Все стандарты МСФО 2018

Содержание

МСФО 2019: что нового и кто должен применять

2020-03-16 5786 Тем, кто применяет МСФО, 2019 год принесет очередные новшества. Казалось бы переход на международные стандарты произошел, но законодательная и нормативная базы еще шлифуются. Особенно непросто придется банкам, которые с 1 января начнут использовать привычные финансовые инструменты по-новому. Какие IFRS вступают в силу в 2019 году? С какими сложностями можно столкнуться при переходе? К каким еще трансформациям МСФО стоит готовиться отечественным предприятиям? Обо всем этом пойдет речь в материале.

Тем, кто применяет МСФО, 2019 год принесет очередные новшества. Казалось бы переход на международные стандарты произошел, но законодательная и нормативная базы еще шлифуются. Особенно непросто придется банкам, которые с 1 января начнут использовать привычные финансовые инструменты по-новому. Какие IFRS вступают в силу в 2019 году? С какими сложностями можно столкнуться при переходе? К каким еще трансформациям МСФО стоит готовиться отечественным предприятиям? Обо всем этом пойдет речь в материале.

Кто должен применять МСФО в 2019 году?

Общественно значимые организации должны применять уже существующие и постепенно вводимые в действие новые документы МСФО. Обычно они вступают в силу поэтапно:

  • 1 стадия — документ вступает в силу с даты официальной публикации, доступен для добровольного применения;
  • 2 стадия — в сроки, определенные документом, он становится обязателен для применения.

Если в новом документе МСФО не указан срок вступления в силу, то для обязательного применения он вводится в действия со дня его официальной публикации.

Какие положения МСФО вступают в силу с 2019 года?

Адаптация отечественной системы бухучета к международным стандартам отчетности продолжается. Еще в марте 2018 года был издан приказ Минфина России о введении в действие очередных 3 документов МСФО. Ранее также были введены 2 новых стандарта, но обязательны для применения они будут только начиная с 1 января 2019 года.

МСФО 9: серьезные перемены для банков уже на пороге

Переход на IFRS 9 — одно из наиболее значимых новшеств в учетном законодательстве за последние годы. Кредитные организации ожидают 2019 год с некоторым напряжением. Для них станут обязательными совершенно новые правила учета и расчета резервов. Изменения затронут многие привычные бухгалтерам операции:

  • классификация и оценка финансовых активов, обязательств — разработан более четкий и последовательный алгоритм;
  • учет обесценения — вводится трехступенчатая модель признания кредитных убытков (ECL – expected credit loss);
  • учет хеджирования — выдвигаются требования к установлению экономической связи между риском и объемом инструментов хеджирования.

Ключевое отличие — резервирование будет осуществляться не по факту реализации, а на основе прогноза возможных кредитных потерь. Теперь в него будут вовлечены подразделения отчетности, бухгалтерии и риск-менеджмента.

При внедрении IFRS 9 финансовые организации сталкиваются со следующими сложностями:

  • необходимость в реорганизации управленческой и бухгалтерской системы;
  • внедрение модели ECL требует качественной системы данных и развитых навыков моделирования у финансовых специалистов;
  • возможны несогласованности между бухучетом и управлением капиталом;
  • потребуется пересмотр портфельной стратегии;
  • организация обучения персонала.

Изменения IFRS 9 подкрадываются незаметно. Они коснутся всех банков, независимо от степени их подготовки. В выигрышной ситуации окажутся те, кто потратил усилия на Курсы по бюджетированию и разработку соответствующих мер.

МСФО 16: новые требования к отчетности по аренде

В новом МСФО 16 расширяются требования к раскрытию информации об аренде. Арендаторы получают право использовать актив, но должны также признать обязательства по нему. Также в стандарте были пересмотрены следующие вопросы:

  • определение понятия аренды;
  • классификация аренды;
  • порядок признания активов;
  • оценка и переоценка арендных обязательств;
  • требования к формату представлению информации.

