасли, но и военным, сотрудникам МВД, а также тем, кто трудоустроен официально. В последнем случае данный тип надбавки обычно меньше в процентном соотношении, ведь зарплаты работников частных областей зачастую выше, чем работников бюджетных отраслей.

    Примеры расчета надбавок

    Пример 1

    Работник преподает русский язык в классах с пятого по одиннадцатый в общеобразовательной школе одного из российских сел. Его обычная педагогическая нагрузка – двадцать два часа в неделю. За данным учителем закреплен свой класс, где он является классным руководителем. Двадцать два часа также уходит на проверку тетрадей учеников. Ранее, до нововведений, данный учитель имел десятый разряд по ЕТС. Учитель работает в образовательной сфере более 5 лет, но меньше восьми. Оклад на данной должности этого учителя равен 3 278 рублям.

    Также этот человек получает надбавку 25% за работу в деревне: 3278 х 1.25=4097.5

    Высчитываем плату за отработанные часы: (4097.5х22)/18=5008.1

    Доплата за руководство классом – 20%: 4097.5х0.2=819.5

    Дополнительная выплата за проверку тетрадей (22 часа) – 15%: (4097.5х0.15)х22/18=751.2

    Исходя из педагогического стажа, начисляется еще 20% от чистого оклада, 3 278%20=655 руб.6 578 + 655 = 7 233 рубля – полноценная зарплата.

    Пример 2

    Мужчина работает учителем математики с пятого по одиннадцатый класс в общеобразовательной школе-гимназии в сельской местности. Его педагогическая нагрузка: пятнадцать часов в неделю. Данный человек обладает званием «Заслуженный учитель», а также имеет высшую квалификационную категорию. В его обязанности также входит заведование кабинетом. На проверку тетрадей в неделю уходить пять часов.

    Оклад исходя из его должности – 3 589 рублей. Данный мужчина работает в образовательной сфере 7 лет (20% надбавки).

    3589х1.255х1.08х(1+0.25+0.25)=6810.3 рубля

    По данной формуле 1.255 это повышающий коэффициент за категорию его квалификации. 1.08 – за звание. 0.25 – надбавка за работу в деревне. 0.15 – коэффициент повышения ЗП за специфику работы.

    Исходя из всего вышесказанного, его ЗП будет равна 6810.3 рубля. Вычисляем надбавку по стажу: 3589%20=717 рублей. 6810+717=7527 рублей.

    Пример 3

    Женщина работает на должности воспитателя в дошкольном образовании. Имеет надбавку за работу в сельской местности. Также данный воспитатель обладает высшей квалификационной категорией. Ее ставка – 1.5.

    Оклад на ее должности – 3 589 рублей.

    Исходя из формул описанных выше, имеем следующее 3589×1.255×1.25 = 5630 руб.

    1.255 – это повышающий коэффициент благодаря наличию у воспитательницы высшей категории. 1.25 – надбавка за работу в сельской местности. Плюсуем прибыль за фактически отработанные часы, имеем 8 445 рублей – полноценная заработная плата.

    3589%20=717 рублей – надбавка по выслуге лет. 8445+717=9162 рубля, полная ЗП.

    Пример 4

    Работник занимается воспитательной работе в специальном детском доме коррекционного характера. Ставка – 1. Ранее данный человек обладал 10 разрядом по ЕТС. В сфере образовательных учреждений работает 3 года (10%).

    Оклад исходя из должности – 3 278 рублей.

    Ставка + специфика работы 3278x(1+0.2+0.2) = 4589 руб.

    0.2 – надбавка за работу в детском доме. 0.2 – надбавка за работу в специальном учреждении.

    4589%10=458.9 – надбавка за педагогический стаж. 4589+458=5047.9 рублей итоговая ЗП.

    Пример 5

    Человек работает учителем родного языка в одной из республик РФ. Он преподает с первого по четвертые классы в общеобразовательной школе-интернате.

