Ведение налогового учета

Организация налогового учета по налогу на прибыль на предприятии

Понятие налогового учета

Понятие налогового учета появилось с введением в Налоговый кодекс главы 25 «Налог на прибыль организаций», которая применяется с 2002 г.

Статьей 313 НК РФ установлено, что налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. До 2002 года налоговая база по налогу на прибыль исчислялась по данным бухгалтерского учета.

Определение и цель налогового учета содержатся в ст. 313 НК РФ:

1) налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом;

2) цель налогового учета:

— формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

— обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Организация налогового учета

Статьей 313 НК РФ налогоплательщику предоставляется право самостоятельно организовать налоговый учет. Однако, при организации налогового учета налогоплательщику необходимо исходить из вышеприведенных определения и цели налогового учета. Иными словами, налоговый учет должен быть организован таким образом, чтобы по его данным:

а) налогоплательщик смог сформировать налоговую базу по налогу на прибыль за отчетный (налоговый) период исключительно по правилам, установленным главой 25 НК РФ, и перенести необходимые показатели в налоговую декларацию для исчисления налога на прибыль за соответствующий период;

б) налоговые органы смогли проконтролировать:

— правильность определения налогоплательщиком налоговой базы и, соответственно, исчисления суммы налога за отчетный (налоговый) период;

— своевременность уплаты исчисленного налога.

Порядок ведения налогового учета налогоплательщик устанавливает в налоговой учетной политике. В учетной политике закрепляется форма ведения налогового учета:

1) по данным регистров бухгалтерского учета;

2) (или) по данным регистров бухгалтерского учета и регистров налогового учета по операциям (показателям), в отношении которых главой 25 НК РФ установлен особый порядок включения в налоговую базу по налогу на прибыль (отличный от порядка, установленного правилами бухгалтерского учета);

3) (или) по данным регистров бухгалтерского учета, дополненным (доработанным) показателями (данными), необходимыми для формирования налоговой базы по налогу на прибыль;

4) (или) по данным регистров налогового учета.

Если налогоплательщик выбирает первый вариант, то в налоговой учетной политике он должен привести перечень бухгалтерских регистров, которые используются для формирования налоговой базы по налогу на прибыль и исчисления налога (авансовых платежей по налогу). При этом формы указанных бухгалтерских регистров должны быть утверждены в составе бухгалтерской учетной политики в соответствии с требованиями ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 4 ПБУ 1/2008 (утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н). Соответственно, в налоговой учетной политике необходимо сделать ссылку на бухгалтерскую учетную политику.

Пример

Организация оказывает юридические услуги. В силу специфики деятельности у организации нет различий между налоговой базой по налогу на прибыль и бухгалтерской прибылью. В связи с этим организация формирует налоговую базу по данным регистров бухгалтерского учета, формы которых утверждены в приложениях к бухгалтерской учетной политике.

В налоговой учетной политике в разделе «Организация налогового учета по налогу на прибыль» записано:

«Налоговый учет ведется по данным следующих регистров бухгалтерского учета, формы которых приведены в приложениях к бухгалтерской учетной политике, утвержденной приказом директора от 30.12.2009 № 115:

1. Журнала-ордера и ведомости по субсчету 99-1 «Прибыли и убытки» (приложение № 27 к бухгалтерской учетной политике);

2. Журнала-ордера и ведомости по счету 90 «Выручка» (приложение № 22 к бухгалтерской учетной политике);

3. Анализа счета 90 «Выручка» по субсчетам (приложение № 23 к бухгалтерской учетной политике);

4. Журнала-ордера и ведомости по субсчету 91-1 «Прочие доходы» (приложение № 24 к бухгалтерской учетной политике);

5. Журнала-ордера и ведомости по субсчету 91-2 «Прочие расходы» (приложение № 25 к бухгалтерской учетной политике);

6. Журнала-ордера и ведомости по счету 01 (приложение № 1 к бухгалтерской учетной политике);

7. Журнала-ордера и ведомости по счету 02 (приложение № 2 к бухгалтерской учетной политике);

8. Отчета по основным средствам (приложение № 3 к бухгалтерской учетной политике);

9. Анализ счета 10 «Материалы» по субсчетам (видам материалов) и номенклатурным позициям (наименованиям) (приложение № 5 к бухгалтерской учетной политике);

10. Оборотно-сальдовой ведомости по счету 26 «Общехозяйственные расходы» по счетам аналитического учета (статьям затрат) (приложение № 6 к бухгалтерской учетной политике);

11. Анализа счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» по субсчетам (видам налогов) (приложение № 12 к бухгалтерской учетной политике);

12. Оборотно-сальдовой ведомости в разрезе синтетических счетов и субсчетов первого порядка (приложение № 29 к бухгалтерской учетной политике).

