Требования к учету

Содержание

Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету

Бухгалтерский учет должен соответствовать определенным требованиям. К их числу относятся: достоверность, своевременность, сопоставимость, доступность, экономичность.

Достоверность означает, что учет должен давать правдивую и объективную информацию о состоянии дел на предприятии, не допуская искаженных учетных данных, так как в этом случае виновные должностные лица несут ответственность по закону.

Своевременность состоит в том, что учет должен предоставить информацию пользователям в нужный момент, а не спустя какое-то время, когда она уже не нужна, так как по истечении времени учетная информация теряет свое практическое значение. Своевременная учетная информация помогает принимать правильные управленческие решения, быстро реагировать на различные упущения в деятельности предприятия и вовремя их устранять.

Сопоставимость учетных данных означает, что учетная информация может быть сравнима по временным периодам (месяц, квартал, год) с плановыми данными, а также с аналогичной информацией других предприятий. Сопоставимость учетной информации повышается в результате относительной стабильности политики в области учета, которая определяет методы оценки, сбора и систематизации экономических событий (операций) в бухгалтерских книгах предприятия.

Доступность означает, что учетная информация должна быть четкой, недвусмысленной, без лишних деталей, то есть обладать такими качествами, которые позволяют пользователям постигать ее характер и смысл, быть доступной для понимания не только специалистов, но и широких масс.

Экономичность учета состоит в том, что затраты на получение, обработку и предоставление учетной информации должны соизмеряться с выгодами, которые могут получить при ее использовании составители и пользователи.

Тема 2. Предмет и метод бухгалтерского учета

  1. Предмет бухгалтерского учета и сфера его применения.

  2. Характеристика хозяйственных процессов и хозяйственных операций.

  3. Классификация хозяйственных средств.

  4. Метод бухгалтерского учета и его элементы.

Предмет бухгалтерского учета и сфера его применения

К предмету бухгалтерского учета относится воспроизводство общественного продукта, включающее в себя производство, распределение, обмен и частичное потребление общественного продукта. Для бухгалтерского учета характерно обобщение информации в стоимостные показатели, которые дополняются детальными аналитическими показателями, выраженными в натуральных и трудовых измерителях. Таким образом, предметом бухгалтерского учета является процесс воспроизводства в той части, которая может быть представлена информацией в едином денежном измерителе, то есть состояние и использование средств в ходе хозяйственной деятельности, а также хозяйственные операции как первичные элементы этого процесса. Предметом бухгалтерского учета является имущество предприятия, находящееся в виде средств и обязательств; движение этого имущества посредством хозяйственных операций, происходящих в сфере снабжения, производства и реализации продукции; а также результат деятельности предприятия, выраженный в денежной оценке, то есть средства предприятия, используемые им при осуществлении хозяйственной деятельности.

Имущество предприятия, его обязательства, источники формирования этого имущества (собственные и заемные), хозяйственные процессы являются объектом хозяйственного учета.

К важным объектам учета на предприятии относятся: нематериальные активы (патенты, торговые знаки, лицензии), основные средства (здания, станки), материалы, инвентарь, денежные ценности, которыми располагает предприятие, его юридические отношения с государством (налоги), с другими предприятиями, готовая продукция и ее реализация, кредитно-расчетные операции, финансовые результаты, а также хозяйственные операции, в результате которых эти ценности и отношения изменяются.

Одновременно объекты учета представляют собой хозяйственные средства, используемые предприятием для осуществления хозяйственной деятельности.

Состав имущества предприятия достаточно разнообразен. Он определяется содержанием, отраслевой спецификой и объемом хозяйственной деятельности предприятия. Объекты имущества фирмы имеют стоимостное выражение и называются хозяйственными средствами.

Бухгалтерская отчетность в России регулируется нормативными правовыми актами четырех уровней:

Первый уровень (законодательный) – основным документом является Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ, в составе которого имеется глава 3 «Бухгалтерская отчетность».

Второй уровень (нормативный) составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. К числу таких документов относятся Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ от29.07.1998 г. № 34н и Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» ПБУ 4/99 от 06.07.1999 г. № 43н.

Третий уровень включает документы, на основе которых установлен порядок формирования и составления бухгалтерской отчетности. К ним относится: Приказ МФ РФ от 22.07.2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Четвертый уровень включает указания, инструкции и другие документы в рамках учетной политики хозяйствующих субъектов по составу, формам, адресам и срокам представления сегментарной отчетности.

Вышеперечисленные нормативные документы определяют состав, порядок, сроки представления отчетности, а также требования, предъявляемые к ее содержанию.

ФЗ «О бухгалтерском учете» устанавливает следующие общие требования к бухгалтерской отчетности:

1) бухгалтерский учет имущества и обязательств организаций ведется в валюте РФ;

2) имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящихся в данной группе организаций;

3) бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации до реорганизации или ликвидации;

4) организация ведет учет имущества, обязательств, хозяйственных операций путем двойной записи на счетах бухгалтерского учета, включаемых в рабочий план счетов, при этом данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и сальдо по счетам синтетического учета;

5) все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета;

6) в учете текущие затраты на производство продукции и капитальные вложени учитываются раздельно.

Данные требования более детализированы в ПБУ 4/99, где особо подчеркивается, что при формировании бухгалтерской отчетности организация не должна делать акцент на удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

Требования, предъявляемые к содержанию бухгалтерской отчетности:

1) Достоверность и полнота. Отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. Достоверной и полной считается отчетность сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

2) Нейтральность. При формировании бухгалтерской отчетности должно быть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей перед другими.

3) Целостность. В отчетность необходимо включать данные обо всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями.

4) Последовательность. Постоянство избранных способов (методов) от одного отчетного периода к другому (учетная политика).

5) Существенность. Существенной информацией признаются данные бухгалтерской отчетности, без знания которых невозможна достоверная оценка пользователями имущественного и финансового состояния организации. для выполнения этого требования отдельные показатели отчетности приводятся обособленно.

6) Сопоставимость. Данные по каждому конкретному показателю должны отражаться как минимум за два года: предыдущий и отчетный. Если сведения за предыдущий период несопоставимы с отчетным, то данные предшествующего периода подлежат корректировке с последующим раскрытием в пояснительной записке с указанием причин.

7) Своевременность. Означает своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности. Достигается путем рациональной организации документооборота и порядка обработки учетных регистров.

8) Осмотрительность. Предполагает большую готовность к признанию в учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов.

9) Приоритет содержания над формой. Подразумевает порядок, при котором отражение в учете фактов хозяйственной деятельности должно осуществляться исходя из экономического содержания фактов и условий и только потом из правовой формы их оформления.

10) Непротиворечивость. Обеспечивает тождество учетных записей относительно объектов учета на счетах, в учетных регистрах и отчетности. Должна обеспечиваться преемственность информации первичных документов, регистров учета и отчетности.

11) Проверяемость. Предполагает возможность подтверждения представленной в отчетности информации в любое время.

12) Рациональность. Предполагает оптимальную структуру организации учетной работы и учетного аппарата исходя из условий хозяйствования, объемов организации и экономической целесообразности.

13) Оформление в соответствии с установленной процедурой. Отчетность составляется на русском языке, в валюте РФ, подписывается руководителем и главным бухгалтером.

14) Публичность. Предполагает публикацию годовой бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации или других изданиях. Перечень организаций (ОАО, кредитные и страховые организации, биржи, фонды) и сроки (не позднее 01.06. следующего за отчетным года) установлены Законом № 129-ФЗ.

15) Отчетный период. Является календарный год с 01.01 по 31.12. первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31.12., а для организаций созданных после 01.10 – по 31.12 следующего года.

Согласно международным стандартам финансовой отчетности отчет о финансовом положении организации формируют исходя следующих основных принципов: хозяйствующей единицы, действующей организации, денежного измерения, учета по стоимости, двойной записи.

Принцип хозяйствующей единицы заключается в том, что имущество юридического лица должно быть обособлено от его учредителей и хозяйствующей единицей является любая организация, имеющая самостоятельный бухгалтерский баланс. Организация может быть частью другой более крупной организации. Бухгалтерская отчетность для более крупной организации составляется путем консолидирования по специальным правилам финансовых информационных данных об организациях более низкого уровня.

Принцип действующей организации заключается в том, что юридическое лицо предполагается функционирующим в течение неопределенно большого промежутка времени.

Принцип денежного измерения заключается в том, что вся бухгалтерская информация, в конечном счете, должна быть представлена в денежном выражении.

Принцип учета по стоимости заключается в том, что в бухгалтерском учете активы регистрируются по первоначальной стоимости и затем, как правило, не переоцениваются. Основные средства и нематериальные активы представлены по остаточной стоимости, которая регулярно изменяется за счет накапливаемой амортизации.

Принцип двойной записи заключается в том, что в бухгалтерском балансе экономические ресурсы организации отражаются в активе баланса, а требования различных лиц по отношению к данной организации — в пассиве. Так как все активы могут быть востребованы либо кредиторами, либо владельцами капитала, то сумма всех активов должна быть равна сумме пассивов.

Сравнение принципов ведения бухгалтерского учета, заложенные в международных стандартах, с принципами, используемыми в российской практике, показывает, что они во многом совпадают.

402 ФЗ – О бухгалтерском учете

Бухгалтерский учет в Российской Федерации регулируется на федеральном уровне рядом правовых документов. Основополагающим документом в этой сфере является Федеральный закон 06.12.2011 № 402-ФЗ — он так и называется «О бухгалтерском учете». Этот закон — относительно новый, он действует с 1 января 2013 года. До его принятия в конце 2011 года бухучет в России регулировал другой документ — Федеральный закон от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ с аналогичным названием.

Кратко специалисты привыкли называть и первый, и второй документы просто — ФЗ о бухгалтерском учете.

Новый закон «О бухгалтерском учете» — это более современный документ, пришедший на смену закону 15-летней давности. В нем обновлен понятийный аппарат (обновлены старые, введены новые и переименованы устаревшие термины), уточнены ключевые моменты ведения учета, например, порядок изменения учетной политики, состав первичных учетных документов, состав отчетности. В нем также содержатся новые нормы, связанные с получением информации от контролирующих органов, например, использование электронного документооборота в учете, внутренний мониторинг в экономических субъектах и многое другое. В действующем ФЗ о бухгалтерском учете заложены основы сближения российских правил ведения учёта и международных стандартов финансовой отчётности.

402 ФЗ «О бухгалтерском учете» состоит из четырех объемных глав.

Первая глава — «Общие положения» — устанавливает цели, предмет и сферу действия самого закона. В ней также вводятся ключевые термины, используемые в документе. Так, бухгалтерская отчетность определена как «информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями закона». А международный стандарт описан, как «стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта».

Вторая глава закона устанавливает общие требования к бухгалтерскому учету. Она состоит из 14 статей и рассматривает все основные аспекты: учетная политика, первичные документы, регистры бухучета, инвентаризация, отчетность и т. п.

Именно в законе 402-ФЗ, в главе второй, устанавливаются квалификационные требования к претенденту на должность главного бухгалтера, которые обязательны для исполнения в ОАО, ПИФах, государственных органах, участниках рынка ценных бумаг. Эти требования касаются высшего образования, определенного стажа работы и отсутствия судимости по экономическим статьям.

Важное нововведение закона 402-ФЗ, которое активно обсуждалось в процессе принятия документа, — право организации самостоятельно утверждать формы первичных учетных документов. Оно закреплено в статье 9, которая так и называется — «Первичные учетные документы». Практика показывает, что этим правом пользуются очень немногие компании, однако забывать о нем не стоит.

Еще одно интересное новшество закона 402-ФЗ — внутренний контроль. Новый ФЗ о бухгалтерском учете обязывает предприятие организовывать и осуществлять внутренний контроль фактов своей хозяйственной жизни.

Глава третья говорит о регулировании бухгалтерского учета в России в целом. Она устанавливает принципы, определяет субъектов регулирования, распределяет функции государственного и негосударственного регулирования бухучета. В этой главе отдельно отметим статью, посвященную разработке федеральных стандартов в области бухгалтерского учета. Эти стандарты разрабатываются госорганами или негосударственными организациями в сфере регулирования бухучета по специальной программе и определенным правилам (закреплены приказом Минфина). Проекты этих стандартов публикуются в Интернете и выносятся на общественное обсуждение, после чего дорабатываются, принимаются и вводятся в действие.

И, наконец, глава четвертая содержит заключительные положения закона. Но в ней есть одна важная для всех статья — посвященная хранению бухгалтерских документов. В ней закреплен срок хранения — не менее пяти лет.

Отметим, что ФЗ о БУ — это не единственный правовой акт, регулирующий учет в организациях. Особое практическое значение также имеют ПБУ — положения о бухгалтерском учете (всего их сейчас 26), каждое из которых устанавливает стандарты ведения учета тех или иных активов, обязательств или фактов хозяйственной деятельности. Также важными и обязательными к исполнению являются приказы Минфина и ФНС.

Обязанность ведения бухгалтерского учета

1. Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом, если иное не установлено Федеральным законом.

2. Бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом могут не вести:

1) индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности;

2) находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном законодательством.

3. Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

4. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять следующие экономические субъекты:

1) субъекты малого предпринимательства;

2) некоммерческие организации, за исключением некоммерческих организаций, поступления денежных средств и иного имущества которых за предшествующий отчетный год превысили три миллиона рублей, коллегий адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций, адвокатских палат, нотариальных палат, жилищных и жилищно-строительных кооперативов, кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, организаций государственного сектора, государственных корпораций, государственных компаний, политических партий, их региональных отделений или иных структурных подразделений, саморегулируемых организаций, некоммерческих организаций, включенных в перечень Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;

3) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

Изменения в законе о бухгалтерском учете

Источник: КонсультантПлюс

Информационное сообщение Минфина России от 22 августа 2019 г. N ИС-учет-20 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии».

Федеральным законом от 27 июля 2019 г. N 247-ФЗ (далее — Федеральный закон N 247-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и ряд других федеральных законов.

Изменения вступили в силу 26 июля 2019 г. Положения, касающиеся представления исправленной бухгалтерской отчетности в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — ГИРБО), вступят в силу с 1 января 2020 г. вместе с нормами, устанавливающими новый порядок представления бухгалтерской отчетности организаций в этот государственный ресурс <1>.

Введена обязанность работников организации соблюдать требования главного бухгалтера

Статьей 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» установлены требования к ведению первичных учетных документов организации. Федеральным законом N 247-ФЗ данная статья дополнена положением об обязанности работников организации исполнять требования главного бухгалтера в отношении соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, а также представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета, должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Указанные требования главного бухгалтера должны быть оформлены в письменной форме.

В случае отсутствия должности главного бухгалтера в организации данная норма распространяется на требования иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Если ведение бухгалтерского учета передано другому лицу (юридическому или физическому), с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, то работники организации также обязаны исполнять указанные требования такого лица.

Запрещено изменение утвержденной бухгалтерской отчетности

В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» утверждение бухгалтерской отчетности осуществляется в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами. В частности, статьей 48 Федерального закона «Об акционерных обществах» предусмотрено утверждение годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества общим собранием акционеров, статьей 33 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» к компетенции общего собрания участников общества отнесено утверждение годовых бухгалтерских балансов общества с ограниченной ответственностью, согласно статье 20 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества унитарного предприятия утверждает бухгалтерскую отчетность такого предприятия.

Федеральным законом N 247-ФЗ установлен запрет на внесение изменений в бухгалтерскую отчетность организации после ее утверждения. Данный запрет распространяется на случаи, когда утверждение бухгалтерской отчетности предусмотрено федеральными законами и (или) учредительными документами организации.

Установлен порядок представления исправленной бухгалтерской отчетности в ГИРБО

Федеральным законом N 247-ФЗ установлен порядок представления исправленной бухгалтерской отчетности в ГИРБО, который с 1 января 2020 г. будет вести ФНС России.

В случае исправления организацией ошибки в бухгалтерской отчетности <2>, обязательный экземпляр которой включен в ГИРБО, организация обязана представить экземпляр исправленной бухгалтерской отчетности (т.е. отчетности, в которой ошибка исправлена) для включения в этот государственный информационный ресурс. Исправленная отчетность представляется:

  • в налоговый орган по месту своего нахождения (т.е. в тот же налоговый орган, в который отчетность была представлена первоначально);

  • в виде электронного документа;

  • по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым ФНС России;

  • не позднее чем через 10 рабочих дней со дня, следующего за днем внесения исправления в отчетность. Если изменения в бухгалтерскую отчетность внесены при утверждении ее (по решению акционеров, участников, т.п.), то исправленная отчетность представляется не позднее чем через 10 рабочих дней, следующих за днем утверждения отчетности;

  • в форматах, утвержденных ФНС России;

  • в порядке, утвержденном ФНС России.

Полномочия по ведению бюджетного учета распространены на организации, не являющиеся организациями бюджетной сферы

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона «О бухгалтерском учете» этот Федеральный закон применяется при ведении бюджетного учета нефинансовых и финансовых активов и обязательств Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, операций, изменяющих эти активы и обязательства, а также при составлении, представлении, рассмотрении и утверждении бюджетной отчетности.

Федеральным законом N 247-ФЗ установлено, что положения Федерального закона «О бухгалтерском учете», относящиеся к организациям бюджетной сферы, распространяются на иные организации при осуществлении ими полномочий по ведению бюджетного учета и (или) составлению и представлению бюджетной отчетности. В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации такими полномочиями обладают получали бюджетных средств. Например, в случае если государственному унитарному предприятию переданы полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных контрактов на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности, то такое предприятие обязано вести бюджетный учет, составлять и представлять бюджетную отчетность (как получатель бюджетных средств). Аналогичное требование установлено в подобной ситуации для муниципальных унитарных предприятий, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний.

Изменен состав документов, регулирующих бухгалтерский учет

В статье 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете» установлен перечень документов в области регулирования бухгалтерского учета. Федеральным законом N 247-ФЗ данный перечень дополнен федеральными и отраслевыми стандартами бухгалтерского учета государственных финансов (ранее — только федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета).

Согласно внесенным изменениям федеральные стандарты бухгалтерского учета государственных финансов устанавливают минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета для организаций бюджетной сферы. Федеральные стандарты бухгалтерского учета устанавливают минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета для всех остальных экономических субъектов.

Уточнен порядок внесения изменений в программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета

Статьей 26 Федерального закона «О бухгалтерском учете» определен порядок разработки и утверждения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета. Этот порядок предусматривает, среди прочего, уточнение программы в целях обеспечения соответствия федеральных стандартов бухгалтерского учета потребностям пользователей бухгалтерской отчетности, международным стандартам, уровню развития науки и практики бухгалтерского учета.

Федеральным законом N 247-ФЗ скорректирован порядок внесения изменений в программу. Установлено, что программа уточняется при необходимости (ранее — ежегодно).

Уточнены основания для внесения изменений в правила бухгалтерского учета

Согласно статье 30 Федерального закона «О бухгалтерском учете» до утверждения в установленном порядке федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные до дня вступления в силу этого Федерального закона.

В соответствии с Федеральным законом N 247-ФЗ в указанный период Минфин России и Банк России вправе вносить изменения в правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные ими до дня вступления в силу Федерального закона «О бухгалтерском учете». При этом уточненная норма не ставит внесение изменений в названные правила в зависимость от изменения законодательства (ранее — допускались лишь изменения правил, обусловленные изменением законодательства).

Скорректированы отдельные требования к бухгалтерскому учету организаций бюджетной сферы

Федеральным законом N 247-ФЗ внесены изменения в отдельные положения Федерального закона «О бухгалтерском учете», посвященные организациям бюджетной сферы. В частности, предусмотрено, что:

  • бюджетным законодательством могут быть установлены случаи, когда ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются не руководителем организации бюджетной сферы, а иным лицом (статья 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете», часть 1);

  • порядок передачи полномочий по ведению бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями бюджетной сферы устанавливается бюджетным законодательством (статья 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете», часть 3.1);

  • требования к главному бухгалтеру (иному должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета), установленные частью 4 статьи 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете», распространяются на организации бюджетной сферы, составляющие консолидированную (сводную) бюджетную отчетность, консолидированную отчетность государственных (муниципальных) учреждений (ранее — только на органы управления государственных внебюджетных фондов и государственных территориальных внебюджетных фондов) (статья 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете», часть 4);

  • первым отчетным годом организации бюджетной сферы, созданной после 30 сентября, является период с даты ее создания по 31 декабря того же календарного года включительно (ранее — период с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом государственной регистрации, включительно, если иное не было установлено самой организацией). Федеральным законом «О бухгалтерском учете», федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов может быть установлен иной порядок исчисления первого отчетного года (статья 15 Федерального закона «О бухгалтерском учете», часть 3);

  • порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности организации бюджетной сферы при ее ликвидации (упразднении) устанавливается Минфином России (статья 17 Федерального закона «О бухгалтерском учете», часть 4.1);

  • порядок организации и осуществления организациями бюджетной сферы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни устанавливается с учетом положений бюджетного законодательства о внутреннем финансовом контроле (статья 19 Федерального закона «О бухгалтерском учете», часть 3);

  • федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденные Минфином России до вступления в силу Федерального закона N 247-ФЗ, признаются федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов (статья 4 Федерального закона N 247-ФЗ).

Введен порядок подготовки стандартов бухгалтерского учета государственных финансов

В связи с выделением федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов из федеральных стандартов бухгалтерского учета Федеральным законом N 247-ФЗ предусмотрены отдельные порядки разработки и принятия таких стандартов, а именно:

  • Минфин России разрабатывает и утверждает программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов наряду с программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета (статья 26 Федерального закона «О бухгалтерском учете»);

  • при Минфине России создается Совет по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов. Этот Совет проводит экспертизу проектов федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета государственных финансов (статья 25.1 Федерального закона «О бухгалтерском учете»). Он будет действовать наряду с Советом по стандартам бухгалтерского учета, из сферы деятельности которого исключены стандарты бухгалтерского учета государственных финансов (статья 25 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).

Уточнена терминология

В Федеральный закон «О бухгалтерском учете» внесены следующие терминологические уточнения:

  • термин «организации государственного сектора» заменен термином «организации бюджетной сферы». Аналогичное уточнение внесено в Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности»;

  • термин «органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов» заменен термином «органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и территориальными государственными внебюджетными фондами».

Кроме того, расширен перечень экономических субъектов, относящихся к организациям бюджетной сферы: в их число дополнительно включены органы местной администрации.

<1> См. Информационное сообщение от 13 декабря 2018 г. N ИС-учет-12.

<2> Порядок исправления ошибок в бухгалтерском учете и отчетности установлен Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», утвержденным приказом Минфина России от 28 июня 2010 г. N 63н.