Справка об окончании

Завершение выездной налоговой проверки и реализация ее материалов

По окончании выездной проверки руководитель проверяющей группы составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируется предмет проверки и сроки ее проведения. В течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке составляется акт проверки, подписываемый проверяющими и руководителем проверяемой организации, либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это обстоятельство также отражается в акте.

В акте указываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Акт состоит из вводной, описательной и итоговой частей.

Вводная часть представляет собой общие сведения о плательщике, его филиале или представительстве и содержит:

  • • номер акта (присваивается акту при его регистрации в налоговом органе);
  • • полное и сокращенное наименование проверяемой организации согласно учредительным документам или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя;
  • • ИНН;
  • • наименование места проведения проверки (населенного пункта, на территории которого проводилась проверка);
  • • дату акта — это дата подписания акта лицами, проводившими проверку;
  • • фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют, а также их классные чины (при наличии);
  • • дату и номер решения руководителя налогового органа на проведение проверки;
  • • указание на вопросы проверки;
  • • период, за который проведена проверка;
  • • фамилии, имена и отчества должностных лиц проверяемой организации — руководителя, главного бухгалтера либо лиц, исполняющих их обязанности в проверяемом периоде. В случае если в течение проверяемого периода происходили изменения в составе вышеназванных лиц, перечень этих лиц приводится с одновременным указанием периода, в течение которого эти лица занимали соответствующие должности согласно приказам, распоряжениям, протоколам собраний учредителей или другим документам о назначении и увольнении с занимаемой должности;
  • • адрес местонахождения организации или постоянного места жительства индивидуального предпринимателя, а также места осуществления ее (его) хозяйственной деятельности в случае осуществления организацией (ее филиалом или представительством) или индивидуальным предпринимателем своей деятельности не по месту государственной регистрации организации или постоянному месту жительства индивидуального предпринимателя;
  • ? сведения о наличии лицензируемых видов деятельности (номер и дата выдачи лицензии, наименование органа, выдавшего лицензию, сроки начала и окончания действия лицензии);
  • • сведения о фактически осуществляемых организацией видах экономической деятельности;
  • • сведения о методе проведения проверки по степени охвата ею первичных документов (сплошной, выборочный) с указанием па то, какие разделы документации были проверены сплошным, а какие — выборочным методом;
  • • сведения о встречных проверках, о производстве выемки документов, экспертизы, инвентаризации имущества, осмотра помещений и иных действиях, произведенных при осуществлении проверки.

Описательная часть содержит систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки, или указание на отсутствие таковых, и связанных с этим фактом обстоятельств, имеющих значение для принятия правильного решения по результатам проверки.

Содержание описательной части должно соответствовать следующим требованиям:

1) объективность и обоснованность. Отражаемые в акте факты должны являться результатом тщательно проведенной проверки, исключать фактические неточности, обеспечивать полноту вывода о несоответствии налоговому законодательству совершенных плательщиком деяний.

По каждому отраженному в акте факту налогового правонарушения должны быть четко изложены:

  • • вид правонарушения, способ и иные обстоятельства его совершения, налоговый период, к которому данное правонарушение относится;
  • • оценка количественного и суммового расхождения между заявленными в декларациях данными и фактическими данными, установленными в ходе проверки. Соответствующие расчеты должны быть включены в акт проверки или приведены в составе приложений к нему;
  • • ссылки па первичные бухгалтерские документы и иные доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения;
  • • квалификация совершенного правонарушения со ссылками на нормативные правовые акты о налогах;
  • • ссылки на заключения экспертов (в случае проведения экспертизы), протоколы опроса свидетелей, а также иные протоколы, составленные при производстве необходимых действий по осуществлению налогового контроля.

Акт не должен содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах;

2) полнота и комплексность отражения в акте всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам правонарушений.

Каждый установленный в ходе проверки факт налогового правонарушения должен быть проверен полно и всесторонне. В акте должно обеспечиваться отражение всех существенных обстоятельств, относящихся к выявленным правонарушениям, в том числе сведений о непредставленных декларациях; о правильности и полноте отражения финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учете; об источниках оплаты произведенных затрат; об обстоятельствах, исключающих применение мер ответственности за совершение плательщиком правонарушения, и т.д.

