Территориальные условия РКС

МКС и РКС

Районный коэффициент применяемый в Красноярске

Ответ:
Ответ опубликовал: Булаш Татьяна Фед… | 07/03/2018

Уважаемая Нина Николаевна!

К компетенции территориальных органов социальной защиты населения Красноярского края и министерства социальной политики Красноярского края (далее министерство) не относятся вопросы, связанные с предоставлением государственных пособий на детей лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В обращении, поступившем на официальный сайт министерства, отсутствуют сведения о Вас, необходимые для разъяснения, в том числе адрес проживания и нахождения Вашей организации, не указан контактный телефон, поэтому отсутствует возможность связаться с Вами и получить необходимую информацию.

На официальном сайте министерства в разделе: http://szn24.ru/node/173 размещена подробная информация о мерах социальной поддержки семей с детьми, предоставляемых органами социальной защиты населения по месту жительства граждан, указаны нормативные правовые акты, регулирующие назначение и выплату, предусмотрена возможность с их ознакомлением по соответствующей ссылке.

Вместе с тем для сведения сообщаем общие сведения о применении районного коэффициента при назначении государственных пособий. Предоставление государственных пособий на детей регулируется Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (Федеральный закон).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.

Размеры единовременных государственных пособий, таких как, например, единовременное пособие при рождении ребенка, представляют собой фиксированную сумму, установленную действующим законодательством, не исчисленную, в отличие от размера пособия по уходу за ребенком застрахованным лицам в зависимости от размера заработной платы и страхового стажа. Выплата единовременных государственных пособий осуществляется с учетом районного коэффициента.

При этом применяются районные коэффициенты, установленные в централизованном порядке федеральным законодательством. Районные коэффициенты к размерам государственных пособий гражданам, имеющим детей, проживающим в районах Крайнего Севера Красноярского края и местностях, приравненных к ним, применяются, например, в г. Норильске в размере — 1,80; в Эвенкийском районе – 1,6; в Мотыгинском районе – 1,3; в центральных и южных районах, в том числе в г. Красноярске – 1,2.

В соответствии с вышеизложенным к базовым размерам единовременных государственных пособий застрахованным лицам (работающим), так и лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, проживающим в центральных и южных районах Красноярского края и г. Красноярске, должен применяться районный коэффициент, установленный в централизованном порядке – 1,20.

Например, если Вы проживаете и работаете в г. Красноярске размер единовременного пособия при рождении ребенка, родившегося после 01.02.2018, должен составлять 20110,90 руб. (16759,09 х 1,20).

Предоставление государственных пособий на детей застрахованным лицам относится к компетенции Государственного учреждения – Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (660025, г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, 117) и его территориальных органов, поскольку выплата указанного пособия осуществляется за счет средств Фонда. Рекомендуем Вам либо лицу, отвечающему за выплату государственных пособий по месту Вашей работы, обратиться за консультацией по данному вопросу в указанное учреждение.

Для сведения также сообщаем, что органами социальной защиты населения кроме государственных пособий, регулируемых Федеральным законом, назначаются краевые пособия, например, пособие на ребенка из малообеспеченной семьи, предоставление которых регулируется нормативными правовыми актами Красноярского края и выплачивается за счет средств бюджета края. В г. Красноярске, центральных и южных районах края в отличие от государственных пособий, краевые пособия выплачиваются с учетом районного коэффициента — 1,30, поскольку органы государственной власти субъектов Российской Федерации за счет собственных бюджетов вправе устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов. В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона края от 03.12.2004 № 12-2668 «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в иных местностях края с особыми климатическими условиями» к стипендиям и пособиям, выплачиваемым за счет средств краевого бюджета, применяется надбавка за работу в местностях с особыми климатическими условиями в размере 30 процентов.

По применению районного коэффициента при начислении заработной платы сообщаем следующее. В связи с отсутствием информации о Вашем месте работы, министерство в рамках своей компетенции не имеет полномочий комментировать начисление заработной платы работников, не состоящих в трудовых отношениях с учреждениями социального обслуживания.

Кроме этого, по вопросу исчисления досрочной пенсии, Вам необходимо обратиться в Государственное учреждение — Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю, находящееся по адресу (660133, г. Красноярск, ул. П. Железняка, д. 44-г).

Южакова Татьяна Витальевна, 265-27-04

Прищепенко Альбина Дмитриевна, 227-87-15

Коды территориальных условий для СЗВ-СТАЖ, СЗВ-КОРР и СЗВ-ИСХ: таблица

Какие коды территориальных условий указывать в отчетах СЗВ-СТАЖ, СЗВ-КОРР и СЗВ-ИСХ, которые применяются в 2020 году года и сдаются в ПФР? Приведем таблицу.

Где может потребоваться указывать коды

Коды территориальных условий в персонифицированной отчетности указывают на то, что работа или занятость застрахованных лиц проходила в условиях, имеющих какие-либо территориальные особенности. Данной обстоятельство имеет значение, в частности, при оформлении страховой пенсии. Ведь стаж с, к примеру, в Районах Крайнего Севера считается «льготным» и занятость в таких условиях позволяет выйти на пенсию раньше общеустановленного срока.

В отчете СЗВ-СТАЖ код территориальных условий может потребоваться для раздела 3, графа 8:

На бланке СЗВ-КОРР код территориальных условий, при необходимости, нужно отметить в разделе 6, графа 3:

Что же касается формы СЗВ-ИСХ, то в ней код территориальных условий проставляют в графе 4 раздела 8:

Перечень кодов

Значения кодов территориальных условий труда для персонифицированных отчетов СЗВ-СТАЖ, СЗВ-КОРР и СЗВ-ИСХ определены Классификатором, которые является приложение к Порядку заполнения этих отчетов (утв. Постановлением Правления ПФР от 11.01.2017 № 3п). Приведем таблицу с кодами, применяемыми в 2020 году):

Коды территориальных условий труда с 2017 года
Код Полное наименование
РКС Район Крайнего Севера
МКС Местность, приравненная к районам Крайнего Севера
РКСМ Район Крайнего Севера
МКСР Местность, приравненная к районам Крайнего Севера
СЕЛО Работа в сельском хозяйстве
Ч31 Работа в зоне отчуждения
Ч33 Постоянное проживание (работа) на территории зоны проживания с правом на отселение
Ч34 Постоянное проживание (работа) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом
Ч35 Постоянное проживание (работа) в зоне отселения до переселения в другие районы
Ч36 Работа в зоне отселения (по фактической продолжительности)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Районы Крайнего Севера

РАЙОНЫ КРАЙНЕГО СЕВЕРА Все острова Северного Ледовитого океана и его морей, а также острова Берингова и Охотского морей Мурманская область — с 1 июля 1990 года вся область, включая город Кандалакшу с территорией, находящейся в административном подчинении Кандалакшского городского Совета народных депутатов (в ред. Постановления Совмина СССР от 23.06.1990 N 594) (см. текст в предыдущей редакции) Архангельская — Ненецкий автономный округ; область город: Северодвинск с территорией, находящейся в административном подчинении Северодвинского городского Совета народных депутатов; районы: с 1 января 1992 года Мезенский, (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.11.1991 N 25) (см. текст в предыдущей редакции) с 1 июля 1993 года Лешуконский, Пинежский (в ред. распоряжения Правительства РФ от 12.07.1993 N 1245-р) (см. текст в предыдущей редакции) Коми АССР — города: Воркута и Инта с территориями, находящимися в административном подчинении их городских Советов народных депутатов, с 1 января 2008 года Печора; (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.04.2007 N 245) (см. текст в предыдущей редакции) районы: Усинский, с 1 апреля 1992 года Ижемский, Усть-Цилемский, Печорский, с 1 января 2008 года село Усть-Лыжа с подчиненной ему территорией (в ред. Указа Президента РФ от 24.01.1992 N 46, Постановления Правительства РФ от 24.04.2007 N 245) (см. текст в предыдущей редакции) Тюменская область — Ямало-Ненецкий автономный округ КонсультантПлюс: примечание. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 14.10.2005 N 6-ФКЗ с 1 января 2007 субъекты Российской Федерации — Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ и Эвенкийский автономный округ прекратили свое существование. В результате объединения трех граничащих между собой субъектов — Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа образован новый субъект Российской Федерации — Красноярский край. Красноярский край — Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа; города: Игарка и Норильск с территориями, находящимися в административном подчинении их городских Советов народных депутатов; районы: Северо-Енисейский и Туруханский Иркутская область — Катангский район Якутская АССР КонсультантПлюс: примечание. К районам Крайнего Севера относится также Чукотский АО, ранее входивший в состав Магаданской области, а теперь являющейся самостоятельным субъектом РФ. Магаданская область КонсультантПлюс: примечание. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 12.07.2006 N 2-ФКЗ с 1 июля 2007 года субъект Российской Федерации — Камчатская область прекратил свое существование в связи с объединением его с Корякским автономным округом и образованием нового субъекта Российской Федерации — Камчатского края. Камчатская область Республика Карелия — районы: с 20 декабря 1993 года Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский; (введено Указом Президента РФ от 20.12.1993 N 2226) город: с 22 марта 1994 года Костомукша (в ред. Указа Президента РФ от 22.03.1994 N 577) Хабаровский край — Аяно-Майский и Охотский районы Сахалинская область — районы: Курильский, Ногликский, Охинский, Северо-Курильский и Южно-Курильский; город: Оха Республика Тыва — районы: с 16 мая 1994 года Монгун-Тайгинский, Тоджинский; с 16 мая 1994 года Шынаанская сельская администрация Кызылского района (введено Постановлением Правительства РФ от 18.07.1994 N 856) Ханты-Мансийский — районы: автономный округ с 1 января 2013 года Березовский, Белоярский (введено Постановлением Правительства РФ от 03.03.2012 N 170)

Подготовлен обновлённый перечень районов Крайнего Севера

ИА SakhaNews. Минэкономразвития подготовило перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера с целью предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях. Также предлагается признать утратившими силу некоторые акты кабмина в этой сфере, признать не действующими на территории РФ некоторые акты Совета Министров СССР. Документ постановления размещен на портале проектов нормативных правовых актов.

РАЙОНЫ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Все острова Северного Ледовитого океана и его морей, а также острова Берингова и Охотского морей.

Мурманская область — вся область.

Архангельская область

Ненецкий автономный округ.

Районы:

Мезенский, Лешуконский, Пинежский.

Городской округ «Северодвинск».

Республика Коми

город республиканского значения Воркута с подчиненной ему территорией;

город республиканского значения Инта с подчиненной ему территорией;

город республиканского значения Печора с подчиненной ему территорией;

город республиканского значения Усинск с подчиненной ему территорией.

Районы:

Усть-Цилемский, Ижемский;

Красноярский край

Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район,

Эвенкийский муниципальный район,

Северо-Енисейский и Туруханский районы.

Город: Игарка,

городской округ «Город Норильск».

Иркутская область

Катангский район.

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра.

Районы:

Березовский, Белоярский;

Ямало-Ненецкий автономный округ.

Республика Саха (Якутия) — вся республика.

Чукотский автономный округ — весь округ.

Магаданская область — вся область.

Камчатский край — весь край.

Республика Карелия

Муниципальные районы:

Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский.

Костомукшский городской округ.

Хабаровский край

Районы:

Аяно-Майский, Охотский.

Сахалинская область

Районы:

Курильский, Ногликский, Охинский, Северо-Курильский и Южно-Курильский.

Город Оха.

Республика Тыва

Районы:

Монгун-Тайгинский, Тоджинский.

Сельское поселение Шынаанское Кызылского района.

МЕСТНОСТИ, ПРИРАВНЕННЫЕ К РАЙОНАМ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Архангельская область

Вельский, Верхнетоемский, Вилегодский, Виноградовский, Каргопольский, Коношский, Котласский, Красноборский, Ленский, Няндомский, Онежский, Плесецкий, Приморский(за исключением островных территорий Соловецкого архипелага), Устьянский, Холмогорский, Шенкурский муниципальные районы.

Городские округа:

«Город Архангельск»,

«Город Коряжма», «Котлас», «Мирный»,

«Город Новодвинск».

Республика Коми

город республиканского значения Сыктывкар с подчиненной ему территорией;

город республиканского значения Ухта с подчиненной ему территорией;

город республиканского значения Вуктыл с подчиненной ему территорией;

город республиканского значения Сосногорск с подчиненной ему территорией.

Районы:

Пермский край

Районы:

Гайнский, Косинский, Кочевский.

Республика Карелия

Муниципальный районы:

Муезерский, Сегежский, Кондопожский, Лахденпохский, Медвежьегорский, Олонецкий, Питкярантский, Прионежский, Пряжинский, Пудожский,Суоярвский.

‎Сортавальский Петрозаводский городской округ.

Тюменская область

Уватский район.

Ханты-Мансийский автономный округ.

Югра — весь округ, кроме Березовского и Белоярского районов.

Томская область

Районы:

Александровский, Бакчарский, Верхнекетский, Каргасокский, Колпашевский, Кривошеинский, Молчановский, Парабельский, Чаинский, Тегульдетский.

Города: Колпашево и Стрежевой.

Муниципальное образование «Город Кедровый» Томской области (город Кедровый, село Пудино, поселок Останино, поселок Калининск, поселок Рогалево, поселок Таванга, поселок Лушниково).

Красноярский край

Районы:

Богучанский, Енисейский, Кежемский, Мотыгинский.

Город Енисейск;

городской округ «Лесосибирск».

Иркутская область

Районы:

Бодайбинский, Братский, Казачинско-Ленский, Киренский, Мамско-Чуйский, Нижнеилимский, Усть-Илимский и Усть-Кутский.

Города:

Бодайбо, Усть-Илимск, Усть-Кут;

городской округ «город Братск».

Республика Бурятия

Районы:

Баунтовский, Северо-Байкальский, Баргузинский, Курумканский, Окинский, Муйский.

Городской округ «Северобайкальск».

Забайкальский край

Районы:

Каларский, Тунгиро-Олекминский,Тунгокоченский.

Амурская область

Районы:

Зейский, Селемджинский и Тындинский.

Городские округа «Зея» и «Тында».

Приморский край

Районы:

Дальнегорский, Кавалеровский, Ольгинский и Тернейский, Красноармейский.

Городское поселение «Востокское»

Ссельские поселения: Богуславецкое, Вострецовское, Дальнекутское, Измайлихинское, Мельничное, Рощинское и Таежненское.

Хабаровский край

Районы:

Ванинский, Верхнебуреинский, Комсомольский, Николаевский, имени Полины Осипенко, Советско-Гаванский, Солнечный, Тугуро-Чумиканский

‎и Ульчский.

Города: Амурск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре и Советская Гавань;

Амурский район: поселок городского типа Эльбан.

Сельские поселения: Вознесенское, Падалинское, Ачанское, Джуенское, Омминское.

Сахалинская область

Все местности, за исключением местностей, перечисленных в Перечне районов Крайнего Севера.

Республика Тыва

Районы:

Город: Кызыл.

Республика Алтай

Районы:

Кош-Агачский и Улаганский.

9.2. Трудовые ресурсы регионов

Трудовые ресурсы как фактор производства, региональный рынок труда. Распределение трудовых ресурсов по регионам. Большие и малые города. Межрайонная и межотраслевая миграция рабочей силы. Региональные различия производительности труда. Территориальные условия замещения живого труда техникой.
Трудовые ресурсы, как и средства труда, являются основными факторами производства. Экономический рост в стране и регионах напрямую зависит от трудового потенциала и эффективности его использования. Прирост же самих трудовых ресурсов определяется динамикой населения.
На 1 января 2001 г. население Российской Федерации составило 146 млн человек, уступая в этом отношении только Китаю, Индии, США, Индонезии и Бразилии. Оно представлено свыше 100 нациями и народностями. Вместе с тем коренное население (русские) насчитывает 4/5 всех жителей — больше, чем в США и Канаде, любой другой стране СНГ (кроме Армении) и какой-либо российской республике.
Кризисные явления в экономике привели к неблагополучной демографической ситуации. Естественный прирост населения стал отрицательным, упав до -6,4 человека на 1000 жителей, т. е. смертность вдвое превысила рождаемость (1999 г.), тогда как в 1990 г. он равнялся +2,2 (1985 г. — +5,3). Особенно неблагоприятен показатель в районах Северо-Запада (-10,3), Центра (-9,9), Волго-Вятки и Центрального Черноземья (-7,8,—9,5).
В рыночной экономике спрос и предложение рабочей силы различных специальностей и квалификации формируются на Региональных рынках труда. При неразвитости рынка жилья проблема сбалансированности трудовых ресурсов и рабочих мест в региональном разрезе усложняется.
В народном хозяйстве страны занято около 61 млн человек. Вместе с безработными (более 9 млн) все экономически активное население (работники общественного производства) составляет свыше 70 млн человек (безработных — 13%), а общее число занятых (включая домашнее и личное подсобное хозяйство) — около 72 млн человек.
В трудоспособном возрасте находится 58% всего населения (почти 86 млн человек). Это говорит о высоком — 84% (72 млн человек к 86) уровне трудового участия.
Существует трактовка понятия ресурсного потенциала региона как совокупности реализуемых и нереализуемых возможностей результативного и продуктивного использования ресурсов территории в целях удовлетворения многообразных общественных потребностей. Исходя из этого следует учитывать не только количество, но и качество трудовых ресурсов. Учеными предлагается преобразовывать их численность в редуцированную величину, где за единицу принимается потенциальная производительность труда абстрактного среднего работника мужского пола, среднего возраста, среднего образования и квалификации, занятого во всем материальном производстве. Есть попытки исчислить такой трудовой потенциал в стоимостном выражении (используя метод капитализации затрат общественного труда) и определить его долю в совокупном ресурсном потенциале страны1.
Пополнение трудовыми ресурсами происходит за счет молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, и работающих пенсионеров. Источниками кадров для «городских» отраслей хозяйства являются также сельские жители, прибывающие в порядке межотраслевого «перелива» рабочей силы. Аграрное перенаселение в нашей стране давно ликвидировано, но и в конце 90-х годов в сельском хозяйстве была занята 1/8 всех работников — в несколько раз больше, чем в развитых странах, а рост фермерства, по крайней мере в ближайшей перспективе, их еще увеличит. Кстати, аграрное перенаселение в 30-е годы облегчило решение проблемы кадров для индустриализации, создания десятков и сотен новых промышленных центров: на селе в 1926 г. проживало 76 млн человек (82%) т. е. вдвое больше, чем сейчас1.

Сокращается численность занятых в добывающих отраслях промышленности (угольная, лесная и др.), в строительстве и будет увеличиваться по мере стабилизации экономики в сложных отраслях (машиностроение, химическая и др.). Технический прогресс расширяет возможности применения женского труда. Химическая промышленность считается неблагоприятной для женщин, однако условия труда на современном заводе химического волокна гораздо лучше, чем на традиционных текстильных фабриках (с шумом и пылью в цехах).
Подавляющая часть занятых в народном хозяйстве — 80% -трудится в отраслях материального производства, а 20% — в непроизводственной сфере. Проявляется, как и в передовых странах, тенденция к сокращению доли первых и расширению доли вторых. Региональная специфика предопределяет отраслевую структуру занятости на рынке труда. Относительно больше, чем в среднем по стране (23%), занято в промышленности Северного, Волго-Вятского, Поволжского, Уральского и Восточно-Сибирского районов, в сельском хозяйстве (14%) — Центрально-Черноземного, Северо-Кавказского и Поволжского, на транспорте и в связи (8%) — во всех районах, кроме Северного, Уральского и Дальневосточного.
При этом нужно иметь в виду, что содержание понятия производительной деятельности меняется при переходе на международные стандарты статистических исчислений и прогнозирования (система национальных счетов). Согласно последним, в отличие от марксистской интерпретации, производительной считается всякая деятельность (труд), доставляющая прямой доход, т. е. не только в материальном производстве, но и в непроизводственной сфере, в домашнем хозяйстве, учебе с отрывом от работы и т. д.
Государственная политика в области занятости населения направлена на обеспечение равных возможностей всем гражданам в реализации права на труд и свободный выбор Деятельности, на поддержку трудовой и предпринимательской инициативы, на обеспечение социальной защиты, на поощрение работодателей к созданию новых рабочих мест, прежде все го для граждан, нуждающихся в социальной защите, на поддержание занятости в местах проживания малочисленных народностей и т. д. Причем должны учитываться типологические различия регионов.
Основными показателями, характеризующими безработицу на региональном рынке труда, являются: уровень регистрируемой безработицы (в процентах к экономически активному населению), показатель возможности трудоустройства (соотношение количества безработных и вакантных рабочих мест), уровень застойности безработицы (удельный вес безработных, состоящих на учете более года) и т. п.
В 1999 г. диапазон уровня безработицы (при среднем 12,9%) составлял от 52% в Ингушетии, 31—33 — в Дагестане и Северной Осетии, до 6-7% — в Москве и Эвенкийском а. о. Высокой она была в целом ряде республик и автономий — в Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Тыве и в др., повышенной — в Читинской, Магаданской, Сахалинской областях и в др. Пониженный уровень безработицы наблюдался в Ярославской, Ульяновской, Нижегородской, Орловской и некоторых других областях. По методике Международной организации труда (МОТ) средний уровень безработицы не должен превышать 5—6%.

Безработица бывает циклической (в результате коренного технологического обновления производства по прошествии долговременного цикла), структурной (вследствие крупных сдвигов в структуре хозяйства, например, сокращения ВПК) и фрикционной (из-за слабой адаптации населения к условиям трудоустройства). В старопромышленных районах больше проявляются две первые формы безработицы, в восточных — третья.
Региональное распределение трудовых ресурсов отражает заселенность территории страны и складывается под воздействием размещения материального производства, исторических, природно-климатических, географических и других факторов.
В европейских районах концентрируется свыше 70% основных фондов промышленности и сельского хозяйства и производится столько же промышленной и 77% сельскохозяйственной продукции. Там же сосредоточено свыше 3/4 населения России. Таким образом, главные производственные ресурсы — трудовые и материально-технические — территориально сближены. Кстати, неверно понимать под территориальными диспропорциями неравномерно размешенные элементы хозяйства. Такими диспропорциями являются существенные разрывы в территориальной структуре только взаимосвязанных и взаимообусловленных из этих элементов.
Под влиянием сдвигов в размещении производительных сил происходило повышение в территориальном распределении населения доли восточных и северных районов и снижение доли старопромышленных районов. Региональная структура занятых в экономике совпадает с территориальным распределением населения. Исключение составляет один Северный Кавказ, имеющий отклонение на 2 процентных пункта в связи с повышенной долей незанятых в общественном производстве (табл. 9.2 и рис. 9.2).
Трудовые ресурсы, как и население, на 2/3 сосредоточены в главной полосе расселения. Она проходит от западных границ России до Тихого океана, на севере ограничена линией С.-Петербург — Пермь — Красноярск, на юге — линией Ростов — Волгоград — Омск — Абакан. На юго-западе эта полоса вклинивается на Северный Кавказ, а на востоке сильно суживается вдоль Тран-сибирской железнодорожной магистрали до Владивостока.
Смысловое содержание территориального баланса трудовых ресурсов меняется с переходом к рыночной экономике. Центр тяжести в делении регионов на трудоизбыточные и трудонедостаточные смещается с потенциальной потребности в связи с хозяйственным освоением территории на соотношение спроса и предложения на рынке рабочей силы. Если раньше районы Сибири и Дальнего Востока традиционно считались трудонедостаточными, то теперь, казалось бы, они могут оставаться таковыми только при интенсивном развитии в этих районах производительных сил, и прежде всего перерабатывающей промышленности, если в этом будет потребность рынка, хотя, кроме последней, есть государственные, стратегические интересы.
Почти 3/4 населения России проживает в городах. Рост городского населения и повышение его доли в общей численности населения отражает процесс индустриализации страны. Если в 1913 г. удельный вес городского населения составлял 17%, то уже в 1940 г. — 34, а в 1970 г. — 62%, превышая показатель СССР, и в 2000 г. — 73%.
Особенно высока доля городских жителей в крупных индустриальных районах — Северо-Западном (87%), Центральном (83%), а также в слаборазвитых в сельскохозяйственном отношении Дальневосточном и Северном (76%). Нет ни одного экономического района, где бы городское население не преобладало (меньше всего его доля -55% на Северном Кавказе).
Всего в России — почти 1100 городов. В зависимости от численности населения города подразделяются на: сверхкрупные (свыше 3 млн жителей), крупнейшие (от 1 до 3 млн), крупные (от 250 тыс. до 1 млн), большие (от 100 до 250 тыс.), средние (от 50 до 100 тыс.), малые города и поселки (до 50 тыс.). При этом более 2/3 городского населения сосредоточено в больших, крупных, крупнейших и сверхкрупных городах. Среди них 12 городов-«миллионеров». Кроме Москвы и С.-Петербурга — это Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Казань, Самара, Пермь, Екатеринбург, Уфа, Челябинск, Омск и Новосибирск. От 0,5 до 1 млн жителей имеет 21 город.
Сверхкрупные, крупнейшие и крупные города — центры сосредоточения научно-технического и промышленного потенциала и квалифицированных кадров, очаги образования, культуры и искусства. Как важные административные центры они осуществляют функции общегосударственного значения, являются центрами организационного прогресса на путях формирования регулируемой многоукладной экономики.
Промышленные центры и узлы реализуют эффект агломерации в результате концентрации и сочетания различных, особенно технологически и производственно связанных, предприятий (смежных и параллельных производств). В рыночных условиях к этому добавляется сосредоточение коммерческих, финансовых, торговых, снабженческих функций. Поэтому крупные города будут интенсивно развиваться. Вместе с тем это имеет и отрицательные последствия,
ведет к дополнительным затратам на содержание городского хозяйства и социально-бытовое обслуживание: загрязняется воздушная и водная среда, возрастают шум и «транспортная усталость» и т. д.
В связи с этим должна повышаться регулирующая роль органов городского управления. Борьбу надо вести не с разрастанием крупных городов, а с его негативными проявлениями, в том числе с помощью экономических рычагов (налогов, штрафов и т. д.). Наряду с выявлением тех городов, в которых ситуация с занятостью и уровнем жизни населения приобрела критический характер, целесообразно вернуться к практике утверждения перечней городов, где запрещено или ограничено крупное новое промышленное строительство и расширение действующих предприятий.
В малых и средних городах требуется активизировать хозяйственную деятельность. Одним из целесообразных путей этой активизации является создание в них специализированных производств — филиалов промышленных предприятий крупных городов. Целенаправленное формирование промышленных агломераций и районов из систем взаимодополняющих и кооперирующихся крупных и небольших городов позволит использовать выгоды тех и других городских поселений и ослабить их недостатки. Другие небольшие города могут стать центрами агропромышленного производства или мобилизовать свой культурно-исторический и рекреационный потенциал. Действует федеральная комплексная программа развития малых и средних городов.

Межрайонная и межстрановая миграция трудовых ресурсов имеет четыре основных направления.
Первое — традиционное направление внутренних миграций. Если ранее в основном превалировал поток из Европейской части в Сибирь, на Дальний Восток и Крайний Север, то теперь он сменился на обратный. Сокращение инвестиций, свертывание производственного и жилищного строительства, банкротство предприятий, рост безработицы, снижение роли стимулов и льгот (районные коэффициенты зарплаты и надбавки) на Востоке резко увеличили возвратные миграции. За первую половину 90-х годов чистый миграционный отток из восточных и северных районов превысил 800 тыс. человек.
Внутренняя миграция охватывает 80% общего миграционного оборота, ранее она составляла почти 100% и покрывала свыше 1/10 потребности регионов в рабочей силе, а для Сибири и Дальнего Востока в отдельные периоды — 30-40%.
Второе направление миграции — беженцы и вынужденные переселенцы из других республик бывшего Союза. Более 90% переселенцев из-за рубежа прибывало в Россию из ближнего зарубежья, в основном из Казахстана и Украины, а также Средней Азии и Закавказья. Пик притока беженцев и вынужденных переселенцев приходился на 1994 г., а в 1995-1996 гг. происходило некоторое ослабление потока. Ожидалось, что, помимо уже прибывших 2,5-3 млн человек, до 2000 г. возможно поступление еще около 400 тыс. мигрантов, а к концу следующего десятилетия —
еще 150 тыс.
Около 3/4 вынужденных мигрантов оседало в Поволжье, на Северном Кавказе, в Центре, на Урале и в Центральном Черно-земье. Кроме проблем трудоустройства остроту для беженцев и переселенцев приобрели обеспечение жильем, а для пенсионеров — социальная защита. В пунктах их массового прибытия возросла нагрузка на вакантные рабочие места и социальную инфраструктуру.
Третье и четвертое направления миграционных потоков характеризуются эмиграцией в дальнее зарубежье и притоком трудовых мигрантов из-за рубежа. За последние 5 лет из России эмигрировали примерно по 100 тыс. человек в год.
Недостаток в некоторых регионах собственных трудовых ресурсов (в том числе из-за нежелания местного населения занять имеющиеся рабочие места) вызвал приток трудовых мигрантов из дальнего зарубежья — Югославии, Болгарии, Польши, Словакии, Турции, Китая, Вьетнама и КНДР. Из бывших союзных республик трудовая миграция идет в основном с Украины. Среди прибывающих преобладают строители и работники сельского хозяйства.
В 1997-1999 гг. наибольший миграционный прирост на 10 тыс. населения (в 4—8 раз выше среднего) имели районы Центра, Поволжья и Урала, а миграционный отток наблюдался в районах Дальнего Востока, Европейского Севера и Восточной Сибири.
Эффективность использования трудовых ресурсов связана с региональными различиями производительности труда. В рыночных условиях повышается заинтересованность работников трудиться с большой отдачей, а предпринимателей — содержать меньшее количество занятых.
Индекс производительности труда можно представить как произведение индексов фондовооруженности и фондоотдачи, что раскрывает большие аналитические возможности этой системы показателей. Улучшение использования производственных Мощностей и повышение их технического уровня в промышленности регионов могут рассматриваться как условия, непосредственно влияющие на территориальные уровни производительности труда.
Важную роль среди факторов, обусловливающих величину показателей эффективности, играет структура промышленности. Более высокий удельный вес отраслей, у которых индивидуальные индексы производительности труда превосходят средний (производительный тип отраслевой структуры), повышает сводный индекс производительности труда по сравнению со среднероссийским.
Выше показана территориальная дифференциация индексов фондовооруженности и фондоотдачи в промышленности. Она во многом обусловливает и территориальные различия индексов производительности труда (табл. 9.3). В предреформенный период на территориальные индексы производительности труда в Европейской части сильное повышающее влияние оказали относительные уровни фондоотдачи, а на Востоке — фондовооруженности. Благоприятные индексы производительности труда имели Центр, Центральное Черноземье, Северный Кавказ, Поволжье, Урал и все восточные районы.
Современная ситуация характеризуется заметным снижением индексов производительности труда в европейских районах (кроме Урала и Европейского Севера). Это происходит главным образом из-за ухудшения показателей фондовооруженности (в Центре — фондоотдачи), вызванного старением производственного аппарата. На Востоке благоприятные индексы производительности труда повысились еще больше, в основном вследствие сохранения высокого уровня и дальнейшего возрастания показателей фондовооруженности из-за наращивания фондов или сокращения численности занятых при освоении природных ресурсов.
Нужно иметь в виду, что среднероссийские уровни всех этих показателей стали значительно ниже, и речь идет не об абсолютном, а только об относительном изменении производительности труда, фондовооруженности и фондоотдачи.
В СССР был высок уровень квалификации трудовых ресурсов, особенно специалистов. В настоящее время ее рост затруднен, несмотря на повышенные требования со стороны рынка к качеству труда. Все же более 1/3 взрослого населения имеет высшее или специальное среднее образование, что является довольно высоким показателем. По мере формирования рыночных отношений этот фактор будет приобретать все большее значение. Должен повышаться удельный вес ИТР и управленческого персонала
(менеджеров) среди работающих, особенно в передовых отраслях — электротехнике, электронике, приборостроении, полиграфии, химической и т. д.
Хуже обстоит дело с подготовкой квалифицированных рабочих. До реформы в промышленности России 78% рабочих имели среднюю квалификацию и лишь 5% — высокую, каждый третий рабочий выполнял работы вручную1.
Поскольку разница в производительности труда с передовыми странами в России (примерно 10 раз) меньше, чем непомерная разница в заработной плате (20—30 раз), то дешевый труд обеспечивает производство многих видов конкурентоспособной продукции на внутреннем и мировом рынках. Основные районы высококвалифицированного и более дорогого труда — развитые центральные, северо-западные, волго-уральские и некоторые сибирские районы, малоквалифицированного и самого дешевого труда — экономически отсталые северокавказские, некоторые восточно-сибирские, дальневосточные и другие.

Обустройство и содержание одного работника в различных районах сильно отличается по затратам. Удельные региональные затраты на создание социальной инфраструктуры в расчете на одного жителя на Дальнем Востоке почти втрое выше, чем в Центре (не считая районов Крайнего Севера). Районные коэффициенты заработной платы (база — районы Центрального Черноземья и Северного Кавказа) составляют: в Западной Сибири — 1,20, Восточной Сибири — 1,26, на Европейском Севере — 1,28, Дальнем Востоке — 1,40, а на Крайнем Севере доходят до 2,5-3.
Замена мускульной силы человека машинами — одна из «вечных» проблем общества. Ею занимались многие видные экономисты, включая К. Маркса. Она имеет и: региональный аспект. На обширной территории России сложились весьма неоднозначные условия замещения живого труда техникой.
Подсчитано, что на воспроизводство трудовых ресурсов приходится примерно 30% общих расходов на формирование всех производственных ресурсов, средств труда — около 20% и материальных ресурсов — 50%. Снижение потребности в рабочей силе возможно главным образом только в результате использования новых технических средств, повышения фондовооруженности труда и на этой основе — его производительности.
Однако соотношение затрат на оба важнейших ресурса производства» сильно различаются по регионам. Согласно экспертной оценке (А. Г. Липко) превышение издержек на трудовые ресурсы над вложениями в основные производственные фонды составляет по зонам: Север и Центр, Юг Европейской России — 1,37 раза, Волго-Урал — 1,42, Сибирь и Дальний Восток — 1,44 раза1.
Отсутствие или нехватка производственных ресурсов в регионах могут быть восполнены не только их доставкой извне, но и заменой на месте другими ресурсами. Например, недостающих работников — более производительной техникой, нехватку природного сырья — ресурсосберегающей технологией.
При сложившемся уровне фондовооруженности в материальном производстве замещение ресурсов рабочей силы основными фондами является экономически наиболее эффективным в восточных районах России. Ведь здесь ресурс живого труда — самый дорогой по сравнению с материально-техническими (в 1,4 раза ценнее). В Сибири и на Дальнем Востоке рост производительности труда может базироваться также на внедрении технологии с повышенным расходом материальных ресурсов (особенно топливно-энергетических). Следующими по очередности районами внедрения новой техники и замены ею живого труда являются Урал и Поволжье и затем остальные европейские районы

Районы, приравненные к Крайнему Северу: перечень-2019

Регионы Крайнего Севера отличаются суровыми климатическими условиями. Законодательство нашей страны предусматривает ряд компенсаций вреда, который получают трудящиеся на территории Крайнего Севера и приравненных к нему местностях. В статье вы можете ознакомиться с перечнем таких местностей.

Какие районы относятся к Крайнему Северу в 2019 году?

Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей определен еще в СССР — Постановлениями Совмина СССР от 10.11.1967 № 1029 и от 03.01.1983 № 12.

В 2019 году в перечень районов Крайнего Севера включаются следующие территории:

  • Все острова Северного Ледовитого океана и его морей, а также острова Берингова и Охотского морей;
  • Мурманская область — полностью;
  • Архангельская область — только следующие территории: Ненецкий автономный округ, город Северодвинск, Мезенский, Лешуконский, Пинежский районы;
  • Республика Коми — города Воркута и Инта, районы Усинский, Ижемский, Усть-Цилемский, Печорский, село Усть-Лыжа с подчиненной ему территорией;
  • Тюменская область — Ямало-Ненецкий автономный округ;
  • Красноярский край — Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа, города Игарка и Норильск, районы Северо-Енисейский и Туруханский;
  • Иркутская область — Катангский район;
  • Республика Якутия — полностью;
  • Чукотский автономный округ — полностью;
    Магаданская область — полностью;
    Камчатский край — полностью;
  • Республика Карелия — город Костомукша, районы Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский;
  • Хабаровский край — Аяно-Майский и Охотский районы;
  • Сахалинская область — город Оха, районы Курильский, Ногликский, Охинский, Северо-Курильский и Южно-Курильский;
  • Республика Тыва — районы Монгун-Тайгинский, Тоджинский, Шынаанская сельская администрация Кызылского района;
  • Ханты-Мансийский автономный округ — районы Березовский, Белоярский.

Если указано, что город относится к «крайне-северной» местности, то подчиняющиеся данному городу территории тоже ходят в состав регионов Крайнего Севера.

Какие районы приравнены к Крайнему Северу в 2019 году?

Перечень районов, которые приравнены к Крайнему Северу в 2019 году, значительно шире. Он включает в себя районы и населенные пункты на территории следующих субъектов РФ:

  • Архангельская область — города Архангельск, Новодвинск, Онега, Мирный, Котлас, Коряжма, районы Плесецкий, Приморский, Онежский, Холмогорский, Виноградовский, Верхнетоемский, Ленский, Вельский,Вилегодский, Каргопольский, Коношский, Котласский, Красноборский, Няндомский, Устьянский, Шенкурский;
  • Республика Коми — города Ухта, Сыктывкар, районы Вуктыльский, Сосногорский, Троицко-Печорский, Удорский, Княжпогостский, Койгородский, Корткеросский, Прилузский, Сыктывдинский, Сысольский, Усть-Вымский, Усть-Куломский;
  • Пермский край — районы Гайнский, Косинский, Кочевский;
  • Республика Карелия — города Петрозаводск, Сортавала, районы Муезерский, Сегежский, Кондопожский, Лахденпохский, Медвежьегорский, Олонецкий, Питкярантский, Прионежский, Пряжинский, Пудожский, Суоярвский;
  • Ханты-Мансийский автономный округ — Югра: весь, кроме Березовского и Белоярского районов (относятся к территориям КС);
  • Тюменская область — Уватский район;
  • Томская область — города Колпашево, Стрежевой, муниципальное образование «Город Кедровый» Томской области (г. Кедровый, с. Пудино, поселки Останино, Калининск, Рогалево, Таванга, Лушниково), районы Александровский, Бакчарский, Верхнекетский, Каргасокский, Колпашевский, Кривошеинский, Молчановский, Парабельский, Чаинский, Тегульдетский;
  • Красноярский край — города Енисейск, Лесосибирск, районы Богучанский, Енисейский, Кежемский, Мотыгинский;
  • Иркутская область — города Бодайбо, Усть-Илимск, Усть-Кут, Братск, районы Бодайбинский, Братский, Казачинско-Ленский, Киренский, Мамско-Чуйский, Нижнеилимский, Усть-Илимский, Усть-Кутский;
  • Республика Бурятия — районы Баунтовский, Северо-Байкальский, Баргузинский, Курумканский, Муйский;
  • Читинская область — районы Каларский, Тунгиро-Олекминский, Тунгокоченский;
  • Амурская область — города Зея, Тында, районы Селемджинский, Тындинский;
  • Приморский край — районы Дальнегорский, Кавалеровский, Ольгинский, Тернейский, рабочий поселок Восток Красноармейского района, Богуславецкий, Вострецовский, Дальнекутский, Измайлихинский, Мельничный, Рощинский и Таежненский сельсоветы Красноармейского района;
  • Хабаровский край — города Амурск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре и Советская Гавань, рабочий поселок Эльбан Амурского района, Вознесенский, Падалинский сельсоветы, Амурского района, Ачанский, Джуенский, Омминский сельсоветы Амурского района, районы Ванинский, Верхнебуреинский, Комсомольский, Николаевский, имени Полины Осипенко, Советско-Гаванский, Солнечный, Тугуро-Чумиканский, Ульчский;
  • Сахалинская область — вся территория, за исключением местностей, перечисленных в перечне районов Крайнего Севера;
  • Республика Тыва — город Кызыл, районы Бай-Тайгинский, Барун-Хемчикский, Дзун-Хемчикский, Каа-Хемский, Кызылский (за исключением территории Шынаанской сельской администрации), Овюрский, Пий-Хемский, Сут-Хольский, Тандинский, Тес-Хемский, Чаа-Хольский, Чеди-Хольский, Улуг-Хемский, Эрзинский;
  • Республика Алтай — район Улаганский.

Если указано, что населенный пункт относится к местности, приравненной к Крайнему Северу, то подчиняющиеся данному населенному пункту территории тоже ходят в состав «приравненных» регионов.

Чем отличаются районы Крайнего Севера от приравненных к ним?

Чтобы компенсировать гражданам сложности труда в регионах Крайнего Севера и приравненных к ним, государство установило ряд обязательных требований к оплате труда, отпускам, пенсионному обеспечению трудящихся на этих территориях.

Например, трудящимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним положены специальные надбавки к зарплате — подробнее о них читайте .

В районах Крайнего Севера компенсационные меры шире, чем в местностях, приравненных к ним. Например, дополнительный отпуск для трудящихся в районе Крайнего Севера составляет 24 календарных дня, а в местности, приравненной к Крайнему Северу — 14 календарных дней (ст. 321 ТК РФ).

Подводим итоги

  • Ряд регионов РФ в связи со сложными климатическими условиями в 2019 году относятся к районам Крайнего Севера или местностям, приравненным к ним.
  • Трудоустройство на такой территории позволяет получать работникам гарантии, связанные с оплатой труда, предоставлением допотпуска и прочими аспектами, предусмотренными федеральными, региональными и местными нормативными актами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.