Раскрытие информации об аренде с учетом требований Стандарта позволяют объективно оценить ее влияние на финансовое состояние и денежные потоки компании.

Ежегодные усовершенствования МСФО

В декабре 2017 Международный совет по МСФО внес поправки в 4 IFRS. В марте 2018 года они были введены в действие в РФ.

Перечисленные поправки имеют уточняющий характер и призваны устранить разногласия между существующими стандартами. Они вступают в силу с 2019 года, но разрешено также досрочное применение.

Насколько хорошо вы ориентируетесь в МСФО?

Пройдите бесплатный тест, чтобы проверить себя и получить объективную оценку своих знаний!

Пройти тест по МСФО бесплатно

Обновленные “Концептуальные основы МСФО”: упор на качество

В марте 2018 года Совет по МСФО опубликовал обновленные Концептуальные основы, определяющие требования к элементам и качеству финансовой отчетности, критериям ее признания. Предыдущую версию выпустили в 1989 году и частично пересмотрели лишь однажды — в 2010.

Для обязательного применения новая версия Концептуальных основ вступает в силу с 1 января 2020 года. Хотя они не являются отдельными стандартами или их пунктами, но могут послужить базой для разработки новых. Концепции призваны максимально сократить масштаб несогласованностей и упростить процесс подготовки финансовой отчетности. Среди наиболее ценных новшеств:

  • устранены пробелы по измерениям, например, когда начинать использовать историческую стоимость;
  • более глубоко раскрыты требования к качественным характеристикам финансовой информации;
  • гармонизированы критерии признания и оценки элементов финансовой отчетности;
  • улучшены определения, в частности “актив” и “обязательство”;
  • разработаны критерии включения активов и обязательств в отчетность.

Хорошая новость — на изучение обновленных Концептуальных основ еще есть время. Обязательными они станут лишь с 2020 года. Их важно будет учесть при составлении учетной политики.

МСФО: на пути к международному сотрудничеству

Отечественным организациям от МСФО уже никуда не деться. Чтобы успешно работать в новых условиях, придется разобраться в основных документах, в соответствии с ними выстроить систему финансового учета и подготовки отчетности. Сперва международные стандарты могут показаться запутанными и не приспособленными к российским предприятиям. Но на самом деле — это единственный способ улучшения и сближения формата финансовой отчетности на международном уровне.

Спрос на специалистов со знанием МСФО в последние годы резко возрос. Тем, кто желает повысить свою востребованность в профессиональной сфере, комплексный курс “ДипИФР.Гарантия” позволит получить необходимую теоретическую и практическую подготовку.

Пройдите комплексный курс «ДипИФР. Гарантия», чтобы изучить теорию и практику работы с МСФО и превратиться в востребованного специалиста. Зарегистрируйтесь и пройдите 1-й модуль курса бесплатно!

Курс ДипИФР онлайн

Тема 1.1.1 Роль и назначение международных стандартов финансовой отчетности (мсфо). Порядок создания мсфо. Традиционные тесты. Теоретические вопросы

Международные стандарты учета и финансовой отчетности_2011-12 уч.год

Год начала работы Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО):

—1946

—1980

+—1973

Цель Комитета по международным стандартам финансовой отчетности:

+—формулировать и публиковать, исходя из общественных интересов, стандарты финансовой отчетности, которые должны соблюдаться при подготовке и представлении финансовых отчетов, и стимулировать их повсеместное принятие и соблюдение

—издавать международные стандарты финансовой отчетности

—осуществлять проверку публикуемых финансовых отчетов на соответствие международным стандартам финансовой отчетности

Деятельность КМСФО осуществляется:

—Советом

+—Правлением

—Консультативной группой

Разработка МСФО осуществляется:

—Правлением КМСФО

+—Подготовительным комитетом, учреждаемым Правлением

—Консультативным советом

В случаях, когда МСФО допускают два порядка учета для похожих операций и событий, подходы определяются как:

