Территориальные подразделения

Содержание

Территориально обособленное подразделение

Обновление: 13 января 2020 г.

Организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех своих обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Из этого правила есть исключение – не нужно сообщать о созданных на территории РФ филиалах и представительствах. Налоговый кодекс определяет обособленное подразделение организации как любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Причем обособленное подразделение может быть признано таковым вне зависимости от того, содержатся ли в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации сведения об этом подразделении, и от того, какими полномочиями наделено это подразделение (ст. 11 НК РФ). Посмотрим, когда же можно говорить о территориальной обособленности подразделения.

Территориально обособленное подразделение это…

Как разъяснил Минфин, территориальная обособленность подразделения российской организации определяется несовпадением места нахождения этого обособленного подразделения с адресом самой организации (Письмо Минфина от 26.07.2019 N 03-03-06/1/56159). В свою очередь, адрес организации – это адрес, который указан в ЕГРЮЛ в качестве так называемого юридического адреса (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

То есть организация обязана поставить подразделение на учет во всех ситуациях, кроме случая, когда адрес организации совпадает с местом нахождения ее обособленного подразделения.

Если обособленное подразделение в том же городе

Это не является основанием для освобождения организации от обязанности по постановке на учет обособленного подразделения. То есть даже если обособленное подразделение расположено на территории (в муниципальном образовании), подведомственной налоговому органу, в котором стоит на учете сама организация, но на соседней улице, о таком ОП все равно надо сообщить в ИФНС по месту нахождения организации (Письмо Минфина от 26.07.2019 N 03-03-06/1/56159).

Отметим, что существует противоположная судебная практика по данному вопросу (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2017 N 08АП-15348/2016). Но безопасным вариантом с точки зрения минимизации споров с налоговиками является следование разъяснениям Минфина.

Если организация сомневается, ставить ли ей на учет обособленное подразделение, она также всегда может сделать запрос в налоговый орган (п. 9 ст. 83 НК РФ).

Еще один критерий обособленного подразделения

Как мы уже сказали выше, второй критерий, указывающий на то, что создано обособленное подразделение, подлежащее постановке на налоговый учет – это оборудование по месту этого подразделения стационарных рабочих мест. О том, что такое стационарные рабочие места, мы подробно рассказали в отдельной консультации.

Обособились? Ставить ли на учет филиал, если он в том же городе, что и
фирма.

Журнал «Расчет»

По Налоговому кодексу фирмы обязаны ставить на учет свои обособленные подразделения. На эту процедуру отведен один месяц. Но возникает вопрос: нужно ли регистрировать филиал, который расположен в том же городе, что и сама компания, но относится к другой налоговой инспекции?

Обособлен или нет

Статья 11 Налогового кодекса дает трактовку понятия «обособленное подразделение». В ней говорится, что это «любое территориально обособленное от нее (фирмы – прим. ред.) подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места». Теория теорией, но на практике возник вопрос: что значит «территориально обособленное»? Относится ли к таковым филиал, расположенный в том же населенном пункте, что и головная организация?

Допустим, питерская фирма имеет в этом же городе несколько подразделений. Они работают в районах, которые обслуживают разные налоговые инспекции. Будут филиалы в этом случае территориально обособленными или нет? Если считать, что да, то их надо ставить на налоговый учет. Если же придерживаться принципа, что город – это единое территориальное пространство, значит, говорить о создании обособленных подразделений не приходится.

Мнение чиновников

Налоговики уверены: если у фирмы есть филиалы, которые «подчиняются» разным налоговым инспекциям, то их необходимо ставить на учет. Свою позицию они аргументируют следующим образом. В статье 54 Гражданского кодекса сказано, что фирму регистрируют по адресу нахождения ее «исполнительного органа». А статья 5 Федерального закона № 129-ФЗ от 8 августа 2001 г. уточняет, что «под местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица» понимается его адрес.

