Уведомления о контролируемых сделках

Содержание

Заполнение уведомления начинают с добавления сделки в разделе «Список сделок» и далее по порядку заполняют все необходимые разделы.

Строки «ИНН» и «КПП» в каждом разделе уведомления указываются автоматически из карточки регистрации клиента в системе «СБИС».

Порядковый номер страницы и дата заполнения расчета отражаются автоматически.

  • Титульный лист
  • Раздел 1А. Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)
  • Раздел 1Б. Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)
  • Раздел 2. Сведения об организации – участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)
  • Раздел 3. Сведения о физическом лице – участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)

Титульный лист

В титульном листе налогоплательщиком заполняются все реквизиты, кроме раздела «Заполняется работником налогового органа».

При заполнении поля «Номер корректировки» в первичном уведомлении автоматически проставляется «0», в уточненном за соответствующий период необходимо указать номер корректировки (например, «1», «2» и т. д.).

При заполнении поля «Представляется в налоговый орган (код)» отражается код налогового органа, в который представляется уведомление. Он выбирается из справочника.

В поле «Отчетный год» автоматически указывается календарный год, за который представляется уведомление.

В поле «по месту учета (код)» выбирается код места представления уведомления налогоплательщиком из соответствующего справочника. Так, крупнейшие налогоплательщики выбирают код «213», российские организации, не являющиеся крупнейшими – «214», ИП – «120» и т.д.

В поле «Код ОКАТО» указывается ОКТМО муниципального образования. Данный код выбирается из соответствующего классификатора. Узнать свой код ОКТМО можно с помощью электронных сервисов ФНС «Узнай ОКТМО» или «Федеральная информационная адресная система» (http://nalog.ru, раздел «Все сервисы»).

При заполнении поля «налогоплательщик» отражается полное наименование организации в соответствии с учредительными документами, либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица.

В поле «Код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД» выбирается соответствующий код из классификатора. Данные коды определяются организациями и ИП самостоятельно и содержатся в выписках из ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Внимание! Поля «Форма реорганизации (ликвидация) (код)» и «ИНН/КПП реорганизованной организации» заполняют только те организации, которые в налоговом периоде реорганизуются или ликвидируются.

В полях «Номер контактного телефона» и «E-mail» отражаются номер телефона и адрес электронной почты налогоплательщика или его представителя.

При заполнении поля «Данное уведомление составлено на ____ страницах» отражается количество страниц, на которых составлено уведомление. Значение поля заполняется автоматически и пересчитывается при изменении состава отчета (добавлении/удалении разделов).

В поле «с приложением копии документа на ___ листах» отражается количество листов копии документа, подтверждающего полномочия представителя (например, копия доверенности).

В разделе титульного листа «Достоверность и полноту сведений подтверждаю: » указывается:

1 — если документ представлен налогоплательщиком,

2 — если документ подается представителем налогоплательщика. При этом указывается наименование представителя и документа, подтверждающего его полномочия.

Также на титульном листе, в поле «Достоверность и полноту сведений подтверждаю» автоматически указывается дата.

Внимание! Если плательщик зарегистрирован в системе «СБИС», то почти все поля титульного листа заполняются автоматически.

Раздел 1А. Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)

Раздел 1А заполняется отдельно по каждой контролируемой сделке или группе однородных сделок.

Чтобы сформировать раздел 1А, в разделе «Список сделок» главного меню нужно нажать на кнопку «Добавить сделку».

В поле «Порядковый номер сделки по уведомлению» автоматически указывается номер сделки по порядку.

Далее в подразделе «Основания для контроля сделки…»:

  • в п. 1 выбирается соответствующий код взаимозависимости участников сделки;
  • в полях 121-124 (п. 2) отмечаются основания отнесения сделки к контролируемой согласно статье 105.14 НК РФ (например, если операция является сделкой между взаимозависимыми лицами, то проставляется отметка в поле 121 и т.д.);
  • в полях 131-135 (п. 3) отмечаются основания отнесения сделки к контролируемой с учетом особенностей, предусмотренных для сделок, совершенных между взаимозависимыми лицами, местом регистрации (жительства, налогового резидентства) всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация (например, если сумма доходов по таким сделкам превышает 1 млрд. руб., то проставляется отметка в поле 131 и т.д.).

Внимание! Одновременное проставление отметок в полях 122-123 и 131-135 не допускается.

В подразделе «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)»:

  • в п. 1 проставляется отметка, если сведения подготовлены по группе сделок.
    Внимание! Если осуществлялось несколько операций в рамках одного договора, то в поле «Группа однородных сделок» отметка не делается;
  • при заполнении п. 2 и 2.1 из соответствующих справочников выбираются: код наименования сделки и код стороны сделки, которой является налогоплательщик;
  • в п. 3 делается отметка, если налогоплательщик совершил сделки, в отношении которых предусмотрено регулирование цен с учетом особенностей, установленных статьей 105.4 НК РФ;
  • в п. 3.1 отражаются комментарии о номере и дате документа, на основании которого осуществляется регулирование цен (поле не обязательно для заполнения);
  • в п. 4 выбирается код определения цены сделки, если цена сделки признается рыночной в соответствии с п. 8-11 статьи 105.3 НК РФ;
  • если в п. 4 выбран код, то в п. 4.1 указываются комментарии (поле не обязательно для заполнения);
  • в п. 5 выбирается код метода ценообразования, который использовал налогоплательщик (поле не обязательно для заполнения);
  • если налогоплательщик использовал комбинацию 2 и более методов ценообразования (в п. 5 указан код «06»), то в п. 5.1 отражаются комментарии (поле не обязательно для заполнения);
  • в полях 251-259 (п. 6) проставляется отметка соответствующего кода источника информации, используемой налогоплательщиком при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми (поле не обязательно для заполнения);
  • в п. 7 отражается общее число участников контролируемой сделки;
  • в п. 7.1 отражается комментарии об участниках сделки (группы однородных сделок) (поле не обязательно для заполнения).

В подразделе «Сумма полученных доходов и сумма произведенных расходов…»:

  • в п. 1 указывается сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок), определяемых за календарный год по правилам бухгалтерского учета.
    Внимание! Сумма дохода в п. 1 указывается только в том случае, если налогоплательщик в контролируемой сделке реализует товары (работы, услуги или иные объекты гражданских прав);
  • в п. 1.1 отражается сумма доходов по контролируемой сделке, цена которой подлежит регулированию;
  • в п. 2 указывается стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав), приобретаемых налогоплательщиком в контролируемой сделке (группе однородных сделок) за календарный год.
    Внимание! Сумма расходов в п. 2 указывается только в том случае, если налогоплательщик в контролируемой сделке приобретает товары (работы, услуги или иные объекты гражданских прав);
  • в п. 2.1 отражается стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав), приобретаемых налогоплательщиком по контролируемой сделке, цена которой подлежит регулированию.

Раздел 1Б. Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)

Раздел 1Б заполняется отдельно по каждому разделу 1А. При этом если сделка предполагает неоднократное получение доходов (признание расходов), для каждого случая заполняется отдельный раздел 1Б.

Чтобы сформировать раздел 1Б, необходимо перейти в раздел «Предметы сделки» главного меню.

В поле «Тип предмета сделки» выбирается соответствующий предмет: товар, услуга (работа) или прочее.

Чтобы заполнить сведения в разделе 1Б, необходимо кликнуть по строке «Новая запись» и в открывшемся окне ввести данные.

По строке 030 указывается название предмета сделки согласно первичным документам.

В строке 040 из справочника выбирается код вида товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ТС.

Внимание! Строка 040 заполняется только при совершении внешнеторговых сделок.

В строке 043 отражается код вида товара в соответствии с Общероссийским классификатором продукции.

Внимание! Строка 043 заполняется только при совершении сделок, не являющихся внешнеторговыми.

Внимание! Строки 040 и 043 заполняются только в случае, если предметом сделки является товар.

В строке 045 из классификатора видов экономической деятельности выбирается код вида деятельности, в соответствии с которым оказываются услуги, выполняются работы или осуществляется иная деятельность в результате сделки.

Внимание! Строка 045 не заполняется, если предметом сделки является товар.

По строке 050 указываются порядковый номер контрагента, присвоенный налогоплательщиком, и сведения об этом участнике сделки (наименование, ИНН и КПП и др.).

Внимание! Сведения о контрагенте, отраженные по строке 050, должны соответствовать сведениям, указанным в разделе 2 (если участник сделки – организация) или разделе 3 (если участник сделки – физическое лицо).

В строках 060 и 065 указываются номер и дата договора, которым оформлена сделка.

В строке 070 из классификатора стран мира выбирается код страны происхождения предмета сделки.

Внимание! Строка 070 не заполняется, если предметом сделки являются работы или услуги.

В строке 080 указываются сведения (код страны, регион (только для России), населенный пункт) о месте, из которого начинается транспортировка товара для исполнения контролируемой сделки.

Внимание! Строка 080 заполняется в случае, если предметом сделки являются товары.

В строке 090 указываются сведения (код страны, регион (только для России), населенный пункт) о месте совершения сделки.

По строке 100 отражается код условия поставки, который должен соответствовать условиям договора.

Внимание! Строка 100 заполняется в случае, если предметом сделки являются товары.

В строке 110 из классификатора выбирается код единицы измерения предмета сделки.

По строке 120 отражается количество предметов сделки.

По строке 130 отражается цена за единицу предмета сделки, указанная в первичных документах.

В строке 140 указывается стоимость предмета сделки в соответствии с первичными документами.

По строке 150 отражается дата признания доходов по сделке в бухгалтерском учете.

Раздел 2. Сведения об организации – участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)

Раздел 2 заполняется отдельно по каждому разделу 1А в отношении сделок, совершенных с организациями.

Чтобы сформировать раздел 2, необходимо перейти в раздел «Участники — организации» главного меню.

Внимание! Раздел 2 заполняется автоматически на основе сведений, указанных по строке 050 раздела 1Б.

Чтобы добавить новую организацию в разделе 2, необходимо кликнуть по строке «Новая запись» и в открывшемся окне ввести данные.

В п. 1 выбрать признак организации: российская или иностранная.

Если участником сделки является российская организация, то указываются такие сведения: код страны, наименование организации, ИНН и КПП.

Если участником сделки является иностранная организация, то указываются: код страны, наименование организации, ее регистрационный номер и код налогоплательщика в стране регистрации, адрес.

Раздел 3. Сведения о физическом лице – участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)

Раздел 3 заполняется отдельно по каждому разделу 1А в отношении сделок, совершенных с гражданами, в т.ч. предпринимателями, адвокатами, нотариусами.

Чтобы сформировать раздел 3, необходимо перейти в раздел «Участники – физические лица» главного меню.

Внимание! Раздел 3 заполняется автоматически на основе сведений, указанных по строке 050 раздела 1Б.

Чтобы добавить физическое лицо в раздел 3, необходимо кликнуть по строке «Новая запись» и в открывшемся окне ввести данные:

  • код вида деятельности физического лица, который выбирается из перечня;
  • ИНН физического лица, в т.ч. ИП и ФИО.

Внимание! В случае, если физическое лицо не имеет ИНН либо является нерезидентом РФ, то дополнительно в отношении этого лица указываются следующие данные: дата и место рождения, наличие гражданства, сведения о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства или пребывания в РФ.

Центр обучения «Клерка»📌 Реклама

  • раздел 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)» (исключены поля 139 и 140 для отражения кода основания отнесения сделки к контролируемой в связи с новой редакцией таких кодов);
  • таблица «Код основания отнесения сделки к контролируемой» приложение № 1 (некоторые коды перераспределены и обозначают не те признаки, что в действующем бланке);
  • приложение 2 «Формат представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме».

К примеру, код 131 нужно будет отметить, если сделка является контролируемой из-за того, что контрагенты применяют разные ставки по налогу на прибыль к прибыли от деятельности в рамках такой сделки (это не касается ряда ставок, например, для дивидендов). По действующему порядку заполнения данным кодом обозначают случай, когда сумма доходов по сделкам превысила суммовой порог для признания сделки контролируемой. 📌 Реклама Отключить

Кто представляет уведомление о контролируемых сделках?

Уведомление обязаны представить налогоплательщики (юридические и физлица), которые совершили в календарном году контролируемые сделки.

По одной и той же сделке уведомление подает каждая её сторона. Исключение составляет комиссионер (агент), совершивший сделку от своего имени, но по поручению и за счёт комитента (принципала). Обязанность отчитаться по такой сделке возникает у комитента (принципала) и лица, с которым заключил договор посредник.

Какие сделки являются контролируемыми?

Перечень таких сделок указан в ст. 105.14 Налогового кодекса. В частности, к таким сделкам относятся:

  • сделки с взаимозависимой российской организацией из п. 2 ст. 105.14 НК РФ при годовом доходе больше 1 млрд рублей. Например, сделки с организациями, применяющими нулевую ставку налога на прибыль, или плательщиками ЕСХН.
  • сделки с взаимозависимым нерезидентом при годовом доходе более 60 млн рублей.
  • сделки с офшорной компанией при годовом доходе более 60 млн рублей.

В какой форме представляется уведомление о контролируемых сделках?

Уведомление представляется по выбору налогоплательщика на бумаге или в электронной форме. При использовании электронной формы нужно руководствоваться обновлённым форматом и порядком представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме. 📌 Реклама Отключить

В какой срок представляется уведомление?

Уведомление о контролируемых сделках за 2019 год надо подать в ИФНС не позднее 20 мая 2020 года.

Предусмотрена ли ответственность за несвоевременную подачу уведомления или недостоверные сведения в нём?

Да, за непредставление уведомления в установленный срок или недостоверное заполнение отдельных реквизитов уведомления предусмотрен штраф в размере 5 тыс. рублей.

Когда Приказ вступает в силу?

Документ вступает в силу 26 ноября 2019 года и за 2019 год о контролируемых сделках нужно будет отчитаться уже по новой форме.

Что представляют собой контролируемые сделки

Фискальные органы уделяют пристальное внимание контролируемым сделкам. Эти сделки, заключаемые между взаимозависимыми участниками рынка, выделяются в отдельную категорию. Доходная составляющая таких сделок достаточно велика, и ФНС заинтересовано в тщательном контроле уплаты налогов по ним. В нашем материале будут рассмотрены особенности контролируемой сделки и критерии отнесения сделки к этой категории с учетом поправок законодательства, действующих в текущем году, с примерами и пояснениями.

Что представляет собой контролируемая сделка

Сделкой, применительно к положениям о контролируемых операциях в бизнесе, признается любая операция, по итогам которой устанавливаются, изменяются, прекращаются гражданские права (обязанности). Понятие «договор», по мнению ФНС, здесь не идентично «сделке», договор может не подразумевать единственную сделку (Документ ОА-4-13/14433 от 30/08/12 г.).

Взаимозависимые и причисленные к этой категории субъекты обозначены в ст. 20 НК. Отношения между ними могут влиять на финансовые показатели и условия их совместной работы. Признаки взаимозависимости деловых партнеров:

  • суммарно организация участвует в другой более чем на 1/5 доли;
  • физлицо подчинено другому по должности;
  • партнеры являются родственниками, супругами, находятся в отношениях усыновления, опеки, попечительства.

Контролируемой сделка может быть признана решением суда (НК РФ, ст. 105.14-10), аналогично и взаимозависимыми лица могут быть названы по решению суда (ст. 20-2, там же).

Пример: Один из российских участников контролируемой сделки на сумму 1 млрд руб. (условно), обнаружив, что лимит сделок за год может быть превышен, обращается к услугам посредников и включает их в схему сделки. Он продает продукцию компании А на сумму 0,7 млрд руб. и компании Б на сумму 0,3 млрд руб., а те сбывают товар взаимозависимому лицу. ФНС может обратиться в суд с иском о признании сделки контролируемой. Суд удовлетворит эти требования, если будет доказано формальное участие посредников в сделке и фактическая сумма сделки между взаимозависимыми лицами 1 млрд руб.

По контролируемым сделкам ФНС вправе проверить цены сделки на соответствие рыночным несколькими методами, при необходимости комбинируя их (НК РФ, ст. 105.7). Конечной целью является налоговый контроль:

  • налога на прибыль;
  • НДФЛ;
  • НДПИ;
  • НДС;
  • налога на доп. доход от добычи углеводородного сырья.

Пример: Взаимозависимые партнеры осуществили сделку на сумму 200 млн руб. ФНС проверила сделку и установила ее рыночную цену в 500 млн руб. По итогам проверки будут доначислены налоги с учетом недостающего дохода, равного 300 млн руб.

Если по результатам проверки контролируемой сделки чиновники обнаружат недоплату налога в бюджет, штраф составит 40% от суммы недоплаты, но не менее 30 тыс. руб. (НК РФ, ст. 129.3). НК РФ устанавливает уведомительный порядок информирования ФНС о контролируемых сделках (ст. 105.16). Уведомление может быть подано в бумажном виде или по ЭКС.

Документ содержит следующие обязательные сведения:

  • отчетный год;
  • предмет сделки (товар);
  • информацию об участниках;
  • сведения о доходах и расходах (убытках) по сделкам, с выделением расчетов в регулируемых ценах.

Сведения об участниках включают в себя:

  • наименование юрлица, ИНН (если организация зарегистрирована в ФНС РФ);
  • ФИО индивидуального предпринимателя, его ИНН;
  • ФИО и гражданство физлица, без оформления ИП.

Срок подачи уведомления установлен до 20 мая следующего года. Подается документ по месту нахождения или учета, если налогоплательщик отнесен к категории крупнейших (КН). За непредоставление сведений или недостоверную информацию грозит штраф в 5 тыс. руб. (ст. 129.4).

Важно! Контролирующий орган имеет право запрашивать информацию по контролируемым сделкам и использовать ее после завершения проверки для проверки иных лиц по той же контролируемой сделке. Информацию нужно предоставить в срок 30 дней с момента получения требования (НК РФ, ст. 105.17, 105.15).

Критерии контролируемых сделок

Контролируемые сделки определяются критериями, содержащимися в НК РФ. Они представлены в таблице, отражающей изменения законодательства в текущем году. Для признания сделки контролируемой достаточно хотя бы одного из названых условий.

Категория сделки Условия Годовой лимит (млн руб.)
Между взаимозависимыми лицами, зарегистрированными в РФ Различные ставки по налогу на прибыль, применяемые сторонами к прибыли по сделке. Один из участников:

  • уплачивает НДПИ в процентах от стоимости;
  • добывает углеводородное сырье;
  • освобожден от налога на прибыль;
  • применяет ЕНВД или единый сельхозналог;
  • пользуется правом на инвестиционный вычет по налогу на прибыль;
  • освобожден от уплаты НДС как исследовательский центр («Сколково» и другие в аналогичном статусе)
1000
Несколько сделок по перепродаже товаров, работ, услуг при участии посредников, не относящихся к взаимозависимым лицам
  • Третьи лица не осуществляют никаких действий по сделкам, кроме сбыта товаров, работ, услуг;
  • третьи лица не несут расходов или рисков при осуществлении сбыта товаров, работ, услуг
60
Внешнеторговые сделки из сферы мировой биржевой торговли Предмет торговли – одна или несколько групп товаров:

  • нефть и товары переработки;
  • черные металлы;
  • цветные металлы;
  • драгоценные металлы и камни;
  • минеральные удобрения
60
С зарегистрированными в оффшорах, резидентами, жителями оффшоров. Перечень территорий утвержден Минфином Особых условий нет 60

Поправками законодательства, актуальными в текущем году для всех российских участников таких сделок, закреплен единый лимит доходов 1 млрд руб. (раньше значения могли быть разными, в зависимости от сделки), для иностранцев – 60 млн руб. (раньше сделки с иностранцами контролировались полностью). Российские фирмы дополнительно должны соответствовать условиям ст. 105.14-2 НК РФ. В нее добавлены новые основания, позволяющие определить сделку как контролируемую – в отношении добычи углеводородного сырья и различных ставок налога на прибыль.

Попали в зону контроля и операции с участием посредников, при условии превышения суммы доходов по ним по сравнению с лимитом. Годовые доходы подсчитываются с учетом положений гл. 25 НК РФ (НК РФ, ст. 105.14-9).

Внимание! Проценты по договору займа добавляются в доходы (документ №03-01-18/4-67 Минфина от 23/05/12 г.).

Не относятся к контролируемым перечисленные ниже сделки:

  1. Участников консолидированной группы налогоплательщиков, кроме имеющих отношение к уплате НДПИ в процентах.
  2. Сделки, стороны которых в одно и то же время:
    • зарегистрированы в определенном субъекте РФ;
    • не создали обособленных подразделений в иных регионах РФ или за рубежом;
    • не уплачивают налог на прибыль в бюджеты иных регионов;
    • по расчетам налога на прибыль не имеют убытков, в том числе прошлых лет;
    • нет причин признать сделку контролируемой по ст.105.14-2 пп. 2-7 НК РФ.
  3. Сделки, касающиеся углеводородного сырья на одном и том же новом морском месторождении.
  4. Кредитные договоры между банками на срок до одной недели включительно (7 дней).
  5. Сделки военно-технического характера с иностранными государствами.

Кроме того, не контролируются сделки по предоставлению поручительств, гарантий между российскими юрлицами, не являющимися банками; российскими взаимозависимыми лицами по предоставлению займов без процентов. Не контролируются также сделки по уступке прав (требований), если они направлены на предотвращение банкротства банка.

Перечень неконтролируемых сделок содержится в п. 4 ст. 105.14 НК РФ. Указанные сделки исключаются из контролируемых вне зависимости от того, удовлетворяют ли они требованиям ст. 105.14 п. 1-3 НК РФ.

Тезисно

  1. В 2019 году существенно изменились критерии контролируемых сделок. Лимит годовых доходов в отношении российских компаний теперь 1 млрд руб., иностранных — 60 млн руб.
  2. Проверяются неоднократные сделки, имеющие черты контролируемых, с участием посредников. Лимит по ним такой же, как для иностранных фирм.
  3. Доходы рассчитываются, как предписывает гл. 25 НК РФ. Проверки на соответствие сделок ценам рынка проводятся по методике из ст. 105.7 НК РФ.
  4. Хозяйствующие субъекты должны информировать фискальные органы о сделках такого рода. ФНС правомочна запрашивать материалы по сделке и проверять их. Если выявится, что налоги уплачивались неполно, штраф составит 40% от недоплаченной суммы и не меньше 30 тыс. руб.
  5. Существуют сделки, имеющие признаки контролируемых, но к ним не относящиеся. Признаки контролируемых и неконтролируемых операций содержит ст. 105.14 НК РФ.

Статья 129.4. Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках

СТ 129.4 НК РФ.

Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый
орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление
налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего
недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

Комментарий к Ст. 129.4 Налогового кодекса

Собрание законодательства РФ. 2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4575.

Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами. К сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются следующие сделки:

а) сделки между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация, при соблюдении некоторых условий, в том числе и условия по сумме доходов по сделкам за соответствующий календарный год;

б) совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми, при соблюдении некоторых условий, в том числе и условия по сумме доходов по сделкам за соответствующий календарный год;

в) сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли при соблюдении некоторых условий, в том числе и условия по сумме доходов по сделкам за соответствующий календарный год;

г) сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации, при соблюдении некоторых условий, в том числе и условия по сумме доходов по сделкам за соответствующий календарный год.

В соответствии со статьей 20 Налогового кодекса Российской Федерации взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

В настоящее время в статье 129.4 выделяется только один вид ответственности за неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках. Санкцией по данному виду ответственности является штраф в размере 5000 рублей.

Субъектами ответственности по статье 129.4 Налогового кодекса Российской Федерации являются организации, физические лица и индивидуальные предприниматели.

Необходимо отметить незначительность суммы данного штрафа по сравнению с трудозатратами на поиск, выявление контролируемых сделок, заполнение уведомления о контролируемых сделках, его передачу налоговому органу и возможную последующую подготовку остального отчета о трансфертном ценообразовании.

Институт особого контроля за трансфертным ценообразованием в настоящее время в Российской Федерации находится на этапе становления. Повышенная налоговая санкция за неуплату налогов в результате применения нерыночных цен между взаимозависимыми лицами начинает действовать при проверках контролируемых сделок только за налоговые периоды начиная с 2017 г.

Из-за того что ответственность за неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках была установлена сравнительно недавно, предполагается, что, после того как механизм проведения проверок контролируемых сделок будет отработан на практике, законодатель введет более серьезные санкции за игнорирование требований Налогового кодекса Российской Федерации об уведомлении налоговых органов о контролируемых сделках и, соответственно, количество налоговых споров в суде может увеличиться.

Объективной стороной данного правонарушения является бездействие налогоплательщика относительно его обязанности представления уведомления о контролируемых сделках в налоговый орган или представление информации позже положенного срока либо действия налогоплательщика, направленные на представление в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения.

Согласно письму Минфина России от 06.09.2012 N 03-01-18/7-127 «О применении положений статей 105.16 — 105.17 Налогового кодекса Российской Федерации», в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации сведения о контролируемых сделках, указываемые в уведомлении о контролируемых сделках, должны содержать информацию о сумме полученных доходов и (или) сумме произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию. Таким образом, по одной и той же сделке уведомление должно подаваться всеми сторонами, являющимися участниками сделки.

В соответствии с пунктом 1 письма Минфина России от 06.09.2012 N 03-01-18/7-127 налоговый орган о факте выявления контролируемой сделки, в отношении которой не было представлено уведомление, может направить информационное сообщение в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика, являющегося иной стороной сделки. Указанное извещение будет служить основанием для установления факта представления (непредставления) уведомления иной (иными) стороной (сторонами) сделки и при необходимости инициирования в отношении налогоплательщика, не представившего уведомление о контролируемых сделках или представившего уведомление с недостоверными сведениями, производства по делу о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях в соответствии со статьей 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 105.16 налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации. Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации отнесенные к категории крупнейших, представляют указанные в настоящем пункте уведомления в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. По выбору налогоплательщиков уведомления о контролируемых сделках могут представляться в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме.

Форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках, а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно пункту 2.1 приложения N 3 к Приказу ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@, уведомление о контролируемых сделках включает в себя титульный лист, разделы 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)», 1Б «Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)», 2 «Сведения об организации — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)», 3 «Сведения о физическом лице — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)».

Согласно пункту 2 статьи 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление. В случае подачи уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений о контролируемых сделках, налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной статьей 129.4 Налогового кодекса Российской Федерации. Данное освобождение от ответственности было введено в 2014 году Федеральным законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» . Законодатель при принятии данной нормы был намерен провести некоторую параллель между возможностью освобождения от ответственности за неуплату налога в случае представления уточненной налоговой декларации пунктом 4 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации и освобождения от ответственности за представление уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения.
———————————
Собрание законодательства РФ. 2014. N 14. Ст. 1544.

Если сравнивать уточненную декларацию и уточненное уведомление о контролируемых сделках, то необходимо заметить, что законодатель не установил норму, аналогичную норме, что закреплена в пункте 9.1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, которая гласит о том, что если в ходе камеральной проверки налогоплательщик представляет уточненную декларацию, то проверка первоначальной декларации заканчивается и начинается проверка уточненной декларации.

Также важен вопрос о том, что считать моментом, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений. Необходимо подчеркнуть, что производство по делу о налоговом правонарушении, предусмотренном статьей 129.4 Налогового кодекса Российской Федерации, должно осуществляться по правилам статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно статье 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае обнаружения налогового правонарушения должностным лицом налогового органа составляется акт, который затем вручается налогоплательщику, кроме тех случаев, которые рассматриваются в порядке статье 101 Налогового кодекса Российской Федерации. Можно предположить, что, если налогоплательщик направит уточненное уведомление о контролируемых сделках, содержащее достоверные сведения, до получения указанного акта, он вправе рассчитывать на освобождение от ответственности по статье 129.4 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации сведения о контролируемых сделках должны содержать следующую информацию:

а) календарный год, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках;

б) предметы сделок;

в) сведения об участниках сделок: полное наименование организации, а также идентификационный номер налогоплательщика; фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя и его идентификационный номер налогоплательщика; фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;

г) сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

Также вышеуказанные сведения могут быть могут быть подготовлены по группе однородных сделок. Если налоговый орган, проводящий налоговую проверку, обнаружил факты совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены в соответствии с пунктом 2 статьи 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации, указанный налоговый орган самостоятельно извещает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, о факте выявления контролируемых сделок и направляет полученные им сведения о таких сделках.

О направлении извещения и соответствующих сведений в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, налоговый орган, проводящий налоговую проверку, обязан уведомить налогоплательщика не позднее 10 дней с даты направления извещения.

Также необходимо подчеркнуть, что согласно пункту 7 статьи 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации направление налоговым органом, проводящим налоговую проверку, полученных им сведений о контролируемых сделках в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не является препятствием для продолжения и (или) окончания такой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки в установленном порядке.

Также, исходя из совокупности норм Налогового кодекса Российской Федерации, не предусмотрено уведомление иной стороны сделки о направлении извещения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с письмом Минфина России от 27.12.2012 N 03-01-18/10-198 налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

В соответствии с приложением N 1 к Приказу ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@ в уведомлении о контролируемых сделках налогоплательщиком указываются сведения по каждой контролируемой сделке и (или) группе однородных сделок. Также если уведомление о контролируемых сделках представляется в отношении нескольких неоднородных сделок, то раздел 1А заполняется в отношении каждой такой сделки.

Налогоплательщик представляет одно уведомление за календарный год, в котором отражаются все совершенные им в календарном году контролируемые сделки, указанные в статье 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с письмом Минфина от 15 октября 2012 г. N 03-01-18/7-142 положения статьи 129.4 Налогового кодекса Российской Федерации применяются в отношении уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, не представленного налогоплательщиком в налоговый орган в установленный срок или представленного с недостоверными сведениями.

Согласно письму Минфина России от 27.12.2012 N 03-01-18/10-198, в соответствии с пунктом 1 статьи 105.17 Налогового кодекса Российской Федерации проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится на основании уведомления о контролируемых сделках или извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную проверку налогоплательщика, направленных в соответствии со статьей 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации, а также при выявлении контролируемой сделки в результате проведения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Из совокупности норм статьи 105.17 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что проведение проверки как на основании уведомления о контролируемых сделках, так и на основании извещения возможно только в отношении конкретной контролируемой сделки (группы однородных сделок) конкретного налогоплательщика, подавшего уведомление или в отношении которого получено извещение.

В соответствии со статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 Налогового кодекса Российской Федерации, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. Таким образом, законодатель разграничил ответственность, предусмотренную статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 129.4 Налогового кодекса Российской Федерации.

Порядок и форма заполнения уведомления о контролируемых сделках установлены Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@. Необходимо отметить, что статья 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает лишь минимальные требования к сведениям о контролируемых сделках, подлежащим включению в анализируемое уведомление. Однако Приказ ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@ требует от налогоплательщиков при заполнении уведомления о контролируемых сделках огромное количество технической информации.

Стремление ФНС Российской Федерации получить огромный объем информации привело к тому, что налогоплательщики начали оспаривать законность Приказа ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@ со ссылкой на излишнее административное давление и препятствия для нормальной предпринимательской деятельности (решение ВАС РФ от 16.09.2013 N 10012/13).

Решением коллегии судей ВАС РФ отказано в требованиях налогоплательщика о признании данного Приказа частично недействующим, однако в дальнейшем дело было передано в Президиум ВАС РФ (Определение ВАС РФ от 30.12.2013 N ВАС-18588/13 по делу N ВАС-10012/13).

Пока Приказ ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@ не признан недействующим и налогоплательщики вынуждены затрачивать значительный объем ресурсов на правильное заполнение уведомления о контролируемых сделках и передачу его в налоговый орган.

По общему правилу налогоплательщик должен ежегодно уведомлять налоговые органы о совершенных контролируемых сделках (п. 1 ст. 105.16 НК РФ). Для этого в инспекцию по месту нахождения не позднее 20 мая следующего года необходимо подать специальное уведомление (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). За непредставление установлен штраф в размере 5 000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

Если инспекция во время налоговой проверки (мониторинга) обнаружит контролируемые сделки, сведения о которых не подавались, проверяющие обязаны известить об этом ФНС России (п. 6 ст. 105.16 НК РФ), ведь только ФНС России уполномочена проводить проверку контролируемых сделок (п. 1 ст. 105.17 НК РФ).

Значит ли это, что привлекать к ответственности налогоплательщика за непредставление уведомления о контролируемых сделках (ст. 129.4 НК РФ) имеет право лишь ФНС России?

Рекомендации

Налоговая инспекция имеет право привлечь к ответственности за непредставление уведомления о контролируемых сделках.

Объясняется это следующим.

Проверка полноты исчисления и уплаты налогов по сделкам между взаимозависимыми лицами проводится ФНС России на основании (п. 1 ст. 105.17 НК РФ):

  • уведомления о контролируемых сделках;
  • извещения территориального налогового органа, который проводит проверку (мониторинг);
  • при проведении ФНС России повторной выездной проверки в порядке контроля.

Однако необходимо помнить, что ИФНС России по району, межрайонная ИФНС являются территориальными органами ФНС России и входят в единую централизованную систему налоговых органов (п. 1 Приложения № 1 к приказу Минфина России Минфина от 17.07.2014 № 61н).

Действующие положения НК РФ в отношении контролируемых сделок на территориальные налоговые органы возлагают функции:

  • по приему, вводу и передаче на вышестоящий уровень уведомлений о контролируемых сделках;
  • выявления контролируемых сделок в ходе выездных и камеральных налоговых проверок;
  • составления и направления в ФНС России извещений о контролируемых сделках.

Таким образом, если межрайонная ИФНС России в результате проверки выявила контролируемые сделки, по которым налогоплательщик не представил уведомление, то именно инспекция должна составить об этом нарушении соответствующий акт. Следовательно, она имеет право привлечь к ответственности по ст. 129.4 НК РФ.

(См. постановление АС Поволжского округа от 28.04.2016 № Ф06-7872/2016).