Районный коэффициент на МРОТ

Начисляется ли районный коэффициент на МРОТ в 2019 году?

Заработная плата и МРОТ: правовые основы

Районный коэффициент — что это такое?

Входит районный коэффициент в МРОТ или нет (включается ли в размер минимальной оплаты труда)?

Заработная плата и МРОТ: правовые основы

Прежде всего, разберемся, что представляют собой понятия «заработная плата» и «МРОТ». В соответствии с положениями ст. 129 ТК РФ заработная плата работника складывается из следующих составных частей:

  • основного вознаграждения (оклада, сдельного или повременного заработка);
  • компенсационных выплат (надбавок за работу в условиях особого, в том числе климатического, характера; районные коэффициенты относятся именно к этой категории;
  • стимулирующих выплат (премий и иных видов поощрений).

Ст. 130 ТК РФ устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в качестве одной из государственных гарантий по выплате работникам вознаграждения за выполненную ими работу. С 01.01.2019 года размер МРОТ составляет 11 280 руб. в месяц.

При расчете размера заработной платы, начисляемой работнику за фактически отработанное им время, важно знать, какие именно части выплаты учитываются при оценке ее соответствия законодательно установленному минимуму. Как правило, затруднения возникают при начислении компенсационных выплат, в частности надбавок, рассчитанных на основании районного коэффициента.

Районный коэффициент — что это такое?

Работа в условиях неблагоприятного климата должна быть вознаграждена должным образом. Именно поэтому, согласно ч. 2 ст. 146 и ст. 148 ТК РФ, труд лиц, работающих на территориях, характеризующихся особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Районные коэффициенты являются основным инструментом, позволяющим работодателю рассчитать размер заработка трудящегося, не нарушив при этом законодательные требования.

В соответствии с положениями ст. 316–317 ТК РФ размер районных коэффициентов, а также порядок их применения устанавливается Правительством РФ. Эта же статья предоставляет органам государственной власти и местного самоуправления в субъектах РФ право на самостоятельное определение размера районного коэффициента. Установленный на этом уровне коэффициент может отличаться от значения, зафиксированного Правительством, но только в большую сторону. Уменьшать размер надбавки нельзя.

Применяется такая надбавка очень просто: берется заработок работника за месяц и умножается на установленный для конкретного района коэффициент. Полученная зарплата облагается подоходным налогом и перечисляется работнику.

Вопрос о том, начисляется ли районный коэффициент на МРОТ, волнует работодателей, привлекающих работников к труду на территориях с особым климатическим характером. Это неудивительно, ведь нарушение прав трудящихся может повлечь за собой многочисленные досудебные и судебные разбирательства и наложение на работодателя сопутствующих штрафных санкций. Так, в соответствии с ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ размер штрафа варьируется:

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.

Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

  • для должностных лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • организаций — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Далее ответим на вопрос, входит районный коэффициент в МРОТ или нет.

Входит районный коэффициент в МРОТ или нет (включается ли в размер минимальной оплаты труда)?

Постановление Конституционного суда РФ «По делу о проверке конституционности…» от 07.12.2017 № 38-П содержит четкий ответ на вопрос, входит ли в МРОТ районный коэффициент. Согласно тексту документа действующие нормы трудового законодательства не предполагают включение в МРОТ районных коэффициентов, начисляемых за осуществление работником трудовой функции на территориях, характеризующихся особыми климатическими условиями.

Такая позиция обоснована тем, что законодатель гарантирует (в ч. 2 ст. 148 ТК РФ) повышенную оплату труда лицам, работающим на территориях с особыми климатическими условиями труда. МРОТ при этом является общей гарантией, предоставляемой всем трудящимся на всей территории России (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).

Включение районного коэффициента в состав МРОТ повлекло бы за собой возникновение следующий ситуации: работник, отработавший установленную норму времени в благоприятном климате, получил бы зарплату, аналогичную той, что была бы выплачена лицу, трудящемуся на территории с особыми условиями. При этом гарантия повышенной оплаты работы, выполняемой в неблагоприятных условиях, утратила бы свое содержание.