Налоговая база формируется на основании сводного регистра налогового учета. Форма регистра приведена в приложении № 1 к настоящей учетной политике».

***

При выборе второго варианта налогоплательщик также должен дать в налоговой учетной политике ссылку на применяемые для целей налогового учета бухгалтерские регистры, формы которых утверждены в бухгалтерской учетной политике организации. Кроме этого, в составе налоговой учетной политики необходимо привести формы налоговых регистров для учета отдельных показателей (операций).

Пример

Для целей налогообложения торговая организация применяет нелинейный метод начисления амортизации. Указанный метод в бухгалтерском учете не применяется. В связи с этим организация в приложениях к налоговой учетной политике привела формы налоговых регистров:

— по учету основных средств;

— по начислению амортизации и формированию остаточной стоимости по амортизационным группам;

— по учету издержек обращения в торговле.

Последний регистр необходим в связи с тем, что из-за различий в суммах начисленной амортизации издержки обращения по данным налогового учета не совпадут с суммой расходов на продажу (балансовый счет 44) в бухгалтерском учете.

***

Пример

Для целей налогового учета организация применяет бухгалтерские регистры, перечень которых приведен в налоговой учетной политике.

Организация осуществляет расходы на рекламу. В связи с тем, что п. 4 ст. 264 НК РФ установлены ограничения на величину рекламных расходов, признаваемую для целей налогообложения, организация в налоговой учетной политике утвердила форму налогового регистра по учету расходов на рекламу. Форма разработана с учетом того, что отчетными периодами по налогу на прибыль у организации являются 1-й квартал, полугодие, 9 месяцев.

Налоговый регистр по учету расходов на рекламу

за ___________________ 20 __ г.

(квартал)

Дата

Документ

Наименование (содержание операции)

Сумма, руб.

Нелимитируемые расходы на рекламу

Сумма расходов на начало квартала

Итого расходов с начала года для включения в налоговую базу за (указать отчетный или налоговый период)

Лимитируемые расходы

Сумма расходов на начало квартала

Итого расходы с начала года

Доходы от реализации с начала года (по данным налогового учета)

Предельная сумма лимитируемых расходов на рекламу (1% от доходов от реализации с начала года)

Сумма лимитируемых расходов для включения в налоговую базу за (указать отчетный или налоговый период)

Итого расходы на рекламу за (указать отчетный или налоговый период)

Составил: подпись /расшифровка подписи/

***

Если организация выбирает третий или четвертый вариант ведения налогового учета, то организации необходимо разработать и утвердить в налоговой учетной политике:

— формы доработанных (переработанных) бухгалтерских регистров (для 3-го варианта);

— формы аналитических регистров налогового учета (для 4-го варианта).

Пример

Согласно налоговой учетной политике строительная организация ведет налоговый учет полностью в аналитических регистрах налогового учета. В разделе «Налоговый учет по налогу на прибыль» приведен перечень регистров, на основании которых формируются доходы и расходы для включения в налоговую базу:

— регистр учета доходов от реализации выполненных строительно-монтажных работ;

— регистр учета доходов от реализации основных средств;

— регистр учета убытков от реализации основных средств;

— регистр учета доходов от реализации имущественных прав;

— регистр учета убытков от реализации имущественных прав;

— регистр учета внереализационных доходов;

— регистр учета материальных расходов;

— регистр учета расходов на оплату труда;

— справка-расчет расходов по добровольному страхованию работников, признаваемых в отчетном (налоговом) периоде;

— регистр формирования первоначальной стоимости основных средств;

— регистр учета начисления амортизации по основным средствам;

— сводный регистр учета прямых расходов и незавершенного производства;

— регистр учета расходов на ремонт основных средств;

— регистр учета договоров страхования строительно-монтажных рисков;

— справка-расчет расходов по страхованию строительно-монтажных рисков, признаваемых в отчетном (налоговом) периоде;

— регистр учета прочих расходов, связанных с производством и реализацией;

— регистр учета долговых обязательств;

— бухгалтерская справка-расчет процентов по долговым обязательствам;

— регистр учета внереализационных расходов;

— сводный регистр формирования налоговой базы по налогу на прибыль;

— регистр учета расчетов с бюджетом по налогу на прибыль.

Формы всех вышеперечисленных регистров приведены в налоговой учетной политике.

Ниже приведен образец формы налогового регистра по учету расходов на оплату труда. Форма разработана с учетом того, что отчетными периодами по налогу на прибыль у организации являются 1-й квартал, полугодие, 9 месяцев.

Налоговый регистр по учету расходов на оплату труда

за 20___г.

Месяц

Документ

Вид расходов1

Сумма, руб.

Наименование

Дата

Номер

Январь

Расчетная ведомость

Бухгалтерская справка-расчет по расходам на добровольное страхование работников

Февраль

Расчетная ведомость

Бухгалтерская справка-расчет по расходам на добровольное страхование работников

Март

Расчетная ведомость

Бухгалтерская справка-расчет по расходам на добровольное страхование работников

Итого за 1квартал

Апрель

Расчетная ведомость

Бухгалтерская справка-расчет по расходам на добровольное страхование работников

Май

Расчетная ведомость

Бухгалтерская справка-расчет по расходам на добровольное страхование работников

Июнь

Расчетная ведомость

Бухгалтерская справка-расчет по расходам на добровольное страхование работников

Итого за 2 квартал

Итого за полугодие

и т.д. до конца года

Составил: подпись /расшифровка подписи/

Способы ведения налогового учета в организации

Учет является одним из главных источником информации для всех объектов управления в организации, для внутренних служб и подразделений, а также для сотрудников, которые на основании данной информации принимают управленческие решения, в том числе для инвесторов и органов власти.

Бухгалтерский учет отражает максимально полную и точную информацию о финансовых результатах компании, а также о сущности хозяйственных операций в целом.

Налоговый учет представляет собой информационную систему финансово-экономической деятельности предприятия, которая формируется на принципах бухгалтерского учета в целях определения сумм налоговых выплат в пользу государственного бюджета.

По способу ведения налоговый и бухгалтерский учет похожи и имеют общие черты, такие как:

  1. оба учета регламентируются законодательством: налоговый — 25 глава Налогового кодекса РФ; бухгалтерский учет — Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ;
  2. объектами учета являются все хозяйственные операции совершенные и зафиксированные в течение отчетного периода;
  3. все совершенные хозяйственные операции должны быть подтверждены документально;
  4. вся отчетность составляется в соответствии с периодами;
  5. пользователи информации как внутренние, так и внешние;
  6. все результаты за прошлые периоды отражаются и сохраняются определенное время.

Но в тоже время они существенно отличаются друг от друга, что заставляет организацию вести двойную отчетность, по каждому из этих учетов. Разделение учета могут позволить себе не все компании, потому что это нерационально и требует дополнительных затрат.

В настоящее время активно развивается тенденция, направленная на то, чтобы система регулирования бухгалтерского учета стала обособленной, от каких бы то ни было, налоговых вопросов. Этот процесс благоприятно сказывается и на эффективности налогообложения и на качестве бухгалтерской отчетности. Налоговый учет освобождается от лишних бухгалтерских элементов, которые, не связанны напрямую с налогообложением. Бухгалтерский учет в свою очередь, освобождается от факторов, которые могут повлиять и исказить отчетные показатели.

В российских компаниях налоговый учет становится самостоятельным направлением учета фактов хозяйственной жизни. В настоящее время для Российских компаний существует несколько способов ведения налогового учета. Каждый из них применяется в зависимости от масштабов и сложности ведения учета организации.

Средние и малые предприятия предпочитают использовать счета бухгалтерского учета для формирования данных для налогового учета. Этот подход к ведению учета наименее трудоемок и наиболее гибок по отношению к налоговому законодательству, которое часто меняется. Суть подхода основана на том, что на основе первичных документов и бухгалтерского учета, получают данные для налогового учета (см. схему 1.).

При использовании этой модели учета можно выделить два варианта.

1. При условии, что регистры бухгалтерского учета содержат достаточно информации для определения налоговой базы, соответствующей требованиям НК РФ (глава 25), то создавать отдельные регистры налогового учета не имеет смысла (первый вариант). Первоочередная задача — максимальное сближение бухгалтерской и налоговой учетной политики, поэтом списание МПЗ производства, амортизация ОС и НМА, определение производственной продукции, не завершенного производства и готовой продукции на складе должны быть одинаковыми в обоих учетах.

2. При условии, если бухгалтерские регистры предоставляют информацию, которой недостаточно для определения налогооблагаемой базы, то организация вправе самостоятельно дополнять к применяемым регистрам бухгалтерского учета реквизиты, тем самым формируя регистры налогового учета. Этот подход законно обоснован после того, как в ст. 313 НК РФ (глава 25) были внесены следующие изменения:

«В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы… налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета».

В условиях этого варианта необходимо определить объекты учета, по которым правила бухгалтерского и налогового учета не совпадают. Для данных объектов необходимо установить порядок использования информации бухгалтерского учета в целях налогового и разработать налоговые регистры. Все это отражается в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Какие организации обязаны вести бухгалтерский и налоговый учет

Зачастую, обращаясь к специализированной организации за услугами по ведению бухгалтерского учета, многие компании и ИП не задумываются, что включает в себя это понятие. Межу тем, суть бухгалтерского обслуживания заключается не только в ведении бухгалтерского учета компаний.

Все дело в том, что одна сторона, обращаясь за услугами бухгалтерской компании, вкладывает в понятие бухгалтерских услуг один смысл, а компании, оказывающие бухгалтерские и налоговые услуги, подразумевают совершенно иное.

Само понятие бухгалтерского обслуживания гораздо шире, чем просто ведение бухгалтерского учета.

Попытаемся разобраться.

Налоговый и бухгалтерский учет — сходство и различие

Многие не задумываются над различием бухгалтерского и налогового учета, да и вовсе не разделяют эти понятия. Между тем, это два совершенно разных учета.

налоговый и бухгалтерский учет — два разных вида учета

Обязанность по ведению налогового и бухгалтерского учета напрямую зависит от статуса налогоплательщика, являющегося субъектом хозяйственной деятельности.

Иными словами, юридические лица, коммерческие и некоммерческие организации, независимо от организационно-правовой формы собственности, а с 2013 года, независимо от применяемой системы налогообложения, обязаны обеспечить ведение бухгалтерского учета в соответствии с действующим законодательством.

бухгалтерский учет обязаны вести все кроме предпринимателей

Индивидуальные предприниматели освобождены от отражения своей деятельности на счетах бухгалтерского учета. Иными словами предпринимателям ведение бухгалтерского учета не вменено законодательством.

налоговый учет ведут все и юридические лица и ИП

Однако все субъекты хозяйственной деятельности: все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны в полном соответствии с налоговым кодексом обеспечить ведение налогового учета. При этом, налоговый учет абсолютно дифференцирован и имеет существенные различия в порядке ведения.

порядок налогового учета зависит от применяемой налоговой системы

Налоговый учет организаций напрямую зависит от применяемой налоговой системы. В зависимости от того, на каком режиме налогообложения находится компания, какие налоги уплачивает, от уплаты каких налогов имеет освобождение, зависит и налоговый учет той или иной компании.

Так же и учет предпринимателей будет существенно отличаться в зависимости от применяемой предпринимателем системы налогообложения.

В то же время, налоговый и бухгалтерский учет у ООО и индивидуального предпринимателя, применяющих одинаковый налоговый режим, будет иметь существенные различия.

Поскольку все ООО имеют прямую обязанность обеспечить ведение бухгалтерского учета, независимо от применяемой налоговой системы, и ни один индивидуальный предприниматель не обязан вести бухгалтерский учет. Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяющих одинаковый налоговый режим, установлен разный порядок уплаты ряда налогов и, как следствие, разные сроки и формы отчетности.

Однако, под ведением бухгалтерского учета, практически все организации и ИП понимают возложение на бухгалтера или на центр бухгалтерского обслуживания, полное ведение всех участков: бухгалтерский учет, налоговый учет, кадровый учет, кассовый учет и т.д.

одни и те же операции в налоговом и бухгалтерском учете могут учитываться по разному

Хотелось бы отметить, что налоговый учет это отдельный учет тех же самых операций, которые отражаются в бухгалтерском учете, и часто одни и те же операции в налоговом и бухгалтерском учете отражаются по разным правилам. По этим причинам и финансовый результат: прибыль или убыток компании по итогам квартала или года, будет различным в бухгалтерском и налоговом учете.

Кадровый учет — отдельный вид учета

Кадровый же учет, не имеет отношения ни к бухгалтерскому, ни к налоговому учетам.

кадровый учет не относится к бухгалтерскому и налоговому учетам

При этом вести кадровый учет и оформлять все соответствующие документы по кадрам обязаны все компании, независимо от организационно-правовой формы собственности, а также индивидуальные предприниматели.

Учет кассовых операций

Кассовые операции также обязаны вести все коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели, в соответствии с действующим порядком.

Если бухгалтерский учет малые предприятия, применяющие специальные налоговые режимы могут вести в «облегченной» форме, индивидуальные предприниматели его вести и вовсе не обязаны, то учет кассовых операций, с формированием всех соответствующих документов, является обязанностью всех без исключения субъектов хозяйственной деятельности.

Учет кассовых операций обязаны вести все

При этом не существует понятия, кассовый учет в «облегченном варианте» либо в полном объеме. Существует порядок оформления кассовый операций, который един для всех и малейшие ошибки приводят к значительным налоговым санкциям и к административной ответственности.

не бывает упрощенного ведения кассовых операций

Разобраться во всем этом, человеку, не имеющему отношения к бухгалтерии, довольно непросто. Для этого существуют специалисты, имеющие специальное образование и большой практический опыт.

