Срок выездной проверки

1. По общему правилу, предусмотренному п. 6 ст. 89 НК РФ, выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки утверждены приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (п. 4 Приложения N 2 к этому документу).*(1)

В срок проведения выездной налоговой проверки не включаются периоды ее приостановления. Общий срок такого приостановления не может превышать шесть месяцев и лишь в исключительных случаях может быть увеличен на три месяца (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Иными словами, максимальный срок проведения выездной налоговой проверки по общему правилу составляет 6 месяцев, а максимальный период между датой ее начала и датой ее окончания (с учетом возможных периодов приостановления проверки) — 15 месяцев.

2. Безусловно, продолжая проведение выездной налоговой проверки после истечения установленных для этого сроков, налоговый орган нарушает положения НК РФ. В силу п. 14 ст. 101 НК РФ подобное нарушение может стать основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом, однако не является безусловным основанием для этого (определение ВАС РФ от 09.06.2009 N 6921/09, письмо Минфина России от 15.09.2011 N 03-02-07/1-328).

Как показывает правоприменительная практика, суды исходят из того, что незначительное нарушение срока проведения выездной налоговой проверки само по себе не может рассматриваться как основание для признания решения налогового органа недействительным (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 28.06.2010 N Ф09-4770/10-С2, от 27.05.2008 N Ф09-3779/08-С3). Суды указывают на то, что НК РФ не ставит законность решения налогового органа, принятого по результатам выездной налоговой проверки, в зависимость от сроков проведения этой проверки (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.06.2007 N А11-6119/2006-К2-24/489) и отказывают в признании решений налоговых органов недействительными, если подобное требование налогоплательщика основано исключительно на факте нарушения сроков, установленных ст. 89 НК РФ, и при этом не доказан факт нарушения прав налогоплательщика (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 25.12.2008 N Ф08-7602/2008, ФАС Западно-Сибирского округа от 26.05.2008 N Ф04-3206/2008(5461-А27-15), постановление ФАС Уральского округа от 24.03.2008 N Ф09-1772/08-С3).

В то же время существенное превышение сроков проведения выездной налоговой проверки может явиться основанием для признания вынесенного по итогам проверки решения налогового органа незаконным (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.08.2013 N Ф08-3903/13 по делу N А53-33602/2012). Кроме того, нужно учитывать, что доказательства, истребованные налоговым органом после истечения срока, отведенного для проведения налоговой проверки, не могут быть учтены налоговым органом при рассмотрении материалов налоговой проверки (п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Рекомендуем дополнительно ознакомиться со следующим материалом:

— Энциклопедия решений. Сроки проведения выездных налоговых проверок.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Арыков Степан

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Александров Алексей

23 января 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Определенные особенности установлены НК РФ в отношении двух категорий участников налоговых правоотношений:

— выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок увеличивается на число месяцев, равное числу участников консолидированной группы налогоплательщиков (помимо ответственного участника этой группы), но не более чем до одного года (п. 5 ст. 89.1 НК РФ);

— выездная налоговая проверка инвестора по соглашению о разделе продукции или оператора такого соглашения в связи с деятельностью по соглашению о разделе продукции не может продолжаться более шести месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц для проведения проверки каждого филиала и представительства (п. 3 ст. 346.42 НК РФ).

Каков максимальный срок проведения выездной налоговой проверки

Продолжительность проверки

По общему правилу продолжительность выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев. В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (абз. 1 п. 6 ст. 89 НК РФ).

Продление проверки

Основанием для продления выездной налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев может стать:

  • принадлежность проверяемой организации к категории крупнейших;
  • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации налоговых правонарушений, но требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка;
  • наличие обособленных подразделений в составе проверяемой организации;
  • непредставление (несвоевременное представление) организацией документов, необходимых инспекции для проведения выездной проверки.

Об этом говорится в пункте 4 приложения 2 к приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Иные обстоятельства определяют в каждом конкретном случае. При этом необходимость и срок продления проверки определяют исходя из:

  • длительности проверяемого периода;
  • объемов анализируемых документов;
  • количества налогов, по которым назначена проверка;
  • количества видов деятельности, которыми занимается организация;
  • разветвленности организационно-хозяйственной структуры организации;
  • сложности технологических процессов;
  • других обстоятельств по усмотрению инспекции.

Об этом сказано в подпункте 6 пункта 2 приложения 4 к приказу ФНС России 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

Чтобы продлить срок выездной проверки, инспекция, которая ее проводит, должна направить мотивированный запрос в вышестоящий налоговый орган. На основе этого запроса руководитель (его заместитель) вышестоящего налогового органа примет решение о продлении выездной проверки или откажет в таком продлении.

Данный порядок предусмотрен пунктом 3 приложения 4 к приказу ФНС России 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

Приостановление проверки

Выездная проверка в организации может быть не только продлена, но и приостановлена. Приостановление проверки означает, что приостанавливается и течение срока проверки. После возобновления проверки отсчет срока продолжится.

Приостановление проверки возможно, если в ходе ее проведения инспекции потребуется:

  • запросить документы (информацию) о проверяемой организации у ее контрагентов или иных лиц, обладающих этими сведениями;
  • получить информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров России;
  • провести экспертизу;
  • перевести на русский язык документы, представленные проверяемой организацией на иностранном языке.

Это следует из положений пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Перечень оснований для приостановления выездной проверки закрыт. Приостанавливать проверку инспекция может несколько раз и по разным основаниям.

В отношении приостановления действуют только два ограничения.

Во-первых, приостановление проверки для истребования информации у контрагента или иных лиц допускается не более одного раза по каждому лицу (абз. 6 п. 9 ст. 89 НК РФ). Если инспекция приостановила проверку, чтобы истребовать документы у какого-либо контрагента организации, впоследствии она не сможет приостановить проверку для истребования дополнительных документов у этого же контрагента.

Во-вторых, общий срок всех приостановок не может превышать шести месяцев. Исключение предусмотрено только для тех случаев, когда в течение шести месяцев инспекция не успевает получить информацию, запрошенную у иностранных государственных органов. В такой ситуации общий срок приостановления выездной проверки может быть увеличен еще на три месяца. Об этом говорится в абзаце 8 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Проверка приостанавливается с даты, которая указана в решении о приостановлении выездной проверки. Возобновляется – с даты, указанной в решении о ее возобновлении. Указанные решения принимает руководитель (его заместитель) инспекции, которая назначила выездную проверку в организации (абз. 7 п. 9 ст. 89 НК РФ).

В период приостановления проверки инспекция:

  • не может запрашивать документы у проверяемой организации;

  • должна вернуть организации все подлинники, истребованные ранее в ходе проверки (кроме документов, полученных в результате выемки);
  • обязана приостановить все действия на территории, где проводится выездная проверка.

Об этом сказано в абзаце 9 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Однако эти ограничения не запрещают инспекции проводить дополнительные мероприятия налогового контроля. В частности, в периоде приостановления проверки инспекция может проводить допросы свидетелей (вне помещений, расположенных на территории проверяемой организации), а также вызывать к себе представителей организации для дачи пояснений. Об этом говорится в письме ФНС России от 21 ноября 2013 г. № ЕД-3-2/4395. Обосновывая свою позицию, авторы письма ссылаются на пункт 26 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, согласно которому приостановление проверки не лишает инспекцию права на какие-либо действия за пределами организации. Единственное ограничение – эти действия не должны быть связаны с истребованием у организации документов или осуществляться на ее территории. В то же время инспекция вправе потребовать те документы, которые запрашивала ранее, а организация не успела подать их до приостановления проверки (письмо ФНС России от 7 августа 2015 г. № ЕД-4-2/13892).

Ситуация: обязана ли инспекция на период приостановления проверки вернуть копии документов, ранее полученные от организации в ходе проверки?

Нет, не обязана.

На период приостановления выездной проверки инспекция должна вернуть организации все подлинники, истребованные ранее в ходе проверки (абз. 9 п. 9 ст. 89 НК РФ). Возврат копий законодательством не предусмотрен, поэтому обязанности возвращать их у налоговой инспекции нет. Более того, налоговое законодательство не запрещает инспекции в период приостановления проверки исследовать и анализировать эти копии, а также информацию, для получения которой была приостановлена проверка (сведения от контрагентов, результаты экспертизы, переводы документов, данные от иностранных государственных органов). Это следует из положений абзаца 9 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-47.

Ситуация: может ли налоговая инспекция в период приостановления проверки проводить допросы свидетелей?

Да, может.

Все ограничения, действующие в период приостановления выездной проверки, указаны в абзаце 9 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Их перечень закрыт. В частности, инспекция обязана приостановить все действия на территории проверяемой организации. Между тем Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции проводить контрольные мероприятия, которые не связаны с пребыванием инспекторов на территории организации. Например, они могут проводить допросы свидетелей на своей территории. Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 16 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих данный вывод (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 14 января 2010 г. № А57-19762/2008, Дальневосточного округа от 20 марта 2009 г. № Ф03-711/2009).

Ситуация: может ли инспекция приостановить выездную проверку в период ее продления?

Да, может.

В период продления выездная проверка проводится в общем порядке. Никаких ограничений для инспекции по проводимым мероприятиям или действиям налоговое законодательство не устанавливает (п. 6 ст. 89 НК РФ). В частности, в период продления выездной проверки инспекция может ее и приостановить. Аналогичные разъяснения дают специалисты налоговой службы (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 21 февраля 2008 г. № 16-27).

Проверка филиалов и представительств

При проведении самостоятельной выездной проверки филиала или представительства ее срок не может превышать одного месяца (абз. 5 п. 7 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не предусматривает продление этого срока. Однако самостоятельную выездную проверку инспекция может приостановить на общих основаниях на срок до шести, а в отдельных случаях – до девяти месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Срок проведения проверки

Срок проведения выездной проверки – это период со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о ее проведении (п. 8 ст. 89 НК РФ). При этом отсчет срока начинается со дня, следующего за днем принятия решения о проведении выездной проверки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). При определении срока выездной проверки время фактического пребывания сотрудников инспекции на территории организации значения не имеет. При расчете срока следует учитывать лишь периоды продления и приостановления выездной проверки.

Пример расчета предельного срока выездной налоговой проверки

Решение о проведении выездной проверки в организации принято 16 июня 2016 года. Сотрудники инспекции приступили к проверке и официально вручили руководителю организации решение о ее проведении 21 июня 2016 года. Период проведения проверки, указанный в решении, равен двум месяцам.

Налоговая инспекция приостанавливала проверку на один месяц в связи с запросом информации у контрагентов проверяемой организации и продляла проверку на четыре месяца из-за наличия у организации пяти филиалов.

Поскольку решение по проверке принято 16 июня 2016 года, то срок ее проведения отсчитывается с 17 июня 2016 года. Изначально проверочные мероприятия инспекция должна была закончить 17 августа (по истечении двух месяцев). Но поскольку проверка приостанавливалась и продлевалась, инспекция должна закончить ее (составить справку о проведении проверки) не позднее 17 января 2017 года.

Ситуация: можно ли отменить решение по итогам выездной проверки. Инспекция нарушила (превысила) срок ее проведения?

Нет, нельзя.

Решение по выездной проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по выездной проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать объяснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ). Превышение срока проведения выездной проверки к таким нарушениям не относится, поэтому само по себе оно не влечет за собой отмены решения по проверке. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 27 мая 2008 г. № Ф09-3779/08-С3, от 24 марта 2008 г. № Ф09-1772/08-С3, Северо-Кавказского округа от 25 декабря 2008 г. № Ф08-7602/2008, Западно-Сибирского округа от 26 мая 2008 г. № Ф04-3206/2008(5461-А27-15), Волго-Вятского округа от 13 июня 2007 г. № А11-6119/2006-К2-24/489).

Внимание: при принятии решения по выездной проверке инспекция не может использовать доказательства, полученные с нарушением Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ). Превышение срока выездной проверки можно считать нарушением налогового законодательства. Таким образом, инспекция при принятии решения по проверке не может использовать доказательства, которые были получены в ходе налоговых мероприятий по истечении срока проверки. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29 июля 2008 г. № Ф04-4594/2008(8820-А03-31), Московского округа от 5 июня 2009 г. № КА-А40/3497-09, Дальневосточного округа от 26 мая 2009 г. № Ф03-2248/2009).

Выездная налоговая проверка: сроки проведения

Главная — Статьи

Для любого бухгалтера выездная налоговая проверка — это огромный стресс. И конечно же, он задается вопросом: «И сколько же это продлится?» Мы расскажем, каковы общие сроки различных процедур при проведении выездной проверки и когда возможны отклонения от них.

Процедура и сроки проведения выездной проверки

Выездную проверку (ВНП) можно разделить на два этапа.
Этап 1. Проводится сама проверка, и ее результаты оформляются актом.


Этап 2. Руководитель инспекции рассматривает материалы ВНП и ваши возражения и выносит решение.

Приостановление и возобновление проверки оформляются соответствующими решениями руководителя инспекции (его заместителями), с которыми налоговики должны вас ознакомить (Пункт 9 ст. 89 НК РФ).
ВНП может быть приостановлена, если:
(или) проверяющим необходимо получить документы у ваших контрагентов, то есть провести встречную проверку. Причем, чтобы несколько раз приостановить проверку по этому основанию, нужно каждый раз документы истребовать у разных контрагентов. Кстати, это самое распространенное основание для приостановления ВНП. Хотя чаще всего это лишь прикрытие. Истинной же причиной приостановки может быть отпуск проверяющего или его болезнь. А иногда бывает и так: проверяющий не находит у вас нарушений, но уйти с пустыми руками не может. Поэтому он начинает требовать у вас копии практически всех документов, чтобы забрать их с собой в инспекцию, потом направляет поручение на проведение встречной проверки, и на этом основании руководитель инспекции приостанавливает ВНП. Результаты встречной проверки в данном случае не важны, нужен лишь повод для приостановления. Что же проверяющий делает в это время? Ответ прост. Показывает ваши документы более опытным коллегам: а вдруг тем придет в голову какая-то светлая мысль. То есть, если проверяющий истребует у вас документы и забирает их копии с собой, скорее всего, проверка затянется;
(или) проверяющим нужно провести экспертизу (Статья 95 НК РФ). Например, иногда налоговики привлекают эксперта для оценки рыночной стоимости имущества организации или же для проведения почерковедческой экспертизы;
(или) вы представили документы на иностранном языке, и проверяющим требуется их перевод;
(или) проверяющим нужно получить информацию от иностранных госорганов.
При этом проверка может приостанавливаться несколько раз в период ее проведения (без ограничения количества раз), но максимальный общий срок приостановки составляет 6 месяцев. Правда, если проверка приостановлена в связи с получением информации от иностранных госорганов и в течение 6 месяцев эта информация не получена, период приостановки может увеличиться до 9 месяцев.

Еще один способ увеличить сроки ВНП — это ее продление. Проверка может быть продлена до 4 месяцев, а иногда и до 6 (Пункт 6 ст. 89 НК РФ).
Чтобы увеличить сроки проверки, налоговая инспекция направляет мотивированный запрос в УФНС своего региона. Как правило, это происходит, когда налоговики понимают, что обычных 2 месяцев на проверку им не хватает. И решение о продлении сроков принимает уже руководитель управления (его заместители) (Пункт 4 Приложения 2 к Приказу ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@).
Продлить проверку могут, если (Приложение 2 к Приказу ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@):
(или) ваша организация — крупнейший налогоплательщик;
(или) вы не представили документы, необходимые для проведения проверки;
(или) налоговики получили информацию, требующую дополнительной проверки, о совершении вашей организацией нарушений;
(или) на территории, где проводится проверка, произошли форс-мажорные обстоятельства (пожар, затопление и т.п.);
(или) у вашей организации есть обособленные подразделения;
(или) есть другие обстоятельства, которые могут послужить основанием для увеличения сроков проверки. Например:
(или) ведение вашей организацией нескольких видов деятельности;
(или) большой объем проверяемых документов;
(или) невозможность вручения уже вынесенного решения о проведении ВНП должностным лицам проверяемой организации (их банально не могут найти). Эта ситуация практически на 100% гарантирует продление сроков проведения проверки. Продление необходимо для розыска должностных лиц, а если поиски не увенчаются успехом, то для сбора информации, необходимой для начисления налогов расчетным путем (Подпункт 7 п. 1 ст. 31 НК РФ);
(или) проверка проводится по заданию вышестоящего налогового органа.

Предупреждаем руководителя
Нет смысла избегать общения с налоговиками по поводу выездной проверки (например, отказываться получать решение о ее назначении). Это лишь приведет к тому, что они на вполне законных основаниях смогут существенно продлить срок проведения проверки — до 1 года.

Если же ваша организация не относится к крупнейшим налогоплательщикам, ее проверяют не по заданию сверху и вы не прячетесь от налоговиков, то, скорее всего, проверку вашей организации продлевать не будут.

Проведение дополнительных мероприятий

Как мы уже сказали, решение по итогам ВНП принимается в течение 25 рабочих дней с момента вручения вам акта (15 рабочих дней на представление вами возражений плюс 10 дней на рассмотрение материалов проверки) (Пункты 1, 7 ст. 101 НК РФ). Правда, этот срок может быть и увеличен, но не больше чем на 1 месяц (Пункт 1 ст. 101 НК РФ). При этом вас должны ознакомить с соответствующим решением.
Чаще всего основанием для продления сроков рассмотрения материалов проверки является проведение дополнительных мероприятий (далее — допмероприятия) (Пункт 6 ст. 101 НК РФ). Их проведение мотивируется необходимостью получить дополнительные доказательства факта нарушения вами законодательства. Если срок рассмотрения материалов ВНП продлевают в связи с этим, то, помимо того что вас ознакомят с решением о продлении сроков, вам могут вручить решение о проведении допмероприятий (Приказ ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@).
На практике допмероприятия проводят, если проверяющие не успели запросить у вас какие-то документы в ходе проверки, а они им уж очень нужны.

* * *

Итак, максимальный срок от начала проверки до получения вами решения по ее результатам может составить более полутора лет:


Конечно, срок пугающий. Но не паникуйте. Не всегда сами проверяющие заинтересованы в затягивании сроков проверки. Ведь за это их ждет большой нагоняй.

Какова периодичность проведения выездных налоговых проверок?

Цитата:О порядке проведения налоговыми органами выездных налоговых проверок и повторной выездной налоговой проверки.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО от 27 июня 2013 г. N СА-19-9/123@
Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо, сообщает следующее.
1. По вопросу проведения налоговым органом в отношении ЗАО выездных налоговых проверок и повторной выездной налоговой проверки. В соответствии со ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. При этом п. 5 ст. 89 Кодекса установлено, что налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения. Согласно п. 10 ст. 89 Кодекса повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, указанные в п. 5 ст. 89 Кодекса, не действуют. Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Из представленных УФНС России по краю (далее — Управление) материалов следует, что заместителем начальника ИФНС России по городу (далее — Инспекция) принято решение о проведении выездной налоговой проверки ЗАО по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налога на добавленную стоимость за период с 01.07.2005 по 31.12.2007, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортного налога, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2005 по 31.12.2007, налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2005 по 29.02.2008. По результатам проверки Инспекцией составлен акт выездной налоговой проверки и принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое ЗАО не оспаривалось. Также заместителем начальника Инспекции принято решение о проведении выездной налоговой проверки ЗАО по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортного налога за период с 01.01.2008 по 31.12.2009, налога на доходы физических лиц за период с 01.03.2008 по 31.03.2010, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2008 по 31.12.2009. По результатам проверки Инспекцией составлен акт выездной налоговой проверки и принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Кроме того, заместителем руководителя Управления в порядке контроля за деятельностью Инспекции, а также в связи с информацией о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о налогах и сборах ЗАО за 2007 — 2009 гг., поступившей от Главного управления МВД России по Федеральному округу, принято решение о проведении в отношении общества повторной выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, единого социального налога, транспортного налога, налога на имущество организаций, налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2007 по 31.12.2007. По результатам проверки Управлением составлен акт и вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Таким образом, выездные налоговые проверки в отношении ЗАО проведены Инспекцией за разные налоговые периоды, а повторная выездная налоговая проверка проведена в порядке контроля за нижестоящим налоговым органом на основании п. 10 ст. 89 Кодекса. Учитывая изложенное, решения Инспекции о проведении выездной налоговой проверки и решение Управления о проведении повторной выездной налоговой проверки в отношении ЗАО приняты в соответствии с положениями ст. 89 Кодекса. 2. По вопросу применения к ЗАО штрафных санкций с учетом положений п. 10 ст. 89 Кодекса ФНС России сообщает следующее. Согласно п. 10 ст. 89 Кодекса, если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 31 Кодекса налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов. Пунктом 1 ст. 93 Кодекса определено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов. Пунктом 12 ст. 89 Кодекса установлено, что налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. В соответствии с п. 1 ст. 126 Кодекса непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом, иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Согласно решению Управления общество привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 6200 руб. за непредставление истребуемых документов. Таким образом, действия Управления, выразившиеся в привлечении общества к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Кодекса, являются обоснованными, так как ЗАО не исполнило свою обязанность по представлению документов. 3. В отношении применения налоговыми органами расчетного метода при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций и налогу на добавленную стоимость ФНС России сообщает, что ни Управлением в ходе повторной выездной налоговой проверки, ни Инспекцией в ходе выездной налоговой проверки расчетный метод не применялся. Кроме того, необходимо отметить, что вопрос получения ЗАО необоснованной налоговой выгоды уже исследовался ФНС России при рассмотрении апелляционной жалобы общества на решение Управления о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В ходе рассмотрения апелляционной жалобы ЗАО ФНС России установлено, что заявителем не представлено доказательств того, что при выборе ООО им оценены не только условия сделок и их коммерческая привлекательность, но и деловая репутация, а также риск неисполнения обязательств и наличие у контрагентов соответствующего персонала. Кроме того, ЗАО не представлены первичные учетные документы, подтверждающие взаимоотношения с указанными организациями (договоры на поставку товара, оказания работ (услуг), акты приема-передачи товаров (работ, услуг)). Изложенные обстоятельства, установленные повторной выездной налоговой проверкой, в совокупности и взаимосвязи позволили сделать вывод о том, что в рассматриваемом случае фактического оказания работ (услуг) ООО не происходило, документы в подтверждение реальных финансово-хозяйственных операций ЗАО не представлены. При таких обстоятельствах Федеральная налоговая служба, исследовав в совокупности и взаимосвязи доказательства, представленные Управлением, пришла к выводу о необоснованности заявленных обществом налоговых вычетов и включения затрат в состав расходов по налогу на прибыль организаций. По результатам рассмотрения апелляционной жалобы ЗАО Федеральной налоговой службой с учетом всех документов, представленных Управлением и заявителем, вынесено решение об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения. Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено повторное рассмотрение и принятие решения по жалобе налогоплательщика вышестоящим налоговым органом на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения) в части, которая была обжалована в апелляционном порядке. Федеральная налоговая служба также сообщает, что в настоящее время в Арбитражном суде Краснодарского края на рассмотрении находятся заявления ЗАО к Управлению о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и к Инспекции о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. По смыслу ст. 118 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи со ст. 10 Конституции Российской Федерации именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, в том числе по делам, возникающим из налоговых правоотношений. Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса С.А.АРАКЕЛОВ