Способы ведения налогового учета

Статья 313 НК РФ. Налоговый учет. Общие положения

Как при уплате налога на прибыль подтверждаются расходы, связанные с производством и реализацией продукции?

Чтобы подтвердить расходы в рамках налогообложения, нужно предоставить в Налоговую службу документы, которые доказывают траты. Траты подтверждаются бумагами, оформленными правильно — как того требуют закон или обычаи делового оборота. При производстве и реализации продукции перечень расходов не исчерпывающий — он может быть дополнен любыми затратами. Главное, чтобы эти траты были связаны с извлечением прибыли. По ст 313 НК РФ данные налогового учёта подтверждаются первичными учётными документами. Списка таких документов закон не содержит. Первичный документ призван подтвердить конкретный факт хозяйственной деятельности. Недопустимо принятие к учёту мнимых документов, подтверждающих притворные сделки. По ФЗ о бухучёте №402 формы первичных учётных документов устанавливает руководство организации. Такие документы обязательно содержат реквизиты (название, дату, подписи и т.д). Список реквизитов первичных документов фигурирует в ст 9 ФЗ №402-ФЗ. Итак, расходы, идущие на производство и реализацию, при исчислении налога на прибыль по ст 313 НК РФ должны быть подтверждены первичной документаций фирмы. Эти документы могут доказывать расходы как прямо (платёжные документы, акты выполненных работ), так и косвенно (таможенная декларация, проездные документы при командировке).

Отсутствие печати фирмы на первичных документах может повлечь отказ Налоговой службы признавать расходы при налогообложении?

Расходы, вычитаемые из налоговой базы при уплате налога, должны быть подтверждены документально. Документы оформляются согласно законодательству РФ. Ст 313 НК РФ называет подтверждающими бумагами первичные учётные документы, в том числе справку бухгалтера. Более никак требований к документам НК РФ не перечисляет. Однако о форме первичных документов учёта есть упоминание в ФЗ № 402. ФЗ о бухгалтерском учёте указывает на то, что форма первичного документа должна содержать реквизиты этого документа. Список реквизитов состоит из 7-ми позиций. Например, обязательно указывается дата составления бумаги, название документа, и ставятся подписи ответственных лиц (п 2 ст 9 ФЗ №402-ФЗ). Наличия печати в этом перечне нет. Значит печать на документе — не обязательный его реквизит. Поэтому, если остальные реквизиты указаны правильно и полностью, то налоговая служба не имеет права отказаться признавать расходы налогоплательщика, которые он подтверждает этими документами, из-за отсутствия печати.

Заплатит ли организация штраф за непредставление регистров налогового учёта?

Для начала определим, что такое регистр налогового учёта. Регистр призван помочь налогоплательщику проанализировать все данные за период. Это совокупность показателей, превращающая данные в систему. Такие регистры утверждаются фирмой самостоятельно, для собственного удобства. Требований к составлению регистров налогового учёта в законе нет, как нет и утвержденных Налоговой службой форм их заполнения. Тем не менее регистр налогового учёта можно отнести к первичной документации (ст 313 НК РФ). Документы, запрашиваемые Налоговой службой, налогоплательщики предоставляют туда под угрозой штрафа. Если документ не является обязательным, то логично отсутствие ответственности за его непредставление. Однако в судебной практике (хоть она и не обширна) к этому вопросу иной подход. ФАС Северо-Западного округа по делу N А42-7611/04-15 постановил, что если налогоплательщик не вёл регистры учёта, то предоставлять их он не обязан. Но, если запрашиваемые документы у него есть, а он намеренно не передаёт их Налоговой инспекции, то это повод для взыскания штрафа. Так, при наличии регистров, и не передаче бумаг в Налоговую инспекцию, плательщик заплатит 200 рублей штрафа за каждый документ по ст 126 НК РФ. Однако не понятно, каким образом инспекция сможет доказать наличие у организации налоговых регистров. Поэтому, при возникновении спора, такие вопросы будут решаться судом в индивидуальном порядке.

