Случаи обязательной инвентаризации

В каких случаях проведение инвентаризации обязательно?

Обновление: 12 декабря 2016 г.

Действующий Закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не устанавливает, в каких случаях проведение инвентаризации обязательно. Согласно его положениям такие случаи устанавливаются либо российским законодательством, либо отраслевыми или федеральными стандартами. На сегодняшний день данные стандарты отсутствуют. Поэтому, чтобы определить эти случаи, необходим анализ действующего законодательства.

Когда проводится обязательная инвентаризация?

Есть два основных нормативно-правовых акта, регулирующих проведение инвентаризации:

  • Приказ Минфина от 29.07.1998 № 34н, которым утверждено Положение по ведению бухучета и отчетности (далее – приказ № 34н);
  • Приказ Минфина от 13.06.1995 № 49, которым утверждены Методические указания по инвентаризации (далее – Методические указания).

В этих документах определены правила и процедуры проведения инвентаризаций хозяйствующими субъектами, в том числе случаи обязательного проведения инвентаризации. Помимо этих двух актов обязательные процедуры инвентаризации предусмотрены и законами. В таблице ниже мы объединили основные такие случаи.

Проведение инвентаризации обязательно при: Сроки проведения Нормативно-правовое основание
составлении годовой бухгалтерской отчетности До составления годовой бухгалтерской отчетности п. 27 Приказа № 34н
смене (увольнение, отпуск и другие причины) материально ответственных работников В день приемки-передачи дел п. 27 Приказа № 34н
хищении, порче или злоупотреблениях с имуществом В срок, установленный приказом руководителя п. 27 Приказа № 34н
стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях (пожары, наводнения и др.) В срок, установленный приказом руководителя п. 27 Приказа № 34н
выкупе, продаже или передаче имущества в аренду В срок, установленный приказом руководителя п. 27 Приказа № 34н
ликвидации, реорганизации компании До составления ликвидационного баланса (при ликвидации) или подписания передаточного акта (при реорганизации) п. 27 Приказа № 34н
банкротстве и назначении конкурсного управляющего В разумные сроки после назначения конкурсного управляющего ст. 129 Закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ о банкротстве
продаже предприятия До подписания договора продажи предприятия ст. 561 ГК РФ

Несмотря на то, что причины инвентаризации могут быть разными, все эти процедуры объединяет направленность на установление фактического состояния имущества организации.

Результаты инвентаризации нужны для конкурсного производства. Посредством инвентаризации конкурсный управляющий устанавливает имущество, за счет которого могут быть погашены долги банкрота перед кредиторами.

Они нужны для целей налогообложения, когда при недостаче или повреждении имущества (из-за хищения, порчи, пожара и т.д.) фирма показывает убыль имущества в бухгалтерской отчетности, что позволяет учесть убыток во внереализационных расходах.

Если имущество застраховано, то документы, составляемые по итогам инвентаризаций, потребуются для получения страховых выплат. Эти же акты по итогам инвентаризации могут стать документальным подтверждением материальных требований к работникам, ответственным за причиненный ущерб.

При реорганизации или ликвидации фирмы на основании инвентаризационных документов будет составлен разделительный или ликвидационный баланс организации.

Все это обуславливает большое значение соблюдения правил и процедур инвентаризации, которые установлены Приказом N 34н и Методическими указаниями, в том числе в части, касающейся сроков инвентаризации, состава инвентаризационных комиссий, оформления результатов. В противном случае итоги инвентаризации могут быть признаны недостоверными.

Сроки и порядок проведения инвентаризации, документальное оформление

Одним из условий, обеспечивающих достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности, является инвентаризация. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие имущества и обязательств, их состояние и правильность оценки.

Статьей 12 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Случаи обязательного проведения инвентаризации установлены в пункте 2 статьи 12 указанного закона:

— при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

— перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

— при смене материально ответственных лиц;

— при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

— в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

— при реорганизации или ликвидации организации.

Кроме того, в пункте 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (далее — Положение по ведению бухгалтерского учета), указано, что в частности, инвентаризация расчетов обязательна перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, организации в обязательном порядке обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств в полном объеме. Такая ежегодная инвентаризация должна проводиться организацией не ранее 1 октября отчетного года.

В Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 13 июня 1995 года №49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (далее — Методические указания), определен порядок проведения инвентаризации. В частности, порядок проведения инвентаризации расчетов регламентируется пунктами 3.44 — 3.48 Методических указаний.

Для проведения инвентаризации расчетов согласно пункту 2.2 Методических указаний создается инвентаризационная комиссия, состав которой согласно пункту 2.3 Методических указаний утверждает руководитель организации. О проведении инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами издается приказ. Унифицированная форма такого приказа №ИНВ-22 утверждена Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 18 августа 1998 года №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»:

