Реестр ответственных за бдд на сайте минтранса

Какие требования выдвигают к автомобильным перевозкам?

В сфере грузовых перевозок действуют определенные стандарты. Они касаются обслуживания, состояния автомобильного транспорта, квалификации и обязанностей экипажа.

Правила грузовых перевозок

Одним из основополагающих документов в этой сфере являются Правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Они были утверждены Постановлением Правительства РФ за № 272 от 15.04.11. Текст содержит требования к автомобильным перевозкам — порядок организации, обеспечения целостности и товарного вида материальных ценностей, необходимые условия при перемещении опасных веществ и продукции. Здесь содержатся примеры документального оформления услуги, определяются основные термины — тяжеловесный и крупногабаритный транспорт, грузовое место, партия.

Перевозка опасных грузов регулируется еще и ДОПОГ. Нормы, применяемые к товарам с коротким сроком хранения, осуществляются по Соглашению о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов.

Правила безопасности на дорогах

Требования к таким перевозкам распространяются и на область безопасности дорожного движения. В частности, данным нормативным документом вводятся ограничения на массу и размеры перевозимых грузов.

Согласно ПДД, перевозки личным и коммерческим транспортом разрешены, если перевозимые предметы не перекрывают обзор, не создают шума, не пылят и не закрывают приборы освещения снаружи ТС. В тексте прописываются правила перемещения по дорогам крупногабаритных изделий, маркировки, использования специальных знаков и дополнительных осветительных приборов.

На международных маршрутах перевозчики руководствуются договорами, которые Россия заключила с другими государствами или профильными организациями.

Требования к транспорту

Техническое состояние и оборудование грузовиков и прицепов должно быть таким, чтобы при их эксплуатации товары, сам водитель или сторонние участники дорожного движения были в максимальной безопасности. Поэтому нужно, чтобы автомобили, прицепы и полуприцепы отвечали определенным стандартам.

Вид подходящего транспорта устанавливают методом технико-экономического анализа, сравнивая возможные варианты перевозки. Выбирают тот, что наиболее эффективен по экономическим, технологическим и другим соображениям. В ряде случаев прибегают к экспертному методу.

Грузовые перевозки могут осуществляться только тогда, когда состояние техники соответствует принятым нормам.

К кабине предъявляются следующие требования:

  • плавное движение боковых стекол;
  • исправность сидений — без провалов, выступающих пружин, рваной обивки;
  • показатели уровня шума, соответствующие значениям, предусмотренным ГОСТ, санитарными, гигиеническими нормами и правилами;
  • работоспособность отопительных приборов;
  • наличие коврика на полу — без отверстий или каких-либо других повреждений;
  • исправное состояние фиксирующих элементов, ограничителей двери салона, капотов.

Уплотнители на узлах управления грузовиком должны быть в рабочем состоянии, чтобы не допускать попадания отработанных газов в салон. Колесные диски надежно крепятся на ступицах, в элементах деталей отсутствуют трещины, вмятины, выпуклости. Замочные кольца дисков правильно установлены и исправны.

Электрооборудование должно гарантировать включение двигателя при помощи стартера, своевременное зажигание смеси, работу осветительных приборов, сигнализации, контрольного оборудования.

Согласно правилам, в транспортном средстве должно всегда присутствовать не менее двух специальных упоров для колес, широкая подкладка под пяту домкрата, информирующий об аварийной остановке знак и красный фонарь с функцией мигания. В каждом автомобиле ПДД предписывают иметь аптечку, огнетушитель. Если продолжительность рейса превышает сутки, то дополнительно потребуются козелки из металла, лопата, устройство для буксировки, предохранительная вилка для замочного кольца колеса. В холодное время года комплект дополняется цепями против скольжения.

Требуется, чтобы ручка пусковой рукоятки была исправной, имела прямую шпильку нужной длины и прочности. Храповики коленчатого вала должны иметь несработанные прорези. Если транспорт используется на уборке урожая, то на выпускных трубах устанавливаются искрогасители.

Не допускаются такие неполадки:

  • поломанные брусья, доски на кузове, что становится причиной травм и потери груза;
  • погнутость дисков;
  • повреждения изоляции электрооборудования;
  • протекание электролита и других технических жидкостей;
  • искрообразование в проводах и зажимах электросистемы;
  • вмятины, трещины и пробои выпускной трубы и глушителя.

Отработанные газы запрещается применять в качестве теплоносителя, но подогревать ими последний разрешается. Автомобильные перевозки собственным транспортом будут более безопасными, если состояние соответствует вышеописанным требованиям.

В грузовиках, используемых к ним прицепах, полуприцепах надо обеспечить свободное открытие бортов. Обязательной является исправность всех петель и запоров, откидных стоек, щитов, стопоров, стояночного тормоза. В полуприцепах должны присутствовать седельные устройства, передние опоры, на которые опирается средство, будучи отцепленным от тягача.

В автомобилях и прицепах-самосвалах проверяют механизмы, которые отвечают за удержание кузова поднятым, чтобы не допустить его произвольного опускания. Важно исключить вероятность самовольного открытия борта. Несоблюдение этого пункта приводит к потере груза и авариям на дороге.

Особые требования предъявляются к оснастке автомобилей, которые перевозят опасные грузы. Они касаются как конструкции, так и оснащения, маркировки. Подробно эти нормы излагаются в ДОПОГ.

Требования к водителю грузовика

К сотруднику, осуществляющему грузовые перевозки, предъявляется ряд требований. Управлять транспортным средством позволяется, только если есть национальные права. Для работы в данной отрасли они должны быть не ниже категории В. Водитель обязан знать:

  • как устроен грузовик и другая техника, используемая для транспортирования;
  • каким образом взаимодействуют основные механизмы, приборы, узлы;
  • принцип работы различных типов тахографов — контрольных устройств, устанавливаемых на борту автомобиля, регистрирующих скорость транспортного средства, фиксирующих чередование периода труда и отдыха экипажа.

