Решение налогового органа

Содержание

Досудебный порядок обжалования решений налоговых органов

Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права (ст. 137 НК РФ). Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящем налоговом органе (вышестоящему должностному лицу) или в суде. В статье мы поговорим о досудебном порядке обжалования.

Как должны быть оформлены результаты налоговой проверки?

В соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ акт проверки по форме, приведенной в Приложении 4 к Приказу ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@, должен быть составлен:

  • по результатам выездной налоговой проверки — в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке;
  • в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки — в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Акт налоговой проверки подписывают лица, проводившие проверку, и лицо, в отношении которого проводилась эта проверка (его представитель).

Согласно п. 3 ст. 100 НК РФ акт проверки должен содержать следующие сведения:

  • дату акта налоговой проверки (дату подписания акта лицами, проводившими эту проверку);
  • полное и сокращенное наименования автономного учреждения. В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;
  • фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;
  • дату и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);
  • дату представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);
  • перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;
  • период, за который проведена проверка;
  • наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
  • даты начала и окончания налоговой проверки;
  • адрес места нахождения учреждения;
  • сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;
  • документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;
  • выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, которыми предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

В течение пяти дней с даты составления акта он должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

В случае если учреждение не согласно с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки оно вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом к письменным возражениям можно приложить или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Когда досудебный порядок обязателен?

Как мы уже отметили, акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящем налоговом органе (вышестоящему должностному лицу) или в суде. При этом подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, за исключением случаев, предусмотренных ст. 101.2 НК РФ.

Пунктом 5 ст. 101.2 НК РФ установлен обязательный досудебный порядок обжалования в вышестоящем налоговом органе решений, принимаемых по результатам налоговых проверок. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу. Обжалование таких решений осуществляется в следующем порядке:

  • решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в вышестоящем налоговом органе в порядке, определяемом ст. 101.2 НК РФ;
  • решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы. В случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом. При этом, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа с учетом внесенных изменений вступает в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом;
  • вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящем налоговом органе.

По ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения.

В какие сроки необходимо подать жалобу?

В силу ст. 139 НК РФ жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения.

Напомним, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение (п. 9 ст. 101 НК РФ).

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

Лицо, в отношении которого вынесено соответствующее решение, вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу. При этом подача апелляционной жалобы не лишает это лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или частично.

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

Для справки. Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу (п. 4 ст. 139 НК РФ).

Необходимо отметить, что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия (ст. 141 НК РФ). При этом, если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству РФ, указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимает руководитель налогового органа, принявший такой акт, либо вышестоящий налоговый орган.

Какие сведения должна содержать жалоба?

Согласно п. 3 ст. 139 НК РФ жалоба должна быть подана в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу. Апелляционная жалоба на решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Согласно Информации ФНС России от 09.02.2011 «О содержании жалобы, подаваемой в налоговый орган» в жалобе (апелляционной жалобе) необходимо указать:

  • наименование налогового органа, в который подается жалоба (апелляционная жалоба), или должность, фамилию, имя и отчество должностного лица, которому направляется жалоба;
  • персональные данные заявителя: фамилию, имя и отчество (полностью), почтовый индекс и адрес места жительства, адрес электронной почты и номер телефона (при наличии);
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • наименование налогового органа, решение которого обжалуется, или фамилию, имя и отчество должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуются;
  • требования заявителя со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты;
  • обстоятельства, на которых основаны доводы налогоплательщика, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;
  • суммы оспариваемых требований в разрезе налога, вычета, в котором отказано, пени, штрафа;
  • расчет оспариваемой денежной суммы;
  • перечень прилагаемых документов.

В жалобе (апелляционной жалобе) должны быть указаны и иные сведения, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела, а также могут содержаться ходатайства, в том числе ходатайство о применении обстоятельств, смягчающих или исключающих ответственность.

К подаваемой жалобе рекомендуется приложить (Информационное сообщение ФНС России от 15.02.2011 «О документах, которые рекомендуется приложить к жалобе, подаваемой в налоговый орган»):

  • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик основывает свои требования;
  • расчет оспариваемых сумм налогов, сбора, пени, штрафов, налогового вычета, на который претендует налогоплательщик, и иные расчеты;
  • доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего жалобу (в случае, если жалоба подписана не самим налогоплательщиком-заявителем).

В какие сроки должна быть рассмотрена жалоба?

В соответствии с п. 3 ст. 140 НК РФ и п. 5.1 Регламента <1> жалоба (заявление) на акт налогового органа ненормативного характера, действия (бездействие) его должностных лиц в связи с применением законодательства РФ о налогах и сборах рассматривается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

<1> Утвержден Приказом ФНС России от 24.03.2006 N САЭ-4-08/44дсп@ «Об утверждении Регламента рассмотрения заявлений и жалоб физических и юридических лиц на действия или бездействие, а также на акты ненормативного характера налоговых органов РФ во внесудебном порядке».

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается вышестоящим налоговым органом, вышестоящим должностным лицом в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу (п. 1 ст. 30.5 КоАП РФ).

Согласно п. 5.3 Регламента жалоба (заявление) на решение налоговых органов, на действия (бездействие) должностных лиц в связи с применением законодательства РФ о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также в связи с осуществлением налоговыми органами иных полномочий рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в срок не позднее одного месяца со дня получения жалобы (заявления), если иное не установлено законодательством РФ.

Каков порядок рассмотрения жалобы?

Порядок рассмотрения заявлений и жалоб физических и юридических лиц на действия или бездействие, а также на акты ненормативного характера налоговых органов во внесудебном порядке установлен ст. 140 НК РФ и Регламентом.

Согласно п. 8.1 Регламента жалобы (заявления) на акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в связи с применением законодательства о налогах и сборах, а также законодательства РФ о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также в связи с осуществлением налоговыми органами иных полномочий, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, рассматриваются вышестоящим налоговым органом:

  • управлениями ФНС по субъекту РФ — в отношении инспекций ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС межрайонного уровня;
  • ФНС — в отношении управлений ФНС по субъектам РФ, межрегиональных инспекций ФНС по крупнейшим налогоплательщикам.

Жалобы на постановления по делу об административном правонарушении рассматриваются вышестоящим должностным лицом, вышестоящим налоговым органом.

