Сколько налогов в Казахстане

Ставка НДФЛ для работников из ЕАЭС зависит от резидентства?

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 16 сентября 2016 г.

Содержание журнала № 19 за 2016 г.Е.А. Шаронова, экономист

Договором о Евразийском экономическом союзе предусмотрено: если граждане Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии трудятся в России, их доходы с первого дня работы облагаются по той же ставке, что и для россиян, — 13%ст. 73 Договора о ЕАЭС (подписан в г. Астане 29.05.2014). То есть они по сравнению с иностранцами из других стран имеют привилегию, поскольку доходы нерезидентов облагаются по ставке 30%п. 3 ст. 224 НК РФ. Казалось бы, все однозначно. Однако контролирующие органы считают, что ставка НДФЛ у работников из стран ЕАЭС по итогам года все-таки зависит от их статуса.

Аргументы Минфина

В недавно выпущенных письмах Минфин разъяснил, что доходы граждан стран — членов ЕАЭС от работы по найму в РФ на основании ст. 73 Договора о ЕАЭС и п. 1 ст. 224 НК РФ с первого дня облагаются по ставке 13%. Но, кроме того, он указал, что по итогам года определяется окончательный статус физлица в зависимости от времени его нахождения в РФ в этом периоде. А это означает следующееПисьма Минфина от 10.06.2016 № 03-04-06/34256, от 14.07.2016 № 03-04-06/41639:

  • <если>по итогам календарного года сотрудники организации не приобрели статус налогового резидента (находились в РФ менее 183 днейп. 2 ст. 207 НК РФ), то их доходы, полученные в этом году, облагаются по ставке 30% и налоговые вычеты (на детей, на лечение, обучение, на приобретение жильяподп. 4 п. 1 ст. 218, п. 2 ст. 219, п. 8 ст. 220, п. 4 ст. 210 НК РФ) им не положены. Ведь на вычеты они вправе претендовать, только когда станут резидентами РФПисьмо Минфина от 09.04.2015 № 03-04-06/20223;
  • <если>по итогам года сотрудники организации стали резидентами РФ, то их доходы облагаются по ставке 13% и им предоставляются все вычеты.

А если гражданин из страны ЕАЭС устраивается на работу в организацию, например, в ноябре или в декабре, то как в этом случае применять норму Договора о ЕАЭС о том, что доходы работника с первого дня работы облагаются по ставке 13%?

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

СТЕЛЬМАХ Николай Николаевич Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса

“Действительно, ст. 73 Договора о ЕАЭС предусмотрено, что доходы граждан из стран ЕАЭС в связи с работой по найму в России облагаются с первого дня работы по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физлиц — налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) в РФ. То есть изначально доходы нерезидентов из стран ЕАЭС должны облагаться по той же ставке, как и у российских граждан, — 13%п. 1 ст. 224 НК РФ. Но если россиянин сначала поработает в РФ, а потом выедет в другую страну, например в Германию, и пробудет там более полугода, а в конце года вернется в РФ, то он станет нерезидентом. И должен будет с доходов за весь календарный год платить НДФЛ по ставке 30%п. 3 ст. 224 НК РФ. При этом никакие налоговые вычеты ему не предоставляютсяп. 4 ст. 210 НК РФ.
А это значит, что гражданин страны — члена ЕАЭС в похожей ситуации окажется в более привилегированном положении по сравнению с гражданином России.
Чтобы уравнять режимы налогообложения граждан стран — членов ЕАЭС и граждан России, было принято соглашение, суть которого заключается в следующем. Если гражданин страны — члена ЕАЭС приехал работать в Россию, его доходы облагаются сразу по ставке 13%. Но при этом резидентом РФ он пока не является. А по истечении 183 дней в текущем календарном году он становится резидентом и эта ставка сохраняется.
Если такой гражданин приехал в Россию и устроился на работу в организацию в ноябре, то доходы за ноябрь облагаются по ставке 13%. Но по итогам года он не является резидентом РФ, поэтому его доходы за ноябрь и декабрь надо облагать по ставке 30%. То есть в декабре его доходы надо пересчитать. А с января следующего года его доходы нужно опять облагать по ставке 13%.
Если гражданин ЕАЭС приехал в Россию и устроился на работу в декабре, то его доходы за этот месяц надо сразу облагать по ставке 30%, поскольку он нерезидент.
Такой подход обусловлен следующим: чтобы наши граждане не были в худшем положении, чем граждане из стран — членов ЕАЭС”.

Аргументы ФНС

ФНС разделяет точку зрения Минфина, только обосновывает ее несколько иначе. Она считает: положение Договора о применении к доходам граждан стран ЕАЭС ставки, установленной для резидентов РФ (13%), вовсе не означает, что эти граждане автоматически признаются налоговыми резидентами РФ. Вопросы признания физлица налоговым резидентом какого-либо из государств — членов ЕАЭС Договором о ЕАЭС не регулируются. В этих целях используются положения национального законодательства соответствующего государства — члена ЕАЭС, в частности для нашей страны — НК РФПисьма ФНС от 16.03.2016 № БС-3-11/1099@, от 15.03.2016 № БС-4-11/4273@.

  • <если>на конец налогового периода работник из ЕАЭС является налоговым резидентом РФ, то в этом поле указывается цифра 1;
  • <если>на конец года работник из ЕАЭС не является налоговым резидентом РФ, то в этом поле указывается цифра 2.

Что делать работодателям

Если следовать позиции контролирующих органов, то бухгалтеру со дня приема на работу сотрудников из ЕАЭС надо применять ставку 13%, а потом отслеживать их статус для того, чтобы начать применять вычеты с месяца, в котором эти работники станут резидентами РФ. Но в декабре месяце нужно установить их окончательный статус для определения налоговой ставки.