Таким образом, при расчете итогового размера зарплаты трудящегося работодатель должен начислить ему заработок в размере не менее установленного МРОТ, а затем, исходя из значения этого заработка, рассчитать размер надбавки в соответствии с действующим в определенном районе коэффициентом.

***

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Итак, МРОТ и районный коэффициент при расчете размера заработка лица, трудящегося в неблагоприятных условиях, исчисляются отдельно. В постановлении № 38-П указывается на то, что МРОТ является общегосударственной гарантией, действующей на всей территории РФ без учета особых климатических и иных условий труда. Именно поэтому ответ на вопрос, включается ли районный коэффициент в МРОТ, является однозначным: нет, не включается.

Определение размера такой надбавки производится уже после начисления зарплаты. Таким образом, трудящийся в благоприятных условиях работник, заработок которого равен МРОТ, фактически получит меньшую зарплату, чем работник, трудящийся в условиях Крайнего Севера и получающий за свою работу так называемую минималку.

***

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Зарплата».

Районный коэффициент и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав МРОТ

Соболева Е. А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В Постановлении КС РФ от 07.12.2017 № 38-П был рассмотрен вопрос о включении районного коэффициента и процентной надбавки, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в частности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в состав минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ).

Положения трудового законодательства

В соответствии с ч. 2 ст. 146 и ст. 148 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере; оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. При этом размер районного коэффициента и процентной надбавки, порядок их применения для расчета зарплаты работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ (ст. 316 – 317 ТК РФ). Кроме того, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов РФ, государственных учреждений субъектов РФ, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть определен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями.

Согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно по всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата лица, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.

В то же время ст. 133.1 ТК РФ предусмотрено, что в субъекте РФ региональным соглашением может быть установлен размер минимальной заработной платы для работников региона, за исключением сотрудников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

К сведению: Сотрудники Минздравсоцразвития в своем Письме от 09.07.2010 № 22-1-2194 отметили, что заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже МРОТ. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже данного размера.

Позиция арбитров

В комментируемом постановлении арбитры отметили, что повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы с учетом требования об обеспечении МРОТ. Это значит, что районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в частности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав МРОТ. Если допустить обратное, то месячная зарплата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание.

Следовательно, районный коэффициент и процентную надбавку необходимо начислять сверх МРОТ для лиц, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Отметим, что это не единственное постановление. Ранее арбитры придерживались мнения о том, что включение в МРОТ районного коэффициента и процентной надбавки зависит от того, в какой местности работает сотрудник:

– если он трудится в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то заработная плата должна устанавливаться в размере не менее МРОТ, после чего к ней нужно начислить районный коэффициент и процентную надбавку за стаж работы в данных районах и местностях (Обзор ВС РФ от 26.02.2014, определения ВС РФ от 29.07.2011 № 56-В11-­10, от 24.06.2011 № 3-В11-­16). Это связано с тем, что ст. 315 ТК РФ установлено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате;
– если он работает в местностях с особыми климатическими условиями, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в таком случае действует право на повышенную оплату труда, установленное ст. 146 ТК РФ. В силу ст. 133 ТК РФ обязательным условием при начислении ежемесячной зарплаты работнику, полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), является установление ее размера не ниже МРОТ. Для указанных работников зарплата, включающая районный коэффициент и процентную надбавку, превышает МРОТ. А значит, права таких работников не нарушены. Данные разъяснения были представлены в Определении ВС РФ от 08.08.2016 № 72-КГ16­-4.

* * *

В заключение отметим, что комментируемое постановление – это постановление КС РФ, который поставил точку в сложившемся споре. Он указал, что МРОТ – общая гарантия, предоставляемая работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ). Согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ величина МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ, то есть без учета природно­климатических условий различных регионов страны. Соответственно, районный коэффициент и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в частности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в состав МРОТ не включаются. Кроме того, за установление заработной платы в меньшем размере, чем определено трудовым законодательством, предусмотрен административный штраф ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ: для должностных лиц – в размере от 10 000 до 20 000 руб.; для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб.

В связи с вступлением в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-п обязательно ли начисление районного коэффициента и процентной «северной» надбавки сверх размера минимальной заработной платы, установленного региональным соглашением о минимальной заработной плате (Красноярский край, г. Красноярск)?