———¬ ¦ Код ¦ +——-+ Форма по ОКУД ¦0317018¦ +——-+ ________________________________________________ по ОКПО ¦ ¦ организация +——-+ ________________________________________________________ ¦ ¦ структурное подразделение L——— ———-T————¬ ¦ Номер ¦ Дата ¦ ¦документа¦составления¦ +———+————+ ¦ ¦ ¦ ПРИКАЗ L———+———— (ПОСТАНОВЛЕНИЕ, РАСПОРЯЖЕНИЕ) О ПРОВЕДЕНИИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ Для проведения инвентаризации ________________________________ __________________________________________________________________ назначается рабочая инвентаризационная комиссия в составе: Председатель комиссии _________ __________________________________ должность фамилия, имя, отчество Члены комиссии: _________ __________________________________ должность фамилия, имя, отчество _________ __________________________________ должность фамилия, имя, отчество _________ __________________________________ должность фамилия, имя, отчество Инвентаризации подлежит ______________________________________ наименование имущества, обязательства __________________________________________________________________ К инвентаризации приступить «__» __________ ____ г. и окончить «__» __________ ____ г. Причина инвентаризации _______________________________________ контрольная проверка, смена материально __________________________________________________________________ ответственных лиц, переоценка и т.д. __________________________________________________________________ Материалы по инвентаризации сдать в бухгалтерию __________________________________________________________________ не позднее «__» _________ ____ г. Руководитель __________ _______ ______________________________ должность подпись расшифровка подписи

Приказ регистрируют в Журнале учета и контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (унифицированная форма №ИНВ-23).

Такой приказ готовится, как правило, не менее чем за 10 дней до наступления срока проведения инвентаризации.

Инвентаризация расчетов проводится с целью документального подтверждения наличия дебиторской задолженности и обязательств, установления сроков их возникновения и погашения, уточнения оценки.

В пункте 3.44. Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств указано, что инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 3.48 Методических указаний инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна установить:

«а) правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;

б) правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;

в) правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности».

Итак, при инвентаризации проверяются расчеты:

— с банками по кредитам;

— с бюджетом по налогам и сборам и с внебюджетными фондами по взносам;

— с покупателями и поставщиками;

— с работниками, в том числе с подотчетными лицами;

— с другими дебиторами и кредиторами.

Для проведения такой проверки необходимы регистры бухгалтерского учета по счетам расчетов, первичные документы, оформляющие хозяйственные операции по счетам расчетов, акты сверки.

«При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение)» (пункт 3.47 Методических указаний).

Прежде всего, проверяется, представило ли подотчетное лицо в бухгалтерию авансовый отчет об израсходованных суммах по истечению срока, на который аванс был выдан. При проверке отчетов комиссия проверяет наличие первичных документов, подтверждающих расходы, произведенные подотчетным лицом.

«По задолженности работникам организации выявляются не выплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам» (пункт 3.46 Методических указаний).

Пример 1.

Предположим, что в процессе инвентаризации расчетов по состоянию на 31 декабря 2006 года в организации было выявлено наличие депонентской задолженности в сумме 2500 рублей с истекшим в марте 2006 года сроком исковой давности (3 года).

Инвентаризация расчетов показала, что организация нарушила требования бухгалтерского законодательства и налогового, что привело к занижению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Поэтому, в данной ситуации бухгалтеру организации необходимо внести в учет исправления, сдать в налоговую инспекцию уточненные расчеты по прибыли за I квартал 2006 года (учитывая, что форму заполняются нарастающим итогом уточненные нужно сдать и за полугодие, 9 месяцев, год), произвести доплату налога и пени.

Окончание примера.

В соответствии с пунктом 73 Положения по ведению бухгалтерского учета расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными.

Таким образом, даже если в бухгалтерском учете обязательства у контрагентов будут отражены в различных суммах, при проведении сверки организация вправе настаивать на правильности своих записей и не обязательно приводить свои данные в соответствие с данными поставщика (подрядчика).

Только если по итогам сверки неправильность данных будет доказана другой стороной, и с этим согласится сама организация, бухгалтерские записи могут быть приведены в соответствие с реально оказанными объемами услуг (выполненных работ, поставленной продукции) с учетом наличия правильно оформленных первичных учетных документов. Без наличия таких документов организация не вправе, только лишь на основании одного акта сверки, производить дополнительные или сторнировочные записи.

Таким образом, инвентаризация расчетов с поставщиками (подрядчиками) и покупателями (заказчиками) заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других счетах учета.

Для этого составляются акты сверки расчетов с контрагентами. В них указываются дата и номер документов на отгрузку, стоимость товаров (работ, услуг), сумма НДС, а также суммы оплаты и реквизиты платежных документов.

Учитывая, что целью инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженностей является подтверждение данных бухгалтерской отчетности и бухгалтерского учета, акты сверки составляются по состоянию на отчетную дату. Данные годовой бухгалтерской отчетности должны подтверждать остатки, выведенные по состоянию на 1 января следующего года, а потому фактически сверка расчетов в составе годовой обязательной инвентаризации может быть осуществлена только в январе следующего года.

Перед началом инвентаризации расчетов с дебиторами необходимо оформить акт сверки. Акт сверки оформляется по каждому дебитору и каждому кредитору в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в бухгалтерии, а второй направляется дебитору (кредитору), с которым производилась сверка. Отметим, что обязательность оформления направленных актов сверки другой стороной законодательством не установлена. Кроме того, часть актов сверки организация вплоть до оформления бухгалтерской отчетности может и не получить от контрагента. Однако это и не требуется. Как отмечалось выше, согласно пункту 73 Положения по ведению бухгалтерского учета организация вправе самостоятельно признавать свои расчеты правильными.

На конец года осуществляется сверка остатков на расчетном, валютном и иных счетах в банке. Банк представляет организации акт сверки остатков денежных средств на 1 января следующего года. Акт сверки составляется в двух экземплярах. В подтверждение указанного остатка денежных средств руководитель и главный бухгалтер организации подписывают оба экземпляра акта и заверяют печатью организации. Один экземпляр акта сверки возвращается в банк, а второй подшивается с инвентаризационными документами.

Таким образом, инвентаризация расчетов с банками заключается в проверке данных учета, числящихся на счетах 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и 55 «Специальные счета в банках». По полученным кредитам проверяется наличие и содержание договоров банковского кредита, их целевое использование, своевременность и правильность отражения в учете получения и погашения, правильность отражения процентов за пользование заемными средствами.

При инвентаризации расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами происходит сверка данных бухгалтерского учета по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» с суммами налогов, исчисленных в декларациях, а также с суммами, перечисленными в оплату налогов и сборов. Кроме того, по неуплаченным в срок налогам необходимо проверить исчисление пеней и их уплату, а также штрафных санкций.

Для проведения сверки расчетов с бюджетом по налогам, сборам и взносам Приказом ФНС Российской Федерации от 4 апреля 2005 года №САЭ-3-01/138@ «Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению» утверждены формы документов, которыми оформляется результат сверки, и методические указания по заполнению этих форм. Налоговый инспектор формирует в двух экземплярах акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом по формам №23 (полная), №23-а (краткая), а также справку о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом по федеральным, региональным и местным налогам по форме №39-1, №39-1ф на основе данных налогового органа. В случае отсутствия расхождений в форме №23-а (краткая) данных налогового органа с данными налогоплательщика документ подписывается налогоплательщиком и должностным лицом отдела работы с налогоплательщиками, оформившим его. Кроме того, оба экземпляра документа визирует начальник отдела работы с налогоплательщиками. Первый экземпляр акта сверки вручается налогоплательщику или передается для отправки заказным отправлением с уведомлением. При наличии расхождений между данными налогоплательщика и налогового органа инспектор осуществляет сверку расчетов налогоплательщика с бюджетом по данным налогового органа с данными первичных документов налогоплательщика для устранения причины возникновения разногласий. Для выявления и фиксирования причин расхождения оформляется акт сверки по форме №23 (полная). После исправления ошибок формируется акт сверки расчетов с бюджетом в двух экземплярах по форме №23-а (краткая) с учетом внесенных изменений, затем один из экземпляров с подписями налогоплательщика и инспектора передается налогоплательщику.

В случае снятия налогоплательщика с учета и постановки его на учет в другом налоговом органе акт сверки по форме №23-а (краткая) составляется в 3-х экземплярах:

1) передается налогоплательщику;

2) хранится в налоговом органе по месту проведения сверки расчетов;

3) направляется в налоговый орган по новому месту постановки на учет.

До начала инвентаризации расчетов с покупателями, заказчиками, поставщиками и с прочими дебиторами и кредиторами стороны в двух экземплярах подписывают акт сверки задолженности между организациями.

«Проверке должен быть подвергнут счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по товарам, оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам. Он проверяется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами» (пункт 3.45 Методических указаний).

При проверке расчетов с покупателями и заказчиками необходимо проверить, не числятся ли в составе полученных авансов суммы, которые следует зачесть в счет уже отгруженной продукции.

В ходе инвентаризации расчетов с персоналом по прочим операциям проверяется полнота отражения в бухгалтерском учете сумм займов, предоставленных работникам, а также выявление задолженности по оплате процентов и погашению займов. Также проверяются расчеты по возмещению материального ущерба, причиненного работниками в результате брака, недостач и хищений денежных и материальных ценностей.

Выявленные результаты инвентаризации расчетов отражаются в Акте инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма №ИНВ-17). Данная форма утверждена Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 18 августа 1998 года №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации». Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии.

В акте указывается:

1. наименование организации дебитора (кредитора);

2. счета бухгалтерского учета, на которых числится задолженность;

3. суммы задолженности, согласованные и не согласованные с дебиторами (кредиторами);

4. суммы задолженности, по которым истек срок исковой давности.

В отдельном порядке по графам 4, 5 и 6 данной формы приводятся сведения о задолженности, подтвержденной дебиторами (графа 4 формы), не подтвержденной дебиторами (графа 5 формы), а также о задолженности с истекшим сроком исковой давности (графа 6 формы).

Не подтвержденные контрагентами суммы задолженности по причине неполучения от них актов сверки заносятся в графу 5 акта по форме №ИНВ-17.

К акту инвентаризации расчетов по указанным видам задолженности должна быть приложена справка (Приложение к форме №ИНВ-17). Справка составляется в одном экземпляре в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета и является основанием для составления акта. В справке указывают:

— реквизиты каждого дебитора или кредитора организации;

— дату и причину возникновения задолженности;

— сумму задолженности.

Оформление (составление) данной справки является обязательным в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Сроки оформления и представления оформленных инвентаризационных документов в каждой конкретной организации определяются «Приказом (постановлением, распоряжением) о проведении инвентаризации» (форма №ИНВ-22) или утвержденным в установленном в организации порядке Планом проведения инвентаризации. В данном приказе (или в отдельном распоряжении) назначают инвентаризационную комиссию.

Инвентаризацию проводят в присутствии лица, ответственного за ведение документов по расчетам с контрагентами. Если ответственный работник отсутствует, выверка сумм и документов проводится без него. На результаты инвентаризации это не влияет. В то же время отсутствие одного из членов комиссии в момент инвентаризации дает основание считать ее результаты недействительными. В данной ситуации рекомендуем назначить таким сотрудникам приказом руководителя замену.

При этом опять же следует учитывать, что реальными сроками для получения от контрагентов и согласования актов сверки являются конец января – февраль года, следующего за отчетным годом.

Более подробно с вопросами, касающимися проведения инвентаризации, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR — ИНТЕРКОМ — АУДИТ» «Инвентаризация».

3.1. инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженностей по НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Прежде всего, напомним, что с 1 января 2006 года организации перешли на начисление НДС методом «по отгрузке». Порядок исчисления НДС принят Федеральным законом от 22 июля 2005 года №119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее — Закон 119-ФЗ).

По состоянию на 1 января 2006 года организации — налогоплательщики НДС обязаны были провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженностей по состоянию на 31 декабря 2005 года включительно (пункт 1 статьи 2 Закона №119-ФЗ).

По результатам инвентаризации определялась дебиторская задолженность за реализованные, но не оплаченные до 1 января 2006 года товары (работы, услуги), имущественные права, и кредиторская задолженность за неоплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, принятые к учету до 1 января 2006 года.

Результаты инвентаризации дебиторской задолженности налоговые органы рекомендовали оформлять справкой, приведенной в приложении №1 к Письму ФНС Российской Федерации от 27 января 2006 года №ММ-6-03/85@, а кредиторскую задолженность можно было отразить в рекомендуемой справке по форме в приложении №2 к этому письму. Данные формы было рекомендовано сдать в налоговую инспекцию вместе с декларацией по НДС за первый налоговый период 2006 года.

Но так как регламент проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, а также формы документов, которыми оформляются ее результаты, налоговыми нормативными документами не установлен, то по нашему мнению, в данном случае можно воспользоваться формами, применяемыми при инвентаризации в бухгалтерском учете.

Обращаем внимание читателей на то, что в форме №ИНВ-17 не предусмотрено выделение НДС в составе кредиторской и дебиторской задолженности.

В данной ситуации считаем возможным в форме №ИНВ-17 (акт инвентаризации расчетов) и приложении к форме №ИНВ-17 (справка к акту) в соответствующих графах дополнить строкой «в том числе НДС» в соответствии с Порядком применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденным Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 24 марта 1999 года №20, согласно которому в унифицированные формы первичной учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций), утвержденные Госкомстатом Российской Федерации, организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом Российской Федерации унифицированных форм первичной учетной документации остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа). Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается. Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно — распорядительным документом организации. Форматы бланков, указанных в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, являются рекомендуемыми и могут изменяться.

Приведем разъяснения ФНС Российской Федерации по вопросу оформления Справки о кредиторской задолженности, изложенные в Письме от 19 апреля 2006 года №ШТ-6-03/417@ «О порядке оформления справки о дебиторской и кредиторской задолженности, определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2005 №119-ФЗ»:

«При оформлении налогоплательщиками справки о кредиторской задолженности, приведенной в приложении №2 к Письму ФНС России от 27.01.2006года № ММ-6-03/85@ (далее — Справка), следует учитывать, что в случае неполучения налогоплательщиками-покупателями до 31 декабря 2005 года включительно счетов-фактур по принятым к учету до 01.01.2006, но не оплаченным до этой даты товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, рекомендуется такие счета-фактуры отражать по мере их получения в виде приложений к Справке и направлять данные приложения в налоговый орган одновременно с представлением налоговой декларации за налоговый период, в котором были получены указанные счета-фактуры. При этом налогоплательщики, которые применяют налоговые вычеты на основании пункта 10 статьи 2 Федерального закона от 22 июля 2005 г. №119-ФЗ, вправе предъявить к вычету суммы налога на добавленную стоимость по принятым к учету до 1 января 2006 года, но не оплаченным до этой даты товарам (работам, услугам), указанные в счетах-фактурах, полученных в первом полугодии 2006 года, равными долями в течение налоговых периодов, оставшихся до окончания первого полугодия 2006 года, то есть до 1 июля 2006 года. Размер указанной доли налога определяется исходя из суммы налога, указанной в соответствующем счете-фактуре, и количества налоговых периодов, оставшихся до окончания первого полугодия 2006 года. При получении таких счетов-фактур после окончания первого полугодия 2006 года налогоплательщики вправе предъявить к вычету сумму налога, указанную в счете-фактуре, в том налоговом периоде, в котором получен счет-фактура.

Вместе с тем сообщается, что при наличии у налогоплательщика значительного количества счетов-фактур по принятым к учету, но не оплаченным товарам (работам, услугам), имущественным правам, полагаем целесообразным запись по таким счетам-фактурам, отражаемым налогоплательщиком в соответствующих разделах 1.1 — 1.5 Справки о кредиторской задолженности, прилагаемой к вышеуказанному Письму ФНС России, не указывать (не дублировать) в разделе 1 данной Справки.

При этом записи по счетам-фактурам, отражаемым в разделах 1.1 — 1.2 Справки о дебиторской задолженности, прилагаемой к вышеуказанному Письму ФНС России, по строительно-монтажным работам, выполненным подрядными организациями, ФНС России полагает целесообразным не указывать (не дублировать) в разделе 1 данной Справки. При отсутствии у подрядных организаций дебиторской задолженности по товарам (работам, услугам), имущественным правам в разделе 1 Справки рекомендуется ставить прочерки».

Согласно неофициальным разъяснениям представителей налоговых ведомств налоговым органам при проведении камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС, представленных после 1 января 2006 года, могут быть истребованы у налогоплательщика результаты инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности для их применения при проведении контрольных мероприятий, при этом сведения о результатах инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженностей надо будет представлять инспекторам в разрезе каждого счета-фактуры.

Таким образом, по нашему мнению, инвентаризацию необходимо было провести в разрезе поставщиков (покупателей) (отразится в акте инвентаризации расчетов), а внутри поставщиков (покупателей) — в разрезе счетов-фактур (отразится в справке к Акту инвентаризации расчетов).

Переходный период для тех налогоплательщиков, которые применяли до 2005 года метод «по оплате» и у которых были отгруженные, но не оплаченные товары, работы, услуги и имущественные права определен до 1 января 2008 года.

Налогоплательщики, которые определяли налоговую базу для исчисления НДС «по оплате» в 2006 году после поступления денежных средств списывали дебиторскую задолженность со счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», а суммы НДС со счета 76 субсчет «НДС по реализованным, но не оплаченным товарам, работам и услугам». Возможно, что до конца 2006 года в организацию поступит не вся сумма дебиторской задолженности выявленной по результатам инвентаризации на 01 января 2006 года. В этом случае на момент формирования отчета за 2006 года следует проверить остатки по счетам 62 и 76. Суммы НДС переходного периода рекомендуем учитывать на отдельном субсчете счета 62.

Те организации, которые применяли налоговую базу для исчисления НДС «по отгрузке» произвели вычеты сумм налога, принятых к учету до 1 января 2006 года, в течение первого полугодия 2006 года равными долями. Поэтому у них не будет остатка по дебету счета 19 на 31 декабря 2006 года.

Те же налогоплательщики, которые применяли до 2006 года метод «по оплате» в 2006 году применяли вычет только после оплаты кредиторской задолженности выявленной по результатам инвентаризации. У них может остаться остаток по дебету счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» и на момент формирования годовой бухгалтерской отчетности за 2006 год.

Учесть кредиторскую задолженность и НДС, в составе предъявленной, но не оплаченной кредиторской задолженности и подлежащий налоговому вычету после оплаты рекомендуемо на отдельном субсчете счетов 60 и 19, например счет 60 субсчет 19 и соответственно счет 19 субсчет 19.

Особый порядок налогообложения в отношении капитальных вложений, произведенных до 1 января 2006 года, предусматривает статья 3 Закона №119-ФЗ.

В связи с этим остаток на 31 декабря 2006 года по дебету 19 счета может быть у организаций если:

1. они проводили капитальное строительство до 1 января 2006 года и у них в учете отражались суммы НДС, предъявленные организациям подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и уплаченные им при проведении капитального строительства, которые не были приняты к вычету до 1 января 2005 года. При этом соответствующие объекты завершенного капитального строительства, используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, не приняты на учет или не реализованы в 2006 году.

2. они проводили строительно-монтажные работы для собственного потребления до 1 января 2006 года и у них в учете отражались суммы НДС, предъявленные организациям по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления и уплаченные им при проведении строительно-монтажных работ, которые не были приняты к вычету до 1 января 2005 года. При этом соответствующие объекты завершенного капитального строительства, используемые для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, не приняты на учет или не реализованы в 2006 году.

они не уплатили суммы налога, начисленные при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, выполненным с 1 января 2005 года по 31 декабря 2005 года (включительно) в соответствии со статьей 173 НК РФ. Отметим, что моментом определения налоговой базы по таким строительно-монтажным работам для собственного потребления признавалось 31 декабря 2005 года (пункт 6 статьи 3 Закона 119-ФЗ).

Более подробно с вопросами, касающимися порядка и способов списания дебиторской и кредиторской задолженности, Вы можете познакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Списание дебиторской и кредиторской задолженности».

Как оформить последствия пожара на складе и офисе ООО?

Цитата (сайт «Главбух»): После пожара Вам необходимо провести инвентаризацию имущества. Приказ (распоряжение) о проведении инвентаризации, инвентаризационные описи, сличительные ведомости, ведомость учета результатов, выявленных ревизией, и другие документы подтвердят размер нанесенного ущерба. По результатам инвентаризации составьте акт о списании имущества. Сразу после этого в бухгалтерском учете сделайте проводку:
Дебет 94 Кредит 41 – отражена стоимость сгоревших товаров.
Далее чтобы организация могла доказать, что имущество сгорело, нужно обратиться в Государственную противопожарную службу. Пожарные выдадут соответствующую справку или акт о факте пожара. Также обоснует списание товара протокол осмотра места происшествия сотрудниками МЧС или МВД. В нем обычно указывают причину возгорания и имущество, которое находилось в зоне пожара. Именно эти документы помогут могут потребовать налоговые инспекторы при проверке правомерности списания стоимости имущества. Кроме того, сотрудники правоохранительных органов могут выдать еще один подтверждающий документ – о возбуждении уголовного дела по факту пожара или об отказе в этом. В то же время обращаться в следственные органы в данном случае необязательно. Также желательно наличие справки об отсутствии виновных лиц от уполномоченных органов.
Чтобы списать потери от пожара, в бухгалтерском учете сделайте запись:
Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 94 – списана стоимость утраченных в результате пожара товаров на внереализационные расходы.
Обоснование
Из статьиАлгоритм списания товаров в случае кражи или пожара
Журнала «Главбух» № 10, май 2009
В компании случилось ЧП: товар сгорел или был украден. Чтобы без проблем списать утраченные ценности, потребуются слаженные действия бухгалтерии и руководства компании. Мы составили удобный алгоритм, который поможет быстро и правильно отразить последствия кражи или пожара в бухгалтерском и налоговом учете.
1. Провести инвентаризацию
После хищения или пожара компания должна провести инвентаризацию имущества. Такая обязанность установлена пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Приказ (распоряжение) о проведении инвентаризации, инвентаризационные описи, сличительные ведомости, ведомость учета результатов, выявленных ревизией, и другие документы подтвердят размер нанесенного ущерба. По результатам инвентаризации составляют акт о списании имущества.
Сразу после этого в бухгалтерском учете делают проводку:
Дебет 94 Кредит 41
– отражена стоимость похищенных (сгоревших) товаров.
2. Заявить о ЧП в компетентные органы
Без справки от милиции или пожарных уменьшить базу по налогу на прибыль на стоимость утраченных активов не получится. Исключение – случай, когда потери оказались в пределах норм естественной убыли.
<…> Если случился пожар
Чтобы компания могла доказать, что имущество сгорело, нужно обратиться в Государственную противопожарную службу. Пожарные выдадут соответствующую справку или акт о факте пожара.
Также обоснует списание товара протокол осмотра места происшествия сотрудниками МЧС или МВД. В нем обычно указывают причину возгорания и имущество, которое находилось в зоне пожара. По мнению чиновников, именно такие документы помогут компании избежать возможных споров с налоговыми инспекторами (см. письма Минфина России от 24 сентября 2007 г. № 03-03-06/1/691,УФНС России по г. Москве от 15 января 2007 г. № 19-11/2462).
Кроме того, сотрудники правоохранительных органов могут выдать еще один подтверждающий документ – о возбуждении уголовного дела по факту пожара или об отказе в этом. В то же время обращаться в следственные органы в данном случае необязательно.
3. Списать убытки в бухгалтерском и налоговом учете
Итак, собраны все необходимые документы, доказывающие, что товар был утрачен в результате кражи или пожара. Теперь стоимость активов можно списать как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.
<…> Если случился пожар
Обосновать потери от пожара проще, чем при хищении. Подпункт 6 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса РФ позволяет списать убытки от пожара в составе внереализационных расходов независимо от того, найдены виновники или нет. Однако справка об отсутствии виновных лиц не помешает и в данном случае: налоговики в такой ситуации могут действовать по аналогии со случаем хищения.
Чтобы списать потери от пожара, в бухгалтерском учете делают запись:
Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 94
– списана стоимость утраченных в результате пожара товаров на внереализационные расходы.

Что такое инвентаризация, и в каких случаях она проводится?

Чтобы реально представлять финансовое положение дел организации, независимо от формы собственности, необходимо иметь достоверные данные обо всем имуществе, находящемся в распоряжении данной организации: сколько его, в каком оно находится состоянии, правильно ли было оценено.

Затем фактические остатки имущества сверяются с данными бухгалтерского учета. Такой процесс проверки имущества и обязательств называется инвентаризацией.

То есть инвентаризация — это определенная последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечения достоверности данных учета и отчетности.

Можно сказать, что инвентаризация представляет собой контрольную функцию учета, позволяющая выявить случаи необоснованного уменьшения капитала хозяйствующего субъекта, вложенного в различные виды имущества (активов).

О важности инвентаризации говорит статья 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Закон №129-ФЗ).

В соответствии с указанной статьей для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие имущества и обязательств, их состояние и правильность оценки.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

— при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

— перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

— при смене материально ответственных лиц;

— при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

— в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

— при реорганизации или ликвидации организации;

— в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более пятидесяти процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).

Инвентаризация имущества и обязательств коммерческих организаций является не только важным общехозяйственным мероприятием, но и элементом учетной политики. Согласно пункту 3 статьи 6 Закона №129-ФЗ при формировании учетной политики утверждается порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации.

Необходимо обратить внимание на важность этого положения, так как во многих организациях (особенно в сфере малого бизнеса) инвентаризации либо вообще не проводятся, либо проводятся с нарушением установленных правил. Это приводит к формальному заполнению инвентаризационных описей и актов по данным регистров бухгалтерского учета (без проведения натуральной (вещественной) проверки),

Обращаем Ваше внимание на следующее: если бухгалтерская отчетность организации, в соответствии с законодательством, должна обязательно подтверждаться независимой аудиторской организацией, то отсутствие документов о проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств перед годовой бухгалтерской отчетностью может служить основанием для отказа в выдаче положительного аудиторского заключения о представленной к аудиторской проверке бухгалтерской отчетности, даже при отсутствии серьезных нарушений законодательства, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

Законодательством предусмотрены различные формы и методы проведения инвентаризации.

Организация должна использовать эти формы и методы, при составлении приказа об учетной политике и определении порядка проведения инвентаризации, с учетом специфики своей деятельности и задач, которые необходимо решить в ходе инвентаризации.

Виды инвентаризаций можно представить в виде таблицы:

Критерий Вид инвентаризации Отличительные особенности инвентаризации
По обязательности проведения Обязательная Проводится в обязательном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации
Инициативная Проводится по решению руководителя
По периодичности Плановая Проводится в установленные порядком проведения инвентаризации сроки
Внеплановая Проводится по решению руководителя организации вне утвержденного плана для обеспечения дополнительного контроля над сохранностью отдельных видов имущества, либо необходимость ее проведения предусмотрена законодательством
По степени охвата Полная Инвентаризации подвергаются все объекты имущества и обязательств
Частичная Проверке подлежит один или несколько видов имущества и обязательств
По методу проведения Натуральная Состоит в непосредственном наблюдении объектов и определении их количества путем подсчета, взвешивания, обмера и тому подобное
Документальная Состоит в проверке документального подтверждения наличия объектов

Порядок проведения инвентаризации, как уже отмечалось, определяется организацией самостоятельно, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным, согласно пункту 2 статьи 12 Закона №129-ФЗ.

Порядок проведения инвентаризации оформляется в виде приложения к приказу об учетной политике.

Это приложение включает в себя:

— график проведения плановых и внеплановых инвентаризаций (в том числе обязательных) в отчетном году,

— даты проведения плановых инвентаризаций,

— перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой инвентаризации.

Плановые инвентаризации проводятся в заранее установленные сроки.

К плановым инвентаризациям относятся и ежегодные инвентаризации, проводимые перед составлением годового отчета.

Внеплановые (внезапные) инвентаризации проводятся неожиданно для материально-ответственного лица, чтобы установить наличие товарно-материальных ценностей.

Внеплановые инвентаризации могут проводиться как по решению руководителя организации, так и по требованию следственных и контрольных органов.

Организация самостоятельно решает вопросы проведения полной или частичной (выборочной) инвентаризации и отражает это в приказе по учетной политике исходя из требований действующего законодательства.

Полная инвентаризация охватывает все без исключения виды имущества и финансовых обязательств организации, а частичная (выборочная) — один или несколько видов имущества и обязательств, например, только денежные средства, сырье и материалы, товары и тому подобное.

Выборочная инвентаризация наличия товарно-материальных ценностей может проводиться в случаях обнаружения нарушения порядка и сроков проведения инвентаризации, а также установления фактов списания материальных ценностей по незаконным операциям или неправильно оформленным документам.

В период между инвентаризациями в организациях рекомендуется систематически проводить выборочные инвентаризации товарно-материальных ценностей в местах их хранения и переработки. Основной задачей выборочных инвентаризаций в межинвентаризационный период является:

— осуществление контроля сохранности товарно-материальных ценностей;

— выполнения правил их хранения;

— соблюдения материально-ответственным лицом установленного порядка ведения первичного складского учета.

Внеплановой выборочной инвентаризации подвергаются, как правило, наиболее дорогостоящие материально-производственные запасы, по которым имеются сверхнормативные запасы или продолжительное время не было движения.

Выборочные инвентаризации рекомендуется также проводить при поступлении сигналов о фактах нарушения правил приемки, отпуска, отгрузки и реализации товаров.

Организация самостоятельно должна решить, в какие сроки будет производиться инвентаризация соответствующих активов и пассивов баланса, а также других объектов, числящихся на забалансовых счетах.

Обращаем Ваше внимание на то, что порядок проведения инвентаризаций организации составляют таким образом, чтобы проверка наличия ценностей не влияла на её нормальную работу.

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, организации в обязательном порядке обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств в полном объеме. Такая ежегодная инвентаризация должна проводиться организацией не ранее 1 октября отчетного года.

Для некоторых видов имущества установлены иные сроки проведения инвентаризации. Согласно пункту 27 Положения по ведению бухгалтерскому учета, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 года №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», инвентаризация может проводиться для основных средств — один раз в три года; для библиотечных фондов — один раз в пять лет. Организациям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, данный бухгалтерский документ разрешает проводить инвентаризацию товаров, сырья и материалов в периоды их наименьших остатков.

Более подробно с вопросами, касающимися инвентаризации и расчетов по претензиям, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Инвентаризация».

Инвентаризация. Цели инвентаризации, порядок и сроки ее проведения

Инвентаризация представляет собой метод контроля за сохранностью бюджетных средств и средств полученных за счет внебюджетных источников, а также за достоверностью данных бухгалтерского учета.

Инвентаризация — это проверка имущества и обязательств организации путем подсчета, обмера, взвешивания. Она является способом уточнения показателей учета и последующего контроля за сохранностью имущества организации.

Основными целями инвентаризации являются:

1. Выявление фактического наличия имущества;

2. Сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

3. Проверка полноты отражения в учете обязательств;

4. Обеспечение сохранности собственности учреждения.

Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится учреждением в соответствии с нормативными правовыми актами Минфина России.

Детально порядок проведения инвентаризации изложен в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

В зависимости от степени охвата проверкой имущества и обязательств организации различают полную и частичную инвентаризацию.

Полная инвентаризация охватывает все без исключения виды имущества и финансовых обязательств организации.

Частичная инвентаризация охватывает один или несколько видов имущества и обязательств (например, только денежные средства, материалы и т.п.).

Инвентаризации могут быть плановыми, которые проводят в заранее установленные сроки, и внезапными, которые проводят, чтобы установить наличие ценностей, неожиданно для материально ответственного лица. Их осуществляют по распоряжению вышестоящих органов, руководителей организаций, по требованию ревизоров, следственных и контрольных органов.

Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

— при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже;

— перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в 5 лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

— при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

— при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

— в случаях стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

— при ликвидации (реорганизации) организации;

— в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Возглавлять эту комиссию должен руководитель учреждения либо его заместитель. Для проведения инвентаризации в подразделениях создаются рабочие инвентаризационные комиссии. Кроме проверки состояния и наличия имущественных ценностей они имеют право выносить на заседание постоянно действующей инвентаризационной комиссии предложения о списании отдельных объектов (групп) учета, об организации учета того или иного имущества.

Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Перед инвентаризацией осуществляют подготовительные мероприятия.

До начала инвентаризации рекомендуется проверить наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета, а также технических паспортов или другой технической документации.

При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.

Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации. Материальные ценности рассортировывают и укладывают по наименованиям, сортам, размерам; в местах хранения вывешивают ярлыки с указанием количества, массы или меры проверяемых ценностей. Все документы по приходу и расходу ценностей должны быть обработаны и записаны в регистры аналитического учета. От материально ответственных лиц необходимо получить расписку в том, что у них нет не оприходованных и не списанных в расход ценностей.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «_____» (дата)», что должно служить для бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Наличие средств в натуре проверяют при обязательном участии материально ответственного лица. Результаты подсчета, обмера и взвешивания заносят в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, которые должны быть составлены не менее чем в двух экземплярах и подписаны всеми членами комиссии. Материально ответственные лица подтверждают на каждой описи, что у них нет претензий к комиссии и что проверенные ценности приняты ими на хранение.

Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.

При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают и выведенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагаются в описи.

На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, независимо от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

На последней странице описи незаполненные строки прочеркиваются и должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший — в сдаче этого имущества.

На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.

Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление ошибок в установленном порядке.

По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует осуществлять с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где проводилась инвентаризация.

Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций.

В межинвентаризационный период в организациях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки.

Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя организации.

На поврежденные или испорченные ценности составляют акты, в которых указывают характер и степень порчи, ее причины, лиц, виновных в порче ценностей.

На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.

Инвентаризационная комиссия обязана выявить причины недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы, предложения и решения комиссии оформляются актом о результатах инвентаризации, к которому прилагается ведомость расхождений по результатам инвентаризации.

В учреждениях результаты инвентаризации оформляются инвентаризационными описями, указанными в Инструкции по бюджетному учету:

— инвентаризационной описью ценных бумаг;

— инвентаризационной описью остатков на счетах учета денежных средств;

— инвентаризационной описью задолженности по бюджетным кредитам;

— инвентаризационной описью состояния государственного долга Российской Федерации в ценных бумагах;

— инвентаризационной описью состояния государственного долга Российской Федерации по полученным кредитам и предоставленным гарантиям;

— инвентаризационной описью (сличительной ведомостью) бланков строгой отчетности и денежных документов;

— инвентаризационной описью (сличительной ведомостью) по объектам нефинансовых активов;

— инвентаризационной описью наличных денежных средств;

— инвентаризационной описью расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами;

— инвентаризационной описью расчетов по доходам.

Выявленные в процессе инвентаризации расхождения между фактическими и учетными данными по проверяемым объектам учета оформляются Ведомостью расхождений по результатам инвентаризации.

В ведомости указываются:

— фамилия, имя, отчество материально ответственного лица;

— наименование объекта учета и его номер;

— единица измерения;

— номер счета бюджетного учета;

— результаты инвентаризации:

— недостача в пределах норм естественной убыли и сверх норм естественной убыли в количественном и стоимостном выражении, рыночная стоимость объекта учета, разница между рыночной и балансовой стоимостью;

— излишки в количественном и стоимостном выражении.

Ведомость является основанием для составления Акта о результатах инвентаризации (ф. N 0504835).

Акт о результатах инвентаризации составляется комиссией, назначенной приказом руководителя учреждения для отражения результатов инвентаризации.

В акте указываются номера и даты инвентаризационных описей (сличительных ведомостей), на основании которых составлен акт.

В акте отражается:

— наименование объекта инвентаризации;

— единица измерения;

— количество, номер счета бюджетного учета;

— стоимость за единицу;

— недостача по дебету и кредиту, отнесенная за счет учреждения, за счет виновных лиц;

— оприходование излишков по дебету и кредиту.

Акт подписывается председателем и всеми членами инвентаризационной комиссии.