Ретро бонус и НДС

Министерство финансов Российской Федерации:
Письмо
№ 03-07-09/55 от 15.05.2012

Вопрос: ООО просит Вас дать письменные разъяснения по вопросу заполнения счетов-фактур по строке 6б.

Наша организация заключает договоры купли-продажи (на условиях самовывоза) с головными организациями покупателей, являющимися плательщиками НДС, а поставка осуществляется на обособленные подразделения покупателей не поименованные в договоре и не являющиеся плательщиками НДС. Информацию о грузополучателе мы получаем из заявок покупателей. В письме Минфина РФ от 26 января 2012 г. N 03-07-09/03 сказано следующее: В случае приобретения товаров (работ, услуг) головной организацией для своих подразделений по строке 6б «ИНН/КПП покупателя» указывается КПП головной организации.

В письме УФНС по г. Москве от 23 октября 2009 г. N 16-15/10999 сказано следующее: условиями договора поставки предусмотрено, что товар должен быть доставлен по адресу обособленного подразделения, то при заполнении счетов-фактур в строке 4 указываются наименование в соответствии с учредительными документами и почтовый адрес грузополучателя, в строках 6 и 6а — реквизиты организации-покупателя в соответствии с учредительными документами, в строке 6б — КПП соответствующего обособленного подразделения организации-покупателя.

📌 Реклама Отключить

Из выше поименованных писем, являющихся разъяснительными, нельзя однозначно определить, в каких случаях в строке 6б счета-фактуры указывается КПП обособленного подразделения.

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше обращение по вопросу заполнения строки 6б счета-фактуры при приобретении товаров (работ, услуг) через обособленные подразделения, не являющиеся юридическими лицами, и сообщает следующее.

Согласно пункту 3 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж возложена на налогоплательщиков налога на добавленную стоимость.

Обособленные подразделения российских организаций налогоплательщиками налога на добавленную стоимость не являются. Поэтому в случае, если товары (работы, услуги) приобретаются организацией через свои обособленные подразделения, счета-фактуры по отгруженным товарам (работам, услугам) выписываются на имя организации. При этом по строке 6б счета-фактуры «ИНН/КПП покупателя» указывается КПП соответствующего подразделения.

📌 Реклама Отключить

Что касается письма Минфина России от 26 января 2012 г. N 03-07-09/03, упоминаемого в вашем обращении и в соответствии с которым в случае приобретения товаров (работ, услуг) головной организацией для своих подразделений по строке 6б «ИНН/КПП покупателя» указывается КПП головной организации, то указанное письмо является ответом на частный запрос налогоплательщика о заполнении указанной строки счета-фактуры при приобретении головной организацией товаров (работ, услуг), которые в дальнейшем подлежат передаче обособленному подразделению.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

📌 Реклама Отключить

Комментарий к Письму Минфина России от 15.05.2012 N 03-07-09/55 <НДС: заполнение счета-фактуры при отгрузке обособленным подразделениям> (Цыбусов В.А.)

Последние новости Бесплатная консультация юриста по телефонам:

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы «Единый федеральный реестр туроператоров». Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.


20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 «О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси.


4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.


21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.


7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач.

В центре внимания:

Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

Коррупция — дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

Ритейл по новым правилам: что изменилось в законе о торговле

Летом 2016 года Президентом РФ были внесены поправки в законодательство о торговле, призванные ограничить «аппетиты» торговых сетей и снизить издержки поставщиков и производителей. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 273-ФЗ меняет практику взимания сетями бонусов и создает более или менее сносные условия для ведения бизнеса. Специально для БУХ.1С закон проанализировал эксперт по налогообложению Игорь Кармазин. Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

  1. Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 273-ФЗ внесены поправки в законодательство о торговле, призванные ограничить «аппетиты» торговых сетей и снизить издержки поставщиков и производителей.
  2. Торговая сеть может брать с поставщиков вознаграждение за приобретение у поставщика определенного количества продовольственных товаров.
  3. Вознаграждение за приобретение товаров теперь включает и бонус за их продвижение на рынке. Общая величина бонуса не может превышать 5% от стоимости приобретаемых товаров.
  4. Закон поясняет, что услуги по продвижению товаров – это реклама товаров в буклетах, СМИ и т.д., осуществление их специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовка отчетности, содержащей информацию об этих товарах.
  5. Установлены точные сроки оплаты товаров с учетом срока их годности.
  6. Установлен запрет на навязывание поставщикам невыгодных условий сделок.

Отношения торговых сетей и их поставщиков нельзя назвать в полной мере взаимовыгодными. Скорее, речь может идти о диктате продавцов над производителями и поставщиками, а не о равноправном партнерстве. Пользуясь заведомо более выигрышным положением на рынке, сети беспрепятственно навязывают свою ценовую и ассортиментную политику, особенно не считаясь с интересами контрагентов.

Под видом добровольных платежей поставщики вынуждены оплачивать из собственного кармана всевозможные премии, бонусы и прочие поборы за никому не нужные услуги, якобы оказываемые торговцами в пользу поставщиков. Например, услуги по продвижению товаров, услуги по подготовке, обработке, упаковке и размещению товаров на стеллажах и другие.

В итоге на полках оказывается товар не самых добросовестных и честных производителей, а тех, кто предложит магазину наибольший бонус. Чем выше размер вознаграждения – тем выше шанс продать свой товар. Главный, кто страдает от произвола сетей – это отечественный товаропроизводитель. Именно он часто остается не у дел, поскольку не только не может найти выходы на точки сбыта, но даже если и найдет — не может работать на тех драконовских условиях, которые они предлагают.

Дабы разрешить вышеописанную ситуацию, летом 2016 года Президентом РФ были внесены поправки в законодательство о торговле, призванные ограничить “аппетиты” торговых сетей и снизить издержки поставщиков и производителей. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 273-ФЗ меняет практику взимания сетями бонусов и создает для поставщиков более или менее сносные условия для ведения бизнеса. Особенностью закона является то, что он старается не ущемить интересы ни той, ни другой стороны. Магазины продолжат взимать свои бонусы, а поставщики продолжат их уплачивать. Правда, в меньшем размере. Получается, что и волки сыты, и овцы целы.

Что изменилось

Закон устанавливает, что торговая сеть может брать с поставщиков вознаграждение, но с рядом ограничений. Название этого узаконенного бонуса – вознаграждение за приобретение у поставщика определенного количества продовольственных товаров.

Точный размер бонуса подлежит обязательному согласованию сторонами договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Причем совокупный размер всевозможных бонусов законодатель ограничил.

Кстати, вознаграждение за приобретение товаров теперь включает в себя и бонус за их продвижение на рынке. Общая величина бонуса не может превышать 5% от стоимости приобретаемых товаров (часть 4 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности»). Сюда же относится оплата всех логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке продовольствия, приданию ему товарного вида и других подобных услуг. Не учитывается только сумма НДС и акциза. Напомним, по ранее действующим правилам, максимальный размер ретро-бонуса (за приобретение определенного количества товаров) составлял 10% от цены продукции. Причем величина других бонусов вообще не была регламентирована. Таким образом, поборы с поставщиков уменьшились даже не в два раза, а более.

В целях недопущения злоупотреблений со стороны сетей поправки дополняют закон о торговле нормой, раскрывающей содержание услуг по продвижению товаров (пункт 10 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ). Под ними понимаются реклама товаров в буклетах, СМИ и т.д., осуществление их специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовка отчетности, содержащей информацию об этих товарах. Такие услуги включаются в общий пятипроцентный бонус и не оплачиваются сверх данной суммы.

Все прочие выплаты торговым сетям, как бы они не назывались, и на каком бы основании не взимались, теперь прямо запрещаются. Конкретно закон запрещает торговым сетям:

  • взимать плату за право поставок продовольственных товаров в магазины;
  • устанавливать себе вознаграждение за изменение ассортимента продовольственных товаров;
  • взимать плату в счет погашения расходов, не связанных с исполнением договора поставки товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров;
  • возмещать за счет поставщиков расходы в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров после перехода права собственности на такие товары (кроме случаев, когда утрата и повреждение произошли по вине самого поставщика).

Совершение магазинами действий по незаконному взиманию платы и возмещению расходов за счет поставщиков повлечет наложение административного штрафа. Должностные лица (менеджеры, ответственные за заключение и исполнение сделок) будут оштрафованы на сумму от 20 до 50 тысяч рублей. Сами магазины понесут ответственность в виде штрафа в размере от одного 1 до 5 миллионов рублей.

Не получится теперь и уйти от ответственности на том основании, что нарушающий субъект, якобы, не относится к торговой сети. Ранее такая возможность существовала, например, когда владельцами магазина являлись сразу несколько организаций. Теперь для ее исключения статья 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ конкретизирует и расширяет понятие торговой сети.

Под ней сейчас понимается совокупность двух и более торговых объектов, принадлежащих хозяйствующему субъекту или нескольким субъектам, которые образуют одну группу лиц. Также к сетям отнесены объекты, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Другим ограничением для ритейлеров явилось ограничение сроков оплаты поставленных товаров. Закон устанавливает точные сроки оплаты с учетом срока годности продовольствия. Это сделано с целью пресечения широко практикуемой сейчас возможности беспроцентного кредитования сетей. Например, когда товар отгружается на склады в начале года, а оплачивается только в середине. Или по мере реализации, полной или частичной.

В соответствии с новыми правилами продтовары, на которые срок годности установлен менее чем 10 дней, подлежат оплате в срок не позднее, чем 8 рабочих дней. Продукция со сроком годности от 10 до 30 дней включительно подлежит оплате в срок не позднее 25 календарных дней. Для продовольствия со сроком годности свыше 30 дней и алкогольной продукции крайний срок оплаты — 40 календарных дней.

Эти сроки исчисляются со дня доставки товаров в торговую сеть. Не позднее трех рабочих дней после этого поставщик обязан будет передать документы, относящиеся к поставкам, а торговая сеть обязана их принять.

Также торговым сетям запретили заключать для осуществления торговой деятельности договоры, по которым товар передается для реализации третьему лицу без перехода к нему права собственности на этот товар. В данной сфере запрещаются следующие виды договоров:

  • договор комиссии,
  • договор поручения
  • агентский договор.

Нарушение этого запрета грозит штрафом. Штраф накладывается на должностных лиц в размере от 10 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 1,5 до 4,5 млн рублей.

Одновременно устанавливается запрет на навязывание поставщикам невыгодных условий сделок. Например, под непосредственный запрет попали следующие условия заключаемых сделок:

  • условия о невозможности заключения договоров поставки товаров с другими оптовиками;
  • об ответственности за неисполнение обязательства о поставках товаров на более выгодных условиях, по сравнению с другими покупателями;
  • о возврате непроданных товаров;
  • о дискриминационном снижении поставщиками стоимости продовольственных товаров;
  • о предоставлении сведений о заключаемых договорах поставки с другими хозяйствующими субъектами;
  • все прочие условия, прямо не относящиеся к предмету договоров.

В том случае, если подобные условия все же были включены в текст договора, они признаются недействующими в соответствующей части с момента совершения сделки.

Поправки увеличили срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о госрегулировании торговой деятельности. Срок увеличен до 1 года. За это время, как полагают законодатели, сети и их поставщиков вполне реально привлечь к ответственности за нарушение антимонопольных правил. Напомним, ранее срок давности по таким нарушениям составлял 2 месяца.

Дополнительной гарантией соблюдения прав поставщиков является расширение полномочий Федеральной антимонопольной службы России. До этого на нее возлагался лишь контроль за соблюдением требований и запретов антимонопольного законодательства. Теперь же служба станет проводить проверки по фактам навязывания поставщикам продовольствия кабальных условий сделок. Подтверждение в ходе проверки подобного факта будет являться основанием для привлечения торговой сети к ответственности в виде штрафа. Также в обязанности ФАС вменяется создание условий для увеличения спроса на товары российских производителей.

Чего ожидать ритейлерам, их поставщикам и потребителям

Закон заработал с 15 июля 2016 года. С этого времени все вновь заключаемые ритейлерами со своими поставщиками договоры должны соответствовать новым требованиям. Одновременно сохраняют свою силу условия договоров поставки, которые были заключены до вступления закона в силу. Но если стороны до 1 января 2017 года не приведут их в соответствие с новым законодательством, то такие договоры будут признаваться утратившими силу.

Как полагают законодатели, реализация этих поправок на практике сыграет на руку не только отечественным производителям, которые смогут вложить сэкономленные на бонусах средства в развитие бизнеса, но и конечным потребителям. В теории снижение издержек на поборы сетевиков вполне естественным образом может привести к снижению стоимости продовольствия.

Однако, скептики полагают иначе. Закон предлагает меры по защите только поставщиков и производителей. О потребителях он ничего не говорит. Никаких действенных препятствий для повышения розничных цен новые правила не содержат. И если поставщики действительно смогут отстоять свое право на уменьшенные бонусы в суде, или, скажем, в антимонопольной службе, то покупатели никаких преимуществ по сравнению с прежним порядком не получают. Напротив, велика вероятность того, что выпадающие доходы сетей теперь будут компенсированы как раз за счет конечных потребителей.

Скидки и бонусы (премии) покупателям. Порядок налогообложения НДС и нюансы учета.

Любая организация, реализующая свои товары, работы или услуги, заинтересована в увеличении объемов продаж. Наиболее эффективным методом привлечения и стимулирования клиентов в настоящее время является предоставление им скидок и бонусов.

Стимулирующие выплаты не только привлекают новых покупателей, но и побуждают действующих клиентов к увеличению объемов закупок.

Действующее законодательство не содержит определения понятий скидок и бонусов (премий). Согласно экономической терминологии:

1. Скидка – сумма, на которую снижается продажная цена товара, реализуемого покупателю. По сути, это уменьшение базисной цены товара или услуги с учетом состояния рынка, условий контракта и др. Наиболее распространенными ценовыми скидки могут быть:

📌 Реклама Отключить

  • бонусными,
  • временными,
  • дилерскими,
  • закрытыми,
  • количественными,
  • специальными,
  • «сконто»*,
  • и т.д.

*скидки, которые предоставляются за оплату наличными или за достойное осуществление платежей по сравнению с условиями контракта. Скидки «сконто» могут составлять до 5% от стоимости сделки.

Предоставление скидки ведет к уменьшению договорной цены.
В соответствии с п.2 ст.424 ГК РФ, изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом, либо в установленном законом порядке.

2. Бонус (премия) – премия*, дополнительное вознаграждение, дополнительная скидка, предоставляемая продавцом клиенту в соответствии с условиями договора или отдельного соглашения.

*Премия является денежным или материальным поощрением за достижение, заслуги в какой-либо отрасли деятельности.

📌 Реклама Отключить

Обычно понятием «премия» оперируют, если стимулирующая выплата предусмотрена в виде денежной премии. Бонусами называют бесплатные:

  • работы и услуги,
  • партии товаров,
  • подарки,

предоставляемые клиентам при выполнении определенных условий.

Предоставление бонуса или премии не изменяет первоначальную цену товара (работы, услуги).

Таким образом, основное отличие скидок от бонусов (премий), заключается в следующем: скидки – изменяют первоначальную цену товара (работы, услуги), а бонусы (премии) – не изменяют первоначальную цену товара (работы, услуги).

Данное различие приводит к тому, что скидки и бонусы по разному отражаются в регистрах бухгалтерского и налогового учета.

В данной статье будут рассмотрены особенности налогообложения НДС, предоставляемых клиентам скидок и бонусов.

📌 Реклама Отключить

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ СТИМУЛИРУЮЩИХ ВЫПЛАТ

При оформлении договора, предусматривающего получение клиентом скидок и бонусов, очень важно уделить внимание формулировкам:

  • условий, при которых предоставляются стимулирующие выплаты,
  • порядка их предоставления.

Устанавливая виды и размеры скидок и бонусов компании, торгующие продовольственными товарами, должны руководствоваться положениями закона от 28.12.2009г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Так, в соответствии с п.4 ст.9 закона №381-ФЗ, соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого в связи с приобретением определенного количества товаров.
Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных продовольственных товаров.

📌 Реклама Отключить

При этом, в соответствии с п.6 ст.9 закона №381-ФЗ, включение в цену договора поставки продовольственных товаров иных видов вознаграждения не допускается.

Условиями, на которых предоставляются скидки и бонусы, могут быть, например, следующими:

  • За приобретение покупателем определенного объема продукции (работ, услуг), в определенные (или неопределенные) сроки (месяц, квартал, год).
  • За приобретение покупателем всего ассортиментного ряда продукции (работ, услуг).
  • За своевременную, либо предварительную оплату приобретаемых товаров (работ, услуг).

Выполнение условий, установленных договором, является необходимым для получения стимулирующих выплат.
Выполнение указанных условий необходимо документально подтвердить соответствующими первичными документами. Перечень и форму этих документов тоже следует предусмотреть в условиях заключаемого договора. 📌 Реклама Отключить

Документами, подтверждающими выполнение договорных условий могут быть:

  • Акты сверок, подписанные продавцом и покупателем,
  • Уведомления поставщиков о предоставлении скидок и бонусов,
  • Расчетные таблицы, подтверждающие объемы закупок,
  • Т.п.

ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СКИДОК НДС

Налогообложение НДС скидок и бонусов зависит от момента их предоставления:

1. До отгрузки (либо в момент отгрузки) товаров покупателю.

В этом случае сумма задолженности покупателя перед продавцом за полученные товары (работы, услуги), сразу уменьшается на сумму скидок.

2. После отгрузки товаров покупателю (оказания услуг, выполнения работ).

Поставщик товаров (работ, услуг) возвращает покупателю оговоренную в договоре сумму или уменьшает задолженность покупателя (признает аванс) по акту взаиморасчетов.

📌 Реклама Отключить

1. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СКИДКИ ДО ОТГРУЗКИ (В МОМЕНТ ОТГРУЗКИ) ТОВАРА

Скидки, предоставляемые до отгрузки товара (или в момент его отгрузки) часто связаны с сезонными скидками и распродажами.
Кроме того, такие скидки могут предоставляться:

  • постоянным покупателям,
  • новым клиентом при совершение первой покупки.

При предоставлении такой скидки цена товара в документах сразу указывается с ее учетом и документы выставляются на сумму товара (работы, услуги) со скидкой.

При предоставлении скидки до отгрузки (или в момент отгрузки), товары (работы, услуги) сразу приходуются по цене приобретения (с учетом скидки).
Цена реализации товара (работы, услуги) поставщиком, отражается в учете с учетом предоставленных скидок.

Такой вид скидок не вызывает сложностей при отражении в бухгалтерском и налоговом учете.

📌 Реклама Отключить

У поставщика налоговая база определяется в соответствии с п.1 ст.154 НК РФ, как стоимость реализованных товаров.
Стоимость товаров будет учитываться в соответствии с первичными документами (накладными, актами, счетами-фактурами), составленными с учетом предоставленных скидок.

У покупателя налоговая база по НДС уменьшается на установленные ст.171 НК РФ вычеты.
В соответствии с п.2 ст.171 Налогового кодекса, вычетам подлежат предъявленные покупателю суммы НДС.
Так как покупателю выставлены документы (товарные накладные, акты, счета фактуры) с учетом предоставленных скидок, то к вычету принимается соответственно уменьшенный с учетом скидок и указанный в документах НДС.

2. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СКИДКИ ПОСЛЕ ОТГРУЗКИ ТОВАРА

Скидки, предоставленные после отгрузки товара (оказания услуг, выполнения работ), вызывают куда больше вопросов при их учете и налогообложении.
Так как скидка является уменьшением цены товара (работ, услуг), то происходит пересмотр в меньшую сторону цены товара, который уже отгружен поставщиком и оприходован покупателем.

📌 Реклама Отключить

Скидка может быть предоставлена как до оплаты товара покупателем, так и после такой оплаты.
В первом случае, сумма задолженности покупателя уменьшается на величину скидки. Во втором случае деньги либо возвращаются покупателю, либо сумма скидки признается переплатой и учитывается, как аванс поставщику в счет предстоящих отгрузок (тогда с этой суммы поставщик обязан начислить НДС с полученного аванса в соответствии с п.1 ст.154 НК РФ).

Необходимо обратить внимание, что с 01.01.2011г. в силу вступила новая редакция п.3 ст.168, регламентирующая порядок начисления НДС, в случае предоставления скидок после отгрузки товаров.

В соответствии с п.3 ст.168, при изменении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены или уточнения количества отгруженных товаров, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее 5 календарных дней считая со дня составления документов, указанных в п.10 ст.172 Налогового Кодекса.
(данный абзац введен законом от 19.07.2011г. №245-ФЗ)

📌 Реклама Отключить

Обратите внимание:Форма корректировочного счета-фактуры и Правила его заполнения утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011г. №1137.

Скидка, предоставляемая после отгрузки товара (работ, услуг), изменяет цену отгруженных товаров.
В этом случае продавец должен выставить покупателю корректировочный счет – фактуру не позднее 5 дней с момента уведомления поставщиком покупателя об изменении цены товаров.
Датой уведомления поставщиком покупателя будет являться дата:

  • Договора (о предоставлении скидки)
    соглашения (о предоставлении скидки)
  • Письменное уведомление от поставщика
  • Любого аналогичного документа, подтверждающего, что покупатель уведомлен и согласен с предоставляемой скидкой.

Обратите внимание:Начиная с 01.10.2011г. отпала необходимость в корректировке НДС за период, в котором произошла реализация товара (работ, услуг) при предоставлении скидки. 📌 Реклама Отключить

Первичные документы, подтверждающие реализацию товара, продавцу придется выставить заново с учетом предоставленной скидки. Кроме того, и покупателю и продавцу придется вносить корректировки в регистры бухгалтерского учета.

У поставщика налоговая база определяется в соответствии с п.13 ст.171.
При изменении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цен, вычетам у продавца этих товаров (работ, услуг), подлежит разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров до и после такого уменьшения.

Корректировочный счет-фактура вносится поставщиком в книгу покупок.

У покупателя налоговая база в соответствии с п.10 ст.172 НК РФ, увеличивается на сумму разницы, указанной в п.13 ст.171 НК РФ, на основании корректировочных счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), при наличии:

📌 Реклама Отключить

  • договора,
  • соглашения,
  • иного первичного документа,

подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав, в том числе из-за изменения цены товаров (работ, услуг), но не позднее трех лет с момента составления корректировочного счета-фактуры.

Корректировочный счет-фактура вносится покупателем в книгу продаж.

ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС ПРЕМИЙ

Предоставление денежной премии, в отличии от предоставления скидок, не влияет на договорную цену товаров, в том числе – ранее отгруженных.

А значит, в регистрах бухгалтерского и налогового учета стоимость товаров никак не изменяется. Так же не нужно переделывать первичные документы, которые подтверждают реализацию товаров (работ, услуг).

📌 Реклама Отключить

Соответственно, не возникает оснований:

  • Для составления поставщиком корректировочных счетов-фактур.
  • Для уменьшения сумм начисленного НДС поставщиком.
  • Для увеличения сумм начисленного НДС покупателем.

Денежная премия является формой поощрения покупателя за выполнение предусмотренных договором условий (приобретение покупателем определенного объема продукции, работ, услуг, приобретение полного ассортимента, досрочная оплата товаров и пр.).

Денежные премии не только просты в учете и оформлении, они так же не облагаются НДС, в случае, если договорными отношениями не предусмотрено встречное оказание услуг (от покупателя – поставщику).

Если покупатели одновременно с получением от поставщиков премии, оказывают поставщику услуги:

  • доставки,
  • рекламы товара,
  • «выкладки» товара,
  • и тому подобные,

по соглашению сторон, то данные услуги (работы) подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке. 📌 Реклама Отключить

В соответствии с пп.1 п.1 ст.146 НК РФ, объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг, имущественных прав), на территории РФ.

В соответствии с пп.2 п.1 ст.162 НК РФ, налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде:

📌 Реклама Отключить

  • финансовой помощи,
  • на пополнение фондов специального назначения,
  • в счет увеличения доходов,
  • иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

При этом, выплата денежной премии не связана с реализацией товаров и с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) соответственно:

  • У поставщика данные суммы не попадают в базу для начисления НДС.
  • У покупателя суммы премий так же НДС не облагаются.

Такой же позиции придерживаются налоговые органы (письмо ФНС России от 01.04.2010г. №3-0-06/63, УФНС России по г. Москве от 06.04.2010г. №16-15/035737, от 06.08.2008г. №19-11/73653) и Минфин РФ.

«Следует также отметить, что во взаимоотношениях между продавцами товаров и их покупателями могут применяться различные премии и вознаграждения, выплачиваемые продавцами товаров их покупателям, не связанные с оказанием услуг по рекламе и продвижению товаров, например:

📌 Реклама Отключить

  • за факт заключения с продавцом договора поставки;
  • за поставку товаров во вновь открывшиеся магазины торговой сети;
  • за включение товарных позиций в ассортимент магазинов,
  • и т.п.

Указанные суммы, по нашему мнению, не следует признавать выплатами, связанными с расчетами за поставляемые товары.

Плата продавцов товаров их покупателям за данные действия не связана с возникновением у покупателей обязанностей передать продавцам товаров имущество (имущественные права), выполнить работы или оказать услуги в рамках договора поставки. Перечисленные выше операции, за которые выплачиваются премии и вознаграждения, осуществляются в рамках деятельности покупателя товаров (магазина) в области розничной торговли и не связаны с деятельностью продавца товаров.

📌 Реклама Отключить

В связи с этим на суммы премий и вознаграждений, полученные покупателем товаров от продавца и не связанные с оплатой товаров, не распространяются требования пп.2 п.1 ст.162 Налогового кодекса (то есть указанные суммы не облагаются налогом на добавленную стоимость как суммы, связанные с оплатой товаров).»

При этом в своем Письме от 13.11.2010г. №03-07-11/436, Минфин высказал мнение, что при предоставлении премий цена договора также может изменяться. В таком случае премии следует считать формой скидок, а значит, продавцу и покупателю необходимо скорректировать суммы НДС, подлежащие уплате и вычету.
Большая часть судебных решений выражает согласие с такой позицией.

Например, в соответствии с Постановлением от 21.05.2009г. №КА-А40/4338-09, ФАС Московского округа указано, что премии, полученные за выполнение объемов закупки, не являются выручкой от реализации услуги, поэтому не увеличивают налоговую базу по НДС.

📌 Реклама Отключить

В соответствии с Постановлениями от 04.06.2010г. №А26-8794/2009, от 24.07.2009г. №А13-10612/2008, ФАС Северо-Западного округа, подобные премии НДС не облагаются, поскольку не связаны с возникновением у налогоплательщика обязанности выполнить работы или оказать услуги.

При этом, есть Постановление от 26.05.2011 N КА-А40/4206-11-2 ФАС Московского округа, в котором суд пришел к выводу, что премии (бонусы), полученные за выполнение обязательств по дистрибьюторскому соглашению, НДС облагаются.

ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС БОНУСОВ

Необходимо отметить, что порядок учета и налогообложения бонусов отличается от порядка учета и налогообложения денежных премий.

📌 Реклама Отключить

Предоставление бонусов означает получение подарков (дополнительной партии товара, услуг, работ) покупателем от поставщика, при выполнении предусмотренных договором условий.

При этом, с точки зрения налогового законодательства, предоставление подарков является безвозмездной передачей, что влечет за собой определенные налоговые последствия.

Именно таким образом налоговые органы трактуют предоставление бонусов поставщиками.

У поставщика возникает обязанность начислить НДС, в соответствии с пп.1 п.1 ст.146 Налогового кодекса.
НДС начисляется исходя из рыночной стоимости безвозмездно переданных товаров (работ, услуг) в соответствии с п.2 ст.154 НК РФ.

Счет-фактура при безвозмездной передаче выставляется в единственном экземпляре и регистрируется в книге продаж поставщика.

У покупателя НДС с безвозмездно полученного товара к вычету не принимается в соответствии с п.1 ст.171 НК РФ.

📌 Реклама Отключить

Таким образом, предоставление бонусов один из самых невыгодных видов стимулирующих выплат, с точки зрения налогообложения.

Чтобы избежать подобных налоговых последствий, можно оформить передачу бонусных товаров совместно с реализуемыми, как продажу товаров со скидкой в размере цены «подарочных» товаров.

В этом случае сумма выручки от проданного товара будет уменьшена на сумму бонуса. Например, партия из 110 единиц товара может быть продана по цене за 100 единиц товара.
В этом случае безвозмездной передачи не возникает и платить НДС дополнительно не потребуется.

Первичные документы (накладные, акты, счета-фактуры) оформляется в таком случае на уменьшенную (в размере цены бонуса) сумму.

Ссылки по теме:

Доходы физлиц в рамках программ поощрения банком клиентов не облагаются НДФЛ — Клерк.Ру, 21.05.12

📌 Реклама Отключить

Премии покупателю за выполнение условий договора уменьшают налог на прибыль у продавца — Клерк.Ру, 19.04.12

Не каждая премия покупателю уменьшает налог на прибыль у продавца – Клерк.Ру, 03.11.11

Бонус

Бонус – это премия, надбавка, дополнительное вознаграждение, поощрение. На практике бонус предоставляется при достижении определенных результатов. Таким результатом может быть:

  • привлечение определенного числа клиентов;

  • сокращение накладных расходов;

  • достижение определенного объема продаж и т.д.

Бонус может выплачиваться в виде премии: денежными средствами или товаром, а также предоставляться в виде дополнительной скидки со стоимости (цены) товара. В этом случае бонус предоставляется продавцом на последующие партии закупаемого товара, в соответствии с условиями договора о купле-продаже товара.

Задача бонуса

Основная задача бонуса – поощрение и мотивация к постоянным взаимоотношениям: покупкам товара, пользованию услугами.

Принципы установления системы бонусов

При установлении бонусов необходимо руководствоваться следующими принципами:

  1. Необходимо определиться с целями введения бонусов. Так бонусы могут предоставляться с целью сохранения имеющихся клиентов (укрепление лояльности клиентов), привлечения новых клиентов, создания спроса на новый товар или услуги.

  2. Применение бонуса должно обеспечивать положительный эффект, который может выражаться как в увеличении клиентской базы, так и в достижении высоких экономических показателей.

  3. Стоимость бонуса должен учитывать как интересы покупателя, так и интересы продавца.

  4. При разработке системы скидок или стоимости бонуса должен учитываться размер первоначально установленной (базовой) цены, которую изначально рекомендуется устанавливать максимально высокой.

  5. Размер бонуса обычно зависит от цены изделия. На дорогой товар с медленной скоростью реализации предоставляются более дорогие бонусы, чем на дешевый, небольшого размера, быстро реализуемый товар.

  6. При установлении скидок или бонусов должен учитываться характер эластичности спроса на реализуемую продукцию, поскольку снижение цен не всегда может привести к увеличению объемов продаж, так как многие товары относятся к группе не эластичных.

Размер бонуса

Размеры бонуса – это общепринятая или специально оговоренная величина, обычно устанавливаемая в процентах от суммы закупок (так называемый «оборотный бонус», т.е. от суммы, на которую закуплены товары в течение определенного периода).

Условия для предоставления бонуса

Бонусы компании можно получить безо всяких условий, то есть они достаются каждому, кто проявит интерес к продукции.

Либо бонусы начисляются при выполнении определенных условий продавца.

Такими условиями могут быть:

  • оплата товара безналичным способом;

  • заказ и покупка товара через интернет;

  • самовывоз закупленного товара;

  • совершение заказа в пределах установленного времени;

  • покупка определенного вида товара и т.д.

Компания может использовать бонусы постоянно или в определенный период времени.

Так бонус может предоставляться в праздничные дни, юбилей предприятия, или какому-нибудь по счету покупателю.

Виды бонусов

На практике различают следующие виды бонусов:

  • бонусная карта;

  • подарок за покупку;

  • накопительная скидка;

  • ретро-бонус;

  • опцион.

Бонусная карта

При покупке клиенту оформляют бонусную карту, на которую в дальнейшем начисляются бонусы.

Накапливая эти баллы покупатель может получать скидки либо полностью оплачивать те или иные товары.

Как правило, размер скидки в таких случаях составляет от трех до пятнадцати процентов.

Преимуществом данной системы является то, что она позволяет наиболее удобным способом накапливать баллы. Начисленные баллы не сгорают, и тратить их можно на различные продукты компании. При этом у клиента вырабатывается мотивация делать несколько покупок у одной фирмы. Также необходимо отметить, что система использования баллов является прозрачной и понятной для клиента.

При этом встречается и такой вариант, при котором бонусы необходимо использовать в течение месяца. То есть, если клиент не воспользовался полученными баллами, то по истечению определенного периода времени бонус сгорает. Это делается для того, чтобы у покупателей вырабатывалась мотивация к совершению покупок на постоянной основе.

Подарок за покупку

Бонус в виде подарка за покупку является одним из самых распространенных видов бонусных акций.

Как правило, данный вид маркетинговой политики заключается в мотивации покупателя бонусным подарком за приобретаемый товар совершать закупки в дальнейшем.

Накопительная скидка

Накопительная скидка предоставляется покупателю в случае закупки товара на установленную заранее сумму в определенный период времени.

При этом накопительная скидка рассчитывается от суммы приобретенного покупателем товара и распространяется на все последующие покупки клиента.

Ретро-бонус

«Ретро-бонус» – это вознаграждение, которое выплачивается поставщиками своим дистрибьютерам при выполнении определенных условий продаж.

Это может быть реализация определенного объема продукции или продажа товаров на определенную сумму и т.д.

Таким способом поставщики или производители товаров мотивируют своих дистрибьютеров как можно активнее выполнять условия договора и реализовывать максимальное количество товаров торговым сетям в самые короткие сроки.

На практике существуют следующие варианта выплат ретро-бонусов:

  • денежная выплата, которая заключается в возврате части стоимости покупки;

  • поставка бонусного товара бесплатно.

Опцион

Под опционом понимается бонусное право, но не обязательство клиента, осуществить покупку товара на протяжении определённого отрезка времени по специальной бонусной цене.