Таможенные операции это 2017

Правовое регулирование убытия товаров с таможенной территории

Место и время убытия товаров с таможенной территории таможенного союза

1. Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу (далее — места убытия) и во время работы таможенных органов в этих местах.

Отдельные категории товаров могут убывать с таможенной территории таможенного союза только в местах прибытия, определенных законодательством государств-членов таможенного союза.

Товары могут убывать с таможенной территории таможенного союза в иных местах, не являющихся местами прибытия, в случаях и порядке, которые определены законодательством государств-членов таможенного союза.

Перечень мест убытия направляется таможенными органами в Комиссию таможенного союза для опубликования, в том числе с использованием информационных технологий.

2. Таможенные органы обязаны представлять информацию о местах убытия, об установленных ограничениях и о времени работы таможенных органов, в том числе с использованием информационных технологий.

3. Положения настоящей главы не распространяются на товары, перевозимые морскими (речными), воздушными судами, пересекающими таможенную территорию таможенного союза без остановки в порту или аэропорту, которые расположены на таможенной территории таможенного союза, а также на товары, перемещаемые трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

Статья 163. Таможенные операции, совершаемые в местах убытия

1. Для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза перевозчик обязан представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории таможенного союза, а также документы и сведения, предусмотренные статьей 159 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза таможенному органу представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, в соответствии с пунктом 1 статьи 152 настоящего Кодекса.

Таможенная декларация либо иной документ, допускающий вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза, не представляется для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза, если эти товары после прибытия на таможенную территорию таможенного союза не покидали места перемещения товаров через таможенную границу.

2. Перевозчик вправе представить документы в виде электронных документов.

3. От имени перевозчика документы могут быть представлены таможенным представителем либо иными лицами, действующими по поручению перевозчика, если это допускается в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

4. Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза допускается с разрешения таможенного органа после проведения таможенного контроля.

Разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза оформляется путем проставления на таможенной декларации либо ином документе, допускающем их вывоз с таможенной территории таможенного союза, и транспортных (перевозочных) документах соответствующих отметок таможенного органа.

Статья 164. Требования к товарам при их убытии с таможенной территории таможенного союза

1. Товары должны быть фактически вывезены с таможенной территории таможенного союза в том же количестве и состоянии, в котором они находились в момент их помещения под определенную таможенную процедуру, за исключением изменения количества и состояния товаров вследствие естественного износа или убыли либо вследствие изменения естественных свойств товаров при нормальных условиях перевозки, транспортировки и хранения, а также изменения количества товаров вследствие наличия несливаемых остатков в транспортном средстве.

2. Лица не несут ответственность за несоблюдение положений настоящей статьи в случае, если утрата либо изменение состояния товаров произошли вследствие аварии либо действия непреодолимой силы, а в случаях, предусмотренных техническими регламентами и стандартами, действующими в государствах членах таможенного союза, — при изменении сведений о количестве товаров из-за погрешности методов измерения.

3. Товары таможенного союза могут быть вывезены с таможенной территории таможенного союза в меньшем количестве, чем количество, заявленное при их помещении под определенную таможенную процедуру, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров.

Статья 165. Меры, принимаемые при аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах

1. Если доставка товаров из места убытия до места фактического пересечения таможенной границы прерывается вследствие аварии, действия непреодолимой силы либо иных обстоятельств, препятствующих такой доставке товаров, перевозчик обязан принять все меры для обеспечения сохранности товаров, незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и о месте нахождения товаров, а также перевезти товары или обеспечить их перевозку (если их транспортное средство международной перевозки повреждено) в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом.

2. Расходы, возникшие у перевозчиков или иных лиц в связи с соблюдением требований настоящей статьи, таможенными органами не возмещаются.

Статья 166. Возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты при убытии иностранных товаров с таможенной территории таможенного союза

1. При убытии иностранных товаров с таможенной территории таможенного союза обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов возникает у перевозчика с момента выдачи таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза.

2. Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при убытии иностранных товаров с таможенной территории таможенного союза прекращается у перевозчика:

1) при фактическом пересечении товарами таможенной границы;

2) в случаях, установленных пунктом 2 статьи 80 настоящего Кодекса.

3. При убытии иностранных товаров с таможенной территории таможенного союза сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, если до фактического пересечения таможенной границы товары были утрачены, за исключением уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, считается день утраты товаров, а если этот день не установлен, — день выдачи таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза.

4. Ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, исчисленным исходя из ставок таможенных пошлин, налогов таможенной стоимости, их физической характеристики в натуральном выражении (количество, масса, объем или иная характеристика) и курса валют, устанавливаемого в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, в которое подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, и действующих на день утраты товаров, а если этот день не установлен, — на день выдачи таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории.

4. Правовая регламентация убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации

Убытие товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации допускается с разрешения таможенного органа во время работы таможенных органов в пунктах пропуска через Государственную границу РФ или в иных местах, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе РФ (за исключением перевозки товаров морскими (речными) и воздушными судами, пересекающими таможенную территорию Российской Федерации без остановки в порту или аэропорте, которые расположены на таможенной территории Российской Федерации).

Для получения разрешения таможенного органа на убытие товаров и транспортных средств в таможенный орган представляются таможенные документы, подтверждающие помещение товаров под таможенный режим, предусматривающий вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Погрузка товаров на транспортное средство, убывающее с таможенной территории Российской Федерации, допускается после принятия таможенной декларации, за исключением случаев, если при таможенном оформлении товаров таможенный орган не требует предъявления товаров для проведения их проверки, а также перемещения товаров в соответствии с таможенным режимом международного таможенного транзита. Должностные лица таможенных органов в целях проверки товаров вправе присутствовать при их погрузке на транспортное средство, убывающее с таможенной территории Российской Федерации. Погрузка товаров в этом случае осуществляется в местах, нахождение которых согласовано с таможенными органами, и во время работы таможенных органов, хотя по запросу заинтересованного лица таможенный орган вправе разрешить производить такую погрузку и вне установленного рабочего времени этого органа.

Товары должны быть фактически вывезены с таможенной территории Российской Федерации в том же количестве и состоянии, в котором они находились в момент их помещения под определенный таможенный режим, за исключением изменения количества и состояния товаров вследствие естественного износа или убыли либо вследствие изменения естественных свойств товаров при нормальных условиях перевозки, транспортировки и хранения, а также изменения количества товаров вследствие наличия несливаемых остатков в транспортном средстве. Однако российские товары в соответствии с положениями ч. 3 ст. 122 ТК РФ могут быть вывезены и в меньшем количестве, нежели было заявлено при их помещении под определенный таможенный режим, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров.

