Торговый сбор

Содержание

Торговый сбор: кто, как и когда должен его платить

Начнем с хорошей новости: если действовать по правилам, уплата торгового сбора не приводит к значительному росту налоговой нагрузки для большинства плательщиков.

Главное — разобраться в нюансах расчета и уплаты.

Плательщики, объект и период обложения

В соответствии с главой 33 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и Законом города Москвы от 17.12.2014 № 62 «О торговом сборе», с 2015 года на территории Москвы введен торговый сбор.

Сбор обязаны платить все организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную, мелкооптовую и оптовую куплю-продажу товаров при использовании объектов стационарных и нестационарных торговых сетей, а также товарных складов (п. 1 ст. 411 НК РФ).

Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, и налогоплательщики, применяющие ЕСХН, от уплаты сбора освобождены (п. 2 ст. 411 НК РФ).

Объект обложения торговым сбором — это использование объекта движимого или недвижимого имущества для предпринимательской деятельности, в отношении которой установлен сбор хотя бы один раз в течение квартала. Периодом обложения сбором признается квартал (ст. 414 НК РФ).

Льготы по торговому сбору

Статья 3 Закона города Москвы № 62 устанавливает ряд льгот.

1. Торговым сбором не облагается использование объектов движимого или недвижимого имущества для следующих видов торговли:

  • с использованием торговых автоматов;
  • на ярмарках;
  • на розничных рынках при наличии соответствующего разрешения;
  • разносной розничной торговли в автономных, бюджетных и казенных учреждениях;
  • торговли на территории имущественного комплекса управляющей организации агропродовольственного кластера;
  • в кинотеатрах, театрах, музеях, планетариях, цирках (в случае если доля доходов от продажи билетов составляет не менее 50%);
  • через объекты нестационарной торговой сети со специализацией «Печать».

2. Торговый сбор не уплачивают:

  • организации федеральной почтовой связи;
  • автономные, бюджетные и казенные учреждения;
  • религиозные организации, осуществляющие торговлю в культовых зданиях, сооружениях и на относящихся к ним земельных участках.

3. Организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты торгового сбора, если они осуществляют торговлю через объекты площадью менее 100 кв. метров, при одновременном соблюдении следующих условий:

  • основной вид деятельности, указанный при государственной регистрации, относится к предоставлению услуг парикмахерскими и салонами красоты, услуг стирки, химической чистки и окрашивания текстильных и меховых изделий, по ремонту одежды и текстильных изделий бытового назначения, по ремонту обуви и прочих изделий из кожи, по ремонту часов и ювелирных изделий, по изготовлению и ремонту металлической галантереи и ключей;
  • площадь, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки и демонстрации товаров, составляет не более 10% от общей площади объекта, используемого для осуществления деятельности.

4. Организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты торгового сбора при одновременном соблюдении следующих условий:

  • основной вид деятельности, указанный при государственной регистрации, относится к розничной торговле книгами, газетами и журналами, букинистическими книгами;
  • по итогам периода обложения доля доходов нарастающим итогом с начала календарного года от продажи книг, газет и журналов в общем объеме доходов составила не менее 60%;
  • площадь, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки и демонстрации книг, газет и журналов, составляет не менее 60% от общей площади объекта, используемого для осуществления деятельности;
  • все наличные денежные расчеты и расчеты с платежными картами на объектах осуществляются исключительно с использованием контрольно-кассовой техники с передачей фискальных документов оператору фискальных данных.

5. Организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты торгового сбора, если они осуществляют торговлю через объекты стационарной торговой сети за период обложения торговым сбором, в котором данные объекты изъяты в соответствии со ст. 7.4 Закона РФ от 15.04.1993 № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» или в отношении данных объектов прекращено право аренды в связи с реализацией программы реновации жилищного фонда в Москве.

Правило действует только в том случае, если в указанный период организации или ИП начали использовать для осуществления торговли другие объекты, которые ранее в указанном периоде ими не использовались.

Постановка и снятие с учета плательщиков торгового сбора

Постановка на учет и снятие с учета в качестве плательщика сбора осуществляется на основании соответствующего уведомления плательщика сбора, предоставляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, предоставленной уполномоченным органом в налоговый орган (п.1 ст. 416 НК РФ).

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны представить в налоговый орган уведомление по форме ТС-1 (либо по форме ТС-2) не позднее 5 дней с даты возникновения объекта обложения торговым сбором.

Уведомление необходимо направить:

  • в налоговый орган по месту регистрации объекта недвижимого имущества;
  • в случае ведения торговой деятельности с использованием объектов движимого имущества — по месту регистрации организации или индивидуального предпринимателя.

При наличии нескольких объектов, в отношении которых установлен торговый сбор и которые находятся на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка на учет осуществляется налоговым органом по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступили от плательщика сбора ранее, чем о других объектах (п. 7 ст. 416 НК РФ).

Важно: о каждом изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора, необходимо сообщать в налоговый орган не позднее 5 дней со дня соответствующего изменения (пп. 1, 2, 5 ст. 416 НК РФ).

Датой снятия с учета считается дата прекращения торговой деятельности, указанная в уведомлении.

Ответственность плательщиков торгового сбора

Обратите внимание, что законодательством для плательщиков торгового сбора предусмотрена налоговая, административная и уголовная ответственность за нарушения в вопросах постановки на учет:

Финансовая отчетность организации. ОСНО Пройдите программу повышения квалификации на соответствие профстандарту «Бухгалтер» Записаться

  • при нарушении порядка постановки на учет в налоговом органе — штраф не менее 40 000 руб. (ст. 116 НК РФ).
  • за каждый день просрочки — пеня, а также соответствующий штраф за неуплату сбора (ст. 75, 122 НК РФ).
  • за ведение деятельности без государственной регистрации — штраф (часть 1 ст. 1 4.1 КоАП).
  • за осуществление незаконной предпринимательской деятельности — арест до 6 месяцев (ст. 171 УК РФ).

Важно: если плательщик торгового сбора самостоятельно не подал уведомление о постановке на учет, то он не сможет воспользоваться правом на вычет сумм торгового сбора из налога на прибыль, налога на доходы физических лиц или налога по упрощенной системе налогообложения (с объектом обложения «доходы»).

Порядок расчета и уплаты торгового сбора

Величина торгового сбора зависит от площади торгового объекта, вида торговой деятельности и места размещения. Сумму торгового сбора, подлежащую уплате в бюджет, индивидуальные предприниматели и организации рассчитывают самостоятельно и уплачивают не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения.

