Утилизационный сбор 2016

Утилизационный сбор на самоходные машины

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 20 мая 2016 г.

Содержание журнала № 11 за 2016 г.Л.А. Елина, экономист-бухгалтер

Кто, куда и за какие самоходные машины должен платить сбор

С 1 сентября 2012 г. введен утилизационный сбор для автомобилей, ввозимых в Россию или произведенных/изготовленных в РФ.

При решении вопроса о необходимости уплаты утилизационного сбора для автомобилей нужно руководствоваться Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси), в отношении которых уплачивается утилизационный сборутв. Постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291.

Кстати, буквально на днях отменена уплата утилизационного сбора в отношении прицепов максимальной технически допустимой массой не менее 0,75 т и не более 10 т, а также снижены ставки сбора на прицепы максимальной допустимой массой более 10 тПостановление Правительства от 11.05.2016 № 401.

С 2016 г. необходимость уплаты утилизационного сбора распространена и на самоходные машины и прицепы к нимп. 1 ст. 24.1 Закона от 24.06.98 № 89-ФЗ. Причем уплачивать и рассчитывать сбор нужно самостоятельно.

Коснулось это изменение довольно широкого ряда техники, в том числе сельскохозяйственной, лесохозяйственной, строительной и дорожной. К примеру, теперь надо уплачивать сбор с автогрейдеров, погрузчиков, квадроциклов, снегоходов, тракторов и комбайнов. Далее в статье для упрощения будем называть все это самоходной техникой.

Разберем несколько важных деталей, касающихся уплаты этого сбора.

Кто платит сбор, за что и сколько

Утилизационный сбор надо уплачивать только в отношении той самоходной техники, которая указана в специальном правительственном ПеречнеПеречень, утв. Постановлением Правительства от 06.02.2016 № 81 (далее — Постановление № 81), в случаепп. 3, 4 Правил, утв. Постановлением № 81 (далее — Правила № 81); пп. 1, 2 ст. 24.1 Закона от 24.06.98 № 89-ФЗ:

  • ее ввоза в Россию;
  • ее производства или изготовления в РФ;
  • ее приобретения у лиц, которые не уплатили такой сбор по причине льготного ввоза или незаконно.

Несмотря на то что Закон об уплате утилизационного сбора вступил в силу с января 2016 г., правительственный Перечень принят только в феврале 2016 г., а вступил в силу с 10.02.2016. Пока Перечня не было, не было и обязанности уплачивать утилизационный сбор. Налоговая служба довела до инспекций разъяснения Минпромторга о том, что утилизационный сбор взимается только с 10.02.2016. А в отношении самоходной техники, «выпущенной в обращение до 10 февраля 2016 г., утилизационный сбор не взимается»Письма ФНС от 28.03.2016 № СД-4-3/5250@; Минпромторга от 04.03.2016 № МА-12952/20.

Это означает, что если в январе 2016 г. самоходная техника, поименованная в Перечне, была ввезена в Россию (после чего растаможена, то есть выпущена в свободное обращение) либо произведена в России, то даже в случае ее дальнейшей продажи в РФ утилизационный сбор уплачивать не нужно ни продавцу-импортеру, ни производителю, ни покупателю. Ведь производитель или импортер такой сбор не должен был платить из-за того, что не было специального перечня, а покупатель не должен его уплачивать потому, что причиной неуплаты сбора продавцом не явились применение льгот при ввозе и/или его незаконные действия (а это — условия, когда такой сбор надо платить).

Между тем если 10 февраля 2016 г. и после этой даты ввозится самоходная техника, попавшая в спецперечень, то уплатить сбор нужно независимо от того, сколько этой технике лет. Более того, за ввоз старой самоходной техники (с даты выпуска которой прошло более 3 лет) придется уплатить бо´ль­шую сумму сбора, чем за ввоз аналогичной новой техникиПеречень, утв. Постановлением № 81. Дату изготовления самоходной техники можно узнать из ее паспорта.

Для самоходной техники (в отличие от колесных транспортных средств) Закон не предусматривает освобождение от уплаты утилизационного сбора, если паспорта на нее выданы до 01.09.2012ст. 3 Закона от 28.07.2012 № 128-ФЗ.

(1) Зависит от вида и возраста самоходной техники.

К примеру, для снегоходов с объемом двигателя не более 299 куб. см (код в Перечне — L01) установлены коэффициенты: 0,4 — если с даты выпуска прошло менее 3 лет, 0,7 — если прошло уже более 3 лет. Соответственно, сумма утилизационного сбора будет равна 60 000 руб. для нового снегохода (150 000 руб. х 0,4) и 105 000 руб. для снегохода, выпущенного более 3 лет назад (150 000 руб. х 0,7).

А при ввозе на территорию РФ нового бульдозера массой не более 10 т, для которого утвержден специальный коэффициент, равный 4, придется заплатить сбор в сумме 600 000 руб. (150 000 руб. х 4). Если же ввозится бульдозер, с даты выпуска которого прошло более 3 лет, то сумма сбора будет в три раза больше (так как коэффициент равен 12).

Куда платить сбор и как

Утилизационный сбор надо уплатить до выпуска самоходной техники в обращение. То есть импортеры уплачивают его до окончания таможенного оформления. А производители — до продажи такой техники (ведь на паспорте техники им нужны штамп/отметка об уплате сбора).

В этой статье мы не рассматриваем особенности уплаты утилизационного сбора и отчетности по нему крупнейшими производителями.

Нет каких-либо конкретных сроков для уплаты утилизационного сбора для покупателей самоходной техники у российских продавцов (не уплативших сбор по причине льгот или нарушения закона). Но его придется уплатить, ведь без отметки об уплате не удастся зарегистрировать технику (к примеру, в Гостехнадзоре).

Обратите внимание на то, что получатель платежа и иные реквизиты для уплаты утилизационного сбора зависят от причины его уплаты.

Так, при ввозе в Российскую Федерацию импортеры должны платить сбор Федеральной таможенной службе. При этом код бюджетной классификации (КБК) зависит от того, из какой страны ввозится техника:

  • <если>самоходная техника ввозится НЕ из Республики Беларусь — 153 1 12 08000 01 5000 120;
  • <если>она ввозится из Беларуси — 153 1 12 08000 01 7000 120.

А производители самоходной техники и ее покупатели должны перечислять утилизационный сбор налоговой службе на КБК 182 1 12 08000 01 6000 120Приказ ФНС от 27.12.2012 № ММВ-7-1/1005@; сайт ФНС России -> Налогообложение в Российской Федерации -> Утилизационный сбор.

Как отчитаться по утилизационному сбору

Расчет по утилизационному сбору надо представлять в таможенную или налоговую службу по месту нахождения организации (ее обособленного подразделения) — в зависимости от того, какой из этих служб уплачивается утилизационный сборп. 4 Правил № 81. Срок для представления расчета — 3 рабочих дня со дня уплаты сборап. 5 Правил № 81.

Форма расчета утилизационного сбора зависит от того, кому вы должны его представить:

  • <если>таможенной службе, то надо ориентироваться на правительственную форму, утвержденную Постановлением № 81приложение № 1 к Правилам № 81;
  • <если>налоговой службе, то надо использовать форму, утвержденную ФНС. Пока такой нет, так что можете составлять расчет в произвольном виде. Но лучше использовать рекомендованную форму, которую разработали налоговики и привели в своем февральском ПисьмеПисьмо ФНС от 16.02.2016 № СД-4-3/2437@. Причем если утилизационный сбор надо платить более чем по 5 единицам техники в один день, то расчет следует представлять в электронной формеп. 19 Правил № 81.

С расчетом должны быть предъявлены и иные документы:

  • <если>расчет представляем в таможенную службу — то к нему надо приложитьп. 11 Правил № 81:
  • копии сертификатов соответствия и/или деклараций о соответствии самоходной техники;
  • копии товаросопроводительных документов (при наличии);
  • копии платежек об уплате утилизационного сбора либо решение (и его копию) о зачете ранее излишне уплаченного/взысканного утилизационного сбора;
  • копию доверенности, если правильность исчисления сбора подтверждает уполномоченный представитель плательщика;
  • <если>расчет подается в ИФНС, к нему надо приложитьпп. 11, 18 Правил № 81:
  • бланки паспортов, оформляемых на самоходную технику, или паспорта, ранее на нее выданные;
  • копии сертификатов соответствия и/или деклараций о соответствии самоходной техники или заключение аккредитованного органа по сертификации о том, что такая продукция не подлежит обязательной оценке соответствия;
  • копии товаросопроводительных документов (при наличии);
  • документы, подтверждающие факт приобретения самоходной техники на территории РФ, — если сбор должен уплачивать покупатель;
  • копии паспортов, выданных на самоходную технику, в отношении которой ранее был уплачен утилизационный сбор, на базе которой были изготовлены (достроены) самоходные машины — в случае, если в их отношении требуется выдача новых паспортов;
  • копии платежек об уплате утилизационного сбора, либо заявление о зачете ранее излишне уплаченного/взысканного утилизационного сбора (с приложением документов, подтверждающих излишнюю уплату), либо решение, выданное налоговым органом, о таком зачете и его копию;
  • копию доверенности, если правильность исчисления сбора подтверждает уполномоченный представитель плательщика.