Если выяснится, что по итогам года такой сотрудник является нерезидентом, то с месяца принятия его на работу придется пересчитать налог по ставке 30% вместо 13%. Понятно, после пересчета окажется, что организация недоудержала НДФЛ с доходов работника за год. А при выплате зарплаты за декабрь может получиться так, что бухгалтер не сможет удержать весь долг по НДФЛ. Причем даже в том случае, если вся причитающаяся к выплате сумма пойдет на погашение долга по 30%-му налогу. Как разъяснил Минфин, с 01.01.2016 отменено 50%-е ограничение на удержание НДФЛ из выплачиваемых работнику денежных доходовПисьмо Минфина от 18.07.2016 № 03-04-05/42063.

И как быть с оставшейся суммой: доудерживать НДФЛ при выплате последующих доходов в следующем году или же передать налог на взыскание налоговикам? Вот что нам ответил специалист Минфина.

“В этом случае организация указывает в справке 2-НДФЛ сумму недоудержанного налога по строке «Сумма налога, не удержанная налоговым агентом»утв. Приказом ФНС от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@. И эту справку организация должна представить в свою налоговую инспекцию дважды: не позднее 1 марта — с признаком 2п. 5 ст. 226 НК РФ, а затем в общеустановленный срок, не позднее 1 апреля, — с признаком 1п. 2 ст. 230 НК РФ. А дальше взысканием НДФЛ с этого физлица будет заниматься ИФНС.
Поправками в гл. 23 Кодекса, вступившими в силу с 01.01.2016, предусмотрено, что налогоплательщики, получившие доходы, с которых работодатель не удержал налог (и представил об этом сведения в ИФНСп. 5 ст. 226 НК РФ), уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом уведомления об уплате налогап. 6 ст. 228 НК РФ”.

СТЕЛЬМАХ Николай Николаевич
Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса

Ну что ж, можно только порадоваться, что организациям хотя бы не придется самим заниматься взысканием недоудержанного НДФЛ с работников из ЕАЭС.

Конечно, можно попытаться поспорить с проверяющими, доказывая, что 13%-я ставка должна применяться независимо от статуса работника на конец года. Ведь Договор о ЕАЭС — это международный договор, а значит, его нормы приоритетнее норм внутреннего российского законодательствач. 4 ст. 15 Конституции РФ; п. 1 ст. 7 НК РФ. Но стоит ли? Да, безусловно, перерасчет НДФЛ — это дополнительная работа для бухгалтера. Но налог-то все равно уплачивается из доходов физлица. И если он не согласен, то пусть тогда и доказывает ФНС неправомерность ее позиции.

***

Если организация не будет учитывать мнение контролирующих органов, то для нее это чревато штрафом за неправомерное неудержание налога — 20% от неудержанной и не перечисленной в бюджет суммы НДФЛст. 123 НК РФ.

НДФЛ граждан ЕАЭС в России

В налогообложении граждан ЕАЭС в России много противоречивых моментов. Это связано с тем, что позиции международного и российского права определяются в различной терминологии и поэтому формального разногласия не создают, но на практике приводят к неоднозначности правил применения налоговой ставки при расчете НДФЛ. В статье эксперты 1С разъясняют тонкости и последствия выбора алгоритма расчета НДФЛ для граждан ЕАЭС и рассказывают о порядке отражения налогового статуса сотрудников из ЕАЭС, применения ставки НДФЛ и расчета налога в «1С:Зарплате и управлении персоналом 8» редакции 3.

Нормы международного права связывают гражданство физлица и ставку для расчета НДФЛ. В Налоговом кодексе РФ ставка НДФЛ и льготы зависят от статуса налогового резидента. Статус налогового резидента автоматически определяет и налоговую ставку 13%, и право на льготы. Обратное неверно: 13-процентная ставка НДФЛ не обеспечивает статуса резидента и права на налоговые вычеты.

Противопоставление прав граждан ЕАЭС правам граждан РФ кажется неправильным, ведь Российская Федерация входит в состав ЕАЭС. Сложности добавляет употребление в Договоре о Евразийском экономическом союзе, подписанном в г. Астане 29.05.2014 (в ред. от 15.03.2018), понятия «работа по найму», не определенного ни российским законодательством, ни международным правом.

Зная о противоречиях применения ставки НДФЛ к доходам работников из стран ЕАЭС, работодатель получает возможность принять взвешенное решение при исчислении налога и применении вычетов.

Статус резидентства РФ

Как выясняется статус резидентства РФ

Пункт 2 статьи 207 НК РФ определяет порядок выяснения наличия или отсутствия у налогоплательщика статуса резидента РФ. Резидентом РФ становится человек, который фактически находится в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Примечание
О налоговом статусе физлица, о начислении НДФЛ у нерезидентов и учете в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 читайте в статье «НДФЛ у нерезидентов: учет в 1С:ЗУП 8».

Следовательно, иностранец может стать налоговым резидентом РФ только спустя полгода после въезда в Россию, а россиянин может утратить статус резидента РФ, уехав из страны на полгода.

Для определения статуса физического лица суммируются все календарные дни, в которых физическое лицо фактически находилось в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев. Эти 12 месяцев могут начинаться в одном налоговом периоде и завершаться в другом. За эти 12 месяцев следует сложить все календарные дни нахождения налогоплательщика на территории РФ. Законодательство не содержит требований непрерывности периода. В расчет 183 дней кроме непосредственного пребывания на территории РФ включаются дни (в соответствии со ст. 207 НК РФ):

  • лечения или обучения за границей, если срок не превышает полугода;
  • работы на морских месторождениях углеводородного сырья за границей;
  • приезда в РФ и дни отъезда из РФ.

Для некоторых категорий граждан (например, командированных за рубеж российских военнослужащих и сотрудников органов госвласти) налоговое резидентство определяется независимо от времени нахождения в РФ.

Что дает статус резидентства РФ

Статья 224 НК РФ устанавливает для большинства видов доходов резидентов РФ ставку НДФЛ 13%, а для нерезидентов РФ — 30%.

В соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ налоговые вычеты по НДФЛ применяются к доходам только резидентов РФ.

Когда и зачем пересматривать статус резидентства РФ

Пересмотр налогового статуса необходим для выяснения правомерности применения ставки НДФЛ и вычетов по налогу.

Минфин России и ФНС России настаивают на необходимости уточнения окончательного статуса физлица по итогам календарного года и пересчете налога по иной ставке при приобретении статуса налогового резидента и при утере этого статуса (см. письма Минфина России от 22.04.2016 № 03-04-06/23366, от 19.03.2013 № 03-04-06/8402, от 28.03.2012 № 03-04-06/6-81, от 28.10.2011 № 03-04-06/6-293, ФНС России от 22.10.2012 № АС-3-3/3797@, от 14.08.2012 № ЕД-3-3/2898@). Одновременно Налоговый кодекс РФ не содержит норм, которые требуют в конце года определять налоговый статус физлица и пересчитывать в связи с этим ранее исчисленный НДФЛ.

1С:ИТС

В разделе «Консультации по законодательству» см. подробнее о том, нужно ли пересчитывать НДФЛ, если статус физического лица изменяется в течение календарного года: ; .

Статус гражданина ЕАЭС

Статья 73 «Налогообложение доходов физических лиц» Договора о ЕАЭС предусматривает особое правило, в соответствии с которым в странах — участниках ЕАЭС (Беларуси, Казахстане, Армении, Киргизии и РФ) доходы с первого дня работы облагаются по той же ставке, что и для граждан государства, в котором работают по найму граждане других государств ЕАЭС.

Так, при работе в России граждане ЕАЭС уплачивают НДФЛ, как и россияне — налоговые резиденты, по ставке 13% и имеют привилегию по сравнению с иностранцами из других стран — нерезидентами, доходы которых облагаются по ставке 30%.

Когда следует применять нормы Договора о ЕАЭС, а не НК РФ

Часть 4 статьи 15 Конституции РФ устанавливает безусловный приоритет международных норм над нормами национального законодательства нашей страны. Это касается как налоговых правоотношений, так и социального страхования. К примеру, если международная норма статьи 73 Договора о ЕАЭС противоречит внутреннему закону РФ — статье 207 НК РФ, то применяться должны именно международные правила. Ставку НДФЛ 13% следует применять к доходам резидентов ЕАЭС, полученным с первого дня работы в РФ по найму. Можно отнести к работе по найму работы по трудовым и гражданско-правовым договорам в соответствии со статьей 96 Договора о ЕАЭС и статьей 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В понятие «доход в связи с работой по найму» входит всякий доход, предусмотренный трудовым или гражданско-правовым договором. Причем деятельность осуществляется непосредственно на территории РФ. Это обязательное условие применения ставки НДФЛ 13% (см. письма Минфина России от 10.06.2016 № 03-04-06/34256, от 17.07.2015 № 03-08-05/41341). В письме от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@ ФНС России уточняет, что факт нахождения сотрудника и работы в России подтверждается копиями страниц паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, сведениями из табеля учета рабочего времени, данными миграционных карт, документами о регистрации по месту жительства (пребывания).

Обратите внимание, что такой порядок налогообложения не распространяется на резидентов ЕАЭС, работающих по договору с российским работодателем в другом государстве (например, дистанционно в Беларуси). В этом случае применяются общие правила: работодатель не должен удерживать НДФЛ с вознаграждения сотрудника-нерезидента РФ, полученного за пределами РФ (пп. 6 п. 3 ст. 208, п. 2 ст. 209 НК РФ).

Когда следует применять НК РФ, а не нормы Договора о ЕАЭС

Контролирующие органы РФ считают, что ставка НДФЛ у работников из стран ЕАЭС по итогам года все-таки зависит от их статуса, что не противоречит букве Договора о ЕАЭС. Минфин России в письме от 22.01.2019 № 03-04-06/3032 напоминает, что порядок определения налогового статуса применяется в отношении физических лиц независимо от гражданства. Для случая, когда к концу года гражданин ЕАЭС приобретает статус налогового резидента РФ, пересмотр налогового статуса позволяет применить налоговые вычеты и пересчитать в связи с этим НДФЛ. Очевидно, что если гражданин ЕАЭС не успевает в налоговом периоде получить статус налогового резидента, то в соответствии с требованиями Минфина в конце года НДФЛ пересчитывается по ставке 30%. Налог по возможности следует удержать, а при отсутствии соответствующего дохода — сообщить о невозможности удержания в отчете по форме 2-НДФЛ.

Для граждан, приехавших в РФ после 02.07.2019 (183-й день года), уже не будет возможности стать налоговым резидентом в текущем налоговом периоде, так как в году остается менее 183 дней. С первого дня работы к их доходам нельзя применять ставку 30% — это нарушит требования международного договора, а по состоянию на конец налогового периода ставка 13% будет противоречить требованиям Минфина. Вдобавок следует учитывать невозможность предвидеть будущее: у работодателя нет информации, будет ли этот сотрудник работать у него в конце налогового периода и чьей ответственностью станет определение налогового статуса на конец налогового периода.

Одновременно с разъяснениями необходимости пересчета НДФЛ в конце налогового периода в соответствии с налоговым статусом Минфин России в своем письме от 22.01.2019 № 03-04-06/3032 сообщает, что указанное письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства РФ о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в письме.

В письме ФНС России от 28.11.2016 № БС-4-11/22588@ отражена противоположная позиция об отсутствии необходимости пересчета налога.

Ни мнение Минфина России, ни ФНС России нельзя считать более или менее выгодным для граждан ЕАЭС. Пересмотр налогового статуса приведет к увеличению ставки НДФЛ к доходам нерезидента, а отсутствие пересмотра повлечет неприменение положенных резидентам вычетов.

1С:ИТС

Рекомендации по выбору варианта расчета НДФЛ граждан ЕАЭС для налоговых агентов, осторожных и готовых отстаивать свою позицию, см. в разделе .

Независимо от выбора варианта расчета в конце налогового периода в отчетности следует отражать фактические данные — ставку НДФЛ, гражданство и налоговый статус физлица.

Так, в случае когда нерезиденту — гражданину ЕАЭС налог исчислен по ставке 13%, в справке 2-НДФЛ следует указать гражданство нерезидента РФ и код статуса налогоплательщика «2».

Налоговый статус сотрудника и НДФЛ в «1С:Зарплате и управлении персоналом 8» (ред. 3)

В программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 предусмотрена возможность расчета НДФЛ в соответствии с Договором о ЕАЭС. Возможность управлять налоговым статусом сотрудника в программе позволяет осуществлять перерасчеты НДФЛ.

Пример 1

Сотрудник А.М. Клубника, гражданин Беларуси (входит в состав ЕАЭС), приехал в РФ и работает в России с 10.07.2018 по трудовому договору.

При оформлении приема на работу в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 в карточке сотрудника по ссылке Личные данные в поле Гражданство страны следует выбрать БЕЛАРУСЬ. До конца года остается менее 183 дней, и А.М. Клубника в налоговом периоде 2018 года не получит статуса резидента и, следовательно, не получит стандартных налоговых вычетов по НДФЛ. С первого дня работы для расчета НДФЛ применяется ставка 13% в соответствии со статьей 73 Договора о ЕАЭС. Для корректного расчета в карточке сотрудника по ссылке Налог на доходы в поле Статус следует выбрать Гражданин страны — участника Договора о ЕАЭС (рис. 1).

Рис. 1. Заполнение данных в карточке сотрудника

Пример 2

Сотруднику А.М. Клубнике работодатель компенсирует стоимость оплаты фитнеса в клубе в соответствии с трудовым договором и оплачивает не предусмотренные трудовым договором посещения бассейна.

Для соблюдения нормы Договора о ЕАЭС о доходах от работы по найму в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 при таком налоговом статусе нерезидента ставка 13% применяется только к доходам в виде оплаты труда. Для регистрации вида дохода в программе используется понятие Категория дохода. Ставка 13% применяется в программе для категорий Оплата труда и Прочие доходы от трудовой деятельности, Натуральный доход. Для категории Прочий доход для нерезидентов (в т. ч. и граждан ЕАЭС) в программе применяется ставка 30 %.

В Примере 2 оплата фитнеса предусмотрена трудовым договором, потому при настройке начисления «Оплата фитнеса» на закладке Налоги, взносы, бухучет следует выбрать для кода дохода 4800 категорию дохода Прочие доходы от трудовой деятельности. Оплата бассейна трудовым договором не предусмотрена, и, соответственно, при настройке начисления категорию дохода необходимо указать Прочие доходы. При расчете НДФЛ на доход в размере 1 000 руб., предусмотренный трудовым договором, применена ставка 13%, и сумма налога составила 130 руб., а для дохода в том же размере, не указанном в трудовом договоре, применена ставка 30%, и сумма налога составила 300 руб. (рис. 2).

Рис. 2. Зависимость ставки НДФЛ нерезидента от категории дохода

Пользователю предоставлена возможность самостоятельно настраивать начисления. Обратите внимание, если для некоторых сотрудников выплата (например, «Оплата фитнеса») предусмотрена трудовым договором, а для других — не предусмотрена, то в программе необходимо настроить два различных вида расчета.

Пользователю «1С:Зарплаты и управления персоналом 8» редакции 3 следует помнить, что в программе недостаточно сведений для определения необходимости изменения налогового статуса сотрудника. При получении статуса резидента гражданином ЕАЭС, как и при утрате, необходимо зарегистрировать соответствующие изменения в программе. Если бы в Примере 2 А.М. Клубника в налоговом периоде получил статус резидента, то при очередном расчете зарплаты НДФЛ, исчисленный ранее по ставке 30%, зачелся бы по ставке 13%. При утрате статуса резидента гражданином ЕАЭС в программе следует отменить примененные ранее вычеты, и при очередном расчете будет доначислен НДФЛ по ставке 13%.

Налоги в Казахстане

Четкое знание всех правил и грамотное составление отчетной документации поможет избавиться от множества проблем. Практически виды налогов отличаются по срокам выплат, что лишь запутывает всю систему.

Имущественный

Налог на имущество физических лиц платит каждый, кто имеет какую-либо недвижимость. Это может быть гараж, квартира, дача, земельный участок. Расчет ведется исходя из стоимости недвижимости, умноженной на коэффициенты. Самостоятельно ничего считать не надо, это делают налоговые органы и присылают владельцу квитанцию для оплаты.

Таблица вычисления налога в Казахстане

Все расчеты за текущий период проводятся до 1 января следующего года. Если недвижимость новая, нужно до окончания этого строка поставить ее на учет. В следующем году расчеты делаются с учетом новых ставок.

Недвижимость

Для каждого региона государством рассчитана базовая стоимость одного квадратного метра недвижимости. В расчетах учитывается полезная площадь, износ и прочие коэффициенты. В случае вопросов по начислению можно обратиться в налоговую службу для разъяснения.

Налоговые поступления по категориям в Казахстане

Если недвижимость находится в долевой собственности, платить должны все владельцы. Расчет ведется в соответствии с размером доли.

Налоговая ставка зависит от оценочной стоимости имущества. На квартиры в Казахстане и дома стоимостью до 2 000 000 тенге налог будет 0,05 %. На суммы выше 2 000 000 тенге налагается фиксированная ставка, различающаяся по ценовым диапазонам. С суммы, которая выше нижней границы ценового диапазона, дополнительно снимается плата в процентах.

При сдаче помещения в аренду также необходимо выплачивать часть дохода государству. Открывать ИП необязательно, если не используется наемный труд и общая годовая прибыль не превышает 12 минимальных зарплат в Казахстане. В 2020 году можно просто внести данные о сдаче в свою налоговую декларацию. Налог на эту прибыль составит 10 % от суммы. Выплачивается один раз, в начале следующего года.

Если человек решил продать свою недвижимость в течение года после приобретения, необходимо заплатить налог. Ставка составит 10 % от полученной выгоды. В случае продажи по цене ниже покупной или за ту же цену сделку все равно нужно вписать в декларацию, приложив оба договора.

Владение и пользование землей

Земельный налог обязаны выплачивать и физические, и юридические лица. Главное условие — пользование землей на правах законного владельца, или пользователя. От уплаты освобождаются религиозные организации. Облагается любой земельный участок. Исключения — это земля общего пользования, дороги, так как они принадлежат государству, замороженные объекты и участки, приобретенные под государственные инвестиционные проекты. Закон имеет в виду земли, организованные под сельскохозяйственные угодья, промышленность и населенные местности.

Сельскохозяйственные земли оплачиваются в зависимости от качества. Государством принята специальная система зонирования: в плодородных регионах земельный налог намного выше зон с неперспективным использованием сельскохозяйственных угодий. Разница составляет от 0,48 тенге до 202,65 тенге.

Среди городских участков земельный налог зависит от целей эксплуатации:

  • Для земель, используемых под автостоянки и заправочные станции, налог на землю составляет 10 базовых единиц.
  • Десятикратная ставка оплачивается за территорию рынка, непосредственно занятую торговыми площадями (прилавками и прочим). При этом зона обслуживания рынка: склады, технические помещения, лаборатории, административные офисы — оплачивается по общим расчетам.
  • Так же в 10 раз увеличена оплата за земли, занятые под строительство казино и игорных домов.

    Утвержденные ставки земельного налога в Казахстане

Земельный налог в 2020 году оплачивается ежеквартально, не позднее 20 числа второго месяца после завершения отчетного периода.

Индивидуальный подоходный налог

Индивидуальный подоходный налог взимается с тех, кто имеет объекты налогообложения. Для нерезидентов учитываются только те, что находятся на территории Республики Казахстан.

Часть из них облагается прямо у источника выплат. Это получаемая зарплата, стипендия, любые разовые выплаты. Часть прибыли взимается с выигрыша в лотерею суммы, большей 50 % от минимальной зарплаты в стране. В эту же категорию входит пенсия из накопительной части и страхование.

Медицинское страхование в Казахстане

Человек должен самостоятельно представить декларацию и оплатить налог на имущественный доход. По этой же схеме должны действовать индивидуальные предприниматели и владельцы частных нотариальных и адвокатских практик.

При оплате из облагаемой суммы вычитаются:

  1. Сумма, равная минимальному размеру оплаты труда, установленная правительством республики на отчетный месяц.
  2. Обязательный взнос в пенсионный фонд в пределах, прописанных в законодательстве.
  3. Дополнительные взносы на накопительную часть пенсии.
  4. Взнос в накопительное страхование.

Подать все необходимые сведения в налоговую службу нужно до 31 марта следующего за отчетным периодом года.

Социальный

Социальный налог выплачивают все юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также частные практики.

Объектом обложения в этом случае являются расходы на содержание работников, независимо от их гражданства и выплаты за оказанные услуги, подтвержденные договором.

Сравнительные поступления основных типов налогов в Казахстане

Социальный налог оплачивается из расчета:

  • 11 % от выплаченной работодателем суммы для юридических лиц, действующих на территории республики.
  • ИП и частные практики, кроме тех, кто использует льготы, выплачивают за себя сумму в размере двух расчетных показателей и по одному — на каждого наемного работника.
  • 4,5 % выплачивают работодатели, обеспечивающие рабочие места в Казахстане для людей с ограниченными возможностями.
  • Фирмы, производящие отчисления в фонд государственного страхования, облагаются 5 % от суммы, оставшейся после прохождения отчислений в фонд.

Если оплата труда работника — ниже установленного в республике минимума, социальный налог рассчитывается не от фактической зарплаты, а от установленного минимума.

Отчислять социальный налог нужно каждый месяц до 25 числа. Декларацию подавать можно раз в квартал, в течение следующих 1,5 месяца.

Косвенные налоги

Косвенные налоги устанавливаются в виде наценки на продаваемые товары и услуги. Декларацию сдает предприниматель, но на деле выплата ложится на плечи потребителя за счет увеличения цены.

НДС

Налог на добавленную стоимость представляет собой перечисление в бюджет части стоимости товаров и услуг. НДС рассчитывается вычитанием из НДС на реализацию товаров НДС за его покупку. Выплачивать его должны все предприниматели, ведущие свою деятельность на территории Казахстана, а также плата взимается за ввоз иностранных товаров.

Косвенные налоги, НДС должны выплачивать только те, чей оборот за выбранный отчетный период — более 15 месячных расчетных показателей. В 2017 году эта цифра составляла 31 815 тенге.

На учет для выплаты НДС можно встать несколькими способами:

  • При превышении расчетного показателя.
  • Если предприниматель ожидает превышение в новом налоговом периоде, он может заранее встать на учет и выплатить косвенные налоги.
  • Налоговая служба может сама поставить предпринимателя, если увидит, что сумма оборота превышает нормы.

В пользу государства выплачивается 14 % от облагаемого оборота. При этом среди экспортных товаров облагаются только цветные и черные металлы.

Акцизы

Акцизные сборы так же представляют собой косвенные налоги. Акцизами в Казахстане покрываются все виды спирта и спиртосодержащая продукция, сигареты и другие табачные изделия, машинное топливо (кроме авиационного), автомобили, нефть, конденсат газа. Выплачивать их должны все юридические лица, связанные с производством и экспортом данных групп товаров. К ним присоединяются владельцы игорного бизнеса и организаторы лотерей.

Акцизы на табачные изделия в Казахстане

Косвенные налоги в виде акцизных сборов устанавливаются государством отдельно на каждый вид товара.

Сроки уплаты акциза зависят от производимого товара:

  1. Для подакцизных товаров выплаты осуществляются три раза в месяц. Отчетный период делится на три отрезка по 10 дней, после каждых 10 дней в течение трех суток должна быть произведена оплата налогов.
  2. Для продукции, произведенной из давальческого сырья, оплата производится в день передачи готовой продукции заказчику или его официальному представителю.
  3. При добыче природных богатств, подлежащих сбору, — в день передачи на переработку.
  4. При импорте товаров за границу акциз оплачивается вместе с таможенными пошлинами.
  5. Импортируемые товары, подлежащие обязательной маркировке, — в день, когда акцизные марки было получены.

    Экспорт различных товарных групп из Республики Казахстан в январе 2017 года

Декларация на косвенные налоги подается в течение 15 дней после завершения отчетного периода, оговоренного конкретным юридическим лицом.

Социальные отчисления

Социальные отчисления — это еще один вид обязательных платежей. Их перечисляют в государственный фонд социального страхования работодатели за каждого работники, а также «самозанятые» жители Казахстана. Из этого фонда выплачивается пособие в страховых случаях. Платежи переводятся через государственный центр по выплате пенсий. Перечисления должны быть ежемесячными, без задержек.

Страховые случаи для участников системы, работодатели которых вовремя переводили социальные отчисления:

  • Потеря трудоспособности — выплаты начнутся со дня получения врачебного подтверждения.
  • Потеря кормильца — начинаются выплаты с даты смерти, указанной в свидетельстве. Это условие распространяется и на тех, чей кормилец официально признан без вести пропавшим.
  • Потеря работы по сокращению штата — с даты постановки на учет в качестве безработного.
  • Потеря дохода в случае отпуска по беременности и родам.
  • На время ухода за ребенком до одного года.
  • В случае усыновления ребенка в возрасте до одного года — с даты официального усыновления.

Обратиться за выплатой можно в течение года после наступления страхового случая. При этом выплата будет произведена за все месяцы, указанные по срокам.


Социальные отчисления рассчитываются исходя из заработной платы работника. При этом не облагается сумма обязательных пенсионных отчислений, поэтому при расчете эта цифра вычитается. Из этой суммы осталось высчитать 5 %. Если заработная плата меньше установленной минимальной зарплаты, расчеты делаются по минимальному размеру оплаты труда, который установил закон.

Корпоративный

Корпоративный налог выплачиваю несколько категорий:

  • Компании-резиденты, принимающие общие правила.
  • Назначаются для нерезидента Казахстана, имеющего представительство в республике или источник легального дохода.

Корпоративный налог выплачивается из налогооблагаемой части дохода и облагаемого источника выплат. Для нерезидента страны он изымается с чистого дохода.

Плательщики корпоративного подоходного налога Юридические лица-резиденты Республики Казахстан

Налог на прибыль облагает совокупный доход, то есть доход, полученный как внутри страны, так и за ее пределами. Из этой суммы вычитаются дивиденды, полученные от других юридических лиц и уже обложенные со стороны источника выплат.

Из общей суммы вычитаются также расходы, связанные с деятельностью предприятия. Это затраты на производство товаров и услуг, оплата коммунальных, транспортных издержек. При этом часть платежей имеет лимит, который оговорил закон. Это расходы на содержание командированных, на текущий и срочный ремонт оборудования, обучение сотрудников.

Все вычеты будут сделаны, только если представить документы, подтверждающие расходы. Учитываются только те, что относятся к текущему периоду, те, что сделаны заранее, переходят — на следующий. До 3 % из суммы можно исключить, если деньги пошли на содержание социальных объектов.

Процентные ставки налогов зависят от ситуации:

  • Если основной источник дохода — это земля, она составит всего 10 %.
  • Общий порядок предписывает оплачивать 30 % от совокупного дохода с учетом всех вычетов.
  • 15 % облагается доход у источника выплаты.

Для юридических лиц отчетный период составляет один календарный год. Подать декларацию в налоговую службу нужно до 31 марта следующего года. Выплаты должны проходить ежемесячно авансовыми платежами исходя из предварительных расчетов. Срок уплаты — до 20 числа.

Таможенные сборы

Таможенный сбор работает в обе стороны: как на ввоз, так и на вывоз товаров. При ввозе с юридических лиц взимаются следующие выплаты:

Таблица таможенных пошлин на импорт транспортных средств в Казахстане

  • Таможенная пошлина в соответствии с тарифом, установленным на текущий год.
  • Сбор за оформление груза: 50 евро за основной лист таможенной декларации и 20 — за каждый следующий.
  • 12 % от стоимости ввозимых товаров в качестве НДС.
  • Акциз на ввозимую продукцию, подлежащую этому сбору.

Для физических лиц действуют льготы, разрешен свободный ввоз и вывоз товаров общей стоимостью до 1000 долларов и весом до 50 кг на одного человека. По упрощенному порядку можно провезти до 5000 кг овощей и фруктов и до 10 000 кг скоропортящегося товара общей стоимостью не более 10 000 долларов. В этом случае налоговый сбор составит 13 % от общей стоимости. Все прочие товары, не подлежащие обязательному составлению таможенной декларации, провозятся по 0,6 евро за один кг.

Налог с продаж

2016 год был последним в истории Казахстана, когда придется платить НДС. В 2017 году он заменён на более прозрачный налог с продаж.

В первую очередь, налог с продаж снимет нагрузку с промежуточных звеньев. Теперь платить будет только конечный продавец, реализующий товар в розницу. Одновременно это уменьшит и накрутку цены на всем пути от прямого производителя до торговой точки.

Это повлечет за собой изменения в налогах на импорт. Полностью убрать выплаты в пользу правительства здесь не удастся: НДС будет заменен на дополнительные ввозные ставки, а налог с продаж так и будет взиматься на точке передачи товара пользователю.

Налог с продаж призван одновременно упростить систему и уменьшить конечную стоимость товара на прилавке.

Налоги пользователей недрами

Для использования недр страны предприниматель должен обязательно подписать контракт с государством. Этот договор проверяется экспертами и проходит обязательную государственную регистрацию. Только после этого можно начинать строительство объекта и использовать природные ресурсы страны. В этом же контракте указывается система налогов, один из двух вариантов:

Таблица налоговых поступлений в Казахстане по категориям

  • Выплата всех обязательных налогов.
  • Выплата всех налогов, плюс передача правительству доли продуктов производства.

Вторая система чаще используется при добыче нефти и газа.

Список обязательных налогов:

  • Налог на сверхприбыль.
  • Специальные платежи недропользователей.
  • Бонусы (подписного, коммерческого обнаружения).
  • Роялти.
  • Доли Республики Казахстан по разделу продукции.
  • Дополнительный платеж недропользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе продукции.

Подписной бонус — разовый фиксированный платеж за право осуществления деятельности по недропользованию на контрактной территории. Стартовые размеры подписных бонусов определяются правительством Казахстана на основе расчета с учетом объема полезных ископаемых и экономической ценности месторождения. Этот бонус платится в бюджет не позднее 30 календарных дней с даты вступления контракта в силу. Декларация по подписному бонусу представляется недропользователем в налоговый орган по месту регистрации до 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступил срок уплаты.

Бонус коммерческого обнаружения платится за каждое коммерческое обнаружение на контрактной территории, кроме контрактов на проведение разведки месторождений полезных ископаемых, не предусматривающих последующей их добычи. Объектом налогообложения является объем извлекаемых запасов полезных ископаемых на месторождении, утвержденных уполномоченным для этих целей государственным органом. Базой исчисления платежа является стоимость объема утвержденных извлекаемых запасов полезных ископаемых.

Роялти по всем видам полезных ископаемых оплачиваются:

  • По нефти — по скользящей шкале как процент, определенный в зависимости от объема накопленной добычи нефти за каждый календарный год деятельности и по ставкам, в зависимости от количества тонн, от 2 до 6 %.
  • По твердым полезным ископаемым, включая золото, серебро, платину, другие драгоценные металлы и драгоценные камни, — по ставкам, определяемым Правительством Республики Казахстан.

Рентный налог

Взимается с предпринимателей, экспортирующих сырую нефть и не заключивших договор о разделе с государством.

Стоимость экспортируемой сырой нефти, газового конденсата, исчисленная исходя из фактически реализуемого на экспорт объема сырой нефти, газового конденсата и рыночной цены с учетом скидки (наценки) на качество сырой нефти, газового конденсата, за вычетом расходов налогоплательщика на их транспортировку.

Порядок определения рыночной цены реализуемых сырой нефти, газового конденсата утверждается Правительством Республики Казахстан.

Скидка на качество сырой нефти, газового конденсата предоставляется в том случае, если показатели качества сырой нефти, газового конденсата налогоплательщика ниже показателей смеси сырой нефти, газового конденсата, которая транспортируется через магистральный трубопровод. Наценка на качество сырой нефти, газового конденсата предоставляется, если показатели качества сырой нефти, газового конденсата налогоплательщика выше показателей смеси сырой нефти, газового конденсата, которая транспортируется через магистральный трубопровод.

График добычи нефти в Северном море

Ставки рентного налога на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат устанавливаются в зависимости от определяемой рыночной цены за баррель — от 0 % до 33 %:

Налогоплательщик обязан уплатить в бюджет начисленную сумму налога не позднее 15 числа месяца, следующего за налоговым периодом.

Декларация по рентному налогу на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат представляется в налоговый орган по месту регистрации не позднее 15 числа месяца, следующего за налоговым периодом.

Проверить долги просто

Теперь жителям Казахстана не нужно думать, как проверить задолженность по налогам. Самый старый, но затратный вариант, — отправиться в нужную службу и проверить все на месте с помощью сотрудника. Но для этого, скорее всего, придется отстоять очередь, может, и немалую.

Проверка на наличие налоговой задолженности на портале электронного правительства

Как проверить все не выходя из дома? Есть несколько вариантов:

  • Сейчас у многих есть пластиковые карточки. Пройдя регистрацию в системе интернет-банкинга, можно проверить задолженность по ИНН.
  • На официальном правительственном сайте доступна регистрация для каждого гражданина. В своем личном кабинете можно посмотреть полную информацию и проверить свою задолженность по налогам.
  • На сайте налогового комитета работает моментальная проверка данных без регистрации.

Проверить задолженность просто даже не выходя из дома. Это помогает всегда быть в курсе и избежать штрафа за несвоевременную оплату.

Результаты проверки на наличие налоговой задолженности на портале электронного правительства

Проще всего разобраться с налогами обычному человеку. Большая их часть рассчитывается госорганами, и плательщик получает только квитанцию. Знание закона им нужно только для того, чтобы не переплачивать лишнего. Крупные компании предпочитают нанимать специалистов, которые занимаются исключительно ведением отчетности. Труднее частным предпринимателям, которым приходится самим знать все необходимые виды налогов, поэтому для них часто есть возможность выплаты по упрощенной системе.


Вопрос очень простой, но в то же время очень популярный и сильно обросший мифами.
Что нужно запомнить:
Если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Чтобы узнать, резидент вы или нет, посчитайте, сколько дней за последние 12 месяцев вы провели в России.
183 дня или больше? Вы резидент.
Меньше? Нерезидент.
Зачем надо это знать?
Чаще всего — для трудоустройства. У резидентов из зарплаты вычитают налог в размере 13%, у нерезидентов — 30%: Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации
Разница большая, терять деньги никому не хочется. А некоторые несознательные бухгалтеры любят всех иностранцев считать по ставке 30%.
Как доказать, что я — резидент?
Очень удобно считать проведенные вами в России дни по штампам пересечения границы в паспорте. Сойдут и копии старых миграционных карт, если вы приезжали по внутреннему паспорту и штамп на границе вам не ставили. Способов много, только не забывайте, что это в ваших интересах предоставить доказательства бухгалтеру. На слово не поверят, побоятся рисковать.
Статья-новинка: Получаем сертификат-доказательство от ФНС
Исключения
Налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых:

  • от осуществления трудовой деятельности, указанной в статье 227.1 настоящего Кодекса, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов (это про тех, кто работает по патенту — прим. ред.);
  • от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;
  • от осуществления трудовой деятельности участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;
  • от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О беженцах», в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов.

Если вы работаете по патенту, или у вас есть временное убежище, или вы являетесь участником программы переселения — налог с вас будут снимать по ставке 13%, независимо от того, являетесь вы резидентом или нет.
ЕАЭС
Доходы граждан Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии на территории России подлежат налогообложению по ставке 13 % с первого дня работы, вне зависимости от срока пребывания в России. В статье 73 договора о ЕАЭС говорится о том, что доходы граждан стран-участников договора ЕАЭС с первого дня работы по найму облагаются по тем же ставкам, что и доходы физических лиц — налоговых резидентов того государства, на территории которого иностранные граждане осуществляют трудовую деятельность. Мифы
Миф 1: Иностранец с РВП всегда считается резидентом.
Вовсе не обязательно.
Пример: Маша — гражданка Украины. Она впервые приехала в Россию в мае 2017, сразу подала на РВП по браку, в июле уже его получила. Разве Маша — резидент? Нет, ведь Маша пробыла в России меньше 183 дней за последние 12 месяцев.
Миф 2: Все граждане РФ являются резидентами.
Опять же, нет.
Пример: Толик — гражданин Российской Федерации, но уже 8 лет безвыездно живет в Бангкоке. Толик не является резидентом, потому что за последние 12 месяцев он провел в России менее 183 дней.
Миф 3: Резидентство определяется по дате последнего въезда в Россию.
Нет, резидентство определяется при сложении количества дней, проведенных в России за последние 12 месяцев.
Миф 4: Чтобы быть резидентом, вообще нельзя выезжать из России. Как только выедешь — все обнулится.
Нет. При подсчете учитывается суммарное количество дней, проведенных в России за последние 12 месяцев. Выезжать можно.
Миф 5: Если ты заехал как нерезидент, то никогда не станешь резидентом.
Нет, это полный бред. Вы станете резидентом, как только проведете в России 183 дня за последние 12 месяцев.
Пересчет НДФЛ
Когда сотрудник еще не приобрел статус резидента, работодатель удерживает налог по ставке 30 процентов. С момента изменения статуса иностранного специалиста с нерезидента на резидента налог с его доходов следует исчислять по ставке 13 процентов. Также бухгалтер обязан пересчитать весь ранее удержанный в текущем налоговом периоде налог по новой ставке.

Понятие резидента по казахстанскому законодательству

Признак резиденства определяет виды и размеры налогов, уплачиваемых при осуществлении деятельности в Республике Казахстан. По соответствию определенным признакам юридические и физические лица признаются либо резидентами, либо нерезидентами.

Физические лица — резиденты

В соответствии с пунктом 1 статьи 189 Налогового кодекса Республики Казахстан резидентами признаются физические лица:

  • постоянно пребывающие в Республике Казахстан;
  • непостоянно пребывающие в Республике Казахстан, центр жизненных интересов которых находится в Республике Казахстан.

Постоянно пребывающие физические лица

Физическое лицо считается постоянно пребывающим в Республике Казахстан для текущего налогового периода:

  • если оно находится в Республике Казахстан не менее 183 календарных дней (включая дни приезда и отъезда) в любом последовательном 12-месячном периоде, оканчивающемся в текущем налоговом периоде.

(пункт 2 статьи 189 Налогового кодекса).

Центр жизненных интересов физического лица

В соответствии с пунктом 3 статьи 189 Налогового кодекса центр жизненных интересов физического лица рассматривается как находящийся в Республике Казахстан при одновременном выполнении следующих условий:

  • физическое лицо имеет гражданство Республики Казахстан или разрешение на проживание в Республике Казахстан (вид на жительство);
  • семья и (или) близкие родственники физического лица проживают в Республике Казахстан;
  • наличие в Республике Казахстан недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности или на иных основаниях физическому лицу и (или) членам его семьи, доступного в любое время для его проживания и (или) для проживания членов его семьи.

Признание резидентом, независимо от проживания в Республике Казахстан и других критериев

Резидентами независимо от времени их проживания в Республике Казахстан и любых других указанных выше критериев признаются физические лица, являющиеся гражданами Республики Казахстан, а также подавшие заявление о приеме в гражданство Республики Казахстан или о разрешении постоянного проживания в Республике Казахстан без приема в гражданство Республики Казахстан:

  • командированные за рубеж органами государственной власти, в том числе сотрудники дипломатических, консульских учреждений, международных организаций, а также члены семей указанных физических лиц;
  • члены экипажей транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам или гражданам Республики Казахстан, осуществляющих регулярные международные перевозки;
  • военнослужащие и гражданский персонал военных баз, воинских частей, групп, контингентов или соединений, дислоцированных за пределами Республики Казахстан;
  • работающие на объектах, находящихся за пределами Республики Казахстан и являющихся собственностью Республики Казахстан или субъектов Республики Казахстан (в том числе на основе концессионных договоров);
  • студенты, стажеры и практиканты, находящиеся за пределами Республики Казахстан с целью обучения или прохождения практики, в течение всего периода обучения или практики;
  • преподаватели и научные работники, находящиеся за пределами Республики Казахстан с целью преподавания, консультирования или осуществления научных работ, в течение всего периода преподавания или выполнения указанных работ;
  • находящиеся за пределами Республики Казахстан с целью лечения или прохождения оздоровительных, профилактических процедур.

(пункт 4 статьи 189 Налогового кодекса).

Всегда ли гражданин Республики Казахстан является резидентом?

Наличие гражданства Республики Казахстан не всегда означает, что гражданин является резидентом. Если гражданин постоянно не проживает в Казахстане и здесь не находится центр его жизненных интересов, то такой гражданин признается нерезидентом.

Признаки резидентства юридических лиц

Резидентами Республики Казахстан в целях налогообложения в соответствии с пунктом 5 статьи 189 Налогового кодекса Республики Казахстан признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, и (или) иные юридические лица, место эффективного управления (место нахождения фактического органа управления) которых находится в Республике Казахстан.

Местом эффективного управления (местом нахождения фактического органа управления) признается место проведения собрания фактического органа (совета директоров или аналогичного органа), на котором осуществляются основное управление и (или) контроль, а также принимаются стратегические коммерческие решения, необходимые для проведения предпринимательской деятельности юридического лица.