Расходы для налогообложения прибыли

Содержание

Расходы, не уменьшающие прибыль

При определении налоговой базы не учитываются следующие расходы:

1) в виде сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм прибыли после налогообложения;

2) в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет, а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций;

3) в виде взноса в уставный (складочный) капитал, вклада в простое товарищество;

4) в виде суммы налога, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;

5) в виде расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходов, осуществленных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств;

6) в виде взносов на добровольное страхование;

7) в виде взносов на негосударственное пенсионное обеспечение;

8) в виде процентов, начисленных налогоплательщиком – заемщиком кредитору сверх сумм, признаваемых расходами в целях налогообложения в соответствии со ст. 269 НК РФ;

9) в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору;

10) в виде сумм отчислений в резерв под обесценение вложений в ценные бумаги, создаваемые организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением сумм отчислений в резервы под обесценение ценных бумаг;

11) в виде гарантийных взносов, перечисляемых в специальные фонды, создаваемые в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, предназначенные для снижения рисков неисполнения обязательств по сделкам при осуществлении клиринговой деятельности или деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг;

12) в виде средств или иного имущества, которые переданы по договорам кредита или займа, а также в виде средств или иного имущества, которые направлены в погашение таких заимствований;

13) в виде сумм убытков по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы в части;

14) в виде имущества, работ, услуг, имущественных прав, переданных в порядке предварительной оплаты налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;

15) в виде сумм добровольных членских взносов (включая вступительные взносы) в общественные организации, сумм добровольных взносов участников союзов, ассоциаций, организаций (объединений) на содержание указанных союзов, ассоциаций, организаций (объединений);

16) в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей;

17) в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования;

18) в виде отрицательной разницы, образовавшейся в результате переоценки драгоценных камней при изменении в установленном порядке прейскурантов цен;

19) в виде сумм налогов, предъявленных налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав);

20) в виде средств, перечисляемых профсоюзным организациям;

21) в виде расходов на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов);

22) в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений;

23) в виде сумм материальной помощи работникам;

24) на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей;

25) в виде надбавок к пенсиям, единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам труда, доходов (дивидендов, процентов) по акциям или вкладам трудового коллектива организации, компенсационных начислений в связи с повышением цен, производимых сверх размеров индексации доходов по решениям Правительства Российской Федерации, компенсаций удорожания стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо предоставления его по льготным ценам или бесплатно (за исключением специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и за исключением случаев, когда бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;

26) на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;

27) на оплату ценовых разниц при реализации по льготным ценам (тарифам) (ниже рыночных цен) товаров (работ, услуг) работникам;

28) на оплату ценовых разниц при реализации по льготным ценам продукции подсобных хозяйств для организации общественного питания;

29) на оплату путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий, подписки, не относящейся к подписке на нормативно-техническую и иную используемую в производственных целях литературу, и на оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников;

30) в виде расходов налогоплательщиков – организаций государственного запаса специального (радиоактивного) сырья и делящихся материалов Российской Федерации по операциям с материальными ценностями государственного запаса специального (радиоактивного) сырья и делящихся материалов, связанные с восстановлением и содержанием указанного запаса;

31) в виде стоимости переданных налогоплательщиком – эмитентом акций, распределяемых между акционерами по решению общего собрания акционеров пропорционально количеству принадлежащих им акций, либо разница между номинальной стоимостью новых акций, переданных взамен первоначальных, и номинальной стоимостью первоначальных акций акционера при распределении между акционерами акций при увеличении уставного капитала эмитента;

32) в виде имущества или имущественных прав, переданных в качестве задатка, залога;

33) в виде сумм налогов, начисленных в бюджеты различных уровней в случае, если такие налоги ранее были включены налогоплательщиком в состав расходов, при списании кредиторской задолженности налогоплательщика по этим налогам;

34) в виде сумм целевых отчислений;

35) в виде сумм выплаченных подъемных сверх норм, установленных законодательством Российской Федерации;

36) на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, на оплату рациона питания экипажей морских, речных и воздушных судов сверх норм таких расходов, установленных Правительством Российской Федерации;

37) в виде платы государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление сверх тарифов, утвержденных в установленном порядке;

38) в виде взносов, вкладов и иных обязательных платежей, уплачиваемых некоммерческим организациям и международным организациям;

39) на замену бракованных, утративших товарный вид и недостающих экземпляров периодических печатных изданий, а также потери в виде стоимости утратившей товарный вид, бракованной и нереализованной продукции средств массовой информации и книжной продукции;

40) в виде представительских расходов в части, превышающей их размеры;

41) в виде расходов, предусмотренных п. 3 ст. 264 НК РФ;

42) на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также на иные виды рекламы;

43) в виде сумм отчислений в Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций, Российский фонд технологического развития, а также в иные отраслевые и межотраслевые фонды финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированные в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике»;

44) отрицательная разница, полученная от переоценки ценных бумаг по рыночной стоимости;

45) в виде расходов учредителя доверительного управления, связанных с исполнением договора доверительного управления, если договором доверительного управления предусмотрено, что выгодоприобретателем не является учредитель;

46) в виде расходов, осуществляемых религиозными организациями в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, а также в связи с реализацией религиозной литературы и предметов религиозного назначения;

В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 г. № 313-ФЗ с 1 января 2012 года:

«в виде средств, переданных медицинским организациям для оплаты медицинской помощи застрахованным лицам в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании».

47) в виде расходов, включая вознаграждение управляющей компании и специализированному депозитарию, произведенных за счет средств организаций, выступающих в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, при инвестировании средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии;

48) в виде сумм, которые направлены организациями, выступающими в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, на пополнение средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, и которые отражены на пенсионных счетах накопительной части трудовой пенсии;

49) в виде средств пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии, передаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации негосударственными пенсионными фондами в Пенсионный фонд Российской Федерации и (или) другой негосударственный пенсионный фонд, которые выступают в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию;

50) расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием и эксплуатацией судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов;

51) расходы банка развития – государственной корпорации;

52) понесенные налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», включая расходы, связанные с инженерными изысканиями при строительстве, архитектурно-строительным проектированием, со строительством, с реконструкцией и организацией эксплуатации олимпийских объектов;

53) в виде сумм вознаграждений и иных выплат, осуществляемых членам совета директоров;

54) расходы осуществляющей функции по предоставлению финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» некоммерческой организации, понесенные в связи с размещением временно свободных денежных средств;

55) в виде выплат потерпевшему, осуществленных в порядке прямого возмещения убытков в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего;

56) расходы казенных учреждений в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, в том числе с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ);

57) понесенные налогоплательщиками, являющимися российскими маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от 01.12.2007 г. № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с участием в организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в период организации XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленный ч. 1 ст. 2 указанного Федерального закона;

58) расходы, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком и принятые им к вычету, за исключением расходов, предусмотренных п. 5 ст. 325.1 НК РФ;

59) иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

Ст. 270 НК РФ (2018-2019): вопросы и ответы

Ст. 270 НК РФ: официальный текст

Скачать ст. 270 НК РФ

Ст. 270 НК РФ (2018-2019): вопросы и ответы

Уменьшают ли штрафные обязательства прибыль?

Можно ли уменьшить налогооблагаемую базу на взносы по негосударственному пенсионному обеспечению?

Учитываются ли затраты на проезд сотрудников к месту работы как расходы по налогу на прибыль?

Как безвозмездно переданное имущество влияет на формирование налога на прибыль?

Влияют ли добровольные страховые взносы на уменьшение прибыли?

Позволяет ли статья 270 НК РФ относить к расходам налоги, предъявленные покупателям?

Возможно ли уменьшение прибыли на расходы по материальному поощрению работников?

Учитываются ли при определении налога на прибыль суммы, выплаченные нотариусу?

Можно ли включать платежи за загрязнение окружающей среды в расходы по формированию налоговой базы?

Возможно ли учесть в качестве расходов для подсчета налога затраты по агентским или комиссионным договорам?

Влияет ли предварительная оплата на увеличение расходов в части расчета налога на прибыль?

Можно ли отнести к затратам расходы на приобретение оборудования?

Можно ли учесть в расходах суммы, выплаченные кредитору по договору займа?

Возможно ли включение начисленных дивидендов в состав расходов для конечного определения прибыли?

Уменьшают ли штрафные обязательства прибыль?

Положения п. 2 ст. 270 НК РФ не позволяют принимать пени и штрафы, взимаемые бюджетными организациями, как расходы, влияющие на итоговый результат по налогу на прибыль. Это касается всех государственных источников начисления штрафов — и бюджетных организаций, и внебюджетных.

Пример

ООО «Исток» нарушило порядок соблюдения лицензионных условий в соответствии с техническим проектом при пользовании недрами. На компанию был наложен административный штраф — 450 000 руб. (п. 2 ст. 7.3 КоАП РФ). Имеет ли право ООО «Исток» при помощи этой суммы уменьшить налог на прибыль?

Так как начисленный юрлицу штраф необходимо перечислить в бюджет РФ, то его сумма не рассматривается при расчете налога.

Можно ли уменьшить налогооблагаемую базу на взносы по негосударственному пенсионному обеспечению?

Перечисляемые взносы в пользу работников в Пенсионный фонд и при заключении соответствующих договоров добровольного страхования по негосударственному обеспечению пенсиями уменьшают налогооблагаемую базу.

Однако размер этих средств не должен составлять больше 12% от оплаты труда. Суммы, уплаченные сверх этого установленного норматива (п. 16 ст. 255 НК РФ), не затрагивают налог на прибыль.

При перечислении взносов за своих работников на их именные корпоративные счета эти расходы прибыль также не уменьшают. Данное положение регулирует п. 7 ст. 270 НК РФ.

Пример

Организация «Восток» перечислила взносы на добровольное пенсионное страхование за своих работников по действующим договорным обязательствам в июле 2018 года на сумму 68 000 руб. Общие затраты на оплату труда составили 256 511 руб. Страхователь может учесть от этой суммы только 12% по затратам на перечисленные взносы по добровольному страхованию, т. е. 30 781 руб. Оставшийся объем взносов, равный 37 219 руб., не учитывается в составе уменьшающих базу по налогу расходов.

Учитываются ли затраты на проезд сотрудников к месту работы как расходы по налогу на прибыль?

При обычных условиях суммы, оплаченные работниками за проезд в общественном транспорте до места исполнения своих трудовых обязанностей, не считаются расходами для определения налогооблагаемой базы (п. 26 ст. 270 НК РФ). Исключение составляют случаи, при которых условия доставки сотрудников оговорены в трудовых или коллективных договорах (в этом случае оплата проезда учитывается как оплата труда), или при транспортной недоступности рабочих мест.

Подробнее см. .

Если же работодатель организовывает с этой целью спецрейсы по доставке работников, то затраты на проезд на уменьшение налога на прибыль не влияют. Об этом свидетельствует письмо Минфина от 21.01.2013 № 03-03-06/1/18.

Как безвозмездно переданное имущество влияет на формирование налога на прибыль?

Для признания обоснованности некоторых расходов они должны отвечать критериям, установленным ст. 252 НК РФ. Все понесенные траты должны иметь документальное подтверждение, а также быть экономически оправданными, т.е. их цель — получение определенных выгод.

Безвозмездная передача имущества, т. е. переход права собственности без последующего вознаграждения, исключает получение экономической выгоды. Поэтому п. 16 ст. 270 НК РФ запрещает учитывать в расходах стоимость безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав), а также расходы, связанные с такой передачей.

Если передаваемое имущество является амортизируемым, то следует учитывать определенные нюансы. Положения п. 3 ст. 256 НК РФ гласят, что на основные средства, которые переданы с заключением договора о безвозмездном пользовании, амортизация не начисляется. Возобновляется ее начисление после окончания срока действия договора и возврата объектов в организацию.

Подобные правила не распространяются на имущество, переданное в безвозмездное пользование органам госвласти и госструктур, если эта обязанность налогоплательщика подтверждена законодательно.

Влияют ли добровольные страховые взносы на уменьшение прибыли?

На расходы, произведенные по договорам ДМС, можно уменьшить налогооблагаемую прибыль. Классификация этих расходов дана в ст. 255, 263 и 291 НК РФ. Прочие затраты по страхованию на добровольной основе не влияют на расчет. Об этом говорится в п. 6 ст. 270 НК РФ. К таким расходам относится добровольное страхование ответственности, не являющееся условием международных норм для осуществления деятельности субъектом. Так, страховые премии, которые вынуждена заплатить организация в связи с нарушением договора гражданской ответственности, прибыль не уменьшают. Подобные затраты также не входят в закрытый перечень расходов согласно ст. 255, 263, 291 НК РФ.

Учесть при уменьшении налогооблагаемой прибыли можно следующие расходы по добровольному страхованию:

  • взносы в Пенсионный фонд по договорам добровольного страхования за своих работников;
  • страхование транспорта, грузов, ТМЦ, и иного имущества, используемого в ходе хозяйственной деятельности;
  • страхование некоторых видов рисков и ответственности организаций;
  • страхование жизни и здоровья заемщиков банка.

Позволяет ли статья 270 НК РФ относить к расходам налоги, предъявленные покупателям?

П. 19 ст. 270 НК РФ не признает в качестве расходов предъявленные своим контрагентам налоги. Это касается в том числе торгового сбора и акцизов. На последнее указывает письмо Минфина РФ от 06.08.2012 № 03-07-06/209, в котором говорится, что предъявленные покупателям или владельцам давальческого сырья акцизные суммы не могут учитываться как расходы при налогообложении прибыли.

Если налоги были предъявлены плательщику на территории иных государств, то эти суммы также не рассматриваются как расходы при определении базы по налогу на прибыль. Эта норма подтверждается письмом УФНС России по городу Москве от 31.07.2012 № 16-15/069089@.

Отсюда следует сделать вывод, что суммы тех налогов (НДС, акцизы, торговый сбор), которые были предъявлены субъекту хозяйственной деятельности как покупателю, не берутся в расходы для последующего расчета налогооблагаемой прибыли.

Иное дело с НДС в случае предоставления товара как подарка или бонуса покупателю в качестве поощрения. Налоговые службы считают, что суммы косвенных налогов в данном случае входят в стоимость безвозмездно переданного имущества, а потому к расходам не относятся (п. 16 ст. 270 НК РФ).

Однако судебная практика не признает бонусы и прочие поощрения в качестве безвозмездно переданных ТМЦ, ведь для этого требуется приобрести некоторое количество товара.

Положения п. 19 ст. 270 НК РФ также не включают сумму НДС с бонусов в перечень расходов, не затрагивающих налогооблагаемую базу, так как реализация имущества в этом случае не происходит.

Продавец сам должен решить, учитывать ли суммы НДС с бонусов и подарков как расходы при подсчете налога на прибыль. Но при этом нужно быть готовым к вопросам со стороны налоговых органов.

См. также «Налог уплачен за третье лицо: можно ли учесть его в расходах?».

Возможно ли уменьшение прибыли на расходы по материальному поощрению работников?

К расходам на оплату труда наемных работников относят все выплаты, которые оговорены в трудовом или коллективном договоре. Прочие премиальные и компенсационные выплаты, возможность начисления которых не предусмотрена трудовым или коллективным договором, не уменьшают налогооблагаемую прибыль (п. 21, п. 23 ст. 270 НК РФ). Подобной позиции придерживаются Минфин РФ в письме от 26.02.2010 № 03-03-06/1/92 и УФНС РФ по городу Москве в письме от 13.08.2012 № 16-15/074028/@.

Те же суммы, которые выплачиваются работникам организациями помимо их трудовой деятельности, учитываются как расходы, если их начисление предусмотрено трудовым договором (письмо ФНС от 01.04.2011 № КЕ-4-3/5165).

Суммы, выплаченные работникам как матпомощь, в расходы, формирующие прибыль, не берутся (п. 23 ст. 270 НК РФ). Это правило не затрагивает суммы выплат, не признанные материальной помощью, что подтверждается положениями трудовых договоров. Эту позицию поддерживает Минфин РФ в письме от 03.06.2014 № 03-03-06/4/26582.

В некоторых фирмах принято выплачивать подъемные суммы своим работникам. Можно ли в таких случаях рассчитывать на определенные льготы при налогообложении?

Организации вправе компенсировать некоторые затраты своих сотрудников при их переезде в связи с новым местом работы. В отношении государственных служащих (работников госорганов, внебюджетных фондов и прочих федеральных учреждений) нормативы подобных выплат определяются законодательно.

В частных организациях бухгалтеры нередко задаются вопросом, как огородить себя в этом случае от внимания со стороны проверяющих органов? Для сотрудников коммерческих организаций общий размер возможных компенсационных выплат должен быть прописан в локальных нормативных актах. Это договоры — трудовые и коллективные, а также положения об оплате труда. Суммы, затраченные на выплаты сверх установленных норм подъемных, не включаются в состав уменьшающих налог на прибыль расходов (п. 37 ст. 270 НК РФ).

Нередко возникает и следующий вопрос: как расходы организации для нужд работников определяют прибыль предприятия?

Расходы юрлиц, направленные на организацию досуга своих сотрудников, не уменьшают налогооблагаемую базу (п. 29 ст. 270 НК РФ). Сюда относят оплату путевок сотрудников для отдыха или лечения, мероприятия по организации культурного досуга (экскурсии, спортсекции, проведение соревнований), затраты на подписку по литературе непроизводственного назначения и на товары личного потребления для нужд работников. Все эти расходы организация осуществляет по своему усмотрению.

Внимание! С 01.01.2019 при определенных условиях можно будет относить на расходы оплату путевок работникам.

А если был факт безвозмездной передачи имущества работникам, можно ли учесть эти операции при расчете налога на прибыль?

Пример

Организация оказала безвозмездную денежную помощь своему сотруднику, пострадавшему при пожаре собственного дома. Возможно ли уменьшение налогооблагаемой базы на эту сумму?

Под безвозмездно переданным имуществом понимаются материальные ценности, передача которых в пользу получателей не входит в обязанности организации. Это же касается и сопутствующих расходов.

Положение п. 16 ст. 270 НК РФ исключает стоимость подобного имущества из состава нужных расходов. То есть, если работодатель добровольно оказывает помощь как своим сотрудникам, так и прочим лицам, пострадавшим в результате форс-мажорных обстоятельств (стихийных бедствий), стоимость бесплатно предоставленных активов и понесенные в связи с этим расходы не влияют на уменьшение прибыли.

Таким образом, желание улучшить материальное положение работников, не связанное со служебными отношениями, не всегда будет являться поводом для уменьшения итоговой суммы прибыли.

Учитываются ли при определении налога на прибыль суммы, выплаченные нотариусу?

Государством установлены твердые тарифы по пошлинам, которые взимаются за совершение определенных нотариальных действий. В расходы принимаются затраты, понесенные при пользовании услугами государственных и частных нотариусов.

П. 39 ст. 270 НК РФ в список затрат, не участвующих в формировании налогооблагаемой прибыли, включает и сверхнормативные расходы по нотариальным услугам. Обычно это касается действий, для совершения которых не требуется установленной нотариальной формы. Расчет тарифов в этом случае опирается на требования ст. 22 Основ законодательства РФ «О нотариате».

Можно ли включать платежи за загрязнение окружающей среды в расходы по формированию налоговой базы?

Суммы налогов и сборов входят в расходы, уменьшающие базу по налогу на прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Сюда же можно отнести плату за негативное воздействие на окружающую среду. Однако при совершении сверхнормативных выбросов платежи по суммам, превышающим установленный лимит, как уменьшающие налогооблагаемую базу расходы не квалифицируются (п. 4 ст. 270 НК РФ).

Пример

Производственная организация ООО «Сатурн» осуществляет платежи за негативное воздействие на окружающую среду. За прошедший год она перечислила для этих целей 108 930 руб., в том числе 90 775 руб. за выбросы сверх установленных норм. При определении налогооблагаемой базы ООО «Сатурн» учитывает лишь размер платы, равный 108 930 – 90 775 = 18 155 руб. за выбросы в окружающую среду в пределах установленных лимитов.

О процедуре расчета платежей за негативное воздействие на окружающую среду читайте в этой статье.

Возможно ли учесть в качестве расходов для подсчета налога затраты по агентским или комиссионным договорам?

Статья 270 НК РФ не включает в состав расходов имущество или денежные средства, переданные комиссионером или агентом для исполнения ими своих обязательств в рамках условий соответствующих договоров (п. 9 ст. 270 НК РФ).

Письмо Минфина РФ от 31.01.2013 № 03-03-06/1/1838 указывает на то, что в случае принятия произведенных расходов принципалами агенты и комиссионеры учитывать их в своих затратах не могут. Исключения составляют те расходы, которые не оплачиваются принципалом в соответствии с условиями договора. В этом случае агент или комиссионер вправе учесть их при подсчете налога на прибыль. Однако и в этом случае расходы должны быть документально подтверждены и непременно связаны с выполнением обязательств перед заказчиком. Всё это поможет избежать в дальнейшем претензий со стороны проверяющих органов.

Подробнее о том, что отличает содержание агентского договор, читайте в статье «Особенности агентского договора в бухгалтерском учете».

Влияет ли предварительная оплата на увеличение расходов в части расчета налога на прибыль?

Если субъекты хоздеятельности используют метод начисления, то их затраты в качестве предварительной оплаты за работы или услуги на общую сумму расходов при определении налогооблагаемой базы не влияют (п. 14 ст. 270 НК РФ).

Письмо Минфина от 30.06.2011 № 07-02-06/115 определяет право налогоплательщика в части создания резервов по сомнительным долгам. Перечисленные авансовые платежи при создании резервов не признаются расходами даже при отсутствии поставки оплаченного товара.

Можно ли отнести к затратам расходы на приобретение оборудования?

Приобретаемое организацией оборудование должно классифицироваться как поступление основных средств, если это имущество отвечает следующим требованиям:

  • предназначается для использования на длительный срок (более 12 месяцев);
  • эксплуатация оборудования направлена на получение прибыли предприятия;
  • последующей перепродажи объекта не предполагается;
  • стоимость приобретенного имущества не ниже 100 000 руб.

Основные средства относятся к амортизируемому имуществу. Затраты на приобретение списываются в течение всего периода использования, уменьшая постепенно налогооблагаемую базу по прибыли.

Первоначальные затраты на покупку (создание, модернизацию, реконструкцию) оборудования, которое классифицируется в учете как основное средство, налогооблагаемую базу не уменьшают (п. 5 ст. 270 НК РФ). Это же положение затрагивает и лизингополучателей. Их расходы в виде выкупа предмета лизингового договора рассматриваются как затраты по приобретению амортизируемого имущества.

Полученное оборудование стоимостью ниже 100 000 руб. можно учесть в затратах при определении налогооблагаемой базы единовременно.

С 01.01.2018 по 31.12.2027 п. 5.1 ст. 270 НК РФ также запрещает учитывать для прибыли расходы на приобретение, создание, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов основных средств, в отношении которых налогоплательщик воспользовался правом на применение инвестиционного налогового вычета.

Можно ли учесть в расходах суммы, выплаченные кредитору по договору займа?

Получение заемных средств не классифицируется как налогооблагаемый доход организации. Соответственно, и суммы по возврату займов и кредитов нельзя учитывать в расходах при определении суммы прибыли (п. 12 ст. 270 НК РФ). Т. е. ни полученные заемные средства, ни суммы, возвращаемые в их погашение, не рассматриваются как влияющие на результат хозяйственной деятельности. Расходами будут лишь проценты за пользование заемными средствами.

Возможно ли включение начисленных дивидендов в состав расходов для конечного определения прибыли?

В качестве расходов не могут признаваться начисленные после налогообложения дивиденды, о чём свидетельствует п. 1 статьи 270 НК и письмо Минфина РФ от 24.07.2015 № 03-03-06/1/42780. Дивиденды — это часть чистой прибыли, оставшейся после налогообложения и подлежащей дальнейшему распределению между участниками. В связи с этим как расходы эти начисленные суммы квалифицироваться не могут.

О ставках, применяемых к доходам юрлиц в виде дивидендов, читайте в этом материале.

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Три «не» при квалификации нарушений

Что означают понятия «нецелевое расходование бюджетных средств», «неэффективное расходование бюджетных средств» и «неправомерное расходование бюджетных средств», чем они отличаются и в каких случаях выявляемые нарушения квалифицируются таким образом. А главное, почему растет их количество и что это означает для бюджетной системы страны.

Анатолий Борисович ВИФЛЕЕМСКИЙ, действительный член Академии педагогических и социальных наук, доктор экономических наук, магистр юриспруденции

Нецелевое использование бюджетных средств

Теория

Принцип целевого характера бюджетных средств установлен статьей 38 БК РФ. Он означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. На практике под такой целью понимают заранее определенные направления расходования бюджетных средств. Если расходы произведены в рамках этих направлений, то признаются целевым использованием бюджетных средств, если же за пределами них, то нецелевым (НИБС).

Однако в БК РФ есть еще и специальная статья 306.4 «Нецелевое использование бюджетных средств», которая содержит определение этого понятия: направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств. Поэтому с позиций бюджетного законодательства только действия участников бюджетного процесса могут быть квалифицированы как бюджетное правонарушение и только к ним могут применяться бюджетные меры принуждения, которые предусмотрены в статье 306.4 БК РФ.

В КоАП РФ понятие «нецелевое использование бюджетных средств» трактуется значительно шире, нежели в БК: статья 15.14 КоАП РФ признает нецелевым направление средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, которые не соответствуют целям документа, являющегося правовым основанием их предоставления. Формулировка «средства, полученные из бюджета» позволяет привлекать к ответственности и лиц, не являющихся получателями бюджетных средств. Понятие «средства, полученные из бюджета» законом не определено, но фактически под такими средствами понимаются, как правило, средства субсидий, получаемых бюджетными и автономными учреждениями, а также иными некоммерческими и даже коммерческими организациями.

УК РФ в статье 285.1 формально ограничивает возможность квалификации нецелевого использования средств в качестве преступления лишь расходованием бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения ( Определенные утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.), совершенным в крупном размере (крупным размером признается сумма, превышающая 1,5 миллиона рублей). При этом в определении Конституционного суда РФ от 20 декабря 2016 года № 2776-О подчеркнуто, что это законоположение применяется в нормативном единстве с положениями бюджетного законодательства. Поэтому, казалось бы, расширительных трактовок быть не должно, ведь перечень получателей бюджетных средств (получателей средств соответствующего бюджета) четко определен в статье 6 БК РФ. Однако органы финансового контроля ( Такой позиции придерживаются органы как внутреннего, так и внешнего финансового контроля (см. Классификатор нарушений (рисков), утвержденный Казначейством России 19 декабря 2017 года, Классификатор нарушений, утвержденный постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 7 сентября 2017 года № 9ПК).) трактуют положения статьи 285.1 УК РФ расширительно (как и статья 15.14 КоАП РФ) и говорят об уголовном преследовании не только должностных лиц получателей бюджетных средств, но и должностных лиц бюджетных и автономных учреждений.

Практика

На практике нецелевым использованием бюджетных средств считается следующее:

расходование бюджетных средств по государственному или муниципальному контракту при несоответствии использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги цели осуществления самой закупки, а также без подтверждения первичными учетными документами;

  • расходование бюджетных средств сверх утвержденных сметных назначений;
  • несоблюдение указаний по применению кодов бюджетной классификации РФ;
  • использование средств от приносящей доход деятельности и неперечисление их в доход бюджета;
  • оплата расходов, на обеспечение которых не предоставлены лимиты бюджетных обязательств;
  • оплата расходов, не предусмотренных законом (постановлением) о бюджете;
  • оплата расходов за подведомственное учреждение;
  • расходование бюджетных средств сверх утвержденных решением о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной сметой, сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств;
  • использование бюджетных средств на оплату расходов, которые должны осуществляться за счет бюджетов других уровней;
  • использование бюджетных средств на оплату расходов, которые должны осуществляться за счет внебюджетных источников, если это не предусмотрено в бюджете;
  • несанкционированное перемещение, перераспределение бюджетных средств по кодам бюджетной классификации;
  • использование бюджетных средств на оплату работ и услуг, не связанных с деятельностью казенного учреждения (взносы в уставный капитал юридических лиц, расходы на капитальный ремонт и реконструкцию арендуемых помещений);
  • использование бюджетных средств на строительство объектов, не включенных в перечень объектов капитального строительства (реконструкции) и приобретения объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность в форме капитальных вложений, утвержденный в установленном порядке, и на затраты, не предусмотренные проектно-сметной документацией;
  • использование средств, выделенных на реализацию государственных (муниципальных) целевых программ, на иные цели;
  • осуществление расходов на оплату товаров (работ, услуг), не связанных с деятельностью учреждения;
  • расходование средств субсидий на финансовое обеспечение выполнения задания государственным (муниципальным) учреждением на оплату товаров, работ, услуг, приобретаемых для приносящей доход деятельности или прямо не предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии, в том числе на оплату труда работников учреждения, не участвующих в выполнении задания, на командировочные и прочие расходы, не связанные с выполнением задания;
  • использование средств субсидий на оказание финансовой помощи коммерческим организациям или на их создание.

Неэффективное использование бюджетных средств

Казначейство России в своем классификаторе вводит также понятия «неэффективное использование бюджетных средств» и «неправомерное использование бюджетных средств», оговариваясь при этом, что ответственность при такой квалификации использования бюджетных средств пока не наступает.

Важно

Неэффективное использование бюджетных средств определяется Федеральным казначейством, исходя из статей 34, 162 БК РФ, как достаточно субъективная, оценочная категория. Неэффективным считается использование бюджетных средств с превышением объема, установленного при их предоставлении (достаточного для достижения цели, результата), или недостижение результата, установленного при предоставлении бюджетных средств, с использованием определенного при предоставлении объема бюджетных средств.

В пункте 23 постановления Пленума ВАС РФ от 26 февраля 2009 года № 17 указывались случаи, когда конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств. О неэффективном расходовании можно говорить, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата. Казалось бы, к бюджетным и автономным учреждениям, не относящимся к участникам бюджетного процесса в силу определений, данных в статье 152 БК РФ, применить этот принцип нельзя, тем более что средства субсидий, которые получили эти учреждения, уже не являются бюджетными.

Однако, если бюджетные (автономные) учреждения не обеспечивают достижения установленных целевых показателей эффективности (результативности) при использовании субсидий, контролеры также называют такое расходование средств неэффективным. При этом они ссылаются на пункт 6 статьи 69.2, пункт 1 статьи 78.1, пункт 2 статьи 78.2 БК РФ, порядки, регламентирующие предоставление соответствующих субсидий, и заключенные с учреждениями соглашения. Тем самым фактически игнорируется позиция Минфина России, изложенная, в частности, в письме от 23 мая 2014 года № 02-03-11/24579. Письмо, ссылаясь на статью 78.1 БК РФ, разъясняет, что после списания в установленном порядке субсидии на выполнение государственного задания с единого счета бюджета и ее зачисления на счет бюджетного учреждения субсидия теряет статус средств соответствующего бюджета. На указанные средства не распространяются требования бюджетного законодательства, в том числе и положения статьи 306.4 БК РФ.

В целом на практике использование бюджетных средств считается неэффективным, когда:

  • товары (работы, услуги) приобретены по завышенным ценам или ненадлежащего качества;
  • средства израсходованы на покупку морально устаревшего оборудования, имущества, которое длительное время не используется (не вводится в эксплуатацию при строительстве), дорогостоящего имущества (при отсутствии необходимости в нем) или на закупку имущества при наличии запаса аналогичного;
  • оплачены услуги по разработке проектно-сметной документации, а сами работы (строительство, ремонт), с целью выполнения которых она была разработана, не запланированы и (или) не начаты (длительное время);
  • товары (услуги, работы) приобретены в меньшем объеме, чем указывали при обосновании бюджетных ассигнований, но с использованием всех выделенных средств;
  • средства израсходованы по договорам аренды имущества на сумму, превышающую его рыночную стоимость (то есть при приобретении оборудования мог быть использован меньший объем средств, чем при его аренде);
  • допущено расходование средств, которого можно было избежать.

Неправомерное использование бюджетных средств

Неправомерным использованием бюджетных средств ФК считает любую оплату денежных обязательств с нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Исключения — нецелевое использование бюджетных средств, а также оплата денежных обязательств с нарушениями в документах, являющихся правовым основанием принятия бюджетных обязательств (контрактов (договоров, соглашений) и заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и государственных (муниципальных) контрактов). Кроме того, для автономных и бюджетных учреждений ФК вводит еще одно понятие — «неправомерное использование средств субсидии», не расшифровывая его детально, но сообщая об отсутствии ответственности за это нарушение.

В письме Минфина России от 25 апреля 2017 года № 02-09-08/24851 подтверждается, что понятие «неправомерное расходование бюджетных средств» Бюджетным кодексом не определено. Также Минфин России указывает, что «при отнесении действий (бездействия) участников бюджетного процесса к неправомерному расходованию бюджетных средств следует исходить из общепринятого в юридической практике признания неправомерными действий (бездействия), в случае если они противоречат требованиям правовых норм». На основании изложенного Минфин России относит к неправомерному расходованию бюджетных средств действия (бездействие), противоречащие требованиям бюджетного законодательства РФ и иным нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения.

Внимание

На практике контролеры считают неправомерным использование не только бюджетных средств, но и средств субсидий автономными и бюджетными учреждениями, если нарушены требования хоть какого-то нормативного правового акта.

К неправомерному использованию средств органы финансового контроля относят следующее:

  • расходование средств без подтверждения оправдательными документами;
  • осуществление авансовых платежей сверх установленного Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта, местной администрацией размера;
  • переплаты и неположенные выплаты заработной платы (денежного содержания, довольствия);
  • сверхнормативные расходы, кроме переплат и неположенных выплат заработной платы (денежного содержания, довольствия);
  • неправомерное расходование средств при ремонтно-строительных работах;
  • предоставление учреждением займов и кредитов;
  • уплату штрафов и иных санкций, наложенных на должностных лиц, за счет средств учреждения;
  • ремонт имущества, переданного в аренду (если в договоре указана обязанность арендатора производить за свой счет тот или иной вид ремонта);
  • использование бюджетных средств на оплату расходов, которые должны осуществляться за счет иных источников, в том числе внебюджетных (включая содержание за счет бюджетных средств имущества, переданного в аренду);
  • неоприходование в кассу и неотражение в бухгалтерском учете и отчетности денежных средств, поступающих от физических лиц за оказанные услуги;
  • сверхнормативное списание ГСМ, неправомерное списание ГСМ вследствие завышения показаний спидометра в путевых листах; превышение предельных норм расхода топлива для автомобильного транспорта;
  • списание продуктов питания сверх норм закладки и в нарушение рецептуры блюд и др.

Суды против

Неправомерным расходованием бюджетных средств контролеры называют и необоснованные закупки. То есть неправомерной признаются оплата закупок, которые осуществлены без обоснования начальной (максимальной) цены контракта и способа определения поставщика, проведены не на основании плана-графика; оплата контрактов, информация по которым не размещена в ЕИС в реестре контрактов. При этом учреждениям и непосредственно руководителям учреждений выставляются требования вернуть неправомерно потраченные средства в бюджет.

Такие требования контролеров пока не всегда поддерживаются судами. Суды указывают на то, что обнаруженные в ходе проверки нарушения не являются бюджетными. К полномочиям финансового органа относится выдача предписания по устранению бюджетных нарушений, а не любых нарушений (в частности, гражданского, трудового законодательства), не относящихся к бюджетным. Следовательно, контролеры не вправе требовать от учреждения (а тем более от его руководителя) вернуть денежные средства. Но приходится констатировать, что бывают и другие судебные решения.

Совсем недавно суды подчеркивали, что «при условии соответствия расходов бюджетных средств плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения, а также выполнения объемов государственного задания и обеспечения своевременности и полноты выплат, непосредственно связанных с оказанием услуг и выполнением работ, включенных в государственное задание, учреждение вправе расходовать средства субсидии на выполнение государственного задания по своему усмотрению» ( См., в частности, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 марта 2016 года по делу № А17-2519/2015.). Такие выводы были основаны на изменениях законодательства, осуществленных в рамках бюджетной реформы, проведенной Минфином России.

Ключевая идея реформы заключалась в том, чтобы переориентировать учреждения с процесса расходования бюджетных средств на достижение результатов своей основной деятельности. В комментариях (комплексных рекомендациях) ( Письмо Минфина России от 22 октября 2013 года № 12-08-06/44036.) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона № 83?ФЗ прямо указывалось: «Основная задача учреждения — выполнить государственное (муниципальное) задание в заданном объеме в соответствии со стандартом (при его наличии) и с должным качеством (если показатели качества установлены), а не израсходовать средства субсидии на государственное (муниципальное) задание ровно по той формуле, по которой она была рассчитана». Подчеркивалось, что Федеральный закон № 83?ФЗ положил начало реализации важнейшей фундаментальной реформы системы оказания государственных и муниципальных услуг, определенной Бюджетным посланием Президента РФ от 25 мая 2009 года.

В частности, Минфин указывал, что остатки субсидии на государственное (муниципальное) задание могут быть израсходованы учреждением, например, на проведение капитального ремонта имущества, принадлежащего ему на праве оперативного управления (в том числе в дополнение к целевой субсидии, предоставленной учреждению на осуществление капитального ремонта), приобретение оборудования, осуществление приносящей доход деятельности, повышение заработной платы сотрудникам учреждения. Единственное условие — направления расходования этих остатков соответствуют целям деятельности учреждения, утвержденным в его уставе. Предполагалось, что использование субсидий осуществляется учреждениями в соответствии с планом их финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД), составляемым и утверждаемым в установленном порядке. И если учреждение определило направление использования средств в ПФХД, то такое расходование средств является целевым и правомерным.

Однако сегодня многие органы финансового контроля считают иначе. Несмотря на то что средства потрачены учреждением в полном соответствии с ПФХД, контролеры настаивают на неправомерности такого расходования средств. Выполнение государственного (муниципального) задания не является для них основанием признать право учреждения самостоятельно распределить остаток субсидии. Сегодня произошло фактическое отождествление новых типов государственных и муниципальных учреждений (бюджетное и автономное) со старым типом (бюджетное, аналогом которого стало казенное учреждение) и унификация требований к ним в части целевого использования средств. При отсутствии изменения уголовного законодательства действия должностных лиц автономных и бюджетных учреждений, не являющихся получателями бюджетных средств, называются преступлениями. Законодательное определение понятия «получатель бюджетных средств» заменяется обыденным разумением: если получил, значит, получатель.

Все это привело к росту случаев квалификации расходов автономных и бюджетных учреждений как нецелевое, неэффективное или неправомерное использование средств. Что, в свою очередь, может являться стимулом для роста коррупции и определенно вызывает сомнения в целесообразности проведенной Минфином России бюджетной реформы.

РАСХОДЫ, НЕ УЧИТЫВАЕМЫЕ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

РАСХОДЫ, НЕ УЧИТЫВАЕМЫЕ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ — расходы, произведенные налогоплательщиками, не уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль организаций. В соответствии со ст. 270 НК при определении налоговой базы не учитываются следующие расходы:

1) в виде сумм выплачиваемых налогоплательщиком дивидендов и других сумм распределяемого дохода;

2) в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций;

3) в виде взноса в уставный (складочный) капитал, вклада в простое товарищество;

4) в виде суммы налога на прибыль организаций и платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;

5) в виде расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества;

6) в виде взносов на добровольное страхование, кроме взносов, включаемых в расходы на оплату труда и расходов на обязательное и добровольное страхование имущества;

7) в виде взносов на негосударственное пенсионное обеспечение, кроме взносов работодателей по договорам добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения), включаемым в расходы на оплату труда;

8) в виде процентов, начисленных налогоплательщиком-заемщиком кредитору сверх сумм, принимаемых к расходу в соответствии со ст. 269 НК;

9) в виде сумм, перечисленных комиссионером, агентом и иным поверенным при выполнении договоров комиссии, агентских и других аналогичных договоров в пользу комитента, принципала и иного доверителя;

10) в виде сумм отчислений в резерв под обесценение вложений в ценные бумаги, создаваемые организациями в соответствии с законодательством РФ, за исключением сумм отчислений в резервы под обесценение ценных бумаг, производимых профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

11) в виде гарантийных взносов, перечисляемых в специальные фонды, создаваемые в соответствии с требованиями законодательства РФ, предназначенные для снижения рисков неисполнения обязательств по сделкам при осуществлении клиринговой деятельности или деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг;

12) в виде средств, переданных по договорам кредита и займа (иных аналогичных средств независимо от формы оформления заимствований, включая долговые ценные бумаги), а также в виде сумм, направленных в погашение таких заимствований;

13) в виде сумм убытков по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунального хозяйства и объекты социально-культурной сферы в части, превышающей предельный размер для расходов обслуживающих производств и хозяйств;

14) в виде имущества, работ, услуг, имущественных прав, переданных в порядке предварительной оплаты налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;

15) в виде сумм добровольных членских взносов (включая вступительные взносы) в общественные организации, сумм добровольных взносов участников союзов, ассоциаций, организаций (объединений) на содержание указанных союзов, ассоциаций, организаций (объединений);

16) в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (товаров, работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей;

17) в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования;

18) в виде отрицательной разницы, образовавшейся в результате переоценки драгоценных камней при изменении в установленном порядке прейскурантов цен;

19) в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с НК налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав);

20) в виде средств, перечисляемых профсоюзным организациям;

21) в виде расходов на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов);

22) в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений;

23) в виде сумм материальной помощи работникам (в том числе для первоначального взноса на приобретение и (или) строительство жилья, на полное или частичное погашение кредита, предоставленного на приобретение и (или) строительство жилья, беспроцентных или льготных ссуд на улучшение жилищных условий, обзаведение домашним хозяйством и иные социальные потребности); 24) на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей;

25) в виде надбавок к пенсиям, единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам труда, доходов (дивидендов, процентов) по акциям или вкладам трудового коллектива организации, компенсационных начислений в связи с повышением цен, производимых сверх размеров индексации доходов по решениям Правительства РФ, компенсаций удорожания стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо предоставления его по льготным ценам или бесплатно (за исключением специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и за исключением случаев, когда бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами);

26) на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов, связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами);

27) на оплату ценовых разниц при реализации по льготным ценам (тарифам) (ниже рыночных цен) товаров (работ, услуг) работникам;

28) на оплату ценовых разниц при реализации по льготным ценам продукции подсобных хозяйств для организации общественного питания;

29) на оплату путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий, подписки, не относящейся к подписке на нормативно-техническую литературу, и на оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников;

30) в виде сумм отрицательных курсовых разниц, образующихся у комиссионеров, агентов или иных поверенных, по расчетам в иностранной валюте по договорам с поставщиками товарно-материальных ценностей, работ, услуг, заключенным по поручению комитента, принципала или иного доверителя;

31) в виде расходов налогоплательщиков-организаций государственного запаса специального (радиоактивного) сырья и делящихся материалов РФ по операциям с материальными ценностями государственного запаса специального (радиоактивного) сырья и делящихся материалов, связанных с восстановлением и содержанием указанного запаса;

32) в виде стоимости переданных налогоплательщиком»эмитентом акций, распределяемых между акционерами по решению общего собрания акционеров пропорционально количеству принадлежащих им акций, либо разницы между номинальной стоимостью новых акций, переданных взамен первоначальных, и номинальной стоимостью первоначальных акций акционера при распределении между акционерами акций при увеличении уставного капитала эмитента;

33) в виде имущества или имущественных прав, переданных в качестве задатка, залога;

34) в виде сумм налогов, начисленных в бюджеты различных уровней в случае, если такие налоги ранее были включены налогоплательщиком в состав расходов, при списании кредиторской задолженности налогоплательщика по этим налогам в соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 251 НК;

35) в виде сумм целевых отчислений, произведенных налогоплательщиком на цели содержания некоммерческих организаций и ведения ими уставной деятельности;

36) в виде убытка от разницы между оценочной стоимостью имущества при внесении его в уставный (складочный) капитал (фонд) и стоимостью, по которой это имущество было приобретено передающей стороной или отражено в балансе у передающей стороны;

37) на осуществление безрезультатных работ по освоению природных ресурсов в соответствии с п. 5 ст. 261 НК (расходы на освоение природных ресурсов);

38) на НИОКР, не давшие положительного результата в соответствии со статьей 262 НК (расходы на НИОКР);

39) в виде сумм выплаченных подъемных сверх норм, установленных законодательством РФ;

40) на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, на оплату суточных, полевого довольствия и рациона питания экипажей морских, речных и воздушных судов сверх норм таких расходов, установленных Правительством РФ;

41) в виде платы государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление сверх тарифов, утвержденных в установленном порядке;

42) в виде взносов, вкладов и иных обязательных платежей, уплачиваемых некоммерческим организациям и международным организациям, кроме указанных в пп. 29 и 30 п. 1 ст. 264 НК;

43) на замену бракованных, утративших товарный вид и недостающих экземпляров периодических печатных изданий, а также потери в виде стоимости утратившей товарный вид, бракованной и нереализованной продукции средств массовой информации и книжной продукции, помимо расходов и потерь, указанных в пп. 43 и 44 п. 1 ст. 264 НК;

44) в виде представительских расходов в части, превышающей их размеры, предусмотренные п. 2 ст. 264 НК;

45) связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения, а также расходы, связанные с содержанием образовательных учреждений или оказанием им бесплатных услуг, с оплатой обучения в высших и средних специальных учебных заведениях работников при получении ими высшего и среднего специального образования;

46) на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также на прочие виды рекламы сверх размера расходов, предусмотренных п. 4 ст. 264 НК (расходы на рекламу);

47) в виде сумм отчислений в Российский фонд фундаментальных исследований, Российский фонд технологического развития, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций;

48) отрицательная разница, полученная от переоценки ценных бумаг по рыночной стоимости;

49) иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК (расходы, учитываемые в целях налогообложения).

Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ. А. В. Толкушкин. 2003.

Расходы для определения налога на прибыль: классификация, как и зачем делить их на прямые и косвенные, что относится к внереализационным, какие расходы нельзя учесть

Всем здравствуйте! Сегодня продолжаем тему налога на прибыль: о доходах для расчета этого налога мы писали, а в этой статье рассмотрим расходы. Какие они бывают? Как их классифицирует НК РФ? В каких статьях его найти списки расходов по каждой группе? О каких особенностях учета расходов следует помнить?

Общие требования к расходам

Расходы уменьшают налоговую базу налога на прибыль, соответственно, чем больше расходов мы можем принять к учету, тем меньше получится сумму налога к уплате. Отсюда следует логичный вывод, что налоговики при проверках в первую очередь будут проверять именно расходы: и если какая-то их часть будет не соответствовать предъявляемым требованиям, такие расходы исключат из расчета, а налог пересчитают в сторону увеличения.

Что это за требования?

Мы о них уже не раз говорили:

  • Экономическая обоснованность;
  • Наличие подтверждающей документации;
  • Они должны быть связаны с получением дохода.

Все три пункта довольно понятны, пока дело не доходит до практики. У небольших компаний проблем с признанием расходов немного, чаще всего они заключаются в отсутствии подтверждающей документации или в неправильности ее оформления. А вот у организации крупного бизнеса вопросов по признанию расходов возникает очень много. Ситуации могут быть самые разные, здесь, опять же, в помощь – официальные разъяснения профильных государственных учреждений и хороший бухгалтер.

Важно! В НК РФ под обоснованными расходами понимается денежное выражение экономически оправданных затрат. Другого определения нет, списка, что можно отнести к обоснованным расходам, а что нельзя – тоже нет. Перечень обоснованных расходов во многом определяется особенностями бизнеса и внутренней организацией работы компании, поэтому есть смысл в учетной политике для налогообложения самостоятельно установить критерии, по которым вы определяете обоснованность той или иной расходной операции.

Важно! Списка документов, подтверждающих расходы, тоже нет. Все зависит от конкретной операции. Это могут быть акты приема-передачи по выполненным работам, товарные накладные, договора с контрагентами, платежные документы и прочее.

Все эти документы должны отвечать требованиям законодательных актов РФ. Если, например, для кассового чека установлены обязательные реквизиты, то все они должны быть на кассовом чеке. Если хотя бы одного из них нет, то налоговики вправе посчитать документ не надлежаще оформленным и убрать этот расход.

Поэтому все используемы вами бланки первички, в том числе те, которые вы разрабатывали сами, должны быть также утверждены в составе учетной политики.

Признаются расходы для данного налога так же, как и доходы, одним из методов: кассовым или методом начисления.

По некоторым расходам установлены нормативы, то есть они принимаются для налога не полностью, а только в какой-то части. Это актуально для представительских, командировочных, рекламных расходов, а также расходов на создание некоторых резервов. Суммы таких расходов, идущие сверх нормативов, учитываются уже за счет прибыли после того, как по ней рассчитали налог.

Виды расходов

Расходы для налога на прибыль делятся на три вида:

  1. Расходы на производство и реализацию;
  2. Внереализационные расходы;
  3. Расходы, не включаемые в налоговую базу.

Здесь, так же как и с доходами: первые два вида расходов непосредственно влияют на величина налога, расходы третьего вида никаким образом и ни при каких обстоятельствах в расчете налога не участвуют.

Какие расходы к какому виду относятся? Рассказываем по порядку.

Расходы на производство и реализацию

Эти расходы относятся к основной деятельности и имеют свою классификацию. Этот вид расходов подразделяется на 4 группы:

  • Материальные расходы;
  • Расходы по оплате труда;
  • Амортизация;
  • Прочие расходы.

Каждая группа расходов имеет свой перечень и особенности.

Материальные расходы – это покупка сырья, материалов, инструментов и прочих комплектующих, которые необходимы непосредственно для самого процесса производства. Их список есть в ст. 254 НК РФ.

Приведем основные его пункты:

  • Затраты на сырье / материалы, необходимые для производства, а также для упаковки и подготовки продукции к реализации;
  • Затраты на инструменты, инвентарь, оборудование, спецодежду, СИЗ и другое имущество, которое не является амортизируемым;
  • Затраты на покупку комплектующих, полуфабрикатов;
  • Затраты на топливо, энергию, воду;
  • Затраты на приобретение услуг (или работ) производственного характера (могут выполняться как сторонними юрлицами или ИП, так и собственными структурными подразделениями);
  • Недостачи и потери от порчи в процессе хранения (а также транспортировки) МПЗ в границах норм естественной убыли;
  • Технологические потери, произошедшие в процессе производства / транспортировки (если к продукции применимо понятие «технологические потери»).

Расходы, связанные с оплатой труда – это далеко не только заработная плата по работникам. К этой группе расходов относится обширный список затрат – посмотреть его целиком можно в ст. 255 НК РФ.

Назовем основные:

  • Заработная плата, начисленная в соответствии со ставками / окладами / сдельными расценками и т.п.;
  • Выплаты, носящие стимулирующий характера – сюда относятся премии, надбавки, бонусы;
  • Выплаты компенсирующего характера – здесь можно в качестве примера назвать надбавки за работу в ночное время, за выход в праздники, за совмещение профессий и т.д.;
  • Отпускные и денежные компенсации в случае неиспользованного отпуска;
  • Единоразовые выплаты за выслугу лет;
  • Надбавки, полагающиеся за стаж работы на территориях Крайнего Севера, а также выплаты по региональным коэффициентам в связи с работой в сложных климатических условиях;
  • Страховые взносы по договорам обязательного страхования;
  • Другие расходы в пользу работника согласно положениям трудового / коллективного договора.

Амортизационные отчисления – касаются тех, у кого есть амортизируемое имущество. Начисляется она линейным методом (по каждому объекту) или нелинейным методом (по каждой амортизационной группе). В результате стоимость основных средств постепенно списывается на затраты.

Прочие расходы – к этой оставшейся группе относятся все остальные расходы на производство и реализацию, которые не вошли в первые три группы. Любой компании для нормального ведения деятельности нужен офис (который часто арендуется), нужна телефонная связь и интернет, нужна канцтовары – все это и есть прочие расходы.

Перечень прочих расходов можно найти в ст. 264 НК РФ, основными из них являются:

  • Налоги / сборы / таможенные платежи;
  • Расходы на сертификацию продукции;
  • Комиссионные сборы за услуги, оказанные юрлицу другими организациями;
  • Расходы по набору работников;
  • Арендная плата и лизинговые платежи;
  • Затраты на содержание служебного транспорта;
  • Расходы на командировки;
  • Расходы на различные консультационные / юридические / аудиторские / информационные услуги;
  • Расходы на публикацию отчетности и представление форм статистического наблюдения в соответствующие органы;
  • Представительские расходы;
  • Покупка канцелярских товаров;
  • Оплата почтовых / телефонных и прочих подобных услуг;
  • Приобретение программ для ЭВМ;
  • Другие прочие расходы.

Важно! Вы сами видите, что список прочих расходов очень обширен, соответственно, они могут составлять значительную часть всех расходов организации. Все они должны быть подтверждены документально и обоснованы, так как при отсутствии обоснования налоговики исключат из расчета налога на прибыль очень приличную сумму расходов. В результате вы рискуете получить не только приличную сумму доначисленного налога к уплате, но еще и пени, и штраф.

Внереализационные расходы

К этому виду расходов относится все, что не связано ни с производством, ни с реализацией. Список смотрим в ст. 265 НК РФ. Среди основных представителей этой группы можно назвать:

  • Проценты по долговым обязательствам;
  • Расходы на выпуск своих ценных бумаг и обслуживание приобретенных ценных бумаг;
  • Отрицательная курсовая разница, получившаяся в итоге переоценки авансов (выданных / полученных);
  • Расходы на создание резерва по сомнительным долгам;
  • Затраты, понесенные на ликвидацию основных средств, их консервацию и расконсервацию;
  • Судебные издержки;
  • Расходы на банковские услуги;
  • Убытки прошлых лет, которые были выявлены в текущем периоде;
  • Суммы безнадежного долга;
  • Потери от простоев из-за внутрипроизводственных причин;
  • Выявленная недостача МПЗ;
  • Потери от стихийных бедствий – пожары, наводнения и т.п.;
  • Другие расходы, если они имеют обоснование.

Расходы, не учитываемые для расчета налога

Этим расходам посвящена ст. 270 НК РФ. Они не принимают участия в расчете налога, поэтому уменьшить на них свою прибыль нельзя. К таким расходам, например, относятся:

  • Дивиденды, начисленные с прибыли после уплаты налога;
  • Пени, штрафы и прочие санкции, уплачиваемые в бюджет;
  • Взносы в уставный капитал, вклады в простое / инвестиционное товарищество;
  • Предварительная оплата товаров (работ / услуг) — при использовании организацией метода начисления;
  • Безвозмездно переданное имущество;
  • Материальная помощь работникам;
  • Другие расходы из ст. 270 НК РФ.

Разделение расходов на прямые и косвенные

Выше приведена одна из классификаций расходов – по включению (невключению) их в расчет налога на прибыль. Но важно помнить, что расходы надо еще разделить на прямые и косвенные.

Что такое прямые расходы? Это все, что идет непосредственно на создание продукта. Для простоты покажем это в виде формулы:

Прямые расходы = материальные затраты + заработная плата производственного персонала + амортизация производственных основных средств

На этом все! Все остальные расходы, связанные с производством и реализацией являются косвенными.

Важно! Список прямых расходов следует установить в учетной политике, так как он тоже может варьироваться в зависимости от особенностей деятельности.

Зачем их делить?

Чтобы правильно учесть, когда будете считать налог: у прямых и косвенных расходов разный период признания.

  • Прямые расходы формируют расходы текущего периода по мере продажи продукции (работ / услуг), в себестоимость которых они включены. То есть, затраты на производство продукции вы понесли в 1 квартале, а продали ее только во 2 квартале: значит, эти затраты вы учитываете для расчета налога по итогам полугодия, а не в 1 квартале.
  • Косвенные расходы полностью признаются в текущем периоде. Аналогично с внереализационными расходами. Когда эти расходы были – в этом периоде их учитывайте.

Если вы неправильно классифицируете расходы, то это приведет к неправильному их разнесению по периодам. В результате, опять же, вам светит пересчет налога, пени и штраф. Чтобы этот риск минимизировать, классификации расходов, их подтверждению и обоснованию следует уделить пристальное внимание.