Таможенное декларирование ТК ЕАЭС

Статья 104. Общие положения о таможенном декларировании

1. Товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса.

Товары не подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в соответствии с пунктом 4 статьи 204 настоящего Кодекса, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 14 – 17 статьи 286 и пунктом 7 статьи 301 настоящего Кодекса.

2. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.

3. Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме.

4. Таможенное декларирование в письменной форме допускается:

1) при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;

2) в отношении товаров для личного пользования;

3) в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;

4) в отношении транспортных средств международной перевозки;

5) при использовании в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной, в соответствии с абзацем вторым пункта 6 статьи 105 настоящего Кодекса;

6) в иных случаях, определяемых Комиссией и законодательством государств-членов о таможенном регулировании в случаях, предусмотренных Комиссией.

5. Вне зависимости от положения пункта 4 настоящей статьи таможенное декларирование в письменной форме может быть осуществлено, если у таможенного органа отсутствует возможность обеспечить реализацию декларантом таможенного декларирования в электронной форме в связи с неисправностью используемых таможенными органами информационных систем, вызванной техническими сбоями, нарушениями в работе средств связи (телекоммуникационных сетей и сети Интернет), отключением электроэнергии, а также в иных случаях, устанавливаемых законодательством государств-членов.

6. В зависимости от формы таможенного декларирования используется таможенная декларация в виде электронного документа (далее – электронная таможенная декларация) или таможенная декларация в виде документа на бумажном носителе (далее – таможенная декларация на бумажном носителе).

7. Особенности таможенного декларирования, когда таможенная декларация в отношении иностранных товаров подается до их ввоза на таможенную территорию Союза или до доставки товаров в место доставки, определенное таможенным органом отправления, в случаях, если такие товары перевозятся в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (далее – предварительное таможенное декларирование), определяются статьей 114 настоящего Кодекса.

Особенности таможенного декларирования в случае, если декларант не располагает на момент подачи декларации на товары точными сведениями, необходимыми для заявления в такой декларации на товары (далее – неполное таможенное декларирование), определяются статьей 115 настоящего Кодекса.

Особенности таможенного декларирования в случае, если лицо осуществляет перемещение через таможенную границу Союза товаров двумя или более партиями на одних и тех же условиях в течение периода поставки (далее – периодическое таможенное декларирование), определяются статьей 116 настоящего Кодекса.

Особенности таможенного декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, определяются статьей 117 настоящего Кодекса.

8. Законодательством государств-членов о таможенном регулировании могут устанавливаться особенности таможенного декларирования, отличные от особенностей, установленных настоящим Кодексом:

1) если декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования;

2) если ввоз товаров Союза на территорию СЭЗ с остальной части территории государства-члена, на территории которого создана СЭЗ, и вывоз товаров Союза с территории СЭЗ на остальную часть территории государства-члена, на территории которого создана СЭЗ, осуществляются двумя или более партиями на одних и тех же условиях в течение периода поставки;

3) если ввоз товаров Союза на территорию свободного склада с остальной части территории государства-члена, на территории которого владелец свободного склада включен в реестр владельцев свободных складов, и вывоз товаров Союза с территории свободного склада на остальную часть территории государства-члена, на территории которого владелец свободного склада включен в реестр владельцев свободных складов, осуществляются двумя или более партиями на одних и тех же условиях в течение периода поставки;

4) в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи.

9. Комиссия вправе определять особенности таможенного декларирования товаров, в отношении которых обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов не возникает в соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 136 и абзацем первым пункта 2 статьи 225 настоящего Кодекса.

Поделиться публикацией:

Декларация соответствия Таможенного союза

Декларация соответствия техническому регламенту Таможенного союза – один из документов, который удостоверяет соответствие товаров нормам, принятым в Таможенном союзе. Декларация действительна во всех странах, входящих в Таможенный Союз. Ее наличие – необходимое условие для импорта товара на территорию любого государства ТС и обращения продукции на внутреннем рынке ТС.

Наши специалисты помогут быстро получить декларацию соответствия Таможенного союза. Вы предоставляете минимальный пакет документов и мы приступаем к работе без предоплаты. За 7 лет оформили 14 000 документов для 3 500 компаний России, Беларуси и Казахстана.

До образования Таможенного Союза в 2013 г. процесс сертифицирования и декларирования в России происходил на базе национальных стандартов.
Подтверждение соответствия продукции стандартам техрегламентов, принятым странами-участниками ТС, обязательно. Исключение составляют товары, технические регламенты на которые еще не вступили в действие или только разрабатываются. В этом случае оформляются документы соответствия национальным нормам и стандартам.

Если у продавца не будет обязательных разрешительных документов, или в них будут указаны недостоверные данные, ему грозит административное наказание: штраф до 0,5 млн рублей, а также конфискация продукции. Ответственность за правильность данных несет заявитель.