6 апреля 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Выявленный Конституционным Судом РФ в постановлении от 07.12.2017 N 38-П конституционно-правовой смысл положений статей 129 и 133.1 ТК РФ является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. Поэтому районный коэффициент и процентная надбавка не должны включаться в размер минимальной заработной платы, установленный региональным соглашением о минимальной заработной плате. Указанные доплаты начисляются на заработную плату работников после доведения ее до установленного соглашением размера минимальной заработной платы.
В настоящее время в Красноярском крае региональное соглашение о минимальной заработной плате не заключено, поэтому месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. Поскольку районный коэффициент и процентная надбавка в состав МРОТ не входят, заработную плату работников, трудящихся на территории г. Красноярска, следует сначала сравнить с МРОТ и при необходимости довести до МРОТ, а потом на получившуюся сумму начислить районный коэффициент и процентную надбавку.

Обоснование вывода:
В соответствии с частью третьей ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ).
Согласно части первой ст. 133.1 ТК РФ в субъекте РФ региональным соглашением может быть установлен размер минимальной заработной платы (РМЗП)*(1).
В этом случае месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта РФ, не может быть ниже размера минимальной заработной платы (далее также — РМЗП) в этом субъекте РФ при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности), если этот работник состоит в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует региональное соглашение о минимальной заработной плате или на которого оно распространено в порядке, предусмотренном ТК РФ (часть одиннадцатая ст. 133.1 ТК РФ)*(2).
Отметим, что до недавнего времени вопрос о том, входят ли районный коэффициент и процентная надбавка в размер минимальной заработной платы в субъекте РФ, решался с учетом содержания конкретного регионального соглашения. Если в региональном соглашении прямо подчеркнуто, что в установленный таким соглашением минимум входят все элементы заработной платы, включая районный коэффициент и процентную надбавку, такая ситуация признавалась правомерной. Верховный Суд РФ в Обзор судебной практики за III квартал 2012 года включил тезис о том, что в этом случае коэффициент и надбавка не подлежат применению к РМЗП. В ситуациях, когда региональные соглашения заключены без прямого указания на включение выплат за работу в особых климатических условиях в состав РМЗП и о необходимости их начисления сверх РМЗП эти соглашения также умалчивают, судами делался вывод о том, что коэффициент и надбавка уже включены в РМЗП и начислять их на установленную соглашением величину оснований не имеется. Суды исходили из того, что региональный минимум предусмотрен для зарплаты в целом, а районный коэффициент и процентная надбавка в силу ст. 129 ТК РФ являются частью заработной платы (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Иркутского областного суда от 09.11.2017 по делу N 33-10343/2017, апелляционное определение СК по гражданским делам Иркутского областного суда от 12.10.2017 по делу N 33-9377/2017, определение Забайкальского краевого суда от 29.07.2015 N 33-3043/2015, определение Челябинского областного суда от 17.03.2015 N 11-1632/2015, определения Алтайского краевого суда от 16.07.2014 N 33-5770-14 и от 03.12.2013 N 33-9778/2013, определения Хабаровского краевого суда от 24.04.2013 N 33-2657/2013 и от 15.03.2013 N 33-1594/2013).
Вместе с тем выявленный Конституционным Судом РФ в постановлении от 07.12.2017 N 38-П (далее — Постановление) конституционно-правовой смысл положений ст. 133.1 ТК РФ обязывает правоприменителей полностью пересмотреть подход к решению вопроса о соотношении РМЗП с доплатами за труд в особых климатических условиях. Как указано в постановлении, положения статей 129 и 133.1 ТК РФ не противоречат Конституции РФ, поскольку не предполагают включения в состав минимальной заработной платы в субъекте РФ районных коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Конституционный Суд РФ также отметил, что закон не предусматривает полномочия социальных партнеров, заключающих региональное соглашение, помимо размера минимальной заработной платы самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов и процентных надбавок.
В этом же Постановлении указано, что выявленный в нем конституционно-правовой смысл положений статей 129 и 133.1 ТК РФ является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. Это утверждение базируется на норме ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которой с момента вступления постановления КС РФ в силу не допускается применять нормативный акт в истолковании, расходящемся с тем, что дал КС РФ в этом постановлении.
Таким образом, районный коэффициент и процентная надбавка не должны включаться в размер минимальной заработной платы, установленный региональным соглашением. Указанные доплаты начисляются на заработную плату работников после доведения ее до установленного соглашением РМЗП.
Размер минимальной заработной платы в Красноярском крае был установлен Региональным соглашением от 23.12.2016 (далее — Региональное соглашение). При этом указанное Региональное соглашение предусматривало, что в РМЗП включаются в том числе выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями.
Вместе с тем указанное соглашение действовало только по 31 декабря 2017 года. По информации, размещенной в сети Интернет, в настоящее время такое соглашение не заключено, а ведутся переговоры по разработке и заключению Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Красноярском крае на 2018 год (смотрите, например, информацию на сайте http://www.krasmedprof.ru/feeds/news/regionalnoe-soglashenie-o-mrot-v-kra snoyarskom-kra/).
Поскольку в настоящее время в Красноярском крае региональное соглашение о минимальной заработной плате не заключено, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.
При этом в Постановлении Конституционный Суд РФ также пришел к выводу, что положения статей 129 и 133 ТК РФ не противоречат Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу не предполагают включения в состав МРОТ районных коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Иными словами, районный коэффициент и процентная надбавка в состав МРОТ не входят (смотрите также определение Конституционного Суда РФ от 16.01.2018 N 4-О). Поэтому заработную плату работников, трудящихся на территории г. Красноярска, следует сначала сравнить с МРОТ и при необходимости довести до МРОТ, а потом на получившуюся сумму начислить районный коэффициент и процентную надбавку.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Наумчик Иван