Обратите внимание! Жалоба не подлежит рассмотрению в следующих случаях (п. 6.1 Регламента):

  • пропуска срока подачи жалобы (заявления), установленного законодательством РФ;
  • отсутствия указаний на предмет обжалования и обоснования заявляемых требований;
  • подачи жалобы представителем заявителя, полномочия которого документально не подтверждены;
  • наличия документально подтвержденной информации о принятии жалобы (заявления) к рассмотрению вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом);
  • получения налоговым органом информации о вступлении в законную силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе (заявлении);
  • отсутствия подписи лица, обратившегося с жалобой (заявлением).

Согласно п. 9.1 Регламента все поступающие в налоговый орган жалобы (заявления) направляются в подразделение налогового аудита, на которое возлагается обязанность по рассмотрению жалоб (заявлений). Кроме того, жалоба (заявление) подлежит направлению в нижестоящий налоговый орган на заключение. К запросу о представлении заключения прилагается копия жалобы (заявления) и могут быть приложены копии документов, содержащих сведения об обстоятельствах, имеющих значение для подготовки заключения.

Заключение по жалобе (заявлению) представляется не позднее пяти рабочих дней со дня получения запроса нижестоящим налоговым органом. Вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе установить более короткий срок для представления заключения.

Заключение по жалобе (заявлению) должно содержать обоснованную позицию налогового органа по каждому доводу заявителя со ссылкой на имеющиеся у налогового органа документы, которые должны быть приложены к заключению.

В процессе рассмотрения жалобы и подготовки решения подразделение налогового аудита запрашивает заключение иных структурных подразделений налогового органа. Запросы направляются с приложением копии жалобы и необходимых для ее рассмотрения материалов.

Заключение структурного подразделения налогового органа по жалобе представляется в подразделение налогового аудита не позднее пяти дней со дня получения запроса.

Жалобы (заявления) рассматриваются с учетом судебной практики по изложенным в них вопросам. К судебной практике относятся судебные акты и информационные письма Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ, а также судебные акты арбитражных судов и судов общей юрисдикции, вступившие в законную силу.

По результатам рассмотрения жалобы руководителем налогового органа (заместителем руководителя налогового органа, осуществляющим оперативное руководство подразделением налогового аудита) выносится решение. В соответствии с п. 2 ст. 140 НК РФ по итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить акт налогового органа;
  • отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
  • изменить решение или вынести новое решение.

По итогам рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе вынести решение по существу.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение вышестоящий налоговый орган вправе:

  • оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу — без удовлетворения;
  • отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;
  • отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

Обратите внимание! В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными органами исполнительной власти, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, является предметом прокурорского надзора. Следовательно, если должностными лицами ФНС допущены нарушения законодательных актов либо принимаемые ими решения противоречат действующему законодательству, обжаловать указанные действия можно не только в вышестоящем органе, но и в соответствующих органах прокуратуры. Согласно ст. 10 Федерального закона N 2201-1 в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями рассматриваются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Порядок рассмотрения обращений органами прокуратуры регулируется Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ, утвержденной Приказом Генпрокурора РФ от 17.12.2007 N 200.

А.Павелин

Эксперт журнала

«Ревизии и проверки

финансово-хозяйственной деятельности

государственных (муниципальных)

учреждений»

Порядок обжалования решения налогового органа

Актуально на: 19 июня 2017 г.

Если решение, принятое налоговым органом, нарушает, по мнению организации или ИП, их права, такое решение может быть обжаловано (ст. 137 НК РФ). О порядке обжалования решения налогового органа и сроке для обжалования расскажем в нашей консультации.

Куда обжаловать решения налогового органа

Подать жалобу на решение налоговой инспекции можно в вышестоящий налоговый орган (УФНС) или в суд (п. 1 ст. 138 НК РФ). При этом последовательность обращения должна быть именно такая: вначале нужно обратиться в вышестоящую налоговую инспекцию и лишь затем можно пойти в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). Судиться с ИФНС сразу, минуя УФНС, можно будет только в том случае, если вышестоящий налоговый орган вовремя не примет решение по жалобе. Ведь в таком случае будет считаться, что досудебный порядок обжалования соблюден. Напомним, что решение на жалобу по результатам налоговой проверки должно быть принято УФНС не позднее 1 месяца (2 месяцев при продлении срока) со дня получения жалобы, а по иным жалобам – в течение 15 рабочих дней (30 рабочих дней при продлении срока) (п. 6 ст. 140 НК РФ).

В УФНС жалоба подается через ИФНС, чье решение обжалуется. ИФНС, получившая на себя жалобу, обязана в течение 3 рабочих дней направить ее и все необходимые материалы в УФНС (п. 1 ст. 139 НК РФ).

Срок обжалования решения налогового органа

С точки зрения сроков подачи жалоб выделяются апелляционная жалоба и собственно жалоба.

Апелляционная жалоба подается в случае, если налоговой инспекцией принято решение о привлечении (или об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам налоговой проверки в соответствии со ст. 101 НК РФ, но такое решение пока не вступило в силу. Напомним, что вступает в силу такое решение по истечении 1 месяца со дня его вручения лицу, в отношении которого принято это решение (п. 9 ст. 101 НК РФ). Соответственно, до окончания этого срока лицо может подать апелляционную жалобу (п. 2 ст. 139.1 НК РФ).

Обжалование уже вступивших в силу решений налоговой инспекции именуется жалобой. Срок подачи обычной жалобы в налоговую инспекцию – не позднее 1 года со дня вынесения обжалуемого решения (п. 2 ст. 139 НК РФ). В случае, если срок обжалования был пропущен по уважительной причине, он может быть восстановлен УФНС по просьбе лица, подающего жалобу.

Обращаем внимание, что сразу можно обращаться в суд при несогласии с решением УФНС по жалобе, а также с решением самой ФНС.

Как принимается решение по результатам налоговой проверки

Решение по материалам проверки

По итогам рассмотрения всех необходимых материалов налоговой проверки руководитель инспекции (его заместитель) делает ряд последовательных выводов:

  • нарушила ли организация налоговое законодательство;
  • предусмотрена ли Налоговым кодексом РФ ответственность за выявленное нарушение;
  • есть ли обстоятельства, которые освобождают организацию от налоговой ответственности (отсутствие вины, окончание срока давности).

Если таких обстоятельств нет, то дополнительно руководитель инспекции (его заместитель) выясняет:

  • нет ли обстоятельств, которые могут исключить вину организации;
  • нет ли смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств.

Об этом говорится в пункте 5 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

В зависимости от сделанных выводов руководитель инспекции (его заместитель) принимает по итогам проверки:

  • либо решение о привлечении организации к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • либо решение об отказе в привлечении организации к ответственности.

Это следует из положений пункта 7 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Формы указанных решений утверждены приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.

Ситуация: должна ли инспекция вынести решение в день рассмотрения материалов в присутствии представителей организации?

Инспекция не обязана принимать итоговое решение непосредственно в день рассмотрения материалов налоговой проверки в присутствии представителей организации. Она вправе сделать это и в последующие дни.

Данный вывод следует из того, что налоговое законодательство не предъявляет к инспекции требования о вынесении решения непосредственно в ходе такого рассмотрения (п. 5, 7 ст. 101 НК РФ). Инспекция обязана только обеспечить организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки (п. 2 ст. 101 НК РФ). Рассмотрение материалов налоговой проверки и принятие решения по ее итогам – это две самостоятельные процедуры, которые ограничены общим сроком проведения. При этом извещать организацию о дне принятия решения по итогам проверки инспекция не обязана.

В течение 10 рабочих дней после окончания срока, отведенного организации на представление письменных возражений по акту, инспекция должна рассмотреть материалы проверки и принять окончательное решение по ней. По усмотрению инспекции 10-дневный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Это следует из совокупности положений пункта 1 статьи 101 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 15 января 2010 г. № 03-02-07/1-14. Кроме того, правомерность данного подхода подтверждена многочисленной арбитражной практикой (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 г. № 14645/08, определения ВАС РФ от 11 декабря 2012 г. № ВАС-16634/12, от 16 июля 2009 г. № ВАС-8932/09, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 1 ноября 2012 г. № А77-942/2011, Дальневосточного округа от 11 сентября 2012 г. № Ф03-2693/2012, Северо-Западного округа от 6 октября 2011 г. № А05-1352/2011).

Если в организации была проведена камеральная проверка декларации по НДС с суммой налога к возмещению, то одновременно с итоговым решением по проверке инспекция принимает дополнительное решение, связанное с возмещением налога (п. 2 и 7 ст. 176 НК РФ).

В решении о привлечении к ответственности должны быть указаны:

  • обстоятельства налогового нарушения, совершенного организацией. При этом указанные обстоятельства должны быть квалифицированы так, как они установлены проверкой, то есть так же, как они отражены в акте налоговой проверки;
  • документы и сведения, подтверждающие выявленные обстоятельства;
  • решение привлечь организацию к ответственности за конкретные нарушения с указанием соответствующих нарушению статей Налогового кодекса РФ;
  • размер недоимки по налогам, сумма штрафов и пеней.

Об этом сказано в абзаце 1 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

В решении об отказе в привлечении к ответственности должны быть указаны обстоятельства, на основании которых было принято решение об отказе в привлечении организации к ответственности. Вместе с тем, в указанном решении могут быть отражены суммы недоимки, выявленные в ходе проверки, и соответствующие им суммы пеней. Это следует из положений абзаца 2 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, в обоих видах итоговых решений по проверке должны быть отражены следующие данные:

  • срок на обжалование вынесенного решения;
  • порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган;
  • наименование и адрес налогового органа, который уполномочен рассматривать дела по обжалованию решения;
  • иные необходимые по мнению руководителя инспекции (его заместителя) сведения.

Об этом говорится в абзаце 3 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Если в ходе налоговой проверки инспекторы обнаружат сумму излишне возмещенного налога, то в итоговых решениях они признают ее недоимкой. Датой появления этой недоимки будет день, когда организация получила деньги (при возврате) или день, когда инспекция приняла решение о зачете налога.

Об этом говорится в абзаце 4 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

В течение пяти рабочих дней после принятия решения по итогам проверки оно должно быть вручено организации (абз. 1 п. 9 ст. 101, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Отсчет срока начинается со следующего дня после подписания решения (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Например, если решение по проверке было принято 6 марта 2015 года (пятница), то вручить его организации инспекция должна не позднее 16 марта 2015 года.

Вручить решение инспекция должна лично законному или уполномоченному представителю организации. Если вручить решение невозможно, то инспекция может направить его по почте заказным письмом. В таком случае решение считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма. При этом отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки. Это следует из совокупности положений пункта 13 статьи 101, пунктов 2 и 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, решение может быть передано в организацию по телекоммуникационным каналам связи. Порядок электронного документооборота между налоговыми инспекциями и налогоплательщиками утвержден приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149. При таком варианте решение будет считаться полученным, когда в инспекцию поступит электронная квитанция о приеме этого документа. Если инспекция не получит такую квитанцию, она отправит решение на бумажном носителе в общеустановленном порядке. Такой вывод следует из положений пунктов 12, 16 и 19 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149.

Пример определения даты получения решения по налоговой проверке. Инспекция направила решение в организацию заказным письмом

12 октября 2015 года налоговой инспекцией было принято решение по результатам выездной налоговой проверки. Поскольку вручить решение лично было невозможно, инспекция направила его по почте заказным письмом 13 октября 2015 года. Шесть рабочих дней после отправки заказного письма истекают 21 октября 2015 года. Следовательно, решение, отправленное заказным письмом, будет считаться полученным организацией 22 октября 2015 года.

Ситуация: может ли инспекция вносить изменения в решение по проверке после его вручения организации?

Ответ: да, может, если изменения улучшают (не ухудшают) положение организации или носят технический характер (например, исправление опечаток).

Налоговое законодательство не представляет возможности инспекции вносить изменения в решение по проверке. Вместе с тем, оно не содержит и запрета на такие действия. Это следует из анализа положений статьи 101 Налогового кодекса РФ.

В результате если изменения, которые инспекция вносит в решение, не меняют или улучшают положение организации (например, приводят к уменьшению суммы недоимки), то они считаются вполне правомерными. Такие изменения не нарушают прав организации и могут быть приняты во внимание. Правомерность этого вывода подтверждается пунктом 44 постановления Пленума ВАС от 30 июля 2013 г. № 57 и окружной арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 14 октября 2008 г. № А33-476/08-Ф02-5025/08, Волго-Вятского округа от 28 февраля 2008 г. № А79-11019/2006, Северо-Западного округа от 7 февраля 2008 г. № А56-3141/2007).