Отсюда чиновники делают вывод: если структурное подразделение расположено по адресу, который отличается от места «прописки» фирмы, то оно территориально обособленно. На письменные запросы о необходимости постановки на учет каждого филиала чиновники отвечают, что компании обязаны это делать (например, письма МНС от 8 августа 2001 г. № ШС-6-14/613@, УМНС по г. Москве от 2 апреля 2003 г. № 11-14/17852).

В письме налогового министерства от 8 августа также говорится о том, что, когда филиал расположен по другому адресу, но на территории, подведомственной той же инспекции, к которой относится фирма, ставить его на учет не надо.

Такая позиция сложилась не случайно. Дело в том, что 28 февраля 2001 г. Пленум Высшего Арбитражного Суда принял постановление № 5. Там сказано, что на фирму, вставшую на учет, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на учет в той же самой инспекции. Налоговики сделали резонный вывод: не стоит заставлять компании заявлять о филиалах, если они относятся к одной инспекции. Все равно суд примет сторону фирмы.

С чем оно связано

Требование регистрировать филиалы по месту «прописки» связано с тем, что бюджет города, в котором расположено структурное подразделение, должен получать причитающиеся ему суммы налогов. С этой точки зрения позиция чиновников выглядит абсурдной: налоги не поступают напрямую в районы или округа городов, они идут в федеральный, региональный или муниципальный бюджеты. Поэтому заставлять фирмы делать лишнюю работу и ставить на учет филиалы, расположенные в том же городе, что и сама организация, – нелогично.

В МНС так прокомментировали сложившуюся ситуацию: «Налоговые инспекции обслуживают организации по административно-территориальному принципу. Поэтому фирма обязана встать на учет по месту нахождения всех ее филиалов, которые территориально “принадлежат” разным налоговым инспекциям». На вопрос «Зачем это надо, если филиал расположен в том же городе, что и фирма, и перечисляет налоги в те же бюджеты?» в министерстве весьма лаконично ответили: «Так проще контролировать деятельность и самой фирмы, и ее филиалов. У нас по этому вопросу довольно жесткая позиция, и тем, кто с ней не согласен, придется судиться».

Судьи против

У юристов свой взгляд на проблему постановки на учет обособленных подразделений. «Я считаю, что подразделения компании могут быть признаны территориально обособленными только в том случае, если налоги от их деятельности зачисляют в разные бюджеты, – полагает Максим Кобышев, старший юрист консалтинговой компании “Диалог+”. – В противном случае в таком “делении” нет никакого смысла. Региональный и местный бюджеты от этого ничего не теряют и не приобретают».

«Налоговики при регистрации фирмы требуют, чтобы в уставе был указан ее конкретный адрес, – говорит Николай Кулешов, генеральный директор компании “Юридическое бюро К”. – Однако местонахождением фирмы может быть как полный адрес, так и просто город, без упоминания улицы и номера дома. В таком случае можно утверждать, что именно данный город и есть место расположения фирмы и ее филиалов».

Налицо неясность в трактовке налогового законодательства. В этом случае, согласно статье 3 Налогового кодекса, решения должны приниматься в пользу фирм. Однако арбитражная практика по вопросам регистрации обособленных подразделений сложилась неблагоприятная для компаний.

Судьи считают, что, если филиал ведет свою деятельность на территории, которая относится к другой налоговой инспекции, нежели фирма, его надо ставить на учет (например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 сентября 2001 г. № А56-14845/01, постановление ФАС Уральского округа от 18 марта 2002 г. № Ф09-495/02-АК).

Одно место или два?

Еще один признак обособленного подразделения – стационарные рабочие места. В Налоговом кодексе о них говорится во множественном числе, отсюда и по этому пункту возникли разногласия. А именно: является ли признаком филиала единственное рабочее место? Одни полагают, что в этом случае речь об обособленном подразделении не идет. К такому выводу пришел и Федеральный арбитражный суд Московского округа в своем постановлении от 3 октября 2001 г. № КА-А40/5441-01.

Но большинство юристов придерживаются другой точки зрения. По их мнению, даже одно стационарное рабочее место говорит о создании обособленного подразделения и, следовательно, его надо ставить на учет в налоговую. Эту же точку зрения не так давно выразил тот же Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 23 января 2003 г. № КА-А41/9052-02. Естественно, так же думают и налоговики.