От водителя требуют знания положений правил и инструкций по технике безопасности, охране труда. Эти нормы он обязан соблюдать при техническом осмотре автомобиля, обращении с материалами, которые используются при эксплуатации вверенных ему транспортных средств, осуществлении погрузки и разгрузки, если они предусмотрены договором. Обязательно четко следовать положениям рекомендаций относительно эксплуатации автомобиля, прицепных устройств для перевозки грузов.

В обязанности водителя входит соблюдение условий перевозки грузов автомобильным транспортом, в частности, контроль за надежным и правильным положением и креплением перевозимых товаров, емкостей. Поэтому он обучается основным приемам погрузки, особенностям транспортировки. Если центр тяжести в дороге сдвинется вправо или влево, то автомобиль может опрокинуться на повороте, а перемещение в заднюю часть кузова чревато потерей сцепления передней пары колес с дорожным полотном, опрокидыванию назад, если на дороге обнаружится крутой подъем.

Больше требуют от водителя, которого нанимают на работу по перевозке опасных грузов. Он обязан усвоить такие знания и навыки:

  • основную информацию об опасных грузах — знать виды опасности, маркировку, применяемые знаки;
  • правила транспортировки таких грузов, нормы техники безопасности;
  • превентивные меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
  • действия в случае аварии;
  • основные требования к погрузке, разгрузке, совместной перевозке веществ;
  • мероприятия по оказанию первой помощи пострадавшим и другое.

Все эти знания он получает при прохождении специального курса обучения, по окончании которого выдается свидетельство. В этом случае также прописаны требования к водительскому стажу соискателя — не меньше года по соответствующей категории. Еще одно условие — за последние 12 месяцев на него не должно накладываться взысканий за нарушение ПДД в виде административного ареста или лишения прав.

Водители транспортных средств, перевозящих опасные вещества, обязаны неуклонно соблюдать нормы ДОПОГ.

Качество услуги

ГОСТ Р 51005–96 устанавливает требования перевозки грузов автомобильным транспортом. Стандартом вводится номенклатура показателей качества, которые берутся за основу в нормативных законопроектах, утверждаемых согласно действующему законодательству.

По документу, транспортной услугой называют результат деятельности индивидуального предпринимателя или транспортной компании по перемещению материальных ценностей, что отвечает потребностям отправителя, при условии сохранения груза и своевременности доставки.

Содержание транспортной услуги определяют по отраслевым и межотраслевым классификаторам, в частности, ОК 002 «Общероссийский классификатор услуг населению».

Согласно ГОСТ Р 51005–96, введены группы показателей качества по свойствам грузовых перевозок. Это:

  • своевременность — доставка к назначенному сроку, регулярность, срочность;
  • сохранность — отсутствие потерь, повреждений, загрязнений;
  • экономические индикаторы — удельные затраты и удельные полные расходы на доставку, разгрузку, погрузку, складские работы, процент транспортных издержек в себестоимости продукции.

Грузоперевозки — весьма сложная отрасль, несмотря на кажущуюся простоту самой услуги. Она предъявляет множественные требования к организации перевозок, безопасности на дорогах и на производстве, охране труда. Только четкое исполнение всех правил позволит и перевозчику, и заказчику достигнуть желаемого результата.

Логистика как наука занимается изучением материальных и нематериальных потоков и имеет множество подвидов. Транспортная логистика занимается обеспечением перевозки грузов с использованием различных видов транспорта. На сегодня доля затрат на транспортировку товаров составляет порядка 50% от совокупных логистических расходов. При этом качество перевозок может оказывать существенное влияние на уменьшение транспортных расходов, в доле, сопоставимой с себестоимостью грузоперевозок. Именно поэтому транспортная логистика является важнейшим звеном в современном бизнесе.

Какие права и обязанности у логиста по грузоперевозкам.

Само понятие «транспортная логистика» впервые было озвучено во время Общеевропейского Конгресса, проводившегося в столице ГДР в 1974 году. Именно тогда и были зафиксированы основные цели, задачи и сферы приложения нового направления в бизнесе. Если описать транспортную логистику в общедоступных терминах, то это организация доставки любых партий товара в конкретное место назначения в оговоренные сроки, при этом задача сводится к минимизации транспортных и сопутствующих расходов посредством оптимизации маршрута движения. Рынок логистических услуг в развитых странах сформировался как отдельное направление в 90-е годы, и с тех пор его объемы растут по закону арифметической прогрессии (примерно на 20% ежегодно). В России данное направление начало развиваться по мере становления рыночной экономики и продолжает прогрессировать по сей день.

Следует отметить, что по темпам развития отечественная транспортная логистика всё ещё отстаёт от западной, что связано с дефицитом культуры ведения бизнеса. Сказывается также отсутствие в логистических компаниях бизнес-планов, которые бы достаточно прозрачно разграничивали права и обязанности специалистов данного профиля. Имеются и другие факторы, оказывающие отрицательное воздействие на становление российской транспортной логистики:

  • дестабилизирующие экономическую ситуацию в стране причины;
  • отставание в темпах развития промышленного производства;
  • недостаточно высокий уровень МТБ;
  • откровенно плохое состояние транспортной инфраструктуры.

Но и поводы для оптимизма есть, поскольку медленно, но уверенно налаживается введение в строй новых объектов, входящих в систему снабжения/сбыта товаров. Не стоит на месте и подготовка специалистов соответствующего профиля. И хотя пока транспортный логист высокого уровня всё ещё профессия дефицитная, но сдвиг в этом направлении имеется. Транспортная логистика как сфера бизнеса подразделяется на внутреннюю, отвечающую за транспортировку товаров между подразделениями и филиалами одной компании, внешнюю (когда доставка товара происходит от производителя к представителям дистрибьюторской сети) и международную (интернациональные грузоперевозки).

