Страховые взносы зачетная или прямая выплата?

В чём разница между зачётной схемой и системой прямых выплат?

В первом случае работодатель служит посредником между государством и гражданином, который получает временное пособие по нетрудоспособности, будучи официально у него трудоустроенным. Происходит это следующим образом — социальные пособия изначально выплачиваются работодателем, который после может возместить свои расходы, обратившись в ФСС. Среди плюсов такой системы — её привычность для населения и отсутствия необходимости контролировать выдачу пособий отдельно, но есть и недостатки:

  • пособия зависят от работодателя (если у того нет денег на выплаты, недееспособный работник останется ни с чем и будет вынужден обратиться в суд);
  • зачётная схема создаёт проблемы работодателям, отчего те ещё усерднее скрывают доходы и количество работников;
  • наличие посредника растягивает процесс выплат.

Как альтернатива существует система прямых выплат, согласно которой работодатель в выдаче пособий не участвует. Деньги социально незащищённым категориям населения приходят напрямую от государства, в чём есть польза для всех сторон:

  • работодатель не сможет присвоить пособия себе;
  • нетрудоспособные получат свои деньги быстрее, вне зависимости от доходности своего места работы;
  • работодатель будет менее предубеждён к работникам на пособии (например, беременным женщинам в декрете).

Во всех отношениях система прямой выдачи более выгодна всем — потому в планах ФСС перевести на неё все субъекты РФ.

Признак выплат в расчете по страховым взносам

Признак выплат в контексте страховых взносов отмечается в графе 001, документа формы РСВ. У рассматриваемого признака только два обозначения: 1 и 2. Прочие отметки недопустимы

В поле 001 проставляется 1, если работодатель осуществляет прямые выплаты пособий по нетрудоспособности.

Остальные работодатели —проставляют в указанном поле значение 2

Если компания содержит штат более чем 25 сотрудников, форму необходимо подавать в электронном варианте.

Порядок подготовки и представления отчета о реализации пилотного проекта

ПОРЯДОК

подготовки и представления отчета

о реализации пилотного проекта по внедрению в

(наименование федерального государственного органа)

системы квалификационных требований к профилю образования,

знаниям и навыкам

(наименование федерального государственного органа)

системы квалификационных требований к профилю образования, знаниям и навыкам (далее – пилотный проект).

2. Промежуточные отчеты представляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации ежемесячно в срок не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Итоговый отчет представляется по результатам завершения пилотного проекта в течение 10 календарных дней со дня завершения пилотного проекта.

3. При подготовке ежемесячных отчетов __________________________________________________________________

(наименование структурного подразделения федерального государственного органа, ответственного за реализацию пилотного проекта)

(наименование структурного подразделения федерального государственного органа, ответственного за реализацию пилотного проекта)

вправе запрашивать у руководителей структурных подразделений информацию об участии их сотрудников в мероприятиях пилотного проекта.

Приложениями к ежемесячному отчету должны быть:

(наименование федерального государственного органа)

— перечень структурных подразделений, сотрудники которых принимали участие в мероприятиях пилотного проекта;

— аналитические, методические материалы, подготовленные в ходе пилотного проекта в рамках отчетного периода (при наличии);

— тексты ведомственных нормативных документов, разработанных или принятых в отчетном периоде (при наличии);

— пояснительная записка к отчету.

Пояснительная записка пишется в свободной форме, содержит пояснения по изменению сроков реализации мероприятий пилотного проекта, возникшим сложностям при реализации пилотного проекта, обоснование необходимости внесения изменений в план мероприятий и методы работы, оценку отношения государственных гражданских служащих к мероприятиям пилотного проекта.

Ежемесячный отчет должен быть подготовлен не позднее 3 числа следующего за отчетным месяцем, согласован с руководителями структурных подразделений – участников пилотного проекта и представлен на подпись руководителю федерального государственного органа.

4. При подготовке итогового отчета __________________________________________________________________

(наименование структурного подразделения федерального государственного органа, ответственного за реализацию пилотного проекта)

формирует отчет по форме, согласно приложению 2 к настоящему порядку. Итоговый отчет должен содержать краткое описание результатов пилотного проекта, потенциальные риски для внедрения системы квалификационных требований к профилю образования, знаниям и навыкам в федеральном государственном органе и предложения по снижению этих рисков, краткую характеристику необходимых изменений законодательства Российской Федерации. Отчет пишется в свободной форме. Приложениями к итоговому отчету должны быть:

— заключение федерального государственного органа на проект методических рекомендаций по внедрению системы квалификационных требований к профилю образования, знаниям и навыкам;

— проект ведомственного нормативного акта о внедрении системы квалификационных требований к профилю образования, знаниям и навыкам;

— предложения по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты Российской Федерации, необходимые для внедрения системы квалификационных требований к профилю образования, знаниям и навыкам.