Важно: В 2014 году из Таможенного союза сформирован Евразийский экономический союз, в который помимо России, Белоруссии и Казахстана, вошла и Армения.

Особенности оформления декларации соответствия Таможенного союза

Декларация соответствия ТР ТС регистрируется на юридическое лицо в любой из стран-членов ТС. Заявителями могут быть производители продукции, компании продавцы и предприятия, которые осуществляют импорт товаров по контракту, но только резиденты Таможенного Союза. Зарубежные компании, не зарегистрированные на территории ТС, не могут быть получателями деклараций соответствия.Таким образом оформить декларацию может только компания-импортер. Еще одно правило относится к российским компаниям: в декларации соответствия может быть указано только одно юридическое лицо. Согласно законодательству, если продукция подлежит обязательному декларированию — производитель обязан оформить разрешительные документы на себя.

Декларация о соответствии Таможенного Союза регистрируется на основании доказательств качества и безопасности, собранных предприятием-производителем, ее представителем или компанией, осуществляющей реализацию этих товаров. Основной документ, который служит доказательством соответствия стандартам ТР – протокол испытаний. Тесты имеет право проводить сам заявитель и аккредитованные лаборатории, имеющие соответствующий аттестат. Протокол вместе с другими необходимыми документами передается в орган сертификации, зарегистрированный в Федеральной службе аккредитации. Там документация проверяется и выносится решение о регистрации декларации соответствия Таможенного Союза.

Доказательства безопасности для регистрации декларации собирает фирма-производитель, импортер или их официальные представители. Они же несут полную ответственность за достоверность предоставленного пакета документации. Федеральная служба аккредитации вправе провести расследование с целью проверки достоверности. При выявлении несоответствий декларация ТР ТС прекращает свое действие, на должностных лиц и юридическое лицо налагаются санкции.

В каждой стране Таможенного Союза действуют также национальные стандарты контроля качества. Например, в России существует система ГОСТ Р, в рамках которой к определенные категории продукции требуют сертификации или декларирования. Однако двойной контроль исключен: если на группу товаров распространяется действие техрегламента Таможенного Союза, то она исключается из перечня национальной системы контроля. Это упрощает документооборот и положительно сказывается на развитии торговли.

Обязательным требованием декларирования является специальная маркировка продукции. Требования к маркировке содержатся в каждом техрегламенте. На товар наносится знак ЕАС, а также информация для потребителей: наименование, торговая марка, состав, срок годности, условия хранения.

Этапы получения декларации соответствия Таможенного союза

  1. Сбор необходимых документов.
  2. Проведение серии испытаний с последующим занесением результатов в протокол.
  3. Оформление заявления.
  4. Передача пакета документов в сертификационный аккредитованный центр.
  5. Проверка переданных документов.
  6. Регистрация декларации Таможенного Союза.
  7. Регистрация документа, присвоение ему номера, внесение записи в единый реестр деклараций ТР ТС.

Декларацию о соответствии товара регистрируют только аккредитованные сертификационные центры. Регистрируемая продукция должна входить в область аккредитации органа по сертификации, а сам орган по сертификации должен состоять в едином реестре ТС. Это можно проверить на сайтах Росаккредитации и Комиссии Таможенного Союза.

Сперва заявитель выбирает подходящую для себя схему декларирования, после чего собирает необходимый пакет документов. Далее проводится отбор образцов продукции и их лабораторные испытания. Затем следует анализ собранной доказательной базы и заполнение декларации. Заполненную декларацию регистрируют в Едином реестре деклараций о соответствии. Важно тщательно проверить все данные, так как внести исправления в зарегистрированную декларацию будет невозможно — всю процедуру придется пройти заново.

Также нужно учитывать, что наличие добровольных сертификатов не отменяет необходимости оформлять декларацию соответствия. Декларирование – это обязательная процедура, её нужно проходить в первую очередь, а уже потом при желании оформлять добровольные сертификаты.

Иногда в зависимости от свойств и назначения продукции на нее может потребоваться пожарный сертификат или свидетельство о госрегистрации Роспотребнадзора.

Схемы получения декларации соответствия продукции требованиям Таможенного союза

Схемы оформления декларации соответствия техническому регламенту Таможенного союза отличаются в зависимости от объема изготавливаемой или ввозимой продукции. Они сочетают в себе различные формы подтверждения качества, ведь для разных категорий продукции применяются свои формы контроля.