    Его учебная нагрузка равна 24 часам в неделю. Квалификация: первая категория. За данным работником закреплен класс, соответственно он имеет надбавку за классное руководство. Двадцать четыре часа в неделю уходит на проверку тетрадей. Учитель имеет 2 года педагогического стажа (10%).

    Чистый оклад – 3 589 рублей.

    Тогда 3589×1.168×1.15 = 4820.7.

    Где 1.168 – это повышение ЗП за первую категорию. 1.15 доплата за специфику работы.

    Высчитываем надбавку за фактически отработанные часы (4820.7×24ч.)/20ч. = 5784.8.

    15% данный человек получает за классное руководство (4820.7×0.15 = 723.1 руб.).

    Высчитываем надбавку за проверку тетрадей (4820.7×0.15)x24ч./20ч. = 867.7 руб.

    Какие документы нужны для оформления?

    Начиная с первого рабочего дня, назначение на работу указывается в трудовой книжке.

    Дальше с каждым рабочим днем трудовой стаж возрастает. В зависимости от количества проработанных лет в бюджетной сфере вы получаете соответственную надбавку, о том какие проценты и за сколько лет вы можете получить, мы писали выше.

    Исходя из выше сказанного, все документы нужные для расчета вашего стажа присутствуют уже в бухгалтерии или по месту работы.А значит, все нужные расчеты будут проведены бухгалтерами самостоятельно.

    Как рассчитать средний дневной заработок – эта информация пригодится каждому работнику.

    Когда выгодно использовать бонусную систему оплаты труда? Вся подробная информация по этому вопросу .

    Считаете, что вы достойны более высокой оплаты? Тогда быстрее пишите служебную записку своему начальнику. Образец вы найдете в этой статье.

    Как в бухгалтерии фиксируется данная надбавка?

    Надбавка за работу в бюджетном учреждении фиксируется как прибавка к заработной плате.

    Она рассчитывается из чистого оклада и проходит как обычная доплата за выслугу лет в бухгалтерском расчете.

    Подводя итоги, нужно подчеркнуть, что надбавки бюджетникам являются очень индивидуальными и зависят от разных факторов. А значит, ваша зарплата будет отличаться от ЗП коллеги или знакомого сотрудника, и в этом нет ничего удивительного. Правда, важно помнить, что трудовой стаж зависит от того, когда будет указано официальное трудоустройство в трудовой книжке и в соответствующем контракте.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

    • 8 (800) 350-02-93 – Регионы
    • +7 (499) 938-72-19 – Москва
    • +7 (812) 425-64-79 – Санкт-Петербург

    Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

    Статья 314 ТК РФ. Трудовой стаж, необходимый для получения гарантий и компенсаций

    Новая редакция Ст. 314 ТК РФ

    Порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.

    Комментарий к Статье 314 ТК РФ

    Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» норм с таким содержанием не имел. В нем, в статье 12, предусматривалось, что порядок установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате определяется Правительством РФ.

    Несмотря на то что в статье 314 ТК об этом непосредственно не сказано, в ней речь идет об установлении и исчислении трудового стажа для получения гарантий и компенсаций лицами, работающими в названных районах и местностях.

    На федеральном уровне могут устанавливаться только государственные гарантии и компенсации. Поэтому принятый Правительством РФ порядок исчисления стажа распространяется только на них. В отношении гарантий и компенсаций для работников организаций, финансируемых из бюджета субъекта Федерации или из местного бюджета, действуют правила предоставления, установленные соответственно органами государственной власти субъектов Федерации или органами местного самоуправления. Эти правила могут распространяться на случаи предоставления дополнительных гарантий и компенсаций, правила, установленные для предоставления государственных гарантий и компенсаций, в том числе и правила исчисления стажа, установленные Правительством РФ.

