Расчет негативного воздействия на окружающую среду 2017

Содержание

Приказ Минприроды России от 09.01.2017 N 3 (ред. от 30.12.2019) «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.02.2017 N 45747)

  • Приказ
  • Приложение 1. Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду
  • Приложение 2. Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду (Форма)
    • Расчет суммы платы, подлежащей внесению в бюджет
    • Раздел 1. Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
      • Раздел 1.1. Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа при непревышении объема, соответствующего предельно допустимому значению показателя сжигания
      • Раздел 1.2. Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа при превышении объема, соответствующего предельно допустимому значению показателя сжигания
    • Раздел 2. Расчет суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты
      • Раздел 3.1. Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов

Открыть полный текст документа

Декларация (расчет) платы за негативное воздействие на окружающую среду | Разработка и согласование

Разработка декларации и расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) по Москве, Московской области и Республике Татарстан (Казани). Умеренные цены. Качественное обслуживание. Короткие сроки.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду – годовая декларация по негативному воздействию (отходы, выбросы, сбросы), подаваемая в Росприроднадзор ежегодно до 10 марта года следующего за отчетным. В декларации производится расчет платежа, который необходимо уплатить до 1 марта года следующего за отчетным в территориальное управления Росприроднадзора на территории которого оказывается негативное воздействие на окружающую среду.

Важно. 1) В 2020 году (за 2019 год) декларацию НВОС необходимо сдавать через .
2) С 8 марта 2020 года декларация НВОС сдается по новой форме, утвержденной Приказом Минприроды России от 30.12.2019 № 899

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

  • Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • Сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты;
  • Размещение отходов производства и потребления.

Внимание. Отчет 2-ТП (отходы) и декларация за негативное воздействие на окружающую среду являются исходной документацией для разработки отчета в Кадастр отходов Москвы (прикладывается к самому отчету). Поэтому желательно, чтобы разработкой этих трех документов занималось одно лицо или организация (например, наши экологи).
Основная причина заключается в следующем: к нам часто обращаются клиенты, у которых один отчет был сделан самостоятельно, а второй — был заказан на стороне. В итоге информация в двух отчетах не сходится, что создает большие сложности. Необходимо добавить, что при заказе у нас всех трех отчетов у вас появляется уникальная возможность сэкономить (по отдельности выйдет дороже).

Зачет, возврат излишне уплаченных сумм платы осуществляется территориальными органами Росприроднадзора по письменным заявлениям лиц, обязанных вносить плату (с приложением ими документов, подтверждающих переплату, и документов, необходимых для проведения сверки по платежам), по результатам рассмотрения которых принимается решение о зачете или возврате излишне уплаченных сумм платы ( ). Дополнительная информация по данной теме:

1) <Информация по вопросам образовавшейся переплаты по НВОС>);

2) «О формах документов».

Форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду утверждена . Скачать форму можно .

Инвентаризация выбросов ВЗВ и их источников

Разработка проекта ПДВ Получение разрешения на выброс ВЗВ Подача ежегодного технического отчета по обращению с отходами (ПНООЛР)

Кому необходимо подавать расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду

Согласно статьи 16 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г., негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плательщиками являются все юридические лица и частные предприниматели, независимо от организационно-правовой формы. Фактически данный платеж должны оплачивать все организации и индивидуальные предприниматель осуществляющие деятельность на территории РФ, континентальном шельфе РФ, и в исключительной экономической зоне РФ. По факту данную декларацию подают в Росприроднадзор и осуществляют оплату организации, которые по виду своей деятельности находятся под пристальным контролем Росприроднадзора (котельные, торговые центры, заводы, предприятия и т.п.).

Законодательством установлено, что в части размещения отходов производства и потребления к лицам, обязанным вносить плату за НВОС, относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и/или иной деятельности образовались отходы производства и потребления. Обратим внимание на то, что доказать инспектору Росприроднадзора, что при вашей деятельности не образуются отходы затруднительно (бумага, картриджи, лампы и т.п.).
Если вы арендатор, то расчет платы за негативное воздействие вам подавать не нужно, в случае если соблюдаются следующие условия:

  1. в договоре аренды указанно, что экологические платежи уплачивает арендодатель за вас;
  2. арендодатель подает расчет в Росприроднадзор и платит экологические платежи;
  3. арендодатель включил вас в ПНООЛР (если ПНООЛР у него нет, то только первое и второе).

Так же не забывайте, если за вас не вносят плату НВОС, и/или вы не можете подтвердить документально, что за вас платит другая организация, то вы можете быть оштрафованы (сумма штрафов приведена в разделе штрафы).

Кто должен платить за негативное воздействие за окружающую среду

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона №7-ФЗ юридическим лицам и ИП, которые осуществляют свою деятельность на объектах IV, плату за НВОС вносить не нужно на основании пункта 1 статьи 16 данного закона. Следует отметить, что объекты без категории (например, офисные помещения) на данный момент обязаны вносить данную плату и сдавать декларацию.

К IV категории согласно Постановления Правительства РФ №1029 от 28.09.2015 г. «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категории» относятся следующие объекты:

1. Наличие одновременно следующих критериев:

1.1. наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;

1.2. отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

2. Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом «б» пункта 6 настоящего документа.

3. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа.

Примечание. В соответствии с подп. «б» п. 4 ст. 9 Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» плата за НВОС при размещении ТКО за 2016 и 2017 гг. не исчисляется и не взимается.

Для чего введена плата за негативное размещение отходов

Плата представляет собой форму возмещения экономического ущерба от размещения отходов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в окружающую среду, которая возмещает затраты на компенсацию ущерба и стимулирует снижение и/или поддержание данного ущерба в пределах нормативов, а также затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов.

Ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности. Ставка рассчитывается собственными силами организации или сторонней организацией имеющей опыт. Расчет осуществляется путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением понижающих и повышающих коэффициентов, и суммирования полученных величин, согласно статьи 16.3 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды».

С 1 января 2016 года (404-ФЗ от 29.12.2015 г.) в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты:

— коэффициент 0 при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова (в соответствии с разделом проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» и (или) техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых);
— коэффициент 0,3 при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями;
— коэффициент 0,5 при размещении отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;
— коэффициент 0,67 при размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;
— коэффициент 0,49 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;
— коэффициент 0,33 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.

Так же с 1 января 2016 года, согласно изменениям (404-ФЗ от 29.12.2015 г.) из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются фактические затраты (в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду), на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ и отходов производства и потребления. К затратам на реализацию мероприятий по снижению НВОС признаются документально подтвержденные расходы, произведенные в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 года и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.

Изменения с 2020 года:

Для стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению НВОС и НДТ (наилучшая доступная технология) при исчислении платы к ставкам такой платы с 1 января 2020 г. будут применяться следующие коэффициенты:
• коэффициент 0 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения НДТ на объекте, оказывающем НВОС
• коэффициент 0 — за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
• коэффициент 1 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;
• коэффициент 1 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
• коэффициент 25 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов;
• коэффициент 25 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
• коэффициент 100 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.

С 1 января 2020 года в случае несоблюдения снижения объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в течение шести месяцев после наступления сроков, определенных планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности, исчисленная за соответствующие отчетные периоды плата за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов или технологические нормативы, подлежит пересчету с применением коэффициента 100.

Порядок и сроки подачи расчета (декларации) негативного воздействия на окружающую среду

Расчет платы за негативное воздействие подается в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта (территориальный орган Росприроднадзора), оказывающего негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период.

Отчетный период — в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, отчетным периодом признается календарный год.

Согласно пункта 5 статьи 16.4. Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны предоставлять расчет негативного воздействия на окружающую среду до 10 марта года, следующего за отчетным периодом. Просим обратить внимание, что согласно пункта 3 этой же статьи плату за НВОС необходимо внести до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, что автоматически вынуждает сдать расчет до 1 марта, так как сумма платежа рассчитывается в декларации по негативному воздействию на окружающую среду.

ВНИМАНИЕ: За несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду взимаются пени. Подробнее о пенях и штрафах.

Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду

В какой бюджет вносится плата за негативное воздействие

Выбросы и сбросы загрязняющих веществ. Плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ вносится организациями, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения источника.
Примечание: В каком субъекте РФ осуществляете выбросы и сбросы загрязняющих веществ, в бюджет того региона и необходимо платить.

Отходы производства и потребления. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится организациями, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
Примечание: В какой субъект РФ вывозятся ваши отходы (где находится полигон), в бюджет того региона и необходимо платить.

Срок внесения платы

Статьей 16.4. №ФЗ-7 от 10.01.2002 г. определен порядок внесения платы для двух групп плательщиков:

Являются МСП (малое и среднее предпринимательство): Плата с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Таким образом плата можно внести с 1 января по 1 марта года, следующего за отчетным.

Не являются МСП: Плата с учетом корректировки ее размера вносится квартальными авансовыми платежами (кроме четвертого квартала), не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

ВАЖНО: В случае, когда предприятие начало осуществлять деятельность в текущем году, квартальные платежи за негативное воздействие на окружающую среду вносить не нужно, достаточно оплатить платеж в полном объеме 1 марта следующего за отчетным периодом года. По закону арифметики 0/4=0.

Куда идет плата за негативное воздействие

Согласно бюджетной системы РФ денежные средства перечисляемые Росприроднадзору за оплату негативного воздействия в 2016 году распределяются в следующем порядке. 5% в федеральный бюджет, 40% в бюджеты субъектов РФ, 55% в бюджеты муниципальных районов и городских округов. Исключение составляют города федерального назначения (Санкт-Петербург, Москва, Севастополь): 5% в федеральный бюджет, 95% в городской бюджет.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Разработка и согласование годовой декларации по негативному воздействию (отходы, выбросы, сбросы) по Москве и Московской области.

Скачать Постановление 913 О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах

  • Федеральный закон 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
  • Постановление 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления»
  • Постановление 7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках»
  • Постановление 1219 «О коэффициентах к нормативам платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления»
  • Постановление 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Плату за выбросы в атмосферный воздух таких веществ, как пыль абразивная, углерод (сажа), железа оксид, следует рассчитывать исходя из ставки платы по взвешенным веществам

<Письмо> Росприроднадзора от 16.01.2017 N АС-03-01-31/502 «О рассмотрении обращения»

Указывается, что выбросы загрязняющих веществ, которые по своим физическим свойствам относятся к твердым частицам, присутствуют в Перечне загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-р, и индивидуально поименованы, нормируются индивидуально. Все остальные вещества, относящиеся к твердым частицам по своим физическим свойствам, целесообразно учитывать в составе выбросов как «взвешенные вещества». Утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» ставки платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками содержат позицию «взвешенные вещества». Отнесение указанных веществ к взвешенным веществам (пункту 10 «взвешенные частицы РМ10»; пункту 11 «взвешенные частицы РМ2,5»; пункту 12 «взвешенные вещества» Перечня), в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, должно производиться в соответствии с размером их твердых частиц.

Направления работы Минприроды России

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее – плата) взимается за следующие его виды:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Пунктом 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ определено:

плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории;

плательщиками платы при размещении отходов, за исключением ТКО, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы;

плательщиками платы при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) ТКО – это:

  • отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
  • товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд;
  • отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Согласно Федеральному закону от 28.12.2016 № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» переход на новую систему тарифного регулирования, в рамках которой плата за размещение ТКО в обязательном порядке должна быть включена в тарифы регулируемых организаций, предусмотрен с 01.01.2018.

Тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, установленные в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» применяются до 01.01.2018 (пункт 7 статьи 23 Федерального закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Закон № 458-ФЗ)).

Пунктом 9 статьи 23 Закона № 89-ФЗ установлено, что расходы на плату при размещении ТКО учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с ТКО, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с ТКО.

Федеральным законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 23 Закона № 458-ФЗ дополнена пунктом 10, устанавливающим, что плата за размещение ТКО за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается.

Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля (пункт 2 статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ).

В отношении отходов производства и потребления платежной базой для исчисления платы является объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (пункт 1 статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ). Согласно пункту 3 статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого класса опасности отходов производства и потребления.

При определении платежной базы учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение (пункт 4 статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ).

Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате (пункт 5 статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 16.3 установлено, что плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных статьей 16.3 Закона № 7-ФЗ, и суммирования полученных величин.

Ставки платы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» (далее – Постановление № 913).

В целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы к ставкам такой платы применяются коэффициенты, предусмотренные пунктом 6 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ.

Коэффициенты, предусмотренные пунктом 5 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ к ставкам платы за размещение отходов производства и потребления применяются с 01.01.2020 (пункт 7 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 219-ФЗ).

С 01.01.2016 до 31.12.2019 к ставкам платы за размещение отходов применяются коэффициенты, предусмотренные пунктом 8 статьи 11 Закона № 219-ФЗ.

Пунктом 2 Постановления № 913 установлено, что в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, ставки платы применяются с использованием дополнительного коэффициента 2. Указанный коэффициент применяется в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральным законом от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Федеральным законом от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», Федеральным законом от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».

Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации (далее — Места) утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 № 631-р в соответствии с Федеральным законом от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (далее — Закон № 82-ФЗ).

Вместе с тем Законом № 82-ФЗ не определено, что Места являются особо охраняемыми территориями или объектами.

Наряду с этим, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (далее — Закон № 49-ФЗ) территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации — особо охраняемые территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее — территории традиционного природопользования).

Порядок образования территорий традиционного природопользования определен Главой II Закона № 49-ФЗ.

Соответственно, если Места, определённые распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 № 631-р, расположены в границах территорий, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, в том числе территорий традиционного природопользования, либо объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, то в отношении данных территорий и объектов применяется дополнительный коэффициент 2.

Отчетным периодом в отношении внесения платы признается календарный год (пункт 2 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ).

Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (пункт 3 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ).

Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы, уплаченной за предыдущий год (пункт 3 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 (далее – Правила № 255), контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.

Пунктом 10 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ установлено, что при исчислении платы лица, обязанные вносить плату, вправе самостоятельно осуществлять корректировку ее размера в порядке, установленном Правилами № 255.

Согласно пункту 2 статьи 16.5 Закона № 7-ФЗ излишне уплаченные суммы платы подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету переплаты в счёт будущего отчётного периода.

Пунктом 36 Правил № 255 предусмотрено, что сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования соответствующего заявления.

В связи с чем, лица, внесшие в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации плату, вправе возвратить излишне уплаченную сумму платы или зачесть её в счёт будущего периода.

Решения о зачёте (возврате) принимаются Росприроднадзором в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 48 Правил № 255).

Несвоевременное или неполное внесение платы лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки (пункт 4 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ).

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды установлена административная ответственность.

Согласно статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невнесение в установленные сроки платы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей, на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – Объекты), в соответствии с Законом № 7-ФЗ (пункт 2 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ).

Объекты в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории. К объектам IV категории относятся объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду (пункт 1 статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ). Отнесение Объекта к соответствующей категории осуществляется на основании критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029, при его постановке на государственный учет. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об Объекте (пункт 4 статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ).

Государственный учет Объектов осуществляется в форме ведения государственного реестра Объектов (пункт 3 статьи 69 Закона № 7-ФЗ), порядок создания и ведения которого установлен Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 (далее – Правила № 572).

Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции включают сведения об Объекте в федеральный или региональные реестры Объектов в течение 10 дней со дня получения заявки о постановке Объекта на государственный учет и выдают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке данного Объекта на государственный учет (пункт 25 Правил № 572).

Согласно пункту 4 статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ присвоение Объекту соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет Объектов.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на Объектах, в порядке, установленном Законом № 7-ФЗ, выдается свидетельство о постановке на государственный учет Объектов (пункт 11 статьи 69 Закона № 7-ФЗ).

У юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязанность по внесению платы прекращается после постановки на государственный учет Объекта, которому присвоена IV категория.

Соответственно, за отчетный период, предшествующий постановке на государственный учет Объекта, плата должна быть внесена в полном объеме в установленном порядке.

Декларация о плате представляется ежегодно в срок не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту учета Объекта (Порядок представления декларации о плате и ее форма утверждены приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 (далее – Приказ)).

Согласно Приказу декларация о плате представляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Представление декларации о плате на бумажном носителе допускается в следующих случаях:

— при годовом размере платы за предыдущий отчетный период равном или менее 25 тысяч рублей;

— в случае отсутствия у лица, обязанного вносить плату, технической возможности подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Декларация о плате, представляемая лицом, обязанным вносить плату, на бумажном носителе, прилагаемый к ней реестр документов подписываются руководителем юридического лица (или лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на подписание декларации о плате от имени юридического лица) либо индивидуальным предпринимателем. Декларация о плате должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью (при ее наличии).

В случае, если Объекты находятся на территории разных субъектов Российской Федерации, по каждому субъекту Российской Федерации лицами, обязанными вносить плату, представляется отдельная декларация о плате.

В случае, если на территории субъекта Российской Федерации расположено несколько Объектов, то представляется одна декларация о плате.

Раздел 3 декларации о плате «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления» заполняется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Он заполняется по каждому Объекту, объекту размещения отходов отдельно.

В случае размещения отходов на объектах размещения отходов, не принадлежащих лицу, обязанному вносить плату, на праве собственности либо ином законном основании, данный раздел заполняется исходя из того, на каких объектах размещения отходов размещаются отходы.

Все операции с отходами отражаются в расчетах за тот отчетный период, в котором данная операция была отражена в материалах учета в области обращения с отходами.

В столбце 11 таблицы раздела 3 декларации о плате в строках справочно указывается фактическое количество ТКО, переданных по договорам оператору по обращению с ТКО, региональному оператору по обращению с ТКО, осуществляющим деятельность по их размещению. При отсутствии фактического количества ТКО, переданных по договорам оператору по обращению с ТКО, региональному оператору по обращению с ТКО, осуществляющим деятельность по их размещению, в столбце 11 таблицы раздела 3 декларации о плате ставится прочерк.

Раздел 3.1 декларации о плате «Расчет суммы платы за размещение ТКО» заполняется региональными операторами по обращению с ТКО, операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по их размещению, по каждому Объекту, объекту размещения отходов отдельно.

Согласно пунктам 6-7 статьи 23 Закона № 89-ФЗ при размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, плата не взимается. Исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, в том числе соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ.

Вопросы, касающиеся подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов регулируются Положением о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 № 467, и Порядком проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденным приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66.

В случае если объект размещения отходов не оказывает негативного воздействия на окружающую среду, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования принимает решение о подтверждении (неподтверждении) исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов, направленным в адрес лица, эксплуатирующего объект размещения отходов, при заполнении разделов 3 и 3.1 декларации о плате указываются реквизиты такого решения.