—предпочтительный и непредпочтительный подходы

+—основной и разрешенный альтернативный подходы

—верный и неверный подходы

Постоянный комитет по интерпретациям (ПКИ) образован:

—в 1973 году

—в 1981 году

+—в 1996 году

МСФО не применяются:

—к бухгалтерскому балансу

+—к управленческой отчетности

—к отчету об изменении финансового положения

Международные стандарты финансовой отчетности:

—носят обязательный характер

+—носят рекомендательный характер

—могут применяться частично

Регламент ЕС требует от предприятий Евросоюза готовить отчетность по МСФО:

+—с 01.01.2005

—с 01.01.2006

—с 01.01.2007

Основополагающей директивой ЕС, регламентирующей правила формирования отчетности, является:

—Пятая директива ЕС

+—Четвертая директива ЕС

—Седьмая директива ЕС

Попечительский совет СМСФО состоит из:

—14 членов

+—19 членов

—12 членов

Консультативный совет по стандартам состоит из:

—14 членов

+—49 членов

—12 членов

Правление совета состоит из:

+—14 членов

—19 членов

—12 членов

Комитет по интерпретациям состоит из:

—14 членов

—19 членов

+—12 членов

Международный стандарт финансовой отчетности принимается:

+—большинством голосов членов Правления СМСФО

—тайным голосованием членов Попечительского совета

—после слушаний в Консультативном совета

Международные стандарты финансовой отчетности:

—имеют обратную силу

—не имеют обратной силы

+—могут иметь обратную силу, если это оговорено

В Международных стандартах:

—должен существовать единый план счетов

—план счетов должен определяться национальными требованиями

+—выбор плана счетов не регламентирован

В соответствии с требованиями МСФО план счетов разрабатывается:

—государственными органами

+—самой организацией

—международной организацией

Национальная система бухгалтерского учета Германии относится к:

—англо-американо-голландской модели

+—континентальной модели

—южноамериканской модели

Национальная система бухгалтерского учета Австралии относится к:

+—англо-американо-голландской модели

—континентальной модели

—южноамериканской модели

Национальная система бухгалтерского учета Японии относится к:

—англо-американо-голландской модели

+—континентальной модели

—южноамериканской модели

Континентальная модель бухгалтерского учета характеризуется:

—ориентацией методики учета на высокий уровень инфляции

—ориентацией учета на широкий круг инвесторов, отсутствием законодательного регулирования учета и регламентацией его стандартами

+—регулированием бухгалтерского учета государственными органами

Англо-американо-голландская модель бухгалтерского учета характеризуется:

—ориентацией методики учета на высокий уровень инфляции

—ориентацией учета на широкий круг инвесторов, отсутствием законодательного регулирования учета и регламентацией его стандартами

+—регулированием бухгалтерского учета государственными органами

Южноамериканская модель бухгалтерского учета характеризуется:

+—ориентацией методики учета на высокий уровень инфляции

—ориентацией учета на широкий еруг инвесторов, отсутствием законоадательного регулирования учета и регламентацией его стандартами

—регулированием бухгалтерского учета государственными органами

Комитет по международным стандартам учета в 1973 году создан:

—решением международного конгресса бухгалтеров

+—соглашением между профессиональными организациями бухгалтеров из 9 стран

—соглашением между правительствами из 11 стран

Международные стандарты финансовой отчетности

  • 02.10.2019

    МСФО для малого и среднего бизнеса (МСБ)

    • 5237
  • 12.11.2018

    Новый Типовой план счетов бухгалтерского учета с 2019 года

    • 118604
  • 06.06.2018

    МСФО (IFRS) 16 «Аренда»

    • 13186
  • 03.11.2017

    МСФО (IFRS) 15 Выручка по договорам с покупателями

    • 8505
  • 30.11.2016

    МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы»

    • 8635
  • 29.11.2016

    МСФО (IAS) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»

    • 4045
  • 28.11.2016

    МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов»