В случае если до момента, когда плательщик узнал о назначении выездной проверки, он внес дополнения и изменения в декларацию, а также уплатил недостающую сумму налога и пеней, то это учитывается налоговым органом при подготовке акта;

  • 3) четкость, лаконичность и доступность изложения. Содержащиеся в акте формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным и по возможности доступным для лиц, не имеющих специальных познаний в бухгалтерском учете;
  • 4) системность изложения. Выявленные нарушения группируются в акте по разделам, пунктам и подпунктам в соответствии с характером нарушений и видами налогов в разрезе соответствующих налоговых периодов. Факты однородных массовых нарушений группируются в ведомости, таблицы и другие материалы, прилагаемые к акту (приложения). В данном случае в тексте акта приводится изложение существа этих нарушений со ссылкой на конкретные нормативные акты, а также общее суммовое выражение последствий указанных нарушений и делается ссылка на соответствующие приложения к акту. При этом данные приложения должны содержать полный перечень однородных налоговых правонарушений с указанием: периода, к которому они относятся; наименования, даты и номера документа, по которому совершена соответствующая операция; сущность операции; суммовое выражение последствий нарушения. Каждое из приложений должно быть подписано проверяющими, а также руководителем проверяемой организации.

Итоговая часть акта выездной налоговой проверки содержит:

  • • сведения об общих суммах неуплаченных налогов в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления или других неправомерных действий (бездействия) или исчисленных в завышенных размерах налогов с разбивкой по их видам, а также обобщенные сведения о других установленных проверкой фактах налоговых и иных правонарушений;
  • • предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений: перечень конкретных мер, направленных на пресечение выявленных нарушений и полное возмещение ущерба, понесенного государством (взыскание недоимки, пеней, с приложением расчета, приведение учета доходов (расходов) и объектов налогообложения в соответствии с установленным порядком и т.д.);
  • • выводы проверяющих о наличии в деяниях плательщика признаков налогового правонарушения. Данные выводы должны содержать указание па вид правонарушений со ссылкой па статьи Налогового кодекса, предусматривающие ответственность.

К акту выездной налоговой проверки, остающемуся на хранении в налоговом органе, прилагаются:

  • • решение руководителя налогового органа о проведении проверки (к акту, вручаемому плательщику, прилагается копия); копия требования плательщику о представлении необходимых для проверки документов;
  • • уточненные расчеты по видам налогов (за исключением случаев, когда указанные расчеты приведены в тексте акта), подписанные проверяющим и руководителем организации;
  • • акты инвентаризации; материалы встречных проверок; заключение эксперта; протоколы допроса свидетелей, осмотра (обследования) производственных, складских, торговых и иных помещений;
  • • справка о проведенной проверке.

Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах, один из которых оставляется на хранение в налоговом органе, другой вручается руководителю проверяемой организации. В случае участия в проверке сотрудников правоохранительных органов для них составляется третий экземпляр акта.

Акт вручается руководителю организации либо индивидуальному предпринимателю (их представителям) под расписку или передается способом, свидетельствующим о дате его получения. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки.

В случае несогласия с фактами, выводами и предложениями, отраженными в акте, налогоплательщик вправе в течение 15 дней со дня получения акта представить в налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или его отдельным положениям. При этом налогоплательщик может приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.

Акт выездной налоговой проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего выездную налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней после истечения 15 дней с того дня, когда налогоплательщик получил акт выездной налоговой проверки. Десятидневный срок может быть продлен, но не более чем па один месяц, в случаях:

  • • неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения материалов выездной налоговой проверки;
  • • необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых (с этой целью руководитель налогового органа вправе вынести решение о назначении дополнительных мероприятий и форме их проведения).

Налогоплательщик, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. И если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.

В ходе рассмотрения материалов выездной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает:

  • 1) совершало ли лицо, в отношении которого составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах;
  • 2) образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;
  • 3) имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • 4) обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

  • 1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • 2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения составляется в одном экземпляре, при этом копия решения передается проверяемому лицу, а также в правоохранительный орган в случае его участия в налоговой проверке.

Решение налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения состоит из трех частей — вводной, описательной и резолютивной.

Вводная часть решения содержит общие сведения о проверяемом плательщике.

В описательной части излагаются обстоятельства совершенного налогового правонарушения, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, а также обстоятельства, отягчающие ответственность, оценка представленных плательщиком доказательств, опровергающих факты, выявленные проверкой.

В резолютивной части решения указываются размер выявленной недоимки по каждому налогу и суммы начисленных пеней, а также подлежащий уплате штраф; приводятся ссылки на статьи Налогового кодекса, предусматривающие меры ответственности за конкретные правонарушения. В решении указывается срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган. Решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения налогоплательщику либо его представителю под расписку или иным способом.

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим органом полностью или в части.

Налоговый орган, рассматривающий жалобу, при наличии достаточных на то оснований вправе принять решение о полном или частичном приостановлении исполнения обжалуемого акта или действия.

Однако с 1 января 2009 г. решение налогового органа может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

В течение 10 дней с даты вступления в силу решения налоговый орган должен направить налогоплательщику требование об уплате налога (недоимки), а также пеней и штрафа. Требование об уплате налога, пеней и штрафа должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если иной, более продолжительный период не указан в требовании.

Требование по установленной форме вручается под расписку лично руководителю организации или физическому лицу или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения, в том числе и по почте заказным письмом, которое считается полученным по истечении шести дней с даты его отправления. Последовательность действий по оформлению результатов налоговых проверок отражена в табл. 5.1.

По выявленным нарушениям, за которые налогоплательщик подлежит привлечению к административной ответственности, должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении, исполнение которого производится в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Таблица 5.1

Последовательность действий по оформлению результатов налоговых проверок и их реализации в соответствии с НК РФ

Действие

Срок

Примечание

Составление акта налоговой проверки

Не позднее 2 месяцев с даты составления справки о проведении выездной проверки.

В течение 10 дней после завершения камеральной проверки

Акт ВНП составляется и в том случае, если проверкой не обнаружены налоговые правонарушения

Акт ВНП составляется только в случае выявления налогового правонарушения

Письменные возражения налогоплательщика по акту налоговой проверки

Представляются в налоговый орган в течение 15 дней со дня получения акта проверки

Возражения могут быть сделаны по акту в целом либо по его отдельным положениям. Налогоплательщик вправе приложить документы (заверенные копии), подтверждающие его позицию

Рассмотрение акта налоговой проверки и письменных возражений налогоплательщика

В течение 10 дней после истечения 15-дневного срока для представления письменных возражений

Возражения рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в присутствии должностных лиц организации или их представителей. День и время рассмотрения сообщаются налоговым органом заблаговременно. При неявке налогоплательщика акт рассматривается в отсутствие этого лица

Решение по результатам рассмотрения акта налоговой проверки и приложенных к нему материалов

Принимается сразу по результатам рассмотрения акта налоговой проверки и приложенных к нему материалов

Решение может быть одно из двух: о привлечении к ответственности; об отказе в привлечении к ответственности. Решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня его вручения лицу

Исполнение решения налогового органа

С даты вступления в силу принятого решения

В случае, если налогоплательщик не обжалует решение в вышестоящем налоговом органе

Требование об уплате налога, пеней и штрафов

1 Управляется в течение 10 дней с даты вступления в силу решения по результатам налоговой проверки. Подлежит исполнению в течение 10 календарных дней с даты получения требования

Вручение требования производится под расписку либо требование вместе с решением отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 дней с даты отправления

Решение о взыскании налога, пени и штрафа

11е позднее двух месяцев после истечения срока, указанного в требовании

Решение о взыскании доводится до налогоплательщика (налогового агента) в течение 6 дней после вынесения решения или направляется по почте заказным письмом

