Реестр организаций СОУТ

Содержание

Реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда

Самый актуальный реестр организаций и экспертов СОУТ

Посмотрите самый актуальный реестр организаций и экспертов России, оказывающих услуги специальной оценки труда (СОУТ), который опубликован на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ. Для перехода на сайт Минтруда нажмите одну их кнопок:

Для чего нужен реестр СОУТ?

Реестр нужен для поиска организаций или экспертов, оказывающих услуги СОУТ, а также для проверки любой организации, чтобы узнать, имеет ли она право оказывать такие услуги или нет.

Ранее мы писали о том, что фирмы, у которых есть рабочие места должны проводить специальную оценку условий труда при создании рабочего места, и далее, с периодичностью 1 раз в 5 лет. При этом, согласно Российскому законодательству оценка не может проводиться самостоятельно. Для этого необходимо обратиться в специализированную организацию, которая имеет право оказывать услуги СОУТ. Такие организации подлежат контролю и учету со стороны государства. Учет всех организаций СОУТ осуществляется в реестре на сайте Минтруда. Вы можете воспользоваться реестром Минтруда по СОУТ, чтобы найти любую из них.

На сайте можно ознакомиться со списком организаций, проводящих спецоценку условий труда, а также посмотреть реестр аккредитованных организаций по охране труда, осуществляющие функции службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек.

Требования к организациям, занесённым в реестр

Согласно Постановлению от 30 июня 2014 г. № 599 в реестре аккредитованных организаций по охране труда размещаются фирмы, которые соответствуют следующим требованиям:

— фирма имеет испытательную лабораторию, которая обязательно имеет аккредитацию Федеральной службой по аккредитации;
— в фирме работают как минимум пять экспертов, прошедших сертификацию на проведение СОУТ. С каждым экспертом должен быть заключен трудовой договор. Как минимум, один из экспертов должен иметь высшее образование врача в области гигиены труда.

В реестре СОУТ экспертов размещаются лица, удовлетворяющие следующим требованиям:

— эксперт должен иметь высшее образование;
— в случае отсутствия профильного образования, эксперт должен иметь подтверждение повышения квалификации по соответствующим учебным программам оценки условий труда продолжительностью не мене 72 часа.
— эксперт должен уметь оценивать условия труда и иметь опыт работы не менее 3 лет в области охраны труда, в том числе в СОУТ.

Как пользоваться реестром СОУТ?

После перехода на официальный сайт Минтруда имеется возможность:

— задать критерии поиска нужной организации (эксперта), например, если Вы знаете название организации, ИНН или номер организации (эксперта) в реестре. Для этого необходимо ввести нужное значение в соответствующее поле и нажать «НАЙТИ».

— просмотреть в реестре все организации (всех экспертов), оказывающие услуги СОУТ. Для этого достаточно прокрутить страницу вниз, и ознакомиться со списком компаний (экспертов). Этот способ не очень удобен, т.к. требует бесконечной прокрутки списка, пока не найдется нужная компания. Также имеется возможность скачать все организации в файл Excel. Для скачивания нажмите на кнопку «Экспорт в csv».

— посмотреть организации, зарегистрированные в конкретном регионе России. Для этого необходимо немного прокрутить страницу вниз и найти поле «Субъект (количество организаций)». Выберете нужный регион и нажмите кнопку «НАЙТИ». Мы рекомендуем этот способ поиска организаций и экспертов, т.к. в этом случае Вы можете увидеть все организации в Вашем регионе проживания и выбрать одну из них для получения услуг СОУТ.

Какие сведения содержит реестр Минтруда по СОУТ?

Согласно Правилам допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, утверждённых постановлением Правительства РФ от 30 06 2014 г. N 599 в реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда вносятся следующие сведения:

— название организации и ее местонахождение, а также название и местонахождение ее филиалов (дополнительных офисов);
— ИНН;
— ОГРН;
— регистрационный номер фирмы;
— дата, когда фирма занесена в реестр Минтруда по СОУТ;
— дата, начиная с которой фирма приостановила свою деятельность по СОУТ. (Приостановка деятельности может произведена организацией самостоятельно, но чаще всего по требованию органов госнадзора, в случае, когда такая фирма не отвечает требованиям законодательства);
— дата, начиная с которой фирма возобновила свою деятельность по оказанию услуг СОУТ на основании решения органов гос. надзора;
— дата прекращения деятельности фирмы в области СОУТ. Несмотря на то, что фирма находится в списке, она не имеет право оказывать услуги СОУТ.

В реестр экспертов СОУТ вносятся следующие сведения:

— ФИО эксперта;
— данные сертификата эксперта (номер сертификата, период действия, дата выдачи и срок окончания);
— область деятельности;
— дата прекращения сертификата эксперта СОУТ.

Какой закон требует ведение реестра СОУТ?

Реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда формируется на основании статьи 21 Закона о специальной оценке условий труда N 426-ФЗ от 28 12 2013 года N 426-ФЗ.

В статье сказано, что сведения об организациях, проводящих СОУТ должны размещаться в Интернет открытым способом, чтобы любой желающий мог получить информацию. Список должен быть доступен на официальном сайте органа государственной власти ответственного за политику в области трудового законодательства (сайт Министерства труда и социальной защиты РФ).

Подытожим. Вы получили полное представление о реестре организаций проводящих специальную оценку условий труда и реестре экспертов СОУТ, которые работают в этих компаниях. Вы узнали, чем Вам может быть полезен реестр, как перейти на официальный сайт, где размещен реестр и как им пользоваться, что содержит реестр и какой закон требует его ведения.

Удачи в изучении материалов!

Оцените пожалуйста сайт или материал!

Организации, проводящие СОУТ: где можно заказать специальную оценку условий труда

Обеспечение безопасности работников в процессе их трудовой деятельности — это не просто проявление заботы, но и обязанность каждого работодателя. С этой целью проводится специальная оценка условий труда (СОУТ). Однако самостоятельно провести ее не получится: законодательство возлагает эту функцию на специализированные организации.

В статье расскажем, как выбрать подрядчика для проведения СОУТ, но для начала объясним, что представляет собой такая оценка, каким предприятиям требуется и какой нормативной базой регламентируется.

Итак, главная цель СОУТ — выявление вредных или опасных факторов на рабочем месте. Спецоценка позволяет выяснить, в какой мере имеющиеся показатели не соответствуют нормам и требованиям и какова степень негативного воздействия на здоровье сотрудников.

Регламентируется проведение СОУТ Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426-Ф З). В частности, в нем говорится, что спецоценка обязательна для всех организаций, использующих наемный труд, — вне зависимости от характера деятельности. Также стоит иметь в виду, что по закону СОУТ выполняется каждые пять лет. В ряде ситуаций — например, по предписанию контролирующего органа или при создании новых рабочих мест — может потребоваться внеплановая оценка.

Обратите внимание
Не оцениваются условия труда в том случае, если наемный работник трудится удаленно, а также если работодатель — физическое лицо, не имеющее статуса индивидуального предпринимателя.

Требования к организациям, проводящим СОУТ

Согласно статье 19 Закона № 426-ФЗ, чтобы предоставлять услуги специальной оценки условий труда, организация должна отвечать следующим требованиям:

  • в уставных документах компании СОУТ указана как основной вид деятельности или одно из направлений;
  • в штате компании работает не менее пяти сертифицированных экспертов, прошедших аттестацию на право выполнения СОУТ;
  • среди структурных подразделений компании есть аккредитованная испытательная лаборатория (далее — ИЛ), областью аккредитации которой является проведение исследований и измерений вредных и/или опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Последний пункт заслуживает особого внимания. Аккредитация ИЛ происходит в соответствии с действующим законодательством РФ. Руководителю компании, который планирует заказать проведение СОУТ, рекомендуется убедиться в статусе лаборатории (она должна быть действующей). Также следует поинтересоваться датой аттестата аккредитации и датой ближайшего контроля ИЛ: это необходимо, чтобы сроки проведения СОУТ и процедура подтверждения компетентности лаборатории не совпали.

Как узнать, отвечает ли выбранная организация вышеперечисленным требованиям? Прежде чем принимать решение о сотрудничестве, стоит зайти на сайт Минтруда РФ и удостовериться, что компания включена в Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда.

Важно
К числу основных принципов работы компаний, проводящих СОУТ, относится принцип независимости, отраженный в статье 22 Закона № 426-ФЗ. Он означает, что специализированная организация, ее учредители, руководители и эксперты не должны быть аффилированы с компанией-заказчиком и органами исполнительной власти каким-либо образом, в том числе посредством родственных связей.

Солидные компании размещают на своих сайтах все подтверждающие документы и ссылки на государственные реестры.

Критерии выбора подрядчика

Помимо соответствия требованиям действующего законодательства, при выборе подрядчика необходимо обратить внимание на такие моменты, как:

  • Время присутствия организации на рынке услуг СОУТ. В современных экономических условиях опыт работы не менее десяти лет говорит о том, что подрядчик полностью отладил свою работу и готов сделать клиенту взаимовыгодное коммерческое предложение. Кроме того, периодичность проведения СОУТ — не реже одного раза в пять лет. Поэтому компания, работающая на рынке достаточно долго, с высокой вероятностью имеет постоянных клиентов. Это еще один аргумент в ее пользу.
  • Репутация. Понять, насколько организация заслуживает доверия можно, выяснив, с кем сотрудничает подрядчик, есть ли среди его клиентов крупные работодатели и постоянные заказчики, а также изучив отзывы.
  • Перечень услуг. Обратите внимание, чем занимается компания помимо непосредственно СОУТ. Возможно, вам потребуются и другие ее услуги, в таком случае обычно можно рассчитывать на скидки.
  • Стоимость услуг. Важный критерий, но он не должен быть определяющим. Прежде всего, солидные компании не станут называть какие-то абстрактные суммы. Специалисты готовят индивидуальное коммерческое предложение с прозрачными расчетами, основанными на конкретных данных клиента. Стоимость СОУТ для одного рабочего места тем ниже, чем крупнее заказ. В 2020 году следует ориентироваться на сумму от 1200 рублей за рабочее место.

Лучше всего запросить коммерческие предложения в трех–четырех организациях, сравнить их, уточнить детали и уже тогда сделать выбор. В процессе общения с менеджерами можно также понять, насколько комфортно будет сотрудничать с тем или иным подрядчиком.

Организации, проводящие специальную оценку условий труда: краткий обзор

Для наглядности давайте рассмотрим несколько компаний с солидной репутацией, которые оказывают услуги по среднерыночным ценам.

«Клинский институт охраны и условий труда»

Негосударственное научно-исследовательское учреждение с обширной технической базой, существующее с 1995 года. КИОУТ ведет собственные научные исследования и оказывает услуги в сфере охраны труда государственным и коммерческим структурам. Среди клиентов — Государственная Дума РФ, Совет Федерации, Банк России, ОАО «Авиационная компания «Трансаэро». Общая численность персонала компании — более 300 человек, парк измерительного оборудования лаборатории — более 700 единиц. Кроме того, КИОУТ является ведущим российским разработчиком и поставщиком программного обеспечения для автоматизации работ в сфере охраны и медицины труда.

* Регистрационный номер №1 в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, присвоен 20 января 2015 года Министерством труда и социальной защиты РФ.

«СтандартСервис»

Компания из Тулы, существует с 2015 года, занимается СОУТ, производственным контролем, разработкой документации по охране труда. При проверке более ста рабочих мест клиентам предоставляется скидка 10%. География обслуживания — Московская, Тульская и ближайшие к ним области. В штате работают восемь сертифицированных экспертов, есть собственная ИЛ.

* Регистрационный номер №76 в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, присвоен 16 июля 2015 года Министерством труда и социальной защиты РФ.

Центр охраны труда «Профи»

Компания работает с 2009 года, главный офис находится в Туле, есть филиалы в Москве и Санкт-Петербурге. Клиентами являются предприятия из разных регионов России, в том числе ГМК «Норильский никель», «ПАО «Тулачермет», ГК «Браер», X5 Retail Group, Агропромышленный холдинг «Мираторг» и другие. Высокое качество услуг подтверждается официальными рекомендательными письмами, размещенными на сайте компании. Наряду со специальной оценкой условий труда, в ЦОТ «Профи» оказывают услуги производственного контроля, обучения, оценки профессиональных рисков. При комплексных заказах и больших объемах работ предоставляются скидки. Большой парк приборов и собственная химическая лаборатория позволяют выполнять весь спектр необходимых исследований в короткие сроки. В штате работает более 15 сертифицированных экспертов.

* Регистрационный номер №120 в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, присвоен 12 октября 2015 года Министерством труда и социальной защиты РФ.

«Экостандарт «Технические решения»

Группа компаний «Экостандарт» известна на рынке более десяти лет. Среди клиентов, для которых проводилась СОУТ, — Саяно-Шушенская ГЭС, ОАО «РЖД», ПАО «НК Роснефть». На сайте компании в разделе «Отзывы» можно ознакомиться с благодарственными письмами заказчиков. Помимо охраны труда, ГК «Экостандарт» предоставляет услуги инженерных изысканий и экологической экспертизы. В структуру группы компаний входит аккредитованный испытательный центр.

* Регистрационный номер №132 в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, присвоен 19 октября 2015 года Министерством труда и социальной защиты РФ.

Центр охраны труда «Труд-эксперт»

Компания работает в сфере охраны труда с 2000 года. Офис находится в Туле, обслуживает клиентов из разных регионов России. Большой процент заказчиков — учреждения здравоохранения, в том числе ФГУ «Поликлиника №4″ Управления делами Президента Российской Федерации». Официальные отзывы, подписанные руководством предприятий, размещены на сайте компании. В штате работают шесть экспертов, сертифицированных в Минтруда России. Есть собственная испытательная лаборатория.

* Регистрационный номер №448 в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, присвоен 10 марта 2017 года Министерством труда и социальной защиты РФ.

Признаки солидной организации, проводящей СОУТ, — соответствие всем требованиям действующего законодательства, индивидуальный расчет стоимости услуг, наличие программы лояльности, готовность работать с клиентами из любых регионов. Договор с такой компанией станет показателем ответственного подхода работодателя к вопросам охраны труда.

Спецоценка 2020: новые правила

С 01.01.2020 изменяются правила проведения специальной оценки условий труда (СОУТ). Новые обязанности появятся у всех ее участников: организаций, проводящих оценку, работодателей и даже у трудовых инспекторов. В нашем материале вы найдете готовую инструкцию по проведению спецоценки, в которой уже учтены законодательные нововведения. А также освежите свои знания в этой области, узнаете об ошибках, которые работодатели совершают при проведении спецоценки и их последствиях. Расскажем мы и об автоматических штрафах за спецоценку ─ совсем скоро они станут реальностью.

Для чего нужна спецоценка и кто обязан ее проводить

Государство стремится обеспечить гражданам право на нормальные условия труда и гарантировать компенсацию вреда, наносимого их здоровью вредными и опасными факторами, присутствующими на их рабочих местах. Одним из способов решения этой задачи является комплекс процедур под названием специальная оценка условий труда (СОУТ).

Читайте также: Что изменится в трудовом, налоговом и бухгалтерском законодательстве в 2020 году

Трудовое законодательство основной груз обязанностей в связи с проведением спецоценки возлагает на работодателей ─ они должны в положенные сроки организовывать обследование рабочих мест на предмет выявления опасных и вредных производственных факторов, а по результатам такого обследования предоставлять работникам дополнительные гарантии и льготы.

Как менялось законодательство о СОУТ до 2020 года

Сначала мероприятия по спецоценке именовались «Аттестация рабочих мест», затем их переименовали в СОУТ (специальную оценку условий труда). С 2014 года основные нюансы проведения этой процедуры регламентируются Законом от 28.12 2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Несмотря на то, что процедура проведения СОУТ уже изучена и не первый год применяется на практике, законодательство о спецоценке продолжают корректировать. Цель поправок — повышение качества проведения спецоценки в целях обеспечения гарантий и прав работников.

Сейчас на подходе очередной пакет поправок в Закон № 426-ФЗ ─ проект № 769142-7 уже находится в Госдуме. Начало применения новой редакции закона запланировано на январь 2020 года.

Что появилось нового в процедуре СОУТ с 2020 года

Глобально Закон № 426-ФЗ законодатели переписывать не стали. Но в нем с 2020 года появится ряд существенных корректировок порядка проведения СОУТ.

Изменения затронули не саму процедуру спецоценки, а подготовительные этапы к ней и завершающие процедуры, а также ряд других положений Закона № 426-ФЗ.

Если перечислить очень коротко эти поправки, они уложатся в несколько строк:

  • на организацию, проводящую спецоценку, возлагается обязанность по регистрации работодателя до начала проведения спецоценки в системе ФГИС СОУТ с последующим сообщением ему присвоенного системой специального идентификационного номера ─ без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным;
  • сдвинется начало действия результатов СОУТ ─ использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (федеральной информационной системе учета результатов спецоценки). Сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета.

Важное уточнение! Новая редакция ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ предусматривает, что срок проведенной спецоценки по-прежнему будет исчисляться со дня утверждения отчета в отношении результатов СОУТ, содержащих сведения, которые составляют государственную или иную охраняемую законом тайну.

Но это не все изменения. В новой редакции Закона № 426-ФЗ подправят и добавят ряд других аспектов, касающихся дополнительных обязанностей организаций-оценщиков, сроков утверждения отчета СОУТ, применения УКЭП при пересылке копии утвержденного отчета и т. д. О них расскажем далее.

Как с 2020 года выглядит процедура проведения СОУТ

Проводить спецоценку по-прежнему нужно 1 раз в 5 лет. Этапы ее проведения представлены на схеме:

И, конечно, не будем забывать о подаче декларации — эту обязанность работодателя никто не отменял. Напомним, что подается такая декларация в отношении рабочих мест с оптимальными (класс 1) или допустимыми (класс 2) условиями труда (ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Ее форма и порядок подачи утверждены Приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н.

Представить декларацию необходимо в течение 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о спецоценке (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ, пп. 3, 5 Приложения № 2 к Приказу Минтруда № 80н). Декларация может быть подана дистанционно на сайте Роструда (разъяснения Минтруда РФ от 16.01.2019).

Что работодатель будет дополнительно получать от компании-оценщика с 2020 года

С 2020 года компанию-оценщика обяжут сообщать работодателю о факте отправки в ФГИС СОУТ сведений о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).

Данная обязанность будет считаться надлежаще исполненной только в том случае, если работодатель получит от компании-оценщика уведомление в одной из указанных в законе форм:

  • в виде бумажного уведомления, доставленного почтой заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • в форме электронного документа, подписанного УКЭП.

Заметим, что компания-оценщик согласно новой редакции закона наделяется еще рядом обязанностей с точно очерченными сроками их выполнения:

  • 10 рабочих дней со дня утверждения отчета ей дается на передачу сведений о результатах спецоценки в ФГИС СОУТ. Закон предписывает сделать это в форме электронного документа, подписанного УКЭП (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).
  • В 10-ти дневный срок ей надлежит сообщать в Роструд об изменении состава квалифицированных экспертов и сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (ст. 19 новой редакции Закона № 426-ФЗ).

Когда нужна повторная спецоценка, а когда экспертиза

Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.

Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.

В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ).

Как работодателю использовать результаты СОУТ

Полученные по итогам проведения СОУТ результаты работодатель может использовать следующим образом:

Когда работодатель вправе не проводить СОУТ каждые 5 лет

О такой возможности напомнил Минтруд в Письме от 30.08.2019 N 15-1/ООГ-1968. Чтобы не проводить на рабочем месте плановую спецоценку, нужно чтобы в течение 5 лет с момента утверждения отчета СОУТ выполнялись следующие условия:

Как контролеры узнают о том, что работодатель нарушил законодательство о СОУТ

У трудовой инспекции есть немало способов выяснить, как работодатели выполняют законодательство о СОУТ:

Наказать работодателя за нарушения норм законодательства о СОУТ можно по результатам плановой, внеплановой проверки или вообще без них. Например, если факт нарушения установлен решением суда или по результатам проверки прокуратуры.

Ошибки и нарушения, допускаемые при проведении СОУТ

Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся на практике ошибки работодателей и компаний-оценщиков при проведении спецоценки:

  • Ошибки работодателя.

Из-за спецоценки работодатель может быть наказан трудовыми инспекторами. Все дело в многочисленных требованиях, которые законодательство предъявляет к этой процедуре.

Назовем наиболее часто встречающиеся нарушения работодателей при проведении СОУТ:

№ пп Вид нарушения Какая законодательная норма нарушена
1 Работодатель не организовал проведение плановой спецоценки

Спецоценка проводится не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное

не установлено данным законом (п. 4 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ

«О специальной оценке условий труда»)

2 Работодатель не организовал проведение внеплановой спецоценки

В ряде случаев закон обязывает работодателей проводить внеплановую

СОУТ (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Например, при изменении технологического

процесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние

на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и т. д.

3

СОУТ проведена компанией, не имеющей

соответствующей аккредитации (отчет по спецоценке признается недействительным)

Требования к таким компаниям указаны в ст. 19 Закона № 426-ФЗ.

Перечень компаний, уполномоченных проводить СОУТ, размещен на сайте Минтруда РФ

4 Работодатель не ознакомил работников с результатами СОУТ

Работодателю дается 30 календарных дней с даты утверждения отчета о СОУТ,

чтобы ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест.

В него не включают периоды временной нетрудоспособности работника,

нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ)

5

Не соблюден порядок проведения спецоценки

(результаты СОУТ могут быть признаны недействительными)

Методика проведения спецоценки и Классификатор вредных и(или) опасных производственных

факторов, форма отчета о проведении СОУТ и инструкция по ее заполнению

утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н

6 Некорректное применение результатов спецоценки

При предоставлении компенсаций за работу во вредных и (или) опасных

условиях нельзя руководствоваться исключительно результатами

проведенной спецоценки рабочих мест. Нужно учитывать требования и иных НПА РФ

(к примеру, право на дополнительный отпуск «за вредность»

у медработников психиатрических медучреждений не зависит от класса условий труда,

устанавливаемого по результатам СОУТ, которая предусмотрена для иных работников

медорганизаций в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1)

7

Работодатель не привлек представителей

профсоюзной организации к участию в процедуре спецоценки

Если в компании есть профсоюз или иной представительный

орган работников, его представителя нужно включить в состав

комиссии по проведению СОУТ (ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ)

8

Работодатель не сообщил сотрудникам о дате проведения

спецоценки, и они не смогли присутствовать во время ее проведения

Работник вправе присутствовать при проведении

спецоценки на своем рабочем месте (ч. 1 ст. 5 Закона № 426-ФЗ)

9

Работодатель не учел предложения работников

при идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов

Работник имеет право обращаться к работодателю, его представителю,

организации, проводящей спецоценку, эксперту организации, проводящей

спецоценку с предложениями по осуществлению на его рабочем месте

идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных

факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения

специальной оценки условий труда на его рабочем месте (ст. 5 Закона № 426-ФЗ)

10

Комиссия по проведению спецоценки не

определила все вредные факторы, которые влияют на сотрудников

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных

производственных факторов на рабочих местах осуществляется

экспертом компании-оценщика. Результаты идентификации

потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

утверждаются комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ)

Для работодатея проведенная с нарушениями спецоценка может обернуться целым набором негативных последствий — судебным разбирательством (если работники обратятся в суд за признанием недействительными результатов СОУТ), внеплановыми визитами контролеров, проведением экспертизы СОУТ и другими неожиданными и не очень приятными мероприятиями и незапланированными расходами.

Заметим, что претензии работников и инспекторов к работодателю по итогам СОУТ, как показывает судебная практика, не всегда бывают обоснованными (см. Решение Ребрихинского районного суда Алтайского края от 14.01.2019 по делу № 2А-14/2019, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 16.04.2018 по делу № 11-5344/2018).

  • Нарушения компании-оценщика.

Работодателю нелишним будет ознакомиться с ошибками, которые на практике допускают эксперты компании-оценщика. Из-за этих ошибок результаты спецоценки могут быть оспорены и(или) отменены:

Зная об этих недочетах, работодатель при составлении договора на оказание услуг по проведении СОУТ может предусмотреть отдельные условия, которые помогут избежать негативных последствий из-за ошибок, допущенных компанией-оценщиком. В том числе можно прописать в договоре порядок возмещения компанией-оценщиком убытков работодателя на проведение повторной спецоценки, если результаты СОУТ будут впоследствии признаны недействительными из-за нарушений, допущенных экспертами компании-оценщика.

Автоматические штрафы СОУТ 2020

За то, что работодатель нарушил установленные законом правила проведения спецоценки или не провел эту процедуру совсем, в 2020 году по-прежнему будут наказывать по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Размеры наказаний не изменились — работодателя предупредят или оштрафуют в следующих размерах:

  • должностных лиц и ИП — от 5 000 до 10 000 руб.;
  • компании — от 60 000 до 80 000 руб.

Отличия штрафов-2020 от действующих в 2019 году — возможность их наложения не только инспекторами во время проверок, но и формирование штрафов в автоматическом режиме.

Специальная компьютерная программа будет осуществлять мониторинг сведений, поступающих в ФГИС СОУТ, и сопоставлять данные о сроке регистрации работодателей с информацией о проведенной ими спецоценке. Если программа обнаружит, что компания действует более года, но не проводила спецоценку, штраф по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ будет начисляться автоматически без участия контролеров.

Подводим итоги

  • С 2020 года в Закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ вносятся изменения и дополнения, по которым у участников СОУТ появятся новые обязанности.
  • Компания-оценщик будет обязана до начала проведения СОУТ зарегистрировать работодателя в ФГИС СОУТ и сообщить ему присвоенный ему этой системой идентификационный номер — без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным.
  • Использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета).
  • У компании-оценщика появится новая обязанность по информированию работодателя о факте отправки сведений в ФГИС СОУТ о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений в информационную систему.
  • С 2020 года штрафы за нарушение порядка проведения СОУТ и непроведение спецоценки будут начисляться не только по результатам проверок, но и в автоматическом режиме по результатам мониторинга сведений, имеющихся в информационной системе.

Реестр деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям
охраны труда

1. Настоящий Порядок устанавливает правила подачи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее соответственно – работодатель, декларация).

2. Декларация оформляется в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса по результатам осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не выявлены.

3. Декларация подается работодателем по форме согласно приложению № 1 к настоящему приказу в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости (далее – государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации) по месту своего нахождения лично или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

4. Декларация может быть подана в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя, посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

5. Декларация подается работодателем в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых подается декларация.

6. В случае подачи декларации в отношении хотя бы одного аналогичного рабочего места, признанного таковыми в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, в декларацию включаются сведения обо всех рабочих местах, аналогичных данному рабочему месту.

7. Основанием для отказа в принятии декларации является ее несоответствие форме, установленной приложением № 1 к настоящему приказу.
Отказ в принятии декларации по иным основаниям не допускается.

8. При наличии основания для отказа в принятии декларации, поданной на бумажном носителе, государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации в течение не более десяти рабочих дней со дня поступления декларации возвращает ее работодателю посредством почтовой связи с указанием причин возврата.

9. В случае устранения оснований, послуживших отказу в принятии декларации, работодатель вправе повторно подать декларацию.

10. По истечении срока действия декларации и в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных в части 5 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.

Реестр деклараций соответствия условий труда ведется в соответствии с нормами Приказа Минтруда от 07.02.2014 г. № 80н (приложение № 3). Эта база данных формируется на основании подаваемых работодателями деклараций во всех субъектах РФ. Доступ к информации, отраженной в реестре, является бесплатным. Пользователи могут ознакомиться не только со списком должностей нанимателя, на которых обеспечен оптимальный или допустимый уровень безопасности труда, но и увидеть, какой экспертной организации было поручено проведение СОУТ.

Реестр деклараций соответствия условий труда – официальный сайт

Реестр деклараций составляется в электронном формате, он находится на сайте ]]>Федеральной службы труда]]> (Роструд). Задачи, связанные с ведением этой базы данных, находятся в зоне ответственности службы по труду и занятости (федерального органа и подчиняющихся ему территориальных подразделений). Администратору данных вменяются в обязанности следующие функции:

  • обеспечение доступности реестра для всех пользователей (проведение необходимых для этого технических работ);

  • сбор и систематизация информации из деклараций, ее хранение;

  • проведение анализа данных из деклараций работодателей посредством автоматической обработки сведений и их обобщения;

  • информационная защита всего объема хранящихся сведений из деклараций на электронных ресурсах администратора;

  • своевременная актуализация данных в реестре.

На внесение сведений в Реестр отводится 15 рабочих дней с момента получения декларации. В Реестр деклараций соответствия условий труда вносится информация о работодателях, поданных ими декларациях по СОУТ, сроках действительности документов. Если декларация перестала действовать досрочно по причине возникновения на предприятии несчастного случая или в связи с выявлением профзаболевания у сотрудника, занимающего должность из указанных в декларации, эта информация обязательно должна быть внесена в Реестр. Специалисты надзорного органа должны указывать в реестре все причины аннулирования деклараций или утраты ими актуальности раньше срока.

Если работодатель внес в декларацию некорректную информацию, служба занятости принимает документ к рассмотрению, так как единственной причиной отказа в приеме может быть использование бланка, не соответствующего утвержденной форме. При выявлении неточностей или недостоверности информации декларация помечается в Реестре как недействительная. Обновление статуса документа должно быть произведено в 5-тидневный срок с момента обнаружения неверных данных.

Где можно посмотреть Реестр деклараций соответствия условий труда? Официальный ]]>сайт]]> Роструда дает такую возможность всем желающим. Сервис позволяет производить поиск работодателя по ИНН и региону. Ресурс отображает следующий набор информации:

  • наименование работодателя (юрлица) или Ф.И.О. частного предпринимателя;

  • адресные данные работодателя, ОГРН и ИНН;

  • список рабочих мест, по которым осуществлена СОУТ и условия труда признаны допустимыми или оптимальными (название должности, индивидуальный номер рабочего места);

  • численность персонала на должностях, включенных в декларацию;

  • название экспертной организации, проводившей обследование рабочих мест;

  • реквизиты, по которым можно идентифицировать экспертное заключение, послужившее основанием для заполнения декларационной формы;

  • срок актуальности документа, дата внесения в реестр, дата прекращения его действия.

Реестр декларационных форм позволяет отслеживать контролирующим органам уровень безопасности труда на предприятиях. При изменении статуса одной или нескольких должностей (например, переход рабочего места из категории с допустимыми условиями в группу с вредными условиями труда) инициируется пересмотр тарифной ставки по страховым взносам на «травматизм». При помощи анализа данных деклараций, подсчета частоты их обновления выделяется группа предприятий, на которых велик риск возникновения несчастного случая, где могут не соблюдаться в полной мере требования охраны труда.