После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его уплаты таможенный или налоговый орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортовпп. 13, 20 Правил № 81.

Если утилизационный сбор по ввозимой технике платить не нужно, то все равно следует обратиться в таможню. Она должна проверить основания для подобной неуплаты и проставить отметку об этом в паспорте техникип. 15 Правил № 81.

Налоговая служба также проставляет отметку об основании неуплаты сбора по технике, в отношении которой утилизационный сбор платить не нужноПисьмо ФНС от 15.02.2016 № СД-4-3/2341@.

Как учесть сбор в налоговом учете

Утилизационный сбор не относится к налогам и сборам в понимании НК, но, несмотря на это, в «прибыльном» учете его можно учесть в качестве налогового расхода в том отчетном периоде, в котором возникает обязанность по его уплате в бюджетПисьмо Минфина от 12.03.2014 № 03-03-10/10650.

Налоговый учет утилизационного сбора будет зависеть от того, кто его уплатил и для каких целей будет использоваться приобретаемая техника. Приведем наиболее безопасные с налоговой точки зрения варианты учета.

СИТУАЦИЯ 1. Самоходная техника, по которой уплачен сбор, приобретена, импортирована или произведена для использования в качестве основного средства. В этом случае утилизационный сбор надо включить в первоначальную стоимость ОС как расход, связанный с его приобретениемп. 8 ПБУ 6/01; п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ. Тогда при общей системе налогообложения сбор будет списываться на расходы в составе амортизациипп. 1, 2 ст. 259, п. 3 ст. 259.1, п. 3 ст. 272 НК РФ; Письмо Минфина от 29.08.2014 № 03-03-06/1/43346. А при упрощенке он спишется на расходы в составе стоимости объекта равномерно до конца года с момента ввода автомобиля в эксплуатациюпп. 3, 4 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ.

СИТУАЦИЯ 2. Самоходная техника приобретена для перепродажи. В таком случае сбор можно учесть:

СИТУАЦИЯ 3. Самоходная техника произведена для продажи. На общей системе утилизационный сбор в этом случае безопаснее включать в себестоимость производимой техники. То есть учитывать в качестве прямого расходастатьи 252, 318, 319 НК РФ.

А вот упрощенцы-производители не смогут учесть в расходах утилизационный сбор, так как у них закрытый перечень расходов и такой категории, как «прочие расходы», в нем нет.

***

Утилизационный сбор по своей сути близок к налогу. Однако де-юре им не является. Но эта особенность может негативно сказаться только на упрощенцах, перечень расходов у которых ограничен.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Автомобиль»:

Утилизационный сбор на сельхозтехнику – палка о двух концах

Вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Аманияз Ержанов на пресс-конференции в Правительстве подтвердил намерение своего ведомства ввести утилизационный сбор на импортную сельскохозяйственную технику этим летом. В министерстве такие меры объясняют созданием условий для развития в стране собственного производства и необходимостью защиты отечественного производителя, так как сегодня в Казахстан тракторы и комбайны завозятся в основном из России, Беларуси, Германии и США.

Однако, казахстанские аграрии выступают против утилизационного сбора на сельхозтехнику. По их мнению, это напрямую отразится на ценах на сельхозпродукты. В число противников вошли союзы: мясной, зерновой, фермеров Казахстана, картофелеводов и овощеводов, мясомолочный, птицеводов, садоводов Казахстана и Ассоциация яичных производителей. Об этом передает agrosektor.kz, ссылаясь на сообщение пресс-службы МИИР и казахстанские СМИ.

По данным гендиректора Мясного союза Максута Бактибаева, утильсбор составит от 10% до 30% от стоимости техники, в зависимости от ее разновидности.

«В итоге снизятся темпы обновления машинотракторного парка, который составляет сейчас лишь 1-3% при нормативе минимум 10% в год. А общий ущерб коснется более 200 тысяч отечественных сельхозтоваропроизводителей. А также рядовых казахстанцев, которые в скором времени испытают рост цен на сельхозпродукцию» , – отметил глава Мясного союза.
Во введении этой меры аграрии усматривают лоббирование Министерством индустрии и инфраструктурного развития интересов пяти-шести казахстанских заводов.

«Если импорт из-за утильсбора станет недоступнее, мы ограничимся в выборе. Если техника стоила 100 тысяч долларов, то теперь ее стоимость повысится до 110-130 тысяч долларов. Мы будем вынуждены покупать более дешевую – за 80 тысяч долларов. Пойдет переток клиентов с хорошей техники на отечественную, которая далека от идеала, за наш счет, за счет ущемления наших интересов», – пояснил Бактибаев на пресс-конференции и добавил, что сегодня в стране всего шесть сборочных заводов сельхозтехники с минимальным уровнем локализации.

«Мы выступаем за развитие отечественного машиностроения, но не в ущерб нашей действующей отрасли. В настоящий момент льготы для отечественных сборочных предприятий уже составляют 52-57% от стоимости», – подчеркнул он.

Кроме того, как сказал Максут Бактибаев, сегодня утильсбор преподносится еще и как инструмент защиты экологии и окружающей среды.

«У нас и так 70% сельхозтехники старше 15 лет, и она до сих пор работает в поле. Наша техника вся на учете, все работает, все, что не работает, на запчасти пошло, давно уже сдано на металлолом. То есть проблем с гниющими комбайнами нет», – отметил он.

Как считает Максут Бактибаев, сложилась парадоксальная ситуация, когда в одном Правительстве будут две разнонаправленные программы: правая рука – Минсельхоз – выделяет инвестсубсидии, льготные кредиты, чтобы удешевить технику, обновить тракторный парк, а левая – МИИР – удорожает эту технику и оправдывает тем, что фермеры и так получают субсидии.

«Нам этот вопрос неясен. Это больше похоже на какие-то схемы. Мы подписали письмо Президенту Касым-Жомарту Токаеву от имени восьми ассоциаций. Это основные 95% представителей отрасли. Мы против введения утильсбора», – подчеркнул глава Мясного союза.

В свою очередь вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Аманияз Ержанов в ходе пресс-конференции в Правительстве также прокомментировал вопросы утильсбора.

По словам вице-министра, в прошлом году нацпалата «Атамекен» поддержала введение утильсбора на сельхозтехнику с 1 июля 2019 года. При этом был выставлен ряд условий. В их числе – отсрочка введения утильсбора на один год.

Как сообщает пресс-служба Министерства индустрии и инфраструктурного развития, утилизационный сбор планируется вводить только на вновь произведенные и ввозимые зерноуборочные комбайны и тракторы.

«Мы предложили не вводить его на технику, которая не производится в Казахстане либо производится не в достаточном количестве, не вводить сбор на ранее зарегистрированную сельхозтехнику. Кроме того, с условием введения субсидирования 25% от стоимости техники, разработки льготной программы для приобретения техники под низкий процент внедрить программу скидочного сертификата при сдаче на утилизацию старой техники и ввести обязательства по локализации. Номинал скидочного сертификата предлагается установить в размере от 1,5 млн. до 3 млн. тенге, при использовании двух сертификатов скидка может составить от 3 млн. до 6 млн. тенге, которые можно использовать в качестве первоначального взноса в программе льготного лизинга. Затраты на транспортировку берет на себя оператор РОП. На сегодняшний день при сдаче комбайна на металлолом компенсация составляет 300 тыс. тенге, и транспортировка осуществляется самостоятельно», – отметил Ержанов.

По его словам, в редакции Экологического закона также утверждены правила стимулирования производства самоходной сельхозтехники.

«Сейчас мы проходим согласование во всех госорганах. Я думаю, если мы насытим рынок отечественной техникой, то удорожания цен на сельхозпродукцию не будет», – резюмировал вице-министр.

С 1 марта 2014 года в Республике Беларусь в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2014 г. № 64 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств» (далее – Указ № 64) в отношении определенных видов и категорий транспортных средств был введен утилизационный сбор. Такие виды и категории транспортных средств были определены в приложении к Указу № 64.

С 1 января 2019 г. вопросы взимания и уплаты утилизационного сбора регулируются Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее – НК Республики Беларусь). В соответствии с пунктом 3 статьи 301 НК Республики Беларусь виды и категории транспортных средств, являющихся объектами обложения утилизационным сбором, определяются Советом Министров Республики Беларусь. Ставки утилизационного сбора также устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь (статья 304 НК Республики Беларусь).

До 16 июля 2019 года размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении транспортных средств, был установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2014 г. № 172 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2014 г. № 64».

С 16 июля 2019 года вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 июля 2019 г. № 437 «Об утилизации транспортных средств» (далее – постановление № 437).

В рамках реализации предписаний НК Республики Беларусь в редакции, действующей с 1 января 2019 года, в приложении 1 к постановлению № 437 установлен перечень документов, подтверждающих освобождение от утилизационного сбора, в приложении 2 – перечень видов и категорий транспортных средств, являющихся объектами обложения утилизационным сбором, а также ставок утилизационного сбора.

Следует отметить, что постановлением № 437 предусмотрено увеличение ставок утилизационного сбора на все виды и категории транспортных средств, за исключением прицепов (полуприцепов).

Также в постановлении № 437 установлен единый размер ставок утилизационного сбора для таких видов транспортных средств, как «специализированное транспортное средство» и «специальное транспортное средство».

Обращаем внимание, что утилизационный сбор подлежит уплате по ставкам, действующим на день регистрации представления документа, отражающего исчисление и уплату утилизационного сбора (далее – РС).

Документом, подтверждающим уплату утилизационного сбора, взимаемого таможенными органами, является РС, зарегистрированный таможней.

Форма РС, а также порядок его заполнения определены постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 13 февраля 2014 г. № 4 «О документе, отражающем исчисление и уплату утилизационного сбора».

Форма РС идентична форме декларации на товары. РС может представляться на бумажном носителе (в двух экземплярах с представлением его электронной копии) либо в виде электронного документа. РС в виде электронного документа, составленный по установленным законодательством структуре и формату представления РС, представляется путем его направления в информационную систему таможенных органов.

По поручению плательщика заполнение РС может быть осуществлено его уполномоченным представителем, в том числе таможенным представителем.

Реестр таможенных представителей с указанием мест их расположения опубликован на официальном сайте Государственного таможенного комитета Республики Беларусь».

Налоговый кодекс Республики Беларусь Глава 28 «Утилизационный сбор».

В соответствии с пунктом 9 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскание утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 2, ст. 115, № 14, ст. 1646) и в целях реализации статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 26, ст. 3009; 2012, № 31, ст. 4317; 2013, № 43, ст. 5448, № 48, ст. 6165) приказываю:

1. Утвердить форму штампа об уплате утилизационного сбора, взимаемого Федеральной налоговой службой, для проставления отметки «Утилизационный сбор» согласно приложению № 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить форму штампа об уплате утилизационного сбора для проставления отметки «Утилизационный сбор» плательщиком, признанным организацией — крупнейшим производителем колесных транспортных средств и (или) шасси (далее — крупнейший производитель) в порядке, определенном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и включенным в реестр крупнейших производителей, ведение которого осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, согласно приложению № 2 к настоящему приказу.

3. Утвердить Порядок изготовления, хранения и уничтожения штампов об уплате утилизационного сбора, взимаемого Федеральной налоговой службой, для проставления отметки «Утилизационный сбор», согласно приложению № 3 к настоящему приказу.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего методологическое и организационное обеспечение работы налоговых органов по вопросам исчисления в соответствующий бюджет налогов и сборов, иных обязательных платежей.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М. Мишустин

* Пункт 19 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 2, ст. 115, № 14, ст. 1646).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 августа 2014 г.
Регистрационный № 33648

Приложение № 1

Форма штампа
об уплате утилизационного сбора, взимаемого Федеральной налоговой службой, для проставления отметки «Утилизационный сбор»

Утилизационный сбор
код налогового органа подпись лица, проставившего штамп
(размер штампа 40 мм х 25 мм)

1. В поле 1 указываются слова «Утилизационный сбор».

2. В поле 2 указываются код налогового органа, состоящий из четырех цифр, согласно значениям классификатора «Система обозначения налоговых органов» (СОНО); подпись лица, проставившего штамп.

Приложение № 2

Утилизационный сбор
ИНН плательщика, отнесенного к крупнейшим производителям ТС; подпись лица, проставившего штамп
(размер штампа 40 мм х 25 мм)

1. В поле 1 указываются слова «Утилизационный сбор».

2. В поле 2 указываются ИНН плательщика, признанного организацией — крупнейшим производителем колесных транспортных средств и (или) шасси и включенного в реестр крупнейших производителей, ведение которого осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации; подпись лица, проставившего штамп.

Приложение № 3

Порядок
изготовления, хранения и уничтожения штампов об уплате утилизационного сбора, взимаемого Федеральной налоговой службой, для проставления отметки «Утилизационный сбор»

Руководители (исполняющие обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальники (исполняющие обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, начальники (исполняющие обязанности начальника) инспекций межрайонного уровня, начальники (исполняющие обязанности начальника) инспекций по районам, районам в городах, городам без районного деления организуют изготовление штампов об уплате утилизационного сбора, взимаемого Федеральной налоговой службой, для проставления отметки «Утилизационный сбор» (далее — штампы) в разделе «Особые отметки» паспорта транспортного средства (шасси, самоходной машины) по утвержденному образцу в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций, на содержание соответствующих территориальных органов ФНС России (далее — территориальные органы), в количестве, необходимом для осуществления территориальными органами функций по администрированию утилизационного сбора, но не менее 2 штук в расчете на территориальный орган.

Штампы изготавливаются в строго ограниченном количестве и исключительно в служебных целях по заявкам структурных подразделений, осуществляющих администрирование утилизационного сбора и проставление отметки о его уплате.

Учет имеющихся в территориальном органе штампов ведет структурное подразделение, ответственное за учет, регистрацию и использование печатей и штампов, в журнале учета и выдачи печатей и штампов с проставлением их оттисков. Листы журнала учета и выдачи печатей и штампов нумеруются, прошнуровываются и заверяются печатью.

Порядок использования штампов определяется структурными подразделениями территориальных органов, осуществляющими администрирование утилизационного сбора и проставление отметки о его уплате.

Выдача штампов работникам, персонально ответственным за их использование и хранение, осуществляется под роспись в журнале учета и выдачи печатей и штампов.

Хранение штампов производится в сейфах структурных подразделений территориальных органов, осуществляющих администрирование утилизационного сбора и проставление отметки о его уплате.

При увольнении должностное лицо структурного подразделения территориального органа, персонально ответственное за использование и хранение штампа, сдает штамп в структурное подразделение, ответственное за учет, регистрацию и использование печатей и штампов.

Передача штампов посторонним лицам и вынос их из помещений, занимаемых территориальным органом, не допускается.

Штампы, пришедшие в негодность и утратившие значение, подлежат возврату по месту выдачи, где они уничтожаются по акту об уничтожении с соответствующей отметкой в журнале учета и выдачи печатей и штампов.

Утилизационный сбор

В разговоре приняли участие:

Мительман Семён Аркадьевич, вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области, заместитель председателя Законодательного Собрания Челябинской области;

Смирнов Игорь Геннадьевич, директор по развитию, главный конструктор ООО «Уралпромтехника»;

Бугаев Глеб Владимирович, руководитель отдела продаж ООО ТД «Уральский завод спецтехники»;

Киселев Виктор Викторович, заместитель директора ООО «ТРАКТОР»;

Калашников Евгений Владимирович, коммерческий директор ООО «ДСТ-УРАЛ»;

Евгений Владимирович Субачев, генеральный директор ООО «Завод СпецАгрегат».

Представляем Вашему вниманию сокращённую версию стенограммы мероприятия.

В феврале 2016 г. Правительство РФ ввело новый утилизационный сбор на самоходную технику (экскаваторы, бульдозеры, автогрейдеры, погрузчики, краны, прицепы, квадроциклы, комбайны и др.). Каковы были его последствия для нашего региона?

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

Мительман С.А.: С ФЗ-392, который принят 29 декабря 2015 года, получилась ситуация что называется «по Черномырдину»: хотели как лучше – получилось как всегда. К сожалению, в нашем государстве такое происходит очень часто. Вообще сама по себе идея утилизационного сбора неплохая, поскольку даёт возможность преференций отечественным производителям. Утилизационный сбор вводится как для отечественных производителей, так и для импорта и для старой б/у техники. Но для отечественных производителей самоходной техники закон предусматривает ещё и компенсацию за производство каждой единицы техники. Это сделано с целью ухода от санкций ВТО, которые не позволяют дискриминировать импорт. Но, во-первых, сегодня машиностроение итак находится не в самой лучшей ситуации, во-вторых, за прошлый год несмотря ни на что было завезено порядка 25% импорта. Причём 90% из завезённой техники производятся по тем же параметрам, что и в России. То есть такую технику могли бы производить и российские заводы, которые сегодня недозагружены. Скорее всего, тут присутствуют и коррупционные факторы, иначе зачем закупать на Западе технику, которую можно произвести в России?.. Так вот, возвращаясь к компенсациям, механизм их до конца не отработан, он размыт. А ведь предприятия, производящие технику, уже обязаны платить и платят утилизационный сбор, и его размер составляет примерно 15% от стоимости техники! То есть как минимум на 15% сегодня техника стала дороже. Это внесло хаос в процесс ценообразования: с одной стороны, заказчики возмущены повышением цен (ведь сбор якобы компенсируется государством!), с другой производители не могут цену не поднять, потому что им сначала надо заплатить сбор, а потом получить паспорт транспортного средства (ПТС). И вот такая вакханалия на рынке. Ряд предприятий обратились в «Опору России» и в ОНФ с жалобой на действия Минпромторга. Насколько известно, освобождён от работы руководитель департамента Наумов, который занимался подготовкой этих документов. Но от этого ситуация не изменилась. У меня есть расчёты, подтверждающие, что даже если механизм компенсации будет введён, то будет компенсироваться только 65-60% затрат на утилизационный сбор. Получается, что государство ввело дополнительный налог в размере 5% с оборота для предприятий, которые сегодня итак еле выживают! Сегодня от производителей прицепной и самоходной техники, от Союза промышленников и Заксобрания Челябинской области готовится обращение о приостановке действия данного закона до того, как будет отработан механизм выплаты компенсации.

Что могут сказать сами производители? Как аукнулся вам сбор? Как это сказалась на динамике импорта? Может, кому-то пришлось приостановить производство или сократить продажи? И какие ещё меры, на ваш взгляд, могли бы спасти ситуацию?

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

Смирнов И.Г.: Наш завод существует уже 13 лет, мы производим самосвалы разной грузоподъёмности, трубовозы, лесовозы, машины для газонефетевой отрасли и т.д. Недавно начали делать полуприцепы. Постановление с новыми коэффициентами повергло нас в ужас. Взять к примеру, наш прицеп стоимостью от 550 до 700 тыс. рублей. Базовая ставка утилизационного сбора – 150 тысяч, умножаем на коэффициент 2,7 — получается 450 тыс. рублей. То есть, чтобы компенсировать утилизационный сбор, мы должны поднять цену на прицеп почти в два раза! Многие производители, предчувствуя грядущие проблемы, заранее навыписывали ПТСок и сейчас выпускают свою технику, выдавая её за произведённую в 2015 году. Те, у кого нет этих ПТСок, остановили своё производство, потому что за такие большие деньги покупатель технику не берёт. Мы тоже запаслись ПТСками, но запасы уже иссякают. Что делать дальше? В начале марта вышел приказ Минпромторга, где расписан механизм, как стать крупнейшим производителем. Благодаря включению в реестр крупнейших производителей, можно получить отсрочку платежа утилизационного сбора – где-то 90 дней. Подали заявку на включение в этот реестр – ждём.

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

Бугаев. Г.В.: Наш завод производит всю линейку полуприцепов. И мы столкнулись со всеми теми же проблемами. Самый главный вопрос один: что с компенсациями? Если сейчас не решить проблему с непрозрачным механизмом возврата, то все производители вынуждены будут поднять цены на 400-500 тыс. рублей. Некоторые производители, чтобы хоть как-то компенсировать затраты на утилизационный сбор, начинают потихоньку поднимать цены. Пока не на 400-500, а только в среднем на 200 тыс. рублей. Но это только начало. Мы сегодня предпринимаем усилия, чтобы полностью перейти на своё производство. Но на конструкторские решения и испытания нужно очень много времени. Чтобы полностью перейти на свою ходовку, могут уйти годы.

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

Мительман С.А.: Надо учесть, что рентабельность предприятий машиностроительного комплекса сегодня составляет максимум 5-7%! А ведь нужно индексировать зарплаты, обновлять производство, вкладываться в текущий ремонт… Всё это делается из прибыли. О какой поддержке бизнесу мы сегодня говорим?! На машиностроительных заводах области работают порядка 30-40 тысяч человек. При существующих проблемах будет задерживаться зарплата, прекратится её повышение, людей будут освобождать от работы, снизиться поступление налогов в областной бюджет, это серьёзные последствия, масштаб которых сегодня сложно точно спрогнозировать!

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

Киселёв В.В.: Мы импортёры и производители тракторов для личных подсобных хозяйств и прицепов к ним. Причем мы единственные в России, кто производит трактора. Мы крупнейшие плательщики налогов в Еманжелинском районе. В прошлом году ввезли и собрали на территории области тысячу тракторов, ещё 50 тракторов сделали сами, это была пробная партия. Нынче за первые полгода нами будет сделано ещё двести собственных тракторов. У нас вызывает большие сомнения обоснованность размера утилизационного сбора на сельскохозяйственные тракторы мощностью до 30 лошадиных сил. Размер сбора — около 31% от оптовой цены самого дешевого и востребованного трактора до примерно 10% самого дорогого кабинного трактора. Курс доллара к рублю привел к росту цены ввозимых тракторов вдвое в 2016 году к 2013 году. И дополнительное бремя в виде 30% наценки на УС от правительства РФ ложится вовсе непосильным бременем на крестьянина. Вопиющим является размер сбора на сельхозприцепы. Средняя розничная цена на такой прицеп в феврале 2016 года на Урале – 85 000 рублей. Правительство ввело на такие прицепы утилизационный сбор – 330 000 рублей (или 380% от цены). В итоге мы намерены отказаться от выпуска таких прицепов. Мы тоже подали заявку на включение в реестр крупнейших, но столкнулись здесь с медлительностью государственного аппарата: нас не торопятся признать крупнейшими производителями тракторов и прицепов и, соответственно, крупнейшими плательщиками утилизационного сбора. Из-за этого пришлось приостановить продажи: мы не в состоянии экстренно найти огромную сумму денег на уплату сбора на прибывшие тракторы, поэтому они стоят без паспортов самоходной машины (ПСМ). «Правила игры» были изменены, когда вагоны с тракторами были уже на пути в Россию. И в нашем бюджете платежи на сбор не были запланированы. Признание нас крупнейшими производителями тракторов (а мы занимаем не менее 20% рынка России по минитракторам) позволит нам отсрочить уплату утилизационного сбора на срок до 90 дней, позволит таможне выдать нам ПСМ до уплаты сбора, позволит начать продажу ввезенной техники и позволит нам заплатить сбор. Но успеем ли мы продать трактора до того, как надо будет платить утилизационный сбор? Нас это могло бы спасти: тогда за утилизационный сбор мы бы расплатились деньгами покупателя. Тут уже другая проблема: крестьяне не готовы покупать наши трактора по новым ценам. По сути получается, что одной рукой Правительство дает деньги сельскому хозяйству, а другой – отбирает эти же деньги. Я написал письмо Президенту РФ Путину с просьбой помочь крестьянству и поручить Правительству РФ разумно откорректировать ставки утилизационного сбора на спецтехнику. Недавно мне пришёл ответ: «в целях объективного и всестороннего рассмотрения» моё письмо переадресовано в Минпромторг. Цепочка замкнулась.

Как из ситуации выходят другие предприятия машиностроения? Что ждёт отрасль в ближайшем будущем и кто сможет решить проблему?

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

Субачев Е.В.: . Мы тоже подали документы на включение в реестр в Минпромторг, но пока ответа нет. Вынуждены добавлять размер утилизационного сбора к цене производимой техники. Заказчики в ужасе. Коэффициент по нашему транспортному средству – 4,8, умножаем на базовую ставку 150 тыс. рублей – получаем колоссальные суммы. Понятно, что при таком раскладе объём заказов будет падать. Буквально на днях обратился заказчик, которому нужен был лаповый снегопогрузчик. Услышав нашу цену, он отправился искать б/у технику. Сложно сказать, что будет дальше. Будем делать всё, чтоб наши сотрудники не остались без работы. Не исключено, что придётся вернуться к тому, с чего начинали когда-то – будем варить пивные кеги.

Мительман С.А.: Мало того, что механизм возврата размыт, но мы завтра ещё можем узнать, что Минпромторг не заложил необходимые средства в бюджете!

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

Калашников Е.В.: У меня есть письмо за подписью замминистра Минпромторга, где разъяснена последовательность работы утилизационного сбора и чётко сказано, что субсидиальная часть в бюджет заложена, то есть статьёй расходов она предусмотрена! Хотя, согласен, пока инструмент субсидий не сработал. Да, ситуация с утилизационным сбором была создана непрофессионалами, но те инструменты, которые действуют, достаточно рабочие, на наш взгляд! (Завод ДСТ-УРАЛ уже попал в список крупнейших производителей – Прим.ред.).