    Исходя из положений статьи 314 ТК, федеральным законом и Правительством РФ должен урегулироваться порядок установления и исчисления трудового стажа для получения всех гарантий и компенсаций, предоставляемых в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

    В настоящее время с трудовым стажем увязано только право на:

    — процентные надбавки к заработной плате;

    — оплату один раз в два года стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, а также стоимости провоза багажа, в соответствии со статьей 325 ТК;

    — приобретение квартиры или вступление в жилищно-строительный кооператив либо на выделение земельного участка для индивидуального жилищного строительства по вновь избранному месту жительства, на основании статьи 327 ТК;

    — трудовые пенсии на льготных условиях (ст. 327 ТК);

    — статьей 327 ТК предусмотрено суммирование трудового стажа работ с различными особыми условиями труда;

    — сохранение размера пенсии при выезде из северных районов, в соответствии со статьей 327 ТК;

    — компенсации расходов по проезду к месту отдыха и обратно пенсионерам по старости (ст. 327 ТК).

    Все остальные гарантии и компенсации не обусловлены наличием определенного стажа работы, и право на них возникает сразу после заключения трудового договора о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

    К этим гарантиям и компенсациям относятся:

    — выплата районного коэффициента;

    — дополнительный отпуск за работу на Севере;

    — сохранение средней заработной платы на период трудоустройства;

    — дополнительный выходной день;

    — оплата стоимости проезда для медицинских консультаций или лечения;

    — компенсация расходов, связанных с переездом.

    В трудовой стаж для получения названных выше гарантий и компенсаций засчитывается все рабочее время и время отдыха, а также периоды, обусловленные заключенным трудовым или коллективным договором, а также законодательством, в течение которых работник состоял в штате (списочном составе) работодателя и подлежал государственному социальному страхованию.

    К таким периодам, может относиться: время фактической трудовой деятельности, ежегодных отпусков, отпусков по уходу за детьми до достижения ими возраста трех лет, отгулов, междувахтового отдыха, командировок, временной нетрудоспособности, выполнения государственных и общественных обязанностей, повышения квалификации без отрыва или с отрывом от производства, вынужденного прогула при незаконном увольнении.

    Важно помнить, что не имеет значения, где находился работник в тот или иной период — в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях либо за их пределами.

    В стаж, дающий право на указанные гарантии и компенсации, включаются отдельные периоды, в течение которых гражданин не состоял в штате (списочном составе) работодателя то есть не являлся работником, но находился в районах Крайнего Севера, либо в приравненных к ним местностях:

    — военной службы, службы в органах внутренних дел и налоговой полиции;

    — обучения на дневных отделениях в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и других образовательных учреждениях, за исключением общеобразовательных;

    — высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и других образовательных учреждениях независимо от продолжительности перерывов в работе, связанных с обучением;

    — работы или производственной практики (независимо от их оплаты) в период обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального образования;

    — безработицы, когда гражданин получал в соответствии с законодательством о занятости пособие по безработице или стипендию, а также времени, затраченного на проезд по направлению службы занятости населения в другую местность для трудоустройства.

    Основные вопросы исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, возникающие по поводу суммирования данного стажа и перерасчета выслуженных надбавок при переходе на работу из одного северного района в другой, разъяснены в Постановлении Правительства РФ от 7 октября 1993 г. N 1012 и разъяснении Минтруда России от 16 мая 1994 г. N 7. В них предусмотрено, что:

    — трудовой стаж, дающий право на процентные надбавки к заработной плате, исчисляется для лиц, заключивших трудовой договор, со дня работы у работодателей, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, в Республике Тыва, Республике Хакасия;

    — трудовой стаж суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия, которое произведено по следующим основаниям:

    осуждение работника к наказанию, исключающему возможность продолжения прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу;

    неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

    прогул;

    появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического или иного опьянения;

    разглашение охраняемой законом тайны;

    совершение работником по месту работы хищения чужого имущества (в том числе мелкого), растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий;

    нарушение работником требований по охране труда, если эти нарушения повлекли за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавали реальную угрозу наступления таких последствий;

    совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;

    совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального поступка, несовместимого с продолжением данной работы;

    принятие необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации;

    однократное грубое нарушение руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей;

    представление работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора.

