Российской трехсторонней комиссии

Содержание

Что такое органы социального партнерства

Органы социального партнерства – это комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Их правовой статус регламентирует ст. 35 Трудового кодекса РФ. Комиссии создаются на всех уровнях из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон. Создание комиссий на межрегиональном уровне социального партнерства прямо не предусматривается, однако создание такой комиссии возможно. Государство поощряет проявления социального партнерства на любых уровнях.

Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений создаются на равноправной основе по решению сторон социального партнерства и наделяются ими необходимыми полномочиями.

Основными задачами органов социального партнерства являются:

  • Обеспечение регулирования социально-трудовых отношений.
  • Введение коллективных переговоров и подготовка проектов коллективных договоров, соглашений, заключение коллективных договоров, соглашений.
  • Организация контроля за их выполнением на всех уровнях.

Состав, структура и полномочия комиссий по регулированию социально-трудовых отношений зависят от уровня социального партнерства.

1. Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехстороння комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее – РТК). Деятельность РТК регламентируется Трудовым кодексом РФ, ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Членами РТК являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ.

Основными задачами Российской трехсторонней комиссии являются:

  • Ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ.
  • Содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне.
  • Проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения.
  • Согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики.
  • Рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения генерального соглашения.
  • Распространение опыта социального партнерства, информирование отраслевых, межотраслевых, региональных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности РТК.
  • Изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области социально-трудовых отношений и социального партнерства, проведение в рамках РТК консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм.

Особенность правового статуса указанного органа проявляется в назначении Президентом РФ координатора РТК, который не является ее членом, не вмешивается в деятельность сторон и не принимает участия в голосовании, но в то же время имеет достаточные полномочия для осуществления правового контроля. Такие же координаторы предусмотрены и для каждой стороны РТК.

Поскольку вопросы правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений находятся в совместном ведении России и ее субъектов, в субъектах РФ могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ.

2. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на региональном уровне

На региональном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

3. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на отраслевом (межотраслевом) уровне

Отраслевой (межотраслевой) уровень предусматривает образование отраслевых (межотраслевых) комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Такие комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном и региональном уровнях социального партнерства, объединенных принадлежностью к какой-либо отрасли (отраслям) экономики.

4. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на локальном уровне

На локальном уровне формируются комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора, ограниченные деятельностью организации – юридического лица или работодателя – индивидуального предпринимателя. Состав таких комиссий, их полномочий утверждаются локальными нормативными актами работодателя в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом РФ.

Комиссия является координационным органом, образованным для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений и согласования социально-экономических интересов общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации.

Основными задачами Комиссии, в том числе, являются:

  • ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации;
  • проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения;
  • изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области социально-трудовых отношений и социального партнерства, проведение в рамках Комиссии консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм.

О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (с изменениями на 28 декабря 2016 года)

РТК (Российская трёхсторонняя комиссия)

Фото: Николай Федоров/»Солидарность»

Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (абр. РТК)

Регулярный государственный орган федерального уровня, стоящий во главе системы социального партнерства, т.е. взаимоотношений трех сторон: правительства, общероссийского объединения профсоюзов и общероссийского объединения работодателей. Действует на основании федерального закона от 01.05.99 N 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»

На заседаниях данной комиссии рассматриваются, обсуждаются и утверждаются все федеральные законопроекты имеющие социальное значение.

Что такое РТК и зачем она нужна? Точка зрения профсоюзов!

Участники

Все стороны РТК представлены равными группами по 30 человек в каждой. В данные группы, соответственно входят представители каждой из сторон-партнеров: правительства РФ, общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей.

Принципы формирования

Главными принципами формирования РТК являются:

— добровольность участия сторон в деятельности Комиссии

— паритет сторон;

— самостоятельность и независимость сторон при определении состава представительств;

Представительства общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и правительства страны формируются ими самостоятельно в соответствии с законодательством РФ, регулирующим их деятельность, настоящим Федеральным законом и уставами соответствующих объединений.

При этом, каждое общероссийское объединение профсоюзов или работодателей, зарегистрированное в установленном порядке, вправе направить одного или более (по согласованию с другими членами своей стороны) представителя в состав представительства. Профсоюзы, так же, могут увеличивать число своих представителей в Комиссии пропорционально количеству объединяемых ими членов профсоюза, но, опять же, не выходя за пределы установленной численности представителей.