    • 6815
  • 14.11.2016

    МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность»

    • 2680
  • 13.11.2016

    МСФО (IAS) 33 «Прибыль на акцию»

    • 2304
  • 12.11.2016

    МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление»

    • 4582
  • 12.11.2016

    МСФО (IAS) 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике»

    • 2176
  • 11.11.2016

    МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия»

    • 3113
  • 10.11.2016

    МСФО (IAS) 27 «Отдельная финансовая отчетность»

    • 3223
  • 09.11.2016

    МСФО (IAS) 26 «Учет и отчетность по пенсионным программам»

    • 2922
  • 08.11.2016

    МСФО (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах»

    • 3148
  • 08.11.2016

    МСФО (IAS) 23 «Затраты по заимствованиям»

    • 2528
  • 08.11.2016

    МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений валютных курсов»

    • 9997
  • 07.11.2016

    МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»

    • 3739
  • 06.11.2016

    МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам»

    • 8124
  • 05.11.2016

    МСФО (IAS) 18 «Выручка»

    • 3367
  • 05.11.2016

    МСФО (IAS) 17 «Аренда»

    • 4155
  • 05.11.2016

    МСФО (IAS) 16 «Основные средства»

    • 18801
  • 04.11.2016

    МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль»

    • 8800
  • 03.11.2016

    МСФО (IAS) 11 «Договоры на строительство»

    • 2996
  • 03.11.2016

    МСФО (IAS) 10 «События после отчетного периода»

    • 3178
  • 02.11.2016

    МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»

    • 5170
  • 02.11.2016

    МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств»

    • 5176
  • 02.11.2016

    МСФО (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»

    • 2481
  • 01.11.2016

    МСФО (IAS) 2 «Запасы»

    • 8747
  • 01.11.2016

    МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»

    • 11375
  • МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты»

    • 1206
  • Концептуальные основы финансовой отчетности

    • 5132

Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности в РФ



В данной статье рассматривается необходимость перехода российских организаций на международные стандарты финансовой отчетности, а также некоторые проблемы, связанные с ним.

Ключевые слова: финансовая отчетность, бухгалтерский учет, стандарты.

Бухгалтерский учет является один из самых главных моментов в деятельности любой организации. По мере развития общества в целом, принципы ведения бухгалтерского учета также подвергаются значительным изменениям. В условиях нарастающей с каждым годом мировой направленности к тесной взаимосвязи экономик различных стран, современному обществу необходимо унифицировать стандарты финансовой отчетности и бухгалтерского учета. В этом заключается главная причина обширного применения Международных стандартов финансовой отчетности. Российская Федерация, которая активно участвует в мировой торговле, обречена на использование МСФО. Вот почему вопрос, связанный с проблемами внедрения Международных стандартов финансовой отчетности в нашей стране остается актуальным.

МСФО представляют собой совокупность определенных документов, которые включают в себя правила составления бухгалтерской отчетности.

С момента начала реформирования бухгалтерского учета в России в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности в 1998 году, в нашей стране уже начали использоваться новые понятия, такие как деловая репутация, условные обязательства, сегментная информация, была введена дисциплина МСФО в программы Российских вузов, был учрежден обязательный перевод на Международные стандарты финансовой отчетности консолидированной финансовой отчетности.

Наиболее высокая активность процесса преобразования российского бухгалтерского учёта соответственно с Международными стандартами финансовой отчетности началась в 2010 году и продолжается по сегодняшний день. Самыми важными действиями в сфере внедрения Международных стандартов финансовой отчетности за этот период являются следующее:

‒ Принятие Федерального закона от 27.07.2010 года № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»;

‒ Принятие Постановления Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 года № 107 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации»;

‒ Утверждение новых форм бухгалтерской отчетности приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 года № 66н;

‒ Утверждение Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств» приказом Министерства финансов РФ от 02.02.2011 года № 11н;

