Сч 86 проводки

Содержание

Целевое финансирование

К целевому финансированию относятся средства, которые предприятие получает от государства в виде государственной помощи, от других организаций или физических лиц, предназначенные для финансирования мероприятий целевого назначения.

Главная отличительная черта таких средств заключается в том, что получаемые средства должны быть использованы строго по целевому назначению в соответствии с утвержденными сметами.

Средства целевого финансирования и Налоговый кодекс

В Налоговом кодексе РФ приведен перечень средств, которые относятся к целевому финансированию (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Приведем некоторые из них:

  • бюджетные ассигнования казенным учреждениям, в том числе в виде субсидий бюджетным организациям;

  • гранты (денежные средства или иное имущество), которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры, охраны здоровья и окружающей среды;

  • инвестиции, предоставляемые по итогам инвестиционных конкурсов;

  • средства, полученные из фондов поддержки научной, инновационной деятельности.

Отметим, что основную часть средств целевого финансирования составляет, как правило, государственная помощь, особенности учета которой регламентирует ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

Указанным Положением предусмотрены следующие виды государственной помощи:

1) субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;

2) субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов;

3) бюджетные кредиты (исключая налоговые кредиты, отсрочки по уплате платежей и т.п.) – это ресурсы не только в виде предоставленных денежных средств, но и в форме иного имущества (земельные участки, природные ресурсы).

ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» используется для отражения в бухгалтерском учете полученных бюджетных средств по таким направлениям расходования:

  • финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов);

  • на покрытие текущих расходов организации (приобретение материально-производственных запасов, оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера);

  • как компенсация за уже понесенные организацией расходы, включая убытки, в частности в жилищно-коммунальном хозяйстве, агропромышленном комплексе (в части возмещения убытков предприятий муниципального жилищно-коммунального хозяйства, городского хозяйства, обеспечивающих объекты социальной сферы муниципальной собственности теплоэнергоресурсами (разницы между тарифами за услуги и затратами) и т.д.;

  • на оказание немедленной финансовой поддержки организации в виде чрезвычайной помощи без связи с осуществлением расходов в будущем и др.

Как правило, государственная поддержка оказывается в первую очередь предприятиям агропромышленного сектора.

Расходование целевых средств строго контролируется государственными и иными контролирующими органами.

Организация отражает бюджетные средства к бухгалтерскому учету, если организация уверена в их получении (подтверждением этому может выступать бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и т.д.) и в том, что условия предоставления этих средств будут ею выполнены, то есть средства будут израсходованы на определенные нужды (подтверждением тому служат заключенные организацией договоры, публично объявленные решения, утвержденная проектно-сметная документация и т.д.).

К целевому финансированию не относится получение помощи в виде льгот; получение кредитов; участие государства в капитале организации.

Бухгалтерский учет операций по формированию и использованию средств целевого назначения

Для учета средств целевого финансирования предназначен пассивный счет 86 «Целевое финансирование».

Согласно Инструкции по применению Плана счетов счет 86 «Целевое финансирование» предназначен для обобщения информации о движении средств, необходимых для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.

Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Использование средств целевого финансирования отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» (при направлении средств целевого финансирования на содержание НКО).

Таким образом, кредитовое сальдо счета счет 86 «Целевое финансирование» отражает неиспользованные средства целевого назначения.

Кредитовый оборот по счету счет 86 «Целевое финансирование» отражает целевые поступления.

Дебетовый оборот по счету счет 86 «Целевое финансирование» показывает использование средств на запланированные мероприятия.

Приведем основные операции по формированию и использованию средств целевого назначения:

Дебет счета

Кредит счета

Использование средств на приобретение основных средств и нематериальных активов

Использование средств на приобретение материальных ценностей

Использование средств на заработную плату персонала, выплачиваемую за счет средств целевого финансирования

Использование средств на оплату счетов поставщиков

Возврат не использованных по назначению средств

51, 76

Образование финансирования за счет

средств, полученных от других предприятий, государственных органов

Образование финансирования за счет суммы начисленного

бюджетного финансирования

Рекомендуется к данному счету открыть два субсчета:

  • 86.1 – Получение средств из бюджета.

  • 86.2 – Получение средств из других источников.

Аналитический учет целевого финансирования должен содержать информацию о том, кем предоставлено финансирование, каковы его цели, а также об условиях предоставления.

Также в аналитическом учете должна накапливаться информация о величине признанного дохода по каждому виду финансирования и об остатках помощи, полученной на приобретение несписанных или неамортизированных активов.

Отчет о целевом использовании средств

Этот отчет отражает информацию об остатке полученных средств целевого финансирования на начало и на конец отчетного года, о поступлении средств и их расходовании.

Указанная информация показывается за отчетный период и за период предыдущего года, аналогичный отчетному периоду.

Составляют отчет о целевом использовании средств некоммерческие организации. Заметим, что указанный отчет, должны заполнять и коммерческие организации, но только при условии, что ими получены в отчетном году целевые средства.

Счёт 86 бухгалтерского учёта — это активно-пассивный счет «Целевое финансирование», обобщает информацию о движении денежных средств:

  • для осуществления мероприятий целевого назначения;
  • от других предприятий;
  • из бюджета и др.

Счет 86 в бухгалтерском учёте

Важным аспектом учёта данных денежных средств является грамотное определение их цели и назначения в соответствии с договором.

Источники финансирования мероприятий (средства целевого назначения) отражаются по кредиту 86 счёта бухгалтерского учёта, а само использование их – по дебету:

Субвенции — это средства из бюджета, которые предоставляются на условии долевого финансирования целевых расходов юридическому (с целью уменьшения производственных издержек) или физическому лицу, либо бюджету другого уровня БС РФ.

Аналитический учёт целевых средств ведётся по их назначению и источникам поступления.

Внимание! Запрещено использование средств целевого назначения на другие цели.

Проводки по 86 счету «Целевое финансирование»

Основные проводки и корреспонденция по счету 86 «Целевое финансирование» представлены в таблице проводок:

Счёт Дт Счёт Кт Описание проводки Документ-основание
86 20, 26 Средства целевого финансирования направлены на содержание НКО Бухгалтерская справка
86 98 Бюджетными средствами финансируются расходы коммерческой организации Бухгалтерская справка
10, 07 86 Оприходованы материалы и оборудование от участников долевого обязательства Акт о приемке оборудования (форма № ОС-14), материальных ценностей
50,51,52,55 86 Поступили денежные средства целевого финансирования КО-1, выписки банка по расчётному/валютному/ специальным счетам
76 86 Взносы родителей на содержание детей начислены (детские учреждения) Ведомость начисления взносов, Бухгалтерская справка
82 86 Суммы резервного капитала отнесены на целевые нужды Решение совета учредителей / общего собрания участников
84 86 Нераспределённая прибыль (часть) отнесена на целевые нужды Решение совета учредителей / общего собрания участников, Бухгалтерская справка

Проводки по 86 счету на примере

Допустим, ООО «Стромэкс» в марте 2016 года получила субвенции в размере:

  • 1 200 000руб. — на покупку производственного оборудования;
  • 2 000 000руб. — на текущие расходы (целевые работы согласно утверждённой смете).

До конца 2016 года денежные средства из государственного бюджета пошли на:

  • оборудование, 1 500 000руб., срок полезного использования 10 лет;
  • приобретение материалов, 250 000руб.;
  • оплату труда сотрудникам, задействованным в проводимых целевых мероприятиях, 150 000руб.;
  • социальное страхование, 39 000руб.;
  • материалы отпущены в производство (по факту), 170 000руб.

Таблица проводок по учету субвенции по 86 счету:

