Регистрация ККМ обособленного подразделения

Регистрация кассового аппарата обособленного подразделения

Для кого обязательна постановка на учет ККМ (контрольно-кассовой машины) в налоговом органе?

Как осуществляется постановка ККМ на учет?

Можно ли уклониться от регистрации по адресу обособленного подразделения?

Каков штраф, если касса не зарегистрирована?

Для кого обязательна постановка на учет ККМ (контрольно-кассовой машины) в налоговом органе?

НК РФ в ст. 11 называет обособленным подразделение, расположенное на территории, отличной от места нахождения головной организации, с самостоятельными рабочими местами, оборудованными не менее чем на месяц. Открытие обособленного подразделения предусматривает обязательную постановку его на учет в территориальном налоговом органе по месту нахождения. Для этого заполняется сообщение по форме СО-09-3-1.

Кассовый аппарат в таком подразделении необходимо регистрировать далеко не всегда. Так, согласно п. 2. ст. 2 закона «О применении контрольно-кассовой техники…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ, возможно проведение денежных расчетов и использование пластиковых карт без использования ККМ при условии выдачи покупателю документа для подтверждения расчета:

  • плательщиками единого вмененного налога на доходы (ЕВНД), которые не занимаются розничной торговлей и не оказывают услуг общественного питания;
  • организации и ИП на ОСНО или УСН, оказывающие услуги (кроме услуг общепита);
  • при продаже билетов в общественном транспорте .

Однако такая возможность существует только до 01.07.2019. Далее этой категории налогоплательщиков придется озаботиться приобретением и регистрацией ККМ.

Также освобождены от обязанности использовать ККТ организации и предприниматели, оказывающие отдельные виды услуг и занимающиеся установленными видами деятельности, например:

  • продажей ценных бумаг;
  • торговле мороженым в киосках;
  • ремонтом обуви и др.

При этом занятие такой деятельностью — не безусловное основание для отказа от контрольной техники. Принимаются во внимание также особенности местонахождения.

Как осуществляется постановка ККМ на учет?

В соответствии со ст. 4.2 закона № 54-ФЗ заявление о регистрации ККМ организации может подаваться в любой налоговый орган или через кабинет контрольно-кассовой техники. Однако попытка регистрации ККТ в налоговом подразделении по месту регистрации головного офиса не имеет смысла, т. к. в приеме заявления будет отказано. В соответствии с п. 21 Административного регламента, утв. приказом Минфина России от 29.06.2012 № 94н, контрольно-кассовая техника обособленного подразделения регистрируется по месту его нахождения.

Скачать форму заявления

Пакет необходимых для этого документов включает:

  • заявление о регистрации ККМ по форме, утвержденной приказом ФНС России от 29.05.2017 N ММВ-7-20/484@.
  • паспорт ККМ;
  • договор о техническом обслуживании ККМ с сервисным центром.

Все документы, кроме заявления, будут возвращены заявителю вместе с карточкой регистрации техники. Налоговому органу отводится 5 рабочих дней с момента принятия документов для внесения необходимых сведений в книгу регистрации контрольно-кассовой техники.

Обращаем ваше внимание на то, что невозможно зарегистрировать кассовый аппарат без предварительной подачи сообщения об открытии обособленного подразделения по форме СО-09-3-1. Дело в том, что теперь при регистрации инспектор не имеет возможности ввести адрес вручную, т. к. он выдается программой автоматически на основе внесенных сведений об адресах, зарегистрированных для предприятия.

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Можно ли уклониться от регистрации по адресу обособленного подразделения?

Некоторые предприниматели осуществляют торговлю с использованием одного аппарата в нескольких местах или просто не хотят впоследствии его перерегистрировать и ищут способы обойти указание адреса при регистрации. Рассмотрим некоторые из таких «способов».

