Реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц

С 1 января 2013 года начал действовать Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности или Федресурс (далее – ЕФСРФДЮЛ). Данный реестр представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством внесения в него сообщений, предусмотренных Федеральными законами. Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации. Информация, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц, подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Формирование и ведение ЕФРСФДЮЛ осуществляются оператором Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц. Для публикации сведений, необходимо создать электронную подпись формата ЕФРСФДЮЛ. С её помощью возможен доступ в личный кабинет. Так же оператор реестра взимает плату, в размере 860 рублей 35 копеек (в том числе НДС 20 % 143 рубля 39 копеек), за каждое публикуемое сообщение и есть сроки публикации, это три рабочих дня с момента возникновения соответствующего факта.

Порядок внесения сведений в Федресурс:

  1. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель переходит на сайт реестра (fedresurs.ru) и с помощью ключа квалифицированной электронной (КЭП) подписи авторизуется на нем.
  2. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель попадает в свой личный кабинет, где выбирает и заполняет соответствующие поля.
  3. В адрес юридического лица или индивидуального предпринимателя выставляется счет на оплату тарифа за размещение записи – 860 рублей 35 копеек (в том числе НДС 20% 143 рубля 39 копеек), оплачивается счет.
  4. Не позднее следующего дня после поступления оплаты сообщение размещается.

В статье 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» перечислены пункты, в которых сообщения вносит в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Сведения, указанные в подпунктах «к» – «п» пункта 7 статьей 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц самостоятельно. В данной публикации хотелось бы осветить вопрос о масштабах действия вышеуказанного реестра.

На сегодняшний день Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц фигурирует во многих других Федеральных законах – это 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»; 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»; 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»; 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге).

Следует также отметить, что ответственность за достоверность и корректность информации, внесенной в Федресурс и размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», несет лицо, внесшее соответствующую информацию в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (п. 4. ст. 7.1. Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Ответственность за нераскрытые сведения:

Ответственность за несвоевременное представление сведений, непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц предусмотрена для должностных лиц согласно ч. 6-8 ст.14.25 КоАП РФ в виде штрафа от 5000 до 50 000 рублей и дисквалификации от 1 года до 3 лет.от

Согласно подпункту 10 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 6-8 ст. 14.25 выше указанного Кодекса, вправе составлять должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (Росреестр).

Итак, в данной статье отражена краткая информация о Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности, но если принять во внимание всё выше изложенное, становятся очевидны как минимум три позиции:

  1. Есть ряд Федеральных законов регламентирующих раскрытие информацию в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц и с каждым годом их перечень увеличивается;
  2. Существуют штрафные санкции;
  3. Росреестр является контролирующим органом.

Ответственность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусмотрена ответственность по КоАП РФ, Статья 14.25. Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

«6. Несвоевременное представление сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в случаях, если такое представление предусмотрено законом, — влечет предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей. 7. Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в случаях, если такое внесение предусмотрено законом, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. 8. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 настоящей статьи, или внесение в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заведомо ложных сведений — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.»

Ответственность для арбитражных управляющих

КоАП РФ, Статья 14.13. Неправомерные действия при банкротстве:

«3. Неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей. 3.1. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, — влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет; наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей.»

Для контролирующих лиц должника в рамках процедуры банкротства.

Пожалуй, самая суровая ответственность за неопубликование сообщения , предусмотрена именно для контролирующих лиц. Статья 61.11. Субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»:

«2. Пока не доказано иное, предполагается, что полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: … 5) на дату возбуждения дела о банкротстве не внесены подлежащие обязательному внесению в соответствии с федеральным законом сведения либо внесены недостоверные сведения о юридическом лице: — в единый государственный реестр юридических лиц на основании представленных таким юридическим лицом документов; — в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в части сведений, обязанность по внесению которых возложена на юридическое лицо.»

Ответственность за нераскрытие сообщения на Федресурсе при реорганизации и ликвидации.

За неопубликование сообщения о ликвидации или реорганизации юридического лица, а равно как и сообщения об уменьшении уставного капитала, предусмотрена ответственность выражающаяся в отказе государственной регистрации реорганизации, ликвидации и уменьшения уставного капитала соответственно.

Публикация информации в едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (журнал «Акционерное общество»)
29 марта 2013 г.

С 1 января 2013 года вступили в силу требования обновленного законодательства публиковать сведения о фактах деятельности юридических лиц в специализированном федеральном информационном ресурсе.

В соответствии с п. 1 ст. 7.1 федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее — ЕФРС) необходимо вносить:

■ сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством российской федерации о государственной регистрации юридических лиц, в число которых входят:

■ сведения, указанные в абз. 2 п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 2 ст. 13.1 федерального закона № 129-фз «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:

«Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.

Реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами;»

■ сведения, указанные в п. 1 ст. 63 ГК РФ:

«Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации;»

■ сведения, предусмотренные п. 7 ст. 7.1 федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а именно:

а) запись о создании юридического лица (в том числе о создании юридического лица путем реорганизации);

б) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации;

в) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;

г) решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц;

д) запись об исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц или о ликвидации юридического лица;

е) запись о прекращении унитарного предприятия, имущественный комплекс которого продан в порядке приватизации или внесен в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества;

ж) запись об уменьшении или увеличении уставного капитала;

з) запись о назначении или прекращении полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица;

и) запись об изменении адреса (места нахождения) юридического лица;

к) сведения о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося акционерным обществом, на последнюю отчетную дату;

л) сведения о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося обществом с ограниченной ответственностью, в случаях, предусмотренных федеральным законом от 8 февраля 1998 года № 14-фз «об обществах с ограниченной ответственностью»;

м) сведения о получении лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, переоформлении лицензии, об аннулировании лицензии или о прекращении по иным основаниям действия лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

н) сведения о вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения;

о) сведения, внесение которых предусмотрено другими федеральными законами;

п) иные сведения, которые юридическое лицо вносит по своему усмотрению, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством российской федерации.

Порядок опубликования сведений в ЕФРС

1. Кто размещает информацию?

Формирование и ведение ЕФРС осуществляется в электронной форме оператором реестра. В соответствии с п. 4 ст. 6 федерального закона № 228-фз от 18.07.2011 г., до определения оператора ЕФРС функции указанного оператора осуществляются оператором единого федерального реестра сведений о банкротстве — ЗАО «Интерфакс». Физически пользователь имеет дело с сайтом в сети интернет www.fedresurs.ru, который является государственным информационным ресурсом и поддерживается агентством «Интерфакс» (далее — федеральный ресурс).

Сведения, предусмотренные подпунктами «а» — «и» п. 7 ст. 7.1 федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в соответствии с абз. 2 п. 8 ст. 7.1 вносятся в ЕФРС налоговой инспекцией самостоятельно.

Остальные сведения вносятся в ЕФРС лицом, на которое юридическое лицо возложило обязанность публиковать данные сведения. Таким лицом является уполномоченный представитель юридического лица, действующий на основании устава общества или выданной ему доверенности. Теоретически несколько юридических лиц могут выдать одному и тому же лицу доверенность на размещение информации в ефрс, однако это не избавит от необходимости получать электронную подпись отдельно по каждой доверенности — дело в том, что чисто технологически в электронной подписи невозможно прописать несколько огрн юридических лиц.

2. Электронная подпись.

В соответствии с п. 5 ст. 7.1, все вносимые в ЕФРС сведения должны подписываться электронной подписью.

Законодательно установлены два вида электронной подписи: простая (например, логин и пароль) и усиленная. Последняя, в свою очередь, может быть квалифицированной либо неквалифицированной.

Усиленная ЭП выдается удостоверяющим центром, «квалифицированность» усиленной ЭП зависит от того, каким удостоверяющим центром она выдана — прошедшим или не прошедшим процедуру специальной аккредитации.

Физически ключ электронной подписи представляет из себя электронный носитель информации (например, USB-токен, который внешне выглядит как флешка).

Не любая квалифицированная подпись подойдет для работы с ЕФРС. Скорее всего, любая из имеющихся электронных подписей не подойдет для работы с федеральным ресурсом.

Для получения электронной подписи следует обратиться в один из аккредитованных удостоверяющих центров. Перечень центров размещен на сайте Минкомсвязи России (http://minsvyaz.ru/ru/directions/?regulator=118 ).

Помимо собственно ключа электронной подписи удостоверяющий центр должен предоставить вам инструкцию по установке программного обеспечения для использования электронной подписи и, возможно, само программное обеспечение. После установки программного обеспечения вы можете проверить корректность работы электронной подписи по адресу http://www.fedresurs.ru/checksignature.aspx. Правда, успешное прохождение проверки электронной подписи не означает, что в подписи установлены необходимые права на внесение сведений в единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, а лишь указывает на корректную установку необходимого программного обеспечения для функционирования электронной подписи.

Как проверить электронную подпись?

Окончательно «проверить» электронную подпись можно, предприняв попытку зайти в личный кабинет с использованием эп.

Если при проверке электронной подписи отображаются сообщения об ошибках, то можно обратиться за помощью в службу поддержки удостоверяющего центра, выдавшего вам электронную подпись, либо непосредственно к оператору федерального ресурса или его партнерам:

Интерфакс: телефон +7 (495) 989-73-68, email: bhelp@interfax.ru;

Ассоциация электронных торговых площадок: сайт http://aetp.ru/, телефон горячей линии — 8-800-2000-100;

ИнфоТеКС интернет траст, сайт: http://iitrust.ru, телефоны: 8-800-250-0-260, для Москвы — (495) 737-93-72.

3. Заключение договора и оплата

Заключение договора осуществляется непосредственно при входе в личный кабинет с использованием сертификата электронной подписи, по схеме, уже апробированной в системе раскрытия информации Интерфакса www.e-disclosure.ru, — то есть вход в личный кабинет по сертификату считается признаком акцепта оферты оператора ЕФРС — ЗАО Интерфакс — об оказании услуг по размещению сообщений в ЕФРС.

Оплата принимается только от юридического лица, обязанного осуществить размещение информации, счет на оплату формируется автоматически информационной системой с использованием сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ.

Информация в ЕФРС размещается только после оплаты услуг. В случае, если предполагается размещение нескольких сообщений в течение определенного периода времени, можно рекомендовать внести предоплату оператору, покрывающую потребности в размещении информации, сразу за несколько сообщений. Раскрытие сообщений в этом случае произойдет в режиме онлайн (при выборе опции «оплата с лицевого счета»). Стоимость размещения одного сообщения составляет 640 рублей с учетом НДС.

Сроки опубликования информации и ответственность

В соответствии с абз. 2 п. 9 ст. 7.1 федерального закона № 129-фз «о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», сведения, которые должно вносить в ЕФРС непосредственно юридическое лицо, необходимо опубликовать в течение трех рабочих дней «с даты возникновения соответствующего факта».

Уведомление о реорганизации, в соответствии с ГК РФ, публикуется после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с интервалом в один месяц. Таким образом, для первой публикации в ЕФРС необходимо удостовериться в том, что запись о начале процедуры реорганизации внесена в ЕГРЮЛ, то есть датой ВОЗНИКНовения соответствующего факта будет дата, когда лицо «узнало или должно было узнать» (получило или должно было получить документально подтвержденные основания) о факте внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Уведомление о ликвидации, в соответствии с ГК РФ, публикуется ликвидационной комиссией (ликвидатором). Соответственно, здесь формально срок три рабочих дня на внесение информации в ЕФРС будет отсчитываться от даты принятия решения участниками юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица и о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора).

Сведения о стоимости чистых активов (СЧА) АО на последнюю отчетную дату становятся известны обществу после составления бухгалтерской отчетности (подписания бухгалтерской отчетности руководителем организации — п. 8 ст. 13 федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г.). Соответственно, публикация АО в ЕФРС сведений о СЧА должна осуществляться после подписания бухгалтерской отчетности за соответствующий отчетный период.

Есть неясность в вопросах о сроках публикации в ЕФРС данной информации АО, для которых является обязательным ежегодный аудит, поскольку в соответствии с п. 10 ст. 13 федерального закона о бухгалтерском учете № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность при наличии обязательности проведения ее аудита должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением. То есть, с одной стороны, можно сделать вывод, что те АО, для которых аудит является обязательным (например, открытые акционерные общества), должны публиковать данную информацию в течение трех дней с даты составления аудиторского заключения. С другой стороны, СЧА — это не бухгалтерская отчетность, и можно сделать иной вывод, что нормы ФЗ «о бухгалтерском учете» не препятствуют опубликованию в ЕФРС информации о СЧА сразу после составления бухгалтерской отчетности.

Сведения о лицензиях и изменении статуса лицензий. С нашей точки зрения, внесение информации о лицензиях и об изменении статусов лицензий в ЕФРС должно отсчитываться от даты, когда лицо узнало (получило документально подтвержденные основания) о факте получения соответствующей лицензии либо об изменении статуса лицензии.

Сведения о вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения. Как и в предыдущем случае, мы полагаем, что внесение информации в ЕФРС должно происходить в срок три рабочих дня с даты, когда юридическое лицо получило документально подтвержденное основание вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения.

Какие риски возникают у компании при неопубликовании данных сведений в ЕФРС или при нарушении срока их опубликования?

Статьями 14 и 21 федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен перечень документов, необходимых для внесения в ЕГРЮЛ записи о создании юридического лица при реорганизации и для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица. В этих перечнях нет документов, подтверждающих факт опубликования соответствующей информации в ЕФРС, равно как не упоминается требование публиковать информацию в ЕФРС ни в абз. 2 ст. 51 федерального закона № 14-ФЗ от 08.02.1998 г. «об обществах с ограниченной ответственностью», ни в п. 6 ст. 15 федерального закона «об акционерных Обществах» № 208-ФЗ от 26.12.1995 г., которые указывают, что «государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном настоящим пунктом». При этом соответствующие пункты законов не содержат упоминания необходимости публиковать эти сведения в ЕФРС.

В то же время нельзя исключить, что в перспективе такие требования могут быть введены, либо что в некоторых случаях ИФНС будет требовать подтверждения факта публикации информации в ЕФРС по аналогии с подтверждением факта уведомления кредиторов через СМИ, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц (сейчас — вестник государственной регистрации). То есть определенный риск отказа во внесении соответствующих записей в ЕГРЮЛ присутствует.

Спорным представляется и вопрос возможности привлечения к административной ответственности за неопубликование или несвоевременное опубликование информации в ЕФРС. В КОАП РФ есть статья 14.25 «нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Теоретически нельзя исключать применения в случае с опубликованием сведений о реорганизации или ликвидации пункта 3 статьи 14.25, который гласит:

«Непредставление, или несвоевременное представление сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.»

Административный состав в данной ситуации представляется спорным в связи с тем, что в КоАПЕ дается отсылка на то, что представление сведений должно быть предусмотрено федеральным законом. В то же время пока ни в одном федеральном законе в явном виде нет требования представлять в ФНС информацию о размещении сообщений о реорганизации или ликвидации юридического лица в ЕФРС в рамках установленных процедур.

Более серьезным представляется риск возможности применения ст. 15.19.2 КоАП РФ — «нераскрытие или нарушение эмитентом порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами», штраф от 700 тысяч до 1 млн рублей. Дело в том, что в соответствии с п. 1 ст. 30 федерального закона «О рынке ценных бумаг» раскрытие информации — процедура, гарантирующая нахождение и получение информации. Правда, ст. 15.19.2 может быть применена только к эмитентам ценных бумаг — то есть к ОАО и ЗАО, а также тем ООО, которые осуществили размещение облигаций.

Вопросы, связанные с публикацией конкретных сведений в ЕФРС

В отношении «сведений о стоимости чистых активов АО на последнюю отчетную дату» возникает справедливый вопрос, на какие отчетные даты должна осуществляться такая публикация. Статья 13 федерального закона «о бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. Устанавливает, что составление годовой бухгалтерской отчетности является обязательным для всех экономических субъектов, а составление промежуточной бухгалтерской отчетности необходимо в случае, если это установлено законодательством РФ. Минфин России в своем информационном письме № ПЗ-10/2012 в качестве примера, когда составление промежуточной отчетности необходимо в соответствии с законодательством, приводит ст. 30 федерального закона «о рынке ценных бумаг» № 39-ФЗ, в которой предусмотрено, что промежуточная бухгалтерская отчетность за 3-6-9 месяцев раскрывается в составе ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг.

Таким образом, можно однозначно рекомендовать всем АО размещать в ЕФРС информацию о стоимости чистых активов по данным годовой бухгалтерской отчетности, а в случаях, когда АО обязано раскрывать ежеквартальные отчеты эмитента ценных бумаг, — также информацию о СЧА по данным промежуточной бухгалтерской отчетности за 3-6-9 месяцев.

Сведения о стоимости чистых активов ООО. Федеральный закон № 14-ФЗ от 08.02.1998 г. Не устанавливает прямой обязанности общества публиковать информацию о СЧА в ЕФРС либо иным образом. Однако в соответствии с п. 2 ст. 49 упомянутого закона ООО в случае публичного размещения облигаций обязано ежегодно публиковать годовой отчет, в составе которого обязательно должен присутствовать раздел о состоянии чистых активов (п. 3 ст. 30 упомянутого закона). Таким образом, можно сделать косвенный вывод об обязательности публикации в ЕФРС информации о СЧА тех ООО, у которых были публично размещены облигации.

Сведения о лицензиях и изменении статуса лицензий. Виды деятельности, подлежащие лицензированию, а также общие принципы и правила осуществления лицензирования установлены в настоящее время федеральным законом от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Следует отметить, что указанный федеральный закон не распространяется на виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, предусмотренные федеральным законом от 25.02.1999 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг», а также при лицензировании кредитных организаций, страховщиков, клиринговых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, специализированных депозитариев инвестиционных фондов и др. (исключения установлены в п. 2 ст. 1 указанного федерального закона). В ряде отраслей лицензирование заменяется на саморегулирование, при этом формально информация об участии в СРО и о получении допусков на отдельные виды работ, выдаваемые СРО, под размещение в ЕФРС пока не подпадает.

Сведения, внесение которых предусмотрено другими федеральными законами. В настоящее время внесение иных сведений действующими федеральными законами не предусмотрено, однако с 10.01.2014 г. Вступают в силу изменения в федеральный закон «о нотариате», в соответствии с которыми в ЕФРС будет вноситься информация о залоге движимого имущества юридических лиц.

Иные сведения, которые юридическое лицо вносит по своему усмотрению. Формально юридическое лицо может по собственному усмотрению публиковать в ЕФРС любую информацию, которую посчитает необходимой. Так, некоторые компании рассматривают ЕФРС как альтернативный, дополнительный канал распространения информации и собираются публиковать в ЕФРС сообщения о существенных фактах, предусмотренные федеральным законом № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг».

Центр обучения «Клерка»📌 Реклама

Кроме того, благодаря изменениям будет обеспечена публичность сведений по взысканию просроченной задолженности.

Что такое Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц?

Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее — ЕФРСФДЮЛ) — это федеральный информационный ресурс, в котором содержатся юридически значимые сведения о фактах деятельности юрлиц, ИП и иных субъектов экономической деятельности (например, о стоимости чистых активов АО или о залоге юрлицом движимого имущества).

Часть сведений в ЕФРСФДЮЛ вносит регистрирующий орган (например, о создании юрлица), а часть — само юрлицо (например, о получении лицензии).

Какую новую информацию должны вносить юрлица в ЕФРСДЮЛ?

В Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юрлиц, ИП и иных субъектов экономической деятельности теперь в обязательном порядке нужно вносить: 📌 Реклама Отключить

  • сведения о продаже предприятия или передаче его в аренду;
  • уведомление о ликвидации юрлица;
  • уведомление о реорганизации юрлица;
  • уведомление об уменьшении уставного (складочного) капитала юрлица;
  • сведения о кредиторе, должнике и лице, привлекаемом для взаимодействия с должником в целях возврата просроченной задолженности, т.е. информацию о привлечении кредиторами коллекторов. При этом установлены особый порядок предоставления данных сведений из реестра, ограничения в части размещения в открытом доступе сведений о должнике.

В каких ещё случаях организации нужно подавать сведения в реестр?

Юрлица вносят сведения в случаях, установленных в пп. «к» — «н.3» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП, а также в случаях, предусмотренных другими федеральными законами. Например, юрлицо должно вносить в ЕФРСФДЮЛ сведения: 📌 Реклама Отключить

  • о стоимости чистых активов АО или ООО (в случае если оно публично разместило облигации или иные эмиссионные ценные бумаги) на последнюю отчётную дату;
  • об обременении залогом принадлежащего юрлицу движимого имущества;
  • о возникновении признаков недостаточности имущества в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);
  • о получении лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, переоформлении лицензии, об аннулировании лицензии или о прекращении по иным основаниям действия лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;
  • о результатах проведения обязательного аудита. Такие сведения вносятся в реестр ежегодно;
  • о заключении договора финансовой аренды (лизинга). Такие сведения вносятся лизингодателем.

Как юрлицу подать сведения в ЕФРСФДЮЛ?

Сведения для внесения в реестр подаются через интернет-сайт оператора в форме электронного сообщения, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью или через нотариуса за отдельную плату. 📌 Реклама Отключить

В какой срок нужно подавать сведения?

По общему правилу для юрлиц срок внесения сведений — 3 рабочих дня с даты возникновения соответствующего факта. Следует учитывать, что другими нормативными актами может быть установлен иной срок. В этом случае сведения следует вносить в срок, установленный такими актами. Например, срок размещения сообщения об отчёте оценщика — 10 рабочих дней с даты принятия отчёта об оценке объекта.

Платная ли подача сведения?

Да, размещение сведений в ЕФРСФДЮЛ платное. Сейчас нужно платить за каждое размещение информации.

При этом поправками установлено, что не позднее 1 июля 2020 года должна появиться возможность размещать информацию в реестр за ежемесячную плату. Её размер будет равен 10-кратной стоимости одного размещения сведений соответствующего типа.

📌 Реклама Отключить

Предусмотрена ли ответственность за невнесение сведений в ЕФРСФДЮЛ?

Да, за несвоевременное внесение сведений в реестр ответственность несёт руководитель юрлица в виде штрафа в размере 5 тыс. рублей, а за невнесение (или внесение недостоверных сведений) — в виде штрафа от 5 тыс. до 10 тыс. рублей. За повторное непредставление или представление недостоверных сведений в течение года руководителя могут оштрафовать на сумму от 10 тыс. до 50 тыс. рублей или дисквалифицировать на срок от 1 года до 3 лет.

Что ещё поменялось?

Поправками уточнены требования в части внесения сведений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП. В частности, определены основания и порядок исключения сведений об ИП из ЕГРИП по решению регистрирующего органа. 📌 Реклама Отключить

Кроме того, установлено, что по истечении 30 дней со дня опубликования конкурсным кредитором, должником, работником, бывшим работником должника уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом сведения, содержащиеся в уведомлении, утрачивают силу.

Когда Закон № 377-ФЗ вступает в силу?

Документ вступил в силу 12 ноября 2019 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

Федеральным Законом №391-ФЗ от 29.12.2015 в КоАП РФ внесены изменения, которыми вводится ответственность за непредставление или несвоевременное представление информации в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРСФДЮЛ), а именно — раскрытие определенных сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в сети Интернет на странице: http://www.fedresurs.ru

Теперь КоАП предусматривает санкции на должностных лиц за несвоевременное представление информации в ЕФРСФДЮЛ — предупреждение или штраф 5 тысяч рублей, за непредставление информации — штраф от 5 до 10 тысяч рублей. За повторные нарушения порядка предоставления сведений в ЕФРСФДЮЛ — штраф от 10 до 50 тысяч рублей или дисквалификация. Привлекать к ответственности уполномочена ФНС России.

Включение сведений в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц осуществляется на основании статьи 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с 1 января 2013 года.

Обязательному раскрытию в течение 3-х рабочих дней с момента наступления соответствующего факта подлежит следующая информация:

  • сведения о стоимости чистых активов акционерного общества;
  • сведения о стоимости чистых активов общества с ограниченной ответственностью, в случаях, предусмотренных ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
  • сведения о получении лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, переоформлении лицензии, об аннулировании лицензии или о прекращении по
  • иным основаниям действия лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;
  • сведения о вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения;
  • сведения об обременении залогом принадлежащего юридическому лицу движимого имущества;
  • сведения, внесение которых предусмотрено другими федеральными законами (например, отчет об оценке).