Утилизация продукции

Содержание

Блог

С 1 января 2018 г. введен в действие перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. № 2970-р (далее – Перечень 2970-р).
Ранее действовал перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2015 г. № 1886-р (Перечень 1886-р), который включал 36 групп товаров.
Перечень 2970-р состоит из двух разделов. Первый раздел «Товары, за исключением упаковки, подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств» включает 46 групп товаров, а второй раздел «Упаковка товаров, подлежащая утилизации после утраты ею потребительских свойств» – 8 групп упаковки товаров.
Итого Перечень 2970-р включает 54 группы товаров, группы упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств.
Для удобства проведения соответствия между наименованиями товаров, упаковки товаров и кодами товаров (продукции) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), кодами единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) Перечня 1886-р с Перечнем 2970-р при подготовке производителей товаров, импортеров товаров, ассоциаций (союзов) производителей товаров, импортеров товаров декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров и расчета суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации отходов от использования товаров), Минприроды России подготовило конвертер соответствия товаров, упаковки товаров Перечня 1886-р товарам, упаковке товаров Перечня 2970-р.
Указанныйконвертерносит рекомендательный характер.

Утвержден новый перечень товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств

Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 N 2970-р <Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств>

Новый перечень состоит из двух разделов. Первый раздел «Товары, за исключением упаковки, подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств», включает 46 групп товаров. В данном разделе для каждого товара приводится наименование товара, код товара (продукции) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), код по ТН ВЭД ЕАЭС, наименование позиции по ТН ВЭД ЕАЭС, категория товаров аналогичного назначения и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования.

Второй раздел «Упаковка товаров, подлежащая утилизации после утраты ею потребительских свойств» включает 8 групп товаров. Для товаров в данном разделе указывается наименование упаковки товаров, материал упаковки, буквенное обозначение упаковки по техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011) и категория товаров аналогичного назначения и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования.

Утратившим силу признан ранее действовавший аналогичный перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 N 1886-Р, с внесенными в него изменениями и дополнениями.

Об обязанности утилизировать товары после утраты ими потребительских свойств

Многие индивидуальные предприниматели, заблуждаясь, считают, что требование по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду относится только к предприятиям, занятым в сфере промышленного производства. Но это не так. Действующее законодательство в определенных случаях обязывает и предпринимателей внести указанную плату и представить в территориальные органы Росприроднадзора соответствующую отчетность. И таких ситуаций в 2015 г. стало больше. Так, в текущем году Законом об отходах <1> в отношении производителей товаров установлена обязанность по утилизации этих товаров после утраты ими потребительских свойств. Прежде подобной обязанности у производителей товаров не было, а потому она заведомо вызывает немало вопросов. На некоторые из них мы постараемся ответить уже сейчас.

<1> Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Разбираемся с терминами и понятиями

Традиционно под экологическим сбором понимается плата за негативное воздействие на окружающую среду (природу), то есть плата, целью взимания которой является возмещение ущерба и затрат государства на охрану и восстановление окружающей среды. Этот платеж по смыслу ст. 16 Закона об охране окружающей среды <2> — необходимое условие получения предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на природу. Напомним, действующее законодательство четко выделяет три категории воздействия на природу, которые влекут за собой возникновение обязанности природопользователей по внесению платежей (и, соответственно, представлению отчетности в территориальные органы Росприроднадзора).

<2> Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Вид воздействия

Как рассчитывается плата за негативное воздействие на природу <*>

Куда вносится плата

Выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников

Плата рассчитывается:

  • в пределах допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия; определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения;
  • в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов); определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения

По месту нахождения объектов, оказывающих негативное воздействие на природу

Сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты

Размещение отходов <**>

<*> Порядок определения платы за негативное воздействие на природу и ее предельных размеров регламентирован следующими документами:

  • Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632;
  • Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344;
  • Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 N 410;
  • Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (утв. Минприроды России 26.01.1993).

<**> Предприниматели, размещающие только бытовые отходы, рассчитывают плату, исходя из количества отходов, фактически направленных на размещение.

Однако в настоящее время понятию «экологический сбор» дано совершенно иное толкование — это плата за неисполнение обязанности производителя товаров по утилизации отходов от использования этих товаров в связи с утратой ими потребительских свойств (далее — утилизация отходов). Это следует из п. п. 1, 7 ст. 24.2 Закона об отходах. Более того, данному платежу (порядку его исчисления и уплаты) теперь посвящены положения одноименной ст. 24.5 названного Закона. Иначе говоря, на сегодняшний день понятие «экологический сбор» является самостоятельным понятием, и смысл его существенно отличается от понятия «плата на негативное воздействие на природу».

Приведем еще несколько терминов, которые будем использовать в данном материале (ст. 1 Закона об отходах).

Термин

Что означает

Обращение с отходами

Деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов

Размещение отходов

Хранение и захоронение отходов

Утилизация отходов

Использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая их повторное применение, в том числе:

  • повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг);
  • возврат отходов в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация);
  • извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация)

Должен ли предприниматель утилизировать отходы?

Внимательный читатель, очевидно, обратил внимание на то, что в Законе об отходах используется термин «производитель товаров». При этом в Законе не уточнено, для какого именно производителя товаров — юридического лица или предпринимателя — введена обязанность по утилизации отходов. Несмотря на данное обстоятельство, предпринимателям обольщаться не стоит. Обозначенная обязанность распространена и на них. Наглядным тому подтверждением служит проект типовой формы представления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации таких товаров (см. с. 68), к ней мы вернемся чуть позже.

Проект типовой формы
представления производителями, импортерами товаров, подлежащих
утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности
о выполнении нормативов утилизации таких товаров
________________________________________ за 20__ г.
индивидуальный предприниматель (Ф.И.О.),
наименование юридического лица

П/п

Наименование товаров по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008))

Код товаров по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008))

Данные о массах произведенных (ввезенных) товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств

Установленный на отчетный период норматив утилизации

Достигнутый показатель фактически выполненного за отчетный период производителем, импортером норматива утилизации

Реквизиты актов о фактической утилизации отходов товаров, подлежащих утилизации

Сведения о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях и физических лицах, которым в отчетном периоде были переданы отходы от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств

Всего

Количество потребительской упаковки, использованной для производства товаров

Всего

масса (в тоннах)

единица

масса (кг)

единица

Ответственный исполнитель _______ ___________________ Дата __________
подпись Ф.И.О.

Какие товары (отходы от них) подлежат утилизации?

Перечень готовых товаров (включая упаковку), подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, должен быть определен правительственным актом. Должен, потому что в настоящее время этот Перечень носит статус проекта <3>. Наименования групп товаров (продукции), а также наименование каждого товара (продукции) в отдельности приведены в нем в соответствии:

  • с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) <4>;
  • с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) <5>.

<3> Текст проекта размещен на сайте www.regulation.gov.ru.
<4> Утвержден Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.
<5> Утверждены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54.

Порядок самостоятельной утилизации отходов

Порядок, по которому производители должны самостоятельно утилизировать отходы (включая упаковку) от использования готовых товаров (как и сам перечень этих товаров), определяет Постановление Правительства РФ. Сам документ в установленном порядке пока не утвержден, но есть его проект <6>. Его положениями предусмотрено несколько способов выполнения производителем товаров возложенной на него обязанности.

<6> Текст проекта размещен на сайте www.regulation.gov.ru.

Примечание. Под самостоятельной утилизацией отходов понимается выполнение производителем товаров нормативов утилизации отходов, установленных Правительством РФ.

Способ реализации обязанности по утилизации

Условия для ее выполнения

Непосредственно сам производитель товаров

Организация собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов

Стороннее лицо — оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами или региональный оператор <*>

Заключение договора на оказание услуг по обращению с отходами

Объединение (союз) производителей товаров

Создание объединения (союза) производителей товаров или вступление в его члены

<*> Оператор или региональный оператор осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами, но в роли первого может быть как предприниматель, так и юридическое лицо, в роли второго — только юридическое лицо (ст. 1 Закона об отходах).

Выбор одного или нескольких из этих способов осуществляется по усмотрению предпринимателя. Однако вне зависимости от выбранного способа (способов) утилизации он в любом случае обязан обеспечить прием, доставку отходов от пункта приема до места обработки, их обработку, утилизацию.

Обязанность производителя товаров по их утилизации считается исполненной (п. 9 ст. 24.2 Закона об отходах):

  • со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов;
  • со дня уплаты экологического сбора.

А теперь подробнее об этом.

Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов

Нормативы утилизации отходов от использования товаров (включая потребительскую упаковку) после утраты потребительских свойств устанавливаются правительственным актом. Нормативы определяются Постановлением Правительства РФ для каждой группы товаров, подлежащих утилизации, в процентах от общего количества выпущенных товаров для внутреннего потребления на территории РФ за истекший календарный год в зависимости от массы или числа единиц готовых товаров или массы упаковки, использованной для производства таких товаров <7>. Например, норматив утилизации по группе товаров «Бумага и изделия из бумаги (включая картон, бланки, тетради, обои и прочую продукцию)» составит 80%.

