Внутренний аудитор

Содержание

Внешний и внутренний аудит: задачи и особенности процедур


Проведение ежегодного аудита обязательно только для ряда организаций, попадающих под требования законодательства, в том числе для кредитных и страховых фирм, фондов, бюро кредитных историй и некоторых других.

Проведение внутреннего аудита не регламентируется законодательством, поэтому перечень вопросов и объем задач определяет только заказчик.

Проведение аудита — это возможность получить независимую оценку хозяйственной деятельности, выявить и устранить недостатки финансовой системы организации, снизить налоговые риски и издержки.
Узнать больше об аудите…

Проводить обязательный аудит могут только сертифицированные аудиторские организации. Проведение инициативного аудита возможно с помощью любой выбранной организации, а также силами штатных специалистов.

Отчет по результатам проведенного аудита может содержать не только описание выявленных нарушений, но и рекомендации по их исключению и дальнейшей минимизации.
Заказать аудит…

При выборе организации для аудита бухгалтерской отчетности стоит обратить внимание на репутацию компании, срок ее деятельности на рынке, наличие лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также на опыт специалистов.
Как выбрать компанию для аудита?

В условиях экономической неопределенности и усиливающейся конкуренции возрастает роль объективного хозяйственного контроля — как со стороны собственников, так и надзорных органов. Достоверная финансовая отчетность обеспечивает возможность принятия осознанных экономических решений, оберегает от операций, связанных с повышенным риском. Мнение аудитора повышает доверие к финансовой деятельности компании и общую лояльность к бизнесу со стороны заинтересованных лиц — собственников, инвесторов, потенциальных клиентов, поставщиков, органов власти…

В связи с вышесказанным мы рассмотрим такие формы контроля, как внутренний и внешний аудит, задачи и механизмы этих видов проверки, а также факторы, влияющие на выбор независимого аудитора.

Аудитом называют независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности компании для формирования выводов о достоверности этой отчетности. Более широким является определение аудиторской деятельности — это независимая проверка бухгалтерских документов, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций, а также иные услуги: анализ финансово-хозяйственной деятельности, оценка активов/пассивов предприятия или организации, консультирование в вопросах законодательства и пр.

Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения учета нормам закона. Задачи аудита можно сформулировать следующим образом:

  1. Оценка уровня организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
  2. Оценка законности и правильности осуществления операций.
  3. Проверка соблюдения действующего законодательства в области налогообложения.
  4. Подтверждение достоверности или недостоверности отчетов.
  5. Разработка рекомендаций по устранению недостатков и нарушений.
  6. Ориентирование на будущие события, которые могут отразиться на хозяйственной деятельности компании.
  7. Определение резервов для наращивания ресурсов.

В Стандарте №1 постановления Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» отмечено, что мнение аудитора может способствовать формированию доверия к отчетности, однако оно не указывает на эффективность управления предприятием и не дает прогнозов на будущее. Иными словами, аудитор не оценивает, насколько соблюдены интересы акционеров и владельцев компании.

В современной экономической практике выделяют разные формы аудита. Общепринятым является его деление на внешний и внутренний.

Внешний аудит — это осуществление аудиторской деятельности независимым аудитором или специализированной организацией. Заказчиками могут выступать собственники, акционеры, инвесторы, кредитные учреждения и государственные органы.

Внутренний аудит — это элемент системы внутреннего контроля на предприятии. Внутренние аудиторские службы существуют, как правило, в компаниях с разветвленной сетью филиалов. Контроль изнутри помогает руководству осуществлять более грамотное управление, правильно оценивать использование активов, анализировать эффективность финансовых вложений и т.д.

По характеру заказа можно выделить инициативный (добровольный) и обязательный. В первом случае проверка происходит по решению руководства предприятия, учредителей или органов власти, как правило, для объективной оценки финансового состояния предприятия и достоверности отчетности. Обязательный аудит предусмотрен законодательством, проводят его только независимые аудиторские организации.

По виду деятельности экономического субъекта выделяют:

  • банковский аудит (касается банков и иных кредитных организаций);
  • страховой аудит (страховые компании);
  • аудит инвестиционных институтов и бирж;
  • общий аудит (организации прочих видов деятельности).

По стадии развития выделяют:

  • подтверждающий аудит, подразумевающий всеобъемлющую проверку и подтверждение достоверности финансовой информации;
  • аудит, базирующийся на риске, при котором проверку проводят выборочно, в основном в «критических точках» — там, где риски выше; области с низкими рисками исключаются из проверки, тем самым сокращается затраченное время.
  • системно-ориентированный аудит, основанный на изучении и анализе системы внутреннего контроля предприятия. Внешняя экспертиза проводится с учетом его результатов.

В зависимости от направления проверки выделяют:

  • горизонтальный аудит — касается одного процесса от начала до завершения без отвлечения на сопутствующие операции;
  • вертикальный аудит — затрагивает все взаимосвязанные процессы; если в результате проверки выясняется, что данная операция связана с другой, аудит распространяется и на нее;
  • аудит в прямом направлении — следует за естественным ходом процесса от начала и до конца (выпуск продукции, предоставление услуги и т.д.); проверка охватывает взаимосвязанные и параллельно выполняемые операции, позволяет оценить качество процесса в целом;
  • аудит в обратном направлении — начинается с оценки выполненной работы (момент приемки продукции или завершение оказания услуги) и движется в обратном направлении к началу; такая форма контроля позволяет выявить пропущенные операции и расхождения в документации.

По периодичности аудит может быть первичным и повторяющимся. Проверка, организованная впервые, всегда более трудоемкая, ответственная и затратная по времени, поскольку сведения о компании собираются с нуля. При переводе аудиторских проверок на регулярную основу временные затраты сокращаются, процедура становится более простой, поскольку «сильные» и «слабые» стороны предприятия аудитору уже известны.

Вне зависимости от формы аудита, проверяющий должен достичь главной цели. А именно: сделать выводы о том, насколько отчетность соответствует требованиям, нет ли в ней расхождений с законом, полностью ли учтены активы и пассивы, все ли расчеты проведены правильно и обоснованно.

Внешний аудит

Проведение внешнего аудита, как было отмечено, предполагает участие привлеченных экспертов. Его проводят юридически и организационно независимые компании или физические лица, которые гарантируют объективность и отсутствие предвзятости. Внешнего аудитора с проверяемой компанией не должны связывать никакие обязательства, кроме тех, что указаны в договоре на проведение проверки. Подробнее понятие независимости раскрыто в статье 8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности». В частности, указано, что аудиторы не могут быть близкими родственниками учредителям или руководителям проверяемых организаций, не могут входить в состав совета директоров и еще ряд ограничений.

В статье 3 данного закона отмечено, что аудиторская организация должна в обязательном порядке являться членом одной из саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов. Это же требование касается и аудитора-физического лица, который, кроме того, должен обладать квалификационным аттестатом. За свои действия проверяющий ответственен перед законом, своим работодателем и профессиональным сообществом.

Задачи внешнего аудита следующие:

  1. Проверка достоверности сведений, представленных в отчетах, или доказательство их недостоверности.
  2. Контроль соблюдения законодательных требований в вопросах ведения учета и составления отчетности.
  3. Выявление возможностей для оптимизации ресурсов, в том числе более эффективного использования заемных средств.

Возможны и другие цели внешнего аудита: оптимизация налогооблагаемых баз, корректировка ведения бухгалтерского учета, анализ хозяйственной и финансовой деятельности, решение управленческих проблем путем предоставления профессиональных консультаций и др.

Как уже говорилось, основные виды внешнего аудита — это инициативный и обязательный. Добровольный аудит предполагает проверку финансово-хозяйственной деятельности по заданию заказчика, в котором обычно устанавливается объем, глубина, период, уровень точности проверки, а также наличие сопутствующих услуг. Причины могут быть разные: недостаточная квалификация бухгалтерских работников, высокая текучка, падение контрольных показателей, подготовка к сертификации и пр. Инициатива в этом случае, как правило, исходит от руководителей предприятий — они обращаются в аудиторские фирмы самостоятельно.