Поручение на списание денежных средств со счета налогоплательщика

В течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании

Поручение подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Охарактеризуйте выездную налоговую проверку.
  • 2. Каковы основные отличия выездной налоговой проверки от камеральной?
  • 3. Каковы сроки проведения выездных налоговых проверок?
  • 4. Охарактеризуйте мероприятия налогового контроля, осуществляемые при проведении выездной налоговой проверки.
  • 5. В каких целях осуществляется проверка бухгалтерских документов?
  • 6. Перечислите основные методы сокрытия доходов.
  • 7. Каков порядок окончания выездной налоговой проверки?
  • 8. Из каких частей состоит акт выездной налоговой проверки?
  • 9. Изложите последовательность действий в процессе оформления результатов налоговых проверок и их реализации в соответствии с НК РФ.

Как должны быть оформлены результаты выездной налоговой проверки

Справка об окончании проверки

В последний день выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы составляет справку по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338 (п. 15 ст. 89 НК РФ).

В справке должны быть указаны:

  • место и дата составления;
  • реквизиты решения о назначении выездной проверки;
  • полное и сокращенное название организации, в которой была проведена проверка, ее ИНН и КПП;
  • предмет проверки (виды проверяемых налогов, период, который охватывается проверкой);
  • срок проведения проверки.

Если проверка проводилась у участника консолидированной группы, то в справке также указываются:

  • ИНН, КПП консолидированной группы налогоплательщиков с проставлением даты и регистрационного номера договора о ее создании;
  • полное и сокращенное наименования ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, его ИНН, КПП;
  • полное и сокращенное наименования других участников консолидированной группы налогоплательщиков, их ИНН и КПП.

Это следует из пункта 11 статьи 89 Налогового кодекса РФ и приложения 2 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.

Составление справки свидетельствует об окончании проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ). С даты составления справки отсчитываются сроки дальнейшего оформления результатов налоговой проверки. После составления справки представители налоговой инспекции не вправе находиться на территории организации, истребовать документы и проводить какие-либо мероприятия налогового контроля. Такие разъяснения содержатся в пункте 3 письма ФНС России от 29 декабря 2012 г. № АС-4-2/22690.

Вручение справки

Справку о проведенной проверке проверяющие должны вручить законному или уполномоченному представителю организации в день составления (т. е. в последний день проверки) (абз. 1 п. 15 ст. 89 НК РФ). При этом уполномоченный представитель должен иметь доверенность на представление интересов организации в налоговых инспекциях.

Формой справки предусмотрено поле, в котором представитель организации должен поставить отметку о получении справки. Если представитель организации уклоняется от получения справки, инспекция направит ее в адрес организации заказным письмом по почте (абз. 2 п. 15 ст. 89 НК РФ). В этом случае датой получения справки будет считаться дата, указанная на оттиске календарного штемпеля почтового уведомления о вручении письма (п. 3 письма ФНС России от 29 декабря 2012 г. № АС-4-2/22690).

Кроме того, справка может быть передана в организацию по телекоммуникационным каналам связи. Порядок электронного документооборота между налоговыми инспекциями и налогоплательщиками утвержден приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149. Электронная справка будет считаться полученной, когда в инспекцию поступит электронная квитанция о приеме этого документа. Если инспекция не получит такую квитанцию, она отправит справку на бумажном носителе в общеустановленном порядке. Такой вывод следует из положений пунктов 12, 16 и 19 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149.

Ситуация: может ли инспекция вместо подлинника вручить организации копию справки о проведенной выездной проверке?

Ответ: да, может.

В последний день выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы составляет справку и вручает ее представителю организации. Такой порядок предусмотрен пунктом 15 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Положения этой нормы не определяют, в каком виде (подлинник или копия) справка должна быть передана организации. Поэтому инспекция вправе вручить организации копию справки, а оригинал оставить у себя. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность этого вывода (см., например, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2008 г. № 07АП-6276/08).

Ситуация: можно ли отменить решение по итогам выездной проверки, если инспекция не передала организации справку о проведении проверки?

Ответ: нет, нельзя.

Решение по итогам налоговой проверки подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. В частности, такое решение отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Тот факт, что инспекция не передала справку организации, не оказывает влияния на процедуру рассмотрения материалов налоговой проверки. Следовательно, само по себе такое нарушение не может стать основанием для отмены решения по итогам выездной проверки. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2008 г. № 09АП-11298/2008-АК).

Акт проверки

Не позднее чем через два месяца со дня оформления справки проверяющие составляют акт выездной налоговой проверки (абз. 1 п. 1 ст. 100 НК РФ). Его форма утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892. Составить акт инспекторы должны, даже если по результатам проверки они не выявили никаких нарушений (абз. 1 п. 1 ст. 100 НК РФ, письмо ФНС России от 16 апреля 2009 г. № ШТ-22-2/299). В этом случае проверяющие указывают в акте на отсутствие нарушений налогового законодательства (подп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ).

Налоговое законодательство устанавливает четкие требования к оформлению акта выездной проверки (п. 3, 3.1, 4 ст. 100 НК РФ, Требования, утвержденные приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892). Подробнее о том, какую информацию инспекторы должны отразить в акте проверки, см. в таблице.

Если при подготовке акта проверки у инспекции возникают сомнения в трактовке законодательства, проект акта может быть направлен на предварительное согласование в региональное налоговое управление. Например, это возможно, если по каким-либо вопросам нет официальных разъяснений ФНС России или если эти разъяснения не совпадают с позицией Минфина России. Сроки согласования проектов актов проверок устанавливают региональные УФНС. Однако эти сроки не должны увеличивать общую продолжительность подготовки акта (два месяца), установленную абзацем 1 пункта 1 статьи 100 Налогового кодекса РФ. Это следует из положений раздела II Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 17 октября 2013 г. № ММВ-7-3/449.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам выездной проверки? Инспекция составила акт выездной проверки с нарушениями (ошибками).

Можно, если нарушения, допущенные при составлении акта, привели к принятию неверного решения по итогам выездной проверки.

Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Акт выездной проверки является одним из основных материалов налоговой проверки, после рассмотрения которых инспекция выносит окончательное решение по итогам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Следовательно, нарушения, допущенные инспекцией при составлении акта, могут стать основанием для принятия неверного решения по итогам выездной проверки. В таком случае решение по проверке подлежит отмене полностью или в части, связанной с нарушением. В арбитражной практике есть судебные решения, которые подтверждают правомерность этого вывода. Так, решение инспекции, принятое по итогам выездной проверки, можно отменить (полностью или частично), если инспекция допустила следующие нарушения (ошибки) при составлении акта:

  • исказила факты, установленные в ходе проверки (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 25 ноября 2009 г. № Ф09-9205/09-С2);
  • доначислила налоги, пени и штрафы за периоды, которые не могли быть охвачены выездной проверкой (см., например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 20 февраля 2008 г. № Ф03-А73/08-2/126);

По общему правилу акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах: один – для инспекции, второй – для организации. При проведении совместной налоговой проверки акт составляется в трех экземплярах: третий экземпляр инспекция передает органам внутренних дел. При проведении повторной выездной проверки в порядке контроля за деятельностью нижестоящей инспекции акт тоже составляется в трех экземплярах. В этом случае третий экземпляр акта вышестоящий налоговый орган, проводивший проверку, направит в инспекцию. Об этом говорится в пункте 9 Требований, утвержденных приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Вручение акта

Вручить организации ее экземпляр акта инспекция должна в течение пяти рабочих дней с даты подписания акта (п. 5 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Вручить акт инспекция может:

  • лично законному или уполномоченному представителю организации под расписку. При этом уполномоченный представитель должен иметь доверенность на представление интересов организации в налоговых инспекциях;
  • иным способом, свидетельствующим о дате получения акта организацией (например, через курьерскую службу).

Это следует из пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

При получении акта представитель организации должен поставить в нем две подписи:

  • о получении акта (п. 5 ст. 100 НК РФ);
  • об ознакомлении с содержанием акта. Если представитель организации откажется ставить подпись на акте (например, из-за своей некомпетентности), то в акте будет сделана соответствующая отметка об отказе от подписи (п. 2 ст. 100 НК РФ).

Ситуация: кому вручается акт налоговой проверки: головному отделению организации или ее филиалам? Выездная налоговая проверка проводилась одновременно в отношении головного отделения организации и ее филиалов.

При одновременной проверке головного отделения организации и ее филиалов акт выездной налоговой проверки получает головное отделение организации.

В течение пяти рабочих дней с даты составления акт налоговой проверки должен быть направлен организации, в отношении которой проводилась проверка, или вручен ее представителю (п. 5 ст. 100 НК РФ). Документ составляется в соответствии с приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Результаты проверки филиалов оформляются путем заполнения соответствующих разделов единого акта проверки. Ознакомившись с ними, соответствующий раздел акта подписывает руководитель филиала. Об этом сказано в Требованиях, утвержденных приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892. При этом приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892 не предусмотрено вручение отдельных частей акта (разделов) филиалу организации. Поэтому единый акт проверки вручается представителю головного отделения организации (направляется в организацию).

Вместе с тем, головное отделение организации вправе направить в адрес своих филиалов выписки из акта проверки (копии разделов акта), касающиеся ее филиалов.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 10 сентября 2007 г. № 03-02-07/1-406, ФНС России от 19 марта 2007 г. № ЧД-6-23/216.

Отправка акта по почте

Если организация (ее представитель) уклоняется от получения акта выездной проверки, инспекция отражает этот факт в акте и направляет его по почте заказным письмом по местонахождению организации (обособленного подразделения). В этом случае датой получения акта считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма. Это следует из положений абзаца 2 пункта 5 статьи 100 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. Причем отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки акта (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Ситуация: вправе ли инспекция передать акт налоговой проверки (камеральной, выездной) заказным письмом (по почте), если организация не уклоняется от его получения?

Инспекция может направить акт налоговой проверки заказным письмом. Но датой его получения будет считаться шестой рабочий день со дня отправки заказного письма, только если организация уклонялась от получения акта. Если организация от получения акта не уклонялась, то днем его вручения следует считать день фактического получения заказного письма организацией.

Данный вывод следует исходя из совокупности следующий норм.

Налоговое законодательство указывает, что инспекция вправе передать акт налоговой проверки лично под расписку или иными способами, свидетельствующими о дате получения акта организацией. Об этом говорится в абзаце 1 пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ. Следовательно, отправка акта заказным письмом не является нарушением законодательства со стороны инспекции, поскольку такой способ передачи позволяет достоверно определить дату фактического получения акта организацией.

Вместе с тем, законодательство уточняет, что направить акт налоговой проверки заказным письмом инспекция вправе, только если организация уклоняется от его получения. В этом случае датой получения акта организацией считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма. Это следует из положений абзаца 2 пункта 5 статьи 100 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. Причем отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки акта (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Официальную точку зрения по этому поводу контролирующие ведомства не высказывали. Но в арбитражной практике есть решения судов, которые подтверждают правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 17 декабря 2009 г. № А55-5813/2009).

Ситуация: по какому адресу организации – юридическому или фактическому – инспекция должна направить заказное письмо с актом налоговой проверки (камеральной, выездной)?

Заказное письмо с актом налоговой проверки инспекция обязана направить по месту нахождения организации, то есть по ее юридическому адресу, который указан в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 31, п. 5 ст. 100 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 1 письма ФНС России от 20 сентября 2013 г. № АС-4-2/16981.

Ситуация: обязана ли инспекция прикладывать к акту, вручаемому организации, доказательства нарушений, которые были выявлены в ходе налоговой проверки (выездной, камеральной)?

Если доказательством нарушения служат документы, полученные от проверяемой организации, то прикладывать такие доказательства к акту проверки инспекция не обязана.

При этом нужно учитывать следующие особенности.

Если доказательством нарушения служат документы, полученные от других источников (например, документы контрагентов, протоколы опроса свидетелей), то такие доказательства инспекция обязана приложить к акту налоговой проверки. Данная обязанность сохраняется, даже если сведения, полученные от третьих лиц:

  • составляют банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну (например, коммерческую);
  • содержат персональные данные граждан.