    В соответствии с частью 2 статьи 77 и пунктом 14 статьи 81 ТК, федеральными законами могут быть предусмотрены и иные основания, по которым работник может быть уволен за совершение других виновных действий.

    При увольнении работника совершение виновных действий, при поступлении на работу к другому работодателю предыдущий стаж для получения процентной надбавки к заработной плате (даже если он позволял получать надбавку в максимальном размере) не засчитывается (не суммируется). Таким образом, работнику нужно заново выслуживать стаж для получения надбавок, включая первую.

    Перерасчет надбавки, в случае перехода работника, имеющего необходимый для получения процентной надбавки стаж работы, на работу к работодателю, расположенному в другом районе или другой местности, производится пропорционально времени, проработанному в соответствующих районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в порядке, установленном по новому месту работы, с соблюдением следующих правил:

    — при переходе работника от работодателя, расположенного в районе Крайнего Севера, к работодателю, расположенному в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, размер процентных надбавок устанавливается из расчета одной десятипроцентной надбавки за каждые 12 месяцев, проработанных в районах Крайнего Севера. Начисление следующей очередной процентной надбавки должно производиться в общем порядке через год с момента перехода работника к работодателю, расположенному в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в размере, установленном для этих местностей;

    — в случае перехода работника от работодателя, расположенного в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, к работодателю, расположенному в районе Крайнего Севера, сумма надбавок (в процентном начислении), начисленных за полные годы работы, сохраняется в прежнем размере, а за проработанные сверх этого месяцы начисляется дополнительная надбавка пропорционально числу месяцев. Начисление следующей очередной процентной надбавки должно производиться в общем порядке через шесть месяцев с момента перехода работника к работодателю, расположенному в районе Крайнего Севера, установленном для этого района;

    — при переходе работника от работодателя, расположенного в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, к работодателю, расположенному в районе Крайнего Севера, ранее перешедшего на работу в эту местность из районов Крайнего Севера, общий размер подлежащих выплате процентных надбавок к заработной плате (в процентном исчислении) должен определяться путем суммирования процентных надбавок, заработанных им у каждого из этих работодателей. При этом общий размер процентных надбавок к заработной плате не должен превышать установленного предела.

    В таком же порядке определяется размер процентной надбавки для работника, переходящего от работодателя, расположенного в Чукотском автономном округе, в Северо-Эвенском районе Магаданской области, Корякском автономном округе, Алеутском районе Камчатской области, а также на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря), на работу к работодателю, расположенному в других районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях, и обратно;

    — в случае перехода работника, имеющего необходимый для получения процентной надбавки стаж работы, от работодателей, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Тыва, Республике Хакасия, к работодателю, расположенному в районе Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, за ним сохраняется выслуженная процентная надбавка. Следующая очередная надбавка этому работнику начисляется в общем порядке через шесть месяцев со дня перехода к работодателю, расположенному в районе Крайнего Севера, и через год со дня перехода к работодателю, расположенному в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

    Если на момент перехода работника к работодателю, расположенному в районе Крайнего Севера или в приравненной к нему местности, процентная надбавка заработана им не полностью и ее размер составляет менее 30%, то время работы после первой или второй надбавки пересчитывается из расчета за год работы в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Тыва, Республике Хакасия, за три месяца работы в районах Крайнего Севера и за шесть месяцев работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

    Если имеющий необходимый для получения надбавки стаж работы работник переходит от работодателя, расположенного в районе Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, к работодателю, расположенному в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской или Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Тыва, Республике Хакасия, а затем обратно в районы Крайнего Севера или местности, приравненные к районам Крайнего Севера, ему выплачивается надбавка, выслуженная в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера;

    — при отнесении в установленном порядке отдельных территорий к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям исчисление трудового стажа для получения очередной выслуженной процентной надбавки работающим и проживающим на этих территориях производится со дня отнесения указанных территорий к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям.