Обратите внимание!
Статья 48 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 № 14-ФЗ устанавливает, что право инициировать проверку есть у любого участника ООО при условии самостоятельной оплаты им услуг профессионального аудитора. Аудитор не должен быть связан имущественными интересами с инициатором аудита. Проверка при этом может быть сплошной или выборочной.

Обязательный аудит проводят в соответствии с законодательством. Он является комплексным и инициируется государственными органами. Цель такой проверки — подтвердить достоверность представленной отчетности. Случаи, в которых проводится обязательный аудит, перечислены в статье 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» для всех организаций, имеющих организационно-правовую форму акционерного общества, а также:

  • кредитных организаций;
  • бюро кредитных историй;
  • страховых компаний и обществ взаимного страхования;
  • негосударственных пенсионных и иных фондов;
  • паевых инвестиционных фондов;
  • компаний с объемом годовой выручки 400 млн руб. или суммой активов бухгалтерского баланса свыше 60 млн руб.

На заметку
Обязательный аудит не проводят в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов.

Уклонение от обязательного аудита или препятствие ему наказывается крупными штрафами. Обязательный аудит проводят ежегодно по итогам завершенного финансового года, он касается всей финансовой деятельности организации. По итогам составляется аудиторское заключение и информация о результатах проверки для руководителя компании. Результаты проверки заносят в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Аудиторская проверка состоит из ряда этапов.

Планирование. На этом этапе от предприятия поступает предложение о проведении аудита. Компания-аудитор знакомится с финансово-хозяйственной деятельностью потенциального клиента, составляет примерный план и направляет в ответ письмо-обязательство. В нем должны быть указаны условия проведения проверки и обязательства сторон. При условии взаимного согласия составляется официальный договор. Он содержит стандартные обязательные пункты: предмет договора, участники, права и обязанности, ответственность за нарушение условий. Параллельно разрабатывается детальный план будущей проверки. Он включает в себя:

  • описание предмета изучения и список объектов аудита;
  • вопросы, которым следует уделить особое внимание;
  • источники получения информации;
  • состав аудиторской группы;
  • сроки проверки;
  • сроки предоставления результатов.

Проведение аудита. Перед стартом проверки в компании проводят собрание, на котором руководителей подразделений знакомят с целью проверки, порядком ее проведения, согласуют условия. Важно, чтобы со стороны коллектива не возникало никаких препятствий для аудиторов, а те, в свою очередь, действовали строго в рамках плана. Аудиторы должны быть распределены по участкам проверки в соответствии с их профессиональной компетенцией. Внешний аудит может включать не только анализ документов, но и другие методы: беседы с сотрудниками, проверку работы на местах, анкетирование и т.д.

Заключение. По каждому разделу программы аудиторы делают выводы в письменной форме. На основании этих документов формируется аудиторское заключение. Требования к нему регламентирует статья 6 закона «Об аудиторской деятельности». Заключение, в частности, должно содержать полные сведения об аудиторе и объекте проверки, периоде, изученной бухгалтерской и финансовой отчетности, целях, методах и результатах аудита. Выдают аудиторское заключение лицу, подписавшему договор о проведении проверки. Отраженные в нем сведения впоследствии могут стать поводом для принятия ряда управленческих решений.

Внутренний аудит

Определение внутреннего аудита компании закреплено в постановлении Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности». Согласно документу внутренний аудит — это контрольная деятельность, которую проводит собственное подразделение предприятия — служба внутреннего аудита, выполняющая функции мониторинга адекватности и эффективности системы внутреннего контроля.

Проведение внутреннего аудита является добровольным. Его проводят, чтобы решить следующие задачи:

  • проверить правильность составления отчетности и достоверность указанных в отчетах сведений;
  • оценить правильность ведения бухгалтерского учета;
  • оценить эффективность использования ресурсов, своевременность и полноту налоговых отчислений, расчетно-платежную дисциплину в целом;
  • изучить достоверность учета затрат на производство, объемов выручки и иных показателей финансово-хозяйственной деятельности;
  • разработать предложения по улучшению расчетной дисциплины и бухгалтерского учета;

Аудиторы службы внутреннего контроля, как правило, консультируют руководителей подразделений и ответственных за конкретные участки работников по правовым, финансовым, организационным и иным вопросам, помогают устранить недочеты, выявленные в ходе проверки.

Инициировать организацию внутреннего аудита могут собственники компании с целью определить, насколько добросовестно привлеченные управленцы ведут дела фирмы. Заказать проверку может руководитель предприятия, например, при смене главного бухгалтера. Тот, в свою очередь, также вправе затребовать проведение проверки, особенно если разные направления учета закреплены за несколькими сотрудниками. Заказчиками аудита могут выступить потенциальные инвесторы для оценки финансового состояния будущего объекта для вложений.

Выделяют следующие виды внутреннего аудита на предприятии:

  • функциональный аудит систем управления;
  • организационно-технический аудит;
  • всесторонний аудит управления;
  • аудит видов деятельности;
  • аудит на соответствие (каким-либо требованиям);
  • аудит на предмет общей целесообразности.

Объектами проверки становятся материальные, трудовые, финансовые ресурсы и их источники, хозяйственные процессы, результаты хозяйственной деятельности и методы управления предприятием.

Порядок проведения внутреннего аудита и методы компания определяет самостоятельно. Проверка может быть комплексной или тематической (охват отдельных участков), выборочной или сплошной. При частичной проверке возрастает риск пропуска ошибок и недочетов, поэтому бухгалтерские документы, как правило, проверяются полностью.

Главные принципы аудиторской деятельности — независимость и объективность — касаются и внутренних проверок. Однако большинство экспертов признают: абсолютная независимость при проведении процедуры внутреннего аудита едва ли достижима. Как минимум потому, что аудиторы являются сотрудниками той же компании, их карьера и профессиональное благополучие напрямую зависит от решений руководства. Кроме того, отдел внутреннего аудита, как правило, находится в подчинении у руководителя подразделения или финансового директора. И это тоже накладывает отпечаток на отношение со стороны руководителей разных уровней к тем рекомендациям, которые появятся в ходе проверки. В таких условиях внутренним аудиторам крайне сложно свободно и объективно выполнять возложенные обязанности, выражать собственное мнение без оглядки на вышестоящих руководителей. У этой проблемы есть разные пути решения. Например, передать аудиторский отдел в подчинение непосредственно директору, который отчитывается перед советом директоров и аудиторским комитетом. В этом случае аудит окажется независимым от функционального руководства компании. Другой способ — поставить во главе аудиторского отдела финансового директора, который несет персональную ответственность за финансовую деятельность предприятия и результаты контроля.

Наличие выстроенной системы внутреннего аудита не отменяет аудит внешний, особенно в компаниях, которые попадают в обязательный список. Внешний и внутренний аудит выступают, как взаимосвязанные стороны одного процесса.

К сведению
Если в компании налажена система внутреннего контроля, то именно она становится первоочередным объектом для контроля внешнего. Само предприятие проверяют уже во вторую очередь и на основе оценки внутреннего аудита. Иными словами, если независимые аудиторы признают внутренний контроль эффективным и качественным, при проверке непосредственно предприятия ограничатся лишь выборочным тестированием без сплошного охвата. Это позволяет сократить время проверки и затраты на ее проведение.

Задача внешнего и внутреннего аудита — не только подтвердить достоверность отчетных показателей, но и выявить пробелы в финансовой деятельности, позволив заказчику сделать вывод о качестве работы предприятия в целом. В этой ситуации крайне важна точность оценки, которая напрямую зависит от профессионализма аудиторов. Очевидно, что задачу лучше доверить опытным специалистам, которым под силу не просто сформировать объективную картину, но и беспристрастно высказать мнение, не прикрывая чужие ошибки.