Если же изменения, которые инспекция вносит в решение, возлагают на организацию дополнительные налоговые обязательства (например, увеличивают сумму недоимки), то они признаются незаконными. Такие изменения нарушают права организации и не должны приниматься во внимание. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого подхода (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 22 января 2008 г. № 9467/07, определения ВАС РФ от 30 января 2009 г. № ВАС-537/09, от 22 октября 2008 г. № 13589/08, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 21 декабря 2012 г. № А27-13595/2011, Волго-Вятского округа от 5 мая 2012 г. № А31-7157/2011, Центрального округа от 14 сентября 2010 г. № А23-746/10А-14-32).

По общему правилу решение по проверке вступает в законную силу через месяц со дня его вручения организации (п. 9 ст. 101 НК РФ). Но если в течение этого месяца организация обжалует его в апелляционном порядке, то срок вступления в силу будет зависеть от того, какое решение примет вышестоящий налоговый орган.

Если решение налоговой инспекции не отменят, оно вступит в силу с даты его утверждения вышестоящей инстанцией.

Если решение налоговой инспекции отменят (полностью или частично), оно вступит в силу (с учетом внесенных изменений) с даты соответствующего решения вышестоящей инстанции.
Если апелляционную жалобу отклонят, решение налоговой инспекции вступит в силу с даты решения вышестоящей инстанции, но не раньше, чем закончится месячный срок, отведенный для подачи апелляционной жалобы.

Такой порядок установлен статьей 101.2 Налогового кодекса РФ.

После того как решение по проверке вступит в законную силу, инспекция в течение 20 рабочих дней направит в организацию требование об уплате налога, пеней и штрафов, которые были доначислены по итогам проверки (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 70 НК РФ). Организация обязана исполнить это требование в течение восьми рабочих дней после его получения, если в самом требовании не будет установлен более продолжительный срок (абз. 4 п. 4 ст. 69, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Если организация согласна с решением по проверке и с доначисленными в нем суммами, то она вправе исполнить решение (полностью или частично) еще до того, как решение вступит в законную силу и инспекция выставит требование об уплате доначисленных сумм (абз. 3 п. 9 ст. 101 НК РФ).

Если организация не согласна с решением по проверке или с доначисленными в нем суммами, то она вправе его обжаловать (ст. 101.2 НК РФ).

Ситуация: можно ли отменить итоговое решение по проверке, если оно принято лицом, которое не участвовало в рассмотрении материалов проверки (например, решение подписано руководителем инспекции, а материалы проверки рассматривал его заместитель)?

Ответ: да, можно, если нарушены существенные права проверяемой организации.

Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Итоговое решение по проверке принимается по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 7 ст. 101 НК РФ). Решение должно быть подписано лицом (руководителем инспекции или его заместителем), которое принимало непосредственное участие в рассмотрении материалов. Считается, что нарушение этого правила может привести к принятию неверного решения. Тем самым могут быть нарушены существенные права проверяемой организации. В таком случае сам факт, что итоговое решение по проверке приняло лицо, которое не участвовало в рассмотрении материалов, может стать основанием для отмены решения по проверке.

Правомерность этого вывода подтверждается пунктом 42 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 и окружной арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 14 июня 2012 г. № А32-3826/2010, Западно-Сибирского округа от 17 марта 2011 г. № А45-9131/2010, Восточно-Сибирского округа от 28 сентября 2011 г. № А33-3150/2010).

Ситуация: можно ли отменить решение по итогам проверки, если оно составлено с нарушениями (например, в тексте решения имеются противоречия, не указаны обстоятельства выявленного инспекцией правонарушения)?

Ответ: да, можно.

В пункте 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ приведены основные требования к составлению решений по итогам налоговых проверок.

Нарушение требований Налогового кодекса РФ со стороны инспекции может стать основанием для отмены решения по проверке (абз. 1 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Исходя из указанного, можно сделать следующий вывод. Если инспекция составила решение по проверке с нарушением требований Налогового кодекса РФ, то данный факт может стать основанием для отмены решения. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода. Так, суды отменяют решения по проверкам, если при их составлении инспекцией были допущены следующие нарушения:

  • в решении не приведены обстоятельства налогового правонарушения, то есть не указано, какими действиями организация нарушила нормы законодательства (см., например, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71, п. 78 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, определение ВАС РФ от 1 апреля 2009 г. № ВАС-3559/09, постановления ФАС Московского округа от 8 ноября 2013 г. № А40-146565/12-107-640, Западно-Сибирского округа от 24 сентября 2012 г. № А27-18540/2011, Восточно-Сибирского округа от 14 августа 2012 г. № А10-1241/2011, Северо-Кавказского округа от 4 июля 2012 г. № А53-7098/2011);
  • обстоятельства налогового правонарушения по-разному квалифицированы в решении и акте (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 28 августа 2008 г. № Ф09-6143/08-С3);
  • в тексте решения допущены противоречия, которые не позволяют точно установить размер недоимки, период ее возникновения, организацию, в отношении которой принято решение (см., например, постановления ФАС Московского округа от 16 февраля 2009 г. № КА-А40/374-09, Поволжского округа от 19 августа 2008 г. № А06-6865/07, Восточно-Сибирского округа от 20 марта 2008 г. № А74-2395/07-Ф02-1008/2008);
  • в итоговой части решения неверно применены нормы налогового законодательства (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 5 февраля 2013 г. № 11890/12, постановления ФАС Дальневосточного округа от 18 июня 2013 г. № Ф03-6628/2012, от 3 июня 2013 г. № Ф03-6629/2012, Северо-Кавказского округа от 6 февраля 2013 г. № А15-1092/2012);
  • использована неверная форма решения (из решения об отказе в привлечении организации к ответственности следует, что инспекция все же привлекает ее к ответственности) (см., например, постановление Московского округа от 16 февраля 2009 г. № КА-А40/374-09).

Ситуация: можно ли отменить решение по итогам проверки, если в нем указаны нарушения, не отраженные в акте проверки?

Ответ: да, можно.

Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Все нарушения, выявленные в ходе проверки, проверяющие фиксируют в акте. Подготовленный акт инспекция обязана вручить организации, чтобы та в свою очередь при необходимости могла подготовить пояснения по выявленным нарушениям и представить их в инспекцию в письменном или устном виде в ходе рассмотрения материалов проверки.

Если по итогам проверки инспекция привлекает организацию к ответственности за нарушения, которые не были отражены в акте, то в такой ситуации инспекция не обеспечивает организации возможность давать пояснения по выявленным нарушениям. Указанные действия со стороны инспекции являются достаточным основанием для отмены решения по налоговой проверке.

Существует два способа разрешения налоговых споров:

  • досудебное урегулирование (рассмотрение материалов дела в налоговой инспекции, обжалование решения в соответствующих органах);
  • рассмотрение спора в арбитражном суде.

Досудебный порядок обжалования актов налоговых органов

Налоговое законодательство РФ предусматривает право на обжалование актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика, такие акты, действия или бездействие нарушают его права (ст. 137 Налогового кодекса РФ). С 01 июля 2016 года предварительный претензионный порядок урегулирования налогового споров является обязательным (подробнее читайте в статье: «Обжалование решений налогового органа по результатам налоговой проверки»).

Несоблюдение претензионного порядка влечет за собой возвращение исковых документов судом, а в случае принятия заявления к производству – оставление его без рассмотрения!

Так, обязательный претензионный порядок урегулирования налоговых споров предусмотрен для:

  • споров по получению задолженности по налогам с физических лиц (см. п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
  • споров по взысканию налоговых санкций (см. п. 1 ст. 104 Налогового кодекса РФ).
  • споров по взысканию таможенных платежей (см. п. 3 ст. 150 закона «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010г. № 311-ФЗ);
  • обжалования документов фискальных органов (см. п. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ);
  • обжалования отказов в госрегистрации юридических лиц и ИП (см. п. 1 ст. 25.2 закона «О государственной регистрации…» от 08.08.2001г. № 129-ФЗ).

В 2013 году Федеральным законом от 02 июля 2013 года № 153-ФЗ в статью 138 Налогового кодекса РФ были внесены изменения, которыми законодатель разграничил понятия «жалоба» и «апелляционная жалоба». Оба этих понятия подразумевают обращение налогоплательщика в вышестоящий налоговый орган в случаях, если он считает, что его права нарушены решением налогового органа, либо действиями (бездействием) его должностных лиц. Различие этих понятий заключаются в правовом статусе принятых актов. Жалоба подается на уже вступившие в силу ненормативные акты налогового органа – действия или бездействие его должностных лиц. Предметом апелляционной жалобы является не вступившее в силу решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке ст. 101 НК РФ.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Напомним, что раньше этот срок составлял десять дней. Требования к форме и содержанию жалобы, в том числе апелляционной, установлены в статье 139.2 Налогового кодекса РФ. В частности, жалоба, должна быть подана в письменной форме и подписана либо заявителем, либо его представителем. В ней должны быть указаны сведения о заявителе и о налоговом органе, акты или действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются, а также предмет жалобы, основания, по которым заявитель считает свои права нарушенными, и его требования. Кроме того, к жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы заявителя. Жалобу (апелляционную жалобу) необходимо подать через налоговый орган, чей ненормативный акт или действия либо бездействие должностных лиц обжалует заявитель. В течение трех дней после подачи жалобы и материалов к ней этот орган должен направить документы в вышестоящий орган.

Досудебный порядок обжалования решений налогового органа является обязательным и его несоблюдение лишает налогоплательщика возможности защитить свои права в суде (см. п. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ).

До 01 января 2014 года обязательное досудебное обжалование было предусмотрено только для решений налогового органа о привлечении к налоговой ответственности и об отказе в привлечении к налоговой ответственности. Но вскоре законодатель установил обязательную досудебную процедуру урегулирования спора на все акты налоговых органов, в том числе на действия (бездействие) их должностных лиц (см. п. 3 ст. 3 Федерального закона от 02 июля 2013 года № 153-ФЗ). После этого нововведения, предварительное обжалование любого акта или действия (бездействия) налоговиков в вышестоящем налоговом органе, стало обязательной процедурой для обращения в суд.

Если после прочтения данной статьи у Вас остались вопросы или необходима консультация, Вы можете позвонить или написать нам. Мы поможем разобраться в любой сложной ситуации. «ТЕОРИЯ ПРАВА»
Евгения Булатова
89134323913

Принятие обеспечительных мер при обращении в суд

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган в рамках соблюдения досудебного порядка урегулирования спора часто не приносит желаемого результата. Проверяющие могут не согласиться с доводами, изложенными налогоплательщиком в жалобе как руководствуясь разъяснениями Минфина и ФНС России, так и, исходя из своего внутреннего убеждения, которое часто подкрепляется желанием сохранить уровень доначислений по проведенной проверке. Однако в этом случае не стоит опускать руки: как показывает практика, довольно часто компаниям удается отстоять свою правоту в суде. Срок для подачи заявления в суд составляет три месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), установленного п. 6 ст. 140 Налогового кодекса РФ (п. 4 ст. 198 АПК РФ, п. 3 ст. 138 Налогового кодекса РФ). Последнее уточнение появилось почти два года назад, в августе 2013 года (Федеральный закон от 02 июля 2013 года № 153-ФЗ), и позволило налогоплательщикам защитить свои права, если налоговый орган не торопится с вынесением решения по жалобе.

При этом затягивать с обращением в суд не стоит: как только решение инспекции вступит в законную силу (по общему правилу, это происходит после принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе налогоплательщика в соответствии со ст. 101.2 Налогового кодекса РФ) инспекция в течение двадцати дней направит требование об уплате задолженности, которое, по сути, является начальным этапом процесса принудительного взыскания налоговой задолженности. Если организация не исполнила это требование в течение восьми рабочих дней, налоговая инспекция вправе перейти к следующим этапам принудительного взыскания (см. п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ).

В частности, задолженность может быть взыскана за счет денег на банковских счетах компании или ее электронных денежных средств (для этого налоговая инспекция направляет в банк соответствующее требование), а при их отсутствии – за счет другого имущества (решение о погашении задолженности направляется судебным приставам для исполнения). Таким образом, сразу после того, как стало известно о принятии решения по жалобе (или если истек срок на принятие налоговым органом решения по жалобе), нужно начинать готовить документы для обращения в суд. При этом в случае если в оспариваемом акте речь идет о доначислении и предложении уплатить сумму недоимки и штрафных санкций, одновременно с подачей заявления о признании ненормативного акта налогового органа недействительным целесообразно также подать заявление о принятии обеспечительных мер в виде приостановления исполнения решения налоговой инспекции. Это позволит приостановить проведение инспекцией процедуры принудительного взыскания задолженности. Дело в том, что суд должен рассмотреть такое заявление не позднее следующего дня за днем его поступления (см. п. 1.1 ст. 93 АПК РФ). Если незамедлительно подать в суд заявление о приостановлении исполнения решения налоговиков, есть шанс предупредить блокировку своих счетов.

Согласно ч. 4 ст. 93 АПК РФ, если лицо заявило ходатайство об обеспечении и предоставило встречное обеспечение, суд обязан удовлетворить такое ходатайство. Кроме того, вышестоящий суд также рекомендует Арбитражным судам удовлетворять ходатайство о приостановлении исполнения оспариваемого ненормативного акта при предоставлении встречного обеспечения (см. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 года № 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса РФ»).

При подаче заявления о принятии обеспечительных мер необходимо учитывать, что по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта или решения (см. ч. 3 ст. 199 АПК РФ). Принятие обеспечительных мер допускается на любой стадии арбитражного процесса в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю, в случае если непринятие обеспечительных мер может затруднить исполнение судебного акта, а также в случаях, если непринятие обеспечительных мер может сделать невозможным исполнение судебного акта (см. ч. 2 ст. 90 АПК РФ, п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 года № 55).

В качестве обстоятельств, свидетельствующих о необходимости принятия обеспечительных мер, судами могут приниматься следующие неблагоприятные для налогоплательщика последствия:

  • невозможность уплаты обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, платежей в кредитные организации (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 мая 2014 года по делу № А21-10053/2013);
  • невыплата заработной платы работникам (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 3 марта 2014 года по делу № А21-8561/2013).

Банковская гарантия – одна из форм встречного обеспечения по заявлению о предоставлении обеспечительных мер (см. ч. 1 ст. 94 АПК РФ). В настоящее время судебная практика исходит из того, что предоставление банковской гарантии на спорную сумму в полном объеме, является надлежащим встречным обеспечением в рамках рассмотрения споров о признании недействительными ненормативных актов налоговых органов (см. Постановление ФАС Московского округа от 12 июля 2010 года № КА-А40/7181-10 по делу № А40-175895/09-20-1371).

Обжалование актов налогового органа в суде

Что касается обжалования актов налогового органа в судебном порядке, то при составлении искового заявления в суд необходимо учитывать некоторые особенности. Исковое заявление должно содержать доводы, изложенные в возражениях налогоплательщика и жалобе, поданной в вышестоящий налоговый орган. Если на момент обращения с иском в суд у компании налогоплательщика имеются дополнительные доводы и доказательства в подтверждение своей позиции, их также необходимо отразить в исковом заявлении. Особое внимание необходимо обратить на процедурные нарушения, допущенные в ходе проведения проверки, а также при процедуре обжалования акта и вынесения решения.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 14 ст. 101 Налогового кодекса РФ).

К таким существенным условиям относится, в частности, обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения. Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

К исковому заявлению прикладываются обжалуемые документы (акт, решение налогового органа, возражения и жалоба налогоплательщика, требование и т.д.), а также письменные доказательства, подтверждающие доводы компании налогоплательщика. При составлении искового заявления важно подготовить все приложения, отсутствие которых в соответствии со ст. 128 АПК РФ может послужить основанием для оставления Вашего заявления без движения. К таким документам, в частности, относятся:

  • оригинал платежного поручения, подтверждающего уплату госпошлины за рассмотрение судом искового заявления в суде с отметкой банка, доверенность лица, подписавшего исковое заявление (оригинал или нотариально заверенная копия), или копии документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего заявление (устав, решение о назначении руководителя компании налогоплательщика, и приказ о назначении на должность);
  • копия свидетельства о государственной регистрации заявителя, выписка из ЕГРЮЛ в отношении заявителя (компании налогоплательщика), полученная не ранее чем за 30 дней до даты подачи заявления;
  • выписка из ЕГРЮЛ в отношении налоговой инспекции с аналогичным сроком действия или иной документ, содержащий информацию о месте нахождения инспекции (согласно п. 9 ч. 1 ст. 126 АПК РФиным документом может являться распечатанная на бумажном носителе и заверенная подписью истца или его представителя копия страницы официального сайта налогового органа, содержащей сведения о месте нахождения юридического лица и дату их обновления, либо распечатанные на бумажном носителе сведения, предоставляемые в электронном виде посредством доступа к федеральной базе данных ЕГРЮЛ (см. Постановление Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 года № 12);
  • подтверждение направления копии заявления ответчику (налоговому органу);
  • документы, подтверждающие соблюдение налогоплательщика претензионного порядка и т. д.

Если эти требования не будут выполнены, суд вынесет определение об оставлении заявления без движения, которое не позднее дня, следующего за его вынесением, должно быть направлено заявителю. Когда заявление и все необходимые приложения к нему готовы, их можно подавать в арбитражный суд. После того, как суд примет исковое заявление к рассмотрению и назначит предварительное судебное заседание по делу, начинается непосредственно рассмотрение дела, во время которого компании-налогоплательщику предстоит доказать, что представленные им доводы и доказательства являются достаточным основанием для признания оспариваемого акта налогового органа незаконным. Самостоятельно отстоять свои интересы в суде налогоплательщику практически невозможно. В таком споре необходимо знать особенности расчета ставок для разных категорий налогоплательщиков и не менее важно уметь предвидеть возможные действия оппонентов. Арбитражный адвокат и налоговый юрист обычно работают сообща, поэтому вероятность успешной защиты Вашего бизнеса высока.

Судебная практика рассмотрения налоговых споров

При определении судом продолжительности срока на оставление искового заявления без движения должно учитываться время, необходимое для устранения упомянутых обстоятельств, а также время на доставку почтовой корреспонденции (см. Постановление Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 года № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса РФ»).

Зачем нужны услуги налогового юриста?

Не всегда досудебное урегулирование приносит ожидаемый результат, и порой руководителям организации приходится инициировать судебный спор с налоговым органом. Справиться ли штатный юрист с этой проблемой или стоит обратиться к услугам профессиональных налоговых юристов?

Одним из важнейших этапов в процессе судебного обжалования решения или действия налогового органа – это подготовка позиции клиента. Начинается она, как правило, с экспертизы оспариваемого акта на предмет нарушения прав налогоплательщика. Только опытный налоговый юрист может реально оценить шансы успешного урегулирования судебного спора с налоговым органом. Профессиональный подход позволит Вам минимизировать временные и финансовые затраты и инициировать только тот налоговый спор, который имеет реальную перспективу его разрешения в Вашу пользу. Налоговый юрист поможет заранее установить, какова вероятность разрешения конфликта в пользу налогоплательщика, какую часть решения фискальной службы можно отменить, и какие аргументы использовать для отстаивания позиции в суде. По нашему мнению, основная задача юриста в налоговом споре – максимально быстро восстановить нарушенные права компании и не допустить их ущемления в дальнейшем.

Закон предусматривает не только материальную, но и уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов. Да и налоговое законодательство в последнее время значительно ужесточилось, и старые схемы ухода от уплаты налогов уже не работают. Взыскать задолженность по налогам могут не только с юридического лица, но и с руководителя предприятия или его учредителей. Поэтому при возникновении любых недоразумений, мы настоятельно рекомендуем обращаться к налоговому юристу.

В завершение рассматриваемой темы резюмируем:

1. К налоговым спорам относятся следующие ситуации:

  • споры, связанные с оспариванием актов, регулирующих налоговые правоотношения как нормативного, так и ненормативного характера;
  • взыскание налоговым и таможенным органом обязательных платежей и санкций.

Исходя из содержания статьи 9 Налогового кодекса РФ субъектами налоговых правоотношений являются:

  • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
  • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговыми агентами;
  • налоговые органы;
  • таможенные органы.

2. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (см. п. 9 ст. 101 Налогового кодекса РФ).

3. Досудебный порядок обжалования решений налогового органа является обязательным и его несоблюдение лишает налогоплательщика возможности защитить свои права в суде (см. п. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ).

4. Срок для подачи заявления в суд составляет три месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), установленного п. 6 ст. 140 Налогового кодекса РФ(п. 4 ст. 198 АПК РФ, п. 3 ст. 138 Налогового кодекса РФ).

Случаются ситуации, когда результаты налоговой проверки не устраивают налогоплательщика и он не согласен с ними, поэтому он имеет право защитить свои права и обжаловать решение налогового органа. Рассмотрим подробнее, каким образом обжаловать решение налогового органа по налоговой проверке в вышестоящем налоговом органе или суде. Жалобой признается: обращение лица в налоговый орган для обжалования действий или бездействия должностных лиц, которые по его собственному мнению нарушают его права; обращение гражданина для обжалования актов налогового органа, вступивших в силу.

Цель апелляционной жалобы заключается в обжаловании не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности или об отказе в подобном привлечении, если вы считаете, что такое решение нарушает ваши права. Об этом гласит п. 1 ст. 138 НК РФ.

  • Подача возражений по акту налоговой проверки
  • Обжалование решения налогового органа в вышестоящей инстанции
  • Как обжаловать в суде решения налогового органа

Вы можете обратиться с жалобой в суд или вышестоящий налоговый орган. Имейте в виду, что решения налогового органа могут быть обжалованы в суде лишь после того, как они будут обжалованы в вышестоящем налоговом органе (в данном случае есть исключение, и касаются они решений, которые были приняты по итогам рассмотрения жалоб, в том числе и апелляционных). Этот момент закреплен в п.п. 1,2 ст. 138 НК РФ.

Но в налоговый орган, который занимался проверкой, можно подать возражение по акту налоговой проверки, поэтому в данной статье мы тоже заострим на этом ваше внимание.

Обжалование решения налогового органа в вышестоящей инстанции

С целью обжалования решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган, вам следует использовать приведенный ниже алгоритм.

Шаг 1. Убедитесь в том, что вы не пропустили срок, который установлен для подачи жалобы (апелляционной жалобы)

Если обратиться к п.2 ст. 139 НК РФ, то там сказано, что жалоба подается в течение:

  • Года со дня вынесения налоговым органом обжалуемого решения или со дня, когда вам стало известно о нарушении ваших прав;
  • Или 3 месяцев со дня принятия решения вышестоящим налоговым органом, которое вас не устроило – если вы подавали жалобу в ФНС России.

Апелляционную жалобу необходимо подать в течение месяца со дня, когда вам было вручено решение налогового органа, проще говоря, до вступления обжалуемого решения в законную силу. Об этом сказано в п.9 ст.101, п.2 ст.139.1 НК РФ.

Если вы пропустили установленный для подачи жалобы срок, но причина была уважительная, но решение налогового органа набрало законную силу, то у вас есть право ходатайствовать перед вышестоящим налоговым органом о восстановлении срока (об этом гласит п.2 ст. 139 НК РФ).

Шаг 2. Составьте жалобу (апелляционную жалобу) и подайте ее в налоговый орган

В п.п. 2,6 ст. 139.2 НК РФ сказано, что в жалобе должна быть указана следующая информация:

  1. Ваши личные данные, то есть, ФИО;
  2. Основания, по которым вы решили, что имеется нарушение ваших прав;
  3. Каким способом вы хотите получить решения по жалобе. Решение может быть направлено вам в письменной форме, через личный кабинет налогоплательщика в электронном виде или по телекоммуникационным каналам связи.
  4. Наименование соответствующего налогового органа;
  5. Обжалуемые действия или бездействие должностных лиц налогового органа, акт налогового органа ненормативного характера;
  6. Ваши требования.

Говоря о том, каким образом обжаловать решение налогового органа по налоговой проверке, следует обратить внимание на следующее: жалобу необходимо составить в письменном виде и лично (можно воспользоваться услугами представителя) подать в налоговый орган, который принял оспариваемое решение. Можно подать жалобу через интернет в электронной форме: через личный кабинет налогоплательщика или по телекоммуникационным каналам связи – об этом гласит п.1 ст.139.2 НК РФ.

Налоговый орган, получивший жалобу, в течение 3 рабочих дней направит ее в вышестоящий налоговый орган. Об этом гласит п.1 ст. 139, п.1 ст. 139.1 НК РФ.

Заостряем внимание!

Налоговый орган может не рассмотреть жалобу (апелляционную жалобу) или ее часть в приведенных ниже ситуациях:

  • Жалоба уже была подана ранее по тем же основаниям.
  • Жалоба была подана, когда закончился установленный срок и в ней не содержится ходатайство о его восстановлении. Или же указанное ходатайство удовлетворено не было.
  • Жалоба подана с нарушением установленного порядка или в жалобе не указаны акты налогового органа, действия или бездействие должностных лиц, которые способствовали нарушению ваших прав.
  • От налогового органа поступило сообщение об устранении нарушения прав заявителя.
  • Было получено заявление об отзыве жалобы в полном объеме или какой-то ее части.

Согласно общему правилу рассмотрение жалобы осуществляется заочно, без вашего присутствия. Но здесь есть исключение. В частности, если были выявлены противоречия между сведениями в материалах, предоставленных нижестоящим налоговым органом или несоответствии предоставленных вами сведений, сведениям, содержащимся в материалах налогового органа – при рассмотрении жалобы на решение о привлечении/отказе в привлечении к налоговой ответственности. Вышестоящий налоговый орган при этом займется рассмотрением жалобы (апелляционной жалобы) с вашим участием. Об этом гласит п.2 ст. 140 НК РФ.

В общем случае подача жалобы в вышестоящую инстанцию не приостанавливает исполнение акта, который обжалуется. Но при обжаловании решения о привлечении/отказе в привлечении к налоговой ответственности, которое вступило в силу, исполнение такого решения может быть приостановлено по вашему заявлению, если вами была предоставлена банковская гарантия, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в сумме сбора, налога, штрафа, пеней, не уплаченных по обжалуемому решению. Об этом гласит п.5 ст.138 НК РФ.

Шаг №3. Дождитесь результата рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы)

В п.6 ст. 6.1, п.6 ст. 140 НК РФ сказано, что срок рассмотрения жалобы составляет:

  • Один месяц со дня получения жалобы на решение о привлечении/отказе в привлечении к налоговой ответственности (при этом имеется возможность продления срока, но не более чем на месяц);
  • 15 рабочих дней со дня, когда были получены иные жалобы (данный срок можно продлить не более чем на 15 рабочих дней).

В п.3 ст. 140 НК РФ сказано, что по итогам рассмотрения жалобы действия налогового органа могут быть следующими:

  1. Первоначальное решение будет оставлено без изменений. Жалоба удовлетворена не будет.
  2. Первоначальное решение частично или в полном объеме будет отменено.
  3. Будет принято новое решение. Первоначальное решение будет отменено.
  4. Налоговый орган признает действия или бездействие должностных лиц незаконными и вынесет решение по существу.

По результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вам должно быть вручено лично в руки (или направлено другими способами) соответствующее решение, и на это дается срок – три рабочих дня со дня его принятия. Этот момент оговорен в п.6 ст. 6.1, п.6 ст. 140 НК РФ.

Решение вступает в силу в неотмененной и/или необжалованной части со дня, когда вышестоящий орган принял решение по апелляционной жалобе.

Примечание. В п.7 ст. 138 НК сказано, что до того момента, как будет принято решение по жалобе (апелляционной жалобе) вы имеете право отозвать ее в части или полностью. Вам понадобится направить в налоговый орган заявление в письменной форме, но в данном случае право на вторичное обращение с жалобой по тем же основаниям вы утрачиваете.

Как обжаловать в суде решения налогового органа

В п.2 ст. 138 НК РФ сказано, что вы имеете право обратиться в суд в перечисленных ниже ситуациях:

  1. Налоговым органом в установленные сроки не было принято решение по жалобе, которую вы подали. Этот момент зафиксирован в п.6 ст.140 НК РФ;
  2. На поданную вами жалобу в вышестоящий налоговый орган пришел отрицательный ответ;
  3. Вы приняли решение обжаловать акт налогового органа, который был принят по итогам рассмотрения вашей жалобы (апелляционной жалобы).

Административное исковое заявление на ваше усмотрение подается в районный суд по месту нахождения налогового органа, который принимал оспариваемое вами решение. К примеру, по месту, где находится имущество, в отношении которого вам с ошибками исчислили налог и так далее. Или заявление можно подать по месту вашего жительства. Эти моменты прописаны в п.2 ч.2 ст.1, ст. 19, ч.1 ст. 22, ч.1,5 ст. 218, ч.3 ст. 24 КАС РФ.

Для данной процедуры установлен срок – это три месяца (п.4 ст. 138, ст. 142 НК РФ; ч.1 ст.219 КАС РФ):

  • Со дня, когда истек срок принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), который установлен п.6 ст.140 НК РФ;
  • Со дня, когда вы получили информацию о том, что налоговый орган принял решение по вашей жалобе (апелляционной жалобе).

Если у вас есть уважительные причины, то срок, в течение которого вы имеете право обратиться в суд, может быть восстановлен в суде. Этот момент прописан в п.30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36, ч.1 ст. 95, ч.5,7 ст. 219 КАС РФ.

Если вы выступаете с требованием признать решение налогового органа (ненормативный правовой акт) недействительным или хотите признать незаконными решения и действия (бездействие) налогового органа, то сумма госпошлины будет составлять 300 рублей. Это можно узнать в пп.7 п.1 ст.333.19 НК РФ.

Когда вы требуете взыскать с налогового органа сумму излишне уплаченного налога, то принято считать, что ваше административное исковое заявление носит имущественный характер. В данном случае размер государственной пошлины будет установлен в зависимости от цены иска. Если подаются заявления имущественного характера или заявления, которые содержат одновременно требования неимущественного и имущественного характера, то инвалиды I или II группы освобождаются от уплаты госпошлины в том случае, если цена иска не превышает отметку в 1 миллион рублей. Но если цена иска преодолела данную отметку, то государственная пошлина будет уплачена в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 миллион рублей. Об этих моментах гласят пп.1 п.1 ст. 333.19, пп. 2 п.2, п.3 ст. 333.36 НК РФ.

Предыдущая запись
Как избежать двойного налогообложения нерезиденту, получающему доход в России