Итоговый отчет должен быть подготовлен не позднее 7 календарных дней после завершения пилотного проекта, согласован с руководителями структурных подразделений федерального государственного органа – участника пилотного проекта и представлен на подпись руководителю федерального государственного органа.

5. Отчеты представляются в электронной форме и на бумажном носителе. Отчеты на бумажном носителе подписываются _________________________________________________________________.

(наименование должности руководителя федерального государственного органа)

Приложение к

Порядку подготовки и представления

отчета о реализации пилотного проекта

ОТЧЕТ

о реализации пилотного проекта по внедрению в

(наименование федерального государственного органа)

системы квалификационных требований к профилю образования, знаниям и навыкам

с __ ________ 2013 г. по __ ________ 2013 г.

№ п/п

Наименования мероприятий по реализации пилотного проекта1

Сроки выполнения2

Перечень выполненных работ3

Число структурных подразделений4

Число гражданских служащих, принявших участие в реализации мероприятия5

Описание достигнутых результатов6

план

факт

1 Наименования мероприятий соответствуют наименованиям мероприятий, обозначенным в плане реализации пилотного проекта.

2 В графе «Сроки выполнения» указываются планируемые сроки, в соответствии с планом реализации пилотного проекта, и фактические сроки реализации данного мероприятия. В случае, если фактические сроки значительно отличаются от запланированных, в пояснительной записке к отчету должны указываться причины сложившейся ситуации.

3 В графе «Перечень выполненных работ» указывается детализированный перечень работ, проведенных в рамках реализации данного мероприятия в отчетном периоде. Например, по мероприятию «Информирование государственных гражданских служащих – участников пилотного проекта о мероприятиях пилотного проекта, в которых они примут участие (по утвержденному списку)» должно быть указано каким образом проводилось информирование (совещания в структурных подразделениях, публикация информационных листков, выпуск приказа по федеральному государственному органу и ознакомление сотрудников с текстом приказа, иные методы информирования).

4 В графе «Число структурных подразделений, принявших участие в реализации мероприятия», указывается число структурных подразделений, сотрудники которых принимали участие в мероприятиях пилотного проекта. Данная графа заполняется только по мероприятиям, связанным с проведением первоначального обследования (опросов, интервью) и апробации разработанных методик. Дополнительно приложением к отчету должен быть перечень структурных подразделений, в которых данное мероприятие было реализовано.

5 В графе «Число гражданских служащих, принявших участие в реализации мероприятия», указывается число государственных гражданских служащих, которые принимали участие в мероприятиях пилотного проекта. Данная графа заполняется только по мероприятиям, связанным с проведением первоначального обследования (опросов, интервью) и апробации разработанных методик.

6 В графе «Описание достигнутых результатов» приводится краткое описание достигнутых результатов, перечень подготовленных документов и материалов.

Приложения к отчету по реализации пилотного проекта:

(наименование федерального государственного органа)

от __________ 2013 года на ___ л. в 1 экз.

2. Перечень структурных подразделений, сотрудники которых принимали участие в мероприятиях пилотного проекта на ___ л. в 1 экз.

3. Аналитические, методические материалы, подготовленные в рамках реализации пилотного проекта, разработанные в отчетном периоде (при наличии) на ___ л. в 1 экз.

4. Пояснительная записка к отчету (при наличии) на ___ л. в 1 экз.

(наименование должности руководителя федерального государственного органа)

(имя, отчество, фамилия руководителя федерального государственного органа)

Приложение к

Порядку подготовки и представления

отчета о реализации пилотного проекта

ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ

о реализации пилотного проекта по внедрению в

(наименование федерального государственного органа)

системы квалификационных требований к профилю образования,

знаниям и навыкам

Приложения к отчету:

1. Заключение __________________________________________________

(наименование федерального государственного органа)

на проект методических рекомендаций по внедрению системы квалификационных требований к профилю образования, знаниям и навыкам на ____ л. в 1 экз.

2. Проект ведомственного нормативного акта о внедрении системы квалификационных требований к профилю образования, знаниям и навыкам на ____ л. в 1 экз.

3. Предложения по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты Российской Федерации, необходимые для внедрения системы квалификационных требований к профилю образования, знаниям и навыкам на ____ л. в 1 экз., оформленные по форме согласно приложению к настоящему итоговому отчету.

(наименование должности руководителя федерального государственного органа)

(имя, отчество, фамилия руководителя федерального государственного органа)

Приложение

к итоговому отчету

Предложения по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты Российской Федерации, необходимые для внедрения системы квалификационных требований к профилю образования, знаниям и навыкам

Каковы особенности заполнения расчета по страховым взносам для участников пилотного проекта?

Организация должна вовремя (в течение пяти календарных дней со дня представления работником подтверждающих документов) направить заявления и документы в ФСС РФ, а ФСС РФ, в свою очередь, в течение 10 календарных дней должен выплатить пособие застрахованным физическим лицам.
Данное правило распространяется не на все виды социальных пособий, а именно: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Плательщики, указанные в пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в пп. 3 п. 3 ст. 422 НК РФ), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам .
Раздел 1, подразделы 1.1 и 1.2 Приложения 1 к разд. 1, Приложение 2 к разд. 1, разд. 3 расчета по страховым взносам включаются в состав представляемого в налоговые органы расчета лицами, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Участники пилотного проекта ФСС РФ (с кодом «1» в поле 001 «Признак выплат» Приложения 2 к разд. 1 расчета по страховым взносам) в общем случае не представляют Приложения 3 и 4 к разд. 1 расчета по страховым взносам (п. 2.7 Порядка).
Поскольку организации, находящиеся на системе прямых выплат, не несут расходы на выплату социального обеспечения (кроме оплаты социального пособия на погребение и дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами), в расчете по страховым взносам заполняется строка 030 Приложения 2 к разд. 1 — по ней отражается сумма выплаченных пособий за первые три дня болезни за счет работодателя, которые не облагаются страховыми взносами, соответственно, в строке 050 исчисленные выплаты будут уменьшены на эту сумму.
Если же регион присоединили к пилотному проекту не с начала года (либо в течение года организация переехала в регион с пилотным проектом), в таких случаях по строкам 070 и 080 Приложения 2 к разд. 1 указываются произведенные расходы и сумма возмещенных ФСС РФ расходов. Необходимо заполнить Приложения 3 и 4 к разд. 1 по расходам, которые были до начала участия в пилотном проекте.
По социальному пособию на погребение и оплате четырех дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами необходимо учесть следующее.
По общему правилу пилотного проекта, несмотря на то что эти пособия возмещаются за счет средств ФСС РФ, отражать их в Приложениях 3 и 4 к разд. 1 не нужно.
Так как пособие на погребение не облагается страховыми взносами, в расчете его следует отразить в строке 030 Приложения 2 к разд. 1.
Кроме того, данный вид пособия возмещается из ФСС РФ, только если выплачено оно на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, или на погребение умерших несовершеннолетних членов семей застрахованных граждан.
Сумма начисленных страховых взносов на оплату четырех дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами возмещается ФСС РФ.
Оплата четырех дополнительных дней для ухода за детьми-инвалидами подлежит обложению взносами. Данная выплата подлежит отражению по строке 020 Приложения 2 к разд. 1 расчета по страховым взносам.

Сотрудницы, находящиеся в декретном отпуске, не имеют выплат, связанных с непосредственным исполнением трудовых обязанностей. В этом случае им выплачивается пособие социального характера, на которое не начисляются страховые взносы. Нужно ли указывать таких работниц в расчете по страховым взносам?

Декретницы и РСВ

Сотрудницы, находящиеся в декрете, как и обычные работники, относятся к застрахованным лицам. В этой связи их также нужно включать в расчет по страховым взносам и, соответственно, заполнять на них раздел 3 РСВ. При этом нужно заполнять сведения как по сотрудницам в отпуске по беременности и родам, так и по тем, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком.

В разделе 3 заполняются подразделы 3.1 и 3.2. При этом в подразделе 3.2 нужно обязательно заполнить строки 190, 200, 210. По строке 210 отражаются суммы начисленных пособий. По строкам 220-240 нужно проставить нули. В подразделе 1.1 приложения 1 к разделу 1 пособия необходимо включить в строки 030 и 040.

Порядок заполнения РСВ

Форма расчета по страховым взносам утверждена Приказом ФНС РФ от 10.10.2016 г. № ММВ-7-11/551@, в котором также указан порядок заполнения отчета. Отметим наиболее важные моменты:

  • РСВ формируется плательщиками страхвзносов либо их представителями;
  • к плательщикам относятся лица, осуществляющие выплаты физлицам, а также главами КФХ;
  • если страхователь обнаружил в сданном РСВ ошибки, приводящие к занижению суммы страховых взносов, он обязан передать в ИФНС корректирующий расчет;
  • если страхователь обнаружил в сданном РСВ ошибки, не приводящие к занижению суммы страховых взносов, он вправе передать в налоговую инспекцию уточненный отчет;
  • в корректирующий РСВ нужно включить те разделы и приложения к ним, которые страхователь уточняет (за исключением раздела 3 по персональным сведениям застрахованных лиц);
  • раздел 3, отражающий персональные сведения сотрудников, включается в корректирующий РСВ, если необходимо передать уточненные сведения (изменение или дополнение) по конкретным сотрудникам.

Заполнение раздела 3 по декретницам

К примеру, если в организации числится сотрудница, которая находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет, то информацию по ней нужно отразить в разделе 3. При этом подраздел 3.2 заполнять не нужно.

Соответственно, раздел 3 будет состоять из двух подразделов:

  • 3.1 для указания личных данных работника. В этом подразделе нужно проставить персональные сведения сотрудницы;
  • 3.2 для указания суммы начисленных страховых взносов. В этом подразделе будут нулевые значения, поскольку с пособия страховые взносы не исчисляются.

Такой механизм формирования отчета закреплен в п. 22.2 Порядка заполнения расчета по страховым взносам. Этот момент также относится к сотрудникам, которые числятся в организации, но по каким-то причинам им не начислялась заработная плата. К примеру, если работник находится в отпуске без сохранения заработной платы.

Подробнее о заполнении расчете 3 читайте в этой статье.

Как «пилотникам» учитывать выплату пособий

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», сентябрь 2018.

Анна Луценко, бухгалтер отдела бухгалтерского учета компании «ГЭНДАЛЬФ».

В чем принципиальные отличия зачетной системы и системы прямых выплат пособий, и как правильно отражать пособия в Расчете по страховым взносам.

Механизм компенсации расходов

На протяжении шести лет в регионах РФ проходит поэтапная апробация пилотного проекта «Прямые выплаты», инициированного ФСС РФ. На данный момент к числу участников проекта ФСС относится уже 39 регионов (полный список можно уточнить в п. 2 Постановления Правительства РФ № 294 от 21.04.2011 г., а также в Постановлении Правительства РФ № 619 от 30.05.2018 г.). Проект будет действовать до 2020 г. включительно.

При зачетном механизме, который до 1 января 2012 г. действовал повсеместно во всех субъектах страны, работодатель обязан самостоятельно рассчитывать и выплачивать застрахованному лицу все предусмотренные виды социальных пособий, кроме того предприятие-страхователь обязано ежемесячно перечислять взносы на социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) на каждого сотрудника от суммы начисленной заработной платы за месяц в пользу работников (размеры страховых взносов установлены главой 34 НК РФ). В связи с этим, для исключения двойного обложения взносами, у предприятия-страхователя возникает право на компенсацию произведенных расходов по выплате соцпособий своим работникам (п. 2 ст. 431 НК РФ).

Компенсировать эти расходы можно двумя способами:

Способ 1: Можно зачесть понесенные расходы по выплате пособий в счет погашения начисленных взносов по социальному страхованию за соответствующий период.

К примеру, за июнь 2018 г. было выплачено пособий в пользу застрахованных работников на общую сумму 20 653,74 руб., а всего начислено страховых взносов за июнь 2018 г. – 33 360,70 руб., следовательно, работодателю за июнь подлежит к уплате взносов на соцстрахование по ВНиМ 12 706,96 руб. (33 360,70 – 20 653,74);

Способ 2: Либо же предприятие может возместить сумму пособий из ФСС РФ в тех случаях, если понесенные расходы по выплате пособий превысят размер начисленных страховых взносов за период (как правило, за квартал или календарный год).

Для того чтобы возместить свои расходы, предприятие-страхователь должен предоставить в ФСС следующие документы, формы которых прилагаются в письме ФСС № 02-09-11/04-03-27029 от 07.12.2016 г.:

  • заявление о возмещении расходов;
  • справка-расчет, в которой отражены суммы понесенных расходов, начисленных страховых взносов, суммы задолженностей и пр.;
  • расшифровку пособий с разбивкой по видам;
  • оригиналы подтверждающих документов.

Что касается составления Расчета страховых взносов при зачетной системе, то работодателю при наличии расходов необходимо в обязательном порядке заполнять приложения 3 и 4 раздела 1, где отражается расшифровка выплаченных пособий по видам, также в приложении 2 раздела 1 заполняется строка 070 с указанием суммы расходов и строка 080 в случае наличия возмещений ФСС, а в строке 090 указывается сумма страховых взносов к уплате за минусом расходов за период либо сумма к возмещению.

Механизм прямых выплат

Для организаций, участвующих в Пилотном проекте, действует уже принципиально другая система – механизм прямых выплат. В таких предприятиях застрахованным лицам социальные пособия платит не само предприятие, а напрямую ФСС (за исключением пособия за первые три дня болезни по листу нетрудоспособности по определенным причинам нетрудоспособности – выплата осуществляется за счет работодателя).

Таким образом, у организации-пилотника исключается расходы на выплату соцпособий своим сотрудникам, все расходы несет только ФСС. Все, что требуется от работодателя, – это своевременное предоставление электронных реестров в Фонд: в течение пяти календарных дней со дня предоставления сотрудником подтверждающих документов необходимо отправить реестры в ФСС, а в течение десяти рабочих дней Фондом выплачивается пособие физлицу.

Данное правило, согласно Пилотного проекта, действует для пяти видов пособий:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам;
  • женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
  • при рождении ребенка;
  • по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.

Однако исключение составляют два пособия, для которых сохраняется механизм возмещения (их сначала оплачивает страхователь-пилотник, а затем возмещает у ФСС):

  • социальное пособие на погребение;
  • оплата четырех дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами.

Поскольку работодатель по системе прямых выплат не несет расходов (кроме оплаты перечисленных выше двух пособий), то в Расчете страховых взносов организации-пилотники не заполняют в разделе 1 приложение 3 и приложение 4 (согласно п. 2 Письма ФНС № БС-4-11/ от 03.07.2017г. и дополнительного Письма ФНС № БС-4-11/ от 21.08.2017г.). Но заполнению подлежит строка 030 в приложении 2 раздела 1 – по ней отражается сумма выплаченных пособий за первые три дня болезни за счет работодателя, которые не облагаются страховыми взносами, соответственно, в строке 050 облагаемая база будет уменьшена на эту сумму.

Пособия, не вошедшие в список Пилотного проекта

Но как же быть с пособием на погребение и оплатой четырех дополнительных выходных по уходу за детьми-инвалидами? Ведь данные пособия по-прежнему подлежат возмещению.

По общему правилу Пилотного проекта, несмотря на то, что эти пособия возмещаются, отражать их в приложениях 3 и 4 раздела 1 не нужно. Об этом свидетельствует письмо ФНС № БС-4-11/ от 21.08.2017 г. Причем ранее ФНС выпустило Письмо от 24.07.2017 г. № БС-4-11/, в котором разъяснялось, что указанные виды пособий следует отражать в качестве расходов в Расчете страховых взносов, однако это мнение было ошибочным, и письмо впоследствии было отменено.

Важно заметить, что пособие на погребение не облагается страховыми взносами (пп. 1 п. 1 ст. 422 НК РФ) и НДФЛ (п. 2 ст. 2017 НК РФ), поэтому в РСВ оно попадает в строку 030 в приложении 2 раздела 1 и облагаемая база уменьшится на его сумму.

Оплата четырех дополнительных дней для ухода за детьми-инвалидами так же не облагается НДФЛ (письмо Минфина РФ от 01.07.2018 г. № 03-04-06/37535), но, напротив, подлежит обложению взносами (ч. 17 ст. 37 Федерального закона № 213-ФЗ от 24.07.2009), следовательно, в строке 030 приложения 2 оно не должно быть отражено и попадет в сумму облагаемой страховыми взносами базы. Сумма начисленных страховых взносов на оплату четырех дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами возмещается ФСС.

Также необходимо отметить, что пособие на погребение отражается в РСВ только в том случае, если оно выплачено застрахованному лицу, у которого с организацией заключен трудовой договор или договор ГПХ, предметом которого является оказание услуги или выполнение работы. Если пособие выплачено физлицу, не являющемуся сотрудником организации, то и в РСВ его не стоит отражать, поскольку доходы такого физлица не выступают объектом обложения страховыми взносами у данного страхователя (согласно ст. 420 НК РФ). Кроме того, данный вид пособия возмещается из ФСС, только если выплачено оно на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти или на погребение умерших несовершеннолетних членов семей застрахованных граждан. В иных случаях сумма пособия возмещается ПФР, бюджетом субъектов РФ и пр. – об этом прописано в п. 3 ст. 9 Федерального закона № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» от 12 января 1996 г.

Порядок возмещения данных пособий установлен в п. 10-11 Постановления Правительства РФ № 294 от 21.04.2011 г. Страхователю необходимо заполнить форму заявления на возмещение расходов и предоставить подтверждающие документы: справку о смерти (по пособию на погребение) или приказ на четыре дополнительных выходных дня работника по уходу за детьми-инвалидами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.