Утверждение и замена представителей сторон профсоюзов и работодателей в Комиссии производятся в соответствии с решениями органов этих объединений, а утверждение и замена представителей правительства происходит в соответствии с его распоряжениями.

Спорные вопросы, касающиеся представительства общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей в Комиссии могут быть решены на совещаниях или в суде.

Основные цели работы:

— регулирование социально-трудовых отношений

— согласование интересов всех сторон данной комиссии

Основные задачи:

1.Ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между сторонами социального партнерства;

2.Содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне;

3.Консультирование по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативно- правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда и занятости населения, трудовых мигрантов, социального обеспечения и.т.п.;

4.Согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики;

5.Рассмотрение (по инициативе сторон) вопросов, возникающих в ходе выполнения генерального соглашения;

6.Распространение опыта социального партнерства, информирование отраслевых, региональных и прочих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности комиссии;

7. Изучение международного опыта, участие в зарубежных мероприятиях по теме социально-трудовых отношений и социального партнерства, проведение в рамках Комиссии консультаций по вопросам ратификации и применения международных трудовых норм.

РТК имеет право:

— Проводить с федеральными органами государственной власти (в согласованном порядке) консультации по вопросам, связанным с разработкой и реализацией социально-экономической политики;

— Разрабатывать и вносить в федеральные органы государственной власти (в согласованном порядке) предложения о принятии федеральных законов и иных нормативных актов РФ в области социально-трудовых отношений;

— Согласовывать интересы общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, федеральных органов исполнительной власти при разработке проекта генерального соглашения, реализации генерального соглашения, а так же при выполнении решений данной комиссией;

— Осуществлять взаимодействие с отраслевыми, региональными и прочими комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений в ходе коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения, а так же иных документов, регулирующих социально-трудовые отношения и реализацию указанных соглашений;

— Запрашивать у органов исполнительной власти, работодателей и (или) профессиональных союзов информацию о заключаемых и заключенных соглашениях, регулирующих социально-трудовые отношения, и о коллективных договорах в целях выработки рекомендаций по развитию коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, организации деятельности отраслевых (межотраслевых), региональных и прочих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;

— Осуществлять контроль за выполнением своих решений;

— Получать от федеральных органов исполнительной власти (в установленном Правительством РФ порядке) информацию о социально-экономическом положении в РФ (в субъектах РФ), необходимую для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения, а так же проектов нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, организации контроля за выполнением генерального соглашения и актов;

— Участвовать (по согласованию с Правительством РФ) в подготовке разрабатываемых им проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, (по согласованию с комитетами и комиссиями палат Федерального собрания РФ) в предварительном рассмотрении законопроектов и подготовке их к рассмотрению в Государственной думе Федерального собрания РФ;

— Участвовать, по согласованию с общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и федеральными органами государственной власти, в их заседаниях, на которых рассматриваются вопросы, касающиеся социально-трудовых отношений;

— Приглашать для участия в своей деятельности представителей общероссийских профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и федеральных органов государственной власти, не являющихся членами данной комиссии, а также ученых и специалистов, представителей прочих организаций;

— Создавать рабочие группы с привлечением ученых и специалистов;

— Участвовать в проведении общероссийских межрегиональных совещаний, конференций, конгрессов, семинаров по вопросам социально-трудовых отношений и социального партнерства.

Принятие решений

Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовали все три стороны. При этом, члены комиссии, не согласные с данным решением, вправе требовать занесения их мнения в протокол заседания РТК.

данным решением, вправе требовать занесения их мнения в протокол заседания комиссии.

Координаторы

Существует должность координатора РТК, назначение на которую производится Президентом РФ. Координатор не является членом РТК, не имеет права вмешиваться в деятельность сторон комиссии и не принимает участия в голосовании.

Существуют, так же, должности координаторов сторон, организующих деятельность каждой из них. Координаторы со стороны профсоюзов и работодателей избираются или своими сторонами, а координатор от правительства, назначается правительством РФ.

На данный момент координатором сторон являются: от правительства вице-премьер РФ Ольга Голодец, от профсоюзов председатель ФНПР Михаил Шмаков, от работодателей – президент РСПП Александр Шохин.

