Возврат излишне уплаченных налогов

Содержание

1. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

1.1. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

4. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

5. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

6.1. Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

7. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

8. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

8.1. В случае проведения камеральной налоговой проверки сроки, установленные абзацем вторым пункта 4, абзацем третьим пункта 5 и абзацем первым пункта 8 настоящей статьи, начинают исчисляться по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки за соответствующий налоговый (отчетный) период или со дня, когда такая проверка должна быть завершена в срок, установленный пунктом 2 статьи 88 настоящего Кодекса.

В случае выявления нарушения законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки сроки, установленные абзацем вторым пункта 4, абзацем третьим пункта 5 и абзацем первым пункта 8 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня, следующего за днем вступления в силу решения, принятого по результатам такой проверки.

9. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков подлежат зачету (возврату) ответственному участнику этой группы в порядке, установленном настоящей статьей.

В случае прекращения действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, не подлежащие зачету (незачтенные) в счет имеющейся по этой группе недоимки, подлежат зачету (возврату) организации, являвшейся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, по ее заявлению.

Возврат ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков не производится при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также по штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

10. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, и с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 8.1 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

11. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

12. В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

13. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

13.1. Суммы денежных средств, уплаченные в счет возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации в результате преступлений, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, не признаются суммами излишне уплаченного налога и зачету или возврату в порядке, предусмотренном настоящей статьей, не подлежат.

14. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Положения настоящей статьи в отношении возврата или зачета излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению по решению налогового органа, в случае, предусмотренном пунктом 11.1 статьи 176 настоящего Кодекса.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм процентов, уплаченных в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 настоящего Кодекса.

15. Факт указания лица в качестве номинального владельца имущества в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и передача такого имущества его фактическому владельцу сами по себе не являются основанием для признания излишне уплаченными сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, уплаченных номинальным владельцем в отношении такого имущества.

16. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сумм излишне уплаченного налога на добавленную стоимость, подлежащих возврату или зачету иностранным организациям — налогоплательщикам (налоговым агентам), указанным в пункте 3 статьи 174.2 настоящего Кодекса. Возврат суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость таким организациям осуществляется на счет, открытый в банке.

17. Правила о возврате сумм излишне уплаченных налогов, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении возврата сумм ранее удержанного налога на прибыль организаций, подлежащих возврату иностранной организации в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 312 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

Решение о возврате суммы ранее удержанного налога на прибыль организаций принимается налоговым органом в течение шести месяцев со дня получения от иностранной организации заявления о возврате ранее удержанного налога и иных документов, указанных в пункте 2 статьи 312 настоящего Кодекса.

Сумма ранее удержанного налога на прибыль организаций подлежит возврату в течение одного месяца со дня принятия налоговым органом решения о возврате суммы ранее удержанного налога.

Возврат излишне уплаченных налогов регулируется ст. 78 Налогового кодекса РФ (НК РФ, часть первая). Для правильного правоприменения этой нормы необходимо учитывать письма (разъяснения) Минфина и ФНС, а также практику разрешения споров арбитражными судами и центральным аппаратом ФНС. Формы документов, используемых в рамках процедуры возврата (зачета) излишне уплаченного налога, установлены Приказом ФНС России от 14.02.2017 г. № ММВ-7-8/

Что делать при выявлении факта переплаты налога

Факт переплаты налога может быть выявлен самим налогоплательщиком, ИФНС либо совместно, в частности в рамках сверки.

Если переплату выявляет налоговый орган, его обязанность – в течение 10 рабочих дней письменно уведомить об этом налогоплательщика. Если переплата носит предположительный характер, то ИФНС вправе предложить организации или ИП провести сверку по расчетам с бюджетом. По итогам сверки определяется, есть или нет факт переплаты и какова сумма излишне уплаченного налога. После этого начинает действовать общий порядок возврата или зачета переплаченной суммы.

В ситуации обнаружения переплаты самим налогоплательщиком, его самая первая задача – понять, откуда она образовалась и каков ее размер. Здесь возможны различные ситуации, например, имела место ошибка в учете или при исчислении налога, была уплачена большая сумма, чем положено, или налоговая инспекция сделала доначисление, оно уплачено, но потом успешно оспорено. Формально причина переплаты не столь важна: если она есть – этого достаточно, чтобы появилось право на возврат суммы излишне уплаченного налога. Но провести внутреннюю проверку все же стоит, чтобы для себя понять, как так вышло, устранить ошибки и больше их не допускать. Принципиально важен другой момент – точно определить сумму переплаты и установить, в каком порядке ее можно вернуть или зачесть. При наличии сомнений в том, есть ли переплата, в какой именно сумме, можно ли ее вернуть, как и в ситуации с выявлением факта переплаты ИФНС, разумно провести сверку с налоговым органом.

Варианты и ограничения возврата суммы излишне уплаченного налога

Закон предоставляет налогоплательщикам право самим решать – вернуть переплату «живыми» деньгами или произвести зачет ее суммы в счет предстоящих платежей по соответствующему виду налога. Однако реализация этого права ограничена наличием недоимки, долга по пени и (или) штрафам за налоговые правонарушения.

