Срок финансового оздоровления

Содержание

Финансовое оздоровление

Фина́нсовое оздоровле́ние — в Российской Федерации одна из процедур процесса банкротства, которая применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с утверждённым графиком.

Основание введения процедуры

Финансовое оздоровление вводится на основании ходатайства должника или иных лиц, круг которых определён законом, первому собранию кредиторов или в случаях, установленных законом, арбитражному суду.

Указанное ходатайство и прилагаемые к нему документы должны быть представлены временному управляющему и в арбитражный суд не позднее, чем за пятнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.

Решение об обращении с ходатайством о введении финансового оздоровления принимается на общем собрании большинством голосов учредителей (участников) должника, принявших участие в указанном собрании, или органом, уполномоченным собственником имущества должника-унитарного предприятия.

Решение об обращении с предложением о введении финансового оздоровления должно содержать сведения о предлагаемом обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности и предлагаемый срок финансового оздоровления.

К решению должны прилагаться:

  • план финансового оздоровления;
  • график погашения задолженности;
  • протокол общего собрания учредителей (участников) должника или решение уполномоченного органа об обращении с предложением о введении финансового оздоровления;
  • перечень учредителей (участников) должника, голосовавших за обращение с ходатайством о введении финансового оздоровления;
  • сведения о предлагаемом обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности (при наличии такого обеспечения).

Финансовое оздоровление может быть также введено на основании ходатайства третьего лица (третьих лиц). Такое ходатайство должно содержать сведения о предлагаемом третьим лицом обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с прилагаемым к ходатайству графиком погашения задолженности.

Введение и осуществление процедуры

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании соответствующего решения собрания кредиторов. Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. В определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утверждённый судом график погашения задолженности.

Управление деятельностью должника в ходе финансового оздоровления осуществляют, как правило, органы управления должника. Однако руководитель должника может быть отстранен судом на основании ходатайства собрания кредиторов, административного управляющего или лиц, предоставивших обеспечение.

Управление должником в период финансового оздоровления должно проводиться с рядом ограничений. Должник не вправе без согласия административного управляющего совершать сделки, которые:

  • увеличивают задолженность более чем на пять процентов суммы включённых в реестр требований кредиторов;
  • связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника;
  • влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;
  • влекут за собой получение займов (кредитов).

Определение арбитражного суда о введении финансового оздоровления подлежит немедленному исполнению.

Финансовое оздоровление вводится на срок не более двух лет.

Правовые последствия введения процедуры

С момента введения финансового оздоровления вступают в силу следующие правовые последствия:

  1. Вводится особый, предусмотренный законом, порядок предъявления требований кредиторов к должнику;
  2. Отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
  3. Аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения принадлежащим должнику имуществом могут быть наложены только в арбитражном процессе по делу о банкротстве;
  4. Приостанавливается выполнение исполнительных документов;
  5. Запрещается выделение доли участия предприятия-должника;
  6. Запрещается выкуп должником собственных акций;
  7. Не допускается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
  8. Не допускается прекращение обязательств должника путем зачёта встречных требований;
  9. Приостанавливается начисление штрафов, пеней, неустоек и других финансовых санкций по договорам;
  10. На сумму требований кредиторов и сумму обязательных платежей начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной ЦБРФ на дату введения финансового оздоровления;
  11. Неустойки (штрафы, пени) подлежат погашению после удовлетворения всех остальных требований кредиторов;
  12. Должник может передавать имущество в безвозмездную аренду;
  13. Любая реорганизация предприятия возможна только с согласия кредиторов.

Основное управление организацией-должником осуществляют соответствующие органы управления должника. Административный управляющий в ходе финансового оздоровления имеет ограниченный круг обязанностей, в которые, помимо прочего, входят ведение реестра требований кредиторов, созыв собрания кредиторов и контроль за показателями деятельности должника.

Завершение процедуры

Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчёт о результатах проведения финансового оздоровления и соответствующие бухгалтерские документы.

Административный управляющий рассматривает отчет должника о результатах проведения финансового оздоровления и составляет заключение, которое направляется кредиторам.

Если требования кредиторов не удовлетворены или указанный отчёт не представлен административному управляющему, административный управляющий созывает собрание кредиторов, которое полномочно принять решение об обращении с ходатайством в арбитражный суд о введении внешнего управления либо об обращении с ходатайством в арбитражный суд о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

По итогам процедуры финансового оздоровления суд принимает одно из следующих решений:

  • О прекращении производства по делу о несостоятельности, если все требования удовлетворены;
  • О введении внешнего управления в случае возможности восстановления финансового состояния должника;
  • О признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Примечания

Несостоятельность (банкротство)

Основные понятия

Арбитражный суд (Судебная система России) · Арбитражный управляющий (Индивидуальный предприниматель) · Банковская гарантия · Банкротство гражданина · Денежное обязательство · Должник · Досудебная санация · Залог · Конкурсная масса · Конкурсное право · Конкурсный кредитор · Кредитор · Мораторий · Неоплатность · Неплатёжеспособность · Очереди кредиторов в банкротстве · Саморегулируемая организация арбитражных управляющих · Финансовая устойчивость · Финансовый анализ

Процедуры банкротства

Наблюдение · Финансовое оздоровление · Внешнее управление · Конкурсное производство · Мировое соглашение

Арбитражный управляющий

Временный управляющий · Административный управляющий · Внешний управляющий · Конкурсный управляющий

Срок финансового оздоровления

Актуально на: 12 июля 2017 г.

Финансовое оздоровление вводится на срок не более 2 лет (). То есть 2 года – это максимальный срок финансового оздоровления, который может быть и меньше.

Изначально срок финансового оздоровления указывается в ходатайстве учредителей (участников) к первому собранию кредиторов о введении данной процедуры (п. 4 ст. 77 Закона № 127-ФЗ). Далее при удовлетворении ходатайства срок оздоровления фиксируется в решении собрания о введении финансового оздоровления (п. 1 ст. 74 Закона № 127-ФЗ). На основании этого решения составляется еще одно ходатайство, уже в арбитражный суд, и судья выносит определение о введении финансового оздоровления, в котором указывает конкретный срок для его проведения (п. 3 ст. 80 Закона № 127-ФЗ).

Если срок финансового оздоровления подходит к концу

По общему правилу не позднее чем за месяц до окончания срока процедуры компания-должник должна предоставить отчет об итогах проведения финансового оздоровления административному управляющему (п. 1 ст. 88 Закона № 127-ФЗ). То есть если финансовое оздоровление было введено, к примеру, на 1 календарный год, то направить отчет должнику нужно будет спустя 11 месяцев.

При этом к отчету должны быть приложены (п. 2 ст. 88 Закона № 127-ФЗ):

  • баланс должника на последнюю отчетную дату;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • документы, свидетельствующие о том, что требования кредиторов исполнены.

Указанные выше бумаги должен проанализировать административный управляющий и составить заключение о выполнении графика погашения задолженности. Далее он должен направить его «реестровым» кредиторам и в арбитражный суд. На все это у него есть 10 дней с даты получения отчета должника (п. 3 ст. 88 Закона № 127-ФЗ).

Финальная стадия процедуры – назначение даты судебного заседания, где будут рассматриваться результаты финансового оздоровления и жалобы кредиторов. По его итогам может быть принято определение о прекращении производства по делу о банкротстве, определение о введении внешнего управления или решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (п. 5,6 ст. 88 Закона № 127-ФЗ).

Досрочное завершение финансового оздоровления

Как было указано выше, срок финансового оздоровления не может превышать 2 лет. Однако должник может погасить свои долги и в более короткий срок.

В случае опережения графика погашения задолженности должник подает отчет об итогах процедуры финансового оздоровления тогда, когда все требования кредиторов удовлетворены, в том же порядке, как если бы оставался месяц до окончания процедуры (п. 1,2 ст. 86 Закона № 127-ФЗ). Но в данном случае по итогам судебного заседания судья может принять (п. 3 ст. 86 Закона № 127-ФЗ):

  • или определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если все требования кредиторов удовлетворены (а если есть те, которые не удовлетворены, то они признаны необоснованными);
  • или определение об отказе в прекращении производства по делу, если была выявлена непогашенная задолженность.

Возможна и другая ситуация, когда должник перестает платить по долгам и выбивается из графика платежей. А при неоднократном нарушении графика более чем на 15 дней процедура финансового оздоровления может быть досрочно прекращена (п. 1 ст. 87 Закона № 127-ФЗ). Для этого административный управляющий должен созвать собрание кредиторов, и уже оно будет решать, какую процедуру банкротства далее следует вводить в отношении должника и, соответственно, с каким ходатайством обращаться в суд (п. 2,3,4 ст. 87 Закона № 127-ФЗ).

Финансовое оздоровление: реабилитировать нельзя ликвидировать

zimmytws / .com

Около 50 тыс. российских компаний, как отметил на тематическом круглом столе в нижней палате парламента депутат Госдумы Василий Власов, проходят процедуру банкротства. При этом из них лишь единицы прибегли, по его словам, к институту финансового оздоровления (глава V Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», далее – закон о банкротстве).

Государство, по мнению депутата, должно быть заинтересовано в том, чтобы организации, особенно, если речь идет о градообразующих предприятиях, могли выходить из кризисных ситуаций и продолжать деятельность, поскольку они среди прочего обеспечивают рабочие места и поступление налогов в бюджеты разных уровней. Если речь не идет о преднамеренном банкротстве, то, представляется, что и сами предприятия должны быть заинтересованы в сохранении бизнеса. Однако на практике, например, такая реабилитационная процедура, как финансовое оздоровление, оказывается невостребованной.

«Спрос» на финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление – это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком ее погашения (ст. 2 закона о банкротстве). Наряду с внешним управлением и заключением мирового соглашения данная процедура относится к реабилитационным, то есть направленным на восстановление платежеспособности должника, сохранение его как хозяйствующего субъекта, в отличие от ликвидационной процедуры – конкурсного производства.

На практике, по словам юриста компании «Проспектаси» Константина Заутренникова, в подавляющем большинстве случаев процедура банкротства заканчивается конкурсным производством и последующей ликвидацией должника. По его мнению, основной причиной редкого применения процедуры финансового оздоровления и ее низкой результативности прежде всего является позднее обращение уполномоченных лиц с заявлением в арбитражный суд о признании должника банкротом. «Как показывает опыт российской судебной арбитражной практики, заявление о признании должника банкротом подается только тогда, когда иные меры по взысканию задолженности исчерпаны, наиболее ликвидные активы выбыли из владения должника. Таким образом, к моменту возбуждения дела о банкротстве у должника, как правило, отсутствует имущество, позволяющее эффективно вести основную деятельность, совокупная сумма задолженности перед кредиторами существенно превышает стоимость самого бизнеса и, как следствие, восстановление платежеспособности должника практически невозможно и не нужно его собственникам и кредиторам», – пояснил эксперт.

Процедура финансового оздоровления в 2017 году вводилась 32 раза, в 2018 году – 19 раз, а в I-II кварталах 2019 года – 8 раз. На это указал юрист юридической службы «Единый центр защиты» Артем Морозов, ссылаясь на данные статистического бюллетеня ЕФРСБ от 30 июля 2019 года. Статистика, по словам юриста, свидетельствует о тенденции снижения спроса на применение процедуры.

В правосознании российских предпринимателей, представителей госорганов и иных заинтересованных граждан господствует, как полагает Константин Заутренников, представление о том, что процедура банкротства – это фактическая ликвидация бизнеса. Предприятие-должник apriori считается неплатежеспособным, а единственной задачей кредиторов и собственников бизнеса становится максимально возможное удовлетворение своих требований. «Участники гражданского оборота негативно относятся к перспективе банкротства и не рассматривают ее, в частности процедуру финансового оздоровления, как способ преодоления финансового кризиса. Они стремятся максимально оттянуть время открытия производства по делу о банкротстве, что делает невозможным последующее восстановление платежеспособности должника», – отметил эксперт.

Некоторые особенности процедуры

Введение финансового оздоровления, как пояснил Константин Заутренников, возможно на стадии наблюдения, когда должник еще не признан судом банкротом, но у него выявлены признаки несостоятельности, которые в ходе финансового оздоровления могут быть преодолены, а платежеспособность восстановлена. В ходе наблюдения должник на основании решения своих учредителей (участников), органа, уполномоченного собственником должника – унитарного предприятия, а также сами указанные лица или третьи лица в установленном законом порядке вправе обратиться к первому собранию кредиторов, а в предусмотренных законом случаях (п. 2-3 ст. 75 закона о банкротстве) – к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления.

Если уполномоченные лица обращаются к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления, то они обязаны представить указанное ходатайство и прилагаемые к нему документы временному управляющему и в арбитражный суд не позднее чем за 15 дней до даты проведения собрания кредиторов (ст. 76 закона о банкротстве). При этом сам по себе пропуск указанного 15-дневного срока не является препятствием для принятия первым собранием кредиторов решения о введении финансового оздоровления (п. 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», далее – Постановление ВАС РФ № 29). К решению об обращении к первому собранию кредиторов должен прилагаться ряд документов:

  • план финансового оздоровления;
  • график погашения задолженности;
  • протокол общего собрания учредителей (участников) должника или решение органа, уполномоченного собственником имущества должника – унитарного предприятия;
  • перечень учредителей (участников) должника, голосовавших за обращение к собранию кредиторов;
  • сведения о предлагаемом обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности (при наличии такого обеспечения);
  • иные предусмотренные законом документы.

В самом решении об обращении к первому собранию кредиторов должна также содержаться информация о предлагаемом сроке финансового оздоровления (п. 4-5 ст. 77 закона о банкротстве). Если с ходатайством о введении финансового оздоровления обращается третье лицо (третьи лица), то к нему необходимо приложить график погашения задолженности, подписанный уполномоченным лицом, и документы о предлагаемом обеспечении исполнения должником обязательств (п. 2 ст. 78 закона о банкротстве).

Важно подчеркнуть, что из норм главы V закона о банкротстве следует, что финансовое оздоровление по ходатайству учредителей (участников) должника или собственника имущества должника – унитарного предприятия может быть введено арбитражным судом и без предоставления обеспечения (п. 33 Постановления ВАС РФ № 29).

НАША СПРАВКА

План финансового оздоровления разрабатывается в случае отсутствия обеспечения исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности. Подготовленный учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника – унитарного предприятия, план утверждается собранием кредиторов. Он должен содержать обоснование возможности удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности (п. 1 ст. 84 закона о банкротстве).

Графиком погашения задолженности по общему правилу должно предусматриваться погашение всех требований, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления (п. 3 ст. 84 закона о банкротстве).

Стоит отметить, что иcполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой. В качестве предмета обеспечения не могут выступать имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения. Соглашение об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, а также сделки во исполнение такого соглашения, заключенные до введения арбитражным судом в отношении должника финансового оздоровления, вступают в силу одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления (п. 1, п. 3 ст. 79 закона о банкротстве).

Могут ли применяться наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление, если дело о банкротстве юридического лица возбуждено после вступления в силу решения о его ликвидации, но до исключения из реестра юридических лиц? Узнайте ответ в «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более чем два года. Это осуществляется в форме определения суда, в котором обязательно должна указываться информация о конкретном сроке оздоровления, графике погашения задолженности. Если обязательства должника обеспечены, то определение должно содержать также сведения о лицах, которые предоставили такое обеспечение, о его размере и способах. Этим же определением суд утверждает административного управляющего, в обязанности которого входит среди прочего ведение реестра требований кредиторов, созыв их собраний, рассмотрение отчетов о ходе исполнения графика погашения долга, контроль полного и своевременного перечисления денежных средств в целях удовлетворения требования кредиторов в соответствии с графиком (ст. 80, п. 3 ст. 83 закона о банкротстве). При этом отличительной чертой финансового оздоровления по сравнению прежде всего с внешним управлением является, как пояснил Константин Заутренников, то обстоятельство, что полномочия органов управления юрлица сохраняются, хотя и при установлении ограничений по распоряжению имуществом должника со стороны собрания кредиторов и административного управляющего (п. 1 ст. 82 закона о банкротстве).

Эксперт подчеркнул, что с даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления наступают важные для эффективной реализации процедуры последствия. В частности, за отдельными исключениями приостанавливается взыскание по исполнительным документам, начисление неустоек и штрафных санкций, действует правило о том, что требования к должнику, не считая текущих платежей, могут предъявляться только с соблюдением требований закона о банкротстве, отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов и т. д. (ст. 81 закона о банкротстве).

Перспективы развития реабилитационных процедур

В Госдуме с 2017 года на рассмотрении находится законопроект о внесении изменений в закон о банкротстве, который преследует цель расширения практики применения реабилитационных механизмов. Данным проектом предусматривается введение новой реабилитационной процедуры – реструктуризации долгов. Планируется, что уполномоченные лица смогут обращаться в арбитражный суд не только с заявлением о признании должника банкротом, но и с заявлением о введении в отношении должника процедуры реструктуризации долгов. При этом по результатам рассмотрения такого заявления нельзя будет открывать конкурсное производство.

Срок реализации плана реструктуризации долгов согласно законопроекту не может превышать четырех лет со дня утверждения его арбитражным судом. Однако по решению собрания кредиторов этот срок может быть продлен, но не более чем еще на четыре года. Наряду с появлением новой реабилитационной процедуры законопроектом предусматривается сохранение существующих, включая финансовое оздоровление.

Ответственный за рассмотрение проекта Комитет Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям предложил принять законопроект во втором чтении, подготовил соответствующий текст проекта с учетом поправок, принятых после первого рассмотрения законопроекта Госдумой. Однако на данный момент второе чтение еще не состоялось.

***

Институт банкротства не должен принимать формы инструмента поглощения предприятий или преднамеренного избавления от долгов. На это обратил внимание в ходе круглого стола в Госдуме арбитражный управляющий, член САМРО «Ассоциация антикризисных управляющих» Олег Антоненко. По его словам, статистика последних пяти лет свидетельствует о том, что в рамках дел о банкротстве удовлетворяется лишь около 5% требований кредиторов. Эксперт считает, что целесообразно развивать именно реабилитационные механизмы. В частности, он отметил, что для решения проблем должников недостаточно оспаривания сделок и взыскания дебиторской задолженности. Следует, по словам арбитражного управляющего, выстраивать механизмы (например, предоставления разного рода льгот) для привлечения инвесторов, которые могли бы вкладывать средства в восстановление платежеспособности должников и их развитие.

Финансовое оздоровление в процедуре банкротства предприятия

Введение финансового оздоровления в процедуре банкротства подразумевает потенциальную возможность преодоления юридическим лицом кризисной ситуации и дальнейшее осуществление деятельности после осуществления ряда мер, призванных для погашения долгов компании и восстановления докризисного состояния. Успешное окончание финансового оздоровления выгодно всем участникам процесса.

Основные положения, касающиеся порядка внедрения финансового оздоровления, назначения ответственного лица, его полномочий и последствий содержатся в главе 5 действующей редакции ФЗ РФ “О несостоятельности (банкротстве)

Когда вводится процедура финансовое оздоровление при банкротстве?

Финансовое оздоровление является одним из возможных этапов, наступающих после стадии наблюдения. Переход от наблюдения к оздоровлению осуществляется по официальному заключению арбитражного суда, вынесенному на основании ходатайства, подать которое имеют право следующие субъекты:

  • юридическое лицо на основании протокола собрания учредителей;
  • отдельный учредителель/руководитель;
  • кредиторы;
  • иные лица, заинтересованные в благоприятном исходе процесса.

Ходатайство о применении данной стадии будет допущено к обсуждению и голосованию при своевременном предоставлении документа — за 2 недели до назначенной даты первого собрания кредиторов. Необходимо подготовить пару экземпляров документа: один — для временного управляющего, второй — для арбитражного суда. Для обоснования предложения о введении этапа ходатайство должно быть подкреплено документами, подробный перечень которых для каждого из возможных инициаторов, содержится в статьях 77 и 78 Закона о банкротстве. Общими для всех субъектов являются:

  1. график погашения задолженностей согласно реестру кредиторов;
  2. гарантия обеспечения выполнения обязательств (банковская, муниципальная или государственная; залог или поручительство);
  3. план финансового оздоровления организации.

К сведению Копии ходатайства и установленных Законом документов для предварительного ознакомления и изучения направляются всем участникам первого собрания кредиторов.

Проведение процедуры

Точка отсчета срока финансового оздоровления начинается с вынесения судом решения о внедрении стадии, которое содержит информацию о временных рамках, об установленном графике выплат задолженностей и о назначении административного (финансового) управляющего. Первостепенной задачей стадии является покрытие организацией долговых обязательств, на втором месте находится выход деятельности юридического лица на докризисные показатели.

Информация Задолженности, зафиксированные в реестре кредиторов и возникшие до внедрения стадии должны быть погашены согласно графику погашения долгов. Первые выплаты производятся уже через месяц после начала этапа. В дальнейшем график административного управляющего предусматривает ежемесячные выплаты кредиторам задолженности равными частями в течение 12 месяцев. После погашения основного долга юридическое лицо осуществляет выплату неустойки за несвоевременный возврат средств. Сумма неустойки рассчитывается как произведение ставки рефинансирования на дату начала стадии и суммы долга.

Требования кредиторов 1-й и 2-й очереди должны быть полностью удовлетворены в первые полгода финансового оздоровления. Все задолженности, включенные в реестр, заверенные членами первого собрания, должны быть погашены за 30 дней до завершения данного этапа банкротства предприятия. В это же время должник готовит отчет, отражающий результаты проведения стадии, на основании которого арбитражный управляющий выносит заключение об эффективности процедуры и направляет его участникам собрания.

На период введения этапа финансового оздоровления руководители не утрачивают своих полномочий, но обязаны действовать в рамках установленных Законом ограничений. В число сделок, решение по которым руководитель обязан заверять разрешением административного управляющего, входят:

  • сделки, увеличивающие долг организации на 5% и более;
  • сделки, связанные с покупкой, продажей, дарением имущества юридического лица;
  • сделки, предполагающие продажу или перевод долга третьим лицам;
  • сделки, сопряженные с привлечением заемных средств.

Что касается деятельности компании в целом, то финансовое оздоровление влечет за собой следующие изменения:

  1. предъявление требований кредиторов осуществляется в соответствии с положениями Закона;
  2. меры по покрытию долгов организацией, введенные до финансового оздоровления, упраздняются;
  3. арест имущества и установление ограничений касательно распоряжения собственностью организации производится в рамках действующего Закона по решению арбитражного суда;
  4. временно не осуществляются выплата имущественных взысканий за исключением исполнительных документов, которые были выданы до стадии оздоровления;
  5. приостанавливаются все действия, связанные с куплей-продажей акций учредителей;
  6. прекращаются выплаты дивидендов и выплата доли прибыли учредителям;
  7. запрещается переуступка долга юридического лица, если она влечет нарушение очереди погашения задолженностей перед кредиторами;
  8. штрафные санкции за просрочку платежей начисляются только на текущие платежи.

Пути финансового оздоровления

Финансовое оздоровление направлено на погашение кредиторской задолженности юридического лица и реанимирование его платежеспособности. Выбор возможных путей финансового оздоровления для преодоления кризисной ситуации зависит от результатов наблюдения и специфики работы организации. Причины несостоятельности организации — это взаимодействие внешних и внутренних факторов.

Причины несостоятельности юридического лица

Внешние факторы Внутренние факторы
Изменения в законодательстве Некомпетентность руководства
Спад экономики, инфляция, рост цен на сырье и оборудование Большой управленческий аппарат
“Цепное” банкротство ( организация становится банкротом из-за несостоятельности своих партнеров) Высокая дебиторская задолженность
Политическая ситуация в стране Неэффективная инвестиционная политика
Увеличение числа конкурентов Открытие дополнительных филиалов
Снижение покупательской способности потребителя Износ техники и снижение производительности
Изменение покупательских предпочтений Отсутствие сбытовой стратегии и маркетинга

Доля всех процедур банкротства начинается именно из-за внутренних проблем организации, потому помимо пути погашения имеющихся задолженностей для избежания финансового кризиса в будущем, необходимо разработать мероприятия по устранению внутренних факторов. К первостепенным мероприятиям относятся:

  • смена руководящего состава;
  • сокращение штата;
  • перераспределение обязанностей;
  • ликвидация подразделений и неликвидных производств;
  • разработка системы сбыта и маркетинга;
  • снижение расходов;
  • снижение дебиторской задолженности.

Пути финансового оздоровления для конкретного должника и способ погашения текущей задолженности подробно изложен в плане административного управляющгео юридического лица.

План оздоровления предприятия

План финансового оздоровления — это обязательный документ стадии банкротства, который определяет механизм погашения долга и вывода организации из финансовой ямы. В Законе основные положения о данном документе содержатся в статье 84. Обязанность по разработке плана ложится на должника, который должен предложить реальные способы обеспечения исполнения обязательств перед кредиторами согласно установленному графику платежей.

План финансового оздоровления по структуре напоминает обычный бизнес-план, составляемый при создании новой организации. Структура плана представлена следующими основными пунктами:

  1. обзор предприятия и его характеристика;
  2. информация о текущем состоянии бизнеса;
  3. финансовый анализ;
  4. маркетинг и сбыт;
  5. мероприятия для преодоления кризиса;
  6. план производства или сбыта;
  7. источники финансирования.

Контролировать исполнение должником графика выплат долгов и соблюдение разработанного плана будет независимый эксперт — финансовый (административный) управляющий.

Административный управляющий в процедуре банкротства юридического лица

Административный управляющий приступает к выполнению своих обязанностей с даты принятия судом решения о введении финансового оздоровления. Выбор подходящего кандидата и его назначение является обязанностью суда, тогда как выплата вознаграждения управляющему ложится на должника. Финансовый управляющий на этой стадии необходим для контроля исполнения плана оздоровления, посредничества между участниками процедуры несостоятельности и формирования заключения о результатах этапа. Заключение вместе с бухгалтерской отчетностью передается в суд за 10 дней до завершения стадии. Деятельность административного управляющего заканчивается одновременно с решением о прекращении финансового оздоровления, если он не был отстранен или не заявил самоотвод.

К сведению Если долги были погашены не полностью или должник не подготовил отчет о результатах работы организации, то управляющий должен вынести вопрос об определения дальнейших действий в отношении юридического лица на рассмотрение собранию кредиторов.

Срок процедуры финансового оздоровление при банкротстве

Законом установлен максимальный срок процедуры финансового оздоровления организации не превышающий 24 месяцев с даты принятия судом соответствующего решения. За этот период организация должна погасить все имеющиеся задолженности и восстановить собственную платежеспособность.

Стадия может быть прекращена досрочно, если имеются следующие основания:

  • нарушение сроков предоставления соглашения о гарантиях выполнения обязательств перед кредиторами в арбитражный суд;
  • уплата долгов кредиторам осуществляется с нарушением установленного графика погашения задолженностей, задержка платежей составляет 15 и более дней;
  • организация ликвидировала все имеющиеся задолженности до окончания срока, определенного судом.

Права и обязанности участников финансового оздоровления

Процедура банкротства на стадии финансового оздоровления включает 3-х основных участников процесса, обладающих законными правами и обязанностями.

Права и обязанности участников финансового оздоровления

Организация -должник Кредиторы Финансовый управляющий*
Права ходатайствовать о применении стадии оздоровления;

осуществлять деятельность с учетом применяемых к нему ограничений;

обращаться в суд для обжалования решения.

вернуть собственные средства в соответствии с установленной очередностью;

подавать ходатайства об отстранении руководителей или административного управляющего;

ознакомиться с отчетом должника и заключением управляющего.

запрашивать от должника любые данные;

согласовывать сделки;

обращаться в суд с ходатайством.

Обязанности разработка плана финансового оздоровления;

соблюдение установленных сроков и размеров выплат;

подготовка отчета для управляющего.

в соответствии с положениями Закона. составлять реестр требований кредиторов;

контролировать выполнение плана финансового оздоровления;

составлять заключение по результатам этапа

*подробнее в статье 83 Закона

Последствия процедуры

По результатам финансового оздоровления, изложенным в заключении административного управляющего, арбитражным судом может быть определен один из дальнейших исходов действия в отношении должника:

  1. при своевременном погашении долгов и неустоек перед кредиторами процесс банкротства юридического лица прекращается, если отсутствуют обоснованные претензии к должнику;
  2. при выявлении потенциальной возможности восстановления платежеспособности, принимается решение о введении внешнего управления;
  3. при отсутствии возможностей преодоления финансового кризиса, принимается решение об открытии конкурсного производства.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 222-ФЗ в статью 2 внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

несостоятельность (банкротство) (далее также — банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

должник — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом;

денежное обязательство — обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию;

обязательные платежи — налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы;

руководитель должника — единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности;

кредиторы — лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;

конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, имеет обязательства по выплате компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации (компенсации сверх возмещения вреда, причиненного в результате разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения), вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия);

уполномоченные органы — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

орган по контролю (надзору) — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

регулирующий орган — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления;

санация — меры, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве;

наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

реструктуризация долгов гражданина — реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов;

реализация имущества гражданина — реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

мировое соглашение — процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами;

представитель учредителей (участников) должника — председатель совета директоров (наблюдательного совета) или иного аналогичного коллегиального органа управления должника, либо лицо, избранное советом директоров (наблюдательным советом) или иным аналогичным коллегиальным органом управления должника, либо лицо, избранное учредителями (участниками) должника для представления их законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия — лицо, уполномоченное собственником имущества должника — унитарного предприятия на представление его законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

представитель комитета кредиторов — лицо, уполномоченное комитетом кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени комитета кредиторов;

представитель собрания кредиторов — лицо, уполномоченное собранием кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени собрания кредиторов;

арбитражный управляющий — гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих;

временный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

административный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с настоящим Федеральным законом;

внешний управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий;

конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий, или государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее — Агентство), осуществляющая указанные полномочия в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;

финансовый управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина;

мораторий — приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей;

представитель работников должника — лицо, уполномоченное работниками, бывшими работниками должника представлять их законные интересы при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

саморегулируемая организация арбитражных управляющих (далее также — саморегулируемая организация) — некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих;

национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее также — национальное объединение саморегулируемых организаций) — некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана саморегулируемыми организациями, объединяет в своем составе более чем пятьдесят процентов всех саморегулируемых организаций, сведения о которых включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, и целью деятельности которой является формирование согласованной позиции арбитражных управляющих по вопросам регулирования осуществляемой ими деятельности;

абзац утратил силу с 30 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 266-ФЗ

См. предыдущую редакцию

вред, причиненный имущественным правам кредиторов, — уменьшение стоимости или размера имущества должника и (или) увеличение размера имущественных требований к должнику, а также иные последствия совершенных должником сделок или юридически значимых действий либо бездействия, приводящие к полной или частичной утрате возможности кредиторов получить удовлетворение своих требований по обязательствам должника за счет его имущества;

недостаточность имущества — превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника;

неплатежеспособность — прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное;

федеральные стандарты — федеральные стандарты профессиональной деятельности арбитражных управляющих и федеральные стандарты деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, разработанные национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, утвержденные регулирующим органом в соответствии с настоящим Федеральным законом и являющиеся обязательными для исполнения арбитражными управляющими и саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих.

См. Методические рекомендации по организации деятельности должностных лиц Росрегистрации по осуществлению полномочий, предоставленных Кодексом РФ об административных правонарушениях по процедурам банкротства и финансового оздоровления, утвержденные приказом Федеральной регистрационной службы от 28 мая 2007 г. N 102

Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. N 52 установлено, что регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является Федеральная регистрационная служба