Рабочие группы

№1 Рабочая группа в области экономической политики;

№2 Рабочая группа по доходам, заработной плате и уровню жизни населения;

№3 Рабочая группа по развитию рынка труда и гарантиям занятости населения;

№4 Рабочая группа по социальному страхованию, социальной защите, отраслям социальной сферы;

№5 Рабочая группа по защите трудовых прав, охране труда, промышленной и экологической безопасности;

№6 Рабочая группа в области социально-экономических проблем северных регионов России;

№7 Рабочая группа по социальному партнерству и координации действий сторон соглашения.

О территориальных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия)

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

от 19 февраля 2009 года 665-З N 213-IV

О территориальных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия)

Настоящий Закон устанавливает правовые основы формирования и деятельности территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (далее — комиссии).

Статья 1. Деятельность комиссии

Комиссия — орган социального партнерства в сфере труда, осуществляющий свою деятельность в пределах соответствующего муниципального образования и призванный обеспечить систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей) и органами местного самоуправления по вопросам регулирования трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.

Статья 2. Правовая основа деятельности комиссии

Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Республики Саха (Якутия), настоящим Законом, положением о территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, утверждаемым представительным органом местного самоуправления (далее — положение о комиссии) и регламентом территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее — регламент комиссии).

Статья 3. Состав комиссии

Комиссия состоит из представителей территориальных организаций профессиональных союзов, их объединений, территориальных объединений работодателей, представителей органов местного самоуправления, которые образуют соответствующие стороны комиссии (далее — стороны).

Статья 4. Принципы и порядок формирования комиссии

1. Комиссия формируется на основе следующих принципов:
1) равноправие сторон;
2) уважение и учет интересов сторон;
3) полномочность представителей сторон;
4) свобода выбора при обсуждении вопросов в сфере труда;
5) добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
6) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
7) обязательность выполнения решений комиссии;
8) ответственность сторон за невыполнение по их вине решения комиссии, территориального соглашения по регулированию социально-трудовых отношений (далее — территориальное соглашение).

2. Представительство территориальных организаций профессиональных союзов, их объединений, территориальных объединений работодателей, органов местного самоуправления в составе сторон комиссии определяется каждой из сторон самостоятельно в соответствии с законодательством, регулирующим их деятельность, настоящим Законом и уставными документами.

3. Утверждение и замена представителей территориальных организаций профессиональных союзов, их объединений, территориальных объединений работодателей, органов местного самоуправления в комиссии производятся в соответствии с решением соответствующих сторон.

4. Комиссия формируется на паритетной основе. Представители сторон являются членами комиссии. Конкретное число членов комиссии устанавливается в соответствии с соглашением, заключенным между сторонами. В случае отсутствия члена комиссии координатор стороны назначает лицо, его заменяющее. Лицо, заменяющее члена комиссии, обладает правом члена комиссии.

Статья 5. Основные задачи комиссии

Основными задачами комиссии являются:

1) выработка и реализация согласованной позиции по основным направлениям социально-экономической политики на территории муниципального образования, регулирование социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений;

2) ведение коллективных переговоров, подготовка проекта территориального соглашения, заключение указанного соглашения и организация контроля за его выполнением;

3) проведение консультаций по вопросам подготовки и реализации программ социально-экономического развития муниципального образования, программ в сфере труда, занятости населения, социальной защиты;

4) предварительное обсуждение проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области социально-трудовых отношений и принятие по ним решений. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для участия комиссии в обсуждении указанных проектов и рассмотреть принятые по ним решения в обязательном порядке;

5) практическое и методическое содействие созданию на муниципальном уровне первичных профсоюзных организаций, территориальных объединений профессиональных союзов, территориальных объединений работодателей, заключению коллективных договоров в организациях всех форм собственности;

6) предотвращение коллективных трудовых споров, участие в примирительных процедурах;

7) взаимодействие с Республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, иными комиссиями, республиканскими отраслевыми трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений.

Статья 6. Основные права комиссии

Комиссия вправе:

1) проводить с органами местного самоуправления консультации по разработке и реализации социально-экономической политики на территории муниципального образования;

2) вносить в органы местного самоуправления предложения о принятии нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений;

3) согласовывать интересы территориальных организаций профессиональных союзов, их объединений, территориальных объединений работодателей, органов местного самоуправления при разработке проекта территориального соглашения, определять порядок подготовки проекта указанного соглашения и его заключения;

4) получать от органов местного самоуправления информацию о социально-экономическом положении в муниципальном образовании, необходимую для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта территориального соглашения;

5) распространять действие территориального соглашения на работодателей, не участвовавших в заключении данного соглашения, в порядке, установленном настоящим Законом;

6) запрашивать у территориальных организаций профессиональных союзов, их объединений, территориальных объединений работодателей, представителей органов местного самоуправления информацию о заключаемых и заключенных территориальных соглашениях и коллективных договорах;

7) направлять членов комиссии и экспертов в организации независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, расположенные на территории муниципального образования, для изучения социально-трудовых отношений, а также для осуществления контроля за выполнением решений комиссии;

8) создавать рабочие группы с привлечением ученых и специалистов;

9) принимать участие в республиканских, межрегиональных совещаниях, конференциях по вопросам социально-трудовых отношений и социального партнерства в согласованном с организаторами указанных мероприятий порядке;

10) вносить предложения о привлечении к ответственности лиц, не обеспечивающих выполнение решений комиссии, территориального соглашения, коллективных договоров;

11) принимать участие в подготовке проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области социально-трудовых отношений;

12) разрабатывать и утверждать регламент комиссии.

Статья 7. Порядок осуществления комиссией своей деятельности

1. Периодичность, порядок подготовки и проведения заседаний комиссии (в том числе внеочередных), порядок создания и деятельности рабочих групп и секретариата комиссии устанавливаются регламентом комиссии.

2. Заседание комиссии считается правомочным, а голосование при принятии решений действительным при наличии более половины членов комиссии от каждой из сторон.

3. Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовало большинство представителей каждой из сторон, присутствующих на заседании.

4. Особое мнение членов комиссии, не согласных с принятым решением, заносится в протокол заседания комиссии.

5. Заседание комиссии проводится в соответствии с планом работы комиссии. План работы комиссии разрабатывается постоянно действующей рабочей группой, формируемой по предложению сторон, и утверждается сторонами.

6. Заседание комиссии оформляется протоколом, решение — постановлением.

7. Решение комиссии, принятое в соответствии с настоящим Законом, является обязательным для выполнения всеми сторонами.

8. Решение комиссии по согласию сторон может быть опубликовано в средствах массовой информации.

9. Контроль за выполнением решений комиссии осуществляется постоянно действующей рабочей группой.

10. За невыполнение решений комиссии предусматривается ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия).

11. Комиссия действует на постоянной основе.

Статья 8. Координатор комиссии

1. Координатор комиссии назначается в порядке, установленном положением о комиссии.

2. Координатор комиссии не является членом комиссии.

3. Координатор комиссии:
1) организует деятельность комиссии, председательствует на ее заседаниях;
2) утверждает по предложению сторон состав рабочих групп;
3) оказывает содействие в согласовании позиций сторон;
4) в период между заседаниями комиссии проводит с координаторами сторон консультации по вопросам, требующим оперативных решений;
5) информирует комиссию о деятельности администрации муниципального образования в области социально-трудовых отношений;
6) запрашивает у органов местного самоуправления информацию о мерах, принимаемых администрациями муниципальных образований в области социально-трудовых отношений;
7) информирует главу администрации муниципального образования, координатора Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, координаторов сторон Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности комиссии, территориальных соглашениях и коллективных договорах, заключенных с организациями, расположенными на территории муниципального образования;
8) подписывает регламент комиссии, планы работы и решения комиссии;
9) руководит секретариатом комиссии;
10) приглашает для участия в работе комиссии представителей территориальных организаций профессиональных союзов, их объединений, территориальных объединений работодателей и органов местного самоуправления, не являющихся членами комиссии, а также ученых и специалистов;
11) направляет по согласованию с территориальными организациями профессиональных союзов, их объединениями, территориальными объединениями работодателей и органами местного самоуправления членов комиссии для участия в проводимых указанными объединениями и органами заседаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с регулированием социально-трудовых отношений.

4. Координатор комиссии не вмешивается в деятельность сторон и не принимает участия в голосовании.

Статья 9. Координаторы сторон

1. Деятельность каждой из сторон организует координатор стороны.

2. Координаторы сторон являются членами комиссии.

