Штраф за незаконное предпринимательство

Содержание

Незаконная предпринимательская деятельность

Легальное определение незаконного предпринимательства сформулировано законодателем в ч.1 ст.171 УК РФ – это осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

Как видно из данной легальной формулировки, ее базисной категорий является «осуществление предпринимательской деятельности».

Дабы разобраться, что следует понимать под незаконным предпринимательством, обратимся к определению и признакам «предпринимательской деятельности».

Легальное понятие предпринимательской деятельности закреплено законодателем в ст.2 ГК РФ. В силу указанной статьи предпринимательская деятельность — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Анализ легального определения позволяет выделить следующие признаки предпринимательской деятельности:

1) самостоятельность экономической деятельности и осуществление ее на свой риск;
2) систематическое получение прибыли как цель деятельности;
3) пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг как источники прибыли.

В теории гражданского права указывают еще на один признак предпринимательской деятельности, «она должна проводиться только физическими или юридическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке», то есть цивилисты относят «государственную регистрацию» (будь то юридическое лицо, или индивидуальное предпринимательство) к обязательным признакам предпринимательства.

Прежде чем перейти к другой точке зрения, заметим, что в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 2 июля 2005 г.) государственная регистрация юридического лица и предпринимателя — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.

Другое мнение высказано в теории уголовного права. Как отмечает И.А. Клепицкий, хотя ст. 2 ГК РФ и указывает на государственную регистрацию как на признак предпринимательской деятельности, однако признак этот не является существенным (это скорее один из признаков законной предпринимательской деятельности, чем предпринимательской деятельности как таковой), незаконная предпринимательская деятельность возможна и без регистрации. Подчеркнем, что, и гражданское законодательство не исключает понимания в качестве предпринимательской деятельности, осуществляемой без регистрации: «Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридическою лица с нарушением требований, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем» (п. 4 ст. 23 ГК РФ). Согласимся с В.А. Наумовым, отмечающим, что гражданское законодательство запрещает такую деятельность, так как она вносит неразбериху в гражданско-правовые отношения в сфере предпринимательства, но это вовсе не причина для объявления указанных отношений (интересов) сферой уголовного права.

Таким образом, для незаконной предпринимательской деятельности характерны следующие признаки:

1) самостоятельность экономической деятельности и осуществление ее на свой риск;
2) систематическое получение прибыли как цель деятельности;
3) пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг как источники прибыли.

При этом признаки предпринимательской деятельности необходимо отличать от форм незаконной предпринимательской деятельности, закрепленных в диспозиции ст.171 УК РФ.

Рассмотрим указанные выше признаки подробнее, а также отграничим предпринимательскую деятельность от иных видов деятельности, которые не являются формой незаконного предпринимательства.

Первый признак – самостоятельность экономической деятельности и осуществление ее на свой риск.

Самостоятельность предполагает, прежде всего, то, что физическое или юридическое лицо — предприниматель участвует в гражданском обороте непосредственно, от своего имени, своей волей и в своем интересе.

Экономическая деятельность, лишенная самостоятельности, не может рассматриваться в качестве предпринимательской. Такая деятельность чаще всего юридически опосредуется трудовым договором, даже и не оформленным должным образом. Трудовой договор отличается от гражданско-правовых договоров (характерных для предпринимательства) своим предметом. Предметом трудового договора является «сам живой труд работника».

Соответственно в трудовых отношениях работник попадает в подчинение к работодателю, возникают дисциплинарные отношения, труд работника организует работодатель, который присваивает доходы и несет коммерческий риск убытков от предпринимательской деятельности.

Если работодатель не выполняет свои обязанности по оформлению трудового договора и функции налогового агента, это не превращает трудовые отношения в предпринимательство. Не имеет принципиального значения и порядок оплаты труда работника, заработная плата работника может быть увязана с результатами его трудовой деятельности и даже с результатами предпринимательской деятельности работодателя.

Приведем показательный пример из практики:

«Согласно приговору, Е. в течение 30 месяцев с целью получения дохода незаконно осуществлял предпринимательскую деятельность без регистрации и специального разрешения (лицензии): оказывал платные услуги ОАО «Малоархангельский райпищекомбинат» по автоперевозке грузов, выполнению погрузочно-транспортных работ по договору аренды транспортного средства, в результате чего им был получен доход в сумме 22.168 руб. Судебная коллегия по уголовным делам областного суда приговор оставила без изменения. Заместитель председателя Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос об отмене судебных решений и прекращении дела за отсутствием в действиях Е. состава преступления. Президиум областного суда протест удовлетворил, указав следующее.

Деятельность Е. не подпадает под признаки предпринимательской деятельности, определенной в ст. 2 ГК РФ, как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. На предварительном следствии и в судебном заседании Е. утверждал, что незаконным предпринимательством не занимался, умысла на это не имел, на срок аренды его автомобиля состоял в трудовых отношениях с ОАО «Малоархангельский райпищекомбинат». В ноябре 1997г. его пригласил директор пищекомбината Г. на работу в качестве водителя на его (Е.) собственной машине. Было составлено трудовое соглашение, по которому он работал с 16 ноября по 31 декабря 1997г., а с 3 января 1998г. по согласованию с Г. написал заявление о приеме на работу в качестве водителя. Был издан приказ, в котором уточнены условия работы и заработная плата, 3 января 1998г. был составлен также договор аренды автомобиля, который подписала жена Е. В его обязанности входили погрузочно-разгрузочные работы, доставка товара на принадлежащем ему автомобиле, за что он получал заработную плату, облагаемую подоходным налогом. Показания Е. подтверждены показаниями свидетелей и письменными материалами дела.

Исследованные судом доказательства свидетельствуют о том, что деятельность Е. в упомянутом ОАО не являлась самостоятельной, так как он выполнял указания руководства комбината по перевозке грузов. Он не нес ответственности и не рисковал при недостаче или порче товара (который, как это видно из материалов дела, при перевозке находился в подотчете у других лиц), из его заработной платы бухгалтерией производились различные виды удержаний (подоходный налог, отчисления в Пенсионный фонд), велся график учета его рабочего времени. Следовательно, действия Е. признаков предпринимательства не содержат, поэтому специального разрешения (лицензии) на перевозку грузов при таких обстоятельствах не требовалось. В соответствии с этим нельзя признать обоснованным осуждение Е. за осуществление предпринимательской деятельности, сопряженной с извлечением дохода в крупном размере, без регистрации и без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно».

Наибольшие сложности связаны с отграничением от предпринимательства неоформленных или неправильно оформленных трудовых отношений, если труд работников используется для выполнения разовых работ, напр., для строительства или ремонта квартир, офисов и т.п., а оплата работ производится по мере их выполнения. В такой ситуации принципиальное значение имеет тот факт, кто конкретно организует выполнение работ (напр., определяет и учитывает рабочее время, делает распоряжения относительно выполнения конкретных действий и т.п.). Следует учитывать и наличие надлежащим образом оформленного договора, предусматривающего ответственность подрядчика за неисполнение обязательств.

В гражданско-правовых отношениях, где предмет договора составляют не труд как таковой, а его результаты, исполнитель сохраняет свою самостоятельность и действует на свой риск. Именно предприниматель, принявший от своего имени конкретное самостоятельное решение, правомерно создает как потенциальную, так и реальную опасность в целях получения прибыли, достижения другого предпринимательского результата, недостижимого при использовании обычных, нерискованных средств.

Учитывая многообразие вариантов организации труда, нельзя не отметить, что в некоторых ситуациях при отграничении предпринимательства от трудовых отношений невозможно избежать субъективной оценки. Причем оценивается не характер и степень общественной опасности содеянного (как, напр., при оценке размера ущерба), а грань между социально полезной трудовой деятельностью и преступлением.

Второй признак — систематическое получение прибыли как цель деятельности.

Систематическое получение прибыли закон определяет как цель предпринимательской деятельности. Поэтому систематическое получение прибыли нельзя рассматривать в качестве обязательной характеристики деяния. В действительности предпринимательская деятельность может приносить вовсе не прибыль, а убытки, при этом она не утрачивает характера предпринимательской. Закон не требует от предпринимательской деятельности и систематического совершения сделок.

Вместе с тем само понимание деяния в качестве «деятельности» предполагает продолжаемый характер таких действий. «Предпринимательская деятельность — это система, совокупность последовательно совершаемых действий, направленных на получение прибыли». При этом эта продолжаемая деятельность должна быть направлена именно на систематическое получение прибыли. Если действия лица направлены на разовое получение даже крупного дохода (например, сделка с недвижимостью), предпринимательства не будет. При этом согласно позиции Б.В. Волженкина к предпринимательской деятельности в ряде случаев нельзя отнести даже несколько случаев совершения сделок, например, при производстве от случая к случаю различных мелких работ по договору подряда за плату, но в то же время он признает незаконным предпринимательством совершение одной крупной сделки, выполнение какой-либо значительной работы, оказание услуги, к примеру, строительство или ремонт какого-либо объекта, изготовление большой партии той или иной продукции, в процессе которых фактически осуществляется система действий, направленных на извлечение прибыл.

Таким образом, исследователи приходят к мнению, что предпринимательская деятельность – единая (объединенная целью) продолжаемая деятельность, соответственно, незаконная предпринимательская деятельность по самому определению представляет собой единое продолжаемое преступное деяние.

Третий признак — пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг как источники прибыли.

ГК РФ указывает, что источниками прибыли от предпринимательской деятельности являются пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг.

Данное положение критикуется в цивилистике как казуистичное, отмечается, что предприниматель может получать прибыль и из иных источников, например, от сдачи в аренду имущества или по лицензионным договорам, предоставляя права на результаты своей или чужой интеллектуальной деятельности.

На практике не рассматриваются в качестве предпринимательства сдача гражданином квартиры по договору коммерческого найма, ВС Суд РФ в п. 2 Постановления Пленума № 23 разъяснил по этому вопросу: «В тех случаях, когда не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя лицо приобрело для личных нужд жилое помещение или иное недвижимое имущество либо получило его по наследству или по договору дарения, но в связи с отсутствием необходимости в использовании мною имущества, временно сдало его в аренду или внаем и в результате такой гражданско-правовой сделки получило доход (в том числе в крупном или особо крупном размере), содеянное им не влечет ответственности за незаконное предпринимательство. Если указанное лицо уклоняется от уплаты налогов или сборов с полученного дохода, в его действиях при наличии к тому оснований содержатся признаки состава преступления, предусмотренного статьей 198 УК РФ».

В целом, характеризуя правовое понятие предпринимательской деятельности и незаконного предпринимательства, необходимо отметить, что эти понятия определены не строго, некоторые признаки для их установления требуют субъективной оценки. В гражданском праве, применительно к потребностям которого и разработано понятие «предпринимательской деятельности», эту неопределенность помогает преодолеть признак «государственной регистрации», неприемлемый в праве уголовном, которому приходится иметь дело с осуществлением предпринимательской деятельности без регистрации.

Таким образом, можно необходимо разграничивать такие понятия как предпринимательская деятельность; законная предпринимательская деятельность; незаконная предпринимательская деятельность. Для указанных категорий признак «государственной регистрации» свойственен лишь для законной предпринимательской деятельности. Незаконной же предпринимательскую деятельность делает отсутствие формальных признаков — надлежащей регистрации и соблюдения порядка лицензирования.

Незаконное предпринимательство признается правонарушением. В зависимости от степени общественной опасности и размера причиненного ущерба данное правонарушение влечет административную (ст.14.1 КоАП РФ) или уголовную ответственность.

Ответственность физических лиц за незаконное предпринимательство

За ведение предпринимательской деятельности без регистрации в качестве ИП предусмотрена административная, налоговая и уголовная ответственность. Каждый из видов ответственности предполагает свои правила фиксации нарушения, составления документов и собственно привлечения к ответственности.

По Гражданскому кодексу РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения услуг.

Чтобы подтвердить ведение деятельности, необходимо доказать два обстоятельства: систематичность и получение прибыли. Систематической деятельность считается, если осуществляется два и более раза в год. Когда гражданин один раз продал какое-либо имущество или оказал кому-нибудь услугу, от этого он не станет считаться ведущим предпринимательскую деятельность. Аналогично, если человек продает товары, в том числе систематически (то есть более двух раз), но за те же деньги, за которые он их купил, либо дешевле, сделки не будут считаться предпринимательской деятельностью. Потому что прибыли нет.

КоАП РФ

Начнем с административной ответственности. Она предусмотрена ч. 1 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Возможный штраф составляет от 500 до 2000 руб.

Решение о привлечении к ответственности принимает мировой судья (ст. 23.1 КоАП РФ). Дело может быть рассмотрено либо по месту совершения правонарушения, либо по месту жительства физического лица (если он подаст ходатайство о рассмотрении дела по месту своего жительства). Протокол о нарушении, то есть ведении деятельности без регистрации, вправе составить: милиция, налоговая инспекция, территориальные органы министерства по антимонопольной политике, государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (ст. 28.3 КоАП РФ). Кроме того, возбудить дело об административном правонарушении может прокурор (ст. 28.4 КоАП РФ). Обычно сотрудники одного из перечисленных ведомств приходят к физическому лицу с проверкой, проводят осмотр помещений или контрольную закупку, обнаруживают, что физическое лицо ведет свою деятельность незаконно, то есть без регистрации в качестве ИП, после чего и составляется протокол.

Деятельность без регистрации в качестве ИП является длящимся правонарушением. Привлечь к ответственности гражданина можно лишь в течение двух месяцев со дня составления протокола.

Примечание. За осуществление предпринимательской деятельности без регистрации в качестве ИП предусмотрена административная, налоговая и уголовная ответственность.

Когда протокол оформлен неправильно, в нем есть противоречия, судья должен вернуть документ ведомству, которым он составлен, для доработки. Два месяца — достаточно короткий срок, и пока протокол будет дорабатываться, срок часто успевает истечь. Если дело не будет рассмотрено судьей в течение двух месяцев со дня составления протокола, судья вынесет постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Уголовный кодекс РФ

Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство предусмотрена ст. 171 Уголовного кодекса. Она наступает, если в результате проверки, проведенной милицией или прокуратурой, доказано либо причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству, либо получение доходов в крупном размере, то есть на сумму не менее 250 тыс. руб. (примечание к ст. 169 УК РФ).

Учитывая, что контрольные закупки проводятся обычно на небольшие суммы, обнаружение такого правонарушения, подпадающего под уголовную ответственность, в рамках контрольной закупки маловероятно. Случаи незаконного предпринимательства обнаруживаются обычно при расследовании дел о легализации доходов, полученных преступных путем. Остальным незарегистрированным предпринимателям беспокоиться по поводу уголовной ответственности не стоит, потому что доказать получение дохода на сумму более 250 тыс. руб. сложно, поэтому милиция обычно открывает дела по ст. 171 Уголовного кодекса, если не имеет доказательств получения доходов в крупном размере.

Ответственность за незаконное предпринимательство с причинением ущерба от 250 тыс. руб. до 1 млн. руб. (то есть в крупном размере) следующая: штраф до 300 тыс. руб. или в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период до двух лет, либо обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо арест на срок от четырех до шести месяцев.

За незаконное предпринимательство с причинением ущерба или извлечением дохода в особо крупном размере предусмотрен штраф от 100 до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период от года до трех лет, либо лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период до шести месяцев. Особо крупным размером считается ущерб или доход, превышающий 1 млн. руб.

Если гражданин привлекается к уголовной ответственности впервые, да еще и положительно характеризуется соседями, по месту работы, не является злостным нарушителем общественного порядка, то, скорее всего, ему присудят только штраф.

Собственникам жилых помещений, сдающим их в аренду, необходимо иметь в виду, что за сдачу жилых помещений в аренду привлекать к уголовной ответственности по ст. 171 Уголовного кодекса нельзя, независимо от суммы арендной платы, которую удастся доказать следователю. Об этом сообщил Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума ВС РФ от 18 ноября 2004 г. N 23.

Налоговый кодекс

В Налоговом кодексе ответственность за деятельность без регистрации предусмотрена сразу в двух статьях: 116 и 117. За уклонение от постановки на учет в инспекции грозит штраф в размере 10 процентов от полученных доходов, но не менее 20 тыс. руб. В случае, когда деятельность велась более 90 календарных дней, штраф составит 20 процентов от суммы доходов, но не менее 40 тыс. руб. (ст. 117 НК РФ). За нарушение срока постановки на учет в инспекции штраф составит 5 тыс. руб. либо 10 тыс. руб., если просрочка окажется более 90 календарных дней (ст. 116 НК РФ). Наказать могут только по одной из статей. Разберемся, когда применяется каждая из них.

Гражданин должен зарегистрироваться в инспекции до того, как начнет получать доходы от деятельности. Поэтому сроки просрочки для применения названных выше статей следует отсчитывать с момента первого доказанного случая получения выручки. По ст. 116 оштрафуют, если заявление на госрегистрацию подано до составления акта налоговой проверки, но позже дня получения первой выручки. Если на дату составления акта налоговой проверки заявление все еще не подано, наступает ответственность по ст. 117 Налогового кодекса.

Помимо штрафа за отсутствие госрегистрации инспекторы вправе доначислить налоги расчетным путем. Несостоявшемуся коммерсанту будет доначислен НДФЛ и взносы во внебюджетные фонды. А если в регионе, где работает ИП, деятельность переведена на ЕНВД, и деятельность предпринимателя подпадает под этот режим, то вместо налога на доходы контролеры рассчитают ЕНВД. К рассчитанной инспекторами сумме налогов добавятся пени за несвоевременную уплату. Кроме того, за неуплату налогов установлен штраф — 20 процентов от суммы доначисленных налогов и пени (ст. 122 НК РФ).

Примечание. Помимо штрафа за отсутствие госрегистрации, инспекторы вправе доначислить налоги расчетным путем, а также выставить пени и штраф за их несвоевременную уплату.

Налоги и штрафы с физических лиц взыскиваются в судебном порядке по правилам, предусмотренным Гражданским процессуальным кодексом, в суде общей юрисдикции. Так что одного лишь решения контролеров или протокола недостаточно, штраф виновник уплатит только на основании решения суда.

Мы указали на возможные санкции, которые грозят физическим лицам, осуществляющим деятельность без регистрации. Окончательный вердикт зависит от ситуации, имеющихся фактов и решения суда. Самый действенный метод защиты от проверяющих — не пускать их на свою территорию, особенно если деятельность ведется гражданином у себя дома. Войти в жилое помещение контролеры вправе только по решению суда. Но проверяющие могут получить информацию о ведении незаконной деятельности не только в ходе проверки. Конечно, есть вероятность и случайного визита, но она небольшая. В основном, контролеры приходят, получив сообщения от конкурентов бизнесмена или жалобы обиженных покупателей. Налоговые инспекции занимаются сбором информации о незарегистрированных предпринимателях. Накопив информацию, они могут назначить выездную проверку, провести осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения доходов. Другие ведомства (милиция, прокуратура, Роспотребнадзор) придут проверять незарегистрированного предпринимателя, скорее всего, в связи с поступившими к ним жалобами обманутых покупателей.

Незаконное предпринимательство

Не всегда оказание услуг по-дружески за определенную плату, а также ведение бизнеса сулит только доход и прибыль. Согласно законодательству РФ, за ведение незаконной предпринимательской деятельности предусмотрены штрафные санкции и уголовное наказание, вплоть до лишения свободы.

Нарушение ФЗ РФ может быть по незнанию правовых моментов, а также умышленно, с целью обогащения. В зависимости от формы нарушений, суммы прибыли и длительности периода самовольного предпринимательства, гражданин может быть подвергнут административной и уголовной ответственности.

Как не переступить черту закона, своевременно оплатить налог на прибыль и узнать допустимые пределы самостоятельного предпринимательства? По любым вопросам лучше обратиться к опытным юристам. Наша компания предлагает спектр услуг – от бесплатного консультирования на сайте и по телефону до правовой защиты в суде.

Что такое незаконное предпринимательство?

Под незаконным предпринимательством следует понимать ведение бизнеса в своих интересах, но без официального оформления любых отношений (относительно собственной работы или наемного работника).

Какая деятельность квалифицируется, как незаконная:

  • самостоятельное ведение бизнеса физическим/юридическим лицом;
  • цель деятельности – систематическое получение дохода;
  • тип предпринимательства – оказание услуг, реализация товаров и прочее.

Оказание услуги на платной основе единожды не требует официального оформления в налоговой инспекции. Регистрировать бизнес необходимо, если планируется работа на постоянной основе с разными людьми/организациями.

Обратите внимание!

Основное отличие незаконного предпринимательства – отсутствие трудовых соглашений в любой форме (гражданско-правовой договор, трудовое соглашение, официальное трудоустройство и прочее).

Виды незаконного предпринимательства

Любая деятельность, не соответствующая требованиям законодательства, подпадает под уголовную и административную статью ФЗ РФ и признается незаконной. Если один из пунктов применим к бизнесу, то следует задуматься о легализации дохода:

  • предпринимательство осуществляется без регистрации физического/юридического лица в налоговой инспекции – ИП, ООО, АО, фермерское хозяйство и т.д.;
  • деятельность не соответствует заявленной в документации (например, вместо ИП по пошиву одежды осуществляется разведение и продажа животных, реализация алкогольной продукции и прочее);
  • отсутствие лицензий и разрешительной документации;
  • информация, предоставленная в органы регистрации, является заведомо ложной.

В качестве примера можно привести несколько основных видов незаконного предпринимательства в 2018 году, по которым наступает уголовная/административная ответственность:

  • сдача жилья, аренда транспорта и оборудования;
  • услуги по грузоперевозкам и такси;
  • строительство, ремонт и бытовые услуги населению;
  • устный/письменный перевод, программирование, авторские тексты и прочее.

По каждому из нарушений предусмотрено наказание, которое влечет наложение штрафа и уголовную ответственность.

Дистанционные работы (программирование, фриланс, репетиторство и прочее) также относятся к предпринимательству и должны быть официально зарегистрированы по одной из форм – ИП, гражданско-правовой договор с физлицом, трудоустройство и т.д.

Гражданско-правовая форма отношений накладывает ряд обязательств на работодателя (заказчика), который может быть привлечен за нарушение соглашений, если налоговые органы посчитают такой договор трудовым.

Чтобы снизить риск проблем с правоохранительными органами при ведении предпринимательской деятельности, лучше предварительно проконсультироваться по регистрации и выбору формы налогообложения с опытными юристами. Это позволит получать доход легально, не нарушая ФЗ РФ.

Последствия незаконного предпринимательства

В зависимости от суммы нелегального дохода за год, а также вида незаконного предпринимательства, бизнесмен подвергается уголовному или административному наказанию по ряду статей законодательства. Что грозит за неуплату налогов, отсутствие регистрации и неофициальное трудоустройство наемного работника? Ответы на вопросы представлены на 2018 год, без привязки к конкретной ситуации. Получить консультации правового характера по вашему делу можно на сайте Правовед, обратившись через форму обратной связи или по телефону.

Административная ответственность за незаконное предпринимательство

Факт незаконного бизнеса устанавливается налоговой инспекцией, антимонопольным комитетом, полицией/прокуратурой и органами надзора за потребительским рынком. Оформить протокол по факту нарушения закона могут по результату ряда проверочных мероприятий:

  • контрольная закупка;
  • осмотр помещения;
  • жалоба от заказчика/компаньона и прочее.

Дела рассматриваются мировым судьей в течение 3-х месяцев с момента составления протокола, если сумма ущерба не достигает крупного размера.

Если в протоколе есть ошибки, противоречия и нарушения, то дело передается в суд только после установления истины и внесения изменений в документ. В случае истечения срока давности, преследование по делу может быть прекращено, если правильно выбрать защитника и своевременно обратиться за поддержкой к опытному адвокату.

Последствия предпринимательства, которые наступают при осуществлении деятельности без лицензии и регистрации, регламентированы административным и налоговым кодексом РФ:

  • ст. 116 НК РФ – штраф до 40 тыс. руб. и в размере 10% от дохода, предусмотрен при нарушениях сроков регистрации и получения прибыли без регистрации;
  • для граждан, осуществляющих деятельность без статуса ИП, штрафные санкции определяются по ч.1. ст. 14.1 КоАП РФ – от 500 до 2 тыс. руб.;
  • также по ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрено наказание за предпринимательство без лицензии, нарушение сроков и документальное оформление данных разрешений для юридических и должностных лиц, что влияет на сумму штрафа и дополнительные ограничения на ведение деятельности.

Другие наказания и санкции за грубые и мелкие нарушения можно узнать из ФЗ РФ 2018 года, а также, обратившись за консультацией к юристам. Ежегодные изменения в законодательстве требуют внимательного рассмотрения каждого вопроса, так как то, что в прошлом году было разрешено, в настоящее время может обернуться серьезными проблемами для предпринимателя.

Уголовное наказание за предпринимательство (крупный размер) по ст. 171 УК РФ

В случае когда ущерб для государства/граждан/юридических лиц имеет крупный размер (более 2,5 млн руб.), незаконное предпринимательство рассматривается в судах, как уголовное преступление по ст. 171 УК РФ. По данной статье, наказание может быть в виде штрафа или лишения свободы, в зависимости от обстоятельств:

  • предпринимательство без регистрации и лицензии – штраф до 3 тыс. руб., арест до 6 месяцев, обязательные работы до 480 часов;
  • если ущерб имеет особо крупный размер (от 9 млн руб.), а предпринимательская деятельность осуществлялась группой лиц, то наказание может быть в виде штрафных санкций до 500 тыс. руб., принудительных работ до 5 лет, лишения свободы до 5 лет совместно с выплатой штрафа до 80 тыс. руб. (на усмотрение суда).

При расследовании незаконной предпринимательской деятельности могут появиться дополнительные нарушения – обман потребителя, использование товарного знака и авторских прав, торговля конфискованной продукцией и прочее. Это приведет к новым штрафам и судебным разбирательствам, которых можно избежать, обратившись к квалифицированным юристам и легализовав свой бизнес своевременно.

Резюме

Ответственность за незаконное предпринимательство наступает по УК РФ при сумме ущерба более 2,5 млн руб. В остальных случаях, меры пресечения выбираются по АК РФ и НК РФ.

Какой бизнес является незаконным, кто может заявить о нарушении, и кто несет ответственность:

  • распространенное нарушение законодательства – отсутствие лицензии и нарушения по срокам и типу лицензируемой продукции в соответствии с нормативами, действующими на день ведения бизнеса;
  • также часто в судебной практике встречается несвоевременная регистрация предпринимательской деятельности, а также продолжение ее после закрытия организации, ИП;
  • обвиняемым по делу может быть физическое, юридическое лицо, руководитель предприятия;
  • максимальная мера пресечения при сумме ущерба более 9 млн руб. – лишение свободы сроком до 5 лет.

Отсутствие налоговой декларации, просрочка регистрации, заведомо ложные сведения о доходе и прочие нарушения регламентируются налоговым кодексом РФ. Такие деяния рассматриваются, как самостоятельное нарушение или в совокупности с административными и уголовными преступлениями, связанными с ведением бизнеса.

Ответственность за работу без лицензии

За осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, без необходимой лицензии предусмотрена ответственность вплоть до уголовной:

  • лишения свободы на срок до восьми лет,
  • штрафом до трех миллионов рублей,
  • конфискацией орудий производства, продукции и сырья,
  • возмещение в пользу государства всего дохода, полученного от деятельности, осуществленной без лицензии.

Деянием, сопряженным с извлечением дохода в крупном размере может быть признано получение дохода на сумму, превышающую сто тысяч рублей.

В соответствии с Федеральным законом №99-ФЗ от 04.05.2011 года более 50 видов деятельности подлежит обязательному лицензированию. И не соблюдение данных требований влечёт юридическую ответственность как административную, уголовную, в том числе и гражданскую.

Согласно ст.12 вышеуказанного закона лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

1) разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

2) разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;

3) деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

4) разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации;

5) деятельность по технической защите конфиденциальной информации;

6) производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции;

7) разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники;

8) разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;

9) разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;

10) разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом;
(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

11) деятельность по хранению и уничтожению химического оружия;

12) эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;

13) утратил силу с 1 июля 2013 года. — Федеральный закон от 04.03.2013 N 22-ФЗ;

14) деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;

15) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

16) производство лекарственных средств;

17) производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники;

18) оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений;

19) деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;

20) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров;

21) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов;

22) деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

23) деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

24) деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

25) деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров;

26) деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов;

27) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;

28) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах;

29) деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

30) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности;

31) деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;

32) частная охранная деятельность;

33) частная детективная (сыскная) деятельность;

34) заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов;

35) оказание услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

36) оказание услуг связи;

37) телевизионное вещание и радиовещание;

38) деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора);

39) деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности);

40)образовательная деятельность (заисключениемуказанной деятельности,осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»);

41) утратил силу. — Федеральный закон от 13.07.2015 N 216-ФЗ;

42) геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации, том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы Российской Федерации, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований;

43) производство маркшейдерских работ;

44) работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;

45) деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства);

46) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой на территории инновационного центра «Сколково»);

47) фармацевтическая деятельность;

48) деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

49) деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;

50) деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения;

51) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами.

К какой юридической ответственности можно привлечь физическое или юридическое лицоза осуществление деятельности без лицензии и нарушение порядка лицензирования?

1. Административная ответственность

Кодекс об административных правонарушениях в ст. 14.1 теперь предусматривает ответственность за осуществление деятельности с нарушением условий лицензии или без лицензии.
Ст.14.1. часть 2.- Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Необходимо отметить, что статья 14.1 КоАП РФ предусматривает ответственность только за осуществление предпринимательской деятельности.

Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) влечет ответственность в соответствии со статьей 19.20 КоАП РФ
Часть 1.- Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Часть 2.- Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Помимо статей 14.1 и 19.20 КоАП РФ ответственность за осуществление деятельности без лицензии, а также за нарушение лицензионных требований и условий предусмотрена следующими статьями:
Статья 6.2. Незаконное занятие народной медициной
Статья 7.3. Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов
Статья 7.11. Пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения
Статья 8.17. Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море требований или условий лицензии;
Статья 8.40. Нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды и активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы;
Статья 9.1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов;
Статья13.3. Самовольные проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств
Статья 13.12. Нарушение правил защиты информации;
Статья 13.13. Незаконная деятельность в области защиты информации;
Статья 14.17. Нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
Статья 14.20. Нарушение законодательства об экспортном контроле;
Статья 18.13. Незаконная деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей;
Статья 20.11. Нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет;
Статья 20.16. Незаконная частная детективная или охранная деятельность;
Статья 20.23. Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Субъектами административной ответственности выступают юридические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица организаций, а также физические лица.

2. Гражданская ответственность

В соответствии со ст. 173 ГК РФ сделка, совершенная юридическим лицом, у которого нет лицензии на занятие соответствующим видом деятельности, может быть признана судом недействительной. Исковое заявление о признании сделки таковой подается юридическим лицом, его учредителем (участником) или государственным органом, осуществляющим контроль и надзор за его деятельностью, если доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать о ее незаконности.

Вопрос о недействительности сделки, совершенной при отсутствии лицензии, может возникать и в отношении предпринимателей-граждан. В этом случае необходимо руководствоваться ст. 173 Гражданского кодекса РФ в порядке аналогии закона.

Сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, либо юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна.

Кроме того, деятельность без лицензии может вызвать опасность возникновения последствий, предусмотренных статьей 173 ГК РФ, а именно признания сделки недействительной. При признании сделки недействительной, каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах — если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (пункт 2 статьи 167 ГК РФ).

Следует учитывать также и последствия в области налогообложения. Применение льготы по налогообложению невозможно, если отсутствует лицензия на ведение вида деятельности, подлежащего лицензированию.

3. Уголовная ответственность.

Уголовным кодексом РФ предусмотрена по ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство» за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии.

Под незаконным предпринимательством уголовное законодательство понимает «осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без лицензии в случаях, когда лицензия обязательна, или с нарушением условий лицензирования». Условием привлечения к уголовной ответственности является причинение в результате такой деятельности крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо извлечение дохода от данной деятельности в крупном размере.

В соответствии со ст. 17 УК РФ «Незаконное предпринимательство» предусмотрены следующие виды наказаний:

Часть 1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, -наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. То же деяние:
а) совершенное организованной группой;
б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Помимо указанной статьи уголовная ответственность за осуществление деятельности без лицензии и нарушение лицензионных требований и условий законодательством Российской Федерации предусмотрена установлена статьями:
Статья 172 УК РФ — Незаконная банковская деятельность — где максимальное наказание предусмотрено до 7 лет лишения свободы УК РФ.,
Статья 235 УК РФ — Незаконное осуществление медицинской деятельности или фармацевтической деятельности
1. Осуществление медицинской деятельности или фармацевтической деятельности лицом, не имеющим лицензии на данный вид деятельности, при условии, что такая лицензия обязательна, если это повлекло по неосторожности причинение вреда — наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, — наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Введена новая статья 235.1. УК РФ — Незаконное производство лекарственных средств и медицинских изделий
Ч.1. Производство лекарственных средств или медицинских изделий без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), —
наказывается лишением свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет или без такового.
Ч.2. Те же деяния, совершенные:
а) организованной группой;
б) в крупном размере, —
наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье признается стоимость лекарственных средств или медицинских изделий, превышающая сто тысяч рублей.

Центр «ЛицензиаТ» — высокопрофессиональная команда специалистов, эффективно решающая вопросы лицензирования «под ключ».

Звоните +7 (843) 203-44-46 для консультаций по всем вопросам получения лицензии в Казани и РТ.

Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)

СТ 14.1 КоАП РФ

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Утратило силу.

Примечания:

1. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

2. Лицо освобождается от административной ответственности при выявлении факта совершения им действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей или статьями 15.1, 15.3 — 15.6, 15.11, 15.25 настоящего Кодекса, при условии, если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и если такие действия (бездействие) связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями и (или) с совершением валютных операций и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.

3. Примечание 2 применяется также в отношении лица, являющегося декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в ходе третьего этапа декларирования в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Комментарий к Ст. 14.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектами правонарушения являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности.

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В соответствии со ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации согласно ст. 51 ГК РФ. Порядок государственной регистрации регламентирован ГК РФ, Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Приказами Минфина России от 22.06.2012 N 87н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств», ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

В то же время гражданское законодательство определяет, что для занятия отдельными видами предпринимательской деятельности, помимо государственной регистрации, необходимо получить специальное разрешение (лицензию). Основные положения о лицензировании содержатся в Федеральном законе от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Кроме этого, в отдельных законах определены виды деятельности, подлежащие лицензированию. Перечень органов исполнительной власти, полномочных осуществлять лицензирование того или иного вида деятельности, определяется Правительством РФ, которое утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности.

2. Объективная сторона правонарушения (ч. 1) выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица.

3. Объективная сторона правонарушения (ч. 2) выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

4. Объективная сторона правонарушения (ч. 3) выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

5. Объективная сторона правонарушения (ч. 4) выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с примечанием к комментируемой статье 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. К грубым нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие:

— возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

— человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Следует иметь в виду, что ответственность за осуществление некоторых видов лицензируемой деятельности без лицензии или с нарушением условий, предусмотренных ею, установлена другими нормами КоАП РФ (см., например, ч. 1 ст. 9.1, ст. ст. 11.29, 13.3). В этих случаях квалификация правонарушения по комментируемой статье исключается.

Незаконное предпринимательство, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству, а равно сопряженное с извлечением дохода в крупном размере, влечет уголовную ответственность по ст. 171 УК РФ.

6. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.

7. Субъектами правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи могут быть только граждане, по ч. ч. 2, 3, 4 комментируемой статьи 14.1 КоАП РФ — также индивидуальные предприниматели, должностные и юридические лица.

8. Протоколы об административных правонарушениях по всем частям статьи правомочны составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (п. 63 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ); по ч. 1 комментируемой статьи — органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 8 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ); по ч. ч. 2, 3, 4 комментируемой статьи — органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (п. 39 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), и должностные лица Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (п. 11 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ), а также должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов и иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах их компетенции (ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ). По ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи 14.1 Кодекса об Административных Правонарушениях протоколы вправе составлять должностные лица уполномоченных субъектами РФ органов в отношении видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ (ч. 6 ст. 28.3 КоАП РФ).

9. Дела этой категории рассматривают судьи (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Незаконная банковская деятельность относится к разновидности экономических преступлений. Подразумевается ведение данной деятельности группой лиц или одним лицом без необходимой на то регистрации, получения разрешения либо при нарушении правил, установленных относительно получения лицензии. Ответственность за незаконную банковскую деятельность предусматривается статьей 172 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 172 Уголовного кодекса РФ «Незаконная банковская деятельность»

Состав

Организация, которая ведет деятельность в сфере счетов, вкладов, операций приходного и расходного характера, кредитов, должна пройти специальный процесс регистрации. Кроме того, законодатель установил обязанность по получению соответствующих лицензий и разрешений.

В ситуации, когда организация предоставляет банковские услуги, хотя на деле не имеет на это права — это рассматривается как преступление. То же самое правило распространяется на случаи, если ранее лицензия была получена, но затем ее отозвали.

В части 1 статьи 172 УК РФ устанавливается уголовная ответственность за ведение банковской деятельности либо осуществление операций, носящих банковский характер, без соответствующей регистрации или получения необходимого разрешения. Предусматривается, что получение указанного разрешения является обязательным. Законодатель закрепляет то, что данное деяние причиняет крупный ущерб физическим и юридическим лицам, государству, либо сопряжено с извлечением дохода в крупных размерах.

Если рассматривать соотношение статей 171 и 172 УК РФ, то можно сказать, что последняя является специальной нормой по отношению к первой. Равно как и состав рассматриваемой статьи специальный по отношению к статье 171.

В качестве объекта выступает установленный порядок относительно осуществления банковской деятельности, предусмотренной в законах. Объективную сторону можно охарактеризовать следующими действиями:

  • осуществление банковской деятельности или операций банковского характера без наличия необходимой регистрации или специальной лицензии, разрешения в ситуации, когда его получение является обязательным;
  • последствия предусматриваются в виде причинения крупного ущерба организациям, гражданам или государству либо извлечение прибыли в крупном объеме;
  • наличие причинной связи между перечисленными действиями.

Основной акт федерального уровня № 395-1, который имеет направленность на регулирование банковской деятельности — «О банках и банковской деятельности», принят 01.12.1990. Согласно данному закону, банковские операции могут осуществлять организации, относящиеся к кредитным. Образуются они на основе любых форм собственности с целью получения прибыли. Обязательным условием для них выступает получение соответствующего разрешения. Указанные организации могут подразделяться на банки и кредитные компании небанковского характера.

Важно! Полномочия по государственной регистрации кредитных организаций, в частности, выдача лицензий на ведение банковской деятельности, отзыв лицензий и прочее, возложены на Банк России.

Данный орган осуществляет регистрационную деятельность кредитных компаний и ведет книгу, где отражаются зарегистрированные организации.

Банк получает лицензию после того, как им пройден процесс регистрации, данные вносятся в реестр выданных лицензий. В лицензии отражаются операции, которые может проводить банк, также прописывается валюта, которая используется в этих операциях. Выдается она на неограниченный срок.

Если рассматривать понятия крупного ущерба и крупного размера дохода, который получен в результате осуществления незаконной банковской деятельности, то можно отметить, что они совпадают. Данная сумма прописана в примечании к статье 170.2 Уголовного кодекса и составляет 2 миллиона 250 тысяч рублей.

Субъектом в таком случае выступает учредитель и руководитель организации, осуществляющей коммерческую деятельность или исполнительные органы, осуществляющие противоправную банковскую деятельность. Примером таких органов может выступать главный бухгалтер.

Охарактеризовать субъективную сторону можно посредством наличия прямого умысла. Это значит, что виновный осознает, что им осуществляется незаконная банковская деятельность без необходимой регистрации или специального разрешения, лицензии, также осознает, что его действия могут причинить крупный ущерб или принести доход в крупном размере. Виновный желает осуществление данных действий.

В части 2 статьи 172 УК предусматривается ответственность за рассматриваемое деяние, если оно совершается организованной группой или связывается с извлечением дохода в особо крупном размере. Размер закреплен примечанием к статье 170.2 УК и составляет 9 миллионов рублей.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 171 Уголовного кодекса РФ «Незаконное предпринимательство»

Федеральный закон РФ от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»

Наказание по статье 172 УК РФ

Наказание за осуществление незаконной банковской деятельности устанавливается в статье 172 Уголовного кодекса.

В случае, когда данная деятельность ведется без наличия специальной лицензии, разрешения или не пройден процесс регистрации, (если такое действие обязательно) к виновному применяются:

  • штрафные санкции в размере от 100 до 300 тысяч рублей;
  • либо суд устанавливает наказание исходя из размера дохода злоумышленника в период от года до двух.

Также применимы:

  • принудительные работы сроком на 4 года;
  • лишение свободы на 4 года со штрафом, равным до 80 тысяч рублей.

Если же деяние содержит в себе квалифицирующие признаки, такие как совершение организованной группой или сопряженность с извлечением дохода в особо крупном размере, то наказание возрастает. К виновному применяются:

  • принудительные работы на срок до 5 лет;
  • либо он лишается свободы на срок до 7 лет.

Также применим штраф в размере до 1 миллиона рублей или доход виновного за период до 5 лет.

Специфика деяния

Спецификой рассматриваемого состава преступления является то, что деяние совершается в банковской сфере. Обязательно требуется установить необходимость прохождения организацией процесса регистрации или получения разрешения, лицензии, при закреплении данной обязанности на законодательном уровне.

Кроме того, деяние должно повлечь за собой определенные последствия, такие как причинение вреда государству, гражданам или организациям. Также действия могут иметь сопряженность с извлечением определенного уровня доходов.

Банковская деятельность представляет собой осуществление операций банковской направленности, а именно:

  • получение финансов от граждан и организаций в качестве вкладов;
  • размещение денежных средств на счетах;
  • ведение и формирование счетов для граждан и организаций;
  • проведение расчетных операций с корреспондентскими банками;
  • инкассация финансов и прочие операции.

В предмет входят финансы, представленные в национальной либо иностранной валюте, камни и драгоценные металлы.

Квалификация

Рассматриваемый состав преступления может подразделяться на простой или квалифицированный.

К первому относится ведение банковской деятельности без получения лицензии, разрешения или прохождения регистрации. Ко второму — совершение деяния организованной группой или получение дохода в особо крупном размере.

У виновного на совершение данного деяния имеется прямой умысел. Крупный ущерб представлен суммой в 2 миллиона 250 тысяч рублей, особо крупный — 9 миллионов.

Когда происходит рассмотрение и квалификация подобных дел, то оценке подлежит фактический и реальный ущерб, который причинен гражданам, организациям или государству. Если человеку причинен физический вред, то это обстоятельство не рассматривается. При квалификации требуется определить причинно-следственную связь, которая образуется между незаконно проведенными операциями и причинением крупного ущерба и получением прибыли в значительных объемах. Только при наличии такой связи можно квалифицировать содеянное по статье 172 УК РФ.

Под ведением банковской деятельности без необходимых документов регистрационного значения понимается несоответствие прописанному на законодательном уровне порядку ведения этой категории бизнеса. По части 1 рассматриваемой статьи квалифицируется содеянное, если поданы документы на прохождение регистрации, но не был получен положительный ответ.

Административная ответственность за незаконную банковскую деятельность

Следует отметить, что в Кодексе об административных правонарушениях не предусматривается ответственности за ведение противоправной банковской деятельности. Статья 15.26 КоАП предусматривает наказание за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности, а статья 14.1 — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения или лицензии.

Если лицом осуществляется предпринимательская деятельность без прохождения процедуры государственной регистрации в качестве юрлица или ИП, за исключением законодательно закрепленных случаев, наказание предусматривается в виде штрафа от 500 рублей до 2000 рублей.

Если осуществляется предпринимательская деятельность без разрешения, получение которого обязательно, на граждан налагается штраф, равный от 2000 до 2500 рублей, кроме того конфискуют продукцию, что была изготовлена, сырье и орудия, используемые для изготовления. Однако стоит отметить, что конфискация может и не применяться.

Должностные лица несут ответственность в пределах от 4000 до 5000 рублей с применением конфискации или без таковой. Штраф для организаций равен от 40 до 50 тысяч рублей, также может применяться конфискация.

Если рассматриваемый вид деятельности осуществляется с нарушением требований и условий, которые установлены специальной лицензией или разрешением, то виновный гражданин заплатит штраф в размере от 1500 до 2000 тысяч рублей, должностное лицо — от 3000 до 4000 рублей, организация от 30 до 40 тысяч рублей.

Если имеют место грубые нарушения требований лицензии или разрешения, то наказание представлено в виде штрафа в размере от 4 до 8 тысяч рублей для лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Также к ним применимо приостановление деятельности сроком до 90 суток. Должностные лица уплачивают штраф, равный от 5000 до 10 000 рублей, организации — от 100 до 200 тысяч рублей либо приостановление деятельности на аналогичный срок.

Если кредитная организация осуществляет страховую, торговую или производственную деятельность, то на нее налагается штраф в размере от 40 до 50 тысяч рублей. При нарушении требований и нормативов, установленных Банком России, штраф налагается в размере от 10 до 30 тысяч. Когда указанные действия создают реальную угрозу относительно интересов вкладчиков — штраф от 40 до 50 тысяч рублей.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 15.26 Кодекса об административных правонарушениях РФ «Нарушение законодательства о банках и банковской деятельности»

Статья 14.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)»

Судебная практика

Н. организовал деятельность по осуществлению переводов, при этом не открывал банковские счета. Им использовалась организация, которая фактически не была создана, а также собственный компьютер, на котором установлена система «Банк-Клиент». При производстве следствия установлено, что Н. получен доход в размере 4 миллионов рублей.

По результатам рассмотрения суд назначил наказание в виде штрафа в размере 120 тысяч рублей.

Как сообщить о незаконной деятельности

Лица, которые имеют сведения о ведении незаконного предпринимательства, могут обратиться в:

  • управление или отделение экономической безопасности, которое функционирует в системе МВД;
  • жалобы могут направляться в налоговую инспекцию, прокуратуру, полицию и прочие инстанции.

Перед тем, как подавать жалобу и сообщить о незаконной предпринимательской деятельности, необходимо удостовериться в том, что человек или организация действительно ведут незаконную деятельность. Следует иметь в виду, что заявление должно содержать конкретные факты, которые человек может подтвердить. В качестве доказательств рассматриваются копии документации, фото и видеоматериалы. Определенного образца для написания подобного заявления не разработано законодателем. Однако организации, куда намерен обратиться человек, могут разработать собственный бланк заявления, который достаточно просто заполнить.

В заявлении обязательно нужно отразить, кому и от кого подается бумага. Подробно описывается произошедшее, указывается, кто именно нарушает закон и каким образом. Приводятся обоснования, и прилагается подтверждающая документация.

Важно! Анонимные жалобы не подлежат рассмотрению.

Обращения в различные инстанции могут иметь свою специфику, в частности, если человек выбрал налоговую, как орган для обращения, то ему стоит иметь в виду, что вдаваться в тонкости УК и КоАП они не будут, нарушение должно допускаться в налоговой сфере.

При подаче жалобы в прокуратуру указывается на совершение преступления в целом. Также в прокуратуру можно подать заявление в том случае, когда ранее жалоба была подана в полицию, но должного ответа не последовало.