Штрафы по охране труда

Содержание

Сколько Стоит Ваш Косяк Или в Каких Случаях Суммируется Штраф По Охране Труда!

Приветствую, уважаемые друзья! Эта небольшая, но понятная заметка о механике суммирования штрафов по охране труда.

Несмотря на то, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в его жёсткой редакции действует с начала 2015 года, вопросы о принципах суммирования штрафов по-прежнему поступают.

Как известно статья 5.27.1. КоАП РФ предусматривает 5 основных составов административного правонарушения, а именно:

1. Нарушение требований охраны труда (за исключением нарушений, предусмотренных пунктами 2-4).
2. Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или её непроведение.
3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также медицинских осмотров, психиатрического освидетельствования.
4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
5. Повторное нарушение или нарушения (п.п. 1-4).

Штрафы по охране труда суммируются

По умолчанию все эти пять составов суммируются в соответствии со статьёй 4.4. КоАП РФ:

Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений
1. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершённое административное правонарушение.

К слову об административном правонарушении. Понятие административного правонарушения раскрывает одноимённая статья 2.1. того же Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

Административное правонарушение
1. Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Касательно статьи 5.27.1. КоАП РФ «математическая формула» приведена не полностью, т.к. её третья часть может выводиться в отдельные административные правонарушения и тем самым суммироваться.

Всё дело в окончаниях! 😉

Далее статья 5.27.1. КоАП РФ в неофициальной редакции:

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи.

Другими словами, сколько не соверши нарушений требований, изложенных в нормативных правовых актах (правилах по охране труда, нормах, порядках и т.д.), штрафная линейка остаётся неизменной:

Должностное лицо — от 2 000 до 5 000 рублей;
Индивидуальный предприниматель — от 2 000 до 5 000 рублей;
Юридическое лицо — от 50 000 до 80 000 рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или её непроведение.

Другими словами, сколько бы рабочих мест в нарушение порядка (Федеральный закон от 28.12.2013 г № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда») не прошли СОУТ, штрафная линейка остаётся неизменной:

Должностное лицо — от 5 000 до 10 000 рублей;
Индивидуальный предприниматель — от 5 000 до 10 000 рублей;
Юридическое лицо — от 60 000 до 80 000 рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

Другими словами, один работник — один состав административного правонарушение. Таким образом, следующая линейка штрафов может суммироваться:

Должностное лицо — от 15 000 до 25 000 рублей;
Индивидуальный предприниматель — от 15 000 до 25 000 рублей;
Юридическое лицо — от 100 000 до 130 000 рублей.

Об этом, в частности, писали и на сайте государственной инспекции труда:

Интересно, что новая норма закона сформулирована так, что нарушение представляет собой отдельный состав в отношении каждого работника. Так, если раньше организация, в которой 10 работников не прошли обучение правилам охраны труда, могла отделаться максимальным штрафом в 50 000 руб. за всех, то теперь она может заплатить за те же нарушения до 1,3 млн. руб.

Аналогично этот пример можно перевести и на медицинские осмотры. А если в ходе проверки будет установлено, что 10 работников не прошли и обучение, и проверку знаний требований охраны труда, и медицинские осмотры, то тут и на 2,6 мл. рублей можно напроситься.

Об этом же говорит и судебная практика. Так в июне прошлого года Челябинский меткомбинат «Мечел» был оштрафован на 14 млн. рублей. И это только за то, что своей комиссией наобучали 128 руководителей и специалистов, которых ко всему ещё и отстранили от работы.

Кто-то в «Мечеле» забил на п. 2.3.2. Порядка по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утверждённого Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29, и не отправил на обучение по охране труда этих 128 руководителей и специалистов в учебный центр. А обучили бы они своих руководителей и специалистов в нашем учебном центре , затратили бы всего 190 720 рублей 🙂 Да и при таком объёме мы бы наверняка сделали хорошую скидку.

Ни одним «Мечелом» хорошо пополнился бюджет за время действия новой редакции Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Для порядка давайте закончим со статьёй 5.27.1. нашего дорогого КоАП РФ. К большим штрафам за нарушение требований охраны труда ещё вернёмся.

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Другими словами, сколько бы работников не имели специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, штрафная линейка остаётся неизменной:

Должностное лицо — от 20 000 до 30 000 рублей;
Индивидуальный предприниматель — от 20 000 до 30 000 рублей;
Юридическое лицо — от 130 000 до 150 000 рублей.

Про пятую часть статьи 5.27.1. думаю всё понятно.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 — 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.

Должностное лицо — от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трёх лет;
Индивидуальный предприниматель — от 30 000 до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
Юридическое лицо — от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

The end…

Напоследок пару слов о больших штрафах за нарушение требований охраны труда. Касательно итоговой суммы штрафа надо исходить из размера «корабля». Такой, как «Мечел», в состоянии заплатить 14 млн. рублей, а какие-нибудь «Рога и Копыта» местного разлива уже нет. В этом плане есть часть 3 статьи 4.1. КоАП РФ:

Общие правила назначения административного наказания

3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

3.2. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
3.3. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
3.5. Административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Также итоговая сумма штрафа по охране труда зависит от того, кто принимает проверку и кто её проводит. Все мы люди, и все мы можем найти наилучшее решение. При соблюдении принципа «и вам, и нам» все останутся довольными.

На этом у меня всё. До новых заметок!

Сохранить ссылку в:

Ты хочешь получать информацию,
но ты делаешь это без уважения

Будь моим подписчиком!

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

3. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

4. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 5.27 КоАП РФ

1. В комментируемой статье 5.27 КоАП установлена административная ответственность за нарушения законодательства о труде и об охране труда. Объектом данного административного правонарушения являются трудовые права граждан, в том числе право на безопасные и здоровые условия труда, гарантируемые трудовым законодательством.

Законодательство о труде и об охране труда состоит из достаточно большого количества нормативных правовых актов как федерального, так и регионального и муниципального уровней. На федеральном уровне основополагающим законом является, прежде всего, Трудовой кодекс РФ, есть некоторые другие законы (в частности, Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний») и иные нормативные правовые акты.

Диспозиция комментируемой статьи носит бланкетный характер и не конкретизирована. Под ее действие за «нарушение законодательства о труде и об охране труда» могут попадать самые разнообразные нарушения (действия и бездействие), но, прежде всего, те, которые влекут нарушение трудовых прав работников и работодателей в рамках заключенного ими трудового договора. В то же время следует иметь в виду, что нарушения ряда норм трудового законодательства образуют составы административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 5.28 — 5.34, 5.42 КоАП РФ.

2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей 5.27 КоАП России, выражается в действиях (бездействии), нарушающих конкретные нормы обширного законодательства о труде, в том числе об охране труда. Под действие данной статьи могут попадать, например, действия, нарушающие гарантируемое законом право граждан:

— поступить на работу, право на получение гарантий и компенсаций, на предоставление отпуска и других видов отдыха, на своевременную выплату зарплаты;

— неправомерные переводы на другую работу, необоснованные увольнения;

— действия, нарушающие некоторые специальные права и гарантии, предоставленные отдельным категориям работников (несовершеннолетним, инвалидам, беременным женщинам и т.д.).

Данное административное правонарушение может быть совершено в форме как действия (например, незаконный перевод на другую работу), так и бездействия (например, невыплата или задержка выплаты зарплаты).

Что касается нарушений законодательства об охране труда, то это могут быть посягательства на действующую систему норм Трудового кодекса РФ (гл. 33 — 36) и правил техники безопасности, действующих в тех или иных отраслях (сферах) промышленности, строительства, транспорта и т.д. (например, порядка проведения инструктажа, реализации мер по индивидуальной и коллективной защите работников, по снабжению их лечебным питанием и т.п.). С 1 января 2015 г. нарушения законодательства об охране труда влекут за собой административную ответственность по специальной ст. 5.27.1 КоАП РФ (см. Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»).

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного в ч. 2 комментируемой статьи, выражается в действиях (или бездействии), нарушающих те же нормы действующего законодательства о труде и об охране труда, что имеются в виду в ч. 1 комментируемой статьи 5.27 КоАП РФ, но должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. Такому лицу постановлением суда назначается дисквалификация, предусмотренная для ряда должностных лиц ст. 3.11 КоАП РФ.

При этом следует учитывать, что под «аналогичным правонарушением» следует понимать совершение должностным лицом такого же (а не любого другого) нарушения законодательства о труде и об охране труда, причем в течение 1 года со дня окончания исполнения предыдущего постановления о назначении административного наказания за такое же административное правонарушение (см. п. п. 16 и 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).

Правонарушение считается оконченным с момента совершения любого из правонарушающих действий (или бездействия — с момента истечения установленного законом срока для выполнения соответствующей обязанности или полномочия).

3. Субъектами правонарушения в статье названы: должностное лицо, индивидуальный предприниматель (лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), а также юридическое лицо — организация независимо от организационно-правовой формы и формы собственности. Рядовой работник не может нести ответственность по данной статье КоАП РФ.

Должностное лицо — это руководитель (или иное лицо организации), обладающее признаками такового согласно ст. 2.4 КоАП РФ.

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, в качестве альтернативы административному штрафу в статье предусмотрен такой вид наказания, как административное приостановление деятельности указанных лиц на срок до 90 суток (см. ст. 3.12 КоАП РФ).

В ч. 2 данной статьи в качестве субъекта административной ответственности выступает должностное лицо, ранее подвергнутое административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (см. п. 2 комментария к настоящей статье).

Как свидетельствует практика, работодателями могут быть не только организации (юридические лица) и индивидуальные предприниматели, но и иные лица (например, нотариусы, частные детективы, граждане, использующие труд домработницы, няни, шофера и т.д.). Однако комментируемая статья 5.27 КоАП оставляет открытым вопрос об административной ответственности по данной статье работодателей, не являющихся ни юридическими лицами, ни индивидуальными предпринимателями.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется умышленной формой вины (прямым умыслом) или неосторожностью (см. ст. 2.2 КоАП РФ).

Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В настоящее время это Федеральная службы по труду и занятости и подведомственные ей государственные инспекции труда в субъектах РФ (ч. 1, п. 16 ч. 2 ст. 28.3; ст. 23.12 КоАП РФ) Административное приостановление деятельности или дисквалификация как наказание возможны только по постановлению судьи (ст. 23.1 КоАП России).

Охрана труда: за что инспекция оштрафует обязательно

» Назад
08.08.2016 04:09

Авторская колонка Юлии Жижериной, бизнес-консультанта по управлению персоналом и трудовому праву

По статистике Роструда, 48% штрафов при проверках – это именно штрафы за нарушения в сфере охраны труда. Конечно, некоторые положения и нормы ТК РФ могут и не распространяться на конкретную компанию. Например, не все работники подлежат медосмотрам, не всем работникам нужна спецодежда, не всем выплачивается компенсации за работы во вредных условиях. Но вот инструктажи и обучение по охране труда, наличие локальных нормативных актов по охране труда, проведение спецоценки инспекция труда проверяет практически в любой компании в отношении любых работников.

Рассмотрим, за какие нарушения инспекция, скорее всего, оштрафует компанию.

Если в компании никто не отвечает за охрану труда

Согласно ст. 217 ТК РФ, если численность компании превышает 50 человек, то вводится должность специалиста по охране труда, если менее 50 человек – руководитель может заниматься охраной труда самостоятельно либо привлечь специалиста или организацию по гражданско-правовому договору. Поэтому, если у вас в компании больше 50 человек, а специалиста по охране труда (хотя бы совместителя на 0,25 ставки) нет, то штраф от 50 до 80 тыс. рублей по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ неизбежен. В случае если в компании менее 50 человек, необходимо приказом назначить ответственного по охране труда.

Инструктажи по охране труда обязательны для всех

Вводный инструктаж по охране труда обязателен абсолютно для всех работников (ст.212 ТК РФ, Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный Постановлением Минтруда России от 13.01.2003 № 1/29). Кроме того, в отдельных случаях может понадобиться первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, целевой, внеплановый инструктажи. Отсутствие в компании документов, подтверждающих проведение инструктажей работников по охране труда (журналы регистрации инструктажей) может повлечь привлечение к административной ответственности по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ в размере от 110 до 130 тыс. рублей.

Всех ли надо обучать по охране труда

Проведением вводного инструктажа обучение по охране труда не оканчивается. Согласно п. 2.3.1 Порядка обучения по охране труда, работники должны пройти специальное обучение по охране труда при поступлении на работу в течение первого месяца. При этом директор и начальники отделов проходят обучение и проверку знаний по охране труда в учебном центре, а рядовые работники – внутри компании. Для этого необходимо создать комиссию из тех сотрудников, которые прошли обучение в учебном центре. Чем подтвердить инспектору труда, что работники прошли обучение? Протоколами и удостоверениями проверки знаний требований охраны труда. Если таких документов к проверке не окажется, то, скорее всего, компанию накажут штрафом в размере до 130 тыс. рублей по ч.3 ст.5.27 КоАП РФ.

Без инструкций по охране труда не обойтись

Согласно ст.212 ТК РФ работодатель должен разрабатывать и утверждать правила и инструкции по охране труда для работников. Таким образом, разработка инструкций по охране труда является для работодателей обязательной. При разработке инструкций по охране труда следует пользоваться следующими документами: Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда, утвержденные Минтрудом РФ 13.05.2004 г., Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденные Постановлением Минтруда России от 17.12.2002 г. № 80, межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда. С инструкциями работники знакомятся до заключения трудового договора при приеме на работу (ст.68 ТК РФ). Если у компании не будет листов ознакомления с росписями работников (или журналов ознакомления, или росписей на инструкциях), то компанию могут наказать штрафом по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ до 80 тыс. рублей.

Спецоценка: затраты меньше, чем штраф

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» устанавливает обязанность проводить специальную оценку условий труда на всех рабочих местах, кроме дистанционных работников и надомников.

Почему работодатели не проводят спецоценку? Понятно: это дополнительные затраты. Но сравним эти затраты со штрафами. Если стоимость спецоценки составляет несколько тысяч рублей, то штраф – несколько десятков тысяч, а точнее 80 тыс. рублей, согласно ч.2 ст.5.27 КоАП РФ. По итогам спецоценки оценивающая компания составит для организации отчет, который необходимо будет показать инспектору. Если у компании ранее не было «вредников», то спецоценку можно проводить до 2018 года, это подтвердил Верховный суд РФ, но в этом случае компании придется доказать в суде, что она проводит спецоценку поэтапно, согласно плану, и уже приступила к реализации плана (например, заключила договор с оценивающей организацией).

А что с медосмотрами?

Проверьте еще раз, действительно ли вашим работникам не надо проходить медосмотр.

Для этого обратитесь прежде всего к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н, а если у вас только офисные работники, еще и к СанПиНу 2.2.2/2.4.1340-03. Ведь согласно этому документу медосмотры должны проходить работники, которые работают за компьютером более 50% рабочего времени. Если окажется, что медосмотры все-таки полагаются, то следует заключить договор с медицинским учреждением, выдавать работникам направления, получать медицинские заключения и акты и предъявлять их инспектору при проверке. Иначе – штраф до 130 тыс. рублей по ч.3 ст.5.27 КоАП РФ.

Проверьте, нужна ли спецодежда

Также компании необходимо проверить, нет ли в штате компании работников, которым необходимо предоставлять спецодежду, например, уборщиц, водителей. Для этого необходимо изучить в правовых системах Типовые нормы для конкретных профессий (должностей), например, Приказ Минтруда России от 09.12.2014 № 997н.

В случае если должности, указанные в типовых нормах, имеются в штатном расписании компании, то таким работникам компания должна за свой счет предоставлять спецодежду, согласно Межотраслевым правилам обеспечения работников специальной одеждой, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н. Если спецодежда обязательна, а ее нет, штраф по ч.4 ст.5.27 КоАП РФ составляет от 130 до 150 тыс. рублей.

Если руководитель не соглашается выделить средства на мероприятия по охране труда, покажите ему эту таблицу с ответственностью за нарушения требований охраны труда, обратите его внимание на то, что наказывают не только компанию, но и самого руководителя. Стоит также иметь в виду, что, как показывает судебная практика, инспектора вправе не только складывать штрафы за различные нарушения, но и перемножать их на количество проверенных работников.

Таблица. Ответственность за нарушения требований охраны труда

Нарушение

Штраф на руководителя

Штраф на компанию

Статья

Нарушение требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 — 4 ст. 5.27.1

Штраф в размере от 2 до 5 тыс. рублей

Штраф в размере от 50 до 80 тыс. рублей

Ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ

Нарушение работодателем порядка проведения спецоценки или ее непроведение

Штраф в размере от 5 до 10 тыс. рублей

Штраф в размере от 60 до 80 тыс. рублей

Ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ

Допуск работника к работе без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных медосмотров, или при наличии медицинских противопоказаний

Штраф в размере от 15 до 25 тыс. рублей

Штраф в размере от 110 до 130 тыс. рублей

Ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты

Штраф в размере от 20 до 30 тыс. рублей

Штраф в размере от 130 до 150 тыс. рублей

Ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ

Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 — 4 ст. 5.27.1, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

Штраф в размере от 30 до 40 тыс. рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет

Штраф в размере от 100 до 200 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Ч.5 ст.5.27.1 КоАП РФ

Копирование и любая переработка материалов с сайта neohr.ru запрещены

Виды ответственности за нарушение требований охраны труда

Существуют три вида ответственности за нарушение требований охраны труда — дисциплинарная, административная и уголовная. В статье мы расскажем о том, какие наказания предусмотрены для сотрудников, должностных и юридических лиц, и как их применяют.

Дисциплинарная ответственность

К дисциплинарной ответственности сотрудника может привлечь только работодатель. Это — его право и способ повышения трудовой дисциплины.

Любого работника, который нарушает указания инструкции по охране труда, не выполняет указания вышестоящего руководителя по обеспечению безопасности производства, отказывается носить СИЗ, или проходить медосмотр, работодатель должен привлечь к дисциплинарной ответственности.

Обязанности работников по ОТ указаны в 214 статье ТК РФ:

  • правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
  • проходить инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
  • проходить обязательные медосмотры и т.д.

Если сотрудник будет игнорировать требования инструкций по ОТ, и других локальных актов, а также требований НПА, работодатель может привлечь его к дисциплинарной ответственности в виде замечания, выговора, или увольнения.

Увольнение в этом случае возможно в случае неоднократного неисполнения работником без уважительных причин своих обязанностей по охране труда, только в том случае, если он уже имеет дисциплинарное взыскание. Увольнение возможно также, если работник совершит однократное грубое нарушение требований ОТ.

Обратите внимание! Однократное грубое нарушение требований ОТ – это нарушение правил, которое могло привести к тяжким последствиям, авариям или катастрофам, выявленное уполномоченным по охране труда или комиссией по охране труда. Например, если прораб на стройплощадке допустил работников без спецодежды.

Также к дисциплинарной ответственности работодатель может привлечь и специалиста по ОТ, если он не будет выполнять, или будет некачественно выполнять свои должностные обязанности, и этот факт установит сам работодатель.

Если специалист по ОТ не сдаст вовремя отчетность по охране труда, работодатель может объявить ему замечание или выговор, поскольку тяжесть правонарушения не влечет за собой угрозу для жизни и здоровья работников. Поэтому уволить специалиста по ОТ за такое нарушение можно только в том случае, если в этом же календарном году он уже привлекался к дисциплинарной ответственности за нарушение требований ОТ.

Для того, чтобы привлечь работника к ответственности за нарушение требований ОТ, работодателю необходимо получить от виновного письменное объяснение. Получив объяснительную записку, работодатель рассматривает все обстоятельства произошедшего и принимает решение: объявить замечание, выговор, или уволить.

Административная ответственность

В отличие от дисциплинарной, к административной ответственности могут привлечь организацию, и должностное лицо, которое было обязано требовать соблюдения требований ОТ сотрудников, но не сделало это, или сделало не полностью.

Привлекает к ответственности инспектор ГИТ в пределах своих полномочий. Это означает, что инспектор вправе назначить штраф, приостановить деятельность компании, а также вынести предупреждение должностному лицу. Инспектор не вправе применить дисквалификацию. Это может сделать суд.

Справка. Многие работодатели и специалисты по охране труда путают два понятия —предписание и постановление.

Предписание — это решение инспектора ГИТ, которое он выдает сразу же после проверки. В предписании сумму штрафа инспектор не указывает, а прописывает, какие действия и в какой срок должен выполнить работодатель. Например, провести СОУТ до 1 декабря 2019 года, провести медосмотр до 1 октября 2019 года, или приостановить деятельность на 90 суток — немедленно. Оспорить предписание может районный суд по адресу места нахождения проверяющего ГИТ.

Постановление — это документ, который инспектор выносит по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении. Уже в постановлении должно быть указано, какой конкретно штраф установить на должностных лиц, а также на организацию.

Пример формулировки постановления

«Привлечь к ответственности по части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ ООО «Торпедо» за нарушение порядка проведения СОУТ в виде штрафа в сумме 50 000 рублей, а также установить штраф для должностных лиц в размере 10000 рублей на генерального директора Ильина И.В., и в размере 5000 на специалиста по охране труда Музыку В.А».

Жалобу на постановление инспектора подают в вышестоящий орган ГИТ, вышестоящему должностному лицу ГИТ или в районный суд по месту рассмотрения дела, то есть районный суд по месту совершения правонарушения. Таким местом является адрес работодателя (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).

Решения государственных инспекторов труда можно обжаловать как в судебном порядке, так и в порядке подчиненности, за исключением решений главного государственного инспектора труда РФ, которые обжалуются исключительно в судебном порядке. При этом ст. 361 ТК РФ допускает обжалование решения госинспектора труда в порядке подчиненности непосредственно главному государственному инспектору труда РФ — руководителю Роструда.

Чтобы быстро разобраться, как устанавливают административные штрафы, мы составили таблицу с примерами

Статья 5.27.1 Основание Пример применения
Часть 1 К ответственности привлекают за нарушения требований НПА в области ОТ, прошедших регистрацию в Минюсте России. Если сотруднику не выдали СИЗ, подлежащих декларированию, юридическое лицо оштрафуют на сумму от 50000 до 80000 рублей
Часть 2 Нарушение порядка проведения СОУТ Если создать комиссию по проведению спецоценки с нарушением, штраф для должностных лиц может составить от 5000 до 10000 рублей. Юридическое лицо оштрафуют на сумму от 60000 до 80000 рублей
Часть 3 Допуск сотрудников без обучения по ОТ или без медосмотров и (или) психиатрического освидетельствования Если в компании не провели предварительный, предсменный или периодический медосмотр, штраф для должностных лиц может составить от 15000 до 25000рублей, а для юридических лиц — от 110000 до 130000 рублей
Часть 4 Необеспечение работников СИЗ Если работнику не выдали СИЗ 2 класса, а это — средства индивидуальной защиты, подлежащие сертификации, то штраф может составить 130000 — 150000 рублей, а для ответственных лиц от 20000 до 30000 рублей
Часть 5 Повторное нарушение требований ОТ Если в течение календарного года организацию, а также должностное лицо уже привлекали к ответственности по аналогичным нарушениям, штраф для уполномоченных лиц может составить от 30000 до 40000 рублей, или могут применить дисквалификацию. Организацию в этом случае оштрафуют на сумму до 200000 рублей, или приостановят ее деятельность на срок до 90 суток

Рассмотрим подробнее, что такое дисквалификация. Это вид административного наказания. Его устанавливает суд. Физическое лицо могут по решению суда лишить права занимать должности руководителя, а также должностного лица, который выполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Срок дисквалификации суд устанавливает в зависимости от тяжести обвинения и наличия в прошлом у дисквалифицируемого лица аналогичных правонарушений. Он может составить от 6 месяцев до 3 лет.

Уголовная ответственность

Только суд может привлечь должностное лицо к уголовной ответственности. Ходатайствует о наказании прокурор. Для этого следователь следственного органа, который проводил расследование несчастного случая, аварии, катастрофы, готовит обвинительное заключение и передает его прокурору. Прокурор рассматривает дело, и в суде представляет сторону обвинения.

Уголовное наказание на организацию не устанавливают. Поэтому провинившийся работодатель или его должностные лица могут быть привлечены как физические лица к уголовной ответственности, а само предприятие — к административной.

Какая ответственность за нарушение ОТ наступит в конкретном случае, зависит от тяжести случившегося, а также от количества пострадавших.

Виды нарушения ОТ, подлежащие уголовному преследованию:

  • принудительные, исправительные, обязательные работы
  • лишение свободы

Специалиста по ОТ могут привлечь к уголовной ответственности в том случае, если он не принял меры к устранению нарушений правил ОТ. Например, если отсутствовал контроль за ОТ в подразделении, и это привело к несчастному случаю с тяжелым исходом — групповым, смертельным.

Руководителя предприятия и главного инженера могут привлечены к уголовной ответственности, если они выдадут указания, противоречащие правилам по ОТ.

Пример:

Из-за ошибочных указаний главного энергетика ООО «Феникс» смертельно пострадал электромонтер. Он находился на опоре ЛЭП, когда было подано рабочее напряжение, включенное по указанию должностного лица. Главного энергетика привлекли к ответственности по части 2 в статье 143 УК РФ с лишением свободы, так как его действия прямо привели к трагедии. При этом ООО «Феникс» получило административный штраф по части 1 статьи 5.27.1 КоАП за нарушение требований правил по охране труда в электроустановках.

Также привлечь к уголовной ответственности могут прораба и ответственного руководителя работ по наряду-допуску, если они должны были обеспечить соблюдение требования ОТ, но не сделали этого.

Например, в плане производства работ было указано проверить наличие газов в колодце, но прораб дал указание спускаться в колодец без проверки газоанализатора. Это привело к отравлению работника. В этом случае суд может привлечь прораба к ответственности по ч.1 ст. 143 УК РФ. Ему будут грозить исправительные работы или к лишению свободы до 1 года.

Смерть человека, согласно ч.2 данной статьи может привести или к принудительным работам, или к лишению свободы до 4 лет. А вот если преступные действие или бездействие ответственных лиц повлекут за собой смерть 2 и более человек, суд применит 3 часть статьи 143 УК РФ — лишение свободы на 5 лет, или на этот же срок принудительные работы.

Кроме того, в уголовном законодательстве есть такая норма как запрет заниматься определенными видами деятельности.

Административные штрафы за нарушения требований охраны труда

В 2015 г. вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), значительно увеличивающие ответственность работодателя за нарушения трудового законодательства, в том числе и за нарушения требований охраны труда.

В новой статье 5.27.1 перечислены нарушения законодательства об охране труда, за которые трудовые инспекторы могут оштрафовать компанию (должностное лицо) или вынести предупреждение.

Среди наиболее важных изменений — диверсификация ответственности за нарушения требований охраны труда, а также значительное увеличение размеров штрафов за подобные нарушения (теперь они варьируются от 60 000 до 200 000 руб.).

Извлечение из КоАП

Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2–4 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1–4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Законодатель отдельно выделил следующие нарушения требований охраны труда:

  • нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение;
  • допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения: обязательных медицинских осмотров; обязательных психиатрических освидетельствований;
  • нарушение обучения и проверки знаний работника требований охраны труда;
  • необеспечение работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, средствами индивидуальной защиты.

Значительно возросла административная ответственность за неисполнение предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль) за соблюдением трудового законодательства. За неисполнение предписания руководитель может быть оштрафован до 50 тыс. руб. или дисквалифицирован, штраф в отношении юридического лица — до 200 тыс. руб.

В таблице представлены виды нарушения требований охраны труда, размеры штрафов, указаны нормативные акты, за нарушение которых предусмотрена ответственность.

Штрафы за нарушение нормативных требований охраны труда (ст. 5.27.1 КоАП РФ)

Вид нарушения

Размер штрафа, руб.

Наименование основных законодательных актов за невыполнение которых накладывается штраф

для должностных лиц

для юридических лиц

Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение

От 5000 до 10 000

От 60 000 до 80 000

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (в ред. от 01.05.2016);

Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (в ред. от 07.09.2015)

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения:

От 15 000 до 25 000

От 110 000 до 130 000

обязательных медицинских осмотров

ст. 213 «Медицинские осмотры некоторых категорий работников» ТК РФ;

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (в ред. от 05.12.2014) «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (в ред. от 05.12.2014)

обязательных психиатрических освидетельствований

ст. 213 «Медицинские осмотры некоторых категорий работников» ТК РФ;

Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 (в ред. от 25.03.2013) «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности» (в ред. от 25.03.2013)

обучения и проверки знаний работника требований охраны труда

Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»

Необеспечение работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, средствами индивидуальной защиты

От 20 000 до 30 000

От 130 000 до 150 000

ст. 221 «Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты» ТК РФ;

Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (в ред. от 12.01.2015);

Типовые нормы выдачи СИЗ

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда

От 2000 до 5000

От 50 000 до 80 000

Все законодательство регулирующее вопросы охраны труда

Перечисленные нарушения совершены лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное нарушение

От 30 000 до 40 000

От 100 000 до 200 000

Все вышеуказанное

Практика работы Государственной инспекции труда в Волгоградской области и судебная практика говорит о том, что ст. 5.27.1 КоАП работает в полной мере.

Также уже есть обширная практика по обжалованию решений инспекторов. Она, как правило, не в пользу предприятия — судьи встают на сторону Государственной инспекции труда и закона.

Судебная практика

В суде Приморского краевого суда была рассмотрена жалоба генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» на решение судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Жалоба оставлена без удовлетворения.

Суть дела. Постановлением исполняющего обязанности прокурора Яковлевского района от 07.05.2015 возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП в отношении генерального директора ООО «Водоканал-Сервис».

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае от 28.05.2015 № 4-525-15-ППР/000062/12/2-02661 генеральный директор ООО «Водоканал-Сервис» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 руб.

Решением судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015 по жалобе генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» обжалуемое постановление оставлено без изменения, жалоба — без удовлетворения.

В жалобе на судебное решение ООО «Водоканал-Сервис» просил отменить его и прекратить производство по делу.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора о законности судебного решения, судья пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу решений.

За допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрено административное наказание для должностных лиц в виде штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.

Статьей 212 ТК РФ на работодателя возложена обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

В силу ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Как следует из материалов дела, 23.04.2015 прокуратурой района проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности ООО «Водоканал-Сервис», в ходе которой установлено, что работникам ООО «Водоканал-Сервис» определены вредные условия труда. При этом названные работники допущены к работе без прохождения периодических медицинских осмотров.

В силу положений ст. 2.4 КоАП РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Установив, что на предприятии допущено нарушение норм трудового законодательства, образующее объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, судья признал вывод государственного инспектора по труду о привлечении к ответственности директора общества обоснованным.

Событие административного правонарушения и вина генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно:

  • постановлением исполняющего обязанности прокурора Яковлевского района от 07.05.2015 о возбуждении дела об административном правонарушении;

  • актом проверки исполнения требований трудового законодательства от 23.04.2015;

  • приказом генерального директора от 03.09.2013 № 14-к о назначении на должность;

  • свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения;

  • должностной инструкцией генерального директора ООО «Водоканал-Сервис»;

  • свидетельством о государственной регистрации юридического лица;

  • трудовым договором от 03.05.2015 № 4, заключенным между ООО «Водоканал-Сервис» и работником;

  • дополнительным соглашением к указанному договору;

  • приказом генерального директора от 30.03.2015 № 1 о приеме на работу по внешнему совместительству;

  • трудовым договором по внешнему совместительству от 30.03.2015 № 1, заключенным между ООО «Водоканал-Сервис» и работником;

  • договором об оказании услуг по проведению периодического медицинского осмотра от 12.11.2014 № 115 и приложениями к нему;

  • картами аттестации рабочего места по условиям труда;

  • заключительным актом;

  • списком работников организации.

Решение судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015