Общий порядок совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, определен разделом III ТК ЕАЭС. Данный раздел регулирует порядок прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС, убытия с этой территории, временного хранения товаров, таможенного декларирования и выпуска товаров.

Статьей 81 ТК ЕАЭС установлен перечень товаров, в отношении которых таможенные операции совершаются в первоочередном порядке. Так же, как и в ТК ТС, данный перечень не является исчерпывающим.

Необходимо отметить, что в отличие от ТК ЕАЭС в ТК ТС содержатся два незначительно отличающихся друг от друга перечня товаров, в отношении которых предусмотрен первоочередной порядок совершения таможенных операций.

Статьей 150 ТК ТС установлен перечень товаров, в отношении которых совершаются в первоочередном порядке таможенные операции, связанные с прибытием на таможенную территорию ЕАЭС и убытием с этой территории.

Статьей 178 ТК ТС установлен перечень товаров, в отношении которых совершаются в первоочередном порядке таможенные операции при помещении товаров под таможенную процедуру.

Действие статьи 81 ТК ЕАЭС распространяется на все таможенные операции, перечисленные в разделе III ТК ЕАЭС. При этом в установленный названной статьей ТК ЕАЭС перечень включен ряд товаров, которые отсутствуют в аналогичных перечнях в ТК ТС (в частности, валюты государств — членов, иностранная валюта, иные валютные ценности, драгоценные металлы, в том числе золото, ввозимое национальными (центральными) банками государств —
членов и их филиалами).

Статьей 81 ТК ЕАЭС предусмотрено, что перечень товаров, подвергающихся быстрой порче, должен быть установлен Комиссией.

До установления такого перечня Комиссией действует перечень, установленный законодательством государств-членов.

Статьей 82 ТК ЕАЭС определены лица, которыми могут совершаться таможенные операции. Так же, как и в ТК ТС, к числу таких лиц отнесены:

таможенные органы (при этом от имени таможенных органов таможенные операции совершаются уполномоченными должностными лицами);

  • декларанты;
  • перевозчики;
  • лица, обладающие полномочиями в отношении товаров;
  • иные заинтересованные лица.

В отличие от ТК ТС, названной статьей предусмотрена возможность совершения таможенными органами отдельных таможенных операций без участия должностных лиц посредством информационной системы таможенных органов. Порядок совершения таких операций должен быть определен Комиссией, а до его определения – законодательством государств – членов ЕАЭС.

В статье 83 ТК ЕАЭС установлены 5 основных групп лиц, которые вправе выступать декларантами товаров.

При этом в ТК ЕАЭС расширен по сравнению с ТК ТС перечень случаев, когда отдельные входящие в вышеуказанные группы лица вправе выступать декларантами товаров.

Новеллой в статье 83 ТК ЕАЭС является возможность установления Законодательством государств — членов ЕАЭС дополнительного случая, когда декларантом товаров может выступать лицо государства — члена, являющееся стороной сделки, заключенной между лицами одного государства — члена, на основании которой товары вывозятся с таможенной территории Союза.

Права декларанта определены статьей 84 ТК ЕАЭС.

В отличие от статьи 187 ТК ТС, в названной статье ТК ЕАЭС представление документов и сведений в виде электронного документа отнесено не к числу прав декларанта, а к числу его обязанностей.

Порядок совершения таможенных операций при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС.

Статьей 88 ТК ЕАЭС установлены в зависимости от вида транспорта сроки, в течение которых перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС.

Так, при перевозке товаров автомобильным транспортом указанные сроки составляют 1 час с момента доставки товаров в место прибытия.

При перевозке товаров водным, воздушным и железнодорожным транспортом указанные сроки ограничиваются временем, установленным технологическим процессом (графиком) порта, аэропорта или ж/д станции при перевозки товаров данными видами транспорта.

Пунктом 4 статьи 88 ТК ЕАЭС установлено, что в течение 3 часов рабочего времени таможенного органа с момента подачи уведомления о прибытии товаров (если иной срок не установлен законодательством государств — членов, в отношении товаров, перевозимых водным, воздушным или железнодорожным транспортом, либо в отношении МПО) перевозчик или иное уполномоченное лицо, предусмотренное пунктом 1 названной статьи, обязаны совершить одну из следующих таможенных операций:

1. поместить на ВХ;

2. перевезти товар из места прибытия до места хранения;

3. произвести таможенное декларирование товаров;

4. поместить товар по таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории логистической или портовой СТЗ;

5. вывезти товар с таможенной территории ТС.

Новеллами в статье 87 ТК ЕАЭС являются следующие положения:

1. в случае, если таможенным органом зарегистрирована ДТ, поданная при прибытии товаров, а в дальнейшем по данной ДТ таможенным органом принято решение о продлении сроков выпуска, о приостановлении сроков выпуска, об отказе в выпуске товаров либо о выдаче разрешения на отзыв данной ДТ, перевозчик или иное уполномоченное лицо обязаны поместить товары на временное хранение в течение 3 часов рабочего времени таможенного органа с момента принятия такого решения;

2. в случае принятия таможенным органом решения об отказе в выпуске товаров по ДТ, поданной при прибытии товаров, декларант обязан в течение 3 часов рабочего времени с момента принятия такого решения совершить таможенные операции, связанные с таможенным декларированием товаров, помещением товаров на временное хранение, либо с вывозом товаров с таможенной территории ЕАЭС, если они не покидали место прибытия.

Установленный статьей 89 ТК ЕАЭС перечень документов и сведений, представляемых при уведомлении таможенного органа о прибытии, не изменился по сравнению с ТК ТС, за исключением того, что сведения об идентификационных номерах контейнеров теперь требуется при перевозке товаров не только железнодорожным транспортом, но и автомобильным, водным и воздушными видами транспорта.В зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, Комиссия вправе определять особенности уведомления таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза при регулярном перемещении через таможенную границу Союза товаров одним и тем же транспортным средством международной перевозки в течение определенного периода.

Порядок совершения таможенных операций при убытии товаров с таможенной территории ЕАЭС, установленный статьей 92 ТК ЕАЭС, в целом аналогичен предусмотренному статьей 163 ТК ТС, и включает:

  • представление перевозчиком в таможенный орган документов и сведений в зависимости от вида транспорта, а также таможенной декларации или иного документа, допускающего убытие товаров;
  • выдачу таможенным органом разрешения на убытие товаров.