Различают следующие категории транспортных перевозок:

  • унимодальные, когда для доставки товара используется один вид транспортных средств;
  • мультимодальные, когда за организацию грузоперевозок отвечает один организатор, а сама доставка товара производится с использованием разных видов транспорта, при этом в качестве официального перевозчика обычно выступает тот вид транспорта, на долю которого приходится большая часть маршрута, а остальные являются клиентами;
  • интермодальные, особенностью которых является наличие одного организатора и нескольких используемых разновидностей транспорта. При этом организатор отвечает за процедуру транспортировки товароматериальных ценностей от начальной точки до конечной через промежуточные (перевалочные) пункты. Сфера ответственности носит совокупный характер и делится равномерно между всеми участвующими в процессе перевозчиками;
  • смешанные, основной характеристикой которых можно назвать использование двух разновидностей транспортных средств (например, автомобильного и морского). Одно из ТС используется для транспортировки груза до места базирования другого, без наличия перевалки с промежуточным складированием товара;
  • комбинированные, работающие по той же схеме, что и смешанные. Но с использованием большего количества видов ТС.

Что входит в обязанности транспортного логиста

Отличие транспортной от транспортно-логистической компании вполне очевидно: задача первых – осуществлять перевозку грузов в соответствии с предоставленным маршрутным листом, функции логистической фирмы гораздо шире: организация доставки товара таким образом, чтобы соблюсти сроки и минимизировать расходы грузообладателя. Такая задача по силам только достаточно опытному и квалифицированному логисту по грузоперевозкам. В чём заключается работа логиста по грузоперевозкам? Перечень основных обязанностей транспортного логиста включает следующие пункты:

  • формирование и осуществление контроля на всех этапах за транспортной цепочкой, включая определение способа транспортировки, оптимизацию маршрута с учётом большого количества разноплановых факторов, координация работы участников грузоперевозок;
  • управление процессом складирования товара, погрузочными работами (включая приём груза, его дробление и планировка размещения на складских площадях, контроль за своевременностью отгрузки);
  • ведение автоматизированного документооборота (чаще всего – с использованием комплекса 1С);
  • учётные операции – составление договоров, счётов-фактур, контроль за исполнением договорных пунктов, формирование отчётности, анализ совокупных затрат на логистическую составляющую;
  • контроль за работой водителей на всех этапах грузоперевозок;
  • фрахтование транспорта на оптимальных для заказчика условиях;
  • документальное сопровождение ВЭД, включая составление сопроводительных документов в соответствии с действующим таможенным законодательством, формирование таможенных деклараций, оформление согласований касательно поставок нестандартных/опасных грузов, контроль за оплатой таможенных пошлин.

Как видим, круг обязанностей логиста достаточно обширен и требует наличия опыта и соответствующих знаний.

Логист по грузоперевозкам, являющийся штатным работником крупной компании, вынужден ежедневно общаться с десятками людей, включая представителей клиента, перевозчиков, партнёров, контрагентов. Это предполагает наличие у специалиста определённых качеств: стрессоустойчивости, знания человеческой психологии, умения общаться на языке любой категории собеседников, от грузчиков до руководителей компаний. Другими словами, специалист по логистике должен быть в своём роде настоящим универсалом.

Логист по грузоперевозкам должен знать географию основных потоков поставок товаров, иметь познания в таможенном/транспортном законодательстве, изучить основы страхового дела, быть неплохим специалистом в бухгалтерской, налоговой, финансовой сфере, владеть как минимум английским языком (знание ещё нескольких будет огромным плюсом). Обязательным считается свободное владение пакетом офисных программ, а также обладание знаниями в области документооборота. Хороший транспортный логист должен уметь быстро и правильно решать самые сложные проблемы, возникающие в процессе осуществления грузоперевозок.

Перечень требований к транспортному логисту

Логистику трудно заключить в рамки определённой бизнес-структуры, поскольку её область деятельности охватывает огромное число разнопрофильных организаций и компаний, относящихся к производственной, транспортной, торговой и другим сферам. Именно поэтому профессия логиста становится всё более востребованной. В то же время она предъявляет к обладателю этой специальности повышенные требования, налагая и соответствующую ответственность.

Основная обязанность логиста по грузоперевозкам – грамотно и в оперативном режиме организовать доставку товара, который является жизненно важным для осуществления цикла производственной деятельности заказчика, а также скоординировать его транспортировку от места погрузки до конечной точки складирования. Специалист высокого уровня должен обладать достаточными знаниями, чтобы найти выход в случае возникновения любых форс-мажорных обстоятельств, связанных с доставкой конкретной партии товара.

Обладание навыками организации процесса доставки товара входит в базовые требования к данной профессии. А ещё от транспортного логиста требуется умение организовывать и контролировать наиболее эффективные условия и методы складирования и хранения продукции различного назначения. Необходим опыт сотрудничества работы с таможенными и транспортными службами, включая морских/речных и авиаперевозчиков, а также МПС. Крупные логистические компании буквально охотятся за специалистами, имеющими опыт сотрудничества с международными перевозчиками, хорошо разбирающимися в способах автоматизации логистической инфраструктуры, умеющими работать с масштабными грузопотоками.

Такую тенденцию можно объяснить существенным уменьшением роли импорта потребительских товаров, а также появлением на рынке предоставлении логистических услуг фирм, специализирующихся на таможенной очистке грузов различного назначения. Любая компания, осуществляющая макроэкономическую деятельность, ожидает от логиста наличия умения интегрировать функционирование корпоративных подразделений с целью обеспечения высокой оперативности и снижения себестоимости потока грузоперевозок. Должностная инструкция логиста по грузоперевозкам предусматривает также свободное владение компьютером и пакетом программ 1С, хорошее ориентирование в документообороте любой направленности и масштаба и наличие достаточного опыта работы в сопредельных сферах.

Рынок труда всё ещё испытывает дефицит в специалистах в сфере логистики, соответствующих всем перечисленным требованиям, но и оплата труда логистов гораздо выше, чем у представителей многих других технических специальностей.