Поэтому стоит передать всю эту довольно запутанную конструкцию законов, кодексов, подзаконных актов, указаний, порядков и правил, компаниям, оказывающим бухгалтерские услуги, которые, как мы сейчас выяснили, в рамках договора на бухгалтерское обслуживание оказывают целый ряд услуг, которые выходят далеко за рамки бухгалтерского учета.

Место налогового учета в учетно-налоговой системе

Необходимость формирования разнообразной информации для разных групп пользователей является причиной существования нескольких типов бухгалтерского учета в организации: финансовый, налоговый, управленческий, статистический. Каждый из них направлен на выполнение конкретных задач.

В.Г. Крючков, великий теоретик в области бухгалтерского учета, определяет категорию бухгалтерской и налоговой системы следующим образом: бухгалтерская и налоговая система представляет собой набор финансовых, налоговых, управленческих учетных элементов вместе со своими функциональными подсистемами .

По словам В.Г. Крючкова, в узком смысле бухгалтерская и налоговая система — это система конкретной организации, которая зависит от структуры ее компонентов (финансового, налогового и управленческого учета)

А также от специфики деятельности организации. В широком смысле система подсчета налогов и налогов абстрагируется от экономического субъекта, формируя принципы, методы, подходы, универсальные для разных субъектов. Учетная и налоговая система состоит из компонентов бухгалтерского учета, налогообложения и управления, которые формируют информационное пространство при разработке, принятии и реализации эффективных управленческих решений, способствующих устойчивому развитию и конкурентоспособности экономических агентов .

Таким образом, с учетом вышесказанного мы сформулировали следующее определение категории бухгалтерского учета и налоговой системы:

Бухгалтерская и налоговая система хозяйствующего субъекта представляет собой совокупность интегрированных и взаимосвязанных элементов финансового, налогового и управленческого учета, а также их функциональных подсистем, формирующих информационное пространство при разработке, принятии и реализации административных решений, способствующих устойчивому развитию организация.

Аспекты налогового учета и взаимодействия финансового учета в экономической литературе обсуждаются достаточно широко, а интеграция налоговых подсчет (расчеты налогов) в управленческий учет экономических субъектов практически не изучался.

Первоначально для оценки взаимодействия налогового и управленческого учета мы считаем необходимым изучить и проанализировать концепцию налоговых отчетов, а также место такого типа бухгалтерского учета в общей бухгалтерской и налоговой системе хозяйствующего субъекта.

Чтобы правильно и последовательно понимать суть феномена, необходимо рассмотреть историю его формирования и развития. В связи с этим мы считаем необходимым обратиться к истории эволюции налогового учета, чтобы определить предпосылки его формирования в учетной и налоговой системе хозяйствующего субъекта.

Во-первых, это следует понимать, когда налоговый учет возник в первый раз. В этом случае фактическое возникновение учета для целей налогообложения не обязательно связано с обязательным законодательным вариантом.

Самые ранние заслуживающие доверия доказательства налогообложения сохранились с XIII — XII веков до н.э., когда Вавилон начал применять первый в истории опроса налог. Не менее древними являются ссылки на практику неизбирательного сбора налогов В Персии и Китае, а также использование земельного налога с помощью первых династий египетских фараонов .

Формирование и развитие научной базы для налогообложения возникло во второй половине XVIII века с публикации работ шотландского экономиста Адама Смита. В своей знаменитой работе «Богатство народов» (1776) он сформулировал основополагающие принципы налогообложения, которые не были устаревшими по сей день, а также выявили экономическую сущность налогов и определили их место в экономической жизни.

Проанализировав порядок формирования системы налогового учета, мы пришли к выводу, что возникновение такого учета напрямую не связано с развитием налогообложения. На наш взгляд, налоговый учет возникает в мире только с середины XIX века, когда в связи с распределением акционерного капитала и изменениями в налогообложении налоговое законодательство резко возросло. В.Ф. Пэли отмечает, что государственные органы начали активно регулировать учет не только в России, но и во многих других странах, только фискальные интересы на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, когда объектом налогообложения были обороты компаний, их доходы, прибыли и Другие индикаторы, информация о которых может быть получена в системе бухгалтерского учета .

Некоторые ученые и экономисты связывают возникновение налогового учета с началом XX века. Т. В. Бодрова и Н. А. Нестеренко ассоциируют появление налогового учета с финансовыми проблемами, возникшими со странами, участвующими в Первой мировой войне 1914-1918 гг. В настоящее время поиск новых источников финансирования огромного бюджетного дефицита привел к появлению Налог на доходы организаций. Именно с этого периода государство, представленное налоговыми органами, стало проявлять интерес к источникам информации о финансах хозяйствующего субъекта, то есть к учетным данным.

Таким образом, учет, первоначально не предназначенный для целей налогообложения, начал выполнять другие функции .

В мировой практике налоговая система, наконец, выделяется как инструмент саморегулирования для экономического регулирования государства с конца 60-х годов XX века. Правила формируются, основываясь не на экономической сути отношений, которые действуют как объект регулирования, а на основе потребностей налогообложения. Такое искажение правил подсчета голосов противоречило интересам других пользователей финансового учета — инвесторов и кредиторов. Таким образом, необходимо четко разграничить две системы бухгалтерского учета — бухгалтерский и налоговый учет.

Рассмотрение эволюции системы налогового учета в отрыве от бухгалтерского учета абсолютно не имеет оснований, поскольку исторически налоговый учет осуществляется путем отделения от бухгалтерского учета, который является основным.

Такие известные иностранные авторы, как Е.С. Хендриксен и М.Ф. Ван Бреда, определяющий налоговый учет, оценивает его посредством противодействия финансовому учету: конечные цели налогового учета существенно отличаются от целей финансовой отчетности .

В разных странах развитие налогового учета и построение отношений с бухгалтерским учетом развивалось в зависимости от политических, социально-экономических и даже географических факторов, что предопределено историей создания системы бухгалтерского учета и создания налоговой среды каждой страны.

Теоретические модели взаимодействия систем учета и налогового учета варьируются от абсолютной зависимости до полной независимости. Следует отметить, что это разделение является довольно условным и имеет в основном исследовательские цели, поскольку на практике трудно и обычно невозможно четко классифицировать модели, используемые в конкретном состоянии.

M.F. Ван Бреда, Дж. Фостер, П. Энтони, Дж. Ричард и др.) Показывают, что с развитием и развитием системы налогового учета в XIX веке в рамках системы налогового учета выделялись две противоположные концепции интероперабельности бухгалтерского и налогового учета Мир, основанный на различном подходе к формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности и налогооблагаемой стоимости, а также степени степени соответствия и взаимного влияния двух систем:

Сосредоточив внимание на мировой истории развития налогообложения, можно сказать, что в системе бухгалтерского учета Российской Федерации в зависимости от степени учета бухгалтерского учета и налогообложения в 1991 — 1995 гг. Она относилась к материковой (налоговой) модели, а с 1995 г. она Постепенно развивается по отношению к англо-саксонскому (частному).

В советское время вопросы учета и учета систем налогообложения никогда не рассматривались, поскольку в экономике с централизованным управлением не было развитой системы налогообложения.

Советские бухгалтеры не были знакомы с терминами управленческого учета и налоговой отчетности. Таким образом, для отечественной российской экономики термин «налоговые рекорды» и особенно управленческий учет для целей налогообложения являются относительно новыми.

Данные налогового учета могут применяться для принятия определенных управленческих решений, в частности, для прогнозирования денежных потоков организации, проведения налогового планирования и оптимизации налогообложения, прогнозирования налогового риска и налоговых убытков. В то же время система управленческого учета, среди прочего, должна быть направлена ​​на принятие эффективных управленческих решений в области налогообложения. Таким образом, для эффективного контроля за деятельностью организации возникает вопрос об установлении административного учета для целей налогообложения.

Учитывая налоговый учет на макроэкономическом уровне, можно сказать, что это отдельная экономическая система, которая может претерпеть изменения в адрес государственных органов. По этой причине, говоря о налоговых отчетах, мы имеем в виду не только когерентную научную систему анализа бизнес-операций организации в бухгалтерских отчетах соответствующей компании, но и конкретное направление налоговой и бюджетной политики государства за определенный период времени так же как. В дополнение к чисто фискальной функции налогов они являются механизмом государственного влияния на экономику страны, ее социальное производство, его структуру и динамику.

Имея это в виду, мы сформулировали следующее подробное определение:

Налоговый учет — это система, которая генерирует информацию, необходимую для расчета налоговой базы и налоговой отчетности в соответствии с требованиями закона, элементы которой интегрированы с финансовым и управленческим учетом и напрямую зависят от направлений развития государственного налога и фискальной политики.

Таким образом, мы уточнили категорию учета налога на контент, которая расширяет и дополняет общее понимание налогового учета посредством его взаимодействия с финансовым и управленческим учетом в организации, а также в зависимости от налоговой и бюджетной политики государства.

Налоговый учет и налоговая отчетность предприятия на примере ООО «КПД- 80»



В настоящее время современные организации независимо от вида, форм деятельности и подчиненности ведут бухгалтерский учёт имущества, обязательств, хозяйственных операций согласно действующему законодательству и нормативным документам. Изменения, которые происходили в российской налоговой системе до сегодняшнего дня, привели к тому, что для целей налогообложения одних только данных бухгалтерского учета стало недостаточно. Поэтому ведение налогового учёта наряду с бухгалтерским стало необходимостью для каждой организации.

На практике оптимальным вариантом организации налогового учёта является вариант при котором необходимые для исчисления налога данные можно получить из бухгалтерского учёта. В этом случае достаточно определить в учетной политике, что тот или иной регистр бухгалтерского учёта будет использоваться как источник информации для составления декларации. Ведь обобщающим признаком бухгалтерского и налогового учёта является формирование конечных данный налоговой отчетности.

Рассмотрим использование такого оптимального варианта налогового учета на примере действующей организации ООО «КПД-80» г. Находка. Основной вид деятельности предприятия: производство прочих неметаллических минеральных продуктов, производство изделий из бетона для использования в строительстве. Дополнительные направления:

– производство прочих изделий из бетона, гипса и цемента;

– производство изделий из бетона для использования в строительстве;

– производство товарного бетона.

Предприятие также имеет утвержденную проектную документацию, землеотводные и горноотводные документы, лицензию на недра, лицензии на право добычи и производства щебня, экологические природоохранные согласования и другую техническую документацию по виду деятельности.

Особенности деятельности ООО «КПД-80» и применение общей системы налогообложения обусловили состав налогов, которых рассчитывает и уплачивает предприятие, а также систему налогового учета. В основу налогового положены данные, формируемые в системе бухгалтерского учета. При этом регистры бухгалтерского учета дополняются реквизитами, необходимыми для определения налоговой базы.

Федеральные налоги, плательщиком которых является ООО «КПД-80»: налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц (как налоговый агент — за работников предприятия), налог на прибыль. Региональный налог: налог на имущество.

Далее представлена характеристика основных видов налогов, уплачиваемых ООО «КПД-80»:

  1. Налог на добавленную стоимость (НДС) исчисляется в ООО «КПД-80» в соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ. Плательщиками данного налога являются все организации и индивидуальные предприниматели, которые согласно ст. 144 Налогового кодекса РФ подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе.

Так, в 2014 году осуществлена отгрузка продукции на сумму 114588289 руб., в том числе НДС 18 % — 20625892 руб., по ставке 10 % — 27625740 руб., в т. ч. НДС — 2762574.

Сумма налога, предъявленная к возмещению, составила 22987531 руб. Расчет налогооблагаемой базы представлен в таблице 1.

Таблица 1

Исходные данные для расчета НДС вООО «КПД-80», 2014г.

Операция

Налоговая база, руб.

Сумма налога, руб.

НДС к начислению по реализации, ставка 18 %

НДС к начислению по реализации, ставка 10 %

Сумма налога, предъявленная к возмещению

Итого сумма НДС, исчисленная к уплате

(20625892+2762574–22987531)

  1. Налог на прибыль в ООО «КПД-80» рассчитывается в соответствии главой 25 Налогового кодекса. Налогооблагаемой базой по налогу на прибыль ООО «КПД-80» является разница между доходами и расходами, представляющая финансовый результат. Доходами предприятия по основному виду деятельности является выручка от продажи готовой продукции, а также оказания сопутствующих грузовых и складских работ и услуг. Налоговая ставка устанавливается в размере 20 %. При этом:

– часть налога, исчисленная по ставке в размере 2 %, зачисляется в федеральный бюджет;

– часть налога, исчисленная по ставке в размере 18 %, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.

Прибыль до налогообложения является одним из ключевых индикаторов успешности финансово-хозяйственной деятельности ООО «КПД-80» и характеризует финансовые результаты деятельности предприятия, который формируется в течение календарного года.

Финансовый результат хозяйственной деятельности ООО «КПД-80» формируется из двух составляющих:

– реализационный финансовый результат, полученный от продажи продукции, товаров, работ и услуг, а также от хозяйственных операций, составляющих предмет деятельности организации;

– прочий финансовый результат, то есть операционный, полученный от финансовой, инвестиционной и прочих видов деятельности.

Так, по итогам 2014 г. ООО «КПД-80» начислен налог на прибыль, расчет которого представлен в таблице 2.

Таблица 2

Расчет налогооблагаемой базы по налогу на прибыль ООО «КПД-80», 2014 г.

Показатели

Значение, руб.

Доходы от реализации — строка 010 Декларации

Внереализационные доходы строка 020 Декларации

Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации — строка 030 Декларации

Внереализационные расходы — строка 040 Декларации

Итого прибыль (убыток) (1+1–3-4) — строка 100 Декларации

Налоговая база — строка 120 Декларации

Налог на прибыль (20 % от струб.6) — строка 180 Декларации

Таким образом, за налоговый период 2014 г. ООО «КПД-80» расходы предприятия по данным налогового учета не превышают доходы, что привело к положительному финансовому результату.

3. Налог на доходы физических лиц ООО «КПД-80» уплачивает как налоговый агент. НДФЛ рассчитывается с доходов работников предприятия в соответствии с главой 23 второй части НК. Исчисление налоговой базы и суммы налога производится без учета доходов, одновременно получаемых налогоплательщиком от других налоговых агентов.

Так, работник ООО «КПД-80» Горенко В. П. имеет двоих детей в возрасте 10 и 19 лет, старший из которых обучается на дневном отделении Владивостокского государственного медицинского университета, о чем имеется соответствующий документ, представленный в бухгалтерию. На детей работнику предоставляется налоговый вычет в размере 1400 руб. на каждого ребенка. Вычеты на детей сохраняются до общей суммы оплаты труда 280000 руб. Месячный оклад работника — 12 700 руб. С учетом Дальневосточной надбавки и районного коэффициента — 20320 руб. Пример расчет оформлен в таблице — 3.

Таблица 3

Расчет НДФЛ работника ООО «КПД-80» ГоренкоВ.П., 2014г.

Месяц

Начислено нарастающим итогом сначала года, руб.

Налоговые вычеты за месяц, руб.

Налогооблагаемая база нарастающим итогом сначала года, руб.

Ставка налога,%

Сумма налога сначала года, руб.

Порядок исчисления и уплаты налога на имущество определяется главой 30 Налогового кодекса РФ. Налоговая база по налогу на имущество ООО «КПД-80» определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Расчет производится по ставке 2,2 % в соответствии с Законом Приморского края от 28 ноября 2003 г. N 82-КЗ «О налоге на имущество организаций» (в ред. от 29.06.2014 г.). Для определения налогооблагаемой базы по налогу на имущество производится расчет среднегодовой стоимости основных средств ООО «КПД-80» на основании остаточной стоимости, т. е. первоначальной стоимости за минусом начисленной амортизации. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 Налогового Кодекса, исходя из налогооблагаемой базы в соответствии с расчетом, представленным в таблице 4.

Таблица 4

Расчет налога на имущество ООО «КПД-80», 2014 год

Показатель

Расчет

Значение показателя

Среднегодовая (средняя) стоимость имущества за налоговый (отчетный) период

(23269126+32114014+28146002+30005114+31554233+32015003+32569021+

+33548122+35695147+36003047+36259123+36798121+37117001)/13

Налоговая ставка

2,2 %

Налог на имущество

32699467*2,2 %

В ходе исследования подтверждено соблюдение сроков предоставления налоговых отчетов в ИФНС. Налоговые декларации ООО «КПД-80» представляются в МИФНС РФ № 12 по Приморскому краю в электронном виде с использованием компьютерной программы «Налогоплательщик». Сроки и форма подачи документов представлены в таблице 5.

Таблица 5

Порядок представления отчетности по налогам ООО «КПД-80»

Наименование налога

Срок уплаты

Форма отчетности

Срок предоставления отчетности

Налог на добавленную стоимость(НДС)

Не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом

Налоговая декларация, утв., приказом Минфина РФ от 29.10.2014 № ММВ-7–3/558@ (Приложение Ж)

Декларацию по НДС налогоплательщики и налоговые агенты должны представлять в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом

Налог на прибыль

Суммы налога на прибыль и дополнительных платежей по квартальным расчетам вносятся в бюджет не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период

Налоговая декларация по расчету налога на прибыль в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Минфина РФ 22.03.2012 N ММВ-7–3/174@. (Приложение И)

По истечении каждого отчетного и налогового периода представляются в налоговые органы соответствующие налоговые декларации не позднее 28 дней со дня окончания отчетного периода (налогового периода — не позднее 28 марта)

Налог на имущество

Уплата авансовых платежей по налогу по окончании отчетных периодов — первого квартала, полугодия, девяти месяцев налогового периода производится не позднее соответственно 10 мая, 10 августа и 10 ноября

Налоговая декларация заполняется в соответствии Инструкцией, утвержденной приказом Минфина РФ ФНС от 24.11.11 N ММВ-7–11/895 (Приложение К).

По окончании налогового периода налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию в срок не позднее 30 марта следующего года

Налог на доходы физических

лиц (НДФЛ)

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

Налоговая отчетность по форме 2-НДФЛ на каждого работника, утв. Приказом ФНС РФ от 6 декабря 2011 г. № ММВ-7–3/909@. На каждого работника организации составляется налоговый регистр (Приложение Л)

Ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным периодом

Таким образом, компания ООО «КПД-80» применяет общую систему налогообложения, рассчитывает и уплачивает основные виды налогов в соответствии с НК РФ и с учетом особенностей регионального налогового законодательства: НДС, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и налог на имущество организаций.