    Это правило не распространяется на работников, занятых у работодателей, расположенных в указанных местностях и имеющих ранее выслуженные надбавки за годы работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях. В этом случае с момента отнесения местности к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям этим работникам восстанавливаются ранее выслуженные надбавки.

    Другой комментарий к Ст. 314 Трудового кодекса Российской Федерации

    1. Хотя в ст. 314 ТК РФ об этом непосредственно не сказано, в ней (с учетом названия гл. 50 и ст. 313 ТК РФ) речь идет об установлении и исчислении трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций лицами, работающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

    Поскольку на федеральном уровне могут устанавливаться только государственные гарантии и компенсации (см. ч. 1 ст. 313 ТК РФ), принятый Правительством РФ порядок исчисления стажа распространяется лишь на них.

    В отношении же дополнительных гарантий и компенсаций (см. ч. 2 ст. 313 ТК РФ) должны действовать правила их предоставления, установленные законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами.

    Эти правила могут содержать и нормы, регламентирующие исчисление стажа, которые отличаются от установленных Правительством РФ для государственных гарантий и компенсаций.

    2. В ст. 314 полномочие Правительству РФ на порядок установления и исчисления трудового стажа дано не непосредственно, а через (в соответствии с) федеральный закон. Иными словами, в федеральном законе могут быть предусмотрены важнейшие принципы и нормы, которыми должно руководствоваться Правительство при определении правил исчисления стажа.

    В настоящее время таковым законом можно считать Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Однако в ст. 5 этого Закона указано лишь, что порядок установления трудового стажа регулируется ТК РФ и законодательством РФ.

    3. Стаж, о котором идет речь в ст. 314 ТК, является специальным по сравнению с общим стажем работы, используемым для всех категорий работников.

    4. Исходя из ст. 314 ТК, федеральным законом и Правительством должны быть урегулированы порядок установления и исчисления трудового стажа для получения всех гарантий и компенсаций, предоставляемых в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных местностях.

    Однако в настоящее время с трудовым стажем увязано только право на:

    процентные надбавки к заработной плате;

    оплату один раз в два года стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, а также стоимости провоза багажа;

    приобретение квартиры или вступление в жилищно-строительный кооператив либо на выделение земельного участка для индивидуального жилищного строительства по вновь избранному месту жительства;

    трудовые пенсии, назначаемые досрочно;

    суммирование трудового стажа работ с различными особыми условиями труда;

    сохранение размера пенсии при выезде из северных районов;

    компенсацию расходов по проезду к месту отдыха и обратно пенсионерам по старости.

    Другие гарантии и компенсации (а их большинство) не обусловливаются наличием определенного стажа работы и соответственно право на них возникает сразу после заключения трудового договора о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

    К этим (другим) гарантиям и компенсациям, в частности, относятся: выплата районного коэффициента (ст. 316 ТК РФ), дополнительный отпуск за работу на Севере (ст. 321), сохранение средней заработной платы на период трудоустройства (ст. 318), дополнительный выходной день (ст. 319), оплата стоимости проезда для медицинских консультаций или лечения (ст. 323), компенсация расходов, связанных с переездом (ст. 326).

    5. В трудовой стаж для получения названных в п. 4 гарантий и компенсаций в первую очередь засчитываются все рабочее время и время отдыха, а также иные периоды, обусловленные заключенным трудовым договором (в определенных случаях и коллективным договором), а также законодательством, в течение которых работник состоял в штате (списочном составе) работодателя и подлежал государственному социальному страхованию.

    К таким периодам, в частности, относятся: время фактической трудовой деятельности, ежегодных отпусков, отпусков по уходу за детьми до достижения ими возраста трех лет, отгулов, междувахтового отдыха, командировок, временной нетрудоспособности, выполнения государственных и общественных обязанностей, повышения квалификации без отрыва или с отрывом от производства, вынужденного прогула при незаконном увольнении.

    При этом не имеет значения, где находился работник в тот или иной период — в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях либо за их пределами.

    В силу п. 30 Инструкции, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2, в стаж, дающий право на указанные выше гарантии и компенсации, включаются отдельные периоды, в течение которых гражданин не состоял в штате (списочном составе) работодателя (т.е. не являлся работником), но находился в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:

    военной службы, службы в органах внутренних дел и налоговой полиции;

    работы или производственной практики (независимо от их оплаты) в период обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и других образовательных учреждениях независимо от продолжительности перерывов в работе, связанных с обучением;

    обучения на дневных отделениях в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и других образовательных учреждениях, за исключением общеобразовательных;

    безработицы, когда гражданин получал в соответствии с законодательством о занятости пособие по безработице или стипендию, а также времени, затраченного на проезд по направлению службы занятости населения в другую местность для трудоустройства.

    6. Основные вопросы исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, возникающие по поводу суммирования данного стажа и перерасчета выслуженных надбавок при переходе на работу из одного северного района в другой, регламентированы в Постановлении Правительства РФ от 7 октября 1993 г. N 1012 и разъяснении Минтруда России от 16 мая 1994 г. N 37 (с последующими изменениями). В них, в частности, предусмотрены нижеследующие правила, которые приводятся с учетом норм ТК:

    1) трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к заработной плате, исчисляется для лиц, заключивших трудовой договор, со дня работы у работодателей, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Тува, Республике Хакасия;

    2) трудовой стаж суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, в том числе связанных с виновными действиями работников (последнее нашло отражение в практике Верховного Суда РФ (в частности, в Определении Кассационной коллегии от 23 декабря 2004 г. N КАС04-596 и решении от 30 июня 2005 г. N ГКПИ2005-727));

    3) при переходе работника, имеющего необходимый для получения процентной надбавки за стаж работы, на работу к работодателю, расположенному в другом районе или местности, перерасчет этой надбавки производится пропорционально времени, проработанному в соответствующих районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, а также в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Тува, Республике Хакасия в порядке, установленном по новому месту работы с соблюдением следующих правил:

    а) в случаях перехода работника от работодателя, расположенного в районе Крайнего Севера, к работодателю, расположенному в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, размер процентных надбавок устанавливается из расчета 0,1-процентной надбавки за каждые 12 месяцев, проработанные в районах Крайнего Севера.

    Пример. Работник, имеющий стаж работы в районах Крайнего Севера 2 года 9 месяцев и получивший надбавку к заработной плате в размере 50%, при переходе на работу к работодателю, расположенному в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, должен получать процентную надбавку в размере 28% по следующему расчету: за полные два года (24 месяца) — 20% и за девять месяцев — 7,5% (9 месяцев : 12 месяцев x 10%), итого 27,5%. При этом образующиеся дробные доли процента при величине от 0,5 и более округляются до целой единицы, а при величине менее 0,5 — отбрасываются.

    Начисление следующей очередной процентной надбавки должно производиться в общем порядке через год с момента перехода работника к работодателю, расположенному в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в размере, установленном для этих местностей;

    б) в случае перехода работника от работодателя, расположенного в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, к работодателю, расположенному в районе Крайнего Севера, сумма надбавок (в процентном выражении), начисленных за полные годы работы, сохраняется в прежнем размере, а за проработанные сверх этого месяцы начисляется дополнительная надбавка пропорционально количеству месяцев.

    Пример. Работник, проработавший у работодателя, расположенного в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, 3 года 10 месяцев, получает процентную надбавку 30%. При переходе на работу к работодателю, расположенному в районе Крайнего Севера, ему сохраняется процентная надбавка в размере 30% за 3 года работы, а за 10 месяцев дополнительно начисляется 8,3% (10 месяцев : 12 месяцев x 10%). При этом образующиеся дробные доли процента при величине от 0,5 и более округляются до целой единицы, а при величине менее 0,5 — отбрасываются.

