Штрафы и пени

Содержание

Учет пеней и штрафов по налогам

Актуально на: 13 апреля 2017 г.

Пеня и штраф – виды денежных выплат, которые обязано произвести лицо, нарушившее требования законодательства. Штраф представляет собой, как правило, фиксированную или заранее определенную сумму, исчисляемую в процентах от некоей известной величины (например, суммы долга), а пени обычно зависят от длительности существования нарушенного обязательства и рассчитываются в процентах за каждый день. Об учете пени по налогам в бухгалтерском учете и в целях налогообложения, а также учете штрафов расскажем в нашей консультации.

Налоговые пени в налоговом учете

Независимо от того, пени это или штраф за нарушение налогового законодательства, порядок их бухгалтерского и налогового учета единый. Такие санкции отражаются в составе прибылей и убытков организации по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 99 – Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»

В целях расчета налога на прибыль такие пени и штраф в расходах не учитываются (п. 2 ст. 270 НК РФ). Их не надо путать с санкциями по хозяйственным договорам. Если, к примеру, вашим договором с поставщиком предусмотрены пени за просрочку оплаты, то в случае признания своей вины покупатель сможет учесть пени по договорам в налоговом учете в составе расходов (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ). Соответственно, поставщик отразит их в составе внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ). И, кстати, учитываться такие доходы и расходы будут уже не на счете 99, а на счете 91 «Прочие доходы и расходы» (п. 7 ПБУ 9/99, п. 11 ПБУ 10/99, Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).

Подход к отражению штрафов в бухгалтерском и налоговом учете аналогичный: штраф за нарушение налогового законодательства отражаются по дебету счета 99 и в прибыли не учитывается, а по договорам с контрагентами – на счете 91 и принимается в расчет налога на прибыль.

Штрафы ГИБДД: бухгалтерский и налоговый учет

Учитывая, что штрафы ГИБДД не относятся к плате за нарушение налогового законодательства, вполне обоснованно отражать их на счете 91, а не 99:

Дебет счета 91 – Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Но, несмотря на то, что порядок бухгалтерского учета таких штрафов схож с учетом штрафов за нарушение хозяйственных договоров, уменьшить на них налогооблагаемую прибыль не получится (п. 2 ст. 270 НК РФ).

Штрафы и пени по налогам: учет и проводки

Практически любая компания хотя бы раз получала от ФНС требование на уплату штрафа за несвоевременно сданную декларацию или на уплату пеней за просрочку платежа. Как самостоятельно рассчитать сумму пеней и проверить расчеты налоговой службы, какими проводками отразить налоговые санкции, расскажем в данной статье.

Учет штрафов по налогам

Определение налогового штрафа можно найти в ст. 114 НК РФ. Согласно нормам Налогового кодекса, штраф относится к категории налоговых санкций. Применяется он в случае совершения налогового правонарушения и исчисляется в денежном выражении.
Размер штрафа зависит от вида нарушения (гл. 16 НК РФ). Самые распространенные налоговые санкции, с которыми сталкивается бухгалтер, это штрафы за несвоевременную уплату налогов и сдачу отчетности.
Например, при подаче декларации по НДС позже установленного срока компанию ждет штраф в размере от 5 до 30 % суммы налога, указанного в декларации. При этом минимальный штраф составит 1000 рублей (ст. 119 НК РФ). А если бухгалтер забыл перечислить налог, придется заплатить еще и пени за каждый день просрочки.
Все штрафы по налогам выносятся на основании решения ФНС и подлежат уплате виновной организацией, а не должностным лицом. Иногда штрафы по отчетности удерживают из зарплаты исполнителя (например, главбуха) — такие действия должны быть закреплены в локальных нормативных актах (в положении об оплате труда, в порядке о премировании работников и т. п.).
Штрафы отражаются по дебету счета 99 и кредиту счетов 68 или 69. Для подробной аналитики можно открыть дополнительные субсчета к счету 68 в разрезе видов налогов. Например, счет 68 субсчет «Штрафы по НДС». Такая аналитика позволит бухгалтеру отследить, штрафы по каким налогам уже уплачены.

  • Дебет 99 Кредит 68 — начислен штраф по налогу.
  • Дебет 68 Кредит 51 — перечислен в ФНС штраф по налогу.
  • Дебет 99 Кредит 69 — начислен штраф по страховым взносам.

Суммы налоговых санкций не уменьшают налогооблагаемую прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ).

Как отразить в учете пени по налогу

Пени не относятся к налоговым санкциям, а поэтому их учет мы рассмотрим отдельно.
Пеня — это денежная сумма, которую компания (ИП) должна заплатить в бюджет, если налоги (взносы, сборы) уплачены не вовремя (ст. 75 НК РФ).
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством днем уплаты налога или сбора. Если срок уплаты налога выпадает на 25 января, то пени нужно начислять с 26 января.

Начислять ли пени за день, в который погашена задолженность, — вопрос спорный. На протяжении многих лет контролирующие органы и суды отстаивают разные точки зрения. Минфин России считает, что пени не нужно начислять за день, в котором произошла уплата недоимки (письмо от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318). Суды также соглашаются с указанным мнением. А вот ФНС нередко настаивает на том, что пени нужно начислить даже за день, когда недоимка была уплачена (Разъяснения ФНС РФ от 28.12.2009). Если сумма пеней за один день не велика, безопаснее поступить согласно позиции налоговой службы. Если речь идет о существенных суммах, нужно быть готовым к тому, что свою позицию придется доказывать в суде.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от долга. Процентная ставка пени равна 1/300 действующей ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования приравнена к ключевой ставке, по состоянию на 01.03.2017 она равна 10 % (Информация ЦБ РФ от 16.09.2016).

Пени = Не уплаченная в срок сумма налога x Количество календарных дней просрочки x 1/300 ставки рефинансирования.
С 01.10.2017 пени будут считаться исходя из 1/150 ставки рефинансирования, если просрочка по уплате превысит 30 дней (Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ).
На практике пени учитывают по-разному: одни специалисты относят пени по налогам на счет 91, а другие — на счет 99. Ни один нормативный акт не дает четкого ответа, на каком счете нужно учитывать пени. Решение нужно принять самостоятельно и закрепить его в учетной политике предприятия.

Вариант № 1. Пени учитываются на счете 91

Если прочитать определение пени, то можно сделать вывод: пени не относятся к налоговым санкциям, а значит, не могут быть учтены на счете 99. Характеристика счета 99 представлена в плане счетов и дословно звучит так: «на счете 99 отражаются суммы начисленного условного расхода по налогу на прибыль, постоянных обязательств и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций». Про пени тут речи нет.
Так как пени не учитываются при налогообложении (п. 2 ст. 270 НК РФ), для их учета остается лишь счет 91-2. Однако в плане счетов разъясняется, что по счету 91 можно учитывать лишь пени за нарушение договорных условий. Перечень расходов раскрыт в ПБУ 10/99, и среди перечисленных также нет пеней по налогам. Но в ПБУ 10/99 есть статья «прочие расходы», и пени можно отнести к ней. Главное, закрепить отражение пеней на счете 91 в учетной политике организации.
Учитывая пени на счете 91, придется начислять постоянное налоговое обязательство (ПБУ 18/02).

Пример. Компания «Сила» получила требование на уплату пеней по налогу на прибыль в размере 1 450 рублей. В организации учет пеней ведут на счете 91.

Бухгалтер сделал проводки:
Дебет 91-2 Кредит 68 1 450 — начислены;
Дебет 99 Кредит 68 290 — отражено постоянное налоговое обязательство (1 450 x 20 %).

Вариант № 2. Пени учитываются на счете 99

Учитывать пени на счете 99 гораздо удобнее. Тогда бухгалтеру не придется начислять ПНО.

В инструкции по применению плана счетов для учета напрямую не подходит ни счет 91, ни счет 99. Однако по своему экономическому содержанию понятие пеней очень близко к налоговым санкциям, которые нужно учитывать на счете 99. Операции в бухучете нужно отражать исходя из их экономического содержания, которое находится в приоритете перед правовым статусом операции (п. 6 ПБУ 1/2008).

Пример. Компания «Небо» получила требование на уплату пеней по налогу на прибыль в размере 421 рубль. В организации учет пеней ведут на счете 99.

Бухгалтер сделал проводки:
Дебет 99 Кредит 68 421 — начислены пени.

Независимо от выбранного варианта отражения уплаты нужно помнить, что пени не уменьшают прибыль в целях налогообложения. В бухгалтерской отчетности пени отражаются в зависимости от выбранного счета учета. В конечном итоге чистая прибыль будет одинаковой при любом варианте учета. Если сумма существенна, желательно раскрыть информацию о ней в пояснительной записке.

Пример расчета. ООО «Весенний ветер» отправило декларацию по НДС за IV квартал 2016 года 30.01.2017 вместо установленного срока 25.01.2017. Налог к уплате согласно декларации равен 360 000 рублей. Компания заплатила причитающийся налог только 30.03.2017. ФНС выставила требование № 4587 от 05.04.2017, согласно которому нужно уплатить штраф в размере 5 % от суммы налога — 18 000 рублей. Бухгалтер рассчитал суммы пеней и отразил все санкции проводками. Учет пеней в компании «Весенний ветер» ведется на счете 99. За день оплаты пени также начисляются.

Дебет 99 Кредит 68 18 000 — отражен штраф согласно требованию № 4587 от 05.04.2017.

Бухгалтер рассчитал пени. НДС можно платить по 1/3 в квартал. Таким образом, 25.01.2017 компания должна была заплатить 120 000 рублей (360 000 : 3). По 120 000 рублей следовало отправить в бюджет 27.02.2017 и 27.03.2017 (из-за выходных дней срок уплаты переносится). Ставка рефинансирования равна 10%.

Пени по первому платежу считаются за 64 дня (с 26.01.2017 по 30.03.2017).
120 000 х 64 дн. х 10 % : 300 = 2 560 рублей.

Пени по второму платежу считаются за 31 день (с 28.02.2017 по 30.03.2017).
120 000 х 31 дн. х 10 % : 300 = 1 240 рублей.

Пени по третьему платежу считаются за 3 дня (с 28.03.2017 по 30.03.2017).
120 000 х 3 дн. х 10 % : 300 = 120 рублей.

Итого пени по налогу = 2 560 + 1 240 + 120 = 3 920 рублей.
Дебет 99 Кредит 68 3 920 — отражены по НДС.

Списание сумм неустоек (штрафов, пеней). Что нового?

Павелин А., эксперт журнала

Журнал «Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение» № 8/2018

В соответствии с ч. 42.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015 и (или) 2016 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию. Правила списания таких сумм установлены Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 № 783 (далее – Правила № 783). О порядке списания вышеуказанных сумм поговорим в статье.

С чего все началось?

В силу ст. 3 Закона № 44-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени РФ, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

По общему правилу контракты должны заключаться в письменной форме, однако Закон № 44-ФЗ предусматривает возможность заключения с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) договора в устной форме в порядке и на условиях, которые установлены ГК РФ, в случаях, определенных п. 4, 15 и 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, когда такие извещение или приглашение, документация, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В Законе № 44-ФЗ приведен перечень необходимых условий, подлежащих включению в заключаемый контракт. Одним из обязательных условий контракта является условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при просрочке исполнения заказчиком обязательств, установленных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения им обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, при просрочке исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (п. 1 ст. 330 ГК РФ). Соглашение о неустойке должно быть составлено в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения (ст. 331 ГК РФ).

Начиная с 09.09.2017 порядок определения размера неустойки регламентирован Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042. До указанной даты следовало руководствоваться правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063.

Федеральным законом от 29.12.2015 № 390-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в качестве антикризисной меры до 01.01.2017 было предусмотрено, что в 2015 и 2016 годах заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списывает начисленные суммы таковых в случаях и порядке, которые определены Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» (утратило силу 01.01.2017) предусматривалось, что списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется в порядке, установленном Минфином.

В целях предоставления заказчикам возможности списания задолженности по государственным и муниципальным контрактам, возникшей в 2015 и (или) 2016 годах, в ч. 42.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ (вступила в силу 04.05.2018) закреплено, что суммы неустоек (штрафов, пеней), начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, но не списанные заказчиком, подлежат списанию в случаях и порядке, которые определены Правительством РФ. Как уже было отмечено, в настоящее время порядок списания начисленных сумм неустоек регламентируется Правилами № 783.

В каком порядке осуществляется списание?

Исходя из требований п. 2 Правил № 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) может осуществляться по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым в 2015 и (или) 2016 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами. Напомним, что возможность изменения условий контрактов в 2015 – 2016 годах предусматривалась ч. 1.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ (утратила силу 01.01.2017).

Таким образом, на основании Правил № 783 можно списать только неустойки (штрафы, пени), не оспариваемые поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) должно осуществляться в следующем порядке:

  • если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик их списывает;

  • если их общая сумма превышает 5% цены контракта, но составляет не более 20% цены контракта, заказчик списывает 50% начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50% таких сумм до 01.01.2017.

При этом основаниями для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) являются:

  • если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта – исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме в 2015 или 2016 году, подтвержденное актом приема или иным документом;

  • если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5%, но составляет не более 20% цены контракта – исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в полном объеме в 2015 или 2016 году, подтвержденное актом приема или другим документом, а также информация администратора доходов бюджета о зачислении уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм неустоек (штрафов, пеней) в бюджет (если начисленная и неуплаченная сумма возникла перед государственным (муниципальным) заказчиком) или информация о зачислении средств, уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на счет заказчика или автономного учреждения (если начисленная и неуплаченная сумма неустоек (штрафов, пеней) возникла перед бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием, а также перед автономным учреждением в случае осуществления им закупок в соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

Отметим, что если заказчик не осуществляет полномочия администратора доходов бюджета, полученных в результате применения мер гражданско-правовой ответственности по контракту в части образовавшейся начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), то информация о зачислении уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм неустоек (штрафов, пеней) направляется заказчику администратором доходов бюджета.

Согласно п. 4 Правил № 783 начисленные и неуплаченные суммы неустоек (штрафов, пеней) списываются на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания таких сумм обеспечивает сверку расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней).

Обратите внимание:

В случае если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), принятие решения о ее списании не допускается.

При наличии оснований и указанных выше документов заказчик в течение 10 дней со дня осуществления сверки расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) оформляет решение о списании данной суммы. Такое решение должно быть принято комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной заказчиком в целях подготовки решений о списании начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), и оформлено приказом (распоряжением) заказчика, содержащим следующую информацию:

  • наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), ИНН поставщика (подрядчика, исполнителя) или – для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства – аналог ИНН поставщика (подрядчика, исполнителя), КПП поставщика (подрядчика, исполнителя) (ИНН физического лица);

  • сведения о начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней), включенные в реестр контрактов, заключенных заказчиками;

  • обязательные реквизиты первичных учетных документов, установленные в п. 7 Инструкции № 157н;

  • дату принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней);

  • подписи членов комиссии.

Заказчик списывает начисленные и неуплаченные суммы неустоек (штрафов, пеней) в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения. При этом заказчик, не осуществляющий полномочия администратора доходов бюджета, полученных в результате применения мер гражданско-правовой ответственности по контракту в части образовавшейся начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), не позднее трех рабочих дней после списания данной суммы направляет администратору доходов бюджета информацию о произведенном списании с указанием списанной суммы и кода классификации доходов бюджетов бюджетной системы РФ.

Не позднее 20 рабочих дней со дня принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) заказчик направляет контрагенту уведомление о списании начисленной и неуплаченной задолженности с указанием ее размера по форме согласно приложению к Правилам № 783. Такое уведомление должно формироваться в соответствии с информацией и документами, включенными в реестр контрактов, заключенных заказчиками.

Как отразить в учете?

Расчеты по суммам принудительного изъятия (задолженности по штрафам, пеням и неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг) ведутся на счете 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 220 Инструкции № 157н).

Начисление доходов по суммам предъявленных к уплате штрафов, пеней и иных санкций, предусмотренных условиями государственного (муниципального) договора на нужды казенного учреждения, отражается по дебету счета 0 209 40 000 и кредиту счета 0 401 10 140 «Доходы от принудительного изъятия».

Уменьшение сумм начисленных доходов (предоставление скидок, льгот, списание), в том числе денежных взысканий (штрафов, пеней, неустоек), при принятии решения в соответствии с законодательством РФ об их уменьшении, за исключением списания задолженности, признанной нереальной к взысканию, подлежит отражению на счете 0 401 10 174 «Выпадающие доходы» (п. 120 Инструкции № 162н, п. 152 Инструкции № 174н, п. 180 Инструкции № 183н).

В бухгалтерском учете операции по начислению и списанию штрафов можно отразить следующим образом:

Списание неустоек (штрафов, пеней): новые правила

Суммы неустоек (пеней, штрафов), начисленных поставщику (исполнителю, подрядчику), но не списанные заказчиком по причине неисполнения (ненадлежащего исполнения) предусмотренных контрактом обязательств в 2015 и/или 2016 годах, подлежат списанию на основании ч. 42.1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Правила списания указанных сумм подробно изложены в тексте Постановления Правительства РФ от 04.07.2020 № 783. Давайте выясним, как правильно оформить списание неустоек.

Списание неустоек – с чего все началось

Государственный (муниципальный) контракт – это договор, который заключался государственным или муниципальным заказчиком с целью обеспечения государственных или муниципальных нужд от имени Российской Федерации, субъекта РФ (государственный), муниципального образования (муниципальный) (ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ). Контракт может быть заключен:

  • в письменной форме (по общему правилу);
  • в устной форме, при соблюдении условий и порядков, установленных Гражданским кодексом РФ, и только в случаях, установленных положениями п. 4, 15, 28 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ.

Контракт может быть заключен на условиях, которые предусмотрены (ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ):

  • извещением о проведении закупки;
  • приглашением принять участие в выборе исполнителя, подрядчика, поставщика;
  • заявкой;
  • документацией о закупке;
  • окончательным предложением участника закупки, в которым решено было заключить контракт.

В контракте в обязательном порядке должны быть приведены условия осуществления закупки, поименованные в тексте Федерального закона № 44-ФЗ. В частности, в контракте должно содержаться условие об ответственности поставщика и заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение прописанных в контракте обязательств. Так. Поставщик, исполнитель или подрядчик имеют право потребовать от заказчика уплаты неустойки (пени, штрафа) в случае, если последний просрочил исполнение своих обязательств, оговоренных в контракте (или исполнил обязательства ненадлежащим образом) (ч. 5 ст. 34 закона № 44-ФЗ).

Неустойка (пеня, штраф) – денежная сумма (установленная договором или законом), которую уплатит кредитор при просрочке исполнения своих обязательств, а также в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) оговоренных в контракте обязательств. Необходимо помнить о следующих моментах:

  • Согласно указаниям ст. 331 ГК РФ, соглашение о неустойке оформляется в письменном виде, в противном случае оно признается недействительным.
  • Согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ, кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков по требованию об уплате неустойки.

До 9 сентября 2017 года величина неустойки устанавливалась на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063.

Важно! С 9 сентября 2017 года размер неустойки должен рассчитываться в соответствии с утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом.

До 1 января 2017 года в качестве антикризисной меры было предусмотрено, что в 2015-2016 годах заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (пеней, штрафов) и/или списывает начисленные суммы в случаях, установленных Правительством РФ (Федеральный закон от 29.12.2015 № 390-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…»).

Правительство РФ предписывало производить списание неустоек в порядке, установленном Минфином РФ, в отношении принятых к учету задолженностей поставщика, вне зависимости от срока ее возникновения (Постановление от 14.03.2016 № 190 – утратило силу 1 января 2017 года).

Чтобы у заказчиков появилась возможность произвести списание неустоек (долгов по государственным и муниципальным контрактам), появившихся в 2015-2016 годах, в ч. 42.1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (вступившей в силу 4 апреля 2020 года) закреплено, что суммы неустоек подлежат списанию в порядке и в случаях, установленных Правительством РФ (т.е. по Правилам № 783).

Читайте также статью ⇒ “Аналитический учет основных средств в бюджетных учреждениях: проводки в 2020 году“.

В каком порядке осуществляется списание неустоек

Списать неустойки, которые были начислены, но не были уплачены, разрешается в том случае, если речь идет о контрактах, обязательства по которым исполнены в полной мере, но за исключением контрактов, по которым условия о сроке исполнения контракта (цене контракта, стоимости единицы товара, количестве товаров, объеме услуг и работ) были изменены по соглашению сторон в 2015-2016 годах (п. 2 Правил № 783). Согласно ч. 1.1 ст. 95 закона № 44-ФЗ (утратила силу), в 2015-2016 годах менять условия контрактов было позволительно.

Важно! Произвести списание неустоек (пеней. штрафов) разрешается только в том случае, если они не оспариваются исполнителем, подрядчиком или поставщиком.

Порядок списания неустоек также регламентирован Правилами № 783:

  1. Если общая сумма неустоек (пеней, штрафов) оказывается больше чем 5% цены контракта (но не превышает 20%), заказчику позволительно списать 50% сумм неустоек, если 50% таких сумм были уплачены до 1 января 2017 года.
  2. Если сумма неустоек оказывается не более 5% от цены контракта, заказчик может их полностью списать.

Основанием для принятия решения о списании неустоек (пени, штрафа) может стать:

Сумма неустоек Основания для списания
Общая сумма неустоек оказывается больше 5%, но не более 20% цены контракта
  • Исполнение поставщиком обязательств по контракту в полном объеме в 2015-2016 году;
  • наличие акта приема или другого документа;
  • сведения администратора доходов бюджета о зачислении уплаченных поставщиком сумм неустоек в бюджет (если неуплаченная сумма возникла перед государственным заказчиком) (если заказчик не является администратором доходов бюджета, сведения о зачислении уплаченных поставщиком сумм неустоек направляется заказчику администратором доходов);
  • сведения о зачислении средств на счет заказчика или автономного учреждения от поставщика.
Общая сумма неустоек не превышает 5% цены контракта
  • Исполнение поставщиком обязательств (кроме гарантийных) по контракту в полном объеме в 2-15-2016 году;
  • наличие акта приема или иного документа, подтверждающего этот факт.

Решение о списании принимается специальной комиссией по поступлению и выбытию активов, после чего оформляется приказом (распоряжением) заказчика. Решение оформляется в течение 10 дней с момента проведения сверки расчетов с поставщиком. В приказе при этом должна содержаться следующая информация:

  • название, фирменное наименование, место нахождения (для организаций);
  • ФИО, место регистрации (для физического лица);
  • ИНН поставщика (аналог ИНН поставщика – для иностранного лица);
  • КПП поставщика (или ИНН физического лица);
  • информация о сумме неустойки, включенная в реестр контрактов, заключенных заказчиками;
  • установленные в п. 7 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных учреждений ( утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н) обязательные реквизиты первичных документов;
  • дата принятия решения о списании неутоек;
  • подписи всех членов комиссии.

Списание неустоек производится в течение 5 рабочих дней с момента принятия решения о списании. Если заказчик не осуществляет полномочия администратора доходов бюджета, он не позднее 3 рабочих дней после списания сумм должен направить администратору доходов сведения о произошедшем списании. При этом необходимо сообщить списанную сумму, код классификации доходов бюджета бюджетной системы РФ. В течение 20 рабочих дней с даты принятия решения о списании неустоек контрагенту направляется уведомление о списании задолженности с указанием ее размера.

Читайте также статью ⇒ “Учет обязательств в бюджетных учреждениях“.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Списание неустоек – отражение в учете

Операции по начислению и списанию штрафов необходимо отразить в учете. При этом необходимо помнить о следующих моментах:

  • Согласно п. 220 Инструкции № 157н, расчеты по суммам принудительного изъятия (задолженности по неустойкам, штрафам, пеням, начисленным вследствие неисполнения обязательств по договорам на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ) ведутся на счете 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам».
  • По дебету счета 0 209 40 000 и кредиту счета 0 401 10 140 «Доходы от принудительного изъятия» отражается начисление доходов по суммам предъявленных у уплате штрафов и прочих санкций, установленных государственным договором.
  • Согласно п. 120 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета (утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 162н), п. 152 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н), п. 180 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений (утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н), уменьшение сумм начисленных доходов (в результате списания, льгот, скидок), включая денежные взыскания (неустойки, пени, штрафы), при принятии решения об их уменьшении (кроме списания долга, признанного нереальным к взысканию), отражается на счете 0 401 10 174 «Выпадающие доходы».

Отразить операции по начислению и списанию штрафов в бухгалтерском учете можно следующим образом:

Операция ДЕБЕТ КРЕДИТ
Начисление суммы неустойки за нарушение договорных обязательств 0 209 40 560 0 401 10 140
Отражение списания суммы неустойки, начисленной по государственному контакту 0 401 10 174 0 209 40 660

Законодательные акты по теме

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Постановление Правительства РФ от 04.07.2020 № 783 Порядок списание неустоек (пеней, штрафов), начисленных поставщику, но не списанных заказчиком из-за неисполнения предусмотренных контрактом обязательств в 2015-2016 годах

Типичные ошибки

Ошибка: Заказчик принял решение о списании начисленных и неуплаченных сумм неустоек без подтверждения поставщиком факта наличия начисленной и неуплаченной суммы неустоек.

Комментарий: В данном случае принятие решения о списании неустоек не допускается. Заказчик в обязательном порядке должен иметь документальное подтверждение, и чтобы списать такие суммы, необходимо провести сверку расчетов с поставщиком по начисленным и неуплаченным суммам неустоек.

Ошибка: Заказчик принял решение о списании неустоек, начисленных и неуплаченных поставщиком в 2015-2016 годах, лично.

Комментарий: Решение о списании принимается комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной заказчиком специально для подготовки решения.

Ответы на распространенные вопросы о том, как по новым правилам производится списание неустоек

Вопрос №1: На чем должно основываться уведомление о списании начисленной и неуплаченной задолженности, направляемое заказчиком контрагенту?

Ответ: Уведомление формируется в соответствии с документами и сведениями, включенными в реестр контрактов, заключенных заказчиками.

Вопрос №2: Нужно ли уведомлять администратора доходов бюджета о произведении списания начисленных и неуплаченных неустоек, если заказчик, принявший решение о списании, не является администратором доходов бюджета?

Ответ: Да, нужно. Уведомить о списании необходимо в течение 3 рабочих дней после списания данной суммы с указанием списанной суммы и кода классификации доходов бюджета.

Тема: 91 счет, расходы, не принимаемые для налогообложения

Быстрый переход 1C Вверх

  • Навигация
  • Кабинет
  • Личные сообщения
  • Подписки
  • Кто на сайте
  • Поиск по форуму
  • Главная страница форума
  • Форум
  • Бухгалтерия
    1. Общая бухгалтерия
      1. Бухучет и Налогообложение
      2. Оплата труда и кадровый учет
      3. Документация и отчетность
      4. Учет ценных бумаг и валютных операций
      5. Внешнеэкономическая деятельность
      6. Внешнеэкономическая деятельность. Таможенный союз
      7. Алкоголь: лицензирование и декларирование
      8. Онлайн-ККТ, БСО, эквайринг и кассовые операции
    2. Отрасли и спецрежимы
      1. Индивидуальные предприниматели. Спецрежимы (ЕНВД, УСН, ПСН, ЕСХН)
      2. Учет в НКО и жилищном хозяйстве
      3. Бухгалтерский учет в строительстве
      4. Бухгалтерский учет в туризме
    3. Бюджетные, автономные и казенные учреждения
      1. Бюджетный учет
      2. Программы для бюджетного учета
    4. Банки
    5. МСФО, GAAP, управленческий учет
  • Юридический отдел
    1. Правовая помощь
    2. Регистрация
    3. Опыт проверок
  • Управление предприятием
    1. Администрирование и управление на предприятии
    2. Аутсорсинг
  • Автоматизация предприятия
    1. Программы для ведения бухгалтерского и налогового учета
      1. Инфо-Бухгалтер
      2. Другие программы
    2. 1C
    3. Электронный документооборот и электронная отчетность
    4. Прочие средства автоматизации труда бухгалтеров
  • Гильдия клерков
    1. Взаимоотношения на работе
    2. Бухгалтерский бизнес
    3. Обучение
    4. Биржа труда
      1. Ищу работу
      2. Предлагаю работу
  • Клуб Клерк.Ру
    1. Пятница
    2. Частные инвестиции
    3. Политика
    4. Спорт. Туризм
    5. Встречи и поздравления
    6. Авторские форумы
      1. Интервью
      2. Простое, как мычание
      3. Авторский форум Goblin_Gaga
        1. Бухгалтера можно…
        2. опусник Гаги
  • Интернет-конференции
    1. Кому я должен — всем прощайте: все о банкротстве физлиц
    2. Архив Интернет-конференций
      1. Интернет-конференции
        1. Обмен электронными документами и сюрпризы от ФНС
        2. Нарушение прав граждан при трудоустройстве и увольнении
        3. Новый порядок сдачи отчетности по НДС в электронном формате
        4. Подготовка годовой финансовой/бухгалтерской отчетности за 2014 год
        5. Все, что вы хотели спросить у оператора обмена электронными документами
        6. Как финансовый кризис превратить в окно возможностей?
        7. НДС: изменения в нормативном регулировании и их реализация в программе «1С:Бухгалтерия 8»
        8. Обеспечение достоверности результатов инвентаризационных мероприятий
        9. Защита персональных данных. Применение ЗПК «1С:Предприятие 8.2z»
        10. Формирование учетной политики компании: возможности сближения с МСФО
        11. Электронный документооборот на службе бухгалтера
        12. Учет времени при различных системах оплаты труда в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8»
        13. Полугодовой отчет по налогу на прибыль: раскроем все секреты
        14. Межличностные отношения на рабочем месте
        15. Облачная бухгалтерия 1С. Стоит ли уходить в облако?
        16. Банковские депозиты: как не потерять и выиграть
        17. Больничные листы и другие пособия за счет ФСС. Порядок расчета и начисления
        18. Клерк.Ру: задайте любой вопрос руководству сайта
        19. Правила расчёта НДС при осуществлении экспортно-импортных операций
        20. Как сдать отчетность в Пенсионный фонд за 3 квартал 2012 года
        21. Отчетность в ФСС за 9 месяцев 2012 года
        22. Подготовка отчетности в ПФР за 2 квартал. Сложные вопросы
        23. Запуск электронных счетов-фактур в России
        24. Как снизить затраты на ИТ-оборудование, ПО и ИТ-персонал с использованием облачных мощностей
        25. Отчетность в ПФР за 1 квартал 2012. Основные изменения
        26. Налог на прибыль: нюансы заполнения декларации за 2011 год
        27. Годовая отчетность в ПФР. Актуальные вопросы
        28. Новое в бухгалтерской отчетности за 2011 год
        29. Отчетность в ФСС в вопросах и ответах
        30. Полугодовая отчетность в ПФР в вопросах и ответах
        31. Расчет пособий по временной нетрудоспособности в 2011 году
        32. Электронные счета-фактуры и электронные первичные документы
        33. Формирование бухгалтерской отчетности за 2010 год
        34. Расчет больничных в 2011 году. Декретные и пособия в переходный период
        35. Новое в законодательстве о налогах и страховых взносах в 2011 году
        36. Изменения в финансовой отчетности в 2011 году
        37. DDoS атаки в России как способ нечестной конкурентной борьбы.
        38. Банковские продукты для физлиц: кредитование, депозиты, спецпредложения
        39. Документ в электронной форме — эффективное решение актуальных проблем
        40. Как найти работу с помощью Клерк.Ру
        41. Предоставление сведений перс. учета за первое полугодие 2010 года
        42. Налоговая ответственность: кто и за что отвечает?
        43. Проверки, взыскание, возврат/зачет налогов и др.вопросы ч.1 НК РФ
        44. Расчет больн. листов и страховых взносов в свете квартальной отчетности
        45. Замена ЕСН страховыми взносами и другие нововведения 2010 года
        46. Ликвидация коммерческих и некоммерческих организаций
        47. Бухгалтерский и налоговый учет товарно-материальных ценностей
        48. Обязательная перерегистрация фирм в соответствии с Законом №312-ФЗ
        49. PR и маркетинг в сфере профессиональных услуг своими силами
        50. Клерк.Ру: смена дизайна
        51. Построение личного финансового плана: мечты и реальность
        52. Подготовка бух. отчетности. Изменения в рос. стандартах учета в 2009 году
        53. Откаты в сфере продаж: за и против
        54. Потеря работы в период кризиса. Что делать?
        55. Все, что вы хотели знать о Клерк.Ру, но стеснялись спросить
        56. Кредит в кризис: условия и возможности
        57. Сохранение капитала во время кризиса: стратегии для частных инвесторов
        58. НДС: вычеты по авансам. Вопросы с ответами и без
        59. Пресс-конференция Деда Мороза
        60. Изменения в Налоговый кодекс, вступающие в силу с 2009 года
        61. Налог на прибыль с учетом последних изменений и разъяснений Минфина
        62. Российский кризис: угрозы и возможности
        63. Сетевой бизнес: качественные товары или развод на деньги?
        64. КАСКО: страховка без секретов
        65. Выплаты физическим лицам
        66. Рейдерство. Как защитить собственный бизнес?
        67. Актуальные вопросы исчисления и возмещения НДС
        68. Спецрежимы: ЕНВД и УСН. Особенности и сложные вопросы
        69. Налог на прибыль. Расчет, особенности исчисления, спорные моменты
        70. Учетная политика для целей бухучета
        71. Налоговые проверки. Практика применения новых правил
        72. НДС: порядок расчета
      2. Аутсорсинг в вопросах и ответах
      3. Как бухгалтеру выполнить требования Закона «О персональных данных»
      4. Идеальный архив бухгалтерских документов
  • Служебные форумы
    1. Архив
      1. FAQ (Часто задаваемые вопросы)
        1. FAQ: Часто задаваемые вопросы по бухучету и налогам
      2. Игры и тренинги
        1. Тренинг по воспитанию самоуверенности
        2. ВЭД в условиях суровой действительности
    2. Книга жалоб и предложений
      1. Дневники