Система налоговых сборов РФ

Налоги и сборы, уплачиваемые фирмой

Среди платежей, которые осуществляет предприятие для обеспечения своей деятельности, особое место занимают налоги и сборы. Совокупность всех выплат по налогам и сборам называется налоговым бременем предприятия и с точки зрения финансов фирмы – это расход денег. Государственные органы путем изменения налоговых ставок и размеров сборов могут ослаблять или усиливать это бремя. Построение системы налогообложения – это сложная и дискуссионная проблема, однако суть системы налогообложения состоит в следующем.

В п. 1.1 было определено, что экономические отношения – это отношения (связи) между людьми в обществе по поводу благ. С точки зрения того, как должно быть, построение этих отношение в обществе подразумевает создание целого ряда общественных благ. Кто-то должен учить детей, охранять общественный порядок, защищать граждан, разрешать споры между гражданами, следить за «разумностью» способов производства благ, кто-то должен руководить всеми этими процессами в интересах всех. Это необходимое условия существования общества. Иными словами, работающие люди готовы поручить создание этих благ тем, кому доверяют. Очевидно, что для выполнения этих обязанностей необходимы ресурсы. Людям, которые заняты созданием общественных благ, необходимо есть, пить, одеваться, где-то жить. Им требуются орудия труда, предметы туда – от формы и оружия для солдат и полицейских, до строительства дорог или библиотек. Для этого необходимы деньги. В этом смысле работающие люди договариваются, что какую-то часть созданных ими благ они будут отдавать на эти самые общественные нужды. Первоначально в истории человечества эти отчисления были натуральными – зерном, мясом, вином и т.д. Но с развитием экономических отношений они были вытеснены денежными отчислениями. Таким образом, суть подобных отчислений состоит в том, что это общественный договор о том, в каком объеме и как граждане будут оплачивать создание общественных благ и труд людей, которых они нанимают для их создания.

Конечно, состав общественных благ, понимание их значимости, а также размер и способы оплаты труда людей, которые занимаются их созданием, меняется в зависимости от степени развития общества, от понимания членами общества справедливости способов распределения средств, которые граждане отдают этим людям. Если, например, большинством населения в царской России наличие позолоченной кровати у царя считалось нормальным, то уже сейчас в большинстве стран покупка такой кровати аппаратом президента будет осуждена как растрата денег налогоплательщиков.

Итак, для функционирования общества ему необходимо иметь определенные денежные средства, которые образуются от налогов и сборов. В современной России все вопросы по поводу системы налогов и сборов регулируются Налоговым кодексом РФ. В ст. 8 «Понятие налога и сбора» указано, что:

  • 1) пол налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований;
  • 2) под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Иными словами, налог – это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов, которые тоже в обязательном порядке безвозмездно уплачиваются плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались. Перечень налогов и сборов перечислен в ст. 13–15 НК РФ.

Самыми распространенными сборами, которые уплачивает фирма, являются взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Фонд обязательного медицинского страхования РФ. С точки зрения того, «как должно быть», отчисления в эти фонды должен вносить сам работник. Это его деньги, и он их откладывает на старость и на случай потери трудоспособности. И в некоторых странах работник может при необходимости эти деньги забрать из соответствующих фондов, но при этом он не может рассчитывать в дальнейшем на поддержку государства. Однако в России и некоторых других странах эти взносы делают обязательными. Поэтому плательщиками этих взносов являются работодатели, т.е. фирма, следовательно, на эту сумму увеличивается стоимость рабочей силы.

К 2012 г. в России для фирм установились общий и специальные режимы или системы налогообложения.

По общей системе фирма должна платить следующие налоги.

  • 1. Налог на прибыль. Этот процент берется с разницы между доходом и расходом. Суммы доходов и расходов берутся без НДС. Расходы должны быть обоснованы экономически и документально подтверждены, при этом список расходов обширен. Налог зачисляется в федеральный бюджет.
  • 2. Налог на добавленную стоимость. Упрощенно НДС считается таким образом. Например, если ставка налога 18%, то рассчитывается 18% со всех доходов, затем 18% со всех расходов. Разница между двумя этими суммами подлежит уплате в федеральный бюджет.
  • 3. Страховые взносы. Ставки взносов рассчитываются, как правило, исходя из заработной платы сотрудника, при этом действует регрессивная шкала: чем больше заработная плата, тем меньше взнос. Например, размер страховых взносов в 2010 г. в России составлял: в Пенсионный фонд РФ – 22% заработной платы конкретного работника; Фонд социального страхования РФ – 2,9%, Фонд обязательного медицинского страхования РФ – 2,1%, территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 5,1%. Итого в среднем 30%.
  • 4. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Считается с общей суммы фонда оплаты труда. Налог может быть незначительно уменьшен на сумму вычетов. Этот налог удерживается из заработной платы работника. Сумма налога зачисляется в федеральный бюджет. Ставка налога может быть прогрессивной и равномерной. Например, в 2013 г. НДФЛ в России исчислялся по ставке 13% независимо от размера заработной платы.
  • 5. Налог на имущество. Платится с остаточной стоимости основных средств. Зачисляется в региональный бюджет.
  • 6. Местные налоги. Платятся в случае наличия объекта налогообложения (например, земельный).

Комментарий. При такой системе налогообложения необходимо обязательное ведение бухгалтерского и налогового учета (они могут различаться). Предусматривается довольно большой комплект отчетности для налоговой инспекции, Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда РФ и Росстата. Такой учет требует специального бухгалтерского сопровождения. Это дополнительные затраты. Но в случае если организация получает убыток, она не платит налог на прибыль и есть возможность этот убыток учесть в будущем (уменьшить сумму налога на сумму убытка).

К специальным налоговым режимам относятся четыре системы.

1. Упрощенная система налогообложения. Применяется для микро- и малых предприятий. Существует ряд ограничивающих факторов для применения. Одним из основных является величина доходов фирмы. При этом в упрощенной системе есть два вида объекта налогообложения: «доходы» и «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Упрощенная система налогообложения – «доходы». По этой системе фирма должна платить следующие налоги:

  • • единый упрощенный налог, которым облагаются все деньги, поступившие на расчетный счет или в кассу. Вся сумма поступивших денег умножается на ставку налога (например, в 2010 г. – 6%) – это и будет налог к уплате. Сумму полученного налога можно уменьшить на сумму уплаченных в Пенсионный фонд РФ взносов, но не более чем на 50%;
  • • страховые взносы – такие же, как и по основой системе налогообложения, платятся ежемесячно;
  • • НДФЛ – считается с общей суммы ФОТ;
  • • местные налоги в случае наличия объекта налогообложения (например, земельный).

Комментарий. Относительно простой учет. Обязательно ведется книга доходов и расходов по установленной форме и только в части доходов. Бухгалтерский учет обязателен только для основных средств, нематериальных активов и при выплате дивидендов. Такой учет вполне может вести сам руководитель, или его можно поручить одному из сотрудников. К минусам можно отнести то, что если фирма получила убыток, т.е. расходы превысили доходы, то налог все равно придется платить. Кроме того, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика превысили 60 млн руб., то такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения. А значит, нужно будет перейти на общую систему налогообложения, но это не очень простое решение. На практике это означает, что либо нужно приостановить деятельность, дабы не получать доходы, либо дождаться конца года, а затем принять решение о режиме налогообложения.

Упрощенная система налогообложения – «доходы, уменьшенные на величину расходов». При этой системе с разницы между доходом и расходом платятся единый упрощенный налог (в 2013 г. в Российской Федерации он составлял 15%, однако перечень расходов жестко ограничен в ст. 346.16 НК РФ, расходы должны быть обоснованы и документально подтверждены) и все те же налоги и сборы, как в предыдущих системах.

Комментарий. Учет по этой упрощенной системе не так уж и прост. Необходимость определения суммы и времени возникновения расходов требует четкой и правильно оформленной первичной документации. Кроме того, перечень расходов включает в себя не все виды расходов, которые может нести фирма. Поэтому такая система требует специального бухгалтерского сопровождения. Налоговое бремя при этой системе ниже, чем при общей, но если фирма получила убыток (расходы превысили доходы), то минимальный налог (1%) с доходов придется заплатить.

2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) (для отдельных видов деятельности). В отношении конкретных видов деятельности такая система налогообложения может применяться по решению представительных органов муниципальных образований. Этот налог относится к местным и применяется для микропредприятий и индивидуальных предпринимателей. Вмененный доход – потенциально возможный доход фирмы или индивидуального предпринимателя. В общем виде законодательством РФ устанавливается базовая доходность на одного работника, посадочное место, транспортное средство и т.д. Допустим, базовая доходность одного работника на автомойке составляет 12 000 руб. Эта доходность умножается на количество работников, получается вмененный (воображаемый) доход, который облагается по указанной ставке.

Комментарий. Эта система предусматривает самый простой учет и минимальное количество документов, подаваемых в налоговую инспекцию, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ. Применение ЕНВД значительно уменьшает налоговое бремя. Однако величина налога не зависит ни от прибыли, ни от убытков – налог платится всегда. А невозможность налогового вычета по НДС делает невозможным предпринимателям, применяющим ЕНВД, сотрудничество с фирмами, являющимися плательщиками НДС. Кроме того, в ПК РФ установлен закрытый перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться ЕНВД, например: оказание бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению; оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 м2 по каждому объекту организации торговли; оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей, и др.

  • 3. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов (в 2013 г. в Российской Федерации налоговая ставка составляла 6%).
  • 4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Такая система налогообложения применяется для совместных предприятий. Обычно соглашение о разделе продукции является договором, заключенным между зарубежной нефтяной компанией-подрядчиком и государственным предприятием (государственной стороной), уполномочивающей подрядчика провести нефтяные поисково-разведочные работы и эксплуатацию в пределах определенной области.

Налоги в системе обязательных платежей

Наряду с налогами и сборами традиционно различают и иные виды обязательных платежей. Среди них можно выделить таможенные платежи, таможенные пошлины, таможенные сборы.

Понятие таможенных платежей объединяет такие виды платежей, как налог и таможенная пошлина. Обязанность по их уплате возникает с учетом перемещения товаров через таможенную границу РФ.

Характеристика такого рода платежей содержится в ст. 70 ТК ТС. К ним относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; таможенные сборы.

В соответствии с подп. 25 п. 1 ст. 4 ТК ТС таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Ранее в соответствии со ст. 5 Закона РФ 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» под таможенной пошлиной понимался обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию РФ или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством РФ, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах РФ.

В науке финансового права в настоящее время существуют две точки зрения по поводу правовой природы таможенной пошлины.

Ряд ученых полагает, что таможенная пошлина обладает всеми формальными признаками налога и по своей природе должна считаться таковым (Η. М. Артемов, М. В. Карасева).

Другие же полагают, что таможенная пошлина является всего лишь разновидностью сбора.

От таможенной пошлины следует отличать таможенные сборы.

Таможенные сборы – обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных ТК ТС и (или) законодательством государств – членов таможенного союза (ст. 72 ТК ТС).

В соответствии со ст. 123 Закона о таможенном регулировании к таможенным сборам относятся таможенные сборы за совершение действий, связанных с выпуском товаров (таможенные сборы за таможенные операции), таможенные сборы за таможенное сопровождение, таможенные сборы за хранение.

По мнению С. Г. Пепеляева, пошлины и сборы, установленные российским законодательством, не имеют финансового значения, присущего налогу. При этом он отмечает, что в российском законодательстве существует три вида пошлин – государственная, регистрационная и таможенная.

По мнению А. В. Пащенко, особенностью обязанности по уплате таможенных пошлин является то, что в отличие от обязанности по уплате налога она не является обязанностью, неразрывно связанной с личностью налогоплательщика, и может быть передана иному лицу – таможенному представителю.

Рассматривая вопрос о соотношении налога, сбора и пошлины, следует признать обоснованность утверждения Η. П. Кучерявенко, который отмечает, что указанные платежи обладают рядом схожих признаков.

Вместе с тем нельзя не согласиться с Е. А. Имыкшеновой, которая считает, что «сборы, в отличие от налогов, в первую очередь решают не фискальные задачи, а преследуют иные цели… Назначение сбора заключается в узкоцелевом воздействии на поведение граждан при получении либо реализации ими своих прав».

Налоги обязательно требуется отличать от сборов и пошлин. Ранее осуществляющее свою деятельность налоговое законодательство не занималось тем, что проводило четкого разграничения названных понятий. Поэтому данное обстоятельство затушевывало природу юридического характера того или иного платежа, при этом затрудняло его анализ и вызывало определенные трудности в правоприменительной практике. В законодательстве налоговой направленности зарубежных стран данные категории достаточно строго разграничиваются. Например, французское законодательство налогового порядка занимается тем, что определяет, каким образом пошлина взыскивается государством без установления специального соотношения со стоимостью оказанных услуг. В процессе установления сбора обычно фиксируется некая пропорция между его размером и, конечно, стоимостью услуг, предоставляемых плательщику конкретными органами государственной власти. Немецкое налоговое законодательство в свою очередь занимается тем, что осуществляет деятельность по определению сбора, как своего рода платежа не за оказание тех или иных услуг, а за предпочтение при оказании услуг государственным органом.

Режимы правовой направленности установления и взимания налогов, и сборов, а также пошлин или других взносов обязательного порядка всегда были, и, что самое главное остаются объектами научного изучения.

Замечание 1

Стоит отметить, что юридическое содержание понятия налогов и иных обязательных платежей никаким образом не может являться тождественным. Так как одно из самых главных различий между ними отмечается в признаке возмездности. Поэтому любой процесс осуществляется взимания налогов происходит без предоставления налогоплательщику какого-либо встречного личного удовлетворения, то есть они носят определенный безвозмездный характер и не обусловлены никакой обязанностью публичного субъекта оказать плательщику ту или иную услугу, или какое-либо преимущество. Также важным является тот факт, что в в отличие от налогов сборы взимаются в обязательном порядке за оказание частному субъекту определенных услуг.

Не обращая внимания на уже имеющиеся доктринальные разработки дефиниций «сбор» и «пошлина», Конституция все таки оперирует таким понятием как «сбор». Из-за этого в 72 статье указывается на «установление принципов общего характера налогообложения, а также сборов». Очевидно, что не желая допускать каких-либо терминологических расхождений с текстом Конституции, законодатель в свою очередь дает определение пошлины государственной направленности через категорию «сбор» (об этом говорится в 333.16 статье).

На данный момент 8 статья НК определяет и при этом осуществляет определенные действия для разграничения понятия «налог» и «сбор», что в свое время является воспроизведением тех признаков данных категорий, которые образовались в ходе правоприменительной деятельности, в ней же определились, а также подлежали разъяснению в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации.

Сбор

Определение 1

Сбором называется специальный обязательный взнос, который обычно взимается с организаций и, что самое главное физических лиц, уплата которого в свое время является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов органами государственной власти, а также различными органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами, и, конечно, должностными лицами юридически значимых деяний, включая предоставление каких-либо прав или выдачу конкретных разрешений (обычно в качестве таких разрешений выступают именно лицензии).

Определение, которое было законодательно установлено показывает, что в его содержании произошло своего рода объединение определенных признаков юридического характера, взносов за оказание самим государственным органом неких возмездных услуг или совершение определенных действий, то есть используемое НК понятие сбора включило в себя и понятие пошлины. Тем не менее отнесение пошлины к какой-либо разновидности сбора вовсе не означает ее исключения из системы налогово-правовых категорий.

Замечание 2

К сожалению, законодательное закрепление такой дефиниции как «сбор» не дало ответа на достаточно большое количество вопросов относительно отграничения налогов от других обязательных платежей. Отсутствие конкретных критериев принадлежности какого-либо взноса к налогам или сборам приводит к тому, что по сей день в российской системе налоговой направленности присутствуют платежи, наименование которых не соответствует их правовой природе.

Но все таки вполне справедливо было обращено внимание на данное обстоятельство Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В частности, в постановлении от 2001 года 28 февраля № 5 «О определенных вопросах использования части первой Налогового кодекса Российской Федерации» Пленум отметил, что во время решения вопроса о правомерности использования налоговым органом 122 статьи НК в ситуации неуплаты или же неполной уплаты сбора органом судебной власти требуется исходить из природы каждого конкретного обязательного платежа, поименованного как «сбор». Высший Судебный орган Арбитражного характера Российской Федерации обоснованно предостерегает суды от слепого доверия ко всем названиям налогов, а также сборов, которые в свое время были перечислены в налоговом законодательстве. Например, требуют тщательного анализа правового порядка акцизы, пошлины таможенной направленности, ряд экологических налогов. Одной из самых главных причин смешения формы и содержания налоговых платежей – в несоответствии системы налогов, и сборов, установленных ранее Законом в налоговой системе, и рядом основных категорий НК, прежде всего дефинициям налога, и сбора, отмеченного в 8 статье.

Главное условие сопровождающее уплату сбора

Главным условием, сопровождающим уплату сбора, и одновременно признаком, отличающим процесс сбор от налога, является совершение по отношению к плательщику (чаще всего, в его роли выступает какой-либо частный субъект) со стороны государственного органа юридически значимых деяний. Под определенными значимыми деяниями юридической направленности необходимо понимать разновидность юридических фактов, которые в свою очередь являются закрепленными в гипотезах правовых норм конкретных жизненных обстоятельств, наступление которых влечет за собой юридические последствия в виде появления, изменения или прекращения отношений правового порядка.

Замечание 3

В соответствии с 8 статьей НК к юридически значимым действиям также имеет отношение предоставление специальных прав и выдача разрешений.

Анализ законодательства о налогах, а также сборах дает право сделать конкретный вывод: предоставление определенных прав в свое время означает наделение плательщика каким-либо естественным правом, имеющим в силу закона ограниченный режим обращения. Согласно 3 части 55 статьи Конституции допускается ограничение свобод, а также прав человека и гражданина законом федеральной направленности в той мере, в какой это требуется в целях защиты основ строя конституционного порядка, нравственности, здоровья, прав, и законных интересов иных лиц, обеспечения обороны страны, и безопасности государства.

Положения названной нормы конституционного порядка обычно используются и в сфере формирования определенных государственных доходов. При этом государство вполне может применять определенные ограничения свобод, а также прав для пополнения тех или иных финансовых ресурсов. Привлечение средств денежного характера в результате предоставления определенных прав и выдачи разрешений осуществляется в результате:

  • установления специальной монополией государственного характера на производство конкретных видов товара, выполнение работ, оказание различных услуг и, следовательно, исключения свободного доступа других субъектов в данной сфере деятельности;
  • предоставления на какой-либо возмездной основе отдельным частным субъектам права заниматься деятельностью, которая отнесена к монополии государства.

Вывод 1

Отсюда можно сделать вывод, что уплата сбора или какой-либо пошлины всегда сопровождается конкретной целью частного субъекта получить возмездную услугу от государства. Такой признак характеризует сборы, а также пошлины как индивидуальные платежи. Сбор в свое время взимается, обычно за обладание специальным правом (например, можно рассмотреть сбор за торговое право). Что касается пошлины, то она взимается в качестве определенной материальной компенсации государству за пользование государственным имуществом или выполнение тех, или иных юридически действий достаточно значимых для частного субъекта (например, рассмотрение и после принятие какого-либо дела к судебному рассмотрению, регистрация документов гражданского состояния, совершение действий нотариальной направленности).

Тем не менее, несмотря на специальный признак возмездности, сборы не имеют никакого отношения к платежам обязательного характера, которые в свое время вытекают из договора. Компенсация самому государству определенной части денежных затрат не придает сборам характера цены публичной услуги. Плательщик сбора в большинстве ситуаций просто не в состоянии полностью оплатить публичные расходы на совершение юридически значимых деяний, а определенная категория имеющая достаточную юридическую значимость действий, совершаемых для получения пользы или осуществляемых по инициативе плательщика, вообще не может иметь стоимости – например, правосудие или же действия нотариальной направленности.

Замечание 4

Также стоит отметить, что все сборы в отличие от налогов имеют определенные способы нормативного установления правовой направленности. Налоги в свою очередь, вполне могут быть установлены только специальным законодательством о налогах, а также сборах. Установление сборов в свою очередь допускается конкретными документами других отраслей права. Так, в 11. статье Закона Российской Федерации от 1993 года 1 апреля № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» установлен сбор за пограничное оформление, правомерность которого в свое время была подтверждена Конституционным органом судебной власти Российской Федерации (об этом говорится в. Постановлении № 16-П). Что же касается настоящего времени, то названный сбор отменен ввиду определенной замены его государственной пошлиной, но не в силу неправомерности его установления.

Признаки сбора

Отсюда следует, что налог и, конечно, сбор имеют как общие, так и некие отличительные признаки. К общим относятся:

  1. осуществление обязательной деятельности по уплате налогов, а также сборов в соответствующие фонды бюджетного или внебюджетного характера;
  2. какое-либо адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они в свое время закреплены;
  3. изъятие на основе специальной законодательно закрепленной формы и конкретного порядка поступления;
  4. некая возможность изъятия принудительным способом;
  5. применение необходимых мер для контроля единой системой органов налоговой направленности.

При этом, несмотря на некоторые признаки, которые являются одинаковыми, налог и сбор четко отграничиваются друг от друга по некоторым характеристикам юридического характера.

  • По своему значению. Платежи налоговой направленности в современных условиях выступают в качестве основных источников образования специальных бюджетных доходов. Все другие виды обязательных платежей имеют меньшее значение.
  • По цели. В качестве главной цели налогов выступает удовлетворение потребностей публичной направленности государства или муниципальных образований; что касается цели сборов, то она заключается в удовлетворении только некоторых потребностей, или же затрат учреждений государственного порядка.
  • По тем или иным обстоятельствам. Обычно налоги показываются как безусловные платежи; все сборы уплачиваются в обмен на некую услугу, которая в свое время будет предоставлена плательщику учреждением государственного характера, которое занимается реализацией государственно-властных полномочий
  • По свойственному ей характеру обязанности. Налоговая уплата является конкретно установленной Конституцией обязанностью того или иного плательщика; что касается осуществления процесса сбора, то он характеризуется определенной добровольностью и достаточно часто не имеет государственного императива.
  • По своей периодичности. Сбор в большем количестве ситуаций, носит именно разовый характер, именно поэтому его уплата происходит без определенной системы; налогам же свойственна некая периодичность.

Вывод 2

Поэтому подводя итог можно сказать, что в отличие от налогов сборы имеют специальный индивидуальный характер и им всегда присущи строго определенная цель, а также специальные интересы.

Сопоставление признаков юридической направленности налогов и сборов, которые осуществляют деятельность по образованию налоговой системы современного российского государства, служит подтверждением правильности общей теории государственных доходов, которая была выработана еще в 19 веке. известными русскими, и зарубежными финансистами (И. И. Янжул, И. X. Озеров, Д. П. Боголепов, П. М. Годме). Основываясь на данную теорию сборы и, конечно, пошлины представляют собой своеобразную форму платежей осуществляемых в обязательном порядке, и при этом являющуюся прообразом налога.

Определенному государству цивилизованной направленности более приемлемо пользоваться налоговыми методами, так как «в современном видении именно налог выступает в качестве наиболее совершенной формы пополнения государственного бюджета, обеспечивая максимальный учет имущественного положения плательщиков, при этом способствуя соблюдению конкретных конституционных прав, и осуществляя определенную деятельность по формированию бюджета в основном за счет тех, кто имеет соответствующую экономическую возможность» (В. В. Томаров). Примерно также, как в свое время домены перешли в регалии, а сами регалии – в налоги, сборы также на определенной стадии своего развития либо оформляется законодателем в качестве неких налогов, либо заметно сократят сферы своего применения.

Налоги и сборы

Актуально на: 30 января 2017 г.

Определения налога, сбора, страхового взноса приводятся в ст. 8 НК РФ «Понятие налога, сбора, страховых взносов».

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц, в пользу государства и/или муниципальных образований, то есть перечисляемый в бюджетную систему РФ.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, без уплаты которого плательщик сбора не может получить соответствующее разрешение или лицензию, к примеру, на пользование объектами животного мира (п. 1 ст. 333.1 НК РФ), либо уплата которого обязательна при ведении отдельных видов деятельности на определенной территории, как в случае с торговым сбором (гл. 33 НК РФ).

Страховые взносы – это обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц для обеспечения прав застрахованных лиц на страховое обеспечение по каждому виду обязательного социального страхования.

Под системой налогов и сборов понимается совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке. Все налоги и сборы в РФ можно разделить на федеральные, региональные и местные. Таким образом, в основу заложен федеративный принцип построения системы налогов и сборов.

Система налогов и сборов в Российской Федерации

Федеральные налоги и сборы Региональные налоги и сборы Местные налоги и сборы
— НДС;
— акцизы;
— НДФЛ;
— налог на прибыль организаций;
— НДПИ;
— водный налог;
— сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
— государственная пошлина
— налог на имущество организаций;
— налог на игорный бизнес;
— транспортный налог
— земельный налог;
— налог на имущество физических лиц;
— торговый сбор

Функции налогов и сборов

Экономическая сущность налогов и сборов раскрывается через их функции.

Фискальная функция. Означает то, что за счет налогов и сборов формируются доходы бюджетной системы, обеспечивающие деятельность государства.

Распределительная функция. Налоги и взносы, уплаченные конкретными налогоплательщиками, расходуются на создание / поддержание общественных благ. То есть происходит перераспределение денежных средств;

Контрольная функция. Заключается в том, что посредством обязательных платежей государство осуществляет контроль за доходами организаций и физических лиц и в целом за финансовыми потоками;

Регулирующая функция. Сводится к тому, что для отдельных категорий налогоплательщиков могут быть предусмотрены более низкие ставки налогов, льготы с целью улучшения экономической ситуации в конкретных сферах деятельности, отраслях, регионах.

Признаки налога и сбора

Из понятия налогов и сборов вытекают признаки налогов и сборов. Это:

  • обязательность;
  • безвозмездность;
  • денежная форма уплаты.
  • общественные цели налогообложения.

Таким образом, налоги и сборы представляют собой платежи, которые законодательно устанавливаются государством в одностороннем порядке, характеризуются безвозвратностью и должны использоваться в общих интересах населения.

Совокупность налогов и сборов

Элементы налоговой системы

Различают следующие элементы налоговой системы:

— совокупность налогов и сборов;

— свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения;

— деятельность уполномоченных органов государственной власти по управлению налоговыми отношениями;

— принципы организации и функционирования налоговой системы.

Государство использует для косвенного воздействия на экономику и формирование своих доходов совокупность налогов, которая требует своего упорядочения и классификации – группировки налогов по их видам. Основными критериями классификации могут выступать различные признаки: способ взимания налогов, субъект – налогоплательщик, характер применяемых ставок, источник и объект налогообложения, орган, устанавливающий налоги, порядок введения налога, уровень бюджета, в который зачисляется налог, целевая направленность налога и др.

♦ О соотношении прямых и косвенных налогов в доходах бюджета. При формировании налоговой системы большое значение имеет определение оптимального соотношения между прямыми и косвенными налогами. Преимущества и недостатки прямых и косвенных налогов скрупулезно проанализировал в начале ХХ в. в своем труде «Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве» министр финансов России С.Ю. Витте, 155-летие со дня рождения которого отмечалось в 2004 г. В пользу прямых налогов он выделял их большую равномерность по сравнению с косвенными. Прямые налоги в большей степени соразмеряются с платежной способностью граждан. В отличии от прямых косвенные налоги, падая большей частью на предметы общераспространенные, потребление которых не находится в прямом соответствии с имущественной состоятельностью потребителей, ложатся особенно тяжело на бедные классы населения и нередко оказываются обратно пропорциональными к средствам плательщиков. Кроме того, взимание прямых налогов не требует сложной организации по контролю за производством, сбытом и потреблением товаров, как это имеет место при взимании косвенных налогов, и, следовательно, требует меньших затрат. В бюджетном отношении преимущество прямых налогов состоит в том, что они обеспечивают большую определенность и устойчивость бюджета. Поступления прямых налогов отличаются также большей регулярностью, нежели косвенных налогов, так как они взимаются с заранее оцененных имущества и доходов, в то время как косвенные связаны с потреблением, размеры которого подвержены значительным колебаниям.

С.Ю. Витте подчеркивал важные преимущества косвенных налогов, а именно их продуктивность. Это во многом объясняется быстрым ростом потребления. При росте благосостояния, увеличении численности населения без изменения ставок налога можно обеспечить постоянный рост доходов. Следующее преимущество косвенных налогов, на которое обращал внимание Витте, — возможность регулирования потребления: «Повышая размер налога и тем удорожая тот или иной продукт, государственная власть может влиять на уменьшение размеров его потребления в видах, например, народного здравия, общественной нравственности и т.п., как это имеет место в отношении спиртных напитков». Он отмечал также возможность регулирования отраслей промышленности при помощи изменения ставок таможенных пошлин. Помимо тех преимуществ косвенных налогов, по Витте, в современных условиях следует также отметить простоту их взимания и уплаты в бюджет. Кроме того, эти налоги включаются в цену товаров и услуг, потому незаметны и легче воспринимаются плательщиками. Правда, не стоит перегибать палку. В нынешних условиях делаются попытки усилить крен в сторону косвенных налогов, прежде всего за счет удержания высоких ставок на добавленную стоимость, повышения акцизов, введения налога с продаж. Не умаляя значения косвенных налогов в доходах бюджета, следует отметить, что ставки налогов на потребление достигли своего предела, выше которого ставки могут стать запретительными, приводить к резкому снижению уровня жизни, стимулировать поиск путей обхода налогов. В настоящее время косвенные налоги выполняют преимущественно фискальную функцию.

К недостаткам косвенного обложения Витте относил также увеличение оборотных средств за счет роста цен под влиянием косвенных налогов и, следовательно, отвлечение капиталов от других производств. Косвенные налоги оказывают негативное влияние на качество питания населения. Витте особо обращал внимание на цепь посредников, из которых каждый возмещает уплаченный авансом налог с известною надбавкой в свою пользу, что способствует росту цен. Главным недостатком косвенных налогов он считал их неравномерность и обременительность для малоимущих классов: «Тягость косвенных налогов обратно пропорциональна размеру дохода: чем меньше доход, тем большую часть его отбирают косвенные налоги. Тяжесть косвенного обложения естественно увеличивается с возрастание числа членов семьи, в которой плательщиком за многих является работник». К сожалению, отмечаемый С.Ю. Витте социальный аспект социальный аспект практически не учитывается в современной налоговой практике. Об этом свидетельствует все более усиливающийся налоговый пресс на население, сопровождаемый ростом цен.

Проанализировав преимущества и недостатки прямого и косвенного налогообложения, Витте делал вывод о том, что финансовая система, базирующаяся только на одном виде налогов, бесперспективна, не может удовлетворять предъявленным требованиям. Подчеркивалось, что «лишь сочетанием прямых и косвенных налогов может быть создана более или менее удовлетворительная система обложения, которая способна, не отягчая особенно налогоплательщиков, не подрывая благосостояния массы населения и не препятствуя экономическому развитию страны, доставлять государству достаточные средства для покрытия его потребностей». Необходимо отметить, что соотношение прямых и косвенных налогов значительно различается по отдельным странам и в разные периоды времени. На структуру налоговых поступлений серьезное влияние оказывает экономическая ситуация, уровень доходов населения, инфляция, цели, стоящие перед страной на каком то конкретном этапе развития.

Если говорить о тенденции изменения в структуре налогов в экономически развитых странах, имеет место ярко выраженная тенденция повышения доли косвенных налогов прежде всего за счет введения налога на добавленную стоимость и повышения его ставок.

По роли налогов в воспроизводственном процессе различают:

Налоги, взимаемые в процессе получения дохода. В экономической науке проблему дохода изучают две теории: теория источников (представителем является Б. Фюстинг), согласно которой в качестве дохода нужно рассматривать только виды доходов, поступающие всегда из определенных источников, т.е. регулярно, и ни разу не выпадают; и теория прироста собственности (основоположник Г.В. Шанц), сторонники утверждают, что любой прирост собственности, независимо от источника и регулярности поступлении, является доходом. Часть доходов, идущая на потребление, должна подвергаться подоходному обложению, а часть доходов, идущая на накопление – поимущественному. В российском законодательстве в области налогообложения дохода действует неттопринцип, согласно которому налогом облагается не вся сумма прироста собственности, а за вычетом издержек, связанных с её получением и сохранением. В налоговой системе присутствуют такие налоги, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организации, налог на игорный бизнес, единый налог на вмененный доход от отдельных видов деятельности, единый налог на взимаемый при упрощенной системе налогообложения.

Налоги, взимаемые в процессе использования дохода. Все попытки введения налога на расходы в силу технических причин (невозможности увязки расходов с налогооблагаемым индивидуумом) не увенчались успехом. Поэтому связующим пунктом выступил процесс покупки или предпринимательский оборот. При этом следует различать налогообложение потребления в широком смысле (в форме налога на добавленную стоимость) и специальные потребительские налоги (в форме акцизов). В Российской Федерации НДС был введен в 1992 г. вместо налога с оборота и налога с продаж. Налог с оборота, налог с продаж и НДС – родственные налоги, поскольку объект налогообложения (оборот) один и тот же. По большому счету это один налог, который взимается в различных формах. Если предпринимательский оборот облагается однократно на конечной стадии процесса производства и реализации товаров (работ, услуг) со всей стоимости товара, то речь идет о налоге с оборота, или налоге с продаж. Если предпринимательский оборот облагается на всех или некоторых стадиях экономической фазы, то речь идет о НДС, взимаемом на всех или, соответственно, на некоторых стадиях (так называемый многофазный НДС). Им облагается лишь добавленная стоимость, т.е. в конечном итоге весь оборот облагается один раз. НДС взимается с прироста стоимости на каждой последующей стадии в общей цепи производства и реализации. В конечном итоге обложению подлежит разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Или, другими словами, — между выручкой, полученной от реализации товаров и услуг. И суммой затрат на сырье, полуфабрикаты и услуги. Полученные от поставщиков.

♦В качестве критерия для разграничения налога с оборота, налога с продаж и НДС может выступить механизм исчисления налогового оклада. В случае налога с оборота и налога с продаж ставка применяется по отношению к валовому обороту, т.е. к продажной цене, включая налог. При взимании НДС она применяется к чистому обороту (вновь созданной стоимости), т.е. к продажной цене за вычетом уплаченного на предыдущих стадиях налога.

Принято считать, что НДС – самый молодой из налогов, формирующих основную долю бюджетов. Схема его взимания была предложена французским ученым М. Лоре в 1954 г., в налоговую систему Франции НДС был введен в 1958 г. Хотя новое – это хорошо забытое старое. Благодаря особой технике взимания НДС можно избежать повторного обложения при использовании уже обложенных налогом товаров в качестве средства производства. Принцип подобного «налогообложения чистого оборота» развил в 1919 г. Карл Сименс, и он получил название «облагороженный налог с оборота». Более того, первые эксперименты коснулись не только налогообложения на всех стадиях производства, но и формы налогообложения только на определенных стадиях, а также неполной формы налогообложения, при которой повторное налогообложение устранялось только по отношению к потреблению сырья и энергии и переработке полуфабрикатов. И все же реформу французского производственного налога (1949) можно рассматривать как начало победного шествия налога с чистого оборота товаров. Уже в ходе налоговых нововведений в1954-1955 гг. производственный налог был преобразован в действующий и по сей день налог с чистого оборота, благодаря расширению базы налогообложения на величину расходов будущих периодов всех предпринимателей.

?Вопрос об унификации ставок НДС и замене его налогом с продаж является дискуссионным. Выскажите свою точку зрения.

Налоги, взимаемые с приращения и движения имущества. Вне зависимости от налогообложения доходов, связанных с имуществом, само имущество, соответственно, прирост его стоимости, может быть предметом налогообложения. С точки зрения подоходного налогообложения в широком смысле прирост имущества представляет собой часть базы для исчисления подоходного налога. Налоги на движение имущества возникают прежде всего при смене собственника (например, налог на наследство представляет собой форму налогообложения передачи собственности).

В налоговом законодательстве РФ не содержится определения понятия «имущество» для целей налогообложения. К гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью, преамбулы некоторых законов, касающихся юридических лиц, включают в понятие предприятия и гражданина-предпринимателя. По гражданскому законодательству под имуществом понимают совокупность всех выраженных в денежной форме ценностей и прав на эти ценности, находящихся в распоряжении субъекта на конкретную дату. В отличии от этого в налоговом законодательстве понятие «имущество» имеет две специфики: с одной стороны, к имуществу относятся также материальные средства предприятия, даже если право собственности на них передано кредитору в обеспечение долга (например, залог). Следовательно, понятие «имущество» таким образом расширяется. С другой стороны, налоговое право сужает понятие «имущество», поскольку долги уменьшают величину налогообязанного имущества.

В налоговой системе российской Федерации имеются налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, транспортный налог, земельный налог. Налоги с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, с 1 января 2006 г. отменены. В числе имущественных налогов особняком стоит земельный налог. Он имеет двойственную природу. С одной стороны, этот налог входит в состав платежей за пользование природными ресурсами, а с другой – имеет доходную базу. Однако при исчислении налога за основу берут не доход, а земельную собственность. Поэтому он может быть отнесен к имущественным налогам.

♦В России в 1997-2003 гг. в городах Великий Новгород и Тверь действовал эксперимент по введению налога на недвижимость, объединявшего имущественные налоги и земельный налог. Организаторами был сделан вывод о невозможности установления налога на недвижимость и о необходимости переходного периода.

Ресурсные налоговые платежи. Налоги являются наиболее известным и уже давно используемым видом экономического регулирования охраны окружающей среды. Происходит это посредством налоговых льгот для инициирования природоохранных инвестиций, применения ускоренной амортизации по очистному оборудованию, платежей за вредные выбросы и штрафов за превышение их установленных норм, целевых субсидий, льготного кредитования, импортных тарифов и т.д. Основное назначение платежей за пользование природными ресурсами – стимулирование рационального природопользования и обеспечение ресурсами для финансирования природоохранных и природовосстановительных мероприятий. Процесс включения экстерналий в рыночный механизм, т.е. превращение экстернальных внешних издержек во внутренние, отражение их в ценах, называется интернализацией экстерналий. Одним из возможных путей учета общественных интересов является наложение специального налога на загрязнителей, по величине равного экстернальным издержкам. Этот налог предназначен для компенсации общественных издержек загрязнения среды. Например, при воздействии загрязнения внешней среды одним предприятием на издержки производства других предприятий с первого должен взиматься налог. В теории он назван налогом Пигу (или Пигуанским налогом – Pigouvian tax, по имени английского экономиста Артура Сесила Пигу (1877-1959), одним из первых выдвинувшего такую идею.

В налоговой системе Российской Федерации присутствует налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. В последнее время актуальной стала проблема экологизации налоговой системы, под которой понимается целенаправленное использование регулирующих возможностей всех налогов путем установления льгот, налоговых дискриминаций, применения дифференцированных ставок налогообложения и т.д. в целях стимулирования сокращения уровней загрязнения окружающей среды, введения малоотходных и безотходных технологий, осуществления природоохранных инвестиций и иных видов экологически значимой деятельности. Практически любой налог, взимаемый с организаций, имеет своего рода «экологический потенциал», который при желании может быть «запущен» законодателем путем закрепления соответствующих законоположений.

?Продолжите классификацию налогов в зависимости от разных критериев.

На наш взгляд, любая разбивка налогов на определенные группы может носить только условный характер, так как все без исключения налоги в той или иной мере влияют на хозяйственную деятельность и по природе своей всегда оказывают комплексное воздействие на экономические отношения. Поэтому при отнесении того или иного налога к конкретной группе подразумевается его доминирующее влияние на какую-либо группу экономических показателей.