Регистрация ККМ под выездную торговлю

Бытует мнение, что это возможно, если в строку адреса в заявлении ввести фразу «выездная торговля». Однако это не соответствует действительности. Популярность такого мнения обусловлена неверной трактовкой письма УМНС по Москве «О применении ККМ…» от 17.04.2002 № 29-12/17513, которое разъясняет порядок использования ККМ исключительно при выездной торговле (то есть письмо попросту неприменимо для других видов продаж).

Существует довольно узкое определение самого понятия выездной торговли, которое можно найти в ГОСТ Р 51303-2013, утвержденном приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст. Согласно данному документу, под развозной торговлей понимается мелкорозничная торговля вне стационарной торговой сети при условии использования оборудованного транспорта и специального мобильного оборудования, подлежащего использованию исключительно в транспортном средстве.

Это существенно сужает круг возможностей, при котором такая регистрация будет оправдана и законна. В частности, если предприниматель использует такой аппарат в офисе, имеет место нарушение закона. Ведь способ приемлем лишь в том случае, если торговля осуществляется непосредственно с использованием автотранспорта.

Однако нужно признать, что закон действительно не ограничивает количества чеков, которые могут быть выданы в одном месте, и такое решение вполне может подойти тем, кто осуществляет торговлю на постоянной основе с использованием транспорта (даже если во время осуществления продаж он не передвигается). При этом сама ККМ должна иметь возможность работы от аккумулятора, то есть быть мобильной.

Регистрация ККМ как резервной

Второй вариант — регистрация ККМ как резервной. Действительно, в соответствии с разъяснениями, данными в письме УФНС по Москве от 11.02.2005 № 22-12/9705, возможна регистрация запасного ККМ с пометкой «резерв» в строке адреса. При этом не указывается, что обязательно нужно регистрировать основную ККМ, прежде чем ставить на учет резервную.

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Однако есть один нюанс: в соответствии с п. 21 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина от 29.06.2012 № 94н, ККМ подлежит применению на территории обслуживания зарегистрировавшего ее налогового подразделения. Это значит, что если ККМ будет использована вне этой территории, то организация рискует подвергнуться наказанию в виде штрафа по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ. Таким образом, считать это способом избежания регистрации по адресу подразделения не стоит.

Каков штраф, если касса не зарегистрирована?

С 01.02.2017 в случае обнаружения нарушений, связанных с использованием незарегистрированной ККМ или несоблюдением порядка ее использования, применяются нормы ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ. Нормы этой статьи предусматривают ответственность в виде штрафа в размере:

  • 1500–3000 руб. — для должностных лиц;
  • 5000–10 000 руб. — для юридических лиц.

В качестве альтернативы штрафу норма дает возможность сотрудникам налоговых органов ограничиться предупреждением в отношении нарушителя. Однако применяется такая мера обычно только при первом обнаружении правонарушений и только в том случае, если это является единственным выявленным нарушением. Представляется, что эти меры должны стимулировать предпринимателей своевременно регистрировать ККМ.

***

Итак, регистрация ККМ обособленного подразделения проходит в территориальном органе по месту регистрации самого подразделения, при этом уклоняться от нее не стоит, т. к. за нарушение правил регистрации предусмотрена административная ответственность.

Одна касса на несколько офисов — это возможно

03 декабря Поделиться:

Мы достаточно часто получаем вопросы от наших клиентов, как правильно регистрировать кассу для обособленного подразделения? Кто в таком случае должен заключить договор с ОФД? Рассказываем не только об этом.

54-ФЗ не запрещает использовать одну кассу для всех обособленных подразделений компании

До 01.02.2017 контрольно-кассовая техника подлежала постановке на учет в территориальной инспекции ФНС России по месту осуществления расчетов. Данная норма обязывала пользователя ККТ создавать обособленное подразделение организации там, где фактически касса установлена. Требование сводилось не просто к созданию единого филиала в субъекте Российской Федерации, где велась деятельность, но и с привязкой к каждой территориальной инспекции по адресу нахождения торговой точки.

С наступлением эры онлайн-касс данное требование ушло в прошлое, и теперь бизнес, даже при наличии обособленных подразделений в разных регионах России, может осуществлять регистрацию онлайн-касс в рамках единственного на весь регион обособленного подразделения (при этом требование не распространяется на облачные кассы, но об этом ниже). Зарегистрировать кассу можно через личный кабинет головной организации (используя ее КЭП), указав при этом КПП соответствующего обособленного подразделения.

С операторами фискальных данных еще проще – можно использовать единый личный кабинет для всей компании, объединенный одним ИНН. Это очень удобно в части контроля из головного офиса. Ограничить же сами филиалы от фискальных данных, которые к ним не относятся, можно с помощью ролевой модели доступа к личному кабинету, реализованной в е-ОФД.

Конечно, использование единого договора на обработку фискальных данных с оператором свободно применимо в тех случаях, когда обособленные подразделения не ведут самостоятельный учет финансово-хозяйственной деятельности. В противном случае могут возникнуть сложностидля филиала с исчислением налогов учетом доходов.

Кстати, если касса есть только у обособленного подразделения, а на счет головной организации поступил платеж от физлица, то для формирования чека можно использовать кассу обособки – вполне себе рациональное решение для разовых соответствий требованиям 54-ФЗ. Наоборот, соответственно, тоже работает.

Все, описанное выше, касалось только стационарных касс. С облачными кассами все еще проще, интереснее и доступнее. Если ваши филиалы не осуществляют очные расчеты с клиентами наличными или электронными средствами платежа по месту нахождения (стационарно), то 54-ФЗ не запрещает использовать единую облачную кассу.

Мы же все помним, что, начиная с 1 июля 2019 года, все платежи от физлиц, поступающие на расчетный счет организации должны быть фискализованы? В этой связи рекомендуем предоставить доступ к арендованной облачной кассе е-ОФД ответственным сотрудникам всех ваших обособленных подразделений и проинструктировать их как и в каких случаях надо применять онлайн-кассу. Создание ролей в личном кабинете поможет разделить участников и упорядочить работу. И это уж точно лучше, чем ставить стационарные кассы на всякий случай. Одна только тушка с ФН и ОФД стоит от 12 000 рублей. И чем дешевле касса, тем выше будут расходы на ее эксплуатацию.

Описанный будущем это позволит сократить количество сопутствующих затрат бизнеса и санкций налоговых органов за неприменение онлайн-кассы.

Где регистрировать ККМ, если ИП зарегистрирован в одном регионе, а деятельность осуществляется в другом?

Добрый день, уважаемые форумчане! Прочла много информации, которая есть и на нашем сайте, и просто в интернете.
Однако вопрос не решен. Необходимо опытное и мудрое уточнение)))
Вот что меня интересует:
«Использовать ККТ можно только по месту регистрации организации или обособленного подразделения. Если организация ведет торговлю через обособленные подразделения, находящиеся в одном муниципальном образовании, но относящиеся к разным ИФНС, то применять в каждом из ОП можно лишь ту контрольно-кассовую технику, которая зарегистрирована по месту нахождения именно этого подразделения (у ИП нет обособленного подразделения, но есть прописка физ.лица, не являющаяся фактическим местом проживания — поясните, пожалуйста, этот момент).
Примечание: Постановление ВС РФ от 11.08.15 № 302-АД15-3955 Судебные инстанции, в т.ч. Верховный суд, считают, что применение ККТ не по месту «прописки» равнозначно неприменению кассовой техники и влечет соответствующие штрафные санкции — для организаций размер наказания составляет от 30 до 40 тысяч рублей непоняла этот момент, поясните, пожалуйста….
Правда, если деятельность вы ведете в Москве или Санкт-Петербурге, то штрафы вам не грозят. Ведь в ККТ-регламенте четко прописано, что в подобной ситуации кассовый аппарат регистрируется в ИФНС по месту учета любого из ОП, расположенных на территории одного муниципального образования, по выбору плательщика. «
В чем смысл (не кидайте помидорами, если покажусь глупой, для меня это очень важно) — регистрирую ИП УСН 15% (интернет-магазин) на территории Республики Башкортостан, работаю в г.Москва (временная регистрация по месту пребывания, в ФМС).
Где регистрировать ККМ? ЭКЛЗ?
Где вставать на обслуживание (ЦТО)?
Если при регистрации ККМ необходим договор с ЦТО и паспорт ККМ, то сначала я покупаю ККМ, затем заключаю договор на обслуживание с ЦТО, и только потом еду ставить ККМ на учет в Налоговую?
Могу ли я сделать это ДО регистрации ИП? Или удобнее купить ККМ, при рег-ии ИП зарегистрировать ККМ, а потом вернуться в Москву, и заключить договор с компанией по ТО?
Прошу быть терпеливее)) И большое спасибо за уделенное время!

Порядок регистрации ККТ

Разделы:

  • История вопроса
  • Новый порядок применения контрольно-кассовой техники
  • Современные требования
  • Требования к фискальным документам
  • Порядок регистрации
  • Порядок использования ККТ
  • Порядок перерегистрации и снятия с учета ККТ
  • Кто освобожден от применения ККТ

Andrey_Popov / .com

Регистрация или перерегистрация ККТ в налоговых органах производится бесплатно, в соответствии с порядком, закрепленным в ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ. Кроме того в части, не противоречащей положениям Закона № 54-ФЗ применяются Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (прекратит свое действие с 1 июля 2017 года), Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее – Административный регламент) и Приказом ФНС России от 9 апреля 2008 г. № ММ-3-2/152@ «Об утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники».

Для начала работы по новым правилам налогоплательщикам необходимо приобрести кассовый аппарат, соответствующий требованиям, предъявляемым к онлайн-кассам, либо модернизировать имеющийся. Приобрести новую ККТ необходимо только тем пользователям, которые используют оборудование, несовместимое с новым программным обеспечением и на которое невозможно установить фискальный накопитель (ФН). Информацию о возможности модернизации ККТ можно получить непосредственно у ее производителя, или у уполномоченного центра технического обслуживания ККТ (ЦТО).

Если ККТ можно модернизировать, то сначала ее необходимо снять с регистрационного учета в налоговой инспекции.

Прежде чем обращаться в налоговую инспекцию для постановки кассового аппарата на регистрационный учет, пользователь контрольно-кассовой техники должен сперва решить некоторые технические задачи. Для того чтобы начать работу с онлайн-кассой, налогоплательщикам необходимо заключить договор на обработку фискальных данных с оператором фискальных данных (ОФД) и обеспечить подключение кассового терминала к Интернету. Отметим, ОФД не вправе отказаться от заключения такого договора с пользователем (п. 6 ст. 4.6 Закона № 54-ФЗ). Новый порядок применения ККТ не требует при регистрации кассового аппарата обязательного представления договора о технической поддержке подлежащей регистрации контрольно-кассовой техники с центром технического обслуживания.

Нужна электронная подпись?
Удостоверяющий центр ГАРАНТ
поможет подобрать и приобрести сертификат электронной подписи и для юридического, и для физического лица.

После заключения договоров с интернет-провайдером и ОФД можно приступать непосредственно к регистрационным процедурам.

Ранее порядок регистрации ККТ требовал физического присутствия предпринимателя в налоговой инспекции. Причем посещать налоговый орган приходилось не один раз. Так, при регистрации кассы необходимо было сначала представить ее для осмотра. Потом, после заполнения необходимых документов, нужно было снова идти в налоговую, чтобы получить карточку регистрации ККТ. Более того, через год нужно было опять принести кассовый аппарат в инспекцию в связи с заменой ЭКЛЗ. Сейчас все необходимые регистрационные действия можно осуществить через кабинет ККТ на сайте nalog.ru, без необходимости являться в налоговую инспекцию лично. Однако для этого пользователю понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись. Доступ к кабинету ККТ можно получить через личные кабинеты организаций и ИП на сайте ФНС России (nalog.ru).

Между тем зарегистрировать или снять с учета ККТ можно в том числе и классическим способом – непосредственно в налоговой инспекции, причем в любой, а не только в «своей», как раньше (п. 1, п. 10 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

Порядок регистрации кассовой техники закреплен в ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ.

Если пользователь решит зарегистрировать онлайн-кассу дистанционно, ему необходимо будет направить посредством кабинета ККТ в адрес налоговой инспекции электронное заявление о постановке ККТ на регистрационный учет.

В заявлении о регистрации контрольно-кассовой техники, независимо от формы его представления в налоговый орган (электронной или бумажной) должны быть указаны следующие сведения:

  • полное наименование организации-пользователя или фамилия, имя, отчество ИП- пользователя;
  • ИННа пользователя;
  • адрес (при расчете в Интернете – адрес сайта пользователя) и место установки (применения) ККТ;
  • наименование модели ККТ и ее заводской номер;
  • наименование модели ФН и его заводской номер;
  • номер автоматического устройства для расчетов (в случае применения ККТ в составе автоматического устройства для расчетов);
  • сведения о применении регистрируемой ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме (в случае применения такого режима);
  • сведения о применении регистрируемой ККТ только при оказании услуг (в случае регистрации автоматизированной системы для БСО);
  • сведения о применении регистрируемой ККТ только при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в Интернете (в случае регистрации ККТ, предназначенной для использования только при осуществлении таких расчетов);
  • сведения о применении ККТ при осуществлении деятельности банковского платежного агента или платежного агента, при приеме ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр (в случае регистрации ККТ, предназначенной для использования при осуществлении такой деятельности) (п. 2 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

Одновременно, пользователь, не позднее одного рабочего дня после подачи заявления, должен посредством ККТ записать в ФН:

  • полученный от налогового органа регистрационный номер ККТ;
  • полное наименование организации-пользователя или фамилию, имя, отчество ИП-пользователя;
  • сведения о ККТ, в том числе о ФН.

После получения электронного заявления специалисты ФНС России в течение одного рабочего дня проведут проверку указанных в заявлении серийных номеров фискального накопителя и ККТ на их наличие в реестрах и направят пользователю регистрационный номер ККТ, который будет неизменен в течение всей жизни кассового аппарата. Отметим, что ККТ, сведения о которой отсутствуют в реестре ККТ, а также ККТ, имеющая установленный и незарегистрированный в реестре фискальных накопителей ФН, постановке на учет не подлежат.

ФОРМЫ И БЛАНКИ
Заявление о регистрации контрольно-кассовой техники

Другие документы

Этот номер, а также иные определенные законом сведения пользователь при помощи непосредственно самого кассового аппарата или компьютерно-кассовой системы, в состав которой входит ККТ, должен записать в фискальный накопитель и сформировать отчет о регистрации, который будет направлен ККТ в налоговый орган. Отчет можно передать также и на бумаге. Все это владельцу онлайн-кассы надлежит проделать в срок не позднее одного рабочего дня с момента получения им регистрационного номера ККТ. А датой подачи отчета в электронной форме при этом считается дата его размещения в кабинете ККТ либо его передачи оператору фискальных данных. В результате сведения о конкретном кассовом аппарате и его пользователе будут отражены в журнале учета ККТ ФНС России (п. 3, п. 13 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

Сведения, представленные пользователем в заявлении о регистрации ККТ сотрудники налоговой инспекции внесут в журнал учета и карточку регистрации ККТ (п. 3 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

В завершение регистрационных действий с ККТ налоговый орган направит в адрес пользователя электронную карточку регистрации ККТ. Этот документ формируется в виде подписанного электронной подписью документа и направляется налоговым органом в адрес пользователя в течение пяти рабочих дней с даты завершения регистрации через кабинет ККТ или посредством ОФД (п. 11 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

Пользователь, получивший карточку регистрации ККТ в форме электронного документа, вправе получить в налоговом органе соответствующую карточку на бумажном носителе (абз. 2 п. 12 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

Таким образом, уже сейчас все регистрационные действия можно произвести дистанционно – без посещения непосредственно налоговой инспекции.

Документы по теме:

  • Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа»
  • Приказ Минфина РФ от 29 июня 2012 г. № 94н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации»
  • Приказ Федеральной налоговой службы от 9 апреля 2008 г. № ММ-3-2/152@ «Об утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники»

Регистрация ККТ в обособленном подразделении

Обновление: 20 февраля 2020 г.

Если организация ведет деятельность через обособленное подразделение и принимает по месту нахождения обособленного подразделения в оплату проданных товаров (работ, услуг) наличные деньги либо банковские карты, то необходимо зарегистрировать ККТ в обособленном подразделении и выдавать покупателям чеки ККТ.

О том, как открыть обособленное подразделение, читайте в отдельной консультации.

Регистрация ККМ обособленного подразделения

Для регистрации ККТ обособленного подразделения в налоговую инспекцию подается заявление. Его можно заполнить:

  • в кабинете ККТ на сайте ФНС и направить в электронном виде. В этом случае заявление подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 4, 5 Приложения к Приказу ФНС от 29.05.2017 N ММВ-7-20/483@);
  • в электронном виде и подать через оператора фискальных данных (п. 10 ст. 4.2 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ);
  • на бумаге, использовав утвержденную форму (Приложение N 1 к Приказу ФНС от 29.05.2017 N ММВ-7-20/484@). Обратите внимание, это заявление можно подать в любую налоговую инспекцию, то есть как в ту, на учете в которой стоит сама организация, так и в ту, на учете в которой стоит обособленное подразделение (п. 1 ст. 4.2 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ). Можно направить бумажное заявление по почте письмом с описью вложения.

В случае регистрации ККТ обособленного подразделения есть следующие особенности заполнения этого заявления (п. 2, 5 Порядка заполнения заявления, утв. Приказом ФНС от 29.05.2017 N ММВ-7-20/484@):

  • в поле «КПП» в верхней части каждой страницы заявления указывается КПП обособленного подразделения. О присвоении обособленному подразделению КПП вы можете прочитать ;
  • заявление подписывается руководителем обособленного подразделения. О назначении руководителя обособленного подразделения читайте в отдельной консультации.

Регистрационный номер ККТ обособленного подразделения

Не позднее следующего рабочего дня после получения заявления налоговая инспекция выдаст (направит) регистрационный номер ККТ (п. 3 ст. 4.2 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ). При регистрации ККТ через кабинет ККТ на сайте ФНС номер отобразится в этом кабинете.

Что еще сделать для регистрации ККМ обособленного подразделения

Не позднее следующего рабочего дня после получения регистрационного номера ККТ нужно сформировать отчет о регистрации ККТ. Для этого надо записать в фискальный накопитель:

  • регистрационный номер ККТ;
  • полное наименование организации;
  • данные о ККТ, фискальном накопителе и т.д.

Далее сведения из этого отчета нужно отправить в налоговую инспекцию через кабинет ККТ, оператора фискальных данных или на бумаге (п. 3 ст. 4.2 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ).

В течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления налоговая инспекция должна выдать вам карточку регистрации ККТ (п. 7, 11 ст. 4.2 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ). Способы получения карточки все те же: через кабинет ККТ, через оператора фискальных данных или на бумаге (п. 11, 12 ст. 4.2 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ).