Смета расходов

СМЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

СМЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ (англ. income and expenditure budget) – документ, на основе которого производится финансирование бюджетного учреждения и отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. С.д. и р. бюдж. учр-ния составляется в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ. В ней отражаются все доходы бюдж. учр-ния, получаемые как из бюджета и гос. внебюджетных фондов, так и от предпринимательской деятельности (в т.ч. доходов от оказания платных услуг), др. доходы от использования гос. или муницип. собственности, закрепл. за бюдж. учр-нием на праве оперативного управления, и иной деятельности. Расходы определяются по прогнозируемым объемам предоставления гос. или муницип. услуг и нормам и нормативам финанс. затрат на их предоставление. При этом расходы отражаются в общей сумме за счет бюдж. и внебюджетных источников, с выделением расходов за счет бюдж. средств. В смете отражаются: название и адрес учр-ния; бюджет, из к-рого оно финансируется; коды функциональной классификации расходов (раздела, подраздела, целевой статьи, вида расхода); годовая сумма бюджетных ассигнований (см. Ассигнования бюджетные) с поквартальной разбивкой по кодам экономич. классификации расходов. Суммы запланир. ассигнований по каждому виду расходов должны быть обоснованы соотв. расчетами. Объем ассигнований по смете приводится в сумме, исчисл. учр-нием, и в сумме, принятой в соответствии с утвержд. бюджетом. По нек-рым учр-ниям (вузам, детским дошкольным учр-ниям) в смете указываются также др. источники финансирования (плата родителей за содержание детей в детских дошкольных учр-ниях, плата за пользование общежитием). В смете приводится расчет осн. производств. показателей деятельности учр-ний (по школам – колво классов и учащихся, по вузам – кол-во студентов и т.д.) на начало и конец планируемого года и в среднегодовом исчислении. С.д. и р. составляется бюдж. учр-нием в течение 10 дней после получения от органа, исполняющего бюджет, уведомления о бюдж. ассигнованиях и представляется вышестоящему распорядителю бюджетных средств на утверждение в течение 5 дней со дня ее представления. С.д. и р. бюдж. учр-ния, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, утверждается руководителем главного распорядителя и передается в орган, исполняющий бюджет. Используя сметы отд. бюдж. учр-ний, вышестоящий распорядитель бюдж. средств подготавливает бюджетную роспись по распорядителям и получателям бюдж. средств на основе утвержд. бюджета, исходя из функциональной и экономической классификации расходов с поквартальной разбивкой. Роспись представляется в орган, ответств. за составление бюджета (финанс. орган) в течение 10 дней со дня утверждения бюджета. С учетом бюдж. росписей всех главных распорядителей бюджетных средств по соотв. бюджету финанс. орган составляет сводную бюдж. роспись, утверждает ее и доводит показатели росписи до всех распорядителей и получателей бюдж. средств в форме уведомлений о бюдж. ассигнованиях на период действия утвержд. бюджета. В С.д. и р. бюдж. учр-ния и в бюдж. роспись могут быть внесены изменения в результате введения режима сокращения расходов бюджета, исполнения бюджета по доходам сверх утвержд. законом (решением) о бюджете либо вследствие перемещения бюдж. ассигнований главным распорядителем или распорядителем бюдж. средств между получателями бюдж. средств (в объеме не более 5% бюдж. ассигнований, довед. до получателя бюдж. средств). О перемещении бюдж. ассигнований сообщается органу, исполняющему бюджет, при доведении уведомлений о лимитах бюдж. обязательств. С.д. и р. отд. населенных пунктов, не являющихся муницип. образованиями, содержит задания по мобилизации доходов в данном насел. пункте и объем расходов по финансированию подведомств. бюдж. учр-ний. Порядок разработки, утверждения и исполнения этих смет определяется органами местного самоуправления в соответствии с их уставом.

Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.

Инструкция: составляем бюджетную смету на 2020 год

Новый бланк на 2020 год

Бюджетной сметой называют плановый документ, который определяет лимиты обязательств казенного учреждения в соответствии с утвержденными классификаторами расходов (ст. 6 БК РФ). По сути это специальный бланк, на основании которого финансируется госучреждение.

Образец и порядок составления утверждения и ведения бюджетных смет ОКУД 0501012 утвержден приложением № 1 к Приказу Минфина России от 14.02.2018 № 26н. Обратите внимание, что форма 0501012 на 2020-2020 год изменена, и составлять документ по нормам 2018 года недопустимо.

ВАЖНО! Важно не путать два понятия. Смета бюджетного учреждения не является унифицированной формой ОКУД 0501012. Так часто называют другой документ, который представляет собой образец сметы доходов и расходов бюджетного учреждения на финансовый год и плановый период. На сегодняшний день документом, в котором указываются значения доходов и расходов в организациях неказенного типа, является план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (ПФХД). ПФХД не имеет унифицированной формы по ОКУД, но требования к ПФХД закреплены Приказом Минфина от 31.08.2018 № 186н.

Общие требования к ведению определяет законодатель (новый Приказ № 26н). Составлять БС придется с учетом индивидуальных требований учредителя. Порядок составления, утверждения и ведения бюдж. смет устанавливает главный распорядитель (ГРБС), в ведении которого находится организация. Обратите внимание, что Приказ Минфина 112н по составлению сметы на 2020 год не действует, он утратил силу 31.12.2018.

Новая структура документа

Законодатели скорректировали форму. Структура документа разрослась, введены новые разделы. Их содержание:

  • в разделе № 1 указывают только итоговые показатели сметы, то есть сводные данные по всем разделам;
  • раздел № 2 — расшифровываем ЛБО по расходам на выполнение функций казенных учреждений, раскрываем информацию об основных видах затрат госучреждения, в том числе оплату труда, иные выплаты персоналу, закупки товаров (работ, услуг), уплату налогов и иных обязательных платежей, возмещение ущерба и т. д.;
  • раздел № 3 — ЛБО по расходам на предоставление отдельных видов государственного финансирования, в том числе раскрывается информация о следующих направлениях: инвестиции, субсидии, межбюджетные трансферты, платежи, взносы и перечисления субъектам международного права, обслуживание госдолга, исполнение судебных актов, госгарантии и по резервным расходам;
  • раздел № 4 — раскрываем сведения о ЛБО по расходам получателя средств на закупки товаров (работ, услуг) в пользу третьих лиц;
  • раздел № 5 — здесь указываем информацию об объеме и направлениях расходов на исполнение принятых публичных нормативных обязательств, указываем справочную информацию;
  • раздел № 6 — курс иностранной валюты к рублю, указывается исключительно справочная информация.

ВАЖНО! Все операции, совершенные в иностранной валюте, переводятся в рубли по соответствующему курсу.

Основные правила составления

Форма составляется на один финансовый год и плановый период на основании утвержденных ГРБС расчетных показателей, которые характеризуют деятельность организации и доведенные лимиты бюджетных обязательств (ЛБО). Например, в 2020 году придется составить БС не только на текущий финансовый год, но и на плановый период — это 2021 и 2022. Составляется форма бюджетной сметы казенного учреждения на 2020 год с учетом объемов финансирования для осуществления закупок товаров, работ или услуг.

Форма 0501012 предоставляется на утверждение с расчетами-обоснованиями плановых сметных показателей, которые использовались при составлении. Эти расчеты-обоснования являются неотъемлемой частью документа. Обратите внимание, с 2020 таких экономических обоснований 95.

Новые формы придется учитывать при разработке и составлении БС. Образец расчетов к бюджетной смете казенного учреждения на 2020 год закреплен в отдельном Приказе Минфина России от 20.06.2018 № 139н.

За нарушение казенной организацией порядка составления и сроков утверждения предусмотрены штрафы от 10 000 до 30 000 рублей для должностных лиц (ст. 15.15.7 КоАП РФ).

ВАЖНО! Составлять обоснования, как и заполнять бланк бюджетной сметы казенного учреждения на 2020 год, придется по новым КБК и КОСГУ. Чиновники обновили порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации (Приказ № 132н) и КОСГУ (Приказ № 209н). Подробнее об изменениях: «Изменения по КБК: что важно знать бюджетникам и НКО».

Если деятельность учреждения составляет государственную тайну, то БС в таком случае придется составлять обособленно. В остальных случаях федеральные бюджетники готовят документ в специализированной онлайн-системе «Электронный бюджет».

Инструкция по заполнению

Учитывайте следующие правила при составлении БС:

  1. Объемы расходов и их направления должны в строгости соответствовать доведенным ЛБО, в частности по разделам 1-4.
  2. Текущие показатели и код аналитического показателя в бюджетной смете на 2020 год формируйте с учетом новых требований законодательства: Приказы № 132н и № 209н.
  3. Показатели БС и показатели плана закупочной деятельности на отчетный период должны соответствовать по объемам и направлениям финансового обеспечения.
  4. Если учредитель предусмотрел обязательное согласование сметы, то включите в пример заполнения бюджетной сметы на 2020 год отдельную графу «Согласовано». Предусмотрите поля не только для подписи, но и для Ф.И.О. должностного лица с расшифровкой и датой визирования.
  5. Подтвердите показатели БС соответствующими обоснованиями, на основании которых и составлен документ (пункт 8 нового Приказа № 26н).
  6. Если в отношении казенного учреждения главный распорядитель установил госзадание, то при заполнении БС придется учитывать доведенные показатели (п. 2, 3 ст. 69.2 БК РФ).

ВАЖНО! Федеральные бюджетники обязаны учитывать дополнительные требования к составлению, которые для них утвердил Минфин России.

Особенности и сроки утверждения

Порядок утверждения БС одобряет вышестоящий или главный распорядитель бюджетных средств. Документ утверждают в течение 10 рабочих дней с момента, когда были доведены лимиты бюджетных обязательств до казенного учреждения.

Если деятельность госучреждения сопряжена с государственной тайной, то применяются иные требования. БС с гостайной утверждаются не позднее 20 рабочих дней с момента доведения ЛБО.

Утверждает БС либо сам руководитель, либо иное лицо, которое уполномочено на совершение таких действий. ГРБС вправе предусмотреть эти полномочия для иного лица.

Документ, который утвержден по установленным правилам, необходимо направить ГРБС не позднее дня, следующего за днем, в котором утвердили смету.

Как внести изменения

Иногда возникает необходимость изменений ЛБО, следовательно, и сметных значений. В этом случае организация направляет распорядителю средств государственного бюджета (РБС) предложение о перераспределении доведенных лимитов по кодам бюджетной классификации (КБК). Изменения составляются в унифицированной форме (форма ОКУД 0501013), но с обоснованием и учетом расчетов. Без подтверждающих обоснований ГРБС (РБС) не утвердит изменения.

Если корректировка сметных показателей требует изменений в действующую бюджетную роспись на 2020 год и объемов ЛБО, то сначала вносят уточнения в документы, а только потом утверждают изменения.

Смета в электронном бюджете

Федеральные казенные госучреждения обязаны отражать БС в системе «Электронный бюджет», если их деятельность не сопряжена с государственной тайной. Региональные и муниципальные организации не обязаны вести документацию в ЭБ, но порой ГРБС требуют ведение электронной версии БС.

Интернет-система предназначена для достижения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности учреждений и для повышения качества управления финансами. В 2020 году сметы в системе заполняют в обязательном порядке все организации.

Прикладывать экономические расчеты-обоснования необходимо. Корректировки показателей вносим аналогичным образом не позднее 10 рабочих дней со дня доведения ЛБО до получателя. Утверждать внесенные уточнения теперь вправе исключительно ГРБС, а не вышестоящий распорядитель.

Что такое смета доходов и расходов?

Общее содержание сметного документа

В категорию некоммерческих организаций водят те официально зарегистрированные в этом статусе сообщества, цель которых не связана с зарабатыванием денег. Чаще всего, они представляют сферы культуры, здоровья, религии, спорта и т. п. Однако целевое назначение рода деятельности не означает отказа от необходимости контролировать суммы поступлений и расходов – для функционирования любой организации необходимы финансы, пребывающие в функциональном движении. Смета доходов и расходов в некоммерческих организациях играет роль документа, помогающего планировать бюджетные изменения на следующий выбранный период.

Для осуществления полноценной и бесперебойной деятельности НКО документ является обязательным.

Таким образом, сметой доходов и расходов здесь называется план поступления и расходования денежных средств, составленный на какой-то определённый промежуток времени. Поступать средства для НКО могут в виде:

  • членских и/или вступительных взносов,
  • процентов от вкладов и средств, полученных от внереализационных операций,
  • взносов учредителей,
  • благотворительности, добровольных пожертвований физических и/или юридических лиц,
  • целевых поступлений, например, путём присуждения грантов, сделанных от физических и/или юридических лиц,
  • ассигнований из бюджетов различного уровня,
  • доходов, полученных от предпринимательской деятельности (когда такая деятельность НКО направляется на достижение прямых целей).

Направления расходования средств обеспечивают деятельность самой НКО, хозяйственные нужды, аренду помещений, оплату административной работы руководства и др.

Подобное сметное планирование может описывать либо деятельность организации в целом, либо её отдельные проекты, на которые тоже составляется смета доходов и расходов. Строится данный документ, исходя из данных бухгалтерского учёта, которые берутся в качестве основы для ориентировочного заполнения по приходу-расходу средств. В результате по полученному документу можно судить о том, насколько обоснованно и целесообразно расходуются средства с учётом ожидаемого объёма их поступлений.

Составляет смету доходов и расходов НКО лицо, выполняющее функции бухгалтера.

