Регулирование бухгалтерского учета

Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ

В настоящее в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стране, необходимость для организаций работать в новых условиях развивающейся рыночной экономике, а также активное распространение международных стандартов финансовой отчетности.

Первый уровень наряду с другими законодательными актами образует Федеральный закон от 06 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», принятый Государственной Думой 22 ноября 2011 г. и одобрен Советом Федерации 29 ноября того же года, (ред. от 04.11.2014 г.), с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 06.12.2011 г. Данным законом, который является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В соответствии с этими основами общее руководство бухгалтерским учетом Правительство Российской Федерации, предоставившее право регулирования бухгалтерского учета Министерству Финансов Российской Федерации, другим ведомствам и организациям. Появление этого документа трудно переоценить — в сущности бухгалтерская и налоговая системы приобрели одинаковый статус. В качестве одной из основных задач бухгалтерского учета названный Закон предусматривает обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

В Законе о бухгалтерском учете дается определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Несколько статей этого Закона непосредственно посвящены более конкретным вопросам состава и содержания отчетности.

В одном ряду с Законом о бухгалтерском учете стоят другие законы, например, Закон «Об акционерных обществах» № 208- ФЗ от 26.12.1995г.(ред. от 24.02.2004г.), Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, например Постановление от 6 марта 1998 г. № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности», которые прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Важным нормативным актом первого уровня является Гражданский Кодекс Российской Федерации, принятый Государственной думой 21 октября 1995 г., в первой части которого законодательно закреплены многие вопросы учета и отчетности, в частности, наличие самостоятельного баланса как признака юридического лица, обязательность утверждения годового отчета, понятие дочерних и зависимых обществ.

Одним из важнейших методологических документов в области бухгалтерского учета является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в котором сформулированы важнейшие принципы учета в организациях. В дальнейшем многие статьи данного Положения были приняты в новой редакции в связи с введением в действие части первой ГК РФ и других нормативных актов. Заменив ранее действовавшие положения о бухгалтерских отчетах, главных бухгалтерах, законодатели учли в указанном Положении требования рыночной экономики. Однако, не смотря на всю важность данного документа, его нельзя однозначно отнести к документам первого уровня, поскольку оно утверждено не законодательным органом, а приказом Минфина России.

Второй уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином России согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

В этих ПБУ рассматриваются отдельные методологические вопросы учета конкретных операций, например, учета основных средств и запасов. Перечень приоритетных вопросов, подлежащих регулированию, утвержден упомянутой выше Программой. Многие положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны с составлением отчетности — это прежде всего ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина России от 06 июля 1999г. № 43н. Данные Положения по бухгалтерскому учету утверждаются приказом Минфина России. Некоторые ПБУ претерпели изменения с момента их первой публикации. В настоящее время действуют 24 ПБУ.

Третий уровень объединяет документы рекомендательного характера: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.

Если документы второго уровня обязательны для всех организаций (например, План счетов), то документы третьего уровня регулируют конкретные операции. Так, если ПБУ 4/99 является документом второго уровня, то ежегодные приказы Минфина России, издаваемые в его развитие и конкретизирующие требования к отчетности текущего года, являются документами третьего уровня (например, приказ от 02 июля 2007г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»).

Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией. Так, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учётная политика организации, принятая в соответствии с ПБУ 1/2008, являются документами четвертого уровня.

Чтобы правильно составить бухгалтерскую и налоговую отчетность, необходимо иметь под рукой информацию, учитывающую все требования действующего законодательства.

Чтобы правильно составить отчетность, необходимо учесть все изменения в законодательной базе и на основании, произошедших изменений формировать отчетность, в соответствиями с данными поправками и дополнениями. Помимо новых форм отчетности, были внесены изменения в План счетов бухгалтерского учета. Этот документ дополнили новыми счетами 09 и 77 для учета отложенного налога на прибыль. Разъяснил Минфин и как отражать расходы по НИОКР. Стоимость тех работ, которые дали результаты и разработки которых будут использоваться в дальнейшем, теперь надо учитывать в составе нематериальных активов на счете 04.

Кроме того, с 1 января 2003 года начали действовать сразу четыре новых Положения по бухгалтерскому учету: «Информация о прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02), «Учёт расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02), «Учёт расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02) и «Учёт финансовых вложений» (ПБУ 19/02). Таким образом, составляя годовую отчетность, бухгалтер должен учитывать требования этих стандартов бухгалтерского учета.

Также необходимо отметить, что в 2014 году были выпущены Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды. Появилась и методичка по формированию бухгалтерской отчетности при реорганизации предприятий.

Нормативные документы, которыми регламентируется ведение бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет — сфера, работа в которой регламентирована законодательством. Поэтому, отвечая на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, нужно помнить, что система нормативного регулирования бухгалтерского учета — сложная, многокомпонентная система с несколькими уровнями иерархии. Ее развитию государство уделяет значительное внимание. Это связано с необходимостью формировать объективную информацию о состоянии бизнеса, составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Постоянно меняющиеся запросы бизнеса на местном, международном уровнях, требуют современной адаптации положений учета. Активное участие российских организаций во внешнеэкономической деятельности, взаимопроникновение российских и иностранных инвестиций диктует бизнесу применение общих подходов к составлению бухгалтерской отчетности, а именно стандартов МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности, IFRS англ. International Financial Reporting Standards). В 1998 году в России была принята к исполнению программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО.

Для чего необходима система нормативной документации бухгалтерского учета

Главная цель системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, независимо от того, какими нормативными документами регламентируется процесс в конкретный момент, – это установление единых требований к к учету, отчетности, а также создание правового механизма для всех субъектов экономической деятельности. Информация, составляющая бухгалтерскую (финансовую) отчетность, должна быть полезной, открытой и доступной всем пользователям этой отчетности: собственникам бизнеса, инвесторам, кредиторам, контролирующим органам, менеджменту экономического субъекта.

Важный фактор достижения общего понимания в оценке показателей отчетности для российских и иностранных партнеров, участников внешнеэкономической деятельности, — сближение стандартов РСБУ с правилами МСФО. Министерство финансов 25 ноября 2011 года утвердило приказ № 160н о введении МСФО в Российской Федерации.

Приказом Минфина РФ от 28.04.2017г. № 69н установлен приоритет МСФО в очередности выбора способов учета в случае, когда федеральные и отраслевые стандарты не содержат необходимых правил.

Существенный фактор для принципа рационального ведения учета — сближение бухгалтерских и налоговых правил, что значительно облегчает взаимодействие с налоговыми органами при проверках.

В российской практике Правительство РФ постоянно совершенствует систему бухгалтерского учета, чтобы она могла решать задачи:

  • оптимизации качества, достоверности сведений отчетности;
  • увеличения гибкости системы регулирования БУ — прямого взаимодействия органов власти, бухгалтерского сообщества на основе разумного сочетания и дополнения;
  • повышения эффективности контроля в отношении квалификации специалистов, которые занимаются ведением БУ и аудитом отчетности;
  • соответствия запросам пользователей отчетности, уровню развития науки и практики БУ;
  • эффективного международного взаимодействия представителей бизнеса в условиях рыночной экономики
  • применения признанных в международной практике принципов учета и отчетности.

Чтобы достичь этих и других целей, нормативные документы должны быть собраны в четкую, логически выстроенную систему. В России у нее четыре основных уровня иерархии.

Структура нормативной документации

Систему бухгалтерского учета в России определяет Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ.

Законодательство РФ в этой сфере состоит из Закона N 402-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов.

Свод федеральных законов, принятых в соответствии с ними нормативных актов в Законе N 402-ФЗ не приводится, то есть в систему законодательства входят все федеральные законы. На практике специалисты БУ в своей работе обращаются прежде всего именно к этому закону, затем, в случае необходимости, используют нормы иных федеральных законов, раскрывающих правила осуществления того или иного факта хозяйственной жизни. К ним относятся: Гражданский Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, Таможенный Кодекс РФ, Трудовой Кодекс РФ, Воздушный Кодекс РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ, Устав автомобильного транспорта и другие законы.

Правила Закона 402-ФЗ обязательны к применению для всех экономических субъектов в РФ: организаций всех видов (в т. ч. госорганов и некоммерческих организаций), индивидуальных предпринимателей, иностранных филиалов и представительств.

В основном бухгалтерском Законе (N 402-ФЗ) выделены четыре уровня документов в области регулирования бухгалтерского учета:

  • федеральные стандарты по бухгалтерскому учету;
  • отраслевые стандарты по бухгалтерскому учету;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета;
  • стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта.

Поясним, что Стандарт БУ – это документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета.

Иерархия уровней регулирования бухгалтерского учета в РФ включает:

  • федеральный уровень (законодательство и стандарты);
  • отраслевой нормативный уровень (отраслевые стандарты);
  • методологический уровень (рекомендации, письма, разъяснения, различная информация);
  • уровень экономического субъекта (внутренние положения).

Основными органами государственного регулирования бухгалтерского учета в России являются Минфин РФ, Центробанк РФ. Они утверждают федеральные и отраслевые стандарты в пределах своей компетенции.

В полномочия Центробанка РФ входит утверждение стандартов для кредитных и некредитных финансовых организаций. К некредитным финансовым организациям относятся в частности: профессиональные участники рынка ценных бумаг, различные инвестиционные фонды, различные финансовые кооперативы, микрофинансовые организации, ломбарды.

Федеральные стандарты обязательны к применению всеми экономическими субъектами в РФ и издаются в виде Приказов Минфина РФ и Положений (Указаний) Центробанка.

Отраслевые стандарты также могут утверждаться отдельными Министерствами в пределах своей отраслевой принадлежности. Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. К ним относятся различные методические рекомендации по бухгалтерскому учету Минсельхоза, Роскомторга, Минтранса, Госстроя РФ.

Отраслевые стандарты обязательны к применению всеми экономическими субъектами отрасли, если иное прямо не указано в самом стандарте и издаются в виде Приказов соответствующих Министерств.

Методологический уровень регулирования бухгалтерского учета реализуется изданием рекомендаций в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию БУ, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета. Рекомендации, в основном, разрабатываются субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета и применяются на добровольной основе.

К субъектам негосударственного регулирования в частности относятся: саморегулируемые организации аудиторов, профессиональных бухгалтеров, микрофинансовых организаций и другие.

Четвертый уровень регулирования бухгалтерского учета осуществляется непосредственно в экономическом субъекте путем самостоятельной разработки и утверждения учетной политики, положений и правил, которые закрепляются приказами или распоряжениями руководителя экономического субъекта. Эти стандарты применяются всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения, а также дочерними обществами в случаях, предусмотренных учетной политикой основного общества.

Стандарты всех уровней не должны противоречить друг другу, а лишь дополнять и конкретизировать общие правила для их адаптации в конкретной экономической работе.

Правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности определены в Законе №402-ФЗ. Закон о бухгалтерском учете включает четыре раздела, в которых:

  • сформулированы определения, объекты и задачи бухгалтерского учета;
  • указаны ключевые законодательные акты, которыми регламентируется бухгалтерский учет;
  • перечислены требования к ведению бухгалтерского учета и документальному оформлению фактов хозяйственной жизни, оценке активов/обязательств, проведению инвентаризаций, организации внутреннего контроля;
  • определены состав, правила оформления и сдачи отчетности;
  • указаны документы, регулирующие бухгалтерский учет, порядок их соответствия и применения;
  • определены субъекты регулирования учета, даны ответы на вопросы:

— кто выполняет функции государственного регулирования, утверждая федеральные и отраслевые стандарты,

— кто участвует в негосударственном регулировании, разрабатывая эти стандарты, а также различные рекомендации, инструкции и т.д.

  • определены правила хранения/архивирования документов бухгалтерского учета.

Закон на государственном уровне определяет обязанность для каждого экономического субъекта вести бухучет, формировать отчетную документацию и обеспечивать непрерывность, полноту и достоверность представленной в отчетности информации.

Непосредственное нормативное регулирование бухгалтерского учета. Правовой статус документов.

Выделим три «практических» уровня определяющих правовое значение для участников экономической деятельности документов, регламентирующих бухгалтерский учет в РФ. Они объединяют все документы, в которых сформулированы руководства, правила, порядок организации бухгалтерского учета, изданные как органами власти, так и ответственными лицами экономических субъектов.

Первый уровень представляют документы обязательные для применения, изданные органами исполнительной власти и обладающие статусом нормативных документов в контексте правоприменительной практики. Порядок издания этих документов определен правилами, установленными на государственном уровне (регистрация, публикация).

К ним относятся:

  • закон о бухгалтерском учете (отраслевые и иные федеральные законы);
  • приказы Минфина РФ, Положения и Указания Центробанка РФ (федеральные стандарты – это ПБУ);
  • приказы Минфина РФ и других Министерств, Положения и Указания Центробанка (отраслевые стандарты).

На сегодняшний день утверждены и действуют 24 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

Внесением изменений в Закон 402-ФЗ (Закон 160-ФЗ от 18.07.2017г.) всем ПБУ, изданным после 1 октября 1998 года включительно, присвоен статус федеральных стандартов, кроме Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ № 34н). Представители Минфина считают, что многие правила этого Положения устарели и изменены, поэтому этот документ не может претендовать на статус федерального. Но правила Положения продолжают действовать, и обязательны к применению всеми экономическими субъектами в РФ.

Положения определяют правила выполнения основных учетных процессов. Они охватывают вопросы:

  • учетной политики и формирования отчетности;
  • учета по отдельным направлениям — от активов/обязательств и МПЗ до договоров строительного подряда или информации о связанных сторонах;
  • признания доходов и расходов предприятия, событий после отчетной даты, условных фактов деятельности и оценочных обязательств;
  • учета расходов по их обслуживанию.

На втором уровне регламентных документов выделяем методические рекомендации, инструктивные указания, письма Минфина и ФНС, других Министерств, разъясняющие общие правила применения нормативных документов и отдельные учетные ситуации.

Документы этого уровня не считаются нормативными в области бухгалтерского учета, носят рекомендательный характер и не обязательны к применению.

План счетов и инструкцию по его применению можно выделяют как наиболее значительный документ этого уровня.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержден Приказом Минфина РФ № 94н от 31.10.2000г. и Инструкция к нему применяется в организациях РФ всех форм собственности и организационно-правовых форм, но это не нормативный документ.

Письма Минфина и ФНС РФ, также не носят нормативно-правовой характер, но они значимы для правоприменительной практики, так как помогают участникам споров объективно рассматривать конкретные сделки, их налоговые последствия. При защите своих интересов налогоплательщик вправе учитывать позицию, изложенную в письмах Минфина России, но должен руководствоваться законодательством о налогах и сборах.

Руководители Минфина РФ указывают, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам уплаты налогов и сборов, может освободить его от ответственности только в том случае, если эти разъяснения даны персонально ему или были направлены неопределенному кругу лиц, что указывается в письме.

По налоговым спорам официально признанный Минфином РФ в 2013 году приоритет постановлений, решений, информационных писем ВАС РФ и Верховного Суда РФ.

Третий уровень — документы, обязательные не для всех организаций, а для конкретной организации. Кроме учетной политики, к ним относятся положения, которые утверждает руководитель хозяйствующего субъекта. Это локальные нормативные акты. Внутренние положения охватывают вопросы бухгалтерского и налогового учета, документооборота, внутреннего контроля, положений об оплате труда и премировании, внутреннего распорядка, командировочных расходах, эксплуатации автомобильного транспорта и другие аспекты деятельности организации.

Несмотря на то, что внутренние стандарты экономического субъекта правомерны только для конкретной компании, оформлять их нужно по общим правилам. Содержание этих документов имеет существенное значение для экономического обоснования расходов организации в целях налогообложения прибыли.

Представим в виде таблицы различия в статусе документов, регламентирующих бухгалтерский учет.

Область применения

Обязанность применения

Примеры

1 уровень

Все экономические субъекты РФ

Обязаны применять.

Имеют статус нормативных документов.

Федеральные законы, Приказы Минфина РФ и других Министерств, Положения и Указания Центробанка

2 уровень

Все экономические субъекты РФ

Имеют право не применять.

Не имеют статус нормативных документов.

Письма Минфина РФ и ФНС РФ

3 уровень

Конкретный экономический субъект (организация)

Обязаны применять.

Не имеют статус нормативных документов.

Приказы и распоряжения руководителя, утвержденные внутренние положения

Если у вас остались вопросы, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, компания BDO Unicon Outsourcing осуществляет бухгалтерское, кадровое, финансовое консультирование. Предоставим помощь компетентных экспертов. Уровень нашей поддержки подтвержден успешным завершением более чем 350 проектов и 25-летним опытом в сфере учета и консалтинга.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета

Актуально на: 8 декабря 2016 г.

Бухгалтерский учет в нашей стране ведется в соответствии с определенными правилами и принципами, а также на основе ряда требований, предусмотренных законодательством. О системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ 2016 расскажем в нашем материале.

Уровни бухгалтерского учета с позиции регулирования

Чтобы ответить на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, необходимо учесть уровни нормативно-правовых актов с точки зрения их значимости. Во-первых, это федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального собрания. Во-вторых, акты Президента РФ. В-третьих, акты Правительства и т.д.

Применительно к бухгалтерскому учету нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета обычно представляется как система, состоящая из 4 уровней.

Основные нормативные документы по бухгалтерскому учету 2016: уровень 1

В основе этого уровня лежит Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Цель данного закона — установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

Сюда же можно отнести Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» и иные федеральные законы, прямо или косвенно регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Нормативные акты по бухгалтерскому учету: уровень 2

Ко 2-ому уровню системы нормативного регулирования бухучета относятся Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина от 29.07.1998 № 34н), План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н), Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), МСФО (Приказ Минфина от 28.12.2015 № 217н), Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29.07.1983 № 105), иные приказы Минфина, указы Президента, постановления Правительства и др.

Нормативная база бухгалтерского учета: уровень 3

К нормативным документам по бухгалтерскому учету 3-го уровня относятся методические указания и рекомендации, иные документы инструктивного или рекомендательного характера, отвечающие на практические вопросы бухгалтерского учета и не вошедшие в предыдущий уровень.

Сюда можно отнести Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (Приказ Минфина от 28.12.2001 № 119н), Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств сельскохозяйственных организаций (Приказ Минсельхоза от 19.06.2002 № 559) и т.д.

На этом же уровне можно упомянуть письма Минфина, которые хотя и не являются нормативными правовыми актами (п.2 Правил, утв. Постановлением Правительства от 13.08.1997 № 1009) и применяются организациями добровольно, могут помочь бухгалтеру в решении того или иного практического учетного вопроса.

Бухгалтерские нормативные документы: уровень 4

На этом уровне главный нормативный документ по бухучету – учетная политика организации. Цель этого уровня регулирования бухучета – определить для организации порядок ведения бухгалтерского учета операций, по которым действующими актами не предусмотрен конкретный порядок или существует вариативность.

Четырехуровневая система нормативного регулирования

Бухгалтерский учет представляет упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

В настоящее время продолжает формироваться четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России.

Первый уровень (законодательный) — Федеральный закон «О бухгалтерском учете», другие законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам бухгалтерского учета.

Второй уровень (нормативный) — положения по бухгалтерскому учету.

Третий уровень (методический) — методические указания, инструкции, план счетов, рекомендации и иные аналогичные им документы.

Четвертый уровень (учетная политика предприятия) — рабочие документы предприятия, формирующие учетную политику в методическом, техническом, налоговом и организационном аспектах, другие рабочие документы организации.

Система призвана обслуживать множество задач, решаемых посредством бухгалтерского учета, затрагивающих отношения предприятий не только с государственными органами (включая налоговые), но и между ними на территории и за пределами России. Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету:

  • · сопоставимость планируемых и учетных показателей; достоверность всех данных, отраженных в учете;
  • · своевременность и оперативность учета;
  • · полнота и простота учета;
  • · экономичность учета (количество работников предприятия, приходящихся на одного счетного работника, техновооруженность учетных работников и другие показатели);

Основные задачи бухгалтерского учета:

  • — формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия и его имущественном положении;
  • — обеспечение внутренних и внешних пользователей информацией для контроля за соблюдением законодательства при осуществлении хозяйственных операций;
  • — оценка целесообразности хозяйственных операции, контроль за наличием и движением имущества, обязательств, трудовых и финансовых ресурсов;
  • — предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности;
  • — выявление внутрипроизводственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости организации.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель, который может в зависимости от объема учетной работы:

  • — учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером,
  • — ввести в штат должность бухгалтера,
  • — передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
  • — вести бухгалтерский учет лично.

С целью реализации программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с требованиями международных стандартов Министерством финансов Российской Федерации утверждено Положение по ведению бухгалтерского учета (приказ № 34н от 29.07.1998) «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации». Оно включает шесть разделов:

  • 1. общие положения;
  • 2. основные правила ведения бухгалтерского учета;
  • 3. основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности;
  • 4. порядок представления бухгалтерской отчетности;
  • 5. основные правила сводной бухгалтерской отчетности;
  • 6. хранение документов бухгалтерского учета.

Таким образом, Положение по бухгалтерскому учету представляет свод правил, технологию организации и ведения бухгалтерского учета.

Предмет бухгалтерского учета: имущество предприятия, находящееся в виде активов, капитала, обязательств; движение этого имущества посредством хозяйственных операций в сфере снабжения, производства, реализации; результаты деятельности этого предприятия.

Содержание предмета бухгалтерского учета раскрывается в экономической сущности учитываемых объектов. Объектами учета являются:

  • v имущество предприятия (основные средства, нематериальные активы, капитальные вложения, запасы, денежные средства, финансовые вложения и другие активы);
  • v собственный капитал (уставный, добавочный, резервный капиталы, фонды и прибыль);
  • v дебиторская и кредиторская задолженность, кредиты банков, займы, средства в расчетах;
  • v хозяйственные операции, вызывающие изменение в составе имущества и обязательств, в процессе деятельности предприятия.

Хозяйственные операции отражают конкретные факты хозяйственной жизни, которые совершаются на предприятии и связаны с изменением состава имущества, его движением, формированием источников и их использованием. В системе учета оперируют четырьмя типами хозяйственных операций.

Первый тип. Хозяйственные операции изменяют состав имущества, т.е. затрагивают только актив баланса, и валюта баланса не меняется.

Например, деньги сняты с расчетного счета в банке и оприходованы в кассу: дебет счета 50 и кредит счета 51.

Второй тип. Хозяйственные операции изменяют источники имущества, т. е. затрагивают пассив баланса, и валюта баланса также не меняется.

Например, направлена нераспределенная прибыль на формирование резервного капитала: дебет счета 84 и кредит счета 82.

Третий тип. Хозяйственные операции изменяют одновременно имущество и источники его образования, при этом валюта баланса увеличивается.

Например, получен в банке краткосрочный кредит: дебет счета 51 и кредит счета 66, деньги зачислены на расчетный счет

Четвертый тип. Хозяйственные операции изменяют одновременно величину имущества и источников его образования, при этом валюта баланса уменьшается.

Например, выдана заработная плата персоналу предприятия: дебет счета 70 и кредит счета 50.

Имущество предприятия можно классифицировать:

  • Ш по сферам нахождения: производство, обращение, внепроизводственная сфера;
  • Ш по источникам формирования: собственные средства (капитал и резервы), заемные средства (кредиты, займы, кредиторская задолженность);
  • Ш по оценке финансовых способностей: возможности предприятия (оборотные и внеоборотные активы), обязательства предприятия (долгосрочные и краткосрочные обязательства);
  • Ш по источникам образования: собственные источники (капитал, прибыль, целевые финансирование и поступления), кредиты (краткосрочные, долгосрочные и не погашенные в срок), займы (краткосрочные и долгосрочные), кредиторская задолженность (бюджету, внебюджетным фондам, работникам, по товарным операциям, прочая кредиторская задолженность);
  • Ш по видам имущества: внеоборотные активы (нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы), оборотные активы (запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, прочие оборотные активы).

Данная классификация положена в основу построения баланса предприятия.

Метод бухгалтерского учета представляет систему способов и приемов, осуществляемых посредством документации, инвентаризации, баланса, системы синтетических и аналитических счетов с применением метода двойной записи, оценки имущества и обязательств, других статей баланса, калькуляции и отчетности.

Основные элементы метода:

документация — первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов;

инвентаризация — способ проверки соответствия фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета;

бухгалтерский баланс — способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе фирмы и ее обязательствах;

система счетов и двойная запись — способ группировки имущества, источников его образования, хозяйственных операций;

оценка — способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников;

калькуляция — способ группировки затрат и определения себестоимости;

* отчетность — система показателей, сгруппированных в таблицы, характеризующие финансовую и производственную деятельность фирмы за конкретный период (месяц, квартал, полугодие, девять месяцев, год).

Метод бухгалтерского учета невозможно рассматривать без знания основных правил ведения учета, которые заключаются в следующем.

Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется способом двойной записи.

Учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

Ни одной бухгалтерской записи не должно осуществляться без документарного основания.

Сбор и систематизация информации в регистрах бухгалтерского учета должны вестись с соблюдением методологических принципов.

В первичных документах и регистрах неоговоренные исправления не допускаются; исправление ошибки должно быть подтверждено подписью лиц с указанием даты или используется метод красного сторно (сторнирование) — запись красным цветом, означающим запись со знаком минус. Сторнирование можно использовать при корректировке себестоимости, в других случаях.

Не допускаются исправления в кассовых и банковских документах.

Обязательна сохранность бухгалтерских документов и отчетности согласно действующему законодательству.

Для учета имущества, источников средств и хозяйственных операций используются счета бухгалтерского учета, отраженные в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации № 94н от 31.10.2000). Каждый счет имеет свое наименование, которое, как правило, совпадает с названием учитываемого на этом счете объекта, например, счет 10 «Материалы», счет 19 «НДС по приобретенным ценностям», счет 80 «Уставный капитал». Каждый счет отражает состояние и движение имущества и его источников, поэтому в его структуре две части: дебетовая и кредитовая. На каждом бухгалтерском счете отражаются: входящий остаток (сальдо на начало отчетного месяца), дебетовые и кредитовые обороты, а также конечное сальдо (остаток средств на конец отчетного месяца).

Сальдо, отраженное в левой части счета, называют дебетовым, а в правой — кредитовым. Дебетовый оборот представляет собой сумму всех операций, отраженных в дебете счета без входящего (начального) сальдо. Кредитовый оборот — итог сумм, записанных по кредиту счета без начального остатка.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н с дополнениями и изменениями согласно приказу Минфина России № 38н от 07.05.2003.

Все бухгалтерские счета делятся на три группы:

активные, на которых отражается имущество организации (сальдо активного счета может быть только дебетовым), например, счета 01, 04, 10 и другие. В активном счете дебет счета означает наличие средств, их увеличение, пополнение;

пассивные, на которых учитываются источники средств организации (сальдо пассивного счета может быть только кредитовым), например, счета 02, 05, 80, 90 и др. В пассивном счете кредит означает наличие средств в источнике, их увеличение и пополнение источника;

активно-пассивные, на которых, как правило, учитываются расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, подотчетными лицами, бюджетом и прочими кредиторами и дебиторами.

В зависимости от типа хозяйственных операций активно-пассивный счет может иметь в одном периоде структуру активного счета, в другом периоде — пассивного счета. Поэтому сальдо счета может быть как дебетовым, так и кредитовым или одновременно и дебетовым и кредитовым. В основном это связано с тем, что на активно-пассивных счетах учет ведется по каждому дебитору и каждому кредитору (по каждому отдельному хозяйственному объекту или источнику).

В целях организации более детального учета объектов и хозяйственных операций применяются счета синтетического и аналитического учета.

Синтетический учет — обобщение данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам и только в денежном выражении.

Аналитический учет — ведется в денежном и натуральном измерениях в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, его источниках и хозяйственных операциях. Аналитические счета — детализированные.

Субсчета представляют промежуточное звено между синтетическими и аналитическими счетами. Они позволяют дополнительно сгруппировать данные аналитического учета с целью получения более подробной информации об учитываемом объекте. Например, к синтетическому счету 10 «Материалы» можно открыть следующие субсчета:

  • 10-1 «Сырье и материалы»;
  • 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;
  • 10-3 «Топливо»;
  • 10-4 «Тара и тарные материалы»;
  • 10-5 «Запасные части»;

другие субсчета в зависимости от особенностей внутрипроизводственного учета на предприятии.

Таким образом, счета первого порядка — синтетические, второго порядка — субсчета; система аналитических счетов — счета третьего и более порядков. Все счета бухгалтерского учета по участию в процессе формирования баланса предприятия можно подразделить на два вида:

На всех балансовых счетах бухгалтерский учет ведется методом двойной записи, а на забалансовых ценности обобщаются методом простой записи. По экономическому содержанию все балансовые счета сгруппированы в восемь групп (разделов).

Счета, предназначенные для учета имущества, используемого в течение нескольких отчетных периодов, объединены в первой группе — «Внеоборотные активы». Это счета 01 —08, которые учитывают операции по приобретению, созданию, амортизации, выбытию имущества.

Во второй группе — «Производственные запасы» ведется учет материальных ценностей, предназначенных для их обработки, переработки, использования в самом процессе производства. В данном разделе сгруппированы счета 10—19.

Третья группа балансовых счетов — «Затраты на производство», объединяет счета 20 — 39 не только по числу счетов, но и по его содержанию, так как здесь обобщается вся информация о себестоимости выпуска продукции (работ, услуг), которая в рыночных условиях представляет коммерческую тайну. Данную группу счетов можно назвать счетами управленческого учета. Зарубежные предприятия, фирмы ведут счета управленческого учета отдельно от других счетов. Счета 20 — 29 можно выделить в самостоятельную систему счетов внутрихозяйственного учета. Для этого имеющиеся счета можно дополнить отражающим счетом 27 «Отражение производственных затрат», который будет осуществлять связь системы управленческого учета с системой финансового учета через счет 37 «Отражение общих затрат». Такая система учета может быть организована на предприятии в случае производственной необходимости и отражена в учетной политике.

Четвертая группа объединяет счета по учету готовой продукции и товаров для продажи (это счета 40 — 46).

Пятая группа — для учета денежных средств (счета 50 — 59). В шестую группу входят балансовые счета 60 — 79, отражающие учет расчетов по коммерческим операциям, по обязательным платежам, краткосрочным кредитам и займам, а также по расчетам с персоналом и пр.

Счета седьмой группы обобщают информацию о состоянии собственного капитала предприятия и хозяйственных операций по движению капитала. Сюда входят счета 80 — 86.

Восьмая группа включает балансовые счета 90 — 99, отражающие финансовые результаты деятельности предприятия, а также регулирование и распределение доходов и расходов между текущим и другими отчетными периодами.

При документировании хозяйственных операций используются правила двойной записи.

Таблица 1 — Остатки по счетам на начало месяца по предприятию «Лотос»

Счет

Наименование счета

Остаток, р.

Дебет

Кредит

Материалы

Основное производство

Касса

Расчетные счета

Расчеты по налогам и сборам

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

Расчеты с персоналом по оплате труда

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

Прибыли и убытки

Итого

Пример двойной записи экономического содержания «увеличение/ уменьшение»:

Счета учета

Активов (активные)

Капитала и резервов (пассивные)

Обязательств (пассивные)

Сторона счета

Дебет/кредит

Кредит/дебет

Кредит/дебет

Видно, что отражение в дебете активных счетов означает увеличение суммы учитываемого объекта имущества, а в кредите — ее уменьшение. Для счетов учета капитала, резервов и обязательств, наоборот, увеличение источника идет по кредиту счета, а уменьшение — по дебету счета.

Рассмотрим использование метода двойной записи на конкретном примере. Даны остатки по счетам на начало месяца (табл. 1).

Известны, согласно первичным учетным документам, все хозяйственные операции за месяц (табл. 2).

Решение будем осуществлять (табл. 3) путем построения структуры счетов.

Переносим все остатки по счетам на начало месяца из табл. 1 на соответствующие счета.

Таблица 2 — Перечень хозяйственных операций за месяц

Наименование хозяйственной операции

Сумма, р.

Счет

Дебет

Кредит

Получены от поставщика материалы

и оприходованы на склад

Списаны материалы со склада на выпол

ненные работы

Начислена заработная плата персоналу

Исчислены страховые начисления на

заработную плату и отнесены на издержки

Исчислен налог на доходы физических лиц

Получены деньги на расчетный счет за

выполненные работы в полном объеме,

в том числе НДС 1200 р.

Выделен НДС

Получены по чеку деньги в банке на заработ

ную плату

Выдана заработная плата персоналу пред

приятия

Перечислены налоги в бюджет

Списаны затраты по выполненным работам

на реализацию

Выявлен финансовый результат от реализа

ции работ (7200 — 1200 — 3800 = 2200)

Таблица 3 — Структура счетов

Остаток, оборот

Дебет, р.

Кредит, р.

Счет 10

Входящий остаток

900 800

Оборот

Остаток

Счет 20

Входящий остаток

  • 2200
  • 1000
  • 2000

Оборот

Остаток

Счет 50

Входящий остаток

  • 200
  • 4280

Оборот

Остаток

Счет 51

Входящий остаток

  • 3000
  • 7200

4280 + 1400

Оборот

Остаток

Счет 68

Входящий остаток

Оборот

Остаток

Счет 69

Входящий остаток

Оборот

Остаток

Счет 70

Входящий остаток

  • 200
  • 4280

Оборот

Остаток

Счет 76

Входящий остаток

Оборот

Остаток

Счет 90

Входящий остаток

Оборот

Остаток

Счет 99

Входящий остаток

  • 2700
  • 2200

Оборот

Остаток

Отражаем методом двойной записи все хозяйственные операции, приведенные в табл. 1.3, по каждому корреспондируемому счету.

Подсчитываем дебетовые и кредитовые обороты по счетам за месяц. Выявляем остатки на конец месяца по следующему правилу:

а) активные счета (дебетовый остаток)

Ок.м = Он.м + Доб — Коб,

б) пассивные счета (кредитовый остаток)

Ок м = Он м + Коб — Доб,

где Окм — остатки по счету на конец отчетного месяца;

Он м — остатки по счету на начало отчетного месяца;

Доб — сумма дебетового оборота;

К<,6 — сумма кредитового оборота.

Далее проверяем правило двойной записи:

Сумма дебетовых остатков на конец месяца должна быть равна сумме кредитовых остатков на конец этого же месяца.

Сумма дебетовых остатков: 700 + 2200 + 200 + 4520 = 7620 р.

Сумма кредитовых остатков: 400 + 1300 + 20+1000 + 4900 = 7620 р.

Сумма дебетовых оборотов по счетам должна быть равна сумме кредитовых оборотов.

Сумма дебетовых оборотов:

800 + 3800 + 4280 + 7200 + 1400 + + 4480 + 7200 = 29 160 р.

Сумма кредитовых оборотов:

1000 + 3800 + 4280 + 5680 + 1400 + + 800 + 2000 + 800 + 7200 + 2200 = 29 160 р.

Результат исчислений показал, что в данном примере схема двойной записи была выполнена.

Полученные остатки по счетам и обороты за месяц группируются в балансовую оборотную ведомость (табл. 4) и далее переносятся по определенным правилам в соответствующие статьи бухгалтерского баланса (форма 1).

Остатки по счетам, хозяйственные операции и бухгалтерские проводки в данном примере отражены в самом минимальном объеме, чтобы не загромождать расчеты.

Таким образом, предложенная сквозная система в упрощенном виде дает возможность увидеть схему учета, метод двойной записи от первичных документов до бухгалтерского баланса.

Слово «баланс» — буквально «равновесие» — сочетание латинских bi — два (приставка) и lanx — чаша весов.

В системе бухгалтерского учета «баланс» употребляется в нескольких значениях:

  • — равенство итогов записей по дебету и кредиту счетов, т.е. сбалансированность,
  • — выполнение экономических расчетов в виде уравнения, где итоги левой части уравнения должны быть равны правой,
  • — форма 1 бухгалтерской финансовой отчетности, которая отражает состояние имущества предприятия и его источников.

Бухгалтерский баланс построен в соответствии с действующей в России классификацией хозяйственных средств. Он состоит из двух частей:

актив — отражает состояние имущества предприятия;

пассив — отражает состояние капитала и резервов предприятия, а также его обязательств.

Главная особенность бухгалтерского баланса заключается в равенстве итогов актива и пассива, представляющих валюту баланса. Каждый элемент актива и пассива называют статьей баланса. Все строки баланса для упрощения работы с ним имеют конкретный код. Например, во втором разделе актива «Оборотные активы» статья «Запасы» имеет код строки 210. С целью отражения в динамике состояния имущества и его источников в балансе предусмотрены две графы: «На начало отчетного года» и «На конец отчетного периода». Во второй графе отражаются сведения на дату составления баланса (табл. 5).

Таблица 4 — Балансовая оборотная ведомость, р.

Счет

Остатки на начало месяца

Обороты за месяц

Остаток на конец месяца

Дебет, р.

Кредит, р.

Дебет, р.

Кредит, р.

Дебет, р.

Кредит, р.

Итого

29 160

29 160

Таблица 5 — Бухгалтерский баланс на 200__г.

Статьи баланса

Код строки

На начало отчетного года

На конец отчетного периода

АКТИВ

/I Внеоборотные активы

Нематериальные активы

1 10

Основные средства

Незавершенное строительство

Доходные вложения в материальные ценности

Долгосрочные финансовые вложения

Отложенные налоговые активы

Прочие внеоборотные активы

Итого по разделу I

II Оборотные активы

Запасы

В том числе:

сырье, материалы и другие аналогичные ценности

животные на выращивании и откорме

затраты в незавершенном производстве

готовая продукция и товары для перепродажи

товары отгруженные

расходы будущих периодов

прочие запасы и затраты

НДС по приобретенным ценностям

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 мес после отчетной даты)

В том числе покупатели и заказчики

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 мес после отчетной даты)

В том числе покупатели и заказчики

Краткосрочные финансовые вложения

Денежные средства

Прочие оборотные активы

Итого по разделу 11

Баланс (сумма строк с кодами 190 и 290)

ПАССИВ

III. Капитал и резервы

Уставный капитал

Собственные акции, выкупленные у акционеров

Добавочный капитал

Резервный капитал

В том числе резервы, образованные в соответствии с законодательством

резервы, образованные в соответствии с учредительными документами

Нераспределенная прибыль(непокрытый убыток)

Итого по разделу III

IV. Долгосрочные обязательства

Займы и кредиты

Отложенные налоговые обязательства

Прочие долгосрочные обязательства

Итого по разделу IV

V. Краткосрочные обязательства

Займы и кредиты

Кредиторская задолженность

В том числе поставщики и подрядчики

Задолженность перед персоналом организации

Задолженность перед государственными внебюджетными фондами

Задолженность по налогам и сборам

Прочие кредиторы

Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов

Доходы будущих периодов

Резервы предстоящих расходов

Прочие краткосрочные обязательства

Итого по разделу V

Баланс (сумма строк с кодами 490, 590 и 690)

Бухгалтерский баланс представляет комплексную, систематизированную таблицу, отражающую в денежном выражении состояние имущества и его источников на конкретную дату.

В зависимости от цели исследования и задач все бухгалтерские балансы можно классифицировать по следующим основным признакам:

времени составления и представления (вступительные, текущие, заключительные — годовые, ликвидационные, объединительные, разъединительные, санируемые);

источникам составления (генеральные, книжные и инвентарные);

характеру деятельности и объекту отражения (баланс основной деятельности, неосновной деятельности, баланс обособленного подразделения, баланс некоммерческой организации, сводный, консолидированный, баланс);

формам собственности (балансы государственных, муниципальных, кооперативных и акционерных предприятий, общественных организаций, совместных обществ и др.);

способу очистки (балансы брутто и нетто).

Баланс брутто включает регулирующие статьи. Например, основные средства в балансе брутто отражаются в активе по балансовой стоимости, а регулирующая статья «Амортизация основных средств» отражается в пассиве.

В балансе нетто регулирующие статьи отсутствуют. Поэтому в активе, например, основные средства показаны по остаточной стоимости (балансовая стоимость минус начисленная сумма амортизации).

К бухгалтерскому балансу предъявляются требования: правдивость, реальность, единство, преемственность и ясность. Условием подтверждения правдивости баланса является обоснование всех чисел статей актива и пассива соответствующими первичными и бухгалтерскими документами, справками, актами и расчетами. Поэтому правдивость дополняется качеством и обоснованностью составления и ведения всей документации, полнотой отражения сведений в системе синтетических и аналитических счетов.

Противоположным понятием правдивости баланса является его вуалирование, представляющее недостоверное отображение отдельных хозяйственных операций. Вуалирование может быть как умышленным, так и непреднамеренным, например, в результате низкой квалификации сотрудников, обрабатывающих документы.

Реальность баланса можно доказать проверкой соответствия оценок его статей объективным и конкретным фактам хозяйственной жизни. Например, в статье «Долгосрочные финансовые вложения» (строка 140) числится сумма 50 000 р. — акции предприятия, которое было ликвидировано в результате банкротства. Эта сумма правдива, но нереальна, так как данные акции некому будет предъявлять и продавать, следовательно, они неликвидны.

Единство баланса достигается четким оформлением, последовательным, логическим построением и единой методологической оценкой всех его статей.

Баланс — источник информации об имуществе предприятия, его финансовом состоянии, а также о собственном и заемном капиталах.

Баланс акционерных обществ — источник информации о конечном финансовом результате предприятия в виде чистых активов.

Баланс служит источником сведений для кредиторов, акционеров, инвесторов, покупателей, продавцов и других партнеров по бизнесу.

Баланс содержит исходные данные для текущего финансового планирования и прогнозирования.

Баланс — отчетный документ для налоговых органов и вышестоящих организаций.

Государственное регулирование бухгалтерского учета

Принципы бухгалтерского учета

Применяемые в международной практике ведения учета принципы можно разделить на две группы.

Первая группа — базовые принципы, которые не должны меняться – допущения:

· имущественная обособленность хозяйствующего субъекта (принцип хозяйственной единицы). Имущество и обязательства хозяйствующего субъекта существуют обособленно от имущества и обязательств собственников данной организации. Имущество, принадлежащее другим предприятиям, учитывается на забалансовых счетах.

· непрерывность деятельности (хозяйствующий субъект будет продолжать свою деятель­ность в обозримом будущем, т.е. у организации отсутствуют намерения и необходимость существенно сокращать или ликвидировать свою деятельность, изменять ее характер).

· приоритет содержания над формой (это допущение базируется на том, что факты хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете должны отражаться не только исходя из правовой формы, но из экономического содержания и условий хозяйствования);

· непротиворечивость (это допущение предполагает тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по синтетическим счетам на первое число месяца, а также показателей отчет­ности данным синтетического и аналитического учета).

Вторая группа принципов — это основные принципы, означающие, что будут соблюдаться принятые правила организации и ведения бухгалтерского учета -требования.

· полнота информации (в бухгалтерском учете должны отражаться все хозяйственные операции без всякого изъятия);

· осмотрительность. (этот принцип означает, что в бухгалтер­ском учете должны с большей готовностью быть отражены расхо­ды (потери) и пассивы, чем доходы и активы, не допуская созда­ния скрытых резервов);

· последовательность применения учетной политики (выбранная учетная политика должна применяться в бухгалтерском учете хозяйствующего субъекта по следовательно от одного отчетного периода к другому, что позволит получать сравнимые отчетные показатели);

· временная определенность фактов хозяйственной деятельности (предполагает, что хозяйственные операции следует относить к тому отчетному периоду, в котором они были произ­ведены, не связывая со временем поступления или выплаты денежных средств поданным операциям);

· рациональность (экономное и эффективное ведение бухгалтерского учета в зависимости от условий хозяйственной деятельности и величины организации).

Организация бухгалтерского учета в Российской Федерации предполагает: государственное регулирование бухгалтерского учета, осуществ­ляемое Правительством РФ, Министерством финансов РФ и дру­гими ведомствами.

Бухгалтерский учет в Российской Федерации регла­ментируется четырехуровневой системой документов.

Первый уровень системы документов — законодательные акты. В них отражается обязательность, правила и принципы ведения учета всеми предприятиями и организациями. Основу системы документов первого уровня составляют Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и Указы, Положение о ведении бухгалтер­ского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

· Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утверждено приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. №34н.

· Налоговый кодекс РФ.

Второй уровень — документы, содержащие рекомендации о ве­дении бухгалтерского учета по отдельным участкам и видам дея­тельности. К ним относятся национальные стандарты по бухгал­терскому учету (ПБУ).

ПБУ 1/98— Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации»

ПБУ 4/99— Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации»

Третий уровень — методические указания, рекомендации по ведению бухгалтерского учета, разрабатываемые как Министерством финансов РФ, так и другими органами в соответствии с российским законодательством. Эти документы предполагают многовариантность решений организации учета, учитывающие отраслевую специфику, тип производства и других факторов.

· План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности ор­ганизаций, утверждено приказом МФ РФ от 31 октября 2000г. №94н.

Четвертый уровень — совокупность документов организации, раскрывающих ее учетную политику. К документам четвертого уровня будут относиться указания, инструкции, приказы и иные документы по постановке и ведению бухгалтерского учета непосредственно в организации, т.е. организации могут разрабатывать и утверждать рабочий план счетов, регистры бухгалтерского учета и т.д.

Организации, руководствуясь законодательством РФ и другими нормативными актами, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из особенностей деятельности.