Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются

Содержание

Новый закон «О бухгалтерском учете»: система регулирующих практику документов

Система документов, регулирующих практику учета, как предмет законодательного определения

Новацией, во многом влияющей на возможное развитие учета в России, является определение новым Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон 2011 года) структуры документов, регулирующих практику финансового учета. Эту функцию выполняет статья 21 «Документы в области регулирования бухгалтерского учета» Закона 2011 года.

Следует отметить, что нормы, определяющие структуру системы нормативных правовых актов, регулирующих практику бухгалтерского учета в России, содержал и Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (далее — Закон 1996 года).

Прежде всего, здесь следует вспомнить содержание статьи 3 Закона 1996 года, определявшей структуру законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете. Напомним, Закон 1996 года устанавливал, что «Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации».

Отдельно статья 5 Закона 1996 года определяла функции властных органов по методологическому регулированию бухгалтерского учета в России и устанавливала необходимую соподчиненность норм документов, издаваемых различными ведомствами. Данной статьей Закона 1996 года в частности определялось, что:

— «общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации» (п. 1);

— «органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:

а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;

в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета;

г) положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей» (п. 2).

При этом специально указывалось: «Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации» (п. 2).

Отдельные нормы Закона 1996 года были посвящены учетной политике организации как локальному документу, регулирующему ведение финансового учета в конкретной организации. Пунктом 3 статьи 5 Закона 1996 года устанавливалось, что «организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности».

Статья 6 Закона 1996 года определяла:

«Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

При этом утверждаются:

— рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

— формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

— порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

— правила документооборота и технология обработки учетной информации;

— порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета» (п. 3).

Новая структура учетных регулятивов

Новый Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» также определяет структуру законодательства РФ о бухгалтерском учете, объединяя регулирующие учетную практику документы, не имеющие статус федеральных законов, понятием «нормативные правовые акты».

Статья 4 Закона 2011 года устанавливает, что «законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов».

При этом, статья 21 Закона 2011 года определяет структуру и соподчиненность именно документов, регулирующих учетную практику и не относящихся при этом к федеральным законам, указам Президента или Постановлениям Правительства, включая в их число и учетные регулятивы самих ведущих учет организаций.

Итак, статья 21 нового Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, выделяет четыре уровня документов «в области регулирования бухгалтерского учета:

1) федеральные стандарты;

2) отраслевые стандарты;

3) рекомендации в области бухгалтерского учета;

4) стандарты экономического субъекта».

Пунктом 2 статьи 21 Закона 2011 года специально устанавливается, что «федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами».

Закон 2011 года подробно определяет функции регулирующих учетную практику документов, относящихся к каждому из выделенных уровней.

Федеральные стандарты по бухгалтерскому учету

Пункты 3 и 4 статьи 21 Закона 2011 года очерчивают сферу регулирования федеральных стандартов по бухгалтерскому учету.

Согласно Закону 2011 года «федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:

1) определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;

2) допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;

3) порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;

4) требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;

5) план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения;

6) состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;

7) условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;

8) состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;

9) состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;

10) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства».

В настоящее время функцию федеральных стандартов в области финансового учета выполняют ПБУ; действующий План счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция, по его применению утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н; приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Эти документы полностью соответствуют определению понятия «федеральный стандарт», вводимому Законом 2011 года, и, таким образом, соответствие практики нормативного регулирования бухгалтерского учета в России новому Закону 2011 года отнюдь не требует отмены системы ПБУ и принятия нового комплекса федеральных стандартов.

Это обеспечивает необходимое требование преемственности в области правового регулирования любой сферы социальной деятельности.

Также следует отметить тот факт, что предметом федеральных бухгалтерских стандартов Закон 2011 года по-прежнему определяет План счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, что указывает на то, что процесс «перехода к МСФО» в России не будет предполагать отказа от одной из основных идей современной континентально-европейской школы учета — единого Плана счетов бухгалтерского учета, применимого в различных отраслях экономики.

Также необходимо обратить внимание на содержание пункта 4 рассматриваемой статьи Закона 2011 года, определяющей, что «федеральные стандарты могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учету (включая учетную политику, план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения) организаций бюджетной сферы, а также требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности».

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета

Нужно сказать, что предписания нового Закона 2011 года относительно отраслевых стандартов бухгалтерского учета гораздо менее объемны, чем относительно федеральных.

Закон 2011 года всего лишь определяет, что «отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности» (п. 5 ст. 21). Вместе с тем, наличие данной нормы в Законе 2011 года имеет чрезвычайно важное значение.

Советская система бухгалтерского учета была в значительной степени ориентирована на отраслевую специфику деятельности организаций, что, в частности, обусловливалось ведомственной подчиненностью хозяйствующих субъектов конкретным отраслевым министерствам.

Одной из тенденций реформирования бухгалтерского учета с момента перехода России к рыночной экономике и развития института частной собственности как ее основы стал отказ от отраслевой ориентации нормативных правовых актов в области бухгалтерского (финансового) учета.

Это полностью не отменило самого факта существования отраслевых нормативных актов по бухгалтерскому учету.

В настоящее время нормативные правовые акты в области бухгалтерского учета продолжают разрабатываться и приниматься отраслевыми министерствами, определенным образом влияя на учетную практику. Достаточно привести пример Министерства сельского хозяйства. Вместе с тем, за последние 20 лет нормативные правовые документы по бухгалтерскому учету практически утратили отраслевую ориентацию.

Нужно отметить, что наряду с обусловленностью советской системы отраслевых учетных регулятивов спецификой правового регулирования экономической деятельности, необходимость специальных отраслевых разработок в области учета и отчетности часто объяснялась и реалиями хозяйственной практики. И в связи с этим полный отказ от отраслевой ориентированности нормативных актов по бухгалтерскому учету представляет собой не что иное, как одну из возможных крайностей. На это, в частности, указывает и структура МСФО. Достаточно вспомнить МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство», МСФО (IFRS) 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых».

В связи с этим, указание Закона 2011 года на отраслевые стандарты по бухгалтерскому учету, роль которых заключается в «установлении особенностей применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности» — это положительный сдвиг в сторону от крайностей в вопросах регулирования практики финансового учета в нашей стране.

Здесь также следует обратить внимание на содержание пункта 6 статьи 21 Закона 2011 года, согласно которой «план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения утверждаются нормативным правовым актом Центрального банка Российской Федерации».

Рекомендации в области бухгалтерского учета

Регулирующими практику бухгалтерского учета документами следующего после федеральных и отраслевых стандартов уровня, согласно предписаниям нового Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» выступают так называемые рекомендации в области бухгалтерского учета.

Наличие в системе нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету документов, выполняющих функцию таких рекомендаций, — не новость для отечественной практики учета.

В процитированной нами выше статье 5 Закона 1996 года говорилось о «методических указаниях по бухгалтерскому учету, издаваемых органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета».

Из методических рекомендаций, изданных и уточненных в последнее время можно назвать:

  • Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н.

В соответствии с пунктом 1 данного документа они «определяют порядок организации бухгалтерского учета основных средств в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. № 26н».

Данные » Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств распространяются на организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений)».

  • Методические указания, по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды утв. приказом Минфина России от 26.12.2002 № 135н.

Они «определяют порядок ведения бухгалтерского учета специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды и распространяются на организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений)» (п. 1).

  • Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н.

Данный документ определяет «порядок организации бухгалтерского учета материально-производственных запасов на основе Положения по бухгалтерскому учету „Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01)», и распространяется «на организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений)». И т. д. и т. п.

Вместе с тем, мы не случайно привели здесь выдержки из данных нормативных актов, так как они подчеркивают одну их общую и очень важную характеристику — все они носят обязательный характер, и таким образом в новой классификации документов, регулирующих практику бухгалтерского учета, относятся к федеральным и отраслевым стандартам.

Рекомендации, о которых говорит Закон 2011 года — это документы иного рода.

Согласно пункту 7 статьи 21 Закона 2011 года, «рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета».

Пунктом 8 указанной статьи устанавливается, что «рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе».

Определяя цель принятия рекомендаций в области учета как документов, регулирующих учетную практику, Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ устанавливает, что они «могут приниматься в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, за исключением установленных федеральными и отраслевыми стандартами, организационных форм ведения бухгалтерского учета, организации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля их деятельности и ведения бухгалтерского учета, а также порядка разработки этими лицами стандартов».

Общий принцип рациональности в бухгалтерском учете лежит в основе формулировки текста пункта 10 статьи 21 Закона 2011 года, согласно которому «рекомендации в области бухгалтерского учета не должны создавать препятствия осуществлению экономическим субъектом его деятельности».

Стандарты экономического субъекта

Новое по звучанию понятие «стандарты экономического субъекта» также не является совершенно новым явлением регулирования практики финансового учета в организациях. Так, например, как отмечалось выше, Закон 1996 года определял, что при формировании учетной политики организации утверждались:

— «рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

— формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

— порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

— правила документооборота и технология обработки учетной информации;

— порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета» (п. 3 ст. 6 Закона 1996 года).

Новый Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в частности, устанавливает правило, согласно которому «формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета» (п. 4 ст. 9).

В приведенных нормах и старого, и нового законов речь фактически в определенном смысле и идет о стандартах экономического субъекта в области бухучета.

Эти документы нельзя отнести к нормативным правовым. Они носят локальный характер и обязательны для применения работниками конкретного экономического субъекта в силу действия норм гражданского и трудового законодательства.

Их содержание определяется положениями федеральных, отраслевых стандартов и рекомендаций в области бухгалтерского учета. Их действие не выходит за рамки ведения бухгалтерского учета конкретным экономическим субъектом.

Согласно пункту 11 статьи 21 Закона 2011 года, «стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета». Пунктом 12 указанной статьи устанавливается, что «необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно». Эта норма подчеркивает отличие стандартов экономического субъекта в области бухгалтерского учета от его учетной политики, формирование которой является обязательной для организации процедурой.

Согласно пункту 13 статьи 21 Закона 2011 года, стандарты экономического субъекта должны применяться «равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения».

«Экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. Стандарты указанного субъекта, обязательные к применению основным обществом и его дочерними обществами, не должны создавать препятствия осуществлению такими обществами своей деятельности» (п. 14 ст. 21).

Соподчиненность документов в области регулирования бухгалтерского учета

Пункты 15, 16 и 17 статьи 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ определяют соподчиненность документов, формирующих нормативно-правовую базу практики официального бухгалтерского (финансового) учета в России, отмечая при этом статус стандартов по бухгалтерскому учету, принимаемых самими экономическими субъектами. Отдельное место Законом 2011 года выделяется документам для организации и ведения бухгалтерского учета Центрального банка РФ.

Согласно пункту 15 статьи 21 Закона 2011 года, «федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам».

«Федеральные и отраслевые стандарты, а также программа разработки федеральных стандартов утверждаются нормативными правовыми актами в установленном порядке с учетом положений настоящего Федерального закона» (п. 16 ст. 21).

Пунктом 17 статьи 21 Закона 2011 года устанавливается, что «документы для организации и ведения бухгалтерского учета Центральным банком Российской Федерации, в том числе план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, утверждаются в порядке, установленном Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»».

Таким образом, мы можем представить структуру нормативных правовых актов, определяющих практику бухгалтерского учета в современной России с учетом введенных Законом 2011 года новаций следующим образом (порядковый номер указывает на место документа (документов) в их иерархической лестнице):

1. Конституция РФ.

2. Гражданский кодекс РФ.

3. Федеральные законы РФ.

4. Указы Президента РФ.

5. Постановления Правительства РФ.

6. Федеральные стандарты по бухгалтерскому учету.

7. Отраслевые стандарты по бухгалтерскому учету.

8. Рекомендации в области бухгалтерского учета.

Методические материалы: особенности бухгалтерского учета и налогообложения в Российской Федерации

Методические материалы

«Особенности бухгалтерского учета и налогообложения в Российской Федерации»

В редакции от 23.05.2014

Бухгалтерский учет и отчетность

Бухгалтерский учет:

  • формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета в соответствии c требованиями, установленными законом «О бухгалтерском учете»
  • и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Бухгалтерское законодательство России состоит из : Федеральнього закона других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

Регулирование бухгалтерского учета

Документы в области регулирования бухгалтерского учета

Российская система нормативного регулирования бухучета и отчетности

  1. Федеральные законы, Указы Президента и постановления Правительства России, прямо или косвенно, регулирующие бухгалтерский учет и отчетность.
  2. Стандарты бухгалтерского учета. Федеральные стандарты. Отраслевые стандарты. Обязательность применения.

    Международные стандарты (МСФО) — основа разработки федеральных и отраслевых стандартов

  3. Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе
  4. Cтандарты экономического субъекта. Обязательность применения всеми подразделениями.

Примечание:

  1. Федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить закону «О бухгалтерском учете».
  2. Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам.
  3. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ создан правовой механизм регулирования бухгалтерского учета и установлены единые требования к бухгалтерскому учету и отчетности в России.

  • Сфера действия закона «О бухгалтерском учете»
  • Обязанность ведения бухгалтерского учета
  • Организация ведения бухгалтерского учета. Внутренний контроль
  • Учетная политика организации
  • План счетов бухгалтерского учета
  • Первичные документы и регистры бухгалтерского учета
  • Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Годовая и промежуточная
  • Формы, сроки, адреса и способы представления
  • Минфин России: Обобщение практики ПЗ-10/2012 О вступлении в силу Закона N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

.

Особенности применения бухгалтерского законодательства субъектами малого предпринимательства

  • О развитии малого и среднего предпринимательства в России (Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ.)
  • Об упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности (Письмо ФНС России от 17.03.2014 N ГД-4-3/4788@.)
  • О мерах по снижению административной нагрузки на субъекты малого предпринимательства, включая микропредприятия, в связи с ведением бухучета (Письмо Минфина России от 26.02.14 N 07−01−06/8136)
  • Формы бухгалтерской отчетности организаций. Упрощенные документы бухгалтерской отчетности (Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н.)
  • Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства Приказ Минфина России от 21.12.1998 N 64н.
  • Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (2013 г. НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России»).
  • Минфин России: Обобщение практики ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства»

Налоги и налогообложение

  • Налоговая система Российской федерации
  • Федеральные налоги и сборы
  • Региональные налоги
  • Местные налоги
  • Общий и специальные налоговые режимы ОРН, УСН, ЕНВД, ЕСХН. Как выбрать? Краткий обзор и сравнение
  • Налоговый учет: организация и ведение. Регистры налогового учета.
  • Книга учета доходов и расходов (для УСН и ПСН)
  • Налоговая отчетность (налоговые декларации). Сроки, формы, форматы и способы представления (в том числе и в электронном виде)

Страховые взносы в ПФР, ФСС, ФОМС

  • Тарифы страховых взносов на 2014 год
  • Отчетные документы. Сроки, формы, форматы и способы представления (в том числе и в электронном виде)
  1. Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»
  2. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
  3. Обзор изменений законодательства по взносам на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование
  4. Ставки (тарифы) взносов в государственные внебюджетные фонды на 2014 год
  5. Постановление Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п: Утверждена новая форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на ОПС (РСВ-1 ПФР)
  6. Приказ Минтруда России от 19 марта 2013 г. N 107н (в редакции от 11.02.2014 N 94н): об утверждении формы (4-ФСС) расчета по начисленным и уплаченным взносам на соцстрахование и Порядка ее заполнения
  7. Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н: утверждены документы по специальной оценке условий труда (Методика оценки, Классификатор вредных производств, форма отчета о проведении оценки и Инструкция по ее заполнению)
  8. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

Новый Закон о бухучете: анализ изменений

Захарьин В. Р., эксперт по бюджетному учету, к.э.н.

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях» № 3/2012

Новый Закон о бухучете вступает в силу 1 января 2013 года. Он распространяется и на бюджетные учреждения.

На кого распространяются новые нормы

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлены единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также он направлен на создание правового механизма регулирования учета.
Так как Закон № 402-ФЗ вводит ряд новых требований и уточняет ряд ранее действовавших норм, к указанной дате должны быть приведены в соответствие с требованиями этого закона и подзаконные акты (включая ведомственные и отраслевые), регулирующие отдельные аспекты организации и ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о бухгалтерском учете, с 1 января 2013 года его применение станет обязательным, в частности, для коммерческих и некоммерческих организаций, государственных органов и органов местного самоуправления, органов управления государственных и территориальных внебюджетных фондов, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, филиалов и представительств иностранных и международных организаций, а также Центрального банка РФ.
Для учреждений принципиальным является положение пункта 2 статьи 2 Закона о бухучете, в соответствии с которым нормы этого закона применяются при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности.

Какие изменения следует учесть

В новом Законе о бухгалтерском учете основные положения из ранее принятого законодательного акта сохранены. Вместе с тем имеется ряд весьма существенных уточнений, которые необходимо будет учитывать администрации бюджетных учреждений при организации и ведении бухгалтерского учета и формировании учетной политики учреждения на 2013 год. Рассмотрим наиболее существенные изменения.
В части организации бухгалтерского учета – установлены конкретные требования к лицам, которые могут быть приняты на должность главного бухгалтера (уровень образования, практического опыта и отсутствие судимости).
Бюджетные учреждения не указаны в числе организаций, на которые распространяются нормы о требованиях к главному бухгалтеру. Однако соответствующие ограничения могут быть установлены подзаконными актами (приказами Минфина России или ведомственными и отраслевыми распорядительными документами), принятыми в развитие требований нового Закона о бухгалтерском учете.
В части требований по формированию учетной политики – введено определение учетной политики и одновременно исключены положения, устанавливающие состав ее обязательных разделов (рабочий план счетов, правила документооборота и т. д.).
Вместе с тем из норм статьи 8 и некоторых иных статей Закона о бухучете можно сделать вывод, что повышается роль федеральных и отраслевых стандартов.
Таким образом, состав и структура учетной политики учреждений скорее всего по-прежнему будут регулироваться положениями Инструкции по применению Единого плана счетов и иных аналогичных нормативных актов.
В части первичных документов – в новом законе отсутствует упоминание унифицированных форм первичных документов. Таким образом, организации с 2013 года более не будут обязаны пользоваться альбомами унифицированных форм.
Однако в отношении организаций государственного сектора сделано исключение – формы первичных учетных документов для них будут устанавливаться в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. В настоящее время данные формы установлены приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н. Основания предполагать, что данный приказ будет отменен или в него будут внесены существенные изменения, по мнению автора, отсутствуют.
В части установления объектов бухгалтерского учета – статьей 5 Закона № 402-ФЗ определен новый состав объектов бухгалтерского учета.
Отметим, данный перечень максимально приближен к составу объектов, которые в настоящее время учитываются в бухгалтерском учете учреждений. В частности, в качестве отдельных объектов указаны активы, обязательства, источники финансирования деятельности, доходы и расходы. Следовательно, и по этому элементу бухгалтерского учета бюджетным учреждениям не следует ожидать каких-либо значимых корректировок.
В части проведения инвентаризаций – из текста закона исключен перечень условий, при которых проведение инвентаризации является обязательным. С 2013 года это будет устанавливаться, как правило, федеральными и отраслевыми стандартами.
По мнению автора, для учреждений будет продолжать действовать перечень, приведенный в Инструкции по применению Единого плана счетов.
В части бухгалтерской отчетности – сохранена отсылка, согласно которой состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, имеются достаточные основания полагать, что и после 1 января 2013 года в отношении учреждений будут действовать требования, установленные приказами Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н, от 28 декабря 2010 г. № 191н.
В части регулирования бухгалтерского учета – установлена четырехуровневая структура нормативного регулирования бухгалтерского учета – федеральные и отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учета и стандарты экономического субъекта.
При этом предполагается, что федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению субъектами бухгалтерского учета (с учетом ограничений и исключений, установленных самими стандартами), рекомендации в области бухгалтерского учета будут применяться на добровольной основе при условии, что они не будут создавать препятствий для ведения организацией ее деятельности. Стандарты экономического субъекта будут разрабатываться и утверждаться на уровне хозяйствующего субъекта.
В настоящее время роль отраслевых стандартов в области регулирования учета в учреждениях выполняют инструкции Минфина России, роль стандартов экономического субъекта – учетная политика учреждения и иные приказы и распоряжения руководителя учреждения, уточняющие организацию отдельных элементов бухгалтерского учета в конкретном учреждении. В этой области скорее всего не будет резких изменений.
Также с высокой степенью вероятности можно предполагать внесение ряда изменений в действующие инструкции, регулирующие организацию и ведение учреждениями бухгалтерского учета и представление ими отчетности.

F.A.Q.

F.A.Q. (Frequently Asked Questions) — часто задаваемые вопросы. В такой форме мы решили кратко рассказать о нашей организации.

Цели создания Фонда «НРБУ «БМЦ»?

Цели создания Фонда «НРБУ «БМЦ» определены в Уставе Фонда. Обобщённо, целью создания Фонда «НРБУ «БМЦ» является реализация функции субъекта негосударственного регулирования бухгалтерского учета в пределах компетенций, установленных Федеральным законом № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011.

Как достигаются заявленные цели?

В структуре Фонда «НРБУ «БМЦ» работают методологические органы:

Совет по федеральным стандартам;

Комитет по рекомендациям;

Отраслевые комитеты.

Их основными задачами являются:

Разработка проектов федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ);

Разработка и принятие Рекомендаций по наиболее сложным и неурегулированным вопросам;

Идентификация неурегулированных вопросов бухучета, проведение научно-исследовательской работы в качестве методологической основы при принятии решений по данным вопросам;

Формализация, анализ и освещение лучшей практики бухгалтерского учета на основе опыта ведущих российских и международных компаний.

Какие документы разрабатывает Фонд «НРБУ «БМЦ»?

Проекты федеральных стандартов бухгалтерского учета в соответствии со статьёй 24 Федерального закона № 402-ФЗ;

Рекомендации в области бухгалтерского учета в соответствии со статьёй 24 Федерального закона № 402-ФЗ.

Как стать участником работы методологических органов Фонда «НРБУ «БМЦ»?

В работе методологических органов Фонда «НРБУ «БМЦ» принимают участие представители организаций, имеющих статус Участника, или физические лица, приглашенные в состав соответствующего методологического органа решением его членов.

Чтобы получить статус Участника организации необходимо заключить с Фондом «НРБУ «БМЦ» договор, на основании которого в состав членов соответствующего методологического органа будут делегированы представители этой организации.

Для заключения договоров следует высылать заявку на адрес электронной почты info@bmcenter.ru.

Работа членов методологических органов Фонда «НРБУ «БМЦ» осуществляется на общественных началах.

В какой форме проходят заседания методологических органов Фонда «НРБУ «БМЦ»?

Заседания методологических органов Фонда «НРБУ «БМЦ» проводятся в соответствии с Положением о Совете по федеральным стандартам Фонда «НРБУ «БМЦ» и Положением о Комитетах Фонда «НРБУ «БМЦ».

Заседания проводятся в форме очного и заочного обсуждения вопросов, включенных в повестку заседания соответствующего методологического органа.

Если Вы не нашли ответа на свой вопрос — свяжитесь с нами!

Молчат бухгалтерские стандарты? Помогут рекомендации

Оксана Александровна, как простой бухгалтер может повлиять на изменение бухгалтерского законодательства? Куда присылать свои предложения?

О.А. Сухарева: С 1 января этого года разработкой федеральных стандартов бухгалтерского учета занимаются специализированные некоммерческие организациистатьи 22, 24 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Минфин после проведения экспертизы проектов только их утверждает. Участвуя в работе негосударственного регулятора, бухгалтер или любой другой специалист в области финансовой отчетности получает возможность стать непосредственным соавтором федерального стандарта. И просто замечательно, что люди находят время и силы участвовать в развитии бухгалтерского учета.

Каковы условия вступления в профессиональное объединение? Есть ли требования к образованию, стажу работы, занимаемой должности? Надо ли платить взносы?

О.А. Сухарева: Для участия в работе нашего Фонда основное требование — профессиональная компетентность. Мы рассматриваем все предложения, которые поступают в Фонд. Направлять их можно на электронную почту. Важны не формальные требования к образованию, стажу работы или должности специалиста, а качество материала, который он может сгенерировать.

Деятельность Фонда финансируется юридическими лицами, представители которых формируют органы Фонда, принимающие ключевые решения. Для участия физических лиц в обсуждении методологических вопросов бухучета, представления предложений по выпускаемым документам платить взносы не надо.

Функция разработки федеральных стандартов появилась у НКО совсем недавно. А ваш Фонд существует уже несколько лет. Наверное, вы занимаетесь чем-то еще?

О.А. Сухарева: Наш Фонд был создан в 2008 г. И с этого времени мы выпускаем рекомендации в области бухгалтерского учета. Сегодня это уже около трех десятков документов практического применения по проблемным вопросам. Все они есть в открытом доступе на нашем сайте и в справочных системах. В их обсуждении принимали участие представители более 80 компаний: главные бухгалтеры, их заместители, работники методологических департаментов, аудиторы, консультанты. Ведь любое законодательство, каким бы совершенным оно ни было, содержит пробелы, не совсем ясные указания по тому или иному вопросу его применения, а подчас и противоречивые нормы. Толкование законодательства в форме рекомендаций в области бухучета устраняет такие пробелы и позволяет бухгалтерам отстаивать свое мнение в диалоге с контролирующими органами и аудиторами.

То есть рекомендации Фонда помогут и в споре с налоговиками?

О.А. Сухарева: Фонд принципиально не занимается вопросами налогообложения. Но там, где решение налоговых вопросов зависит от вопросов бухгалтерского учета, рекомендации Фонда актуальны и для диалогов с ФНС. Ведь это уже не частное мнение одного бухгалтера или его аудитора, а мнение профессионального сообщества. Причем оно не хранится под сукном в качестве интеллектуальной собственности отдельной компании, а доступно неограниченному кругу заинтересованных лиц.

Рекомендации — это второй уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета. Они были актуальны и до 2013 г. Вступивший в силу Закон № 402-ФЗ четко назвал рекомендации одним из документов регулирования бухучета в РФ и закрепил их разработку за негосударственными регуляторами.

Какие именно рекомендации Фонда помогли бухгалтерам?

О.А. Сухарева: Фонд выпускает свои документы только по вопросам широкого практического распространения. Если ситуация индивидуальна, то она не пройдет отбор и не станет предметом рекомендаций. Поэтому я с уверенностью могу сказать, что все выпущенные Фондом официальные документы оказали и продолжают оказывать помощь бухгалтерам.

В этом году мы приняли рекомендации по вопросам, которые возникли в связи со вступлением в действие Закона № 402-ФЗ: Разъяснение Р-16/2013 «Раскрытие информации акционерным обществом», Разъяснение Р-14/2013 «Пояснения в составе бухгалтерской отчетности», Разъяснение Р-13/2013-КпТ «Подпись главного бухгалтера на документах», Разъяснение Р-10/2012-КпТ «Применение унифицированных форм первичной учетной документации после 1 января 2013 года».

На наших заседаниях обсуждался, например, такой вопрос. Закон требует от организации утверждения форм регистров бухгалтерского учетаст. 10 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Но практически все организации ведут учет в компьютерных программах, позволяющих составлять огромное множество форм регистров как хронологического, так и сводного характера. Кроме того, электронную форму регистра надо заверять электронной подписью.

Некоторые буквоеды интерпретируют требования Закона таким образом, что каждую карточку счета или субсчета необходимо утвердить в качестве регистра бухгалтерского учета, распечатать, заверить подписью. Либо хранить регистры в электронном виде и заверять их электронной подписью. Причем должна быть квалифицированная электронная подпись.

При таком понимании законодательства бухгалтерам пришлось бы распечатывать, заверять подписями и хранить огромный ворох бумаг, что сильно усложнило бы работу. Комитет по толкованиям Фонда в своем решении определил минимальный перечень регистров, которые надо утверждать. Это журнал хозяйственных операций или журнал проводок (хронологический регистр), главная книга или оборотно-сальдовая ведомость (сводный (систематический) регистр). Ведь отличительные и обязательные реквизиты регистров бухучета — это систематическая и (или) хронологическая группировка объектов учетаст. 10 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Если регистр составляется в виде электронного документа, он должен включать подписи ответственных за его ведение лиц. Пока порядок проставления таких подписей не установлен в федеральных стандартах. А из Закона «Об электронной подписи»Закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ, к сожалению, следует, что для внутренних документов организации должна быть усиленная квалифицированная электронная подпись. Использование простой электронной подписи допускается только по соглашению между участниками электронного взаимодействия.

А где гарантия, что государственные органы согласятся с этим или другим решением Фонда?

О.А. Сухарева: Никто никогда не сможет гарантировать, что тот или иной госорган с чем-то согласится или не согласится. Но госорганы все чаще учитывают мнение профессионального сообщества по тому или иному вопросу. Приведу конкретный пример.

Организация в начале 2013 г. зарегистрировала эмиссию и подала в Федеральную службу по финансовым рынкам бухгалтерскую отчетность. Без пояснительной записки, поскольку она не предусмотрена Законом № 402-ФЗ. Но в Приказе ФСФРПриказ ФСФР от 04.10.2011 № 11-46/пз-н сохранилась старая формулировка, дублирующая прежний Закон о бухучете № 129-ФЗ и требующая представления пояснительной записки. Для организации возникла проблема с регистрацией эмиссии.

Комитет по толкованиям рассмотрел этот вопрос и принял рекомендацию в области бухучета, в которой указал, что Закон № 402-ФЗ является нормативным актом высшего уровня в системе нормативного регулирования РФ. А все подзаконные нормативные акты, регулирующие те же самые отношения, в частности состав бухгалтерской отчетности, должны применяться в части, ему не противоречащей. Поэтому пояснительная записка в состав бухгалтерской отчетности не входит.

И наше решение имело конкретный результат — эмиссию зарегистрировали.

Жаль, конечно, что чиновникам, для того чтобы просто выполнять закон, порой необходим «стимул» в виде разъяснений общественных организаций.

О.А. Сухарева: Да. Но если честно, наша деятельность не нацелена на разрешение споров организаций с госорганами. Это получается скорее попутно. Основная помощь бухгалтерам в том, что документы Фонда являются практическими руководствами по решению бухгалтерских вопросов в ситуациях, когда в нормативных документах ответа нет. Мы даем рекомендации по решению сложных учетных проблем. Например, многие организации, закупающие большие объемы товаров и производственных материалов, наверняка сталкивались с вопросом учета ретроспективных скидок.

Особенность здесь в том, что окончательно определить сумму полученной скидки, а значит, и величину обязательства перед поставщиком можно только по окончании отчетного периода или периода действия договора поставки. Такие скидки также могут влиять на расчет себестоимости реализованной продукции, а для производственных предприятий — и на оценку остатков запасов и НЗП.

Еще более проблема обостряется в ситуации, когда отчетный период истек, а информации о скидках нет. Она будет получена, например, после составления и даже после утверждения отчетности. В таких случаях придется применять не только ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», но и ПБУ 7/98 «События после отчетной даты», ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений», ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

Разобраться в этом непросто. Поэтому Комитет по толкованиям принял подробное, со множеством примеров разъяснение по порядку учета ретроспективных скидок.

Какие вопросы вы планируете рассмотреть в ближайшее время?

О.А. Сухарева: Мы готовим поправки в действующие ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов». Также разрабатываем и собираемся представить в Минфин проекты Федеральных стандартов бухгалтерского учета «Основные средства», «Долговые инструменты». А наш Комитет по толкованиям должен определить порядок внесения исправлений в первичные и электронные документы бухгалтерского учета, схему учета НДС при выплате авансов поставщикам, описать порядок учета производных финансовых инструментов и переоценки ценных бумаг зависимых обществ.

Кстати, наша рекомендация в области бухгалтерского учета будет, скорее всего, вообще первым документом, раскрывающим порядок учета финансовых вложений в зависимые общества. В ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» сказано, что особенности оценки и дополнительные правила раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о финансовых вложениях в зависимые хозяйственные общества устанавливаются отдельным нормативным актом по бухгалтерскому учетуп. 7 ПБУ 19/02. Но со времени принятия этого ПБУ прошло уже 11 лет, а такого нормативного акта все еще нет.