‒ Принятие Федерального закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в котором сказано, что одним из принципов регулирования бухгалтерского учета и отчетности хозяйствующего субъекта в Российской Федерации является применение международных стандартов финансовой отчетности как основы разработки федеральных стандартов;

‒ Введение в действие 37 МСФО и 26 Разъяснений МСФО приказом Минфина РФ от 25.11.2011 года № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации»;

‒ Внесение изменений в Положения по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политика организации», 3/2006 «Учет активов и обязательств стоимость которых выражена в иностранной валюте», 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», 13/2000 «Учет государственной помощи», 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» приказом Минфина РФ от 23.05.2016 года № 70н «Об утверждении Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016 -2018 годы».

МСФО признается главным средством, которое может гарантировать предоставление понятной, прозрачной и стандартизированной информации о финансовом положении организации всем участникам рынка, как российского, так и мирового. Применение данных стандартов для предоставления отчетности необходимо, прежде всего, организациям, которые выходят на международный уровень, так как это позволит им увеличить круг возможных вкладчиков денежных средств.

Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности также крайне необходимо тем организациям, которые сотрудничают с зарубежными банками и инвесторами. Организации, которые составляют финансовую отчетность по международным стандартам, в случае привлечения финансирования может рассчитывать на шанс уменьшения процентной ставки, так как вкладчик в данной ситуации разумно оценивает возможные потери, которые он вкладывает в ставку по кредиту.

Также внедрение Международных стандартов финансовой отчетности повысит конкурентоспособность организации посредством предоставления проверенной и достоверной информации о ее финансовом положении заинтересованным пользователям.

Следует сказать о том, что внедрение Международных стандартов финансовой отчетности будет полезно для собственников бизнеса, так как предоставленная им информация о состоянии организации позволит понять реальное положение дел в организации и принимать в соответствии с этим более правильные решения. И хотя на протяжении длительного времени считалось, что отчетность по Международным стандартам финансовой отчетности необходима российским организациям только для предоставления ее внешним пользователем, то на данный момент большое количество руководителей понимают, что финансовая отчетность по МСФО необходима им самим для того, чтобы достичь наибольшей эффективности в управлении организацией.

Необходимо упомянуть о ряде случаев, когда внедрение Международных стандартов финансовой отчетности просто необходимо. К таким случаям можно отнести:

‒ Рассмотрение иностранными клиентами возможности установления долгосрочных партнерских отношений с российскими организациями;

‒ Проявление интереса стратегическими инвесторами к созданию совместных организаций;

‒ Планирование выпуска ценных бумаг на организованный международный рынок;

‒ Поступление предложений участия в проектах, которые финансируются международными инвесторами;

Российская Федерация очень заинтересована в привлечении инвестиций в свою экономику, но для этого необходимо сделать отчетность российских компаний более прозрачной, в том числе и при помощи внедрения Международных стандартов финансовой отчетности, которые могут быть понятны западным вкладчикам. Однако за этим процессом необходимо следить на государственном уровне, иначе фирмы будут переходить на данные стандарты учета лишь при необходимости. Следовательно, это может привести к значительному замедлению привлечения денежных средств в российскую экономику.

Далее мы следует рассмотреть некоторые проблемы, которые связанны с внедрением Международных стандартов финансовой отчетности в Российской Федерации.

К таким проблемам можно отнести трудности адаптации МСФО к российской экономике, необходимость повышения квалификации персонала. На данный момент в большинстве российских организаций нет специалистов, которые имели бы квалификацию в области Международных стандартов финансовой отчетности. Профессиональных работников или работников, которые имеют достаточный опыт работы с данными стандартами, сегодня нет в необходимом количестве, а то небольшое количество профессионалов очень высокооплачиваемо, и далеко не каждая организация может позволить себе оплату их труда. Переход российского учета на МСФО связан со значительными затратами.

Стоит сказать еще об одной очень острой проблеме в нашей стране — это нежелание руководства организации предоставлять и отражать полную и прозрачную информацию в финансовой отчетности для открытого доступа.