Должностные обязанности транспортного логиста

Логист по грузоперевозкам – это специалист, основной задачей которого является оптимизация транспортных потоков. Сфера его деятельность охватывает все этапы грузоперевозок, от составления оптимальных схем и маршрутов движения по сопровождения грузов и оформления приёмо-сдаточной документации. В силу сложности поставленных задач менеджер по логистике относится к звену руководящего состава. На эту должность принимают специалистов с высшим образованием (экономическим/техническим) и желательным опытом практической работы в данной сфере. Логист по грузоперевозкам должен знать:

  • нормативную базу, касающуюся всех аспектов логистической деятельности;
  • основы планирования бизнес-процессов;
  • базовые принципы построения оптимизированных логистических систем и связей;
  • основы транспортного/таможенного законодательства;
  • современные принципы организации схем грузоперевозок с привлечением всех видов транспортных средств;
  • способы управления складскими запасами;
  • основы науки составления бизнес-планов, соглашений, договоров, контрактов;
  • методы анализа спросов на продукцию компании, способы изучения конъюнктуры рынка;
  • как оформлять транспортную, снабженческую, таможенную, складскую, финансовую документацию;
  • методы логистического анализа и соответствующий математический аппарат;
  • основы финансового, маркетингового управления;
  • базовые знания в области социологии, психологии, навыки делового общения;
  • в обязанности логиста по грузоперевозкам входит знание норм организации ОТ и соблюдения правил ТБ при осуществлении грузоперевозок.

Типовая должностная инструкция транспортного логиста включает такие пункты, как общие положения, касающиеся данной профессии, должностные обязанности и права, условия работы и ответственность специалиста. Функциональные обязанности транспортного логиста:

  • выработка логистических рекомендации по управлению цепями транспортных поставок, документальное обоснование рекомендаций;
  • составление оптимальных транспортных маршрутов грузоперевозок;
  • обеспечение доставки партий товара в оговоренные сроки с минимизацией транспортных и сопутствующих затрат;
  • организация и контроль мероприятий, направленных на обработку, отправку, складирование грузов и сопроводительной документации;
  • осуществление мер по обеспечению сохранности перевозимых грузов с целью их своевременной доставки;
  • выбор наиболее эффективных видов транспорта, контроль за их наличием, организация оптимальной транспортировки товара, организация и контроль за осуществлением погрузочно-разгрузочных операций;
  • оформление инструкций по транспортному сопровождению перевозимых товаров;
  • организация размещения груза в случае его доставки по месту назначения, контроль за правильностью составления приёмо-сдаточных актов;
  • ведение отчётности и учёта с использованием автоматизированных рабочих мест, составление документов, подтверждающих соблюдение сроков грузоперевозок;
  • обеспечение сохранности товара во время транспортировки и при перевалке груза;
  • отслеживание маршрута передвижения транспортных средств, задействованных в грузоперевозках с использованием современных средств слежения;
  • принятие необходимых мер в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств на пути следования товара;
  • обеспечение роста прибыльности компании благодаря снижению себестоимости логистических поставок;
  • участие в мероприятиях, направленных на повышение квалификации логиста по грузоперевозкам.

Ответственность транспортного логиста, служебные взаимоотношения

Являясь специалистом, принимающим важные решения, касающиеся оптимизации логистических схем компании, логист по грузоперевозкам является лицом, несущим ответственность за следующие действия:

  • невыполнение в полном/частичном объёме должностных обязанностей, определённых ДИ, приказов/распоряжений начальства;
  • ухудшение эффективности производственного процесса в результате принятия непродуманных и неоптимальных логистических решений;
  • искажение результатов деятельности логистической службы;
  • нарушение работником трудовой дисциплины, несоблюдение внутреннего распорядка;
  • бездействие при возникновении ситуаций, представляющих опасность для компании;
  • поведение во время выполнения должностных обязанностей, не соответствующее принятым моральным нормам;
  • расточительство финансовых и материальных активов компании;
  • предоставление контрагентам неправдивых данных;
  • срыв сроков предоставления руководству отчётности;
  • нарушение принципов конфиденциальности/коммерческой тайны.

В процессе выполнения штатных обязанностей транспортный логист взаимодействует с бухгалтерией, складами, техотделом, производственно-экономическим подразделением, ОТК, службой охраны компании и инженерным подразделением.

Права транспортного логиста

Согласно ДИ, логист по грузоперевозкам обладает следующими правами:

  • предоставлением в распоряжение специалиста рабочего места, в полной мере соответствующего отраслевым нормативным требованиям ОТ и условиям, определённым коллективным/трудовым договором;
  • обеспечением своевременной выплаты зарплаты, размер которой соответствует квалификации специалиста, сложностью функциональных обязанностей, качественными/количественными оценками проделанной по результатам отчётного периода работы;
  • правом на отдых, предоставление положенных выходных/праздничных дней, оплачиваемых отпусков согласно графику;
  • правом на повышение квалификации в рамках КЗоТ РФ;
  • вступлением в профсоюзные организации с целью соблюдения прав работников;
  • возможностью участия в управлении компанией в рамках трудового договора и действующего законодательства;
  • правом на возмещение вреда, нанесённого здоровью во время исполнения должностных обязанностей;
  • правом на социальное страхование в рамках действующих федеральных законов;
  • беспрепятственным предоставлением документов, касающихся сферы профессиональных интересов транспортного логиста.

Как стать логистом по грузоперевозкам

Отечественные образовательные учреждения до сих пор предоставляют минимум возможностей по получению логистической специальности, поэтому дефицит работников данной специальности не уменьшается. Значительную часть знаний и навыков, касающихся трудовой деятельности логиста, можно получить посредством посещения частных курсов или работая в небольшой компании с соответствующим окладом. Общие теоретические знания можно получить и самостоятельно, изучая все возможные направления логистической науки, включая базовые методики составления маршрутов, изучение видов транспорта и их особенностей, принятой в России и за рубежом классификации грузов.

Если обучение в высшем учебном заведении по данной специальности недоступно, имеется возможность пройти курсы дистанционного обучения, позволяющие стать логистом по грузоперевозкам в результате изучения следующих дисциплин:

  • курс ЕШКО по специальности «логистика», включающий высылку 30-ти занятий и работу с назначаемым индивидуально преподавателем. Примерная стоимость курса стартует с отметки 10 у.е./месяц. По каждому занятию учащийся получает журнал с методическими указаниями, позволяющими осваивать специальность в оффлайн-режиме;
  • курс транспортной логистики имеется возможность изучать на портале «Лекториум». Программа обучения включает изучение порядка 50 видеоматериалов и работу над 16 практическими заданиями. Длительность обучения – 16 недель. В качестве организаторов курса выступает политехнический институт Санкт-Петербурга. Обучение бесплатное;
  • учебные курсы, организуемые МГТУ. За 400 у.е. вам будет представлена возможность присутствия на восьми практических занятиях, несколько из них будут проведены с выездом в компанию, имеющую штатную единицу «транспортный логист». Программа соответствует профстандарту специальности «Специалист по логистике в транспортной сфере». Все занятия проводятся в форме вебинаров;
  • портал Eco-gruzovoz.com предлагает адаптированный для стран СНГ экспресс-курс стоимостью 150 у.е, который включает 10 часов теоретических занятий, дополненных практическими занятиями. Продолжительность курса – 10 дней.

Кроме основной специальности, будущему логисту по грузоперевозкам будет полезным изучение смежных дисциплин, которые помогут получить высокооплачиваемую работу:

  • Microsoft Excel, Word, комплекс программ 1С;
  • английский язык будет необходим, если вы планируете специализироваться на международных перевозках;
  • методика эффективных продаж пригодится в любом случае, поскольку логист должен обладать отличными коммуникативными навыками;
  • тайм-менеджмент позволит освоить навыки правильно распределять время как в рамках организации работы самого логиста, так и в границах его должностных полномочий;
  • психология личности – очень полезная дисциплина для тех, кто вынужден много общаться с клиентами с целью налаживания полезных контактов и решения логистических проблем;
  • география – одна из базовых дисциплин для транспортного логиста. Без умения ориентироваться хотя бы в собственном регионе вам нечего делать в данной специальности, а знание часовых поясов и навыки работы с картами будут очевидным плюсом.

Если вы ищете варианты, как стать логистом по грузоперевозкам, вышеизложенные способы помогут вам овладеть этой специальностью без существенных материальных трат.

Документы для автомобильной перевозки продуктов питания

Водители рефрижераторов, молоковозов и изотермических фургонов трудятся для того, чтобы на прилавках магазинов всегда были свежие товары. Законодательство предъявляет к перевозчикам особые требования, ведь от их добросовестности напрямую зависит здоровье людей.

Чтобы в пути не произошла задержка, грузоотправителю следует заранее подготовить документы необходимые для перевозки продуктов питания. Какие службы следят за соблюдением законодательства? В первую очередь, грузоперевозки регулируют сотрудники ГИБДД. Именно они останавливают грузовики для того, чтобы проверить, есть ли у шофера необходимые документы.

Если экспедитор не предъявит сотруднику одну из важных бумаг, то получит довольно ощутимый штраф. В некоторых случаях инспектор ГИБДД имеет право задержать автомобиль до выяснения всех обстоятельств. Это вызовет серьезные издержки, ведь продукты питания могут испортиться.

Своевременное оформление пакета, в который входят необходимые бумаги, поможет перевозчику доставить груз без задержек. Есть три категории документов. Поговорим о каждой из них подробнее.

Основополагающие документы

Без этих документов перевозка продуктов питания просто невозможна. Служащие контролирующих органов имеют право задержать автомобиль, если не получат для ознакомления хотя бы одну бумагу из перечня.

Путевой лист

В этом документе содержится информация о транспортном средстве, данные водителя и количество рейсов, которое шофер должен совершить. Бумага оформляется компанией-перевозчиком и передается человеку, ответственному за груз. Именно по путевке начисляется заработная плата водителя.

Товарно-транспортная накладная

Оформлением бумаги занимается грузоотправитель. В соответствующих графах бланка указываются все необходимые сведения о перевозимых продуктах питания: наименование товаров, количество, вес, подробный список. В ТТН записываются личные данные водителя, перечень дополнительных сопроводительных документов и сведения о маршруте следования транспортного средства.

Товарно-транспортная накладная выдается в 4 экземплярах:

  • отправителю груза;
  • получателю груза;
  • перевозчику груза;
  • заказчику перевозки.

Договор транспортировки

Договор заключают между собой грузоотправитель и перевозчик. В документе перечисляются права и обязанности сторон, регламентируются сроки доставки и санкции, которые наступают в случаях, если условия не соблюдаются. Бумага подтверждает факт передачи груза перевозчику.

Доверенность на доставку

Если договор еще не оформлен, а груз нужно доставить немедленно, грузоотправитель выписывает на имя водителя доверенность. Бумага обязательно должна быть заверена подписью ответственного лица и печатью организации, доверившей шоферу материальные ценности.

Дополнительные документы

Есть дополнительные бумаги, которые следует выписать до начала погрузки продуктов питания на борт транспортного средства.

Товарная накладная

Документ необходим в случаях, когда в товарно-транспортной накладной не указан исчерпывающий список единиц перевозимого груза. Товарная накладная дополняет ТТН.

Декларация соответствия

На некоторые виды продовольствия необходимо оформлять декларацию соответствия. Бумага служит подтверждением того, что продукты прошли лабораторные исследования и безопасны для здоровья человека и окружающей среды. Декларацию можно получить в аккредитованных органах сертификации продукции.

Ветеринарная справка

На продовольствие оформляется ветеринарная справка по форме № 2. Ее выдают региональные ветеринарные лаборатории после проверки качества продукции. Следует помнить о том, что бумага действует в течение 5 дней до отгрузки, поэтому не нужно затягивать сроки, иначе потребуется повторно получать справку.

Счета-фактуры, дополнительный договор

Эти документы не обязательны, но экспедиторы и водители предпочитают брать их в рейс. Договор между поставщиком и покупателем и прочие финансовые бумаги служат дополнительными гарантами беспрепятственного проезда.

Документы на водителя и автомобиль

Кроме справок и договоров, которые оформляют на груз, требуются и прочие бумаги. Разберемся с вопросом о том, какие документы нужны для перевозки продуктов питания. В этот перечень входят как бумаги, которые выдают на автомобиль, так и те, что оформляются непосредственно на водителя.

Санитарный паспорт грузовика

Без санитарного паспорта запрещено перевозить продукты питания. Он выдается сроком на полгода и гарантирует идеальное состояние автомобиля. В транспортном средстве, прошедшем санитарную проверку, продовольствие не испортится и прибудет на склад грузополучателя без дефектов. В документ записывают сведения о проведении санитарных обработок.

Медицинская книжка водителя

Водитель по долгу службы контактирует с пищевыми продуктами, поэтому его здоровье не должно вызывать сомнений. Шофер обязан оформить личную медицинскую книжку, в которой указываются сведения о прохождении последних медицинских осмотров.

Водительское удостоверение

Водительские права нужно предъявлять сотруднику ГИБДД по первому требованию, поэтому этот важный документ шофер всегда должен держать при себе. Если шофера лишили прав на управление грузовиком, ему выдают временное удостоверение.

Документ на право распоряжения автомобилем

У водителя на руках должен быть паспорт транспортного средства, или свидетельство о регистрации. Если управление производится на основании доверенности, ее нужно возить с собой.

Копия трудового договора

Если шофер управляет машиной, принадлежащей предприятию, ему нужно сделать копию трудового договора, заключенного между ним и работодателем — владельцем транспортного средства.

Полис ОСАГО

Ранее требовалось предъявлять инспекторам ГИБДД талон о прохождении обязательного технического осмотра, но сейчас это требование утратило силу. Водителю достаточно иметь действующий полис ОСАГО, который выдают только после прохождения диагностики и выдачи диагностической карты на автомобиль.

Следует помнить о том, что при оформлении полиса, в число застрахованных лиц должен быть внесен водитель транспортного средства, иначе ему запрещено управлять грузовиком. Штат предприятий часто меняется, шоферы уходят на работу в другие организации, поэтому перевозчик оформляет страховой полис, дающий право управления любому водителю.

Если до начала погрузки собран необходимый пакет документов, транспортировка пройдет без задержек. Заказчик может быть уверен в том, что продукты питания прибудут на территорию грузополучателя точно в срок.

Минтранс отвечает на вопросы по автомобильным перевозкам пассажиров

Организация направляет в командировку за границу своих сотрудников на принадлежащем ей легковом автомобиле. Является ли эта перевозка международной перевозкой для собственных нужд? Необходима ли лицензия для выполнения перевозки в указанной ситуации?

В этом случае нужно рассматривать вопрос как с точки зрения законодательства об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках, так и с точки зрения ПДД. Следует понимать, кто относится к пассажирам, какие заключаются договоры (и заключаются ли). С учетом законодательства об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках данная перевозка является международной автомобильной перевозкой пассажиров для собственных нужд. При этом в данном случае пассажир — с точки зрения ПДД — лицо, находящееся в транспортном средстве и непричастное к его управлению. В указанной ситуации заключение договора перевозки и наличие лицензии на право осуществления деятельности в области автомобильного транспорта в ситуации не требуются.

Какие изменения коснулись порядка предварительной продажи билетов и бронирования мест для проезда при пригородных автомобильных перевозках пассажиров? Как это повлияет на перевозчиков?

Правилами автомобильных перевозок пассажиров установлено право автомобильного перевозчика в регулярном сообщении начинать бронирование и предварительную продажу билетов в любой срок, но не позднее чем за 15 дней до отправления транспортного средства в рейс. Заканчиваются они, как правило, не позднее 00:00 дня отправления автобуса в рейс. Забронированное место может быть аннулировано за 1 час до отправления автобуса в рейс. Бронирование мест для проезда при пригородных и междугородных автомобильных перевозках пассажиров в регулярном сообщении может производиться на пассажирском терминале, по телефону с возможностью установления обратной телефонной связи или посредством сети Интернет (при наличии технической возможности).

Случаи, когда у водителя закончились билеты, отдельно в Правилах автомобильных перевозок пассажиров не прописаны. Будет ли нести ответственность пассажир, который зашел в транспорт с остановки, где нет продажи билетов, и не смог купить билет у водителя?

С точки зрения Правил автомобильных перевозок пассажиров у пассажира есть обязанность заблаговременно приобретать билеты и оплачивать проезд. Соответственно, если по какой-либо причине у водителя не будет билетов (закончились, не было изначально), в случае отсутствия билета у пассажира последний будет считаться безбилетным и вся ответственность (в том числе административная, в виде штрафа за безбилетный проезд) будет лежать на пассажире.

Обязан ли водитель пассажирского автотранспорта иметь при себе размен денег при реализации билетов? Будет ли нести ответственность пассажир, если водитель не смог продать ему билет в связи с отсутствием сдачи?

Исходя из Правил автомобильных перевозок пассажиров обязанность по наличию разменных денег у водителя возлагается на автомобильного перевозчика. Именно он обязан обеспечить водителя разменными деньгами в случае продажи билетов за наличный расчет. Однако обязанности водителя иметь при себе размен Правилами автомобильных перевозок пассажиров не предусмотрено. Пассажиру в любом случае следует предусматривать ситуацию, в которой такой размен будет отсутствовать, и иметь при себе купюру (монеты) минимального номинала. Если же в результате отсутствия размена у водителя пассажир останется безбилетным и будет привлечен к административной ответственности, он может обратиться в адрес автомобильного перевозчика с конкретной претензией о том, что автомобильный перевозчик не выполнил ч. 2 п. 26 Правил автомобильных перевозок пассажиров и не обеспечил водителя разменными деньгами, и требовать возмещения уплаченного штрафа.

