Целевой договор

Содержание

В соответствии с частью 8 статьи 56 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении;

типовую форму договора о целевом приеме;

типовую форму договора о целевом обучении.

2. Правила, утвержденные настоящим постановлением, не распространяются на отношения, связанные с заключением договоров о целевом обучении, предусматривающих обязательства последующего прохождения государственной службы или муниципальной службы после окончания обучения.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 г. № 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 39, ст. 3777).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Настоящие Правила не распространяются на отношения, связанные с заключением договоров о целевом обучении, предусматривающих обязательства последующего прохождения государственной службы или муниципальной службы после окончания обучения

Правила
заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении
(утв. постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2013 г. № 1076)

1. Настоящие Правила определяют порядок заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении.

2. Договор о целевом приеме заключается организацией, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (далее — образовательная организация), с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования (далее — органы или организации), заключившими договор о целевом обучении с гражданином.

3. Договор о целевом приеме заключается в простой письменной форме в 2 экземплярах, по одному экземпляру для каждой из сторон.

4. Орган или организация направляет в образовательную организацию предложение в письменной форме о заключении договора о целевом приеме, содержащее сведения о количестве граждан, подготовку которых необходимо осуществить по направлениям подготовки и специальностям в рамках целевого обучения для органа или организации, а также сведения о направлениях деятельности органа или организации.

5. Образовательная организация в течение 10 календарных дней со дня получения предложения в письменной форме о заключении договора о целевом приеме в письменной форме сообщает органу или организации о своем согласии на заключение договора о целевом приеме и информирует орган или организацию о количестве граждан, которые могут быть приняты образовательной организацией в рамках целевого приема, или об отказе в заключении договора о целевом приеме в связи с отсутствием по соответствующей специальности или направлению подготовки контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

6. При получении от образовательной организации согласия на заключение договора о целевом приеме орган или организация в течение 5 календарных дней со дня его получения направляют образовательной организации подписанный проект договора о целевом приеме и список граждан, изъявивших желание участвовать в целевом приеме, определенных органом или организацией самостоятельно (далее — граждане).

7. Образовательная организация подписывает проект договора о целевом приеме в течение 5 календарных дней со дня его получения. После подписания проекта договора о целевом приеме 1 экземпляр договора о целевом приеме остается у образовательной организации.

8. Договор о целевом обучении заключается органом или организацией и гражданином или обучающимся.

9. Договор о целевом обучении заключается в простой письменной форме в 2 экземплярах (по одному экземпляру для каждой из сторон).

10. Договор о целевом обучении заключается с гражданином до начала целевого приема. Орган или организация до начала целевого приема в письменной форме информируют образовательную организацию, заключившую договор о целевом приеме, о количестве граждан, с которыми заключены договоры о целевом обучении, с приложением копий указанных договоров.

11. Договор о целевом обучении с обучающимся заключается на любом этапе освоения им образовательной программы в образовательной организации.

12. Несовершеннолетние граждане и обучающиеся заключают договор о целевом обучении с письменного согласия родителей (законных представителей).

13. Договор о целевом приеме и договор о целевом обучении расторгаются по соглашению сторон (в том числе в связи с отчислением гражданина из образовательной организации), в связи обстоятельствами, не зависящими от воли гражданина и образовательной организации, в том числе в связи с ликвидацией образовательной организации, органа или организации, смертью гражданина, а также в судебном порядке.

14. Соглашения о расторжении договора о целевом приеме и договора о целевом обучении совершаются в простой письменной форме.

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства РФ
от 27 ноября 2013 г. № 1076

ТИПОВАЯ ФОРМА
договора о целевом приеме

___________________________ «___»_____________ 20__ г.

(место заключения договора) (дата заключения договора)

________________________________________________________________________,

(полное наименование организации, осуществляющей образовательную

деятельность по образовательным программам высшего образования)

именуем__ в дальнейшем исполнителем, в лице _____________________________

________________________________________________________________________,

(наименование должности, фамилия, имя, отчество (при наличии)

действующего на основании ______________________________________________,

(наименование документа)

с одной стороны, и ______________________________________________________

(полное наименование федерального государственного органа,

органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа

местного самоуправления,

государственного (муниципального) учреждения, унитарного предприятия,

государственной корпорации, государственной компании или хозяйственного

общества, в уставном капитале которого присутствует доля Российской

Федерации,

________________________________________________________________________,

субъекта Российской Федерации или муниципального образования)

именуем__ в дальнейшем заказчиком, в лице _______________________________

(наименование должности, фамилия,

________________________________________________________________________,

имя, отчество (при наличии)

действующего на основании ______________________________________________,

(наименование документа)

с другой стороны, далее именуемые сторонами, заключили настоящий договор

о нижеследующем.

I. Предмет договора

1. Исполнитель обязуется организовать в 20__ году целевой прием _____ граждан, заключивших договор о целевом обучении с заказчиком, в рамках квоты целевого приема для получения высшего образования в объеме установленных на очередной год контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов (далее — квота целевого приема), а заказчик обязуется организовать практику граждан, заключивших договор о целевом обучении, в соответствии с учебными планами исполнителя.

II. Права и обязанности сторон

2. Заказчик вправе:

а) проводить работу по профессиональной ориентации граждан, поступающих на обучение по образовательным программам высшего образования;

б) проводить мониторинг успеваемости граждан, обучающихся в соответствии с договорами о целевом обучении, и контролировать качество их подготовки;

в) вносить исполнителю предложения по формированию образовательных программ высшего образования, реализуемых исполнителем, с учетом дополнительных требований заказчика к уровню и качеству подготовки граждан, заключивших договор о целевом обучении, и (или) по внесению изменений в указанные образовательные программы;

г) принимать участие в организуемых исполнителем учебно-методических и научных мероприятиях по проблемам совершенствования системы подготовки и повышения квалификации специалистов, а также развития фундаментальной и прикладной науки;

д) ________________________________________________________________.

(иные права заказчика)

3. Заказчик обязан:

а) осуществлять отбор и направление граждан, заключивших договор о целевом обучении, к исполнителю для участия в конкурсе на целевые места, проводимом в рамках квоты целевого приема;

б) организовать прохождение гражданами, заключившими договор о целевом обучении и принятыми на целевые места по конкурсу, проводимому в рамках квоты целевого приема, практики в соответствии с учебными планами исполнителя;

в) ________________________________________________________________.

(иные обязанности заказчика)

4. Исполнитель вправе:

а) учитывать предложения заказчика по формированию образовательных программ высшего образования, реализуемых исполнителем, с учетом дополнительных требований заказчика к уровню и качеству подготовки граждан, заключивших договор о целевом обучении, и (или) по внесению изменений в указанные образовательные программы;

б) ________________________________________________________________.

(иные права исполнителя)

5. Исполнитель обязан:

а) организовать целевой прием граждан, заключивших договор о целевом обучении с заказчиком, в рамках квоты целевого приема;

б) принять на целевые места граждан, заключивших договор о целевом обучении и прошедших конкурс, проводимый в рамках квоты целевого приема;

в) обеспечить необходимые условия для подготовки граждан, заключивших договор о целевом обучении и обучающихся по образовательным программам высшего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, а также с учетом новейших достижений науки и техники;

г) представить по письменному запросу заказчика информацию об успеваемости граждан, заключивших договор о целевом обучении;

д) письменно известить заказчика в течение 10 календарных дней о невыполнении гражданином, заключившим договор о целевом обучении, требований образовательной программы, о его переводе на обучение по иной образовательной программе, отчислении, а также об иных обстоятельствах, имеющих значение для исполнения настоящего договора;

е) обеспечить направление граждан, заключивших договор о целевом обучении, в организацию, указанную в договоре о целевом обучении, для прохождения практики;

ж) ________________________________________________________________.

(иные обязанности исполнителя)

III. Разрешение споров

6. Все споры, возникающие при исполнении настоящего договора, разрешаются сторонами путем переговоров, которые могут проводиться в том числе посредством обмена письменными, факсимильными и электронными сообщениями.

7. Споры, не разрешенные путем переговоров, рассматриваются в претензионном порядке. Срок рассмотрения претензии составляет 30 календарных дней.

8. При невозможности урегулирования спора посредством переговоров и в претензионном порядке спор передается на разрешение суда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

IV. Прочие условия

9. Настоящий договор вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует до полного исполнения обязательств по нему.

10. Изменения, вносимые в настоящий договор, оформляются дополнительными соглашениями к нему.

11. В случае если у одной из сторон изменились организационно-правовая форма, адрес, банковские реквизиты (при их наличии) или иные данные, имеющие значение для исполнения настоящего договора, эта сторона обязана уведомить об этом другую сторону в течение 10 календарных дней со дня возникновения указанных изменений.

12. Договор составлен в _____ экземплярах, имеющих одинаковую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон.

V. Адреса и платежные реквизиты сторон

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства РФ
от 27 ноября 2013 г. № 1076

ТИПОВАЯ ФОРМА
договора о целевом обучении

___________________________ «___»_____________ 20__ г.

(место заключения договора) (дата заключения договора)

________________________________________________________________________,

(полное наименование федерального государственного органа, органа

государственной власти

субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления,

государственного (муниципального)

учреждения, унитарного предприятия, государственной корпорации,

государственной компании или хозяйственного общества, в уставном капитале

которого присутствует

________________________________________________________________________,

доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или

муниципального образования)

именуем__ в дальнейшем Организацией, в лице ____________________________

________________________________________________________________________,

(наименование должности, фамилия, имя, отчество (при наличии)

действующего на основании ______________________________________________,

(наименование документа)

с одной стороны, и ______________________________________________________

(фамилия, имя, отчество (при наличии)

в лице _________________________________________________________________,

(фамилия, имя, отчество (при наличии) законного представителя

несовершеннолетнего, в случае если гражданин является

несовершеннолетним)

именуем__ в дальнейшем гражданином, с другой стороны, далее именуемые

сторонами, заключили настоящий договор о нижеследующем.

1. В соответствии с настоящим договором гражданин обязуется освоить

образовательную программу по ___________________________________________,

(код, наименование профессии, направление

подготовки (специальности), уровень образования)

реализуемую в __________________________________________________________,

(наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность)

успешно пройти государственную итоговую аттестацию по указанной

образовательной программе и заключить трудовой договор (контракт) с

организацией, указанной в подпункте «в» пункта 3 настоящего договора, а

Организация обязуется предоставить гражданину меры социальной поддержки и

организовать прохождение практики в соответствии с учебным планом.

2. Организация вправе:

а) запрашивать у гражданина информацию о результатах прохождения им промежуточных аттестаций в соответствии с учебным планом и выполнении обязанностей, предусмотренных уставом и правилами внутреннего распорядка обучающихся;

б) рекомендовать гражданину тему выпускной квалификационной работы (при наличии);

в) ________________________________________________________________.

(иные права Организации)

3. Организация обязана:

а) предоставить гражданину в период его обучения следующие меры социальной поддержки:

(меры материального стимулирования (стипендии и другие денежные выплаты,

оплата питания и (или) проезда и иные меры)

(оплата платных образовательных услуг (при необходимости)

(предоставление в пользование и (или) оплата жилого помещения)

б) организовать прохождение гражданином практики в соответствии с учебным планом;

в) обеспечить в соответствии с полученной квалификацией

трудоустройство гражданина в ____________________________________________

(наименование организации, ее основной

государственный регистрационный номер (при его наличии)

г) в случае неисполнения обязательств по трудоустройству гражданина в течение _____ месяцев выплатить гражданину компенсацию в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки;

д) уведомить гражданина об изменении местонахождения, банковских реквизитов (при их наличии) или иных сведений, имеющих значение для исполнения настоящего договора, в течение 10 календарных дней со дня возникновения указанных изменений;

е) ________________________________________________________________.

(иные обязанности Организации)

4. Гражданин вправе:

а) получать от Организации меры социальной поддержки, предусмотренные подпунктом «а» пункта 3 настоящего договора;

б) в случае необходимости получать информацию о деятельности организации, в которой организовано прохождение практики в соответствии с учебным планом;

в) ________________________________________________________________.

(иные права гражданина)

5. Гражданин обязан:

а) осваивать образовательную программу по __________________________

(код, наименование

профессии, направление подготовки (специальности), уровень образования)

б) представлять по требованию Организации информацию о результатах прохождения промежуточных аттестаций в соответствии с учебным планом и выполнении обязанностей, предусмотренных уставом и правилами внутреннего распорядка обучающихся;

в) проходить практику, организованную Организацией, в соответствии с учебным планом;

г) соблюдать нормативные акты организации, в которой организовано прохождение практики в соответствии с учебным планом;

д) заключить с организацией, указанной в подпункте «в» пункта 3 настоящего договора, трудовой договор (контракт) не позднее чем через ___ месяцев со дня получения соответствующего документа об образовании и о квалификации;

е) возместить Организации в течение ___ месяцев расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки, в случае неисполнения обязательств по трудоустройству, предусмотренных настоящим договором;

ж) уведомить Организацию об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), паспортных данных, банковских реквизитов (при их наличии) и иных сведений, имеющих значение для исполнения настоящего договора, в течение 10 календарных дней со дня возникновения указанных изменений;

з) ________________________________________________________________.

(иные обязанности гражданина)

III. Ответственность сторон

6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Основаниями для освобождения гражданина от исполнения обязательств по трудоустройству являются:

а) наличие заболеваний, препятствующих трудоустройству в организацию, указанную в подпункте «в» пункта 3 настоящего договора, и подтвержденных заключениями уполномоченных органов;

б) признание в установленном порядке одного из родителей, супруга (супруги) инвалидом I или II группы, установление ребенку гражданина категории «ребенок-инвалид», если работа по трудовому договору (контракту) предоставляется не по месту постоянного жительства родителей, супруги (супруга) или ребенка;

в) признание гражданина в установленном порядке инвалидом I или II группы;

г) гражданин является супругом (супругой) военнослужащего, за исключением лиц, проходящих военную службу по призыву, если работа по трудовому договору (контракту) предоставляется не по месту службы супруга (супруги);

д) ________________________________________________________________.

(иные основания для освобождения гражданина от исполнения

обязательств по трудоустройству)

IV. Срок действия договора, основания его досрочного прекращения

8. Настоящий договор вступает в силу с _____________________________ и действует до заключения трудового договора (контракта).

9. Основаниями для досрочного прекращения настоящего договора являются:

а) отказ организации, осуществляющей образовательную деятельность, в приеме гражданина на целевое место, в том числе в случае, если гражданин не прошел по конкурсу, проводимому в рамках квоты целевого приема организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

б) неполучение гражданином в течение ___ месяцев мер социальной поддержки от Организации;

в) отчисление гражданина из организации, осуществляющей образовательную деятельность, до окончания срока освоения образовательной программы;

г) наступление и (или) обнаружение обстоятельств (медицинские или иные показания), препятствующих трудоустройству гражданина в организацию, указанную в подпункте «в» пункта 3 настоящего договора;

д) ________________________________________________________________.

(иные основания прекращения настоящего договора)

V. Заключительные положения

10. Изменения, вносимые в настоящий договор, оформляются дополнительными соглашениями к нему.

11. Настоящий договор составлен в ____ экземплярах, имеющих одинаковую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон.

12. _______________________________________________________________.

(иные условия)

VI. Адреса и платежные реквизиты сторон

* При заключении настоящего договора стороны самостоятельно определяют перечень мер социальной поддержки, предоставляемых гражданину, с указанием порядка, сроков и размеров их предоставления.

** При заключении настоящего договора стороны самостоятельно определяют перечень оснований для освобождения гражданина от исполнения обязательств по трудоустройству.

Как поступить в вуз по целевой квоте

/О детях/Школа/Высшее и среднее профессиональное образование

«Вижу цель, не вижу препятствий…»

  • Что такое целевое обучение
  • Как создают целевые места в вузах
  • Куда обратиться, если хочешь учиться на целевом месте
  • Где нуждаются в специалистах, обучающихся по целевым направлениям
  • Какие требования предъявляют к студентам-целевикам
  • Какие документы нужны целевикам. Как заключить договор
  • Штрафные санкции для обучающегося и предприятия

В скором будущем тысячи выпускников окажутся один на один с вопросом: «Куда пойти учиться?», а тысячи их родителей будут озабочены вопросом: «Где взять деньги на оплату обучения?». А учиться нынче недешево…

Один из способов получить высшее образование — целевое обучение, об особенностях которого мы расскажем в этой статье.

Наши эксперты

Светлана Сергеевна Малина, заместитель начальника управления — начальник отдела высшей школы управления молодежной политики и высшей школы Министерства образования Новосибирской области.

Сергей Вячеславович Щелоков, ответственный секретарь приемной комиссии Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС).

Константин Васильевич Хальзов, министр здравоохранения Новосибирской области.

Что такое целевое обучение

Целевое обучение – это особая программа поступления в высшие учебные заведения, в рамках которой обучение оплачивается из федерального, регионального, местного бюджета или предприятием — потенциальным работодателем.

” Особенность целевого набора в том, что абитуриент приходит в вуз не только с оценками ЕГЭ, но и с направлением от конкретного предприятия и ведомства.

Благодаря тому, что предприятие или ведомство обязуется оплатить (или выделить средства из бюджета) на его обучение, абитуриент не участвует в общем конкурсе, а вступительные испытания проходит по специальному конкурсу (но не вне конкурса, как ошибочно считают многие!) В случае успешного прохождения испытаний он зачисляется на выбранный факультет, обучается там, а после окончания вуза отправляется на работу на предприятие, которое за него поручилось.

” Обязательства предприятия перед студентом, студента перед предприятием, а также предприятия перед вузом оформляют в виде трёхстороннего договора.

Такой подход позволяет ликвидировать дефицит высококвалифицированных работников в конкретной отрасли или в рамках региона: получив диплом, выпускник обязан отработать установленный договором период времени в организации, направившей его на обучение.

” Соответственно, целевой прием в вузы подразделяют на два вида: набор по квоте Министерства образования и науки РФ (для государственных ведомств) и целевая контрактная подготовка (для тех, кто идет с направлением от предприятий). В первом случае места для обучения отводят из квоты Министерства образования и науки – это и есть официальный целевой набор. Если абитуриента на учебу отправляет, к примеру, частное предприятие, то оно оплачивает образование студента на коммерческой основе. В этом случае речь идет о контрактной целевой подготовке.

Если не вдаваться в юридические тонкости, то для абитуриента между этими двумя понятиями нет особой разницы, так как в любом случае после выпуска он обязан отработать минимум три года на предприятии, направившем его в вуз, а при поступлении претендент на статус студента участвует в отдельном для «целевиков» конкурсе.

С 1 января 2019 года Министерство науки и образования изменило требования к целевому обучению, так как Правительство РФ посчитало, по словам Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева, что государство «должно быть уверено, что выпускник пойдёт работать туда, где он реально нужен, а каждый бюджетный рубль будет потрачен с максимальной отдачей». В результате этих изменений договор о целевом обучении теперь можно заключить не только с органами государственной власти и государственными предприятиями, но и с индивидуальными предпринимателями. Кроме этого, предусмотрены штрафные санкции в отношении и обучаемого, и работодателя в случае, если они не выполнят своих обязательств.

Как создают целевые места в вузах

На этот вопрос нам ответила Светлана Малина:

— 3 августа 2018 года подписан Федеральный закон №337-ФЗ, направленный на совершенствование механизмов целевого обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования. Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2019 года.

Правительство РФ наделено правом устанавливать квоту приема на целевое обучение по конкретным специальностям (направлениям подготовки) высшего образования, указав перечень субъектов РФ, на территориях которых может быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении. В законе установлено, что гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования (либо уже обучающийся), вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в пределах установленной квоты осуществляют по конкурсу, проводимому в соответствии с порядком приема.

Отбор студентов (абитуриентов) на целевое обучение осуществляет сам заказчик, с которым потом будет подписан договор. Как правило, заказчик смотрит на балл ЕГЭ, портфолио, желание абитуриента/студента работать в течение трех лет.

” Инициатором целевого обучения может выступить любая организация, готовая выполнить все условия договора, включая меры поддержки студента и предоставление места работы выпускнику.

Это относится ко всем высшим учебным заведениям РФ, а как обстоят дела в конкретном вузе, объяснил нам на примере СГУПСа Сергей Щелоков.

— Количество целевых мест с 2019 года ежегодно будет устанавливаться Правительством Российской Федерации, — пояснил он. Целевые места выделяют только на те специальности, которые будут утверждены Правительством Российской Федерации и имеют бюджетное финансирование (то есть, бюджетные места). Информация, где и сколько выделено целевых мест, публикуется на сайте университета и стенде приемной комиссии не позднее 1 июня.

В Минздраве НСО, в свою очередь, подтвердили:

— Целевая подготовка специалистов с высшим медицинским образованием осуществляется в соответствии с квотами целевого приема, установленными приказом Министерства здравоохранения РФ, которые распределяют с учетом потребности в специалистах для устранения кадрового дефицита в медицинских организациях Новосибирской области.

Квота целевого приема для каждой специальности изменяют ежегодно.

Куда обратиться, если хочешь поступить по целевому направлению

Светлана Малина пояснила, что вузы могут сами информировать абитуриентов о количестве целевых мест на определенное направление (информацию необходимо уточнять в приемных комиссиях вузов). Однако тем, кто мечтает о самых востребованных государством профессиях – врача и учителя – можно сразу обращаться в областные министерства.

” — По направлению «образование» информацию можно получить в Министерстве образования (контактное лицо – Раиса Викторовна Попова, тел. 238-74-20), либо в управлениях районов области. По направлению «здравоохранение» — в Министерстве здравоохранения (контактное лицо – Денис Николаевич Шипунов, тел. 238-63-18).

Сергей Щелоков так описывает порядок действий потенциального «целевика»:

— Будущий абитуриент заблаговременно знакомится с перечнем специальностей вуза, на которые образовательная организация может получить целевую квоту в рамках бюджетных мест. Определяет со специальность на основании своих предпочтений, желании работать на тех или иных должностях. После абитуриент и его родители проходят собеседование с руководителем (помощником руководителя) отдела кадров того предприятия, где работают специалисты выбранного направления. Для уточнения перечня таких предприятий предварительно можно встретиться с деканом факультета, где обучают выбранной специальности. Такая встреча поможет расширить представления о будущей профессии, утвердиться в правильности выбора, узнать об особенностях обучения.

Константин Хальзов рассказал об особенностях целевого обучения в своем ведомстве:

— На территории Новосибирской области целевая подготовка специалистов с высшим медицинским образование за счет ассигнований федерального бюджета проводится в ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России (то есть в новосибирском медуниверситете – прим. ред.)

Для поступления в вуз на целевую форму обучения абитуриенту необходимо обратиться в отдел кадров медицинской организации, которая находится в подчинении Минздрава НСО. Руководители этих организаций до 10 июня текущего года предоставляют списки желающих и необходимые документы в Минздрав НСО. Квоту целевого приема устанавливают ежегодно приказом Министерства здравоохранения РФ.

Информацию о вакантных должностях в государственных медицинских учреждениях размещают на официальных сайтах учреждений. Кроме того, на территории РФ создана Единая база вакансий в сфере здравоохранения в рамках общественной базы вакансий, доступ к которой осуществляется через портал «Работа в России» (trudvsem.ru)

Какие предприятия более всего нуждаются в специалистах, обучающихся по целевым направлениям

В статье 71.1, Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации» определяют особенности приема на целевое обучение в вузы:

Право на прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют граждане, которые в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона заключили договор о целевом обучении с:

1) федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; 2) государственными и муниципальными учреждениями, унитарными предприятиями; 3) государственными корпорациями; 4) государственными компаниями; 5) организациями, включенными в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, формируемый в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»; 6) хозяйственными обществами, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования; 7) акционерными обществами, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации; 8) дочерними хозяйственными обществами организаций, указанных в пунктах 4, 6 и 7 настоящей части; 9) организациями, которые созданы государственными корпорациями или переданы государственным корпорациям в соответствии с положениями федеральных законов об указанных корпорациях.

Прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в пределах установленной квоты проводят по конкурсу, проводимому в соответствии с порядком приема, предусмотренным частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона, по специальностям, направлениям подготовки, перечень которых определяет Правительство Российской Федерации.

” Говоря простыми словами, традиционно нужны специальности оборонно-промышленного комплекса, то есть инженеры различных направлений, а также медицинские работники, педагоги, юристы.

С 1 января 2019 года правительство будет рассчитывать количество целевых мест отдельно для каждой специальности исходя из потребностей экономики и только после этого выделять специальные квоты, о которых говорилось выше.

Константин Хальзов поясняет:

— Традиционно дефицитные специальности среди врачей Новосибирской области: участковый врач (терапевт и педиатр)- это выпускники специалитета по программам «лечебное дело» и «педиатрия». Также востребованы выпускники ординатуры по программам «акушерство и гинекология», «анестезиология-реаниматология», «кардиология», «кеврология», «онкология», «отоларингология», «педиатрия», «терапия», «хирургия».

Сергей Щелоков рассказал о доступных специальностях в своем вузе:

— Целевым образом университет готовит инженеров на факультетах «Управление процессами перевозок», «Строительство железных дорого», «Мосты и тоннели», «Управление транспортно-технологическими комплексами». Пока непонятно будут ли после принятия нового закона такие места на факультете «Промышленное и гражданское строительство».

Какие требования предъявляют к студентам-целевикам

Светлана Малина объяснила, что отбор абитуриентов производит заказчик, с которым потом будет подписан договор. Как правило, заказчик смотрит на балл ЕГЭ, портфолио, желание претендента отработать обучение в течение трех лет.

В статье 70 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что «минимальное количество баллов единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности или направлению подготовки, по которым проводится прием на обучение, в том числе прием на целевое обучение, устанавливается образовательной организацией высшего образования, если минимальное количество баллов единого государственного экзамена не установлено учредителем такой образовательной организации».

Сергей Щелоков напоминает, что рекомендация заказчика (и его готовность оплатить обучение абитуриента) – еще не гарантия приема в вуз:

— Как показывает практика, количество направленных предприятиями абитуриентов на целевые места превышает количество этих мест, то есть возникает конкурс. Он может составлять от 1,1 до 1,5 человека на место. Абитуриенты, поступающие на целевые места, обязаны соблюдать порядок и следовать всем правилам, отраженным в Порядке приема граждан на программы высшего образования, утвержденным Министерством образования и науки РФ.

Константин Хальзов отметил, что хотя конкурс у «целевиков» отдельный, невежды заказчикам не нужны:

— Учитывая высокую заинтересованность Минздрава НСО в обучении способных и подготовленных абитуриентов, в список включают только граждан, имеющих по общеобразовательным предметам (русский язык, биология и химия) сумму баллов не менее 220, при этом минимальный балл по каждому предмету должен быть не ниже 50.

Какие документы нужны, чтобы поступить на целевое обучение

Список документов для поступающего в рамках целевой квоты принципиально не отличается от перечня для всех остальных абитуриентов. Это:

  • документ об образовании (для выпускника школы — аттестат);
  • документ, подтверждающий личность и гражданство (для граждан РФ — паспорт);
  • ЕГЭ по предметам, необходимым для поступления на данную специальность (они должны быть не ниже минимального балла, установленного вузом).

” Однако, в отличие от остальных абитуриентов, поступающий на целевое обучение должен предоставить еще и заключение медицинской комиссии, в соответствии с направлением, полученным от предприятия.

— Абитуриент, не прошедший медицинскую комиссию, не сможет заключить с предприятием договор о целевом обучении, — пояснил нам Сергей Щелоков.

А вот информация от Константина Хальзова будет полезна будущим врачам:

— Приказом Минздрава НСО от 31.05.2017 № 1260 «Об организации целевого обучения граждан» утверждён перечень документов, который должен предоставить руководитель медицинской организации в Минздрав НСО, для того, чтобы предоставить абитуриенту целевое место. Это заявка на подготовку медицинских кадров с высшим образованием на основе целевого обучения; анкету гражданина (по установленной форме); заверенная выписка из табеля успеваемости за последние три полугодия в общеобразовательной организации –для тех, кто завершает обучение в этом году, либо копия аттестата (диплома) о среднем общем (полном) образовании — для тех, кто имеет среднее общее образование.

Как заключить договор. Какие штрафные санкции установлены в случае его нарушения (для обучающегося и для предприятия)

Когда предприятие (заказчик), абитуриент и вуз пришли к взаимному соглашению, они заключают договор о целевом обучении.

” С 1 января 2019 года заказчик может указать в договоре свои собственные требования к результатам обучения (например, указать, что диплом должен быть без троек). Порядок заключения договоров о целевом обучении можно узнать в отделах кадров предприятий и в приемных комиссиях вузов.

Сергей Щелоков напомнил, что договор составляют не только для того, чтобы обозначить право абитуриента поступать в рамках целевой квоты. Этот документ определяет взаимоотношения и взаимную ответственность предприятия и будущего студента-целевика, а впоследствии и сотрудника предприятия. В частности, может содержать особенности получения образования в вузе (например, получение рабочих профессий, дополнительных компетенций), уровень социальной поддержки на период обучения, наименование предприятия и должность, на которую примут молодого специалиста после окончания обучения, минимальную продолжительность трудовой деятельности после окончания вуза, уровень социальной поддержки молодого специалиста и так далее.

Константин Хальзов подчеркнул, что в соответствии с условиями договора о целевом обучении предприятие-заказчик обязано обеспечить будущему специалисту место работы и меры социальной поддержки на период обучения. В свою очередь выпускник обязан отработать в государственном бюджетном учреждении (речь идет о медиках, обучающихся по направлению профильного министерства) не менее трех лет.

— Не выполнивший свои обязательства студент обязан возместить заказчику расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки.

В свою очередь предприятие-заказчик тоже подвергают штрафным санкциям, если не предоставляет выпускнику рабочее место. В этом случае молодой специалист получает выплату в размере трех месячных зарплат по своему региону.

Итак, целевое обучение — это шанс получить высшее образование бесплатно. Но нужно учитывать то, что отработать своё обучение придется в любом случае (раньше существовали лазейки, которые теперь устранены). Если вы готовы к такому положению вещей, то этот шанс нужно использовать.

Еще раз о том, какие шаги предпринять, чтобы попробовать получить высшее образование по целевой программе.

  • Выбрать организацию, где будущий выпускник вуза планирует работать

  • Выяснить, какие вузы готовят специалистов для этой организации, и выбрать учебное заведение. Информацию о вузах-партнерах можно найти на сайте или узнать в отделе кадров предприятия.

  • Подать документы (полный перечень документов подскажут в отделе кадров) в организацию и пройти конкурсный отбор — тестирование или собеседование.

  • После прохождения отбора подписать договор о целевом обучении с организацией-работодателем. Организация, в свою очередь, отправляет запрос о выделении целевых мест в вуз и заключает с ним договор.

  • Сдать в указанный срок документы в приемную комиссию вуза. Абитуриенты поступают на целевое обучение по отдельному конкурсу.

8.02.2019 Подготовила Римма Петрак

В правильно выстроенной кадровой политике предприятия подготовке, повышению квалификационного уровня и обучению специалистов уделяется особое внимание. Частью подготовки сотрудников для предприятия может являться целевое обучение – получение высшего либо специального образования за счет работодателя.

Получение образования с его оплатой за счет государственного предприятия или структуры госорганов имеет свои особенности и сопровождается определенными обязательствами для всех трех сторон, которые включаются в договоры о целевом обучении и целевом приеме.

Специфика обучения по направлению предприятия

Целевое обучение в том его виде, в котором оно сегодня действует в системе высшего образования, стало частью пилотного проекта по совершенствованию обучения и последующему плановому трудоустройству специалистов.

Целевой прием является разновидностью конкурсного отбора при приеме в ВУЗ для обучения в рамках установленной квоты, а его суть сводится к следующему:

  • Заказчик (предприятие, госструктура) заключает с учебным учреждением договор на подготовку специалиста и направляет на обучение выбранного кандидата.
  • Обучение проводится на платной основе, и оплачивается предприятием. Получить знания по целевому обучению направленный кандидат может в учреждениях, обучающих по программам высшего образования.
  • По окончании обучения дипломированный специалист обязан отработать на предприятии срок, установленный условиями соглашения о целевом обучении.

Договор о целевом обучении: чем регламентируется

Аспекты целевого приема и обучения регламентируют нормы ст. 56 Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». Предприятие и ВУЗ подписывают договор о целевом приеме, а с направляемым на обучение будущим специалистом предприятие заключает договор о целевом обучении. Образец этих договоров утвержден постановлением Правительства РФ № 1076 от 27.11.2013 г.

Договор о целевом приеме образовательное учреждение может заключать только с госструктурами (органами власти субъекта РФ или местного самоуправления, госкорпорацией или госучреждением, унитарным или муниципальным предприятием, федеральным госорганом), или предприятием, в уставном капитале которого принимает участие государство.

Этапы оформления соглашения

Подписанию договора об обучении по целевой квоте предшествует этап подготовки и согласований:

  • организация предлагает кандидату (или поступающий ходатайствует перед организацией) возможность получить образование по программе целевого обучения специалистов. При получении согласия гражданина согласовываются существенные условия обучения (направление, специальность, форма обучения);
  • ВУЗ устанавливает квоту на целевое обучение, после чего объявляет условия подготовки специалистов;
  • после объявления объема квоты, организация-заказчик направляет в учреждение образования проект предложений о заключении договора о целевом приеме и список кандидатур, с которыми предприятие заключает договор о направлении на прохождение обучения, с указанием отделения и специальности.

По завершению согласований, стороны подписывают договоры между:

  • ВУЗом и организацией, направившей абитуриента;
  • организацией, направляющей на целевое обучение и будущим специалистом.

Существенные условия договора целевого обучения

В договор о целевом обучении (образец, заполненный по стандартной форме), кроме обязательств предприятия по направлению будущего специалиста на обучение и организации для него производственной и преддипломной практики, необходимо включить следующие существенные для подготовки сотрудника условия:

  • условия по социальной поддержке обучающегося. К таким условиям могут быть отнесены:
  • предоставление жилья либо возмещение оплаты за жилое помещение, где студент будет размещаться в период обучения;
  • оплата дополнительных учебных программ;
  • предоставление удобного графика работы (при очном обучении, совмещаемым с работой);
  • возможность и условия материального стимулирования и помощи, и др.
  • определение срока обязательной отработки в организации после завершения целевого обучения и обязанность работника отработать указанный период в соответствии со специальностью, полученной в ходе обучения;
  • перечень оснований, которые могут освободить студента от обязательств по обязательной отработке без возмещения затрат, которые понес работодатель на оплату целевого обучения.

Итак, если между ВУЗом и организацией типовая форма соглашения практически не изменяется, то договор о целевом обучении между организацией и работником может быть дополнен особыми условиями, поэтому перед подписанием сторонам необходимо досконально изучить его содержание. Особое внимание следует уделить наличию условий соцподдержки учащегося, возможности досрочного расторжения договора об обучении по целевому направлению, продолжительности обязательной отработки на предприятии по окончании ВУЗа, а также условиям возмещения затрат на оплату обучения сотрудника, в случае отказа последнего от выполнения обязательств по договору.

Договор целевой контрактной подготовки специалистов

Договор целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием имеет целью обеспечить предприятия, организации и учреждения высококвалифицированными кадрами. В соответствии с данным договором студент обязуется по окончании обучения в Учебном заведении заключить трудовой договор с Работодателем на срок до трех лет.