Необходимость ведения налогового учёта в России

Споры вокруг необходимости ведения на предприятии отдельно налогового, а отдельно бухгалтерского учёта на сегодняшний день в России являются актуальными. Сразу необходимо отметить, что большинство специалистов склоняется к отсутствию такой необходимости.

Возникновение системы налогового учёта в России прямым образом связано с введением в действие Налогового кодекса, нормы которого вступили в противоречие с действующим до этого законодательством по бухгалтерскому учёту. Всё это привело к тому, что предприятия стали вести две формы учёта, бухгалтерскую и налоговую и предоставлять в налоговый орган бухгалтерскую и налоговую отчётность.

Проблема состоит в том, что бухгалтерский и налоговый учеты отличаются существенно и предприятию приходится вести двойную бухгалтерию, что совершенно нерационально и требует дополнительных временных и материальных затрат. И это не смотря на то, что фактически, бухгалтерский и налоговый учёт имеет некоторые общие черты, как например:

1) обязательность ведения: бухгалтерский учет определен Законом о бухгалтерском учете, налоговый — Налоговым кодексом РФ (гл.25);

2) используемые измерители — денежное выражение (рубли);

3) объект учета — организация в целом (для налогового учета объектом являются хозяйственные операции, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного периода)

4) периодичность составления и предоставления отчетности

5) обязательное документальное подтверждение всех хозяйственных операций

6) «исторический» характер, т.е. отражаются результаты отчетных (прошлых) периодов

7) пользователи информации как внутренние, так и внешние.

Таким образом, цели ведения обеих учетов приблизительно одинаковые — формирование полной и достоверной информации для внутренних и внешних пользователей. Однако методики ведения совершенно разные.

В бухгалтерском и налоговом учете первоначальной стоимости активов, а также существенно отличаются друг от друга понятия «прямые затраты (расходы)» и «косвенные затраты (расходы)», используемые в обеих системах учета. Встречаются случаи, когда сразу не только не удается выбрать совпадающие способы бухгалтерского и налогового учета, но и невозможно использовать способы учета, предполагаемые налоговым законодательством.

Таким образом, между налоговым и бухгалтерским учётом существует множество разногласий, что создает огромное количество проблем финансовым службам предприятия. Но данная проблема в настоящее время рассматривается законодателем, и принимаются все необходимые меры приведения бухгалтерского и налогового учёта и отчётности к одной системе. Существование двух систем учета нерационально уже потому, что реализация этого варианта на практике обязательно приводит к дополнительным расходам. Именно поэтому единственно правильным решением является сближение налогового учета с бухгалтерским. В этом случае будет необходима такая методологическая и организационная основа, которая позволит наиболее рационально, с наименьшими временными и финансовыми затратами вести оба вида учета. Уже сейчас законодательство определяет налоговый учёт не как самостоятельную отрасль, а как продолжение бухгалтерского учёта.

Перед тем, как дать ответ на вопрос о необходимости налогового учета и отчётности, необходимо выделить две составляющие проблемы:

1. Необходимость учёта и отчётности;

2. Существующие механизмы ведения учёта и предоставления отчётности.

Итак: налоговый учёт и отчётность необходимы и неизбежны, так как функционирование любой системы подразумевает определённую систему контроля, которую нельзя организовать без учёта и отчётности; необходимо менять механизм ведения налогового учёта и составления налоговой отчётности, приспосабливая для этого данные бухгалтерского учёта предприятия и дополняя установленные формы бухгалтерской отчётности соответствующими декларациями или декларационными разделами. То есть, произвести синтез (слияние) налогового и бухгалтерского учёта и отчётности.

Важность скорейшего решения проблемы расхождения бухгалтерского и налогового учёта обуславливается также предстоящим вступлением России в ВТО и с переходом бухгалтерской системы учёта и отчётности на МСФО. Международные стандарты сегодня во всем мире признаны следующей ступенью развития бухгалтерской отчетности — и с позиции используемых способов оценки активов и обязательств, и с точки зрения объема раскрываемой информации. А самое главное — с точки зрения полезности тех данных, которые формируются и раскрываются в финансовой отчетности.