    Начисление следующей очередной процентной надбавки должно производиться в общем порядке через 6 месяцев с момента перехода работника к работодателю, расположенному в районе Крайнего Севера в размере, установленном для этого района;

    в) в случае перехода работника от работодателя, расположенного в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, к работодателю, расположенному в районе Крайнего Севера, ранее перешедшего на работу в эту местность из районов Крайнего Севера, общий размер подлежащих выплате процентных надбавок к заработной плате (в процентном исчислении) должен определяться путем суммирования процентных надбавок, заработанных им у каждого из этих работодателей. При этом общий размер процентных надбавок к заработной плате не должен превышать установленного предела.

    В таком же порядке определяется размер процентной надбавки для работника, переходящего от работодателя, расположенного в Чукотском автономном округе, в Северо-Эвенском районе Магаданской области, Корякском автономном округе, Алеутском районе Камчатской области, а также на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря), на работу к работодателю, расположенному в других районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях, и обратно;

    г) при переходе работника, имеющего необходимый для получения процентной надбавки стаж работы, от работодателей, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Тува, Республике Хакасия, к работодателю, расположенному в районе Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, за ним сохраняется выслуженная процентная надбавка.

    Следующая очередная надбавка этому работнику начисляется в общем порядке через 6 месяцев со дня перехода к работодателю, расположенному в районе Крайнего Севера, и через год со дня перехода к работодателю, расположенному в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

    Если на момент перехода работника к работодателю, расположенному в районе Крайнего Севера или в приравненной к нему местности, процентная надбавка заработана им не полностью и ее размер составляет менее 30%, то время работы после первой или второй надбавки пересчитывается из расчета за год работы в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Тува, Республике Хакасия за 3 месяца работы в районах Крайнего Севера и за 6 месяцев работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

    При переходе работника, имеющего необходимый для получения надбавки трудовой стаж, от работодателя, расположенного в районе Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, к работодателю, расположенному в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Тува, Республике Хакасия, а затем обратно в районы Крайнего Севера или местности, приравненные к районам Крайнего Севера, ему выплачивается надбавка, выслуженная в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера;

    4) при отнесении в установленном порядке отдельных территорий к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям исчисление трудового стажа для получения очередной выслуженной процентной надбавки работающим и проживающим на этих территориях производится со дня отнесения указанных территорий к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям.

    Исключение составляют работники, занятые у работодателей, расположенных в указанных местностях, и имеющие ранее выслуженные надбавки за годы работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностям. В этих случаях с момента отнесения местности к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям этим работникам восстанавливаются ранее выслуженные надбавки.

    Пример 1. Работник, имеющий стаж работы 5 лет у работодателя, расположенного в местности, относящейся ранее к Европейскому Северу, получает процентную надбавку к заработной плате в размере 30%. С 1 января 1994 г. эта территория отнесена к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Начисление следующей очередной надбавки в размере 10% должно производиться через 12 месяцев после отнесения территории к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, т.е. с 1 января 1995 г. (для лиц в возрасте до 30 лет — с 1 июля 1994 г.).

    Пример 2. Работник, имеющий стаж работы 6 лет у работодателя, расположенного в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, получает процентную надбавку к заработной плате в размере 50%. С 1 января 1994 г. эта местность отнесена к районам Крайнего Севера. Начисление следующей процентной надбавки в размере 10% должно производиться в общем порядке через 6 месяцев после отнесения местности к районам Крайнего Севера, т.е. с 1 июля 1994 г. Если надбавку в размере 50% получает работник в возрасте до 30 лет, то через 3 месяца (с 1 апреля 1994 г.) ему надлежит выплачивать надбавку в размере 60%, а с 1 апреля 1995 г. — в размере 80%.

    Пример 3. Работник, ранее имевший стаж работы в районах Крайнего Севера 6 лет и работающий у работодателя, находящегося в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, получал надбавку в размере 50%. С 1 января 1994 г. местность отнесена к районам Крайнего Севера. В этом случае указанному работнику с 1 января 1994 г. должна быть восстановлена ранее выслуженная надбавка, установленная для районов Крайнего Севера.

    7. Об особенностях исчисления стажа для лиц, работающих вахтовым методом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, см. ст. ст. 300 и 302 ТК РФ.