Риски бизнеса и контрагента

Содержание

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Дуванская Е.В. 1 Фетисов В.Г. 1 Панина И.И. 1 1 Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет» В настоящее время информационный сервис динамично развивается за счет увеличения информационных потребностей всех уровней. Научно-техническая революция и «информационный взрыв» привели к необходимости детального исследования информационного сервиса в качестве системы управления. Первая часть статьи посвящена основным элементам и механизму формирования информационного сервиса на региональном уровне. Во второй части информационный сервис рассмотрен с позиций системного анализа и представлен как система управления, состоящая из трех частей: цели управления, объекта управления и управляющего устройства. Целью управления является клиент и его потребности в получении информации, объектом – информация для клиента, управляющим устройством – сотрудник, предоставляющий информацию. Ядром второй части статьи является решение задачи фильтрации. Для решения этой задачи применяется фильтрация входящей информации, представляющей собой аддитивную смесь полезной информации. 568 KB информационный сервис информация система управления задача фильтрации 1. Молев М.Д. Эффективная сфера услуг в системе базовых факторов устойчивого развития региона: монография / М.Д. Молев, Е.В. Дуванская, Е.С. Алехина. – Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2009. – 133 с. 2. Радчук, В.А. Формирование и развитие рынка информационных услуг в регионе (на материалах Ставропольского края): дис. … канд. экон. наук: НОО ВПО «Кисловодский гуманитарно-технический институт». – Кисловодск 2012. – 165 с. 3. Фетисов В.Г. Качественные и количественные методы системного анализа : монография / В.Г. Фетисов, В.И. Филиппенко, О.И. Охрименко. – Шахты: ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2011. – 155 с. 4. Фетисов В.Г. Классификация основных видов систем на основе их степени сложности / В.Г. Фетисов, И.И. Панина // Актуальные проблемы техники и технологии: сб. науч. тр. – Шахты: ИСОиП(филиал)ДГТУ, 2013. – С. 155–160. 5. Фетисов В.Г. Некоторые открытые вопросы синтеза систем, содержащих Hλ-операторы / В.Г. Фетисов, И.В. Фетисов, И.И. Панина. – Казань: Научно-технический вестник Поволжья. – 2013. – № 6. – С. 469–473.

Как известно , информационный сервис является одной из важных областей современного системного анализа в силу динамики его темпов развития, перспективности и прибыльности. Научно-техническая революция и «информационный взрыв» привели к увеличению информационных потребностей общества, что обусловило необходимость детального исследования информационного сервиса в качестве системы управления.

С помощью информационного сервиса потребители получают возможность удовлетворения своих потребностей в актуальных сведениях и знаниях, обладающих специфическими характеристиками и направленных на снижение и в конечном итоге устранение неопределенности в той или иной ситуации.

Работа состоит из двух частей, первая из которых посвящена основным элементам и механизму информационного сервиса в рамках региона. Цель второй часть – рассмотреть информационный сервис как систему управления и решить соответствующую оптимизационную задачу фильтрации поступающей информации.

Основные элементы информационного сервиса

Согласно , рынок информационного сервиса представляет собой систему организационно-правовых и социально-экономических отношений, формирующихся в процессе купли-продажи информации, итогом которых является информационный продукт. Структура рынка информационных продуктов и услуг представлена следующими составляющими (рис. 1):

Основными направлениями развития информационного сервиса являются:

– коммерциализация информационных услуг в товарах, знаниях, технологиях;

– воздействие на субъективные восприятия и ожидания экономических субъектов;

– интеллектуальные услуги, направленные на повышение эффективности производства, роста объема выпуска продукции, разработку направлений рационального использования различных видов ресурсов и так далее.

Механизм информационного сервиса в рамках развития региональных экономических систем представляет собой специфическую информационную форму проявления общего хозяйственного механизма. Ему присущи специфические свойства, что подтверждает наличие собственного содержания, средств, инструментов, алгоритмов и баз данных и знаний, формирующих систему информационного обеспечения процессов хозяйствования в данном регионе.

Рис. 1. Структура рынка информационного сервиса

Кроме того, он способствует изменению внешних и внутренних для субъекта хозяйствования сведений и знаний в информационные блага в границах его текущих или перспективных потребностей, тактических или стратегических интересов, что позволяет формировать информационные услуги, ресурсы, запасы и резервы в регионе (рис. 2).

Рис. 2. Механизм информационного сервиса

Формируя механизм информационного сервиса в регионе, необходимо учитывать значимость уровней хозяйственных систем с позиции согласования его с возможностями и задачами региональной экономической политики.

Решение оптимизационной задачи фильтрации в информационном сервисе

В общем случае система – это совокупность объектов, обладающих определенными свойствами, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность и единство .

С позиции системного анализа информационный сервис – это совокупность действий, направленных на удовлетворение потребностей личности в знаниях, опыте предыдущих поколений в различных отраслях и сферах деятельности и повышение эффективности принимаемых управленческих решений в народном хозяйстве и его отдельных составных элементах посредством определения информации, ее передачи, трансформации, хранения и конечного использования.

Информационный сервис условно можно представить как систему управления, состоящую из трех частей (рис. 3): цель управления (ЦУ), объект управления (ОУ) и управляющее устройство (УУ) или регулятор .

Рис. 3. Система управления

Целью управления, как и целью информационного сервиса, является клиент и его потребности в получении информации. Под объектом управления применительно к задачам информационного сервиса подразумевается любая информация, необходимая заказчику. Под управляющим устройством понимается сотрудник, предоставляющий эту информацию.

Цель управления подает сигналы на управляющее устройство, которое поддерживает объект управления с помощью специально организованных воздействий u(t). На объект управления действуют неуправляемые и ненаблюдаемые возмущения ξ(t), а также неуправляемые, но наблюдаемые возмущения x(t), которые могут изменить основные свойства объекта управления, такие как релевантность, полнота, своевременность, достоверность, доступность, защищенность. Если выходные данные y(t) не удовлетворяют цели управления, то информация поступает на управляющее устройство по цепи обратной связи.

Рассмотрим более подробно объект управления, а именно схему взаимодействия объекта управления с окружающей средой (рис. 4).

Рис. 4. Схема объекта управления

Под оператором объекта управления, преобразующим входные сигналы в выходные, понимается оператор F*, связывающий входы объекта с его выходом, имеющий следующий вид:

V = F*(X, U, ξ). (1)

Оператором в системах информационного сервиса выступает та или иная информационная система в зависимости от тематики потребностей потребителя, его целей и критериев предоставления информации.

Выделим некоторые из основных задач систем управления, которые отражают главные цели предоставления сервиса.

Задача стабилизации информационного сервиса, заключающаяся в постоянном предоставлении информации, то есть поддержании выходных данных на определенных уровнях, несмотря на возмущения внешней среды, описывается следующим равенством:

V(t) = const. (2)

Задача программного управления возникает в том случае, когда информации необходимо изменять свои характеристики во времени, по определенной программе V*(t). Эта задача напрямую связана с такими свойствами информации, как своевременность и достоверность, которые обеспечивают соответствие информации запросам потребителей в данный момент времени.

Задача оптимизации состоит в предоставлении такой информации для заказчика, которая будет удовлетворять всем тем критериям, которые он к ней предъявляет. Эта задача охватывает все вышеназванные характеристики информации.

Ядро второй части нашей работы есть решение задачи фильтрации, на которой остановимся более подробно . В настоящее время в период информатизации общества существует огромное количество всевозможной информации, которая в некоторых случаях не обладает необходимыми свойствами. Для решения этой проблемы применяется фильтрация входящей информации x(t), представляющей собой аддитивную смесь полезной информации – сигнала s(t) и помехи n(t):

x(t) = s(t) + n(t), (3)

где случайные функции s(t) и n(t) стационарны в узком смысле и стационарно связаны. Требуется, измеряя сигнал x(t), осуществить преобразование полезного сигнала s(t), заданное функцией F:

z(t) = F. (4)

Другими словами, надо определить такое преобразование F сигнала x(t):

y(t) = F, (5)

при котором случайные процессы z(t) и y(t) оказались бы близкими по некоторому критерию. В качестве такого критерия мы использовали минимум среднеквадратического отклонения сигнала у от сигнала z, то есть

M{2} = M{(F – F)2} = min. (6)

Задача состоит в выделении полезного сигнала s(t) из аддитивной смеси его с помехой n(t) по критерию минимума среднеквадратической ошибки

M{(F – s(t))2} = min. (7)

Задачу об оптимальном преобразовании сигнала (4) целесообразно формулировать как задачу его минимизации в соответствующем функциональном пространстве, элементы которого F, F (иными словами, сигналы), определены на множестве реализаций случайного процесса.

Сначала рассматривалось прямое произведение Z = X×S пространств X, S реализаций случайных процессов x(t) и s(t).

Предполагая известной совместную плотность вероятности

px,s,n,m (x1, …, xn, y1, …, ym, t1, …, tn, τ1, …, τm), (8)

нами строилась вероятностная мера в пространстве Z.

Было показано, что решение основной задачи, выражаемое равенством

(9)

представляет собой полином Вольтерра степени N, имеющий вид:

(10)

Опуская промежуточные выкладки в силу краткости изложения, в заключение приведем итоговую формулу (с использованием некоторых соображений из ):

(11)

Хотелось бы отметить, что нами приведена лишь одна из некоторых оптимизационных задач информационного сервиса как системы управления.

Интересной также представляется и задача синтеза системы, сводящаяся к формированию оптимальных программных управлений, построению алгоритмов обработки входных наблюдений и структурных схем в рамках заданных критериев при наличии внешних возмущающих воздействий. (подробнее см., например, ).

Рецензенты:

Волосухин В.А., д.т.н., профессор, зав.кафедрой «Строительная механика» НГМА, директор Института безопасности гидравлических сооружений, Новочеркасская государственная мелиоративная академия, г. Новочеркасск;

Бринк И.Ю., д.т.н., профессор, зав. кафедрой «Моделирование, конструирование и дизайн», Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета, г. Шахты.

Работа поступила в редакцию 07.02.2014.

Библиографическая ссылка

Дуванская Е.В., Фетисов В.Г., Панина И.И. МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННОГО СЕРВИСА И СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧИ ФИЛЬТРАЦИИ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 3-2. – С. 253-257;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33618 (дата обращения: 18.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

УФМС — Информационные сервисы

В соответствии с действующим законодательством государственная функция по контролю за миграцией возложено на Министерство внутренних дел РФ в лице Главного управления по вопросам миграции (ГУВМ МВД).

Данное подразделение оказывает широкий спектр государственных услуг в пределах своей компетенции как гражданам России, так и лицам, имеющим гражданства иностранных государств. При этом в целях их качественного и быстрого исполнения информацию по большинству из них можно получить в режиме онлайн, не отходя от компьютера. Для этого следует использовать специальные электронные информационные сервисы, размещенные на сайте ГУВМ МВД и продублированные на нашем сайте.

Так, одним из наиболее востребованных из них является онлайн запись на прием, что позволяет экономить время и самостоятельно планировать дату и время посещения государственного органа.

На сайте ГУВМ МВД граждане Российской Федерации могут самостоятельно узнавать информацию о степени готовности заграничного паспорта, документы для получения которого были уже поданы ранее. Кроме этого, присутствует возможность получить информацию относительно недействительных паспортов как общегражданских, так и заграничных. Имеется функция проверки соответствия основного документа и адреса регистрации, указанного в нем.

Посредством электронных сервисов ГУВМ МВД граждане иностранных государств также могут получить необходимую информацию, связанную с вопросами миграционного характера.

Так, действуют системы проверки готовности:

  • гражданства РФ;
  • вида на жительства;
  • разрешения на временное пребывание в стране.

Для многих иностранных граждан является актуальным вопрос относительно возможности въезда на территорию Российский Федерации. Это становится невозможным в случае нарушения иностранцем действующего российского законодательства, в том числе и в сфере миграционного учета. Узнать сведения относительно запрета на въезд на территорию РФ можно также обратившись к соответствующему информационному сервису ГУВМ МВД.

Трудовые мигранты могут получить необходимую информацию действительности разрешений на работу и патентов, а те из них, которые признаны высококвалифицированными специалистами, используя информационные сервисы, могут найти необходимое ходатайство. Сами работодатели, привлекающие ВКС, вправе в электронном виде осуществить подачу соответствующих ходатайств.

Многие государственные услуги, которые оказывает Главное управление по вопросам миграции МВД России, облагаются денежной пошлиной. Госпошлина – специальная плата, вносимая лицом за совершение государственным органом тех или иных юридически значимых действий.

Обязанность по уплате данного сбора лежит как на гражданах Российской Федерации, так и на иностранцах. На сайте ГУВМ МВД имеется специальный сервис, где можно самостоятельно сформировать квитанцию об оплате госпошлины. Здесь же следует отметить, что также существует возможность онлайн оплаты.

Как новые открытые данные ФНС снижают бизнес-риски

О каждой российской компании теперь известно больше, чем год назад. ФНС России с прошлого года начала раскрывать сведения о численности персонала, налоговой задолженности, доходах и расходах юридических лиц… Общий список публикуемых налоговой службой наборов открытых данных сегодня превышает 80. Попытаемся обобщить практический опыт того, как открытые данные ФНС помогают снижать риски.

По глубине раскрытия информации о копаниях Россия теперь опережает восточно-европейские страны и – уже наступает на пятки странам Западной Европы. Конечно, мы уступаем скандинавским странам, где ежегодно публикуются даже налоги, уплаченные каждым гражданином. Но и уже сделанное налоговой службой – это, безусловно, большой вклад в дело снижения бизнес-рисков и повышения доверия в российской экономике.

Прежде всего, эти данные – важный источник сведений для анализа добросовестности контрагента. Помимо этого, они дают возможность рассчитать совокупное налоговое бремя компании, еще целый набор финансовых коэффициентов, повысить предсказательную силу наших аналитических оценок.

Численность персонала

Первым по времени прошлогодним нововведением стало раскрытие численности персонала по каждой компании. Это сведения не только позволили выявить компании-фантомы, имеющие только гендиректора и бухгалтера, но и дали возможность оценить производительность труда в пересчете на одного работника, сравнить их со среднеотраслевыми, среднерегиональными, показателями ближайших конкурентов.

Зная об уровне уплаченного НДФЛ и платежей в фонды (об этом поговорим ниже), мы можем попробовать вычислить средний уровень зарплаты в компании и примерный уровень дивидендов.

Система СПАРК-Интерфакс, сводя воедино все доступные сведения, помогает увидеть компании, которые не имеют персонала, но при этом получают крупную выручку от продажи товаров и услуг, оказание которых априори требует наличия работников.

Такие компании можно заподозрить в обналичке, хотя не всегда это будет справедливо. Надо поверить, не является ли эта фирма своего рода SPV, какова ее структура владения, не сосредоточена ли вся деятельность группы, куда входит эта фирма, в «дочках», и не используются ли в данном случае франчайзиновые схемы.

С аналитикой тоже стоит быть осторожными. Ведь бывают холдинги, где в головном офисе работают 2 000 человек, но на «дочках» числится еще 100 000.

Есть франчайзинговые сети, где персонал распределен по франчайзи, большая часть которых находится на упрощенке, и поэтому показатели будут искажены.

Итак, цифра численности персонала важна, но может быть обманчивой без консолидации всех входящих в группу юридических лиц. Для анализа всех связей между компаниями пригодятся продвинутые информационно-аналитические системы, такие как СПАРК-Интерфакс.

Дисквалификанты

В нашем перечне стоит упомянуть и список дисквалифицированных лиц в руководстве компании, хотя его ФНС публикует уже несколько лет. Этот постоянно обновляемый список – существенная подмога в деле противодействия недобросовестным контрагентам, использующим номинальных директоров.

В список дисквалификатов, лиц, которые не могут учреждать компании и занимать в них должности, часто попадают люди из групп риска. Это могут быть граждане, которые накопили значительную задолженность, столкнулись с житейскими проблемами, и – вследствие этого вынуждены были искать возможности для не вполне легального заработка.

Ситуация такова, что поиск потенциальных номинальных директоров среди таких категорий людей – это отдельная отрасль теневого бизнеса, которая продолжает существовать, несмотря на все списки. Длинный список дисквалификантов не означает, что организаторы недобросовестного бизнеса не смогут найти нового «номинала». Поэтому перечень не стоит считать конечным.

Часто приходится слышать жалобы и от добросовестных налогоплательщиков о том, что участие в компании «с историей» создало им неудобства с развитием бизнеса. Например, бывает, предприниматель опрометчиво бросил компанию, ее ликвидировали как недействующую. Потом он надумал открыть новый бизнес, но получает отказ при попытке зарегистрировать новое юрлицо.

Проблемные адреса

Пожалуй, в последнее время ничто не доставляет предпринимателям столько хлопот, как подтверждение адреса.

Случаются ошибки, которые вынуждают компании уточнять адрес (даже если ей самой и принадлежит дом, расположенный по этом адресу). Однако в итоге – с точки зрения пользователей – верификация адресных и контактных данных позволила улучшить скоринговые модели в части распознавания «плохих» и «хороших» контрагентов, а также лучше разделить недвижимость по типам (бизнес-центры, другая недвижимость).

По нашей практике, для проверки адреса полезно бывает посмотреть на всех «квартирантов». Если соседи интересующей вас компании ведут нормальный бизнес и их Индекс должной осмотрительности, присвоенный им в системе СПАРК, находится преимущественно в зеленой зоне, то вероятность того, что это обычный бизнес-центр, довольно высока.

Верно и обратное: если соседи компании, согласно Индексу, находятся в красной зоне, то не исключено, что мы имеем дело с проблемным адресом. Например, мошенники могут приобрести помещение в аварийном объекте, расположенном в брошенном поселке, чтобы регистрировать здесь проблемные компании.

Налоговые спецрежимы

Все последние годы, развивая возможности системы СПАРК, мы вынуждены были применять сложные алгоритмы для распознавания налогового режима, в рамках которого работает та или иная компания.

Теперь, после публикации налоговой службой новых данных, больше не нужны сложные методы, чтобы понять какую – полную или упрощенную – систему налогообложения использует компания.

На основе этого знания можно точнее рассчитывать показатели налоговой нагрузки и анализировать отчётность. В частности, знание налогов режима позволяет правильно интерпретировать показатель прибыли. Компании на «упрощенке» могут смело показывать большую прибыль, так как не платят с нее налог. Компаниям же на ОСНО показывать высокие нормы рентабельности более обременительно, так как ставка налога – стандартная.

Доходы и расходы

До прошлого года единственным источником сведений о финансах компаний был Росстат, однако его данные покрывали лишь менее половины от общего числа юрлиц. Сведения о доходах и расходах от ФНС позволили лучше оценить деятельность малых компаний, которые до сих пор во многом оставались terra incognita российского бизнеса.

В частности, мы в СПАРКе теперь значительно улучшили модели по оценке уровня финансового риска. Индекс финансового риска включает в себя более 150 факторов. Во-первых, это финансовые коэффициенты, такие как эффективность затрат, рентабельность, коэффициент отношения долга к EBIT, коэффициент текущей ликвидности, и т. д. Во-вторых, нефинансовые факторы: количество сотрудников, регион, разделы ОКВЭД, количество госзаказов, судебные иски и т. д.

До прошлого года для компаний без отчетности мы оценивали уровень финансового риска на основе различных косвенных факторов: исполнительные производства, участие в судебных процессах, выигрыши и проигрыши в тендерных закупках…

Доходы и расходы по всем компаниям, публикуемые ФНС, дают нам непосредственное понимание их финансового состояния и помогают лучше прогнозировать успех или крах.

До сих пор по 2,2 млн юридических лиц (см. график) у нас не было вообще никаких финансовых показателей. Теперь ситуация изменилась кардинально.

Налоговое бремя

Благодаря ФНС России мы узнали о налоговом бремени компаний, как общем, так и частном – по отдельным налогам.

Это революционное нововведение дало нам возможность рассчитывать в системе СПАРК множество дополнительных показателей. Например, отклонение совокупного или частного налогового бремени от среднеотраслевого или среднерегионального уровня. Показатель можно нормировать на рубль выручки или одного работника. С помощью «зарплатных» налогов и сумм отчислений в фонды, зная численность персонала, можно рассчитать средний уровень зарплаты и сравнить его со среднеотраслевым и региональным.

Полезно обращать внимание на состав налогов, которые уплачивает налогоплательщик. Если он платит НДПИ, то явно компания добросовестная (никто не станет получать лицензию на разработку полезных ископаемых на фирму-однодневку).

Но не надо абсолютизировать показатели, даже если они исходят от ФНС. Бывают случаи, когда состав уплаченных налогов противоречит отчетности компании.

И отчетность, сданная в Росстат, может быть искаженной, и цифры, раскрытые налоговой службой, могут содержать неточность. Только анализ всех данных в совокупности дает возможность составить комплексное суждение о компании.

Отдельно стоит упомянуть о налоговом калькуляторе и среднерегиональной и среднеотраслевой налоговой нагрузках. Этот сервис имеет огромную ценность, так как помогает увидеть отклонения от «нормального» уровня налогового бремени.

Правда, мы часто сталкиваемся с довольно решительно настроенными представителями компаний, которые категорически не согласны с самим подходом к среднеотраслевому или региональному налоговому бремени.

В пользу методики говорит мировой опыт: аналогичные показатели рассчитываются в большинстве высокоразвитых стран и являются общепринятым средством проверки добросовестности контрагента. Однако проблемы действительно возникают, когда данные ФНС не совсем точны или ОКВЭД компании не в полном объеме характеризует деятельность компании.

Сервис ФНС функционирует в тестовом режиме. Наш анализ показывает, что данные на нем обладают большой дисперсией, что не всегда позволяет делать достоверные выводы только на основании этой информации.

Хочется вновь повторить, что не стоит абсолютизировать никакие отдельные показатели, нужно смотреть на них в контексте и в совокупности.

Задолженности и недоимки

Этот информационный массив, раскрытый ФНС, напрямую сигнализирует о рисках. В сочетании с анализом данных о решениях судов и об исполнительных производствах он позволяет более полно оценивать объемы обязательств компаний.

Самые большие суммы недоимок, согласно раскрытым ФНС данным, имеют предприятия алкогольной отрасли и другие плательщики акцизов.

Если не брать в расчет подобные «выбросы», то данные о недоимках – один из важнейших факторов при расчете уровня финансовой устойчивости компании. Эти сведения повышают точность моделей, используемых для оценки финансового риска.

Как уже говорилось, общее число факторов, которые мы анализируем при построении Индекса финансового риска в СПАРКе, превышает 150. И роль каждого из факторов динамически меняется в зависимости от других факторов, вместе с которыми он проявился. При этом мы встраиваем алгоритмы, которые позволяют отдавать приори- тет именно тем данным, в достоверности которых меньше сомнений.

Современные скоринговые модели, учитывающие все доступные факторы в их совокупности, превосходят субъективные оценки людей, так как не подвержены профессиональной предвзятости и когнитивным искажениям.

Вручную проанализировать такой объем информации, комплексно учтя при этом все связи между событиями, сформировавшими факторное пространство, а также оценив релевантность всех источников, чаще всего бывает просто невозможно.

Как действовать, если нашли себя в налоговой базе «Риски»

Налоговый орган на запрос о добросовестности контрагента отвечает (если вообще отвечает) что-то вроде: «проверить благонадежность контрагента можно самостоятельно с помощью официального сайта ФНС России). Однако сами налоговики делают выводы о недобросовестности по своим внутренним источникам информации.

В частности, при проверках широко применяется федеральный информационный ресурс «Риски». Это внутренний ресурс налоговых органов, его базу данных ведут сотрудники ФНС для служебного пользования (приказ ФНС России от 24.06.11 № ММВ-8-2/42дсп@). В арбитражной практике стали попадаться дела, где упоминается этот ресурсс.

ШАГ 1. Перепроверить данные базы «Риски»

Прежде чем разрывать партнерские отношения с контрагентом, попавшим в базу «Риски», стоит проверить его самостоятельно по общедоступным источникам информации.

ФНС России в письме от 16.03.15 № ЕД-4-2/4124 приводит перечень признаков, которые могут свидетельствовать о недобросовестности контрагента. Среди них:

— отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;

— регистрация по адресу массовой регистрации;

— отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских, производственных, торговых площадей и т. д.

Проверить, есть ли у контрагента такие признаки, можно пользуясь публичными сервисами на сайте ФНС РФ (www.nalog.ru). Они находятся в разделе «Электронные сервисы». Например, в рубрике «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» (письма Минфина России от 15.02.16 № 03-01-11/7857, от 16.02.15 № 03-01-10/6845).

Эти сервисы позволяют получить сведения о лицах, которым запрещено руководить организациями в судебном порядке, выявить лиц, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года, получить иную информацию.

Также компания на основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 27.07.06 № 149-ФЗ может обратиться в налоговый орган о предоставлении сведений о контрагенте, которые имеют общедоступный характер. В частности, налоговики могут поделиться сведениями о нарушении контрагентом законодательства о налогах и сборах и о задолженности перед бюджетом (подп. 1, 3 п. 1 ст. 102 НК РФ, письма Минфина России от 20.08.13 № 03-02-08/33970, от 16.05.13 № 03-02-07/1/17050, от 04.06.12 № 03-02-07/1–134). Такой информацией инспекторы должны поделиться бесплатно (п. 2 ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 27.07.06 № 149-ФЗ).

Если в результате такой самостоятельной проверки компания выявит какие-либо признаки неблагонадежности контрагента, необходимо задуматься о разрыве деловых отношений с ним. Но делать это лишь на основании данных ИР «Риски» не стоит.

10 способов налогового контроля, о которых Вы не знали >>>

ШАГ 2. Добиться, чтобы данные базы «Риски» не разглашали

С одной стороны, суды обоснованно посчитали, что данные внутреннего ресурса налоговиков не могут напрямую влиять на репутацию какой-либо компании. Они недоступны контрагентам компании и любым другим заинтересованным лицам.

Даже если такая информация появилась в акте налоговой проверки, это не значит, что проверяемая компания немедленно обязана прекратить отношения со своим контрагентом. Следовательно, права этого контрагента не нарушены.

С другой стороны, если уж база «Риски» — внутренний информационный ресурс ФНС, то налоговый орган не должен разглашать информацию, предназначенную для служебного пользования. Не следовало включать ее в акт налоговой проверки.

Существует Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в налоговых органах (утв. приказом ФНС России от 31.12.09 № ММ-7-6/728@, далее — Положение). Документ предусматривает, что к работе с документами с пометкой «для служебного пользования» допускаются только должностные лица налоговых органов, обладающие соответствующими полномочиями (п. 1.7 Положения). Следовательно, информация о юридических лицах в базе данных «Риски», имеющей гриф «дсп», не подлежит разглашению.

Схожие споры ранее арбитражными судами не рассматривалась. Разъяснения контролирующих органов по данному вопросу также отсутствуют.

15 методов выявить, что компания незаконно обналичивает деньги >>>

ШАГ 3. Исключить информацию о компании из базы «Риски»

В адрес компании пришло письмо контрагента с приложением акта выездной налоговой проверки. В акте написано, что компания включена в федеральный информационный ресурс «Риски». В связи с этим контрагент отказался от дальнейшего сотрудничества с компанией.

Компания обратилась в арбитражный суд с требованием признать действия ФНС России незаконными и обязать налоговиков исключить сведения о компании из информационного ресурса «Риски».

Суды первых двух инстанций встали на сторону ФНС России и отказали компании в удовлетворении заявленных требований. АС Московского округа также признал судебные акты, принятые судами нижестоящих инстанций, соответствующими закону (постановление от 28.12.15 № Ф05-18124/2015).

В качестве основного аргумента законности принятых судебных актов суд отметил, что ведение информационного ресурса «Риски» осуществляется в соответствии с приказом ФНС России от 24.06.11 № ММВ-8-2/42дсп@ и носит гриф «для служебного пользования». Это свидетельствует о том, что данный ресурс является внутренним (непубличным) информационным ресурсом налоговых органов. Поэтому факт включения юридического лица в базу «Риски» не является основанием для признания ее неблагонадежной.

Суд также указал, что компания не представила доказательств того, что действия ФНС России по включению ее в информационный ресурс «Риски» каким-либо образом повлияли на решение контрагента об отказе в дальнейшем сотрудничестве. Решение налогового органа по результатам налоговой проверки, в отличие от акта, уже не содержало какой-либо информации о компании. На момент вынесения решения судом первой инстанции сведения о компании в базе «Риски» отсутствовали.

Если компания узнала от контрагента, что она есть в базе, в первую очередь подтвердите деловую репутацию перед ним. Подготовьте письмо с объяснениями, почему инспекторы ошибочно внесли вас в базу, подтвердите полномочия директора и подпись на первичке.

В инспекцию отправьте письмо по обработке данных. В нем укажите полное наименование компании, ИНН, почтовый или электронный адрес, инициалы и подпись руководителя. Если не отказались от печати, поставьте оттиск. Это письмо можно направить по почте, по электронке или сдать непосредственно в инспекцию. Исключение из базы по письму маловероятно, но инспекция в любом случае ответит на запрос в течение 60 календарных дней. Из ответа компания узнает, находится она в базе или нет, и если да, по какой причине. Это поможет устранить риски. Если на дату запроса компании нет в базе, направьте копию ответа контрагентам.

Критерии включения в базу «Риски»

По каким критериям налоговики включают компании в базу – закрытая информация. Некоторые причины можно выяснить в результате судебного процесса:

— непредставление отчетности;
— регистрация по массовому адресу;
— массовый директор или учредитель (более чем в 10 компаниях);
— численность компании (менее 3 человек);
— отсутствие основных средств и прочих активов;
— неуплата или уплата минимальных налогов при больших оборотах;
— несоответствие данных в отчетности и декларациях по прибыли и НДС;
— непредставление документов на требование;
— неявка руководителя по повестке.

Внимание! Попасть в базу рискует даже действующая организация, которая ведет деятельность и платит налоги. Причем заносят компании в список автоматически, а система не отлажена.

Поиск контрагентов и проверка их благонадежности

На практике у большинства предпринимателей, особенно начинающих, возникает множество вопросов относительно процесса поиска и проверки контрагентов: какими инструментами нужно пользоваться, есть ли бесплатные возможности для этого, какую информацию необходимо анализировать и др. Тем более что не существует никаких стандартных правил и критериев такой проверки. Все действия, которые необходимо предпринимать, обычно вырабатываются компаниями в процессе анализа самостоятельно, исходя из оценки рисков.

По мнению Андрея Хрыкина, руководителя проекта Фокус.Форум, процесс проверки контрагентов держится на трех китах:

  • благонадежность — намерения компании и ее отношения с государством и другими бизнес-партнерами;
  • оценка — выявление основных критериев оценки и объективной информации;
  • знание — понимание того, какую информацию стоит учитывать, а какую — нет.

Зачем искать и проверять контрагентов?

Проверка контрагента — это комплексная и не разовая, как многим может показаться, работа. Но она необходима, ведь на кону — деньги и репутация компании. Не зря налоговые органы предупреждают, что ответственность за выбор контрагента полностью лежит на компании. Поэтому она должна быть заинтересована в оценке рисков и налоговых последствий, которые могут возникнуть в результате сотрудничества с сомнительными контрагентами. Если у налоговой появятся претензии к одному из ваших контрагентов, вполне вероятно, что вы невольно окажетесь вовлечены в неприятности.

Проверка новых контрагентов необходима еще и с учетом такого понятия, как «необоснованная налоговая выгода», которую, как предполагается, получают те предприниматели, которые минимизируют налогообложение, уклоняясь от налогов.

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53 перечислены все случаи, когда налоговая выгода признается необоснованной, но в целом все они сводятся к двум тезисам: налоговая выгода признается необоснованной, если налогоплательщик действовал без должной осмотрительности, так как должен был знать о допущенных контрагентом нарушениях; если налогоплательщик, его взаимозависимые или аффилированные лица совершают операции, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, которые не исполняют налоговые обязанности (п.10 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53). И если второй случай — это пример осознанных действий налогоплательщика, то первый подразумевает, что у налогоплательщика все-таки есть возможности предотвратить проблемы.

Помимо налоговых рисков при работе с контрагентом могут возникать и финансовые риски: срыв сроков поставок, поставки некачественного товара и т.д. Хорошо, если проблему можно решить путем переговоров, и поставщик готов заменить бракованный продукт или предоставить скидку на следующую партию товара в случае срыва сроков поставки. Но ведь может оказаться, что безответственное поведение контрагента — норма, и тогда вы потеряете деньги.

Чтобы увидеть «истинное лицо» контрагента, нужно осуществить несколько действий, которые позволят удостовериться в том, что вы имеете дело с действующим юридическим лицом и что ваш контрагент не похож на фирму-однодневку.

Документы, которые нужно затребовать у контрагента:

  • копия устава организации;
  • копия свидетельства о государственной регистрации;
  • копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • бухотчетность за год, предшествующий году заключения сделки;
  • копия паспорта руководителя организации.

Быстрый поиск контрагента на сайте ФНС

На сайте ФНС предприниматели могут бесплатно воспользоваться сразу несколькими онлайн-сервисами для сбора важной информации о контрагенте.

Самое простое, что можно сделать, — осуществить поиск контрагента по ИНН на сайте ФНС. Для этого нужно выбрать вкладку «Юридическое лицо» и ввести ОГРН или ИНН юрлица или указать наименование и (опционально) регион места нахождения. Если вам необходима информация об ИП или крестьянском (фермерском) хозяйстве, то выставляйте вкладку «Индивидуальный предприниматель/КФХ», вводите ОГРНИП / ИНН или вносите ФИО и регион места жительства.

На сайте ФНС можно бесплатно найти и другую информацию о контрагенте по названию, адресу и другим критериям.

Информация Источник
Сведения из ЕГРЮЛ
Задолженность по уплате налогов, непредставление налоговой отчетности более года
Адреса массовой регистрации
Регистрация изменений, вносимых в учредительные документы, или сведений, которые содержатся в ЕГРЮЛ
Дисквалифицированные лица
Юрлица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица
Решения регистрирующих органов о предстоящем исключении недействующих юрлиц из ЕГРЮЛ
Лица, в отношении которых факт невозможности осуществления руководства установлен (подтвержден) в судебном порядке
Юрлица, с которыми отсутствует связь по указанному ими адресу (внесенному в ЕГРЮЛ)
Физлица, которые являются руководителями или учредителями нескольких юрлиц
Юрлица, созданные по законодательству Украины, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ

В 2017 году налоговая планирует запустить еще один полезный сервис, чтобы облегчить процедуру проверки новых контрагентов, обезопасить компании от сотрудничества с сомнительными партнерами и помочь вычислить однодневку.

В настоящее время, согласно ст. 102 НК («Налоговая тайна»), данные о компании могут стать открытыми только с ее согласия. Вступление в силу Федерального закона от 1.05.2016 г. № 134-ФЗ позволило внести изменения: перечень данных, которые не представляют налоговую тайну, был расширен.

С 1 июля 2017 года на сайте ФНС станут открытыми следующие сведения о юридических лицах (они будут обновляться ежегодно).

  • доходы и расходы за один календарный год;
  • средняя численность компании за один календарный год;
  • информация об уплаченных налогах и сборах;
  • сведения о налоговых нарушениях;
  • задолженности, штрафы, пени.

Эти сведения организации смогут получить через интернет бесплатно.

Интернет-источники для поиска дополнительных сведений о контрагенте

  1. Реестры недобросовестных поставщиков

Для того, чтобы проверить, внесен ли контрагент в реестр ФАС России, укажите в поле поиска наименование/ФИО поставщика и ИНН поставщика. Также при необходимости можно изучить Реестр недобросовестных поставщиков в Единой информационное системе в сфере закупок.

  1. Картотека арбитражных дел

На сегодняшний день в картотеке содержится почти 18 млн дел. Чтобы получить информацию о деле, нужно заполнить любые поля в фильтре поиска и нажать кнопку «Найти». Если вы не знаете номер дела, то ищите информацию по другим параметрам.

В карточку включена краткая информация о деле, сведения об участниках дела, хронология рассмотрения дела в каждой из инстанций, принятые в них завершающие судебные акты.

  1. Банк данных исполнительных производств

Сервис дает информацию о наличии исполнительного производства, его предмете и подлежащей к выплате сумме в отношении любого физического или юридического лица.

Работа с банком строится на простых действиях: выбор поиска по физлицам или по юрлицам, указание региона, фамилии и имени или наименования предприятия.

  1. Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности

Ресурс позволяет ознакомиться со сведениями о деятельности субъектов экономической деятельности. Для проверки юридического лица введите в поисковой форме наименование предприятия, код (ИНН, ОГРН) и адрес. Поиск ИП осуществляется с помощью ФИО и кода (ИНН, ОГРНИП).

  1. Реестры лицензий

Если ваша компания планирует заключить сделку с контрагентом в рамках лицензируемой деятельности, то разумно будет заранее проверить, имеет ли он необходимую лицензию. Такие сведения содержатся на сайтах лицензирующих органов.

Например, на сайте Департамента Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО можно скачать Реестр лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности. А Роскомнадзор на своем официальном ресурсе публикует Реестр лицензий в области связи, Реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования и др.

  1. Проверка по списку недействительных российских паспортов

Поскольку сервис Главного управления по вопросам миграции МВД России пополняется сведениями о недействительных паспортах в ежедневном режиме, то информация в нем всегда актуальная. В каких случаях компаниям стоит пользоваться этим онлайн-инструментом? Например, чтобы проверить руководителя фирмы, с которой предстоит заключить сделку. Ведь многие ограничиваются запросом копии приказа о вступлении в должность или выпиской из ЕГРЮЛ, в которой указаны ФИО и должность лица. Тем не менее проверка паспорта лишней не будет.

Кроме того, обращайте внимание на срок полномочий представителя контрагента — не истек ли он? Срок указан в уставе организации или доверенности. Устав также может выявить и другой важный критерий оценки контрагента — ограничение полномочий руководителя по заключению сделок, сумма которых превышает определенное значение.

  1. Госконтракты

Факты неоднократного заключения госконтрактов — это несомненный плюс контрагента. Они могут свидетельствовать о его надежности, тем более если все обязательства были исполнены в срок.

  1. Единый реестр проверок

На сайте Генеральной прокуратуры РФ можно найти информацию о плановых и внеплановых проверках как юрлиц, так и ИП. Поиск осуществляется по утвержденному ежегодному сводному плану проведения плановых проверок и результатам проведения внеплановых проверок.

  1. Членство в Торгово-промышленной палате РФ

Введите ОГРН или ИНН в форму поиска на сайте ТПП РФ — и вы узнаете, является ли юридическое лицо или ИП членом палаты. Если компания или предприниматель там есть, то это значит, что хозяйственная деятельность ведется.

  1. Яндекс.Карты и Google Maps

Если для проверки контрагента вам необходима панорама здания, в котором зарегистрировано юрлицо, воспользуйтесь картами Яндекс или Google.

  1. Сайт контрагента

Официальный сайт компании может многое сказать о ней. Это весьма полезный инструмент для выявления важных сведений о бизнес-партнере. Как правило, на нем всегда указаны клиенты компании. Можно связаться с ними и узнать их мнение о контрагенте. Вполне возможно, что в разговоре всплывут негативные отзывы. Либо вообще окажется, что логотип компании на сайте контрагента опубликован для статусности, а на самом деле никаких партнерских отношений между компаниями не существует.

  1. Интернет-поиск

Забейте название компании, ФИО ее директора в поисковик и посмотрите, в каком контексте они упоминаются.

Список контрольных вопросов для проверки контрагента

Любой налогоплательщик может в качестве руководства для действий использовать рекомендации ФНС, которые ведомство приводит в своих письмах.

Так, например, в Письме ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@ можно найти следующие контрольные вопросы о добросовестности контрагентов, которые налоговики используют при проверке:

  • Знаком ли вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда вы познакомились?
  • Какие взаимоотношения (дружеские, деловые) вас объединяют?
  • Какие работы (услуги) выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?
  • Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?
  • Какие действия вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

Как интерпретировать полученные сведения о контрагенте?

Полученную информацию о контрагенте можно условно объединить в три больших блока: арбитражные дела, финансовое состояние и потенциал контрагента. Как с ней работать? Андрей Хрыкин, руководитель проекта Фокус.Форум, советует проводит анализ на пересечении этих трех «блоков» — существующие споры, объемы деятельности и возникающие риски. Важно обратить внимание на финансовое состояние — растет компания или стагнирует? И попытаться самостоятельно оценить потенциал контрагента, опираясь на ту информацию, которая содержится на его сайте, деловые связи компании и другие критерии.

Когда вы не понимаете, какая у компании отчетность, видите невнятные арбитражи и не можете оценить потенциал компании, лучше с таким контрагентом не связываться.

Узнайте, как проверить контрагента за 5 минут:

Контур.Фокус: возможности для проверки контрагента

По количеству описанных источников можно сделать вывод, что поиск контрагента и проверка его благонадежности — чрезвычайно сложная работа, и это действительно так. Но эту работу можно в буквальном смысле минимизировать до одного клика с помощью такого сервиса, как Контур.Фокус.

Чем удобен сервис:

  • Поиск компании или ИП осуществляется по названию, адресу, ФИО, ИНН и другим параметрам. Актуальность и достоверность сведений гарантируется благодаря доступу к официальным государственным открытым источникам.
  • Помимо свежих выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП пользователь получает данные из Картотеки Высшего арбитражного суда, Федеральной службы судебных приставов, Базы госконтрактов Федерального казначейства, Единого федерального реестра сведений о банкротстве, Базы бухгалтерской отчетности организаций Росстата.
  • В карточку компании, помимо всей прочей необходимой информации, включается подборка ссылок с упоминаниями компании в интернете, что позволяет ускорить процесс сбора фактов за счет агрегации информации из СМИ, с форумов с отзывами, с сайта самой компании и сайтов ее партнеров, поставщиков и клиентов, со страницы раскрытия информации эмитента, с новостных ресурсов.
  • Пользователь сервиса может поставить на наблюдение 1000 компаний. Узнав об изменениях в данных, Контур.Фокус уведомит пользователя о них по электронной почте.
  • Сервис способен анализировать организации по заранее установленным пользователем критериям.

Офлайн-проверка контрагента, выявление подозрительных признаков

Вооружившись всевозможными бесплатными онлайн-инструментами проверки, не забудьте и об офлайн-расследовании.

Что необходимо сделать?

  • Убедиться в фактическом расположении компании по указанному в документах адресу.

Особенно это необходимо делать в тех случаях, когда вы ведете переговоры, например, с производственной компанией, чья деятельность предполагает наличие складов и помещений под производство. Недобросовестные контрагенты могут указывать несуществующие адреса.

  • Познакомиться лично с руководством компании при обсуждении условий сотрудничества и заключении сделок.
  • Убедиться в том, что фирма намерена выполнять условия сделки.

Это можно понять только в ходе переговоров, наблюдая за поведением руководства. Стоит насторожиться, если контрагент торопится с заключением сделки и хочет быстрее договориться об оплате, заманивая при этом низкими ценами и нереальными условиями.

  • Удостовериться в том, что условия, прописанные в договоре, посильны для контрагента.

Располагает ли контрагент реальными возможностями для выполнения условий договора? Сможет ли он уложиться в сроки производства или доставки продукта? Не будет ли нарушать дедлайны при выполнении работ?