Где можно заказать услуги по проведению аудита

Работать в сфере аудита разрешено только организациям — членам аудиторских СРО. Поэтому еще на стадии подбора у аудиторской компании рекомендуется запросить подтверждающие членство в СРО документы и проверить их актуальность. Но что намного сложнее — оценить профессионализм привлекаемых аудиторов. Как это сделать, нам рассказал Рустам Салаватов, к.э.н., руководитель практики «Аудит» аудиторско-консалтинговой компании КСК групп:

«Профессионализм — это прежде всего высокое качество результатов работы, получаемых квалифицированными специалистами при четком соблюдении сроков. Его прямым отражением является деловая репутация аудиторской организации. Этот неотчуждаемый актив проявляется в отношении со стороны внешнего окружения, в понимании и разделении партнерами аудиторской компании ее стратегии, целей, стиля и намерений деятельности. Репутационные показатели можно оценивать различными способами. Чтобы узнать уровень доверия клиентов и их готовность к дальнейшему сотрудничеству, следует получить у них отзывы о работе аудиторов, к которым вы планируете обратиться. Существуют рейтинги, публикуемые авторитетными независимыми агентствами, такими как «Эксперт РА». Длительное присутствие на рынке аудиторских услуг также свидетельствует в пользу высокой деловой репутации. Широкий пул клиентов, количество, сложность и отраслевое разнообразие выполненных проектов, крупный штат аудиторов — все это признаки того, что такому партнеру можно доверять. Но, кроме доверия, неплохо было бы, чтобы ответственность аудиторов была застрахована на приемлемую сумму.

Рекомендую рассматривать компании, спектр услуг которых не ограничен только аудиторской деятельностью или узкой отраслевой направленностью — в этом случае по итогам сплошной аудиторской проверки, управленческого или экспресс-аудита вы сможете заключить договор на консультирование, например, в области ведения налогового учета, инвестиционного анализа, организации системы внутреннего контроля, автоматизации бизнес-процессов или юридического сопровождения бизнеса. Кроме того, иметь одного партнера сразу по нескольким направлениям экономически всегда более выгодно.

С большинством крупных клиентов компания КСК групп работает как раз по такому принципу. Наши эксперты проводят независимые проверки, в ходе которых удается выявить и устранить все нарушения, обнаружить угрозы и нереализованные возможности. При этом мы рассматриваем аудит как комплексное понятие, учитываем специфику компании и особенности управления. По итогам выдаем руководителю рекомендации для принятия ключевых решений. Мы помогаем оценить эффективность бизнеса и выявить приоритетные направления развития, что помогает оптимизировать ресурсы и максимально сократить риски».

P.S. КСК групп — аудиторско-консалтинговая компания, работающая с частными предприятиями реального сектора экономики. Проводит обязательный, инициативный, управленческий, экспресс-аудит, по РСБУ и МСФО. Клиентская база насчитывает свыше 1000 компаний. Почти за четверть века реализовано свыше 4000 проектов.

Внутренний аудит и контроль финансово-хозяйственной деятельности организации (И. Н. Пашкина)

2.2. Требования к руководителям и сотрудникам внутреннего аудита и контроля. Ревизионные комиссии

Осуществление деятельности предприятия с целью извлечения прибыли требует от руководства максимального контроля за работой отдельных подразделений, отделов, цехов.

У руководства предприятия есть выбор при организации контроля и ревизии на предприятии. Так, функции внутреннего финансово-экономического контроля может выполнять любой квалифицированный сотрудник, работающий на проверяемом предприятии (бухгалтерия, специальные службы внутреннего аудита, отдельные ревизоры). Также организация может привлекать для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешних аудиторов.

От руководства организации зависят эффективность работы системы внутреннего контроля, его соответствие специфике деятельности предприятия. Следовательно, ответственность за работу системы внутреннего контроля возлагается на руководство предприятия.

Требования, предъявляемые к сотрудникам отдела внутреннего аудита.

Руководитель отдела обязан:

1) иметь высшее экономическое образование и аттестат профессионального аудитора;

2) иметь стаж работы в области аудита или в подразделениях внутреннего аудита не менее двух лет;

3) не иметь судимости;

4) знать работу всех подразделений.

Иные требования, предъявляемые к руководителю отдела, определяются должностной инструкцией. Сотрудники отдела обязаны:

1) иметь высшее экономическое образование;

2) стаж работы в области аудита или в подразделениях внутреннего аудита не менее одного года;

3) не иметь судимости;

4) знать работу подразделений, проверку которых осуществляют.

Иные требования, предъявляемые к сотрудникам отдела, определяются должностными инструкциями.

На предприятии применяют систему внутреннего контроля только в том случае, если затраты на функционирование системы меньше потерь, которые возникли бы при ее отсутствии. Известно, что проведение ревизии и внешнего аудита предполагает определенные расходы. Эти расходы можно сократить, если внутрихозяйственный контроль будет осуществляться службой бухгалтерского учета.

При проведении внутрихозяйственного контроля бухгалтерией организации выделяют три основных элемента:

1) среду контроля;

2) учетную систему;

3) процедуры контроля.

Добиться снижения риска в деловой и финансовой деятельности организации, а также в бухгалтерском учете поможет сочетание этих элементов.

Среда контроля – это действия руководства организации и ее собственников, которые отражают общее отношение к контролю, т. е. насколько важен контроль на предприятии. Существуют следующие элементы среды контроля: организационная структура, распределение обязанностей, работа с персоналом, стиль управления, влияние внешних факторов на контроль в организации. Эти элементы выделяют при оценке среды контроля.

Схема организации работы бухгалтерии как ревизионного органа довольно простая (рис. 1). Все отделы бухгалтерии находятся в подчинении у главного бухгалтера. А каждый отдел бухгалтерии проверяет работу соответствующих служб и структурных подразделений. Чем меньше количество уровней управления, тем выше эффективность проверок.

Рис. 1. Функционирование бухгалтерии как ревизионного органа

Использовать бухгалтерию в качестве ревизионного органа можно, если:

1) интересы учредителей, руководителей и бухгалтерских работников предприятия не пересекаются (работникам бухгалтерии не придется выявлять ошибки других работников организации);

2) процедуры проверки довольно стандартны, выполняются планово;

3) со стороны бухгалтерии отмечается высокий уровень доверия к контролю.

На каждом предприятии существует распределение полномочий и ответственности между персоналом. Все инструкции, рекомендации и указания для сотрудников разрабатываются руководством предприятия в письменном виде. Это необходимо для правильного ведения хозяйственных операций.

Для контроля за работой организации руководство использует следующие управленческие методы:

1) определение квалификации сотрудников;

2) оценку системы обработки информации и составления отчетов;

3) анализ достигнутых результатов финансовой деятельности и сравнение их с запланированными;

4) изучение деятельности дочерних предприятий.

Порядок осуществления внутреннего управленческого учета имеет большое значение, когда в роли ревизионного органа выступает бухгалтерия. Также большую роль играет подготовка отчетности для внутренних целей.

Для получения требуемых результатов от деятельности предприятия нужно укомплектовать штат организации необходимым количеством высококвалифицированных сотрудников, обладающих достаточным опытом для выполнения своих обязанностей. Также требуется проводить или направлять сотрудников на курсы обучения, переподготовки и повышения квалификации.

На работу предприятия могут воздействовать внешние факторы, т. е. требования действующего законодательства.

Учетная система – это совокупность процедур, благодаря которым происходит полное и своевременное отражение хозяйственных операций. Это процедуры по сбору, регистрации, обработке и представлению данных об активах и хозяйственных операциях организации.

Для проверки учетной системы организации необходимы изучение и оценка следующих сведений о его хозяйственной деятельности:

1) учетная политика организации;

2) основные принципы ведения бухгалтерского учета;

3) организационная структура бухгалтерии;

4) распределение обязанностей между сотрудниками бухгалтерии;

5) порядок подготовки бухгалтерской отчетности;

6) средства контроля, применяемые в отдельных областях учета.

Процедура контроля – это методы и правила, которые разрабатываются руководством организации. Процедура контроля необходима для выполнения целей контроля. Цель заключается в том, чтобы совершаемые хозяйственные операции были защищены и зарегистрированы законно, полностью и точно.

Процедура контроля необходима для того, чтобы выявить и исправить все допускаемые сотрудниками ошибки, поскольку они будут сохранены в учетных регистрах или компьютерных файлах.

Бухгалтерия должна проверить:

1) полноту данных;

2) точность данных;

3) разрешение операций;

4) сохранность активов и записей.

Процедура контроля полноты данных заключается в сохранности документов и в верном отражении данных по хозяйственным операциям. Все хозяйственные операции должны быть отражены в учетных регистрах.