Например: срок уплаты торгового сбора за I квартал 2019 года — не позднее 25 апреля 2019 года.

Ставки торгового сбора

Ставки торгового сбора установлены статьей 2 Закона города Москвы № 62.

Налогообложение при УСН Узнайте об особенностях и правилах уплаты региональных и местных налогов в рамках курса профессиональной переподготовки Записаться

С 1 июля 2019 года снижен размер торгового сбора для объектов стационарной торговой сети с торговыми залами площадью менее 300 кв. метров. Мера принята депутатами Мосгордумы в целях поддержки малого и среднего бизнеса (Закон города Москвы от 26.12.2018 № 36).

Так, торговля через объекты стационарной торговой сети с залами до 50 кв. метров теперь облагается по ставке:

• 54 000 руб. за объект в квартал — в районах ЦАО г. Москвы;

• 18 900 руб. за объект в квартал — в районах и поселениях Зеленоградского, Троицкого и Новомосковского АО г. Москвы, а также в районах Молжаниновский, Северный, Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский, Некрасовка, Северное Бутово, Южное Бутово, Солнцево, Ново-Переделкино, Внуково, Митино, Куркино.

Кроме того, понижены ставки для торговых залов от 50 до 150 кв. метров и от 150 до 300 кв. метров. А также введены отдельные ставки для торговли на площадях свыше 300 кв. метров.

Актуальные ставки торгового сбора опубликованы на сайте Департамента экономической политики и развития города Москвы в разделе «Торговый сбор. Ставки торгового сбора на территории города Москвы».

Важно: в случае изменения ставок сбора нормативными правовыми актами муниципальных образований уплата торгового сбора осуществляется плательщиками сбора исходя из размера действующих в соответствующем периоде обложения ставок.

Обязанность плательщиков в уведомлении налогового органа при изменении ставок в данном случае отсутствует.

Уменьшение суммы налогов на сумму торгового сбора

Уплаченный торговый сбор можно вычесть из суммы налогов:

  • налога на прибыль;
  • единого налога по упрощенной системе налогообложения (если выбран объект обложения «доходы»);
  • налога на доходы физических лиц за периоды обложения, совпадающие с налоговым периодом.

Наталья Бокова, ведущий преподаватель-эксперт Контур.Школы по налоговому учету:

«Торговый сбор — местный налог, который действует только в Москве. В Санкт-Петербурге и Севастополе он так и не был введен, несмотря на первоначальные планы.

Предполагалось, что торговый сбор выведет мелкие компании и ИП из тени. До введения торгового сбора предприятия могли иметь неучтенную выручку, что позволяло им иметь минимальную прибыль, или фиктивный убыток, или «выходить в ноль». С введением торгового сбора и применением контрольно-кассовой техники стало сложно работать по старинке, поскольку к убытку нельзя применить вычет по ТС. Право на вычет из налоговой базы сумм уплаченного ТС или уменьшение суммы налога возможно только при наличии прибыли.

Да, это более цивилизованная торговля, но она косвенно увеличивает налоговую нагрузку».

Как правильно рассчитать торговый сбор — пример

Как рассчитать торговый сбор? Это вопрос, актуальный для большинства предпринимателей Москвы (а в скором времени, возможно, и других российских городов), которые ведут бизнес в сфере продаж. Рассмотрим, каким образом решается данная задача и на какие нюансы следует обратить особое внимание.

Общие сведения о торговом сборе

Какие показатели используются при расчете торгового сбора?

Где взять данные для расчета торгового сбора (ставки и физические характеристики)

Какие льготы предусмотрены для торгового сбора?

Алгоритм расчета торгового сбора

Нюансы определения площади зала на торговом объекте

Итоги

Общие сведения о торговом сборе

Торговый сбор (ТС) — относительно новый платеж в бюджет, установленный НК РФ в ноябре 2014 года для коммерческих фирм, осуществляющих продажи товаров в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Однако взиматься он может только при условии принятия законодательными собраниями перечисленных городов НПА, которые вводят его в действие. На данный момент лишь столичные власти разработали и утвердили соответствующие нормативные источники.

Расчет торгового сбора юрлица и ИП, являющиеся его плательщиками, в общем случае должны осуществлять самостоятельно. Дело в том, что при постановке на учет в ФНС в качестве плательщика сбора они должны передавать налоговикам уведомление по форме ТС-1, в котором указываются:

  • ставка сбора в рублях, установленная для конкретного типа торгового объекта;
  • ставка сбора в рублях, установленная для 1 кв. м площади используемого торгового объекта;
  • исчисленный ТС за квартал;
  • сведения о льготах по ТС;
  • фактическая величина торгового сбора к уплате за квартал.

При этом первые 2 показателя — взаимоисключающие. Особенности их применения мы рассмотрим далее в статье.

Если перечисленные сведения не будут предоставлены, то налоговики, обнаружив факт осуществления фирмой торговой деятельности, самостоятельно начислят ТС исходя из имеющихся данных об объектах ведения торговли. Однако эти цифры, скорее всего, будут весьма неожиданными для владельца фирмы или ИП.

Сумму, указываемую в налоговом уведомлении об уплате торгового сбора, необходимо внести в бюджет до 25-го числа месяца, следующего за прошедшим кварталом. Если ТС не уплатить, то ФНС, как и в случае с другими налогами, потребует это сделать, а также может начислить штраф в размере 20% от неуплаченной суммы сбора и пени в порядке ст. 75 НК РФ. При умышленном уклонении фирмы от внесения соответствующего платежа в казну штраф составит 40%.

Таким образом, в интересах предпринимателя заблаговременно предоставить в ФНС расчеты по торговому сбору, направив форму ТС-1.

Какие показатели используются при расчете торгового сбора?

Как мы уже выяснили, в форме ТС-1 необходимо указать исчисленный фактический торговый сбор за квартал. Таким образом, все показатели, используемые для его расчета, определяются в корреляции с кварталом (ст. 414 НК РФ).

Основные показатели, влияющие на величину ТС, — это ставка по торговому сбору и физическая характеристика торгового объекта. ТС определяется как произведение данных показателей.

Физическая характеристика торгового объекта может быть представлена площадью территории продаж (торгового зала) либо фактическим наличием соответствующего объекта в составе торговой инфраструктуры. Ставка сбора — денежная величина в рублях, устанавливаемая НПА городов, в которых законодатель разрешает вводить ТС. При этом она не может превышать максимального значения, которое определяется исходя из критериев, установленных в пп. 1–4 ст. 415 НК РФ.