Итак, в современных условиях для внедрения международных стандартов необходимо тщательное обоснование целесообразности перехода на МСФО, а также выделение определенного типа организаций, которым действительно необходимо использование данных стандартов и которые заинтересованы в выходе на международный рынок или уже имеют доступ к нему.

Литература:

Переход на международные стандарты финансовой отчетности

На сегодняшний день, использование международных стандартов финансовой отчетности выступает в роли процедуры, необходимой для выхода российского бизнеса на международные рынки. Соответствие мировым стандартам позволяет России значительно расширить круг инвесторов. Внедрение данных стандартов ведет к совершенствованию внутренней организации управления на предприятии, и способствуют этому единые требования учета, направленные на рациональное управление хозяйственной деятельностью субъектов. Помимо этого, за счет обеспечения надежности и прозрачности информации о финансовом состоянии организации, увеличивается конкурентоспособность компаний.

Однако переход российских организаций на международные стандарты финансовой отчетности оценивается руководителями организаций неоднозначно. Одни считают, что данный переход приведет к развитию российской экономики, другие рассматривают данный переход как увеличение объема работы и нерациональность понесенных материальных затрат. Но все же опыт, полученный российскими организациями, осуществляющими свою деятельность на основе данных стандартов, а также европейский подход к переходу на международные стандарты дает возможность объективной оценки существующих проблем и перспектив развития осуществляемого перехода.

Применение международных стандартов финансовой отчетности в России утверждено от 27.07.2010г. Федеральным законом № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (ред. от 05.05.2014). На основании этого закона организации, обладающие социальной и экономической значимостью, обязаны готовить, аудировать, представлять и выпускать в публикацию годовую консолидированную бухгалтерскую отчетность, составленную на основе международных стандартов .

В соответствии с законом № 402 –ФЗ «О бухгалтерском учёте» от 06.12.2011г., компании, находящиеся под действием Закона № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», должны предоставлять и обычную отчетность. Причина заключается в том, что консолидированная отчетность базируется на принятии инвестиционных решений и, в отличие от бухгалтерской отчетности, составляемой по российским правилам, затрагивает не все сферы хозяйственно – экономических отношений. Однако следование международным стандартам позволит российским организациям накопить опыт зарубежных стран, который в дальнейшем можно будет использовать для создания нормативных документов по отношению к неконсолидированной отчетности. Данный переход станет возможным, когда российские бухгалтерские стандарты будут гармонично сочетаться с международными стандартами финансовой отчетности .

Таким образом, сближение с международными стандартами бухгалтерской отчетности обеспечивает России возможность для дальнейшего экономического развития.

Составлять финансовую отчетность, руководствуясь международными стандартами, входит в обязанность организаций, связанных с иностранными банками и инвесторами. Такие компании могут рассчитывать на снижение ставки процента при привлечении дополнительного финансирования, так как у инвестора появляется возможность дать объективную оценку рискам, относящимся на ставку по кредитам. Основной целью международных стандартов финансовой отчетности является владение максимально достоверной информацией о финансовом положении, на основе которой инвесторы смогут провести корректную оценку организации и составить достоверный прогноз.

Еще одна причина, обязывающая составлять отчетность, руководствуясь международными стандартами – требование самого владельца бизнеса. Понимание реального положения дел в организации – это ключевой момент, к осуществлению которого стремится каждый собственник имущества. А понимание хозяйственных процессов позволяет трезво оценить финансовое положение организации. Также полученную информацию можно использовать и в управленческих целях. Когда возникает необходимость решения вопроса о том, каким образом должен быть поставлен управленческий учет в организации, очень часто принимается решение о его приближении к принципам международных стандартов.