В некоммерческой организации это либо сам бухгалтер, либо руководитель – главное должностное лицо организации, – которое в обязательном порядке подписывает смету, независимо от того, кто именно был её составителем. Подпись на бланке свидетельствует о действительности документа и о воплощении запланированных бюджетных изменений. Печать рядом с подписью необходима только в том случае, если данное условие прописано в нормативных актах НКО.

Смета может составляться на любой период, но чаще всего, таким периодом становится годовой отрезок (реже – квартал или месяц).

Выбранный промежуток времени включает стандартный перечень статей доходов/расходов, характерный для той или иной организации. Для непредвиденных расходов в смете отводится отдельная строка.

Если смена составлена на год, то в течение всего года финансовая администрация организации стремится к реализации указанных в смете данных, а по окончании года – проводит анализ, демонстрирующий уровень исполнения запланированного.

Фактические суммы анализируются по каждой прописанной в смете статье доходов/расходов.

Сравнительный анализ фактических и предполагаемых сумм позволяет избежать отклонений и бюджетных недостатков при составлении документа на следующий период.

Состав и оформление сметы доходов и расходов НКО

Для НКО не предусмотрена стандартная форма составления сметы доходов и расходов, унифицированная на федеральном уровне. Отчасти это связано со спецификой целевого создания некоммерческих организаций, которые могут в своей деятельности значительно отличаться друг от друга по набору функций, преследуя очень разные задачи. В зависимости от набора этих задач организация и выбирает форму документа, его состав, структуру сметных показателей, принцип группировки и систему детализации доходов и расходов. При этом все приведённые сметные статьи сопровождаются расчётом или оправдательно-объяснительными документами.

Большинство источников поступления средств на практике имеют нерегулярный характер. Однако величину поступлений из некоторых источников можно предположить с большей вероятностью, чем кажется на первый взгляд.

  • Доходная табличная часть сметы начинается с внесения остатка средств предыдущего периода.
  • Взносы учредителей поступают в двух случаях: при создании НКО, а также при увеличении уставного фонда посредством поступления дополнительных взносов. Срок поступления учредительских взносов в общем случае ограничен одним годом с даты госрегистрации юридического лица. Из этого следует, что на следующий сметный период (финансовый год) можно планировать поступления по данной статье доходов в размере, не превышающем задолженности учредителей на момент начала нового сметного периода. Кроме того, предельное время внесения задолженности не может превышать установленный законодательством срок для внесения взносов. Необходимую информацию для внесения данных можно взять из учредительных документов.
  • Вступительные взносы вследствие того, что они могут поступать в течение всего срока функционирования НКО, сложно прогнозировать. С определённым приближением делается это на основании статистики прежних лет и динамики увеличения (уменьшения) числа новых членов за сопоставимый период. Кроме того, учитывается тенденции количества добавлений в начале или в конце года. Данные аналитики работников НКО становятся основанием для внесения сумм по этой статье.
  • Членские взносы тоже можно спрогнозировать только с помощью аналитического подхода, поскольку количество вступивших и выбывших членов организации может сильно варьироваться в зависимости от множества внутренних и внешних для НКО факторов.
  • Добровольные пожертвования, вопреки опасениям, определяются с высокой степенью точности, поскольку такие поступления становятся следствием проведения целевых мероприятий и программ. Для этого проводятся соответствующие финансовые вычисления с расчётом на профессионализм и рабочие показатели активности и результативности специалистов, работающих в НКО. В случае просчёта (невозможности собрать планируемую сумму добровольных пожертвований) в расходной части документа выполняются только обеспеченные средствами мероприятия.
  • Целевое финансирование поступает от учредителей на решение тех задач, ради которых организация создавалась. Поэтому трудности с планированием имеют чаще не содержательный, а процессуальный характер – необходимо определить необходимый объём средств, провести многоступенчатую разработку и утверждение. Основанием для проработки этой статьи становятся данные из пакета документов лица-отправителя средств.
  • Предпринимательская деятельность возможно в случае недостаточного финансирования деятельности организации с помощью иных источников дохода. Объём средств от такой деятельности планируются на основе бизнес-планов (или документов-аналогов). В этом случае в расчётах надо учитывать расходы на выполнение услуг или изготовление продукции и доходы от реализации продукта. Прибыль, после уплаты всех налогов, может быть направлена исключительно на уставные цели.

Во второй табличной части сметы представлены планируемые на период расходы.

  • Зарплата работников НКО рассчитываются либо по тарифным ставкам, либо по другим системам начисления зарплат. Сюда же входят суммы доплат, надбавок, компенсаций. Эти расходы отражаются согласно существующему штатному расписанию и прилагаемым к нему расчётов. При этом учитываются персональные размеры зарплат, определённые квалификацией сотрудника, опытом и выслугой лет.
  • Начисления на зарплату проходят отдельной статьёй расходов, что объясняется требованиями формирования статистической и бухгалтерской отчётностей и разными адресатами получения расходуемых средств. В первом случае – это работники НКО, а во втором – бюджеты, в которые поступают начисления и, в том числе, – взносы в ФСС и единый социальный налог.
  • Коммунальные расходы рассчитываются на основании договоров на поставку коммунальных услуг и приложений к ним с указанием объёмов по месяцам и изменений расценок. Такой детализированный подход позволяет отразить в смете динамику увеличения и снижения расходов в течение года.
  • Административные расходы включают командировочные, оплату консультантов, информационных агентств, канцелярские расходы и др. Каждый вид затрат может быть рассчитан отдельно и независимо, а может приниматься по нормативам от введённой базы.
  • Хозяйственные расходы касаются оплаты эксплуатационных расходов на содержание зданий, уборку, ремонт основных средств. Поскольку ремонт относится к планово-предупредительной категории расходов, технические службы собирают пакет документов с характеристиками ремонтных работ, заранее определяя потребности в объёме средств и материально-производственных ресурсах. Хозяйствующим субъектам главой 25 Налогового кодекса рекомендуется устанавливать нормативы ремонтных расходов по размеру их начальной или восстановительной стоимости. Общий норматив хозяйственных расходов можно устанавливать по тому же принципу.
  • Целевые расходы синхронизируются с расчётов статьи целевых доходов. Поскольку в течение года доходные средства поступают неравномерно, задача составителей сметы, учесть это и выстроить равномерную систему целевого расходования на базе имеющихся данных.
  • Прочие расходы не дублируют статью непредвиденных расходов, которая идёт отдельным резервным фондом. К прочим расходам относятся предвиденные затраты, но те, которые не вошли в предыдущие категории.
  • Непредвиденные расходы могут не выделяться в смете вовсе, но эту статью обычно предусматривают, если в прошлые годы работы НКО были регулярные случаи незапланированных трат. Объём резерва из-за природы непредвиденных расходов установить сложно, поэтому, чаще всего, если он появляется, то «привязывается» к общей сумме расходов в качестве определённого процента или аналитически на основе статистики прежних периодов.