Не создавать проблем

Из всего вышесказанного можно сделать не очень приятный вывод: налоговики упорны в своем желании поставить на учет все обособленные подразделения, которые относятся к разным инспекциям. При этом неважно, сколько там создано стационарных рабочих мест – одно или несколько. Судьи чаще всего поддерживают инспекторов в этом стремлении. Поэтому проще и дешевле согласиться в этом вопросе с чиновниками. Тем более что для постановки на учет филиала многого и не требуется. Достаточно написать заявление по форме № 09-1-1 (она есть в приказе МНС от 3 марта 2004 г. № БГ-3-09/178). А также представить в инспекцию по месту нахождения филиала копию свидетельства о постановке на учет фирмы и копии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (при их наличии).

Кстати, минимальный размер штрафа, который грозит фирме за нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет, – пять тысяч рублей. Если же филиал работал без постановке на учет более 90 дней, компанию могут оштрафовать на десять тысяч рублей. Эти штрафы установлены статьей 116 Налогового кодекса.

Инна СЕДОВА
Материал предоставлен журналом «Расчёт», №6 2004 г.

Понятие обособленного подразделения

Присутствие компании на новых территориях необходимо для освоения рыночных ниш. Однако открытие подразделения зачастую вызывает много вопросов. Данные структуры предполагают начисление налогов, которые требуется правильно зарегистрировать и отразить в бухгалтерском учете.

Что такое обособленное подразделение?

Обособленное подразделение компании – это территориально отделенная структура, в которой есть рабочие места с соответствующим уровнем организации. К последним предъявляется дополнительное требование – они должны быть стационарными. Юридическим статусом обособленное подразделение наделяется только тогда, когда открывается оно на срок, превышающий месяц.

Подразделение признается обособленным даже если его появление не зафиксировано в учредительной и распорядительной документаций. Также не имеет значения перечень полномочий, которые возложены на структуру. Последнее правило отражено в пункте 2 статьи 11 НК.

Признаки обособленного подразделения

ОП отвечает двум основным характеристикам:

  • На его территории есть стационарные рабочие места. Эксплуатироваться они будут в течение не менее одного месяца.
  • Структура находится на территориальном отдалении от главного офиса.
  • Подразделение должно быть создано самой компанией.

ВАЖНО! Под рабочим местом, по статье 209 ТК, понимается место, на которое приезжает сотрудник для исполнения своих должностных функций. Рабочее место должно контролироваться работодателем. Под данные стандарты не подходит работа на дому. Квартира сотрудника не может считаться рабочим местом. Под данные признаки не попадает и работа уборщицы, нанятой для уборки офиса клиента. Такое «подразделение» не было открыто головным офисом. Помещения для работы не снимались в аренду, не приобретались. Поэтому в данной ситуации признаки обособленного подразделения отсутствуют. К ОП также не относятся платежные терминалы, банкоматы.

Рассматриваемые признаки определяются на основании следующих факторов:

  • условия, прописанные в договоре;
  • отношения между работниками и организацией.

Под территориальной обособленностью понимается ситуация, при которой адреса головного офиса и его подразделения различаются.

Функции и цели открытия

ОП может создаваться с целью представления интересов компании и их защиты. Открывается оно обычно в следующих целях:

  • Было зарегистрировано юридическое лицо, однако руководители не сняли офис. Вся корреспонденция приходит на юридический адрес. То есть, на адрес владельца ЮЛ. Но с началом функционирования организации сложно работать в подобном порядке. Потребуется фактическое место нахождения.
  • Было принято решение о расширении бизнеса, освоении рынков в других городах.

Если дополнительная структура будет выполнять часть функций основного офиса, имеет смысл открывать филиал.

Разновидности

Обособленное подразделение включает в себя две формы:

  • Филиал. Берет на себя часть функций головного офиса. Деятельность его относительно универсальна.
  • Представительство. Представляет интересы организации, защищает их.