Понятие налогового учета. Необходимость и назначение налогового учета

Готовый реферат 2012 г.

Введение

1. Этапы формирования налогового учета в России
2. Понятие налогового учета
2. Необходимость и назначение налогового учета
Заключение
Список литературы

Введение

Финансовый и налоговый учет входят составными частями в общую структуру финансово-экономического управления организацией. Во многих странах приоритет отдается экономической сущности учета, а фискальная функция относится к элементу ограничения затрат и хозяйственных действий. В России, наоборот, в настоящее время налоговый учет все больше выделяется в качестве основного.

Понятие налогового учета является сравнительно новым для отечественной системы законодательного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов. Необходимость обособленного формирования данных о размере налоговой базы возникла одновременно с появлением различий в нормативном регулировании группировки и детализации данных для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения.

В связи с этим перед производственными предприятиями встала необходимость в организации налогового учета и контроля правильности осуществления расчетов по налогу па прибыль таким образом, чтобы, с одной стороны, выполнить требования законодательства, а с другой — минимизировать обусловленные этим издержки.

1. Этапы формирования налогового учета в России

Формирование налогового учета в России прошло 2 этапа. На первом этапе формирования налогового учета в России (1991 – 2002 гг.) был принят в 1991 г. Закон РФ № 2116-1 от 27.12.91 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Это ознаменовало появление первых элементов корректировок бухгалтерской прибыли для целей налогообложения при определении выручки по отдельным видам реализации в расчете произвольной формы.

В 1995 г. сделаны решающие шаги на пути к отделению бухгалтерского учета прибыли от ее налогообложения и, по сути, возникло новое самостоятельное направление – налоговый учет. В 1997 г. корректировок бухгалтерской прибыли в целях налогообложения стало столько, что назрела необходимость в специализированной форме, где бы они отражались. В 2000 г. была утверждена очередная форма Справки по корректировке бухгалтерской прибыли, в которой количество строк корректировки уже приближалось к ста.

Начало второго этапа формирования налогового учета ознаменовалось введением в 2002 г. 25 главы Налогового Кодекса РФ «Налог на прибыль организаций».

В ней была законодательно закреплена обязательность ведения особого вида учета – налогового. Однако, опираясь на вышеприведенный ретроспективный анализ эволюции налогового учета в России, можно с уверенностью утверждать, что это событие касается больше формы, нежели содержания данного явления. По существу, в 2002 г. никакого введения налогового учета не было. Он уже задолго до этого существовал де-факто под вывеской «бухгалтерского учета».

Фактически обязанность по организации и ведению налогового учета появилась одновременно с формированием новой системы налогообложения – в начале 90-х годов. С выходом первых глав части второй НК РФ в деловой оборот было введено понятие «учетная политика для целей налогообложения». Таким образом, элементы налогового учета должны были появиться еще до принятия главы 25 НК РФ.

Уже к середине 90-х гг. можно было констатировать факт существования в России налогового учета, который возникнув из бухгалтерского учета, очень быстро начал выходить на первый план. В российском законодательстве переходного периода понятие налогового учета воплотилось в термине «учет для целей налогообложения». 1

2. Понятие налогового учета

Определение налогового учета дано в статье 313 Налогового кодекса:

Налоговый учёт — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.

Определение и содержание налогового учета следует рассматривать в тесной связи с процессом исчисления налога, подлежащего уплате в бюджет, т.к. налоговый учет своей основной целью имеет точный расчет размера налогового обязательства. Однако, для расчета налогового обязательства не всегда применяются бухгалтерские данные, хотя методология налогового учета почти везде основана на бухгалтерском учете.

Несовпадение бухгалтерского и налогового учета дает основание рассматривать налоговый учет с двух точек зрения:

— налоговый учет в широком смысле слова; — налоговый учет в узком смысле слова.

Налоговый учет в широком смысле слова выступает в качестве процесса фиксации имущества налогоплательщиков, совершаемых им хозяйственных операций и их результатов для определения показателей, необходимых для исчисления суммы налога, подлежащей взносу в бюджет. Рассматривая налоговый учет с таких позиций, можно утверждать, что в качестве токового позволено рассматривать любой учет, осуществляемый на предприятии, в том числе статистический и бухгалтерский, т.к. они также связаны с налогообложением.

Иными словами, когда бухгалтерский учет используется для исчисления суммы какого-то налога, подлежащей взносу в бюджет, он начинает выполнять две функции:

— учетно-финансовую (основная);

— учетно-налоговую (вспомогательная).

Налоговый учет в узком смысле слова есть специализированная система, действующая тогда, когда бухгалтерский учет не применим для расчета сумм причитающихся взносу в бюджет. Именно такой подход позволяет выделить налоговый учет в «чистом виде», т.е. в качестве самостоятельной и независимой системы финансовых отношений при расчетах с бюджетом, например, по корпоративному подоходному налогу.

При этом рассмотрение налогового учета только в узком смысле необоснованно, т.к. во-первых, подобный подход исключает из рассмотрения и анализа целый блок бухгалтерско-учетных отношений, непосредственно применяемых для исчисления налога, а во-вторых, в любом случае, исторически, налоговый учет формировался через отмежевание от бухгалтерского учета, который является для него первичным.

Цель налогового учета — формирование полной и достоверной информации об учете для целей налогообложения всех хозяйственных операций на предприятии.

Объектами налогового учета являются имущество, обязательства и хозяйственные операции организации, стоимостная оценка которых определяет размер налоговой базы текущего отчетного налогового периода или налоговой базы предыдущих периодов.

Единицами налогового учета следует считать объекты налогового учета, информация о которых используется более одного отчетного (налогового) периода.

Налоговый учет ведется в специальных формах — налоговых регистрах.

Данные налогового учета основываются на:

а) первичных документах (включая справку бухгалтера);

б) аналитических регистрах налогового учета;

в) расчете налоговой базы.

Существует два основных способа ведения налогового учета:

1. На основе бухгалтерского учета. В данном случае налоговые регистры заполняются согласно данным бухгалтерских регистров. Если правила бухгалтерского учета той или иной операции расходятся с правилами налогового учета, то в налоговых регистрах делаются корректировки.

2. Организация отдельного налогового учета. В данном случае налоговый учет ведется независимо от бухгалтерского.

Понятие «налоговый учет» используется не во всех главах ч. 2 НК РФ, т. е. в отношении не всех налогов. Однако это не означает, что в этих главах не идет речь о налоговом учете. Например, в гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ понятие «налоговый учет» не упоминается, а говорится только о бухгалтерском учете и учете объектов налогообложения. Так, в п. 7 ст. 166 НК РФ указано, что в случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам. Тем не менее, не вызывает сомнений то, что гл. 21 НК РФ предусматривает ведение именно налогового учета.

Таким образом, налоговый учет имеет место во всех случаях, когда на предприятие законодательством о налогах и сборах возложена обязанность ведения учета своих доходов, расходов и иных объектов налогообложения, вне зависимости от того, обязан или нет этот налогоплательщик вести бухгалтерский учет, и от того, достаточно ли налогоплательщику данных его бухгалтерского учета для решения задач налогового учета.

3. Необходимость и назначение налогового учета

Из определения налогового учета видно, что он необходим для того, чтобы исчислить налог на прибыль. Но правила, установленные главой 25 Налогового кодекса, таковы, что сделать это на основании одних лишь данных бухгалтерского учета невозможно.

Главная задача налогового учета – сформировать полную и достоверную информацию о том, как учтена для целей налогообложения каждая хозяйственная операция.

Из данных налогового учета должно быть ясно:

— как определяют доходы и расходы предприятия;

— как определяют долю расходов, учитываемых для целей налогообложения в отчетном периоде;

— какова сумма остатка расходов (убытков), подлежащих отнесению на расходы в следующих отчетных периодах;

— как формируют сумму резервов;

— каков размер задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль.

Цели ведения налогового учета ограничены по сравнению с задачами, решаемыми бухгалтерским учетом, обеспечением информацией, необходимой для контроля за соблюдением только законодательства о налогах и сборах. В то же время такое ограничение не означает, что в цели осуществления налогового учета не входит обеспечение информацией, необходимой для контроля за целесообразностью хозяйственных операций и использованием ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Функции налогового учета определились сравнительно недавно, поскольку сама практика учета налогов сложилась в мире лишь начиная со второй четверти XX в., поскольку до этого платежи населения играли роль подарков властям, пошлин, помощи государству, признаком несвободы человека2.

Налоговый учет выполняет следующие основные функции: информационную, контрольную и прогнозную:

1) информационная функция заключается в том, что предприятия создают регистры налогового учета. Регистры налогового учета не являются бухгалтерскими документами. Виды регистров налогового учета согласно ст. 314 НК: 1) промежуточные расчеты (16). 2) регистры состояния единицы налогового учета. 3) регистры учета хозяйственных операций (7). 4) регистры формирования отчетных данных (22 видов). 5) регистры учета целевых средств некоммерческими организациями (3).

2) контрольная функция – означает систематизацию внутреннего корпоративного налогового контроля.

3) Прогнозная функция – благодаря налоговым расчетам предприятие получает возможность прогнозировать доля налогового времени финансовых расчетов предприятия с этой целью бухгалтером делается расчет налогового поля, сумму налоговых платежей группировка по периодам платежей и определяется удельный вес платежей в объеме поступающей выручки, по полученному удельному весу прогнозируется наличие платежей в предстоящем налоговом периоде..

Сегодня главная проблема налоговой техники сводится к защите права собственности от необоснованных притязаний государства, за счет чего достигается баланс интересов налогоплательщика и общества. В этой связи налоговый учет отправляет следующие социально и экономически значимые функции (см. также ст. 313 НК РФ):

— формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

— формирование полной и достоверной информации о налоговой базе отчетного (налогового) периода;

— обеспечение раздельного учета в случае исчисления налога по разным ставкам или при разном порядке налогообложения;

— обоснование применяемых льгот и вычетов;

— обеспечение информацией налоговых органов для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога;

— обеспечение информацией службы внутреннего контроля и руководства для контроля за движением средств предприятия по назначению и профилактики злоупотреблений ответственных лиц;

— обеспечение информацией внешних пользователей в лице партнеров, инвесторов, кредиторов и клиентов для создания имиджа добросовестного налогоплательщика и повышения гудвилла компании.

Для выполнения функций и задач, стоящих перед налоговым учетом, налоговым законодательством определены специальные приемы и способы, образующие методологию налогового учета.

К методам ведения налогового учета следует отнести:

— введение специальных показателей налогового учета, рассчитываемых на базе данных бухгалтерского учета;

— установление методики формирования налоговых показателей;

— определение способов ведения налогового учета;

— установление специальных форм регистров налогового учета и других форм налогового учета.

Налоговый учет — это оперативный учет, который обязаны вести налогоплательщики в течение налогового года для учета доходов и вычетов, причем большинство вычетов и ряд доходов не формируется в бухгалтерском учете. Налоговый, учет — это самостоятельный вид учета, имеющий свой предмет и методы его осуществления.

Нормами, установленными Главой 25 Налогового кодекса РФ, предусмотрена обязанность ведения всеми организациями (налогоплательщиками) налогового учета.

Налоговый учет представляет собой систему регистрации и обобщения информации обо всех хозяйственных операциях налогоплательщика, приводящих к возникновению доходов или расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы отчетного периода.

Целью налогового учета является формирование налоговой базы, необходимой для исчисления налоговых платежей, т.к. система бухгалтерского учета не обеспечивает налогоплательщика и налоговые органы соответствующей информацией.

Назначение налогового учета систематизация хозяйственных операций для целей налогообложения.

Задачами налогового учета являются:

— формирование полной и достоверной информации о совершенных налогоплательщиком операциях для целей налогообложения;

— представление необходимой итоговой информации внутренним и внешним пользователям;

— использование полученной информации для целей контроля и налогового планирования.

Список литературы

1 Нестеренко Н.А. Налоговый учет. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 412 с.