  • Если обучение студента оплачивалось за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ, к таким отношениям применяется Положение «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19.09.1995 N 942 (далее по тексту – «Положение»). При этом если оплата обучения студента производится за счет бюджета муниципального образования или частной организации, то к таким отношениям нормы данного Положения применяться не будут.
    Положение определяет основные рамки, в пределах которых Контрактом устанавливаются взаимные права и обязанности сторон.
    Так, например, в соответствии с п. 4 Положения, студент заключает контракт на срок до 3 лет с конкретным работодателем. Поэтому установление в Контракте обязанности студента заключить контракт с работодателем на более длительный срок противоречит Положению, и не будет действовать в указанной части.
  • После окончания обучения студент обязан заключить трудовой договор с работодателем. В случае если студент откажется от заключения контракта с работодателем либо досрочно расторгнет заключенный контракт (либо нарушит его условия), он будет нести ответственность в форме возмещения убытков.
    Учебному заведению и работодателю такой студент должен будет возместить затраты, связанные с установлением ему государственной стипендии, других социальных пособий (доплат) и льгот (п. 7 Положения).
    При этом обязанность доказывания наличия таких убытков и их размера будет лежать на истце, то есть соответственно на учебном заведении либо работодателе. Таким образом, размер ответственности студента не может превысить расходы, которые реально произвело учебное заведение либо работодатель в связи с исполнением своих обязательств по контракту.
  • Освобождение студентов от обязательств

  • В ряде случаев студенты-выпускники освобождаются от обязательств по контракту:
  1. Студенты освобождаются от исполнения контракта, если учебным заведением или работодателем были нарушены их обязательства, в том числе, если нарушены условия жилищного либо материального обеспечения (невыплата стипендии/лишение иных установленных им выплат или льгот, в том числе непредоставление жилой площади на время работы), а также любые обязательства учебного заведения или работодателя, принятые ими в соответствии с контрактом.
  2. Студенты освобождаются от исполнения контракта, если предлагаемая работа не соответствует уровню/профилю профессионального образования студента.
  3. Студенты по их просьбе могут быть освобождены от исполнения договора, если после заключения контракта с учебным заведением возникли следующие обстоятельства:
    — наличие у студента медицинских противопоказаний к данной работе
    — инвалидность первой или второй группы родителя или супруга студента, если работа предоставляется вне места их жительства;
    — заключение брака с военнослужащим, если работа предоставляется не по месту службы мужей (жен);
    — беременность или наличие ребенка до 1,5 лет на момент окончания учебного заведения, если предлагаемая работа расположена вне места жительства семьи.
  4. Также от ответственности при несоблюдении обязательств по контракту освобождаются следующие категории студентов:
    а) обучающиеся только на оценку «отлично», начиная с момента подписания контракта;
    б) получающие стипендию в обязательном порядке согласно решениям Президента, Правительства РФ;
    в) дети — сироты, оставшиеся без попечения родителей;
    г) инвалиды первой и второй групп;
    д) пострадавшие от радиационных катастроф;
    ж) ветераны боевых действий.
  • Студентам, заключившим контракт на целевую подготовку, в соответствии с Положением, дополнительно предоставляются следующие права:
  1. Получение компенсаций и обеспечение жилой площадью студентов и их семей в случае, если работа располагается вне места постоянного жительства.
  2. Установление государственной стипендии.
  3. Также в соответствии с Контрактом могут быть установлены доплаты, пособия, льготы.

Ассоциация руководителей образовательных организаций

В практике применения ученических договоров и договоров целевого обучения возникает немало вопросов. Активные споры ведутся в основном о степени ответственности сторон при наступлении тех или иных юридических фактов, потому что по ряду признаков договор о целевом обучении совпадает с ученическим.

Как известно, трудовой кодекс разрешает обучение граждан в рамках ученического договора как на предприятии (у работодателя), так и в образовательной организации. Это означает, что на данный вид договора могут распространяться как нормы трудового права так и Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

В отличие от ученического договора, договор целевого обучения имеет ограниченный субъектный состав со стороны работодателя.

Так, например, существенные условия обоих видов договоров совпадают и регулируются трудовым правом. (часть 7 ст. 56 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и часть 1 статьи 199 Трудового кодекса).

Отличия прослеживаются в повышенной степени материальной ответственности гражданина, который расторгает договор целевого обучения в одностороннем порядке. Также, существенным отличием договора целевого обучения является обязанность организации, направившей гражданина на учебу в рамках целевого обучения и не исполнившего обязанность по трудоустройству, выплатить такому гражданину компенсацию в двукратном размере расходов.

Обратим внимание на тот факт, что договор целевого обучения может быть расторгнут в судебном порядке, тогда как договоры, регулируемые трудовым правом, не подлежат расторжению в суде. Такая судебная процедура предусмотрена только для договоров гражданско-правового характера. Отсюда видно решение законодателя регулировать договоры целевого приема и обучения нормами Гражданского кодекса РФ.

Мы наглядно отразили разницу в договорах в таблице. Полностью материал будет доступен только членам Ассоциации. Зарегистрироваться в АРОО и пользоваться нашей базой знаний можно по ссылке: https://association.educationmanagers.ru/