Списание по результатам инвентаризации

Списание товаров по результатам инвентаризации

Обновление: 12 декабря 2016 г.

Инвентаризация — обязательная часть учетной работы каждой организации. Во время проведения сличительной проверки возможно обнаружение как «лишних» ценностей, так и их фактического отсутствия. В последнем случае требуется провести списание товаров по результатам инвентаризации.

Фиксируем недостачу по итогам сличительной проверки

После того, как в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49, контролирующая комиссия составила инвентаризационные описи, требуется обязательный анализ полученных сведений для выявления фактов излишков и недостач.

Если такие факты обнаружены, необходимо каждый из них внести в сличительную ведомость. Стоимостную оценку пропавшего товара необходимо сделать по данным бухгалтерского учета.

Как отдельный документ сличительные ведомости возможно составлять по форме, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88. Также можно дополнить инвентаризационную опись параметрами, необходимыми для формирования сличительной ведомости.

Когда недостача зафиксирована, ее размер необходимо учесть в бухгалтерских записях организации по дебету счета 94 «Недостатки и потери от порчи ценностей» в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей.

Как списать фактически отсутствующий товар

Для возможности списания фактически отсутствующего товара в организации должен быть издан приказ, основанный на данных сличительных ведомостей и результатах выяснения обстоятельств пропажи.

То, как будет производиться списание выявленных при инвентаризации недоборов, зависит от оснований, по которым они возникли.

Зафиксированная нехватка материальных активов может появится вследствие:

  • естественной убыли;
  • иных причин.

Нормативы естественной убыли утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.11.2002 N 814. При этом часть недостачи, не превышающую норматив, следует отнести на издержки производства и обращения, а часть недостачи, превышающую норматив, — на лиц, виноватых в ее допущении.

Аналогичный порядок действует для отнесения подобных убытков к расходам по налогу на прибыль в налоговом учете. Часть недостачи, не превышающую норматив, следует отнести к материальным расходам, а часть недостачи, превышающую норматив, — на лиц, виноватых в ее допущении. Если такое лицо оплачивает недостачу, то внесенная сумма признается внереализационным доходом, а сама недостача учитывается как внереализационный расход.

В случае, если нормативы естественной убыли не утверждены на уровне Правительства РФ, весь объем зафиксированной недостачи считается сверхнормативным.

Нехватка материальных активов по любым другим причинам, отличным от естественной убыли в пределах законодательного норматива, относится на лиц, виноватых в ее допущении. Для этого количественная и суммовая оценка недостачи вносится записью в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» в корреспонденции со счетом учета недостатков и потерь от порчи ценностей.

Органами следствия или судом может быть установлено отсутствие таких лиц. На основании их решений оформляются документы на списание пропавших ценностей на прочие расходы записью в дебет счета 91.2 «Прочие расходы». Такие же правила для списания по результатам инвентаризации действуют при отнесении подобных убытков к внереализационным расходам по налогу на прибыль в налоговом учете.

НДС при списании недостач

При приобретении товаров для использования в деятельности, облагаемой НДС, организации при соблюдении всех прочих условий, определенных Налоговым кодексом РФ, принимают «входной» НДС по таким товарам к вычету.

Возникает вопрос, как быть с НДС, принятым к возмещению, если в результате сличительной проверки выяснилось фактическое отсутствие этих товаров. Следует ли его восстановить? И если да, то в каком периоде — периоде заявления сумм к возмещению или периоде обнаружения недостач?

Контролеры в лице чиновников Минфина РФ и ФНС РФ настаивают, что НДС при списании товара при инвентаризации необходимо восстановить в момент списания. Основывают они свои требования на положениях пп. 2 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ, который предписывает восстанавливать НДС, ранее правомерно учтенный в составе вычетов, когда товары перестают участвовать в операциях, облагаемых НДС, в результате их утраты.

Иное мнение высказано высшими арбитрами в п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость».

Судьи указали, что если организация не представит суду доказательств, что выявленная при сличительной проверке утрата имущества произошла по не зависящим от нее обстоятельствам (например, при стихийных бедствиях), то при списании отсутствующих товаров организации необходимо исчислить НДС по правилам п. 2 ст. 154 Налогового кодекса РФ как при безвозмездной передаче.

Поэтому организация самостоятельно принимает решение, следует ли ей по фактически отсутствующему товару восстановить НДС или исчислить его как при безвозмездной передаче.

Для проведения инвентаризации есть специальный документ – «Инвентаризация товаров на складе». С помощью данного документа вы можете отразить в программе факт проведения инвентаризации, указать текущие остатки товаров и увидеть расхождения между фактическими и учетными остатками. Данный документ широко используется в практике специалистов, занимающихся автоматизацией торговли, при переносе данных между разными базами 1С.
Меню: Документы – Запасы (склад) – Инвентаризации товаров
Создадим новый документ инвентаризации. Прежде всего в документе указывается склад, на котором проводится инвентаризация, и организация, которой принадлежат товары.
Инвентаризацию товаров можно проводить сразу по всем номенклатурным позициям. Если количество товаров очень велико и проинвентаризировать их за один раз проблематично, вы можете создать несколько документов инвентаризации. В этом случае каждый документ можно делать по определенной группе товаров.
Для этого установим для поля «Номенклатура» вид сравнения «В группе», а в соседнем поле выберем нужную нам группу. Далее необходимо в таблице «Товары» перечислить нужные позиции номенклатуры и указать их фактическое количество на складе. Чтобы не заполнять таблицу вручную, воспользуемся автозаполнением по кнопке: «Заполнить – Заполнить по остаткам на складе».
Программа заполнит таблицу товарами, которые присутствуют на складе по ее данным. В колонке «Учет. количество» указан остаток товара на складе по данным программы, а в колонке «Количество» вы должны заполнить фактический остаток товара на складе. В колонке «Отклонение» программа рассчитает отклонения фактического остатка от учетного.
Положительное отклонение свидетельствует об излишке товара, а отрицательное – о недостатке. Полностью заполненный документ необходимо сохранить в базе по кнопке «Записать». Документ имеет несколько печатных форм, в том числе инвентаризационную опись (ИНВ-3). Распечатать документ можно нажав кнопку «Печать» и выбрав необходимую форму.
Документ «Инвентаризация товаров» фиксирует в базе информацию о фактических остатках товаров, при этом он не корректирует остатки товаров. Чтобы учетные и фактические остатки товаров совпадали, необходимо на основании инвентаризации сделать списание недостающих товаров и оприходовать излишки.

Списание товаров делается с помощью одноименного документа. Меню: Документы – Запасы (склад) – Списание товаров. Оформить документ удобнее на основании инвентаризации товаров, тогда программа сразу заполнит его недостающими товарами. Необходимо провести документ по кнопке «ОК», все недостающие товары спишутся со склада в момент проведения.
Оприходование товаров также производится на основании инвентаризации документом «Оприходование товаров». Программа переносит в документ все товары, по которым были обнаружены излишки.
Цена на товар (себестоимость оприходования) также заполнилась автоматически – программа подставила среднюю себестоимость данного товара на складе. Если данные о себестоимости товара в базе отсутствуют, то колонку «Цена» необходимо будет заполнить вручную. Заполненный документ необходимо провести по кнопке «ОК», в момент проведения излишки товаров оприходуются на склад.