2 Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. М., 2004. с. 157.

Другие похожие работы

  1. Виды деятельности некоммерческой организации
  2. Налоговая декларация
  3. Задачи налогообложение природопользования
  4. Налоговое право, вариант 4
  5. Задачи по налогам и налогообложению

Налоговый учет

Налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым кодексом Российской Федерации.

Ведение налогового учета входит в обязанность всех компаний, в том числе применяющих специальные налоговые режимы.

Именно налоговый учет дает возможность формирования полной и достоверной информации о порядке учета в целях налогообложения хозяйственных операций.

Налоговый учёт ведется в специальных формах — налоговых регистрах.

Организации — налогоплательщики самостоятельно формируют свою систему налогового учета.

Порядок ведения налогового учета должен быть прописан в учетной политике для целей налогообложения, которая утверждается приказом (распоряжением) руководителя компании и является основным документом, необходимым для исчисления налогов.

Целями налогового учёта являются:

1) формирование полной и достоверной информации о суммах доходов и расходов налогоплательщика, определяющих размер налоговой базы отчётного (налогового) периода;

2) обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет;

3) обеспечение внутренних пользователей информацией, позволяющей минимизировать свои налоговые риски и оптимизировать налоги.

При этом внутренним пользователем информации является администрация организации.

Внешними пользователями информации являются налоговые органы, которые производят оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчётов, а также осуществляют контроль за поступлением налогов в бюджет.

Средством достижения цели налогового учёта является группировка данных первичных документов.

Налоговый учёт состоит только из этапа обобщения информации. Сбор и регистрация информации путём её документирования осуществляется в системе бухгалтерского учёта.

Данные налогового учета должны содержать следующую информацию:

  • порядок формирования суммы доходов и расходов;

  • порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

  • сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

  • порядок формирования сумм создаваемых резервов;

  • сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета выступают:

  • первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

  • аналитические регистры налогового учета;

  • расчет налоговой базы.

Одной из главных задач налогового учёта является определение суммы платежей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогам на определённую дату.

Предметом налогового учёта выступают производственная и непроизводственная деятельность предприятия, в результате чего у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате налога.

Налоговым кодексом РФ определены следующие принципы ведения налогового учета:

  • принцип денежного измерения. В налоговом учёте отражается информация о доходах и расходах, представленных, прежде всего, в денежном выражении;

  • принцип имущественной обособленности. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящееся у данной организации.

  • принцип непрерывности деятельности организации. Учёт должен вестись непрерывно с момента её регистрации в качестве юридического лица до её реорганизации или ликвидации.;

  • принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности. Принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности является доминирующим. Доходы признаются в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества или имущественных прав (принцип начисления). Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчётном (налоговом) периоде, к которому они относятся независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы оплаты.;

  • принцип последовательности применения норм и правил налогового учёта. Нормы и правила должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому. Этот принцип распространяется на все объекты налогового учёта;

  • принцип равномерности признания доходов и расходов. Данный принцип предполагает отражение для целей налогообложения расходов в том же отчётном периоде, что и доходы, для получения которых они были произведены.

Существуют следующие варианты ведения налогового учёта:

  • налоговый учет ведется отдельно от бухгалтерского учета. Этот вариант наиболее целесообразен для использования в крупных компаниях, где такой учет ведется в специальном подразделении организации;

  • налоговый учет ведется на базе бухгалтерского учета, что предполагает максимальное сближение налогового и бухгалтерского учета, специальные налоговые регистры ведутся лишь в тех случаях, когда налоговое законодательство предусматривает иные правила учета;

  • налоговый учет ведется способом корректировки данных бухгалтерского учета: в налоговых регистрах отражается лишь разница между данными бухгалтерского и налогового учета в тех ситуациях, когда такие отклонения возникают;

  • налоговый учет ведется в специальном налоговом плане счетов. Данный способ предполагает разработку и введение дополнительных счетов налогового учета к рабочему плану счетов. Этот способ является наиболее оптимальным и чаще всего используется в небольших и средних организациях.