При проверке точности данных важно верное и своевременное разнесение по счетам всех данных по каждой хозяйственной операции.

Процедура контроля разрешения операций заключается в том, чтобы все хозяйственные операции были законны. Важно проверить:

1) правильно ли осуществляется документооборот;

2) выдает ли руководство организации разрешение на совершение отдельных хозяйственных операций;

3) происходит ли осмотр товарно-материальных ценностей при их оприходовании или отпуске;

4) происходит ли сравнение с данными первичных документов содержания, количества и состояния товарно-материальных ценностей.

Процедура контроля сохранности активов и записей заключается в ограничении доступа к активам организации лиц, не имеющих на то полномочий, предотвращении факта хищения, уничтожения или порчи активов. Для предотвращения хищений необходимо установить средства охраны: сигнализации, сейфы, устройство оборудованных складских помещений и т. п. Также требуется периодически проводить внутренние ревизии и инвентаризации.

Внутрихозяйственные учетные проверки нужны для своевременного обнаружения ошибок. Благодаря внутрихозяйственным учетным проверкам идет контроль за правильностью выполнения предыдущих контрольных процедур.

Классификация нарушений, допускаемых бухгалтерами:

1) случайные ошибки;

2) повторяющиеся ошибки.

Проверка документов позволяет выявить не только нарушения, но и скрываемые за ними злоупотребления. Если проверяющий обнаружил нарушения в составлении и оформлении документов, не исключено, что он имеет дело с подделкой, т. е. с фальшивым документом. Для выявления фальсифицированных документов необходимо проверить отраженные в документе операции по существу. В организации могут использовать приемы сопоставления разных экземпляров одного и того же документа, копий документа с подлинником и т. д.

От руководства организации зависят эффективность и регулярность работы системы внутреннего контроля. Ревизор на предприятии назначается в соответствии с учредительными документами или правилами внутреннего распорядка. Также в соответствии с этими документами может быть создана ревизионная комиссия. Им, как правило, передается часть функций по поддержанию системы внутреннего контроля.

При правильном распределении обязанностей между сотрудниками снижается риск возникновения ошибок, т. е. попыток нарушать требования контроля становится меньше. Функции данного сотрудника являются несовместимыми, если их выполнение может привести к совершению случайных или умышленных ошибок. Функции, подлежащие распределению между сотрудниками, следующие:

1) доступ к активам предприятия;

2) осуществление операций с активами;

3) непосредственное осуществление хозяйственных операций;

4) отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете.

От ревизора зависит эффективное функционирование системы внутреннего контроля. Немаловажное значение имеют продвижение по службе, обучение и подготовка кадров. Это обеспечивает высокую квалификацию и честность сотрудников организации.

Исследуем системы внутреннего контроля на предприятии, если внутренним контролем занимаются ревизоры (рис. 2).

Рис. 2. Работа ревизионной комиссии

Особенностью такой организации внутреннего контроля является то, что ревизоры – это сотрудники предприятия, но не работники бухгалтерии. Ревизионные комиссии собираются по распоряжению руководителя, проводят проверки, и после выполнения проверок работники выполняют на предприятиях основную работу.

Работа ревизионной комиссии для учредителей предприятия и его руководства имеет информационное и консультационное значение.

Обычно формирование контроля за счет ревизионных комиссий происходит, если:

1) загруженность бухгалтерии не позволяет отвлекать работников бухгалтерии на проведение ревизий;

2) необходимы единовременные или внеплановые проверки отдельных подразделений, лиц или выполнения работ;

3) при проведении ревизии выявлены ошибки бухгалтерии, поэтому ревизии необходимо поручить другим лицам. В зависимости от требований собственников предприятия и его руководства объекты ревизии могут быть различными.

Функции ревизии:

1) проверка того, насколько точно сотрудники организации соблюдают законы, придерживаются ли они требований учетной политики;

2) проверка бухгалтерской информации: специальное изучение отдельных статей бухгалтерской отчетности, детальные проверки операций и остатков по бухгалтерским счетам;

3) проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

4) оценка эффективности работы внутреннего контроля в организации, филиалах, структурных подразделениях;

5) контроль за финансовой системой организации, ее отдельными элементами;

6) проверка наличия имущества, его состояния и обеспечения сохранности на предприятии;

7) оценка программного обеспечения, используемого на предприятии;

8) расследование отдельных случаев, например подозрений в хищении;

9) разработка предложений и рекомендаций по улучшению ведения бухгалтерского учета, внутреннего контроля и работы организации в целом.

В данном случае, т. е. когда внутренним контролем занимаются ревизоры, не являющиеся работниками бухгалтерии, работа ревизионной комиссии независима от руководителей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурных подразделений, органов внутреннего контроля и т. п. Ревизионная комиссия подчиняется и обязана представлять отчеты только назначившему ее руководству и учредителям.

Руководство предприятия определяет задачи ревизий исходя из потребностей управления как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом.

Руководство предприятия имеет право вносить необходимые изменения внутри предприятия. Для того чтобы быстро и своевременно вносить изменения, руководство использует информацию ревизоров.

Ревизионная комиссия организации в ходе проверок должна учитывать то, что финансовая система экономического субъекта должна включать в себя:

1) контрольную среду, т. е. руководство экономического субъекта следит за работой внутреннего контроля. Контрольная среда включает в себя:

а) соблюдение предприятием требований действующего законодательства;

б) стиль и основные принципы управления данным предприятием;

в) организационную структуру экономического субъекта;

г) осуществляемую кадровую политику;

д) распределение ответственности и полномочий между персоналом организации;

е) порядок подготовки бухгалтерской отчетности для внешних пользователей;

ж) порядок осуществления внутреннего управленческого учета;

з) порядок подготовки отчетности для внутренних целей;

2) систему бухгалтерского учета;

3) отдельные средства контроля – виды аналитических процедур.

В своей работе ревизоры используют:

1) сопоставление остатков по счетам за различные периоды;

2) сопоставление разных статей отчетности с данными предыдущих периодов;

3) сопоставление финансовых показателей деятельности организации со средними показателями соответствующей отрасли экономики;

4) сопоставление финансовой и нефинансовой информации.

Нефинансовая информация – сведения о деятельности организации, не отражаемые напрямую в бухгалтерском учете.

Рассмотрим процедуры, которые может использовать ревизионная комиссия для сбора доказательств:

1) проверка арифметических расчетов. Путем независимого выборочного пересчета производится проверка точности расчетов в документах и учетных записях;

2) проверка правильности ведения учета отдельных хозяйственных операций. Аудитор имеет возможность проконтролировать учетные работы, выполняемые финансово-экономическими службами;

3) инвентаризация – проверка наличия и сохранности имущества и финансовых обязательств;

4) подтверждение (сверка расчетов). От должностных лиц аудитор в письменном виде получает информацию о реальности остатков на счетах учета денежных средств, расчетных счетах, счетах дебиторской и кредиторской задолженности;

5) проверка правильности оформления документов;

6) прослеживание (сканирование) – выборочная проверка первичных документов, правильности указанной корреспонденции счетов;

7) устный опрос сотрудников организации, дающий возможность оценить работу отдельных сотрудников, подразделений, выяснить уровень их квалификации, порядок документооборота и т. д.;

8) проведение аналитических процедур – анализ и оценка полученной информации. С их помощью можно выявить неверно отраженные в учете хозяйственные операции, а также установить причины таких ошибок. Внутренний аудит решает такие задачи, как:

1) контроль за состоянием активов;

2) выполнение в организации контрольных процедур;

3) проверка функционирования системы внутреннего контроля;

4) обработка полученной в ходе аудита информации;

5) оценка качества информации, полученной при проведении аудита.

Основными задачами управленческого и производственного аудита являются совершенствование организации и системы управления предприятием, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств.

Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, необходим как помощь клиентам для повышения эффективности использования ресурсов и достижения намеченных целей.

Аудит хозяйственной деятельности, который иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации, по значению и целям похож на управленческий аудит. Он заключается в анализе хозяйственной деятельности организации, проводимом для определенных целей. При аудите хозяйственной деятельности аудитор должен сделать полный анализ определенных видов деятельности.