<7> Проект документа размещен на сайте www.regulation.gov.ru.

Если упаковка товара будет производиться из вторсырья, то к нормативу по ее утилизации будет применяться понижающий коэффициент, рассчитываемый как разница между единицей и долей вторичного сырья, использованного при производстве указанной упаковки (п. 14 ст. 24.2 Закона об отходах).

Планируется, что названные нормативы будут пересматриваться раз в три года.

Отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов (в том числе порядку ее заполнения) будет посвящен свой подзаконный акт (его проект уже разработан и размещен на сайте www.regulation.gov.ru) <8>. Бланк отчетности представлен на с. 68.

<8> Проект постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка, формы и сроков предоставления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации таких товаров».

Отчетность составляется на основе данных первичного учета произведенных товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, переданных (выпущенных в обращение) юридическим лицам и предпринимателям, юридическим и физическим лицам на территории РФ.

Порядок представления отчетности (согласно проекту подзаконного акта) приведен в таблице.

Срок представления

Формат представления

Дата представления

Один раз в год — до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом (календарным годом)

Отчетность составляется на бумажном носителе в двух экземплярах. Один хранится у производителя, второй (вместе с электронной версией отчетности на электронном носителе) представляется в территориальный орган Росприроднадзора <*>

Дата представления отчетности в территориальный орган Росприроднадзора или дата почтового отправления

<*> Отчетность может быть подана в виде электронных документов, подписанных усиленной электронной подписью.

Декларация о количестве выпущенных в обращение готовых товаров

Как упоминалось ранее, норматив утилизации отходов определяется в том числе исходя из количества выпущенных в обращение в РФ готовых товаров (продукции).

В целях обобщения данных первичного учета о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год товаров, а также количестве потребительской упаковки, использованной для их изготовления (указанные сведения в дальнейшем пригодятся при пересмотре нормативов утилизации отходов), производитель товаров должен заполнить соответствующую декларацию и подать ее в территориальный орган Росприроднадзора. Форму, формат, а также порядок представления названной декларации определит Правительство РФ.

Планируется <9>, что представлять обозначенную декларацию (на бумажном носителе или в электронном виде) предприятия будут обязаны в срок до 15 декабря года, следующего за отчетным календарным годом.

<9> Проект постановления Правительства РФ «О порядке декларирования производителями, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год товаров, в том числе упаковки таких товаров» (опубликован на сайте www.regulation.gov.ru).

Добавим, сведения, прописанные в декларации, необходимы не только для установления оснований для пересмотра нормативов, но и нужны самому производителю товаров для составления отчетности о выполнении нормативов утилизации и расчета размера экологического сбора.

Экологический сбор

Данный сбор является неналоговым платежом, который перечисляется в федеральный бюджет (п. 1 ст. 24.5 Закона об отходах). Его нельзя будет зачесть в счет уплаты иных платежей. Размеры и порядок уплаты этого неналогового платежа регламентированы положениями ст. 24.5 названного Закона.

Примечание. Экологический сбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки.

Как рассчитывается

Экологический сбор рассчитывается (самостоятельно производителем товаров) так:

ЭС = С x М x Н,

где: — ЭС — экологический сбор;

  • С — ставка экологического сбора;
  • М — масса готового товара (или количество единиц подлежащего утилизации готового товара) либо масса упаковки, использованной для производства такого товара;
  • Н — норматив утилизации.

Расчет суммы платежа производится по форме, утверждаемой Росприроднадзором (она пока не утверждена).

Ставки ЭС устанавливаются правительственным актом по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств.

Проектом данного документа <10> предусмотрены, например, следующие ставки.

<10> Проект постановления Правительства РФ «Об установлении ставок экологического сбора, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств» размещен на сайте www.regulation.gov.ru.

N п/п

Наименование группировок товаров (продукции)

Ставка экологического взноса, в процентах от себестоимости 1 тонны (1 единицы) товара без учета НДС

Бумага и изделия из бумаги (в том числе: картон, бланки, тетради, обои)

1,5

Изделия резиновые и пластмассовые (в том числе: шины, покрышки и камеры резиновые, плиты, листы, трубы и профили пластмассовые (резиновые), изделия пластмассовые упаковочные)

1,5

Продукты минеральные неметаллические прочие (в том числе: бутылки, банки, флаконы и прочая тара из стекла (кроме ампул), зеркала стеклянные, стеклопакеты, изделия огнеупорные (кирпичи, блоки, плитки), черепица, изделия фарфоровые и керамические)

1,5

Масла нефтяные смазочные (в том числе: масла моторные, гидравлические, индустриальные, трансмиссионные, компрессорные и турбинные)

1,5

Металлы основные (в том числе: профили, уголки, рельсы железнодорожные, трубы, фитинги, проволока)

1,5

Изделия металлические готовые, кроме машин и оборудования (в том числе: тара металлическая, металлоконструкции строительные и их части, изделия ножевые, инструмент и универсальные скобяные изделия)

1,5

Оборудование компьютерное, электронное и оптическое (в том числе: компьютеры и периферийное оборудование, оборудование коммуникационное, фото-, видеокамеры, навигаторы, часы)

4,5

Оборудование электрическое (в том числе: батареи и аккумуляторы, лампы накаливания, приборы бытовые электрические (холодильники и морозильники, стиральные машины, плиты кухонные, утюги и электрочайники, электродвигатели, генераторы, трансформатор))

4,5

Древесина и изделия из дерева и пробки, кроме мебели; изделия из соломки и материалов для плетения (в том числе: шпалы, брусья, полы паркетные, тара деревянная)

1,5

Кроме того, подзаконным актом должен быть утвержден порядок взимания экологического сбора (включая порядок его исчисления, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора) (п. 8 ст. 24.5 Закона об отходах).

При этом производитель товаров должен не только рассчитать и уплатить в бюджет сумму экологического сбора, но и представить в территориальный орган Росприроднадзора (для подтверждения правильности исчисления суммы экологического сбора) заполненную форму по расчету суммы экологического сбора и платежные документы о ее уплате (п. 10 проекта <11>).

<11> Проект постановления Правительства РФ «Об установлении порядка взимания экологического сбора (в том числе порядка его исчисления, срока уплаты, порядка взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм экологического сбора)».

Сроки представления формы расчета и уплаты экологического сбора

Сроки представления в территориальный орган Росприроднадзора обозначенной формы расчета оговорены в п. 26 проекта и приведены в следующей таблице. Аналогичные сроки п. 27 проекта установлены и для уплаты экологического сбора.

Срок

Период

До 15 октября 2015 г.

За 9 месяцев 2015 г.

До 1 февраля 2016 г.

За октябрь, ноябрь, декабрь 2015 г.

До 15 апреля года, следующего за отчетным периодом

За отчетный период начиная с 2016 г.

Примечание. Отчетным периодом по экологическому сбору (начиная с отчетности за 2016 г.) признается календарный год (п. 25 проекта).

* * *

Итак, уже в 2015 г. некоторым предпринимателям придется представить в территориальный орган Росприроднадзора отчетность по выполнению нормативов утилизации отходов или уплатить экологический сбор. Крайний срок — 15 октября. До обозначенной даты Правительство должно утвердить все необходимые вышеупомянутые документы. В противном случае выполнение производителями товаров обязанности, установленной Законом об отходах, окажется невозможным.

С.Г.Новикова

Эксперт журнала

«ИП: бухгалтерский учет

и налогообложение»

Вопрос: Наша компания привозит бытовую технику для другой компании, которая занимается ее реализацией. Техника уже приходит под маркой другой компании, которая указывается как производитель. Кто должен отчитываться за эту технику и упаковку: наша компания, как импортер техники, или другая компания?

Ответ:

— Реклама —

1.1. Обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется на производителей товаров с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации в отношении:

товаров, произведенных на территории Российской Федерации;

упаковки товаров, произведенных на территории Российской Федерации.

1.2. Обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется на импортеров товаров с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации в отношении:

товаров, импортированных из третьих стран в Российскую Федерацию и прошедших соответствующие таможенные операции;

товаров, ввезенных из государств — членов Евразийского экономического союза;

упаковки товаров, импортированных из третьих стран в Российскую Федерацию и прошедших соответствующие таможенные операции;

упаковки товаров, ввезенных из государств — членов Евразийского экономического союза.

Таким образом, определено, что обязанность обеспечивать выполнение норматива утилизации распространяется на производителей и импортеров товаров, упаковки товаров, с момента их первичной реализации.

В вашей ситуации необходимо четко определить когда происходить первичная реализация, при этом не важно кому «производителю» или населению. Если вы осуществляете только транспортировку данной техники, растаможку и т. д. в интересах другой организации «производителя», то вы не обязаны выполнять норматив утилизации.

Единственный вопрос, которые еще может быть, это насчет транспортной упаковки, в которой вы везете эту технику (палеты, пленка, короба).

При этом следует различать отходы от использования товаров, за которые ответственен импортер/производитель в рамках ст. 24.2 Федерального закона ФЗ № 89, и отходы производства и потребления, за которые ответственен отходообразователь в рамках остальных статей Федерального закона ФЗ № 89.

Если товар передается дальнейшему потребителю в упаковке, то это отход от использования товара, а если упаковка остается у импортера при распаковке импортированного товара перед отправкой его потребителю и в дальнейшем передается на утилизацию, то это отход производства.

Также следует отличать обычную упаковку от многооборотной тары, которая в том числе может продаваться напрямую как товар, это в большей степени касается паллет. Если транспортная упаковка при распаковке партии товара не используется для переупаковки, в т. ч. для дальнейшей транспортировки данного товара, а со склада передается для дальнейшей утилизации, то ее не нужно учитывать в декларации, выполнять норматив утилизации и т. д.

При этом многооборотная упаковка декларируется как товар (п. 3 Положение о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417 (далее — Положение).

Например, если деревянные палеты, щиты, поддоны, на которых поступает импортируемый товар, после его распаковки используются для дальнейшей транспортировки товара, то они должны быть учтены в декларации импортера и при этом именно в таблице 1 «Информация о товарах (без упаковки товаров)».

Если палеты (щиты, поддоны) со склада продаются или отдаются для дальнейшего использования, т. е. после ремонта и очистки самостоятельно поступают на потребительский рынок, то они также будут являться товаром и их необходимо отражать в декларации импортера.

Если же паллеты (щиты, поддоны) со склада передаются для дальнейшей утилизации, то они являются отходом производства и такую транспортную упаковку не нужно учитывать в декларации.

На всякий случай рекомендую обратиться в Минприроды за официальным разъяснением, именно к ним, а не в Росприроднадзор, потому что некоторые разъяснения Росприроднадзора идут в разрез с сутью основных положений РОП, поэтому разъяснение лучше получить от нормотворца.

Экологический сбор введен поправками к Федеральному закону № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. еще в 2014 году. Суть закона состоит в том, чтобы внедрить расширенную ответственность производителей и импортёров в сфере экологии, в частности ответственность за образующиеся от эксплуатации товаров и упаковки отходы.

  1. Общая информация: экологический сбор
  2. Перечень товаров на утилизацию
  3. Как провести утилизацию?
  4. Нормативы утилизации товаров
  5. Какую отчетность необходимо подавать производителям и импортерам товаров?
  6. Порядок, формы и сроки представления экологической отчетности
  7. Как отчитываться за экологический сбор в 2019?
  8. Расчет суммы экологического сбора
  9. Экологический сбор: Куда направляются средства?

1. Общая информация: экологический сбор

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории России и осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств – членов ЕЭС, обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации. Производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно путем организации инфраструктуры по сбору таких товаров либо путем заключения договоров на утилизацию товаров с третьими лицами. Данный норматив можно выполнить в ходе утилизации не только отходов, образованных от конкретного товара, но и от группы аналогичных товаров в соответствии с перечнем товаров.

2. Перечень товаров на утилизацию

Перечень товаров утверждён Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р (ред. от 16.06.2018) “Об утверждении перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств”.
Распоряжение состоит из разделов:

Раздел I. Товары, за исключением упаковки товаров, подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств, включающий 46 различных групп товаров.
Раздел II. Упаковка товаров, подлежащая утилизации после утраты ею потребительских свойств, включающая 8 групп упаковки.

Утилизация отходов – использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Принадлежность товара к перечню товаров, подлежащих утилизации, определяется его наименованием (физическими и химическими характеристиками) по ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Производитель или импортер может вступить в ассоциацию по выполнению данных нормативов на основе договора, если он не хочет или не может утилизировать отходы самостоятельно. В случае неисполнения или частичного исполнения ассоциацией обязательств по утилизации отходов, которые переданы ему производителем, импортером товаров, обязательства признаются не переданными в объеме не исполненных ассоциацией обязательств, то есть если ассоциация «недоутилизировала» отходы, виноват будет производитель/импортер.

Кстати!

Письмо Росприроднадзора от 26.01.2017 № АС-10-02-36/1417 «О направлении информации об утилизации отходов от использования товаров, упаковки»:
Одновременно необходимо отметить, что при заключении между производителем, импортером товаров и оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором или индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов), договора на оказание услуг по утилизации отходов стороны самостоятельно, с учетом требований природоохранного законодательства, определяют условия о форме, предмете и содержании договора и после его заключения обязуются исполнять положения, предусмотренные договором, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

3. Как провести утилизацию?

Обязанность по утилизации считается исполненной со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации либо со дня уплаты экологического сбора. Утилизация отходов подтверждается заключенными договорами с третьими лицами (при передаче им отходов) и актами по утилизации. Письмом Росприроднадзора от 15.12.2016 N АС-10-01-36/25460 введены рекомендованные формы актов утилизации.

Обратите внимание!

Утилизация отходов от использования товаров и упаковки – это лицензируемый вид деятельности, если отходы не отнесены к V классу.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) “Об отходах производства и потребления”
Статья 9. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности
1. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” с учетом положений настоящего Федерального закона.

4. Нормативы утилизации товаров

Нормативы утилизации для каждой группы товаров, группы упаковки товаров устанавливаются в процентах от общего количества выпущенных в обращение на территории РФ товаров, выраженного в единицах массы или единицах товаров, либо упаковки товаров, выраженного в единицах массы упаковки. Производители упаковки не обязаны утилизировать ее – утилизацией упаковки занимаются производители товаров в этой упаковке.
Если нормативы утилизации перевыполнены, то на следующий год нормативы уменьшаются на эту разницу. Норматив также может быть снижен, если упаковка производится из вторичного сырья. Нормативы утилизации устанавливаются для групп товаров в процентах от общего количества выпущенных товаров с учетом экономических и экологических условий и пересматриваются раз в 3 года.

Представление отчетности заявители могут осуществлять одним из трех способов:

  • С помощью бесплатного средства подготовки отчетности природопользователя “Модуль природопользователя”, размещенного на официальном сайте Росприроднадзора в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”;
  • С помощью размещенного в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” “Личного кабинета” природопользователя;
  • С помощью иного программного обеспечения, в случае соблюдения требований к формату, публикуемому на официальном сайте Росприроднадзора.

5. Какую отчетность необходимо подавать производителям и импортерам товаров?

Вся отчетность, которую необходимо подавать производителям и импортерам товаров:

  • Декларация количества произведенных товаров и упаковки. Декларация представляется ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом;
  • Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от этих товаров и упаковки. Отчетность представляется ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом;
  • В случае невыполнения нормативов – расчет суммы экологического сбора и его уплата.

Декларация о выпущенных товарах и упаковке составляется в соответствии с Положением о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1417.

Если товар произведен в РФ и вывезен на экспорт, в декларации он не указывается. Производители товаров включают в декларацию информацию о товарах на основе первичных учетных документов. Импортеры товаров – на основании таможенных документов. Декларация заполняется для каждого наименования товара, количество указывается в килограммах. Если вы зарегистрировали юридическое лицо (или ИП) в течение года, то декларация заполняется от даты регистрации до конца года. При этом Росприроднадзор может затребовать в ходе проверки достоверности декларации заверенные копии документов, на основе которых она составлена. декларация предоставляется в срок до апреля года, следующего за отчётным.

6. Порядок, формы и сроки представления экологической отчетности

Порядок, формы и сроки представления отчетности о выполнении нормативов утилизации устанавливаются на основании Постановления Правительства РФ от 08.12.2015 N 1342 (ред. от 17.10.2018) “Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров”. Отчетность об утилизации представляется в срок до 1 апреля за истекший год.

Отчетность, как и декларация, подается производителями товаров в территориальное отделение Росприроднадзора, а импортерами – в центральный аппарат Росприроднадзора. В качестве подтверждающих документов Росприроднадзор вправе запросить копии договоров производителя с третьим лицом, утилизировавшим его отходы либо, если производитель утилизирует отходы самостоятельно, – копии актов об утилизации. Договор можно заключать не только с оператором и региональным оператором, но и с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов).

7. Как отчитываться за экологический сбор в 2019?

В январе 2019 г. Минприроды выпустило письмо с разъяснениями по вопросу формирования отчётности и уплаты сбора за 2018 год. В данном письме было, в частности, сказано,

Отчетность, декларация и расчет суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) в 2018 году подавались за 2017 отчетный год (с применением нормативов утилизации, установленных на 2017 год распоряжением Правительства Российской Федерации 4 декабря 2015 г. N 2491-р).
При подаче в 2019 году декларации за отчетный 2018 год в ней указывается количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2018 год.
В 2019 году за отчетный 2018 год отчетность составляется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2017 год, и нормативов утилизации, установленных на 2018 год распоряжением N 2971-р.
В 2019 году за отчетный 2018 год расчет суммы экологического сбора формируется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2017 год, с применением нормативов утилизации, установленных на 2018 год распоряжением N 2971-р, и ставок экологического сбора, утвержденных Постановлением N 284 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1293).
Отмечаем, что новый подход по использованию в отчетности и в расчете суммы экологического сбора данных о товарах (упаковке товаров), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской за год, предшествующий отчетному периоду, применяется с отчетного периода за 2018 год. Использование для расчета суммы экологического сбора и за 2017 год, и за 2018 год одних и те же значений массы товара, массы упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2017 год, и уплата экологического сбора за 2017 год не освобождают производителей товаров, импортеров товаров от обязанности уплатить в 2019 году экологический сбор за 2018 год при невыполнении ими в течение 2018 года нормативов утилизации.
Таким образом, при подготовке производителями и импортерами товаров, ассоциациями отчетности за 2018 отчетный год, а также расчета суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) необходимо использовать данные из декларации за 2017 год и нормативы утилизации на 2018 год, установленные распоряжением N 2971-р.

Письмо от 22/02/2019 г. подтвердило данную трактовку положений нормативных актов:

В соответствии с пунктом 9 Постановления № 1417 и пунктом 9 Правил № 1342 отчетным периодом для представления декларации и отчетности признается календарный год. На основании п.5 ст.2 Федерального закона от 03.06.2011 № 107 «Об исчислении времени» календарным годом считается период времени с 1 января по 31 декабря продолжительностью триста шестьдесят пять либо триста шестьдесят шесть (високосный год) календарных дней. Согласно п.10 Постановления № 1417 декларация представляется ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом. Правила взимания экологического сбора утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора». Таким образом, в 2019 году импортеры и производители товаров, отчитываясь за 2018 год, указывают в декларации, отчетности, расчете экологического сбора количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров в 2017 году, применяя нормативы утилизации отходов от использования товаров 2018 года, установленные распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 2971-р.

Таким образом, из-за «нового подхода» к формированию отчётности совсем не понятно, как отчитываться в апреле 2019 года. Если производитель/импортер отчитался в прошлом апреле за товары, выпущенные в 2017 оду и отходы от них, утилизированные в том же 2017 году, значит ли это, что придется вновь учитывать эти показатели и платить дважды за одно и то же? Ждем дополнительных разъяснений по данному вопросу от Росприроднадзора или Минприроды.

8. Расчет суммы экологического сбора

Если нормативы утилизации не выполнены либо выполнены не полностью, нужно рассчитать сумму экологического сбора и подать расчет в Росприроднадзор до 15 апреля года, следующего за отчетным. Экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета. Для упаковки он уплачивается производителем товара в упаковке, а если товар не является готовым к употреблению, то платится сбор только за упаковку. Ставки по сбору установлены Постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 N 284 “Об установлении ставок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора)”. Ставки установлены в рублях за тонну отходов и сформированы по каждой группе товаров и упаковки, варьируя от 2025 руб./тонну аккумуляторов свинцовых («Группа N 38») до 33476 руб./тонну для Группы N 37 “Элементы первичные и батареи первичных элементов” и Группы N 39 “Батареи аккумуляторные”

Согласно ч. 5 и 6 статьи 24.5 Федерльного закона № 7-ФЗ:
5. Ставка экологического сбора формируется на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства. В ставку экологического сбора может включаться удельная величина затрат на создание объектов инфраструктуры, предназначенных для этих целей. Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
6. Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу товара или на количество единиц товара (в зависимости от вида товара) либо на массу упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.

Порядок взимания экологического сбора устанавливается Правительством Российской Федерации через Постановление от 08.10.2015 N 1073 (ред. от 23.08.2018) “О порядке взимания экологического сбора”. Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 N 488 утверждена форма расчета суммы экологического сбора. Данная форма включает:

Раздел 1. Общие сведения о производителе, импортере готовых товаров, в том числе упаковки таких товаров
Раздел 2. Расчет суммы экологического сбора

При расчете сбора используется показатель количества товаров (готовых товаров/упаковки), выпущенных в обращение на территории РФ, который необходимо брать из декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации. Итоговое количество, подлежащее утилизации, включается в расчет в соответствии с указанным количеством из отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. Сумма экологического сбора за готовые товары и сумма сбора за упаковку определяются путем суммирования значений по группам товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации. Итоговая сумма определяется путем суммирования суммы сбора за готовые товары и суммы сбора за упаковку.

Если товар упакован в упаковку, произведенную сторонней организацией, вам необходимо еще на этапе декларирования количества товаров запросить сведения о ее производстве и составе, чтобы выяснить, какую долю в составе упаковки составляет вторичное сырье, что позволит воспользоваться понижающим коэффициентом при расчете.

К заполненной форме расчета экологического сбора прилагаются документы:
а) копии платежных документов об уплате экологического сбора;
б) документ, подтверждающий полномочия представителя плательщика на осуществление действий от имени плательщика.

Кто является администратором платежей?

Администратором платежей является Росприроднадзор. Расчет суммы можно провести с помощью программных средств или на бумажном носителе. Датой представления расчета суммы экологического сбора в электронной форме считается дата его отправления через Интернет в Росприроднадзор, на бумажном носителе датой считается отметка Росприроднадзора о его получении с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления. Администратор платежей может составить акт проведения контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения при выявлении данных фактов. Акт направляется плательщику в течение 3 дней, плательщик же может в течение 10 дней направить администратору копии документов, подтверждающих обоснованность расчета, уплату сбора, а также пояснения о причинах несоответствия сведений, представленных плательщиком.

15(3). В акте контроля указываются:

а) факты ошибок, допущенных при выполнении расчетов, и противоречий (несоответствий) между сведениями, содержащимися в расчете суммы экологического сбора, и информацией, имеющейся в распоряжении администратора экологического сбора и (или) полученной им в установленном порядке при декларировании товаров и упаковки товаров, при представлении отчетности о нормативах и при проведении контроля выполнения установленных нормативов утилизации, а также федерального государственного экологического надзора;

б) факты невнесения, внесения не в полном объеме или несвоевременного внесения экологического сбора;

в) факт завышения размера исчисленного и (или) уплаченного экологического сбора;

г) требование о представлении администратору экологического сбора в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования обоснованных пояснений, касающихся расчета суммы экологического сбора, и (или) внесения в него исправлений для устранения фактов, указанных в подпункте “а” настоящего пункта, путем внесения изменений в расчет суммы экологического сбора, которые повторно направляются администратору экологического сбора, и (или) погашения задолженности по экологическому сбору в случае выявления фактов, указанных в подпункте “б” настоящего пункта.

Если же плательщик не сможет обосновать правильность расчетов, сумма платы может быть взыскана в судебном порядке. Кроме того, возможно зачисление сумм сбора в счёт будущих платежей или возврат платы по заявлению после составления акта совместной сверки расчетов суммы экологического сбора. Заявление может быть подано плательщиком или его представителем администратору в течение 3 лет со дня последней уплаты (взыскания) экологического сбора с приложением документов:

а) позволяющих определить уплату (взыскание) экологического сбора в размере, который превышает размер экологического сбора, подлежащего уплате, а также ошибочную уплату (взыскание) экологического сбора;

б) подтверждающих полномочия лица, подписавшего заявление или заверенную копию указанного документа;

в) подтверждающих полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если заявление, указанное в пункте 19 настоящих Правил, подается представителем плательщика.

В случае невнесения, внесения не в полном объеме сбора и (или) непредставления расчета суммы сбора плательщиком в установленные сроки администратор направляет плательщику требование о добровольном погашении задолженности и представлении расчета суммы экологического сбора, на это отводится 15 дней, поле чего взыскание начинается в судебном порядке.

9. Экологический сбор: Куда направляются средства?

Средства, полученные в виде сбора, направляются на реализацию государственных программ в форме субсидий на мероприятия региональных программ по обращению с отходами. Причем приоритетно субсидии расходуются на утилизацию в рамках региональных программ тех самых отходов, которые не утилизированы производителями/импортерами и за которые уплачен сбор, во вторую очередь финансирование направляется на строительство, реконструкцию объектов обработки, утилизации отходов.

Согласно пояснениям разработчиков, которые готовили подзаконные акты в данной сфере, только за 2 года уплаты сбора станет возможным строительство 24 сортировочных комплексов и 831 технологической линии по переработке отходов, 261 комплекс по переработке для повторного использования отходов, 507 приемно-заготовительных пунктов сбора отходов.

При условии фактической реализации такого финансового инструмента государство могло бы в короткие сроки обновить объекты утилизации и обработки отходов, а также снизить количество свалок и полигонов захоронения отходов, внедрить раздельный сбор и т.д. К сожалению, на данный момент в РФ лишь 7–8 % отходов отправляются на утилизацию или обезвреживание, остальные – либо размещаются на полигонах, либо складируются на незаконных свалках.

Проконсультироваться сейчас