В отличие от положений статьи 163 ТК ТС в статье 92 ТК ЕАЭС установлен дополнительный случай, когда таможенная декларация или иной документ, допускающий убытие товаров, не представляется в таможенный орган. В качестве такового определен случай, когда иностранные товары находятся на воздушном судне и не помещались под таможенную процедуру таможенного транзита.

Порядок совершения таможенных операций при таможенном декларировании определен главой 17 ТК ЕАЭС.

В отличие от статьи 179 ТК ТС, согласно которой таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формой, статьей 104 ТК ЕАЭС установлено, что таможенное декларирование осуществляется в электронной форме. Названная статья ТК ЕАЭС устанавливает перечень случаев, когда таможенное декларирование допускается в письменной форме.

Комиссией и законодательством государств — членов о таможенном регулировании могут быть установлены иные случаи таможенного декларирования в письменной форме.

Согласно пункту 5 статьи 104 ТК ЕАЭС таможенное декларирование в письменной форме может осуществляться в случае, если у таможенного органа отсутствует техническая возможность обеспечить реализацию декларантом таможенного декларирования в электронной форме в связи с неисправностью используемых таможенными органами информационных систем вследствие технических сбоев.

Согласно положениям п.1 статьи 106 ТК ЕАЭС в ДТ необходимо указывать сведения о продавце товара, производителе, товарном знаке, а также наименование места происхождения товара, являющегося объектом интеллектуальной собственности, включенным в соответствующий Реестр. Кроме того, помимо сведений о таможенной и статистической стоимости необходимо отдельно указывать сведения о цене товара.

В ТК ЕАЭС данный перечень допускает расширительное толкование, поскольку Комиссия вправе определять иные сведения, подлежащие указанию в ДТ.

В ТК ЕАЭС (п.2 ст.109) закреплено, что при подаче таможенной декларации товары должны находиться на территории государства-члена, таможенному органу которого подается таможенная декларация в отношении таких товаров, за исключением отдельных случаев.

Сроки подачи ДТ остались без изменения: ДТ в отношении ввозимых товаров должна быть подана до истечения сроков временного хранения, в отношении вывозимых товаров — до их убытия с таможенной территории ЕАЭС.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 112 ТК ЕАЭС сведения, заявленные в ТД, могут быть изменены или дополнены до выпуска товаров, если к моменту получения обращения декларанта, таможенный орган не запросил документы или сведения, не уведомил о месте и времени проведения таможенного досмотра, не принял решения о проведении таможенного осмотра и (или) не назначил проведение таможенной экспертизы.

Изменения (дополнения) могут быть внесены, если они касаются изменения сведений о месте нахождения декларируемых товаров, либо исправления опечаток, технических или грамматических ошибок, которые не влияют на выпуск товаров.

В случае, если при проведении таможенного контроля таможенным органом выявлены нарушения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, которые при их устранении не будут являться основанием для отказа в выпуске товаров, и таможенным органом для устранения таких нарушений установлена необходимость изменения (дополнения) сведений, заявленных в таможенной декларации, такие сведения должны быть изменены (дополнены) декларантом по требованию таможенного органа, в пределах срока выпуска товаров, установленного пунктами 2 (1 день) и 3 (до 10 дней) статьи 119 настоящего Кодекса.

Пунктом 6 статьи 112 ТК ЕАЭС определено, что Комиссия вправе определять случаи, когда после выпуска товаров производится изменение (дополнение) сведений заявленных в транзитной декларации, пассажирской таможенной декларации и декларации на транспортное средство и в электронных видах таких деклараций на бумажных носителях, а также сроки и порядок внесения изменений (дополнений). Ранее такой порядок отсутствовал.

Порядок отзыва таможенной декларации определен статьей 113 ТК ЕАЭС.

Отзыв таможенной декларации допускается, если до получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил декларанта о месте и времени проведения таможенного досмотра товаров, заявленных в таможенной декларации, не принял решение о проведении таможенного осмотра товаров, заявленных в таможенной декларации, не назначил проведение таможенной экспертизы и (или) не установил влекущих административную или уголовную ответственность нарушений международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, и (или) законодательства государств — членов о таможенном регулировании, и (или) законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы.

Законодательством государств — членов могут устанавливаться иные, чем предусмотренные указанным пунктом, условия отзыва таможенной декларации, поданной в отношении товаров, особенности таможенного декларирования которых в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС устанавливаются законодательством государств — членов о таможенном регулировании.

Порядок совершения таможенных операций при предварительном таможенном декларировании определен статьей 114 ТК ЕАЭС.

Согласно положениям статьи 193 ТК ТС товары должны быть предъявлены таможенному органу, зарегистрировавшему ДТ, либо иному таможенному органу в течение 30 календарных дней, со дня, следующего за днем ее регистрации.

В ТК ЕАЭС определено, что декларант обязан уведомить таможенный орган, зарегистрировавший ТД, о размещении товаров в указанной в ТД зоне таможенного контроля, либо о нахождении товаров в месте прибытия товаров, перемещаемых водным транспортом и сообщить незаявленные либо уточненные сведения путем внесения соответствующих изменений, или уведомить об отсутствии необходимости внесения таких изменений. Таможенный орган отказывает в выпуске товаров, если в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации:

1. товары не размещены в зоне таможенного контроля, указанной в таможенной декларации;

2. в отношении товаров таможенным органом не выдано разрешение на их выгрузку в месте прибытия, указанном в таможенной декларации в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, в случаях перевозки таких товаров водными судами;

3. таможенный орган, зарегистрировавший таможенную декларацию, не уведомлен о размещении товаров в зоне таможенного контроля, указанной в таможенной декларации;

4. таможенному органу не представлены недостающие сведения путем изменения (дополнения) сведений, заявленных в таможенной декларации, либо таможенный орган не уведомлен об отсутствии необходимости внесения таких изменений (дополнений).

Как следует из пунктов 7 и 8 статьи 115 ТК ЕАЭС законодательством государств — членов о таможенном регулировании могут устанавливаться случаи, когда предварительное таможенное декларирование при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, должно осуществляться в обязательном порядке. Кроме того, Комиссия вправе определять порядок совершения таможенных операций при предварительном таможенном декларировании товаров для личного пользования, транспортных средств международной перевозки, а также товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в части, не урегулированной названной статьей.

Порядок совершения таможенных операций при неполном таможенном декларировании определен статьей 115 ТК ЕАЭС.