Проведение аудита хозяйственной деятельности может осуществляться как по заказу учредителей организации и ее руководства, так и по требованию государственных органов.

Понятие внутреннего аудита

Одной из особенностей системы внутреннего аудита является то, что он осуществляется в момент оформления хозяйственных операций, что позволяет в текущем времени определять недостатки в работе различных служб, а так же принимать соответствующие меры по устранению этих недостатков.

В теории и практике аудит подразделяется на внешний и внутренний аудит. С понятием «внешний аудит» связывают проверки, выполняемые аудитором, в полной мере независимым от собственников, акционеров и исполнительных органов экономического субъекта, с целью выражения объективного мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Проведение внешнего аудита, как с законодательной стороны, так и со стороны этических норм, организуется независимыми аудиторами.

Внутренний же аудит — это контрольная деятельность, осуществляемая внутри самого аудируемого лица, осуществляемая определенным подразделением или определенными сотрудниками компании.

Само понятие внутренний аудит у различных авторов трактуется по разному, но сводится к одной и той же сущности, разморим подходы к определению понятия внутреннего аудита.

Подходы авторов к определению понятия «внутренний аудит»

По мнению К.А. Первова, «внутренний аудит – это контрольная деятельность за различными аспектами управления и функционирования организации, которую осуществляют представители специального контрольного органа в целях установления законности проводимых работниками хозяйственных операций, а также соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета».

Е.А. Васильева и Т.Н. Гуськова придерживаются следующего мнения, касаемого определения понятия внутренний аудит, согласно их точки зрения «внутренний аудит в системе внутрихозяйственного контроля представляет собой важную функцию управления, которая охватывает учет, финансовый анализ и контроль, сравнение и оценку фактически достигнутого результата с поставленными целями и задачами предприятия».

Согласно мнению Ф.Н. Филиной, «внутренний аудит представляет собой важную функцию управления, которая охватывает учет, финансовый анализ и контроль, сравнение и оценку фактически достигнутого результата с поставленными целями и задачами предприятия».

Наиболее выдержанным с сущностных позиции, на наш взгляд, является определение данное Институтом внутреннего аудита США: «Внутренний аудит — независимая деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в ее интересах».

В коммерческих организациях внутренний аудит, как правило, осуществляет служба внутреннего контроля, при этом размер этой службы зависит от размера самой организации. Цели внутреннего аудита так же могут зависеть от размера аудируемого лица, при этом, основополагающим фактором определяющим цель проведения внутреннего аудита является требование руководства.

О.Е. Орлова считает, что «основная цель внутреннего аудита заключается в обеспечении эффективности функционирования всех видов деятельности на всех уровнях управления, а также в защите законных интересов организации и ее собственников».

Внутренний аудит имеет тесную взаимосвязь с экономическим анализом, что определяет идентичность методов при его проведении. К основным методам проведения внутреннего аудита, так же как и экономического анализа, можно отнести аналитические и статистические методы. Взаимосвязь внутреннего аудита и экономического анализа выражается так же в использовании идентичных источников информации (информационной базы). К основным источникам информации для организации проведения внутреннего аудита можно отнести: формы бухгалтерской и статистической отчетности, бухгалтерские и налоговые регистры, первичная документация, а так же иные документы управленческого учета, являющиеся, как правило, коммерческой тайной организации. Данные внутреннего аудита, в целом, могут являться и информационной базой для проведения внешнего аудита.

Классификация внутреннего аудита

Классифицируя внутренний аудит, можно выделить несколько его основных видов (таблица 1).

Таблица 1 – Виды внутреннего аудита

Виды внутреннего аудита Характеристика
Операционный аудит Представляет собой такой вид аудита, при котором проводятся исследования хозяйственной системы с точки зрения ее эффективности функционирования
Аудит на соответствие требованиям Представляет собой такой вид аудита, при проведении которого проводится исследование хозяйственной системы на предмет ее соответствия основным нормативно – правовым требованиям
Аудит финансовой отчетности Представляет собой такой вид аудита, при проведении которого проводится исследование системы бухгалтерского учета и ее соответствия действующему законодательству
Комплексный экономический анализ Специфический вид аудита, в котором главная роль отведена аналитическому аудиту (расчетам и анализу)

Из перечисленных видов внутреннего аудита, наиболее значимым является аудит финансовой отчетности, что определено широким кругом лиц, заинтересованным в исследовании результатов проведения данного вида аудита.

В настоящее время не существует единого мнения о сущности и видах внутреннего аудита. Наиболее известен и дольше всех существует бухгалтерский аудит. Однако помимо его есть и другие виды внутреннего аудита. Они различаются по сферам, к которым относятся и задачам, которые перед собой ставят в системе внутрифирменного управления.

Функции внутреннего аудита

Функции внутреннего аудита и включают в себя:

— постоянный мониторинг процедур внутреннего контроля в организации;

— обзорная проверка соблюдения действующего законодательства в области как бухгалтерского учета, так и деятельности организации в целом;

— проверка деятельности отдельных служб функционирования организации;

— проверка сохранности и учета имущества экономического субъекта;

— оценка используемого организацией программного обеспечения;

— проверка случаев наличия внештатных ситуаций, связанных с злоупотреблениями полномочиями;

— разработка и внедрение мер по устранению выявленных недостатков.

В целом можно отметить, что в процессе проведения внутреннего аудита осуществляется не только контроль за сохранностью имущества организации, но и контроль за эффективностью экономической политикой и системой управления в целом, что еще раз показывает тесную взаимосвязь внутреннего аудита с экономическим анализом хозяйственной деятельности. Поэтому в системе корпоративного управления можно выделить следующие функции внутреннего аудита (таблица 2).

Таблица 2 – Функции внутреннего аудита в системе корпоративного управления

Бух. учет Налог. учет Технология Производство Маркетинг Юрид. Персонал Приобретение Информатика
Аудит эффективности Х Х Х Х Х
Управленческий аудит Х Х Х Х Х Х Х
Стратегический аудит Х Х Х Х Х Х Х
Бухгалтерский аудит Х Х Х
Налоговый аудит Х Х Х Х Х Х Х

Служба внутреннего аудита в организации

Наличие в организации службы внутреннего аудита является показателем хорошо налаженной системы корпоративного управления и определяет высокий уровень инвестиционной привлекательности компании.

В современных экономических реалиях внутренний аудит является довольно важным инструментом собственников предприятия, необходимым для оценки эффективности и надежности системы внутреннего контроля.

В России внутренний аудит является неотъемлемой частью системы внутреннего контроля и дает возможность оценить эффективность тактики руководства и управления фактами хозяйственной деятельности, достоверность учетно-контрольных данных законодательству РФ.

Внутренний аудит является главным составляющим элементом системы внутреннего контроля. Он может реализовываться в организации только по средствам создания отдела (службы) внутреннего аудита и должен представлять собой структуру управления хозяйствующим субъектом на основе разграничения ответственности за уровень достоверности данных учетных данных и бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также выявлять, корректировать и предотвращать возникновение ошибок. Ключевыми обязанностями отдела (службы) внутреннего аудита является:

— оказание помощи административно — управленческому персоналу организации во всесторонней проверке деятельности хозяйствующего субъекта;

— рационализация расходов и увеличение доходов организации; выявление резервов повышения эффективности финансовой и производственной деятельности и, что в совокупности позволяют решать поставленные задачи финансовой политики с максимальной отдачей и результативностью;

— предупреждение и разработка контрольных процедур за соблюдением и качеством выполнения управленческих функций руководителей, специалистов, работников службы бухгалтерского и налогового учета, материально-производственных лиц и других работников, выполняющих функции самоконтроля;

— проведение специального внутреннего аудита для целей достоверности и правильности исчисления налоговых баз, использования льгот и др.

Работа отдела (службы) внутреннего аудита должна регламентироваться Положением об отделе внутреннего аудита, специалисты данного отдела наделяются правами, обязанностями и ответственностью. Задачи функционирования этого отдела сводятся к следующему:

— проверка достоверности составления управленческой, бухгалтерской и налоговой документации, с целью достоверного формирования бухгалтерских данных и налогооблагаемых показателей для составления отчетности;

— проверка правомерности использования денежных средств и других активов предприятия, с целью их сохранности и приумножения; контроль и исполнение текущих и финансовых обязательств;

— внутренняя оценка работы структурных звеньев бухгалтерией, финансового отдела и других служб, на вопрос выполнения контрольных процедур, устранения выявленных недостатков и недопущения их в будущем и т,д.