Счёт Дт Счёт Кт Сумма проводки, руб. Описание проводки Документ-основание
76 86 3 200 000 Субвенции признаны в учёте (по утверждению в расходах бюджета) Договор целевого финансирования
51 76 3 200 000 Полученные субвенции признаны в учёте Банковская выписка
08.04 60 1 500 000 Оборудование (стоимость) учтено Товарная накладная
01 08.04 1 500 000 Оборудование введено в эксплуатацию Акт ввода в эксплуатацию ОС
86 98 1 000 000 Сумма субвенции признана в составе доходов будущих периодов (при вводе в эксплуатацию оборудования) Договор целевого финансирования, Товарная накладная, Акт ввода в эксплуатацию ОС
20,23,25,26,44 02 12 500 Отражена амортизация (ежемесячное отчисление) Амортизационная ведомость
98 91.01 12 500 Признание прочих доходов по полученной субвенции
10 60 250 000 Материалы (стоимость) учтены Приходный ордер (форма № М-4)/Акт о приёмке материалов (форма № М-7)
86 98 250 000 Сумма субвенции признана в составе доходов будущих периодов Договор целевого финансирования, Товарная накладная, М-4/М-7
20,23,25,26,44 70 150 000 Начислена оплата труда сотрудникам ООО «Стромэкс» Справка-расчёт/

Зарплатная ведомость (форма № Т-53)

20,23,25,26,44 69 39 000 Отчисления по социальному страхованию (включая несчастные случаи и профессиональные заболевания) Расчётная ведомость (форма Т-51)
86 98 189 000,00 Сумма субвенции признана в составе доходов будущих периодов Договор целевого финансирования, справка-расчёт,

Т-53 и Т-51

98 91.01 189 000 Признание субвенции в составе доходов отчётного периода ООО «Стромэкс» Договор целевого финансирования, справка-расчёт
20,23,25,26 10 170 000 Материалы, отпущенные в производство (стоимость), учтены Товарная накладная
98 91.01 170 000 Признание субвенции в составе доходов отчётного периода ООО «Стромэкс» Договор целевого финансирования,

Товарная накладная

Бюджетный учет: какие доходы можно отнести к целевым средствам и поступлениям и как это оформить

Вводная информация

Действующее законодательство не содержит четких определений понятий «целевые средства» и «целевые поступления». Тем не менее, статьей 251 Налогового кодекса установлены закрытые перечни доходов, которые могут быть отнесены к средствам целевого финансирования и целевым поступлениям. При этом необходимо помнить, что специалисты Минфина руководствуются правовой позицией, согласно которой в статье 251 НК РФ содержится исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль (например, письма Минфина России от 16.08.11 № 03-03-05/88, от 01.06.11 № 03-03-06/4/62). Поэтому любая попытка расширенного толкования перечней средств целевого финансирования и целевых поступлений может привести к спору с налоговым органом.

Виды целевых средств и поступлений

Целевое финансирование. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, которое определено источником целевого финансирования (организацией либо физическим лицом), а также законодательством РФ.

К основным видам целевого финансирования бюджетных учреждений можно отнести следующие виды доходов:

  • лимиты бюджетных обязательств (бюджетные ассигнования);
  • субсидии, предусмотренные бюджетной системой РФ;
  • средства, получаемые медицинскими организациями (за исключением казенных учреждений), осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за исключением медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц.

Целевое финансирование в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) может поступать казенным учреждениям.

Бюджетным и автономным учреждениям на основании пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса из бюджетов разных уровней могут предоставляться субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), а также субсидии на иные цели.

Целевые поступления. Под целевыми поступлениями, не учитываемыми при налогообложении прибыли, понимаются использованные по назначению поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно любо на основании решений уполномоченных органов, либо от других организаций и (или) физических лиц.

Особого внимания заслуживает такой вид целевых поступлений как пожертвования. Согласно пункту 1 статьи 582 Гражданского кодекса, пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, учреждениям (лечебным, воспитательным, благотворительным, научным и образовательным, связанным с социальной защитой, культурой и т.д.), фондам, музеям, общественным, религиозным и иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 Гражданского кодекса.

Налоговый учет целевых средств и поступлений

При налогообложении прибыли не учитываются средства целевого финансирования (пп. 14. п. 1 ст. 251 НК РФ), а также целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ). Подробные перечни доходов, которые могут быть отнесены к средствам целевого финансирования и к целевым поступлениям содержатся в статье 251 НК РФ.

Помимо названных видов поступлений бюджетным и автономным учреждениям могут предоставляться из бюджетов субсидии двух видов: на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием; субсидии на иные цели.

Субсидии первого вида не учитываются в доходах, поскольку в их отношении может быть применен подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ. Отметим, что такая позиция поддерживается Минфином России в письме от 29.11.10 № 03-07-11/458. А вот говоря в том же письме о субсидиях на иные цели, специалисты финансового ведомства отмечают, что порядок их учета при налогообложении прибыли зависит от правовой квалификации целей, на которые были выделены субсидии.

Правило, которое позволяет отнести бюджетные субсидии к средствам целевого финансирования, приведено в письме Минфина России от 30.05.11 № 03-07-11/151. Оно звучит так: деятельность учреждения, финансовое обеспечение которой производится за счет субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должна осуществляться в соответствии с государственным заданием. Только в этом случае субсидии, выделенные таким учреждениям на иные цели, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются в доходах на основании подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Налоговый учет пожертвований

Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 251 НК РФ при исчислении налога на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного на ведение уставной деятельности. А в пункте 2 статьи 251 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров), среди которых названы и пожертвования.

Кроме пожертвований в виде имущества (в том числе денежных средств), пожертвования могут быть в форме безвозмездного выполнения работ, но при условии, что результаты указанных работ использованы в соответствии с их целевым назначением. Согласно статье 5 Федерального закона от 11.09.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительные пожертвования могут быть выражены в форме бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями – юридическими лицами в интересах благополучателя. На наш взгляд, это означает, что безвозмездное выполнение работ можно расценивать как пожертвование.

Здесь необходимо отметить, что безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления (п. 2 ст. 423 ГК РФ). Следовательно, в договоре должно обязательно быть указано, что речь идет о пожертвовании, иначе он будет считаться возмездным.

Критерии отнесения целевых средств и поступлений к доходам, не учитываемым при налогообложении прибыли

Подведем итог приведенным выше рассуждениям. Итак, основными условиями для отнесения целевых средств и поступлений к доходам, которые не учитываются при налогообложении прибыли, являются:

  • указание дохода в исчерпывающем перечне доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, который приведен в статье 251 НК РФ;
  • деятельность учреждения, финансовое обеспечение которой производится за счет субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должна осуществляться в соответствии с государственным заданием;
  • при получении пожертвований в виде безвозмездного выполнения работ, результаты указанных работ должны быть использованы в соответствии с их целевым назначением, а договоре должно быть указано, что речь идет о пожертвовании;
  • к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Бухгалтерский учет целевых поступлений

Большая часть средств (имущества, права), поступающих в государственные (муниципальные) учреждения, в целях налогового учета может быть квалифицирована в качестве целевых поступлений (целевого финансирования).

Необходимость раздельного учета целевых средств и поступлений для целей налогового учета предусмотрена подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ, пункта 2 статьи 251 НК РФ. О такой необходимости Минфин напоминал в письме Минфина России от 05.03.12 № 03-03-06/4/18. При отсутствии раздельного учета целевых средств и поступлений данная хозяйственная операция подлежит налогообложению с даты получения доходов.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утверждена приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н, далее — Инструкция № 157н) предусматривает определенный инструментарий для организации раздельного учета доходов и расходов в разрезе отдельных видов целевых средств. Согласно пункту 21 Инструкции № 157н при формировании кода номера счета в 18 разряде субъекты учета указывают коды вида финансового обеспечения (1 — бюджетная деятельность; 2 — приносящая доход деятельность и т. д.).

Отражение пожертвований в бухгалтерском учете.

Рассмотрим учет целевых поступлений в бухгалтерском учете на примере пожертвований.

Пример

Строительная организация в рамках благотворительной деятельности бесплатно отремонтировала детскую площадку в дошкольном учреждении.
Стоимость работ по ремонту детской площадки, выполненных организацией в рамках благотворительной деятельности, следует отразить по дебету счета 2 401 20 225 «Расходы на работы, услуги по содержанию имущества» и кредиту счета 2 401 10 180 «Прочие доходы» с использованием счета 2 205 81 000 «Расчеты с плательщиками по прочим доходам».

1. Отражен ремонт детской площадки, оказанный безвозмездно:
Дт 2 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
Кт 2 401 10 180 «Прочие доходы»
Дт 2 401 20 225 «Расходы на работы, услуги по содержанию имущества»
Кт 2 302 25 730 «Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»

Основанием для отражения данной операции служат такие первичные документы, как Акт о приемке выполненных работ и Справка о стоимости выполненных работ и затрат.

2. Отражены расчеты по ремонту:
Дт 2 302 25 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества.
Кт 2 205 81 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам».

Как организовать бухгалтерский и налоговый учет целевых средств и поступлений?

Однако для организации достоверного учета целевых средств как в целях бухгалтерского, так и в целях налогового учета инструментов, предусмотренных Инструкцией № 157н, недостаточно. Поэтому в учетной политике государственного (муниципального) учреждения должны быть предусмотрены инструменты для организации обособленного учета операций, осуществляемых с имуществом (в том числе с денежными средствами), поступление которого ранее было квалифицировано в качестве целевого в целях налогового и (или) бухгалтерского учета. К таким инструментам относятся:

  • использование при формировании аналитических счетов дополнительных кодов (путем введения дополнительного цифрового кода в номер счета);
  • организация учета в разрезе определенных аналитических показателей;
  • организация дополнительного забалансового учета.

Отчетность об использовании целевых средств и поступлений

Организации, получившие целевое финансирование, целевые поступления и другие средства, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 251 НК РФ, должны представить в ИФНС «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» — лист 07 Декларации по налогу на прибыль.

Коды видов поступлений для заполнения листа 07 Декларации приведены в приложении № 3 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль (утв. приказом ФНС России от 22.03.12 № ММВ-7-3/174@). Кроме того, для доходов в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, установлен код вида поступлений 130.

В данный отчет не включаются средства в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям (п. 15.1 Порядка заполнения листа 07 Декларации по налогу на прибыль).

Счет 86. Целевое финансирование

Коммерческие компании, производственные предприятия и некоммерческие организации в своей хозяйственной деятельности неоднократно сталкиваются с целевыми финансовыми средствами. Они могут быть получены от государственных органов, специализированных фондов и от частных лиц. Для отображения операций с этими денежными средствами используют счёт 86 «Целевое финансирование».

Понятие целевого финансирования

Целевое финансирование – выделение средств под реализацию строго определённых целей с возможностью контролирования расходов. Это может быть:

  • проведение научно-исследовательских изысканий;
  • капитальное строительство;
  • организация мероприятий;
  • развитие нового направления деятельности и пр.

По источникам поступления денежных средств различают финансирование:

за счёт бюджета (государственное):

  • субсидии – например, на компенсацию расходов ЖКХ;
  • трансферты – на возведение объектов капитального строительства;
  • гранты – на проведение научно-исследовательских работ.

за счёт средств негосударственных организаций:

  • стипендии;
  • гранты;
  • инвестиции.

При выполнении условий финансирования полученные средства переходят в разряд собственных, в противном случае их придётся вернуть, «влезая» в кредиторскую задолженность.

Особенности счёта 86

Учитывая целевое предназначение денежных средств, отражаемых на счёте 86, он обладает рядом особенностей:

  1. Раздельный учёт.
  2. Использование строго по целевому назначению.
  3. Использование в течение года (если в договорах не указаны иные сроки).
  4. Аналитический учёт – по направлениям деятельности.
  5. Сальдо по разным субсчетам в учёте не сворачивают.

Субсчета к счёту 86

Открываемые к счёту 86 субсчета обычно отражают источник поступления денежных средств:

  • 86.1 – при поступлении средств из государственного бюджета;
  • 86.2 – при поступлении денег от негосударственных организаций и частных лиц.

Проводки для отражения целевого финансирования по счёту 86

В общем виде бухгалтерские проводки по счёту 86 в коммерческих организациях выглядит следующим образом:

  • Дт76 – Кт86 – отражено поступление целевых средств;
  • Дт86 – Кт98 – целевые деньги отражены как перспективные доходы;
  • Дт60 – Кт51 – поставщику произведена оплата за материалы или товары;
  • Дт10 – Кт60 – материалы или товары поставлены на приход;
  • Дт20 – Кт10 – материалы списаны в расход;
  • Дт91 – Кт20 – закрыт затратный счёт;
  • Дт98 – Кт91 – целевые средства отражены в строке прочих доходов.

Записи по движению поступивших сумм зависят от характера деятельности экономического субъекта. Так, некоммерческие организации могут напрямую отражать поступление материалов проводкой Дт86 – Кт20.

Что показывает остаток и как закрывается счёт 86

Кредитная часть счёта 86 отображает сумму направленных компании на условиях целевого финансирования денежных средств. Его же дебетовая часть отражает неиспользованный остаток, который будет потрачен в дальнейшем или возвращён инвестору.

В стандартной ситуации, когда полученные по контракту денежные средства были потрачены на реализацию договорных целей в полном объёме, дополнительных проводок для закрытия счёта не требуется. Если же средства остались, то бухгалтеру предстоит отразить их дальнейшее движение:

  • если остаток может быть использован фирмой по своему усмотрению, то понадобится проводка Дт86 – Кт90 (продажи) или Дт86 – Кт91 (прочие доходы);
  • если остаток должен быть возвращён «спонсору», то проводка выглядит иначе – Дт86 – Кт51 (безналичный расчёт), Дт86 – Кт50 (наличный расчёт), Дт86 – Кт52 (расчёты в валюте).

1.4 Учет целевого финансирования

Целевые финансирование и поступления — это средства, получен­ные из бюджета, отраслевых и межотраслевых фондов специального на­значения, от других организаций и физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения.

К целевому финансированию относят средства, получаемые организацией на строго определенные цели: научно-исследовательские работы, подготовку кадров, содержание детских учреждений и др.

Источниками целевого финансирования являются:

  • в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;

  • в виде полученных грантов, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;

гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта;

  • в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

  • в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;

  • в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов;

  • в виде средств, полученных обществом взаимного страхования от организаций – членов общества взаимного страхования;

  • в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также Федерального фонда производственных инноваций;

  • в виде средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерные опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии. Указанные средства подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, если получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению либо не использовал по целевому назначению в течении одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили;

  • в виде средств сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации, полученных специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Следует отметить, что в соответствии НК РФ (2) не учитывается при определении налоговой базы доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательстваРоссийской Федерации.

Таким образом, в целях налогового учета целевое финансирование, являясь доходом организации, не включается в налоговую базу.

Для учета средств целевого назначения используют пассивный счет 86 «Целевое финансирование», сальдо кредитовое отражает неиспользованные средства целевого назначения. Поступление средств отражают по кредиту данного счета, а расходование – по дебету. Аналитический учет по счету 86 ведут по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления.

Основная часть целевого финансирования приходится на государственную помощь, оказываемую государством коммерческим организациям. Порядок учета государственной помощи определен ПБУ 13/2000.

В соответствии с данным ПБУ государственной помощью признается увеличение экономической выгоды организации в результате поступления от государства денежных средств или иного имущества.

Государственная помощь предоставляется в виде субвенций, субсидий, бюджетных кредитов, в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество). Под субвенцией понимают бюджетные средства, предоставляемые коммерческой организации на осуществление определенных целевых расходов на безвозмездной и безвозвратной основе, а под субсидией – бюджетные средства, предоставляемые юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Поступающие бюджетные средства в учете подразделяют на две категории:

  • направляемые на финансирование капитальных вложений: суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов списывают на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с приобретением внеоборотных активов, не подлежащих амортизации согласно действующим правилам. При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. Впоследствии по мере начисления амортизации в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов бюджетное финансирование списывается с доходов будущих периодов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как внереализационные доходы;

  • используемые для оплаты текущих расходов: сумма бюджетных средств на финансирование текущих расходов списывается на финансовый результат в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материалов и других МПЗ, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера суммы финансирования списываются на финансовый результат.

ПБУ 13/2000 предусматривает два варианта принятия к учету государственной помощи:

1. по мере фактического получения бюджетных средств;

  1. при наличии следующих условий:

имеется уверенность в том, что условия предоставления бюджетных средств организацией будут выполнены;

имеется уверенность в том, что бюджетные средства будут получены.

Выполнение первого условия должно подтверждаться заключенными договорами, технико-экономическими обоснованиями, утвержденной проектно-сметной документацией и другой подобной документацией.

Подтверждением второго условия могут быть уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимиты бюджетных обязательств, утвержденная бюджетная роспись и иные соответствующие документы.

При первом варианте принятия к учету бюджетных средств поступившие денежные средства оформляют бухгалтерской записью:

Дебет счетов 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банках» и др.

Кредит счета 86 «Целевое финансирование».

Поступление имущества за счет бюджетных средств записывают в дебет счетов имущества (08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», и других счетов) и кредит счета 86 «Целевое финансирование».

При втором варианте принятия к учету бюджетных средств их выделение отражают как возникновение задолжности по целевым бюджетным средствам и оформляют бухгалтерской записью:

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Кредит счета 86 «Целевое финансирование».

Фактическое поступление бюджетных средств отражают по дебету счетов учета денежных средств (51, 55 и др.), счетов учета имущества (08, 10и др.) с кредита счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Бюджетные средства, использованные на финансирование капитальных вложений, списываются с дебета счета 86 «Целевое финансирование» в кредит счета 98 «Доходы будущих периодов» при вводе внеоборотных средств в эксплуатацию (дебетуют счета 01 или 04 с кредита счета 08).

В течение срока использования внеоборотных активов в размере начисленной амортизации (дебетуют счета 25, 26 и др., кредитуют счета 02 и 05) бюджетные средства списываются как внереализационные доход с дебета счета 98 «Доходы будущих периодов» в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Бюджетные средства, использованные на финансирование текущих расходов, списывают в дебет счета 86 «Целевое финансирование» с кредита счета 98 «Доходы будущих периодов» в момент принятия к учету материально-производственных запасов (МПЗ), начисления оплаты труда или осуществления других расходов за счет бюджетных средств.

Суммы, учтенные по кредиту счета 98, списывают в дебет данного счета с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы» по мере отпуска МПЗ на производственные нужды, начисления оплаты труда и осуществления других расходов за счет бюджетных средств.

Бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке, принятом для учета заемных средств.

Использование средств целевого финансирования отражают по дебету счета 86 и кредиту счетов:

20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» — при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации;

83 «Добавочный капитал» — при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств;

98 «Доходы будущих периодов» — при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов и т.п.

В связи с однородностью содержания, назначения и использования источники хозяйственных средств, учитываемые на счетах 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 86 «Целевое финансирование», подлежат отражению в одном регистре – в журнале-ордере №12. В этом журнале организуется как синтетический, так и аналитический учет операций по этим счетам (аналитический учет по счету 86 «Целевое финансирование» ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления). Основанием для записи операций в журнале-ордере №12 служат справки бухгалтерии, выписки банка, отчеты кассира и др. Обороты по дебету предварительно собираются в листке-расшифровке из разных журналов-ордеров.

При журнально-ордерной форме учета по окончании отчетного периода на основе аналитических данных журналов-ордеров №12, 15 по счетам 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и 86 «Целевое финансирование» заполняется форма «Движение собственного капитала» годового отчета «Приложение к бухгалтерскому балансу организации».

На рис.3 показаны корреспонденции счетов возникающие при перечисленных операциях:

Кредит

счетов

Дебет

Кредит

Дебет

счетов

50, 51, — 52

Списание денежных средств за счет целевого финансирования

Сначальное — сумма неизрасходованных средств

10, 60, 70 —

Уменьшение на сумму затрат материалов, начисленной оплаты труда работникам и расходов на оплату выполненных работ и оказанных услуг

Увеличение за счет денежных средств, полученных от других организаций, учреждений и лиц

50, 51, — 52

29 —

Расходы на содержание детских и культурно-просветительных учреждений

Причитающиеся к уплате взносы родителей на содержание детей в детских учреждениях, платы за обучение и т.д.

— 76

20, 26 —

Содержание некоммерческих организаций

Начисление средств целевого назначения унитарной организации

— 75-3

83 —

Использование средств полученных в виде инвестиций

98,

98-2 —

Направление коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов, а также при поступлении безвозмездных средств имеющих целевой характер

Схема режима работысчета 86 «Целевое финансирование»