В большинстве случаев имеет смысл открывать именно филиал. Это более широкое понятие, позволяющее возложить на подразделение различные функции. Вне зависимости от выбранной формы, ОП будет действовать на основании норм, утвержденных главным офисом.

Как открыть обособленное подразделение

Для открытия ОП потребуется создание внутренней документации. Она включает в себя приказ о создании ОП, подписанный членами совета директоров или представителями собрания аукционеров. В приказе указываются сведения:

  • наименование ОП;
  • первичный документ, на основании которого создается подразделение (к примеру, протокол собрания совета директоров);
  • место нахождения ОП;
  • руководитель обособленной структуры;
  • срок постановки на учет.

На приказе должна стоять подпись руководителя центрального офиса. Затем создается Положение об ОП. В нем указываются следующие данные:

  • полномочия подразделения;
  • функции;
  • деятельность;
  • состав управленческого штата;
  • иные моменты, связанные с работой.

Только после создания всех внутренних распоряжений можно приступать к регистрации и к прочим юридическим действиям по оформлению.

Нужно ли регистрировать обособленное подразделение?

О формировании ОП нужно уведомить налоговый орган. А вот регистрация в ПФР и страховых компаниях нужна не всегда. Это обязательная мера только при наличии следующих обстоятельств:

  • Наличие выделенного баланса.
  • Открытый расчетный счет.
  • Начисление заработных плат.

Если все перечисленные признаки отсутствуют, то регистрировать обособленное подразделение не обязательно.

Создание ОП с точки зрения налогообложения

Создание ОП влечет за собой определенные налоговые последствия:

  • постановка на налоговый учет;
  • необходимость в уплате сборов;
  • начисление сборов по месту нахождения ОП.

В 2 статье 23 НК указано, что владелец подразделения обязан уведомить налоговые органы о его формировании. В обратном случае будет принято решение о санкциях в виде налоговой или административной ответственности. Размеры штрафов составляют от 10 тысяч рублей до 30 МРОТ.

ВАЖНО! В законе указано, что если налогоплательщик уже принят на учет, дополнительно вступать на него из-за открытия ОП не требуется. Данное правило установлено пунктом 39 постановления Пленума от 28 февраля 2001 года. Оно предполагает случаи, когда ОП открыто на территории муниципального образования, где расположен головной офис.

Сроки

Для постановки на учет требуется подать заявление по форме С-09-3-1. Предоставляется оно, согласно 23 и 83 статье Налогового кодекса, в следующие сроки:

  • В течение 30 дней с даты реорганизации или ликвидации.
  • В течение 30 дней с даты создания подразделения.

Идти нужно в налоговый орган по месту нахождения ОП.

Нужно ли идти в налоговую, если обособленное подразделение не ведет деятельность?

В налоговом законодательстве принята норма, которую можно читать двояко. Если принимать ее буквально, то в налоговую не нужно подавать заявления до тех пор, пока подразделение не начало вести деятельность. Однако подобное решение может быть чревато для компании.

В законе сказано, что заявление должно быть подано в течение 30 дней после открытия. Если ОП начнет свою деятельность спустя 2 месяца и будет поставлена на учет именно через этот срок, установленное время подачи заявления будет сорвано.

ВАЖНО! Сообщать нужно не только об открытии, но и о закрытии ОП. Заявление о ликвидации составляется по форме N С-09-3-2.

Резюме.
Открытие подразделения учитывается в налоговой инспекции и других органов. Новая структура должна быть зарегистрирована в установленные сроки, иначе придется оплачивать штраф. Существуют четкие признаки ОП, на основании которых образование получает соответствующий юридический статус. Если все признаки не присутствуют, то сформированная структура не может считаться обособленным подразделением.

Места нахождения структурных подразделений

  • ОБЪЯВЛЕНИЯ
  • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
      • Дата создания образовательной организации
      • Информация об учредителе, учредителях образовательной организации
      • Место нахождения образовательной организации и ее филиалов (при наличии)
      • Режим и график работы
      • Контактный телефон
      • Адрес электронной почты
    • Структура и органы управления образовательной организацией
      • Наименование структурных подразделений (органов управления)
      • Руководители структурных подразделений
      • Места нахождения структурных подразделений
      • Адреса официальных сайтов в сети «Интернет» структурных подразделений (при наличии)
      • Адреса электронной почты структурных подразделений (при наличии)
      • Сведения о наличии положений о структурных подразделениях (об органах управления) с приложением копий указанных положений (при их наличии)
    • Документы
      • Устав образовательной организации
      • Лицензия на осуществление образовательной деятельности
      • Свидетельство о государственной аккредитации
      • План финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетные сметы образовательной организации
      • Локальные нормативные акты, предусмотренные частью 2 статьи 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», правила внутреннего трудового распорядка
      • Отчет о результатах самообследования
      • Документ о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказаний платных образовательных услуг, документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе.
      • Предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении таких предписаний
    • Образование
      • Реализуемые уровни образования
      • Формы обучения
      • Нормативные сроки обучения
      • Сроки действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации)
      • Описание образовательной программы
      • Учебный план
      • Аннотация к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы)
      • Календарный учебный график
      • ПМПк
      • Методические и иные документы, разработанные образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса
      • Реализуемые образовательные программы с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой
      • Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц
      • О языках образования.
      • Образовательные организации, реализующие общеобразовательные программы, дополнительно указывают наименование образовательной программы
      • Информация о результатах приема по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования (при наличии вступительных испытаний), каждому направлению подготовки или специальности высшего образования с различными условиями приема (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям, а также о результатах перевода, восстановления и отчисления
      • План воспитательной работы школы на учебный год
    • Олимпиада
    • Образовательные стандарты
      • Образовательные стандарты ФГОС ОВЗ
      • Образовательные стандарты ФГОС СОО
      • Образовательные стандарты ФГОС ООО
      • Образовательные стандарты ФГОС НОО
    • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
      • Руководитель образовательной организации
      • Заместители руководителя
      • Руководители филиалов образовательной организации (при их наличии), в том числе фамилию, имя, отчество (при наличии) руководителя
      • Заместители руководителя филиалов образовательной организации (при их наличии), в том числе фамилию, имя, отчество (при наличии) должность заместителей руководителя
      • Контактные телефоны
      • Адреса электронной почты
      • Персональный состав педагогических работников с указанием уровня образования
      • Квалификация и опыт работы, в том числе фамилию, имя, отчество (при наличии) работника, занимаемую должность (должности), преподаваемые дисциплины, ученую степень (при наличии), ученое звание (при наличии), наименование направления подготовки и (или) специальности, данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке (при наличии), общий стаж работы, стаж работы по специальности.
    • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
      • Информация о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности
      • Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов
      • Объекты для проведения практических занятий
      • Библиотеки
      • Объекты спорта
      • Средства обучения и воспитания
      • Условия питания и охраны здоровья обучающихся
      • Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
      • Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
      • Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
      • Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
    • Стипендии и иные виды материальной поддержки
      • Наличие и условия предоставления стипендий
      • Наличие общежития, интерната
      • Количество жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся
      • Формирование платы за проживание в общежитии и иных видов материальной поддержки обучающихся
      • Трудоустройство выпускников
    • Платные образовательные услуги
      • Информация о порядке оказания платных образовательных услуг
    • Финансово-хозяйственная деятельность
      • Объем образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц, о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года.
    • Вакантные места для приема (перевода)
      • Количество вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, профессии, специальности, направлению подготовки (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц).
  • Кадетство
    • Учебно-воспитательный процесс
  • ГИА
  • Внеурочная деятельность, Органы ученического самоуправления, кружки, секции, клубы, движения
  • Зачисление в муниципальную образовательную организацию
  • Новости школы
  • Конкурсы
    • Лучший по профессии
  • Охрана труда
  • Противодействие коррупции
  • Поиск
  • Спортивный клуб «Спарта»
  • Будущие предприниматели приморья
  • ФОТО
  • Всероссийская акция памяти «Блокадный хлеб»
  • «Готов к защите Родины»
  • Выступление ЮИД отряда на КВН-ЮИД 7 февраля,
  • Акция «Бессмертный полк»
  • Зарница
  • Популяризация официального сайта для размещения информации о государственных учреждениях
  • Новая зависимость захватывает российских подростков

Несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании

ФНС России в письме от 25.04.2019 № БС-4-11/8062@ рассказала, может ли компания выбрать ответственное обособленное подразделение, по месту учета которого она может перечислять НДФЛ и представлять отчетность по формам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ по всем обособленным подразделениям, расположенным на территории одного муниципального образования.

Налоговики рассмотрели следующую ситуацию. У компании в одном муниципальном образовании есть три обособленных подразделения, каждое из которых поставлено на учет в налоговом органе по месту их нахождения. Компания решила выбрать из этих трех подразделений одно ответственное, через которое она будет производить уплату НДФЛ и представлять отчетность. Однако налоговый орган отказал ей в праве выбора ответственного обособленного подразделения. Компанию интересовало, правомерен ли такой отказ.

НДФЛ и отчетность — по месту учета обособленных подразделений

В общем случае организации, в состав которых входят обособленные подразделения, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ). Но если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании (городах Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе) на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ). Отчетность по НДФЛ в отношении работников обособленных подразделений организация представляет в налоговый орган по месту учета обособленных подразделений (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Учитывая эти положения, налоговики пришли к следующему выводу. Поскольку организация встала на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, суммы НДФЛ, исчисленного и удержанного с доходов работников таких обособленных подразделений, должны быть перечислены в бюджет по месту учета каждого такого обособленного подразделения. Справки 2-НДФЛ и расчет 6-НДФЛ, заполненные по каждому обособленному подразделению, тоже должны быть представлены по месту учета каждого обособленного подразделения. Специалисты налогового ведомства также отметили, что глава 23 НК РФ не содержит норм, предоставляющих компаниям, имеющим обособленные подразделения, поставленные на учет в налоговых органах, право самостоятельно выбирать обособленное подразделение, через которое производилось бы перечисление налога, а также представление справок по форме 2-НДФЛ и расчета по форме 6-НДФЛ.

Аналогичные выводы содержатся в письме ФНС России от 27.03.2018 № ГД-4-11/5666@.

Ответственное подразделение — только для налога на прибыль

Отметим, что понятие ответственного обособленного подразделения применяется только для целей налога на прибыль. Согласно п. 2 ст. 288 НК РФ в общем случае уплата налога на прибыль в региональный бюджет производится исходя из доли прибыли, приходящейся на каждое обособленное подразделение. Но если несколько подразделений расположено в одном субъекте РФ, компания может выбрать одно из них, через которое будет платить налог исходя из доли прибыли, исчисленной по совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории данного субъекта РФ. Такое подразделение считается ответственным обособленным подразделением (письмо ФНС России от 13.09.2017 № СД-4-3/18247). В налоговый орган по месту учета этого подразделения представляется декларация по налогу на прибыль в отношении всей группы подразделений, по которым уплачивается налог через ответственное подразделение (п. 1.4 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного приказом ФНС России от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@).

Что касается НДФЛ, то постановка всех обособленных подразделений на основании п. 4 ст. 83 НК РФ на учет в налоговом органе по месту нахождения одного обособленного подразделения не означает, что это подразделение становится ответственным обособленным подразделением. Просто поскольку все подразделения состоят на учете в одном налоговом органе, именно туда и представляется отчетность по НДФЛ и уплачивается сам налог.

Обратите внимание: в письме от 02.09.2011 № 03-02-07/1-314 Минфин России разъяснил, что постановка на учет в налоговом органе, выбранном организацией в соответствии с п. 4 ст. 83 НК РФ, осуществляется после получения этим налоговым органом сведений о снятии с учета организации по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения. Таким образом, если компания хочет по трем обособленным подразделениям, расположенным в одном муниципальном образовании, уплачивать НДФЛ и представлять отчетность только в один налоговый орган, она должна снять с учета два обособленных подразделения в налоговых органах по месту их нахождения и поставить их на учет в налоговый орган по месту нахождения третьего обособленного подразделения.