Срок давности налоговых правонарушений

Энциклопедия решений. Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение налогового правонарушения

Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение налогового правонарушения

Под сроком давности привлечения к административной ответственности понимается период времени, в течение которого может быть вынесено постановление по делу об административном правонарушении. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах составляет один год со дня совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Частью 2 ст. 4.5 КоАП РФ установлены особенности исчисления срока давности привлечения к административной ответственности за совершение длящегося правонарушения. Однако эта норма не применяется к правонарушениям в области налогов и сборов, предусмотренным ст. 15.3 — 15.9 и 15.11 КоАП РФ, ни одно из которых не является длящимся (см., например, Обобщение Оренбургского областного суда практики рассмотрения судами области дел об административных правонарушениях, отнесенных к категории длящихся, за 2009 год, Обзор судебной практики по рассмотрению судами Камчатской области дел об административных правонарушениях в области налогов и сборов в соответствии с главой 15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление Верховного Суда РФ от 08.02.2012 N 49-АД12-1).

Общие правила о начале течения срока давности привлечения к административной ответственности применяются и в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения (см. ч. 4 ст. 4.5 КоАП РФ).

Течение срока давности привлечения к административной ответственности приостанавливается в случае, указанном в ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ. Возможности перерыва или восстановления этого срока законодательство не предусматривает (см. п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

К сроку давности привлечения к административной ответственности применяются общие правила исчисления предусмотренных КоАП РФ сроков (см. ст. 4.8 КоАП РФ). При этом следует учитывать, что ч. 3 ст. 4.8 КоАП РФ, определяющая последствия совпадения последнего дня срока с нерабочим днем, касается только сроков, исчисляемых днями, и поэтому на срок давности привлечения к ответственности не распространяется.

Срок давности привлечения к административной ответственности следует отличать от срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 31.9 КоАП РФ). Такое постановление может быть исполнено и за пределами срока давности привлечения к ответственности при условии, что оно вынесено с соблюдением этого срока.

Сроки давности налоговых преступлений для юридических лиц

Уклонение от уплаты налогов является налоговым преступлением. Обязанность налогоплательщиков платить налоги, сборы и взносы устанавливает ст. 45 НК РФ. Также в кодексе установлены сроки дав­но­сти, в которые с на­ло­го­пла­тель­щи­ка могут взыс­кать недоимку.

Важно помнить, что ответственность за налоговые правонарушения регулирует НК, а за преступления — УК.

Срок давности налоговых правонарушений для юридических лиц

При неуплате налога в срок ИФНС направляет на­ло­го­пла­тель­щи­ку тре­бо­ва­ние. Согласно ст. 69 НК РФ, его нужно исполнить за восемь дней, если более продолжительный период не указан в документе.

Налоговый орган может взыскать недоимку в бесспорном порядке, если юридическое лицо не оплатит задолженность по требованию. Ре­ше­ние о взыс­ка­нии выносят в те­че­ние двух ме­ся­цев после ис­те­че­ния срока, уста­нов­лен­но­го в тре­бо­ва­нии об упла­те на­ло­га. Налоговики производят взыскание в первую очередь со счетов организации–должника.

Спустя два месяца за­дол­жен­ность можно взыскать толь­ко в су­деб­ном по­ряд­ке. На это у налоговиков есть еще четыре месяца, которые и составляют срок ис­ко­вой дав­но­сти по упла­те на­ло­гов.

Однако на решение о взыскании неуплаты за счет имущества организации у налоговиков есть целый год после ис­те­че­ния срока тре­бо­ва­ния об упла­те. Затем в течение еще двух лет они могут об­ра­тить­ся в суд.

Давность привлечения к ответственности за налоговое правонарушение — это период, когда ИФНС начисляет штраф за задолженность. Срок дав­но­сти зависит от вида пра­во­на­ру­ше­ния.

Согласно ст. 113 НК РФ, юридическое лицо можно при­влечь к от­вет­ствен­но­сти и начислить ему штраф, если не про­шло три года:

  1. 1. со дня совершения налогового правонарушения;

  2. 2. со дня, следующего за налоговым или расчетным периодом, в котором совершено правонарушение.

Второй пункт актуален в случае грубых нарушений налогового кодекса, занижения налоговой базы. Первый пункт применяют в большинстве остальных случаев.

Налоговое преступление — это сокрытие денежных средств либо имущества организации, вследствие чего происходят недоимки по налогам, сборам и страховым взносам. За такие действия установлен штраф от 200 000 до 500 000 рублей, либо лишение свободы на срок до трех лет.

За то же преступление, совершенное в особо крупном размере, уголовный кодекс предусматривает штраф в размере до 2 млн рублей либо лишение свободы на срок до семи лет.

Первое основание, по которому прекращается уголовное преследование по налоговому преступлению — это возмещение в полном размере недоимки, штрафов и пеней. Юридическое лицо должно возместить ущерб, причиненный бюджету, до назначения судебного заседания. Такой порядок установлен ст. 28.1 УПК РФ.

Второе основание — это давность. Точнее, истечение срока давности привлечения к уголовной ответственности в соответствии со ст. 78 УК РФ. Он зависит от тяжести преступления:

  • для преступлений небольшой тяжести — два года;

  • после преступлений средней тяжести — шесть лет;

  • для тяжких преступлений — десять лет;

  • после особо тяжких преступлений — 15 лет.

Сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу.

Важно: если организация впервые нарушила закон, и совершила преступление, предусмотренное статьями 198 — 199.1 УК РФ, оно может быть освобождено от уголовной ответственности. Условие — полное возмещение ущерба, причиненного бюджету.

1. Налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса.

Заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 — 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного заявления может быть восстановлен судом.

2. В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Комментарий к Ст. 115 НК РФ

Согласно п. 1 комментируемой ст. 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены ст. ст. 46 и 47 НК РФ, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в порядке и сроки, которые предусмотрены ст. 48 НК РФ.

Напомним, что п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно п. 1 ст. 47 НК РФ решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Пунктом 10 ст. 46, п. 8 ст. 47 НК РФ установлено, что положения ст. 46 НК РФ применяются также при взыскании сбора и штрафов в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

А согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение 6 месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб. Если в течение 3 лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение 6 месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Исковое заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных пп. 1 — 4 п. 2 ст. 45 НК РФ, может быть подано налоговым органом в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного искового заявления может быть восстановлен судом.

Напомним, что согласно п. 2 ст. 45 НК РФ взыскание налога в судебном порядке производится:

с организации, которой открыт лицевой счет (пп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ);

в целях взыскания недоимки, числящейся более 3 месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) (пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ);

с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика (пп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ);

с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога возникла по результатам проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (пп. 4 п. 2 ст. 45 НК РФ).

Центр обучения «Клерка»📌 Реклама

Надо заметить, что в самом требовании не был приведен расчет пеней, позволяющий определить налоговые периоды, за которые они начислены. Отсутствовало в требовании и указание на недоимку, на которую были начислены соответствующие пени. Однако, связавшись с инспекцией, мы выяснили, что пени начислены на недоимку, числящуюся за филиалом. Причем начислены вплоть до 2004 года.

Получалось, что при ликвидации филиала налоговики «проспали» недоимку, а теперь, спустя четыре года, вдруг вспомнили про нее и решили взыскать пени за все прошедшее время.

Думаю, не стоит уточнять, что сумма пеней за четыре года набежала весьма внушительная. Расплачиваться же своими деньгами за нерасторопность налоговых работников, вовремя не обнаруживших недоимку, организация не собиралась. В результате в Арбитражный суд Республики Башкортостан было подано заявление о признании требования налоговой инспекции недействительным.

📌 Реклама Отключить

Аргументы были следующие. Филиал нашего клиента был ликвидирован 24 октября 2000 года. Это обстоятельство подтверждается информационным письмом налоговой инспекции о ликвидации филиала. На момент ликвидации филиала недоимка, на которую были начислены пени, не предъявлялась.

Таким образом, очевидно, что сама недоимка могла образоваться только до момента ликвидации филиала, то есть до 24.10.2000. А это означает, что взыскать эту недоимку налоговики уже не могут. Ведь такое взыскание возможно только в пределах трех лет с момента образования задолженности перед бюджетом. Проще говоря, взыскать эту недоимку с организации налоговики могли вплоть до 24 октября 2003 года. После этой даты требование по взысканию налоговой задолженности является незаконным. В качестве подтверждения этого довода мы привели постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 09.08.04 по делу № Ф09-3248/04-АК и от 14.09.04 по делу № Ф09-3799/04-АК.

📌 Реклама Отключить

Невозможность же взыскать недоимку, на которую начислены пени, влечет за собой и невозможность взыскания самих пеней. Ведь пени обеспечивают уплату налога. Кроме того, если руководствоваться логикой налоговой инспекции, то пени можно взыскивать бесконечно.

В результате суд принял наши доводы и признал обжалуемое требование недействительным (решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.08.04 по делу № А07-16965/04-А-ДГА). В решении суд прямо указал, что окончание срока, в течение которого можно взыскать недоимку, лишает налоговиков и права на взыскание пеней по этой недоимке. Ведь уплата пеней неразрывно связана с уплатой сумм недоимки (ст. 75 НК РФ). Следовательно, пени являются платежом, производным от недоимки, и взыскать их можно только если возможно взыскание самого налога.

Таким образом, мы доказали, что взыскать пени налоговики могут только в течение трех лет после образования недоимки. А при отсутствии оснований для взыскания недоимки требование об уплате пеней, начисленных на эту недоимку, является незаконным.

📌 Реклама Отключить

Дмитрий Бакулин, ООО «Юридическая фирма «Налоговое право»», г. Уфа

Срок налоговой давности

Елькина Наталья Владимировна, налоговый адвокат

В практике налогового консультирования довольно часто приходится сталкиваться с вопросами налогоплательщиков о сроках давности по налогам, пеням, штрафам (далее– налоги или налоговые долги). В ситуациях, когда налоговые органы доначисляют и взыскивают налоги за давно прошедшие периоды, налогоплательщиков, как правило, интересует установлен ли в законодательстве предельный срок, в течение которого инспекция имеет право взыскать долг с налогоплательщика.

Как таковые, понятия «срок давности по налогам» или «срок налоговой давности» в Налоговом кодексе РФ (далее – НК) не определены. В НК также не упоминается и срок исковой давности, который знаком нам из норм гражданского законодательства. В тоже время, нормы Гражданского кодекса к налоговым правоотношениям не применяются (п.3 ст. 2 Гражданского кодекса).

Хотя срок налоговой давности в НК не установлен, из совокупности статей 46-48, 69, 70, 89, 100 НК следует, что налоговые органы все же ограничены в сроках выявления и взыскания налоговых долгов. Это подтверждает и судебная практика.

Так, согласно п. 37, п.60 Постановления Пленума ВАС РФ №57 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» пропуск инспекцией сроков выявления долгов, в том числе нарушение инспекцией сроков проведения контрольных мероприятий, а также сроков взыскания налогов — является основанием для отказа судом в иске налогового органа о взыскании долга с налогоплательщика.

Сумма налогового долга, во взыскании которой судом отказано, должна быть признана безнадежной ко взысканию и списана налоговым органом по этому основанию (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК).

Таким образом, в отсутствие законодательного определения в НК, срок налоговой давности можно определить как установленный в НК период времени для выявления и взыскания налогового долга с налогоплательщика, по истечению которого, налоговый орган теряет возможность долг взыскать.

Если говорить о длительности срока налоговой давности, то в ст. 46-48, 69, 70, 89, 100 НК определены:

  1. сроки, для выявления или обнаружения долга налоговым органом: инспекция может проверить период не старше трех лет – п.4 ст. 89 НК; также установлены предельные сроки проведения налоговой проверки – в совокупности не более двенадцати месяцев для выездных налоговых проверок, не более 7 месяцев для камеральных проверок – п.2 ст. 88, п.6 ст.89 НК, ст. 100 НК;

  2. срок, для направления налогоплательщику требования о добровольной уплате долга: 20 дней с момента вступления в силу решения по налоговой проверке либо три месяца со дня выявления инспекцией налогового долга в результате иных мероприятий налогового контроля – п.1 ст. 70 НК;

  3. срок для исполнения налогоплательщиком требования об уплате долга в добровольном порядке: не менее восьми рабочих дней, с момента получения требования налогоплательщиком (п.4 ст. 69 НК);

  4. срок на судебное взыскание добровольно не погашенного налогоплательщиком долга: шесть месяцев с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате налогового долга (при взыскании за счет денежных средств налогоплательщика), либо два года с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате налогового долга (при взыскании за счет имущества) – ст. 46-48 НК.

В совокупности, если сложить все перечисленные сроки на выявление и взыскание долга, срок налоговой давности составит от четырех до шести лет с момента окончания налогового периода, в котором долг образовался.

Фактическая длительность срока зависит от вида контрольного мероприятия, в ходе которого долг был выявлен (поводилась камеральная/выездная налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля). Также на длительность срока налоговой давности влияет способ взыскания долга с налогоплательщика – взыскивается долг за счет денежных средств либо за счет имущества.

В настоящее время, в связи с отсутствием в НК прямой и понятной нормы о сроке налоговой давности, суды неоднозначно решают подобные вопросы. В практике судов встречаются решения, где суды не принимают во внимание наличие в НК специальных сроков выявления и взыскания налоговых долгов (по сути норм о сроке давности), но применяют нормы гражданского законодательства о сроках исковой давности либо даже статьи Гражданского кодекса о неосновательном обогащении (см. например: Апелляционное определение Ростовского областного суда от 04.07.2016 по делу № 33а-10966/2016).

Представляется, что исправить ситуацию помогло бы включение в НК, по аналогии с Гражданским кодексом, отдельной нормы о сроке налоговой давности. Это позволило бы всем участникам налоговых правоотношений, а также судам без труда определять потенциальную безнадежность взыскания конкретного налогового долга.

В текущей ситуации, при получении требования налогового органа об уплате налога за давно прошедший период, налогоплательщикам можно порекомендовать обязательно проверить соблюдение инспекцией сроков налоговой давности.

Ориентироваться следует на срок налоговой давности от четырех до шести лет с момента образования налоговой задолженности. Фактическая длительность срока в конкретной ситуации определяется по совокупности сроков, установленных НК для выявления и взыскания налогов (ст. 46-48, 69, 70, 89, 100 НК РФ). Если возможность принудительного взыскания долга утрачена, можно указать на это налоговому органу, предъявившему требование об уплате давнего долга. О пропуске сроков нужно заявить и в суде, если налоговый орган все же решит взыскивать потенциально безнадежный ко взысканию долг.