Ряд документов, упоминаемых в Правилах автомобильных перевозок пассажиров, установлен Минтрансом (в частности, формуляр поездки, список пассажиров). Что нужно учитывать субъектам хозяйствования при работе с ними?

Постановление N 2 устанавливает формы формуляра поездки международной автомобильной перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении, списка пассажиров внутриреспубликанской автомобильной перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении и карточки маршрута автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении. Перевозчик должен учитывать, что формуляр поездки — документ с определенной степенью защиты, он выдается автомобильному перевозчику в транспортной инспекции для целей выполнения международных автомобильных перевозок. Список пассажиров не относится к документам с определенной степенью защиты, перевозчик имеет право самостоятельно распечатать и заполнить список с учетом тех сведений, которые предоставит ему заказчик перевозки в нерегулярном сообщении.

При выполнении пригородных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении в автобусе, оборудованном автоматизированной системой оплаты и контроля оплаты проезда, для подтверждения и расчета оплаты проезда при посадке в автобус и высадке из него следует приложить электронный билет многоразового пользования к валидатору. Для чего необходимо прикладывать билет к валидатору при высадке?

Автоматизированные системы оплаты и контроля оплаты проезда постоянно совершенствуются. Планируется их развитие с учетом возможности оплаты поездки в зависимости от расстояния. Таким образом, пассажирам предоставляется возможность соразмерной оплаты. В настоящее время это реализовано в некоторых пригородных маршрутах, обслуживаемых КУП «Минсктранс». При посадке пассажир прикладывает электронный билет, и в этот момент отбивается начальная точка поездки. Для того чтобы система зафиксировала расстояние, которое проедет пассажир, последнему необходимо при выходе из транспортного средства повторно приложить электронный билет к валидатору. Если же пассажир этого не сделает, то у него будет автоматически списана сумма, соответствующая расстоянию от места посадки пассажира до конечного остановочного пункта маршрута.

Городские и пригородные автомобильные перевозки пассажиров к торговым центрам, осуществляемые по заказу администраций торговых центров, относятся к автомобильным перевозкам пассажиров в нерегулярном сообщении и подлежат согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом базового территориального уровня по месту нахождения торгового центра. Каков порядок такого согласования?

Заказчик подобной перевозки в большинстве случаев — администрация торговых центров — обращается с соответствующим письмом в адрес исполнительного комитета, на территории которого располагается данный торговый объект. Строгого регламента по подаче документации нет. В целях организации подобных перевозок хотелось бы порекомендовать администрациям торговых центров оборудовать соответствующие места для посадки и высадки пассажиров, размещать соответствующие дорожные знаки и согласовывать размещение остановочных пунктов (площадок) с органами ГАИ, чтобы соблюсти вопросы, связанные с безопасностью посадки и высадки пассажиров.

Действовавшая до 12.10.2018 редакция Правил автомобильных перевозок пассажиров содержала в себе требования к обязательной экипировке транспортных средств (аптечкой, огнетушителями и т.д.). В действующей редакции такой нормы нет. Чем теперь следует руководствоваться субъектам хозяйствования при экипировке транспортных средств?

Указанные требования исключены из новой редакции Правил автомобильных перевозок пассажиров, так как наличие такой экипировки в транспортном средстве регламентируется ПДД <*>. Автомобильный перевозчик обязан руководствоваться ПДД.

Чем являются контрольно-ревизорские службы? Каковы их функции и полномочия?

Контрольно-ревизорские службы (далее — КРС) создаются государственными предприятиями, операторами автомобильных перевозок с целью контроля за полнотой оплаты проезда. Также в функции сотрудников КРС могут входить вопросы, связанные с контролем за соблюдением водителем Правил автомобильных перевозок пассажиров. К примеру, объявление остановок во время движения (а не до отправления транспортного средства), движение транспортного средства с открытыми дверями являются нарушением Правил автомобильных перевозок пассажиров.

Ряд иных функция может быть отдельно прописан в должностных инструкциях работников КРС и, соответственно, утверждается на уровне организаций — учредителей КРС. Отметим, что общего регламента действий сотрудников КРС на сегодняшний момент нормативными правовыми актами не предусмотрено. Все вопросы, не рассмотренные в Правилах автомобильных перевозок пассажиров, дополнительно регулируются должностными инструкциями и порядками, которые непосредственно утверждаются организациями — учредителями КРС. Поэтому если пассажир по какой-либо причине интересуется правильностью действия работников КРС, ему необходимо обращаться непосредственно к учредителям КРС.

Как используются электронные информационные системы при осуществлении автомобильных перевозок автомобилями-такси?

Минтранс считает, что тема развития информационных систем (ИС), электронных информационных систем (ЭИС) является очень актуальной, так как их использует достаточное количество граждан при заказе автомобилей-такси. Однако необходимо различать понятия ЭИС и ИС, с помощью которой осуществляется прием и передача заказов. Фактически ЭИС позволяет как оформить заказ автомобиля-такси, так и оплатить в безналичном порядке (по окончании поездки у пассажира автоматически с банковской карты будет списана сумма, соответствующая выполненной поездке). Если же система не позволяет воспользоваться такой функцией, как автоматическое списание с карточки клиента стоимости поездки, то тогда идет речь о мобильных приложениях, об ИС, которые просто позволяют передавать заказ от пассажира перевозчику, а перевозчику — предлагать свои услуги.

При использовании ЭИС автомобильный перевозчик может не применять КСА, совмещенный с таксометром, так как существует возможность безналичной оплаты. Если же возможность автоматического списания с карточки денежных средств не предусматривается, то у перевозчика должен быть КСА, совмещенный с таксометром, по которому осуществляется расчет. По окончании такой поездки перевозчик обязан предоставить пассажиру кассовый чек, подтверждающий факт выполненной автомобильной перевозки. В свою очередь пассажир оплачивает проезд — это можно сделать с помощью наличных денежных средств или путем использования банковской пластиковой карточки — как бесконтактной, так и в контактном режиме. Отметим, что в соответствии с законодательством все автомобили-такси должны быть оснащены в том числе платежными банковскими терминалами.