В этих случаях к акту налоговой проверки должны быть приложены не полные копии документов, а выписки из них, заверенные инспекцией.

Такой порядок установлен пунктом 3.1 статьи 100 Налогового кодекса РФ, пунктом 1.13 приложения 6 к приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Возражения по акту

В ответ на полученный акт организация при необходимости может оформить письменные возражения и передать их в инспекцию (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Решение по акту

На основе всех имеющихся материалов налоговой проверки (акта выездной проверки; письменных возражений организации, протоколов, экспертных заключений и т. п.) инспекция принимает окончательное решение по итогам выездной проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Вручить решение инспекция должна законному или уполномоченному представителю организации. При этом уполномоченный представитель должен иметь доверенность на представление интересов организации в налоговых инспекциях. Подробнее о сроках, порядке и правилах оформления такого решения см. Как принимается решение по результатам налоговой проверки.

В наглядной форме этапы проведения выездной проверки, порядок оформления ее результатов, схема документооборота и варианты действий проверяющих в различных ситуациях представлены в письме ФНС России от 15 декабря 2011 г. № АС-4-2/21396, которое направлено во все налоговые инспекции.

Справка о проведенном мероприятии образец

Справка о проведенном мероприятии

Название

(Тема)_____________________________________________________________Дата проведения:___________________________________________________

Ответственный:_____________________________________________________Цели и задачи мероприятия:__________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Форма проведения:__________________________________________________

Предмет (направление):______________________________________________

Охват детей:_______________________________________________________

Этапы (названия или краткое содержание):_____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Положительные аспекты:____________________________________________

__________________________________________________________________

Отрицательные аспекты:_____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы и рекомендации:____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Справку составил классный руководитель:_______________( )

Подпись Ф.И.О

Дата:_______________________________

Приложение N 9. Справка о проведенной выездной налоговой проверке (форма по КНД 1165010)

Приложение N 9
к приказу ФНС России
от 07.11.2018 г. N ММВ-7-2/628@

Форма по КНД 1165010

Справка о проведенной выездной налоговой проверке ___________________________ (дата) Проверка назначена на основании Решения_____________________________ (наименование налогового органа) о проведении выездной налоговой проверки_____________________________(1) от _________N____________, с изменениями, внесенными____________________. (дата) (реквизиты решения (решений) Лицо, в отношении которого проведена выездная налоговая проверка: _____________________________________________________________________(2). (полное и сокращенное наименования организации или полное и сокращенное наименования организации и филиала (представительства) организации, Ф.И.О.(3) физического лица; ИНН, КПП(4)) Предмет выездной налоговой проверки (вопросы правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов, сборов, страховых взносов) и период, за который проведена выездная налоговая проверка:

N

Налог (сбор, страховые взносы)(5)

Проверяемый период с_________ по________

Лица, в отношении которых проведена выездная налоговая проверка — участники консолидированной группы налогоплательщиков и проверенные периоды(2):

N

Полное и сокращенное наименования

ИНН

КПП

Периоды, за которые проведена выездная налоговая проверка

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков

Участник консолидированной группы налогоплательщиков:

Проверенный период_______________________________. Предметом выездной налоговой проверки являлась правильность исчисления и своевременность уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков. Срок проведения выездной налоговой проверки продлевался на основании Решения ____________________________о продлении срока проведения выездной (наименование налогового органа) налоговой проверки от ________________N___________. (дата) Срок проведения выездной налоговой проверки приостанавливался на основании Решения ______________________________________о приостановлении (наименование налогового органа) проведения выездной налоговой проверки ________(1) от_________N_________. (дата) Срок проведения выездной налоговой проверки возобновлялся на основании Решения _____________________________о возобновлении проведения (наименование налогового органа) выездной налоговой проверки__________(1) от _____________N______________. (дата) Подпись должностного лица налогового органа ___________________________________________ ___________ _______________ (должность, наименование налогового органа) (подпись) (Ф.И.О.(3)) Телефон: ___________________________ Справку о проведенной выездной налоговой проверке получил __________ _____________________________________________________________________(6). (дата, подпись, Ф.И.О.(3) лица, получившего документ; для представителя указывается основание представительства (наименование и иные реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя) ——————————

(1) Если проверка назначена на основании статьи 89.1 Налогового кодекса Российской Федерации, указывается «консолидированной группы налогоплательщиков».

(2) Нужное указать.

(3) Отчество указывается при наличии.

(4) КПП указывается для организаций.

(5) В качестве предмета выездной налоговой проверки может быть указано «По всем налогам, сборам, страховым взносам». Согласно пункту 1 статьи 89.2 Кодекса в случае проведения выездной налоговой проверки по налогу на прибыль организаций налогоплательщика — участника регионального инвестиционного проекта дополнительно указывается «Соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям, предъявляемым к региональным инвестиционным проектам и (или) их участникам, установленным Кодексом и (или) законами соответствующих субъектов Российской Федерации. При проведении выездной налоговой проверки за период, за который проводился налоговый мониторинг, дополнительно указывается «Правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, сборов, страховых взносов в соответствии с мотивированным мнением (дата, номер) налогового органа.».

(6) Заполняется в случае вручения документа на бумажном носителе.

——————————

Окончание выездной налоговой проверки

В последний день выездной проверки инспектор должен составить справку о проведенной проверке (п. 15 ст. 89 НК РФ). В ней, в частности, указываются предмет и сроки проверки. Справка должна быть составлена по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189.

В последний день выездной проверки инспектор должен составить справку о проведенной проверке (п. 15 ст. 89 НК РФ). В ней, в частности, указываются предмет и сроки проверки. Справка должна быть составлена по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189.

Составленную справку налоговый инспектор должен вручить законному или уполномоченному представителю организации. Сделать это нужно в последний день выездной проверки. Представитель организации должен расписаться в получении документа, расшифровать подпись и поставить дату. Уполномоченный представитель компании должен указать также основания своего представительства — наименование и иные реквизиты документа, подтверждающего его полномочия.

Если представитель организации отказывается получать справку, инспекция может направить справку о проведенной проверке заказным письмом (п. 15 ст. 89 НК РФ). Оно будет считаться полученным организацией в день вручения письма согласно штемпелю почтового уведомления. Понятно, что в таком случае подпись представителя организации на справке о проведении проверки не нужна. Важно понимать, что сроки дальнейшего оформления выездной проверки отсчитываются не с даты вручения письма, а с даты составления справки (п. 3 письма ФНС России от 29.12.2012 №АС-4-2/22690).

Также справку о проверке налоговая инспекция может направить организации через интернет.

Оцените финансовое состояние вашего предприятия с помощью Контур.Эксперт

Отправить заявку

Акт налоговой проверки

Составив справку о проверке, инспекторы не могут больше находиться на территории организации, истребовать документы и проводить другие мероприятия налогового контроля.

После оформления справки они должны составить акт налоговой проверки (форма утв. приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189). В общем случае акт составляется в двух экземплярах. Один экземпляр остается у ИФНС, другой передается организации.

Сделать это нужно в течение двух месяцев со дня составления справки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Причем акт придется составить и в том случае, если нарушений налогового законодательства при проверке не выявлено (подп. 12. п. 3 ст. 100 НК РФ).

Акт нужно вручить организации в течение 5 рабочих дней с даты его подписания (п. 5 ст. 100 НК РФ). ИФНС может передать его представителю организации лично или же иным способом, который свидетельствует о дате получения. Например, через службу доставки или через интернет (п. 5ст. 100 НК РФ).

Если компания уклоняется от получения акта, то ИФНС направит акт проверки по почте заказным письмом, отразив данный факт в акте. Датой вручения акта будет считаться шестой день, считая со дня отправки налоговой инспекцией заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Компания, получив акт проверки, может составить и отправить в налоговую инспекцию письменные возражения (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Завершающий этап — решение ИФНС по результатам налоговой проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Решение принимается на основе всех материалов проверки (акта, возражений и т д.). Оформленное решение налоговая инспекция передаст представителю компании.