Стандарты бухгалтерского учета 2018

Содержание

Самые важные новации 2018 года в учете, отчетности и бюджетной классификации

Onypix / .com

В 2018 году вступают в силу изменения законодательства, которые существенно повлияют на работу бухгалтера. Чтобы не было штрафов и разногласий с проверяющими, обратите внимание на главные нововведения и наши советы по переходу на новые нормы.

1. С 1 января 2018 года начинаем применять первые 5 федеральных стандартов.

В последние дни уходящего 2017 года завершите оформление годовой инвентаризации с использованием новых форм. В связи с переходом на стандарты по каждому объекту имущества надо решить, относится ли он к активам или нет, а затем отразить это в инвентаризационных документах. Даже если какие-то документы по годовой инвентаризации вы не успели оформить в декабре, не беда – их можно подписать до сдачи годового отчета в январе. Если вы уже провели инвентаризацию в целях составления отчетности за 2017 год, переделывать ничего не надо. Но для перехода на стандарты придется дополнительно провести анализ по всем объектам имущества на предмет их соответствия понятию «актив». Результаты этого анализа можно оформить с помощью новых форм.

Вторая важная задача первых недель 2018 года – формирование входящих остатков в межотчетный период на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833). Порядок их формирования и проводки даны Минфином России в Методических указаниях, доведенных письмами от 30 ноября 2017 г. № 02-07-07/79257 и от 13 декабря 2017 г. № 02-07-07/83463.

Подробности можно посмотреть в наших материалах:

  • Не забудьте уточнить состав объектов на аналитических счетах ОС на 1 января 2018 года;
  • Счет 101: какие объекты учреждение может отразить в 2018 году по кадастровой стоимости;
  • До 1 января разделите арендованные основные средства на объекты операционной и финансовой аренды;
  • Объединяем «малоценку» в один инвентарный объект по стандарту «Основные средства».

2. Поправки, которые надо учесть при составлении бюджетной и бухгалтерской отчетности за 2017 год.

Минфин России уже подготовил приказы о внесении изменений в Инструкции 191н и 33н, а также поправки в Инструкции 157н, 162н, 174н и 183н. Скорректированные нормы надо учесть при составлении отчетности за 2017 год. Напомним, в 2018 году ожидается существенное изменение КоАП РФ в части ответственности за представление недостоверной отчетности казенными, бюджетными и автономными учреждениями.

Рекомендации по составлению годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности с учетом представлены в следующих новостях:

  • Расширен перечень требований к составлению бюджетной и бухгалтерской отчетности учреждений;
  • Случаи, когда в бухотчетности учреждения допускаются показатели со знаком «минус»;
  • Отражение обязательств в отчетности учреждений за 2017 год;
  • Нововведения, которые нужно учитывать при подготовке пояснительной записки к отчетности учреждения.

3. Меняются требования к оформлению бухгалтерских документов.

В приказ Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н уже внесены изменения в части оформления годовой инвентаризации. Планируется дальнейшее уточнение Методических указаний в связи с внедрением федеральных стандартов. А еще в декабре вступили в силу новые требования по оформлению путевых листов.

Кроме того, с 1 июля 2018 г. в связи с введением Национального стандарта РФ ГОСТ Р 7.0.97-2016 запланировано внедрение новых требований к оформлению организационно-распорядительных документов: приказов, решений, протоколов, договоров, актов, писем, справок и др.

Не забывайте, срок перехода на новые онлайн-кассы для ряда налогоплательщиков перенесен на год. До 1 июля 2019 г. при применение новых кассовых аппаратов не обязательно при оказании услуг населению, а также для некоторых плательщиков ЕНВД и ПСН.

Памятка по проверке приложенных к Авансовым отчетам документов – в «Энциклопедии решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

4. Обновлен порядок применения бюджетной классификации.

В 2018 году надо будет применять Указания 65н с учетом поправок, утвержденных приказом Минфина России от 29 ноября 2017 г. № 210н. В части КВР корректировок совсем немного:

  • КВР 244 будет называться «Прочая закупка товаров, работ и услуг», а в его описание будут внесены технические правки;
  • изменится описание КВР 523, 634, 814;
  • появится новый вид расходов 815 «Субсидии юридическим лицам на осуществление капитальных вложений в объекты недвижимого имущества»;
  • будет прямо установлено, что казенные учреждения не учитывают затраты на приобретение и строительство недвижимости по КВР 406 и 407. В принципе, это правило действовало и до внесения правок (письмо Минфина России от 17 октября 2017 г. № 02-05-11/67578).

В январе 2018 года при составлении платежек по налогам и взносам обязательно проверяйте актуальность КБК согласно обновленной редакции Указаний 65н. Если скопируете старую заявку на кассовый расход с неверным КБК, налоговики могут начислить пени.

С 2019 года ожидаются масштабные изменения в части применения КОСГУ. Некоторые из этих новшеств Минфин России планирует внедрить уже в 2018 году. Речь идет прежде всего о тех кодах КОСГУ, которые необходимы для ведения учета в 2018 году согласно новым федеральным стандартам. Подробнее об этом – в материале Разработаны новые правила применения КОСГУ.

5. Финансовое планирование, расходование бюджетных средств и предоставление субсидий: уже принятые и ожидаемые изменения.

Согласно изменениям в ст. 69.2 Бюджетного кодекса, внесенными Федеральным законом от 18 июля 2017 г. № 178-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» государственное (муниципальное) задание для учреждений на 2018 год должно быть сформировано без использования ведомственных перечней услуг и работ). За невыполнение объемных или качественных показателей задания теперь предусмотрена административная ответственность, установленная ст. 15.15.5-1 КоАП.

Отметим, что теперь будут применяться три вида перечней: базовые, федеральные и региональные (постановление Правительства РФ от 30 августа 2017 г. № 1043, письмо Минфина России от 4 сентября 2017 г. № 09-07-01/56563).

Утверждено Положение о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, которое будет действовать постоянно, начиная с 2018 года. Ранее вопросы исполнения федерального бюджета регулировали постановления Правительства РФ, которые издавали каждый год. Если ваше учреждение создано субъектом РФ или муниципалитетом, обязательно изучите аналогичный правовой акт, принятый в вашем публично-правовом образовании. В него могут быть включены важные новшества!

С 27 ноября 2017 г. бюджетные и автономные учреждения могут перечислять зарплату и страховые взносы даже с заблокированных лицевых счетов. Это позволяют поправки, вносимые Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. № 347-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона «Об автономных учреждениях» и статью 30 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 347-ФЗ).

С 2019 Минфин России планирует существенно изменить порядок составления Плана ФХД. Главное новшество – существенная детализация всех основных показателей по доходам и расходам в дополнительных аналитических таблицах. Кроме того, рассматривается возможность детализации плановых показателей по годам.

В части ведения Бюджетных смет подготовлены поправки, в соответствии с которыми составление, утверждение и ведение бюджетной сметы в системе «Электронный бюджет» осуществляется только федеральными казенными учреждениями (письмо Минфина России от 20 октября 2017 г. № 09-02-09/68973).

6. Заключать и оплачивать контракты надо будет по обновленным правилам.

Для сотрудников казенных учреждений важно, что согласно действующей с 1 января 2018 г. редакции п. 3 ст. 72 Бюджетного кодекса можно без риска быть оштрафованным по ст. 15.15.10 КоАП РФ заключать контракты в период отзыва ЛБО, если сумма этих контрактов не превышает объем учтенных на лицевом счете соответствующих принимаемых бюджетных обязательств.

Для бюджетных и автономных учреждений уже с 27 ноября 2017 г. действуют ограничения по перечислению авансов, предусмотренные для получателей бюджетных средств публично-правовым образованием: РФ, регионом, муниципалитетом. Кроме того, согласно обновленным нормам ч. 15 ст. 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и ч. 3.9 ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» при расходовании средств субсидии на выполнение задания или средств ОМС казначейский орган сможет потребовать документы, подтверждающие возникновение обязательства, если такой порядок установлен в соответствующем публично-правовом образовании. Указанные изменения внесены Законом № 347-ФЗ.

Более подробно об изменениях Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, вступающих в силу с 1 января 2018 года, читайте в Обзоре основных изменений в Федеральном законе от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ и Обзоре основных изменений в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Федеральные стандарты бухгалтерского учёта 2018 года для организаций государственного сектора

2018 год привнёс новые изменения в учёте и будет активным. Главным бухгалтерам нужно быть внимательными ко всем тонкостям перехода на новые стандарты. Следует обратить особое внимание на корректность ведения учёта в информационной базе и привести все дела в порядок. В противном случае ошибки и неточности чреваты штрафами и проверками.

В апреле 2015 года Минфин России утвердил программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора (Приказ от 10.04.2015 № 64н).

По программе с 1 января 2018 года должны действовать десять стандартов. Однако вступление в силу трёх из них планировалось перенести с 2018 на 2020 год: Минфин России подготовил проект приказа о внесении в программу соответствующих изменений.

31 октября 2017 года Минфин России издал Приказ № 170н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора на 2017-2019 гг. и о признании утратившими силу приказов Минфина России от 10.04.2015 № 64н ″Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора″ и 25.11.2016 № 218н «О внесении изменения в приказ Минфина России от 10.04.2015 № 64н ″Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора″».

Стандарты вступают в силу поэтапно с 1 января 2018 года. Окончательный переход к применению запланирован на 2020 год. Параллельно будут вноситься изменения в действующие инструкции по ведению учёта и составлению отчётности, формы первичных учётных документов и регистров.

В настоящее время утверждены и прошли регистрацию в Минюсте России пять стандартов:

  • «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчетности организаций государственного сектора» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н);
  • «Основные средства» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 257н);
  • «Аренда» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 258н);
  • «Обесценение активов» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 259н);
  • «Представление бухгалтерской (финансовой) отчётности» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 260н).

Проекты других стандартов размещены на сайте Минфина России в разделе «Бухгалтерский учёт и бухгалтерская (финансовая) отчётность государственного сектора», подразделе «Стандарты финансовой отчётности для государственного сектора».

Как было отмечено, изменения в учёте будут вводиться постепенно, в период с 2018 по 2020 год. Всего ожидается 29 новых стандартов. Нововведения влекут за собой ряд существенных изменений. Их цель ‒ повысить эффективность работы госучреждений.

Название стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчётности организаций государственного сектора» говорит само за себя. Это базовый документ, который определяет единые требования к ведению бухгалтерского учёта и составлению отчётности в организациях госсектора:

  • основные правила (способы) ведения бухгалтерского учёта;
  • объекты бухгалтерского учёта, общие правила их признания (прекращения признания), оценку (денежное измерение) и методы оценки;
  • общие правила формирования сведений, раскрываемых в бухгалтерской (финансовой) отчётности, их качественные характеристики;
  • основные принципы (допущения) подготовки отчётности;
  • основные требования к инвентаризации активов и обязательств.

Организации госсектора должны применять стандарт при ведении бухгалтерского (бюджетного) учёта с 1 января 2018 года. Для составления отчётности положениями стандарта необходимо руководствоваться начиная с отчётности 2018 года. Отчётность за 2017 год представляется по старым правилам.

Положения стандарта применяются одновременно с другими утверждёнными стандартами, а также нормативными правовыми актами, которые регулируют ведение бухгалтерского (бюджетного) учёта и составления отчётности.

Чтобы понять суть грядущих изменений, изучение стандартов необходимо начать именно с концептуальных основ. Проанализируем положения документа. В чём заключаются принципиально новые подходы к формированию данных?

Глобальные изменения

Объекты учёта

Основные нововведения касаются объектов учёта. В стандарте впервые даны определения актива, обязательства, чистых активов, дохода, расхода.

Актив – это имущество (включая наличные и безналичные денежные средства), которое отвечает следующим условиям:

  • принадлежит учреждению и (или) находится в его пользовании;
  • контролируется учреждением в результате произошедших фактов хозяйственной жизни;
  • заключает полезный потенциал или экономические выгоды.

В определении актива используется ряд новых терминов. Полезный потенциал – это пригодность актива для использования в деятельности учреждения, обмена, погашения принятых обязательств. Использование имущества не обязательно должно сопровождаться поступлением денежных средств. Достаточно того, что оно служит для выполнения учреждением своих функций и достижения целей. Таким образом, актив характеризуется определёнными потребительскими свойствами.

Будущими экономическими выгодами признаются поступления денежных средств (их эквивалентов) в результате использования актива, например, арендные платежи.

О контроле над активом можно говорить, если учреждение вправе использовать актив (в том числе временно) для извлечения полезного потенциала или получения будущих экономических выгод и может исключить или регулировать доступ к этому полезному потенциалу или экономическим выгодам. В целях учёта предполагается, что учреждение контролирует имущество, которое за ним закрепил собственник (учредитель).

Обязательство – это задолженность, погашение которой приведёт к выбытию активов, заключающих полезный потенциал или экономические выгоды. Обязательства принимаются к бухгалтерскому учёту, если они возникли в силу закона, иного нормативного правового акта, муниципального акта или договора (контракта, соглашения).

Разница между активами и обязательствами на определённую дату показывает величину чистых активов. Имущество, которым учреждение не отвечает по своим обязательствам, в расчеёт чистых активов не включается. Чистые активы могут принимать как положительное, так и отрицательное значение.

Доход – это увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчётный период (кроме поступлений, связанных с вкладами собственника, учредителя). Вкладом собственника (учредителя) является имущество, которое он передал учреждению (кроме денежных средств и их эквивалентов).

Расход – это снижение полезного потенциала активов и (или) уменьшение экономических выгод за отчётный период в результате выбытия или потребления активов, возникновения обязательств.

Исключение составляет изъятие имущества собственником (учредителем), за исключением денежных средств и их эквивалентов.

Разница между доходами и расходами представляет собой финансовый результат за отчётный период.

Доходы бюджетов учитывают администраторы, расходы – главные распорядители (распорядители) и получатели бюджетных средств.

Таким образом, при ведении отчётности за 2017 год на балансе могут числиться только активы. Но к 2018 году бухгалтерии учреждения необходимо разобрать разделение имущества на актив и не актив (рис. 2). То же самое должно произойти с дебиторской задолженностью, её нужно списать и убрать с баланса.

Признание объектов учёта

Объект принимается к бухгалтерскому учёту и (или) отражается в отчётности при одновременном соблюдении трёх условий:

  • объект соответствует установленному определению;
  • учреждение уверено в будущем повышении (снижении) полезного потенциала либо увеличении (уменьшении) будущих экономических выгод, связанных с объектом;
  • стоимость объекта можно оценить.

Если стоимость объекта нельзя оценить, в бухгалтерском учёте он не признаётся, однако информация о нём раскрывается в пояснительной записке к отчётности.

Объект выбывает с балансового учёта на дату, когда хотя бы одно из перечисленных условий перестало соблюдаться.

Если доходы признаются в течение нескольких отчётных периодов, расходы, которые соответствуют этим доходам, должны быть распределены между теми же отчётными периодами.

Оценка объектов учёта

В стандарте введено новое понятие «справедливая стоимость». Она соответствует цене, по которой право собственности на актив переходит между независимыми сторонами сделки. Объекты учёта, которые необходимо оценивать по справедливой стоимости, и случаи её применения будут устанавливаться в стандартах, посвящённых этим объектам.

Справедливую стоимость активов и обязательств можно определить двумя основными методами:

  • рыночных цен – на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами (обязательствами), совершённых без отсрочки платежа;
  • амортизированной стоимости замещения – рассчитывается как разница между стоимостью полного восстановления (воспроизводства) полезного потенциала актива или замены актива (в зависимости от того, какая из этих величин меньше) и суммой накопленной амортизации, рассчитанной на основе такой стоимости.

В качестве примера стоимости восстановления (воспроизводства) актива приведена стоимость восстановления здания в случае его разрушения. Стоимость замены актива рассчитывается на основе рыночной цены покупки аналогичного актива с сопоставимым оставшимся сроком его полезного использования. Например, стоимость замены разрушенного здания иным зданием с сопоставимым сроком полезного использования.

Формирование данных для отчётности

В стандарте впервые сформулированы характеристики, которым должна отвечать информация в отчётности:

  • уместность (релевантность) – данные могут использоваться для финансовой оценки будущих событий и (или) для подтверждения и корректировки ранее сделанных выводов;
  • существенность – показатели влияют на решения пользователей;
  • достоверное представление (полнота, нейтральность, отсутствие существенных ошибок) – отчётность включает все имеющиеся данные, которые отобраны объективно и сформированы в соответствии с нормативными правовыми актами;
  • сопоставимость – позволяет идентифицировать сходства и различия между такой информацией и информацией в других отчётах;
  • возможность проверки и (или) подтверждения достоверности данных (верификация) путём прямого подсчёта (например, при инвентаризации) или с использованием формул, моделей, других способов;
  • своевременность – доступность пользователям отчётности в период, когда информация может повлиять на принимаемые решения;
  • понятность – состав (содержание) и форма представления информации позволяют понять её смысл пользователям отчётности, обладающим необходимыми знаниями о деятельности учреждения.

В стандарте впервые закреплён принцип приоритета содержания над формой. Он означает, что информация об объектах бухгалтерского учёта, фактах хозяйственной жизни должна быть представлена в соответствии с их экономической сущностью, а не только их правовой формой.

Юридическое и экономическое содержание фактов хозяйственной жизни может различаться или даже противоречить друг другу. Например, если говорить об имуществе, то с юридической точки зрения важен объём прав на это имущество: находится оно в учреждении на праве оперативного управления или взято в аренду, получено в безвозмездное пользование, на хранение, на комиссию.

С экономической точки зрения для признания имущества активом важны не права на него, а его полезный потенциал, способность приносить экономические выгоды и возможность контролировать объект.

Имущество может использоваться в деятельности учреждения для достижения его уставных целей, но не принадлежать на праве оперативного управления, а находиться в аренде. Возможна и обратная ситуация: имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления и числится на балансе, но непригодно к эксплуатации.

В настоящее время на балансе учреждения отражается только имущество, которое закреплено на праве оперативного управления. Имущество, полученное в возмездное или безвозмездное пользование, показывается на забалансовых счетах. Однако с 2018 года принцип представления информации в учёте и отчётности кардинально меняется. Определяющей становится не юридическая, а экономическая трактовка фактов хозяйственной жизни. Тем самым методология учёта сближается с подходами, принятыми в международных стандартах финансовой отчётности.

Применительно к операциям с имуществом это означает, что право пользования арендованными основными средствами будет отражаться пользователем (арендатором) в составе нефинансовых активов как самостоятельный объект бухгалтерского учёта. Это закреплено и в федеральном стандарте «Аренда», который также вступает в силу с 1 января 2018 года.

К чему должны подготовиться сотрудники учреждений госсектора?

В первую очередь, нужно быть готовыми к тому, что будут вводиться новые счета и субсчета в единый план счетов, а также процесс заполнения документов немного изменится. Для этого необходимо с 2018 года загрузить новый ОКОФ и обновить редакцию.
Изменение в субсчетах единого плана счетов:

101.х3 «Инвестиционная недвижимость».

101.х7 «Биологические ресурсы».

В амортизации счёта 104 субсчета меняются аналогично!

НМА счёт 102 теперь будет подразделяться по видам:

102.х1 «Программное обеспечение и базы данных».

102.х2 «Оригиналы произведений».

102.х3 «Результаты НИР».

102.х9 «Прочие НМА».

А также добавляются счета:

111.00 «Права пользования имуществом».

114.00 «Обесценение активов».

Счёт 401.00 (Финансовый результат) добавляется:

401.11 «Доходы текущего финансового года».

401.18 «Доходы прошлых лет».

401.19 «Результат исправления ошибок по доходам».

Счёт 401.20 (Расходы текущего финансового года):

401.21 «Расходы текущего финансового года».

401.27 «Результат от оценки резервов».

401.28 «Расходы прошлых лет».

401.29 «Результат исправления ошибок по расходам».

Расширяется 120 (Доходы от собственности) КОСГУ, теперь он содержит перечень:

121 «Доходы от операционной аренды».

122 «Доходы от финансовой аренды».

123 «Природоресурсные (рентные) платежи».

124 «Проценты по депозитам».

125 «Проценты по заимствованиям».

126 «Проценты по иным финансовым инструментам».

127 «Дивиденды от объектов инвестирования».

128 «Доля в прибыли (убытке) объектов инвестирования».

129 «Доходы от участия в иных организациях».

12Т «Доходы от простого товарищества».

12К «Доходы от концессионной платы».
При начислении амортизации специалистам нужно быть внимательными, так как в связи с изменениями в учёте в 2018 году появятся ещё два подраздела начисления амортизации (рис. 7).

Стоит быть внимательными, так как только для БГУ используются два новых метода (метод уменьшаемого остатка и метод пропорционально объёму продукции). Доначисление амортизации, а также списание на забалансовые счета объектов ОС пока что не требуется.
Что касается инвентарных объектов, то единицей учёта, как известно, является инвентарный объект. К объекту ОС инвентарного объекта относятся всё то, что было ранее, и добавляется ещё один пункт «Комплекс объектов ОС». Это разнородные объекты, срок использования которых одинаков, а стоимость не является существенной. А в структурной части объекта ОС можно самостоятельно определить период поступления экономических выгод.
В связи с изменениями в учёте в 2018 году на весь комплекс нужно будет открывать только одну отдельную инвентарную карточку (0504031) при разнородных объектах ОС. Например, кабинет в государственном учреждении, в котором находятся стулья, столы, компьютеры. Все ОС будут учитываться как один инвентарный объект, в учёте для которого заводится одна инвентарная карточка.
Учёт доходов от аренды у арендодателя переходит на счёт 401.40 (Доходы будущих периодов), а счёт учёта прав пользования арендованным имуществом числится на счёте 111.00 (Права пользования имуществом) (рис. 8).

В заключение ещё раз отметим, что в статье рассмотрена лишь часть изменений, которые введены федеральными стандартами для организаций государственного сектора.

Утверждённые Минфином России федеральные стандарты, согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», являются одним из основных документов, регулирующих бухгалтерский учёт.

Вслед за федеральными должны быть утверждены отраслевые стандарты, а также рекомендации по их применению.

В настоящее время разработаны рекомендации по применению лишь части федеральных стандартов:

— Письмо Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 «Методические рекомендации по применению федерального стандарта бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора ″Основные средства″»;

— Письмо Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464 «Методические указания по применению федерального стандарта бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора «Аренда»».

Следовательно, несмотря на то, что с 1 января 2018 года федеральные стандарты вступят в силу, правильное и единообразное их применение не может быть обеспечено без утверждённых отраслевых стандартов и соответствующих рекомендаций.

Другими словами, бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений пока остаётся лишь следить за нормотворчеством Минфина России и ждать.

П. 36 Приказа Минфина России от 31.12.2016 № 256н.

П. 47 Приказа Минфина России от 31.12.2016 № 256н.

П. 54 Приказа Минфина России от 31.12.2016 № 256н.

П. п. 66-72 Приказа Минфина России от 31.12.2016 № 256н.

Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 258н.

Обзор: «Основные изменения законодательства в 2018 году для бухгалтера бюджетной организации» (КонсультантПлюс, 2018)

Бесплатно подписаться на обзоры на сайте КонсультантПлюс ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В 2018 ГОДУ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Исключительные права на представленный материал принадлежат АО «Консультант Плюс». Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 07.12.2018.

  • Бухгалтерский и бюджетный учет и отчетность
    • Организации госсектора с 1 января применяют федеральные стандарты
    • С 1 июля вступил в силу новый ГОСТ по оформлению документов
    • Рекомендуемые нормы расхода ГСМ обновлены
    • У учреждений за I квартал стало меньше отчетности
    • Федеральным органам и подведомственным им учреждениям закупят ПО для бюджетного учета
    • Госорганы отчитываются о численности работников и расходах на зарплату по новым формам
    • Инструкция N 157н снова обновлена: на что обратить внимание бухгалтерам бюджетных организаций
    • Бюджетный учет: опубликовали связанные с федстандартами изменения, внесенные в Инструкцию N 162н
    • Минфин внес изменения в План счетов бюджетных учреждений
    • Автономные учреждения: изменены план счетов и инструкция по его применению
    • «Октябрьское» новое в Указаниях N 65н: расширена детализация статьи 230 КОСГУ
    • С 23 апреля действует новая редакция Указаний N 65н, но она мало что изменила в работе бюджетников
    • Инструкция N 162н по бюджетному учету: изменения, которые применяются с 8 декабря 2017 года
    • С 16 декабря действуют новые правила составления бюджетной отчетности
    • Изменяются правила составления бухотчетности для бюджетных и автономных учреждений
    • С 29 октября 2017 года действует обновленная Инструкция 157н
    • Для учреждений изменились инвентаризационные формы
    • С 2018 года расходы федеральных бюджетных и автономных учреждений санкционируют по-новому
    • Бюджетные и автономные учреждения должны вести бухучет по измененным правилам
    • Снова поправки к Указаниям N 65н: изменения в целевых статьях и новые главные распорядители с 31 июля
    • С 29 мая обновлено соответствие КВР и КОСГУ в Указаниях N 65н
    • С составления и исполнения бюджета на 2018 год действуют новшества в ЦСР и КВР
    • Изменения КОСГУ применяются с 1 января
  • Госзадание, план ФХД и смета на 2018 и 2019 годы
    • Минфин внес уточнения в правила заполнения основной таблицы плана ФХД
    • С 28 ноября 2018 года в БК РФ включено правило не предоставлять субсидии, если есть долг
    • При составлении бюджета на 2019 год нужно пользоваться новым порядком применения кодов бюджетной классификации
    • Федеральные казенные учреждения должны составить смету на 2019 год с учетом нового порядка Минфина
    • 95 новых форм обоснований для бюджетной сметы на 2019 год
    • Утверждена форма допсоглашения, которым расторгается соглашение о предоставлении субсидии из федбюджета
    • Правительство изменило срок утверждения госзадания
    • У федеральных бюджетных и автономных учреждений изменены формы госзадания и отчета о его выполнении
    • Региональные и муниципальные казенные учреждения составляют сметы по-новому
    • Бюджетные сметы на 2019 год придется составлять по новым правилам
    • На полмесяца раньше взыскали остатки целевых средств федеральных бюджетных и автономных учреждений
  • Составление и исполнение бюджета
    • Появились общие требования для продления срока, в который нужно исполнить бюджетные меры принуждения
    • Отменены ведомственные перечни государственных и муниципальных услуг
    • Для федеральных госзаказчиков приняты новые правила об авансах и сроках заключения контрактов
      • Авансирование
      • Временные рамки для заключения контрактов
  • Внутренний финансовый контроль и аудит
    • Внутренний финаудит: Минфин подготовил рекомендуемую форму соглашения о передаче полномочий
    • Минфин скорректировал подход к осуществлению внутреннего финансового аудита
    • Минфин уточнил свои рекомендации по проведению внутреннего финконтроля
    • Правительство закрепило предложенный Минфином «рисковый подход» во внутреннем аудите и финконтроле
  • НДФЛ и страховые взносы
    • Крайний Север: компенсация стоимости проезда в отпуск члена семьи работника теперь закреплена в НК РФ
    • С 21 июня уточнены правила назначения скидок к тарифу взносов на травматизм
    • Налоговики скорректировали 2-НДФЛ, правила ее заполнения и формат
      • Отличия обновленной формы 2-НДФЛ
      • Правила оформления 2-НДФЛ для правопреемника реорганизованного юрлица
    • ФНС обновила форму 6-НДФЛ, порядок ее заполнения и подачи, а также электронный формат
    • Список критических ошибок в РСВ расширился с 1 января 2018 года
    • С 1 января появились дополнительные коды для справок 2-НДФЛ
    • С 1 января действуют новые предельные значения базы для начисления страховых взносов
    • За 2017 год нужно было сдать новые формы отчетности по персонифицированному учету
    • Пилотный проект по взносам продлили, а с 1 июля в нем участвуют и новые регионы
    • Пилотный проект по взносам: при оформлении пособий в 2018 году пользуйтесь новыми бланками
    • Пилотный проект ФСС: с 29 января для оформления пособий нужно использовать новые реестры
    • Со 2 января просить о финансировании расходов на сокращение травматизма нужно по обновленной форме
    • Минтруд уточнил порядок финансового обеспечения предупредительных мер за счет взносов на травматизм
      • Спецодежда, спецобувь и другие СИЗ
      • Изменения для организаций, отнесенных к опасным производственным объектам
    • Правила подачи 2-НДФЛ и 6-НДФЛ при реорганизации появились в НК РФ с 2018 года
  • Другие налоги и налоговые проверки
    • Новые правила расчета пеней действуют с 27 декабря
    • Налоговики с 30 августа могут замораживать счет из-за несвоевременно сданного расчета по взносам
    • С 30 августа стало меньше способов вернуть старую налоговую переплату
    • Возмещение НДС можно получать быстрее
    • Конкретизировали, что именно нужно контролировать при повторной выездной проверке
    • Инспекторы обязаны вручать копию протокола допроса свидетелю
    • Инспекция повторно затребовала документы — ответьте, когда и куда вы их уже подавали
    • С 3 сентября стало больше времени для представления налоговикам документов по конкретной сделке
    • Стало проще понять, что нашли инспекторы при допмероприятиях налогового контроля
    • Юрлица могут узнать из региональных законов, есть ли льгота по налогу на имущество в 2018 году
    • Раздельный учет по НДС с 2018 года обязателен, даже если соблюдается правило 5 процентов
    • При заполнении декларации по транспортному налогу за 2017 год нужно пользоваться новым бланком
    • По некоторым дорогим автомобилям с 1 января снизился коэффициент для расчета транспортного налога
    • Декларацию по земельному налогу за 2017 год нужно подать по новой форме
  • Госслужба и трудовые отношения
    • Правительство утвердило перенос выходных в 2018 году
    • Премия руководителя федучреждения должна зависеть от выполнения квоты по приему инвалидов
    • С 29 октября нужно изменить трудовые договоры с руководителями муниципальных и государственных учреждений
    • Правительство определилось, сколько федеральных госслужащих должно пройти обучение в 2018 году
    • С 3 августа для дисциплинарного взыскания за коррупцию достаточно доклада кадровиков
    • Дисциплинарная ответственность за коррупционные нарушения: срок давности стал трехлетним
    • Военнослужащие обязаны сдавать полис ОМС
    • С 5 июня вступило в силу дополнительное ограничение времени управления автомобилем
    • С 1 мая МРОТ равен прожиточному минимуму
    • С 10 апреля сокращено число ограничений для сроков больничных по уходу за детьми
    • С 18 апреля при приеме на госслужбу нужно использовать единую методику, установленную правительством
    • С 1 января на 4% подняли зарплату работникам федеральных учреждений и органов
    • С 2018 года у федеральных служащих выросла зарплата
    • Сведения о работниках и служащих, уволенных из-за утраты доверия, попадут в реестр
    • В единой системе госслужбы будут размещать сведения из личных дел гражданских служащих
    • Определено, как проверить электронное заявление на замещение вакансии госслужащего
    • Инспекторы труда с 1 января проверяют работодателей с помощью чек-листов
    • Если работодатель избегает заключать трудовые договоры, к нему придут с внеплановой проверкой
    • В 2018 году нужно было впервые разместить в Интернете данные о зарплате руководителя учреждения
    • Правительство определило правила обмена данными для оформления электронных больничных
    • Правило об индексации с 1 февраля детских пособий сохранилось
    • Зарплатные проекты бюджетников должны быть переведены на банковские карты «Мир» с 1 июля
    • Оформлять выдачу работникам смывающих средств стало удобнее
  • Статистическая отчетность
    • Формы для отчета об условиях труда, численности и зарплате работников обновлены
    • Обновлены правила заполнения статформы N 4-ТЭР
    • Сведения о производстве и отгрузке товаров, оказании услуг нужно подавать по новой статформе
    • Организации должны подавать статданные об инвестициях по новым формам
    • За 2017 год нужно было отчитаться о составе затрат на рабочую силу по новой форме
    • С 2018 года статформы о зарплате отдельных категорий работников в социальной сфере и науке обновились
    • Отдых и оздоровление детей: организации должны отчитаться в Росстат по новой форме и в новый срок

Открыть полный текст документа

Изменения в законодательстве с 1 июля 2018 года: обзор для бухгалтера

Какие изменения и в каких законах произойдут с 1 июля 2018 года? Затронут ли эти изменения НДС? Какие изменения по онлайн-кассам? Что важно знать бухгалтеру про новшества в заверении документов (например, трудовых книжек)? Предлагаем для ознакомления краткий обзор самых важных, по нашему мнению, поправок. Также см. “5 самых важных поправок в Гражданском кодексе РФ с 1 июня 2018 года“.

С 1 июля к пилотному проекту ФСС присоединяются новые регионы

С 1 июля 2018 года к пилотному проекту ФСС присоединяются новые регионы. В них пособия выплачиваются напрямую из ФСС (работодатели только сдают в фонд соцстраха документы). Изменения предусмотрены постановлением Правительства от 30.05.2018 № 619.

Вот 6 новых регионов:

  • Кабардино-Балкарская Республика;
  • Республика Карелия;
  • Республика Северная Осетия – Алания;
  • Республика Тыва;
  • Костромская область;
  • Курская область.

Также см. «Пилотный проект ФСС с 1 июля 2018 года».

C 1 июля многие обязаны перейти на онлайн-кассы

С 1 июля больше компаний и предпринимателей обязаны применять онлайн-ККТ (Закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ).

Перейти на ККТ нужно, если вы, например:

  • принимаете оплату от физлиц через клиент-банк, интернет-банкинг, мобильный банкинг;
  • торгуете в розницу или оказываете услуги общепита, являясь организацией на ЕНВД;
  • продаете товары через автоматы и у вас есть сотрудники;
  • наняли работников и оказываете услуги общественного питания.

Также см. «».

С 1 июля внедряется система «Меркурий» для товаров животного происхождения

С 1 июля 2018 года оборот и перевозку товаров животного происхождения организации и ИП обязаны фиксировать в новой системе от Россельхознадзора под названием «Меркурий». В ней создают и фиксируют электронные ветеринарные сопроводительные документы (ВСД) на мясо, колбасу и другие подконтрольные товары. Без доступа к системе “Меркурий” с 1 июля эти товары нельзя ни поставить, ни приобрести.

Также см.:

  • «Система «Меркурий»: кто обязан к ней подключиться»;
  • «Кого освободят от подключения к системе «Меркурий».

С 1 июля действуют новые правила заверения документов

С 1 июля оформлять и заверять организационно-распорядительные документы надо по новым правилам, поскольку вступает в силу новый ГОСТ (приказ Росстандарта от 25.05.2017 № 435-ст, ГОСТ Р 7.0.97-2016).

Новый стандарт ГОСТ Р 7.0.97-2016 – рекомендованный (п. 1 ст. 4 Закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ). Однако лучше заверять копии документов с учетом нового ГОСТа. Это следует из судебной практики (вопрос 2 Обзора судебной практики, утв. Президиумом Верховного суда 20.06.2012).

По новому ГОСТу есть два варианта отметок на копии документа. Какой вариант выбрать, зависит от того, кому нужна копия – внутренним или внешним пользователям (п. 5.26 ГОСТ Р 7.0.97-2016):

  • Для внутреннего пользования. На копии, например для руководителей подразделений, достаточно написать «Верно», указать должность того, кто ее заверяет, поставить подпись с расшифровкой и дату, когда она заверена.
  • Для внешних пользователей. На копиях для других организаций, например банка или паспортно-визового центра, нужно указать место, где хранится оригинал, с которого изготовили копию, номер и год дела. Отметку подтвердите печатью или штампом организации.

Также см. «Как заверять трудовые книжки с 1 июля 2018 года».

С 1 июля бюджетников перевели на карты «Мир»

С 1 июля банки обязаны использовать реквизиты только национальной платежной карты при перечислении выплат:

  • денежного довольствия, содержания и вознаграждений госслужащим;
  • зарплат персонала госорганов и властей муниципалитета, учреждений, госфондов;
  • государственных стипендий.

Также см. «Зарплату бюджетников переводят на платежную систему МИР».

С 1 июля меняется порядок налогообложения НДС для ряда товаров и услуг

Вступает в силу перечень сырьевых товаров, облагаемых экспортной нулевой ставкой налога (Постановление Правительства РФ от 18.04.2018 № 466).

Чтобы понять, можно ли отразить в декларации по НДС вычет “входного” налога, используйте этот перечень. В нем для каждой категории сырьевых товаров указаны коды из ТН ВЭД. Сопоставлять их самостоятельно больше не придется.

С 1 июля обновляются бланки полисов ОСАГО

С этого дня при заключении страховщиками договоров «автогражданки» должна применяться форма, установленная Указанием Банка России от 14.11.2016 № 4192-У. При этом заметим, что новый бланк извещения практически не отличается по форме от старого. Изменился только текст примечаний.

С 1 июля для малых объемов торгов начнет работать единый агрегатор

Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 05.05.2018 № 556 внесены изменения в законодательство РФ о госзакупках. Поправки переводят открытые торги в электронную форму.

Для госзакупок малого объема – до 100/200/400 тыс. рублей распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 824-р регламентирован запуск пилотного проекта «Единый агрегатор торговли». Размещение закупок на новом портале с 1 июля этого года будет добровольным, а с 1 ноября станет для заказчиков уже обязательным.

Единый агрегатор начнет свою работу 1 июля 2018 года по адресу agregatoreat.ru (официальный сайт). Также будет работать колл-центр ЕАТ, в который можно будет обращаться как письменно (online), так и по телефону. С 1 июня заказчики по Закону № 44-ФЗ вправе использовать единый агрегатор торговли при поиске поставщика для малых закупок и закупке лекарств по решению врачебной комиссии. С 1 ноября 2018 года использовать цифровую платформу – обязанность, но только для федеральных органов исполнительной власти и подведомственных казенных учреждений.

С 1 июля трудовая инспекция проверяет работодателей по чек-листам

С 1 июля трудовая инспекция будет проводить плановые проверки по чек-листам (постановление Правительства от 08.09.2017 № 1080, приказ Роструда от 10.11.2017 № 655).

Чек-листы – это список вопросов. По ответам на них трудовой инспектор сможет определить, соблюдает ли работодатель закон или нет. Листы содержат фиксированное количество требований.

Также см. «Проверочные листы ГИТ на 2018 год»

Посмотреть все проверочные листы можно на официальном сайте Роструда.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Центр обучения «Клерка» 📌 Реклама

В перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами, которые имеются уже и в настоящее время (например, в сфере транспорта и др.). Но такая замена, по мнению Минтруда России, будет происходить в течение достаточно длительного периода (<Письмо> Минтруда России от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253 <Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов>).

ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

  • согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
  • согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер. 📌 Реклама Отключить

Вместе с тем, в качестве рекомендаций целесообразно ознакомиться с профессиональным стандартом, понять, хватает ли вашему бухгалтеру знаний, нужно ли повысить квалификацию. Для бухгалтеров бюджетной сферы повышение квалификации является обязательным, а для коммерческих организаций, к сожалению, работодатель не обязан оплачивать повышение квалификации.

Что нужно знать рядовому бухгалтеру?

Рядовой бухгалтер должен иметь пятый подуровень квалификации.

Что он должен делать?

  1. составлять первичные учетные документы;
  2. вести прием первичных учетных документов;
  3. выявлять случаи нарушения ответственными лицами графика документооборота;
  4. проверять первичку;
  5. систематизировать первичные учетные документы текущего отчетного периода;
  6. составлять первичные документы;
  7. обеспечивать данными для проведения инвентаризации.

Также в действия рядового бухгалтера могут входить: 📌 Реклама Отключить

  1. денежное измерение;
  2. регистрация данных;
  3. отражение в бухгалтерскому учете результатов переоценки объектов бухгалтерского учета;
  4. составление калькуляций;
  5. сопоставление инвентаризации с данными регистров бухгалтерского учета.

Что нужно знать главному бухгалтеру?

Для главного бухгалтера существуют дополнительные требования к квалификации. То есть если бухгалтер получал специальность педагога или же экономиста, то ему требуется пройти повышение квалификации.

Так, главным бухгалтером может работать лицо:

  • имеющее высшее образование — бакалавриат;
  • высшее образование — бакалавриат и дополнительное профессиональное образование;
  • среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена;
  • среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование.

Фактически, проблемы возникают в части несоответствия образовательных программ, ведь программы бакалавриата по бухгалтерскому учету появились достаточно недавно, а большинство специалистов страны получали образование давно, и не имеют конкретно такой квалификации, то есть им придется повышать свои знания. 📌 Реклама Отключить Для шестого, седьмого и восьмого уровня необходимо повышение квалификации не меньше 120 часов за 3 года, но не менее 20 часов в год. Также существуют требования к опыту работы.

Если работник хочет занять должность главного бухгалтера, то при наличии высшего образование, он должен проработать по специальности не менее 5 лет, если имеет среднее образование — не менее 7 лет.

И здесь задачи посерьезнее и связаны, в основном, с отчетностью:

  • организация и планирование процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета;
  • координация и контроль процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета;
  • формирование числовых показателей отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • счетная и логическая проверка правильности формирования числовых показателей отчетов, входящих в состав бухгалтерской отчетности;
  • формирование пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;
  • обеспечение необходимых документов бухгалтерского учета для осуществления процессов внутреннего контроля;
  • обеспечение сохранности бухгалтерской отчетности;
  • организация передачи бухгалтерской отчетности в архив в установленные сроки.

В области налогообложения главный бухгалтер должен: 📌 Реклама Отключить

  • идентифицировать объекты налогообложения;
  • проверять качество составления регистров налогового учета;
  • исправлять ошибки налогового учета;
  • разрабатывать формы налоговых регистров;
  • оценивать изменение налоговых обязательств;
  • осуществлять мониторинг законодательства о налогах и сборах;
  • анализировать налоговое законодательство.

Задачи финансового анализа также могут быть возложены на главного бухгалтера:

  • планирование работ по анализу финансового состояния экономического субъекта;
  • координация и контроль выполнения работ по анализу финансового состояния экономического субъекта;
  • разработка финансовой политики экономического субъекта;
  • составление финансовых планов, бюджетов и смет экономического субъекта;
  • руководсто работой по управлению финансами, исходя из структуры.

Чаще всего из этого перечня главные бухгалтера не уделяют внимания мероприятиям внутреннего контроля. Однако мероприятиям внутреннего контроля посвящена статья 19 федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Экономический субъект обязан организовать и осуществлятьвнутренний контрольсовершаемых фактов хозяйственной жизни. 📌 Реклама Отключить

Внутренний контроль — процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:

а) эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;

б) достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;

в) соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

Экономический субъект может применять следующие процедуры внутреннего контроля:

а) документальное оформление (например, осуществление записей в регистрах бухгалтерского учета на основе первичных учетных документов, в том числе бухгалтерских справок; включение в бухгалтерскую (финансовую) отчетность существенных оценочных значений исключительно на основе расчетов);

📌 Реклама Отключить

б) подтверждение соответствия между объектами (документами) или их соответствия установленным требованиям (например, проверка оформления первичных учетных документов на соответствие установленным требованиям при принятии их к бухгалтерскому учету). К данным процедурам внутреннего контроля относятся также процедуры контроля взаимосвязанных фактов хозяйственной жизни (например, соотнесение перечисления денежных средств в оплату материальных ценностей с получением и оприходованием этих ценностей);

в) санкционирование (авторизация) сделок и операций, обеспечивающее подтверждение правомочности совершения их; как правило, выполняется персоналом более высокого уровня, чем лицо, осуществляющее сделку или операцию (например, утверждение авансового отчета сотрудника его руководителем);

📌 Реклама Отключить

г) сверка данных (например, сверка расчетов экономического субъекта с поставщиками и покупателями для подтверждения сумм дебиторской и кредиторской задолженности; сверка остатков по счетам бухгалтерского учета наличных денежных средств с остатками денежных средств по данным кассовой книги);

д) разграничение полномочий и ротация обязанностей (например, возложение полномочий по составлению первичных учетных документов, санкционированию (авторизации) сделок и операций и отражению их результатов в бухгалтерском учете на разных лиц на ограниченный период с целью уменьшения рисков возникновения ошибок и злоупотреблений);

е) процедуры контроля фактического наличия и состояния объектов, в том числе физическая охрана, ограничение доступа, инвентаризация;

ж) надзор, обеспечивающий оценку достижения поставленных целей или показателей (например, правильности осуществления сделок и операций, выполнения учетных операций, точности составления бюджетов (смет, планов), соблюдения установленных сроков составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

📌 Реклама Отключить

з) процедуры, связанные с компьютерной обработкой информации и информационными системами, среди которых, как правило, выделяют процедуры общего компьютерного контроля и процедуры контроля, осуществляемые в отношении отдельных функциональных элементов системы (модулей, приложений). Процедуры общего компьютерного контроля включают правила и процедуры, регламентирующие доступ к информационным системам, данным и справочникам, правила внедрения и поддержки информационных систем, процедуры восстановления данных и другие процедуры, обеспечивающие бесперебойное использование информационных систем. Процедуры контроля, осуществляемые в отношении отдельных функциональных элементов системы, включают, в частности, логическую и арифметическую проверку данных в ходе обработки информации о фактах хозяйственной жизни (проверку правильности оформления реквизитов документов, контроль введенных сумм, автоматическую сверку данных, отчеты об операциях и ошибках, др.).

📌 Реклама Отключить

Таким образом, поскольку мероприятия внутреннего контроля входят в обязанность экономического субъекта, то их проведение обязательно.

Что появилось нового в профессиональном стандарте?

Во-первых, рядовые бухгалтера теперь получили виды наименований должностей:

  • бухгалтер;
  • бухгалтер 1 категории;
  • бухгалтер 2 категории.

Во-вторых, если ранее шестой уровень квалификации использовался для главных бухгалтеров, то теперь данный уровень применяется как для главных бухгалтеров, так и для начальников отделов бухгалтерского учета. То есть на начальников отделов также распространяется требование по повышению квалификации.

В третьих, появились новые уровни квалификации:

  • седьмой, который применяется также для главных бухгалтеров;
  • восьмой, который дополнительно применяется для начальника управления консолидированной финансовой отчетности.

Седьмой уровень нужен для организаций, которые имеют обособленные подразделения, в том числе те, которые выделены на отдельный баланс. В этом случае в трудовые действия бухгалтера входит: 📌 Реклама Отключить

  • сбор и анализ информации о деятельности экономического субъекта;
  • организация построения бухгалтерского учета;
  • организация постановки бухгалтерского учета.

Также необходимо:

  • разработать и применять собственные стандарты бухгалтерского учета;
  • обеспечивать консультирование сотрудников.

То есть бухгалтер должен выделить время на разъяснительную работу, поскольку работа в обособленных структурных подразделениях является более сложной, требуется как составление единой системы подготовки и сдачи отчетности.

Восьмой уровень квалификации необходим для тех, кто предоставляет консолидированную отчетность. Это касается как бухгалтерского так и налогового учета. Так, например, с 2019 года возможно сдавать консолидированную отчетность по налогу на имущество. Для этого необходимо подать в налоговый орган соответствующее уведомление.

📌 Реклама Отключить

Какие задачи стоят перед бухгалтером 8 уровня квалификации?

  • организация деятельности по сбору и анализу информации об учетных политиках зависимых и дочерних обществ для целей разработки учетной политики основного общества;
  • организация методического обеспечения составления консолидированной отчетности субъекта консолидированной отчетности;
  • планирование, координация и контроль разработки учетной политики основного общества;
  • организация консультирования зависимых и дочерних обществ (субъектов отчетности);
  • контроль соблюдения сроков и качества выполнения работ в области методического обеспечения составления консолидированной финансовой отчетности.

Таким образом, в отчетности больше внимания уделяется консолидации. Для кого нужна консолидированная отчетность: 📌 Реклама Отключить

  • для организаций, имеющих обособленные подразделения и дочерние организации;
  • для тех, кто сдает отчетность по МСФО.

В соответствиисо статьей 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ«О консолидированной финансовой отчетности» организации составляют, представляют и публикуют консолидированную финансовую отчетность, начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации

Также важно помнить, что бухгалтер отвечает за раскрытие отчетности. Раскрытие консолидированной финансовой отчетности осуществляется организацией не позднее 30 дней со дня истечения срока для ее представления. Консолидированная финансовая отчетность организации, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, раскрывается в части, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну. В случае, если в консолидированной финансовой отчетности часть информации, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, не может быть выделена, такая отчетность не подлежит раскрытию.

📌 Реклама Отключить

По международным стандартам консолидированную отчетность должна готовить материнская компания.

Но материнская организация не обязана представлять консолидированную финансовую отчетность, если она удовлетворяет всем следующим условиям:

(i) материнская организация сама является дочерней организацией, находящейся в полной или частичной собственности другой организации, и все ее другие собственники, включая тех, кто в иных случаях не имеет права голоса, были проинформированы о том, что материнская организация не будет представлять консолидированную финансовую отчетность, и не возражают против этого;

(ii) долговые и долевые инструменты материнской организации не обращаются на открытом рынке (на внутренней либо зарубежной фондовой бирже или на внебиржевом рынке, включая местные и региональные рынки);

📌 Реклама Отключить

(iii) материнская организация не представляла и не находится в процессе представления своей финансовой отчетности комиссии по ценным бумагам или иному регулирующему органу в целях выпуска инструментов любого класса на открытый рынок; и

(iv) конечная или любая промежуточная материнская организация указанной материнской организации подготавливает финансовую отчетность в соответствии с МСФО, доступную для открытого пользования, и в которой дочерние организации консолидируются или оцениваются по справедливой стоимости через прибыль или убыток в соответствии с настоящим МСФО

Консолидированная отчетность группы предполагает объединение финансовых показателей контролируемого бизнеса, а не находящегося под влиянием (пусть и значительным). Поэтому базовыми в консолидированной финансовой отчетности являются данные материнской и дочерней(их) компании(й).

📌 Реклама Отключить

Для идентификации участника группы как дочерней компании рекомендуется проанализировать существующие между ним и предполагаемой головной (материнской) организацией группы правоотношения с целью определения:

  1. Полномочий в отношении данного юридического лица.
  2. Подверженности рискам, связанным с участием в уставном капитале зависимого юридического лица. Например, головная организация подвергается рискам неполучения доходов от «дочки», если на доход такой организации влияют результаты деятельности зависимого юридического лица (в частности, получение дивидендов, получение (распределение) экономических выгод от его деятельности, вознаграждения за обслуживание его активов или обязательств).

Где можно узнать ответы на вопросы?

Понятно, что что-то новое всегда вызывает вопросы, работодателю нужно определиться, какой уровень квалификации должен быть у специалистов, нужно ли его повышать и за чей счет. 📌 Реклама Отключить При возникновении вопросов можно рекомендовать обратиться кписьму Минтруда России от 06.07.2016 N 14-2/ООГ-6465.Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы по применению профессиональных стандартов размещены на официальном сайте Минтруда России по адресу: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/payment/128.

Для организаций Минтрудом России начиная с 2013 года на базе ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» организованы и регулярно проводятся информационно-консультационные семинары о применении профессиональных стандартов. Информация о проведении бесплатных семинаров НИИ ТСС, в том числе по применению профессиональных стандартов, размещена по электронному адресу: http://vet-bc.ru/. Методическая помощь по применению профессиональных стандартов предоставляется НИИ труда и социального страхования по адресу электронной почты primenenieps@mail.ru.

📌 Реклама Отключить

Что делать муниципальных и государственным учреждениям в связи с введением новых стандартов для бухгалтеров?

ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

  • согласно части второй статьи 57ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФили иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
  • согласно статье 195.3ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Что касается государственных и муниципальных организаций, то учитывая важность внедрения профессиональных стандартов для повышения производительности труда, обеспечения качества выполняемых работ (услуг), данным организациям следует провести анализ профессиональных компетенций работников на соответствие профессиональным стандартам, при необходимости составить план подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников в рамках бюджета на соответствующий год (<Письмо> Минтруда России от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253). 📌 Реклама Отключить

В какие документы нужно внести поправки?

В связи с принятием нового профессионального стандарта для бухгалтеров рекомендуется внести поправки:

  • в трудовые договоры;
  • в должностные инструкции.

Должностные инструкции целесообразно привести в соответствие с новым стандартов.

Приведем пример фрагмента должностной инструкции.

1.1. Бухгалтер 1 категории относится к категории специалистов.

1.2. На должность бухгалтера принимается лицо, имеющее:

1) среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена, дополнительное профессиональное образование по специальным программам;

2) стаж работы не менее 3 лет — при специальной подготовке по учету и контролю.

1.3. Бухгалтер должен знать:

📌 Реклама Отключить

1) основы законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете (в том числе нормативные правовые акты о документах и документообороте), о налогах и сборах, об архивном деле, в области социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения, о хранении и изъятии регистров бухгалтерского учета, а также гражданского, трудового, таможенного законодательства, Общероссийский классификатор управленческой документации (в части, касающейся выполнения трудовых действий);

2) практику применения законодательства Российской Федерации по вопросам оформления первичных учетных документов, по вопросам денежного измерения объектов бухгалтерского учета, по бухгалтерскому учету;

3) внутренние организационно-распорядительные документы организации, регламентирующие порядок составления, хранения и передачу в архив первичных учетных документов, правила стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета, а также по вопросам оплаты труда, особенности группировки информации, содержащейся в первичных учетных документах, правила хранения документов и защиты информации в организации;

📌 Реклама Отключить

4) порядок составления сводных учетных документов в целях осуществления контроля и упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни;

5) основы экономики, технологии, организации производства и управления в организации;

6) методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг);

7) методы учета затрат продукции (работ, услуг);

8) Правила внутреннего трудового распорядка;

9) требования охраны труда и правила пожарной безопасности

1.4. Бухгалтер должен уметь:

1) составлять (оформлять) первичные учетные документы, в том числе электронные документы;

2) владеть приемами комплексной проверки первичных учетных документов;

3) вести регистрацию и накопление данных посредством двойной записи, по простой системе;

4) составлять бухгалтерские записи в соответствии с рабочим планом счетов организации;

📌 Реклама Отключить

5) владеть методами калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), составлять отчетные калькуляции, производить расчеты заработной платы, пособий и иных выплат работникам организации;

6) применять правила стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета, способы начисления амортизации, принятые в учетной политике организации;

7) сопоставлять данные аналитического учета с оборотами и остатками по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;

8) готовить различные справки, ответы на запросы, содержащие информацию, формируемую в системе бухгалтерского учета;

9) исчислять рублевый эквивалент выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств;

10) обеспечивать сохранность первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета до передачи их в архив;

📌 Реклама Отключить

11) исправлять ошибки, допущенные при ведении бухгалтерского учета, в соответствии с установленными правилами;

12) пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой

2. Трудовые функции

2.1. Ведение бухгалтерского учета:

1) принятие к учету первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни организации;

2) денежное измерение объектов бухгалтерского учета и текущая группировка фактов хозяйственной жизни;

3) итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни.

3. Должностные обязанности

3.1. Бухгалтер исполняет следующие обязанности:

3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 1 пункта 2.1настоящей должностной инструкции:

1) составляет (оформляет) первичные учетные документы;

📌 Реклама Отключить

2) осуществляет прием первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни организации;

3) выявляет случаи нарушения ответственными лицами графика документооборота и порядка представления в бухгалтерскую службу первичных учетных документов и информирует об этом руководителя бухгалтерской службы;

4) осуществляет проверку первичных учетных документов в отношении формы, полноты оформления, реквизитов;

5) проводит систематизацию первичных учетных документов текущего отчетного периода в соответствии с учетной политикой;

6) составляет на основе первичных учетных документов сводные учетные документы;

7) осуществляет подготовку первичных учетных документов для передачи в архив;

8) изготавливает копии первичных учетных документов, в том числе в случае их изъятия уполномоченными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

📌 Реклама Отключить

9) обеспечивает данными для проведения инвентаризации активов и обязательств организации в соответствии с учетной политикой организации.

Возможно, ваши должностные инструкции и соответствуют стандарту, тогда вносить в них поправки не придется, но если у вас есть, например, обособленные подразделения или предусмотрена консолидация, то пересмотр инструкций будет являться обязательной процедурой.

В целом, профессиональные стандарты достаточно важны для бухгалтеров. Внесенные поправки только конкретизируют те реалии ведения бухгалтерского учета, которые сегодня существуют. Однако для бухгалтеров применение профессиональных стандартов означает необходимость повышения квалификации, изучение новых требований и переход на более высокий уровень работы, что также обусловлено изменениям законодательных норм.