Согласно положениям пункта 1 указанной статьи данный вид таможенного декларирования может применяться только в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории Союза.

Также необходимо отметить, что если положениями Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации (далее — ФЗ № 311) декларанту было предоставлено право подать неполную декларацию на товары, содержащую только ту информацию, которой он располагает (при условии, что в ней заявлены сведения, необходимые для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, а также сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, и позволяющие идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик), в пункте 2 статьи 115 ТК ЕАЭС четко определено, какие сведения могут не указываться в неполной декларации.

Кроме того, ТК ЕАЭС предусмотрено, что законодательством государств — членов о таможенном регулировании могут определятся категории товаров, в отношении которых положения данной статьи не применяются.

Порядок периодического таможенного декларирования определен статьей 116 ТК ЕАЭС.

Необходимо отметить следующие отличия в порядке применения данного вида таможенного декларирования, предусмотренном ТК ЕАЭС, от установленного ФЗ-311.

Период поставки декларируемых товаров не должен превышать 31 дня (в ТК ТС — 30 дней).

Увеличились сроки подачи декларантом недостающих сведений, а также сведений о фактическом количестве товаров, ввезенных на таможенную границу Союза.

Изменились сроки фактического вывоза товаров, в отношении которых осуществлено периодическое таможенное декларирование. Согласно положениям ФЗ указанный срок составлял 3 месяца после окончания периода поставки.

В соответствии с п.5 ст. 116 ТК ЕАЭС указанный срок увеличен до 6 месяцев.

Важным нововведением является изменение порядка совершения таможенных операций в случае, если товары, заявленные в ДТ при периодическом декларировании, не предъявлены таможенному органу, зарегистрировавшему такую ДТ.

Порядок совершения таможенных операций при выпуске декларируемых товаров определен главой 18 ТК ЕАЭС.

В отличие от статьи 195 ТК ТС, статьей 118 ТК ЕАЭС установлены только 2 условия выпуска товаров:

1. соблюдение условий помещения под таможенную процедуру, или условий, установленных для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств — членов, может быть подтверждено после выпуска товаров;

2. уплачены таможенные сборы за совершение таможенными органами действий, связанных с выпуском товаров, если такие сборы установлены в соответствии с законодательством государства-члена и срок их уплаты установлен до выпуска товаров (в том числе до регистрации таможенной декларации).

В ТК ЕАЭС значительно изменились по сравнению с ТК ТС сроки выпуска товаров.

Пунктом 1 статьи 119 ТК ЕАЭС установлено, что выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации либо с момента наступления одного из обстоятельств, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, а в случаях, если таможенная декларация зарегистрирована менее чем за 4 часа до окончания времени работы таможенного органа либо одно из обстоятельств, указанных в абзаце третьем и четвертом настоящего пункта, наступило менее чем за 4 часа до окончания времени работы таможенного органа, — в течение 4 часов с момента начала времени работы этого таможенного органа, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

При осуществлении предварительного таможенного декларирования товаров сроки выпуска товаров, исчисляются с момента наступления одного из следующих обстоятельств:

  • изменение (дополнение) сведений, заявленных в таможенной декларации,
  • при условии, что таможенным органом, зарегистрировавшим таможенную декларацию, получено уведомление о размещении товаров в зоне таможенного контроля, указанной в таможенной декларации, а в отношении товаров, перевозимых водными судами, — таможенным органом выдано разрешение на их выгрузку в месте прибытия, указанном в таможенной декларации;
  • получение таможенным органом, зарегистрировавшим таможенную декларацию, уведомления о размещении товаров в зоне таможенного контроля, указанной в таможенной декларации, а в отношении товаров, перевозимых водными судами,
  • выдача таможенным органом разрешения на их выгрузку в месте прибытия,
  • при условии, что таможенный орган уведомлен об отсутствии необходимости внесения изменений (дополнений) в поданную таможенную декларацию либо изменения (дополнения) внесены Пунктом 2 статьи 119 ТК ЕАЭС установлено, что выпуск товаров должен быть завершен не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации либо за днем наступления одного из обстоятельств, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 1 настоящей статьи, если в течение времени, указанного в пункте 1 настоящей статьи, наступило одно из следующих обстоятельств:

1. таможенным органом запрошены документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) принято решение о проведении таможенного контроля в иных формах либо о применении мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля;

2. декларант обратился в таможенный орган с мотивированным обращением об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, в соответствии с пунктом 1 статьи 112 настоящего Кодекса;

3. декларантом не выполнено требование таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации которые не являются основанием для отказа в выпуске.

В соответствии с пунктом 3 статьи 119 ТК ЕАЭС срок выпуска товаров, указанный в пункте 2 настоящей статьи, может быть продлен на время, необходимое для:

  • проведения или завершения начатого таможенного контроля с применением предусмотренных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля;
  • выполнения требования таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, в соответствии с пунктом 2 статьи 112 настоящего Кодекса;
  • предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии со статьями 121 и 122 настоящего Кодекса.

Порядок продления сроков выпуска товаров не изменился. Срок выпуска товаров продлевается с разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (заместителя начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих. При этом отсутствует требование о выдаче такого разрешения в письменной форме.При продлении срока выпуска товаров выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации либо за днем наступления одного из обстоятельств, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 1 статьи 119 ТК ЕАЭС, если иное не установлено ТК ЕАЭС.

При продлении срока выпуска товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации транзитной декларации либо за днем наступления одного из обстоятельств, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 1 статьи 119.

В случае, если проверка таможенных, иных документов и (или) сведений не может быть завершена в течение 10 дней, и выпуск товаров не может быть произведен до завершения такой проверки, срок выпуска товаров продлевается с разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (заместителя начальника)
таможенного органа либо лиц, их замещающих, со дня, следующего за днем истечения срока, установленного пунктом 3 статьи 119, на срок проведения такой проверки.

В случае если назначена таможенная экспертиза и для ее завершения необходим более продолжительный срок, чем 10 дней, и не предоставлено обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, либо выпуск товаров в соответствии со статьей 122 ТК ЕАЭС не может быть произведен, срок выпуска товаров продлевается с разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (заместителя начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, со дня, следующего за днем истечения срока, установленного пунктом 3 статьи 119, на срок проведения таможенной экспертизы.

В случае продления срока выпуска товаров в соответствии с пунктами 3 — 5 статьи 119 таможенный орган направляет декларанту или таможенному представителю уведомление о таком продлении не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем выдачи разрешения.