Если недоимка и (или) задолженность есть, первично за счет причитающейся к возврату суммы должны быть погашены имеющиеся обязательства и долги. И только в отношении оставшейся после этого суммы, если она, конечно, осталась, налогоплательщик вправе сам решать – подать заявление о возврате или зачете. Решение о погашении за счет переплаты долга принимается налоговым органом самостоятельно, не требуя какого-либо заявления со стороны налогоплательщика. Но перед этим возможно проведение сверки по расчетам для определения и уточнения всех сумм.

Главное отличие возврата и зачета – получение денег на свой счет (возврат) или их направление в счет предстоящих платежей по налогам (зачет). Нужно учитывать, что при зачете переплату можно направить только в счет платежей по такому же налогу, по которому образовалась переплата. При возврате переплаты полученные деньги можно расходовать как угодно.

Порядок возврата (зачета) переплаты по налогам

Порядок возврата или зачета излишне уплаченной суммы налога несколько отличается в зависимости от того, кто выявил этот факт – ИФНС или налогоплательщик. Окажет влияние и наличие у налогоплательщика недоимки и (или) долгов.

Общие аспекты процедуры:

  1. Возврат (зачет) суммы переплаты возможен исключительно по заявлению налогоплательщика. Заявление направляется почтой (предоставляется лично) или, что более удобно, в электронном виде (через личный кабинет на сайте ФНС).
  2. Решение о погашении за счет суммы переплаты недоимки (долга по пени, штрафам) принимается налоговым органом самостоятельно, независимо от поступления заявления налогоплательщика.
  3. Сроки:
    • обращение с заявлением о возврате (зачете) – 3 года с момента образования переплаты (уплаты соответствующей суммы в бюджет);
    • принятие налоговым органом решения – 10 рабочих дней со дня поступления заявления или, если проводилась сверка, со дня подписания акта сверки;
    • уведомление налогоплательщика о решении – 5 рабочих дней с моменты вынесения решения;
    • возврат денежных средств – 1 месяц со дня поступления заявления или, если проводилась сверка, со дня подписания акта сверки.
  4. Если нарушен месячный срок на возврат денежных средств, у налогоплательщика появляется право на проценты за просрочку. Процент равен ставке рефинансирования (учетной ставке) Банка России, действующей в период просрочки, и начисляется за каждый просроченный день.
  5. Если есть недоимка (долги), целесообразно перед подачей заявления запросить в ИФНС справку по расчетам или провести сверку. Не исключено, что излишки уже направлены на погашение долгов по обязательствам.

Порядок возврата (зачета) излишне уплаченного налога в различных ситуациях

Ситуация 1. Налогоплательщик сам выявил переплату, и у него нет незакрытых обязательств

Это самый простой случай, который практически не создает проблем и споров.

Порядок действий:

  1. Выбираем, что лучше (удобнее, выгоднее и т.д.) – вернуть переплату «живыми» деньгами или зачесть сумму в счет предстоящих налоговых платежей.
  2. Готовим и подаем соответствующее (на возврат или зачет) заявление.
  3. Ждем в течение 10 рабочих дней решения ИФНС по заявлению.
  4. В случае принятия положительного решения по возврату переплаты – ждем в течение 1 месяца со дня подачи заявления перечисления денег на счет. Если этот срок будет нарушен, появляется право на проценты за просрочку.

Ситуация 2. Налогоплательщик сам выявил переплату, но на нем «висит» недоимка и (или) долг по пени и штрафам

В этой ситуации нужно понимать, что налоговый орган в любом случае направит деньги в первую очередь на погашение недоимки и долгов. Поэтому для начала нужно определиться – сразу писать заявление на возврат (зачет) или сначала провести сверку. Первый вариант можно рекомендовать, если вы способны сами сделать расчеты и по ним не будет разногласий. Второй вариант предпочтителен, если сложно определиться и хочется сразу расставить все точки над «i»: какая сумма положена вам на возврат (зачет), а какая должна уйти на погашение недоимки и (или) долгов.

Если вы подаете заявление:

  1. Укажите всю сумму переплаты к возврату (зачету) или распишите, какая сумма полагается вам, а какая должна быть направлена на погашение недоимки и (или) долга. Второй вариант – предпочтительный, поскольку вас не заподозрят в попытке незаконного получения возврата.
  2. Дождитесь в течение 10 дней решения налогового органа. Если вы указали всю сумму переплаты к возврату (зачету), налоговый орган частично откажет в требовании и примет положительное решение только в отношении суммы за вычетом сумм недоимки и (или) долга. Если вы сами сделали расчеты и указали верную сумму, налоговый орган перепроверит данные и при их подтверждении примет положительное решение.
  3. В случае принятия положительного решения по возврату переплаты за минусом недоимки (долгов) – ждем в течение 1 месяца со дня подачи заявления перечисления денег на счет. Если это срок будет нарушен, появляется право на проценты за просрочку.

Если вами запрошена сверка:

  1. Дождитесь итогов сверки.
  2. Если по итогам сверки установлено, что после погашения недоимки и (или) долга сохраняется переплата, подайте заявление на возврат или зачет этой суммы. В отношении суммы, которая должна быть направлена на погашение недоимки (долга), можно также написать заявление с просьбой направить денежные средства именно на «закрытие» обязательств. Но можно этого и не делать – ИФНС все сделает самостоятельно в течение 10 дней со дня подписания акта сверки.
  3. Дождитесь в течение 10 дней решения налогового органа по заявлению о возврате (зачете) излишне уплаченного налога.

Ситуация 3. Переплата выявлена налоговым органом

В этом случае налогоплательщику придет уведомление. В принципе, в нем будет расписано, какая сумма полагается к возврату (зачету) и что нужно предпринять для этого. В ряде случае налоговый орган прибегает к сверке расчетов. В этом случае окончательное решение принимается по итогам сверки.

При наличии недоимки (долга) в первую очередь будет произведено погашение обязательств. Каких-либо действий от налогоплательщика в этом плане не требуется. И только если какая-то сумма переплаты останется, он вправе потребовать возврат или зачет такого «остатка», подав соответствующее заявление.

Отказ в возврате переплаты

Необходимо отметить, что в НК РФ не предусмотрено конкретных оснований, по которым ИФНС может отказать в возврате или зачете переплаты по налогам. Поэтому фактическое и формальное основание только одно – нет излишне уплаченного налога и, соответственно, нет права на возврат или зачет.

Если же говорить о причинах отказов, то, как правило, налоговый орган ссылается на следующее:

  1. Заявленная сумма переплаты не нашла подтверждения. Например, налогоплательщик посчитал, что допустил ошибку в расчетах, в учете, в составлении декларации, но ИФНС, напротив, установила, что все было сделано верно.
  2. Истек срок подачи заявления. Напомним, что он считается со дня внесения (уплаты) налога, а не с момента выявления переплаты. Так бывает, что переплата выявляется очень поздно, например, только раз в 3-5 лет проводимой инвентаризации активов и обязательств.
  3. Заявитель хочет сделать зачет, но сумма слишком велика, учитывая прогнозируемые налоговые обязательства и период их исполнения.

Перечисленное – несколько обобщенные варианты. На практике отказы, как правило, очень индивидуальны в конкретных причинах. Именно в этом и сложность. Бывает, что просто нет прецедентов, и приходится не только идти в суд, но и проходить все стадии обжалования, вплоть до Верховного суда.

Центр обучения «Клерка»📌 Реклама

С недоимками по налогам все довольно таки прозрачно – нужно доплатить налог и пени за просрочку.

Сложнее обстоит дело с переплатой и излишним взысканием налоговых платежей и санкций.

Порядок проведения зачета или возврат излишне уплаченных (или взысканных) сумм:

  • налогов,
  • сборов,
  • пеней,
  • штрафов,

регламентирован положениями 12 главы Налогового кодекса.

В данной статье будут рассмотрены последствия, возникающие при излишнем перечислении налогов и налоговых санкций в бюджет, а именно положения действующего законодательства, регламентирующие порядок зачета и возврата излишне уплаченных в бюджет сумм. Так же мы проанализируем арбитражную практику и комментарии Минфина РФ, касающиеся спорных ситуаций, связанных с возвратом и зачетом излишне взысканных и переплаченных налогов.

📌 Реклама Отключить

Условия зачета или возврата сумм, излишне уплаченных в бюджет

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных в бюджет осуществляется в соответствии с положениями ст.78 Налогового кодекса.

  • Так, в соответствии с п.1 ст.78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит:
  • зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам,
  • зачету в счет погашения недоимки по иным налогам,
  • зачету в счет задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения,
  • либо возврату налогоплательщику.

Зачет сумм излишне уплаченных:

  • федеральных налогов и сборов,
  • региональных и местных налогов,

производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, кроме случаев возврата с нарушением срока*.

📌 Реклама Отключить

*Срок возврата составляет один месяц со дня получения налоговым органом заявления на возврат излишне уплаченных сумм в бюджет.

В соответствии с п.3 ст.78 НК РФ, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику в письменном виде, о каждом ставшем известным факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов:

  • по налогам,
  • сборам,
  • пеням,
  • штрафам.

Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым с одной стороны — налоговым органом, с другой — налогоплательщиком.

Для осуществления зачета или возврата излишне уплаченных сумм, налогоплательщик должен представить письменное заявление (возможно предоставление в электронной форме с цифровой подписью) в налоговую инспекцию.

📌 Реклама Отключить

Решение:

  • о зачете,
  • возврате,

суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговой в течение 10 дней (п.5, п.8 ст.78 НК РФ):

  • со дня получения заявления,
  • или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов (если такая совместная сверка проводилась).

В соответствии с п.5 ст.78 НК РФ, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения:

  • недоимки по иным налогам,
  • задолженности по пеням, штрафам,

подлежащим уплате или взысканию в соответствии с Налоговым кодексом, может производиться налоговой самостоятельно.

В таком случае, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговой в течение 10 дней:

  • со дня обнаружения ею факта излишней уплаты налога,
  • или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов (если такая совместная сверка проводилась),

либо — со дня вступления в силу решения суда. 📌 Реклама Отключить

При этом, налогоплательщик может самостоятельно представить в налоговую заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам).

В соответствии с п.6 ст.78 НК РФ, возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом:

  • недоимки по иным налогам соответствующего вида,
  • задолженности по соответствующим пеням, штрафам,

производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Обратите внимание:Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом (п.7 ст.78 НК РФ).

📌 Реклама Отключить

При этом, согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 28.06.2011г. №17750/10 по делу N А32-10520/10-59/165, срок для подачи заявления о зачете или возврате авансовых платежей по налогу на прибыль исчисляется:

  • с момента подачи декларации по налогу на прибыль за год (в случае ее своевременного предоставления),
  • с последнего дня, в который она должна была быть представлена (28 марта следующего года).

«Уплата:

  • ежемесячных авансовых платежей,
  • авансовых платежей по итогам отчетных и налогового периодов,

производится налогоплательщиками в порядке и в сроки, определенные статьей 287 Кодекса, согласно которой по итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. 📌 Реклама Отключить

Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.

Таким образом, названные положения статьи 287 Кодекса устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода, основывающееся на методе нарастающего итога.

Соответственно, в случае когда налогоплательщиком не было заявлено требования о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода.

Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации по налогу на прибыль, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.4 ст.289 Налогового кодекса).»

📌 Реклама Отключить

В соответствии с п.9 ст.78 НК РФ, налоговая обязана в течении пяти дней со дня принятия Решения о зачете (возврате), обязана сообщить о нем налогоплательщику в письменном виде.

Указанное сообщение передается:

  • руководителю организации,
  • физическому лицу,
  • их представителям,

лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Налоговая должна вернуть переплату по налогам в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления о возврате такой переплаты.

При этом, если данный срок будет нарушен, то на сумму, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата (п.10 ст.78 НК РФ).

Правила, установленные ст.78 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных:

📌 Реклама Отключить

  • авансовых платежей,
  • сборов,
  • пеней и штрафов,

и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Условия зачета или возврата сумм излишне взысканных в бюджет

Зачет или возврат сумм излишне взысканных в бюджет осуществляется в соответствии с положениями ст.79 Налогового кодекса.

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него:

  • недоимки по иным налогам соответствующего вида,
  • задолженности по соответствующим пеням, штрафам,

подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со ст.78 НК РФ.

В соответствии с п.3 ст.79 НК РФ, заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган:

📌 Реклама Отключить

  • в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

Исковое заявление в суд может быть подано:

  • в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном п.5 ст.79 НК РФ*, процентов на эту сумму.

* Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

При этом, проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

📌 Реклама Отключить

Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Проценты начисляются на сумму излишне взысканную в бюджет, не зависимо от того, был ли произведен зачет или возврат такой суммы.

Данной позиции придерживается ФНС в своем Письме от 21.09.2011г. №СА-4-7/15431:

«При этом для начисления процентов не имеет значения, в какой форме произведен возврат излишне взысканного налога — путем возврата на банковский счет налогоплательщика либо путем зачета, поскольку начисление процентов приведет к восстановлению имущественного положения налогоплательщика, нарушенного неправомерными действиями налогового органа.

Право налогоплательщика на выплату процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога, в зависимости от формы возмещения сумм налога (возврата или зачета) законом не предусмотрено.

📌 Реклама Отключить

Учитывая изложенное, установленная ст.79 НК РФ обязанность налогового органа осуществить возврат суммы излишне взысканного налога предполагает начисление процентов при использовании любого способа восстановления имущественного положения налогоплательщика, в том числе и при возврате, осуществляемом в форме зачета.»

Вышеуказанные правила, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных:

  • авансовых платежей,
  • сборов,
  • пеней,
  • штрафов,

и распространяются:

  • на налоговых агентов,
  • плательщиков сборов,
  • ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Излишняя уплата или излишнее взыскание налогов

Положения Налогового кодекса не содержат определений излишней уплаты и излишнего взыскания налогов, что не редко приводит к спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами.

📌 Реклама Отключить

Такие споры возникают в связи с тем, что Налоговым кодексом предусмотрен разный порядок начисления процентов, причитающихся налогоплательщику, на излишне уплаченные и излишне взысканные суммы налоговых платежей.

Так, в соответствии с п.5 ст.79 НК РФ, сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами:

  • в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

В этом случае проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

При возврате излишне уплаченных сумм налогов начисление процентов происходит в соответствии с п.10 ст.78 НК РФ, не с момента излишней уплаты, а с момента неисполнения налоговым органом в установленный срок заявления налогоплательщика о возврате налога*.

📌 Реклама Отключить

* В соответствии с п.6 ст.78 Налогового кодекса, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Так какие же налоги считаются излишне взысканными, а какие – излишне уплаченными?

В соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 №16551/11, налоги признаются:

  • Излишне уплаченными, если они начислены налогоплательщиком самостоятельно и отражены в налоговой декларации.

При этом не важно, каким образом осуществлялось перечисление налогов в бюджет – самостоятельно или путем взыскания недоимки по налогам налоговой инспекцией. 📌 Реклама Отключить

  • Излишне взысканными, если налоги были начислены на основании решения налогового органа, признанного в последствии не действительным полностью или частично.

Вне зависимости от того, заплатил ли налогоплательщик по решению сам или было произведено взыскание инспекцией, такие налоги возвращаются с процентами в соответствии с положениями 79 статьи.

Обоснование выводов, сделанных ВАС в Постановлении от 24.04.2012 №16551/11:

«Оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений статей 78 и 79 Кодекса должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, а именно, было ли оно произведено:

  • на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно,
  • либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.

При этом способ исполнения указанной обязанности: 📌 Реклама Отключить

  • самостоятельно налогоплательщиком,
  • либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию,

правового значения не имеет.

Излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, т.е. без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового законодательства или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах.

Сам факт принудительного взыскания налоговым органом налога в размере, исчисленном налогоплательщиком в поданной налоговой декларации, при корректировке в последующем размера налоговой обязанности в сторону уменьшения путем подачи уточненной декларации, не является основанием для квалификации названных сумм как излишне взысканных с применением правил статьи 79 Кодекса.

📌 Реклама Отключить

Равным образом сам факт самостоятельного исполнения налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности в части уплаты доначисленных сумм налогов не является основанием для их оценки как излишне уплаченных.

Установление Кодексом различных правил при определении начального момента начисления процентов в отношении излишне взысканных и излишне уплаченных сумм налогов (с момента взыскания или с момента просрочки исполнения заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченных сумм) обусловлено именно оценкой основания, в силу которого исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, было произведено.»

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа

Энциклопедия МИП » Налоговое право » Уплата налогов и сборов » Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа

Порядок зачета, а также действующие правила и сроки, устанавливает налоговое законодательство.

Понятие зачета или возврата суммы излишне уплаченного налога и причины возникновения переплаты

Зачет суммы излишне уплаченного налога представляет собой особую процедуру, предусмотренную действующим законодательством РФ, которая заключается в утверждении наличия факта переплаты и последующем распределении лишних финансовых средств.

Уплатой налога будет считаться как прямое перечисление денежных средств в определенном размере на бюджетный счет государства, так и проведение зачета лишней суммы уполномоченным налоговым органом.

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа основан на принципах действующего налогового законодательства РФ и направлен на сохранение интересов налогоплательщиков.

Практика показывает, что переплаты могут возникать даже у самых опытных и внимательных бухгалтеров. Наиболее частые причины ее возникновения заключаются в результате подачи уточненной декларации за определенные налоговые периоды.

Если в новой декларации размер суммы является меньшим по отношению к первоначальному документу, возникает образование переплаты.

Помимо этого, нередко переплаты возникают по более простым причинам – механических ошибок уполномоченных лиц, описок, неточностей, при нарушении установленных сроков подачи налоговых документов, ошибки при формировании налоговой базы и т.д.

Возможной причиной для возникновения переплаты также могут являться и определенные изменения в налоговых расчетах, которые были внесены действующим законодательством РФ уже после того, как первая декларация уже была представлена в налоговую организацию.

Решение о зачете излишне уплаченного налога

Статья 78 НК РФ регламентирует, что решение о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть принято уполномоченным органом при наличии соответствующих оснований. Данное решение должно быть создано в течение 10-ти дневного периода с того дня, когда заинтересованным лицом было подано соответствующее письменное заявление.

Зачет излишне уплаченного налога производится по месту регистрации налогоплательщика, без начисления каких-либо процентов в отношении данной суммы, если статья 78 НК РФ не устанавливает иные правила и положения.

Важным нюансом при зачете суммы определенного размера, которая была излишне уплачена, будет являться тот факт, что статья 78 и ее нормы могут быть применимы только в том случае, если переплата явилась результатом действий исключительно налогоплательщика.

В тех ситуациях, когда дополнительные денежные средства были перечислены по причине необходимости исполнения какого-либо предписания или решения налогового органа, зачет денежных средств не может быть осуществлен.

До непосредственного момента вынесения решения о зачете денежных средств, уполномоченный орган обязан осуществить проверку и сверку всех имеющихся данных для подтверждения или опровержения факта необходимости зачета.

В тех случаях, когда доказательства необходимости так и не были выявлены, налогоплательщик получает официальный отказ в зачете денежных средств, с указанием причины и оснований данного решения.

Условия зачета сумм излишне уплаченного налога

Статья 78 действующего НК РФ регламентирует определенный порядок и условия, при соблюдении которых зачет сумм излишне уплаченного налога становится возможным и правомерным.

Основные условия зачета излишне уплаченных сумм выражаются в следующем:

  • зачет может быть осуществлен по определенным видам налогов и сборов, в которых была выявлена определенная сумма переплаты;
  • зачет может распространяться не только на налоги, но и пени, штрафы и иные платежи, назначенные за нарушение установленных норм действующего налогового законодательства РФ;
  • при осуществлении зачета лишней перечисленной суммы, в отношении нее не могут быть применены штрафы и пени. Исключения составляют случаи, когда были нарушены допустимые сроки;
  • установленная и подтвержденная сумма может подлежать зачету в отношении финансовых операций, которые налогоплательщику только придется совершить. В таком случае размер этих платежей уменьшается ровно на сумму излишне уплаченного налога.

Зачет лишней суммы за ранее уплаченный налог входит в интересы налогоплательщиков. Это значит, что первоначальные действия и инициатива, которая выражается в подачи письменного заявления, должна исходить именно от них.

Зачет суммы или возврат излишне уплаченных налога сбора пеней штрафа, как юридическая процедура, должна полностью соответствовать установленным нормам и условиям.

В противном случае, ее результат может быть аннулирован по решению судебного органа.

Сверка расчетов и заявление на возврат излишне уплаченных налоговых платежей

Сверка расчетов является особой налоговой процедурой, позволяющей осуществить максимально точную проверку и контроль всех представленных данных налогоплательщика за определенные периоды.

Перед тем, как принять решение о зачете, либо возврате налогоплательщику излишне уплаченной суммы, представитель налоговой организации обязан осуществить правомерную совместную сверку. Она может быть проведена в отношении: налогов, сборов, пеней и штрафов. Результат проведенной сверки оформляется письменным актом, который подписывается двумя сторонами данных правоотношений.

Статья 78 устанавливает, что первоначальным этапом зачета или возврата излишне уплаченной суммы является заявление налогоплательщика и его подача в налоговый орган, расположенный по месту учета. Заявление может быть подано и в электронной форме, но с обязательным наличием цифровой подписи. Образец заполнения данного документа всегда можно взять в ближайшем налоговом органе.

Действующие правила предусматривают, что заявление о зачете или возврате излишне уплаченной суммы всегда должно содержать все необходимые точные сведения. Например, в нем должны быть указаны: данные о налогоплательщике, а также о налоговом органе, сведения о точном размере излишне уплаченной суммы, указание конкретного вида налога или сбора и т.д.

Помимо этого, образец документа предполагает обязательное того, что именно хочет получить налогоплательщик – зачет лишней суммы, либо ее полный возврат.

Правила возврата суммы излишне уплаченного налога

Статья 78 предусматривает, что возврат суммы излишне уплаченного налога производится на основании соответствующего решения налогового органа. Возврат имеет большие отличия от зачета.

Если при зачете сумма, фактически, просто переносится на погашение иных налогов и имеющихся налоговых задолженностей, то возврат означает передачу данной конкретной суммы обратно заинтересованному лицу, подавшему соответствующее заявление – налогоплательщику.

При этом действующие правила и статья 78 предусматривают, что возврат может быть осуществлен только при условии отсутствия каких-либо недоимок и задолженностей у налогоплательщика.

Если недоимка имеется, возможность возврата излишне уплаченной суммы сохраняется, но только после дополнительного поступления финансовых средств для первоначального погашения задолженности.

Подача заявления на возврат излишне уплаченной суммы может быть осуществлена в течение 3-лет со дня поступления данной суммы на расчетный государственный счет, либо со дня проведения сверки расчетов сторонами.

В тех случаях, когда был установлен и подтвержден факт излишнего взыскания определенного налога, уполномоченный орган должен принять решение о возврате излишней суммы из взысканного налога, а также начисленных процентов, если они имелись.

Комментарий к Ст. 78 НК РФ

Статья 78 НК РФ устанавливает правила зачета или возврата излишне уплаченных налогов, штрафов, пеней.

Исходя из толкования ст. 78 НК РФ суммой излишне уплаченного налога, пени, штрафа признается сумма, которая уплачена налогоплательщиком (налоговым агентом) при отсутствии у него обязанности по ее уплате (Постановление ФАС Уральского округа от 23 января 2014 г. N Ф09-14160/13).

Согласно п. 1 ст. 78 НК РФ зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Не имеет значения, что срок предстоящего платежа по налогу (по которому образовалась переплата) наступает раньше, чем по другим видам налогов: если плательщик в своем заявлении настаивает именно на этом варианте, то его требование должно быть удовлетворено. Впрочем, и налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам (см. об этом в п. 5 ст. 78 НК РФ). Число налогов, в счет уплаты которых производится зачет, может быть любым.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

То есть из положений п. 1 ст. 78 НК РФ следует, что они применяются в случаях излишней уплаты федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, т.е. налогов, установленных ст. ст. 13 — 15 НК РФ.

Таким образом, в силу абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ зачет федеральных налогов производится в счет федеральных налогов, региональных — в счет региональных, местных — в счет местных.

Например, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 13 и п. 1 ст. 14 НК РФ НДС является федеральным налогом, а налог на имущество организаций — региональным, сумма излишне уплаченного налогоплательщиком НДС не может быть зачтена в счет погашения недоимки по налогу на имущество организаций. Хотя при этом на основании п. 6 ст. 78 НК РФ налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление о возврате излишне уплаченной суммы НДС (Письмо Минфина России от 30 декабря 2011 г. N 03-07-11/362).

При этом налоги, уплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств в бюджеты этих государств, не являются налогами, установленными Налоговым кодексом РФ, и не уплачиваются в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

То есть для целей законодательства о налогах и сборах налоги, уплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств в бюджеты этих государств, не являются излишне уплаченными и, следовательно, положения ст. 78 НК РФ к правоотношениям по их зачету не применяются (Письмо Минфина России от 8 июля 2013 г. N 03-08-13/26324).

Сумма излишне уплаченного налога может быть направлена и на погашение недоимки или возвращена налогоплательщику. Забегая вперед, укажем, что порядок возврата предусмотрен п. п. 7 — 10 ст. 78 НК РФ, это будет рассмотрено ниже. При этом следует различать возврат излишне уплаченного и излишне взысканного налога (ст. 79 НК РФ).

Зачет или возврат налогов производит налоговая инспекция, где организация или предприниматель состоят на учете.

В соответствии с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговые органы обязаны сообщать налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факту излишне уплаченного (взысканного) налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Форма такого извещения утверждена Приказом ФНС России от 25 декабря 2008 г. N ММ-3-1/683@ «О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам» (Приложение N 6).

Прежде чем произвести зачет или возврат, проводят сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ). Обратите внимание: в Налоговом кодексе РФ указано: может быть проведена, однако на практике это происходит практически всегда.

Исходя из п. п. 2, 4 комментируемой статьи нужно иметь в виду следующие обстоятельства:

а) по общему правилу налоговая инспекция проводит зачет (в счет предстоящих платежей):

по тому виду налога, по которому имела место переплата;

на основании письменного заявления плательщика. В этом заявлении необходимо указать свой ИНН, сумму излишне уплаченного налога, вид налога, по которому заявитель просит осуществить зачет;

б) решение налогового органа о зачете:

должно быть принято в течение 10 дней, считая с даты, когда получено заявление плательщика;

Пунктом 4 ст. 78 НК РФ установлены сроки на принятие налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченного налога — 10 дней.

При этом согласно п. 4 ст. 78 НК РФ (в ред. Закона N 347-ФЗ, вступающей в силу с 1 июля 2015 г.) зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа.

Однако из этих правил есть и исключения. Так, если в счет переплаты по налогу погашается недоимка — сумма налогов, не уплаченная в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 5 ст. 78 НК РФ), то зачет производится налоговыми органами самостоятельно. Это касается также и случаев, когда излишне уплаченный налог идет на погашение задолженности по пеням и штрафам.

В таком случае решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня:

обнаружения факта излишней уплаты налога;

либо со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась;

либо со дня вступления в силу решения суда.

Вышеуказанное положение не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или, с 1 июля 2015 г., представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (абз. 3 п. 5 ст. 78 НК РФ в редакции Закона N 347-ФЗ).

Возврат суммы излишне уплаченного налога регулирует п. 6 комментируемой статьи.

Во-первых, для возврата суммы излишне уплаченного налога необходимо письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или, с 1 июля 2015 г., представленное через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика. Подать его можно в течение 3 лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ). При этом следует учесть, что 3 летний срок исчисляется в календарных годах (ст. 6.1 НК РФ о порядке исчисления сроков). Заявление рассматривают в течение одного месяца с момента, как оно получено. Отсчет месячного срока начинается со следующего (после дня подачи заявления) дня. День подачи определяется по дате, указанной на самом заявлении, либо по дате почтового отправления (если заявление направлено заказным письмом).

При этом отметим, что в Определении Конституционного Суда РФ от 21 июня 2001 г. N 173-О указано, что содержащаяся в п. 7 статьи 78 Налогового кодекса России норма позволяет налогоплательщику в течение 3 лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности — со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ). Таким образом, оспариваемое нормативное положение, являющееся составной частью ст. 78 НК РФ, адресованной налоговым органам, не содержит оснований для ограничения конституционных прав граждан, в том числе права на судебную защиту. При этом если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин для восстановления этого срока не имеется, то суд вправе отказать в удовлетворении заявленного требования (Письмо Минфина от 22 февраля 2006 г. N 03-02-07/2-10, направленное для использования в работе Письмом ФНС России от 4 апреля 2006 г. N ММ-6-19/357@ «О списании излишне уплаченной суммы налога в случае истечения срока давности на подачу заявления о зачете (возврате) налога»).

Во-вторых, вернуть налог могут лишь в том случае, если у заявителя отсутствует недоимка (как по данному, так и по другим видам налогов и сборов) или задолженности по пеням и штрафам. Так как возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности) (абз. 2 п. 6 ст. 78 НК РФ).

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговой инспекцией и налогоплательщиком акта сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (п. 8 ст. 78 НК РФ).

В соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение 5 дней со дня принятия соответствующего решения. Отметим, что с 1 июля 2015 г. положение о том, что сообщение должно быть осуществлено в письменной форме, из п. 9 ст. 78 НК РФ исключается.

До истечения 10 дневного срока поручение на возврат переплаты, оформленное на основании решения налогового органа, направляется в территориальный орган Федерального казначейства, который и перечисляет деньги на расчетный счет налогоплательщика.

В соответствии с п. 10 ст. 78 НК РФ в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного п. 6 ст. 78 НК РФ, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

При этом ФНС России обращает внимание, что действующая редакция ст. 78 НК РФ не содержит указания на то, исходя из какого количества дней — 360, 365 или 366 — производится расчет соответствующих процентов.

Вместе с тем в п. 2 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 8 октября 1998 г. N 13/14 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами» (далее — Постановление Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 8 октября 1998 г. N 13/14) разъяснено, что при расчете подлежащих уплате годовых процентов по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации число дней в году (месяце) принимается равным соответственно 360 и 30 дням, если иное не установлено соглашением сторон, обязательными для сторон правилами, а также обычаями делового оборота.

Таким образом, ФНС России пришла к выводу, что судебная практика свидетельствует о том, что суды находят возможным исчислять проценты в размере 1/360 ставки рефинансирования в соответствии с п. 2 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 8 октября 1998 г. N 13/14.

В связи с изложенным ФНС России полагает целесообразным исчислять проценты в размере 1/360 ставки рефинансирования за каждый календарный день нарушения срока возврата суммы излишне уплаченного (взысканного) налога.

Вышеуказанные разъяснения даны ФНС России в Письме от 8 февраля 2013 г. N НД-4-8/1968@ «О начислении процентов за нарушение срока возврата сумм излишне уплаченного (взысканного) налога».

Аналогичные выводы были даны также и в Письме Минфина России от 14 января 2013 г. N 03-02-07/1-7.

Таким образом, исходя из положений п. 10 ст. 78 НК РФ, а также разъяснений ФНС России, изложенных в Письме от 8 февраля 2013 г. N НД-4-8/1968@ «О начислении процентов за нарушение срока возврата сумм излишне уплаченного (взысканного) налога», расчет процентов, подлежащих уплате налогоплательщику, за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога, сбора, пеней, штрафов, может быть представлен в следующем виде:

Проценты

за нарушение Сумма излишне Количество Ставка

срока возврата уплаченного календарных рефинансирования

излишне = налога (сбора, x дней нарушения x Банка России, : 360

уплаченного пеней, штрафов) срока возврата действовавшая

налога (сбора, в дни нарушения

пеней, штрафов) срока возврата

При этом следует иметь в виду, что при начислении процентов на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, не учитывается день фактического возврата соответствующей суммы налогоплательщику (Письмо Минфина России от 14 января 2013 г. N 03-02-07/1-7).

В заключение отметим, что согласно абз. 3 п. 14 ст. 78 НК РФ правила, установленные ст. 78 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата суммы НДС, подлежащей возмещению по решению налогового органа, в случае, предусмотренном п. 11.1 ст. 176 НК РФ.

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога

Актуально на: 27 марта 2019 г.

Излишне уплаченный налог может быть зачтен в счет предстоящих платежей по этому или другому налогу, в счет погашения недоимки по налогам (задолженности по пеням, штрафам) или же возвращен налогоплательщику (п. 1 ст.78 НК РФ). Как вернуть излишне уплаченный налог, и каков срок возврата излишне уплаченного налога физическим лицом расскажем в данной консультации.

Возврат излишне уплаченного налога

Для того чтобы вернуть переплату по налогам, необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту учета с заявлением об этом, в течение 3-х лет со дня излишней уплаты налога (п. 2, п. 6, п. 7 ст. 78 НК РФ).

Заявление о возврате налога может быть представлено в ИФНС лично в письменном виде, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или направлено через личный кабинет налогоплательщика на сайте Федеральной налоговой службы (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Заявление на возврат налоговой переплаты подается по форме, утвержденной Приложением № 1 к Приказу ФНС России от 30.11.2018 N ММВ-7-8/670@.

Скачать бланк заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога .

О том, как заполнить заявление на возврат налоговой переплаты, а также образец заявления на возврат излишне уплаченного налога можно посмотреть в отдельной консультации.

Возврат излишне уплаченного налога: сроки возврата

Решение о возврате излишне уплаченного налога принимается налоговой инспекцией в течение 10-ти рабочих дней со дня получения заявления на возврат переплаты по налогу (п. 8 ст. 78 НК РФ).

Далее в течение 5-ти рабочих дней со дня принятия решения инспекция обязана сообщить налогоплательщику о принятом решении о возврате переплаты по налогу либо об отказе в возврате переплаты (п. 9 ст. 78 НК РФ).

Налоговая не возвращает излишне уплаченный налог, если у налогоплательщика имеется задолженность по другим налогам (пеням, штрафам) того же вида. При этом налоговая переплата будет возвращена только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения такого долга (п. 6 ст. 78 НК РФ).

В общем случае возврат суммы излишне уплаченного налога налоговым органом производится в течение 1-го месяца со дня получения заявления о возврате (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Зачет излишне уплаченного налога

Помимо возврата излишне уплаченный налог можно зачесть в счет предстоящих платежей по этому или другому налогу (п. 1 ст. 78 НК РФ). Для этого также необходимо подать заявление в ИФНС по месту регистрации в течение 3-х лет со дня излишней уплаты налога (п. 2, п. 4, п. 7 ст. 78 НК РФ).

Заявление о зачете налога может быть представлено в ИФНС в том же порядке, что заявление на возврат налога: лично в письменном виде, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или направлено через личный кабинет налогоплательщика на сайте Федеральной налоговой службы (п. 4 ст. 78 НК РФ).

Заявление на зачет налоговой переплаты подается по форме, утвержденной Приложением № 2 к Приказу ФНС России от 30.11.2018 N ММВ-7-8/670@.

Скачать бланк заявления о зачете суммы излишне уплаченного налога .

Возврат и зачет переплаты физическими лицами

Как вернуть излишне уплаченный налог ИП? В том же порядке, что описан выше. К слову сказать, и на обычных физлиц, не зарегистрированных в качестве предпринимателей, распространяется весь вышеописанный порядок возврата и зачета налога.