В промежуточной строке итоговых доходов, помимо планируемых поступлений, отражается и та сумма, которая была зафиксирована в смете на начало сметного периода. После табличной части расходов итоговым остатком выносится сумма, которая перейдёт в первую строку сметы следующего периода.

Состав и оформление смет бюджетной организации

В качестве образца для составления смет доходов и расходов бюджетных организаций, находящихся в сфере контроля Минэкономразвития, используют формы, утверждённые приказом № 241. Так для формирования такого рода смет бюджетные учреждения, представляют в Финдепартамент:

  • ожидаемые (предполагаемые) поступления финансов текущего учётного года, согласно разрешениям по кодам классификаций:
    • доходов (сюда же входят коды видов и подвидов доходов),
    • операций сектора госуправления,
  • планируемые расходы средств, ожидаемых в текущем году (по кодам операционных классификаций сектора госуправления).

Данная смета составляется в трёх экземплярах по образцу, представленному в Приложении 5. В её доходную часть включается остаток средств, который образовался на начало периода (финансового года). Оплата тех налогов, которые не включаются в состав расходов, вносятся с «минусом» по соответствующим им кодам доходов бюджетов. К таким налогам относятся НДС и налог на прибыль.

Подразделения структур загранаппарата представляют в Финдепартамент в 2-х экземплярах сметы, соответствующие доведённым лимитами средств, полученным от разрешённой деятельности, с приведёнными расчётами и обоснованиями. Форма для образца документа представлена в Приложении 6 Приказа.

В верхней, головной, части этой сметы, помимо полей для наименования должностного лица, даты утверждения документа и указания организации – получателя бюджетных средств, присутствуют табличка с указанием кодов:

  • Код ОКПО – общероссийского классификатора предприятий/организаций. Позволяет определить сферу деятельности организации, являясь отраслевым показателем. Код состоит из семи цифр и не может повторяться для разных организаций. Благодаря ему происходит идентификация бизнес-субъектов, совмещаются и упорядочиваются данные о них в государственных инфосистемах.
  • Код ППП – перечень прямых получателей. 3-значный код глав министерств и ведомств.
  • Код ОКЕИ – по общероссийскому классификатору единиц измерения указывает код валюты, в которой приводится смета. Эта же единица измерения вписывается рядом с показателями кодировки.

В табличной части как в статьях дохода, так и в статьях расхода, напротив каждого наименования в первой колонке вписывается принятый код статьи и подстатьи.

Специфика сметных расчётов ТСЖ

Жилищным кодексом РФ (статья 151) определены виды средств, которые могут поступать на счета ТСЖ. В целом они аналогичны доходным средствам любой некоммерческой организации. Среди доходных средств ТСЖ –

  • вступительные взносы в установленном товариществом размере (величина взносов заносится в Устав ТСЖ),
  • обязательные платежи,
  • доход от хозяйственной деятельности, к которой относится, например, сдача подвальных и полуподвальных территорий, работа обслуживающих бригад электриков, сантехников и т. п.,
  • субсидирование путём получения краевых грантов, программ модернизации и капремонта,
  • финансы собственного фонда товарищества (в случае создания его собственниками жилья).

В обязательную расходую часть сметы ТСЖ включаются затраты на:

  • расчёты с поставщиками коммунальных услуг (обеспечение электроэнергией и водой, её подогрев),
  • обслуживание имущества и содержание придомовых территорий,
  • модернизация и восстановление имущества,
  • потребности офиса,
  • налоги.

Кроме основных расходов, возможные ещё траты на судебные издержки, страховки и кредиты. Благодаря увеличению внешних доходов (пожертвования, субсидирование) и аккуратному владению имуществом можно создать предпосылки для снижения расходной части и – как следствие – уменьшения размера взносов, взимаемых с владельцев квартир.

Получаемая от предпринимательской деятельности ТСЖ прибыль не разделяется между членами товарищества, поэтому есть возможность проводить налоговые отчисления по упрощённой схеме.

Для этого необходимо сразу создать не одну учётную книгу, а отдельные книги доходов и расходов для регистрации пришедших и потраченных средств целевого назначения. Средства, поступившие от членов ТСЖ, пожертвования, полученные предпринимательские доходы, которые вносятся в отдельные приходные книги, не подлежат налогообложению. Поэтому в доходно-расходной смете ТСЖ это тоже находит своё отражение.

Формат сметы ТСЖ может быть любым, но его нужно зафиксировать в уставном документе товарищества и утвердить на уровне руководства организации. При составлении смет надо принимать во внимание, что суммы должны фиксироваться с учётом НДС, что в расходную часть не вписывается стоимость услуг, которые оказываются владельцам квартир, но что должна присутствовать статья расходов по фондам – перечисления на ремонтные работы, счёт материальной поддержки, резервный счёт и др.

Рейтинг компаний-сметчиков

НужнаСмета
СметИнжиниринг
Смарт Инжинирс
Смета.РФ
Центр содействия предпринимательству

***

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СТАТС-СЕКРЕТАРЬ ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА 103693, Москва, Китайгородский проезд, д. 7 телефон 925-11-95, факс (095) 928-17-91 от 10.10.2003 г. № 106-01-16/24 на №__________от____________200 г. Учреждениям культуры федерального ведения Министерство культуры Российской Федерации направляет для руководства Выписку из методических указаний о порядке составления смет чрезвычайных расходов по обеспечению первоочередных мобилизационных мероприятий. Просим не позднее 10 ноября 2003 года представить в Минкультуры России сведения о чрезвычайных расходах по прилагаемым формам. Приложение: Упомянутое по тексту, дсп, на б листах. Е.Э.Чуковская Исп. Смирягина В.В. Тел. 924-41-30 Для служебного пользования Экз. № ВЫПИСКА из методических указаний о порядке составления смет чрезвычайных расходов по обеспечению первоочередных мобилизационных мероприятий II.Порядок составления смет чрезвычайных расходов 1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации составляют сметы чрезвычайных расходов по форме № 1 счр. В смету чрезвычайных расходов (графа 3 формы № 1 счр) включаются: -текущие чрезвычайные расходы, связанные с осуществлением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в установленных сферах деятельности (ведения) и выполнением подведомственными бюджетными организациями задач по мобилизационной работе в первый месяц военного времени (графа 4); -дополнительные чрезвычайные расходы, связанные с выполнением организациями (независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, за исключением бюджетных) мобилизационных заданий (заказов) (графа 5). Текущие чрезвычайные расходы (графа 4) принимаются на уровне среднемесячных расходов мирного времени (графа 7), равных 1/12 бюджетных расходов, утверждаемых на текущий финансовый год (графа 6), с учетом их увеличения (сокращения) в первый месяц военного времени. В дополнительные чрезвычайные расходы (графа З) включаются: -расходы, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), поставки которой установлены мобилизационными заданиями (заказами). Указанные расходы учитываются в сметах чрезвычайных расходов федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, являющимися в соответствии с заключаемыми 2 договорами (контрактами) заказчиками по поставкам данной продукции (работ, услуг); -расходы, связанные со строительством и приобретением объектов основных средств, земельных участков, нематериальных активов и иными вложениями во внеоборотные активы, необходимые для обеспечения производства и реализации продукции (работ, услуг) поставки которой установлены мобилизационными заданиями (заказами). Указанные расходы учитываются в сметах чрезвычайных расходов федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, утверждающими организациям планы на 2000 расчетный год. К смете чрезвычайных расходов прилагаются: -сведения о чрезвычайных расходах на выполнение мобилизационных заданий (заказов) по форме № 2 счр. В указанные сведения включаются расходы, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг) поставки которой установлены мобилизационными заданиями (заказами) в интересах других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, являющихся в соответствии с заключаемыми договорами (контрактами) заказчиками по поставкам этой продукции (работ, услуг) и учитывающих эти расходы в своих сметах чрезвычайных расходов; -предложения по перечню нормативных правовых актов, действие которых полностью или частично должно приостанавливаться в целях сокращения расходов в первый месяц военного времени, по произвольной форме; -пояснительная записка с обоснованием увеличения (сокращения) расходов в первый месяц военного времени по сравнению с расходами в мирное время по произвольной форме. 2.Организации, имеющие мобилизационные задания (заказы) или задачи по мобилизационной работе, представляют в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утверждающие указанным организациям планы на 2000 расчетный год или в ведении которых эти организации находятся: -смету чрезвычайных расходов организации по форме № 1 счр; -сведения о чрезвычайных расходах на выполнение мобилизационных заданий (заказов) по форме № 2 счр. 3.Органы местного самоуправления обобщают предоставленные организациями сметы чрезвычайных расходов и сведения о чрезвычайных расходов на выполнение мобилизационных заданий (заказов) и с учетом расходов, связанных с осуществлением органами местного 3 самоуправления полномочий в установленных сферах деятельности (ведения), составляют и представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: -смету чрезвычайных расходов органа местного самоуправления по форме № 1 счр; -сведения о чрезвычайных расходах на выполнение мобилизационных заданий (заказов) по форме № 2 счр; -предложения по перечню нормативных правовых актов, действие которых полностью или частично должно приостанавливаться в целях сокращения расходов в первый месяц мобилизации; -пояснительную записку с обоснованием увеличения (сокращения) расходов органа местного самоуправления в военное время по сравнению с расходами в мирное время. 4.Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обобщают представленные органами местного самоуправления и организациями сметы чрезвычайных расходов и сведения о чрезвычайных расходах на выполнение мобилизационных заданий (заказов) в 2000 расчетном году и с учетом расходов, связанных с осуществлением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в установленных сферах деятельности (ведения), составляют и представляют в Минфин России и Минэкономразвития России: -смету чрезвычайных расходов органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по форме № 1 счр; -сведения о дополнительных чрезвычайных расходах на выполнение мобилизационных заданий (заказов) по форме № 2 счр; -предложения по перечню нормативных правовых актов, действие которых полностью или частично должно приостанавливаться в целях сокращения расходов в первый месяц мобилизации; -пояснительную записку с обоснованием увеличения (сокращения) расходов органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в первый месяц военного времени по сравнению с расходами в мирное время. 5.Федеральные органы исполнительной власти обобщают представленные организациями сметы чрезвычайных расходов и сведения о чрезвычайных расходах на выполнение мобилизационных заданий (заказов) в 2000 расчетном году и с учетом расходов, связанных с осуществлением федеральными органами исполнительной власти полномочий в установленных сферах деятельности (ведения), составляют и представляют в Минфин России и Минэкономразвития России: -смету чрезвычайных расходов федерального органа исполнительной власти по форме № 1 счр; -сведения о чрезвычайных расходах на выполнение мобилизационных заданий (заказов) по форме № 2 счр; 4 -предложения по перечню нормативных правовых актов, действие которых полностью или частично должно приостанавливаться в целях сокращения расходов в первый месяц мобилизации; -пояснительную записку с обоснованием увеличения (сокращения) расходов федерального органа исполнительной власти в первый месяц военного времени по сравнению с расходами в мирное время. 6.Минфин России и Минэкономразвития России обобщают представленные федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации сметы чрезвычайных расходов и сведения о чрезвычайных расходах на выполнение мобилизационных заданий (заказов) в 2000 расчетном году составляют и представляют в Правительство Российской федерации сводную смету чрезвычайных расходов. Утвержденная Правительством Российской Федерации сводная смета чрезвычайных расходов доводится в установленном порядке, в части касающейся, до федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций и является основанием для открытия специальных лицевых счетов и обеспечения расчетно-кассового обслуживания получателей бюджетных средств в учреждениях Банка России и органах федерального казначейства. Начальник Спецотдела В.В.Смирягина 5 Для служебного пользования Экз.№ Форма № 2счр (приложение к форме № 1счр) Сведения о чрезвычайных расходах на выполнение мобилизационных заданий (заказов) ______________________________________________________________________________________ (наименование федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации) тыс. рублей в ценах 2000 года Наименование видов продукции (работ, услуг) Заказчик Расходы всего в расчетном году В том числе в первый месяц всего из них за счет cpeдств: федерального бюджета бюджета субъекта РФ местного бюджета 1 2 3 4 5 6 7 Руководитель_________________________ (наименование финансового подразделения федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации) ______________________________(Ф.И.О.) (подпись) «___»__________________________2003 г. Руководитель_________________________ (наименование мобилизационного подразделения федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации) ______________________________(Ф.И.О.) (подпись) «___»__________________________2003 г. Примечание. 1. Сведения представляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления — составителями смет чрезвычайных расходов (форма № 1счр), а также подведомственными им организациями, имеющими мобилизационные задания (заказы), которым указанные органы утверждают планы на- расчетный год. В Форму № 2счр включаются расходы, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг) в расчетном году, поставка которой установлена мобилизационными заданиями (заказами), оплачиваемые другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, являющимися заказчиками по поставкам этой продукции (работ, услуг). 2. В графе 1 указываются наименования видов продукции (работ, услуг), поставка которрй установлена мобилизационными заданиями (заказами), и документов, которыми эти задания (заказы) установлены, в соответствии с наименованиями разделов (таблиц) планов на» расчетный год федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. 3. В графе 2 указывается федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления — заказчик по поставкам продукции (работ, услуг) в расчетном году. 4. В графах 3-7 указываются расходы, связанные с выполнением мобилизационных заданий (заказов), в целом на расчетный год с выделением расходов первого месяца и отнесением указанных расходов на соответствующий бюджет. 5. Гриф секретности определяется по заполнении. 6 Для служебного пользования Экз.№ Форма № 1счр Смета чрезвычайных расходов ___________________________________________________________________________ (наименование федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации — составителя сметы чрезвычайных расходов) ___________________________________________________________________________ (наименование бюджета: федеральный, консолидированный субъекта Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, местный) тыс. рублей Наименование расходов Кодрасходов Чрезвычайные расходы (в ценах 2000 года) Справочно:расходы в 2003 году. Всего из них: Всего в том1/12 текущие дополнительные 1 2 3 4 5 6 7 1. В разрезе функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. 2. В разрезе экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Руководитель _________________________ (наименование финансового подразделения федерального органа ‘Исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации) ______________________________(Ф.И.О.) (подпись) «___»__________________________2003 г. Руководитель_________________________ (наименование мобилизационного подразделения федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации) ______________________________(Ф.И.О.) (подпись) «___»__________________________2003 г. Примечание. 1. Смета чрезвычайных расходов составляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, оплачивающими указанные расходы из средств соответствующих бюджетов, а также подведомственными им бюджетными организациями, имеющими задачи по мобилизационной работе. 2. Форма № 1счр заполняется в разрезе разделов и подразделов функциональной классификации расходов и в разрезе групп, подгрупп и предметных статей экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации. В графах 1 и 2 указываются наименования и коды расходов в соответствии с приложениями №№ 3 и 6 к Федеральному закону от 15 августа 1996 г. № Н5-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации». 3. В графах 3-5 указываются чрезвычайные расходы с выделением текущих и дополнительных расходов. Текущие чрезвычайные расходы (графа 4) принимаются на уровне 1/12 утвержденных бюджетных расходов на 2003 год (графа 7) с учетом их увеличения (сокращения) в первый месяц военного времени и пересчета в цены 2000 года. Принятый для пересчета индекс-дефлятор цен указывается в пояснительной записке к смете. В дополнительные чрезвычайные расходы (графа 5) включаются расходы, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг) в расчетном году, по поставкам которой составители сметы чрезвычайных расходов являются заказчиками, а также расходы, связанные с вложениями во внеоборотные активы, необходимыми для обеспечения производства и реализации продукции (работ, услуг) в расчетном году организациями, которым составители сметы чрезвычайных расходов утверждают планы на расчетный год. 4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации составляют сметы чрезвычайных расходов в двух вариантах: за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации 5. Гриф секретности определяется по заполнении. 7

Для чего нужна смета и как ее составить

Значение термина и порядок составления документа

Для начала дадим определение понятию. Смета, что это такое, когда и зачем она составляется. Смета – это финансовый документ, который дает возможность со значительной долей точности и детализировано определить стоимость выполнения тех или иных работ. Расчеты производятся на стадии планирования, после чего они все оформляются в официальный документ и передаются заказчику.

Смета составляется в различных видах человеческой деятельности, где есть потребность в предварительном подсчете затрат. Однако наиболее важную роль понятие сметной документации имеет в строительстве, где задействованы крупные денежные средства, а выполнение процессов занимает длительное время (месяцы и годы). Это может быть стандартизированный набор документов или калькуляция ресурсов или расходов на одну единицу материалов (штука, погонный метр, килограмм). В сочетании с проектной документацией и договором подряда она является важнейшим элементом начала строительства.

Готовить сметы может один из участников инвестиционного проекта:

  • Проектировщик, находящийся в договорных отношениях с заказчиком. Обычно в таких случаях применяется ресурсный метод расчета;
  • Заказчик, который определяет предварительную стоимость на этапе подготовки ТЭО (технико-экономического обоснования);
  • Генеральный подрядчик, который определяет стоимость строительства посредством проведения подрядных торгов.

Важно, чтобы этот ответственный финансовый документ составлялся профессиональной организацией, имеющей опыт такой деятельности и хорошую репутацию. Непрофессиональный подход к делу может стать причиной занижения или завышения сметной стоимости строительства, что одинаково невыгодно инвестору, поскольку влечет за собой дополнительные расходы. Работа по составлению финансовой документации обычно оценивается в определенный процент от общей стоимости проекта.

Чаще всего сметы составляют строительные организации, которые будут выполнять работы и закупать стройматериалы для них. Для заказчика важно принимать участие во всех этапах подготовки документации, контролировать внесенные в нее данные по видам работ, их стоимости, ценам на материалы, добиваться ее корректировки. Применение современных специализированных компьютерных программ ускоряет выполнение расчетов, поэтому организации могут предлагать заказчику на выбор по принципу «цена — качество» несколько вариантов смет с учетом разных технологий строительства и применяемых материалов. После выбора наилучшего варианта заказчик его утверждает, после чего изменения в документ можно вносить только с его согласия.

Расчеты при составлении финансового плана производятся на основании сметных норм, цен и расценок, которые объединены в тематические сборники, которые являются официальным обоснованием при подготовке строительной сметы. Все их можно классифицировать в зависимости от разработавших их субъектов:

  • Федеральные (государственные). Это справочники ГСН (Государственные сметные нормы), ГЭСН (Государственные элементные сметные нормы), ФЕР (Федеральные единичные расценки). Они утверждены Госстроем РФ, могут использоваться в любой отрасли, и обязательны при ремонте или строительстве, проводимых за счет государственного бюджета.
  • Производственно-отраслевые (ПОСН). Применяются при строительстве в отдельных отраслях, например, энергетической или железнодорожной.
  • Территориальные (ТЕР). Утверждаются местными органами власти и используются для строительства на соответствующей территории, в т.ч. за счет местных бюджетов.
  • Индивидуальные и фирменные. Разрабатываются для отдельных компаний или организаций с учетом специфики проводимых ними СМР, обычно базируются на федеральных, отраслевых или территориальных расценках и нормативах.

Все указанные выше сборники расценок и нормативов в комплексе образуют единую, применяемую на всей территории РФ, систему сметного нормирования и ценообразования в строительстве. Сведения, содержащиеся в справочниках, периодически обновляются с учетом инфляционных процессов и развития технологии производства строительных работ.

Классификация смет

Зачастую предварительное определение стоимости крупного строительного объекта представляется очень сложным и даже невозможным из-за постоянно изменяющихся цен на трудовые ресурсы, энергоносители, строительные материалы, оборудование и инструменты. В таких случаях сметчики идут по принципу «от меньшего к большему», применяя различные виды смет:

  • Локальные готовятся на тот или иной вид работ, исходя из объемов работ, количества и номенклатуры оборудования, действующих сметных нормативов, рыночных тарифов и цен. Например, внутренние сантехнические работы, благоустройство территории или монтаж системы сигнализации. В стоимость, устанавливаемую локальной сметой, входят прямые затраты, сметная прибыль и накладные расходы.
  • Объектные. Формируются в текущем или базисном уровне цен на конкретный объект способом суммирования нескольких локальных смет и группировки данных по разделам «Оборудование», «Монтажные работы», «Строительные работы», «Прочие затраты». Сюда также включают средства, предусмотренные на покрытие так называемых лимитированных затрат (временных сооружений, удорожание процессов зимой).
  • Сводный расчет сметный. Показывает лимит средств, требуемый для полного завершения предусмотренного проектом объекта, по нему открывается финансирование строительных работ. В сводный расчет включаются все объектные сметы и расчеты на отдельные виды расходов. Он формируется на строительство в целом, независимо от количества подрядчиков, исходя из текущего уровня цен. Средства при этом распределяются по отдельным главам в зависимости от конкретного объекта. При составлении сводной сметы инструкция предусматривает наличие пояснительной записки с текстовым описанием основных параметров строительства.

При определении стоимости работ многое зависит от предоставленной сторонами соглашения для подготовки документов информации. Здесь можно выделить несколько видов смет:

  • Концептуальная. Готовится на этапе проработки ТЭО инвестиционного предложения. Основывается на мощности объекта или стоимости единицы свойств потребительских. Точность от 17 до 20%.
  • Инвесторская. Разрабатывается на предпроектном этапе как основа для стартовой цены при проведении торгов. При этом используются генеральный план, эскиз, схема размещения сооружения, укрупненный расчет по спецификации оборудования и объемам работ. Точность от 10 до 13%.
  • Смета подрядчика. Составляется на базе тендерной документации при подготовке к заключению соглашения. При ее подготовке подрядчик пользуется ФЕР и ТЕР и опытом возведения подобных объектов ранее. Здесь уже присутствуют инфляционные потери, прибыль организации и расходы субподрядчиков. Точность от 5 до 7%.
  • Смета проектировщика. Используется более полная документация (проект, рабочие схемы и чертежи, единичные расценки, элементные нормы, средние отраслевые значения цен), что повышает точность расчетов до 2-5%.
  • Исполнительная. Рассчитывается по фактическим расходам подрядчика на конечной стадии строительства, поэтому принимаются во внимание все появившиеся у заказчика и исполнителя дополнительные расходы. По этому финансовому документу вычисляют окончательную балансовую стоимость возведенного объекта.

Смета может иметь вид таблицы, в колонках которой указываются виды работ, их объем, количество, цена и стоимость стройматериалов, а также дополнительных процессов и ресурсов. В другом варианте возможно применение таких разделов, как прямые затраты (эксплуатация оборудования, оплата труда, покупка стройматериалов), накладные расходы (отчисления в фонды, командировки, охрана труда) и сметная прибыль

Для подтверждения правильности произведенных финансовых расчетов, выявления неточностей и внесения необходимых изменений заказчик имеет право обратиться к независимым экспертам. Их услуги, как правило, стоят от 0,3 до 0,5% от общей стоимости строительства.

Как правильно составить смету

При строительстве любого объекта изначально составляется проектная и сметная документация. Основное назначение сметы – четкое определение общей стоимости строительства с учетом возможных изменений на рынке стройматериалов, оборудования и т.п.. Сметные расчеты проводят на основе разных подходов – с точки зрения временных затрат, базисных индексов цен, трат на ресурсы. Описание этих подходов, а также готовый пример составления сметного расчета можно найти в статье.

Определяем цели создания

Смета представляет собой финансовый документ, содержащий детальный план затрат на возведение недвижимого объекта. Для удобства эти затраты делятся по нескольким разделам, а внизу приводится общая сумма издержек по текущим или прогнозируемым ценам.

Составление сметы предусматривает достижение сразу нескольких целей:

  1. Определение сметной стоимости – т.е. общей суммы строительства.
  2. Определение затрат по отдельным видам строительных работ на всех этапах.
  3. Отчет о расходовании денежных средств перед заказчиком, представителями государственных органов, инвесторов и других заинтересованных лиц.
  4. Возможность корректировки значений в соответствии с изменяющейся ситуацией на разных строительных рынках.

Профессионально составленная смета – гарантия эффективного расходования средств, беспрерывного процесса строительства, грамотного распределения финансовых ресурсов. Поэтому для составления сметной документации необходимо выбрать определенный подход (методику), после чего провести расчеты и проверить их корректность.

Методы составления сметы

Существуют различные методы составления сметы, которые отличаются подходом к определению затрат на строительство.

Аналоговый

Этот метод используется на практике только в тех случаях, когда у сметчика изначально есть информация с ценами объектов, которые уже были построены или запроектированы ранее. Метод называется аналоговым потому, что оба оцениваемых объекта должны быть аналогичными – например, 2 жилых дома из аналогичных материалов. При этом необязательно, чтобы они были идентичными: главное условие – одинаковые стоимости по единицам измерения (погонный метр, квадратный метр площади и т.п.).

Повременной

Этот подход предполагает определение стоимости на основе измерения единицы рабочего времени. Методика имеет ограниченное применение, поскольку обычно используют только при оценке незначительных объемов строительных работ. Это может быть ремонт, бытовой подряд и т.п. Что касается возведение крупных строительных объектов, чаще всего применяются другие подходы.

Базисно-индексный

Он основан на использовании баз данных с текущими и прогнозируемыми индексами. При этом стоимость зачастую определяется на базисном уровне, откуда и произошло название способа. Также она определяется и на текущем уровне в значениях предшествующего периода.

Для определения текущих цен в базисные стоимости по каждому элементу умножают на индекс, выбирая значение для:

  • конкретной отрасли;
  • по региону;
  • во виду работ и т.п.

Ресурсный

Общая стоимость объекта определяется на основе текущих (или прогнозируемых с учетом инфляции и других возможных рисков) цен на ресурсы и тарифов. Расчет ведется на основе затрат на ресурсы, поэтому такой подход на практике является наиболее оптимальным как для заказчика, так и для самого застройщика. Натуральное измерение издержек позволяет адекватно оценить затраты по разным статьям сметы. Поэтому применять такой метод можно для любого из этапов разработки сметной документации.

Однако недостатком такого подхода является большая трудоемкость и время для составления расчетов. К тому же калькуляция проводится по довольно сложным формулам, что вызывает дополнительные затруднения и увеличивает риск возникновения ошибок или неточностей. Еще один недостаток связан с тем, что отследить динамику цен на региональном уровне для заказчика затруднительно. Поэтому он не может в полной мере контролировать освоение средств подрядчиком.

Ресурсно-индексный

Этот подход сочетает ресурсный, а также применение системы индексов для калькуляции затрат. Преимущество методики – в достаточно адекватных расчетах благодаря использованию баз данных, обновляющихся ежемесячно. Информация берется из единых центров по ценообразованию. Некоторые специалисты рекомендуют использовать данный метод в отношении не всех ресурсов вообще, а только для материалов-представителей, а также в отношении ведущих машин. Что касается прочих расчетов, их можно проводить с помощью применения региональных индексов.

Укрупненные сметные нормативы

В данном случае это определение стоимости используется укрупнение сметных нормативов. Их выражают в различных единицах измерения:

  • проценты;
  • погонные метры;
  • квадратные метры площади и др.

Чаще всего укрупненные нормативы используют на 2 стадиях создание документации:

  1. Ранние этапы проектирования.
  2. Разработки документации с применением УР, ПРЗС и др.

Узнать больше про укрупненные сметные нормативы >>

Базисно-компенсационный

Суть подхода в том, что сметчики суммируются цену издержек и строительных работ которые определяются в базисном уровне. Затем полученные данные уточняют в ходе составления проекта и выполнение строительных работ, 1 весна реальные изменения цен и тарифов. Если возникает разница, заказчик компенсирует издержки по факту их возникновения. Чаще всего к каким издержкам относятся:

  • перерасход по материалам;
  • дополнительные расходы, связанные с низкой производительностью труда;
  • потери времени в связи с непредвиденными обстоятельствами;
  • увеличение сметы в связи с оплатой услуг посредников и т.п.

Важная особенность подхода в том, что заказчик на практике не может контролировать траты путем сравнения со средними ценами. Что касается подрядчика, то в рамках этой методики ему будет выгодно возведение объектов с высокой материалоемкостью. Узнать больше про базисно-компенсационный подход >>

Структура и образец сметного отчета

Конечная цель проведения расчетов – это составление сводного сметного отчета, куда войдут итоговые показатели по 12 разделам:

  1. Подготовка территории строительства.
  2. Основные объекты строительства.
  3. Объекты подсобного и обслуживающего назначения.
  4. Объекты энергетического хозяйства.
  5. Объекты транспортного хозяйства и связи.
  6. Наружные сети и сооружения водоснабжения, канализации, теплоснабжения и газоснабжения.
  7. Благоустройство и озеленение территории.
  8. Временные здания и сооружения.
  9. Прочие работы и затраты.
  10. Содержание дирекции (технический надзор) строящегося предприятия (учреждения).
  11. Подготовка эксплуатационных кадров.
  12. Проектные и изыскательские работы, авторский надзор.

Бланк готового документа выглядит так. Основная часть представлена в виде таблицы с номерами смет по каждому из этих разделов. Также в таблице представлены наименования работ, их сметная стоимость по видам и общая стоимость. При указании номеров смет обязательны отсылки на соответствующие нормативные документы (Письма Министерства строительства РФ, договоры и т.п.).

Готовый пример сводного сметного отчета, на который можно ориентироваться при разработке документации, выглядит так.

Пример составления сметного отчета

Количество и особенности оформления сметных отчетов напрямую зависят от объекта строительства/монтажа/благоустройства и т.п. Рассмотрим инструкцию по составлению отчета на конкретном примере. Администрация муниципального района планирует провести благоустройство территории и ее озеленение. Для этого она заключает договор подряда с выбранной компанией. Все работы должны проводиться в точном соответствии с ранее составленной сметной документацией. Работа ведется в несколько этапов.

Этап 1. Составление ведомости видов работ

Прежде всего, подрядчик должен определиться с конкретными видами планируемых работ и определить их показатели:

  • единица измерения (штуки, квадратные или кубические метры и др.);
  • количество работы (например, 1500 м2 территории нужно озеленить);
  • техника, необходимая для выполнения этих задач (бульдозеры, битумные насосы, самосвалы, асфальтоукладчики и многие другие); при выполнении работы без применения техники ставится соответствующая пометка «вручную».

Результатом этого этапа должна стать готовая ведомость по запланированным видам работы. На ее основе сметчики рассчитывают все затраты на материалы/работы, рабочие часы, а также зарплаты сотрудников. Ведомость расписывается по каждому виду работ – например, в нашем примере это будет посадка деревьев, благоустройство газона и многое другое.

Этап 2. Составление ведомости расчета материальных затрат

По каждому запланированному виду деятельности составляется ведомость с определением материальных затрат. Документ также оформляют в виде таблицы, в которой указывают такие графы:

  1. Вид материала с группировкой по задачам. Например, для газона материалами будет плодородный грунт и семена трав для засева.
  2. Единица измерения по расходу – это также может быть квадратный или кубический метр, количество материала, а также его стоимость за единицу.
  3. Далее указывают общую стоимость в рублях и приводят итоговую стоимость по каждому виду объекту (газоны, деревья, проезды и т.п.) с указанием общей цены за всю работу.

Этап 3. Составление ведомости расчета зарплаты работников

Также сметчики должны составить и ведомость с расчетами по зарплате.
Расчеты приводятся в виде таблицы с такими графами:

  1. Наименование вида работ (например, устройство газона или посадка деревьев).
  2. Общий объем, указанный в ранее приведенных единицах измерения (например, 1500 м2 газона).
  3. Норма времени, которое предполагается затратить на этот вид деятельности (час).
  4. Тарифная ставка – рублей в час.
  5. Доплаты при наличии.
  6. Общая стоимость – фонд оплаты труда (в рублях).

Этап 4. Составление ведомостей по расчету машино-часа

Также сметчики должны рассчитать и данные по расходам, связанным с работой каждого вида техники. Для этого обычно составляют 2 отчета. В первом указывают входные данные, которые используются при обосновании расчета машино-часа (по каждому объекту техники). Например, для бульдозера это будут:

  • балансовая стоимость;
  • тарифная ставка по оплате труда;
  • стоимость 1 литра топлива;
  • норма расхода топлива;
  • стоимость 1 литра смазочного материала и др.

На основе этого рассчитывают каждый показатель, связанный с издержками на работу бульдозера (амортизация, выплата зарплаты, издержки на топливо, материалы, аренда гаража и т.п.). В итоге составляют второй отчет (ведомость), в которой описывают:

  • показатель;
  • единицу измерения (рубль, месяц, час, литр и т.п.);
  • общая сумма издержек в рублях.

Этап 5. Локальные сметы

Наконец, сметчик составляет и несколько локальных смет. Они представляют собой ведомости со списками работ, материалов по каждому объекту (газон, дороги, деревья и т.п.). В таблице используют такие графы:

  1. Наименование вида расхода (выплата зарплаты, НДС, накладные расходы и т.п.).
  2. Общая сумма.
  3. Примечание при необходимости.

Таким образом, составление сводного сметного отчета – это всегда многоэтапный и довольно трудоемкий процесс. Скорость составления документации напрямую зависит от сложности объекта, поэтому обычно оформление сметы планируют заблаговременно.

Рейтинг компаний-сметчиков

НужнаСмета
СметИнжиниринг
Смарт Инжинирс
Смета.РФ
Центр содействия предпринимательству