Схема Применение Испытания Анализ производства/производственный контроль Документ
Серийно выпускаемая продукция Образцов продукции Производственный контроль осуществляет изготовитель Декларация о соответствии на продукцию выпускаемую серийно
Разовая партия Образцов продукции Декларация о соответствии на партию продукции (единичное изделие)
Серийно выпускаемая продукция Образцов продукции Производственный контроль осуществляет изготовитель Декларация о соответствии на продукцию выпускаемую серийно
Разовая партия или единичный экземпляр Образцов продукции/единичного изделия Декларация о соответствии на партию продукции (единичное изделие)
Серийно выпускаемая продукция Типового образца Производственный контроль осуществляет изготовитель Декларация о соответствии на продукцию выпускаемую серийно
Серийно выпускаемая продукция при наличии СМК Типового образца Сертификация системы менеджмента качества/производственный контроль осуществляет изготовитель Декларация о соответствии на продукцию выпускаемую серийно

Сроки действия декларации Таможенного союза

Декларации соответствия Таможенного Союза и сертификат имеют одинаковую юридическую силу и срок действия от 1 года до 5 лет. Срок действия декларации может быть различным в зависимости от требований технического регламента и выбранной схемы декларирования. Если декларация оформляется на партию товара – она может действовать до момента его реализации. На единичный экземпляр выдается бессрочная декларация.

Отличия декларации Таможенного союза от сертификата

Сертификация – более строгая процедура. Испытания для получения сертификата проводят в аттестованном центре, ответственность за соответствие несет юридическое лицо, выдавшее сертификат. Для деклараций соответствия Таможенного Союза и сертификатов существуют разные реестры ТС, куда вносят уникальные номера этих документов. Другие отличия:

  • Схемы для получения сертификата и декларирования несколько отличаются. Они имеют маркировку С (для сертификатов) и Д (для деклараций).
  • В декларации можно указать сразу несколько наименований продукции, если они схожи по типу и характеристикам.
  • Сертификаты печатают на специальных бланках. Декларации отпечатывают на листах А 4, требования к их оформлению регламентировано решением Экономической комиссии ТС номер 293.
  • Условия производства продукции не оцениваются.
  • Отсутствие инспекционного контроля. Для сертифицированной продукции серийного производства предусмотрены ежегодные инспекционные проверки качества и безопасности. Для декларируемой продукции необходимость в этом отсутствует
  • На продукцию наноситься знак ЕАС

Ошибочно полагать, что декларация соответствия является менее надежным документом. Декларация заверяется печатями заявителя и имеет такую же юридическую силу, как и сертификат соответствия. Декларация соответствия подтверждает, что качество и безопасность продукции подтверждены испытаниями. Заявитель может по своему желанию изменить форму подтверждения соответствия ТР ТС с декларирования на сертификацию (если это предусмотрено техническим регламентом ТС)

Какая продукция требует оформления декларации соответствия Таможенного союза

Продукция подлежит декларированию, если она состоит в списке товаров, которые требуют обязательного подтверждения в виде Декларации ТР ТС и имеет определенную область применения. Список таких товаров всегда можно найти в первом пункте любого технического регламента.

ТК ЕАЭС Глава 22
Таможенная процедура таможенного транзита

«Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)

  • Статья 142. Содержание и применение таможенной процедуры таможенного транзита
  • Статья 143. Условия помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита
  • Статья 144. Срок таможенного транзита
  • Статья 145. Место доставки товаров. Изменение места доставки товаров
  • Статья 146. Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при таможенной процедуре таможенного транзита
  • Статья 147. Особенности подтверждения предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при таможенном транзите
  • Статья 148. Разгрузка, перегрузка (перевалка) и иные грузовые операции с товарами, а также замена транспортных средств при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по таможенной территории Союза
  • Статья 149. Меры, принимаемые при аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах, возникших при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита
  • Статья 150. Обязанности перевозчика при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита
  • Статья 151. Завершение и прекращение действия таможенной процедуры таможенного транзита
  • Статья 152. Таможенные операции, совершаемые после доставки товаров в место доставки товаров
  • Статья 153. Возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру таможенного транзита, при перевозке (транспортировке) по таможенной территории Союза, срок их уплаты и исчисление
  • Статья 154. Ответственность лиц при нарушении таможенной процедуры таможенного транзита

Открыть полный текст документа

  • Статья 207 ТК ЕАЭС Завершение и прекращение действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны Если в указанном случае необходима перевозка товаров с одной территории СЭЗ на другую территорию СЭЗ, такая перевозка осуществляется в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в порядке и на условиях, которые предусмотрены главой 22 ТК ЕАЭС, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта. Открыть статью
  • Статья 266 ТК ЕАЭС Применение таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования 10. Порядок применения таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров, а также сроки их уплаты определяются в соответствии с главой 22 ТК ЕАЭС. Открыть статью
  • Статья 287 ТК ЕАЭС Особенности применения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении международных почтовых отправлений 2. Международные почтовые отправления помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита в соответствии с главой 22 ТК ЕАЭС с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Открыть статью
  • Статья 312 ТК ЕАЭС Таможенный контроль за соблюдением условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой 3. Таможенный контроль за соблюдением требований главы 22 ТК ЕАЭС в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, проводится таможенными органами государства-члена, на территории которого товары помещены под таможенную процедуру, по территориям которых осуществляется перевозка таких товаров и (или) на территории которого завершается действие таможенной процедуры таможенного транзита. Открыть статью
  • Статья 455 ТК ЕАЭС Особенности применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отдельных сэз государств-членов 25. Товары для личного пользования, являющиеся товарами Союза, перевозимые перевозчиком по договору перевозки (по накладной, коносаменту и иным документам) с территорий СЭЗ, которые не имеют общих сухопутных границ с остальной частью таможенной территории Союза, на остальную часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита в соответствии с главами 22 и 43 ТК ЕАЭС с учетом положений настоящего пункта. Открыть статью

Место декларирования товаров

Таможенная декларация может быть подана любому таможенному органу, правомочному их принимать.

ФТС устанавливает определенные таможенные органы для декларирования отдельных видов товаров только:

1) при необходимости применения специализированного оборудования или специальных знаний (культурные ценности, ВВТ и боеприпасы, радиоактивные материалы);

2) в зависимости от вида транспорта для перевозки (авто, морской (речной), воздушный, железнодорожный, трубопроводный и ЛЭП);

3) в случае перемещения товаров, в отношении которых зафиксированы частые случаи нарушения таможенного законодательства;

4) при контроле за товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности.

6.2. ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТТС

Форма декларирования — это способ заявления сведений о ТТС и иных необходимых для таможенных целей сведений для передачи таможенному органу.

Предусмотрено три формы декларирования:

1) письменная (основная) форма;

2) устная — для товаров, перемещаемых физическими лицами;

3) электронная (вспомогательная) форма .

Письменная форма наиболее распространена в области ВЭД, в частности грузовая таможенная декларация (ГТД). В России ГТД введена в с 1 апреля 1989 г. Форма ГТД совпадает с формой единого административного документа (ЕАД), применяемого в мировой практике. Этот документ заменил собой многочисленную документацию (около 80 видов формуляров и деклараций). Введение ЕАД упростило таможенные формальности, уменьшило финансовые издержки и потери во времени, подготовило переход на полностью автоматизированные учет и обработку документов.

Устное декларирование применяют при таможенном оформле­нии ручной клади и багажа пассажиров. Эта форма декларирования может носить название конклюдентной (от лат. concludere — заключать; делать вывод), суть которой заключается в том, что физическое лицо, ознакомленное с таможенными правилами, как бы заявило сотрудникам таможни об отсутствии у него товаров, подлежащих контролю таможенными органами. Примером такого декларирования может служить проход пассажиров в международ­ных аэропортах по «зеленому коридору».

Электронная форма декларирования в международной таможенной практике используется с начала 80-х гг. XX столетия (США, Япония). Эта форма — перспектива совершенствования механизма таможенных процедур в России, которая предусматривает бесконтактный способ декларирования товаров. А это, существенно уменьшает возможности злоупотреблений со стороны сотрудников таможенных органов.

При перемещении товаров физическими лицами не для коммерческих целей письменная форма декларирования представлена несколькими бланками — ТД-6 и ТД-7.

ТД-6 заполняется при перемещении товаров физическим лицом, достигшим шестнадцатилетнего возраста.

ТД-7 заполняется также физическим лицом, достигшим шестнадцатилетнего возраста, но уже в случаях перемещения транспортных средств (легковых автомобилей) в несопровождаемом багаже (контейнер, платформа и др.).

Декларирование товаров в письменной форме физическими лицами может сопровождаться, а для легковых автомобилей обязательно сопровождается представлением документов, подтверждающих право собственности перемещаемым товаром. Также представляются документы, в которых указываются стоимость товара, страна происхождения и иные необходимые сведения.

Содержание таможенной декларации:

1) заявляемый таможенный режим;

2) сведения о декларанте, Т-брокере (представителе), отправителе и получателе;

3) сведения о ТС для международной перевозки или перевозки по территории РФ под таможенным контролем;

4) сведения о товарах:

· наименование;

· описание;

· классификационный код товаров по ТН ВЭД;

· наименование страны происхождения;

· наименование страны отправления (назначения);

· описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера);

· количество (вес брутто и нетто) или в других единицах измерения;

· таможенная стоимость;

5) сведения об исчислении таможенных платежей:

· ставки ввозных или вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;

· применение льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;

· применение тарифных преференций;

· суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;

· установленный Центрабанком РФ на день подачи декларации курс валюты;

6) сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях;

7) сведения о соблюдении ограничений;

8) сведения о производителе товаров;

9) подтверждение соблюдения условий помещения товаров под заявляемый режим;

10) сведения о представляемых документах, необходимых для декларирования;

11) сведения о лице, составившем таможенную декларацию;

12) место и дата составления таможенной декларации.