Встречаются случаи, когда организаторы перевозок в нерегулярном сообщении или субъекты, осуществляющие перевозки автомобилями-такси, включают граждан, недовольных качеством предоставленных услуг, в так называемый черный список. Вследствие этого указанные граждане не могут воспользоваться услугами предварительного бронирования, совершить поездку. Законно ли это? Если нет — какова ответственность?

Говоря о включении граждан в «черный список», необходимо четко разграничивать автомобильные перевозки пассажиров в регулярном и нерегулярном сообщении. Так, перевозка в регулярном сообщении является перевозкой, которая фактически осуществляется на основании публичного договора с выдачей билета. Сам характер такой перевозки подразумевает, что перевозчик не вправе отказать любому гражданину в перевозке.

Перевозка в нерегулярном сообщении — перевозка, которая выполняется на основании заключенного договора фрахтования с оформлением заказа-наряда на фрахтование. Заказчиком перевозки может быть только одно лицо — юрлицо, физлицо или ИП. Для заключения договора требуется взаимное согласие двух сторон. Соответственно, перевозчик может отказать лицу, которое хочет воспользоваться его услугами. Последствий для автомобильного перевозчика в данном случае не будет.

О внесении изменений и дополнений в Положение о квалификационных требованиях к работникам юридических лиц, занятым на перевозках пассажиров и грузов, и индивидуальным предпринимателям, занятым на перевозках грузов автомобильным транспортом

ЗАРЕГИСТРИРОВАН

МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

11.06.2008 г.

N 1626-3

ПРИКАЗ

НАЧАЛЬНИКА

УЗБЕКСКОГО АГЕНТСТВА

АВТОМОБИЛЬНОГО И РЕЧНОГО

ТРАНСПОРТА

08.05.2008 г.

N 63

Вступает в силу с 21 июня 2008 года

В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по осуществлению городских, пригородных, междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 июля 2006 года N 138, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Внести изменения и дополнения в Положение о квалификационных требованиях к работникам юридических лиц, занятым на перевозках пассажиров и грузов, и индивидуальным предпринимателям, занятым на перевозках грузов автомобильным транспортом (рег. N 1626 от 5 октября 2006 года — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., N 40, ст. 403), согласно приложению.

2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении десяти дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.

Начальник

Узбекского агентства

автомобильного и речного

транспорта А. Абдувалиев

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Приказу

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ,

вносимые в Положение о квалификационных

требованиях к работникам юридических лиц, занятым

на перевозках пассажиров и грузов, и индивидуальным

предпринимателям, занятым на перевозках грузов

автомобильным транспортом

1. Абзацы второй и третий пункта 3 изложить в следующей редакции:

“руководитель юридического лица (транспортного подразделения (службы) юридического лица);

заместитель руководителя юридического лица (транспортного подразделения (службы) юридического лица), ответственный за организацию перевозочного процесса;”.

2. Дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:

“3-1. Для юридического лица, занимающегося несколькими видами деятельности, квалификационные требования предъявляются непосредственно к руководителю юридического лица и его заместителю, ответственному за организацию перевозочного процесса, если доля автотранспортных услуг составляет 50 и более процентов в годовом объеме оборота юридического лица.

В случае, если доля автотранспортных услуг составляет менее 50 процентов в годовом объеме оборота юридического лица, квалификационные требования предъявляются к руководителю транспортного подразделения (службы) юридического лица и его заместителю, ответственному за организацию перевозочного процесса.”.

3. В пункте 4:

в абзаце первом слово “занятого” заменить словом “занятых”;

подпункт “а” изложить в следующей редакции:

“а) наличие диплома о высшем или среднем специальном, профессиональном образовании автомобильного профиля, стажа работы не менее трех лет и заключения о прохождении аттестации в Узбекском агентстве автомобильного и речного транспорта (далее — Агентство) на предмет соответствия квалификационным требованиям — для руководителя юридического лица (транспортного подразделения (службы) юридического лица) и заместителя руководителя юридического лица (транспортного подразделения (службы) юридического лица), ответственного за организацию перевозочного процесса;”.

4. В абзаце первом пункта 4-1 слова “руководителей, заместителей руководителя и специалистов предприятий-перевозчиков” заменить словами “руководителя юридического лица (транспортного подразделения (службы) юридического лица), заместителя руководителя юридического лица (транспортного подразделения (службы) юридического лица), ответственного за организацию перевозочного процесса, и специалиста по вопросам обеспечения безопасности перевозок”.

5. Пункт 7-1 дополнить подпунктом “г” следующего содержания:

“г) копии трудовой книжки и приказа о назначении на соответствующую должность.”.

6. Пункт 8 изложить в следующей редакции:

“8. В случае отсутствия диплома о высшем или среднем специальном, профессиональном образовании автомобильного профиля работники юридических лиц, занятые на перевозках пассажиров и грузов, или индивидуальные предприниматели, занятые на перевозках грузов автомобильным транспортом, должны иметь документ о профессиональной компетенции, выдаваемый после прохождения переподготовки и сдачи квалификационного экзамена на специальных учебных курсах по утвержденной Агентством программе.

Для прохождения переподготовки в качестве руководителя юридического лица (транспортного подразделения (службы) юридического лица), заместителя руководителя юридического лица (транспортного подразделения (службы) юридического лица), ответственного за организацию перевозочного процесса, и специалиста по вопросам обеспечения безопасности перевозок допускаются лица, имеющие высшее или среднее специальное, профессиональное образование.”.

7. Настоящие изменения и дополнения, вносимые в Положение о квалификационных требованиях к работникам юридических лиц, занятым на перевозках пассажиров и грузов, и индивидуальным предпринимателям, занятым на перевозках грузов автомобильным транспортом, согласованы с Министерством высшего и среднего специального образования и Министерством труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан.