Рассрочка уплаты налога

Содержание

Статья 64. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, страховых взносов

Информация об изменениях:

Пункт 5.1 изменен с 1 апреля 2020 г. — Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

См. будущую редакцию

Пункт 5.1 изменен с 14 ноября 2017 г. — Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 323-ФЗ

См. предыдущую редакцию

5.1. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, прилагаются заключение о факте наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для его обращения с этим заявлением, а также акт оценки причиненного этому лицу ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованному лицу — получателю бюджетных средств по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, прилагается документ финансового органа и (или) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, содержащий сведения о сумме бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, которые не предоставлены (несвоевременно предоставлены) указанному лицу, и (или) о сумме предельных объемов финансирования расходов, которые не доведены (несвоевременно доведены) до этого лица в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, заинтересованному лицу, которому не перечислены (несвоевременно перечислены) денежные средства из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в том числе в счет оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд, прилагается документ получателя бюджетных средств, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, либо документ государственного, муниципального заказчика, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в счет оплаты оказанных таким лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд.

Наличие основания, указанного в подпункте 3 пункта 2 настоящей статьи, устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 4 пункта 2 настоящей статьи, прилагаются сведения о движимом и недвижимом имуществе физического лица (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание).

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, прилагается составленный заинтересованным лицом документ, подтверждающий, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) такого лица доля его дохода от отраслей и видов деятельности, включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, составляет не менее 50 процентов.

Наличие указанного в подпункте 7 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления рассрочки по уплате налога устанавливается уполномоченным органом в случае, если сумма поступлений денежных средств на счета заинтересованного лица в банках за трехмесячный период, предшествующий подаче заявления о предоставлении рассрочки, меньше суммы краткосрочных обязательств заинтересованного лица (с учетом подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации по результатам налоговой проверки сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов), уменьшенной на величину доходов будущих периодов, по сведениям представленной в установленном порядке в налоговый орган бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, при соблюдении предусмотренных настоящим пунктом условий.

Рассрочка по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 7 пункта 2 настоящей статьи, может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в срок, указанный в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, направленном заинтересованному лицу в соответствии со статьей 69 настоящего Кодекса, если имеется возможность уплаты заинтересованным лицом этого налога в течение срока, на который предоставляется рассрочка, и если заинтересованное лицо одновременно удовлетворяет следующим условиям:

сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, установленная в результате проведения налоговым органом налоговой проверки, составляет не более 70 процентов и не менее 30 процентов по отношению к выручке от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) за год, предшествующий году вступления в силу решения по результатам соответствующей налоговой проверки;

со дня создания организации, регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя до дня подачи в уполномоченный орган заявления о предоставлении рассрочки по уплате налога прошло не менее одного года;

в отношении организации, физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);

организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации;

решение налогового органа по результатам налоговой проверки, в соответствии с которым подлежит уплате в бюджетную систему Российской Федерации сумма налога, указанная в заявлении заинтересованного лица о предоставлении рассрочки по уплате налога, не обжалуется в соответствии с главой 19 настоящего Кодекса на момент подачи такого заявления. При этом решение о предоставлении рассрочки по уплате налога подлежит отмене в случае, если после его вынесения заинтересованное лицо обжаловало решение налогового органа по результатам налоговой проверки, в соответствии с которым подлежит уплате сумма налога, указанная в решении о предоставлении рассрочки по уплате налога.

Отсрочка платежа по закону в договоре поставки товара

Отсрочка платежа по договору поставки

Отличие договора поставки с рассрочкой платежа от договора с отсрочкой уплаты

Образец договора поставки товара с отсрочкой поставки товара

Отсрочка платежа по договору поставки

Законодатель в п. 1 ст. 516 ГК РФ уточняет, что порядок оплаты, которому стороны должны следовать, устанавливается в тексте заключенного договора. Стороны вправе самостоятельно выбрать, каким образом она будет производиться: единовременным платежом, с рассрочкой или отсрочкой.

Договор поставки товара с отсрочкой платежа должен содержать в тексте указание на этот факт. При этом нужно прописать условие о сроке отсрочки. Относительно отсрочки платежа по продовольственным товарам существует четкое правило: она не должна превышать следующие сроки, которые отсчитываются со дня получения продавцом товара:

  • 8 дней — для продукции, срок годности которой 8 дней;
  • 25 дней — дня продукции, срок годности которой от 10 до 30 дней;
  • 40 дней — для продукции, срок годности которой более 30 суток, и для алкоголя.

Это правило вступило в силу с 01.01.2017 (ранее сроки были больше) и закреплено в ст. 9 закона «Об основах…» от 28.12.2009 № 381-ФЗ.

При отсрочке платежа товар находится в залоге, согласно положениям п. 5 ст. 488 ГК РФ, если иное не указано в договоре поставки. Это правило является некой гарантией для продавца в случае неоплаты товара покупателем. Если же продукция вообще не будет оплачена, то поставщик имеет первоочередное право на обращение взыскания на эту вещь.

Ниже рассмотрим вопрос об отсрочке платежа на примере конкретного договора поставки.

Договор поставки с отсрочкой платежа: внесение сведений об отсрочке и образец договора, который можно скачать

Пункт об отсрочке платежей в соглашении о поставке может быть включен как в текст договора, так и в текст допсоглашения к нему (если стороны решили изменить условия оплаты после подписания основного договора). Вне зависимости от способа закрепления условия, оно должно базироваться на следующих принципах:

  • указание количества дней, по истечении которых должна быть произведена оплата;
  • указание на обстоятельство, с которого будет начинаться время отсрочки оплаты.

Например, пункт об отсрочке может выглядеть следующим образом: «Отсрочка оплаты в размере 100% составляет 30 рабочих дней со дня поступления товара на склад покупателя».

Договор поставки с отсрочкой платежа — образец можно скачать на нашем сайте.

Скачать образец

Отличие договора поставки с рассрочкой платежа от договора с отсрочкой уплаты

Несмотря на то что законодатель допускает возможность использования отсрочки и рассрочки платежа в договоре поставки, это два разных термина.

Отсрочка платежа заключается в том, что стороны договариваются о переносе оплаты товара на конкретный срок, который должен быть согласован участниками договора (например, на месяц, неделю и т. д.).

Рассрочка платежа заключается в том, что общая сумма, которую покупатель должен передать за полученную продукцию, делится на несколько частей и передается постепенно. То есть происходит так называемое растягивание платежа.

Образец договора поставки товара с отсрочкой поставки товара

В ст. 508 ГК РФ законодатель допускает вариант передачи продукции отдельными партиями. В этом случае стороны должны заранее договориться о графике поставки. В случае если в тексте соглашения график не прописан, то товар привозится равными частями ежемесячно.

Соответственно можно изменить и условие об оплате поставленной продукции — денежные средства могут перечисляться по факту поставки каждой партии. Данный вариант не будет относиться к отсрочке платежа, так как стороны не договариваются о том, чтобы отложить оплату приобретенной продукции. Как правило, такой вариант используется в том случае, если, например, у покупателя нет места для хранения большой партии товаров в определенных условиях.

Образец договора можно скачать на нашем сайте.

Скачать образец

Таким образом, отсрочка платежа по договору поставки допускается законодателем. В обязанности сторон входит указание в договоре не только сроков отсрочки, но и порядка их исчисления.

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Налоги в рассрочку— кто и когда может использовать

Налоговая нагрузка на бизнес значительно увеличилась. Предприниматели вынуждены задерживать зарплату, договариваться с поставщиками об отсрочках, искать способы снижения издержек. И все это с одной целью — своевременно заплатить налоги или штрафы в бюджет, чтобы не арестовали расчетный счет и не приостановили деятельность фирмы.

Однако есть законный способ изменить время уплаты налогов, штрафов и пеней — перенос сроков. О том, как это сделать, рассказываем в нашем материале.

Термины, используемые в статье

Перенос сроков уплаты налоговых платежей и штрафов — уплата налогов в более поздний срок, чем установлено законодательством. Налоговым кодексом (НК РФ) предусмотрены рассрочка и отсрочка платежей.

Налоговая рассрочка — уплата налога, пени, штрафа частями в более поздние сроки по специально установленному графику платежей.

Налоговая отсрочка — уплата налога, пени или штрафа единовременно, но позднее, чем установлено НК РФ.

Обеспечение — письменная двусторонняя сделка между ФНС и лицом, предоставляющим обеспечение. Цель сделки — обеспечить перед государством своевременное исполнение обязательства налогоплательщика.

Обеспечение может предоставить сам налогоплательщик или третьи лица. Если налогоплательщик своевременно не уплатит налог — за него это сделает поручитель. После уплаты денег в бюджет поручитель получает право требовать долг с налогоплательщика. Распространенные виды обеспечения:

  1. Банковская гарантия — способ обеспечения обязательства, по которому банк гарантирует своевременное погашение налоговой задолженности;
  2. Поручительство — обещание третьего лица уплатить налоги и иные платежи в бюджет, если налогоплательщик не сможет самостоятельно сделать это вовремя;
  3. Залог имущества — способ обеспечения обязательств налогоплательщиком, подкрепленный имуществом, за счет продажи или передачи которого в будущем может быть произведена уплата долга.

Консолидированная группа налогоплательщиков — добровольное объединение налогоплательщиков для совместной уплаты налога на прибыль. Между всеми участниками группы заключается договор, по которому налоговая база и другие показатели компаний-участников складываются. Объединение помогает снизить налоговую нагрузку по налогу на прибыль.

Налоговый агент — компания или предприниматель, которые в силу закона обязаны рассчитывать и уплачивать налоги за других лиц. Например, обязанность налогового агента для работодателя — уплата НДФЛ за работников.

Чистые активы — это деньги и имущество, которые останутся у организации или предпринимателя после погашения всех долгов.

Рассрочка и отсрочка налоговых платежей очень похожи между собой. Условия получения, правила подачи документов и предоставления гарантий для них одинаковы и регулируются одними статьями НК РФ. Единственное отличие в том, что по налогам, взносам, пени и штрафам, которые начислены в результате налоговой проверки, можно получить только рассрочку. Отсрочить выполнение такого налогового обязательства невозможно (абз. 8 п. 5.1 ст. 64 НК РФ).

В нашей статье мы подробно рассмотрим предоставление рассрочки. Но важно понимать, что по этим правилам вы можете получить не только рассрочку, но и отсрочку по уплате налоговых платежей.

Кто может претендовать на налоговую рассрочку

Налоговая рассрочка — один из способов заботы государства о бизнесе. Вы можете частями заплатить налоги, пени и штрафы, в том числе начисленные в результате налоговых проверок (абз. 2 п. 3 ст. 61 НК РФ). Но такая возможность дается не всем и не всегда.

Налоговая рассрочка положена только плательщикам, которые докажут, что их нынешнее финансовое положение не позволяет вовремя уплатить налог, пени или штрафы. А вот в будущем они гарантируют полную уплату всех платежей.

Если вы работаете на специальном режиме налогообложения, вы тоже можете перенести срок уплаты своих налогов (п. 6 ст. 61 НК РФ). Льгота не распространяется на налоговых агентов (п. 9 ст. 61 НК РФ).

Условия предоставления рассрочки по уплате налогов и сборов

Если вас заинтересовала рассрочка уплаты налоговых платежей — ознакомьтесь с правилами ее предоставления:

  1. С начала ведения предпринимательской деятельности или существования организации должно пройти не менее одного года. Срок исчисляется со дня регистрации ИП или юридического лица до дня подачи в налоговый орган заявления о предоставлении льготы;
  2. Налогоплательщик не должен проходить реорганизацию, ликвидацию или банкротиться в момент подачи прошения о рассрочке;
  3. Налогоплательщик не обжаловал решение о проверке, в ходе которой выявлена недоимка, начислены пени и штрафы;
  4. Льгота предоставляется по заявлению плательщика, поданному в налоговую инспекцию по месту регистрации.

    Заявление плательщика о предоставлении льгот

Получить рассрочку можно одновременно по нескольким налогам, таможенным сборам, а также по страховым взносам на пенсионное, медицинское и социальное страхование.

Причины, по которым могут отказать в налоговой рассрочке

По правовой природе рассрочка — разновидность льготы. Как и все льготы, она предназначена не для всех. В некоторых случаях Налоговый кодекс прямо запрещает перенос сроков уплаты налогов (ст. 62 НК РФ):

  • в отношении вас возбуждено уголовное дело по налоговым преступлениям;
  • вас подозревают или обвиняют в совершении административного или налогового правонарушения;
  • инспекторы подозревают, что при рассрочке уплаты вы захотите скрыться сами или скрыть свои доходы;
  • за последние три года вы уже получали рассрочку, отсрочку или инвестиционный кредит и нарушили условия договора.

Налогоплательщики, входящие в консолидированную группу, не смогут получить рассрочку по уплате налога на прибыль (п. 3 ст. 62 НК РФ).

Когда можно рассчитывать на перенос сроков уплаты налога

Причины, по которым организации или ИП может быть предоставлена рассрочка по уплате налогов, указаны в п. 2 ст. 64 НК РФ. Вы вправе претендовать на перенос срок уплаты, если вы подходите хотя бы под одно из условий:

  • деятельность организации или ИП субсидируется из бюджета, средства перечисляются с задержками и нерегулярно;
  • вашей компании причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы, других форс-мажорных обстоятельств;
  • средств на уплату налогов не хватает или после уплаты всех бюджетных платежей налогоплательщик окажется на грани банкротства;
  • выручка организации носит сезонный характер;
  • налоги, пени и штрафы начислены в результате налоговой проверки, а сумма настолько значительна, что их единовременная уплата невозможна;
  • вы импортер товаров и претендуете на рассрочку уплаты таможенных пошлин по правилам ст. 59 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Как подтвердить сложную финансовую ситуацию

Хотите перенести сроки уплаты — рассчитайте свои финансовые показатели. Именно они помогут понять, на что вы вправе претендовать. Итак, какие цифры подтвердят право на перенос срока уплаты налога.

Как рассчитывать свои финансовые показатели

Сумма рассрочки не может превышать стоимость чистых активов компании или предпринимателя (п. 2.1 ст. 64 НК РФ).

Документы для обоснования права на перенос сроков уплаты налога

Для переноса сроков уплаты налогов и других бюджетных платежей нужно подать заявление в налоговый орган по месту уплаты. В заявлении обоснуйте причины, по которым не можете заплатить вовремя. Приложите расчеты, характеризующие финансовое положение бизнеса.

Заявление о предоставлении изменения срока уплаты налога

Помимо заявления вам понадобятся дополнительные документы:

  • справки об остатках денежных средств на расчетных и иных счетах во всех банках, где они открыты;
  • справки из банков об оборотах по каждому счету фирмы за последние шесть месяцев;
  • если у вас есть картотека неоплаченных счетов — предоставьте перечень всех содержащихся в ней документов. Если такой картотеки нет — справку об отсутствии просроченных задолженностей;
  • перечень контрагентов-дебиторов, суммы их обязательств и сроки исполнения, а также договоры и другие документы, подтверждающие эти факты;
  • документы, которые подтверждают наличие оснований для переноса сроков уплаты налогов: заключение из торгово-промышленной палаты, заявление о возбуждении исполнительного производства, финансовые расчеты и другие;
  • расчет требуемой суммы рассрочки и планируемый график погашения задолженности;
  • банковская гарантия или другие документы, которые обеспечат исполнение ваших обязательств (если требуется).

На сумму рассрочки начисляются проценты в размере 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, которая действовала на момент предоставления льготы (п. 4 ст. 64 НК РФ).

Компания по производству мебели выполняла крупный заказ. Ей требовались значительные суммы на закупку материалов, фурнитуры и других компонентов. Планируя платежи, главный бухгалтер фирмы поняла, что компания не сможет одновременно заплатить зарплату работникам, закупить очередную партию материалов и оплатить налог на прибыль и НДС. Было решено подать заявление на перенос сроков уплаты налогов.

Бухгалтер подготовила заявление, в котором компания просила предоставить рассрочку на 12 месяцев по уплате налога на прибыль в размере 460 000 рублей и НДС в сумме 820 000 рублей. Выписка из банка подтвердила отсутствие необходимых средств. Контракт с покупателем гарантировал будущие поступления. Оборудование мебельного цеха было оценено в 2 300 000 рублей и служило залогом.

Налоговая инспекция приняла решение предоставить рассрочку по налогам в сумме 1 280 000 на 12 месяцев. На сумму рассрочки начислили проценты в размере 3,875% годовых (1/2 ставка рефинансирования на момент принятия решения в марте 2019 года):

1 280 000 × 3,875% = 49 600 рублей (проценты за пользование рассрочкой)

Расчет ежемесячного платежа выглядел так:

(1 280 000 + 49 600) / 12 месяцев = 110 800 рублей

В итоге в апреле компания заплатила в бюджет вместо 1 280 000 рублей только 110 800 рублей. Остальные средства были пущены на развитие бизнеса.

Решение о предоставлении рассрочки принимается в течение 30 рабочих дней с момента подачи заявления и всех необходимых для его рассмотрения документов (п. 6 ст. 64 НК РФ). Максимальный срок предоставления рассрочки по налогам и сборам, зачисляемым в федеральный бюджет — 3 года, по всем остальным — 1 год (п. 1 ст. 64 НК РФ).

Обеспечение обязательств налогоплательщика

Наличие обеспечения заметно повысит ваши шансы получить рассрочку и перенести сроки уплаты налогов. Традиционные способы обеспечения — залог имущества, банковская гарантия и поручительство третьих лиц.

Залог имущества

Залог имущества — это письменный договор между налоговым органом и залогодателем. При этом залогодателем может быть не только сам налогоплательщик, но и стороннее лицо — владелец имущества (п. 2 ст. 73 НК РФ).

В качестве залога вы можете предложить любое движимое и недвижимое имущество, имущественные права, ценные бумаги. Исключение — вещи, на которые законом не допускается обращение взыскания, например, единственное жилье индивидуального предпринимателя (ст. 336 ГК РФ) или имущество уже находящиеся в залоге (п. 4 ст. 73 НК РФ).

Заложенное имущество может остаться в пользовании залогодателя, а может быть передано в налоговый орган. В этом случае залогодатель обязан за свой счет обеспечить хранение переданного имущества.

Если вы нарушите правила рассрочки и своевременно не погасите налоговую задолженность, в бюджет будут перечислены средства от продажи залога.

Банковская гарантия

Банковская гарантия — это письменное обещание банка выплатить задолженность налогоплательщика по первому требованию налогового органа (п. 2 ст. 74.1 НК РФ). Если вы не сможете своевременно заплатить налоги с учетом предоставленной рассрочки, банк сделает это за вас. А вы потом заплатите банку.

Важно помнить, что не любая банковская гарантия подойдет. Налоговики примут у вас гарантию только того банка, который включен в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Этот перечень размещается на сайте Центрального банка РФ и периодически обновляется.

За свои услуги банк потребует плату, но эта сумма будет значительно меньшей, чем проценты по кредитам, да и само оформление обязательства происходит быстрее.

Поручительство третьего лица

Один из наиболее распространенных способов обеспечения обязательства. Часто так обеспечиваются налоговые обязательства дочерних или взаимосвязанных структур. Поручитель заключает письменный договор с налоговой инспекцией (п. 2 ст. 74 НК РФ). Если сумма налоговой рассрочки велика, вы можете пригласить несколько поручителей по одному договору. Это могут быть как физические, так и юридические лица.

По условиям соглашения, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. На практике это означает, что при невыплате или неполной выплате налоговых платежей, инспекция одновременно направит требования в банк поручителя и банк налогоплательщика. Если налоговый долг за вас выплатит поручитель, он вправе потребовать у вас возврата денег на своих условиях (п. 4 ст. 74 НК РФ).

Самое важное о налогах в рассрочку

Итак, если у вас есть обязанность по уплате налога, но нет возможности сделать это своевременно — используйте законное право на перенос сроков уплаты. Хотите, чтобы по вашему заявлению о переносе сроков уплаты налога было принято положительное решение — следуйте правилам:

  1. Убедитесь, что вы имеете право на льготу. Для этого проанализируйте финансовые показатели своего бизнеса и определите степень важности причины, которую вы укажете в заявлении;
  2. Подготовьте необходимые документы, которые подтверждают ваши временные финансовые затруднения;
  3. Сделайте подробный расчет суммы, рассрочку по уплате которой хотите получить. Определите график погашения и величину платежа;
  4. Решите, каким образом вы будете обеспечивать исполнение налогового долга;
  5. Подайте заявление с приложением полного пакета подтверждающих документов в налоговую инспекцию или таможенные органы (если рассрочка касается таможенных сборов);
  6. Получите решение уполномоченного органа. В случае отказа — обжалуйте постановление в вышестоящей налоговой инспекции или судебных органах.

Статья 64 НК РФ. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, страховых взносов.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.01.2020)Документ действующий
1HQQESHpv9LE

  • Главное меню
    • Раздел I. Общие положения
      • Глава 1. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах
        • Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах
        • Статья 2. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах
        • Статья 3. Основные начала законодательства о налогах и сборах
        • Статья 4. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления
        • Статья 5. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
        • Статья 6. Несоответствие нормативных правовых актов настоящему Кодексу
        • Статья 6.1. Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах
        • Статья 7. Международные договоры по вопросам налогообложения
        • Статья 8. Понятие налога, сбора, страховых взносов
        • Статья 9. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах
        • Статья 10. Порядок производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах
        • Статья 11. Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе
        • Статья 11.1. Понятия и термины, используемые при налогообложении добычи углеводородного сырья
        • Статья 11.2. Личный кабинет налогоплательщика
      • Глава 2. Система налогов и сборов в Российской Федерации
        • Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов
        • Статья 13. Федеральные налоги и сборы
        • Статья 14. Региональные налоги
        • Статья 15. Местные налоги и сборы
        • Статья 16. Информация о налогах
        • Статья 17. Общие условия установления налогов и сборов
        • Статья 18. Специальные налоговые режимы
      • Глава 2.1. Страховые взносы в Российской Федерации
        • Статья 18.1. Страховые взносы
        • Статья 18.2. Общие условия установления страховых взносов
    • Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях
      • Глава 3. Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. Налоговые агенты
        • Статья 19. Налогоплательщики, плательщики сборов, плательщики страховых взносов
        • Статья 20. Взаимозависимые лица
        • Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)
        • Статья 22. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)
        • Статья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)
        • Статья 24. Налоговые агенты
        • Статья 24.1. Участие налогоплательщика в договоре инвестиционного товарищества
        • Статья 24.2. Международные компании и международные холдинговые компании
        • Статья 25. Утратила силу
      • Глава 3.1. Консолидированная группа налогоплательщиков
        • Статья 25.1. Общие положения о консолидированной группе налогоплательщиков
        • Статья 25.2. Условия создания консолидированной группы налогоплательщиков
        • Статья 25.3. Договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков
        • Статья 25.4. Изменение договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков и продление срока его действия
        • Статья 25.5. Права и обязанности ответственного участника и других участников консолидированной группы налогоплательщиков
        • Статья 25.6. Прекращение действия консолидированной группы налогоплательщиков
      • Глава 3.2. Оператор нового морского месторождения углеводородного сырья
        • Статья 25.7. Оператор нового морского месторождения углеводородного сырья
      • Глава 3.3. Особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов
        • Статья 25.8. Общие положения о региональных инвестиционных проектах
        • Статья 25.9. Налогоплательщики — участники региональных инвестиционных проектов
        • Статья 25.10. Реестр участников региональных инвестиционных проектов
        • Статья 25.11. Порядок включения организации в реестр
        • Статья 25.12. Внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре, и прекращение статуса участника регионального инвестиционного проекта
        • Статья 25.12-1. Применение и прекращение применения налоговых льгот участниками региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр
      • Глава 3.4. Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица
        • Статья 25.13. Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица
        • Статья 25.13-1. Освобождение от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании
        • Статья 25.14. Уведомление об участии в иностранных организациях и уведомление о контролируемых иностранных компаниях. Порядок признания налогоплательщиков контролирующими лицами
        • Статья 25.15. Порядок учета прибыли контролируемой иностранной компании при налогообложении
      • Глава 3.5. Налогоплательщики — участники специальных инвестиционных контрактов
        • Статья 25.16. Налогоплательщики — участники специальных инвестиционных контрактов
      • Глава 4. Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах
        • Статья 26. Право на представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах
        • Статья 27. Законный представитель налогоплательщика
        • Статья 28. Действия (бездействие) законных представителей организации
        • Статья 29. Уполномоченный представитель налогоплательщика
    • Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц
      • Глава 5. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц
        • Статья 30. Налоговые органы в Российской Федерации
        • Статья 31. Права налоговых органов
        • Статья 32. Обязанности налоговых органов
        • Статья 33. Обязанности должностных лиц налоговых органов
        • Статья 34. Полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения и сборов
        • Статья 34.1. Утратила силу
        • Статья 34.2. Полномочия финансовых органов в области налогов, сборов, страховых взносов
        • Статья 35. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, а также их должностных лиц
      • Глава 6. Органы внутренних дел. Следственные органы
        • Статья 36. Полномочия органов внутренних дел, следственных органов
        • Статья 37. Ответственность органов внутренних дел, следственных органов и их должностных лиц
    • Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов
      • Глава 7. Объекты налогообложения
        • Статья 38. Объект налогообложения
        • Статья 39. Реализация товаров, работ или услуг
        • Статья 40. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения
        • Статья 41. Принципы определения доходов
        • Статья 42. Доходы от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации
        • Статья 43. Дивиденды и проценты
      • Глава 8. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов
        • Статья 44. Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов
        • Статья 45. Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов
        • Статья 45.1. Единый налоговый платеж физического лица
        • Статья 46. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) — организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента — организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств
        • Статья 47. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) — организации, индивидуального предпринимателя
        • Статья 48. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем
        • Статья 49. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) при ликвидации организации
        • Статья 50. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) при реорганизации юридического лица
        • Статья 51. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица
        • Статья 52. Порядок исчисления налога, страховых взносов
        • Статья 53. Налоговая база и налоговая ставка, размеры сборов
        • Статья 54. Общие вопросы исчисления налоговой базы
        • Статья 54.1. Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов
        • Статья 55. Налоговый период
        • Статья 56. Установление и использование льгот по налогам и сборам
        • Статья 57. Сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов
        • Статья 58. Порядок уплаты налогов, сборов, страховых взносов
        • Статья 59. Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание
        • Статья 60. Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов, сборов, страховых взносов
      • Глава 9. Изменение срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа
        • Статья 61. Общие условия изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа
        • Статья 62. Обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога, сбора, страховых взносов
        • Статья 63. Органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов
        • Статья 64. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, страховых взносов
        • Статья 64.1. Утратила силу
        • Статья 65. Утратила силу
        • Статья 66. Инвестиционный налоговый кредит
        • Статья 67. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита
        • Статья 68. Прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита
      • Глава 10. Требование об уплате налогов, сборов, страховых взносов
        • Статья 69. Требование об уплате налога, сбора, страховых взносов
        • Статья 70. Сроки направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов
        • Статья 71. Последствия изменения обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов
      • Глава 11. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов
        • Статья 72. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов
        • Статья 73. Залог имущества
        • Статья 74. Поручительство
        • Статья 74.1. Банковская гарантия
        • Статья 75. Пеня
        • Статья 76. Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей
        • Статья 77. Арест имущества
      • Глава 12. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм
        • Статья 78. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа
        • Статья 79. Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафа
    • Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль
      • Глава 13. Налоговая декларация
        • Статья 80. Налоговая декларация, расчеты
        • Статья 81. Внесение изменений в налоговую декларацию, расчеты
      • Глава 14. Налоговый контроль
        • Статья 82. Общие положения о налоговом контроле
        • Статья 83. Учет организаций и физических лиц
        • Статья 84. Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика
        • Статья 85. Обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом организаций и физических лиц
        • Статья 85.1. Обязанности органов, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, связанные с учетом налогоплательщиков
        • Статья 86. Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля
        • Статья 86.1, статья 86.2, статья 86.3. Утратили силу
        • Статья 87. Налоговые проверки
        • Статья 87.1. Утратила силу
        • Статья 88. Камеральная налоговая проверка
        • Статья 89. Выездная налоговая проверка
        • Статья 89.1. Особенности проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков
        • Статья 89.2. Особенности проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика — участника регионального инвестиционного проекта
        • Статья 90. Участие свидетеля
        • Статья 91. Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки
        • Статья 92. Осмотр
        • Статья 93. Истребование документов при проведении налоговой проверки
        • Статья 93.1. Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках
        • Статья 93.2. Истребование документов (информации) у аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов)
        • Статья 94. Выемка документов и предметов
        • Статья 95. Экспертиза
        • Статья 96. Привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля
        • Статья 97. Участие переводчика
        • Статья 98. Участие понятых
        • Статья 99. Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля
        • Статья 100. Оформление результатов налоговой проверки
        • Статья 100.1. Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях
        • Статья 101. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки
        • Статья 101.1. Утратила силу
        • Статья 101.2. Вступление в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения при обжаловании в апелляционном порядке
        • Статья 101.3. Исполнение решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
        • Статья 101.4. Производство по делу о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях
        • Статья 102. Налоговая тайна
        • Статья 103. Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля
        • Статья 103.1. Утратила силу
        • Статья 104. Заявление о взыскании налоговой санкции
        • Статья 105. Рассмотрение дел и исполнение решений о взыскании налоговых санкций
    • Раздел V.1. Взаимозависимые лица и международные группы компаний. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании. Документация по международным группам компаний
      • Глава 14.1. Взаимозависимые лица. Порядок определения доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации
        • Статья 105.1. Взаимозависимые лица
        • Статья 105.2. Порядок определения доли участия лица в организации
      • Глава 14.2. Общие Положения о ценах и налогообложении. Информация, используемая при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми
        • Статья 105.3. Общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами
        • Статья 105.4. Особенности признания цен рыночными для целей налогообложения при применении регулируемых цен
        • Статья 105.5. Сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий сделок и функциональный анализ
        • Статья 105.6. Информация, используемая при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми
      • Глава 14.3. Методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица
        • Статья 105.7. Общие положения о методах, используемых при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица
        • Статья 105.8. Финансовые показатели и интервал рентабельности
        • Статья 105.9. Метод сопоставимых рыночных цен
        • Статья 105.10. Метод цены последующей реализации
        • Статья 105.11. Затратный метод
        • Статья 105.12. Метод сопоставимой рентабельности
        • Статья 105.13. Метод распределения прибыли
      • Глава 14.4. Контролируемые сделки. Подготовка и представление документации в целях налогового контроля. Уведомление о контролируемых сделках
        • Статья 105.14. Контролируемые сделки
        • Статья 105.15. Подготовка и представление документации в целях налогового контроля
        • Статья 105.16. Уведомление о контролируемых сделках
      • Глава 14.4-1. Представление документации по международным группам компаний
        • Статья 105.16-1. Общие положения о документации по международным группам компаний
        • Статья 105.16-2. Представление уведомлений об участии в международной группе компаний
        • Статья 105.16-3. Общие положения о представлении страновых сведений
        • Статья 105.16-4. Глобальная документация
        • Статья 105.16-5. Национальная документация
        • Статья 105.16-6. Страновой отчет
      • Глава 14.5. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами
        • Статья 105.17. Проверка федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами
        • Статья 105.18. Симметричные корректировки
        • Статья 105.18-1. Корректировки по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения
      • Глава 14.6. Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения
        • Статья 105.19. Общие положения о соглашении о ценообразовании для целей налогообложения
        • Статья 105.20. Стороны соглашения о ценообразовании
        • Статья 105.21. Срок действия соглашения о ценообразовании
        • Статья 105.22. Порядок заключения соглашения о ценообразовании
        • Статья 105.23. Проверка исполнения соглашения о ценообразовании
        • Статья 105.24. Порядок прекращения соглашения о ценообразовании
        • Статья 105.25. Стабильность условий соглашения о ценообразовании
    • Раздел V.2. Налоговый контроль в форме налогового мониторинга
      • Глава 14.7. Налоговый мониторинг. Регламент информационного взаимодействия
        • Статья 105.26. Общие положения о налоговом мониторинге
        • Статья 105.27. Порядок представления заявления о проведении налогового мониторинга, принятия решения о проведении (об отказе в проведении) налогового мониторинга
        • Статья 105.28. Порядок досрочного прекращения налогового мониторинга
      • Глава 14.8. Порядок проведения налогового мониторинга. Мотивированное мнение налогового органа
        • Статья 105.29. Порядок проведения налогового мониторинга
        • Статья 105.30. Мотивированное мнение налогового органа
        • Статья 105.31. Взаимосогласительная процедура в рамках налогового мониторинга
    • Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
      • Глава 15. Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений
        • Статья 106. Понятие налогового правонарушения
        • Статья 107. Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений
        • Статья 108. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
        • Статья 109. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения
        • Статья 110. Формы вины при совершении налогового правонарушения
        • Статья 111. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения
        • Статья 112. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения
        • Статья 113. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
        • Статья 114. Налоговые санкции
        • Статья 115. Срок давности взыскания штрафов
      • Глава 16. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение
        • Статья 116. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе
        • Статья 117. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе. — Утратила силу
        • Статья 118. Утратила силу
        • Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)
        • Статья 119.1. Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)
        • Статья 119.2. Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения
        • Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов)
        • Статья 121. Исключена
        • Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов)
        • Статья 122.1. Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником
        • Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов
        • Статья 124. Утратила силу
        • Статья 125. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога
        • Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
        • Статья 126.1. Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения
        • Статья 127. Исключена
        • Статья 128. Ответственность свидетеля
        • Статья 129. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода
        • Статья 129.1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу
        • Статья 129.2. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса
        • Статья 129.3. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми
        • Статья 129.4. Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках
        • Статья 129.5. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании
        • Статья 129.6. Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых иностранных компаниях, уведомления об участии в иностранных организациях, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях, уведомлении об участии в иностранных организациях
        • Статья 129.7. Ненаправление (невключение) организацией финансового рынка финансовой информации о клиентах организации финансового рынка, выгодоприобретателях и (или) лицах, их контролирующих
        • Статья 129.8. Нарушение организацией финансового рынка порядка установления налогового резидентства клиентов организаций финансового рынка, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих
        • Статья 129.9. Непредставление уведомления об участии в международной группе компаний, представление уведомления об участии в международной группе компаний, содержащего недостоверные сведения
        • Статья 129.10. Непредставление странового отчета, представление странового отчета, содержащего недостоверные сведения
        • Статья 129.11. Непредставление документации по международной группе компаний
        • Статья 129.12. Нарушение срока перечисления налога (сбора, страховых взносов, авансового платежа, единого налогового платежа физического лица, пеней, штрафа) местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг
        • Статья 129.13. Нарушение порядка и (или) сроков передачи налогоплательщиками сведений о произведенных расчетах при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав)
        • Статья 129.14. Нарушение порядка и (или) сроков передачи сведений о произведенных расчетах операторами электронных площадок и кредитными организациями
      • Глава 17. Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля
        • Статья 130. Утратила силу
        • Статья 131. Выплата сумм, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым
      • Глава 18. Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение
        • Статья 132. Нарушение банком порядка открытия счета
        • Статья 133. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора, страховых взносов), авансового платежа, единого налогового платежа физического лица, пеней, штрафа
        • Статья 134. Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента, счету инвестиционного товарищества
        • Статья 135. Неисполнение банком поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа
        • Статья 135.1. Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам (счету инвестиционного товарищества) в налоговый орган
        • Статья 135.2. Нарушение банком обязанностей, связанных с электронными денежными средствами
        • Статья 136. Порядок взыскания с банков штрафов и пеней
    • Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц
      • Глава 19. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц
        • Статья 137. Право на обжалование
        • Статья 138. Порядок обжалования
        • Статья 139. Порядок и сроки подачи жалобы
        • Статья 139.1. Порядок и сроки подачи апелляционной жалобы
        • Статья 139.2. Форма и содержание жалобы (апелляционной жалобы)
        • Статья 139.3. Оставление жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения
      • Глава 20. Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней
        • Статья 140. Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы)
        • Статья 141. Утратила силу
        • Статья 142. Рассмотрение жалоб, поданных в суд
    • Раздел VII.1. Выполнение международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения и взаимной административной помощи по налоговым делам
      • Глава 20.1. Автоматический обмен финансовой информацией с иностранными государствами (территориями)
        • Статья 142.1. Понятия и термины, используемые при осуществлении автоматического обмена финансовой информацией с иностранными государствами (территориями)
        • Статья 142.2. Обязанности организации финансового рынка по представлению информации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в связи с автоматическим обменом финансовой информацией
        • Статья 142.3. Полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в связи с автоматическим обменом финансовой информацией
        • Статья 142.4. Обязанности и права организаций финансового рынка и их клиентов в связи с автоматическим обменом финансовой информацией
      • Глава 20.2. Международный автоматический обмен страновыми отчетами в соответствии с международными договорами Российской Федерации
        • Статья 142.5. Полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, при осуществлении автоматического обмена страновыми отчетами
        • Статья 142.6. Ограничения использования информации, содержащейся в страновых отчетах
      • Глава 20.3. Взаимосогласительная процедура в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения
        • Статья 142.7. Общие положения
        • Статья 142.8. Порядок проведения взаимосогласительной процедуры

Как юридическому лицу оформить отсрочку по налогу?

Законодательство России позволяет российским организациям пользоваться в ряде случаев весьма значимой привилегией — отсрочкой по уплате налога. Какие есть основания для получения данной отсрочки? Каким образом она оформляется юрлицом?

Что представляет собой отсрочка по налогу?

Получить отсрочку по налогам юридическому лицу можно, следуя правовым нормам, которые закреплены в статье 64 Налогового Кодекса России, а также нормах налогового законодательства, корреспондирующих с ее положениями.

В статье 64 приводится, прежде всего, определение отсрочки по налогам. Соответствующая отсрочка — это разрешенный перенос срока перечисления налога в бюджет при наличии тех или иных оснований. Максимальная длительность отсрочки в общем случае — 1 год.

Вместе с тем, в исключительных случаях возможно продление отсрочки по платежу в бюджет до 5 лет. Решение об этом вправе принимать только Министр Финансов РФ. При этом, Правительство России может отсрочить уплату хозяйствующим субъектом налога на 3 года.

Отсрочка может предполагать единовременное погашение задолженности или же постепенную уплату долга. Во втором случае речь пойдет уже о рассрочке — но правовые основания для нее установлены те же, что и для отсрочки.

В предусмотренных законом случаях хозяйствующий субъект, получивший отсрочку по налогу, уплачивает наряду с долгом перед бюджетом дополнительные проценты.

Получить привилегию, связанную с переносом срока перечисления платежей в бюджет, юрлицо может по любым налогам — на доход, НДС, ЕНВД и т. д. Однако, для пользования данной привилегией у фирмы должны быть основания. Изучим их.

Основания для отсрочки налога

Юрлицо вправе претендовать на перенос срока платежа по налогу, если оно объективно не имеет возможности перечислить соответствующий платеж в бюджет вовремя. Уважительными причинами тому с точки зрения законодателя могут быть:

  • причинение юрлицу ущерба вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
  • неполучение организацией бюджетных средств, за счет которых предполагается уплата налога (если хозяйствующий субъект участвует в правоотношениях, предусматривающих получение бюджетных средств);
  • угроза банкротства юрлица, которая может возникнуть вследствие уплаты им налога;
  • выпуск фирмой товаров или оказание услуг по сезонному принципу;
  • участие предприятия в правоотношениях, дающих право на отсрочку налога при перевозе товаров через границу Таможенного Союза.

Следует отметить, что налоговые агенты — лица, которые обязаны перечислять платежи в бюджет за других налогоплательщиков, не имеют права на получение отсрочки по соответствующим платежам. Отсрочку юрлицо может получить только по собственным налогам (или налогам филиалов либо представительств — которые не являются обособленными хозяйствующими субъектами).

Дочерние фирмы уплачивают налоги, а также решают вопросы по их отсрочкам самостоятельно — поскольку, в свою очередь, являются независимыми хозяйствующими субъектами. При этом, факт наличия оснований для отсрочки у головной фирмы не всегда сопровождается наличием аналогичных оснований у дочерних организаций.

Рассмотрим теперь то, как оформляется рассрочка юрлицом, имеющим основания для ее получения.

Как оформить рассрочку?

Для получения рассрочки уполномоченному представителю юрлица необходимо обратиться в территориальное представительство Налоговой инспекции (ФНС) и передать туда пакет документов в установленном перечне. В него должны входить:

  1. Заявление по установленной форме — утвержденной Приказом ФНС РФ № ММВ-7-8/683, изданным 16.12.2016 года.
  2. Справки из кредитно-финансовых организаций, отражающие выручку фирмы за 6 месяцев, предшествующих дате подачи документов на отсрочку.
  3. Справки из кредитно-финансовых организаций, отражающие наличие у фирмы денежных средств на расчетных и иных банковских счетах.
  4. Документы, включающие перечень хозяйствующих субъектов, которые являются дебиторами организации, оформляющей отсрочку, а также сведения о задолженностях соответствующих дебиторов.
  5. Документ, отражающий обязательство фирмы соблюдать условия погашения задолженности в рамках отсрочки или рассрочки.
  6. Документы, отражающие основания для переноса срока перечисления налога в бюджет.

Такими документами могут быть, в частности:

  • заключение, удостоверяющие факт наступления обстоятельств непреодолимой силы в деятельности организации;
  • акт оценки ущерба фирмы вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы.
  1. В случае участия организации в правоотношениях, предполагающих получение бюджетных ассигнований — документы от компетентного распорядителя бюджетных средств, которые будут отражать суммы, что подлежат перечислению налогоплательщику в рамках соответствующих правоотношений.
  2. Документы о наличии у юрлица в собственности движимого или недвижимого имущества, на которое в соответствии с законодательством может быть наложено взыскание.
  3. Документы, удостоверяющие получение фирмой основной выручки от продажи товаров и оказания услуг преимущественно сезонного характера. При этом, соответствующие виды экономической деятельности должны быть включены в перечни, закрепленные законодательно.

При необходимости, и в случаях, предусмотренных законодательством в ФНС также предоставляется поручительство или же банковская гарантия на обязательства юридического лица.

В любом случае при обращении в ФНС по вопросам отсрочки следует уточнять то, какие конкретно документы должны подаваться. Это облегчит взаимопонимание между ведомством и налогоплательщиком и, возможно, повысит вероятность принятия налоговиками положительного решения в отношении отсрочки уплаты юрлицом исчисленных налогов.

Заявление, а также документы, дополняющие его, необязательно подавать заявление в представительство ФНС, в котором зарегистрирована фирма. Достаточно подать документ в любую территориальную структуру Налоговой инспекции. В установленном законом порядке разные представительства ФНС могут обмениваться сведениями о налогоплательщиках, запрашивающих отсрочки по налогам.

ФНС, получив от юрлица указанные документы, принимает решение о предоставлении фирме отсрочки в уплате налогов. Изучим то, в каком порядке принимается данное решение.

Принятие решения об отсрочке налогов: нюансы

Рассматриваемое решение должно быть принято ФНС в течение 30 дней после получения комплекта указанных выше документов. При этом, юрлицо может направить налоговикам ходатайство о предоставлении отсрочки по налогу на период принятия соответствующего решения.

Решение ФНС должно отражать:

  • величину задолженности хозяйствующего субъекта перед бюджетом;
  • наименование налога — одного или нескольких, по которым предоставляется рассрочка;
  • сведения о процентах — уплачиваемых вместе с налогом в предусмотренных законом случаях;
  • сведения об имуществе, используемом в качестве предмета залога, о поручительствах и финансовых гарантиях.

В случае, если ФНС принимает решение отказать налогоплательщику в реализации его права на отсрочку платежа — соответствующее решение должно быть мотивировано. В любом случае фирма вправе оспорить его в установленном порядке.

Копия рассматриваемого решения направляется юрлицу в течение 3 дней. При необходимости копия документа также направляется в территориальное подразделение ФНС, в котором фирма стоит на учете (если представительство ФНС, в которое подаются документы, располагается в другом месте).

Можно отметить, что на уровне региональных и муниципальных правовых актов могут устанавливаться иные основания для предоставления хозяйствующим субъектам отсрочек по тем или иным налогам — но только относящимся к региональным или местным. По федеральным налогам правила предоставления отсрочек устанавливаются только в НК РФ и иных нормативных актах федерального уровня.

В случае, если отсрочка запрошена по региональному или муниципальному налогу, то территориальные представительства ФНС, принимая решения об отсрочках таким налогам, согласуют свои действия с региональными или муниципальными властями. В свою очередь, при рассмотрении отсрочек по федеральным налогам специалисты ФНС не совещаются с кем-либо: принятие решений по соответствующим платежам находится только в компетенции ФНС.