Выше мы отметили, что заполнение первых 2 полей формы ТС осуществляется по взаимоисключающему принципу. Специфика здесь в следующем:

  • если физическая характеристика используемого объекта — площадь территории, то в форме ТС-2 указывается ставка, установленная для 1 кв. м площади соответствующего объекта;
  • если физическая характеристика — фактическое наличие объекта в составе инфраструктуры, то в форме ТС-2 указывается ставка, установленная для соответствующего типа объекта.

Где взять данные для расчета торгового сбора (ставки и физические характеристики)

Напомним, что Москва — единственный город в России, в котором по состоянию на начало 2016 года введен торговый сбор. Поэтому на практике его расчеты пока осуществляют только столичные предприниматели. Основным регламентирующим источником для них выступает закон города Москвы «О торговом сборе» от 17.07.2014 № 62.

Физические характеристики и ставки по ТС для Москвы определены в положениях ст. 2 закона № 62. Те и другие показатели определяются, прежде всего, исходя из географии расположения торговых объектов. Столичные власти определили 3 основные тарифные зоны ведения торговли:

  • зона 1 — центральные районы (расположенные в ЦАО Москвы);
  • зона 2 — районы, расположенные преимущественно за МКАД (включая Новую Москву);
  • зона 3 — районы, расположенные преимущественно в пределах МКАД, но не входящие в ЦАО.

Для зоны 1 определены ставки в размере:

  • 81 000 руб. по физической характеристике в виде объекта — для фирм, ведущих стационарную торговлю без залов (кроме продаж на АЗС), а также нестационарную торговлю (кроме продаж в разносном и развозном формате);
  • 60 000 руб. по физической характеристике в виде объекта — для фирм, ведущих стационарную торговлю с залами площадью не более 50 кв. м;
  • 40 500 руб. по физической характеристике в виде объекта — для фирм, осуществляющих торговлю в развозном и разносном форматах;
  • 1 200 руб. по физической характеристике в виде площади — для фирм, которые ведут стационарную торговлю с залами площадью, превышающей 50 кв. м (при этом 51-й квадратный метр и последующие тарифицируются по ставке 50 руб.);
  • 50 руб. по физической характеристике в виде площади — для территорий розничных рынков.

Какие льготы предусмотрены для торгового сбора?

Столичные законодатели предусмотрели также ряд льгот для некоторых сегментов деятельности торговых организаций. Данные льготы, зафиксированные в ст. 3 закона № 62, выражаются в возможности не платить ТС. Установлены они для:

  • компаний, использующих для торговли вендинговые аппараты;
  • фирм, осуществляющих торговлю на ярмарках;
  • фирм, которые осуществляют продажи, размещая торговые объекты на территории рынков.

Алгоритм расчета торгового сбора

Торговый сбор рассчитывается ежеквартально. При этом его размер будет одинаковым во всех кварталах (если законодатель, конечно, не изменит ставки и их привязку к физическим характеристикам торговых объектов).

Рассмотрим пример расчета ТС.

Пример:

У московского предпринимателя есть 3 торговых объекта:

  • палатка, расположенная на розничном рынке «Славянский мир»;
  • магазин «Конфетти» с залом площадью 30 кв. м, расположенный в Тверском районе;
  • магазин «Рассвет» с залом площадью 70 кв. м, расположенный в Южном Бутово.

Первая задача предпринимателя — определить размер исчисленного ТС.

Для этого он смотрит, к какой из зон, определенных законом № 62, относится каждый из его торговых объектов. Получается, что магазин «Конфетти» располагается в зоне 1, «Рассвет» и палатка — в зоне 2.

Далее он умножает ставки, утвержденные законом № 62, на физические характеристики торговых объектов.

Палатка — это стационарный торговый объект без залов (подп. 7 п. 3 ст. 346.43 НК РФ). Для него в зоне 2 определена ставка 28 350 руб. Это будет исчисленный ТС для палатки.

Магазин «Конфетти» — это стационарный объект с залами (подп. 3 п. 3 ст. 346.43 НК РФ) площадью до 50 кв. м. Для него в зоне 1 определена ставка 60 000 руб. Это будет исчисленный ТС для магазина в центре Москвы.

Магазин «Рассвет» — это также стационарный объект с залами, но площадью больше 50 кв. м. Часть его площади, а именно 50 кв. м, исходя из тарификации в зоне 2, умножается на ставку 420 руб., а оставшиеся 20 кв. м — на 50 руб. Исчисленный ТС для магазина в Южном Бутово — сумма 21 000 и 1000 руб., то есть 22 000 руб.

Следующая задача — определить льготы для торговых объектов.

Исходя из положений ст. 3 закона № 62, льгота применима только в отношении палатки. Таким образом, наш ИП вправе не уплачивать исчисленный по ней сбор.

Итого он должен заплатить в бюджет Москвы торговый сбор в размере 60 000 руб. за магазин «Конфетти» и 22 000 руб. за магазин «Рассвет».

Несмотря на относительную простоту исчисления ТС, есть ряд нюансов, связанных с определением корректной величины одной из ключевых для некоторых торговых объектов физической характеристики — площади зала. Изучим их.

Нюансы определения площади зала на торговом объекте

Итак, торговый сбор может исчисляться исходя из 2 типов физических характеристик торговых объектов — площади торговой территории (либо зала) и фактического наличия объекта. Во втором случае соответствующий объект выступает весьма простым компонентом формулы — в виде коэффициента, равного 1. Однако если речь идет об определении торговой площади, здесь уже возможны нюансы, связанные с ее корректным выделением из общей площади магазина.

В соответствии с подп. 5 п. 3. ст. 346.43 НК РФ к площади торгового зала следует относить:

  • участки объекта, используемые для размещения оборудования, используемого для выкладки товаров, осуществления расчетов с покупателями;
  • участки, на которых расположены контрольно-кассовые узлы;
  • участки, на которых работает персонал торгового объекта;
  • проходы для посетителей.

Подсобные, бытовые, а также используемые для приема, подготовки и хранения товаров помещения, административные офисы — те участки территории торгового объекта, на которых не осуществляется обслуживание посетителей, не включаются в площадь торгового зала.

Конкретные цифры, отражающие его площадь, могут быть определены на основе сведений из инвентаризационных документов, свидетельств о праве собственности, техпаспорта, выписки из Росреестра, контрактов на аренду и т. д.

Итоги

Для исчисления размера торгового сбора нужно знать:

  • категорию торгового объекта (то есть является ли он стационарным, нестационарным, объектом разносной или развозной торговли либо частью розничного рынка);
  • физическую характеристику торгового объекта, которая используется при исчислении ТС (определяется исходя из категории соответствующего объекта);
  • ставку, установленную законом о ТС для соответствующего объекта.

Кроме того, не забудьте проверить, нет ли в законодательстве о ТС каких-либо льгот для используемой в вашем бизнесе торговой инфраструктуры.

Узнать больше о торговом сборе вы можете в статьях:

  • «Что делать, если вы ошиблись, встав на учет по торговому сбору?»;
  • «Утверждена форма свидетельства для плательщиков торгового сбора».

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Торговый сбор в 2020 году: кому платить и как рассчитывать

Что это такое

С 1 июля 2015 года вступила в силу глава 33 НК РФ, посвященная новому обязательному платежу – торговому сбору.

Торговый сбор – это ежеквартальный платеж, который должны перечислять в бюджет ИП и организации, занимающиеся деятельностью, связанной с торговлей. Торговый сбор является местным налогом, поэтому платится он в бюджет того муниципального образования, в котором установлен.

Где введен торговый сбор в 2020 году

Торговый сбор может быть установлен только на территории городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь), но для этого им необходимо заблаговременно принять соответствующей местный закон.

По состоянию на 2020 год правовой акт (закон № 62 от 17 декабря 2014 года), устанавливающий торговый сбор, был утвержден только властями города Москвы и вступил в действие с 1 июля 2015 года. Поэтому, если вы торгуете в столице (независимо от того, в какой ИФНС состоите на учете — московской, подмосковной и т.д.) – Вы обязаны платить торговый сбор.

Вполне возможно, что при неплохих поступлениях в бюджет торговый сбор введут и в других муниципальных образованиях, но для этого местным властям потребуется принять соответствующий закон. По имеющейся информации, из-за сложной экономической ситуации в стране, торговый сбор в 2020 году, по-прежнему, будет введен только в Москве.

Кто должен платить торговый сбор

Необходимость в уплате торгового сбора напрямую зависит от 2-х факторов:

  1. Выбранной системы налогообложения.
  2. Вида предпринимательской деятельности.

Выбранная система налогообложения

Торговый сбор должны платить только ИП и организации, применяющие ОСНО или УСН.

Плательщикам ЕСХН и предпринимателям на патенте торговый сбор платить не нужно.

Что касается ЕНВД, то, согласно новым правилам, совмещать вмененку и торговый сбор нельзя. Поэтому, если вы применяете ЕНВД, и по вашему виду деятельности в регионе ввели торговый сбор, то с вмененки придется сняться и перейти на другую систему налогообложения.

Таблица 1. Уплата торгового сбора в зависимости от налогового режима

Налоговый режим Необходимость в уплате торгового сбора
Общая система налогообложения (ОСН) Нужно платить
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Патентная система налогообложения (ПСН) Не нужно платить
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) Если в регионе по виду деятельности ЕНВД был введен торговый сбор, то необходимо перейти на другую систему налогообложения

Виды деятельности, облагаемые торговым сбором

Торговый сбор необходимо платить ИП и организациям, осуществляющим розничную, мелкооптовую и оптовую торговлю через:

  • стационарные торговые объекты, имеющие торговый зал;
  • стационарные торговые объекты, не имеющие торговый зал (за исключением автозаправочных станций);
  • нестационарные торговые объекты;
  • складские помещения.

При этом торговый сбор перечисляется только в том случае, когда конкретный вид деятельности прямо указан в законе. К примеру, в Москве продажа со складов под торговый сбор не подпадает, связано это с тем, что данный вид бизнеса не предусмотрен в правовом акте г. Москвы.

Что касается деятельности розничных рынков, то она также приравнена к торговле. Однако сбором облагаются не сами торговые точки, а непосредственно вся площадь рынка целиком.

Поэтому, вполне можно ожидать, что владельцы рынков не захотят платить торговый сбор из своего собственного кармана и просто распределят эти расходы между торговцами, увеличив им арендную плату или стоимость права на торговлю.

Примечание: в главе 33 НК РФ отсутствуют определения для многих ключевых терминов (площадь торгового зала, что является объектами стационарной торговли и т.д.) поэтому в подобной ситуации представители ФНС рекомендуют ориентироваться на понятия, применяемые для ЕНВД и ПСН (см. ст. 346.27 и ст. 346.43 НК РФ).

Виды деятельности, не облагаемые торговым сбором

Местные власти имеют право устанавливать виды деятельности, в отношении которых торговый сбор платить не нужно:

Льготные виды деятельности

Согласно закону г. Москвы № 29 от 24 июня 2015 года, от уплаты торгового сбора освободили:

  • розничную торговлю через торговые (вендинговые) автоматы;
  • торговлю на ярмарках выходного дня, специализированных и региональных ярмарках;
  • торговлю в кинотеатрах, театрах, музеях при условии, что по итогам квартала доход от продажи билетов составит не менее 50%;
  • торговлю на территории агропродовольственного кластера (овощебазы);
  • торговые объекты, расположенные на территории розничных рынков;
  • автономные бюджетные и казенные учреждения;
  • организации федеральной почтовой связи;
  • нестационарные торговые объекты (киоски, палатки, открытые лотки), реализующие печатную продукцию;
  • религиозные организации в отношении торговли в культовых зданиях.

Помимо этого от уплаты торгового сбора освободили объекты бытового обслуживания (парикмахерские, салоны красоты, прачечные, химчистки, ремонт одежды, обуви, часов, ювелирных изделий, ремонт и изготовление металлической галантереи и ключей) при соблюдении следующих условий:

  1. Основным видом деятельности является оказание бытовых услуг, а не торговля.
  2. Площадь объекта не превышает 100 кв. метров, а, непосредственно, торговая площадь, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки и демонстрации товаров, составляет не более 10% от общей площади.

Например, салону красоты площадью 50 кв. метров не нужно будет платить торговый сбор если под торговлю сопутствующими товарами (шампуни, кремы и т.д.) отведено не более 5 кв. метров.

По мнению представителей ФНС, интернет-магазины также не должны платить торговой сбор, но только при условии, что их деятельность не предполагает непосредственного контакта продавца с покупателем (реализация через курьеров или экспедиторов).

Более того, продажа товаров через интернет-магазин подпадает под описание торговли со склада, а она, как известно, в Москве торговым сбором не облагается.

Обратите внимание, несмотря на то, что вышеперечисленные виды деятельности являются льготными и освобождены от уплаты торгового сбора, подать уведомление (с указанием соответствующей категории льготы) о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора все равно необходимо.

Что облагается торговым сбором

В качестве базы для расчета торгового сбора берется не реально полученный доход, а сам факт использования торгового объекта. Причем под торговым объектом понимается не только недвижимое имущество (магазины, палатки, киоски и т.д.), но и движимое (объекты развозной и разносной торговли).

Поэтому необходимость в уплате торгового сбора не зависит от таких факторов как:

  • Право собственности на торговый объект. Платить сбор должны те лица, которые непосредственно используют объект для торговли в независимости от того собственник это или арендатор.
  • Величина полученных доходов. Размер торгового сбора напрямую зависит только от количества квадратных метров, а также типа и места расположения объекта торговли.
  • Место регистрации бизнесмена. Торговый сбор должны платить все, кто ведет торговлю на той территории, где он установлен, в независимости от места жительства предпринимателя (например, ИП зарегистрированный в Смоленске, но ведущий деятельность в Москве обязан платить торговый сбор).
  • Регулярность торговли. Торговый сбор рассчитывается и платится сразу за целый квартал. Поэтому в независимости от сезонности бизнеса и количества проработанных дней в квартале, торговый сбор все равно придется заплатить в полном размере.

Как рассчитывать торговый сбор в 2020 году (ставки в Москве с 1 июля 2015 года)

Торговый сбор, обязательный к уплате, бизнесмены должны рассчитывать самостоятельно, исходя из установленных в муниципальном образовании налоговых ставок.

Стоит заметить, что местные власти имеют право дифференцировать ставки (вплоть до 0), в зависимости от категории плательщика, торгового объекта, вида деятельности и его места осуществления.

Ставки торгового сбора, действующие на территории г. Москвы с 1 июля 2015 года

Торговый объект В пределах ЦАО Округа в пределах МКАД (кроме ЦАО) За пределами МКАД
Объект стационарной и нестационарной торговли без торгового зала 81 000 руб. 40 500 руб. 28 350 руб.
Объект нестационарной торговли без торгового зала 40 500 руб. 40 500 руб. 28 350 руб.
Объект стационарной торговли с торговыми залами До 50 кв. метров (включительно) 60 000 руб. 30 000 руб. 21 000 руб.
Свыше 50 кв. (за каждый кв. метр) 1 200 руб. за каждый метр до 50 кв.м. и 50 руб. за каждый метр свыше 600 руб. за каждый метр до 50 кв.м. и 50 руб. за каждый метр свыше 420 руб. за каждый метр до 50 кв.м. и 50 руб. за каждый метр свыше
Объект развозной и разносной торговли 40 500 руб. 40 500 руб. 40 500 руб.
Розничные рынки (за каждый кв. метр) 50 руб. 50 руб. 50 руб.

Обратите внимание, что при расчете торгового сбора по деятельности, в отношении организации розничных рынков, ставка по сбору подлежит индексации на коэффициент-дефлятор текущего года. В 2020 году указанное значение составляет – 1,371.

Постановка на учет в качестве плательщика торгового сбора (уведомление)

Для постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора необходимо подать специальное уведомление по форме ТС-1 в налоговую инспекцию.

Данный документ можно подать следующими способами:

  • лично в бумажной форме;
  • по почте регистрируемым отправлением с описью вложения.
  • в электронном виде по интернету (по договору через оператора ЭДО или сервиса на сайте ФНС).

Примечание: во многих налоговых инспекциях установлены компьютеры, на которых также можно заполнить и распечатать уведомление.

Срок подачи уведомления

Уведомление подается в течение 5 рабочих дней после начала осуществления торговой деятельности. Бизнесменам, которые вели деятельность до 1 июля 2015 года, нужно было подать уведомление до 7 июля 2015 года.

Куда подается уведомление

Если деятельность ведется через стационарный объект, уведомление подается в ИФНС по месту нахождения этого объекта, а если через нестационарный, то по месту нахождения (жительства) налогоплательщика.

Если объектов торговли несколько, то подается одно уведомление, но с указанием сразу всех объектов. Местом подачи уведомления в этом случае будет налоговая инспекция, к которой относится торговый объект, указанный в уведомлении первым.

Примечание: уведомление также подается, если меняется площадь объекта или появляется новая торговая точка. В случае изменения местонахождения объекта сначала пишется уведомление о снятии его с учета и только потом подается уведомление в ИФНС по новому адресу.

В течение 5 рабочих дней после подачи уведомления налоговая инспекция должна выдать свидетельство плательщика торгового сбора. Свидетельство выдается на руки или отправляется по почте.

Штраф за несвоевременную подачу уведомления

Уклоняться от подачи уведомления не имеет никакого смысла. Большинство торговых объектов и так находятся под контролем налоговой инспекции, которая прекрасно осведомлена о том, какая деятельность на них ведется.

Кроме этого выявлением нелегальных торговцев теперь ещё занимается и Департамент экономической политики и развития г. Москвы, который в случае их обнаружения самостоятельно передаст сведения в ФНС.

За несвоевременную подачу уведомления и осуществление торговли без необходимого свидетельства налоговая инспекция может выписать штраф, размер которого составляет 10% от доходов, полученных за период нелегальной работы, но не менее 40 000 рублей.

Также за не представление уведомления дополнительно предусмотрен штраф в размере 200 рублей.

Примечание: штрафные санкции могут быть предъявлены, только если была проведена выездная проверка и составлен соответствующий акт об отсутствии разрешительных документов.

Помимо штрафов существуют иные санкции за работу без уведомления ФНС. Например, тем, кто не подал уведомление, запрещено уменьшать основной налог на сумму уплаченного торгового сбора.

Оплата торгового сбора в 2020 году

Торговый сбор нужно платить ежеквартально в срок до 25 числа первого месяца, следующего квартала.

КБК для перечисления торгового сбора в г. Москве

  • 182 1 05 05010 02 1000 110 – торговый сбор;
  • 182 1 05 05010 02 2100 110 – пени по торговому сбору;
  • 182 1 05 05010 02 3000 110 – штрафы по торговому сбору.

Отчетность по торговому сбору

Никакой специальной отчетности (кроме подачи уведомления) по торговому сбору сдавать не нужно.

Единственное, если вы захотите уменьшить основной налог на уплаченный торговый сбор, то, скорее всего, эту информацию потребуется отразить в соответствующей налоговой декларации.

Уменьшение налогов на торговый сбор

За тот квартал, в котором был уплачен торговый сбор, можно уменьшить следующие налоги:

  • налог на прибыль для организаций;
  • налог на доходы физлиц (НДФЛ) для ИП;
  • единый налог по УСН, если выбран объект обложения «Доходы».

Примечание: налог по УСН «Доходы» можно уменьшить только в том случае, если налог и торговый сбор платятся в один и тот же бюджет. Например, ИП зарегистрированный в Московской области, не вправе уменьшить налог, если он ведет торговую деятельность и платит сбор в Москве.

Прямого указания о том, что на величину торгового сбора можно уменьшить налог по УСН с объектом «Доходы минус расходы» нет. Поэтому, пока не появились официальные разъяснения, уплаченный торговый сбор можно учитывать только в понесенных расходах.

Обратите внимание, уменьшить налог можно только за тот квартал, в котором был перечислен торговый сбор. Поэтому, если сумма торгового сбора окажется больше, чем исчисленный налог, то перенести оставшийся торговый сбор для уменьшения налога в следующем квартале будет нельзя.

Снятие с учета в качестве плательщика торгового сбора

Для снятия с учета в качестве плательщика торгового сбора необходимо подать специальное уведомление по форме ТС-2 в налоговую инспекцию. Данное уведомление подается в течение 5 рабочих дней после прекращения торговой деятельности.

Уведомление о торговом сборе — бланк и образец

Уведомление о торговом сборе — бланк вы найдете ниже в нашей статье, — предоставленное в установленные законом сроки в налоговые органы, позволяет предпринимателю заниматься видами деятельности торгового характера, попадающими под торговый сбор на территории его применения. Невыполнение этой обязанности грозит административными и налоговыми штрафами.

Обязанность по предоставлению уведомления о торговом сборе

Порядок предоставления уведомления

Образец уведомления ТС-1

Обязанность по предоставлению уведомления о торговом сборе

Необходимость заполнять и подавать уведомление о торговом сборе возникает у всех плательщиков, хозоперации которых имеют отношение к торговому сбору при условии его действия на территории осуществления их деятельности. Этот документ обязывает производить ежеквартальную уплату взноса.

По отношению к тем предпринимателям и организациям, которые не подали уведомление вовремя или не предоставили его вовсе, могут быть приняты штрафные меры:

  • Административная ответственность предполагает штрафы от 300 до 500 рублей (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
  • Налоговый кодекс определяет наказание за подобные противоправные действия — 200 рублей за непредоставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ) и штраф в размере от 40 000 рублей за незарегистрированную деятельность, для ведения которой нужно встать на учет в ФНС (п. 2 ст. 116 НК РФ).

В некоторых случаях муниципальные власти вправе устанавливать льготы для плательщиков торгового сбора, предполагающие сниженную ставку вплоть до 0% по определенным видам деятельности. Однако данные меры не свидетельствуют о том, что в этом случае подавать уведомление не требуется — чиновники обращают на это внимание в письме Минфина РФ от 28.10.15 № 03-11-09/62139.

Порядок предоставления уведомления

Налогоплательщики, деятельность которых предполагает уплату торгового сбора, обязаны предоставить уведомление не позднее 5 дней с момента начала ведения торговой деятельности. Этот документ является основанием для соответствующей регистрации. Подтверждением служит свидетельство, направленное субъекту в течение 5 дней со дня постановки на учет (п. 3 ст. 416 НК РФ).

Форма подобного свидетельства утверждена нормативно — читайте наш материал «Утверждена форма свидетельства для плательщиков торгового сбора».

Учитывая тот факт, что торговый сбор ― это относительно новый вид обязательных платежей в бюджет, не все предприниматели осознают необходимость предоставления документов, связанных с ним, и знают, как их правильно заполнять. Так, например, уведомление субъектами, регистрирующее их как плательщиков торгового сбора, может быть подано по ошибке. ФНС в таких случаях предлагает им написать заявление с объяснением.

Более подробно о данной процедуре можно узнать из материала «Что делать, если вы ошиблись, встав на учет по торговому сбору?».

Образец уведомления ТС-1

Изначально оформление уведомлений о применении торгового сбора носило рекомендательный характер. Однако вскоре налоговики утвердили официальную форму ТС-1.

Бланк уведомления о торговом сборе доступен для скачивания на нашем сайте.

Скачать форму ТС-1

Вы также можете скачать у нас образец заполнения бланка уведомления о торговом сборе.

Скачать образец ТС-1

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Торговый сбор: разложим все по полочкам

С 1 января 2015 года начала действовать глава НК РФ, посвященная новому виду налогового сбора – торговому (гл. 33 НК РФ). Но согласно НК РФ введен данный сбор может быть только с 1 июля 2015 года. Разберемся, что же представляет из себя этот платеж, кто должен его уплачивать и какие объекты им облагаются.

Где он действует

Торговый сбор может вводиться муниципальными образованиями и городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) (п. 1 ст. 410 НК РФ). Однако на сегодняшний момент решение о введении сбора было принято только в Москве – новый сбор появится в столице с 1 июля 2015 года (Закон г. Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62 «О торговом сборе»; далее – Закон г. Москвы). Власти Севастополя и Санкт-Петербурга пока торговый сбор не ввели, а муниципальные образования страны смогут сделать это только после принятия специального федерального закона (в настоящее время информации о разработке проекта такого закона нет). Поэтому далее мы будем рассматривать особенности этого сбора на основании Закона г. Москвы.

О порядках и сроках уплаты торгового сбора, НДФЛ, НДС, ЕНВД и других платежей – читайте в «Энциклопедии решений. Налогообложение». Воспользуйтесь бесплатным доступом на 3 дня, узнайте ответы на интересующие налоговые вопросы и сэкономьте на штрафах и задолженностях!
Получить доступ

Новый сбор подвергся критике со стороны экспертов и предпринимателей. А в феврале 2015 года группа депутатов подготовила и внесла в Госдуму законопроект1 об установлении трехлетнего моратория на введение торгового сбора в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Аргументировали они свою позицию тем, что новый сбор станет дополнительной налоговой нагрузкой и административным барьером для бизнеса. Но поскольку Закон г. Москвы уже был на тот момент принят, введение моратория означало бы освобождение предпринимателей от уплаты налогов. А такого рода законопроекты должны вноситься в Госдуму только при наличии заключения Правительства РФ (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ), которое депутаты не получили. Поэтому законопроект вернули инициаторам. О том, был ли он направлен в Правительство РФ для оценки, сведений из официальных источников нет.

Плательщики и объект обложения

Торговый сбор, согласно НК РФ, распространяется на организации и ИП, которые ведут торговую деятельность на территории соответствующего муниципалитета или города федерального значения с использованием объекта осуществления торговли (п. 1 ст. 411 НК РФ, ст. 413 НК РФ). А освобождаются от его уплаты предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, и налогоплательщики ЕСХН – по видам деятельности, в отношении которых используется спецрежим (п. 2 ст. 411 НК РФ).

НАША СПРАВКА

Торговля – вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады (подп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ).

К торговой деятельности для целей применения главы 33 НК РФ относятся следующие виды торговли:

  • через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, кроме автозаправок;
  • через объекты нестационарной торговой сети (например, палатки, лотки, машины и другие временные объекты);
  • через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы (например, магазины и павильоны);
  • осуществляемая путем отпуска товаров со склада (п. 2 ст. 413 НК РФ).

Также к торговой деятельности приравнивается и деятельность по организации розничных рынков (п. 3 ст. 413 НК РФ).

Под объектом осуществления торговли (он же – объект обложения сбором) понимается движимое и недвижимое имущество, которое используется в торговой деятельности плательщиком сбора хотя бы один раз в квартал (п. 1 ст. 412 НК РФ).

То есть сбор придется платить не с полученного дохода от торговли, а именно с тех объектов, которые используются при торговле (ларек, палатка, магазин и т. д.) (п. 1 ст. 415 НК РФ).

Предприниматели, обязанные уплачивать торговый сбор, должны встать на учет в налоговой инспекции по месту регистрации объекта недвижимости или по месту регистрации организации или ИП, если при торговле не используются объекты недвижимости (п. 1, п. 7 ст. 416 НК РФ). Так, если недвижимое имущество зарегистрировано в Москве, а организация или ИП – в другом регионе, то уведомление нужно подать в московскую инспекцию по месту регистрации имущества. Также это касается и движимого имущества, зарегистрированного в другом регионе, но использующегося в торговой деятельности в Москве (письмо ФНС России от 16 июня 2015 г. № ГД-4-3/10382@ «О постановке на учет организаций и индивидуальных предпринимателей в налоговом органе в качестве плательщиков торгового сбора»). Если же имеется несколько объектов обложения сбором, зарегистрированных на территории одного муниципалитета (города федерального значения), но в разных районных инспекциях, то все объекты должны указываться в одном уведомлении. При этом по каждому объекту заполняется отдельная страница с информацией об объекте. Подавать такое уведомление необходимо в налоговый орган по месту нахождения того объекта, сведения о котором указаны первыми (письмо ФНС России от 16 июня 2015 г. № ГД-4-3/10382@).

Если плательщик владел торговым объектом еще до введения сбора (то есть до 1 июля 2015 года), подать уведомление следует не позднее 7 июля 2015 года включительно. В тех случаев, когда имущество будет приобретено после 1 июля 2015 года, срок постановки на учет установлен как пять рабочих дней со дня приобретения имущества (письмо ФНС России от 16 июня 2015 г. № ГД-4-3/10382@).

Для постановки на учет в качестве плательщика в обоих случаях необходимо подать специальное уведомление по рекомендуемой форме, утвержденное письмом Минфина России от 10 июня 2015 года № ГД-4-3/10036@ «О рекомендуемых формах уведомлений по торговому сбору» (п. 1 ст. 416 НК РФ).

Если организация или ИП прекращают вести деятельность с использованием объекта обложения сбором, то они могут сняться с учета (п. 4 ст. 416 НК РФ). Для этого необходимо подать соответствующее уведомление в территориальную налоговую инспекцию по месту постановки на учет (п. 1 ст. 416 НК РФ). При этом датой снятия с учета будет считаться дата прекращения торговой деятельности, указанная в уведомлении.

Любое из уведомлений можно сформировать и заполнить в электронном виде на сайте ФНС России с помощью программы «Налогоплательщик ЮЛ» и направить по телекоммуникационным каналам связи. Или же – подать уведомление в инспекцию в бумажном виде.

ФОРМЫ И ОБРАЗЦЫ

Форма уведомления о постановке на учет организации или ИП в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор (форма № ТС-1)

Образец уведомления о постановке на учет организации или ИП в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор (форма № ТС-1)

Форма уведомления о снятии с учета организации или ИП в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор (форма № ТС-2)

Другие формы и образцы

Кроме того, налоговый орган необходимо будет уведомлять и всякий раз, когда меняются показатели объекта обложения сбором, влияющие на его размер, например, площадь торгового зала (п. 2 ст. 416 НК РФ).

В течение пяти рабочих дней после подачи уведомления о постановке на учет налоговый орган направит заявителю свидетельство о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора (п. 3 ст. 416 НК РФ).

За непостановку на учет в качестве плательщика сбора в установленные законодательством сроки налоговая инспекция может начислить штраф в размере 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ). А вот ведение торговой деятельности без такой постановки будет «стоить» уже дороже – 10% от доходов от торговли за отчетный период, но не менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Если же плательщик сбора своевременно не предоставил в инспекцию уведомление об изменении показателей объекта обложения сбором, то с него будет взыскан штраф в размере 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ).

В случае, когда плательщик подал уведомление, содержащее недостоверные сведения и это повлекло неполную уплату сбора, налоговый орган может привлечь его к ответственности по п. 3. ст. 120 НК РФ или по ст. 122 НК РФ – выбор нормы фактически зависит от усмотрения инспектора, поскольку составы этих двух статей не имеют четкого разграничения (Определение КС РФ от 18 января 2001 г. № 6-О). И в первом, и во втором случаях плательщику грозит штраф в размере 20% от суммы неуплаченного сбора, а если налоговым органом будет доказано умышленное занижение базы – 40% от этой суммы помимо доплаты самого сбора. Обращаем внимание, что п. 3 ст. 120 НК РФ закрепляет минимальный размер штрафа (40 тыс. руб.), а ст. 122 НК РФ – нет.

Порядок расчета и уплаты сбора

Прежде всего стоит оговориться, что сбор является ежеквартальным, а значит, все показатели, применяемые для его расчета, исчисляются за квартал (ст. 414 НК РФ).

Торговый сбор уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за окончанием отчетного периода (квартала) (п. 2 ст. 417 НК РФ). Таким образом, крайний срок уплаты сбора за третий квартал 2015 года наступит 26 октября 2015 года (поскольку 25 октября 2015 года является выходным днем, то срок уплаты сбора переносится на следующий ближайший рабочий день).

За неуплату или неполную уплату сбора НК РФ предусматривает ответственность в виде штрафа в размере 20%, а в случае если будет доказана умышленная неуплата (неполная уплата) – 40%, от суммы неуплаченного сбора помимо доплаты самой суммы сбора (ст. 122 НК РФ).

Чтобы рассчитать сумму подлежащего уплате сбора, нужно фактическое значение физической характеристики объекта осуществления торговли (например, площадь объекта, которую можно взять из регистрационных документов) умножить на ставку сбора (п. 1 ст. 417 НК РФ).

Под физической характеристикой объекта понимается (в зависимости от вида осуществляемой деятельности) либо площадь торгового зала, либо сам объект осуществления торговли.

В НК РФ установлены только предельные максимальные значения ставок сбора, а окончательные ставки обязаны устанавливать муниципальные образования самостоятельно (п. 1, п. 3-4 ст. 415 НК РФ).

Рис. Группы районов г. Москвы для определения ставок торгового сбора в 2015 году

Поскольку торговый сбор в 2015 году будет применяться только в столице, разберем московские ставки (ст. 2 Закона г. Москвы). Различаются они не только по видам торговой деятельности, но и по месту нахождения объекта торговли, что весьма справедливо. Ведь от того, стоит, например, газетный киоск на Тверской улице или на окраине Москвы, будет зависеть и выручка его владельца.

Всего выделено три группы районов (рис.):

  • группа 1 – районы, входящие в Центральный административный округ;
  • группа 2 – районы, входящие в Зеленоградский, Новомосковский и Троицкий административные округа, а также Молжаниновский район (САО), Северный (СВАО), Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский (ВАО), Некрасовка (ЮВАО), Северное Бутово и Южное Бутово (ЮЗАО), Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково (ЗАО), Митино и Куркино (СЗАО);
  • группа 3 – все остальные районы Москвы.

На 2015 год установлены следующие ставки (табл.).

Таблица. Ставки торгового сбора в г. Москве в 2015 году

Вид торговой деятельности

Ставка торгового сбора (руб. за квартал)

Физический показатель

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением АЗС) и нестационарной торговой сети (за исключением развозной и разносной торговли)

81 000

28 350

40 500

Объект осуществления торговли

Развозная и разносная розничная торговля

40 500

Объект осуществления торговли

Торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами:

а) до 50 кв. м (включительно)

60 000

21 000

30 000

Объект осуществления торговли

б) свыше 50 кв. метров
(каждый кв. м площади торгового зала, не превышающей 50 кв. м, и 50 руб. за каждый полный (неполный) кв. м площади торгового зала свыше 50 кв. м)

1200 руб.

420 руб.

600 руб.

1 кв. м площади торгового зала

Организация розничных рынков
(за 1 кв. м площади розничного рынка)

50 руб.

1 кв. м площади розничного рынка

Законом г. Москвы предусмотрены также и льготы по некоторым видам деятельности. Так, сбором не облагаются следующие объекты движимого и недвижимого имущества, применяемые:

  • в розничной торговле с использованием торговых автоматов;
  • на специализированных, региональных ярмарках или ярмарках выходного дня;
  • через объекты стационарной и нестационарной торговой сети, расположенные на территории розничных рынков;
  • в разносной розничной торговле, осуществляемой в зданиях (сооружениях, помещениях), управляемых автономными, бюджетными и казенными учреждениями (п. 1 ст. 3 Закона г. Москвы).

Таким образом, ни торговый автомат с напитками и закусками, ни павильон на ярмарке меда, ни киоск или прилавок на официальном розничном рынке сбором облагаться не будут.

Кроме того, вне зависимости от объекта торговли и осуществляемой торговой деятельности, не будут платить сбор организации федеральной почтовой связи, а также автономные, бюджетные и казенные учреждения (п. 2 ст. 3 Закона г. Москвы).

Рассмотрим порядок расчета торгового сбора за третий квартал 2015 на примере.

ПРИМЕР

Столичный предприниматель владеет тремя торговыми палатками (объекты нестационарной торговой сети), в которых продает печатную продукцию. Палатки № 1 и № 3 расположены в районе Марьино, палатка № 2 – на территории розничного рынка. При этом палатка № 3 в июле, августе и сентябре не использовалась. Поскольку палатка № 2 расположена на территории розничного рынка (а значит, на нее распространяется льгота), а палатка № 3 не использовалась в предпринимательской деятельности в течение всего квартала, то сбором за третий квартал 2015 года будет облагаться только палатка № 1. Учитывая, что она находится в районе Марьино (применяются ставки для Группы 3 (см. табл.) и является объектом нестационарной торговой сети, за третий квартал предпринимателю придется заплатить за ее использование 40 500 руб.

Торговый сбор и другие налоговые платежи

Федеральный законодатель предусмотрел возможность уменьшения других налогов на сумму уплаченного торгового сбора. Так, например, ИП, который вел торговую деятельность по месту своего учета, за счет уплаченного торгового сбора может уменьшить сумму НДФЛ по итогам налогового периода (п. 5 ст. 225 НК РФ). Однако здесь есть небольшая, но очень существенная оговорка. Этой льготой не получится воспользоваться, если предприниматель не подавал уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

Такое же правило распространяется и на организации – на сумму уплаченного сбора разрешается уменьшить налог на прибыль или единый налог для применяющих УСН (п. 10 ст. 286 НК РФ, п. 8 ст. 346.21 НК РФ). При этом уменьшается сумма налога, уплачиваемая в бюджет города федерального значения или в консолидированный бюджет региона, на территории которого расположен муниципалитет, принявший решение о введении торгового сбора.

Во время подготовки материала, в редакцию поступило много вопросов от читателей нашего портала о порядке исчисления и уплаты торгового сбора, которые были направлены заместителю руководителя Департамента экономической политики и развития города Москвы Марии Багреевой. Ответы на них читайте в нашем следующем материале.

Если у вас остались вопросы о правилах начисления и уплаты торгового сбора, их можно задать нашим экспертам на editor@garant.ru.