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

13 марта 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Региональное соглашение от 17 декабря 2018 г. «О размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2019-2021 годы»

Минимальная заработная плата в Алтайском крае.

Действие Соглашения распространяется на работодателей, осуществляющих деятельность на территории Алтайского края, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета. Минимальная заработная плата в Алтайском крае устанавливается для работников бюджетного сектора экономики, работников сельского хозяйства, работников, участвующих в общественных работах или временно трудоустроенных по договорам между работодателями и органами службы занятости, а также для работников из числа граждан с инвалидностью, трудоустроенных по договорам о создании или выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты в общественные организации инвалидов, — в соответствии с Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда»; для работников внебюджетного сектора экономики с 1 января 2019 г. — 13 000 руб. (без учета районного коэффициента). Размер месячной заработной платы работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленного Соглашением.

Соглашение вступает в силу со дня его официального опубликования и действует по 31 декабря 2021 г.

Минтруд сообщил, с какой даты «северные» надбавки нужно начислять «поверх» МРОТ

Как известно, месячная заработная плата работника, который полностью отработал за этот период норму рабочего времени, не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ст. 133 ТК РФ). При этом долгое время шли споры о том, включаются ли в состав МРОТ надбавки и компенсации за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Одни суды указывали на то, что районный коэффициент за работу в местностях с неблагоприятными климатическими условиями нужно начислять сверх зарплаты, доведенной до МРОТ. Другие заявляли, что установление оклада (тарифной ставки) в размере меньше «минималки» не является нарушением трудового законодательства при условии, если общий размер зарплаты, включающий в себя все ее элементы, в том числе районный коэффициент, будет не меньше МРОТ.

Точку в споре поставил Конституционный суд РФ. В постановлении от 07.12.17 № 38-П этот суд указал: «северные» надбавки должны начисляться после определения размера зарплаты и выполнения требования о соответствии заработной платы установленному уровню МРОТ. То есть зарплата работников «северных» организаций должна быть определена в размере не менее МРОТ. Только после этого на зарплату следует начислять районный коэффициент и надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера и и приравненных к ним местностям (см. «Конституционный суд: «северные» надбавки и районный коэффициент должны начисляться «поверх» МРОТ)».

Как пояснили в Минтруде, поскольку в постановлении Конституционного суда № 38-П порядок, сроки и особенности его исполнения не оговорены, то оно действует с момента его провозглашения (то есть с 7 декабря 2017 года) и распространяется на правоотношения, возникшие после указанной даты.