Синтетический учет

Синтетический учет (синтетический счет)

Синтетический учет – это учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведётся на синтетических счетах бухгалтерского учёта.

Основная особенность синтетического учёта заключается в его обобщённости, отсутствии разделения на конкретные характеристики средств.

Синтетическими счетами называются счета бухгалтерского учёта, по которым ведётся учет имущества, обязательств и хозяйственных процессов в самом обобщенном виде. Такие показатели содержатся в счетах синтетического учёта и необходимы для общего представления о наличии и движении средств и их источников (основных средств, сырья, материалов, топлива, затрат на производство, денежных средств в кассе предприятия и на счетах в банке, уставного фонда и т. п.).

Примерами синтетических счетов бухгалтерского учёта служат: 01 – «Основные средства», 04 – «Нематериальные активы», 10 – «Материалы» и др.

Отметим, что синтетический учёт ведётся исключительно в денежном выражении.

Данные синтетического учёта находят своё развитие (детализацию) в аналитическом учёте. Таким образом, можно сказать что, синтетический учёт – обобщённое отображение информации о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, их источников и хозяйственных процессов в денежном измерении.

Ведётся синтетический учёт на основе синтетических счетов бухгалтерского учёта.

Регистры синтетического учёта

Отражая операции в бухгалтерском учете, компания фиксирует их в регистрах синтетического и аналитического учета. Собственно эти два составляющих – синтетический и аналитический учет, – дополняя друг друга, и образуют конечную систему бухучета на предприятии.

Регистрами синтетического учёта являются: главная книга, книга «Журнал-Главная», журналы-ордера.

Каким образом ведется синтетический учет

Синтетический учет ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н). Приведенный в Плане счетов бухгалтерский счет является инструментом ведения синтетического счета, который показывает обобщенную информацию об объектах учета.

Каждая операция фиксируется в учете компании с помощью двойной записи, то есть по дебету и кредиту сразу двух счетов.

Остаток, сформировавшийся в результате такой записи по тому или иному счету, используемому согласно плану счетов бухучета для отражения определенных действий или событий, и есть элемент синтетического учета. Это всегда общая информация, показывающая стоимостной эквивалент конкретного показателя. Например, счет 10 «Материалы» отражает движение ТМЦ, принадлежащих компании. Дебетовое сальдо по этому счету показывает остаток таких ценностей на определенную дату. К данному счету могут использоваться субсчета, распределяющие все материалы по видам: сырье и материалы, комплектующие изделия, топливо, запчасти, инвентарь, спецодежда и прочие. В то же время все перечисленные ТМЦ могут находиться на разных складах, принадлежащих одной компании, и это также будет отражено в учете. Данная детальная информация видна в аналитике счета 10.

Другой пример: по расчетам за приобретение товаров, услуг или работ организацией синтетический учет ведется по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Тут, как следует из самого названия счета, компания отражает собственные обязательства перед контрагентом или же, напротив, его обязательства перед компанией. Аналитический учет в данном случае будет представлять из себя записи в разрезе каждого конкретного контрагента, отражение перечисленных авансов и окончательных сумм оплаты, а также сами факты получения товаров, работ или услуг.

Взаимосвязь синтетического и аналитического учета

Так как данные аналитического учета раскрывают и детализируют информацию, отраженную на синтетическом счете, то суммированные аналитические данные должны быть равны итоговому показателю синтетического счета. То есть, данные аналитического учёта должны соответствовать данным соответствующего синтетического счета: оборотам и остаткам по счетам синтетического учёта. В этом и заключается их взаимосвязь.

Эта взаимосвязь объясняется тем, что:

  • по своей структуре и синтетические, и аналитические счета состоят из двух частей – дебета и кредита счета. И по этим счетам отражаются остатки (сальдо) счета и обороты по счету;

  • итоги оборотов и сальдо по аналитическим счетам всегда равны оборотам и сальдо по синтетическому счету, который объединяет эти аналитические счета;

  • все хозяйственные операции отображаются на этих аналитических счетах на основании одних и тех же первичных документов и по такой же стороне счета, по которой отражена запись на синтетическом счете;

  • на аналитических счетах отражаются такие же качественно однородные объекты учета, что и на синтетических счетах, но по более детализированным экономическим признакам;

  • если на синтетическом счете показываются активы (имущество, дебиторская задолженность и т.д.), то и на относящихся к этому синтетическому счету аналитических счетах отражаются те же активы; и наоборот: если на синтетическом счете показаны капитал и обязательства, то и на детализирующих его аналитических счетах отражаются аналогичные объекты бухгалтерского учета;

  • аналитические счета не участвуют в корреспонденции с другими счетами. Корреспонденция счетов проявляется только через синтетический счет, объединяющий аналитические счета.

Итак, поскольку информация аналитического учета, в конечном счете, формирует данные синтетического учета, то вполне очевидна их взаимосвязь: суммы показателей по данным аналитики всегда соответствует общим показателям синтетического учета. Исключений из этого правила быть не может.

И наоборот, если остатки по аналитическим и синтетическим счетам оказались по какой-то причине не равны, то этот факт будет свидетельствовать о допущенной ошибке в учете.

Таким образом, требование о безусловном соответствии данных синтетического и аналитического учета может, в том числе, играть роль и проверочного инструмента в вопросе правильности ведения бухгалтерского учета в организации в целом.

Пример:

Равенство данных синтетического и аналитического учета можно показать на примере счета 70.

Кредитовое сальдо счета 70 по данным бухгалтерского учета организации на 31.12.2018 составляет 500 000 рублей.

Данные аналитического учета по счету 70 на эту же дату следующие:

Работник

Сумма (руб.)

Работник №1 200 000
Работник №2 100 000
Работник №3 200 000
Итого: 500 000

Как видно из Таблицы, итоговая сумма данных аналитического учета соответствует сальдо синтетического счета (500 000 руб.).

В. Понятие синтетического и аналитического учета. Назначение счетов синтетического и аналитического учета. Понятие субсчетов

Тема 5 СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ.

1.Понятие синтетического и аналитического учета. Назначение счетов синтетического и аналитического учета. Понятие субсчетов.

2.Связь показателей синтетического и аналитического учета.

3.План счетов бухгалтерского учета.

в. Понятие синтетического и аналитического учета. Назначение счетов синтетического и аналитического учета. Понятие субсчетов.

Счета предназначенные для обобщения и учета отдельных видов экономически однородных хозяйственных средств или источников, в процессе хозяйственной деятельности, называется синтетическими счетами.

Обобщенное отражение объектов бухгалтерского учета в системе синтетических счетов и балансе, называется синтетическим учетом.

Многие синтетические счета объединяют под одним номером множество объектов, близких по экономической характеристике. Следовательно, предприятие не может получить детального анализа каждой составляющей такого счета.

С целью детализации данных счета, контроля за движением на основном синтетическом счете, открываются аналитические счета.

Использование аналитических счетов для отражения, обобщения или учета отдельных видов хозяйственных средств, источников их образования, хозяйственных процессов, называется аналитическим учетом.

В аналитическом учете применяются все виды измерителей: натуральные, трудовые, денежные.

С целью наглядности записей на аналитических счетах, вводится дополнительный код к основному синтетическому счету. Это обозначение называется субсчетом – т.е. это счета , предназначенные для дополнительной группировки данных аналитического учета, в пределах какого-то основного синтетического счета.

ПРИМЕР: Основной синтетический счет 10 «материалы» включает 11 близких по экономическому содержанию видов (групп) материалов. Все эти разновидности материалов зашифрованы в плане счетов одной цифрой в виде номера (данные синтетического учета) и наименования субсчета (данные аналитического учета).

Данные аналитического и синтетического учета всегда взаимосвязаны и определяются в учетной политике предприятия.

Если предприятию необходимо дополнительно открыть субсчета, помимо тех, что предложены планом счетов, то предприятие присваивает следующий по очередности код субсчета и определяет наименование субсчета.

Данная процедура оговаривается в учетной политике предприятия.

Субсчет обозначается через вертикальную черту от основного счета.

ПРИМЕР: 10/3

10 субсчет 3

10 – основной синтетический счет «материалы»

3 – субсчет «топливо»

В конце месяца, вся информация, собранная на субсчетах объединяется на основной синтетический счет. Т.е. суммируются сальдо начальное (Сн) по счету, обороты по Дт, Кт, Ск по всем субсчетам, в рамках основного счета.

ПРИМЕР: Счет 10 равен 10/1 + 10/2 + 10/3 и т.д.

Если из данных синтетического учета, например: Дт 10 Кт 60 на сумму 100 тысяч рублей, мы видим какая хозяйственная операция произошла, на какую сумму, что произошло с объектами учета, то из данных аналитического учета, Дт 10/1 Кm 60 на 20 тысяч рублей, Дт 10/3 Кm 60 на 80 тысяч рублей, мы увидим, какие конкретно материалы поступили. Из первичных документов определим, кто является поставщиком, увидим номер и дату сопроводительных документов и определим дату образовавшейся задолженности. Следовательно, данные аналитического учета, дают более емкое представление о произошедших на предприятии хозяйственных операциях.

1.3.4. Цель и задачи аналитического и синтетического учета

Бухгалтерский учет в банке ведется в двух направлениях: синтетический учет — учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам; ведется на синтетических счетах.

Документы (регистры) синтетического учета: ежедневный баланс, ежедневная оборотная ведомость;
аналитический учет — учет, который ведется в лицевых аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета. Документы (регистры) аналитического учета: лицевые счета, ведомость остатков, ведомость остатков размещенных средств.
Цели аналитического учета:
полно, подробно и оперативно отразить все банковские операции на бухгалтерских счетах; детально каждую индивидуальную операцию;
проконтролировать их по существу и по форме, пользуясь данными первичных денежно-расчетных документов. Эти документы являются основой для бухгалтерских записей в аналитическом учете.
Задачи синтетического учета:
сгруппировать данные аналитического учета по синтетическим счетам;
проверить правильность ведения аналитического учета.
Сгрупированные данные синтетического учета используются для анализа и управления банковской деятельностью.
В учреждениях банка, информация которых обрабатывается на ЭВМ, сверка аналитического с синтетическим учетом ведется в процессе обработки информации автоматизированным способом, т.е. обороты по дебету и кредиту, входящие и исходящие остатки по синтетическому учету всегда должны быть равны сумме тех же параметров по всем лицевым счетам аналитического учета, входящим в этот синтетический счет.

Читальный зал

Адаптация процесса преподавания к учащимся

Б. Ливер

АДАПТАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ

Б. Ливер, ст. консультант по подготовке учителей: Американские советы по международному образованию АСПРЯЛ–АКСВЛ

Многие виды деятельности, направленные на то, чтобы помочь людям в обучении, производят обратный эффект. Часто результаты тестов дают неверное представление о том, что учащийся знает или умеет делать. Огромное влияние на успеваемость учащихся имеют учебные стили. Так, многие нелегко приспосабливаются к учебным требованиям, если стиль преподавания не совпадает с их учебными стилями. Эта статья дает несколько рекомендаций по адаптации учебного процесса к учебным стилям разных учащихся, но не может исчерпать тему из-за ограниченного объема журнальной статьи.

Создание баланса на уроке

Идеальный преподаватель в идеальном мире стремится создать баланс в классной комнате. Учащиеся с противоположными учебными стилями могут реально помочь друг другу. Осознающий свою задачу преподаватель может изменить задания, связанные с текстом, занятиями по учебнику и использованием раздаточных материалов, адаптировав их к учебным стилям присутствующих. Когда это происходит, результаты быстро растут. В идеальном мире не только преподавание является сбалансированным, но и тесты построены по справедливости. Если необходимо применить более чем один тип тестов, преподаватель идет на это. Если нужно подать тесты в разном свете для разных учащихся, он делает это. Акцент здесь делается на то, чтобы дать учащимся возможность показать то, что они действительно знают, и то, что они могут делать, а не то, чего они не знают и не умеют. Равновнимательное обращение с учащимися не означает одинаковое обращение с ними со всеми. Основной принцип идеального мира — дать успеху создать успех, и чаще всего это получается. Виды деятельности, описанные ниже, дают учащимся возможность показать именно то, что они знают.

Синтетики и аналитики

Чтобы помочь учащимся — и синтетикам, и аналитикам — достичь успеха, преподаватель может включить в урок и упражнения на изучение слов для учащихся-аналитиков, и задание, требующее от учащихся-синтетиков выяснить что-то из контекста, предсказать возможный финал или завершить задание. Например, вместо того, чтобы спрашивать значения слов по списку в словаре, преподаватель может предложить учащемуся рассказ с теми же самыми словами и попросить его использовать эти слова для нового рассказа. Аналогично, разбирая тему «Пища», преподаватель на уроке РКИ может попросить учащихся-синтетиков проинтервьюировать своих одноклассников и составить меню для них, а своим учащимся-аналитикам дать два меню из разных ресторанов и попросить их определить, в какой из них они бы повели своих родителей и почему.

Учащиеся-синтетики лучше воспринимают новые слова, данные в контексте. На уроках РКИ и синтетики и аналитики хорошо обучаются с использованием «островков». «Островки» — это короткие, легко запоминающиеся фрагменты речи, содержащие лично значимую информацию, которая затем часто будет требоваться каждому учащемуся.

Учащиеся синтетического типа не только приходят в восторг от схемы i+1 (то есть, когда учащимся предлагаются задания, лишь чуть-чуть, на 1, превышающие их текущий уровень знания , чтобы выработать у учащихся стратегии обработки достоверной информации на другом языке), но набрасываются на аутентичные тексты, являющиеся очень трудными для аналитиков, особенно если запрещено использовать словарь.

На занятиях РКИ учащимся синтетического типа требуется работать над своей речью и письмом, так как их устная и письменная речь часто неточна. В устной речи может хромать грамматика и быть неправильным подбор слов; при письме могут пропускаться отдельные слова и даже куски мыслей, особенно если учащийся синтетического типа является также и импульсивным, что весьма типично. Учащимся-аналитикам потребуется помощь в развитии беглости в устной и письменной речи. Хотя их точность в употреблении слов и применении правил обычно выше, чем у их одноклассников-синтетиков, учащиеся-аналитики обычно медленнее, чем они, завершают письменные работы, особенно если при этом они относятся к рефлексирующему типу, а это тоже типичная комбинация.

На занятиях учащимся синтетического типа большую пользу приносят те виды деятельности, в которых им будет позволено самим создать, синтезировать, предсказать что-то новое. Для них трудны тесты с возможностью множественного выбора вариантов ответа, а также язык учебников (то есть искусственный). Учащиеся-аналитики выиграют от тех видов деятельности, которые позволяют им углубиться в детали, проанализировать, сделать выводы.

Импульсивные и рефлексирующие учащиеся

Учащиеся импульсивного и рефлексирующего типа имеют противоположные потребности во время урока. Импульсивные учащиеся будут «ездить верхом» на своих рефлексирующих товарищах, и тут учителю необходимо вмешиваться. Кроме того, преподаватели могут спокойно и с высокой степенью уверенности проверить способности этих учащихся к восприятию и воспроизведению информации непосредственно на уроке. Преподаватели могут ожидать от импульсивных учащихся своевременного выполнения работ, но при этом можно ожидать большого количества ошибок. Импульсивные учащиеся, обычно также относящиеся к синтетическому типу, склонны не обращать внимания на мелкие детали. Работа рефлексирующих учащихся, наоборот, обычно выполнятеся довольно тщательно.

Рефлексирующим учащимся нужно время на завершение задания, а импульсивные учащиеся уже жаждут перейти к выполнению других. Находясь в одном классе, они будут раздражать друг друга. В противоположных условиях, когда рефлексирующие учащиеся получают тест с ограниченным сроком выполнения, а импульсивные — избыток времени на задание, оба типа терпят неудачу. Причина неудачи рефлексирующих учащихся в том, что они не могут выполнять задание не имея достаточно времени, а импульсивных в том, что они, скорее всего, станут заниматься чем-нибудь другим до того, как приступят к работе.

Проверка знания языка на занятиях при помощи устных упражнений легка для импульсивных учащихся. Они быстро отвечают на такие вопросы. Рефлексирующим учащимся лучше дать время на обдумывание информации и проверить их после урока, посмотрев их записи или просто «случайно» поговорив с ними. Любой вид деятельности, который непродолжителен по времени и требует быстрой реакции, только порадует импульсивных учащихся. Рефлексирующим же учащимся будут близки те виды деятельности, которые дают им больше времени перед началом проверки.

Таким образом, любой вид проверки или диагностики, проводимый на уроке, поставит в невыгодное положение рефлексирующих учащихся. Многие школьные психологи неправильно оценивают способности таких учащихся из-за невысокой скорости ответов в диагностических тестах. Выбирая между точностью и скоростью, американская система образования давно остановилась (и русская система в самые последние годы начинает останавливаться) на скорости во всех отношениях — при тестировании на интеллектуальный потенциал, при оценке результата за учебный год, при разделении по программам, во время выпускных экзаменов, в тестах профессиональных навыков, на вступительных экзаменах в университеты

Дедуктивные и индуктивные учащиеся

Индуктивных учащихся утомляют объяснения и расстраивает необходимость сидеть в течение длительного периода времени, слушая рассказ преподавателя и не имея возможности попробовать сделать это самим. Они могут попытаться запомнить правила, но в конечном итоге им это не удается. Даже если они запомнят правило, только в редких случаях они смогут его применить. Дедуктивные учащиеся живут правилами и обожают слушать объяснения преподавателя. Однако исключения из правил, которые индуктивные учащиеся воспринимают с необычайной легкостью, потребуют от дедуктивных учащихся глубокой проработки, а от преподавателя — логических выводов. Применение на уроках схемы i+1 для этих учащихся настоящее «проклятие». Обычно они хотят остаться на уровне (i), где им все уже объяснено и понятно.

Полушарность

Учащиеся с доминированием правого полушария и учащиеся с доминированием левого полушария с легкостью могут «отравиться» тем, что является лекарством для противоположного им типа. Ожидать от учащихся с доминированием правого полушария, что они будут контролировать правильность своей речи на иностранном языке, просто нереалистично; они не контролируют правильность своей речи на родном языке. Виды деятельности и тесты, основанные на внутреннем контроле, будут выполняться такими учащимися очень плохо. Столь же неэффективными будут попытки заставить этих учащихся воспринять новую информацию посредством дидактических объяснений или ознакомления с правилами. В лучшем случае они заскучают, в худшем — запутаются.

Учащиеся с доминированием левого полушария, наоборот, слишком контролируют свою речь, и попытки вовлечь их в беседу, особенно на первых этапах изучения иностранного языка, редко имеют успех. Эти учащиеся хотят дождаться того момента, когда они закончат запоминать слова и правила языка. Их реакцией на просьбу подвести итоги и догадаться по контексту будут безуспешные поиски ответа «до самой смерти». Кроме того, навыки восприятия на слух у этих учащихся развиваются крайне медленно; таким образом, ожидать, что они будут обучаться по слуху, нерационально.

Усреднители и усилители

Для усреднителей трудновыполнимы упражнения, в которых требуется выделить детали и различия. Успешное решение задачи, в которой необходимо найти ошибки в грамматике или в правописании, не зависит от знания учащихся грамматики и правописания. Оно зависит от их способности увидеть эти ошибки (в основании этой деятельности также лежит поле-независимость). Усреднители и поле-зависимые учащиеся, тем не менее, этих ошибок просто не найдут, несмотря на их страстное желание найти их и умение правильно писать. Кроме того, усреднителям нравится сравнивать, а усилителям — противопоставлять; иной способ окажется для каждого из них неэффективным. На уроках РКИ усреднители будут иметь проблемы в выполнении грамматических упражнений, в которых требуется обратить внимание на разницу в окончаниях; для усилителей проблему составят упражнения, в которых необходимо пройти мимо деталей и начать читать или воспринимать со скоростью природного носителя языка, чтобы развить беглость.

Конкретность и абстрактность

Учащиеся, относящиеся к конкретному типу, обожают экскурсии и ненавидят лекции. Учащиеся, относящиеся к абстрактному типу, обожают учебники и ненавидят походы. Во время экскурсий учащиеся абстрактного типа быстро устанут и много не запомнят; часто они пропускают мимо ушей даже исходную информацию. Подобным же образом учащиеся конкретного типа будут тихо дремать на лекциях; их поведение часто огорчает преподавателей, так как они, как кажется, совершенно не слушают.

Стили восприятия

Стили восприятия являются очевидными для большинства учащихся и их преподавателей. Как только преподаватель определит учебный стиль учащегося, занятия в классе могут быть изменены таким образом, чтобы удовлетворить каждому стилю. Безусловно, если учащимся предоставить три возможных варианта выполнения домашней работы или три варианта занятия на уроке, они инстинктивно выберут то, что будет соответствовать их учебному стилю.

Из всех типов учащихся больше всего, наверное, страдают относящиеся к кинестетическому типу. Уроки РКИ не рассчитаны на такой объем физической активности и даже на тот уровень шума, которые им необходимы. Оставаться в покое для таких учащихся попросту невозможно. Эти учащиеся чаще других попадают к инспекторам по учету посещаемости, когда они совершают свои длительные путешествия подальше от института, таким образом увеличивая свою двигательную активность. У них просто не хватает терпения или внимания сидеть с ручкой и бумагой, — а это основное времяпрепровождение в большинстве классов. Положение учащихся аудиального типа несколько лучше, но и они не получают нужного количества звуков.

За исключением младших классов, где преподавание имеет преимущественно слуховой характер, особенно до приобретения хороших навыков чтения, учащиеся визуального типа редко попадают в затруднительные ситуации, разве что в классах, где учащиеся-слушатели и большая часть материала подается устно. Также они иногда испытывают затруднения в классах иностранного языка, где проводятся занятия на устное восприятие. В этих случаях, если только учащиеся не обзаводятся одним из видов шпаргалок в самом начале — с текстами упражнений перед их восприятием на слух или даже полной или частичной транскрипцией текста — они чаще всего не могут развить в себе навыки восприятия на слух в сроки, соответствующие принятым требованиям.

Если виды деятельности, указанные в колонках, приведенных ниже, перемешиваются, то они либо затрудняют обучение, либо дают преподавателю неправильное представление о знаниях и способностях учащихся. Преподаватели могут избежать ослабления умственной активности своих учащихся, если будут помнить одно важное правило: то, что является лекарством для одного учащегося, — яд для другого. Очевидно, эта мысль явствует из приведенного ниже списка.

В реальном мире

К несчастью, не все учителя и учащиеся живут в идеальном мире. В реальности, величина групп снижает возможности преподавателя использовать индивидуальные подходы.

В реальном мире преподаватели не всегда располагают возможностью выбора материалов. Учащиеся обычно ориентированы на один учебный стиль, наиболее часто — на стиль автора. «Когда у преподавателей наконец будут материалы, ориентированные на конкретно-нелинейный тип мышления, для обучения русскому языку?» — такой вопрос задала одна преподавательница на конференции несколько лет назад. Ответ был такой: «Скорее всего, только тогда, когда вы разработаете их сами». Большинство авторов учебников русского языка — специалисты интуитивно-мыслительного типа и с абстрактно-линейным типом мышления. И вряд ли они способны на подсознательном уровне создать учебники для конкретно-нелинейного типа. То же самое можно сказать и о других иностранных языках. И даже если когда-нибудь, кто-нибудь, каким-нибудь образом и напишет учебник, ориентированный на конкретно-нелинейный тип мышления, даже при условии, что такой учебник вообще можно написать, — тогда он не подойдет для учащихся того же класса с абстрактно-линейным типом мышления.

Тесты для каждого

Учитывая учебные стили своих учащихся, преподаватели могут создавать свои собственные «домашние» тесты, дающие гораздо больше информации о способностях и знаниях своих учащихся, чем стандартные.

Тесты с открытыми вопросами дают учащимся синтетического типа возможность проявить свои творческие способности и способности к синтезу. Тесты на решение задач позволяют учащимся-аналитикам применить свои способности к анализу. Письменные тесты дают достоверные результаты как для учащихся визуального типа, так и для учащихся кинестетического типа, а устные тесты лучше применимы для учащихся визуального типа; тесты же с действиями, которые трудно, но не невозможно изобрести, подойдут учащимся-кинестетикам. Импульсивные учащиеся хорошо справятся с традиционными тестами с ограниченным сроком выполнения; рефлексирующим учащимся потребуются тесты, в которых не задан лимит времени.

Рефлексирующим учащимся, плохо оцениваемым по результатам стандартных тестов, могут помочь консультанты, которые поймут, что проблема скорее в недостатке скорости, а не в недостатке знаний. А раз определена реальная проблема, в случае, если от учащихся потребуется выполнение стандартных тестов (как на экзаменах в университете), консультанты и преподаватели смогут помочь им подготовиться к тестам, поработав над их скоростью выполнения тестов. Такие учащиеся также могут испытывать «экзаменационный шок» — результат совмещения лимита времени и провалов при выполнении тестов с ограниченным сроком времени. Для таких учащихся будут полезны семинары по ослаблению «экзаменационного шока».

Текущий

Аналитический и синтетический учет в кредитной организации

1.1. Организация аналитического учета

Аналитический учет – это детальный и подробный учет конкретных банковских, финансовых и хозяйственных операций, осуществляемый в соответствующих документах (регистрах) аналитического учета. Основными задачами аналитического учета являются – оперативно, полностью и подробно отразить все совершаемые операции на счетах бухгалтерского учета.

В соответствии с Правила бухгалтерского учета к документам (регистрам) аналитического учета относятся:

1) Лицевые счета. Является основным учетным регистром аналитического учета. В бухгалтерском учете каждому клиенту кредитной организации, а также каждому виду ценностей, имущества и обязательств на балансовом счете II-го порядка открывается отдельный лицевой счет.

Пример. Счет 42303 «Депозиты физических лиц сроком от 31 до 90 дней» является пассивным синтетическим счетом II-го порядка, предназначенным для учета денежных средств клиентов банка – вкладчиков. В Плане счетов такой счет один, и остаток по нему в итоговый баланс будет включаться общий. Остаток по этому счету означает сумму всех остатков на аналитических счетах вкладчиков банка, открытых на счете 42303.

Вопрос: «Сколько счетов аналитического учета для учета вкладов клиентов банк может открыть на одном балансовом счете II-го порядка 42303?».

Ответ: «На одном балансовом счете II-го порядка 42303 банк может открыть столько счетов аналитического учета – сколько придет вкладчиков в банк доверить ему свои деньги на депозитный счет. На каждого вкладчика будет оформляться отдельный лицевой счет с присвоением ему уникального номера, состоящего из 20 знаков».

Пример 1. С физическим лицом отделением Сбербанка России 7004 заключен договор вклада в сумме 50 000 рублей, срок вклада – 60 дней, ставка 6% годовых.

Требуется оформить клиенту открытие лицевого счета.

В этом случае работник банка открывает вкладчику отдельный лицевой счет на балансовом счете 42303 «Депозиты физических лиц на срок от 31 до 90 дней», который подходит соответственно по сроку к заключенному договору вклада. В соответствии с действующими Правилами нумерации лицевых счетов, номер счета аналитического учета по вкладу, будет выглядеть следующим образом:

423 03 810 К 7004 0000648, где цифры и буква будут обозначать следующее:

423 – балансовый счет I-го порядка;

42303 – балансовый счет II-го порядка;

810 – код валюты, в которой открывается счет, в данном случае – рубля;

К – защитный ключ;

7004 – номер отделения банка, в котором открывается счет по учету вклада;

0000648 – порядковый номер вкладчика в книге регистрации открытых вкладов, которая ведется в коммерческом банке.

Пример 2. С юридическим лицом – негосударственной финансовой организацией, отделением Сбербанка 7003 заключен договор на открытие и обслуживание депозитного счета в иностранной валюте (евро) в сумме 20 000 евро, сроком 300 дней, по ставке 2,5% годовых.

Требуется оформить клиенту открытие лицевого счета.

В данном случае, работник банка открывает клиенту – юридическому лицу, отдельный лицевой счет на балансовом счете II-го порядка 43705 «Привлеченные средства негосударственных финансовых организаций на срок от 181 дня до 1 года», который подходит соответственно по сроку к заключенному договору депозита. В соответствии с действующими Правилами нумерации лицевых счетов, номер счета аналитического учета по вкладу будет выглядеть следующим образом:

437 05 978 К 7003 0000112, где цифры и буква будут обозначать следующее:

437 – балансовый счет I-го порядка;

43705 – балансовый счет II-го порядка;

978 – код валюты, в которой открывается счет, в данном случае – евро;

К – защитный ключ;

7003 – номер отделения банка, в котором открывается счет по учету данного депозита;

0000112 – порядковый номер клиента в книге регистрации открытых депозитных, которая ведется в коммерческом банке.

Пример 3. С коммерческой организацией, находящейся в федеральной собственности, отделением Сбербанка 7028 заключен договор ведения и обслуживания транзитного счета для учета экспортной валютной выручки в долларах США.

Требуется оформить клиенту открытие лицевого счета.

В этом случае, банком будет применяться балансовый счет II-го порядка 40502 «Счета коммерческих организаций, находящихся в федеральной собственности», на котором будет открываться отдельный лицевой счет данному клиенту. Номер лицевого счета аналитического учета будет выглядеть следующим образом:

40502 840 К 7028 0000 208, где цифры и буква будут обозначать следующее:

405 – балансовый счет I-го порядка;

40502 – балансовый счет II-го порядка;

840 – код валюты, в которой открывается счет, в данном случае – доллар США;

К – защитный ключ;

7028 – номер отделения банка в котором открывается транзитный валютный счет;

0000112 – порядковый номер клиента в книге регистрации открытых валютных счетов, которая ведется в коммерческом банке.

Пример 4. Открыт лицевой счет в отделении Сбербанка России № 7028 по учету полученных доходов в виде процентов по кредиту, ранее предоставленному клиенту – коммерческой организации, находящейся в федеральной собственности.

Требуется оформить клиенту открытие лицевого счета.

В таком случае банк применяет счет 70601 «Доходы», на котором будут учитываться поступления в виде процентов по предоставленным кредитам. Отдельный лицевой счет аналитического учета тогда будет выглядеть следующим образом:

70601 810 К 7028 11106 37, где цифры и буква будут обозначать следующее:

706 – балансовый счет I порядка;

70601 – балансовый счет II порядка;

810 – код валюты, в которой открывается счет, в данном случае – рубль;

К – защитный ключ;

7028 – номер отделения банка, в котором открывается данный лицевой счет;

11106 – символ отчета о финансовых результатах;

37 – порядковый номер клиента в книге регистрации открытых лицевых счетов по учету, которая ведется в коммерческом банке.

Таблица обозначения лицевых счетов и их нумерации

№ п.п

Наименование составляющих

лицевого счета

Количество

Знаков

Номер раздела Плана счетов

Номер счета I-го порядка (№ подраздела)

Номер счета II-го порядка (содержание подраздела)

Код валюты

Защитный ключ

Номер подразделения банка

Номер лицевого счета по книгам регистрации открытых лицевых счетов. Данные номера банк присваивает самостоятельно по данным своего внутреннего учета

ИТОГО

Как видим из вышеуказанных примеров, лицевые счета аналитического учета банк открывает не только клиентам, но и на иные операции – учет доходов, расходов, заработной платы, начисленных процентов по вкладам, формируемым фондам, предметам основных средств и т.д.

Формы лицевых счетов по все видам ценностей и обязательств разрабатываются и утверждаются банком самостоятельно, в зависимости от счета (операций) на который открываются лицевые счета аналитического учета.

Лицевой счет (образец)

№ лицевого счета

Название лицевого счета

Дата составления лицевого счета

Входящее сальдо по счету

№ по порядку

№ документа

Код операции

Корреспондирующий счет

Обороты за день

дебет

Кредит

Исходящее сальдо по счету

В лицевых счетах показываются следующие данные: входящий остаток на начало отчетного периода (дня), дата предыдущей операции по счету, обороты по дебету и кредиту лицевого счета (отражаются по каждой операции), остаток на конец отчетного периода (дня). Также в лицевых счетах по всем видам операций отражается следующее:

  • дата совершения конкретной операции по счету;
  • номер документа, на основании которого совершена данная операция по счету;
  • вид (шифр) операции в соответствии с Правилами;
  • номер корреспондирующего счета по каждой операции;
  • сумма, на которую проведена операция по счету;
  • иные реквизиты по усмотрению банка и в зависимости от вида ценностей или обязательств, на которые открыт лицевой счет.

Перечень условных обозначений (шифров) документов, проводимых по счетам в кредитных организациях

Шифр операции

Наименование документов, по которым отражены

Операции

Списано, зачислено по платежному поручению, по поручению банка

Оплачено, зачислено по платежному требованию

Оплачен наличными денежный чек, выдано по расходному кассовому ордеру

Поступило наличными по объявлению на взнос наличными, приходному кассовому ордеру, препроводительной ведомости к сумке 0402300

Оплачено, зачислено по инкассовому поручению

Оплачено, поступило по расчетному чеку

Открытие аккредитива, зачисление сумм неиспользованного, аннулированного аккредитива

Списано, зачислено по мемориальному ордеру, а также по первичным учетным документам с реквизитами счетов по дебету и кредиту

Зачислено на основании авизо

Списано, зачислено по платежному ордеру

Списано, зачислено по банковскому ордеру

Списано, зачислено по ордеру по передаче ценностей

Таблица кодов распространенных валют и драгоценных металлов

№ п.п

Наименование валюты (драгоценных металлов)

Код валюты (драгоценного металла)

Доллар США

USD 840

Евро

EUR 978

Фунт стерлингов Великобритании

GBR 826

Японская йена

JPY 392

Швейцарский франк

CHF 756

Российский рубль

RUB 643 (810)*

Китайский юань

CNY 156

Золото

XAU 959

Серебро

XAG 961

Платина

XPT 962

Палладий

XPD 964

*643 код рубля в международных расчетах, для целей бухгалтерского учета используется код 810 рублевых операций.

Рассмотрим на конкретном примере порядок отражения операций в лицевом счете по расчетному счету клиента банка.

Пример. Клиент банка (отделение Сбербанка 7004) – негосударственная финансовая организация – ООО «МедСТРАХ-ЛТД». Остаток на расчетном счете клиента на 15.04.18 г. составляет – 367 500 рублей. По расчетному счету 40702810К70040000872 организации за день (15.04.18 г.) совершены следующие операции:

  1. поступило от клиента для исполнения платежное поручение № 47 на сумму 12 700 рублей для перечисления в адрес юридического лица, клиента другого банка;
  2. поступило от клиента для исполнения платежное поручение № 48 на сумму 4 200 рублей для перечисления индивидуальному предпринимателю, клиенту этого же банка;
  3. поступило от клиента для исполнения платежное поручение № 49 на сумму 10 400 рублей, уплата взноса на социальное страхование (Пенсионный Фонд РФ). Счет Пенсионного Фонда РФ находится в этом же банке;
  4. получено клиентом по денежному чеку № АН 4672301 на хозяйственные расходы 50 000 рублей;
  5. банк списал с расчетного счета клиента комиссионные за выдачу наличных денежных средств в сумме 500 рублей на основании платежного ордера № 102;
  6. клиентом представлен в банк реестр № 587 на перечисление заработной платы работников на их счета, предназначенные для расчетов с использованием банковских карт, открытые в этом же банке. Сумма реестра – 150 000 рублей;
  7. банк списал с клиента комиссионное вознаграждение за исполнение реестра № 587 в сумме 1 500 рублей на основании платежного ордера № 103;
  8. в адрес клиента поступило платежное поручение № 372 из другого банка на сумму 62 500 рублей;
  9. в адрес клиента поступило платежное поручение № 77 от индивидуального предпринимателя, клиента этого же банка, на сумму 23 800 рублей;
  10. списана с клиента сумма платежа по ранее предоставленному кредиту (сроком 3 года) 14 000 рублей на основании платежного ордера № 121;
  11. списана сумма процентов по ранее предоставленному кредиту в сумме 9 500 рублей на основании платежного ордера №.122.

Отразим все эти операции в лицевом счете клиента, который ведется по его расчетному счету.

Обычно в лицевых счетах по расчетным счетам клиентов юридических лиц, операции отражаются за истекший день не в хронологическом порядке по времени совершения, а по сумме – начиная с меньшей суммы и заканчивая большей. Поскольку расчетный счет клиента пассивный, то сначала отражаются операции по дебету счета (списание средств), а потом операции по кредиту счета (зачисление средств). Другими словами лицевой счет аналитического учета по расчетному счету в банке принято называть «выписка со счета клиента». Как правило, в подавляющем большинстве случаев, она оформляется за какую-то конкретную определенную дату, реже за временной период – неделя, месяц, квартал, год и т.д.

Отражение вышеуказанных операций в лицевом счете будет выглядеть следующим образом:

№ лицевого счета 40702810К70040000872

Название лицевого счета: расчетный счет ООО «МедСТРАХ-ЛТД»

Дата составления лицевого счета – 15 апреля 2018 года.

Входящее сальдо по счету: – 367 500 рублей 00 копеек.

№ по порядку

№ документа

Код операции

Корреспондирующий счет

Обороты за день

Дебет

кредит

500,00

1500,00

4 200,00

9 500,00

10 400,00

12 700,00

14 000,00

50 000,00

150 000,00

23 800,00

62 500,00

Обороты

252 800,00

86 300,00

Исходящее сальдо по счету – 201 000 рублей 00 копеек.

К операциям по кредиту счета банк прилагает поступившие документы (платежные поручения), на основании которых денежные средства зачислены клиенту.

Все открываемые банком лицевые счета аналитического учета клиентам – вкладчикам, предприятиям, организациям и учреждениям регистрируются в книге регистрации открытых счетов клиентам банка, где отражаются следующие признаки счета:

  • дата открытия счета;
  • номер договора об открытии счета, а также дата его заключения;
  • полное наименование клиента (Ф.И.О. физического лица);
  • наименование (цель) счета – расчетный, депозитный, валютный, текущий и т.п.;
  • присвоенный номер лицевого счета аналитического учета (20 знаков);
  • порядок предоставления выписок со счета клиенту;
  • дата извещения федеральной налоговой службы об открытии счета клиенту;
  • дата закрытия счета с указанием причины закрытия;
  • примечания.

Отдельно ведется книга регистрации лицевых счетов аналитического учета капитала, имущества, доходов, расходов, расчетов банка, участия и т.п., то есть счетов, открываемых не клиентам банка, а открываемых для учета требований, имущества и обязательств банка. По-другому все эти операции можно назвать – внутрибанковскими. Если суммы клиенту банк зачислил или списал ошибочно, то возражения принимаются в течение 10 дней, после поступления которых (возражений) вносятся исправительные записи.

Учетная политика банка, как правило, предусматривает ведение книг открытых лицевых счетов в электронном виде. В этом случае книги подписываются электронной подписью главного бухгалтера или по его поручению его заместителями.

Ведомость остатков по счетам I-го и II-го порядка, лицевым счетам, балансовым и внебалансовым счетам, составляется в кредитной организации ежедневно.

Те счета, информация по которым является конфиденциальной, в общую ведомость не включается. По этим счетам составляется отдельная ведомость, и только итоги по ней включаются в общую ведомость по банку.

Ведомость ведется по следующей форме:

Номер счета

Номер лицевого счета

Наименование счетов и разделов баланса

Дата предыдущей операции по счету

Код валют (драгоценных металлов)

Остатки

первого порядка

второго порядка

в рублях, иностранной валюте и драгоценных металлах в рублевом эквиваленте

в иностранной валюте в сумме соответствующей валюты и в драгоценных металлах в натуральных показателях

Практические задания по теме «Аналитический учет»

В нижеследующих заданиях требуется сформировать запись номера лицевого счета клиента.

1. Физическим лицом открыт срочный вклад сроком 90 дней в рублях.

Отделение банка № 1207, л.с. 593

№ лицевого счета _______________________

2. Юридическому лицу (негосударственной финансовой организации) открыт расчетный счет в евро.

Отделение банка № 503, л.с. 3290

№ лицевого счета _______________________

3. Физическим лицом открыт срочный вклад сроком 70 дней в долларах США

Отделение банка № 7003, л.с. 8045

№ лицевого счета _______________________

4. Юридическому лицу (Пенсионный фонд РФ) открыт ссудный счет сроком 180 дней в рублях.

Отделение банка № 4076, л.с. 793

№ лицевого счета _______________________

5. Клиенту банка (негосударственная финансовая организация) открыт депозитный счет сроком 100 дней.

Отделение банка 6890 , л.с. 57342

№ лицевого счета _______________________

6. Физическому лицу открыт обезличенный металлический счет в золоте.

Отделение банка 7007, л.с. 767

№ лицевого счета_______________________

7. Клиенту банка (федеральная финансовая организация), открыт депозитный счет на сумму 120 000 евро, сроком 90 дней.

Отделение банка № 45, л.с. 72034

№ лицевого счета _______________________

8. Юридическому лицу открыт обезличенный металлический счет в платине.

Отделение банка № 403, л.с. 8732

№ лицевого счета _______________________

9. Юридическому лицу (негосударственная некоммерческая организация) открыт расчетный счет в долларах США. Отделение банка № 8009, л.с. 492

№ лицевого счета _______________________

10. Физическому лицу открыт ссудный счет сроком 100 дней в долларах США.

Отделение банка № 6708, л.с. 898

№ лицевого счета _______________________

В нижеследующих заданиях требуется:

  1. присвоить номер отдельного лицевого счета клиенту;
  2. отразить операции в бухгалтерском учете;
  3. оформить лицевой счет по расчетному счету.

Задание 1. Клиент – юридическое лицо (негосударственная коммерческая организация) обслуживается в отделении СБ РФ № 7007. Лицевой счет 452. Остаток на расчетном счете 89 000 рублей.

12.04.18 г. по счету совершены следующие операции:

  • на основании платежного поручения № 77 поступило от клиента другого банка 780 000 рублей;
  • приобретен вексель банка номиналом 500 000 рублей, сроком 180 дней;
  • поступило платежное требование из другого банка № 3/26 с предварительным акцептом плательщика на сумму 5 600 рублей;
  • зачислен кредит от банка в сумме 1 000 000 рублей, сроком 90 дней;
  • списана комиссия за предоставление кредита в размере 0,5 % от суммы кредита;
  • списана комиссия за рассмотрение и оформление документов, связанным с предоставлением кредита – 2 000 рублей;
  • выдано по денежному чеку № 67 — 60 000 рублей.

Задание 2. Клиент – юридическое лицо, р/с 40503_5342, обслуживается в кредитной организации. Остаток на расчетном счете на 02.10.18 г. – 670 500 руб.

02.10.18 г. по счету совершены следующие операции:

Приняты от клиента следующие расчетные документы:

  • платежное поручение № 34/2 на перечисление суммы ЕСН во внебюджетные фонды (счета фондов в другом банке) сумма – 124 000,00 рублей;
  • платежное поручение № 34/3 на перечисление суммы НДФЛ в бюджеты различных уровней (бюджетные счета в другом банке) – 34 000,00 рублей;
  • платежное поручение № 34/4 на перечисление суммы НДС в бюджет (бюджетный счет в другом банке – 56 000,00 рублей;
  • списана на основании платежного требования банка № 110 сумма ранее предоставленного кредита банка – 180 000,00 рублей в погашение основного долга;
  • списана на основании платежного требования банка № 111 сумма процентов за пользование кредитом – 14 700 рублей;
  • поступило платежное требование № 65 из другого банка (от поставщика услуг) с предварительным акцептом плательщика на сумму 5 500 рублей.

Задание 3.

Юридическое лицо (негосударственная коммерческая организация) обслуживается в отделении банка № 1272, лицевой счет 844. Остаток на расчетном счете на 30.04.18 г. – 5 600 рублей.

30.04.18 г. по счету совершены следующие операции:

  • на основании платежного поручения № 54/7 зачислен кредит сроком 180 дней, в сумме 200 000 рублей;
  • списана комиссия на основании платежного требования № 4/56 1% за предоставление кредита;
  • перечислено в другой банк на основании платежного поручения № 35 сумма 32 000 рублей;
  • по объявлению на взнос наличными № 75 внесено на расчетный счет 54 000 рублей;
  • поступило платежное требование с предварительным акцептом № 7/65 из другого банка на сумму 3 500 рублей;
  • на основании платежного поручения клиента № 91/6 перечислено в другой банк 7 800 рублей;
  • поступило платежное поручение № 201 от клиента другого банка на сумму 5 000 рублей;
  • на основании реестра № 399 перечислено на карточные счета работников – 74 000 рублей.

1.2. Организация синтетического учета

Синтетический учет – укрупненный бухгалтерский учет, который, прежде всего, обобщает данные аналитического учета. Основными задачами синтетического учета являются:

  • – проверить правильность и точность аналитического учета;
  • – сгруппировать данные аналитического учета по балансовым счетам I-го и II-го порядка, которые являются счетами синтетического учета.

Документами синтетического учета согласно Положению ЦБ РФ № 579-П являются:

1. Ежедневная оборотная ведомость. Она составляется банком ежедневно, по счетам первого и второго порядка, по форме, приведенной в следующей таблице:

Номер счета первого (второго) порядка

Наименование разделов и счетов баланса

Входящие остатки на отчетную дату (в рублях, иностранной валюте и драгоценных металлах в рублевом эквиваленте)

Обороты за отчетный период

Исходящие остатки на отчетную дату (в рублях, иностранной валюте и драгоценных металлах в рублевом эквиваленте)

первого порядка

второго порядка

по дебету

по кредиту

в рублях

иностранная валюта и драгоценные металлы в рублевом эквиваленте

ИТОГО

в рублях

иностранная валюта и драгоценные металлы в рублевом эквиваленте

ИТОГО

При этом она составляется автоматически на основании остатков по всем лицевым счетам аналитического учета. Оборотная ведомость отдельно составляется на 1-е число каждого месяца, каждого квартала и года, нарастающими оборотами с начала года.

2. Ежедневный баланс – в котором раздельно в активе и раздельно в пассиве отражаются остатки по счетам I и II порядка. Форма баланса приведена в следующей таблице:

Баланс банка

на » «

(в тыс. руб.) 20 ___ г.

Счета I порядка

Счета II порядка

Статья актива баланса кредитной организации

Сумма (тыс. руб.)

Баланс оставляется за прошедший рабочий день до 12 часов местного времени на следующий рабочий день. Сводный баланс, с включением филиалов кредитной организации, составляется до 12 часов рабочего дня, следующего за днем составления первичного баланса. Баланс, который составляется для публикации в средствах массовой информации, в том числе электронных СМИ, составляется отдельно, по форме утвержденной ЦБ РФ. По внебалансовым счетам составляются отдельные балансы по каждой главе Плана счетов;

3. Отчет о финансовых результатах – он ведется нарастающими оборотами с начала года и предназначен для систематизированного накопления данных о расходах, доходах и финансовом результате кредитной организации (банка). В период составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ведутся два отчета о финансовых результатах: один по балансовому счету № 706 «Финансовый результат текущего года), второй по балансовому счету № 707 «Финансовый результат прошлого года». Отчет распечатывается на бумажном носителе на каждое 1-е число месяца.

Отчет о финансовых результатах дает возможность рассчитать операционный доход кредитной организации, который характеризует финансовый результат ее деятельности. Этот отчет по следующей форме:

Строка

Наименование статьи

Методика расчета

Чистый процентный доход

Процентный доход – (минус) процентные затраты

Чистый комиссионный доход

Комиссионный доход – (минус) комиссионные затраты

Дивидендный доход

Дивидендный доход по ЦБ на продажу и инвестиции

Чистый торговый доход

Положительный результат от торговли – (минус) отрицательный результат от торговли

Прибыль (убыток) от инвестиционных ценных бумаг

Положительный результат от продажи ЦБ на инвестиции – (минус) отрицательный результат от продажи ЦБ на инвестиции

Прибыль от долгосрочных инвестиций в ассоциированные компании и дочерние учреждения и других инвестиции

Дивидендный доход от долгосрочных инвестиций в ассоциированные компании и дочерние учреждения и других инвестиций

Другой операционный доход

Другие статьи операционных доходов

Операционный доход

Строка 8 = 1+2+3+4+5+6+7

4. Обычная и сводная ведомости оборотов по отражению событий после отчетной даты по типовой форме, предусмотренные Положением ЦБ РФ № 579-П, выглядят следующим образом:

(полное или сокращенное фирменное наименование кредитной организации)

Группировка счетов бухгалтерского учета для составления ведомости оборотов по отражению событий после отчетной даты

за 20___ г.

Обороты по дебету

Обороты по кредиту

номер лицевого счета

в рублях

иностранная валюта в рублевом эквиваленте

итого

номер лицевого счета

в рублях

иностранная валюта в рублевом эквиваленте

итого

Руководитель Главный бухгалтер

(полное или сокращенное фирменное наименование кредитной организации)

Группировка счетов бухгалтерского учета для составления сводной ведомости оборотов по отражению событий после отчетной даты

за 20___ г.

Номер счета

Исходящие остатки за 31 декабря без учета событий после отчетной даты (СПОД)

Обороты по отражению событий после отчетной даты (СПОД)

Исходящие остатки за 31 декабря с учетом событий после отчетной даты (СПОД)

первого порядка

второго порядка

в рублях

иностранная валюта в рублевом эквиваленте

итого

по дебету

по кредиту

в рублях

иностранная валюта в рублевом эквиваленте

итого

в рублях

иностранная валюта в рублевом эквиваленте

итого

в рублях

иностранная валюта в рублевом эквиваленте

итого

Руководитель Главный бухгалтер

Сводная ведомость оборотов по отражению событий после отчетной даты составляется на основании ежедневного баланса за 31 декабря и ведомостей оборотов по отражению событий после отчетной даты по всем балансовым и внебалансовым счетам бухгалтерского учета.

Руководитель банка и главный бухгалтер рассматривают в конце рабочего дня оборотную ведомость и баланс и подписывают их. Эту работу могут делать по их поручению – заместители. Ведомость остатков по счетам, ведомость остатков размещенных (привлеченных) средств подписываются после рассмотрения главным бухгалтером или по его поручению – заместителем главного бухгалтера.

Данные аналитического учета должны соответствовать данным синтетического учета. Это должно достигаться надежным программным обеспечением с одновременным отражением операций во взаимосвязанных регистрах бухгалтерского учета в компьютерной программной системе.

Перед подписанием баланса главный бухгалтер или по его поручению работник кредитной организации должен сверить:

  • соответствие остатков по счетам II-го порядка, отраженным в балансе, остаткам, показанным в оборотной ведомости, ведомости остатков по счетам;
  • соответствие остатков по счетам II-го порядка, отраженным в ведомости остатков по счетам, остаткам, показанным в ведомости остатков размещенных (привлеченных) средств.

О произведенной сверке делается соответствующая запись в балансе перед подписями должностных лиц. Если по поручению главного бухгалтера сверку производил бухгалтерский работник, то он визирует надпись о произведенной сверке.

При выявлении расхождений выясняются причины и принимаются меры к их устранению. Если необходимо сделать исправительные проводки, то они делаются в установленном порядке.

Исправление ошибки совершается в момент ее обнаружения. Перепечатывание материалов аналитического и синтетического учета не допускается.

Практическое задание по темам «Организация работы по ведению бухгалтерского учета» и «Аналитический и синтетический учет»

В балансе отделения Сберегательного банка № 7820 совершены следующие операции.

№ п/п