3. Координаторы сторон, представляющие территориальные организации профессиональных союзов, их объединений, территориальные объединения работодателей, органы местного самоуправления избираются указанными сторонами.

4. Координатор каждой из сторон по ее поручению вносит координатору комиссии предложения по проектам планов работы комиссии, повесткам ее заседаний, персональному составу представителей сторон в рабочих группах, информирует комиссию об изменениях персонального состава стороны, организует совещание представителей сторон в целях уточнения их позиции по вопросам, внесенным на рассмотрение комиссии.

Статья 10. Член комиссии

1. Права и обязанности члена комиссии определяются регламентом комиссии.

2. Члену комиссии на период осуществления его полномочий может выдаваться удостоверение члена комиссии. Образец указанного удостоверения устанавливается органом местного самоуправления.

Статья 11. Секретариат комиссии

1. Для организации деятельности комиссии создается секретариат. В состав секретариата входят ответственный секретарь комиссии и секретари сторон.

2. Назначение ответственного секретаря комиссии производится координатором комиссии, секретарей сторон — соответствующими сторонами.

3. Порядок деятельности секретариата устанавливается регламентом комиссии.

Статья 12. Обеспечение деятельности комиссии

Материально-техническое и организационное обеспечение деятельности комиссии осуществляется в порядке, установленном положением о комиссии.

Статья 13. Территориальное соглашение

1. Территориальное соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения, устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями территориальных организаций профессиональных союзов, их объединений, территориальных объединений работодателей и органов местного самоуправления на территориальном уровне социального партнерства.

2. В территориальное соглашение могут включаться обязательства сторон по вопросам условий, оплаты и охраны труда, режима труда и отдыха, экологической безопасности, развития социального партнерства, предоставления гарантий, компенсаций и льгот работникам и иным вопросам, определенным сторонами.

3. По предложению сторон координатор комиссии имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению.
Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к территориальному соглашению не представили в комиссию мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то территориальное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

Статья 14. Ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение настоящего Закона

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение настоящего Закона влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством.

Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Президент
Республики Саха (Якутия)
В.Штыров

Комиссии профсоюзного комитета

Комиссии профсоюзного комитета

Комиссии профсоюзного комитета создаются для орга­низации работы по основным направлениям его деятельно­сти, вовлечения в эту работу профсоюзного актива и рядо­вых членов профсоюза. Профсоюзная организация сама оп­ределяется, какие комиссии необходимо сформировать, в зависимости от того, какие цели стоят перед ней в тот или иной период деятельности. Комиссии могут быть постоянно действующими и временными.

Временные комиссии создаются для решения какой-то конкретной текущей задачи. Это может быть подготовка конференции, проведение коллективных переговоров, ка­ких-либо проверок и т. п.

Постоянно действующие комиссии работают, как пра­вило, весь период полномочий профсоюзного комитета. Возглавляет постоянно действующую комиссию член проф­союзного комитета. Количество комиссий, по каким на­правлениям они будут работать, порядок их формирования определяет собрание (конференция). Состав комиссий ут­верждается решением профсоюзного комитета. Рассмотрим, какие постоянно действующие комиссии могут создаваться, и каково примерное содержание их ра­боты (рис. 7).

Комиссия по организацион­ной работе

Молодежный совет

Комиссия по трудовым спорам

Комиссия по

культурно-воспитательной и спортивно-оздоровитель-

ной работе

Комиссия по пенсионным вопросам

Комитет (комиссия) по охране труда

Рис. 7. Постоянные комиссии профсоюзного комитета

Комиссия по организационной работе

Комиссия создается для обеспечения работы профкома и осуществления мероприятий, направленных на организа­ционное укрепление первичной профсоюзной организации, повышение активности членов профсоюза. Комиссия:

— участвует в подготовке и проведении собраний (кон­ференций), заседаний профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации;

— разрабатывает и вносит на утверждение профкома планы мероприятий по выполнению принятых постановле­ний, предложений и критических замечаний членов проф­союза;

— разрабатывает рекомендации по совершенствованию структуры профсоюзной организации;

— оказывает практическую и методическую помощь це­ховым профорганизациям и профсоюзным группам;

— проводит работу по вовлечению работников в члены профсоюза, ведет разъяснительную работу о правах, обя­занностях и преимуществах членов профсоюза;

— ведет учет членов профсоюза, обобщает и анализирует статистическую отчетность о профсоюзном членстве;

— готовит предложения профкому по вопросам обучения членов профсоюза, профсоюзного актива, резерва профсо­юзных кадров;

— организует и проводит смотры-конкурсы на лучшую це­ховую профсоюзную организацию, профсоюзную группу и др.;

— организует и проводит отчеты и выборы в цеховых профорганизациях и в профсоюзных группах;

— совместно с другими комиссиями проводит анализ пи­сем, заявлений, поступивших в профком;

— вносит на рассмотрение профкома вопросы поощрения профсоюзных активистов, членов профсоюза.

Комиссия по социально-трудовым вопросам

Комиссия создается в целях усиления влияния профсо­юзной организации на решение производственных вопро­сов, выработки и осуществления эффективных профсоюз­ных действий по защите профессиональных и социально-трудовых интересов членов профсоюза, трудового коллектива в условиях рыночной экономики. Комиссия:

— организует сбор и обобщение предложений, проведе­ние переговоров по заключению коллективного договора с хозяйственным руководителем, осуществляет контроль за его исполнением;

— осуществляет общественный контроль за правильно­стью применения форм и систем оплаты труда, начислени­ем заработной платы и других видов доходов работников, установленных на предприятии, сроками выплаты зара­ботной платы; рассматривает проекты локальных нормативных до­кументов и актуальные вопросы оплаты и нормирования труда, занятости, а также обращения членов профсоюза и при необходимости вносит соответствующие предложения
профкому;

— готовит рекомендации по вопросам занятости и созда­ния новых рабочих мест, распределения фондов потребле­ния трудового коллектива, по переводу на новые условия оплаты труда;

— участвует в разрешении трудовых споров (индивиду­альных и коллективных), подготовке и проведении массо­вых акций (пикетов, митингов, демонстраций, приостановок работы, забастовок);

— осуществляет профсоюзный контроль за соблюдением работодателем трудового законодательства и иных норматив­ных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Молодежный совет (комиссия по работе с молоде­жью)

Работа с молодежью, вовлечение ее в профсоюз и ак­тивную профсоюзную деятельность — это одно из обяза­тельных условий развития организации. Кроме того, у мо­лодых работников есть свои специфические проблемы, в решении которых может помочь профсоюз. Будет правиль­но, если молодые работники, вступив в профсоюз, сами, при поддержке профкома, займутся решением своих проблем. Это может стать хорошей практической школой для буду­щих профсоюзных лидеров. А если при этом профком орга­низует обучение молодых профактивистов, используя возможности учебных заведений профсоюзов, то обеспечит формирование качественного резерва профсоюзных руко­водителей.

Раньше при профкомах формировались комиссии по ра­боте с молодежью, теперь, как правило, создаются моло­дежные советы, в которые входят наиболее активные представители профсоюзной молодежи, не старше 35 лет. Моло­дежный совет первичной профсоюзной организации:

— собирает и анализирует информацию о социально-экономическом положении молодых работников;

— участвует в подготовке предложений по защите и рас­ширению социально-трудовых прав молодежи для включе­ния их в коллективный договор;

— проводит агитационно-пропагандистскую работу по вовлечению молодых работников в члены профсоюза, ак­тивную профсоюзную деятельность;

— организует обучение молодых членов профсоюза, профсоюзных кадров и актива, проведение «круглых сто­лов» по проблемам молодежи;

— содействует обеспечению представительства молоде­жи в профсоюзных и других выборных органах предпри­ятия, повышению профессионального мастерства и про­движению по работе;

— организует проведение массовых социально-культур­ных и спортивных мероприятий для молодежи.

Комиссия по пенсионным вопросам

Комиссия создается в целях защиты интересов работни­ков и содействия регулированию отношений с работодате­лями, органами местного самоуправления, в области пенси­онного обеспечения, взаимодействия с территориальными органами Пенсионного фонда РФ.

Функции комиссии:

— проведение разъяснительной работы по организации пенсионного обеспечения работников по новому пенсион­ному законодательству;

— подготовка предложений по вопросам пенсионного обеспечения работников организации для включения их в коллективный договор, осуществление контроля за его вы­полнением; контроль за своевременным перечислением работода­телем средств в Пенсионный фонд РФ и проведением пер­сонифицированного учета;

— участие в рассмотрении вопросов, связанных с допол­нительным негосударственным пенсионным страхованием работающих и пенсионеров;

— оказание помощи в решении социальных вопросов ве­теранов организации, неработающих пенсионеров.

Комиссия по культурно-воспитательной и спортив­но-оздоровительной работе

Комиссия создается в целях повышения культурного уровня, организации отдыха и оздоровления членов проф­союза, проведения спортивно-массовых и культурных ме­роприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни. Некоторые считают культурно-воспитательную и спортивную работу не актуальными для профсоюзов, ос­новная задача которых — защита социально-трудовых прав и интересов работников. Трудно с этим согласиться в услови­ях всеобщего упадка культуры и недопустимо низкой про­должительности жизни в нашей стране: Кроме того, эти сферы деятельности профсоюзной организации являются важным мотивирующим фактором, способствующим сплочению и укреплению единства членов профсоюза.

Функции комиссии:

— обеспечение работы объектов культуры и спорта орга­низации;

— содействие развитию самодеятельного художествен­ного творчества (создание кружков художественной само­деятельности, проведение смотров, конкурсов, выставок);

— организация и проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий (праздников, вечеров отдыха, спортивных соревнований, посещение театров, концертов, экскурсий);

— участие, совместно с комиссией по социальному стра­хованию, в работе по оздоровлению членов профсоюза и их семей;

— организация отдыха и оздоровление детей в дни школьных каникул, проведение новогодней елки и других детских праздников;

— пропаганда здорового образа жизни.

При профсоюзном комитете могут формироваться и другие постоянные комиссии, в зависимости от специфики предприятия: по вопросам социального развития, по ин­формационной работе, по тендерному равенству и др.

Кроме комиссий профсоюзного комитета на предпри­ятии создаются и другие общественные формирования, в которых профсоюзная организация заинтересована иметь своих представителей. Это комиссии по трудовым спорам, по социальному страхованию и по охране труда.

Комиссия по трудовым спорам — создается для рас­смотрения индивидуальных трудовых споров работников. Она формируется из равного числа представителей работ­ников и работодателя. Представители работников в КТС могут делегироваться профсоюзным комитетом ‘с после­дующим утверждением на общем собрании. Компетенция, порядок образования, работы, принятия и исполнения ре­шений комиссии по трудовым спорам определяются стать­ями 384-390 Трудового кодекса РФ.

Комиссия по социальному страхованию — образуется для осуществления практической работы по социальному страхованию на предприятии. Члены комиссии избираются из числа представителей администрации предприятия и профсоюзной организации на общем собрании (конференции) трудового коллектива. На небольших предприятиях, где число работников менее 100 человек, функции комис­сии по социальному страхованию может выполнять упол­номоченный по социальному страхованию, который также избирается на собрании.

Число членов комиссии, нормы представительства от администрации и профсоюзов, срок полномочий и порядок принятия решений, функции и обязанности комиссии, а так-. же дополнительные льготы и гарантии для членов комис­сии, определяются Положением о комиссии, которое разра­батывается на основе Типового положения о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию и утвер­ждается общим собранием.

Комиссия решает вопросы о расходовании средств со­циального страхования на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей; выдаче путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (дие­тического) питания; осуществляет контроль за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по соци­альному страхованию; вносит предложения о снижении за­болеваемости, улучшении условий труда, оздоровлении ра­ботников и членов их семей.

Комитет (комиссия) по охране труда — создается для обеспечения требовании охраны труда на предприятии, предупреждения производственного травматизма, профес­сиональных заболеваний и сохранения здоровья ра­ботников. Комитет формируется на паритетной основе из представителей работодателя и работников. Если первичная профсоюзная организация объединяет более половины ра­ботников, она может делегировать своих представителей в состав комиссии решением профсоюзного комитета, если нет — представители работников избираются на общем соб­рании трудового коллектива.

Комитет работает в соответствии с положением, разра­ботанным на основе Типового положения о комитете (ко­миссии) по охране труда.

Кроме участия в работе комитета (комиссии) по охране труда, в соответствии с 370 статьей Трудового кодекса РФ на предприятии и в его структурных подразделениях изби­раются уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением требований охраны труда на рабочих местах, на которых работают члены профсоюза.