Место внутреннего аудита в системе внутреннего контроля

Но, не смотря на все вышеперечисленное, внутренний аудит является самостоятельным явлением и имеет стандартные характеристики: исполнение контрольных функций административно-управленческого аппарата; проведение всех форм контроля; первоочередное выполнение интересов высшего звена управления.

Понятия внутреннего контроля и внутреннего аудита не обладают идентичностью.

В практической жизни внутренний контроль актуален для каждого экономического субъекта независимо от его организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности. Существует мнение, что внутренний контроль — это личное дело руководства организации, и возможность его применения зависит от хозяйственной необходимости, финансовых возможностей и заинтересованности администрации в получении результатов внутренних проверок по вопросам оценки достоверности составления налоговых показателей.

Цель внутреннего контроля не останавливается только на подтверждении достоверности учета (бухгалтерского, управленческого, налогового) и отчетности, по средствам соблюдения буквы закона утвержденного на территории РФ, а способствует формированию актуальной и надежной информации для реализации стратегии и тактики руководства.

Отдельные экономисты в своих работах утверждают, что внутрихозяйственные проверки (аудит или внутренний контроль) представляют собой тщательный и непрерывный обзор выполнения контрольных процедур, который способствует своевременному обнаружению ошибок, нацеливают сотрудников на квалифицированное исполнение своих обязанностей и составление финансовой и налоговой отчетности.

Отсюда подтверждается необходимость его создания, которая снизит негативность влияния внутренних рисков и угроз финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов.

Для сохранения платежеспособности, получения преимуществ над конкурентами требуется реализация контрольных мер направленных на противодействие существующим угрозам формирования учетной, управленческой и прочей документации.

Как показала практика его применения, внутренний контроль в большинстве случаев осуществляется службой бухгалтерского учета и контроля, и в редких случаях — отделом внутреннего контроля и эффект от их создания, позволит исключить реальные и потенциальные угрозы для бизнеса.

Поэтому предприниматели и руководители экономических субъектов, в современных рыночных условиях осуществляя свою деятельность в условиях неопределенности, прежде всего, должны предвидеть риски, связанные с их деятельностью, и стремиться снизить их до максимально низкого уровня. Для этого высшим эшелоном власти должен осуществляться постоянный контроль, как за деятельностью работников, так и за организацией в целом.

Во всех крупных организациях генеральный директор тратит значительное время на организацию внутреннего контроля, на надзор и поддержание ее эффективной работы, на оценку результатов и выявление слабых и негативных мест в системе внутреннего контроля. При таких обстоятельствах руководству будет целесообразно делегировать часть контрольных функций специально обученному специалисту или отделу внутреннего контроля (или аудита).

Таким образом, внутренний аудит является составляющей частью системы внутреннего контроля, и главенствуя над ним, он дает оценку эффективности всей СВК (рис.1.)

Взаимосвязь внутреннего контроля и внутреннего аудита

Таким образом, место внутреннего аудита в системе внутреннего контроля раскрывается через его концепцию, которая включает в себя: анализ, определение и управление рисками; разработка системы санкционированного доступа к информации организации, ее отчетности, активам; слежение за самой системой внутреннего контроля.

Просмотров 418

Внутренний аудит в организации: виды, задачи, функции

Целью аудита в Российской Федерации законодательно определено выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц в соответствии с действующим законодательством. В формировании достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом и отдельных ее показателей, в частности, принимают участие различные службы организаций, в том числе службы внутреннего аудита. В статье дан обзор мнений специалистов по вопросам классификации видов, задач и функций внутреннего аудита.

В соответствии с Федеральным законом от 07.08.1991 N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» целью внутреннего аудита как особого вида аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. На наш взгляд, применительно к внутреннему аудиту данную цель можно трансформировать как контроль за формированием достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности. Служба внутреннего аудита может быть организована с целью проведения независимой оценки таких составляющих бизнеса, как качество корпоративного управления, степень управления рисками и прозрачности бизнеса.

Следует отметить определенную эволюцию в раскрытии вопросов сущности и целей организации внутреннего аудита. В 90-х гг. ХХ в. в отечественной литературе преобладало определение внутреннего аудита во взаимосвязи с внутрихозяйственным контролем. В настоящее время более распространена точка зрения, согласно которой цель организации внутреннего аудита — оказание помощи сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Аналогичное определение представлено в документах Института внутренних аудиторов США.

Российские стандарты (правила) аудита дают следующее определение сущности внутреннего аудита. Это — организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. К институтам внутреннего контроля согласно Правилу (стандарту) аудиторской деятельности «Изучение и использование работы внутреннего аудита», одобренному Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 27 апреля 1999 г., Протокол N 3, относятся назначаемые собственниками экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.

В глоссарии терминов международных стандартов аудита внутренний аудит определен как оценочная деятельность, осуществляемая внутри субъекта как услуга, предназначенная для субъекта. В соответствии с Кодексом этики профессиональных бухгалтеров в функции внутреннего аудита входят, в частности, изучение, оценка и мониторинг адекватности и эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. На наш взгляд, рассматривая сущность внутреннего аудита, его цели, задачи и функции, следует проводить различия применительно к уровням внутреннего аудита, например внутреннего аудита отдельных хозяйствующих субъектов и групп взаимосвязанных организаций (холдингов), что не нашло широкого отражения в современной отечественной литературе.

Нами предложена следующая классификация внутреннего аудита в зависимости от выбранных критериев (табл. 1).

Таблица 1

Виды внутреннего аудита

Критерии Виды
Структура
аудируемых
объектов
Аудит отдельного структурного подразделения
Аудит отдельного юридического лица с простой
организационной структурой
Аудит отдельного юридического лица со сложной
организационной структурой
Аудит консолидируемой группы
Степень
применения МСФО
на различных
стадиях
формирования
консолидированной
финансовой
отчетности
Аудит организаций и холдингов, составляющих
финансовую отчетность только по РСБУ
Аудит организаций и холдингов, составляющих
финансовую отчетность по МСФО способом
трансформации данных
Аудит организаций и холдингов, составляющих
финансовую отчетность по МСФО способом
конверсии данных
Задачи Аудит финансовой отчетности
Налоговый аудит
Аудит соответствия требованиям (законодательно
установленным предписаниям) и целесообразности
Ценовой аудит
Управленческий аудит (производственный аудит)
Аудит хозяйственный деятельности
Специальный аудит (экологический, операционный
и др.)
Функции Собственно аудит (цель — подтверждение
достоверности финансовой отчетности)
Оценка и контроль эффективности системы
управления
Консультирование участников консолидируемой
группы
Функции, связанные с внешним контролем и
оценкой деятельности участников
консолидируемой группы
Периодичность
осуществления
Первоначальный
Разовый
Оперативный
Итоговый
Взаимоотношения
со службами
внешнего аудита
Предшествующий внешнему аудиту (связанный с
внешним аудитом)
Не предшествующий внешнему аудиту (не
связанный с внешним аудитом)

Цели внутреннего аудита можно сформулировать следующим образом:

  • обеспечение более эффективного управления организацией и группой взаимосвязанных организаций;
  • оперативное выявление текущих проблем в рамках отдельной организации — участника группы и в целом группы взаимосвязанных организаций;
  • защита законных интересов организации и ее собственников, в том числе защита общих интересов всех участников группы взаимосвязанных организаций;
  • помощь сотрудникам организации в эффективном выполнении ими своих функций;
  • оценка эффективности и надежности системы внутреннего контроля.

Внутренний аудит выполняет различные функции, при определении которых также не существует единых мнений.

Так, А.К. Макальская отмечает, что внутренний аудит :

  • дает высшему звену управления всей организацией информацию о ее финансово-хозяйственной деятельности;
  • повышает эффективность системы внутреннего контроля, препятствующие возникновению нарушений;
  • подтверждает достоверность отчетов обособленных структурных подразделений организации.

Л.В. Сотникова отмечает участие внутреннего аудита в процессах реинжиниринга, т.е. изменения структуры управления организацией .

Р.А. Алборов рассматривает такие функции внутреннего аудита, как :

  • анализ внешних факторов и оценка их влияния на деятельность организации;
  • консультирование учредителей и сотрудников администрации по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, анализа хозяйственной деятельности, менеджмента и права;
  • организация подготовки к проведению внешнего аудита, проверок налоговых и других контрольных органов;
  • периодический контроль за финансово-хозяйственной деятельностью;
  • проверка правильности составления и условий выполнения хозяйственных договоров;
  • оценка экономичности и эффективности операций организации;
  • проверка уровня достижения программных целей.

В трудах А.Д. Шеремета и В.П. Суйца отмечается, что внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров .

По мнению Ю.Н. Воропаева, внутренний аудит может как повторять функции внешнего аудита (за исключением представления официального заключения внешним пользователям), так и иметь более расширенный круг функций и задач, определяемый создавшим его управляющим органом .

Таким образом, функции внутреннего аудита не ограничиваются только функциями контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, характерными для контрольно-ревизионных служб. Например, В.В. Скобара отождествляет внутренний аудит с внутренним контролем, осуществляемым внутренними ревизорскими службами (отделами) .

В.В. Бурцев, рассматривая внутренний контроль с позиции участия в процессе управления, применяя кибернетический подход, признает целью внутреннего контроля информационную прозрачность объекта управления для принятия эффективных решений и определяет внутренний аудит как одну из форм внутреннего контроля . По его мнению, другая форма внутреннего контроля, определенная как структурно-функциональная форма, отражает взаимодействия единиц организационной структуры, соответствующие их контрольным функциям, и применима в отличие от внутреннего аудита ко всем организациям.

Л.В. Сотникова считает, что внутренний аудит представляет собой не форму организации внутреннего контроля, а структуру, дополняющую структурно-функциональную систему внутреннего контроля и входящую в ее конфигурацию .

Система внутреннего аудита не может быть полностью отождествлена с внутренним контролем, что вытекает из данных выше определений сущности, целей и функций внутреннего аудита. В то же время система внутреннего контроля может функционировать и без создания органов внутреннего аудита. Внутренний аудит, на наш взгляд, следует рассматривать как дополнительный уровень элемента контроля в системе управления за достоверностью финансовой отчетности, в частности, и эффективностью системы внутреннего контроля в целом. При этом возможна трансформация контрольно-ревизионных служб в отдельные службы внутреннего аудита.

По мнению А. Сонина, внутренний аудит должен обеспечивать оценку системы внутреннего контроля для повышения ее эффективности и предотвращения избыточного нецелесообразного контроля .

На наш взгляд, внутренний аудит следует рассматривать в качестве:

  • части системы внутреннего контроля;
  • функции выявления и оценки рисков;
  • независимой оценки информационных потоков, в том числе финансовой отчетности (индивидуальной и консолидированной).

При принятии решения об организации и определении функции внутреннего аудита каждый экономический субъект должен учесть влияние таких факторов, как:

  • направление и специфика деятельности;
  • объемы показателей финансово-экономической деятельности субъекта;
  • сложившаяся система управления;
  • состояние системы внутреннего контроля.

Функции внутреннего аудитора могут выполнять :

  • специальные службы внутреннего контроля;
  • отдельные специалисты внутреннего аудита, состоящие в штате организации;
  • ревизионные комиссии (ревизоры);
  • привлекаемые сторонние организации;
  • внешние аудиторы.

Функции внутреннего аудита должны выполняться непосредственно работниками организации, поэтому предложения о том, что внутренним аудитом могут заниматься не только работники организации, но и приглашенные независимые аудиторы, являются ошибочными .

Нам представляется, что, если внутренний аудит осуществляется на постоянной основе и предусматривает ежедневный контроль и выполнение иных действий, привлечение внешних специалистов экономически нецелесообразно. Но при решении отдельных задач, определенных для служб внутреннего аудита, данное привлечение сторонних специалистов может быть обоснованным.

При отсутствии службы внутреннего аудита в организационной структуре хозяйствующего субъекта его функции в области контроля осуществляются главным бухгалтером и работниками бухгалтерии, так как в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ (в ред. от 23.07.1998) «О бухгалтерском учете» это является их должностными обязанностями.

На наш взгляд, особого внимания заслуживает утверждение, что во внутреннем аудите нуждаются организации :

  • имеющие сложную структуру;
  • осуществляющие финансово-хозяйственные операции во взаимодействии с другими экономическими субъектами.

Ко второму направлению можно отнести такие связанные стороны, как финансово-промышленные и банковские группы, холдинги в целом и отдельные их члены, а также иные объединения, приводящие к приобретению контроля одной организации над другими. По данному направлению возникает необходимость рассмотреть определение внутреннего аудита взаимодействий и финансовой отчетности, полученной путем консолидации связанных сторон. Л.В. Сотникова дает следующее определение. Внутренний аудит финансово-промышленной группы (ФПГ) — это система контрольных действий, осуществляемых по поручению совета управляющих ФПГ (холдинга) специальным структурным подразделением, подчиняющимся только совету управляющих, за деятельностью организаций, входящих в холдинг, при которой устанавливаются законность, достоверность и экономическая целесообразность совершения хозяйственных операций, а также правильность действий должностных лиц, участвующих в их осуществлении.

Организуя внутренний аудит групп взаимосвязанных организаций (холдингов, консолидируемых групп), можно выделить следующие его направления, в широком смысле составляющие корпоративный аудит:

  • аудит финансовой отчетности;
  • аудит управленческих решений в финансово-экономической области (управленческий аудит);
  • аудит управления рисками.

Корпоративный аудит в узком смысле может быть определен как реализация и контроль соответствия корпоративным стандартам.

На наш взгляд, необходимо провести сравнение внутреннего аудита отдельного хозяйствующего субъекта и внутреннего аудита связанных сторон (холдинга). В табл. 2 приведены сравнительные характеристики внутреннего аудита организации и группы организаций на примере внутреннего аудита финансовой отчетности.

Таблица 2

Характеристика внутреннего аудита консолидированной финансовой отчетности

Характеризующий
признак
Внутренний аудит группы взаимосвязанных
организаций
Объект аудита Консолидированная финансовая отчетность
Индивидуальная финансовая отчетность
материнской и дочерних компаний
Дочерняя компания может являться материнской
для других организаций, следовательно, для
консолидации может быть представлена
консолидированная отчетность, объединяющая
данные дочерней и внучатых компаний
Специфические
процедуры
Проверка правильности определения параметров
консолидации
Проверка достоверности результатов
преобразования данных индивидуальной
финансовой отчетности участников группы при
применении различных отчетных форм
Проверка правомерности определения
существенных показателей и возможных
реклассификаций данных индивидуальной
отчетности в процессе консолидации
(в частности, в отчете о прибылях и убытках)
Проверка достоверности данных в результате
проведения процедур элиминирования
Проверка результатов трансформации данных при
составлении отчетности в соответствии с МСФО
Проверка результатов консолидации при
применении различных валют отчетности в
многонациональных компаниях
Проверка достоверности и полноты отчетных
данных консолидированной финансовой
отчетности, формируемой в условиях
гиперинфляции
Анализ отчетных показателей (индивидуальной и
консолидированной отчетности) для обеспечения
необходимой информацией внутренних
пользователей и собственников
Участие на
стадиях
формирования
отчетных данных
На стадии проверки достоверности отчетных
данных — результатов консолидации
На стадии формирования и проверки
достоверности только консолидированной
финансовой отчетности
На стадиях формирования и проверки
достоверности как консолидированной, так и
индивидуальной финансовой отчетности самим
органом или посредством взаимодействий со
службами внутреннего аудита (внутреннего
контроля) отдельных участников
Формы организации
служб внутреннего
аудита
На уровне материнской компании без открытия
специализированных служб в дочерних компаниях
(централизованная форма)
На уровнях материнской компании и дочерних
компаний (смешанная форма)

В дополнение табл. 2 отметим, что участие службы внутреннего аудита компании на стадиях формирования данных индивидуальной и финансовой отчетности может быть связано, например, с такими действиями, как:

  • участие в разработке и контроле за осуществлением единого методологического руководства в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности для всех участников группы взаимосвязанных организаций, в частности в отношении учетной политики;
  • оценка эффективности процедур формирования достоверных отчетных данных материнской и дочерних компаний и группы организаций в целом;
  • участие в определении и контроле за правомерностью признания показателей отчетности существенными и несущественными (определение критериев существенности для отчетности отдельных организаций и консолидированной отчетности);
  • участие в разработке и оценке эффективности и рациональности формирования дополнительных данных, представляемых отдельными участниками группы и необходимых для консолидации отчетности.