Долгое время было принято считать, что международная отчетность необходима для банков и компаний исключительно для ее предоставления внешним пользователям. Однако сейчас большинство руководителей останавливаются на мысли, что отчетность, созданная на основе международных стандартов, необходима им для эффективного управления организацией. Применение международных стандартов финансовой отчетности в качестве управленческого учета – это максимально оправданное решение для многих организаций. Больше нет необходимости изначально создавать принципы и требования учета хозяйственных операций, так как международные стандарты и их пояснения значительно упрощают проблемы регламентации и ведения учета .

В организациях не для каждой хозяйственной операции применяется международный стандарт, для некоторых участков применяются российские правила бухгалтерского учета. Это связано с тем, что использование определенных международных стандартов является трудоемким процессом. Однако при необходимости, отчетность, предназначенная для передачи иностранным инвесторам, может быть доработана без больших трудозатрат.

Для того чтобы привлечь инвестиции в российскую экономику необходимо повысить прозрачность российского бизнеса. Этого можно добиться путем внедрения стандартов, которые будут понятны западным инвесторам. Если данный процесс оставить без контроля со стороны государства, то организации будут переходить на новые стандарты учета исключительно в случае крайней необходимости, и этот факт будет тормозить привлечение иностранного капитала в российскую экономику.

Далеко не все организации проявляют положительное отношение к переходу на международные стандарты. Одной из основных проблем внедрения на российский рынок международных стандартов является кадровая политика. Международные стандарты финансовой отчетности сложнее российских правил, регулирующих бухгалтерский учет, поэтому финансистам необходимо будет проявить большую профессиональную подготовку. В большинстве российских банков и организаций отсутствуют специалисты, обладающие квалификацией в области применения международных стандартов финансовой отчетности и составлению отчетности. Сотрудники, разбирающиеся в этих вопросах, стоят очень дорого и не многие организации имеют финансовую возможность их нанять. Данная проблема должна мотивировать организации самостоятельно обучать своих работников .

Следующая проблема касается одного из требований, которое предъявляют по отношению финансовой отчетности – требование оперативности представления информации. На сегодняшний день, на подготовку отчетности по международным стандартам, организация тратит очень много времени, из – за чего все данные быстро теряют свою актуальность.

Начиная с 1998 года, после принятия программы реформирования бухгалтерского учета на основе принципов международных стандартов, в российском бухгалтерском учете прослеживаются существенные изменения. Сегодня большинство положений бухгалтерского учета составлены в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Однако в отличие от отчетности, составленной по англо-саксонской модели, основным направлением которой является удовлетворение нужд собственников, в российской системе отчетность составляется в соответствии с требованиями законодательной базы. Среди небольшого числа финансовых директоров бытует мнение о том, что для решения вопроса о расхождении целей различных видов учета, необходимо просто отменить российский бухгалтерский учет и перейти на полное принятие международных стандартов отчетности, сохранив при этом следование интересам государства. Чтобы соблюсти государственные интересы необходимо доработать требования ведения налогового учета. И, в итоге, организации смогут формировать отчетность в соответствии с международными стандартами и предоставлять ее для налоговых органов. Однако, из-за проблем, рассмотренных выше, не все организации смогут подстроиться под данный вариант учета. Поэтому, сначала процесс внедрения международных стандартов финансовой отчетности необходимо отработать в крупных компаниях и холдингах, а затем, с учетом всех возникших сложностей и ошибок, перенести полученный опыт на деятельность небольших компаний .

Таким образом, переход на международные стандарты финансовой отчетности является достаточно сложной задачей, для решения которой существует острая необходимость привлечения специалистов различных служб организаций. Притом, что в России на данный момент наблюдается острая нехватка высококвалифицированных кадров.

Когда система перехода на международные стандарты станет понятна для всех финансовых работников, что позволит им более эффективно проявить себя в этой области, а руководство организации заинтересуется в предоставлении достоверной и объективной информации, можно будет говорить о том, что реформа состоялась.

Литература:

3. Внутрифирменные стандарты функционирования системы внутреннего аудита. Парамонова Л.А. Вестник Волжского университета им.В.Н. Татащева. 2011.№24.с.107-113.