Решение участников ООО

Оформление протокола общего собрания

Занесение результатов голосования в протокол

Любое решение, принимаемое юридическим лицом, должно быть документально зафиксировано и заверено подписями участников и ответственных лиц. Документ, который составляется и содержит в себе все обязательные данные – это протокол общего собрания членов предприятия.

Такой документ представляет собой специальную форму, в которой фиксируются:

  • ход заседания участников компании;
  • краткое содержание повестки встречи;
  • результаты голосования;
  • принятое решение.

Протоколом оформляются решения, которые необходимо принимать коллегиально, а это значит, что оформление документа должно отвечать требованиям и нормам действующего законодательства, поскольку при нарушении установленных правил, протокол будет считаться недействительным, а с ним и принятое решение.

Согласно закону, протокол должен быть составлен и заверен не позднее 15 дней с даты проведения встречи. Правила оформления протокола общего собрания участников ООО требуют, чтобы в нем была отражена следующая информация:

  • дата и место проведения общего собрания;
  • количество голосов, которым распоряжаются участники собрания, в соответствии с долей уставного капитала;
  • общее число голосов предприятия, с учетом отсутствующих лиц;
  • личные сведения председателя;
  • состав президиума;
  • повестка дня.

Указанные сведения являются обязательными. В дальнейшем в виде тезисов прописываются основным вопросы и обсуждение. После этого проводится голосование, и результаты также фиксируются.

Процедура оформления акта представляет собой очень важное мероприятие, которое состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовка вопросов, формирующих повестку дня.
  2. Оформление бумаг, обязательных для проведения встречи.
  3. Оповещение остальных членов компании о месте и времени проведения встречи.
  4. Перед заседанием в документ следует внести регистрационные данные всех членов компании.

Дальнейшая процедура документирования осуществляется во время собрания. Допускается использование технических средств. Обычно собрание документирует секретарь.

В протокол следует вписать названия и реквизиты документов, которые были рассмотрены перед принятием решения, во время обсуждения вопроса повестки встречи.

Акт составляется деловым языком, без нарушения законодательных положений. Протокол общего собрания учредителей ООО образца 2017 года можно посмотреть и скачать здесь: .

По содержанию, протокол может быть развернутым или кратким. В полном варианте отображаются все моменты собрания, выступления, темы, речи участников. Краткий вариант подразумевает оформление протокола общего собрания в виде схемы с указанием обязательных сведений.

Нотариальное удостоверение протоколов общих собраний ООО с 1 сентября 2014 года является обязательным мероприятием, если иной вариант не прописан в уставной документации компании.

Участники компании могут выбрать не нотариальное удостоверение протокола общего собрания участников ООО, а простое подписание документа ответственными лицами с проставлением печати общества.

Направление копий протокола

В течение десяти дней после оформления протокола собрания, копии документа должны быть направлены участниками предприятия. Порядок передачи документации закреплен законодательно и предусматривает направление копий таким же образом, как уведомления о проведении заседания. Копия протокола может быть передана по почте, лично в руки.

Если копии акта не были переданы в срок, то ответственные лица привлекаются к административной ответственности в соответствии со ст. 15.23.1 КоАП РФ.

Пример по оформлению протокола общего собрания

Мария Л. состояла в ООО. Девушке поступило оповещение о проведении собрания членов компании. На встрече были рассмотрены некоторые вопросы и проведено голосование.

Мария была не согласна с итогами голосования и решила обратиться в суд для того, чтобы оспорить результаты. Для этого ей необходимо было получить оформленный протокол. В течение месяца протокол так и не был передан участниками компании, поэтому Мария обратилась в суд с иском о признании решения общества недействительным в связи с тем, что порядок оформления протокола общего собрания участников ООО был нарушен, а сам акт не получен.

В итоге судья вынес решение о привлечении председателя собрания ООО к административной ответственности и предоставлении акта всем участниками предприятия.

В признании решения незаконным Марии было отказано, в связи с тем, что непредоставление протокола не является основанием для вынесения такого решения.

Заключение

В итоге можно сформулировать несколько выводов:

  1. Протокол представляет собой документ, который составляется во время проведения общего собрания участников компании, а также при необходимости принятия решения всеми членами предприятия.
  2. Законом предусмотрены определенные требования к оформлению протокола общего собрания и условия, которые необходимо соблюдать. В случае их нарушения, документ будет признан недействительным, а вынесенное решение не будет иметь юридической силы.
  3. Форма протокола – письменная, а варианты заверения документа, должны быть оговорены в уставе предприятия: нотариальный или не нотариальный.
  4. Протокол составляется в пятнадцатидневный срок после проведения собрания.
  5. В течение десяти дней после оформления акта, документ должен быть направлен в виде копии участникам общества.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по оформлению протокола общего собрания

Вопрос: Добрый день, меня зовут Михаил. Я являюсь участником компании, в которой на днях состоялось очередное заседание. Мы обсуждали несколько внутренних вопросов, и после принятия решения был оформлен соответствующий протокол. Насколько я понял, документ должен быть подписан конкретными лицами, чтобы иметь юридическую силу.

Подскажите, пожалуйста, кто подписывает протокол общего собрания участников ООО, и в какой срок я должен получить копию, как участник? Будет ли являться протокол подделкой, если необходимых подписей там не будет?

Ответ: Здравствуйте. Данный вопрос является спорным, поскольку в действующем законодательстве нет положений, указывающих на необходимость удостоверять составленный протокол подписями всех участников собрания.

Вместе с тем в ст. 37 ФЗ-14 указано, что каждый участник собрания обязан отметиться в специальной описи, прежде чем принять участие в голосовании. Таким образом, данная процедура как бы удостоверяет факт голосования гражданина на собрании.

Из судебной практики также следует, что подписывать протокол должны председатель и секретарь собрания, а участники встречи данное действие выполнять не обязаны.

Что касается срока получения копии, то протокол составляется в течение 15 дней после проведения собрания, а направляется в течение 10 дней с даты составления.

Список законов

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

Как избежать нотариального удостоверения решений единственных участников и собраний ООО в 2020 году

Привет, Регфорум!

В конце прошлого года Президиум Верховного Суда опубликовал Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах, в котором помимо прочего содержалась свежая и довольно неожиданная трактовка подпункта 3 пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ.

Если вы не знаете, о чем речь, то рекомендую сначала прочитать статьи Николая Андреева про Обзор и про отказ налоговой в регистрации в связи с отсутствием нотариального подтверждения, а также тему на форуме, посвященную нотариальному подтверждению решений/протоколов. Можно заодно посмотреть мою старую статью про удостоверение протоколов ОСУ, но не настаиваю.

Приглашаем на вебинар «Нотариальное удостоверение решений участников и собраний в 2020 году»

А я перейду к практическим рекомендациям. Прошу обратить внимание на то, что дальше я буду упоминать Обзор только в части 2 и 3 его пунктов.

Часть первая. Практическая

Что изменил Обзор

По мнению Президиума Верховного Суда, после 25 декабря 2019 года:

  1. Нельзя принимать решение о ненотариальном способе подтверждения на самом собрании даже при 100% явке. Такой способ должен быть указан или в уставе, или в отдельном решении, удостоверенном нотариусом ранее;
  2. Правила о подтверждении решений собраний участников в полной мере распространяются и на решения единственного участника.

Как восприняли Обзор нотариусы, налоговая, банки

Федеральная нотариальная палата первой отреагировала на Обзор, выпустив разъясняющее Письмо от 15.01.2020 № 121/03-16-3. ФНП в целом поддержала ВС в части нотариального подтверждения решения о выборе альтернативного способа удостоверения решений собраний. Однако рекомендовала (а не обязала) нотариально удостоверять решения единственных участников и допустила нотариальное удостоверение решений единственных акционеров. Большинство нотариусов разделяет позицию палаты.

Федеральная налоговая служба на сегодняшний день официальных рекомендаций не дала. Есть примеры отказов в регистрации в связи с ненадлежащим подтверждением решений. Однако, по моим ощущениям, инспекторы чаще регистрируют изменения, чем отказывают. В регистрирующих налоговых Москвы и Петербурга нотариального удостоверения не требуют.

Но тут нужно сделать небольшую оговорку. Даже три.

Во-первых, есть много регистрационных действий, не требующих подачи в регорган протокола ОСУ или решения ЕУ (изменение кодов ОКВЭД, руководителя, адреса в пределах муниципального образования и т. д.). Во всех этих случаях документ подается факультативно, поэтому инспектор не имеет права отказывать в регистрации из-за огрехов в оформлении таких протоколов и решений.

Во-вторых, закон не требует указывать в протоколе или решении причины отсутствия нотариального удостоверения. Поэтому если бы инспектор захотел вынести решение об отказе, то ему для начала нужно было бы ознакомиться с уставом общества и убедиться, что там не указан альтернативный способ подтверждения. Многие ли инспекторы захотят листать уставы по каждой компании, поступающей на регистрацию? А если у общества было принято нотариальное решение об альтернативном подтверждении будущих решений, то как инспектору это вообще проверить?

В-третьих, в значительной части уставов есть положения об альтернативном способе подтверждения решений ОСУ. Президиум Верховного Суда не видит разницы между решением общего собрания и решением единственного участника? Отлично, значит и положения устава о подтверждении ОСУ должны в полной мере распространяться на РЕУ.

Но в любом случае сейчас лучше уточнять мнение вашей регистрирующей инспекции перед подачей документов. Как мы с вами знаем, это мнение может измениться внезапно.

Банки на текущий момент не пришли к единому мнению. Насколько мне известно, Сбербанк и Альфа-Банк готовы принимать документы без нотариального удостоверения. Райффайзенбанк и некоторые другие приняли правила игры, установленные Обзором. Причем даже слишком рьяно.

И ещё. На мой взгляд, проблема не столько в том, как относятся к Обзору налоговая, банки и нотариусы сегодня. Проблема в том, что все неудостоверенные решения, принятые после 25 декабря, могут оказаться ничтожными завтра. Особенно болезненно это будет в отношении решений о смене руководителей и решений, связанных с изменениями в составе участников. И как с этим быть — непонятно.

На кого 2 и 3 пункты Обзора не распространяются

Во-первых, пункт 3 статьи 67.1 ГК РФ распространяется только на общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества. Поэтому новые правила никак не касаются организаций любых других организационно-правовых форм.

Во-вторых, в самом Обзоре говорится только про общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества не упоминаются. Из этого мы можем сделать вывод, что решения единственных акционеров всё ещё не требуют нотариального удостоверения. Со стороны Центробанка каких-то комментариев пока не было, поэтому продолжаем ориентироваться на Письма Банка России от 18 августа 2014 года № 06-52/6680 и от 11 января 2016 года № 03-31-2/28.

В-третьих, и подпункт 3 пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ, и Обзор говорят только о решениях участников, но не учредителей. Статья 67.1 озаглавлена «Особенности управления и контроля в хозяйственных товариществах и обществах», а на момент принятия решения о создании никакого общества ещё нет, есть только граждане и юридические лица, которые планируют что-то учредить. На них не могут распространяться положения ГК и ФЗ «Об ООО», касающиеся органов юридического лица.

Что добавить в устав

Про собрания участников

Начнем c решений собраний участников ООО. Предлагаю такие варианты формулировок положений устава об альтернативных способах подтверждения принятых решений и состава участников:

Принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются подписанием протокола председателем и секретарем общего собрания, являющимися участниками Общества или представителями участников Общества, наделенными соответствующими полномочиями, и не требуют нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено настоящим Уставом или действующим законодательством.

Принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются подписанием протокола всеми участниками собрания и не требуют нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено настоящим Уставом или действующим законодательством.

Принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются подписанием протокола всеми участниками Общества и не требуют нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено настоящим Уставом или действующим законодательством.

Предыдущий вариант стоит использовать крайне осторожно и только если уверены, что на каждом собрании будут присутствовать все участники общества. Это будет уместно, например, если у компании 2 участника и устав требует единогласия по всем вопросам. В остальных случаях лучше обойтись подписанием протокола всеми участниками собрания или председателем и секретарем.

Принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются посредствам видеозаписи общего собрания участников Общества, осуществляемой в соответствии правилами, установленными настоящим Уставом, локальными нормативными актами Общества и действующим законодательством. Нотариальное удостоверение принятия общим собранием участников Общества решения и состава участников Общества не требуются, если иное не предусмотрено настоящим Уставом или действующим законодательством.

Если выбирать такой способ подтверждения, то желательно подробно расписать требования к ведению видеозаписи: качество видео, что должно попадать в кадр, кто ведет видеозапись, как она хранится и так далее. Разумнее это всё указать в локальном нормативном акте общества, а не в уставе.

Про заочное голосование

Также можно дополнить устав пунктом, касающимся решений, принятых в порядке заочного голосования. С 1 октября 2019 года, когда вступили в силу изменения в статью 67.1 ГК РФ, на мой взгляд, этот пункт стал совсем необязательным. Но кто знает, как будет развиваться практика? Раньше я и пункт про решения единственного участника считала декоративным.

Нотариальное удостоверение принятия общим собранием участников Общества решения в порядке заочного голосования и состава участников Общества, участвовавших в принятии решения в порядке заочного голосования, не требуется.

Про решения единственных участников

По мнению Президиума Верховного Суда, закон не содержит исключения в отношении решений единственного участника в части требования о нотариальном удостоверении, установленного подпунктом 3 пункта 3 статьи 671 ГК РФ. Как я писала выше, теоретически это значит, что и пункты устава, относящиеся к подтверждению решений общих собраний, можно распространять на решения единственных участников. Но что-то мне подсказывает, что такой подход будет трудно реализовать на практике.

Поэтому предлагаю добавить в устав положения об альтернативном способе удостоверения решений единственного участника.

Решение единственного участника Общества подтверждается его подписью. Решение юридического лица, являющегося единственным участником Общества (осуществляющим права единственного участника Общества), подтверждается подписью лица, которое уполномочено выступать от его имени, и заверяется оттиском печати, если соответствующее юридическое лицо имеет печать. Нотариальное удостоверение принятия решения единственным участником Общества не требуется, если иное не предусмотрено настоящим Уставом или действующим законодательством.

Фразу «и заверяется оттиском печати, если соответствующие юридическое лицо имеет печать» в большинстве случаев можно убрать. По действующему российскому праву использование печати в данном случае не обязательно, даже если печать у компании есть.

Что добавить в протокол

Про способ подтверждения на будущее

Президиум Верховного Суда считает, что общество может принять решение единственного участника или общего собрания, которое будет устанавливать способ подтверждения решений на всех последующих собраниях. Мне эта конструкция кажется несколько странной, но раз уж Верховный Суд её одобряет, то попробуем сформулировать образец такого решения:

В соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в отношении решений, которые будут приниматься в будущем на общих собраниях участников Общества, проводимых посредством очного голосования, избрать следующий способ подтверждения – принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются подписанием протокола всеми участниками собрания и не требуют нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено уставом Общества или действующим законодательством.

Желательно сразу же утвердить и способ подтверждения будущих решений единственных участников:

В соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в отношении решений единственного участника Общества, которые будут приниматься в будущем, избрать следующий способ подтверждения – решение единственного участника Общества подтверждается его подписью, и не требует нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено уставом Общества или действующим законодательством.

Про альтернативный способ подтверждения на текущем собрании

Способ подтверждения не обязательно указывать в протоколе собрания, но в текущей ситуации лучше это делать.

В соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 0.0 устава Общества принятые общим собранием решения и состав участников Общества, присутствовавших при их принятии, подтверждаются путем подписания протокола общего собрания участников частью участников Общества, избранными данным собранием председательствующим и секретарем, и не требуют нотариального удостоверения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и решением внеочередного общего собрания участников Общества (Протокол от 00 месяца 2020 года № 0-2020) принятые общим собранием решения и состав участников Общества, присутствовавших при их принятии, подтверждаются путем подписания протокола общего собрания участников всеми участниками собрания, и не требуют нотариального удостоверения.

Про нотариальный способ подтверждения на текущем собрании

Если решения собрания и состав участников, присутствующих при их принятии, подтверждаются нотариусом, то можно это упомянуть в протоколе, так как нотариус выдает отдельное свидетельство, которое не является частью протокола.

В соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации принятые общим собранием решения и состав участников Общества, присутствовавших при их принятии, подтверждаются путем нотариального удостоверения.

Что добавить в решение

Про способ подтверждения на будущее

Решением единственного участника также можно установить способы подтверждения будущих решений. Формулировки решений будут идентичны формулировкам из предыдущего пункта, но для удобства продублирую их сюда:

В соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в отношении решений, которые будут приниматься в будущем на общих собраниях участников Общества, проводимых посредством очного голосования, избрать следующий способ подтверждения – принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются подписанием протокола всеми участниками собрания и не требуют нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено уставом Общества или действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в отношении решений единственного участника Общества, которые будут приниматься в будущем, избрать следующий способ подтверждения – решение единственного участника Общества подтверждается его подписью, и не требует нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено уставом Общества или действующим законодательством.

Про альтернативный способ подтверждения текущего решения

Если в уставе общества или решении, принятом ранее, указан способ подтверждения, то в самих принимаемых решениях желательно это указать. Это не обязательно, но сильно упрощает взаимодействие с нотариусами, налоговой и банками.

В соответствии с пунктом 0.0 статьи 0 устава Общества и пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации решение единственного участника Общества подтверждается его подписью и не требует нотариального удостоверения.

В соответствии с пунктом 0.0 статьи 0 устава Общества и пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации решение единственного участника Общества подтверждается подписью генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Лютик», заверенной оттиском печати организации, и не требует нотариального удостоверения.

В соответствии с решением единственного участника Общества от 00 месяца 2020 года № 0-2020 и пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации решение единственного участника Общества подтверждается его подписью и не требует нотариального удостоверения.

Про нотариальный способ подтверждения текущего решения

Если подпись участника под решением заверяет нотариус, то добавлять в решение информацию о способе подтверждения не нужно.

Часть вторая. Лирическая

Обычно я стараюсь писать статьи, которые будут полезны практикующим юристам и тем, кто так или иначе сталкивается с регистрацией. Но дальше последует абсолютно бесполезный текст. Зато от души.

Давно изменение правоприменительной практики не вызывало такого бурного негодования у нашей братии. И это не случайно.

Обзор получился смелым, я бы даже сказала, опережающим свое время. По крайней мере опирается он явно на судебную практику из будущего.

Как мне подсказывают логика и статья 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации», Верховный Суд дает разъяснения по вопросам судебной практики, изучив и обобщив уже сложившуюся практику. За последние пять лет практика сложилась более чем однозначная – решения единственных участников не заверяются, а способ подтверждения можно утвердить на самом собрании.

Эта практика основана на буквальном прочтении статей ГК и ФЗ «Об ООО». И эта практика соответствует здравому смыслу.

Но кто-то решил, что эта практика недостаточно надежно оберегает участников обществ от рейдерских захватов и прочих непотребств. Я бы не сказала, что сейчас имеет место какой-то особый разгул рейдерских захватов. Скорее наоборот. Но, возможно, этот разгул ждет нас в ближайшем будущем? Что ж, решившему виднее.

Тем не менее в нашем настоящем есть закон. И согласно действующему закону, если какие-то нормы права не соответствуют текущим потребностям общества, то эти нормы права можно и нужно менять. Меняются нормы права по определенным процедурам. Например, изменения в ГК или ФЗ «Об ООО» требуют трех чтений в Государственной Думе, утверждения Советом Федерации, подписания Президентом и какого-то срока на вступление в силу. Всё это позволяет участникам правоприменительной практики сначала узнать о предстоящих изменениях, разобраться в том, что показалось непонятным, понять, как выстраивать свою деятельность дальше, и только после – начать работать по новым правилам.

Соответствующие изменения в законодательство приняты не были.

А что мы видим в реальности?

Президиум Верховного Суда опубликовал «обзор практики», противоречащий не только сложившейся практике, но даже закону.

Например, Верховный Суд утверждает, что закон не содержит исключения в отношении решений единственного участника в части требования о нотариальном удостоверении, установленного подпунктом 3 пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ. Но как же статья 39 ФЗ «Об ООО», которая прямо говорит, что в обществах, состоящих из одного участника, к решениям единственного участника не применяются требования, касающиеся подготовки и проведения собраний. Или, например, статья 17 ФЗ «Об ООО», которая видит разницу между решениями и собраниями, отдельно устанавливая обязанность удостоверять решения единственных участников.

И в конце концов, почему мы деликатно забываем про состав участников общества, присутствующих при принятии решений? Поскольку закон не содержит исключений, значит и это нужно подтверждать одновременно с удостоверением решений (или всё-таки заверением подписи?).

Но если в примерах выше судебный орган не видит то, что есть, то применительно к выбору способа подтверждения он видит то, чего нет. Закон не требует нотариального подтверждения решения о выборе способа подтверждения. Он говорит только о том, что решение принимается единогласно всеми участниками общества. Верховный Суд считает иначе.

Отдельно хочется обратить внимание на то, что Обзор начинает действовать со дня его опубликования. То есть Верховный Суд одобрил отмену решений нижестоящих судов по двум отдельно взятым делам, которые и легли в основу пунктов 2 и 3 Обзора, а остальным (например, Определение ВС РФ от 30 декабря 2019 года) в обжаловании отказал? Похоже, у нас с Верховным Судом очень разное понимание слов «единообразное применение судами законодательства Российской Федерации, а также устранение противоречивых подходов при рассмотрении сходных юридических дел».

И ещё про «единообразие». Прелесть закона в том, что он должен быть более или менее внятно и однозначно сформулирован. Про обзор этого не скажешь. Если в Обзоре говорится только про ООО, значит ли это, что он не распространяется на АО? Если Обзор распространяет требования к собраниям участников на решения единственных участников, значит ли это, что их можно распространить и на решения учредителей? Если закон не видит разницы между решениями собраний и решениями участников, то можно ли принимать решения единственных участников заочно? И прочая, и прочая…

Если подытожить, то ситуация выглядит так — судебный орган взял на себя функции законодательного, а исполнительный не спешит работать по установленным им правилам. И это всё не слишком похоже на устойчивую конструкцию.

Славное начало года.

Образец протокола общего собрания 2020 (по новой форме) скачать — приказ 44пр Минстроя России от 28.01.2019 (вступил в силу с 05.03.2019)

20 Январь 2020

Мы актуализируем этот материал по мере выхода поправок или иных документов связанных с протоколом общего собрания. Последняя правка статьи: 20.01.2020 — c учетом всех изменений на эту дату.

На этой странице вы можете ознакомиться с приказом Минстроя об утверждении формы протокола общего собрания (начиная с 05 марта 2019 года), а также скачать протокол общего собрания, образец протокола общего собрания собственников для использования при проведении общих собраний в своем доме.

Скачать протокол общего собрания по новой форме 2020 года можно внизу страницы (+ там же скачать реестр собственников)

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 28 января 2019 г. N 44/пр

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ

К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОТОКОЛОВ ОБЩИХ СОБРАНИЙ СОБСТВЕННИКОВ

ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ И ПОРЯДКА НАПРАВЛЕНИЯ

ПОДЛИННИКОВ РЕШЕНИЙ И ПРОТОКОЛОВ ОБЩИХ СОБРАНИЙ

СОБСТВЕННИКОВ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ

В УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ НАДЗОР

В соответствии с частями 1, 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22 января 2019 г., N 0001201901220025) приказываю:

1. Утвердить:

а) Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

б) Порядок направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор, согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. N 937/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 апреля 2016 г., регистрационный N 41802).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации М.Б. Егорова.

Министр

В.В.ЯКУШЕВ

Приложение N 1

к приказу Министерства строительства

и жилищно-коммунального хозяйства

Российской Федерации

от 28 января 2019 г. N 44/пр

ТРЕБОВАНИЯ

К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОТОКОЛОВ ОБЩИХ СОБРАНИЙ СОБСТВЕННИКОВ

ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ

I. Общие положения

1. Настоящие Требования устанавливают порядок оформления протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах (далее соответственно — протокол общего собрания, общее собрание).

2. Протокол общего собрания составляется в письменной форме в сроки, установленные общим собранием, но не позднее чем через десять календарных дней с даты проведения общего собрания.

3. Протокол общего собрания оформляется секретарем общего собрания, который избирается решением общего собрания.

4. Протокол общего собрания должен содержать следующие сведения:

а) наименование документа;

б) дата и номер протокола общего собрания;

в) дата и место проведения общего собрания;

г) заголовок к содержательной части протокола общего собрания;

д) содержательная часть протокола общего собрания;

е) информация о месте (адресе) хранения протоколов общих собраний и решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование.

В случае, если содержательная часть протокола общего собрания содержит указание на наличие приложений, к протоколу общего собрания прилагаются перечисленные в ней документы.

Протокол общего собрания подписывается лицом, председательствующим на общем собрании, секретарем общего собрания, а также лицами, проводившими подсчет голосов. В случае, предусмотренном пунктом 23 настоящих Требований, протокол общего собрания подписывается также инициатором проведенного общего собрания. В случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22 января 2019 г., N 0001201901220025), протокол общего собрания должен быть подписан всеми собственниками помещений в многоквартирном доме.

II. Требования к оформлению реквизитов протокола

общего собрания

5. Наименование документа должно содержать слова «Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме».

6. Датой протокола общего собрания является дата подведения итогов общего собрания (окончания подсчета голосов собственников помещений в многоквартирном доме).

7. Номер протокола общего собрания должен соответствовать порядковому номеру общего собрания в течение календарного года.

8. В качестве места проведения общего собрания должен указываться адрес, по которому проводилось общее собрание в очной форме, или адрес, по которому осуществлялся сбор оформленных в письменной форме решений (бюллетеней) собственников помещений в многоквартирном доме в случае проведения общего собрания в очно-заочной и заочной форме. В случае использования государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренной Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4210; 2018, N 1, ст. 69) (далее — система), при проведении общего собрания в качестве места проведения общего собрания указывается адрес многоквартирного дома.

9. В качестве даты проведения общего собрания в случае, если оно продолжалось несколько дней, указывается дата начала и дата окончания общего собрания. Место и дата проведения общего собрания, указанные в протоколе, должны соответствовать адресу и дате, указанным в сообщении о проведении общего собрания, направленном собственникам помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и соответствующем требованиям части 5 статьи 45 или части 4 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — сообщение о проведении общего собрания).

10. Заголовок к содержательной части протокола общего собрания должен содержать информацию об адресе многоквартирного дома, виде общего собрания (годовое, внеочередное) и форме его проведения (очное, заочное, очно-заочное голосование).

11. Содержательная часть протокола общего собрания должна состоять из двух частей — вводной и основной.

12. Вводная часть содержательной части протокола общего собрания должна включать данные:

а) об инициаторе общего собрания: для юридических лиц указывается полное наименование и основной государственный регистрационный номер (далее — ОГРН) юридического лица в соответствии с его учредительными документами и идентифицирующими сведениями (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика); для физических лиц указывается полностью фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина, номер принадлежащего ему на праве собственности помещения в многоквартирном доме (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего его право собственности на указанное помещение;

б) о лице, председательствующем на общем собрании, секретаре общего собрания, лицах, проводивших подсчет голосов собственников помещений в многоквартирном доме: указывается фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина, номер принадлежащего ему на праве собственности помещения в многоквартирном доме (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего его право собственности на указанное помещение (за исключением случая, когда вопрос об избрании указанных лиц включен в повестку дня общего собрания);

в) список лиц, принявших участие в общем собрании (далее — присутствующие лица) и приглашенных для участия в нем (далее — приглашенные лица): указываются сведения, предусмотренные пунктами 13 — 15 настоящих Требований;

г) об общем количестве голосов собственников помещений в многоквартирном доме;

д) о количестве голосов собственников помещений в многоквартирном доме, принявших участие в голосовании на общем собрании;

е) об общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

ж) о повестке дня общего собрания;

з) о правомочности (наличии или отсутствии кворума) общего собрания.

13. Список присутствующих лиц должен начинаться со слов «Присутствующие лица» и включать следующую информацию:

а) в отношении физических лиц — фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме и (или) его представителя (в случае участия последнего в общем собрании), указываемые в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина; номер принадлежащего ему на праве собственности помещения в многоквартирном доме (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего его право собственности на указанное помещение; количество голосов, которыми обладает данное лицо; наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя собственника помещения в многоквартирном доме (в случае его участия в общем собрании); подпись собственника помещения в многоквартирном доме либо его представителя;

б) для юридических лиц — полное наименование и ОГРН юридического лица в соответствии с его учредительными документами; номер принадлежащего ему на праве собственности помещения в многоквартирном доме (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего его право собственности на указанное помещение; количество голосов, которыми обладает данное лицо; фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) представителя собственника помещения в многоквартирном доме; наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя собственника помещения в многоквартирном доме; подпись представителя собственника помещения в многоквартирном доме.

14. Список приглашенных лиц должен начинаться со слов «Приглашенные лица» и включать следующую информацию:

а) для физических лиц — фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) лица или его представителя (в случае участия последнего в общем собрании), указываемые в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина; наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя приглашенного лица (в случае его участия в общем собрании); цель участия в общем собрании приглашенного лица или его представителя (в случае участия последнего в общем собрании) и его подпись;

б) для юридических лиц — полное наименование и ОГРН юридического лица в соответствии с его учредительными документами; фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) представителя приглашенного лица; наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя приглашенного лица; цель участия приглашенного лица в общем собрании и подпись его представителя.

15. Списки присутствующих и приглашенных лиц оформляются в виде приложения к протоколу общего собрания, при этом в протоколе общего собрания указывается общее количество присутствующих и приглашенных лиц и делается отметка: «список прилагается (приложение N ___ к настоящему протоколу)».

16. Текст основной части содержательной части протокола общего собрания состоит из отдельных разделов, каждый из которых содержит отдельный вопрос повестки дня. При этом в повестке дня общего собрания указывается вопрос или вопросы, являющиеся предметом рассмотрения на общем собрании в соответствии с уведомлением о проведении общего собрания. Если вопросов несколько, они нумеруются и располагаются в порядке обсуждения.

17. Формулировки вопросов повестки дня общего собрания должны отражать суть обсуждаемых на общем собрании вопросов и исключать возможность их неоднозначного толкования. В случае, если формулировка вопроса повестки дня общего собрания установлена законодательством Российской Федерации, в протоколе общего собрания указывается соответствующая формулировка. Не допускается включение в повестку дня общего собрания вопросов с формулировками «Разное», «Другие вопросы» или иными аналогичными по смысловому содержанию формулировками, а также объединение в одной формулировке разных по смысловому содержанию вопросов. В случае, если вопрос повестки дня общего собрания касается рассмотрения общим собранием какого-либо документа и принятия решения относительно него, формулировка такого вопроса должна содержать полное название и реквизиты данного документа.

18. Все структурные единицы основной части содержательной части протокола общего собрания должны излагаться от третьего лица множественного числа («слушали», «выступили», «постановили», «решили»).

19. Текст каждой структурной единицы основной части содержательной части протокола общего собрания должен состоять из трех частей:

а) часть 1 — «СЛУШАЛИ», в которой указывается фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) выступающего, номер и формулировка вопроса в соответствии с повесткой дня общего собрания, краткое содержание выступления или ссылка на прилагаемый к протоколу общего собрания документ, содержащий текст выступления. Номер и формулировка вопроса повестки дня общего собрания указываются перед словом «СЛУШАЛИ»;

б) часть 2 — «ПРЕДЛОЖЕНО», в которой указывается краткое содержание предлагаемого решения по рассматриваемому вопросу, в отношении которого будет проводиться голосование. При этом предлагаемое решение должно соответствовать сути обсуждаемого вопроса повестки дня общего собрания, а его формулировка должна исключать возможность неоднозначного толкования предлагаемого решения;

в) часть 3 — «РЕШИЛИ (ПОСТАНОВИЛИ)», в которой указываются решения, принятые общим собранием по рассмотренному вопросу повестки дня общего собрания, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался» с указанием номера и формулировки вопроса в соответствии с повесткой дня общего собрания, количества голосов, отданных за указанные варианты голосования.

20. Обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:

а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее — при наличии) собственников — физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников — юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников;

б) копия текста сообщения о проведении общего собрания;

в) документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации;

г) списки присутствующих и приглашенных лиц;

д) документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц;

е) документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания;

ж) письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц — сведения, предусмотренные подпунктом «а» пункта 13 настоящих Требований, для юридических лиц — сведения, предусмотренные подпунктом «б» пункта 13 настоящих Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.

Ответственным за подготовку решений (бюллетеней) собственников помещений в многоквартирном доме является инициатор общего собрания.

К протоколу общего собрания могут быть приложены иные документы в случае указания на них в содержательной части протокола общего собрания.

21. Все приложения к протоколу общего собрания должны быть пронумерованы. Номер приложения, а также указание на то, что документ является приложением к протоколу общего собрания, указываются на первом листе документа. Приложения являются неотъемлемой частью протокола общего собрания.

Страницы протокола общего собрания и каждого приложения к нему должны быть пронумерованы и сшиты секретарем общего собрания, последняя страница протокола должна быть подписана лицом, председательствующим на общем собрании.

22. Реквизиты подписи протокола общего собрания включают в себя сведения о фамилии и инициалах лица, проставившего подпись, подпись и дату ее проставления.

23. В случае, если вопрос об избрании лица, председательствующего на общем собрании, а также лиц, осуществляющих подсчет голосов, включен в повестку дня общего собрания, и принято решение об отклонении предложенных кандидатур, протокол общего собрания подписывается инициатором проведенного общего собрания.

24. В случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, протокол общего собрания, на котором приняты решения о создании товарищества собственников жилья и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений, при этом реквизиты подписей лица, председательствующего на общем собрании, секретаря общего собрания, а также лиц, проводивших подсчет голосов либо подписи инициатора проведенного общего собрания в случае, предусмотренном пунктом 23 настоящих Требований, должны включать в себя сведения, предусмотренные пунктом 22 настоящих Требований, а также отметку о статусе таких лиц («председательствовал на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме», «секретарь общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме», «проводил подсчет голосов», «инициатор общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме»).

Приложение N 2

к приказу Министерства строительства

и жилищно-коммунального хозяйства

Российской Федерации

от 28 января 2019 г. N 44/пр

ПОРЯДОК

НАПРАВЛЕНИЯ ПОДЛИННИКОВ РЕШЕНИЙ И ПРОТОКОЛОВ ОБЩИХ

СОБРАНИЙ СОБСТВЕННИКОВ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ

В УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЖИЛИЩНЫЙ НАДЗОР

1. Настоящий Порядок устанавливает правила направления подлинников решений (бюллетеней) собственников помещений в многоквартирных домах (далее — решения) и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах (далее — протоколы) в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор (далее — орган государственного жилищного надзора).

2. Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны направить подлинники решений и протоколов, представленных им в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22 января 2019 г., N 0001201901220025) лицом, инициировавшим общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (далее — общее собрание), в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, на территории которого находится многоквартирный дом, собственники помещений в котором провели общее собрание.

3. Направление подлинников решений, протоколов осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения управляющей организацией, правлением товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива от лица, инициировавшего общее собрание, подлинников данных документов.

4. Подлинники решений и протоколов подлежат обязательному направлению лицом, инициировавшим общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом — в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять календарных дней со дня проведения общего собрания, а в случае, если оно продолжалось несколько дней, — не позднее чем через десять календарных дней со дня окончания общего собрания.

В случае принятия общим собранием решения по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, подлинники решений и протокола подлежат направлению лицом, инициировавшим общее собрание, в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, на территории которого находится многоквартирный дом, собственники помещений в котором провели общее собрание, в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, с единовременным направлением копий данных решений и протокола в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а также ресурсоснабжающей организации, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым общим собранием решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.

5. Направление подлинников решений, протоколов должно осуществляться способами, позволяющими подтвердить факт и дату их получения органом государственного жилищного надзора, а также путем размещения в открытом доступе в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренной Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4210; 2018, N 53, ст. 8484) (далее — система) скан-образов решений, протоколов не позднее пяти рабочих дней со дня направления подлинников решений, протоколов в орган государственного жилищного надзора.

В случае, если скан-образы решений, протоколов были размещены в системе до даты направления решений, протоколов в орган государственного жилищного надзора, датой направления подлинников решений, протоколов считается дата размещения их скан-образов в системе.

Скачать протокол общего собрания собственников по новой форме Приказ 44пр Минстроя с 28.01.2019 — формат .doc (размер 110 кб) — скачан 12455 раз (в примере также есть лист решения собственника, актуальный в 2020 году)

МЫ ПОДГОТОВИМ ДЛЯ ВАС ВСЕ ДОКУМЕНТЫ ПОД КЛЮЧ ОТ 3000 РУБЛЕЙ. ОСТАВЬТЕ ЗАЯВКУ:

Вы также можете скачать реестры собственников вашего дома и калькулятор общего собрания для подсчета голосов!

Мы подготовим Вам актуальный полный реестр собственников от 1500 рублей, именные листы решений на каждого от 1000 рублей.

Также сделаем полный пакет документов с гарантией приема ГЖИ от 3000 рублей, оставьте заявку по телефону 8-800-100-24-97 или по почте info@domscanner.ru

Размещено и обновлено: 20.01.2020

Александр Миролюбов для своего блога на «Клерке» написал статью «О некоторых несуразностях в законах». Очень интересные выводы, советуем прочитать.

Ранее я обещал привести примеры некоторых несуразностей в уставах обществ с ограниченной ответственностью. Но прежде немного о законах, которые регулируют деятельность этих обществ.

Сначала примеры несуразностей в законах. Будет скучно и без картинок. Законы вообще без картинок. Потом будет значительно веселее. На живых примерах с картинками я покажу несуразности в уставах действующих крупных организаций (торговых сетей, солидных банков и пр.), в уставах из Интернета для бесплатного скачивания от «юридических фирм», в он-лайновских конструкторах уставов, в уставах от Министерства экономического развития и Федеральной налоговой службы, предлагаемых для неограниченного круга российских предпринимателей.

О корректности определений

Нас учили, что дав определение чего-либо, надо доказать корректность этого определения. Во-первых, что это существует и, во-вторых, что оно единственно. Если мы сможем всё это доказать, то тогда наше определение корректно и можно будет приступать к изучению свойств того, что мы таким образом определили.

Доказать отсутствие чего-либо возможно, но иногда трудно. Проще доказать наличие чего-либо. Для этого достаточно просто привести пример, показать это.
Я выбрал простой путь. Я не буду показывать, и доказывать корректность чего-либо, например, закона или устава. Я на простых примерах буду демонстрировать её отсутствие. 📌 Реклама Отключить

Ссылки «вникуда»

Порядок проведения общего собрания участников ООО указан в статье 37 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» (14-ФЗ). При этом его необязательно ещё раз повторять в уставе ООО, но некоторые это делают.
В пункте 2 указанной статьи есть ссылка на пункты 4 и 5 статьи 185 ГК РФ. (Это про доверенность представителю участника, для участия в собрании.)
В 2013 году в ГК РФ были внесены изменения, и указанные пункты, на которые ссылается 14-ФЗ, немного видоизменились и «переместились» в новую статью 185.1 ГК РФ, изменив при этом и свою нумерацию.
Ещё пример
Абзац 3 пункта 2 статьи 30 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» (14-ФЗ) устанавливает обязанность общества:
«Общество обязано обеспечить любому заинтересованному лицу доступ к информации о стоимости его чистых активов, определенной в соответствии с настоящей статьей, в порядке, установленном пунктом 4 статьи 50 настоящего Федерального закона.»
Но с 30.07.2017 пункт 4 статьи 50 14-ФЗ видоизменился и стал пунктом 3 этой статьи.
Вопрос
Сохранилась ли после 30.07.2017 у общества обязанность «обеспечить любому заинтересованному лицу доступ к информации о стоимости его чистых активов в порядке, установленном пунктом 4 статьи 50» 14-ФЗ, если в указанном пункте этот порядок не установлен? И зачем это сделано? 📌 Реклама Отключить

Пример смешанного противоречия

Абзац 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» (14-ФЗ):
«Участники общества, не полностью оплатившие доли, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части принадлежащих им долей в уставном капитале общества.»
Абзац 2 пункта 1 статьи 87 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ):
«Участники общества, не полностью оплатившие доли, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части доли каждого из участников.»
Причём, оба эти абзаца были внесены одновременно и в ГК РФ, и в 14-ФЗ одним и тем же «старым» 312-ФЗ от 30.12.2008, но почему-то пошли разными путями. 📌 Реклама Отключить

Пример внешнего противоречия

Статья 10 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» (14-ФЗ):
«Участники общества, доли которых в совокупности составляют не менее чем десять процентов уставного капитала общества, вправе требовать в судебном порядке исключения из общества участника, который грубо нарушает свои обязанности либо своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность общества или существенно ее затрудняет».
Абзац 4 пункта 1 статьи 67 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ):
«Участник … общества … вправе … требовать исключения другого участника из … общества … в судебном порядке с выплатой ему действительной стоимости его доли участия, если такой участник своими действиями (бездействием) причинил существенный вред … обществу либо иным образом существенно затрудняет его деятельность и достижение целей, ради которых оно создавалось, в том числе грубо нарушая свои обязанности, предусмотренные законом или учредительными документами … общества». 📌 Реклама Отключить

Пример внутреннего противоречия

Абзац 2 пункта 6 статьи 37 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» (14-ФЗ):
«Протоколы всех общих собраний участников общества подшиваются в книгу протоколов, которая должна в любое время предоставляться любому участнику общества для ознакомления. По требованию участников общества им выдаются выписки из книги протоколов, удостоверенные исполнительным органом общества.»
Абзац 1 пункта 3 статьи 50 14-ФЗ:
«В течение пяти рабочих дней со дня предъявления соответствующего требования участником общества указанные в пункте 2 настоящей статьи документы должны быть предоставлены обществом для ознакомления … Общество по требованию участника общества обязано предоставить ему копии указанных документов». 📌 Реклама Отключить

Логические противоречия

Противоречие первое
Оно возникло в 2008 году, когда «старым» 312-ФЗ от 30.12.2008 в 14-ФЗ вводилось понятие «Список участников».
Пункт 2 статьи 31.1 14-ФЗ (Ведение списка участников общества):
«Лицо, …, обеспечивает соответствие сведений об участниках общества и о принадлежащих им долях или частях долей в уставном капитале общества, о долях или частях долей, принадлежащих обществу, сведениям, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, и нотариально удостоверенным сделкам по переходу долей в уставном капитале общества, о которых стало известно обществу.»
Всего один абзац, а сколько сразу в нём логических противоречий!
1. Участнику не может принадлежать часть доли. Участнику всегда принадлежит доля, и только доля. Всегда целая, и всегда только одна.
2. В ЕГРЮЛ не содержатся сведения о части доли, принадлежащей участнику, т.к. во-первых, этого не может быть никогда (см. 1) и, во-вторых, это не предусмотрено 129-ФЗ и ныне действующими формами 2013.
3. Правильно указано, что обществу могут принадлежать несколько долей, а также и части доли, но в ЕГРЮЛ эти сведения не содержатся.
Части долей, которые могут принадлежать обществу, не предусмотрены 129-ФЗ, и действующей ныне (2013) формой Р14001. Указанная форма также не предусматривает внесение в ЕГРЮЛ сведений о нескольких долях, принадлежащих обществу.
4. Если у участника не может быть части доли (см. 1), а только одна и целая, то по нотариально удостоверенной сделке часть доли участника перейти как раз может. Однако, в указанном пункте упоминается лишь о переходах только долей. Про части долей, видимо, забыли.
Противоречие второе
Оно также возникло в 2008 году, когда «старым» 312-ФЗ от 30.12.2008 в 14-ФЗ вводилось понятие «Список участников».
Пункт 3 статьи 31.1 14-ФЗ (Ведение списка участников общества):
«Каждый участник общества обязан информировать своевременно общество об изменении сведений о своем имени или наименовании, месте жительства или месте нахождения, а также сведений о принадлежащих ему долях в уставном капитале общества. В случае непредставления участником общества информации об изменении сведений о себе общество не несет ответственность за причиненные в связи с этим убытки.»
Понятия «место жительства» и «место нахождения» только с виду кажутся семантически схожими.
Место жительства человека (ФЛ) это место, где он постоянно или преимущественно проживает. Оно имеет конкретный адрес, по которому этого ФЛ можно найти и/или доставить ему корреспонденцию. Причём эти сведения относятся к его ПДн и не публикуются в открытых источниках.
Место нахождения организации (ЮЛ) определяется местом её государственной регистрации путём указания населённого пункта. Сложно доставить корреспонденцию «на деревню, дедушке». Для этого служит адрес этого ЮЛ (в пределах его места нахождения), который, в отличие от адреса (места жительства) ФЛ, всегда указывается в открытых источниках — в ЕГРЮЛ.
Противоречие третье
Оно возникло в 2015 году, когда 209-ФЗ от 29.06.2015 вносил в законодательные акты изменения в связи с типовыми уставами.
Ранее, до 209-ФЗ, абзац 1 пункта 2 статьи 11 14-ФЗ выглядел так:
«В решении об учреждении общества должны быть отражены результаты голосования учредителей общества и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания или назначения органов управления общества, …»
Принимая решение об утверждении устава общества, который содержит, в том числе, и сведения о наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала общества, учредители общества, естественно, тем самым определяли и их. Причём определяли единогласно.
209-ФЗ добавил в этот пункт возможность сразу при учреждении общества принять решение, о том, что оно будет действовать на основании типового устава, которого, правда, до сих пор так ещё и нет. (Его ещё нет, а проблемы из-за него уже есть.)
А поскольку типовой устав не содержит сведения о наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала общества, 209-ФЗ предусмотрел, что решения об определении этих сведений будут принимать учредители. Правда, при этом, не указал, каким количеством голосов они могут это сделать.
Абзац 1 пункта 2 статьи 11 14-ФЗ после 209-ФЗ стал таким:
«В решении об учреждении общества должны быть отражены результаты голосования учредителей общества и принятые ими решения по вопросам об учреждении общества, об определении фирменного наименования общества, места нахождения общества, размера уставного капитала общества, об утверждении устава общества либо о том, что общество действует на основании типового устава, … об избрании или о назначении органов управления общества, …»
209-ФЗ также изменил и подпункт 2) пункта 2 статьи 33 14-ФЗ, но сделал это, на мой взгляд, чуть более удачно. Сравните сами.
Было:
«изменение устава общества, в том числе изменение размера уставного капитала общества»
Стало:
«утверждение устава общества, внесение в него изменений или утверждение устава общества в новой редакции, принятие решения о том, что общество в дальнейшем действует на основании типового устава, либо о том, что общество в дальнейшем не будет действовать на основании типового устава, изменение размера уставного капитала общества, наименования общества, места нахождения общества»
Продолжение следует.

Подтверждение решений участников ООО в 2020 году

Более пяти лет закон требует тем или иным способом подтверждать решения собраний хозяйственных обществ.

До сих пор не сложилась единая, непротиворечивая и соответствующая закону практика реализации данных требований.

Возможно, это объясняется ещё и тем, что законодатель, изменив в мае 2014 года Гражданский кодекс, так до сих пор не привёл в соответствие с ним закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» (14-ФЗ). И не только его.

Но, возможно, есть и другие причины правовой нескоординированности в данном вопросе.

При этом нормы законов, регулирующие порядок подтверждения решений, непротиворечивы, логически выверены и не допускают двойного прочтения.

Далее – немного теории о возможных способах подтверждения решений, принятых Собранием или единственным Участником, и практики её применения.

Кто хорошо знаком с теорией или вовсе ей не интересуется, может сразу перейти к Примерам или Итогам.

Надеюсь, что в 2020 году мы никогда не узнаем что такое «заверение решений участников ООО», «нотариальное удостоверение решения единственного участника ООО», а также «заверение нотариусом протокола общего собрания ООО» и «нотариально заверенный протокол». Пусть это навсегда останется загадкой Интернета.

Решения общего Собрания ООО

Общество с ограниченной ответственностью – корпоративная организация, и общее Собрание является его высшим органом.

Собрание, как и любой коллегиальный орган, принимает решения по вопросам своей компетенции голосованием, которые фиксируются в протоколе.

Протокол подписывается председательствующим на Собрании и секретарём.

Решения единственного Участника ООО

В обществе одного лица положения 14-ФЗ о созыве и проведении Собрания не применяются, а решения по вопросам, отнесённым к его компетенции, принимаются единственным участником единолично и оформляются письменно.

Подтверждение принятых решений

С 1 сентября 2014 года в соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации требуется подтверждать факт принятия решения на общем собрании (при очном голосовании) и состав участников, присутствовавших при его принятии.

О нотариальном подтверждении факта принятия решений единственным участником ни один ныне действующий закон пока ничего не упоминает.

Даже при увеличении уставного капитала нотариальное подтверждение факта принятия решения с выдачей соответствующего свидетельства требуется только для Собрания.

А для единственного Участника в этом случае необходимо лишь нотариальное свидетельствование подлинности его подписи, подтверждающей это решение, путём проставления на бланке решения соответствующей удостоверительной надписи.

Способы подтверждения решений Собрания

Подтвердить факт принятия решений Собранием и состав участников, присутствовавших при принятии решений, можно различными способами.

Выбранный способ может быть предусмотрен в уставе, либо определён решением Собрания, принятым единогласно.

Факт принятия решения Собранием и состав участников может подтвердить нотариус, выдав организатору Собрания соответствующее свидетельство.

Встречаются, и не только в Интернете, разные прочтения диспозитивных правил, устанавливающих, альтернативные способы подтверждения факта принятия решений Собранием.

Однако при прочтении данной нормы так, как она написана:

«… путем нотариального удостоверения, если иной способ (подписание протокола всеми участниками или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону) не предусмотрен уставом такого общества либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно»

подпункт 3 пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ

можно сделать однозначный вывод, что нотариальное удостоверение для подтверждения факта принятия решения общим Собранием и присутствующих при этом участников возможно в том и только в том случае, если иной способ не указан в уставе или не принят решением данного Собрания.

Иными словами, нотариальное удостоверение возможно лишь в случае, если уставом вообще ничего не предусмотрено, либо предусмотрен один способ подтверждения – нотариальный.

При этом Собрание по единогласному решению всех участников общества может выбрать иной, отличный от указанного (или не указанного) в уставе, способ.

Нотариальный способ подтверждения решений Собрания

В соответствии с Основами о нотариате (статья 103.10) нотариус для установления факта принятия решения Собранием совершает следующие нотариальные действия:

  • присутствует при проведении Собрания

  • проверяет правоспособность общества

  • определяет компетенцию Собрания в части принятия решения

  • определяет наличие кворума

  • на основании подсчёта голосов, представленного счётной комиссией или иным уполномоченным на подсчёт голосов лицом, определяет наличие необходимого количества голосов для принятия решения в соответствии с законодательством и уставом

  • выдаёт соответствующее свидетельство

В целях подтверждения состава участников, присутствовавших при принятии решения, нотариус устанавливает их:

  • личность

  • полномочия

  • право на участие в Собрании

При этом нотариус не проверяет соблюдение порядка созыва Собрания.

Некоторый ошибочно считают, что нотариус заверяет протокол Собрания, или заверяет подписи под ним, как в случае с единственным участником. На самом деле он выдаёт соответствующее свидетельство.

Средняя стоимость таких нотариальных действий на март 2020 года составляет примерно 10.000 рублей.

Способ подтверждения предусмотрен в Уставе

В уставе можно предусмотреть альтернативный способ подтверждения решения Собрания.

Например:

  • подписание протокола всеми участниками или частью участников

  • использование технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения

  • иной способ, не противоречащий закону

Участники могут выбрать и указать в уставе только один из этих способов.

Если иное не предусмотрено уставом, данное решение может быть принято 2/3 голосов и с обязательным привлечением нотариуса, если в этом Собрании принимают участие не все участники.

Способ подтверждения принимается самим Собранием

Собрание, независимо от наличия или отсутствия в уставе какого-либо альтернативного способа подтверждения принимаемых им решений, может выбрать иной альтернативный способ подтверждения.

Для этого необходимо присутствие на данном Собрании всех участников общества и принятие ими единогласного решения по этому вопросу. Заранее включать данный вопрос в повестку дня при созыве и подготовке Собрания необязательно.

Способ подтверждения решений Участника

Если факт принятия решений Собрания может увидеть (и подтвердить увиденное) любой присутствующий на Собрании, включая нотариуса, то факт принятия решений не коллегиальным органом, а единственным участником, может подтвердить только сам участник, принявший это решение.

Он может это сделать разными способами (письменно, устно, жестом и т.п.).

Поскольку, в соответствии с законом единственный участник оформляет свои решения письменно, то логично предположить, что и подтверждать он их будет письменно. Например, как в случае увеличения уставного капитала:

«Решение единственного участника общества об увеличении уставного капитала подтверждается его подписью»

пункт 3 статьи 17 14-ФЗ

Там же содержится требование, что подлинность подписи, которой подтверждается решение, должна быть засвидетельствована нотариусом.

При этом:

«Свидетельствуя подлинность подписи, нотариус удостоверяет, что подпись на документе сделана определенным лицом, но не удостоверяет фактов, изложенных в документе»

статья 80 Основ о нотариате

Т.е. нотариус лишь подтверждает подлинность подписи Участника под его решением, но не сам факт принятия им данного решения.

Некоторые эти действия нотариуса называют «нотариальным заверением решений единственного участника ООО». Что, по сути, неверно, но в обыденной речи допустимо, при правильном понимании происходящего. В противном случае это может привести, а иногда и приводит, к непредсказуемым последствиям.

Средняя стоимость таких нотариальных услуг на март 2020 года составляет примерно 1.000 рублей.

Примеры альтернативных способов для Устава

В Интернете присутствуют различные образцы альтернативных способов подтверждения принятых решений Собранием или единственным Участником для указания их в уставах ООО.

В своих Уставах я использую иные конструкции, предусмотренные законом.

Типичные образцы альтернативы из Интернета

Для решений Собрания в Интернете распространена формулировка:

Принятие Собранием решения и состав участников, присутствовавших при его принятии, подтверждаются подписанием протокола председателем и секретарем Собрания, и не требуют нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено настоящим Уставом или действующим законодательством.

Такой «способ» можно, наверное, объяснить «заботой» о своих клиентах «разработчиками» уставов. Поскольку протокол и так, в силу закона, подписывается председательствующим и секретарём собрания, то пусть их подписи заодно послужат и соответствующим подтверждением решений.

Однако такой «способ» автоматически не распространяется на общество с одним Участником. При принятии им решений отсутствуют и секретарь, и председательствующий. Сам Участник заменяет их.

Возможно, поэтому в Интернете стали появляться образцы «альтернативного» подтверждения и для решений единственного Участника.

Например, такие:

В соответствии с п. 3 ст. 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие решений единственным участником Общества и состав участников Общества, присутствовавших при их принятии подтверждается путем подписания письменно оформленного решения единственным участником Общества.

Нотариальное удостоверение принятия решения единственным участником Общества не требуется, если иное не предусмотрено настоящим Уставом или действующим законодательством.

Ущербность подобной формулировки в том, что

  • во-первых, никаких случаев, в том числе и иных, нотариального удостоверения решений единственного участника действующее законодательство не предусматривает

  • во-вторых, указанная относится исключительно к Собранию, т.е. коллегиальному органу

  • в-третьих, как следствие из «во-вторых», никаких иных присутствовавших участников в обществе одного лица нет по определению

  • в-четвёртых, установленное законом требование обязательного нотариального подтверждения подлинности подписи участника императивно, и не может быть отменено уставом

Причина этих несуразностей заключается в попытке при отсутствии здравого смысла создать непредусмотренную законом непротиворечивую конструкцию.

Альтернативный способ для Собрания в Уставах

В Уставах я использую конструкцию, которая, на мой взгляд, более соответствует требованиям подпункта 3 пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ и здравому смыслу.

Закон в качестве альтернативного способа подтверждения первым выделяет «подписание протокола всеми участниками или частью участников».

В этом случае, помимо обязательного подписания председательствующим и секретарём, протокол общего собрания участников общества должен ещё быть подписан всеми или частью участников.

Что вполне логично.

Председательствующий, в силу закона (если иное не предусмотрено уставом), всегда избирается из числа участников. Обязанности секретаря обычно возлагаются на иных лиц.

Закон предусматривает, но не устанавливает чёткий критерий выбора «части участников». Это должны сделать сами участники и закрепить свой выбор в уставе.

Выбор способа зависит от целей. Если цель защищать интересы участников, включая миноритариев, иногда и в ущерб интересов самого общества, то тогда можно альтернативный способ вообще не использовать, и подтверждать все решения нотариально.

Для сокращения нотариальных издержек можно предусмотреть подтверждение путём подписания протокола всеми участниками общества.

Но такая конструкция может затруднить принятие решений Собранием, даже тех, которые не требуют единогласия.

Можно предусмотреть, что для подтверждения принятых решений протокол подписывается не всеми участниками общества, а лишь присутствовавшими на данном Собрании.

Но при конфликте и такой вариант не всегда удастся реализовать.

Основываясь на практике и логике законов, в своих Уставах я пока использую следующую конструкцию:

Принятие Собранием решения и состав Участников, присутствовавших при его принятии, подтверждаются подписанием протокола Собрания всеми Участниками, принимавшими участие в данном Собрании.

В случае отказа одного или нескольких Участников от подписания протокола, протокол подписывают Участники, голосовавшие за принятое решение, а при принятии нескольких решений разным составом Участников, они ставят свои подписи в протоколе Собрания под каждым решением, за которое они голосовали.

Такая конструкция подходит как для обществ с несколькими участниками, где решения принимаются Собранием, так и для обществ одного лица, в которых решения принимаются единственным Участником.

Возможно, в будущем она будет корректироваться.

Рекомендуемый Законом способ для Участника

Устав это набор диспозитивных правил, выбранных участниками и отличных от правил, предусмотренных в законе по умолчанию.

Закон не содержит диспозитивных норм (т.е. норм, правила которых могут регулироваться уставом), позволяющих выбрать альтернативные способы подтверждения решений единственного Участника.

В законе есть лишь одна императивная норма (т.е. действующая независимо от её указания или неуказания в Уставе) о способе подтверждения решения Участника – подтверждение собственноручной подписью (пункт 3 ст.17 14-ФЗ).

Поэтому, предусматривая подобное положение в уставе, следует к нему относиться не как к выбранному участником правилу, а лишь, как к «шпаргалке» перемещённой зачем-то из закона в устав. С таким же успехом её можно разместить не в уставе, а в записной книжке участника. Результат будет одинаков.

Тем не менее, откликаясь на многочисленные запросы владельцев обществ и их обслуживающих, предлагаю следующую не альтернативную, а императивную формулировку для устава (или записной книжки) подтверждения решений:

Единственный Участник принимает решения по вопросам, отнесённым к компетенции Собрания единолично, оформляет их письменно и подтверждает своей подписью, подлинность которой в случаях предусмотренных законодательством должна быть засвидетельствована нотариусом.

Возможно, она появится в будущих Уставах.

Итоги​

Следует различать нотариальные действия при подтверждении факта принятия решений Собранием от свидетельствования подлинности подписи Участника под его решением.

Нотариус может не только непосредственно присутствовать при самом принятии решений Собранием, но и наблюдать весь процесс, всю церемонию, которая разворачивается на его глазах. Увиденное он потом может отфиксировать в соответствующем свидетельстве.

Ни нотариус и никто иной не может пока ни физически, ни технически присутствовать при принятии решений не коллегиальным органом, а одним лицом, и наблюдать за процессом принятия этим лицом решения.

Поэтому фактом подтверждения принятия решения единственным участником может являться лишь его собственноручная подпись под письменно оформленным решением.

В этом случае нотариусу остаётся лишь возможность засвидетельствовать подлинность этой подписи в установленных Законом случаях.

Рекомендации

Даже когда законодательство не меняется, время от времени стоит посмотреть на свой устав новым взглядом и, возможно, не дожидаясь рака, грома и петуха, привести его в соответствие с законом и здравым смыслом.