Когда внутренний аудит проявляет себя на стадиях формирования консолидированной или индивидуальной финансовой отчетности и специалисты внутреннего аудита принимают непосредственное участие в трансформации, реклассификации, агрегировании и прочих преобразованиях данных, то, на наш взгляд, с одной стороны, повышается качество показателей отчетности, а с другой стороны, значительно снижается независимость и объективность выводов внутреннего аудитора о достоверности отчетности.

Литература

Е.В.Никифорова

Д. э. н.,

заведующая

кафедрой бухгалтерского учета,

анализа и аудита

И.В.Шумилова

Как проводится внутренний аудит на предприятии

Внутренний аудит применяется в большинстве крупных компаний. Он нужен для предотвращения появления существенных недочетов. Проводится в соответствии с заданным алгоритмом.

Что собой представляет внутренний аудит

Внутренний аудит представляет собой проверку деятельности компании, которая проводится в интересах собственника. Процедура осуществляется на основании регламента, составленного самой фирмой. В процессе проверяются документы, проводится опрос сотрудников.

Основные задачи

Рассмотрим задачи внутреннего аудита фирмы:

  • Организация эффективной финансово-хозяйственной деятельности.
  • Налаживание продуктивного взаимодействия с контрагентами.
  • Предупреждение появления существенных нарушений.
  • Снижение количества убытков.
  • Обеспечение соответствия деятельности закону.
  • Проверка достоверности информации, изложенной в документах.

Внутренний аудит нужен, прежде всего, руководителю компании. Результаты проверки помогут оптимизировать производство.

Законодательная база

Работа специалистов, осуществляющих внутренний аудит, должна соответствовать международным (МСВА) и отечественным стандартам. Она регламентируется ФЗ №307 «О деятельности аудитора». Кроме того, проверка не должна противоречить этим нормам:

  • ФЗ №115 «О противодействии отмыванию преступных доходов» от 7 августа 2001 года.
  • ФЗ №273 «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года.

Стандарты внутреннего аудита должны также содержаться во внутренних документах компании.

Что проверяется в процессе внутреннего аудита

Проведение внутреннего аудита предполагает комплексный подход. То есть осуществляется проверка всех аспектов деятельности предприятия. В частности, это:

  • Ведение учета ОС, нематериальных активов, кассовых операций, финансовых итогов, капитала и прочего.
  • Операции по валютным, расчетным и прочим счетам, расчетам с контрагентами, страховыми компаниями.
  • Состояние ОС, документальное оформление средств, правильность начисления амортизации, исполнение плана ремонтных работ.

Аудитор также должен удостовериться в информационной безопасности. Проверяется обработка информации в компании, действующая информационная система, наличие коммерческих тайн. Специалист проводит аудит системы защиты сведений.

Разновидности внутреннего аудита

Существуют различные виды внутреннего аудита. Проверка подразделяется на типы в зависимости от задач, поставленных перед аудитором. Существуют следующие его разновидности:

  • Проверка системы управления.
  • Организационно-технический контроль.
  • Контрольный аудит основных направлений деятельности.
  • Проверка на соответствие работы внутренним и законодательным нормам.
  • Установление целесообразности деятельности должностных лиц.

Все рассматриваемые разновидности аудита обязательными не являются. Проводятся они по инициативе руководителя.

Документальное сопровождение аудита

В рамках проверки нужно обязательно составить ряд документов. В обратном случае аудит не будет правомерным.

Издание приказа об аудите

Проверка осуществляется на основании приказа руководителя. Этот документ устанавливает следующие аспекты работы:

  • Даты проведения проверки.
  • Сотрудники, которые будут заниматься аудитом.
  • Условия для проведения внутреннего аудита.
  • Контроль над работой аудитора.

В приказе должны содержаться четкие указания относительно начала аудита.

Чек-лист

В рамках аудита проводится контроль множества сфер. Выполняется много операций, последовательность которых нужно соблюдать. Для соблюдения алгоритма рекомендуется составлять чек-лист. Он включает в себя список контрольных вопросов. Не существует законов, регламентирующих составление этого документа. Чек-лист заполняется в соответствии с пожеланиями руководителя. Он позволяет решить эти задачи:

  • Правильное планирование контрольного мероприятия, соответствующее закону.
  • Исполнение промежуточного и выборочного контроля деятельности аудитора.
  • Осуществление всех основных этапов процедуры.
  • Облегчение работы аудитора.
  • Возможность проведения комплексной и целостной процедуры.

Составлять чек-лист можно на основании положений ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года.

Этапы проведения внутреннего аудита

Внутренний аудит можно подразделить на три этапа:

  1. Подготовка. Включает в себя издание приказа, составление чек-листа.
  2. Рабочий. В рамках его проводится проверка документации на предмет соответствия нормам закона, опросы сотрудников и руководящего состава.
  3. Итоговый. Составляется заключение, в котором прописываются результаты процедуры.

Каждый из этих этапов имеет свое значение. К примеру, если не будет проведена адекватная подготовка, процедура в дальнейшем станет не такой эффективной.

Инструменты внутреннего аудита

Составляющие внутренней проверки зависят от нужд компании. К примеру, это могут быть следующие инструменты:

  • Проверка правильности составления смет, проектов и планов.
  • Анализ имеющихся заказов на поставку сырья.
  • Проверка исполнения договоров поставки.
  • Установление фактического списания материалов в производство.
  • Установление правильности расчетов, проверка отражения их итогов в учете себестоимости товаров.
  • Проверка счетов-фактур.
  • Проверка правомерности начисления амортизации.
  • Исполнение контроля за движением средств.
  • Своевременное отражение в бухучете всех хозяйственных операций.
  • Установление правильности расчетов с контрагентами.

Этот перечень может быть дополнен. Характер дополнений определяется спецификой деятельности компаний.

Аудиторы в ходе своей работы используют самые различные инструменты. К примеру, если проверяются счета-фактуры, актуален следующий порядок контроля:

  • Установление верности ведения книги продаж и покупок.
  • Анализ счетов-фактур на предмет наличия пропущенных номеров.
  • Контроль над внесением всех проводок в Главную книгу.
  • Проверка верности счетов покупателей.
  • Сверка сведений аналитического и синтетического учета.
  • Сверка дат выполняемых операций с датами, указанными в счетах-фактурах.

Проверка движения материальных ценностей проводится посредством инвентаризации. К этой процедуре нужно подготовиться. Подготовка включает в себя эти этапы:

  • Составление списка материалов, которые подлежат инвентаризации.
  • Формирование инвентаризационной комиссии.
  • Получение расписки о том, что все документы, касающиеся МПЗ, находятся в бухгалтерии.

Анализ верности начисления амортизации выполняется на основании документов. В перечень бумаг, подлежащих аудиту, входят инвентарные карточки. Аудитор также может проводить перерасчет.

Результаты внутреннего аудита

Результаты аудита фиксируются в отчете. В нем прописывается эта информация:

  • Перечень проверенных документов и областей деятельности.
  • Выявленные недочеты.
  • Рекомендации по исправлению недочетов.
  • Лицо, которое проводило аудит.

Отчеты об аудите должны быть сохранены. Они могут сравниваться между собой для того, чтобы проанализировать динамику деятельности компании. На основании отчетов производится работа по исправлению обнаруженных недочетов.

К СВЕДЕНИЮ! Не каждый сотрудник может участвовать в аудите. Желательно, чтобы у специалиста было соответствующее образование. Получить все необходимые знания можно на специализированных курсах.