Комиссией и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании могут устанавливаться менее продолжительные сроки выпуска товаров, чем сроки, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 119. Выпуск товаров до завершения таможенной проверки или завершения таможенной экспертизы производится таможенным органом при условии уплаты таможенных пошлин, налогов и предоставлено обеспечение исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере, определенном в соответствии с ТК ЕАЭС.

В случае наличия признаков, указывающих на то, что к товарам применяются запреты и ограничения и (или) меры защиты внутреннего рынка, выпуск при условии уплаты пошлин, налогов и обеспечение их уплаты НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ, выпуск осуществляется только по окончании проверки или окончания экспертизы.

По сравнению со статьей 201 ТК ТС в статье 125 ТК ЕАЭС изменен и расширен перечень оснований для отказа в выпуске товаров:

1. невыполнение условий, при которых таможенный орган производит выпуск товаров, (в том числе условий, предусмотренных статьями 120 – 123 (предоставлено заявление о выпуске до подачи и документы на бумажном носителе, произведена уплата платежей и предоставление обеспечения и т.д.) ТК ЕАЭС, а также в отношении товаров для личного пользования, транспортных средств международной перевозки и припасов);

2. невыполнение требований таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 112 ТК ЕАЭС (когда такие сведения не влияют на принятие решения о выпуске);

3. наступление обстоятельств, предусмотренных пунктом 5 статьи 114 ТК ЕАЭС, при предварительном таможенном декларировании (товары не размещены в ЗТК, не получено разрешение на выгрузку при перевозке товаров морским транспортом, не дополнены сведения или не сообщено таможенному органу об отсутствии такой необходимости);

4. несоблюдение при периодическом таможенном декларировании особенностей такого таможенного декларирования, предусмотренных пунктом 1 статьи 116 ТК ЕАЭС (период не превышает 31 день, товары перемещаются по одному документу, в рамках исполнения по одному договору и т.д.), и (или) наличие у декларанта не исполненной в установленный срок обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и (или) пеней;

5. непредъявление товара по требованию таможенного органа в пределах сроков выпуска товаров, установленных пунктами 2 и 3 статьи 119 ТК ЕАЭС;6) невозобновление срока выпуска товаров в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 8 статьи 124 ТК ЕАЭС;

6. невыполнение требований, предусмотренных пунктами 2 и 4 статьи 325 ТК ЕАЭС (непредставление таможенному органу запрошенных документы, сведения о которых заявлены в ДТ, в срок не позднее 4 часов до истечения 1 дня, следующего за днем регистрации ДТ);

7. неотнесение товаров, заявленных в пассажирской таможенной декларации, к товарам для личного пользования в соответствии с пунктом 3 статьи 256 настоящего Кодекса;

8. выявление при проведении таможенного контроля товаров таможенными органами нарушений международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, за исключением случаев, когда:

  • выявленные нарушения, не являющиеся основаниями для возбуждения административного или уголовного дела, устранены,
  • выявленные нарушения устранены и декларируемые товары не изъяты и на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств-членов.

Еще одно важное нововведение заключается в том, что законодательством государств — членов о таможенном регулировании может быть предусмотрено, что таможенный орган отказывает в выпуске товаров, если в отношении декларанта возбуждено дело о банкротстве.

Таможенные операции, связанные с отказом в выпуске товаров, совершаются таможенным органом до истечения срока выпуска товаров, в порядке, определяемом Комиссией, а в части, не урегулированной Комиссией, в порядке, устанавливаемом в соответствии с законодательством государств — членов о таможенном регулировании.

Совершение таможенных операций в условиях ТК ЕАЭС (презентация PDF)

Кириллова Д.К., заместитель начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля Северо-Западного таможенного управления

Источник: Северо-Западное таможенное управление ФТС России

ТК ЕАЭС Глава 17
Таможенное декларирование и таможенные операции,
связанные с подачей, регистрацией и отзывом таможенной
декларации, изменением (дополнением) сведений, заявленных
в таможенной декларации

«Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)

  • Статья 104. Общие положения о таможенном декларировании
  • Статья 105. Таможенная декларация
  • Статья 106. Сведения, подлежащие указанию в декларации на товары
  • Статья 107. Сведения, подлежащие указанию в транзитной декларации
  • Статья 108. Документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации
  • Статья 109. Таможенные операции, связанные с подачей таможенной декларации, и порядок их совершения
  • Статья 110. Срок подачи таможенной декларации
  • Статья 111. Проверка поданной таможенной декларации, таможенные операции, связанные с регистрацией либо отказом в регистрации поданной таможенной декларации, и порядок их совершения
  • Статья 112. Таможенные операции, связанные с изменением (дополнением) сведений, заявленных в таможенной декларации, и порядок их совершения
  • Статья 113. Таможенные операции, связанные с отзывом таможенной декларации, и порядок их совершения
  • Статья 114. Предварительное таможенное декларирование
  • Статья 115. Неполное таможенное декларирование
  • Статья 116. Периодическое таможенное декларирование
  • Статья 117. Особенности таможенного декларирования товара, перемещаемого через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде

Открыть полный текст документа

Порядок совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей и регистрацией транзитной декларации

Транзитная декларация является одним из видов таможенной декларации. В качестве транзитной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, а также документы, предусмотренные международными договорами, в частности книжка МДП и прилагаемые к ней документы. Состав сведений, подлежащих указанию в транзитной декларации, не изменился, за исключением следующего:

  • в транзитной декларации должны содержаться сведения о коде товара в соответствии с ТН ВЭД ТС на уровне не менее первых шести знаков, а также сведения о документах, подтверждающих соблюдение ограничений при перемещении товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов (в соответствии с положениями действующего таможенного законодательства требуется представление указанных документов, но не требуется указания сведений о них в транзитной декларации);
  • не требуется указания в транзитной декларации сведений о водителях транспортных средств, о предполагаемом сроке таможенного транзита.

Для целей применения главы 35 ТК ТС под транспортным средством международной перевозки понимается такое транспортное средство, на котором товары перевозятся по таможенной территории Таможенного союза, не покидая ее пределы.

Таможенное декларирование товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, осуществляют лица, указанные в пунктах 1 и 3 ст. 186 ТК ТС. Оформление транзитной декларации производится в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения транзитной декларации, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 289 (в ред. от 15.07.2012).

Товары на временное хранение не помещаются в случае, если в течение 3 (трех) часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита (п. 6 ст. 225 ТК ТС) или в течение 3 (трех) часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия (п. 4 ст. 180 ТК ТС) при условии, что иные сроки не установлены таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством Российской Федерации в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом:

  • таможенному органу подана и им зарегистрирована таможенная декларация (п. 3 ст. 190 ТК ТС);
  • представлены все сведения, необходимые для таможенного декларирования товаров (ст. 181 ТК ТС);
  • представлены документы, необходимые для выпуска товаров, за исключением случаев, если отдельные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не могут быть представлены при подаче таможенной декларации, и по мотивированному обращению декларанта таможенный орган разрешает представление такого документа после выпуска товаров (ст. 183 ТК ТС).

В ином случае в соответствии с п. 6 ст. 225 ТК ТС товары в течение 3 (трех) часов должны быть помещены на временное хранение.

В соответствии с главой 27 ТК ТС транзитная декларация является одним из видов таможенной декларации. В качестве транзитной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, а также документы, предусмотренные международными договорами, в частности книжка МДП (по Конвенции МДП, 1975 г.) и прилагаемые к ней документы.

Состав сведений, подлежащих указанию в транзитной декларации, не изменился, за исключением следующего:

1) в транзитной декларации должны содержаться сведения о коде товара в соответствии с ТН ВЭД ТС на уровне не менее первых шести знаков, а также сведения о документах, подтверждающих соблюдение ограничений при перемещении товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов (в соответствии с положениями российского законодательства требовалось представление указанных документов, но не требовалось указания сведений о них в транзитной декларации);

2) не требуется указания в транзитной декларации сведений о водителях транспортных средств;

3) не требуется указания в транзитной декларации сведений о предполагаемом сроке таможенного транзита.

Товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, перевозятся по таможенной территории Таможенного союза без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита, если иное не предусмотрено ТК ТС или решением Комиссии Таможенного союза.

Для целей применения главы 35 ТК ТС под транспортным средством международной перевозки понимается такое транспортное средство, на котором товары перевозятся по таможенной территории Таможенного союза, не покидая ее пределы.

Оформление транзитной декларации производится в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 289 (в ред. от 12.07.2012) «О форме и порядке заполнения транзитной декларации» . Данное решение вступило в силу с 1 января 2011 года и применяется во всех государствах-членах Таможенного союза.

Согласно п. 3 ст. 179 ТК ТС таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации. Таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более 2 (двух) часов с момента подачи таможенной декларации (п. 3 ст. 190 ТК ТС). Пунктом 1 ст. 196 ТК ТС предусмотрено, что выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.

Товары на временное хранение не помещаются в случае, если в течение 3 (трех) часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита (п. 6 ст. 225 ТК ТС) или в течение 3 (трех) часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия (п. 4 ст. 180 ТК ТС) при условии, что иные сроки не установлены таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством Российской Федерации в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом:

  • таможенному органу подана и им зарегистрирована таможенная декларация (п. 3 ст. 190 ТК ТС);
  • представлены все сведения, необходимые для таможенного декларирования товаров (ст. 181 ТК ТС);
  • представлены документы, необходимые для выпуска товаров, за исключением случаев, если отдельные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не могут быть представлены при подаче таможенной декларации, и по мотивированному обращению декларанта таможенный орган разрешает представление такого документа после выпуска товаров (ст. 183 ТК ТС).

В ином случае в соответствии с п. 6 ст. 225 ТК ТС товары в течение 3 (трех) часов должны быть помещены на временное хранение.

Декларантом таможенной процедуры таможенного транзита может быть:

1) перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;

2) экспедитор, если он является лицом государства-члена Таможенного союза;

3) лицо государства-члена Таможенного союза, заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена, а также имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (при отсутствии внешнеэкономической сделки).

Таким образом, декларантом таможенной процедуры таможенного транзита может быть не только перевозчик и экспедитор (если он является лицом государства-члена Таможенного союза), но и лицо государства-члена таможенного союза, заключившее внешнеэкономическую сделку, либо лицо, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами.

Транзитная декларация представляется на перевозку товаров, перемещаемых от одного отправителя в адрес одного получателя по одному транспортному (перевозочному) документу, за исключением случаев, когда в качестве транзитной декларации используются документы, предусмотренные международными договорами государств-членов Таможенного союза.

Порядок совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита разработан в соответствии с главами 27 и 32 ТК ТС и утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 438 » О порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита» .

Таможенный орган отправления принимает в качестве транзитной декларации следующие документы, содержащие сведения, указанные в п. 3 ст. 182 ТК ТС:

  • заполненные листы транзитной декларации;
  • книжку МДП (международный документ таможенного транзита), заполненную в соответствии с положениями Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года (далее-Конвенция МДП) с прилагаемыми к ней транспортными (перевозочными) и коммерческими документами;
  • карнет АТА, заполненный в соответствии с Таможенной конвенцией о карнете АТА для временного ввоза 1961 года и Конвенции о временном ввозе 1990 года (далее-Конвенции о временном ввозе) с прилагаемыми к нему транспортными (перевозочными) и коммерческими документами (при перевозке в пределах территории государства-члена Таможенного союза, если это предусмотрено законодательством такого государства);
  • транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы.

При использовании в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных) и коммерческих документов основу транзитной декларации составляет транспортный (перевозочный) документ, а остальные документы являются ее неотъемлемой частью.

Подача транзитной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу отправления:

  • документов, подтверждающих полномочия лица, подающего таможенную декларацию, при декларировании товаров:
  • экспедитором-документы, подтверждающие заключение договора транспортной экспедиции;
  • лицами, указанными в п. 1 ст. 186 ТК ТС-документы, подтверждающие заключение внешнеэкономической сделки либо право владения, пользования и (или) распоряжения товарами;
  • перевозчиком-транспортные (перевозочные) документы.
  • транспортных (перевозочных) документов;
  • коммерческих документов;
  • документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов;
  • документов, подтверждающих страну происхождения товаров в случаях, когда таможенным органом отправления обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, товары которой запрещены к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или транзиту через эту территорию в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза;
  • документов, подтверждающих обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов, в случаях, предусмотренных ТК ТС;
  • свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки в случае перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями, за исключением случаев применения разового допущения к перевозке под таможенными пломбами и печатями;
  • документов, обеспечивающих возможность идентификации товаров (описание товаров, чертежи, масштабные изображения, фотографии, иллюстрации, товаросопроводительные документы и т.п.) в случае, если в качестве средств идентификации не могут быть использованы пломбы, печати и идентификационные знаки или иная маркировка;
  • документа о регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки (в случае перевозки товаров автомобильным транспортом);
  • двух экземпляров описи документов, составляющих транзитную декларацию (в случае использования в качестве транзитной деклара- ции транспортных (перевозочных), коммерческих документов) (приложение № 1).

При перемещении товаров железнодорожным транспортом в случае, если в качестве декларанта выступает перевозчик и в транспортном (перевозочном) документе указаны прилагаемые коммерческие документы и их количество, представление описи документов, составляющих транзитную декларацию, не требуется.

При декларировании товаров таможенному органу дополнительно представляются следующие документы:

  • таможенным перевозчиком-заверенная копия документа, подтверждающего включение юридического лица в реестр таможенных перевозчиков;
  • уполномоченным экономическим оператором-заверенная копия свидетельства о включении юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов.

В случае представления таможенному органу отправления транзитной декларации таможенным представителем дополнительно представляется номер, свидетельствующий о включении юридического лица в реестр таможенных представителей, а также заверенная копия договора таможенного представителя с декларантом.

В качестве коммерческих документов могут представляться счета-фактуры (инвойсы), спецификации, отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и (или) иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

В качестве транспортных (перевозочных) документов могут представляться международная или внутренняя товаротранспортная накладная, коносамент или иной документ, подтверждающий наличие и содержание договора морской (речной) перевозки, авиагрузовые накладные, железнодорожные накладные, документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза, экспедиторские документы, а также другие стандартные документы, предусмотренные международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами и кодексами, другими законами и издаваемыми в соответствии с ними правовыми актами.

В случае использования в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, содержащих сведения, указанные в п. 3 ст. 182 ТК ТС, таможенному органу отправления представляются два комплекта указанных документов.

При перевозке товаров с использованием книжки МДП таможенному органу отправления представляется книжка МДП, оформленная в соответствии с положениями Конвенции МДП, и два комплекта транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, входящих в состав транзитной декларации.

При перевозке товаров с использованием карнета АТА таможенному органу отправления представляется карнет АТА, оформленный в соответствии с Конвенциями о временном ввозе, и два комплекта транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, входящих в состав транзитной декларации.

Одновременно с транзитной декларацией декларант представляет таможенному органу отправления ее электронную копию, если иное не установлено законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации.

Дата и время подачи транзитной декларации фиксируется таможенным органом в журнале, форма которого устанавливается законодательством Российской Федерации, и в информационной системе таможенного органа отправления с использованием информационных технологий.

Регистрация транзитной декларации является отдельной таможенной операцией, которую совершают уполномоченные должностные лица таможенного органа отправления.

Таможенный орган регистрирует транзитную декларацию в срок не более двух часов с момента ее подачи.

Регистрация транзитной декларации осуществляется уполномоченным должностным лицом таможенного органа отправления путем присвоения ей регистрационного номера в соответствии с порядком заполнения транзитной декларации.

В случае перемещения товаров с использованием книжки МДП регистрация транзитной декларации осуществляется должностным лицом таможенного органа отправления путем указания в правом подразделе графы 21 отрывных листов № 1 и № 2 книжки МДП порядкового номера по журналу, форма которого устанавливается законодательством Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, регистрационный номер транзитной декларации дополнительно может указываться в транзитной декларации в виде штрих-кода.

Регистрационный номер транзитной декларации заверяется подписью и оттиском личной номерной печати должностного лица таможенного органа отправления.

С 1 января каждого последующего года нумерация транзитных деклараций начинается с единицы.

Регистрационный номер транзитной декларации указывается должностным лицом таможенного органа отправления:

  • в специальном журнале;
  • в транзитной декларации в соответствии с порядком заполнения транзитной декларации;
  • в двух экземплярах транспортных (перевозочных) документов;
  • в двух экземплярах описи документов, составляющих транзитную декларацию, и транспортных (перевозочных) документов (в случае использования в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих документов).

Регистрация транзитной декларации осуществляется таможенным органом отправления, в том числе с использованием информационных систем и информационных технологий.

С момента присвоения регистрационного номера транзитная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Таможенный орган отправления отказывает в регистрации транзитной декларации в следующих случаях:

  • транзитная декларация подана таможенному органу, не правомочному регистрировать транзитные декларации;
  • транзитная декларация подана не уполномоченным лицом;
  • в транзитной декларации не указаны необходимые сведения, предусмотренные ст. 182 ТК ТС;
  • транзитная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме;
  • в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с ТК ТС должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.

При наличии оснований для отказа в регистрации транзитной декларации должностное лицо таможенного органа отправления до истечения срока двух часов с момента ее подачи, оформляет отказ в регистрации транзитной декларации.

При этом должностное лицо таможенного органа отправления выполняет следующие действия:

а) регистрирует отказ в принятии транзитной декларации в журнале по форме, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) изготавливает копию заполненного листа транзитной декларации либо транспортных (перевозочных) документов (в случае использования в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих документов), либо отрывного листа № 1 книжки МДП, либо листа » Transit» карнета АТА, а также иных документов, прилагаемых к транзитной декларации;

в) уведомляет лицо, подавшее транзитную декларацию, об отказе в регистрации транзитной декларации путем вручения ему письменного отказа в принятии транзитной декларации с указанием причины отказа и регистрационного номера по журналу, указанному в подпункте
«а» .

Письменный отказ составляется в произвольной форме, подписывается и заверяется оттиском личной номерной печати должностного лица таможенного органа.

В случае принятия решения об отказе в регистрации транзитной декларации указанные в подпункте «б» настоящего пункта копии документов хранятся в делах таможенного органа не менее одного года.

По письменному обращению декларанта зарегистрированная транзитная декларация может быть отозвана им до принятия таможенным органом решения о выпуске товаров.

В случае отзыва транзитной декларации должностное лицо таможенного органа отправления:

а) вносит в журнал по форме, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, запись: «Отзыв» ;

б) вносит запись «Отзыв» в транзитную декларацию, которую заверяет подписью и оттиском личной номерной печати (при использовании книжки МДП указанная запись вносится в графу » Для официального пользования» отрывных листов № 1 и № 2 книжки МДП либо в соответствующую графу листа «Transit» карнета АТА, при этом данные отрывные листы перечеркиваются);

в) изготавливает копию заполненного листа транзитной декларации либо транспортных (перевозочных) документов (в случае использования в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих документов), либо отрывного листа № 1 книжки МДП, либо листа «Transit» карнета АТА, а также иных документов, прилагаемых к транзитной декларации;

г) уведомляет лицо, подавшее транзитную декларацию, о принятии решения о ее отзыве путем вручения ему транзитной декларации, книжки МДП либо карнета АТА.

В случае принятия решения об отзыве транзитной декларации указанные в подпункте «в» настоящего пункта копии документов и оригинал заявления декларанта хранятся в делах таможенного органа не менее одного года.

Таможенный орган отправления осуществляет выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита после регистрации транзитной декларации и предъявления товаров таможенному органу отправления сразу после того, как этот таможенный орган убедится в соблюдении условий, установленных п. 1 ст. 195 и ст. 216
ТК ТС.

При выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита таможенный орган отправления устанавливает срок таможенного транзита (ст. 219 ТК ТС) и определяет место доставки товаров (ст. 220 ТК ТС), которые указывает в транзитной декларации.

Оформление выпуска товаров осуществляется путем заполнения должностным лицом таможенного органа отправления соответствующей графы заполненных листов транзитной декларации, проставления и заполнения штампа, форма которого устанавливается законодательством Российской Федерации, заверенного оттиском его личной номерной печати, на двух экземплярах транспортного (перевозочного) документа.

В случае использования в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих документов оформление выпуска товаров осуществляется путем проставления и заполнения направляющего штампа, заверенного оттиском личной номерной печати должностного лица таможенного органа отправления, на двух экземплярах транспортного (перевозочного) документа.

При перевозке товаров с использованием книжки МДП оформление выпуска товаров осуществляется путем заполнения соответствующих граф отрывных листов и корешков книжки МДП в соответствии с положениями Конвенции МДП, и проставления и заполнения направляющего штампа, заверенного оттиском личной номерной печати должностного лица таможенного органа отправления, на двух экземплярах транспортного (перевозочного) документа.

При перевозке товаров с использованием карнета АТА оформление выпуска товаров осуществляется путем заполнения соответствующих граф листа «Transit» в соответствии с Конвенциями о временном ввозе и проставления и заполнения направляющего штампа, заверенного оттиском личной номерной печати должностного лица таможенного органа отправления, на двух экземплярах транспортного (перевозочного) документа, предназначенного для декларанта.

Сведения о сроке таможенного транзита и месте доставки указываются также в информационной системе таможенного органа отправления с использованием информационных технологий.

При выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита должностное лицо таможенного органа отправления заполняет соответствующие графы журнала по форме, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Выпуск товаров осуществляется таможенным органом отправления в срок, не превышающий сроки, указанные в ст. 196 ТК ТС.

После выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита один оформленный лист транзитной декларации, один экземпляр транспортного (перевозочного) документа с отметками о выпуске товаров и один комплект иных документов, входящих в состав транзитной декларации и идентифицированных таможенным органом отправления, возвращаются перевозчику для представления таможенному органу назначения.

В случае использования в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих документов перевозчику возвращаются один экземпляр транспортного (перевозочного) документа с отметками о выпуске товаров и один комплект иных документов, входящих в состав транзитной декларации и идентифицированных таможенным органом отправления.

При перевозке товаров с использованием книжки МДП перевозчику возвращаются оформленная в соответствии с положениями Конвенции МДП книжка МДП, один экземпляр транспортного (перевозочного) документа с отметкой о выпуске товаров и один комплект иных документов, входящих в состав транзитной декларации и идентифицированных таможенным органом отправления.

При перевозке товаров с использованием карнета АТА перевозчику возвращаются оформленный в соответствии с Конвенциями о временном ввозе карнет АТА, один экземпляр транспортного (перевозочного) документа с отметкой о выпуске товаров и один комплект иных документов, входящих в состав транзитной декларации и идентифицированных таможенным органом отправления.

В таможенном органе отправления остается один лист транзитной декларации, один экземпляр транспортного (перевозочного) документа с отметками о выпуске товаров и один комплект иных документов, входящих в состав транзитной декларации.

В случае использования в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих документов в таможенном органе остаются один экземпляр транспортного (перевозочного) документа с отметками о выпуске товаров и один комплект иных документов, входящих в состав транзитной декларации и идентифицированных таможенным органом отправления, а также опись документов, составляющих транзитную декларацию, если ее наличие предусмотрено настоящим порядком.

При перевозке товаров с использованием книжки МДП в таможенном органе отправления остаются отрывной лист № 1 книжки МДП, оформленный в соответствии с положениями Конвенции МДП, транспортный (перевозочный) документ с отметкой о выпуске товаров и один комплект иных документов, входящих в состав транзитной декларации и идентифицированных таможенным органом отправления.

При перевозке товаров с использованием карнета АТА в таможенном органе отправления остаются лист «Transit» , оформленный в соответствии с Конвенциями о временном ввозе, транспортный (перевозочный) документ с отметкой о выпуске товаров и один комплект иных документов, входящих в состав транзитной декларации и идентифицированных таможенным органом отправления.

Таможенный орган отправления отказывает в выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в случаях, указанных в ст. 201 ТК ТС, а также при несоблюдении условий, установленных пунктом 1 статьи 195 и статьей 216 ТК ТС.

При этом должностное лицо таможенного органа отправления выполняет следующие действия:

а) вносит в журнал регистрации транзитных деклараций в таможенном органе отправления запись: «Отказ в выпуске» , а также дату и время принятия решения об отказе в выпуске товаров;

б) вносит запись «Отказано в выпуске товаров по причине ____________» в транзитную декларацию, которую заверяет подписью и оттиском личной номерной печати (при использовании книжки МДП указанная запись вносится в графу » Для официального пользования» отрывных листов № 1 и № 2 книжки МДП, при этом данные отрывные листы перечеркиваются);

в) изготавливает копию заполненного листа транзитной декларации либо транспортных (перевозочных) документов (в случае использования в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих документов), либо отрывного листа № 1 книжки МДП, либо листа «Transit» карнета АТА, а также иных документов, прилагаемых к транзитной декларации;

г) уведомляет лицо, подавшее транзитную декларацию, о принятии решения об отказе в выпуске путем вручения ему транзитной декларации, книжки МДП либо карнета АТА.

В случае принятия решения об отказе в выпуске товаров указанные в подпункте «в» настоящего пункта копии документов хранятся в делах таможенного органа не менее одного года.